памирцы, хорог, бадахшан, гбао, таджикистан, силовая операция, протесты, медиа, сми Акцию протеста в Хороге разгоняли слезоточивым газом. Будучи представителями ираноязычных народов, еще в I тысячелетии до нашей эры памирцы являлись приверженцами зороастризма.
Кто такие памирцы?
Памирцы не попадают в мировые новости, не борются за независимость, не стремятся создать собственное государство. Это мирные люди, привыкшие к изолированной жизни в горах. Местные также поговаривают, что памирцы являются потомками Александра Великого, который отправлялся в труднодоступные горные долины Памира в IV веке до н. э. Представители. Памирцы — единственная в своем роде исмаилитская нация. Ученые выяснили, что популяции памирцев объединяет общее прошлое с населением Таримского бассейна раннего бронзового века, которое известно благодаря таримским мумиям. Основная "база" у "памирцев" находится в ТЦ "Колумбус" в столичном спальном районе Чертаново.
Кто такие памирцы, где живут, культура, традиции
Памирцы самостоятельная этническая группа, коренное населения Горного Бадахшана, являющиеся этноконфессиональным меньшинством в составе таджикской нации. Кроме того, памирцев, кхо и буришей сближает общее субстратное наследие доиндоевропейских аборигенов Памиро-Гиндукуша, остатками которых и являются буриши. Pamir Daily News обратилось к специалистам из памирской диаспоры, чтобы они разъяснили вопрос этнической и национальной принадлежности памирцев. Представляем вниманию.
«Памирцы», отпущенные из СИЗО, выложили издевательские посты в Интернете
Они не воруют, не лицемерят. Обычно женщины их не закрывают лиц…» И сейчас в бадахшанцах сохраняется та же естественность и природный демократизм, а по положению в обществе многие даже называют Бадахшан «царством матриархата». После образования ГБАО в 1925 г. К настоящему времени исмаилизм в сознании памирцев полностью отождествляется с шиизмом. Впрочем, и дореволюционные историки-востоковеды отмечали, что одной из особенностей памирского исмаилизма являлась неосведомленность верующих о его особенностях: даже руководители общины не могли четко изложить сущность исмаилитского вероучения. В последние годы население Памира, как и Таджикистана в целом, обратилось к своему религиозному прошлому. Деятельность Ага-Хана IV, оказывающего гуманитарную помощь населению, разоренному гражданской войной, сделала его в глазах памирцев чуть ли не живым богом. Хотя облик нынешнего имама исмаилитов довольно современен. Ага-Хан IV — Керим, родился в 1936 г. Раннее детсво он провел в Кении, затем в течение девяти лет учился в престижной школе в Швейцарии, а в 1959 г.
Но более значительное событие в его жизни произошло двумя годами раньше — в 1957 г. В течение многих лет представители семьи Ага-Ханов играли существенную роль в международной поитике. Активно действует созданная 35 лет назад Организация Ага-хана по развитию, занимающаяся вопросами здравоохранения, образования, экономического развития и культуры. Гуманитарная программа финансируется многими правительственными организациями, в том числе тремя государственными агентствами США - Госдепартаментом, Агентством международного развития, Департаментом сельского хозяйства; Канадским департаментом иностранных дел; Европейским сообществом; правительствами Нидерландов и Швейцарии, многими негосударственными организациями. Для установления деловых контактов Ага-хан IV побывал с визитами во многих странах мира, в том числе и в России. Сюда он прибыл в январе 1995 г. Имам исмаилитов встретился в Москве со многими политическими деятелями, премьер-министром В. По мнению представителей этой Организации, связи России с Таджикистаном играли и будут играть значительную роль в жизни населения республики, в том числе и исмаилитов Горно-Бадахшанской автономной области. В Средней Азии Организация работает уже десятый год.
