Хозяйства, которые перед вступлением в колхоз убивают или продают свой скот, ликвидируют инвентарь или злонамеренно разбазаривают семена, в артель не принимаются. Примерный Устав с.-х. артели, принятый 2-м съездом колхозников-ударников, имел большое значение для упрочения колхозного строя. В Примерном Уставе сельскохозяйственной артели, утвержденном в 1930 г.4, усадебные участки допускалось оставлять в единоличном пользовании. ПРИМЕРНЫЙ УСТАВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ АРТЕЛИ: Принят I Всесоюзным съездом колхозников-ударников Утвержден СНК СССР и ЦК ВКП(б) 17 февраля 1935 года I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1. Трудящиеся крестьяне села (станицы, деревни, хутора, кишлака, аула) района.
УСТАВ сельскохозяйственного потребительского кооператива
Примерный устав сельско-хозяйственной артели. постановление ЦИК и СНК СССР: 1 марта 1930 г. Примерный устав сельскохозяйственной артели. 15. Сельскохозяйственные работы в артели осуществляются на основах сдельщины. устав производственного кооператива (артели) утвержден решением общего собрания участников протокол nо. от "" 20 г. Примерным Уставом сельскохозяйственной артели предусматривается отчисление в неделимый фонд не менее 12, но не более 20 процентов денежных доходов колхозов.
Устав сельскохозяйственного производственного кооператива
Так, если ранее доминировала точка зрения о том, что процессы преобразования сельского хозяйства завершаются в 1934 г. E-mail: lkor11 mail. Таким образом, изменения, проводимые государством в рамках Примерного устава сельскохозяйственной артели 1935 г. Данилов и Н. Ивницкий дали следующую оценку этому документу: «Уставом были определены основные принципы и нормы существования и развития коллективного хозяйства как социалистической формы общественного производства. Разработкой Примерного устава сельскохозяйственной артели была завершена система мероприятий партии и правительства по созданию и законодательному оформлению новых производственных отношений в деревне. С переходом колхозов на новый Устав сельскохозяйственной артели полностью сложился колхозный строй» [4, с. Общетеоретические проблемные вопросы по становлению коллективизации отражены в трудах И.
Зеленина, М. Вылцана, в работах сибирских ученых - И. Степичева, Н. Гущина, В. Ильиных и др. В то же время следует отметить, что большая часть исследований, особенно постсоветского времени, посвящена изучению сплошной коллективизации, процессам раскулачивания, то есть концу 1920-х - началу 1930-х гг. Восточная Сибирь сыграла важную роль в развитии сельского хозяйства, а массивный материал местных архивных документов позволяет детальнее рассмотреть вопрос «социалистической модернизации» восточносибирской деревни 1930-х гг.
Второй Всесоюзный съезд колхозников-ударников, проходивший в Москве, принял проект нового Примерного устава сельскохозяйственной артели далее - Устав 1935 г. Данный документ стал преемником Примерного устава сельскохозяйственной артели 1930 г. За первую половину 1930-х гг. Все это нужно было зафиксировать и закрепить, что и сделал Устав 1935 г. Все коллективные хозяйства должны были перейти на форму нового Устава. До 10 марта 1935 г. Был разработан порядок его принятия.
Так, согласно постановлениям Президиума Восточно-Сибирского Крайисполкома и Крайкома ВКП б «О мероприятиях по выработке, обсуждению и принятию колхозами своих уставов» от 11 апреля 1935 г. На регистрацию отводилось пять дней. Составлялся такой устав в двух экземплярах: один зарегистрированный экземпляр выдавался правлению колхоза, а другой прикладывался к книге регистрации. Устав, не зарегистрированный районным исполнительным комитетом, передавался для внесения соответствующих поправок на вторичное рассмотрение общего собрания членов сельскохозяйственной артели, на котором представитель районного исполнительного комитета сообщал о причинах отказа в регистрации. Уставы должны были быть приняты по всем колхозам Восточно-Сибирского края к 1 июля 1935 г. Те же документы определяли и сроки землеустроительных работ с целью закрепления земельных участков за колхозами и выдачи актов колхозам «на вечное пользование». Так, было зафиксировано, что по восточносибирским районам без БМАССР такие мероприятия необходимо произвести: в 1935 г.
При недостатке специалистов по землеустроительным работам в крае была поставлена задача организовать краткосрочные курсы и подготовить землеустроительных техников, мерщиков. Согласно Уставу 1935 г. Сокращение площади земли не допускалось, наоборот, рекомендовалось увеличение площадей, что должно было происходить за счет свободных земель государственного фонда или за счет излишних земель, занимаемых единоличниками. В Восточной Сибири местными органами власти главный акцент при расширении земли делался на освоении свободных земель. При вступлении в колхоз обобществлялись основные средства сельскохозяйственного производства: весь рабочий скот, сельскохозяйственный инвентарь плуг, сеялка, борона, молотилка, косилка , семенные запасы, кормовые средства в размерах, необходимых для содержания обобществленного скота, хозяйственные постройки, необходимые для ведения артельного хозяйства, и все предприятия по переработке продуктов сельского хозяйства. Данное положение было зафиксировано и в предыдущем Уставе 1930 г. Также вступающие должны были внести денежный взнос в размере от 20 до 40 рублей на двор [18].
Новым уставом предусматривалось усиление мер ответственности за «бесхозяйственное и нерадивое отношение к общественному имуществу, за невыход без уважительных причин на работу, за недоброкачественную работу» и за другие нарушения трудовой дисциплины и устава. Правление колхоза могло наложить за них взыскания переделать недоброкачественную работу без начисления трудодней, предупреждение, выговор, порицание на общем собрании, занесение на черную доску, штраф в размере до пяти трудодней, перемещение на низшую работу, временное отстранение от ра- боты либо исключить из колхоза, а в ряде случаев расхищение общественной колхозной и государственной собственности, вредительское отношение к имуществу и скоту артели и машинам машинно-тракторной станции предусматривалось судебное преследование. Причем последнее как мера наказания использовалось достаточно широко уже с момента формирования первых советских коллективных хозяйств, что не раз обращало на себя внимание центральных органов власти. С июля 1935 г. Устав 1935 г. Различные варианты организации деятельности в коллективных хозяйствах Советского Союза предыдущих лет показали, что ее осуществление в сельском хозяйстве имеет свою специфику. С точки зрения повышения ответственности работников колхоза, подконтрольности и ухода от «обезличивания» в работе наиболее эффективно показал себя бригадный способ организации труда.
