Мученик Иоанн Петрович Коротков принадлежит к тому немногому числу мирян Русской Православной Церкви, которые в условиях безбожного государства стали исповедниками Истины Христовой и свидетельствовали свою веру даже до смерти. Новомученики ХХI века: смерть за веру.
Новомученики и исповедники Российские XX века
После допроса другие священники были отпущены, отец Иоанн же запротестовал о своем аресте и пытался все разъяснить. Разъяренные этим красноармейцы расстреляли его. Так мирная молитва отца Иоанна закончилась его смертью. Страстотерпцами были и члены царской семьи. Святые царь Николай и его семья перенесли политические преследования, заключение и издевательства с глубоким смирением и терпением и мужественно приняли смерть. Подобно им миллионы других, не прославленных во святых, но известных Богу страстотерпцев были убиты советской властью за их мнимое или реальное сочувствие царской власти, а также за дворянское, купеческое или «кулацкое» происхождение. Других отправляли на смерть, когда они отказывались написать донос и отречься от своего ближнего: от своего знакомого или своего приходского священника. А были и такие христиане, которые, ради сохранения своей жизни, соглашались написать донос на своего ближнего. Казалось бы, Христа они не предавали? Но они предавали свою христианскую совесть.
И порой получалось так, что подвижники умирали, а предатели оставались в живых и разлагали Церковь. В этом — зловещая сторона советских гонений, та изворотливость, с которой диавол действовал против Церкви руками советских безбожных гонителей. Помолимся же Богу об упокоении всех, кто не выдержал тех страшных испытаний и предал своих ближних.
Дело дня Новомученики и исповедники российские Новомученики и исповедники XX века — особое явление в истории. В прошлом столетии число пострадавших за веру в России сравнилось с числом мучеников первых веков христианства. Собор святых новомучеников и исповедников российских постоянно пополняется новыми именами.
Называются совершенно безумные цифры — 66 млн.
Этот миф был создан не на пустом месте. Действительно, в мясорубке сталинских репрессий погибло много самых рaзных людей, но реальное число жертв во много раз меньше». Оценки В. Земскова, пожалуй, самые низкие, но и по ним число репрессированных в соответствии с цитированным Законом 1991 г. Полковник, к. Мозохин пишет: «Общее количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности за 1918—1953 гг. Всего за упомянутый период к высшей мере наказания были приговорены 835 194 человека»14.
Сотрудники ФСБ и Прокуратуры говорят, что число административных репрессий очень трудно подсчитать, и, скорее всего, их в полтора раза больше. Если каждый двадцатый пострадал за Христа, то это также больше 500 000 человек. По сообщению А. Разумова, сотрудники общества «Мемориал» в г. Новом Тагиле центре издания книг памяти и создания БД Общества «Мемориал» предполагают собрать 10 000 000 биографий репрессированных. Другой вопрос, тесно связанный с определением общего числа пострадавших за Христа: сколько имен можно узнать из этих пятисот тысяч? Это представляется возможным только в том случае, если удастся организовать работу по сбору сведений в областных епархиальных архивах, крупных монастырях, краеведческих музеях и других организациях по единой программе.
В качестве заключения рассмотрим несколько вопиющих ошибок, которые встречаются в православных изданиях В одной из публикаций Интернета мы читаем: «…следует сказать и о порой появляющихся в православных или околоправославных изданиях утверждениях о «20 миллионах христианских мучениках», «500 тысячах казненных священниках» и т. Это просто неправда. Этот период нашей истории дал тысячи христианских мучеников. И это очень много. Но миллионов не было и в помине». Если мучениками считать только причисленных к лику святых и пострадавших до смерти не исповедников , то утверждение, безусловно, правильное. Так как за 10 лет работы Комиссии по канонизации к лику святых причислены 1200 мучеников из 1596 новомучеников и исповедников , то, если Комиссия проработает еще 20 лет, число канонизированных мучеников достигнет 3 600-ти.
Если же вести расчет в соответствие с Законом 1991 г. Не миллионы это правильно , но в пределах от полумиллиона до миллиона человек. Меня однажды пригласили на телевидение, ведущий — православный человек — говорит: «…в Бутово расстреляны сотни тысяч священников». Я вскочил: «Как вы так можете говорить? Сотен тысяч священников в России одновременно никогда не было. И это действительно очень много. На одну мою статью я получил отзыв, оппонент пишет о «сотнях и тысячах пострадавших».
По-моему, писать так недобросовестно, а православным и грешно, так как это говорит о лени изучать историю Церкви и о непочитании мучеников. Сколько же человек пострадало за Христа? Этот вопрос, по-моему, нужно не лениться обсуждать и придти к общему заключению. Писать историю без чисел невозможно.
Судьбы и подвиги тех, кто пострадал, являются примером для нас.
Например, допросы женщин. Поражало их мужество. Если мужчины чаще всего пытались доказать, что они невиновны в том, что им инкриминируют, что это наговор, и единственная их вина состоит в том, что они веровали в Бога, то женщины нередко принципиально отказывались отвечать на вопросы. Даже по протоколам было видно, что они провоцировали следователя, не оправдывались, а говорили о том, что эту безбожную власть они легитимной властью не считают и что если будет возможность, они и дальше будут заниматься религиозной деятельностью. Таким образом, женщины оказались более тверды, мужественны и последовательны.
В 30-е годы 20 века молодая советская власть организовала исправительно-трудовые лагеря не только для изменников родины, но и для членов их семей. Стали появляться, помимо уже существующих «мужских» лагерей, лагеря для жен «изменников родины». Всего в Советском Союзе насчитывалось четыре собственно женских лагеря: Акмолинский лагерь в Казахстане, Темляковский лагерь, располагавшийся в 40 км от г. Горького, Джангижирский лагерь, находившийся в 100 км от г.
Новомученики российские. Церковная мифология XX века
Где-то явно и торжественно (например, в Русской Зарубежной Церкви), где-то скрытно (в Катакомбной Церкви в России), где-то поминал новомучеников келейно, тихой молитвой в стенах квартир. Церковная мифология XX века. Гонения — одна из любимых тем постсоветских церковников, этим оправдывается любой беспредел со стороны РПЦ. Где-то явно и торжественно (например, в Русской Зарубежной Церкви), где-то скрытно (в Катакомбной Церкви в России), где-то поминал новомучеников келейно, тихой молитвой в стенах квартир. «Герои XX века. Подвиг новомучеников и исповедников российских».
НОВОМУ́ЧЕНИКИ
Начинаем цикл публикаций о новомучениках XX столетия. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской постановлением Священного Синода от 26 декабря 2002 года для общецерковного почитания. Святые мученики XX века — великие проповедники веры Христовой. На 15-ти клеймах представлены подвиги русских святых 20 века – новомучеников и исповедников.
Новомученики. Фильм 55 из цикла "История России. XX век"
Новомученики и исповедники XX века. Новомученики и исповедники XX века. Житие священномученика Григория Златорунского. Цикл документальных фильмов «Русская Голгофа» о подвиге новомучеников XX века прошел несколько лет назад на канале «Культура» в рамках авторской программы «Кто мы?». Решением Синода РПЦ по представлению Ростовской-на-Дону епархии 17 июля 2006 года иерей Николай Попов (1864–1919) был причислен к Собору Новомучеников и Исповедников Российских XX века”.
