Рассказал Левша, что все науки изучал по Псалтырю и Полусоннику. "Император Александр в Англии" глава 2 - "Конфуз англичан" глава 3 - "Подарок англичан" глава 4 - "Поручение императора Николая Павловича" глава 5 - "Тульские мастера" глава 6 - "Исчезновение мастеров" глава 7 - "Поломничество к иконе св. Николая" глава 8. Может быть, в образе Левши запечатлён весь русский народ: трудолюбивый, изобретательный и бесконечно талантливый. Подробный краткий пересказ повести «Левша» по главам великого русского писателя Н.С. Лескова. Читайте пересказ для 6 класса и делайте выводы. Глава 1 — "Император Александр в Англии" глава 2 — "Конфуз англичан" глава 3 — "Подарок англичан" глава 4 — "Поручение императора Николая Павловича" глава 5 — "Тульские мастера" глава 6 — "Исчезновение мастеров" глава 7 — "Поломничество к иконе св. Николая" глава 8.
Подробный пересказ по главам
- «Левша» краткое содержание по главам рассказа Лескова – читать пересказ 20 глав для 6 класса
- Ответы : как озаглавить каждую главу в рассказе левша???
- Главные герои
- План повести "Левша" Лескова ("Сказ о тульском косом Левше")
- Очень краткое содержание
- 🐜 Левша · Краткое содержание по главам
Краткий пересказ Н.Лесков "Левша" по главам
Левша - краткое содержание | Лесков Левша краткое содержание 6 главы. |
Озаглавить все главы сказки "левша" николай лесков. заранее ! | НУЖНО ОЗАГЛАВИТЬ ВСЕ ГЛАВЫ В ЛИТ. ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЛЕСКОВ ЛЕВША "Левша" План по главам: Глава 1 "Император Александр захотел по Европе. |
План сказа левша | 16. Тоска по дому. 17. Что за черт. 18. Англичанину перина, а Левше холодный пол. |
Сказ «Левша» состоит из глав. Дайте названия каждой из них, испол | Рассказал Левша, что все науки изучал по Псалтырю и Полусоннику. |
Озаглавить главы левша цитатами из текста | План рассказа Левша по главам. |
Лесков Н. С. «Левша»
Левша и его товарищи взялись за это дело, потому что они хотели показать царю и всем остальным, что русский народ ничуть не менее талантлив англичан: «авось слово царское ради нас в постыжении не будет». Как озаглавить главы в рассказе дубровский? роман Дубровский, надо озаглавить 4 и 5 главу. Читать онлайн книгу «Левша» автора Николая Лескова полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. Вопрос по литературе: Нужно озаглавить все главы в лит. произведение Лесков левша. Озаглавить главы произведения Левша. Озаглавить ЛЕВШУ по главам.
Лесков Н. С. «Левша»
Читать онлайн «Левша», Николай Лесков – Литрес | О чем заставляет задуматься сказ «Левша»? |
Ответы для 48 ГДЗ рабочая тетрадь по литературному чтению 3 класс Бойкина, Виноградская | Краткий пересказ произведения «Левша» по главам не может раскрыть всю силу художественного таланта писателя. |
Помогите озаглавить все части левша — | Иллюстрация к 19 главе сказа Левша 1962-1965. Озаглавьте главы левши. |
План рассказа «Левша» Лескова. | "Левша" План по главам с цитатами: 1)"Император Александр захотел по Европе проездиться". |
Левша озаглавить каждую главу цитатой
К радости и удивлению государя оказывает, что Левша подковал блоху, то есть сделал работу более тонкую и искусную, чем англичане. Император отправляет мастера в Англию для демонстрации этой диковинной работы. Ему хочется похвастаться тем, кто блоху подковал. Английские умельцы восхищаются работой, они хотят знать все об образовании и умениях мастера. Оказывается, что учился он «по Псалтирю и Полусоннику», а арифметикой вовсе не владеет. Левша посещает местные заводы.
Англичане уговаривают его остаться работать у них, но тщетно. Талантливый мастер грустит по Родине и просит отправить его обратно. В конце концов его садят на корабль, подарив на память часы из золота. На корабле, спасаясь от скуки, Левша заключает пари с полшкипером, что сможет его перепить. В результате попойка продолжается до конца плавания, отчего оба заболевают.
