Береста была главным материалом для письма на наших землях еще задолго до того, как к нам привезли пергамент и бумаг. Информация о Федеральном портале Истории России. Пергамент береста бумага одним словом. Перамен, Берест, бумага. От бересты до бумаги в России.
О книжном «строении»
От слова «папирус» произошло название бумаги в некоторых языках: papier — во французском и немецком, paper — в английском, papel — в испанском. Пергамент берёста бумага общее название. Общее название к словам пергамент береста бумага. Пергамент – это бумага, изготовленная из обработанной и высушенной кожи животных, особенно коз. Разместите свою новость на сайте Разместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России , и ее увидят десятки тысяч наших посетителей. БЕРЕСТА ПАПИРУС ПЕРГАМЕНТ КНИГА БУМАГА Лишнее слово — "КНИГА", потому что все остальные слова обозначают материал для письма, а книга состоит из одного из этих материалов. Пергаментная бумага в древности.
Пергамент береста - фотоподборка
Пергамент ЧТО ТАКОЕ ПЕРГАМЕНТ Изготовление пергамента Галилео. История возникновения бумаги Наскальные изображения Глиняные и деревянные дощечки Папирус, пергамент, береста. Так, преподобный Иосиф Волоколамский говорит, что преподобный Сергий, за неимением пергамента и бумаги, писал книги «на берестех»: «слышахом о блаженном Сергие яко толику нищету и нестяжание имеяху яко в обители блаженнаго Сергия и самыя книги не на хартиях. От слова «папирус» произошло название бумаги в некоторых языках: papier — во французском и немецком, paper — в английском, papel — в испанском.
История бумажной отрасли в России
Пергамент бумага в древности. Пергамент берёста бумага общее название. Общее название к словам пергамент береста бумага. Распространение грамотности, берестяные грамоты.. Берестяные грамоты древней Руси. Псковские берестяные грамоты. Пергамент это в древней Руси. Древний пергамент.
Бумага Папирусная. Пергамент береста бумага одним словом. Береста и пергамент для письма для письма. Береста для письма. Пергамент и берёста. Письмо на папирусе. Письменность на папирусе бересте.
Первая бумага в мире. Береста с надписями. Самая первая бумага. Первая бумага в мире Папирус. Береста и пергамент в древней Руси. На чем писали в древней Руси. Береста бумага в древности.
Древние материалы для письма. Материал для письма на Руси. Материал для письма в древней Руси. Свитки пергамента. Старинные свитки. Старинный пергамент. Папирус и пергамент.
Книги на бересте и пергаменте. Папирус береста. Изобретение бумаги. Бумага изобретение человечества. История изобретения бумаги. Глиняные таблички береста. Глиняные таблички и Папирус.
Книги на бересте и папирусе. Глиняные таблички пергамент Папирус. Папирус писчий материал древнего Египта. Папирусная бумага в древности. Папирус для письма в древности. Бумага Папирус береста. Книги из бересты и папируса.
Писчий материал. Книги на папирусе. Деревянный старый для бумаг. Дерево на пергаменте. Старинная бумага береста.
В 2011 году моему брату Дмитрию Дулькину позвонил губернатор Калужской области Анатолий Дмитриевич Артамонов и предложил создать на территории фабрики музей бумаги. В 2013 году идея постепенно начала воплощаться в жизнь: мы совместно с будущим директором музея Константином Гавриленко разработали концепцию и фирменный стиль музея, был создан проект по восстановлению здания. Придумывая название, мы понимали, что музей должен носить короткое, яркое, звонкое и запоминающееся имя. Сейчас это зарегистрированный товарный знак». Несколько лет ушло на формирование уникальной экспозиции.
Иногда нам звонят коллекционеры, предлагают купить их коллекции — мы рассматриваем такие предложения, участвуем в аукционах, посещаем антикварные магазины». Сейчас в залах «Бузеона» представлено 993 уникальных экспоната. Еще около четырехсот находятся в музейных запасниках. Музей «Бузеон» был открыт 24 августа 2018 года по инициативе губернатора Калужской области и руководства компании «Объединенные бумажные фабрики», в состав которой входит Полотняно-Заводская бумажная мануфактура. Это событие было приурочено к 300-летию ПЗБМ.
Пока в западном мире шла конкуренция между восковыми табличками, папирусом и пергаментом в Китае во II веке до н. Сначала бумагу в Китае делали из бракованных коконов шелкопряда, затем стали делать бумагу из пеньки. Затем в 105 году н.
Цай Лунь начал изготавливать бумагу из растолченных волокон шелковицы, древесной золы, тряпок и пеньки. Все это он смешивал с водой и получившуюся массу выкладывал на форму деревянную раму и сито из бамбука. После сушки на солнце, он эту массу разглаживал с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги. Уже тогда бумага получила в Китае разнообразное и широкое применение. После изобретения Цай Луня, процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться. Стали добавлять для повышения прочности крахмал, клей, естественные красители и т. А еще через 150 лет, через военнопленных попадает к арабам.
Рожденное в Китае бумажное производство медленно продвигается на Запад, постепенно внедряясь в материальную культуру других народов. На Европейском континенте бумажное производство основали арабы в завоеванной ими Испании в XI веке. Бумага изготовлялась весьма примитивно — ручным размолом массы деревянными молотками в ступе и вычерпкой её формами с сетчатым дном. Большое значение для развития производства бумаги имело изобретение во второй половине XVII века размалывающего аппарата — ролла. В конце XVIII века роллы уже позволяли изготавливать большое количество бумажной массы, но ручной отлив вычерпывание бумаги задерживал рост производства. В 1799 Н. Робер Франция изобрёл бумагоделательную машину, механизировав отлив бумаги путём применения бесконечно движущейся сетки. В Англии братья Г.