«Герои XX века. Подвиг новомучеников и исповедников российских»
Скорбела Иулиания, отдаваясь воле Божией, но просила супруга своего и получила согласие его жить ей свободной от отношений жены брачной, тогда она всею душою прилепилась к Богу и вошла в подвиги, свойственные много преуспевшим слугам Божиим. Молитва и пост, соединенные с милостыней к нищей братии, составляли ее постоянное делание. Когда скончался супруг ее, ей было около 60 лет. Присные обвиняли ее, что в такой старости она изнуряет тело свое. Она отвечала: «Или не знаете, что плоть убивает душу? Я же стараюсь поработить плоть, да спасется дух мой в день Господа нашего Иисуса Христа». Однажды зима была чрезвычайно суровая; блаженная, не имея ни одежды, ни обуви, несколько времени не ходила в церковь к богослужению.
Священник церкви святого Лавра, придя к утрени в храм, внезапно услышал голос от иконы Богоматери: «Иди, скажи милостивой вдове Иулиании, что напрасно не ходит она в церковь; домашняя молитва приятна Богу, но не так, как церковная, а вы уважайте ее, ибо Дух Божий почивает на ней». Священник побежал к Иулиании и вслух всем поведал бывшее ему откровение. Смиренная огорчилась на действие иерея. Она заклинала священника и всех слышавших не говорить о том ни при жизни, ни по смерти ее; пошла в церковь, отслужила молебен Божией Матери и стала неупустительно ходить к церковным богослужениям, в доме же не оставляла непрестанной молитвы Иисусовой. Девять лет прожила она вдовой, благоугождая Богу. При царе Борисе постиг Россию страшный голод.
Все, что можно было продать, она продала для покупки хлеба и кормила не только своих, но и чужих. Наконец, обнищав, она созвала своих рабов и сказала им: «Сами видите, какой голод; если кто из вас не хочет терпеть вместе со мной нужду, пусть идет, куда ему угодно, для снискания себе хлеба». Оставшимся с ней она приказала собирать лебеду и древесную кору и из них готовила хлеб, который, по ее молитвам, оказывался вкусным и здоровым. Питались им и свои, и бедняки, просившие помощи. Все время голода, целые два года, провела она в крайней скудости, но всегда была покойна, радостна и благодарила Бога. В самый день Рождества Христова она заболела, была больной шесть дней и во все время не оставляла молитвенных ночных стояний.
В самый день кончины, рано утром, призвала она духовника своего, исповедалась, приобщилась Святых Таин, потом благословила детей и заповедала им жить в страхе Божием. Тело ее предано земле вблизи супруга ее, у церкви святого Лазаря в селе Лазаревском. В 1614 году, когда погребали сына ее Георгия, открыли гроб ее, полный благоуханного мира. Многие больные, помазавшиеся миром этим — исцелились. Это понудило сына ее Калистрата написать ее святое житие. Память ее чтится 2 января.
Преподобный Сергий Шухтовский 19 мая 1609 г. Мощи преподобного схимонаха Сергия почивают под спудом в бывшей монастырской, ныне приходской церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы в селе Шухтове, в 50-ти верстах от Череповца. В честь угодника давно уже написан особый тропарь и кондак, при гробе его находится летопись, из которой видно, что он скончался в 1609 году 19 мая, в царствование царя Василия Ивановича Шуйского, и что его трудолюбивое тело погребено в часовне у церкви Живоначальной Троицы и Покрова Богородицы, что в селе Шухтове. Преподобный Сергий, в мире Стефан, родился и воспитывался в Казани и с детства любил молиться и держаться строгого поста. Из Казани ходил в Палестину и Царьград, три года посещал там святые места, желая научиться монастырским обычаям. Оттуда отправился через Новгород в Самоед Лопскую к океану-морю и в Соловецкую обитель, а в 1603 году пришел в Шухтовскую волость и принял пострижение в иночество в Череповском Воскресенском монастыре от архимандрита Исаии, о чем гласит подпись на иконе чудотворца Сергия, которая написана трудами вышеупомянутого архимандрита, искусного в живописи.
Преподобный Сергий дни и ночи проводил в молитве, постели у себя не имел и только на коленях принимал немного отдохновения. Он был небольшого роста, лицо имел белое, круглое, волосы черные, кудрявые, бороды не имел, рясу носил черную, мантию долгую, и при жизни творил многие чудеса и сподобился дара пророчества. Преподобный Серапион Кожеозерский 27 июня 1611 г. В числе казанских пленных татар, принявших Святое Крещение, был молодой мурза Туртас Гравирович, а в крещении Сергий. Он так проникнулся истинами Евангелия, что захотел отказаться от всех мирских благ, чтобы с самоотвержением взять крест свой и последовать за Христом. Он много странствовал по монастырям, желая отыскать пустынное место для безмолвия.
На диком острове, что на озере Кожи, он нашел пустынника Нифонта и остался с ним жить. Пищей им служила трава, иногда ягоды. В продолжение 18 лет Сергий выполнял наставления старца Нифонта послушно и с полным самоотвержением. Видя искренность его веры и чистую жизнь, старец облек его в иноческий сан и назвал при пострижении Серапионом. Свет благодатной жизни двух отшельников привлекал к ним многих верующих, когда собралось довольно иноков, Нифонт пошел в Москву просить земли для устроения обители, но там скончался. Между тем на острове стали чувствовать голод, из сострадания к страждущим Серапион отправился испрашивать подаяния, ему дали хлеба в зерне, и он принес это на себе, и тем спас братию от голодной смерти.
Узнав о кончине Нифонта, он пошел в Москву, получил царскую грамоту, предоставлявшую новой обители землю по четыре версты во все стороны, получил и от митрополита грамоту с благословением на устроение монастыря. Возвратясь на остров, Серапион вместе с иноками расчистил для пашни лес, обнес оградой место для монастыря и построил храм во имя Богоявления. От патриарха Иова получил он антиминс и поставлен в строители монастыря; потом и другой храм соорудил в честь святого Николая. В просьбе к царю блаженный Серапион писал в 1595 году, что поставил он на Лопском озере два храма, устроил общий монастырь, строение его продолжалось 36 лет; «но ныне начали посылать из Москвы в их Богоявленский монастырь опальных людей, а им, старцам, и самим питаться нечем и беречь тех людей некому; царской милостыни ни деньгами, ни хлебом не выдается; вотчинные земли Богоявленской обители всего четыре обжи на реке Онеге куплены, и сами старцы пашут, а крестьян у них нет; сами же варят соль в Пияле для монастырского расхода. Мимо монастыря их проходили царские ратные люди, и старцы, помогая и им доставляя подводы, много задолжались». Вследствие столь справедливой просьбы царь освободил земли Кожеозерской обители от податей и повинностей.
В глубокой старости блаженный Серапион мирно скончался 27 июня 1611 года, оставив после себя до 40 иноков в общежительной обители, им устроенной. Преподобный Антоний Леохновский 17 октября 1611 г. Преподобный Антоний родился в Твери, из рода детей боярских Вениаминовых. С юных лет, исполненный страха Божия, Антоний ощутил сердечное влечение к уединению. В недальнем расстоянии от Новгорода, близ озера Ильменя, пришел Антоний на реку Переходу, в Рублеву пустошь, где прожил несколько времени, готовясь к иноческой жизни. Тут, в видении, указано ему было идти за три поприща, на место, называемое Леохново.