В России полшкипер оказывается в английском посольстве с прекрасными условиями. Ослабевший, не способный даже говорить Левша лишается всех денег и ценностей, после чего попадает в самую обыкновенную больницу. Шансов выжить у него практически не остается. Полшкипер решает отыскать попутчика. Он находит Левшу в ужасном состоянии и вызывает к нему доктора.
Мастер умирает, но перед смертью просит сказать царю о том, что англичане давно не чистят ружья кирпичом. Но эти сведения остаются без внимания со стороны власть имущих. Таково краткое содержание. Левша стало именем нарицательным. О подобных талантах, о том, как они редки и как ценны, автор повести написал последнюю главу.
Книга, которая и сегодня у всех на слуху, посвящена умельцам, талантам из народа.
Стали хвалить, камрадом называть, вином угощать. Увидев, как Левша левой рукой перекрестился, решили, что он протестантской веры. Узнав, что он левша, ещё сильнее удивились англичане. Рассказал Левша, что все науки изучал по Псалтырю и Полусоннику. Стали просить его в Англии остаться, веру сменить, но Левша наотрез отказался. Уговорили его погостить и мастерские осмотреть. Стали англичане Левше свои заводы и мастерские показывать, а он всё подмечал и запоминал.
Его заинтересовали старые ружья. Левша заскучал и стал домой проситься. Англичане не удерживали, подарили золотые часы, денег дали и на корабль посадили, где Левша на палубе сидел и вниз не спускался. Всё свою Россию ждал. Это понравилось англичанину подшкиперу, который предложил Левше пари — пить наравне друг с другом. Он от скуки и тоски согласился. Пили шкипер и Левша всю дорогу так, что стали им черти мерещиться, и они чуть друг друга в море не столкнули. Их в каюту спустили и не выпускали.
Пари никто не выиграл. Пришел корабль в Петербург, шкипера стали лекаря лечить, а Левшу обыскали, все дорогие вещи и деньги забрали и отвезли в самую простую больницу. Нашел шкипер Левшу в больнице чуть живого. Побежал англичанин к Платову, он уже в отставку вышел, тот направил англичанина к коменданту Скобелеву, который, выслушав англичанина, послал к Левше доктора Мартын-Сольского. Но Левша скончался, попросив доктора передать императору, что нельзя стволы ружей внутри кирпичом чистить.
К радости и удивлению государя оказывает, что Левша подковал блоху, то есть сделал работу более тонкую и искусную, чем англичане. Император отправляет мастера в Англию для демонстрации этой диковинной работы.
Ему хочется похвастаться тем, кто блоху подковал. Английские умельцы восхищаются работой, они хотят знать все об образовании и умениях мастера. Оказывается, что учился он «по Псалтирю и Полусоннику», а арифметикой вовсе не владеет. Левша посещает местные заводы. Англичане уговаривают его остаться работать у них, но тщетно. Талантливый мастер грустит по Родине и просит отправить его обратно. В конце концов его садят на корабль, подарив на память часы из золота.
На корабле, спасаясь от скуки, Левша заключает пари с полшкипером, что сможет его перепить. В результате попойка продолжается до конца плавания, отчего оба заболевают. В России полшкипер оказывается в английском посольстве с прекрасными условиями. Ослабевший, не способный даже говорить Левша лишается всех денег и ценностей, после чего попадает в самую обыкновенную больницу. Шансов выжить у него практически не остается. Полшкипер решает отыскать попутчика. Он находит Левшу в ужасном состоянии и вызывает к нему доктора.
Мастер умирает, но перед смертью просит сказать царю о том, что англичане давно не чистят ружья кирпичом. Но эти сведения остаются без внимания со стороны власть имущих. Таково краткое содержание. Левша стало именем нарицательным. О подобных талантах, о том, как они редки и как ценны, автор повести написал последнюю главу. Книга, которая и сегодня у всех на слуху, посвящена умельцам, талантам из народа.