И если Устав 1930 г. Согласно последнему, работники разбивались по полеводческим на срок не менее полного севооборота или животноводческим не менее чем на трехлетний срок производственным бригадам. За каждой из них закреплялся необходимый инвентарь, скот, постройки. Наем труда в колхозе допускался только для «лиц, обладающих специальными знаниями и подготовкой», например, агрономы, инженеры, техники и т. Другое важное положение Устава 1935 г. Заработная плата работника сельского хозяйства всегда зависела и зависит от объема и качества произведенной сельскохозяйственной продукции и сопряжена со значительными рисками природно-климатического характера. Несовпадение рабочего периода со временем производства продукции приводит к тому, что результаты потраченного труда определяются значительно позже окончания трудового процесса.
Эта особенность не может не сказаться на формировании фонда оплаты труда.
Конституция СССР 1936 г. Эти нормы время от времени подкреплялись. Так, 28 мая 1939 г. Оно обязывало произвести до 15 августа 1939 г. Постановление также установило, начиная с 1939 г. Начиная с урожая 1940 г. А поставки молока - не по поголовью коров, а с земельной площади, закрепленной за колхозами. Артель должна была также заключать с МТС договор, который имел силу закона и придавал взаимоотношениям колхозов и МТС обязательный характер. Объем тракторных работ определялся не запросами и потребностями колхозов, а возможностями машинно-тракторного парка МТС.
Закон предписывал сельхозартели использовать «все тракторы, двигатели, молотилки, комбайны и другие машины, предоставляемые рабоче-крестьянским правительством через МТС», таким образом государство выстраивало жесткую систему. С 1941 г. С принятием устава началось восстановление поголовья продуктивного скота, рост урожайности. В 1935 г. К 1937 г. Итоги коллективизации были впечатляющи. Если в 1928 г.
В день приезда делегаты и их вещи проходили санобработку, проводившуюся с целью внедрения в быт колхозников санминимума. Возможно, это было вызвано опасениями краевого руководства по поводу распространения инфекционных заболеваний, причиной которых были голод и отсутствие средств гигиены. После санобработки делегатов распределяли по месту жительства. Как правило, мужчин расселяли в общежития, а женщин - в гостиницу. Свою работу съезд начинал в 10 часов утра. В повестку первого дня входили два вопроса: открытие съезда и доклад мандатной комиссии. По окончании первого заседания предполагался концерт, репертуар которого в обязательном порядке утверждался оргкомитетом. Грядинский, который посвятил свой доклад общей характеристике достижений социалистического строительства. Все акценты доклада смещались в сторону мобилизации передовых колхозников на проведение упорной воспитательной работы в колхозах с целью воздействия в ходе принятия Устава на местах на несознательные крестьянские массы. На первом заседании избирался рабочий президиум, куда входили руководящие работники края: первый секретарь Западно-Сибирского Крайкома ВКП б Р. Эйхе, Ф. Председателем съезда был избран Р. Формирование руководящих органов съезда сопровождалось аплодисментами и маршем, который исполнял городской оркестр. На первом заседании делегаты утверждали также регламент съезда: заседания проходили в первой половине дня с 10 до 14 часов и во второй - с 17 до 19 часов. Дальнейший ход съезда можно разбить на четыре этапа. Сначала проходили выступления руководящих работников края и районов. Затем шли приветственные выступления делегаций от учреждений и организаций: заводов, рудников, армии, колхозников другого края, комсомола и пионерии. После двух этих этапов начинались выступления колхозников. Подведение итогов в докладе Р. Эйхе являлось заключительным этапом съезда. Эйхе и Ф. Грядинский в своих речах во второй день работы съезда озвучивали задачи, поставленные перед краем руководством страны: «Превратить Кузбасс во второй Донбасс и шагать в ногу в области сельского хозяйства! Сделать колхозы большевистскими, а колхозников зажиточными! Итог заседаний подводился в последний день Р. Он настраивал колхозников на дальнейшие победы в социалистическом строительстве. В течение первых дней съезда президиум постоянно пополняли главы делегаций, приехавших приветствовать съезд. Приветствия эти готовились заранее за 10-12 дней до начала съезда, а число делегаций и предприятий, их посылавших, определялось комиссией по созыву съезда. В своих однотипных выступлениях делегации, приветствуя съезд и руководство края, рапортовали о достижениях своих предприятий, брали повышенные обязательства по оказанию помощи колхозам и выдвигали своего рода требования к колхозникам: работать, как это требует новый устав, по-социалистически, держать машинный парк в «большевистских руках», повышать урожайность. Заканчивались эти выступления пожеланием доброго здоровья руководству страны. Доклады и речи в ходе съезда носили схематичный характер, проецировали провозглашенную государством точку зрения на развитие страны: победам передового колхозного строя мешают чуждые социализму элементы, которые необходимо уничтожить, и в этом деле колхозникам помогут органы ОГПУ и городские рабочие. Докладчики были вынуждены высказывать не свое мнение, а точку зрения, навязанную им политикой партии. Выявить мнения рядовых колхозников на съездах позволяют стенограммы выступлений и «сводки о политическом состоянии делегатов», писавшиеся групповодами в конце каждого дня или после выступления кого-либо из руководителей. Содержание докладов и сводок часто противоречат друг другу. Выступления колхозников, как правило, не были оригинальными и готовились с помощью идеологов от крайкома партии. В сводках приводятся сиюминутные, незапланированные высказывания делегатов в разговорах между собой. Именно эти краткие реплики отражают истинное положение дел на селе, неподдельную активность и заинтересованность крестьян в улучшении своей