«НЕ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ» ЩЕДРИНА: на удивление классная опера про колхоз. «Не только любовь» – первая опера Родиона Щедрина, написана в 1961 году и посвящена Майе Плисецкой. Родион Щедрин Щедрин написал свою первую оперу "Не только любовь" в 1961 году на либретто Василия Катаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова. Родион Щедрин Щедрин написал свою первую оперу "Не только любовь" в 1961 году на либретто Василия Катаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова.
Спасибо за обращение
- Петербургские премьеры оперы «Не только любовь» Р.К. Щедрина: проблема финала
- МАМТ представил новую постановку оперы Родиона Щедрина «Не только любовь»
- Опера «Не только любовь»
- В Воскресенске показали оперу Родиона Щедрина «Не только любовь»
- Впервые в Мариинском театре будет исполнена опера Родиона Щедрина "Не только любовь"
Опера Родиона Щедрина "Не только любовь" в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко
Здесь поставлено большинство его оперных сочинений, три из пяти его балетов, регулярно звучит концертная музыка. Специально к открытию Мариинского-2 композитору была заказана партитура «Левши», а в декабре 2015 года прошла премьера новой оперы Щедрина «Рождественская сказка», посвященной Валерию Гергиеву и Мариинскому театру.
И композитору ничего не оставалось, как доверить надежным дирижерским рукам свою музыку - симфоническую, оперную и балетную.
Перфекционист во всем, до того момента связывавший жизнь своих сочинений преимущественно с европейскими ангажементами, Родион Константинович как будто заново родился для российских слушателей благодаря союзу с Валерием Гергиевым. В его лице Гергиев получил «живого классика», продолжающего активно сочинять. Год за годом в Мариинском театре были поставлены почти все оперы и балеты Щедрина.
На лейбле «Мариинский» записан ряд его произведений, в том числе видеозаписи «Конька-Горбунка» и «Левши». До последнего момента композитор приезжал в театр вместе с Майей Михайловной Плисецкой, которая, к счастью, успела побывать на премьерах «Анны Карениной», «Конька-Горбунка», оперы «Левша», написанной к открытию в 2013 году Мариинского-2, приезжала и на концерты мужа. На премьере оперы «Не только любовь», которую Родион Щедрин посвятил в 1961 году своей обожаемой Маюше, как он нежно ее называл, Майе Михайловне уже не суждено было побывать.
Преамбулой к опере «Не только любовь» стал концерт, состоявший из фрагментов из «Конька-Горбунка», Concerto dolce для альта и струнного оркестра с арфой, концерта для оркестра «Озорные частушки» и Второго фортепианного концерта, насыщенного какой-то бешеной энергией. Валерий Гергиев, разумеется, один из тех, у кого есть ключи к этой музыке, кто чувствует себя в ней как рыба в воде, однако всякий раз находя новые берега и внутренние течения.
Несколько лет опера неоднократно исполнялась в Москве и провинции, но, постепенно исчезла с репертуарной страницы и в дальнейшем была незаслуженно забыта. Сегодня, художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера» — Юрий Александров вдохнул новую жизнь в эту оперу. Родион Щедрин и Майя Плисецкая, присутствовавшие на премьере, были приятно удивлены увиденным на сцене и отсутствием равнодушных в зале, сказав, что именно постановку Юрия Александрова могут назвать лучшей за все полвека существования оперы на сцене.
Родион Щедрин, посетивший премьеру постановки театра «Санктъ-Петербургъ Опера», вспомнил о разгромном спектакле 1961 года: «Знаете, почему провалился тот спектакль? Потому что убоялись секса. А вот здесь сегодня не убоялись. И все получилось.
Спектакль «Не только любовь» в Санктъ-Петербургъ Опера
Родион Щедрин Щедрин написал свою первую оперу "Не только любовь" в 1961 году на либретто Василия Катаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова. Сохраняя антураж советского времени и деревенской жизни, опера в постановке Евгения Писарева отражает макбетовский масштаб сочинения Щедрина – с большими страстями, драматизмом и вечными вопросами. В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко представили лирическую оперу «Не только любовь» Родиона Щедрина. «Не только любовь» – первая опера Родиона Щедрина, написана в 1961 году и посвящена Майе Плисецкой. T. Масловская в статье «Частушка в опере Щедрина стороной тему собственно любви и большой страсти. Особое внимание уделяется выявлению роли жанра народной частушки в опере Р.К. Щедрина «Не только любовь», его влиянии на образную сторону произведения, осуществляется попытка осмыслить потенциал жанра в раскрытии идейного содержания оперы.