Использование цитаты в названии главы Для использования цитаты в названии главы необходимо выбрать выразительное и значимое предложение из текста. Лучше всего подходят краткие и содержательные цитаты, которые передают настроение или ключевую идею главы. В русской литературе есть множество примеров глав, озаглавленных цитатами. Например, в рассказе «Левша» можно использовать следующую цитату: «…было такое слово, кластер слов — вновь, знакомо…» «…глаза закрываются, и начинаются все вновь — простыни слов…» «…вся его жизнь окружена новыми словами…» «…слова, слова, слова — они застилают все вокруг…» Такие названия глав не только привлекают внимание читателя, но и помогают передать суть главы в краткой и увлекательной форме. Использование цитаты создает эмоциональную связь между читателем и произведением, усиливая вовлеченность и интерес к чтению. Преимущества использования цитаты Цитата — это краткий отрывок из текста или высказывание знаменитого человека, которое может быть использовано в качестве озаглавления главы. Данная техника позволяет сразу привлечь внимание читателя, передать ключевую мысль и добавить эмоциональную окраску. Преимущества использования цитаты для озаглавливания глав рассказа: Привлекательность: Цитата, особенно если она принадлежит известному автору или персонажу, обычно вызывает интерес у читателя и привлекает его внимание. Конкретность: Цитата может сразу передать ключевую идею или событие, которое происходит в данной главе, и помогает создать ожидания у читателя. Эмоциональная окраска: Подходящая цитата может добавить эмоциональную глубину и настроение к главе рассказа, помогая читателю лучше погрузиться в происходящее. Интересные ассоциации: Цитата может вызвать ассоциации у читателя, связанные с ее автором или контекстом, что помогает создать интерес к дальнейшему чтению. Поддержка структуры рассказа: Цитата может быть своего рода «нитью», которая связывает главы воедино и помогает создать цельный рассказ. Использование цитаты для озаглавливания глав рассказа — это интересный и эффективный способ добавить новый уровень глубины и привлекательности к вашему рассказу.
План сказа левша
Николая" глава 8 -- "Платов в дороге" глава 9 -- "Затворничество мастеров" глава 10 -- "Платов в гневе" глава 11 -- "Платов и император" глава 12 -- "Замешательство при дворе" глава 13 -- "Искусство тульских мастеров" глава 14 -- "Триумф Левши" глава 15 -- "Левша в Лондоне" глава 16 -- "Левша на корабле" глава 17 -- "Пари Левши и шкипера" глава 18 -- "Болезнь Левши".
Глава 13 Государь обрадовался, он верил, что русские мастера не осрамят его. Глянул он в мелкоскоп, но так ничего не увидел. Тогда привели Левшу к нему. А Левша и говорит что, мол пяточку блохи смотреть надо. Царь глянул, засиял весь, и принялся Левшу целовать. Царь знал, что руки отечественных мастеров и талантов не посмеют подвести его.
Ведь оказывается они блоху, подаренную англичанами, подковали. Глава 14 Все начали интересоваться и смотреть на это диво дивное. Левша промолвил, что если бы царь в мелкоскоп еще мощнее этого глянул, то увидел бы на каждой подкове имя мастера увидел. Велел царь блоху англичанам на подарок отвезти, чтоб подивились, на что русские мастера способны. И Левшу вымыли, постригли и отправили в Лондон, чтоб показал, да рассказал им русское мастерство Глава 15 Привезли мастера Левшу, в гостиницу поселили, а шкатулку отдали куда надо. Посмотрели англичане блоху и захотели с мастером увидеться. Четыре дня кормили, поили Левшу, да нахваливали.
Убеждали у них жить остаться. Однако Левша отказался, согласился лишь погостить некоторое время. Глава 16 Погостил Левша у англичан, на их производства посмотрел. Понравилось ему как к работникам у них относятся, все сытые, в хороших одеждах. Поблагодарил он их за гостеприимство, но захотелось ему домой на землю русскую. Дали денег ему, все как полагается и повезли в Россию. Посадили на корабль его, там Левша от скуки знакомится с полшкипером и начинают выпивать они.
