Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме священномученика Ермогена в Гольянове Москвы. «Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великий Четверток после Литургии в Храме Христа Спасителя». Главная» Новости» Выступление кирилла патриарха. Главная» Новости» Выступление кирилла патриарха сегодня.
Патриарх Кирилл: принадлежность к русскому народу должна сопровождаться глубокой православной верой
Также Патриарх Феофил положительно оценил деятельность Фонда Андрея Первозванного и высказал готовность развивать сотрудничество Иерусалимского патриархата с фондом. Кроме того, патриарх благословил читать Писание лицом к народу и сразу после этого чтения говорить проповедь. Видео обращения патриарха Кирилла к прихожанам в связи с коронавирусом. Очередная программа «Слово пастыря» посвящена проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесенной им после Божественной литургии в Храме Христа Спасителя в праздник Воздвижения Креста Господня. Также Патриарх Феофил положительно оценил деятельность Фонда Андрея Первозванного и высказал готовность развивать сотрудничество Иерусалимского патриархата с фондом.
Все материалы
- «Первосвятитель»
- ПАТРИАРХ КИРИЛЛ СЕГОДНЯ: О МИГРАНТАХ, ПОБЕДЕ, РУССКОМ МИРЕ И БОЖЬЕМ ПРИЗВАНИИ РОССИИ.
- Проповедь Патриарха 2024 | ВКонтакте
- Видео обращения патриарха Кирилла к прихожанам в связи с коронавирусом
- Патриарх Кирилл призвал архиереев к меньшей помпезности и большей любви к людям - Российская газета
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великую Среду после Литургии в Храме Христа Спасителя
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия в четверг первой седмицы Великого поста в Сретенском ставропигиальном монастыре. Главная» Новости» Выступление кирилла патриарха. Патриарх Кирилл — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. Читать Проповедь в Неделю 37-ю по Пятидесятнице (о Закхее) 18.03.2024 г. Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. ОБРАЩЕНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА 25 июня 2023 год Дорогие братья и сестры!
ПАТРИАРХ КИРИЛЛ СЕГОДНЯ: О МИГРАНТАХ, ПОБЕДЕ, РУССКОМ МИРЕ И БОЖЬЕМ ПРИЗВАНИИ РОССИИ.
В своем обращении к верущиюм которое впрочем, было записано заранее , патриарх говорил о важности защищать Отечество и недопустимости предательства. Программа началась со слов: «Кто отречется от меня перед людьми, от того и я отрекусь. Мы знаем к чему в нашей стране привела эта жизнь без Бога».
Ведь исполнение начальственных функций, которые требуют порой ограничения свободы других, не должно сопровождаться личной гордыней и превозношением — иначе власть становится тиранией». Что еще известно: Патриарх Кирилл также поздравил православных верующих с наступающим праздником Пасхи.
В этом году ее отмечают 2 мая.
Определяющее значение имеет единство культуры, состоящее в осознании народами общности исторической судьбы и общности духовно-нравственных ценностей, от чего и проистекает, в свою очередь, единство мировоззрения. Подчеркну — именно мировоззрения, а не идеологии. Эти вещи ни в коем случае нельзя смешивать. Идеологии могут меняться в зависимости от политической ситуации — поэтому единство на такой основе непрочно, ненадежно и может рассыпаться при неблагоприятных условиях. Наша страна на печальном историческом опыте минувшего столетия хорошо это знает. Именно с учетом отрицательного, но всё же ценного опыта в действующей сегодня российской Конституции[3] закреплен запрет на установление общей государственной идеологии, обязательной для всех. В ответ на вопрошание ряда общественных сил, желающих непременно иметь некую национальную идею, могу лишь вновь повторить: она у нас и так уже есть.
