«Боязно только до пятого ребенка, а потом уже все равно», говорит воспитатель детского дома семейного типа Голобородов Алексанлр Николаевич. В годы войны дом-интернат переживал тяжелейшее время.
Выпускники Полоцкого кадетского корпуса и Оптина Пустынь
Детский дом семейного типа возведен в агрогородке Жерносеки специалистами предприятия "Полоцкая строительная передвижная механизированная колона - 36" за средства инвестора - ЗАО "Банк ВТБ" Беларусь. В строительство направлено более Br2,4 млрд. Коттедж оснащен бытовой техникой и мебелью, проведено благоустройство прилегающей территории. Последний отметил, что для банка это не единственный социальный проект, но первый опыт строительства детского дома семейного типа. Во время торжественного открытия хозяин дома вместе с детьми и председателем райисполкома посадили дерево, тем самым заложив яблоневый сад как символ достатка и благополучия. Всего в Полоцке и Полоцком районе около 400 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на государственном обеспечении различных форм.
Он умер от тяжёлых ран через шесть дней, но подвиг его живет… Наглядным подтверждением этих драматических событий послужила выставка, которая рассказывает о фактах геноцида белорусского народа через призму истории воспитанников Полоцкого детского дома в годы нацистской оккупации. Экспозиция представлена сотрудниками Полоцкого государственного университета им.
Некоторое время он его прогревал, а затем помахал провожающим рукой, пошёл по взлётной, в конце сделал разворот, и мотор сильнее заработал, самолёт пошёл быстрее, а потом и оторвался от земли. Лётчик сделал круг над партизанским аэродромом, как будто прощался навсегда, и пошёл левее Полоцка на восток. С партизанской зоны над оккупированной немцами прошёл он спокойно.
С оккупированной перед линией фронта нас ловили прожектора и поймали один раз, но лётчик был опытный — увернулся, быстро снизился. Это видел я хорошо, так как сидел у него за спиной, почти рядом на пол руки. Остальные были закрыты в кассетах и фюзеляже. На самом перелёте линии фронта нас нагнал немецкий истребитель. Всё проходило ночью, немецкий самолёт я один раз немного глазами уловил. Но не рама и не тяжёлый, а, кажется, истребитель.
Первый раз он пронёсся со свистом около нас, но не стрелял. Но, может и стрелял, но не попал, так как выстрелов было не слышно из-за рёва мотора от нашего самолёта. Второй заход был уже с попаданием в наш самолёт, но выстрелов не слышно, а по нашему самолёту пули посыпались, как горох по фанере, и гул слышался различимый двух моторов. Я даже встал в полный рост, лётчик это заметил и показал мне опуститься. Я опустился, но через окошко маленькой перегородки следил за ним. Лётчик нагнулся на левый борт и смотрел вниз, видимо немецкий был ниже, потом нагнулся на правый.
В этот момент немецкий самолёт приближался уже в третий раз, слышно по звуку, и дал ещё очередь по нашему самолёту, и также попадания слышны, как и при втором заходе. И самое страшное — в этот раз он ранил нашего Александра Петровича. Потому, что он резко дернулся с правой стороны, когда был нагнувшись, и схватился за голову. Запахло очень бензином, а через несколько секунд послышался глухой взрыв и самолёт весь в огне. Немец уже больше не стрелял. Видел я, как лётчик весь в огне, что-то энергично возится с управлением, самолёт накренился через правый борт так, что можно было вывалиться из него — лыжами почти вверх.
И пошёл на запад резкими бросками вниз. Одно мгновение — и осветились кустарники. Знаете какое-то лихорадочное действие — и не знаешь, что делать. Я повернулся в хвост, обратно мигом на лётчика, а его уже нет. Только коснулись земли, и он пропал Надо понимать — лётчика выбросило при довольно жесткой посадке, ударе самолёта лыжами о землю. Так мы без лётчика ещё метров 300 катились по болоту.
И только выскочили на чистый лёд — самолёт остановился. Я нагнулся через перегородку к лётчику, думая, что он от большой боли от огня и раны съехал с сиденья вниз. Но там оказался парашют в сумке такого же защитного цвета, как у лётчика лётная куртка. Мигом я выскочил из самолёта и — под низ, где сидели наша воспитательница и дети, открыл им люк, они выскочили, и люк этот сразу же придавило всем весом самолёта. Две девочки выскочили из фюзеляжа сами. И я снова вскочил на самолёт и стал подавать малышей воспитательнице.
Горела уже и на мне одежда — снегом бросишь и снова спасать. Горели крылья самолёта, а ведь под ними в кассетах лежали тяжело раненые партизаны. И, знаете, неловко писать, но наша воспитательница растерялась. И снова я быстро открыл колпаки и уже вместе с нею вытащили раненых, затушили на них одежду. Всю эту трагедию видел ещё немецкий самолёт, так как он прошёл низко над нами так, что наше пламя его осветило, и улетел, не обстреляв нас. Я предложил воспитательнице уйти подальше от самолёта.