Придя туда, он нашел там пустынножительствующего инока Тарасия, который его постриг. Вместе потрудились они над сооружением церкви Преображения Господня, и новая пустынь, по урочищу, называлась Аеохновской. Архиепископ Новгородский благословил освятить церковь, и стала собираться братия. Царь Иоанн Васильевич в бытность Антония в Москве пожелал видеть его, даровал ему много милостыни и жалованные грамоты на земли и рыбные ловли на озере Ильмене. При нашествии шведов Антоний для безопасности был вызван в Новгород. Шведы разорили обитель и умертвили многих братий.
Антоний в это время, то есть в 1611 году, преставился 86-ти лет от рождения, из коих 50 провел в иночестве. Он был погребен в Новгороде, в церкви евангелиста Луки, а около 1620 года по его велению иноку Григорию, коему троекратно являлся во сне, мощи его перенесены в Леохновскую обитель, ныне упраздненную, где почивают под спудом в церкви Преображения. Перенесение мощей ознаменовано было многими чудесными исцелениями. Местная память ему совершается 12 июля. Преподобный Евфросин Синеезерский 20 марта 1612 г. Преподобный Евфросин, в мире Ефрем, родился близ Ладожского озера, в Карельском краю, и с юных лет посвятил себя служению Богу в Валаамской обители, оттуда перешел в Новгород и был назначен причетником в село Долосское, в 30-ти верстах от города Устюжны.
Достигнув совершеннолетия, он поступил в Тихвинский Успенский монастырь, где и принял монашество. Долго оставался он в этой обители, послушанием приготовляя себя к совершенному безмолвию, и когда пришло это время, то по благословению настоятеля он в 1600 году пошел во Бежецкую пятину и поселился на берегу Синичьего озера, при реке Чагодоще, у ручья Гвазденки, в 60-ти верстах от города Устюжны. Там водрузил он крест и поместился в пещере, а потом выстроил келью и пребывал в ней в крайней скудости, в борьбе со всякой теснотой, со всяким лишением, в борьбе с врагом невидимым, ненавистником спасения человеков. Так прошли два года, пока место подвига его не было открыто. Светильник был поставлен на свечнице и стал светить многим. Приходили к нему за словом назидания, стали оставаться на жительстве при нем, ради служения Богу, ради обретения спасения вечного; число последних росло, — выстроилась церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и освящена Гурием, игуменом Шалотского соседнего монастыря.
Мирно протекли десять лет существования новой обители иноков; после которых наступила година испытания православного отечества нашего: самозванцы Лжедимитрии ввели полки и шайки польские; от убийств, грабежей и насилий их народ укрывался в лесах непроходимых, и пустыня Евфросинова послужила убежищем многим. В 19 день марта 1612 года прозорливый Евфросин объявил о приближении врагов и о вторжении их в обитель его, советуя бежать всем, кто куда может, а что сам он остается на месте по обету иноческому. Инока Иону, по примеру других хотевшего бежать, преподобный удержал, говоря: «Брат Иона, когда настоит брань, тогда и подвиг по слову апостола: се ныне время благоприятно, се ныне день спасения. Кто нас разлучит от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или меч? Господа ради умерщвляемся весь день, и вменяемся, как овцы заколения. Для чего же допускать боязнь в свою душу или почитать бедствием лютую смерть?
На следующий день пришли поляки. Облаченный в схиму Евфросин стоял в молитве у креста, водруженного им при пришествии в пустынь. Грабители потребовали монастырских сокровищ, — преподобный указал на храм Божий, — и тут же один из польской шайки ударил преподобного мечом и просек часть шеи. Старец упал замертво. Не найдя ничего в церкви, убийцы возвратились к своей жертве. Один из них ударил чеканом по голове Евфросина и разбил череп до самого мозга.
Так скончался новый преподобномученик, с ним вместе убит и инок Иона. В восьмой день собравшиеся православные предали земле страдальческое тело Евфросина у того креста, у которого он был убит, рядом с ним положили и тело послушного ученика его инока Ионы. О кончине страдальца поведал некто Иоанн, житель села Долоссы, бывший очевидцем происходившего и сам израненный и замертво оставленный поляками, но потом исцелившийся, по вере его, молитвами преподобного. В 1653 году мощи преподобного Евфросина перенесены были под колокольню Благовещенской церкви, по благословению Новгородского митрополита Макария. Преподобный Иосиф Вологодский 23 июня 1612 г. Преподобный Иосиф был строителем Заоникиевской Владимирской пустыни в 12-ти верстах от Вологды.
В 1588 году святому отшельнику явилась чудотворная икона Владимирской Божией Матери, и по этому видению он построил на том самом месте церковь и положил основание обители. Предание говорит, что в окрестностях обители был дремучий лес, где имела притон сильная шайка разбойников, под предводительством знаменитого Аники; могилу его и поныне показывают. По имени разбойника лес назывался Аникиевым, а пустынь, лежащая за лесом — Заоникиевской. Мощи преподобного Иосифа, почившего 23 июня 1612 года, покоятся в основанной им обители. Мощи спутников его, преподобных Антония и Иоанникия, почивают в этой же пустыни под спудом. Преподобный Галактион Вологодский 24 сентября 1612 г.
Когда несчастный князь Бельский, боярин царя Иоанна Грозного, терпел гонения и происками Шуйских был умерщвлен, единственного сына его, семилетнего Гавриила, родственники увезли в Старицу, чтобы скрыть от гневного царя. Достигнув зрелого возраста, Гавриил поселился в Вологде и научился сапожному мастерству, потом женился, но жена его вскоре умерла. Наскучив превратностями судьбы, он тайно принял на себя иночество с именем Галактиона, построил себе келью на берегу реки Соденки, окопал ее со всех сторон рвом и стал жить отшельником, не оставляя своего ремесла. В келье его ничего не было кроме рогожки и бедной одежды на плечах его, пищей его был сухой хлеб с водой. Со всех сторон стекались к нему страждущие и скорбящие, богатые и бедные, он всех принимал с одинаковой любовью, и слово его, исполненное силы, утешало печальных, подкрепляло немощных. Святой подвижник получил откровение свыше о наступающих для Вологды бедствиях.
Он вышел из кельи своей, явился к народным властям и сказал: «Грехи призвали на нас ляхов и литву; пусть начнут пост и молитву; пусть поспешат построить храм Знамения Богоматери, и Царица Небесная избавит Вологду от гнева Божия, как прежде избавила Новгород». Проходя мимо храма святого Димитрия Прилуцкого, он громко сказал: «Чудотворец Димитрий молил Спасителя за город, но его оскорбили тем, что настроили лавок вокруг его храма и завели торговый шум — и этот храм разорен будет». В 1612 году пришли литовцы и поляки, разорили Вологду и ее предместья, не пощадили и смиренной кельи Галактиона, а самого его мученически избили, так что он через три дня страдальчески скончался. Вологодский архипастырь Сильвестр писал в Москву об этом событии: «Нынешнего 1612 года, 24 сентября, с понедельника на вторник, в последнем часу ночи разорители нашей чистой православной веры и ругатели Креста Христова поляки и литовцы с черкасами и русскими изменниками нечаянным набегом пришли в Вологду, взяли город и посады. Воевода князь Иван Одоевский ушел, окольничий и воевода князь Григорий Долгорукий и дьяк Истома Карташев убиты, меня, грешного, взяли в плен, держали у себя четыре ночи и не раз присуждали к казни, но Господь умилостивился надо мною — едва живого отпустили. Когда ляхи и литва пришли к Вологде, по грехам нашим, по нерадению воевод не было ни разъезжих караулов, ни сторожей на башнях, на городской стене и в крепости.