Фурдринье, купив патент Робера, продолжали работать над механизацией отлива и в 1806 запатентовали бумагоделательную машину. К середине XIX века бумагоделательная машина превратилась в сложный агрегат, работающий непрерывно и в значительной мере автоматически. В XX веке производство бумаги становится крупной высокомеханизированной отраслью промышленности с непрерывно-поточной технологической схемой, мощными теплоэлектрическими станциями и сложными химическими цехами по производству волокнистых полуфабрикатов. Соседние файлы в папке полиграфия.
Всё это содействовало созданию и распространению книг в более удобной форме , чем свиток, - кодексов кодекс - книга, составленная из отдельных листов, скрепленных вместе;. Любопытна история этого слова. В переводе с латыни оно обозначает ствол дерева, бревно, чурбан. Греки и римляне нередко использовали для записей деревянные дощечки с воском см. Книги на восковых дощечках. Пергамент легко складывался: несколько пергаментных листов складывали, разрезали, сшивали и получали книгу из 4—6 листов. В сложенном виде он напоминал именно такую дощечку, что и послужило основанием для названия. Обложки книг тоже пергаментные часто натирали кедровым маслом — для предохранения от порчи насекомыми. Кодексы можно было перелистывать, каким-то образом отмечать места, к которым нужно возвратиться, - для цитирования, например, что было важным в юридической и церковной практике. Кодекс из пергамента имел также и то преимущество, что деление сочинения на части «книги» не требовало отдельных свитков — все могло уместиться в одной книге, занимавшей гораздо меньше места, чем несколько свитков. Таким образом, кодекс был гораздо более удобным в пользовании. Эта форма книг существует до настоящего времени. Пергамент хорошо держит краски, поэтому кодексы украшали цветными орнаментами, превращая рукописи в настоящее произведение искусства. Иногда пергамент красили в синий, пурпурный или черный цвет и писали на нём золотой или серебряной пылью, растертой с водой и клеем. Примером такой книги может служить «Серебряный кодекс» - перевод Библии на готский язык, датируется VI в. Написан на пурпурном пергаменте серебром. Хранится в Швеции. Содержит текст Четвероевангелия. Страница из «Серебряного кодекса» Переход к форме кодекса значительно облегчил переписывание книг: с листом пергамента работать было гораздо проще, чем со свитками. В средние века копирование каждого кодекса осуществлялось отдельным переписчиком. Дорогостоящий материал и индивидуальное каллиграфическое переписывание делало саму книгу дорогой и редкой. Переписка книг считалась очень важным, «богоугодным» делом, и монахи-копиисты освобождались от всех других работ в монастыре. Пергаментный манускрипт VII в. Дороговизна удобнейшего в то время для письма материала вызывала его постоянную нехватку, и в Средние века монахи-переписчики нередко смывали со старых книг написанный текст и на смытой поверхности писали новый. Текст, нанесенный на поверхность, с которой был смыт и соскоблен старый, называется палимпсестом. В период зарождения печатного дела был короткий период, когда пергамент и бумага использовались взаимозаменяемо. Так, большая часть Библии Гутенберга отпечатана на бумаге, но сохранились и пергаментные версии. Бурный рост книгопечатания в Средние века привел к сокращению использования пергамента, так как его цена и сложность изготовления, а также объем производства уже не удовлетворяли потребностей издателей. С тех пор и по наши дни пергамент стал использоваться в основном художниками, для книгоиздания же — лишь в исключительных случаях. Книги на восковых дощечках Дощечки, в которых сделаны углубления, куда заливался воск, церы использовались греками и римлянами для записей, которые не были предназначены для длительного хранения. На них писали черновики, записки, счета, расписки и даже письма. Привозимый из далёкого Египта папирус стоил дорого. Он шел только на книги. Для письма служила металлическая или костяная палочка — стиль лат. Острым концом выцарапывали запись по воску, а тупым сглаживали то, что не нужно. Отсюда пошло выражение: у него хороший стиль, то есть он хорошо пишет. И это несмотря на то, что палочки для письма давно вышли из употребления. Таблички были выгодны не только из-за своей «дешевизны», но и потому, что могли служить очень долго. Написав письмо на восковой табличке, грек или римлянин обыкновенно получал ее обратно — с ответом. Можно было бесчисленное множество раз сглаживать тупым концом стиля написанное и писать снова. Школьника тех времен надо представить себе сидящим, положив ногу на ногу. На колене двухстворчатая восковая дощечка. Левой рукой он придерживает ее, правой пишет под диктовку учителя. Ни один школьник не обходился без восковой таблички, привешенной к поясу. Множество таких табличек нашли у церкви святого Якова в городе Любеке Германия. Кстати, здесь же нашли большое количество стилей, ножичков для подчистки пергамента и палочек, которые употреблялись для битья школьников по пальцам. Восковые дощечки употребляли не только школьники: монахи отмечали в них порядок церковных служб, поэты писали на них стихи, купцы — счета, придворные щеголи — записочки к дамам или вызовы на дуэль. У одних это были неказистые буковые дощечки, обтянутые снаружи для прочности кожей и покрытые внутри грязным воском, смешанным с салом. У других это были изящные таблички из красного дерева. Портрет девушки со стилем и церами предположительно юной Сапфо Но известны и восковые книги, вернее книжечки. Книжечка состояла из нескольких дощечек с выструганной серединой, в которую заливался растопленный воск желтого или чёрного цвета. В двух углах просверлены дырочки; в них продеты шнурки для скрепления дощечек. Конечно же, первая и последняя дощечки с наружной стороны воском не покрывались. Безусловно, время не пощадило книги на воске - мы имеем лишь то, что найдено учёными-археологами, например, в Помпее, где книги оказались внезапно засыпанными пеплом. В 2000-ом году подобная находка была обнаружена и в России при проведении раскопок в Новгороде. Это были три дощечки размером 19 х 15 см, изготовленные