жизни. Так, рассказывая о своей «счастливой» жизни и благодаря за это партию и тов. Сталина, колхозники вносили в речи, обращенные к съезду и руководству, крики о помощи: «В прошлом году был неурожай и большая задолженность. Продуктового хлеба нет, молотим солому. Были колхозники, которые приходили в правление и просили хлеба, но мы быстро отдали их под суд». Сводки показывают трагическое положение советских крестьян: «Плохо у нас с яслями. Говорят, что в телятнике чище, чем в яслях. В телятнике каждый день белят и моют пол, а в яслях - грязь не пролезешь». О недоверии крестьян к политике государства свидетельствуют следующие высказывания: «Сталин сказал, что надо сделать колхозников зажиточными, а если сказал, то для того, чтобы потом выслать в Нарым. У крестьян отбирали хлеб, и будут отбирать». Сводки показывают и реакцию делегатов на речь Эйхе: «Все выступающие - они не от сохи, потому так и говорят. Чего они нахально врут? Они что, не знают положения в стране? Анализ источников позволяет утверждать, что в соответствии с замыслом руководства делегаты съезда колхозников-ударников 1935 г. Именно эту задачу ставил перед ними председатель крайисполкома Ф. Грядинский в своем выступлении на съезде: «Нужно принять Устав, чтобы добиться лучших результатов, и наш успех будет обеспечен». С целью воплощения этой задачи в жизнь были подготовлены кадры инструкторов, организованы встречи делегатов с рабочими, которые, по мнению большевистских руководителей, отличались более высоким уровнем сознания. Под руководством инструкторов в специально образованных комиссиях делегаты занимались подробной проработкой устава сельскохозяйственной артели и речи А. Яковлева на Всесоюзном съезде. Внимание делегатов съезда обращали на отличия в содержании Примерных уставов сельскохозяйственной артели 1930 г. Колхозниками рассматривалась практика проведения собраний на местах, в ходе которых должен был приниматься устав конкретных сельскохозяйственных артелей. Особое внимание уделялось нормам устава, которые можно было корректировать в колхозах. На последнем заседании съезда колхозников-ударников из числа делегатов была образована комиссия, в функции которой входило оказание помощи краевому руководству в организации проработки Устава. Позднее делегаты краевого съезда обязаны были принять участие в организации обсуждения доклада Я. Яковлева и изучения Устава на заседаниях сельсоветов. В психологической науке существует понятие «манипуляция», под которым понимается «вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями». Съезды колхозников-ударников были средством манипулирования сознанием колхозников, их идеями, мыслями. Главная задача съездов заключалась в практической подготовке ударников колхозного строительства. В их сознании формировалась убежденность в необходимости принятия нового Устава, а навыки, полученные в процессе участия в кампании по проведению съездов, должны были помочь в организации общих собраний в колхозах края. Итак, на основе анализа процедуры созыва съезда колхозников - ударников, подтверждая точку зрения В. Комаровой, А. Нудненко и других авторов, можно сделать вывод, что процедура проведения съездов не соответствует характерным чертам прямой демократии. Делегаты краевых крестьянских форумов выбирались районными слетами, что не соответствует правилам прямого волеизъявления граждан. Другой чертой исследуемого института является участие граждан в принятии решений. Руководством создавалась видимость того, что участники союзного и краевого съездов колхозников-ударников в 1935 г. Но это участие было исключительно формальным.
Поскольку общественные планы никогда не выполнялись, крестьяне рисковали остаться вообще без кормов. Вот почему приходилось совершать так называемые «самовольные покосы» в канавах, оврагах, перелесках, на просеках и обочинах дорог, но «иногда залезать и в сенокосные угодья колхоза». Чтобы сдержать «самопокосы», колхозные власти задействовали милицию и прокуратуру. Согласно Примерному уставу сельскохозяйственной артели от 1935 года колхозный двор в зерновых районах мог иметь в личном пользовании 1 корову, до 2 голов молодняка рогатого скота, 1 свиноматку с приплодом, до 10 овец и коз вместе , до 20 пчелосемей и неограниченное количество птицы и кроликов. Эта норма механически переписывалась в уставы калининградских колхозов. Когда в уставе колхоза им. Щербакова Большаковcкого района по решению общего собрания записали «две коровы», прокуратура признала это «грубейшей политической ошибкой», так что документ пришлось переделать. Однако проблема «двухкоровности», несмотря на «правильные» уставы, оставалась одним из самых больных мест для ревнителей чистоты колхозного строя. Крестьянам иногда удавалось под видом молодняка держать вторую корову-кормилицу. Здесь многое зависело от благорасположения колхозного начальства, лояльности бескоровных односельчан и умения доказать проверяющим, что перед ними всего лишь телочка, только очень упитанная. Когда обстоятельства складывались неблагоприятно, приходилось «в трехдневный срок по одной корове ликвидировать», как это случилось в колхозе «Победа» Краснознаменского района после внезапно нагрянувшей ревизии из райцентра, в противном случае, как говорилось в постановлении, у нарушителей «скот будет изъят и сдан на колхозную ферму». Нередко возникали споры о ягнятах, которые в Примерном уставе упомянуты не были.
1930 г. Примерный устав сельскохозяйственной артели
Образец Устава СПК. Примерные уставы сельхозартелей, колхозов в СССРреально послужили основным «законом» жизни и деятельности колхозного крестьянства довольно продолжительное время, и это, действительно, была особая, советская эпоха. Устав сельскохозяйственной артели. Зарождение социалистического коллективного хозяйства на селе. Хозяйства, которые перед вступлением в колхоз убивают или продают свой скот, ликвидируют инвентарь или злонамеренно разбазаривают семена, в артель не принимаются.