Тем, кто по-настоящему любит страну, свой народ и культуру, не нужна никакая идеология. Не нужно ничего придумывать и изобретать. Все самое главное у нас уже есть: богатейшая духовная и культурная традиция Православия, уникальный ценный опыт совместного мирного проживания и уважительного взаимодействия с представителями других национальностей и религий. Надо только быть достойными наследниками наших предков и жить в соответствии с убеждениями, чтобы дело со словами не расходилось. Возвращаясь к определению формулы Русского мира, можно сказать, что Русский мир — это прежде всего общность святынь. Использую это слово не только в религиозном значении, хотя и это измерение, несомненно, очень важно. Общность мировоззренческих идей и нравственных ценностей объединяет людей разного этнического происхождения, разных вероисповеданий и культурных традиций. В этом есть нечто иррациональное, как отмечал Николай Александрович Бердяев[4].
Впрочем, столь же иррациональна, по всей видимости, и ненависть противников Русского мира. Что же нас связывает? Что для нас свято? Ключевое понятие, общий знаменатель в формуле Русского мира — традиция. Традиция— и это следует из самой внутренней формы слова, ибо в переводе с латыни оно буквально означает «предание, передача»— в первую очередь обеспечивает связь поколений, сохраняет и передает людям ценный духовный и культурный опыт. Без этого опыта невозможно ни существование народа, ни крепкая, устойчивая государственность, являющаяся, по сути, зримым выражением воли нации к общественной самоорганизации. Так было в веке XVIII, в эпоху неконтролируемых культурных влияний Запада, его абсолютного доминирования в русской общественной жизни — а в следующем столетии, напомню, большой вклад в восстановление целостности русской культуры внесли русские писатели и, может быть, в первую очередь Александр Сергеевич Пушкин. Можно сказать, что с этого восстановления начался мощный расцвет отечественной культуры, подаривший миру многих выдающихся писателей, художников и композиторов.
Однако еще более трагический разрыв произошел в веке XX, когда новые власти взяли курс на решительный отказ от наследия прошлого, объявив, что разрушат до основания старый мир и построят на его обломках новый. Православная традиция, испокон веков определявшая бытие русского народа, воспитавшая в нем лучшие нравственные качества, была отвергнута; как была отвергнута и всякая религиозность. Беспрецедентные гонения на Церковь и верующих, жестокие репрессии в отношении священнослужителей, причем разных религий, не только православного духовенства, — вот печальные плоды деятельности тогдашней власти. Не может устоять дом, построенный на песке, как говорит нам Евангелие Мф. Ну, а страна, при всей своей военно-политической силе и мощной идеологической пропаганде, оказалась недостаточно прочным сооружением. Ко всему этому и мы были причастны: кто-то уже активно, будучи вовлеченным в общественную жизнь, кто-то — еще находясь в том возрасте, когда он не мог активно участвовать. Но все мы помним то время, из которого нужно вынести правильный урок. Если разрушить духовный фундамент жизни народа, то происходит катастрофа.
В первую очередь — в сердцах людей, где и ведется, по выражению Достоевского, главная битва добра со злом, где дьявол с Богом борется. Хвала Господу, спустя три десятилетия после отказа от политики государственного атеизма удалось постепенно выровнять ситуацию. Сегодня активно строятся православные храмы и монастыри в России и в других странах канонической ответственности Русской Церкви. Этот факт всегда впечатляет и вызывает нескрываемое удивление у многих верующих людей на Западе, где христианские храмы, наоборот, закрываются, переделываются, в лучшем случае, в концертные залы, а то и в кафе и даже ночные клубы. Особую признательность хотел бы выразить государственному руководству России и лично Владимиру Владимировичу Путину за неизменно большое внимание к духовной составляющей жизни народа, за понимание особой исторической роли православной традиции в становлении и развитии русской культуры и русской государственности. Я уже не раз говорил ранее и повторю еще раз: мы живем действительно в очень благоприятное время. Редко Господь дает такой уникальный шанс: мы можем выстраивать конструктивные и доброжелательные отношения Православной Церкви и других религиозных объединений с государственной властью. В истории России, пожалуй, это впервые.
Даже во времена, когда страна называла себя православной империей, не было такого взаимопонимания и единодушия в решении важных вопросов, касающихся укрепления традиционных духовно-нравственных основ жизни народа. Я уже приводил этот пример. Когда Александр I предложил князю А. Голицыну стать обер-прокурором Святейшего Правительствующего Синода, тот удивился, смутился, а потом тихонько говорит: «Государь, Вы же знаете, что я масон и безбожник, — как же я могу быть обер-прокурором Синода? Вот так и справлялись... Разговор о кризисных явлениях всегда побуждает вспоминать об этимологии самого слова кризис. Что такое «кризис»? Кризис буквально переводится с греческого как суд.