Опера «Не только любовь» в Концертном зале Мариинского театра
В Воскресенске показали оперу Родиона Щедрина «Не только любовь» | Опера Родиона Щедрина «Не только любовь», охарактеризованная самим автором как лирическая, давно вошла в репертуар оперной студии нашего института, став одной из его жемчужин. |
Оперу «Не только любовь» поставят на сцене БКЗ филармонии вечером | Как вспоминал сам Щедрин о своей ранней опере «Не только любовь», написанной в 1961 году и посвященной Майе Плисецкой, постановка вызвала сильное раздражение начальства по культуре. |
Р.Щедрин. Опера "НЕ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ" | Опера «Не только любовь» написана по мотивам рассказов Сергея Антонова, с включением в либретто текстов частушек и посвящена его жене – великой русской балерине – Майе Плисецкой. |
Не только любовь. Родион Щедрин и Мариинка, театральный роман | Особое внимание уделяется выявлению роли жанра народной частушки в опере Р.К. Щедрина «Не только любовь», его влиянии на образную сторону произведения, осуществляется попытка осмыслить потенциал жанра в раскрытии идейного содержания оперы. |
На сцене БКЗ исполнили оперу Родиона Щедрина / Псковская правда | Опера «Не только любовь» написана по мотивам рассказов Сергея Антонова, с включением в либретто текстов частушек и посвящена его жене – великой русской балерине – Майе Плисецкой. |
Мариинский театр покажет трансляцию оперы Щедрина «Не только любовь»
Петербургская премьера оперы «Не только любовь» всемирно известного композитора Родиона Щедрина стала знаковым событием. Не случайно сам Щедрин, работая над оперой «Не только любовь», говорил: «Пишу колхозного “Евгения Онегина”». Тихо и незаметно в Петербурге, на камерной сцене особняка на Галерной, состоялась премьера оперы Родиона Щедрина Не только любовь в постановке режиссера Юрия. Родион Щедрин написал оперу «Не только любовь» в 1961 году на либретто Василия Катаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова. В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко представили лирическую оперу «Не только любовь» Родиона Щедрина.
Главное в этой опере - совсем не любовь, а воля к
В основу либретто Василия Катаняна положен рассказ советского писателя Сергея Антонова «Тетя Луша», повествующего о послевоенной жизни. Свое сочинение молодой композитор построил на частушечных напевах, некоторые из которых стали отдельными концертными выступлениями. А музыка оперы обрела вторую жизнь в виде симфонической сюиты, созданной в 1964 году.
Влюблённые встречаются тайком, ведь у Володи есть невеста Наташа, его ровесница. Сельский любовный треугольник разражается конфликтом, а финал печален и не оставляет надежды. Премьеру исполнили в Большом театре зимой 1961-го, вызвав глубокое неприятие со стороны чиновников по культуре. Как говорит сам Щедрин, «откровенно фрейдистские мотивы» оперы вызывающе контрастировали со спектаклями советского репертуара, их маршами, развевающимися флагами и прочими атрибутами эпохи.
Он начался с концертного исполнения, а затем и постановки оперы «Очарованный странник» режиссер Алексей Степанюк в Концертном зале. Свою роль в развитии романа, кажется, сыграл этот самый новенький тогда Концертный зал, акустикой в котором занимался сам «доктор саунд» - Ясухиса Тойота. Родион Щедрин был изумлен элегантностью и акустическим совершенством нового зала, остающегося по этим качествам непревзойденным в России и одним из лучших в мире. И композитору ничего не оставалось, как доверить надежным дирижерским рукам свою музыку - симфоническую, оперную и балетную.