Образец Устава СПК
Все работы в хозяйстве артели производятся личным трудом ее членов согласно правилам внутреннего распорядка, принятым общим собранием. Допускается привлечение на сельскохозяйственные работы по найму только лиц, обладающих специальными знаниями и подготовкой агрономы, инженеры, техники и т. Наем временных рабочих допускается лишь в исключительных случаях, когда срочные работы не могут быть выполнены в требуемый срок наличными силами членов артели при полной их нагрузке, а также для строительных работ. Из членов артели правление создает производственные бригады. Полеводческие бригады выделяются на срок не менее полного севооборота. Полеводческой бригаде отводятся участки в полях севооборота на срок севооборота. За каждой полеводческой бригадой правление колхоза закрепляет по специальному акту весь необходимый ей инвентарь, рабочий скот и хозяйственные постройки.
Животноводческие бригады выделяются на срок не менее 3 лет. За каждой животноводческой бригадой закрепляется правлением артели продуктивной скот, необходимые для обслуживания инвентарь и тягло и животноводческие постройки. Работа распределяется между членами артели непосредственно бригадиром, который обязан наилучшим образом использовать каждого колхозника своей бригады, не допуская при распределении работы никакого кумовства, семейственности и строго учитывая трудовую квалификацию, опыт и физическую силу каждого, а в отношении беременных и кормящих женщин - необходимость облегчить их работу, освобождая женщин от работ за месяц до родов и на месяц после родов с сохранением за ними содержания на эти 2 месяца в половинном размере средней выработки ими трудодней. Сельскохозяйственные работы в артели осуществляются на основах сдельщины. Правлением артели разрабатываются и общим собранием колхозников утверждаются по всем сельскохозяйственным работам нормы выработки и расценки каждой работы в трудоднях. На каждую работу устанавливаются нормы выработки, доступные добросовестно работающему колхознику, с учетом состояния рабочего скота, машин и почвы.
Каждая работа, например: вспахать гектар, посеять гектар, произвести окучку гектара хлопка, намолотить тонну зерна, накопать центнер свеклы, вытеребить гектар льна, замочить гектар льна, надоить литр молока и т. Каждому члену артели не реже одного раза в неделю бригадир подсчитывает всю работу, которую произвел колхозник, и соответственно установленным расценкам записывает в трудовую книжку колхозника количество выработанных им трудодней. Правление артели ежемесячно вывешивает список членов артели с указанием количества трудодней, выработанных ими за истекший месяц. Годовой итог работы и доход каждого колхозника, помимо счетовода, обязательно заверяется бригадиром и председателем артели. Ведомость числа выработанных каждым членом артели трудодней вывешивается к всеобщему сведению не позднее чем за две недели до общего собрания, утверждающего распределение доходов артели. Распределение доходов артели между членами производится исключительно по количеству выработанных каждым членом артели трудодней.
В артели, занимающейся посевом технических культур, выдача денежного дохода члену артели производится, не дожидаясь окончания сдачи государству хлопка, льна, пеньки, свеклы, чая, табака и т. Все члены артели обязуются строго беречь свою колхозную собственность и государственные машины, работающие на колхозных полях, работать честно, подчиняться требованиям устава, постановлениям общего собрания и правления, соблюдать правила внутреннего распорядка, аккуратно выполнять возлагаемые на них правлением и бригадиром работы и общественные обязанности, строго соблюдать дисциплину труда. За бесхозяйственное и нерадивое отношение к общественному имуществу, за невыход без уважительных причин на работу, за недоброкачественную работу и за другие нарушения трудовой дисциплины и устава правление налагает на виновных взыскания согласно правилам внутреннего распорядка, например: переделать недоброкачественную работу без начисления трудодней, предупреждение, выговор, порицание на общем собрании, занесение на черную доску, штраф в размере до 5 трудодней, перемещение на низшую работу, временное отстранение от работы. В тех случаях, когда все принятые артелью меры воспитания и наказания оказываются недействительными, в отношении неисправимых членов артели правление ставит перед общим собранием вопрос об их исключении из артели. Исключение производится в порядке, установленном пунктом 8 Устава сельскохозяйственной артели. Всякое расхищение общественной колхозной и государственной собственности, вредительское отношение к имуществу и скоту артели и машинам машинно-тракторной станции рассматривается артелью как измена общему делу колхоза и помощь врагам народа.
Лица, виновные в таком преступном подрыве основ колхозного строя, предаются артелью в суд для наложения наказания по всей строгости законов рабоче-крестьянского государства. Управление делами артели 19.
Согласие Совета необходимо в случае предоставления займа члену Правления, а также в случае, если член Правления выступает в качестве поручителя при предоставлении займа члену Кооператива. В случае предъявления исковых требований к членам Совета Кооператив представляют уполномоченные на то лица, избранные Общим собранием.
Совет вправе временно, до решения Общего собрания приостановить полномочия членов Правления и принять на себя осуществление их полномочий. В течение 30 дней со дня принятия этого решения Совет обязан созвать Общее собрание, которое должно отменить решение Совета кооператива или избрать новых членов Правления и или Председателя. В отношении членов Совета действуют положения Федерального закона РФ «О сельскохозяйственной кооперации» и п. Совет принимает решения простым большинством голосов от числа присутствующих членов Совета на его заседании.
В случае невозможности присутствия на заседании Совета Председателя Совета — обязанности и права Председателя Совета исполняет и осуществляет член Совета, избранный простым большинством голосов перед началом заседания Совета. В протоколе заседания Совета должны содержаться следующие сведения: наименование Кооператива и информация о его месте нахождения; место, дата и время проведения заседания Совета; общее число членов Совета на дату проведения заседания Совета; отметка о правомочности неправомочности заседания Совета; повестка дня заседания Совета; фамилии, инициалы и должность лиц, участвующих в работе заседания Совета и основные положения их выступления на заседании Совета; результаты голосования по вопросам повестки дня заседания Совета, решения, принятые на этом заседании. Если Председатель Совета или члены Совета отказываются подписать протокол заседания Совета, то они обязаны указать в протоколе этого заседания причины своего отказа. Правление по требованию члена Кооператива или ассоциированного члена Кооператива может ознакомить их с протоколом заседания Совета либо выдать им удостоверенные копии протокола этого заседания или выписки из протокола этого заседания, за исключением сведений, отнесенных Общим собранием к коммерческой тайне, за плату, не превышающую расходов на изготовление этих копий или выписок, и при условия согласия на такое ознакомление и выдачу всех членов Совета, присутствовавших на данном заседании Совета.