из липы, толщиной в один сантиметр, скрепленные между собой. Две внешние церы- своеобразные обложки с изображением креста; на внутренней стороне - текст на воске. Между ними - дощечка с двусторонним текстом. При реставрации пришлось воск перенести на другую основу, потому что под снятым воском на дощечках обнаружили едва различимые процарапанные тексты, которые требовалось сохранить для дальнейшего изучения. Других свидетельств обнаружения в России книг на воске нет. Книги на бересте. Общеизвестен факт, что на Руси в качестве материала для письма широко использовалась берёста - наружная часть коры березы из которой делались пластины. Тонкий слой коры молодых деревьев выдерживался в кипятке, из нее нарезался лист, по эластичности не уступавший современной бумаге. Для написания букв использовался костяной стерженек - писало. В ушко стерженька продергивалась тесемка, чтобы подвешивать к поясу. В старину люди посылали друг другу берестяные письма - грамоты: письмо заказчика, письмо жены к мужу, то есть будничные записи: «Поклон от Петра к Марье…» и т. Местом, где впервые были обнаружены берестяные грамоты средневековой Руси, стал Великий Новгород. В настоящее время их найдено более тысячи. Но существование берестяной письменности на Руси было известно и до обнаружения грамот археологами. Так, в обители св. Сергия Радонежского «самые книги не на хартиях пергаменте - Л. Из берёсты создавали и книги-свитки, и книги-кодексы. Берестяные книги наибольшее распространение получили у народов Северной Индии. Но они, датированные IX веком н. Интересен следующий факт. В Институт истории новосибирского Академгородка был передан необычный манускрипт под названием «Стихосложения». Рукопись исполнена на шелковистой бересте тончайшей выделки. Подарок сродни сенсационным находкам при раскопках в Новгороде, однако сибирская берестяная книга создана не в древние времена, а в наши дни в одном из старообрядческих селений на Нижнем Енисее. Оказывается, и теперь еще пишут на бересте, а традицию использования ее для письма принесли в Сибирь первопроходцы. Как смогли убедиться читатели, в цикле «Из истории допечатной книги» представлены наиболее интересные, на наш взгляд, сведения о материалах, на которых писались книги. Хочется надеяться, что эти сведения окажут помощь учителю в разработке дидактических материалов для использования на уроках, а также во внеклассной работе. Выбор редакции.
Пергамент и береста
История создания бумаги | Пергамен (пергамент) — писчий материал, который изготовлялся из кожи телят. |
Общее название для слов пергамент бумага береста? | Береста и пергамент как замена бумаге. |
Берестяные грамоты клипарт (46 фото) | Самодельная бумага История бумаги началась много столетий назад. Считается даже, что этому ремеслу столько же лет, сколько и мастерству прядения и ткачества. У разных народов предками бумаги служили в свое время папирус, пергамент, береста. |
Лавка старины » История бумажной отрасли в России | Предшественниками бумаги были папирус и пергамент. |
О книжном «строении»
Растительный пергамент, или пергаментная бумага состоит из особым образом обработанной целлюлозы. Ее делают в фабричных условиях из тряпичной бумаги, в которой нет неорганических веществ, используя реактивы, частично растворяющие целлюлозу. это материал для письма из недублёной сыромятной кожи древняя рукопись на таком материале. Береста- это верхний слой коры берёзы. Бумага- делается из дерева. это жиронепроницаемая бумага для упаковки и технических целей, изготовление которой осуществляется по специальной технологии из бумаги-основы путем обработки серной.
Бумага. Письменные носители до появления бумаги
Более известными являются таблички из Месопотамии, самые древние из которых датируются 2000 годом до н. Их изготавливали посредством замешивания глины и воды, после чего придавая им форму. Табличка с сырой глиной использовалась для повседневных целей, а с обожженной под солнцем или в печи — для сохранения информации на длительное время. Такие глиняные плитки можно было посылать друг другу на большие расстояния или составлять из них библиотеки и архивы. Из глины даже изготавливали письма с конвертами. Готовую табличку с текстом письма обмазывали слоем сырой глины, на которой писали имя адресата. Затем дощечку повторно обжигали или высушивали на солнце. От выделения пара внутренняя табличка отклеивалась от «конверта» и оказывалась заключенной в нем. Египтяне, греки и римляне использовали для письма и металлические пластины.
Древние греки, например, на небольших пластинках из свинца писали письма, а чтобы отпугивать злых духов, в могилу умершему человеку клали пластинку с заклинаниями или магическими формулами. В Риме законы и постановления Сената гравировали на бронзовых пластинах и выставлялись на всеобщее обозрение на Форуме. Свинцовые пластины с письменами Ветераны римской армии при выходе в отставку получали документ о привилегиях, начертанный на двух бронзовых пластинах. Однако производство металлических пластин занимало много времени и требовало больших затрат, поэтому они использовались в особых случаях и были доступны только высшему сословию. Более доступный материал для письма был придуман в Древнем Риме. Это были специальные восковые таблички, которыми человечество пользовалось более 1500 лет. Готовились эти таблички из дерева или слоновой кости. От краев дощечки на расстоянии 1-2 см делали углубление на 0,5-1 см, а затем по всему периметру заполняли его воском.
На дощечке писали, нанося на воск знаки острой металлической палочкой-стилусом, который был заостренным с одной стороны, а другой имел форму лопатки и мог стирать надпись. Восковые таблички и стилус Складывались такие восковые дощечки воском вовнутрь и соединялись по две диптих или три триптих штуки или по нескольку штук кожаным ремешком полиптих и получалась книжка, прообраз средневековых кодексов и дальний предок современных книг. В античном мире и Средневековье восковые таблички использовались в качестве записных книжек, для хозяйственных пометок и для обучения детей письму. Подобные вощеные таблички были и на Руси и назывались они церы.