Первоначально ее усилия были направлены на развитие культуры: с 1986 г. Самарканда Узбекской ССР. С 1992 г. Как известно, в ходе гражданской войны эта горная область с населением 215 тыс. Не имея своей промышленной структуры, памирцы оказались на грани вымирания. Эвакуация больных из Бадахшана. Фото С. В декабре 1992 г. Фонд представил властям ГБАО программу социально-экономического развития региона, в разработке которой участвовали эксперты нескольких западноевропейских стран.
Для реализации программы, рассчитанной на три года, Фонд выделил 15 млн.
Это 16-17 часов на машине. Автобусы вместе с Советским Союзом исчезли. Была ещё дорога на Ош. Но Рахмон с кыргызами поссорился. Они её закрыли. Ещё 5 лет назад из Хорога можно было самолётом в Душанбе улететь. Теперь нельзя. Бадахшан совсем закрыли", - рассказала cronos. После 80-х годов новых дорог в Горном Бадахшане так и не появилось Отсутствие сколь-либо значимых инвестиций в пусть и богатый, но малонаселённый Горный Бадахшан с населением около 300 тысяч человек, вкупе с фактической оторванностью автономии от внешнего мира привели к невероятному уровню безработицы.
По информации памирских активистов она сегодня составляет до 80 процентов. В свою очередь массовая безработица ведёт к активному оттоку людей из области, а также способствует росту преступности. Отсюда и наблюдаемая политизация жителей ГБАО в виде выдвигаемых требований к официальному Душанбе, которые всё чаще перерастают в акции протеста. Главным из этих требований является напоминание, что Горный Бадахшан всё же является автономией, которой стал ещё во времена Российской Империи в силу своих исторических, языковых и культурных отличий от остальной части нынешнего Таджикистана. Местные активисты считают, что официальный Душанбе должен учитывать мнение бадахшанцев, и как минимум согласовывать со старейшинами назначение всех первых руководителей автономии, а ещё лучше дать возможность выбирать себе председателя области. Случайных людей в Горный Бадахшан никогда не назначали. А те, кто приходил, всегда с людьми советовались. Узнавали, что делать надо, какие проблемы есть. Теперь всё не так. Рахмон не любит Памир.
За всё время только Ёдгор Файзов всех устраивал. Но он всего 3 года председателем был, вместо него Рахмон поставил генерала Мирзонабота, который мало кому нравится. Говорят, это у так называемого "Пешвои миллата" Лидера нации со времён гражданской войны осталось, когда бадахшанцы выступали против его Народного фронта. С тех пор и мстит", - поделился своим мнением с CA Cronos ныне живущий в России сторонник "памирских активистов" Зафар Бахтибекзода.
Мы видели в Казахстане, когда внутренние проблемы послужили толчком для влияния внешних сил. Посмотрим, как будет дальше развиваться конфликт, как его удастся купировать, как из него будут выходить, — считает политолог. Специалист по вопросам безопасности в Центральной Азии Рустам Бурнашев отмечает, что есть большое недовольство населения Горно-Бадахшанской автономной области по отношению к политике, которую проводят власти страны.
Сотрудники МВД Киргизии в одном из сел Баткенского района на киргизско-таджикской границе — В частности, это недовольство по статусу данной области. То есть де-юре она автономна, но степень этой автономности очень низкая. Центральные власти усиливают давление на нее с помощью административных рычагов, прежде всего через назначение главы области, руководителя силовых структур. Население хочет ту степень автономности, которая предоставлена Конституцией Таджикистана. Это выливается в те или иные столкновения. Это привело к тому, что центральная власть зачем-то стала применять силу для разгона митингующих, к сожалению, есть погибшие, — сообщил специалист. По его словам, выступления местного населения в защиту прав и свобод в Таджикистане происходят регулярно, особенно в Горно-Бадахшанской автономной области.