Кооператив и его члены могут при необходимости заключать договоры, обязывающие членов Кооператива в течение определенного периода, не превышающего 10 лет, продавать исключительно Кооперативу или создаваемым им филиалам всю производимую ими сельскохозяйственную продукцию или ее часть. Сделки Кооператива в том числе сделки по передаче в аренду земельных участков и основных средств кооператива , по залогу имущества кооператива , стоимость которых в процентах от общей стоимости активов кооператива за вычетом стоимости земельных участков и основных средств кооператива составляет до 10 процентов, совершаются по решению правления кооператива, от 10 до 20 процентов — по совместному решению правления кооператива и наблюдательного совета кооператива , свыше 20 процентов — по решению общего собрания членов кооператива. Сделки кооператива по отчуждению и приобретению земельных участков и основных средств кооператива совершаются в соответствии с пунктом 3 статьи 20 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» 10. Сделка Кооператива, второй стороной в которой выступают Председатель, члены Правления или Совета, их супруги и ближайшие родственники либо владельцы пая, размер которого составляет более чем 10 процентов от паевого фонда Кооператива, считается сделкой, в которой присутствует конфликт интересов.
Такой сделкой признается и сделка, в которой не менее чем 10 процентов членов Кооператива или не менее чем 20 процентов ассоциированных членов Кооператива по их заявлениям в письменной форме усматривают имущественный интерес указанных лиц, не совпадающий с законными имущественными интересами Кооператива. Лица, указанные в пункте 10. Решения о совершении сделок Кооператива, в которых присутствует конфликт интересов, принимаются на совместном заседании Правления и Совета единогласно и утверждаются Общим собранием большинством не менее чем две трети голосов. Сделка, в которой присутствует конфликт интересов, может быть совершена при условии соблюдения установленного Кооперативом порядка определения рыночной стоимости имущества, являющегося предметом такой сделки, и при условии оглашения на общем собрании членов кооператива заключения ревизионного союза, членом которого является кооператив, о соответствии указанной сделки закону и интересам кооператива, членов кооператива и ассоциированных членов кооператива.
Ведение документации и отчетности кооператива 11. Кооператив обязан правильно вести бухгалтерскую отчетность , а также протоколы общих и собраний членов кооператива, заседаний правления кооператива и заседаний наблюдательного совета кооператива, реестры членов кооператива и ассоциированных членов кооператива, членские книжки. Член кооператива или ассоциированный член кооператива вправе ознакомиться с документацией бухгалтерской отчетностью кооператива в порядке , определенным наблюдательным советом кооператива. Первый финансовый год Кооператива начинается с момента государственной регистрации Кооператива.
Начало каждого последующего финансового года — 1 января текущего календарного года. Окончание каждого последующего финансового года — 31 декабря текущего календарного года. По окончании каждого года составляется годовой баланс Кооператива. Годовой отчет и бухгалтерский баланс кооператива подлежат утверждению на Общем собрании членов кооператива после их проверки ревизионным союзом и представляются в налоговый орган и органы государственной статистики.
Сроки и формы представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы и органы государственной статистики устанавливаются законодательство РФ о налогах. Кооператив несет установленную законодательством РФ ответственность за достоверность информации, содержащейся в годовом отчете и бухгалтерском балансе, а также за достоверность сведений, предоставляемых государственным органам , членам кооператива и публикуемых в официальных печатных органах. Ревизионный союз осуществляет ревизии в соответствии с правами саморегулируемой организации и правами ревизионного союза, которое не должны противоречить правилами саморегулироуемой организации. Право ревизионного союза осуществлять ревизии и оказать сопутствующие ревизиям услуги возникает с даты получения им от саморегулируемой организации свидетельство о включении ревизионного союза в единый реестр ревизионных союзов и ревизоров — консультантов.
Саморегулируемая организация в течение 30 дней с даты получения заявления о вступлении ревизионного союза в саморегулируемую организацию обязана принять решения о приеме ревизионного союза в члены саморегулируемой организации, включении его в единый реестр ревизионных союзов и ревизоров — консультантов и выдаче свидетельство о включении ревизионного союза в указанный реестр или направить ревизионному союзу мотивированный отказ в приеме его в члены саморегулируемой и во включении е единый реестр ревизионных союзов и ревизоров — консультантов. Ревизионный союз по результатам ревизии составляет в письменной форме ревизионное заключение, которое является официальном документом, предназначенным для членов кооператива, членов союза кооперативов и иных пользователей бухгалтерской отчетности кооператива, союза кооперативов и содержащим выраженное в установленной форме мнение ревизионного союза о достоверности бухгалтерской отчетности кооператива. Ревизии осуществляется ревизорами — консультантами, которые являются работниками ревизионного союза или привлекаются ревизионным союзом к работе на основании гражданско — правовых договоров. В штате ревизионного союза по основному месту работы должно состоять не менее трех ревизоров — консультантов.
Ревизионный союз осуществляет ревизию деятельности кооператива, союза кооперативов на предмет оценки достоверности их бухгалтерской отчетности, соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации, соблюдения ими законодательства Российской Федерации и положений устава кооператива, устава союза кооперативов, соблюдения принципов создания и деятельности кооперативов, на предмет выявления нарушений, ведущих к ухудшению результатов финансово — хозяйственной деятельности или несостоятельности банкротству кооператива, союза кооперативов, фактов ущемления интересов членов кооператива, союза кооперативов, а также выдает предписания об устранении выявленных нарушений и недостатков и осуществляет контроль за их исполнением. Ревизионный союз вправе оказывать своим членам следующие сопутствующие ревизиям услуги: 1 постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета; 2 консультирование по управленческим, экономическим, налоговым, бухгалтерским и финансовым вопросам; 3 анализ финансово — хозяйственной деятельности кооператива, оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов и предпринимательских рисков, проведение маркетинговых исследований; 4 консультирование по правовым вопросам, а также представительство в судебных и налоговых органах по таможенным и налоговым спорам; 5 ведение реестра членов кооператива и ассоциированных членов кооператива; 6 информационные и иные связанные с ревизионной деятельностью и способствующие улучшению результатов финансово — хозяйственной деятельности кооперативов, союзов кооперативов услуги.. Ревизионный союз по результатам ревизии представляет в кооператив, союз кооперативов в письменном форме заключение, которое в семидневный срок должно быть рассмотрено на совместном заседании правления кооператива и наблюдательного совета кооператива, союза кооператоров. О результатах рассмотрения заключения должно быть на очередном общем собрании членов кооператива.