А иногда церы соединяли между собой: протягивали кожаные ремни через специальные круглые отверстия. Обычно церы были небольшого размера. Их, как и современные тетради, можно было носить с собой на занятия.
Писали на таких дощечках с помощью стилосов или писал — палочек с закругленным концом. Их обычно делали из металла, кости или дерева. Иногда на поверхности писал специально вырезали азбуку, чтобы быстрее ее выучить. Церами пользовались по несколько раз. Обратной стороной стилоса стирали старые тексты, а затем писали на дощечке повторно. Новгородский кодекс, древнейшая русская книга — это четыре церы, которые соединили между собой деревянными штырями. На дощечках записан текст нескольких псалмов.
Ученые установили, что этими церами пользовались не раз.
Кроме того, имеются черновики официальных актов на бересте: завещания , расписки, купчие , судебные протоколы и т. Сравнительно редки, но представляют особый интерес следующие типы берестяных грамот: церковные тексты молитвы, списки поминаний, заказы на иконы, поучения , литературные и фольклорные произведения заговоры , школьные шутки, загадки, наставления по домашнему хозяйству , записи учебного характера азбуки, склады, школьные упражнения, детские рисунки и каракули. Огромную известность получили обнаруженные в 1956 году учебные записи и рисунки новгородского мальчика Онфима. Рисунки 6—7-летнего мальчика Онфима середина XIII века , автора нескольких берестяных грамот Берестяные грамоты, как правило, предельно кратки, лапидарны, содержат только самую важную информацию; то, что автору и адресату и так известно, в них, естественно, не упоминается. Те трудности интерпретации, с которыми из-за отсутствия контекста постоянно сталкиваются современные исследователи — расплата за чтение «чужих писем». Бытовой и личный характер многих берестяных грамот Великого Новгорода например, любовные послания незнатных молодых людей или хозяйственные записки-наказы от жены к мужу свидетельствуют о высоком распространении грамотности среди населения. Грамоты как исторический источник[ править править код ] Как важнейший исторический источник берестяные грамоты были оценены уже их первооткрывателем А.
Основные монографические работы на эту тему принадлежат Л. Черепнину и В. Специфика источников[ править править код ] Берестяные грамоты являются одновременно вещественными археологическими и письменными источниками; место их нахождения — столь же важный для истории параметр, как и их содержание. Грамоты «дают имена» безмолвным находкам археологов: вместо безликой «усадьбы знатного новгородца» или «следов деревянного навеса» мы можем говорить об «усадьбе священника-художника Олисея Петровича по прозвищу Гречин» и о «следах навеса над помещением сместного суда князя и посадника». Одно и то же имя в грамотах, обнаруженных на соседних усадьбах, упоминания князей и других государственных деятелей, упоминания значительных денежных сумм, географических названий — всё это много говорит об истории строений, их владельцев, об их социальном статусе, об их связях с другими городами и областями. Политическая и социальная история[ править править код ] Благодаря берестяным грамотам изучена генеалогия боярских родов древнего Новгорода ср. Янина , выявлена политическая роль некоторых деятелей, недостаточно освещённая в летописи таков известный нам благодаря работам А. Челобитные крестьян, купчие и завещания XIV—XV веков свидетельствуют о закреплении крепостного права , о развитии судебной бюрократии и делопроизводства эта область в домонгольский период ещё практически не отграничена от частной переписки.
Мы узнаём о военных конфликтах и внешней политике Новгорода, о сборе дани с покорённых земель — узнаём в массе бытовых подробностей, которых не бывает в официальных документах. История повседневности[ править править код ] Уникален этот источник для изучения повседневной жизни Древней Руси — тематики, столь популярной в медиевистике XX века. Берестяные грамоты свидетельствуют о широком распространении грамотности в Древней Руси, о том, что горожане обучались азбуке с детства и сами писали свои письма, что грамотны были и женщины; вместе с тем в ряде ситуаций особенно в переписке высокопоставленных чиновников уместна была и фигура писца, записывавшего под диктовку и служившего затем в роли посыльного. Семейная переписка новгородцев свидетельствует о высоком положении женщины, посылавшей мужу наказы «приказы» , вступавшей самостоятельно в денежные отношения и т. Новгородские берестяные грамоты показывают, что женщина могла заключать договоры, выступать поручителем, выступать в судах по финансовым вопросам, заниматься каким-либо прибыльным делом, например ремеслом или ростовщической деятельностью [54]. Гаврила Постня приглашает своего зятя Григория и сестру Улиту в гости в Новгород. Есть в берестяных грамотах сведения о рационе древних новгородцев, их одежде, их ремёслах, а также о сфере человеческих взаимоотношений, родственной и дружеской заботе, гостеприимстве, конфликтах. А в среду две свиньи и колбасу» первое упоминание о колбасе в славянском источнике [7].
Что за зло ты против меня имеешь, что ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! А тебе, я вижу, это не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и пришёл. Может быть, я тебя по своему неразумию задела, но если ты начнёшь надо мною насмехаться, то суди тебя Бог и я недостойная» [7].
В долине Нила рос скромный тростник — папирус. Он-то и стал сырьем для производства бумаги древности, на которой были написаны многие важные страницы великой летописи человечества. История не сохранила имени изобретателя бумаги древности. В ту пору историки интересовались больше именами царей, нежели ученых и изобретателей. Но зато нам доподлинно известно, как приготовлялись листы папируса. Техника производства была проста. Стебель разрезали на полосы. Уложенные рядом друг с другом, эти полосы смачивались водой и клеем. На них накладывался новый слой только обязательно поперек первого. Получалось нечто вроде тончайшей фанеры. И так до тех пор, пока лист не приобретал нужной толщины. Затем сушка, и готовые листы папируса, как это было принято в то время, склеивали в свиток. Нильский тростник стал сырьем для изготовления папируса — знаменитой бумаги древности. В этой нехитрой технологии египетские мастера достигли удивительных результатов. Среди дошедших до нас древних рукописей есть такие, которым более пяти с половиной тысяч лет. Свитки папируса надолго пережили своих безвестных искусников-мастеров. Производство папируса — важная статья государственного дохода. Египтяне не имели в этом деле себе равных. И золото текло в казну фараонов из многих стран. Попытки римлян наладить изготовление папируса на острове Сицилия не увенчались успехом.