Выступления за соблюдение уровня автономности проходят регулярно. С точки зрения населения там нет ничего нового, но с точки зрения властей — есть. Последовавшая реакция со стороны правительства была, безусловно, жесткая, давно не было такого, чтобы было целенаправленно отдано распоряжение стрелять по населению, — добавил политолог. Бурнашев полагает, что существует несколько сценариев развития ситуации. Вполне возможно, что протесты могут пойти на спад — это оптимальный сценарий для Душанбе. Другой сценарий может быть связан с тем, что степень недовольства будет сохраняться и население так же, как и раньше, будет выходить с требованиями, чтобы голос был услышан, но это всё же вариант стабилизации. Есть вариант худший для Душанбе, он связан с внешним влиянием на Горный Бадахшан.
Там проживает субэтническая таджикская группа — памирцы, они находятся и в Афганистане, и частично в Пакистане.
Отсутствие руководителя у восставших крестян способствовало тому, что представители местных феодалов пытались использовать восстание в своих интересах. Одним из таких попутчиков оказался некий Манзаршо из Рушана - человек довольно влиятельный, который пользовался среди верхушки феодалов авторитетом. Манзаршо пытался взять инициативу в свои руки. Не оставался в стороне также и шугнанский ишан Сейид-Фаррух-ша, который всячески уговаривал крестьян «успокоиться», то есть подчиниться афганским войскам. Господствующая верхушка, боясь дальнейшего распространения крестьянских восстаний, организовала заговор против них. По инициативе шохдаринских аксакалов к бадахшанскому миру через ваханский Сархад был послан специальный представитель с извещением о событиях в Шугнане. Получив подробные сведения о восстании в Шугнане, бадахшанский губернатор сердар Абдулла-хан снарядил специальный карательный отряд во главе с Сейид-Али-ханом.
В состав отряда входили хазарейский батальон и две роты других войск при двух орудиях. Сейид Фаррух-ша, получив известие о прибытии афганского войска, тайно послал сердару Абдулла-хану письмо о помиловании, отдавая ему в подарок свою дочь Ходжабегим. Манзаршо убежал в Дарваз. Правящие круги Афганистана в страхе перед возмутившимися массами любой ценой пытались быстрее подавить восстание. В этом большую помощь оказывали местные феодалы, которые сразу вошли в союз с войсками Абдурахман-хана. Афганским войскам не удалось быстро подавить восстание. Сгруппировав свои силы, крестьяне дали в районе Калаи Барпанджа первое сражение афганцам. Но, не имея достаточных сил, после первого крупного столкновения отступили по направлению к Рушану.
В кишлаке Ниводак, в самом узком месте на берегу Пянджа произошла вторая крупная стычка, в которой повстанцы потерпели поражение. Преследуя их, войска Абдурахман-хана без особого труда заняли рушанскую крепость Калаи Вомар. Крупные столкновения между афганцами и повстанцами произошли в шугнанском кишлаке Шидвуд и рушанском Чоснуд, где погибло множество людей с обеих сторон. Но в итоге победу праздновали афганцы. Многим шугнанским повстанцам отрубили голову, однако зверства победителей на этом не завершились. Отрубленные головы они привязывали к шеям пленников. Калъаи Вомар Массовый геноцид Уже в середине 1886 года после подавления восстания иноземцы приступили к своим обычным методам «правления страной» - грабежам, убийствам и насилию над крестьянами Шугнана, Рушана и Вахана. Результатом этого явилось массовое бегство жителей обоих берегов Пянджа в китайский Сариколь, Фергану и Бухарские владения Дарваз.
Автор книги «Восточная Бухара и Памир во второй половине XIX века» академик Баходур Искандаров пишет, что он самолично был очевидцем рассказа 125-летнего старика Шукурова из кишлака Ниводак о чудовищном гнете афганских войск. Интересно, что в 1990-е годы, когда в Таджикистане шла гражданская война, среди небольшой части памирцев царили проафганские настроения. Эти настроения активно поддерживали полевые командиры боевиков, отступившие с равнинных территорий в горные районы ГБАО и получившие идейную и материальную поддержку из соседнего Афганистана. Они убеждали жителей ГБАО в том, что афганцы близки им не только в географическом отношении, но и по духу. Как мы видим, исторические факты не подтверждают последнее. Российский исследователь штабс-капитан Бронислав Громбчевский, направлявшийся со своей экспедицией в Кафиристан, в письме на имя русского консула в Кашгаре Н. Петровского подробно рассказывал о тех бедствиях, которые обрушились на жителей Шугнана и Рушана после захвата его афганцами. Все, способные носить оружие, были перебиты, девушки и молодые женщины захвачены, а дети более знатных и влиятельных семейств высланы в Кабул.