Правление кооператива, правление союза кооперативов обязаны известить ревизионный союз, представители которого имеют право участвовать в указанных заседаниях и общем собрании с правом совещательного голоса, о датах проведения указанного заседания и очередного общего собрания членов кооператива, союза кооперативов. Ревизионный союз в случае необходимости в целях скорейшего ознакомления членов кооператива, союза кооперативов с результатами ревизии кооператива, союза кооперативов вправе потребовать от правления кооператива, союза кооперативов союза внеочередного общего собрания членов кооператива, союза кооперативов. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения кооперативом, союзом кооперативов этого требования ревизионной союз вправе созвать внеочередное общее собрание членов кооператива, союза кооперативов по собственной инициативе. Председательствует на таком собрании назначенное ревизионным союзом лицо.
Расходы на организацию и проведение внеочередного общего собрания членов кооператива возмещаются за счет кооператива, союза кооперативов. По итогам рассмотрения результатов осуществления ревизии общее собрание членов кооператива, союза кооперативов принимает решение о мерах по защите прав и законных интересов кооператива, союза кооперативов и или членов кооператива, союза кооперативов, в том числе о привлечении должностных лиц кооператива, союза кооперативов к дисциплинарной ответственности, о направлении материалов ревизии в правоохранительные органы, об обращении в суд, арбитражный суд, и иные решения. При осуществлении ревизионным союзом ревизии кооперативы, союзы кооперативов обязаны: 1 представлять ревизионному союзу необходимые информацию и документацию, давать по запросу ревизионного союза исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной или письменной форме, запрашивать необходимые сведения у третьих лиц, создать иные способствующие своевременному и качественному осуществлению ревизии условия; 2 своевременно вносить членские взносы в ревизионный союз, в том числе в случае, если заключение ревизионного союза не согласуется с позицией кооператива, союза кооператоров, и в случае осуществления ревизионным союзом ревизии и или оказания сопутствующих ей услуг не в полном объеме по не зависящим от ревизионного союза причинам; 13. Для осуществления своей деятельности Кооператив вправе нанимать работников.
Трудовые отношения работников в Кооперативе регулируются трудовым законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Труд членов Кооператива регулируется Федеральным законом РФ «О сельскохозяйственной кооперации», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, настоящим Уставом. Время работы в Кооперативе работников и членов Кооператива засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж на основании записей в трудовых книжках, которые Кооператив обязан вести на каждого члена Кооператива, а также на каждого работника Кооператива, для которого работа в Кооперативе является основной. Не допускается установление условий, ухудшающих положение работников и членов Кооператива по сравнению с нормами, установленными трудовым законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда, продолжительность отпуска и другие.
Кооператив вносит в Фонд социального страхования Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования страховые отчисления от своих доходов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Члены Кооператива и их наследники имеют преимущественное право на получение работы в Кооперативе в соответствии со своей специальностью и квалификацией. В случае невозможности обеспечить члена Кооператива работой в Кооперативе ему может быть временно предоставлено право на трудоустройство вне Кооператива без утраты членства в нем. Кооператив самостоятельно определяет формы и системы оплаты труда своих членов.
Оплата труда может производиться как деньгами, так и в натуральной форме. Размер оплаты труда членов Кооператива определяется в зависимости от их личного трудового участия и доходов Кооператива. Помимо оплаты труда член Кооператива получает кооперативные выплаты в порядке и в сроки, которые предусмотрены настоящим Уставом. Председатель, члены Правления и члены Совета могут быть подвергнуты дисциплинарным взысканиям только по решению Общего собрания.
Член Совета может быть освобожден от основной работы в Кооперативе без его согласия только решением Общего собрания. Характер, порядок и минимальный размер личного трудового участия члена Кооператива в его деятельности, а также ответственность за нарушения обязательства по личному трудовому участию устанавливаются локальными нормативными актами Кооператива, должностной инструкцией и трудовым договором с данным членом Кооператива. Землепользование Кооператива может складываться как из земли, находящейся в собственности Кооператива, так и за счет аренды земельных участков. Землепользование может также осуществляться на любых других правомерных основаниях.
Аренда земельных участков оформляется договором аренды. Арендная плата по договору аренды может выплачиваться не только в денежном, но и в натуральном выражении, в том числе и продукцией собственного производства. Кооператив ведет воинский учет и бронирование граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, а также исполняет иные обязанности в области обороны, мобилизационной подготовки, мобилизации, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Кооператив осуществляет учет и хранение документации, подлежащей передаче в органы Архивного фонда Российской Федерации в соответствии с законодательством России об архивных фондах и архивах.
Реорганизация Кооператива. Реорганизация Кооператива слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование осуществляется по решению Общего собрания в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Правление кооператива направляет в письменной форме членам кооператива и ассоциированным членам кооператива в порядке и в сроки, которые установлены ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» и уставом кооператива, уведомление о созыве общего собрания членов кооператива, в повестку дня которого включены вопросы о реорганизации кооператива. К указанному уведомлению прилагается: 1 обоснование целесообразности реорганизации кооператива; 2 проект решения общего собрания членов кооператива о реорганизации кооператива с указанием следующих данных : - организационно-правовая форма, наименование и место нахождения организации или организаций, создаваемых в результате реорганизаций; - характер и порядок участия членов кооператива и ассоциированных членов кооператива в деятельности организации или организаций, создаваемых в результате реорганизации; - категории, номинальная стоимость и количество акций, размер долей участников организации или организаций, создаваемых в результате реорганизации, их права; -заключение ревизионного союза, членом которого является кооператив ,по указанному обоснованию и проекту решения общего собрания членов кооператива о реорганизации кооператива в части соответствия реорганизации кооператива законным интересам членов кооператива, ассоциированных членов кооператива и кредиторов кооператива.