Как мы ответим, отреагируем на некую серьезную проблему, в этом и будет заключаться реальное качество нашей духовной жизни, суд нашей веры. Как уже было сказано, традиция является общим духовно-культурным знаменателем Русского мира. Сегодня традиция испытывает мощное давление, ее пытаются расшатать как изнутри, так и извне.
Песнопения исполнили архиерейский смешанный хор под управлением Марины Литвиненко и приходской смешанный хор под управлением Александра Иванова. На малом входе ряд клириков были удостоены к празднику Пасхи Патриарших наград. На мирной и сугубой ектениях были вознесены молитвы о Российском воинстве и о мире. По запричастном стихе проповедь произнёс иеромонах Аркадий Логинов. В завершение митрополит Кирилл обратился к верующим с проповедью: Дорогой владыка! Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры!
Сегодня, в Лазареву субботу, Господь сподобил быть нас в этом замечательном храме и духовно поучаствовать в видении воскрешения праведного Лазаря Четверодневного, друга Божия. Давайте задумаемся, а мы кто для Бога? Буквально через несколько дней мы будем слышать Евангельские чтения и духовно соучаствовать в событиях, когда Господь говорил: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего» Ин. Важно быть другом Божиим на этой земле, чтобы затем прийти на встречу со Всевышним Творцом. Желаю, чтобы наша дружба с Богом была вечной, чтобы мы действительно были теми, на кого Он может положиться здесь. Ведь Господь подал нам великую благодать исповедовать Его имя и возможность стать наследниками того Царства, к которому стремится душа верующего.
Патриарх Кирилл перед обращением Путина говорил о недопустимости предательства
За прошедшие годы традиция принесения пасхальной вести из Иерусалима в Россию и его распространения по епархиям Русской Православной Церкви стала поистине народной, объединяющей миллионы наших соотечественников, дарящей надежду и веру. Планируется, что в 2024 году паломническая поездка фонда состоится 3-4 мая. Патриарх Иерусалимский Феофил высоко оценил взаимоотношения и братское сотрудничество с Русской Православной Церковью и лично с Святейшим Патриархом Кириллом.
Уныние невозможно лечить медикаментозно, из уныния невозможно выйти через внушение извне. Это состояние, которое может преодолеть только сам человек, опираясь на силу Божию. А как же возможно совершить такой подвиг? Есть два непременных условия: человек должен верить в Бога и верить в то, что все происходящее с ним является в конечном счете действием Божественного промысла — либо попущением Божиим, если происходящее скорбно и печально, либо проявлением Божественной милости, если происходит что-то радостное и доброе. Когда человек приучается предавать себя в руки Божии, уныние исчезает, потому что вместо уныния обретается глубочайшая уверенность в силе и разумности Божественного Промысла. Мне приходилось встречаться с людьми, прошедшими тяжелейший жизненный путь, в том числе с теми, кто прошел через заключение, ссылки, лагеря только потому, что верил в Бога. И вот что удивительно: у этих людей никогда не было уныния.
Еще во время несения послушания в Смоленске я встретился с одним человеком. Он посетил меня, узнав мою фамилию, и сказал, что с каким-то юношей, носившим ту же фамилию, он плыл из тогдашнего Ленинграда в бухту Нагаева, а затем по Колымской трассе был доставлен до места заключения. И рассказал, что тот юноша никогда не был в плохом настроении — он всегда оставался спокойным, мирным и даже радостным. И когда его спросили, почему он пребывает в таком добром расположении духа, ответ был простой: «Но ведь я ради Христа еду туда, куда меня посылают. А разве может быть плохой жизнь ради Христа? Чем больше в жизни комфорта, чем больше материальных возможностей, тем слабее становится человек. Ему есть, что терять, он боится понизить уровень своего потребления и комфорта и потому становится очень уязвимым. И не только потому, что волнение охватывает при одной только мысли, что жизнь может измениться в худшую сторону, но и просто потому что очень часто такой человек впадает в уныние. А уныние там, где исчезает вера и где на место веры приходит страх.