Перфекционист во всем, до того момента связывавший жизнь своих сочинений преимущественно с европейскими ангажементами, Родион Константинович как будто заново родился для российских слушателей благодаря союзу с Валерием Гергиевым. В его лице Гергиев получил «живого классика», продолжающего активно сочинять. Год за годом в Мариинском театре были поставлены почти все оперы и балеты Щедрина. На лейбле «Мариинский» записан ряд его произведений, в том числе видеозаписи «Конька-Горбунка» и «Левши». До последнего момента композитор приезжал в театр вместе с Майей Михайловной Плисецкой, которая, к счастью, успела побывать на премьерах «Анны Карениной», «Конька-Горбунка», оперы «Левша», написанной к открытию в 2013 году Мариинского-2, приезжала и на концерты мужа.
Считается изменушка, когда изменит девушка... Не похвалят, что чужого жениха к рукам прибрала". И нарисовавшегося в радужных мыслях о легкой любовной победе Владимира 20-летнего лоботряса в деревне, где "мужиков-то нет": "Какой я мужик? Я - Володя! Тут надо заметить, что постановочная команда Евгения Писарева сработала великолепно: тонко и впечатляюще без ярлыков и штампов, не впадая в наше "светлое прошлое" или абстрактный "футуризм", оставляя все же каждому герою а с ними и публике шанс обрести чистое чувство и надежду на светлое будущее. И жаль, что эту историю "высокого напряжения" человеческих чувств, которая длится, по сути, меньше двух часов, разрывает на части антракт. Как во всяком коллективном деле, в сложении исполнительских составов имеет значение множество самых разных и не только художественных факторов. От этого, конечно, и результат получается неодинаковым. Второй состав обыгрывает первый с явным преимуществом.
В МАМТе поставили оперу Родиона Щедрина "Не только любовь"
Сразу после «Адрианы Лекуврёр» в Большом театре драматический режиссер Евгений Писарев предлагает зрителям свою версию оперы «Не только любовь». В театре Санктъ-Петербуръ Опера поставлена опера «Не только любовь». На премьере присутствовал сам автор Родион Щедрин и его супруга Майя Плисецкая. Лучшая опера Щедрина и, безусловно, одна из лучших опер ХХ века, произведение остро экспериментальное — ни до Щедрина, ни после него никто не отважился притянуть в оперу частушку. И вот теперь в «Санктъ-Петербургъ Опере» премьера спектакля по раннему опусу— «Не только любовь». 13, 15 и 24 февраля на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге впервые покажут оперу Родиона Щедрина «Лолита», написанную по сюжету романа Набокова. И вот теперь выяснилось, что в этом ряду подмен была и опера Щедрина «Не только любовь».
Премьера оперы Родиона Щедрина "Не только любовь" состоялась в МАМТе
Как тонкий психолог режиссер не перебарщивает и с реализмом в этом, казалось бы, сугубо реалистическом спектакле. Здесь есть и образы-метафоры: танцующие под дождем девушки пластика Сергея Землянского или бегающий весь спектакль по сцене в воинской каске деревенский дурачок Андрюша выразительная мимическая работа Андрея Альшакова. Есть и почти античный хор-комментатор, не только задорно голосящий частушки, но и с балконов, словно волю богов, обрушивающий на Варвару ответы на вопросы, которые она боится задавать сама себе и все же задает — и героиня слышит свою совесть и поступает по ней. Вкрапления-новации, не предусмотренные ни либретто, ни партитурой, незначительны и лишь обогащают спектакль.
Например, зритель видит финал «Кубанских казаков», демонстрируемых в сельском клубе: фильм смотрят всем колхозом и радостно аплодируют героям, обретшим счастье в образцовом советском фильме — режиссер тем самым дает четко понять, что в его истории такого позитива точно не будет. Или позывные сигналов точного времени из радиоточки — ими начинается одна из картин, обозначая утро в колхозе. Они добавлены деликатно и, скорее, подчеркивают пиетет постановщика к оперному жанру и его традициям.
Успех любой оперы, как бы гениально она ни была поставлена, в значительной степени зависит от музыкального воплощения. Тем более оперы, изъясняющейся не совсем привычным языком. Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко на сей раз без преувеличения оказался на высоте, продемонстрировав запредельное качество исполнения почти во всем.