У ворот было несколько человек на карауле, да и те не слыхали, как литовцы вошли в город, а большие ворота не были заперты. С 25 сентября неприятели оставили Вологду. Воевода Григорий Образцов со своим полком прибыл с Белозерска и занял Вологду, но никто не слушает его, друг друга грабят… Все от пьянства: воеводы пропили Вологду». Тело преподобного Галактиона погребено благочестивыми вологжанами в его же келье, и тут стали совершаться чудесные исцеления. Над мощами в 1627 году поставлена церковь Знамения Богородицы и мало-помалу устроилась обитель, и по имени Вологодского угодника она называлась Галактионовой пустынью, но в 1654 году получила название Свято-Духова монастыря от соборной церкви во имя Сошествия Святого Духа. Так исполнилось предсказание страдальца Галактиона, и на месте его подвижнической жизни устроилась обитель подвижников, славящих Бога в молитвах и делах веры.
Преподобный Трифон, архимандрит Вятский 8 октября 1612 г. Преподобный Трифон, архимандрит, основатель Успенской Вятской обители, сын благочестивых земледельцев близ города Мезени, Архангельской области, с юных лет ощутил стремление жить и служить Единому Богу. Тайно, в одежде нищего, оставляет он дом родительский, приходит в Устюг, где остается некоторое время под руководством благоговейного иерея Иоанна, потом по его благословению трудами рук снискивает себе пропитание, но, принуждаемый к браку, снова бежит и является странником-нищим в город Орлец, принадлежавший Строгановым. Зной, холод, нищета, насмешки сопутствуют подвижнику, отражаемые им молитвой, постом и терпением. Из Орлеца перешел Трифон в село Никольское, оттуда на реку Каму в Пыскорскую обитель, где и принял пострижение на 22-м году жизни, что могло быть не прежде 1565 года. От многих трудов случилось ему впасть в тяжкую болезнь и после 40 дней явившийся ему Ангел, став у изголовья, сказал: «Я твой хранитель, послан от Бога взять твою душу», — и когда Трифон последовал за Ангелом и увидел небесные селения и неизреченный свет, то был голос к Ангелу: «Ты ускорил взять его, возврати обратно, где был».
Воспрянув от видения, он просил служившего ему инока Серапиона окадить келью, тогда явился ему святитель Николай, поднял болящего за руку и, исцелив, сказал, что пришел к нему на помощь, потому что часто его призывает и чтобы еще более утвердить его на пути добродетели. С этого времени блаженный Трифон получил сам благодатный дар исцеления недугов. Молва об этих исцелениях стала привлекать к нему множество народа и породила зависть. Это побудило святого бежать, чтобы отыскать более глубокое уединение. Найдя на берегу реки Камы малую лодку, он сел в нее и поплыл вниз по течению, моля Господа открыть ему место жительства, угодное воле Его. На устье реки Мулянки, более чем в ста верстах от Пыскорской обители в прекрасном пустынном месте услышал Трифон троекратно повторенный призыв: «Здесь подобает тебе пребывать».
Вышел преподобный на берег, поднялся до соединения рек Верхней и Нижней Мулянки и остановился, возлюбив благолепную природу пустыни, благоухающей цветами, окруженной лесом, куда остяки собирались приносить жертвы своим идолам, где было и их капище, и их кладбище. Остяки услыхали, что в их капище поселился какой-то убогий странник, и под предводительством старшины своего Зевендука пришли посмотреть на безстрашного человека. Они расспрашивали Трифона, который, отвечая им, что он раб Господа Иисуса Христа, объяснил им суету идолов, поведал им о Промыслителе и Творце Боге, о сотворении и падении человека, о таинстве искупления и спасения; возвестил им неизбежный страшный суд и вечные муки адские, ожидающие нераскаянных грешников. Простые дети природы слушали и изумлялись новому учению. Но их изумление было возбуждено до ужаса, когда преподобный срубил и испепелил заветную вековую ель, предмет боготворения остяков, со всеми бывшими на ней приношениями, состоявшими из шелковых ширинок, мехов, золота и серебра. Он сильнее богов наших!
Вскоре потом стало известно, что идут черемисы войной на остяков и грабят по Каме. Заподозрили остяки преподобного в том, что он может изменить им, и решили убить его, но, придя для совершения злодеяния, не нашли преподобного, которого укрыл от них Господь Своей всемогущей десницей, в то время как он стоял на молитве в келье. Мало-помалу утвердилось благоговение к человеку Божию и возросла вера к животворящему слову проповеди его. Первые крестились дочери князя Амбалы и князя вогулов Безяка. Братья Пыскорской обители желали видеть преподобного и упросили приказчика Строгановых послать за ним. Против воли приведенный в обитель, старец остался в ней недолго.
Строгановы Иаков и Григорий предложили ему поселиться в их отчине на Чусовой, где преподобный основал монастырь Успения Божией Матери. Но здесь местные поселенцы, озлобленные потерей дров, сгоревших от огня, перегнанного ветром от подсеки, зажженной преподобным под посев хлеба, низвергли его с высокой каменистой горы, и когда он, встав, побежал, то они гнались за ним с целью убить его. Спасенный от них силою Божиею, он по их жалобе был посажен в оковах Григорием Строгановым, которому предсказал в скором времени такие же узы, что и исполнилось через четыре дня. Выкупившийся из оков Строганов, хотя чтил преподобного, но просил его идти в другое место, что он и исполнил, оставив на этом месте ученика своего Иоанна. Осмотрев храмы Божии в Хлынове, он предложил жителям устроить обитель иноков за рекой Засорой, где стояли две малые и ветхие церкви. Жители приняли это предложение с радостью, и преподобный с просьбой вятчан отправился в Москву, где святитель посвятил его в иеромонаха-строителя основываемой им обители, а царь Иоанн Васильевич дал грамоту на земли.
Особенно помогал преподобному вятский воевода богобоязненный Василий Овцын. Число братии возросло до сорока человек, а средства обители были крайне скудны, и преподобный вновь собрался в Москву. Царь Феодор милостиво принял просьбу, велел дать угодья, села и озера с рыбной ловлей, а патриарх возвел его в сан архимандрита и одарил иконами, книгами и утварью. Постоянно строгая жизнь преподобного не нравилась многим, его кроткие убеждения не принимались. Братия требовала от старца послабления. Разгоревшись самочинием, они отняли у него ключи от церквей и монастырских служб, увлекли в свое сообщество ближайшего ученика старца Иону Мамина, составили самочинно избирательную на него грамоту и послали с ней к патриарху самого Иону, прося поставить его архимандритом вместо Трифона.
Совершилось все по их воле, возвратился Иона архимандритом и стал преследовать святого учителя своего не только насмешками и ругательствами, но даже и заключением. Старец опять пошел странствовать и направился в город Слободск, где основал монастырь Богоявленский. Никита Строганов, еще в Москве знавший старца, построил для него в Сольвычегодской Введенской обители келью, снабдил его средствами на поездку в Соловецкий монастырь — дав ему свое собственное судно с запасами и людьми. Отпустив людей, старец продал судно и запасы и, отдав вырученные деньги на Богоявленскую обитель, сам нищим странником совершил путь свой.