Глава 17 Поддали они так, что заспорили и полшкипер от досады захотел даже Левшу с борта скинуть. Однако матросы, завидев эту картину, доложили капитану об этом действии. Затем, по его приказу, заперли их порознь и так и довезли до Петербурга. Глава 18 Полшкипера привезли в посольский дом и сразу лечить его принялись. Ванну теплую ему сделали, пилюль надавали, положили и укутали шубами, чтоб пропотел как полагается. А Левшу бросили на пол в квартале, начали документы спрашивать, кто он и откуда. Он был слишком слаб от пьянства и от дороги тяжелой и сказать не мог ничего, плохо чувствовал себя, только постанывал.
Обыскали его, деньги отобрали и в больницу отправили. Повезли по больницам, не нужен он нигде, не берут его без документов. Один подлекарь подсказал, чтоб везли его в простонародную лечебницу, где всех неизвестных умирать принимают.
Вся поверхность земли пр.. Вечером вся степь совершенно перем.. Всё пёстрое пространство её охватывал.. Прочитайте и озаглавьте текст.
Спишите, подчёркивая качественные прилагательные как члены предложения.
Тогда привели Левшу к нему. А Левша и говорит что, мол пяточку блохи смотреть надо. Царь глянул, засиял весь, и принялся Левшу целовать. Царь знал, что руки отечественных мастеров и талантов не посмеют подвести его. Ведь оказывается они блоху, подаренную англичанами, подковали.
Глава 14 Все начали интересоваться и смотреть на это диво дивное. Левша промолвил, что если бы царь в мелкоскоп еще мощнее этого глянул, то увидел бы на каждой подкове имя мастера увидел. Велел царь блоху англичанам на подарок отвезти, чтоб подивились, на что русские мастера способны. И Левшу вымыли, постригли и отправили в Лондон, чтоб показал, да рассказал им русское мастерство Глава 15 Привезли мастера Левшу, в гостиницу поселили, а шкатулку отдали куда надо. Посмотрели англичане блоху и захотели с мастером увидеться. Четыре дня кормили, поили Левшу, да нахваливали.
Убеждали у них жить остаться. Однако Левша отказался, согласился лишь погостить некоторое время. Глава 16 Погостил Левша у англичан, на их производства посмотрел. Понравилось ему как к работникам у них относятся, все сытые, в хороших одеждах. Поблагодарил он их за гостеприимство, но захотелось ему домой на землю русскую. Дали денег ему, все как полагается и повезли в Россию.
Посадили на корабль его, там Левша от скуки знакомится с полшкипером и начинают выпивать они. Глава 17 Поддали они так, что заспорили и полшкипер от досады захотел даже Левшу с борта скинуть. Однако матросы, завидев эту картину, доложили капитану об этом действии. Затем, по его приказу, заперли их порознь и так и довезли до Петербурга. Глава 18 Полшкипера привезли в посольский дом и сразу лечить его принялись. Ванну теплую ему сделали, пилюль надавали, положили и укутали шубами, чтоб пропотел как полагается.
А Левшу бросили на пол в квартале, начали документы спрашивать, кто он и откуда. Он был слишком слаб от пьянства и от дороги тяжелой и сказать не мог ничего, плохо чувствовал себя, только постанывал. Обыскали его, деньги отобрали и в больницу отправили. Повезли по больницам, не нужен он нигде, не берут его без документов. Один подлекарь подсказал, чтоб везли его в простонародную лечебницу, где всех неизвестных умирать принимают. В это время англичанин пришел в себя и тут же кинулся искать своего новоиспеченного русского товарища.
Глава 19 Отыскал он Левшу, практически в умирающем состоянии.
Левша как озаглавить каждую главу рассказа — Подсказки для названия глав рассказа
Это слово является главной темой рассказа и поможет читателю лучше понять его суть. Каждая глава рассказа «Левша» должна иметь собственное название, отражающее ее содержание и сюжетные повороты. Хорошим подходом является создание списка возможных названий и выбор из него наиболее соответствующего. Необходимо озаглавить каждую новую главу рассказа «Левша» исходя из сюжетных особенностей, чтобы привлечь внимание и заинтриговать читателя. Название главы должно быть не только информативным, но и уникальным, чтобы отличиться от предыдущих глав рассказа. Способы придумывания оригинального заголовка 1. Использование кластеров слов. Вы можете создать список ключевых слов, связанных с содержанием каждой главы.