Берестяные грамоты клипарт (46 фото)
Папирус береста. Изобретение бумаги. Бумага изобретение человечества. История изобретения бумаги.
Глиняные таблички береста. Глиняные таблички и Папирус. Книги на бересте и папирусе.
Глиняные таблички пергамент Папирус. Папирус писчий материал древнего Египта. Папирусная бумага в древности.
Папирус для письма в древности. Бумага Папирус береста. Книги из бересты и папируса.
Писчий материал. Книги на папирусе. Деревянный старый для бумаг.
Дерево на пергаменте. Старинная бумага береста. Пергамент и Папирус в чём разница.
Книги Папирус и пергамент. Однис словом "пергамент, береста, бумагв. Бумага Папирус береста одним словом.
Общее название пергамент береста бумага. Пергамент книга. Бумага из папируса.
Письмена на бересте Русь. Береста в древней Руси. Береста древняя Русь письменность.
Папирусная бумага в древнем Египте. Молитва да воскреснет Бог и расточатся. Папирус бумага древний Египет.
Древний папирусный свиток. Книги из пергамента. Кодекс из пергамента.
Фолиант обложка. Берестяной свиток. Сверток бересты.
Береста свиток. Свитки на прозрачном фоне. Красивый пергамент.
Берестяные грамоты. Рассказ берестяные грамоты. Берестяная грамота 752.
Пергамент писчий материал. Летопись на пергаменте. Древние книги на папирусе.
Письмена на бересте. Письменность на бересте.
Свиток пергамента По свидетельству греческого историка Ктесия в V в. Откуда она под именем «дифтера» перешла в Грецию, где наряду с папирусом употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры. Тогда в Пергаме обратили внимание на выделку кожи, усовершенствовали древнюю дифтеру и пустили её в оборот под именем pergamena. Ошибочно в качестве изобретателя пергамента указывается царь Пергама Эвмен II 197—159 до н.
Применение пергамента и бересты Пергамент уступал папирусу в дешевизне, но зато был гораздо прочнее и мог исписываться с обеих сторон, но дороговизна пергамента повлекла за собой многочисленные случаи вытравливания старых текстов для нового употребления, особенно средневековыми монахами — переписчиками. Бурный рост книгопечатания в Средние века привел к сокращению использования пергамента, так как его цена и сложность изготовления, а также объем производства уже не удовлетворяли потребностей издателей. Среднеевропейский северный тип готового пергамента из козьей кожи растягивается на деревянной раме Отныне и по наши дни пергамент стал использоваться в основном художниками и в исключительных случаях для книгоиздания. В поисках более практичных носителей информации люди пробовали писать на дереве, его коре, листьях, коже, металлах, кости. В странах с жарким климатом часто использовали высушенные и покрытые лаком пальмовые листья. На Руси же самым распространенным материалом для письма была береста — определенные слои коры березы.
Рукописи на бересте Рукописи на бересте Так называемая берестяная грамота, кусок бересты с выцарапанными знаками, была найдена археологами 26 июля 1951 года на раскопках в Новгороде. На сегодняшний день таких находок более тысячи подробнее , они свидетельствуют, что в древнем Новгороде не только знатные люди, но даже крестьяне и ремесленники знали грамоту. Бумага Пока в западном мире шла конкуренция между восковыми табличками, папирусом и пергаментом в Древнем Китае во II веке до н. Сначала бумагу в Китае делали из бракованных коконов шелкопряда, затем стали делать бумагу из пеньки. Затем в 105 году н. Цай Лунь начал изготавливать бумагу из растолченных волокон шелковицы, древесной золы, тряпок и пеньки.
Все это он смешивал с водой и получившуюся массу выкладывал на форму деревянную раму и сито из бамбука. После сушки на солнце, он эту массу разглаживал с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги. Уже тогда бумага получила в Китае разнообразное и широкое применение. После изобретения Цай Луня , процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться.
Им поведали, что первым на Руси стал печатать на станке русский книгопечатник Иван Федоров, а самым первым человеком, придумавшим станок для печатания, был немецкий изобретатель Иоганн Гуттенберг. Побеседовав о значении книг в жизни человека, разобравшись, в чем их отличие от газет и журналов, дети узнали, какой путь проделывает книга, прежде чем попасть на полки в магазины. И что в ее изготовлении принимают участие люди разных профессий: наборщик, корректировщик, нарезчик, переплетчик.