Однажды Иринарх увидал странника босого и, помолившись Всемогущему, чтобы дарована была ему теплота ног, отдал свою обувь нуждавшемуся; с тех пор он стал ходить босой и носить рубище, что навлекало ему постоянные укоризны, насмешки, наказания, наконец отставили его от должности пономаря и дали послушание вне обители. Тогда он перешел в Авраамиев монастырь, где подвизался в затворе старец Пимен, беседа с которым облегчала Иринарха. Новый настоятель Борисоглебской обители возвратил изгнанника, явившегося облеченным в тяжелые вериги на плечах и в оковы на ногах, имея постоянно перед взорами страдания вольные и крестную смерть за человеков Христа-Бога; наконец, получив духовное извещение, затворился в келье, где приковал себя на трехсаженной цепи к стулу.
По совету блаженного Иоанна, Большого Колпака, Иринарх устроил себе сто медных крестов и повесил их на вериги, потом присоединил к ним еще тридцать и подвизался под этой тягостью шесть лет. Из Углича ему прислали цепь в три сажени, он прицепил ее к своей и так провел другие шесть лет, затем еще принял трехсаженную цепь от инока Феодорита, которому настоятель не позволил носить ее, и прицепил к первым двум. Рукоделием его было шитье власяниц и клобуков; вырученные деньги раздавал он нищим. Служил ему инок Александр, который и описал житие его. В откровенном видении извещен был Иринарх о предстоящем взятии Москвы поляками и троекратно повторенный глас повелел ему идти в Москву и объявить откровенное ему царю Василию Иоанновичу. Царь принял его с честью, сам под руку ввел его в царские палаты, просил благословить царицу Марию Петровну, которая предложила ему два полотенца, но и тех старец не принял. Пророчество его скоро сбылось.
В 1609 году ляхи завладели и Ростовом. Старец и ученики его Александр и Корнилий остались в затворе своем на молитве. Свирепый Микульский, придя к старцу с другими панами, спросил его о вере. На вопрос же Микульского, кого он признает царем, старец отвечал: «Русского царя Василия Иоанновича имею царем, а иного царя никакого не знаю, ни короля, ни хана Крымского, ни прелестников мира сего». Так же отвечал он и Сапеге, который удивлялся его терпению. Старец сказал Сапеге: «Возвратись, пан, в свою землю, полно тебе разорять Россию; если не выйдешь из России или опять придешь — уверяю тебя Богом — убьют тебя в России». Призадумался Сапега и сказал: «Что бы подарить тебе?
Такого батьку не видал я нигде, столько безстрашного перед нашим мечом». Сапега прислал пять рублей денег и строго запретил тревожить обитель. Преподобный укрепил на подвиг за отечество сначала князя Михаила Скопина-Шуйского, а потом князя Димитрия Пожарского, опасавшегося Заруцкого, по проискам которого был убит Ляпунов. Иринарх послал ему благословение и просфору со словами: «Ступай на Москву, не боясь Заруцкого, увидите славу Божию». Князь пришел сам к затворнику, который дал ему свой крест, и Пожарский, совершив подвиг, возвратил ему знамение победы — крест — и освободил обитель от доставления припасов для войск. За два года до кончины старец претерпел новое гонение от братии. По приказанию игумена Симеона обобрали весь съестной запас старца, оставив немного меда и соли, которые он велел ученикам отнести игумену, как забытое им.
Утром на другой день игумен пришел опять в келью и велел четырем служителям монастырским извлечь старца, и сам впереди тащил его тяжелую цепь; при этом насилии выломали подвижнику левую руку. Образумленный словами ученика старцева Александра, игумен благословил ему возвратиться в келью свою с обоими учениками. Снова явились ляхи в Ростове, иноки разбежались, Иринарх остался в своем затворе. Поляки оставили Ростов, не тронув никого по уважению к старцу. Настало время преставления старца; 38 лет подвизался он в дивном подвиге страданий безпощадно изнуряемого тела и скончался на 69 году жизни своей, 13 января 1616 года. В последние минуты жизни завещал он ученикам своим иметь взаимную любовь, хранить молитву и пост, в послушании, по повеленному: блаженни нищие духом, яко тех есть Царство Небесное. Многие чудесные исцеления, совершавшиеся при мощах святого, записаны в обители Борисоглебской.
Особенно бесноватые боятся креста его, который он давал князьям Скопину и Пожарскому, и получают здравие при возложении его на них. Блаженный Иоанн, затворник Псковский 24 октября 1616 г. Летописец повествует: «Октября 24 1616 года преставился Иван, что в стене жил 22 лета: ядь же его рыба, а хлеб не ел, а жил во граде, якоже в пустыни, в молчании великом». Это было в Пскове. В 1592 году осаждали Псков шведы; с 1608 года, семь лет сряду, пребывал около Пскова, грабил и жег лях Лисовский со своими шайками; в 1616 году Густав-Адольф осаждал Псков. Блаженный Иоанн во все это время в посте и молитве предстоял живой верой — живому Богу, распиная плоть свою, и молитва веры спасала Псков. Последний враг, Густав-Адольф, отступил от Пскова 17 октября.
Псковичи, говорит современник, прославили Бога и Пречистую Его Матерь, а через семь дней по отступлении шведов праведный Иоанн почил от трудов жизни земной. Это было 24 октября 1616 года. Преподобный Адриан Монзенский 5 мая 1619 г. Преподобный Адриан, в мире Амос, родился в Костроме. Родители его требовали, чтобы он вступил в брачную жизнь, но это было совершенно противоположно его собственному стремлению. Его посетила болезнь, во время которой он сподобился видения одинокого храма, стоящего между двух рек, причем слышал голос, повелительно вещавший ему: «Здесь — твое место! Здесь прожил он несколько лет, потом перешел жить на Каменный остров в обитель Спасскую, а оттуда в монастырь Павла Обнорского, где его полюбил старец Пафнутий.
Ему сообщил Адриан видение свое. Через несколько времени Пафнутий видит в тонком сне незнакомого ему инока, который говорит ему: «Пошли друга твоего Адриана к востоку, место не дальше 50-ти верст отсюда, там увидит он преподобного мужа». Пафнутий спросил: кто он и как знает место? И ему был ответ: «То место не для тебя назначено». Адриан по расспросам нашел виденное ему место. В это время неожиданно Пафнутий был вызван в Москву и поставлен в архимандриты Чудова монастыря, а Адриан основался в найденном им месте с тремя другими иноками. Но местность эта понималась водой в весенние разливы на продолжительное время, и когда Адриан стал помышлять о переселении, то явился ему неизвестный старец, который возвестил ему, чтобы он не безпокоился о месте, что оно ему назначено на берегу реки Монзы и что он узнает о нем по исцелению двух больных.