В случаях, установленных законом, реорганизация Кооператива в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению суда. При реорганизации Кооператива вносятся соответствующие изменения в настоящий Устав. При реорганизации Кооператива его права и обязанности переходят к правопреемникам в соответствии с передаточным актом и разделительным балансом, в которых должны содержаться положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого Кооператива в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, и с учетом положений Федерального закона РФ «О сельскохозяйственной кооперации». Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются Общим собранием и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации.
Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного Кооператива, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного Кооператива перед его кредиторами. Члены реорганизуемого Кооператива становятся членами вновь образуемых кооперативов. Решение о преобразовании кооператива в хозяйственное товарищество или общество правомочно: 1 такое решение принято общим собранием членов кооператива единогласно и члены кооператива и ассоциированные члены кооператива, имеющие право голоса и не принявшие участия в указанном общем собрании , дали в письменной форме согласия на данное преобразование; 2 представитель ревизионного союза должен огласить свое заключение о целесообразности преобразования и осуществляет контроль за соблюдением правовых норм при принятий решений. Кооператив считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Ликвидация Кооператива. Ликвидация Кооператива влечет за собой прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей Кооператива в порядке правопреемства к другим лицам. Кооператив может быть ликвидирован: по решению Общего собрания; по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения лицензии , либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями настоящего Федерального закона, иных законов или правовых актов; в случае признания судом Кооператива банкротом либо в случае объявления им о своем банкротстве в порядке, установленном законом; в других случаях, предусмотренными действующим законодательством РФ. Требование о ликвидации Кооператива по основаниям, указанным в пункте 17.
Основания для признания судом Кооператива банкротом либо для объявления Кооператива о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого Кооператива устанавливаются законодательством о несостоятельности банкротстве. В случае возникновения установленных законодательством признаков несостоятельности банкротства Кооператива Правление обязано: направить запрос о проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности Кооператива в ревизионный союз, членом которого является Кооператив; ознакомить Совет с заключением ревизионного союза о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности Кооператива; разработать план мероприятий по предупреждению несостоятельности банкротства Кооператива. В случае принятия Правлением и Советом решения о необходимости обращения в арбитражный суд с заявлением должника о признании Кооператива банкротом или в случае обращения конкурсного кредитора или уполномоченных органов в арбитражный суд с заявлением о признании Кооператива банкротом Совет или Правление обязаны созвать Общее собрание, на котором обязаны: ознакомить членов Кооператива и имеющих право голоса ассоциированных членов Кооператива с заключением ревизионного союза о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности Кооператива и о причинах, которые привели Кооператив к банкротству; избрать представителя членов Кооператива при проведении процедуры банкротства Кооператива; принять план мероприятий по защите законных интересов членов Кооператива, ассоциированных членов Кооператива и работников Кооператива. Порядок ликвидации Кооператива.
Правление по поручению Общего собрания или орган, принявший решение о ликвидации Кооператива, обязаны незамедлительно в письменной форме сообщить об этом органу, который осуществляет государственную регистрацию и который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что Кооператив находится в процессе ликвидации. Общее собрание или орган, принявший решение о ликвидации Кооператива, назначает ликвидационную комиссию ликвидатора и устанавливает в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом РФ «О сельскохозяйственной кооперации» порядок и сроки ликвидации Кооператива. По ходатайству Общего собрания решением суда о ликвидации Кооператива на Правление могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации Кооператива. С момента назначения ликвидационной комиссии ликвидатора к ней переходят полномочия по управлению делами Кооператива.
Ликвидационная комиссия ликвидатор от имени ликвидируемого Кооператива выступает в суде. Ликвидационная комиссия ликвидатор помещает в официальном печатном органе, в котором публикуются сведения о государственной регистрации Кооператива, публикацию о его ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации сведений о ликвидации Кооператива. Ликвидационная комиссия ликвидатор принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации Кооператива.
По окончании срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого Кооператива, перечень предъявленных кредиторами требований, а также сведения о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается Общим собранием или органом, принявшим решение о ликвидации Кооператива, по согласованию с ревизионным союзом. После принятия решения о ликвидации Кооператива члены Кооператива, не внесшие полностью свои обязательные паевые взносы, обязаны выплатить их в сроки, определенные Общим собранием членов Кооператива. При составлении ликвидационного баланса указанные паевые взносы учитываются как полностью выплаченные.
В случае если имущества и средств Кооператива недостаточно для удовлетворения претензий кредиторов, члены Кооператива обязаны внести дополнительные взносы в размерах, предусмотренных настоящим Уставом. Размеры дополнительных взносов определяются пропорционально обязательному паевому взносу либо в ином порядке, предусмотренном Общим собранием 17. Увеличение размера обязательного паевого взноса или повышение пределов субсидиарной ответственности на стадии ликвидации Кооператива не допускается. Если имеющихся у ликвидируемого Кооператива денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия ликвидатор осуществляет продажу имущества Кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Окончание ликвидации Кооператива. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого Кооператива производится ликвидационной комиссией ликвидатором в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия ликвидатор составляет ликвидационный баланс, который утверждается Общим собранием или органом, принявшими решение о ликвидации Кооператива, по согласованию с ревизионным союзом, в который входит Кооператив. При ликвидации Кооператива имеющиеся у него объекты социальной инфраструктуры, входящие в неделимый фонд Кооператива, разделу не подлежат и передаются на основании решения Общего собрания членов кооператива органу местного самоуправления.