Что мы и сделали, перевели ребят, утащили раненых подальше от самолёта метров за 300 - 400. Потом я сказал: "— А вещи ваши, Валентина Степановна? Я мигом". Ведь у нее были 2 или 3 узла. Я побежал к самолёту, она за мной: "— Не надо, может , мы на немецкой территории, пусть горят". При посадке в партизанском аэродроме лётчику дали какие-то пакеты под печатями, мы сидели в самолёте, я видел их.
Я хотел их выбросить. И это она тоже запретила: "— Может секретные, пусть горят". И только мы вернулись к своим ребятам, самолёт тряхнуло небольшим взрывом, он развалился. Минут десять было тихо. И начался обстрел нашего огневища, видимо немец дал координаты. Утром 83 воронки насчитали наши солдаты на льду.
Когда обстрел стих, мы стали искать лётчика. Валентина Степановна, я и её сын, Толя. Толя заметил его первым, началась уже утренняя зорька. Мы побежали к нему, затушили тлеющую одежду. Обгорел он сильно, колени обеих ног и на груди два пятна, шея и руки. Был он без сознания, я расстегнул ему гимнастёрку, лётную шапку.
Он, по нашему определению, стал чувствовать, что кто-то есть около него. Но ни одного слова он не вымолвил. Глаз у него правый был чёрный, как чугун. В правом ухе полная раковина запекшейся крови. Ранен он был очень тяжело. Но даже при такой ситуации, всё-таки нашел в себе силы и посадил самолёт, не бросил нас в воздухе, ведь у него был парашют.
Мы взяли от него документы и пистолет и вернулись к своим пассажирам. Партизаны сразу же попросили пистолет, сказали, если в случае немцы — будет чем застрелиться, они ведь нас будут мучать. Потом мы с воспитательницей укрыли лётчика женским пальто, так как было двое детей, завёрнутых отдельно в пальто, а детей в одно пальто двоих. И пошли втроем в разведку. Я, воспитательница и её сын. Шли осторожно, оглядываясь.
Вскоре, пройдя болото, перед озером вышли на пригорок, это в 2,5 километрах примерно, вгляделись и увидели дорогу, телефонные столбы и шедшего по ней военного. Потом заметили землянку и стали к ней пробираться. Когда подошли поближе, то поняли, что здесь должны быть наши, и не ошиблись. Вышел солдат, поздоровался с нами, спросил откуда. Мы объяснили. Солдат поднял тревогу.
С землянки выбежало ещё человек 5 - 6. Быстро побежали на озеро несколько солдат и воспитательница с ними. Я рассказывал всё о полёте старшему по команде, он всё время куда-то звонил по телефону, и звонили в землянку много раз. Вскоре солдаты привезли лётчика на санках в землянку, он по-прежнему был без сознания. Нас собирались отправить на грузовике, так как дорога была рядом, это говорили по телефону откуда-то. Пошли за ребятами на озеро.
И только их привели в землянку, как по телефону сообщили — всех на озеро, прилетят санитарные самолеты. Условные знаки расстелить плащ-палатками по льду. Дежурили я и солдат. Прилетел У-2 и сел около нас. Вышли майор и женщина капитан, врач. Она оказала первую помощь раненым.
Полоцка — одного из старейших дошкольных учреждений города. Участниками ее торжественного открытия стали представители местных органов власти, педагоги и детвора близлежащих учреждений образования, родители детей и жители, неравнодушные к истории своего родного города. Знаковым для всех горожан считает состоявшееся событие педагог-психолог детсада Ирина Бабоед.
В Год исторической памяти, в преддверии как никогда ранее важного для всех белорусов праздника — Дня народного единства - оно наполнено особым духовным смыслом, убеждена она: - День народного единства — очень значимый праздник, когда люди объединяются в своем патриотизме, любви к родине.
Горел заживо, спасая детей
Но память, доставшаяся от них в наследство ныне живущим, вновь и вновь возвращает в огненные сороковые, не давая забыть о тех, кто отдал жизнь во имя мира на Земле. Благодаря людям, считающим своим долгом сохранение исторической памяти, рождаются инициативы, направленные на увековечение подвигов, вошедших в учебники истории как образец высочайшей доблести и гуманизма. С одной из таких инициатив — по сохранению памяти о людях, спасших в годы войны воспитанников полоцкого детского дома, выступил уроженец Полоцка, подполковник в отставке Сергей Васильевич Соболев. Я, в свою очередь, передаю ее своему сыну, нашей молодежи, — начал он свой рассказ. Директор детдома Михаил Форинко приложил все возможные усилия, чтобы спасти детей не только от голода — фашисты намеревались использовать их в качестве доноров для солдат вермахта. Воспитанников детского дома вывезли в деревню Бельчица, а позже, установив связь с партизанами, начали переправлять их в партизанский отряд, а затем — на Большую землю. Одним из летчиков, перевозивших детей через линию фронта, был Александр Мамкин.
Совершая последний рейс, он ценой своей жизни посадил горящий самолет, благодаря чему остались живы маленькие пассажиры и их воспитатели.