Население бежало к своим соплеменникам - сарыкольцам. Мы шли три дня по дороге, буквально усыпанной трупами животных, гниение которых порождало такое зловоние, что для ночлегов нам приходилось останавливаться в стороне от дороги. Повсюду попадались больные и раненые. Длинной вереницей шли женщины с грудными и малыми детьми на руках и за плечами. Словом, мы на каждом шагу видели такие ужасные картины народного бедствия, которые возможны только в шокирующей, мусульманской Азии, где один властелин, захватывая страну другого, считает себя вправе поголовно истребить население, а страну обратить в пустыню... Узнав во мне русского, они бросались на колени, целовали одежду и молили защитить их от преследований. Бедствие этих несчастных не поддается описанию». В верховьях Гунда, по сообщению того же Громбчевского, афганцы, захватив группу шугнанцев, бежавших на озеро Яшилькуль, расправились с ними с неслыханной жестокостью.
Памирские платья
Существование меньшинства в международном праве- это вопрос установление факта и включает объективные факторы такие как наличие общей этнической принадлежности, география проживания, языка или религии , и субъективные факторы люди должны идентифицировать себя таковыми. Международным правом общепризнано, что признание статуса меньшинства не является исключительной прерогативой государства, а основываться на приведенных объективных и субъективных критериях. В совокупности, все принципы автономии и характеристики населения ГБАО, закрепленные уже в национальном законодательстве, и являются бесспорными объективными факторами. Вторым условием является субъективный фактор, то есть право на самоопределение и это право, к сожалению, исторически и до сегодняшнего дня официально не было полностью предоставлено памирским народностям. Даже сейчас, так называемая часть «интеллигенции» памирского народа предлагает применить уголовное наказание ко всем, кто идентифицирует себя как памирцы, нарушая при этом нормы конституции и других законов. В историческом контексте это право было реализовано в 1926 году, когда всесоюзная перепись населения зарегистрировала в стране 190 этнических единиц, в том числе памирцы были включены в список народностей СССР. При проведении Всесоюзной переписи 1939 г.
Перепись 1939 г. Начиная с 1950-х гг. В качестве яркого примера этой политики может послужить факт уничтожения в 1972 г. Фирдавси в Душанбе. Чешко, где ученый выступил с предложениями о пересмотре национальной политики в стране, в качестве примера приведя ситуацию в ГБАО. Как писал С.
Поселение и жилище Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Специфическая среда обитания со сложным рельефом являлась важнейшим природно-географическим фактором при строительстве поселений и формировании архитектуры данной народности. Помимо специфического рельефа на народное зодчество оказывал влияние сухой, контрастный по температурам климат. Продолжительный теплый период года характеризуется почти полным отсутствием осадков и резкими суточными колебаниями температур. Холодный период устанавливается в ноябре и длится до апреля. Температурный режим меняется и по высоте. Обилие водных источников обеспечивает орошаемое земледелие, а луга в боковых ущельях на высоте свыше 3000 м — отгонно-пастбищное скотоводство. Мамадназаров 1977: 7-8 Ярко выраженные строительные традиции определяют региональный характер поселений, усадеб и жилых домов. При выборе места поселения учитывались возможности камнепадов, снежных лавин и паводковых вод.