После этого, путем сочетания этих слов, вы сможете придумать интересные и запоминающиеся заголовки для каждой главы рассказа о левше. Использование русского языка. Русский язык обладает множеством красивых и выразительных слов, которые можно использовать для создания оригинальных заголовков. Разберитесь с содержанием каждой главы и подберите к нему соответствующие слова, чтобы придумать увлекательные заголовки. Использование игры слов.
Какими предстают в изображении Н. Лескова государь, Платов, англичане? О англичанах не так уж много и сказано. И все же они предстают людьми многое умеющими, любознательными. Англичане ценят талант Левши. Англичане посмотрели на блоху и сразу поняли, что Левша - очень хороший мастер, обещали ему образование. Составь план характеристики левши. К каждому пункту вашего плана подберите примеры из сказа. Появляется только в шестой главе. Черты характера: патриотизм, преданность своему делу, своей родине, трудолюбие, смекалка, чувство собственного достоинства, удивительная одаренность и вместе с тем поразительное невежество. План характеристики левши 1. Внешняя характеристика "косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны". Левша — человек из народа, темный, маленький и невзрачный. Положительные стороны Талантливый и безымянный, искренний патриот, довольствующийся своей долей, трудолюбивый и нетребовательный — таков Левша. Он обладает смекалкой, талантом, но при этом необразован. Левша готов пожертвовать собой во имя Отечества и всеобщего Дела.
Составить цитатный план рассказа. План по рассказу Левша. План рассказа Левша по главам. Как составить цитатный план рассказа. План сочинения Левша. Темы сочинений по Левше 6 класс. План рассказа Левша 6 класс. План 1 главы Левша. План Левша 6 класс по литературе. Цитатный план Левша по главам. План по Левше. Цитатный план по Левше по главам. Особенности языка сказа. Языковые особенности сказа Левша. Необычные слова в сказе Левша. Неологизмы Лескова. План Лескова 6 класс Левша. Лесков Левша план по главам 6 класс. План по рассказу Левша по главам. План по описанию левши из рассказа Левша 6 класс. Судьба мастера левши план. План к рассказу Левша 6 класс по литературе. Сочинение Левша. Сочинение судьба левши. Сочинение на тему Левша. Вопросы по Левше. Вопросы по Левше с ответами. Вопросы по рассказу Левша. Вопросы по Левше 6 класс с ответами по главам. Сочинение на тему Левша план. Таблица героев Левша Лескова. План характеристики левши. План характеристика левши из рассказа Левша. Описание левши. Характер левши. Левша мастер своего дела. Левша образ левши. Лесков н. Главные герои рассказа Левша. Характеристика левши. Образ литературного героя. План Левша. Левша литература. План произведения Левша. План по произведению Левша. Анализ произведения Лескова Левша 6 класс. Левша" краткий анализ. Анализ произведения Левша Лескова. Отзыв по рассказу Левша. Лесков презентация Левша. Левша презентация к уроку. Иллюстрация к рассказу Левша с цитатой. Цитаты из сказа Левша. Проблемный вопрос. Проблемные вопросы по сказу Левша. Проблемный вопрос по рассказу это. Добужинского к сказу "Левша.
Красивые высказывания - цитаты, афоризмы, статусы для социальных сетей. Мы собрали полный сборник высказываний всех народов мира и отсортировали его по соответствующим рубрикам. Вы можете свободно поделиться любой цитатой с нашего сайта в социальных сетях без предварительного уведомления администрации.