Ювелирная работа хора хормейстер Станислав Лыков , певшего тонко и поэтично, чисто и задушевно, радовала от первой до последней ноты — а хоровыми сценами опера начинается и заканчивается, их немало и внутри спектакля. Феноменально ведет оркестр Феликс Коробов — в этой партитуре он полностью раскрылся как изысканный музыкальный драматург, тонко чувствующий мастер, которому под силу передать самые разные эмоциональные состояния — от проникновенного лиризма до подспудно клокочущих, а порой и вырывающихся наружу страстей. Полноценные два вокальных состава получились разными, но неизменно высококлассными.
Это история о простой русской женщине, председателе колхоза, которая тащит на себе огромный воз — вот этих мужиков несвежих, и которая позволила себе полюбить, позволила себе стать на секунду женщиной», — рассказал Александров. Он посвятил ей эту оперу, и когда она провалилась, они были просто ошарашены», — добавил спикер. Вот, я решился это сделать премьера состоялась в марте 2014 года — прим. Майя Михайловна была на премьере, они были счастливы, потому что они наконец-то увидели, что это история про любовь, не только про что-то, а про любовь нормального человека, выраженная в романтических красках. Очень сильная, эмоциональная история. Наверное, людям, которые продают спектакль, было сложнее, потому что никто фактически этого не знает, но Родион мне написал: "С вашей легкой руки пошла «нетольколюбовитизация» этой оперы в стране".
Москвичи имели возможность насладиться этим произведением в исполнении лучших музыкантов Европы. Современные времена приносят новых героев. Российские музыканты все больше приобщаются к исторически информированному исполнительству, смело погружаясь в мир барочной музыки.
Совместно с ансамблем Questa Musica, основанным Чижевским шестнадцать лет назад, на сцене Чайковского зазвучат голоса молодых и опытных исполнителей, среди которых Елена Гвритишвили, Сергей Годин, Лилия Гайсина, Андрей Немзер и многие другие. Пасхальный фестиваль, существующий уже более двадцати лет, стал неотъемлемой частью музыкальной жизни Москвы. Несмотря на то, что программа фестиваля обнародуется практически накануне, меломаны знают, что в светлое воскресенье оркестр Мариинского театра под управлением маэстро Гергиева всегда дарует свои выступления московской публике.
В этом году фестиваль начнется 5 мая. Традиционно представлены три программы: симфоническая, где выступает Гергиев и его артисты, звонильная, где церковные звонари исполняют свои произведения прямо на сцене, и хоровая, которая привлекает интересные коллективы из столицы и регионов. Гергиев часто включает в свои симфонические программы произведения по случаю юбилейных дат.
Концерты Пасхального фестиваля пройдут в концертном зале «Зарядье», Большом зале консерватории и Зале имени П.
Красивая, высокая, сильная, она, скорее, напоминает образ жрицы, царицы или богини, которая запрещает себе человеческие слабости во имя долга. Максим Обрезков и Ася Мухина нарисовали тревожную картину, сознательно лишив ее буколических красот: голая земля, готовая к посевной, высоковольтная линия электропередач, уходящая к горизонту, тяжелые тучи в небе и бесконечный ливень, не дающий возможность сева. И это не просто бытовая проблема неких далеких от нас советских колхозников. Тема поднимается до уровня языческого мифа, в котором люди живут в абсолютной гармонии и единстве с природой. Не будет сева, не будет урожая. Не будет урожая, не будет жизни.
Классический оперный любовный треугольник здесь тоже демонстрирует удивительное слияние бытового реалистического конфликта с высотами истинной трагедии. Молодой паренек Володя, легкомысленный балабол, избалованный вниманием девок, появляется перед более чем скромными односельчанами, как Сергей Сергеевич Паратов — в белом костюме и элегантных туфлях. Кирилл Матвеев создает очень яркий характер обаятельного пустомели, который своей асоциальностью рушит шаблоны жесткой системы деревенского сообщества. Варвара влюбляется в Володю. И эта любовь — не что иное, как страсть, «химия», эротическое влечение. Музыка буквально захлебывается от страстных интонаций, сочных гармоний, выразительных мелодических оборотов. Варвара уже готова подчиниться своему чувству, хотя у Володи есть юная невеста Наташа — ее партию исполняет нежная и женственная Мария Макеева, обладательница очень красивого сопрано.
Впрочем, здесь каждый солист демонстрирует великолепные вокальные качества.