Преимущества пергамента были неоспоримы: он более гибкий, не ломался на сгибах, значительно более долговечен, прочен, свитки из него от частого перематывания или изменения условий хранения не разрушались; писать можно было на обеих сторонах, не опасаясь «проявления» чернил на обратной стороне. Всё это содействовало созданию и распространению книг в более удобной форме , чем свиток, - кодексов кодекс - книга, составленная из отдельных листов, скрепленных вместе;. Любопытна история этого слова. В переводе с латыни оно обозначает ствол дерева, бревно, чурбан. Греки и римляне нередко использовали для записей деревянные дощечки с воском см. Книги на восковых дощечках. Пергамент легко складывался: несколько пергаментных листов складывали, разрезали, сшивали и получали книгу из 4—6 листов. В сложенном виде он напоминал именно такую дощечку, что и послужило основанием для названия. Обложки книг тоже пергаментные часто натирали кедровым маслом — для предохранения от порчи насекомыми. Кодексы можно было перелистывать, каким-то образом отмечать места, к которым нужно возвратиться, - для цитирования, например, что было важным в юридической и церковной практике. Кодекс из пергамента имел также и то преимущество, что деление сочинения на части «книги» не требовало отдельных свитков — все могло уместиться в одной книге, занимавшей гораздо меньше места, чем несколько свитков. Таким образом, кодекс был гораздо более удобным в пользовании. Эта форма книг существует до настоящего времени. Пергамент хорошо держит краски, поэтому кодексы украшали цветными орнаментами, превращая рукописи в настоящее произведение искусства. Иногда пергамент красили в синий, пурпурный или черный цвет и писали на нём золотой или серебряной пылью, растертой с водой и клеем. Примером такой книги может служить «Серебряный кодекс» - перевод Библии на готский язык, датируется VI в. Написан на пурпурном пергаменте серебром. Хранится в Швеции. Содержит текст Четвероевангелия. Страница из «Серебряного кодекса» Переход к форме кодекса значительно облегчил переписывание книг: с листом пергамента работать было гораздо проще, чем со свитками. В средние века копирование каждого кодекса осуществлялось отдельным переписчиком. Дорогостоящий материал и индивидуальное каллиграфическое переписывание делало саму книгу дорогой и редкой. Переписка книг считалась очень важным, «богоугодным» делом, и монахи-копиисты освобождались от всех других работ в монастыре. Пергаментный манускрипт VII в. Дороговизна удобнейшего в то время для письма материала вызывала его постоянную нехватку, и в Средние века монахи-переписчики нередко смывали со старых книг написанный текст и на смытой поверхности писали новый. Текст, нанесенный на поверхность, с которой был смыт и соскоблен старый, называется палимпсестом. В период зарождения печатного дела был короткий период, когда пергамент и бумага использовались взаимозаменяемо. Так, большая часть Библии Гутенберга отпечатана на бумаге, но сохранились и пергаментные версии. Бурный рост книгопечатания в Средние века привел к сокращению использования пергамента, так как его цена и сложность изготовления, а также объем производства уже не удовлетворяли потребностей издателей. С тех пор и по наши дни пергамент стал использоваться в основном художниками, для книгоиздания же — лишь в исключительных случаях. Книги на восковых дощечках Дощечки, в которых сделаны углубления, куда заливался воск, церы использовались греками и римлянами для записей, которые не были предназначены для длительного хранения. На них писали черновики, записки, счета, расписки и даже письма. Привозимый из далёкого Египта папирус стоил дорого. Он шел только на книги. Для письма служила металлическая или костяная палочка — стиль лат. Острым концом выцарапывали запись по воску, а тупым сглаживали то, что не нужно. Отсюда пошло выражение: у него хороший стиль, то есть он хорошо пишет. И это несмотря на то, что палочки для письма давно вышли из употребления. Таблички были выгодны не только из-за своей «дешевизны», но и потому, что могли служить очень долго. Написав письмо на восковой табличке, грек или римлянин обыкновенно получал ее обратно — с ответом. Можно было бесчисленное множество раз сглаживать тупым концом стиля написанное и писать снова. Школьника тех времен надо представить себе сидящим, положив ногу на ногу. На колене двухстворчатая восковая дощечка. Левой рукой он придерживает ее, правой пишет под диктовку учителя. Ни один школьник не обходился без восковой таблички, привешенной к поясу. Множество таких табличек нашли у церкви святого Якова в городе Любеке Германия. Кстати, здесь же нашли большое количество стилей, ножичков для подчистки пергамента и палочек, которые употреблялись для битья школьников по пальцам. Восковые дощечки употребляли не только школьники: монахи отмечали в них порядок церковных служб, поэты писали на них стихи, купцы — счета, придворные щеголи — записочки к дамам или вызовы на дуэль. У одних это были неказистые буковые дощечки, обтянутые снаружи для прочности кожей и покрытые внутри грязным воском, смешанным с салом. У других это были изящные таблички из красного дерева. Портрет девушки со стилем и церами предположительно юной Сапфо Но известны и восковые книги, вернее книжечки. Книжечка состояла из нескольких дощечек с выструганной серединой, в которую заливался растопленный воск желтого или чёрного цвета. В двух углах просверлены дырочки; в них продеты шнурки для скрепления дощечек. Конечно же, первая и последняя дощечки с наружной стороны воском не покрывались. Безусловно, время не пощадило книги на воске - мы имеем лишь то, что найдено учёными-археологами, например, в Помпее, где книги оказались внезапно засыпанными пеплом. В 2000-ом году подобная находка была обнаружена и в России при проведении раскопок в Новгороде. Это были три дощечки размером 19 х 15 см, изготовленные из липы, толщиной в один сантиметр, скрепленные между собой. Две внешние церы- своеобразные обложки с изображением креста; на внутренней стороне - текст на воске. Между ними - дощечка с двусторонним текстом. При реставрации пришлось воск перенести на другую основу, потому что под снятым воском на дощечках обнаружили едва различимые процарапанные тексты, которые требовалось сохранить для дальнейшего изучения. Других свидетельств обнаружения в России книг на воске нет. Книги на бересте. Общеизвестен факт, что на Руси в качестве материала для письма широко использовалась берёста - наружная часть коры березы из которой делались пластины. Тонкий слой коры молодых деревьев выдерживался в кипятке, из нее нарезался лист, по эластичности не уступавший современной бумаге. Для написания букв использовался костяной стерженек - писало. В ушко стерженька продергивалась тесемка, чтобы подвешивать к поясу. В старину люди посылали друг другу берестяные письма - грамоты: письмо заказчика, письмо жены к мужу, то есть будничные записи: «Поклон от Петра к Марье…» и т. Местом, где впервые были обнаружены берестяные грамоты средневековой Руси, стал Великий Новгород. В настоящее время их найдено более тысячи. Но существование берестяной письменности на Руси было известно и до обнаружения грамот археологами. Так, в обители св. Сергия Радонежского «самые книги не на хартиях пергаменте - Л. Из берёсты создавали и книги-свитки, и книги-кодексы. Берестяные книги наибольшее распространение получили у народов Северной Индии. Но они, датированные IX веком н. Интересен следующий факт. В Институт истории новосибирского Академгородка был передан необычный манускрипт под названием «Стихосложения». Рукопись исполнена на шелковистой бересте тончайшей выделки. Подарок сродни сенсационным находкам при раскопках в Новгороде, однако сибирская берестяная книга создана не в древние времена, а в наши дни в одном из старообрядческих селений на Нижнем Енисее. Оказывается, и теперь еще пишут на бересте, а традицию использования ее для письма принесли в Сибирь первопроходцы. Как смогли убедиться читатели, в цикле «Из истории допечатной книги» представлены наиболее интересные, на наш взгляд, сведения о материалах, на которых писались книги. Хочется надеяться, что эти сведения окажут помощь учителю в разработке дидактических материалов для использования на уроках, а также во внеклассной работе. Выбор редакции.