Помогите озаглавить в 1-5 главу "Левша"
Краткое содержание «Левша» Лесков Н. С. — читать по главам и действиям на Skysmart Решения | Последние слова левши-" у англичан ружья кирпичом не чистят!". |
План рассказа «Левша» Лескова. | 10. платов и левша едут к государю. |
Как озаглавить каждую главу из рассказа Левша | Серия 3. Аватар LeBwa (Левша). |
Левша - слушать аудиокнигу Лескова по главам | Евангелие,- отвечает Левша,- действительно у всех одно, а только наши книги ваших толще, и вера у нас полнее. |
Краткий пересказ произведения «Левша» по главам не может раскрыть всю силу художественного таланта писателя. В истории «о тульском косом левше и о стальной блохе» правда и вымысел тесно переплетаются. Глава 16. Взяли англичане левшу на свои руки, а русского курьера назад в Россию отправили.
Озаглавить левша
Краткое содержание «Левша» по главам поможет понять переживания автора и оценить глубину его размышлений. Лесков «Левша» – кратко – Самые лучшие и интересные новости по теме: 6 класс, 6 класс школы, Лесков на развлекательном портале Может быть, в образе Левши запечатлён весь русский народ: трудолюбивый, изобретательный и бесконечно талантливый.
Сказ левша озаглавить главы
Глава 1 - "Император Александр в Англии" глава 2 - "Конфуз англичан" глава 4 - "Поручение императора Николая Павловича" глава 5 - "Тульские мастера" глава 7 - "Поломничество к иконе св. Николая" глава 8 - "Платов в дороге" глава 9 - "Затворничество мастеров" глава 10 - "Платов в гневе" глава 11 - "Платов и император" глава 12 - "Замешательство при дворе" глава 13 - "Искусство тульских мастеров" глава 14 - "Триумф Левши" глава 15 - "Левша в Лондоне" глава 16 - "Левша на корабле" глава 17 -- "Пари Левши и шкипера" глава 18 - "Болезнь Левши".
Увлекает повествование о том, как тульские мастера подковывают блоху, демонстрируя самозабвенное отношение к труду. Автор собрал воедино яркие вспышки народного юмора и народной мудрости. Тонкая авторская ирония звучит в адрес монархов и их окружения. Параллельно с этим звучат серьезные размышления автора о непростых судьбах гениальных выходцев из народа. Проблема отношения к народным умельцам на родине и на чужбине волнует писателя. В Англии Левшу уважают, предлагают ему прекрасные условия для работы, а также стараются его заинтересовать различными диковинками.
В России же он сталкивается с равнодушием и жестокостью. Какие сказовые элементы используются автором? В сказе есть зачин и концовка. В сказе "Левша" присутствует рассказчик. Повествование выглядит как устный рассказ, в котором автор, незнакомый с иностранными словами, коверкает их самым неожиданным образом. Герои выражают свои мысли с теми неправильностями, речевыми искажениями, сугубо народными оборотами речи, которые свойственны простому народу. Из любой главы сказа выпишите все случаи искажения слов в речи рассказчика.
Рядом напишите правильное слово. Устно-объясните, как образован каждый неологизм. Например: клеветон - фельетон от двух слов: "клевета" и "фельетон".
Вот в этом «одолении» и заключался смысл вещи: св. Николай вообще покровитель торгового и военного дела, а «мценский Никола» в особенности, и ему-то туляки и пошли поклониться. Отслужили они молебен у самой иконы, потом у каменного креста и, наконец, возвратились домой «нощию» и, ничего никому не рассказывая, принялись за дело в ужасном секрете. Сошлись они все трое в один домик к левше, двери заперли, ставни в окнах закрыли, перед Николиным образом лампадку затеплили и начали работать. День, два, три сидят и никуда не выходят, все молоточками потюкивают. Куют что-то такое, а что куют — ничего неизвестно. Всем любопытно, а никто ничего не может узнать, потому что работающие ничего не сказывают и наружу не показываются.