Традиционная форма поселения горных таджиков — кишлак При большом количестве удобной для земледелия земли, жилища в кишлаке расположены свободно, при каждом доме имеется двор большей или меньшей величины и очень часто огороды и маленькие участки полей. Существуют кишлаки в которых жилища расположены по несколько групп на значительном расстоянии друг от друга, создавая впечатление отдельных хуторков, связанных друг с другом общими арыками, между которыми почти непрерывно тянутся участки полей и садов. В таких хуторках обычно живут близко родственные семьи. Если же кишлак расположен в неудобном для земледелия месте, тогда расположение жилищ очень сконцентрировано. Дворов в таком кишлаке почти нет, а жилища ступеньками располагаются по склону горы. Такие кишлаки встречаются обычно в узких горных ущельях. Водоснабжение кишлаков различно. По источникам снабжения и пользования водой можно разбить кишлаки на три категории: 1 — кишлаки, пользующиеся водой из горных ключей; 2 — пользующиеся водой главным образом из бурных горных потоков и речек; и 3 — пользующиеся идущими издалека, очень длинными арыками с более или менее медленным течением воды. Жилище горных таджиков, несмотря на кажущееся однообразие, представляет, однако, очень значительные различия, зависящие от природных строительных ресурсов, климата, бытовых навыков и от социального и имущественного положения его владельца. Обычно жилище одноэтажное, но если оно располагается на крутом откосе, то иногда внизу устраивается хлев.
Пристроенный второй этаж встречается очень редко в более крупных и богатых домах. Материалом для постройки обычно служит земля лесс или глина , из которой складывают стены. В кишлаках, расположенных в узких ущельях на каменистой почве, где лёсс дорог и малодоступен, большая часть жилищ и все надворные постройки сложены из камней, скрепленных глиной. Основой для крыши служат несколько бревен, положенных на стены, на которые кладется настил из жердей, засыпаемый сверху землей и глиной. Изнутри здания крыша поддерживается столбами. Жилище обычно делится на зимнее и летнее помещение. Зимняя часть — хона — представляет собой квадратное или прямоугольное помещение, большая часть пола которого приподнята в виде площадки или глинобитных нар, которые служат для спанья, сиденья и т. В проходе между нарами под отверстием в потолке, вырывается яма для стока воды, покрытая деревянной решёткой. В хона ведет небольшая дверь либо с улицы или двора, либо из летнего помещения. Окном для пропуска света служит отверстие в стене, имеющее обычно деревянную створку.
До 1930-х годов застекленных окон в горных кишлаках почти нигде ещё не было. Для отопления помещения устроена яма для разведения костра, которая служит для печения хлеба лепешек. Пищу готовят в очаге, который представляет собой выемку в виде срезанного сверху и сбоку конуса, с гладкими стенками и более широким дном. На дне выемки разводится огонь, а сверху ставится плоский, широкий котел. Отчего устраивается либо в специальном возвышении в углу или вдоль одной из стен, либо в проходе, толще нар. В хона держат зимой молодой скот и птицу, для чего сбоку от входа устраивается специальное помещение, закрываемое дверцей. Необходимо упомянуть о так наз. Для жилья служат небольшие хижины, сложенные из камней, часто не замазанные и не утепленные. Практически в каждом кишлаке имеется мечеть, за исключением самых маленьких Гинзбург, 1937: 17-24. Дома памирских таджиков не похожи на жилища других народов.
Их устройство остается неизменным на протяжении многих столетий, переходя от поколения к поколению. Каждый архитектурный элемент памирского дома имеет свой эзотерический смысл — доисламский и исламский. Каждый элемент дома имеет значение в жизни человека. Дом воплощает в себе целое мироздание, отражая божественную сущность человека и гармонию его отношения с природой.
Это символ веры, мужской власти, вечности мира и нерушимости дома. Около его укладывают в колыбель новорожденного мальчика. Столб Фатима — символ чистоты, хранителя домашнего очага. Во время свадьбы возле этого столба одевают и украшают невесту, чтоб она была такой же красивой как Фатима.