По этим указаниям Адриан перенес обитель на берег реки Монзы, при впадении ее в реку Кострому. Здесь Адриан пользовался наставлениями и примером преподобного чудного Ферапонта и по его указанию, сделав заблаговременно большие запасы хлеба, пропитал не только братию монастыря, но и безотказно оказывал пособие требовавшим хлеба окрестным жителям в великий голод, бывший в 1601 году. При жизни Адриана нападали на пустынную обитель литовцы около 1612 года и хотели сжечь ее, для чего, разложив посреди обители огонь, сами удалились, — но огонь потух, и обитель, уцелев, приняла под кров свой молитвенников, которые разбежались при приближении неприятеля. Преподобный Адриан преставился 5 мая 1619 года. Мощи его почивают в Благовещенском храме упраздненной с 1764 года обители его, обращенной в приходскую церковь. Преподобный Макарий Белевский 22 января 1622 г. По рукописным святцам значится, что священноинок Макарий, начальник Жабынского монастыря Введения Пресвятой Богородицы, на реке Оредеже в Олонецком уезде, преставился в 1622 году 22 января.
Преподобный Макарий тут же называется Белевским новым чудотворцем. Мощи его почивают под спудом. Преподобный Киприан 2 октября 1622 г. Святой блаженный Киприан жил на небольшом острове при устье реки Уводи, в Ковровском уезде, ходил молиться за семь верст в храм Воскресения и в попечениях о спасении души своей отказался от благ мирских, проводил жизнь в суровых подвигах поста и молитвы, а чтобы утаиться от молвы людской, юродствовал, то есть для большинства казался полоумным. Он скончался 2 октября 1622 года. Мощи его почивают в Воскресенской церкви. В память его построен храм, место, где он спасался, называется Киприяновой пустынью.
Святая Иулиания, княжна Ольшанская 6 июля 1624 г. На камне, положенном сверх гроба, высечен был герб князей Ольшанских, а на гробе прибита была серебрянная доска с тем же гербом и надписью: «Иулиания, княжна Ольшанская, дочь князя Георгия Дубровицкого-Ольшанского, преставльшаяся девою на 16-м году от рождения». Открыли гроб: благообразная лицом княжна лежала как бы живая в шелковом платье, обложенном золотым позументом, на шее — богатое ожерелье, на руках — золотые зарукавья, на пальцах — дорогие перстни, на главе — девичий венец золотой с жемчугом, в ушах — золотые серьги с каменьями. Гроб был перенесен и поставлен в углу большой церкви; истлевшая одежда на княжне была заменена новой. В 1617 году некоторый посетитель выразил желание поклониться святой княжне, ему открыли мощи ее, к которым он приложился, по-видимому, с великим благоговением. Едва вышел этот человек из храма, как закричал страшным, диким голосом и пал мертвым. Осмотрели умершего и нашли, что он похитил дорогой перстень с руки княжны.
Похититель, как оказалось, был еретик-социнианин, не верующий в Божество Сына Божия и в Святую Троицу. По распоряжению блаженного архипастыря Петра Могилы, коему являлась святая княжна с упреком за малое внимание к ее святым мощам, была устроена новая рака, новое лучшее одеяние, и мощи с торжеством перенесены на новое приличнейшее место. По распоряжению того же митрополита определено праздновать в Печерской Лавре память княжны Иулиании 6 июля. Преподобный Вассиан Тиксенский, или Тотемский 12 сентября 1624 г. Преподобный Вассиан, в мире Василий, уроженец села Стрелицы близ города Тотьмы, в мирском быту был швецом портным , имел жену и двух сыновей. В Тотемском монастыре принял он монашество и два года пробыл в нем, проходя подвиг послушания под руководством Ферапонта, с благословения которого он поселился в 50-ти верстах от Тотьмы на реке Тиксне при церкви святителя Николая, в 20-ти саженях от которой устроил себе хижину и стал подвизаться в ней в посте и молитве, посещая неупустительно храм Божий во время богослужений. По благословению наставника своего он носил на теле вериги, на плечах цепь, по поясу железный обруч, на голове под куколем железную шапочку и в таком одеянии подвизался 13 лет.
В келью к себе он никого не принимал, кроме духовного отца, и питался подаянием, которое принимал через оконце. Предузнав близящуюся кончину свою, он исповедался, приобщился Святых Христовых Таин и 12 сентября 1624 года тихо отошел в жизнь вечноблаженную. Только по кончине его узнали, какими железами обложено было тело его. На месте его подвигов основалась по смерти его обитель Спасская, в честь нерукотворенной иконы. Мощи преподобного покоятся в храме, ныне обращенном в приходскую церковь. Почитание святого началось с моровой язвы 1647 года, когда у гроба его многие получили исцеление. Блаженный Прокофий Вятский, Христа ради юродивый 21 декабря 1627 г.
Прокофий Вятский, современник преподобного Трифона Вятского, взяв иго юродства ради Христа, нес его до смерти. Претерпев до конца всякое уничижение от людей, всякое лишение и злострадание во плоти, он блаженно почил 21 декабря 1627 года. Мощи его почивают в Успенском Трифоновом монастыре, источая исцеления. Преподобный Иринарх Соловецкий 17 июля 1628 г. Преподобный Иринарх принял пострижение в Соловецкой обители и смиренной подвижнической жизнью привлекал многих, искавших спасения. В 1614 году он по царской грамоте сделан игуменом Соловецкого монастыря. Для всего северного края влияние Соловецкого игумена было важно и благодетельно, на него была возложена забота защищать далекий север от шведов и датчан.
Нападения от шведов всегда надо было опасаться, а датчане, пользуясь смутным временем, требовали всю Лапландию от России. Много было забот игумену Соловецкому по управлению многочисленным монастырем для ограждения его от внешних напастей, для поддержания духовной жизни в иноках, вверившихся ему ради спасения своей души, но не менее того было ему трудов и для ограждения края от нападений неприятельских: по повелению царя Михаила предписывалось привести все крепостные строения монастыря в полное оборонительное состояние по случаю войны. Восточная сторона монастыря была ограждена второй каменной стеной с двумя огромными башнями, внутри монастыря построены два корпуса для военных людей, на северной и южной стороне проведены глубокие рвы. В сумском и кемском острогах сделаны новые укрепления. Датчане в 1623 году явились на четырех военных кораблях у карельского острова, ограбили русских промышленников и удалились, не отважившись на большие предприятия. Под руководством Иринарха образовалось несколько великих подвижников веры, из них преподобный Елеазар, получив благословение своего блаженного игумена, устроил скит и отшельническую жизнь. По ходатайству игумена патриарх Филарет прислал грамоту на построение храма в скиту, а царь Михаил прислал церковную утварь.
Во время управления обителью преподобный Иринарх отличался снисходительной кротостью к другим и строгостью к себе. Последние два года жизни, удалившись от управления монастырем, преподобный старец проводил дни свои в безмолвии и непрерывных молитвах отшельничества. Он мирно скончался 17 июля 1628 года. Мощи его почивают под спудом в часовне его имени. Святость его жизни свидетельствуется многими чудесными знамениями. Жители севера в борьбе с природой призывают на помощь святого молитвенника своего Иринарха. Преподобный дионисий, архимандрит троице-сергиевой лавры 12 мая 1633 г.