Ведомость числа выработанных каждым членом артели трудодней вывешивается к всеобщему сведению не позднее чем за две недели до общего собрания, утверждающего распределение доходов артели. Распределение доходов артели между членами производится исключительно по количеству выработанных каждым членом артели трудодней. В артели, занимающейся посевом технических культур, выдача денежного дохода члену артели производится, не дожидаясь окончания сдачи государству хлопка, льна, пеньки, свеклы, чая, табака и т. Все члены артели обязуются строго беречь свою колхозную собственность и государственные машины, работающие на колхозных полях, работать честно, подчиняться требованиям устава, постановлениям общего собрания и правления, соблюдать правила внутреннего распорядка, аккуратно выполнять возлагаемые на них правлением и бригадиром работы и общественные обязанности, строго соблюдать дисциплину труда.
За бесхозяйственное и нерадивое отношение к общественному имуществу, за невыход без уважительных причин на работу, за недоброкачественную работу и за другие нарушения трудовой дисциплины и устава правление налагает на виновных взыскания согласно правилам внутреннего распорядка, например: переделать недоброкачественную работу без начисления трудодней, предупреждение, выговор, порицание на общем собрании, занесение на черную доску, штраф в размере до 5 трудодней, перемещение на низшую работу, временное отстранение от работы. В тех случаях, когда все принятые артелью меры воспитания и наказания оказываются недействительными, в отношении неисправимых членов артели правление ставит перед общим собранием вопрос об их исключении из артели. Исключение производится в порядке, установленном пунктом 8 Устава сельскохозяйственной артели. Всякое расхищение общественной колхозной и государственной собственности, вредительское отношение к имуществу и скоту артели и машинам машинно-тракторной станции рассматривается артелью как измена общему делу колхоза и помощь врагам народа.
Лица, виновные в таком преступном подрыве основ колхозного строя, предаются артелью в суд для наложения наказания по всей строгости законов рабоче-крестьянского государства. Управление делами артели 19. Делами артели управляет общее собрание членов артели, а в промежутке между собраниями - избранное общим собранием правление. Общее собрание является высшим органом управления артели.
Общее собрание: а избирает председателя артели и правление артели, а также ревизионную комиссию артели, причем ревизионная комиссия утверждается районным исполнительным комитетом Советов; б производит прием новых членов и исключение из состава артели; в утверждает годовой производственный план, приходно-расходную смету, план строительства, нормы выработки и расценки работ в трудоднях; г утверждает договор с машинно-тракторной станцией; д утверждает годовой отчет правления, с обязательным заключением ревизионной комиссии, а также отчеты правления по важнейшим сельскохозяйственным кампаниям; е утверждает размеры различных фондов и количество продуктов и денег, подлежащих выдаче на трудодень; ж утверждает правила внутреннего распорядка артели. По всем вопросам, перечисленным в настоящем пункте Устава, решения правления артели без утверждения общего собрания являются недействительными. Решения общего собрания принимаются большинством голосов открытым голосованием. Для заведывания делами артели общее собрание членов артели избирает сроком на 2 года правление в составе 5 - 9 человек, смотря по величине артели.
Правление артели является исполнительным органом артели и отвечает перед общим собранием членов артели за работу артели и за выполнение ею обязательств перед государством. Для повседневного руководства работой артели и ее бригад, а также для повседневной проверки выполнения решений правления общее собрание артели избирает председателя артели, являющегося вместе с тем председателем правления. Председатель обязывается собирать правление не реже 2 раз в месяц для обсуждения текущих дел и принятия соответствующих решений. В помощь председателю правление избирает заместителя председателя из числа членов правления по представлению председателя.
Заместитель председателя во всей своей работе подчиняется указаниям председателя. Бригадиры и заведующие животноводческими фермами назначаются правлением артели на срок не менее 2 лет. Для ведения счетоводства и учета имущества правление выделяет из числа артели или приглашает по найму счетовода. Счетовод ведет счетоводство и учет по установленным формам и целиком подчиняется правлению артели и ее председателю.
Никаких прав на самоличное распоряжение средствами артели, выдачу авансов, расходование натуральных фондов счетоводу не предоставляется. Эти права предоставляются только правлению и председателю артели. Все расходные денежные документы артели подписываются, кроме счетовода, председателем артели или его заместителем.
Выдача этих документов осуществлялась на основании Инструкции о порядке составления и выдачи сельскохозяйственным артелям государственных актов на бессрочное вечное пользование землей. Колхозники справедливо указывают, что предусмотренное в Примерном уставе сельскохозяйственной артели выделение приусадебных участков колхозным дворам независимо от степени трудового участия в общественном хозяйстве трудоспособных членов колхоза противоречит задачам организационно-хозяйственного укрепления колхозов. Нередко нерадивые колхозники, вырабатывающие мало трудодней, а иногда и люди, фактически порвавшие всякую трудовую связь с колхозом, имеют большие приусадебные участки, пользуются колхозными пастбищами, получают другие льготы, установленные для колхозников, и в то же время не выполняют элементарных обязанностей членов колхоза. Примерным Уставом сельскохозяйственной артели предусматривается отчисление в неделимый фонд не менее 12, но не более 20 процентов денежных доходов колхозов. Сейчас эта регламентация, видимо, устарела и ее следует изменить. Нам не нужно устанавливать какую-то единую регламентацию для всех колхозов.
Ведь уровень развития экономики колхозов не одинаков, производственная структура тоже разная.
Примерный устав сельскохозяйственной артели 1930 г. и 1935 г.
Образец документа: Устав сельскохозяйственного производственного кооператива. Доступен для скачивания в RTF формате. Актуален в 2024 году. Примерный устав колхоза 1935г. к " примерному уставу сельскохозяйственной артели" от 1930 года. Исключение производится в порядке, установленном пунктом 8 Устава сельскохозяйственной артели. Согласно "Примерному уставу сельскохозяйственной артели", принятому в 1935 г., артелям предоставлялось право на образование (путем отчисления до 2% валовой продукции колхозов) специального социально-культурного фонда, находившегося в распоряжении правлений.