береста; папирус; пергамент; камень; дерево; глиняные таблички. презентация
В этой подборке ты найдешь вдохновение, идеи и советы по использованию этих материалов в своих творческих проектах. Красивые фотографии и видеоролики заставят тебя влюбиться в бересту и пергамент с первого взгляда!
Глиняные дощечки и папирусы. Бумага из бересты.
Бумага из березовой бересты. Скрученная береста. Береста бумага в древности.
Книги из папируса и пергамента. Старинный свиток с печатью. Старинный пергамент с печатью.
Старинная грамота свиток. Однис словом "пергамент, береста, бумагв. Лист бумаги в древности.
Бумага из пергамента. Старинный свиток пустой. Русский пергамент.
Берестяные грамоты. Письменность на бересте. Берестяная грамота из Новгорода.
Старинные свитки на прозрачном фоне. Старинный свиток без фона. Рукописи для фотошопа.
Старый свиток без фона. Папирус писчий материал древнего Египта. Папирус, дощечки, бумага.
Бумага - общее название. Какие материалы использовались для письма. Материал для письма в Киевской Руси.
Материал используемый для письма на Руси. Старинный Папирус. Бумага под Папирус.
Имитация папируса. Древние бумаги. Средневековый свиток.
Старый лист бумаги. Рукописи на пергаменте. Пергамент письменность.
Свитки из пергамента. Пергамент с пером. Береста и перо.
Перо чернила береста. Пергамент рисунок. Свиток из пергамента.
Еда на пергаменте. Береста для письма. Красивый свиток.
Даже один лист изготавливали очень долго. Шкуры сначала очищали, затем замачивали в растворе извести, сушили, обрабатывали специальными составами на основе муки, молока и мела и только потом делили на листы. Писали на пергаменте перьями, которые макали в чернила. Их, как правило, делали из сажи или так называемых чернильных орешков — личинок насекомых орехотворок. Рисунки в таких книгах были красного, золотого, синего и зеленого цвета. Пергамент был очень дорогим, поэтому его использовали только для важных государственных указов, религиозных трудов и летописей. Рукопись состоит из 294 листов размером 35 на 30 сантиметров. Для ее изготовления потребовалось 175 шкур телят. Чтобы он лучше крепился, на дощечки наносили специальные насечки. А иногда церы соединяли между собой: протягивали кожаные ремни через специальные круглые отверстия.
Обычно церы были небольшого размера.
Каждая книга запиралась на замочек. В Древнем Китае было налажено изготовление бамбуковых книг. Тонко выструганные пластинки бамбука скреплялись вместе металлическими скобами в виде современной раздвижной оконной шторы. На такой книге—шторке, так же, как и на изобретенном позднее шелке, китайцы рисовали свои иероглифы кисточками, используя для этого тушь. Доступнейшим материалом для письма была береста. До нас дошли способы ее переработки: тонкий слой коры молодых деревьев выдерживался в кипятке, из нее нарезался лист, по эластичности не уступавший современной бумаге.
Из него изготавливались книги—свитки и книги—кодексы. Берестяные книги наибольшее распространение получили у древних славян, а также у народов Северной Индии. Первые берестяные книги датируются IX веком н. Теперь во всём мире книги печатают на бумаге. А вот бумага, на которой мы сейчас пишем, впервые появилась в Китае, во втором веке до нашей эры. Но китайцы в течение нескольких столетий хранили в глубочайшем секрете способ изготовления бумаги.
Свиток текстура - 54 фото
Так, преподобный Иосиф Волоколамский говорит, что преподобный Сергий, за неимением пергамента и бумаги, писал книги «на берестех»: «слышахом о блаженном Сергие яко толику нищету и нестяжание имеяху яко в обители блаженнаго Сергия и самыя книги не на хартиях. Папирус, пергамент и береста – прототипы бумаги. Современные носители информации: бумага; дискета; диск; кассета. Ведь пергамент, который изготавливали из шкур животных, и бумага в те времена стоили очень дорого. Новости ЦМиРАД.
Лист пергамента картинки
Свиток текстура - 54 фото | Путешествую по странам и народам, буквы с камня переходили на папирус, с папируса на восковую дощечку, с восковой дощечки на пергамент или бересту, с пергамента на бумагу. |
Пергамен, бумага, береста... | Известны санскритская рукопись на бересте из Байрам-Али, ряд буддистских текстов на бересте и др.[78]. |
Музей «Бузеон»: сохраняя историю бумаги и бумажного производства | Мероприятие проходило в форме урока библиотечно – библиографической грамотности. Библиотекарь рассказала ребятам о том, что было, когда люди не умели писать, как видоизменялись материалы, из которых изготавливались книги (глина, папирус, береста. |
Блог «Умные мелочи. Когда появился пергамент? Чем пергамент лучше папируса | Пергамент береста бумага одним словом. Перамен, Берест, бумага. |
История бумажной отрасли в России | Сейчас бумагу активно используются в абсолютно разных сферах деятельности, несмотря на то, что многие документы, газеты, журналы и даже книги переходят в электронный формат, бумага по-прежнему не теряет своей популярности и как раньше, является весьма ходовым товаром. |
Навигация по записям
- Из каких источников информации Вы узнаёте о наших ближайших мероприятиях?