Столб Али — символ дружбы, любви, верности, соглашений. Когда жених привозит невесту в свой дом их усаживают возле этого столба чтобы их семейная жизнь была полна счастья и у них родились здоровые дети. Столб Хасан служит земле и охраняет её, заботясь о её процветании. Поэтому он длиннее других столбов и непосредственно соприкасается с землей. Столб Хусейн — символ света и огня. Около его читаются молитвы, религиозные тексты, совершается намаз и обряд зажигания свечи «чарогравшан» после смерти человека. Четырёхступенчатый свод дома — «чорхона», символизирует 4 стихии: земля, вода, ветер, огонь. Брак и семья Наиболее архаичной формой семьи у горных памирцев являлась большая патриархальная семья, основанная на принципах агнатного родства.
Неразделенность хозяйства являлась основой существования большой семьи, которая в свою очередь была основана на совместном владении землей. Во главе такой семьи стоял старейшина, распоряжавшийся всем имуществом, распределением работ в семье и другими делами. Внутри семьи господствовали патриархальные отношения, младшие беспрекословно подчинялись старшим, а все вместе старейшине. Однако с проникновением в районы расселения горных таджиков товарно-денежных отношений общинный уклад был подорван, что привело к разложению больших патриархальных семей. На смену патриархальной семье пришла семья моногамная, сохранявшая ещё в той или иной мере патриархальные отношения. С установлением Ислама было легализовано превосходство мужчины над женщиной. Согласно шариатным нормам муж имел преимущество в деле наследования, в качестве свидетеля, было узаконено право мужа на развод. Фактически положение женщины в семье зависело от степени её участия в производстве, сельском труде, поэтому в горных районах, где женщина принимала большее участие в производительной деятельности, её положение было относительно более свободным.
Значительную роль у таджиков играли родственные браки, они стимулировались также и по экономическим причинам. Особенно излюблены были кузенные браки, главным образом, женитьба на дочери брата матери и дочери брата отца. У горных таджиков первой церемонией связанной с браком являлось сватовство. Следующим этапом бракосочетания была помолвка. После сватовства и помолвки жених и невеста начинают скрываться от своей новой родни. В течение года собирается и уплачивается отцу невесты весь калым, в его сборе отцу жениха помогают родственники. Калым носил, главным образом, натуральный характер. Брак матрилокальный Кисляков 1951: 7-12.
В качестве следов матрилокальности брака остается обычай, по которому невеста после свадьбы пребывает в доме мужа только 3-4 дня, а затем возвращается в дом отца и фактический брак начинается здесь. Пещерева 1947: 48 Традиционная пища В связи с преобладанием земледелия над скотоводством мясо употребляется в пищу редко, мясных кушаний мало, и готовятся они очень примитивно. Основными продуктами питания являются пшеница в виде муки лапша, клецки, болтушка, лепешки , в дробленном виде для густой или жидкой каши , фрукты, грецкие орехи, бобовые и овощи, овечий сыр и кислое молоко, чай с молоком, с добавлением сливочного масла чай тибетских лам , по памирски «ширчой». Чай с молоко пили часто, а сливочное масло могли позволить себе только зажиточные люди. Кушанья из пшеницы или муки варятся с овощами, фруктами; мучные блюда никогда не варятся с мясом. К ритуальным кушаньям принадлежат блины, havlo, ozaq — кусочки теста жаренные в масле, и «кашк» — каша, приготовляемая из пшеницы, фасоли, гороха и чечевицы во время обжига посуды, причем горшок, в котором варится кашк, ставится у кучи обжигаемой посуды и кашк должен быть сварен на этом огне. Его едят только мастерицы и другие женщины, а мужчинам его не дают. Пещерева 1947: 48 Традиционные занятия Земледелие, скотоводство Основное занятие горных памирцев- земледелие высокогорного типа при искусственном орошении в сочетании с животноводством.