Опера Родиона Щедрина «Не только любовь»
22 апреля, в рамках 43-го Фестиваля русской музыки им. М. П. Мусоргского и Н. А. Римского-Корсакова, артисты Камерного музыкального театра Санктъ-Петербургъ Опера представят зрителям лирическую оперу в двух действиях Родиона Щедрина Не только любовь. легендарной балерине Майе Плисецкой. Премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» назначена на 6 марта. T. Масловская в статье «Частушка в опере Щедрина стороной тему собственно любви и большой страсти.
Опера «Не только любовь»
Режиссеру возрождённой оперы удалось по-новому прочесть ее либретто, поставив тонкий и пронзительный спектакль, не только демонстрирующий раннее творчество Родиона Щедрина, но ставший яркой иллюстрацией того времени, когда «деревья были большими». Думается, что каждому зрителю новое воплощение оперы «Не только любовь» запомнилось по-своему, но уж точно никого не оставила равнодушным. Родион Щедрин Самую первую оперу Щедрина – «Не только любовь» (1961) – в Мариинском поставили последней. Автор стремился написать камерную оперу с волнующими переживаниями обычных людей. «Не только любовь» – первая опера Родиона Щедрина, написана в 1961 году и посвящена Майе Плисецкой. Опера Щедрина "Не только любовь", написанная в 1961 году, и по сей день остается довольно сложной музыкой ХХ века.
«Не только любовь»: премьера оперы Родиона Щедрина в МАМТ
Несмотря на потасовки и деревенские проблемы, все закручено вокруг любви. Колхоз возглавляет энергичная женщина, но, несмотря на всю твердость характера и бойкую натуру, она оказалась во власти нахлынувших чувств. Александрову автор дал полный карт-бланш с правом менять все что угодно. Но режиссер не исправил ни ноты. На премьеру Родион Щедрин вместе с супругой Майей Плисецкой прибыл лично. После просмотра первого акта в зале нашлась зрительница, которая пожелала высказать свое недовольство именно композитору. Это опошление советской действительности, принижение советских людей. То ли сам уважаемый композитор выбрал такое либретто, то ли он его выбрал по каким-то личным причинам и материальному характеру? А он просто написал оперу на рассказы Сергея Антонова.
И тех, кто полагает его лишь материалом для блестящей поэтизации автором того, что поэтизировать нельзя. Причем то, что «нельзя» — это позиция писателя! Само противостояние уже стало фоном для высказывания режиссеров, художников — как на дизайне многочисленных изданий книг, которые мелькают здесь. Отношения между полами возникли вне морали, но моралью регламентируются. Русскому зрителю вообще полагалось бы объяснять, чем Гумберт Гумберт лучше Свидригайлова. Вернее — чем Свидригайлов хуже. И если слов недостаточно, может быть, поможет музыка.
Попытка реформировать советскую оперу, по словам самого Щедрина , была преждевременной. Сам композитор видел причину провала в том, что его произведение опередило свое время. В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко опера "Не только любовь" была впервые поставлена в 1981 году дирижером В. Кожухарем и режиссером О. Оформил спектакль Сергей Бархин. Феликс Коробов. Главный дирижер театра Феликс Коробов давно мечтал поставить произведение Щедрина целиком: "Внутри этой оперы, которая идет около двух часов, заложен громадный спектр эмоций, чувств, разных сюжетных линий, спектр от иронии, шуток и настоящего искреннего надрыва до большой трагедии.
Мне кажется, в начале шестидесятых еще ни зритель, ни режиссер были не готовы", — поделился режиссер-постановщик Евгений Писарев. Драма в рядовом колхозе разыгрывается, и правда, нешуточная: его председатель, Варвара Васильевна, женщина крепкая и волевая, среди вечных забот и ответственности за вверенное ей хозяйство и людей вдруг влюбляется в "чужого жениха", веселого и легкомысленного Володю Гаврилова. Разрываясь между любовью и чувством вины, не в силах вынести косых взглядов односельчан она, словно пушкинская Татьяна, делает единственный верный для себя выбор. Станиславского и Немировича-Данченко Лариса Андреева. В декорациях художник-постановщик Максим Обрезков использовал "фирменный" синий цвет Музыкального театра, условно соединив пространство зрительного зала со сценой. Но это не просто визуальное решение: синий — цвет неба, цвет космоса — подчеркивает, что эта история могла быть разыграна под любыми звездами.