Уроженец города Ржева, в крещении Давид, преподобный Дионисий с детского возраста отличался сердечной простотой, кротостью и твердым терпением от сверстников, с которыми никогда не разделял не только шалостей, но и самых игр — непрестанно имея на устах имя Божие. Грамоте он учился охотно и успешно. По желанию родителей своих, переселившихся в город Старицу, Давид за благочестивую жизнь удостоен был священства; имел двоих детей, которые, как и супруга его, скончались после шести лет его семейной жизни. Тогда он поступил в Старицкую обитель и принял монашество. Стремясь к понятию святой истины, Дионисий много занимался чтением и дорожил книгами, для приобретения которых сам выезжал на Московский рынок. Высокий ростом и стройный — в один из таких приездов на рынок он подвергся укоризне некоторого дерзкого. Вместо того, чтобы оскорбиться, Дионисий принял укоризну, как достойно заслуженную, оправдал укорившего, и когда тот, понуждаемый присутствующими, хотел просить прощения, то Дионисий, бывший тогда казначеем Старицкой обители, скрылся.
В 1605 году он был посвящен в архимандрита того же монастыря. Блаженный патриарх Гермоген ставил в пример другим Старицкого архимандрита, который «никогда не оставляет церковной службы и всегда — на царских собраниях». Когда в народе возникли неудовольствия, возбужденные приверженцами литовскими и другими недобрыми людьми против царя Василия Иоанновича Шуйского, Старицкий архимандрит содействовал патриарху Гермогену, убеждал их словом Божиим помнить христианские обязанности. Однажды изменники отчизны, насильно схватив патриарха, со всякими ругательствами привели на лобное место и здесь простерли дерзость свою до того, что толкали святителя, бросали в него грязью и песком; в эту трудную минуту один лишь Дионисий не отступал от патриарха и, сострадая ему, увещевал народ опомниться, убояться Бога и отстать от преступного безчинства. Кротость и смирение Дионисия, исполненного даров благодати, вели его к служению высшему, предопределенному ему Самим Царем царей и Зиждителем Богом. В 1610 году святейший патриарх Гермоген и царь Василий Иоаннович избрали Дионисия архимандритом Троице-Сергиевой Лавры, только что освобожденной от осаждавших ее поляков, в руках которых еще оставалась Москва и которые неистово свирепствовали в окрестностях ее. Вступив в управление Лаврой, Дионисий ввел строгий внутренний порядок во всяком деле и труде; участвуя во всех работах, подавал сам пример братии, к которой был приветлив, терпелив, назидателен, безгневен, рассудителен, наказателен к виновным, но и скор к помилованию.
К божественной службе тщательный, он занимался и в келье частыми молитвословиями, сам пел и читал на клиросе, имея способность к этому и дивный голос, был ревностный обновитель храмов Божиих, строгий блюститель уставов церкви, мудрый советник и распорядительный правитель великого строения, ему вверенного, как в делах Лавры, так и в великом деле освобождения отечества от обладания поляков, в котором принял живое деятельное участие как сотрудник и пособник келаря лаврского Авраамия Палицына. Заметим, что Дионисий с великими внутренними качествами соединял и необыкновенную телесную красоту и величие: благолепное лицо и возвышенный стан, русые волосы, окладистая борода украшали всегда величественно-радостное лицо его. Лавра в это время была прибежищем несчастных. Все стремились к ней за помощью духовной и материальной. Изувеченные, замученные пытками, обожженные на огне, с содранными на голове волосами, с вырезанными из спины ремнями кожи, без рук, несчастные жертвы поляков умирали по дорогам и лесам безпомощно. Собрав всю братию и слуг Лавры, Дионисий словом Божиим убедил их явить делом евангельскую любовь к ближним, к страждущим, и с твердостью, откинув леность и скупость, каждому делать все, что может, на служение ближним. Монастырские слуги единодушно объявили готовность содействовать братству трудом и достоянием своим без пощадения себе, братия же решились по убеждению Дионисия сверх служения больным по своему умению и силам, довольствоваться овсяным хлебом и водой, чтобы сберечь пшеничный и ржаной для больных.
Учреждены объезды по дорогам и лесам, чтобы отыскивать и свозить безпомощных, изнемогших страдальцев, их размещали в Лавре и в подмонастырских слободах, в домах для этого отведенных, а частью и вновь выстроенных на иждивение монастырское. Днем и ночью безпрерывно занимались священнослужители напутствием умиравших и погребением их, а простые иноки поданием помощи болящим, непрестанно вновь прибывавшим, и уходом за ними. Соборный ключарь Иван Наседка пишет, что он со священником Иоанном, по распоряжению Дионисия, ходили по окрестным слободам и в течение тридцати недель погребли более 3000 человек; он же с братом своим Симоном похоронил до 4000 мертвецов, «и как теперь помню, — говорит он в написанном им житии святого Дионисия, — что в один день похоронили в струбе на Клементьевке, у Николы Чудотворца 860 человек, да в другом убогом доме 640 и на Терентьевой роще 450… да зимою и весною погребал я всякий день тех, которые не хотели быть положенными в убогих домах, и ежедневно случалось до шести и более похорон, а в одной могиле иногда не клали по одному человеку, но не менее трех, а иногда и до пятнадцати; все сии беды продолжались полтора года». С этой частной заботой Дионисий соединял заботы и о целом Государственном здании отечества. Он вел обширную переписку, и грамоты его были исполнены болезнования о всем государстве Московском, о междоусобице, в которой восстали отец на сына и сын на отца и брат на брата; оплакивая измену православной вере, он выставлял клятвопреступную измену лучших людей польских и литовских, целовавших Животворящий Крест в том, чтобы на Московском царстве быть королевичу Владиславу в православной нашей истинной вере и им до одного человека уйти с королем от Смоленска в Литву — и во всем солгали. Дионисий и келарь писали в Рязань, на север, в Ярославль и Нижний, писали в Пермь и другие города, умоляя о поспешнейшем сборе ратных людей на спасение веры и отечества. Между тем Ходкевич прибыл с новыми войсками на помощь полякам к Москве.
Пожарский медлил в Ярославле, опасаясь смут и заговоров в русском стане под Москвой. Дионисий послал келаря Авраамия Палицына убедить Пожарского отвергнуть страх и положиться на Бога, и наконец, 11 августа 1612 года, близ Лавры, на горе Волкуше, Дионисий благословлял воинство, шедшее на брань в то время, когда бурный противный ветер смущал сердца воинов. Дионисий молился Господу, призывая к молитве и воинство. Господь обрадовал их чудным внезапным изменением ветра, который подул в тыл войску, как напутственное веяние благословения воинам от дома Живоначальной Троицы и святых мощей угодников Божиих. Келарь Лавры Авраамий был отпущен с Пожарским под Москву и с тех пор находился безотлучно при войсках, водворяя мир и тишину посреди враждовавших Пожарского с Трубецким. В сражении на Девичьем поле, по его увещанию, удалившиеся в свои окопы казаки бросились через Москву-реку в помощь войску русскому, бившемуся с поляками — разбили и прогнали врагов. Кремль и Китай-город оставались еще в руках врагов.
В казаках возникли новые неудовольствия: жаловались на нищету свою, укоряя вождей в богатстве, ими набранном, и грозили умертвить их и бежать. Архимандрит и келарь, не колеблясь, собирают последние сокровища Лавры — ризы и стихари, саженные жемчугом, и посылают их казакам, умоляя не покидать отечества. Казаки умилились, возвратили обители ее пожертвования и поклялись понести все трудности и лишения. Китай-город был взят приступом, а Кремль сдался. Дионисий в числе всего освященного Собора принял участие в благодарственном пении, совершенном на лобном месте. По освобождении отечества, восшедший на престол царь Михаил Феодорович, по просьбе Дионисия, подтвердил права Лавры, повелев возвратить на свои места разбежавшихся земледельцев — и деятельностью Дионисия начали изглаживаться мало-помалу следы разорения в обители. Одновременно с этими трудами сильному духом благодатным Дионисию Судьбами Божиими суждено было вступить в новый подвиг — подвиг исповедничества святой веры.