В крестьянском хозяйстве имелись коровы, овцы и козы, реже лошади и ослы. В высокогорных районах, как исключение, можно было встретить яка, называемого «кутас». Скот не отличался хорошим качеством, был мало вынослив, низкоросл. Годовой цикл ухода за скотом разделялся на два основных периода: зимнее нахождение скота в кишлаке, в хлеву и пастьба скота на летних пастбищах, вдали орт кишлака, далеко в горах. Между этими основными периодами вклинивались два других коротких периода, падающих на весну и осень, когда скот свободно бродил по ещё незасеянным или уже сжатым кишлачным полям или отгонялся на скудные травяные участки вблизи кишлака. Быки и ослы весной на пастьбу не выгонялись, так как в этот период они нужны были в кишлаке для земледельческих работ. Кисляков 1949: 38-39 Области расселения горных таджиков отличаются крайним малоземельем. Большую часть земель занимают так называемые бросовые земли ледники, скалы, крутые склоны, нагромождения камней.
Обычаи и нравы Памирцы всегда жили довольно изолированно. Суровая природа высокогорья, которое располагается между 2 и 7 тысячами метров над уровнем моря, оказала существенное влияние на их быт и нравы. Каждый элемент дома здесь имеет символическое значение. Опорой жилища памирцев служат пять столбов, названных в честь мусульманских святых: Мухаммед, Фатима, Али, Хусейн и Хасан. Они разграничивают мужскую и женскую спальни, а также кухню, гостиную и молитвенную зону. А четырехступенчатый свод традиционного жилища символизирует природные стихии: огонь, землю, воду и воздух. Раньше памирцы жили большими патриархальными семьями, все родственники вели совместное хозяйство, беспрекословно подчиняясь старейшине. Но впоследствии на смену таким мини-общинам пришли обычные моногамные семьи.
Причем, у памирцев встречаются браки между двоюродными братьями и сестрами, что часто обусловлено нежеланием выплачивать крупный калым за невесту из другого рода. Несмотря на то, что ислам существенно повлиял на положение женщин, браки у памирцев матрилокальные. То есть, после свадьбы молодые поселяются в доме родителей невесты. Традиционными занятиями этих людей являются земледелие и животноводство. На высокогорье разводят коров, овец, коз, лошадей и ослов. Памирцы много веков занимались обработкой шерсти, ткачеством, гончарным делом, изготовлением ювелирных украшений. Среди них всегда было много умелых охотников. Рацион памирцев обычно состоит из пшеничных лепешек, овечьего сыра, домашней лапши, овощей и бобовых, фруктов и грецких орехов.
Бедный житель высокогорья пьет чай с молоком, а богатый добавляет в пиалу еще и немного сливочного масла. Мотоманевренная группа пв рф. Хорошее отношение к русским. За пол года выучил язык. Их язык не похож ни на какой другой язык. Олег, Вы полностью правы.
Памирцы - загадка Средней Азии.
памирцы, хорог, бадахшан, гбао, таджикистан, силовая операция, протесты, медиа, сми Акцию протеста в Хороге разгоняли слезоточивым газом. Памирцы не попадают в мировые новости, не борются за независимость, не стремятся создать собственное государство. Это мирные люди, привыкшие к изолированной жизни в горах. Особые отношения между русскими и памирцами сложились еще в XIX веке, когда Российская Империя буквально защитила памирцев от геноцида Афганских ханов и угнетения Бухарских. Памирцы — единственная в своем роде исмаилитская нация.
Доброволец-памирец поможет освободить Донбасс
Кроме того, памирцев, кхо и буришей сближает общее субстратное наследие доиндоевропейских аборигенов Памиро-Гиндукуша, остатками которых и являются буриши. В пятницу получила продолжение история с массовой дракой среди бела дня в Туапсе, которую устроила группа мигрантов. Как выяснили правоохранители, все они являются гражданами. Pamir Daily News обратилось к специалистам из памирской диаспоры, чтобы они разъяснили вопрос этнической и национальной принадлежности памирцев. Представляем вниманию. Древний народ Памира нация памирец кто такие.