- Задание МЭШ
- Что такое пергамент и как он выглядит: определение, фото
- Эволюция материалов для письма
- Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
Что раньше не использовали для письма. Ранняя письменность и средства для письма
До наших дней сохранилось много правда, довольно поздних документов и даже целых книг в основном старообрядческих , написанных на расслоенной бересте. Местом открытия берестяных грамот стал Великий Новгород. Сохранению этих древних находок способствовали благоприятные природные условия и особенности местной почвы. В 1930-е годы в Великом Новгороде велись археологические раскопки, экспедицию возглавлял А. Тогда были найдены первые обрезные листы березовой коры и инструменты для письма.
Более серьезных открытий в тот период сделать не удалось, так как началась Великая Отечественная война. Работы продолжились в конце 40-х годов XX века. В ней содержался перечень феодальных повинностей в пользу трех жителей города.
Найденная Акуловой грамота получила порядковый номер 1, в настоящее время она хранится в Государственном историческом музее в Москве. Грамота содержит 13 строк по 38 см каждая, но сохранилась не полностью. Из расшифровки было понятно, что в ней записана роспись доходов с нескольких сел. Текст на грамоте сохранился, так был записан не чернилами, а выцарапан специальным инструментом - "писалом", который представлял собой заостренный металлический стержень. Уже на следующий день, 27 июля, была найдена вторая грамота, затем находки стали регулярными. Описание, значимость Большинство обнаруженных в русских городах берестяных грамот датировано началом IX - концом XIV веков.
В Старой Руссе первая находка появилась в 1966 году, в Твери — в 1983-м. В Москве первую берестяную грамоту обнаружили только в 1988 году, когда проводились раскопки на Красной площади. Количество берестяных грамот Археологическая экспедиция в Великий Новгород — это уже традиция. Ежегодно с 1951 года археологи открывают свои сезоны. К сожалению, количество грамот, найденных в разные годы, сильно разнится. Были сезоны, когда ученые находили несколько сотен экземпляров, а были и нулевые. Тем не менее сегодня найдено уже более 1000 берестяных грамот. На конец 2017 года общее количество найденных грамот распределяется следующим образом: Великий Новгород 1102 грамоты и 1 берестяная грамота-иконка Старая Русса.
Путем встряхивания в специальных формах волокна тесно переплетались. Готовый лист выкладывали на гладкую поверхность и прижимали тяжелой каменной плитой. После сушки из крапивных заготовок получалась бумага.
Для ее изготовления не требовалось много усилий и ценного сырья. Традиции такого производства не ушли в прошлое. Жесткую, фактурную, похожую на картон бумагу из крапивы, папоротника, шелковицы, льна, ревеня, проваренного в щелочи тополиного пуха, коры кустарников, сухих банановых «хвостиков» и сегодня вручную отливают в художественно-прикладных целях народные умельцы.
Инструментами им по-прежнему служат деревянная рамка, вилка и молоток-киянка, валик, струбцина или пресс, а также обычные таз или кастрюля. Отличие от старинных методов состоит лишь в том, что натянутые на рамки сетки изготовлены из полимеров. Тростниковое чудо Способы изготовления двух самых известных предшественников бумаги тоже подсказала человеку природа.
Первым из них огромную роль в развитии культуры, науки и просвещении сыграл папирус др. Болотистая долина Нила изобиловала многолетним водным растением семейства осоковых высотой до пяти метров. Из него делали одежду, обувь, канаты, циновки, мебель, лодки, его даже употребляли в пищу.
Древнегреческий философ Теофраст в своей «Естественной истории» записал рецепт, как готовить из тростника писчий материал. Папирус оказался великолепным способом хранения записей. Он легок, удобен в транспортировке.
На нем записывали объемные тексты — астрономические познания, трактаты по медицине и математике. Среди сохранившихся свитков есть архивные и исторические документы, гимны, проза. Таким способом сохранилась история, которую Джузеппе Верди положил в основу оперы «Аида».
Собрания свитков греки назвали библиос др. Отсюда слово библиотека. Особенно славилась библиотека египетского города Александрии с более чем 30 тысячами томов гр.
Технология изготовления папируса Основные компоненты папируса: целлюлоза — 57, лигнин — 27, минералы — 9, вода — 7 процентов. Изготавливали его так. От нижней части срезанного трехгранного стебля отделяли твердую оболочку, сердцевину разрезали на полоски.
Отсортированные по ширине и толщине полоски два-три дня выдерживали в свежей воде для набухания и удаления водорастворимых веществ. Затем их прокатывали деревянной каталкой и перпендикулярно накладывали друг на друга. Сверху помещали груз.
Выделявшийся под прессом сок был отличным связующим веществом. Листы пропитывали мучным клеем, обезвоживали, прессовали, сушили, разглаживали и полировали гладким камнем. Свиток папируса На тысячи лет папирус занял одно из ведущих мест в культуре древних цивилизаций.
Свитки кремового оттенка достигали 18 метров в длину. Для письма использовали кисти из стеблей растений рода ситник Juncus или тростник Phragmites , позже перо с раздвоенным концом — калям, черную и красную краски. Папирус пытались развести в Древнем Риме, но изделия тамошних умельцев годились лишь на обертку.
Как сувенир для туристов его и сейчас изготавливают в средиземноморских Сиракузах и на родине знаменитого материала — в Египте.