О драматической истории полоцкого детского дома Сергей Соболев узнал еще в детстве от отца. Почти 200 детей, оказавшихся в разрушенном оккупированном городе, ждала незавидная участь. В их числе оказались 15 узников гетто, которым чудом удалось избежать расстрела. Несмотря на то, что в случае обнаружения еврейских и цыганских детей опасность быть уничтоженными для остальных многократно возрастала, их не выдали, называя уроженцами Кавказа. За совершенный подвиг Александр Мамкин был представлен к званию Героя Советского Союза, однако по неизвестным причинам этой награды он удостоен не был. А Михаилу Форинко решением израильского института «Яд-ва Шем» было присвоено почетное звание «Праведник народов мира».
Скоро стало ясно, что гитлеровцы стягивают большие силы, чтобы провести карательную операцию против партизан.
Детей, среди которых было много малышей до 5 лет и больных, надо было как можно быстрее отправить в советский тыл. Одним из тех, кто совершал ночные рейсы за детдомовцами через линию фронта, был Александр Петрович Мамкин. При перелете через линию фронта их атаковал немецкий перехватчик, осколки пробили бензобак и самолет загорелся. Мамкин был тяжело ранен, но, фактически сгорая заживо, сумел посадить машину на советской территории. Все пассажиры остались живы, пилот умер 17 апреля в госпитале от тяжелейших ожогов. Воспитательница Полоцкого детского дома со спасенными партизанами детьми.
Летопись «Операции «Звездочка» Детский дом в Полоцке в 1941 г. В условиях немецкой оккупации коллектив педагогов-воспитателей под руководством директора Михаила Форинко делал все возможное, чтобы спасти 200 детей от голода, холода и болезней. Осенью 1943-го немцы начали проявлять повышенный интерес к детскому дому.
Выяснилось, что они решили использовать детей в качестве доноров. Необходимо было срочно спасать ребят. Подпольщики группы «Бесстрашные», которая была сформирована в детском доме, направили связного в партизанскую бригаду им. Чапаева, где разработали план спасения детей под названием «Звездочка». Затем, явившись к военному коменданту Полоцка, Михаил Форинко сообщил, что среди воспитанников много больных и ослабленных детей, топить печи нечем. Выход — на зимнее время переправить детей в деревню под Полоцком. Оттуда 18 февраля 1944 г.
Дороги памяти и Победы
События, о которых пойдет речь, произошли зимой 1943–44 годов, когда фашисты приняли зверское решение: использовать воспитанников Полоцкого детского дома № 1 как доноров. Детский дом №1 в Полоцке был открыт ещё до войны. Пропагандистская деятельность является одним из основных направлений Глобальной стратегии, а Всемирный день охраны труда является важным инструментом в части повышения уровня информированности о том, как повысить безопасность и улучшить условия на рабочих.
Первый детский дом семейного типа открылся в Полоцком районе
(Полоцкий детский дом в условиях нацистской оккупации)». Полоцкий детский дом не смог эвакуироваться в начале войны. Детский дом №1 в Полоцке был открыт ещё до войны. Просуществовав всего несколько лет, детский дом при Спасо-Евфросиниевском монастыре стал одним из лучших учреждений народного образования в городе и уезде. Освобождение целого детского дома, около 200 человек (детей с воспитателями) — это единственный такой случай в истории партизанской борьбы во время Великой Отечественной войны.
Полоцкого районного исполнительного комитета
- Леонида Павловна Тарасевич рассказала о подпольной борьбе в Бегомльском районе
- Украденное детство
- Операция «Звёздочка»
- Освобождение Полоцкого детдома. Операция Звездочка
«Звёздочка» — операция по спасению детей во время войны 1941-1945.
154 воспитанников Полоцкого детского дома № 1 решили лишить крови. Партизаны провели её, узнав поздней осенью 1943 года, что немцы вывезли Полоцкий детский дом № 1 в занятую фашистами деревню Бельчица. Полоцкий детский дом находился на охраняемой немецкими частями территории, в деревне Бельчица, непосредственно в которой располагался крупный немецкий гарнизон, и партизанам потребовалась сложная боевая операция по освобождению детей. Полоцкий детский дом №1. Дети Великой Отечественной войны 1941-1945. Кадеты 10 б Полоцкого кадетского училища берут интервью у участника блокады Ленинграда Прудникова Алексея Антоновича.
Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- Читайте также:
- (PDF) Полоцкий Спасский детский дом | Славина Гаврилова -
- Горел заживо, спасая детей | Записки библиотекарей | Дзен
- Директору Полоцкого детдома во время войны присвоено звание «Праведник народов мира»
- Дерзкая партизанская операция «Звёздочка»
- Операция «Звездочка» — нужно справедливо расставить акценты
Об авторе БАРМИНСКОМ Василии Васильевиче:
- "Маленькие судьбы..."
- Освобождение Полоцкого детдома. Операция Звездочка
- Воспитанники Полоцкого детского дома во время эвакуации на “Большую землю” | Архивы Беларуси
- Почему лётчику Мамкину, сгоревшему в полёте, спасая детей, не присвоили звание Героя
- Telegram: Contact @ATN_BTRC