Ходили к домику разные люди, стучались в двери под разными видами, чтобы огня или соли попросить, но три искусника ни на какой спрос не отпираются, и даже чем питаются — неизвестно. Пробовали их пугать, будто по соседству дом горит, — не выскочут ли в перепуге и не объявится ли тогда, что ими выковано, но ничто не брало этих хитрых мастеров; один раз только левша высунулся по плечи и крикнул: — Горите себе, а нам некогда, — и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул, и за свое дело принялися. Только сквозь малые щелочки было видно, как внутри дома огонек блестит, да слышно, что тонкие молоточки по звонким наковальням вытюкивают. Словом, все дело велось в таком страшном секрете, что ничего нельзя было узнать, и притом продолжалось оно до самого возвращения казака Платова с тихого Дона к государю, и во все это время мастера ни с кем не видались и не разговаривали. Глава восьмая Платов ехал очень спешно и с церемонией: сам он сидел в коляске, а на козлах два свистовые казака с нагайками по обе стороны ямщика садились и так его и поливали без милосердия, чтобы скакал. А если какой казак задремлет, Платов его сам из коляски ногою ткнет, и еще злее понесутся. Эти меры побуждения действовали до того успешно, что нигде лошадей ни у одной станции нельзя было удержать, а всегда сто скачков мимо остановочного места перескакивали. Тогда опять казак над ямщиком обратно сдействует, и к подъезду возворотятся. Так они и в Тулу прикатили, — тоже пролетели сначала сто скачков дальше Московской заставы, а потом казак сдействовал над ямщиком нагайкою в обратную сторону, и стали у крыльца новых коней запрягать. Платов же из коляски не вышел, а только велел свистовому как можно скорее привести к себе мастеровых, которым блоху оставил.
Побежал один свистовой, чтобы шли как можно скорее и несли ему работу, которою должны были англичан посрамить, и еще мало этот свистовой отбежал, как Платов вдогонку за ним раз за разом новых шлет, чтобы как можно скорее. Всех свистовых разогнал и стал уже простых людей из любопытной публики посылать, да даже и сам от нетерпения ноги из коляски выставляет и сам от нетерпеливости бежать хочет, а зубами так и скрипит — все ему еще нескоро показывается. Так в тогдашнее время все требовалось очень в аккурате и в скорости, чтобы ни одна минута для русской полезности не пропадала. Глава девятая Тульские мастера, которые удивительное дело делали, в это время как раз только свою работу оканчивали. Свистовые прибежали к ним запыхавшись, а простые люди из любопытной публики — те и вовсе не добежали, потому что с непривычки по дороге ноги рассыпали и повалилися, а потом от страха, чтобы не глядеть на Платова, ударились домой да где попало спрятались. Свистовые же как прискочили, сейчас вскрикнули и как видят, что те не отпирают, сейчас без церемонии рванули болты у ставень, но болты были такие крепкие, что нимало не подались, дернули двери, а двери изнутри заложены на дубовый засов. Тогда свистовые взяли с улицы бревно, поддели им на пожарный манер под кровельную застреху да всю крышу с маленького домика сразу и своротили. Но крышу сняли, да и сами сейчас повалилися, потому что у мастеров в их тесной хороминке от безотдышной работы в воздухе такая потная спираль сделалась, что непривычному человеку с свежего поветрия и одного раза нельзя было продохнуть. Послы закричали: — Что же вы, такие-сякие, сволочи, делаете, да еще этакою спиралью ошибать смеете! Или в вас после этого Бога нет!
А те отвечают: — Мы сейчас, последний гвоздик заколачиваем и, как забьем, тогда нашу работу вынесем.
Мы встречаем реальных исторических персонажей: императора Александра Павловича, императора Николая Павловича, донского атамана Платова. И в то же время встречаем персонажей вымышленных, среди которых — трое тульских мастеров, даже имени которых автор не указывает. Лишь одного называет — левшой. Но несмотря на то, что таких мастеров, подковавших блоху, не существовало в реальности, трое «лесковских» мастеров, конечно же, олицетворяют собою всех русских мастеров — невероятно талантливых и очень часто иррациональных. В самом произведении рассказывается о том, как во время поездки по Европе император Александр Павлович покупает у английских мастеров «чудо техники», одну из невероятных «нимфозорий» - микроскопическую заводную блоху, которая умеет танцевать. Александр в восторге от приобретения. Он привозит блоху на родину, а сам вскоре умирает. Через время заморское чудо обнаруживает новый император — Николай Павлович. Он уверен, что русские мастера могут дать достойный ответ англичанам и наказывает им придумать что-нибудь, чем можно удивить европейцев.
В результате трое туляков совершают невероятное: они подковывают «английскую» блоху.