В 1616 году царь поручил ему со старцем Арсением и священником Иоанном пересмотреть требник, напечатанный в 1602 году, и проверить его с греческими подлинниками и древними славянскими списками. Ошибок оказалось множество, и иные крайне грубые. Положили ошибки исправить — их насчитывалось более сорока. Представили Крутицкому митрополиту Ионе, который, с бывшим при нем собором, обвинил Дионисия в ереси и осудил на заточение в дальний монастырь, но так как враги не были еще изгнаны окончательно из отечества и проезда не было, то и возвращен был Дионисий с пути обратно в Москву, где был заперт в Новоспасский монастырь. Велено было его бить и мучить сорок дней в дыму на полатях и сверх служб церковных заставлять класть ежедневно по тысяче поклонов.
Ядром этого понимания является отношение к Богу. Это звучит несколько абстрактно, попытаемся это объяснить. У человека есть потребность веры, потребность веры в Истину. Независимо от того верующий человек или нет, эта фундаментальная антропологическая характеристика определяет жизнь любого человека. В силу безграничности свободы, дарованной Богом, человек не может без веры, он должен эту свою свободу на что-то «замкнуть», он способен умирить свое метафизическое беспокойство только «вписавшись» в некоторый мировоззренческий «проект». Это не исключает того, что человек может и не найти своего «проекта», своей веры. Но тогда он обречен на в высшей степени тревожное состояние безосновности, случайности своего существования, на переживание духовной «заброшенности» Коммунистическая идеология эксплуатировала эту фундаментальную человеческую потребность. Эксплуатировала в том смысле, что беззастенчиво использовала ее для своих корыстных целей. Коммунистическая идеология есть идеология атеистическая, она не дает и не может дать этой фундаментальной человеческой потребности удовлетворения: Бога, Истину с большой буквы. На место веры в Бога она поставила так называемую «веру в светлое будущее». И огромные массы людей действительно верили в это!.. Точнее говоря, все, кто активно сопротивлялся насаждению этой веры, были в той или иной степени репрессированы, запуганы, уничтожены физически или морально. Остальные верили в вождей как в Бога!.. В обществе утвердилось своеобразное «коммунистическое благочестие»: какие-либо сомнения в «святости» вождей, насмешки над их слабостями, анекдоты были не просто неуместны, а «нечестивы» с точки зрения господствующей идеологии. И хотя последняя господствовала во многом благодаря «поддержке» вездесущих карательных органов советского государства, тем не менее у этой идеологии была своя последовательная логика, делавшая ее реальной духовной скрепой советской жизни. Но совесть, на самом деле, есть голос Божий в человеческой душе. Этим знаменитым лозунгом коммунистическая партократия открыто признавала, что ставит себя на место Бога. Эксплуатируя человеческую потребность веры, коммунисты вместо Бога давали человеку… вождей, вместо хлеба богооткровенного учения — камень идеологических догм. Коммунистическая идеология была идеологией человекобожества. И лишь немногие в советском обществе, приближаясь к «Олимпу» правящей партократии с изумлением обнаруживали, что за благообразными, иконоподобными «ликами» коммунистических радетелей о трудовом народе скрывались преступные, хамские и развратные физиономии Сталиных, Хрущевых, Брежневых и т. Коммунистическая идеология была идолатрией, поклонением идолам и именно в этом состоит глубокая безнравственность этого учения и жизни, основанной на нем. Говоря об идолатрии, мы обычно представляем себе изваяния из камня, дерева и металла, которым приносятся различные жертвы. Но идол — это не обязательно истукан. Идолатрией является поклонение любой твари вместо Творца, и может быть, наиболее страшным видом идолатрии, заставляющим сравнивать ее уже со временами антихриста, является поклонение человеку. Весь соблазн в том, что человек, сотворенный по образу Божьему, являющийся венцом Творения, может настолько опьяняться безграничностью своей свободы и творческих потенций, что забывает то, что и он имеет свою жизнь не от себя, а от Бога, что и он тварь и, причем, тварь падшая. На глубочайший запрос человеческого сердца, на тот пьедестал, где душа человеческая ищет Истину и Святыню, коммунисты водрузили свои «святыни»: своих вождей, во всей «красе» грешной человеческой природы, помноженной на бесноватость агрессивного безбожия. В этом и состоит безнравственность идолатрии: осквернение высшей жажды человеческого сердца, жажды Истины, Любви и Красоты.
Накануне воскресного дня митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил всенощное бдение в Воскресенском соборе г. В соборе находится рака со святыми мощами одного из исповедников Церкви Русской — преподобноисповедника Сергия Сребрянского , прославленного на Тверской земле. На аналоях перед солеей на богослужении находились иконы новомучеников, некоторые из них — с частицей мощей святых. За воскресным бдением правящему архиерею сослужили клирики храма. Диаконский чин возглавил диакон Иоанн Зорин. Пел соборный хор под руководством Татьяны Дмитришиной. Во время вечерни были помянуты о здравии и об упокоении те, за кого через сайт епархии были поданы поминальные онлайн-просьбы. За богослужением было начато пение Постной Триоди. Две стихиры на «Господи воззвах» из Постной Триоди были пропеты хором духовенства под управлением митрополита Амвросия. На вечерне были прочитаны новозаветные паремии, положенные для чтения за службой новомученикам и исповедникам Церкви Русской. На утрене, по 50-м псалме, первый раз в этом году было пропето песнопение «Покаяния отверзи ми двери…». Хор кафедрального собора молитвенно исполнил его на музыку П.
Преступление советской власти и сокровище РПЦ — Новомученики и исповедники Российские
Некоторые факты, установленные по данным информационной системы «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века». База данных со сведениями о судьбах новомучеников и исповедников Российских ведется в Православном СвятоТихоновском. В статье рассмотрена жизнь православной Русской Церкви в 20 веке, подвиг новомучеников и исповедников. Память священномученика Стефана (Крейдича) Святая Церковь празднует 20 сентября, а также в день памяти Собора Новомучеников и Исповедников Российских XX века 7 февраля, если этот день совпадет с воскресным днем. В пример мы приводим первомученика архидьякона Стефана, Вифлеемских младенцев, тех, кто в первые века нашей эры еще на заре христианства пострадал за Христа и, конечно же, новомучеников и исповедников Российских XX века. admin Новости "Новомученики", изъятие святынь, Россия-моя история. Память священномученика Стефана (Крейдича) Святая Церковь празднует 20 сентября, а также в день памяти Собора Новомучеников и Исповедников Российских XX века 7 февраля, если этот день совпадет с воскресным днем.
Новомученики XX века
Христианские новомученики России своим подвигом высветили для нас эту центральную истину советской истории: коммунистическая власть была властью, боровшейся с Богом. В 30-е годы 20 века молодая советская власть организовала исправительно-трудовые лагеря не только для изменников родины, но и для членов их семей. Цикл документальных фильмов «Русская Голгофа» о подвиге новомучеников XX века прошел несколько лет назад на канале «Культура» в рамках авторской программы «Кто мы?».