Вот почему в молитве святого Ефрема Сирина просьба к Господу избавить нас от уныния стоит на втором месте — особым образом подчеркивается необходимость избавиться от уныния как душевного состояния, несовместимого с подлинным человеческим благополучием. Каждый из нас в той или иной мере, при тех или иных обстоятельствах подвержен этому чувству. И для каждого из нас, кто хотя бы раз был подвержен этому чувству, звучат сегодня проникновенные слова молитвы святого Ефрема Сирина с просьбой избавить нас от уныния. А избавиться от уныния — значит изменить свой взгляд на жизнь, расстаться со страхами, расстаться с недоумениями, с попытками прозревать будущее, не имея никаких возможностей по-настоящему это сделать. Это означает предаться в руки Божии с полным доверием Господу, без всякого страха, но с великой надеждой на Божие милосердие. Всему этому учит нас молитва святого Ефрема Сирина. И, повторяя эти слова, будем просить Господа, чтобы Он избавил нас, в том числе, и от пагубного уныния и дал возможность обрести радость и мир в душе. Проповедь после великого повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя. Молитвой святого Ефрема Сирина мы испрашиваем у Господа помощи на путях нашей духовной жизни.
Мы просим оградить нас от чувств, мыслей, деяний, которые разрушают внутренний мир человека и препятствуют делу спасения. Менее всего мы обращаем внимание на опасность любоначалия, ведь каждый чувствует свою вину пред Богом в празднословии, унынии, а вот склонность к любоначалию для большинства остается незаметной. Но на самом деле любоначалие — это очень болезненная страсть, и страсть греховная. По-русски любоначалие именуется властолюбием. Когда человек стремится к власти, тогда его обуревает страсть властолюбия. Только у Господа — власть над миром и над каждым человеком, и древние хорошо это понимали. Из Ветхого Завета мы знаем, что в Израиле, который по праву считал себя народом избранным, первоначально не было царей. Израиль поставлял себя под власть Бога; в истории такое управление государством называется теократией, в переводе на русский — властью Бога. Но поскольку кто-то должен был эту власть осуществлять, древние израильтяне учредили особое служение — служение судей.
Не будучи царями, судьи исполняли определенные функции, связанные с управлением государством, памятуя, как и весь народ, о том, что подлинным Правителем, подлинным Царем Израиля является Господь. Но в какой-то момент израильтяне сочли, что жившие вокруг народы, имевшие царей, имевшие достаточно организованную государственность, начинают возвышаться над израильтянами, что особенно чувствовалось во время военных действий. В народе израильском возникла мысль о необходимости иметь царя. Последним судьей был пророк Самуил, и народ потребовал от него, чтобы был избран царь и тем самым закончилось правление над Израилем духоносных мужей, которые, не имея царских полномочий, являлись скорее моральными авторитетами и духовными лидерами. Самуил обратился к Господу с молитвой и услышал ответ: «Они не тебя — они Меня отвергли» см. И Бог дал им царя Саула. Власть привлекает людей тем, что через обладание ею можно свою собственную волю исполнять посредством других людей, осуществлять свою волю в жизни других. Это открывает огромные возможности для достижения таких целей, какие были бы совершенно недостижимы, если опираться только на свою волю и на свои силы. Власть дает право и возможность мобилизовать волю и силы многих для достижения тех целей, которые ставит перед собой обладающий властью человек.
Вот почему к власти нередко устремлялись и устремляются люди недостойные. Если человек достойный удостаивается власти, он направляет ее на достижение целей, которые служат благу не только и не столько его самого, но всех тех, ради кого он эту власть осуществляет, то есть ради народа. Люди чувствуют и уважают таких правителей, окружают их почтением, считают великими авторитетами. Так, в истории нашего государства многие цари были окружены почтением и обладали высочайшим авторитетом. Ибо народ сознавал, что государь, будучи во главе страны, всего себя отдает для служения Отечеству. И мы знаем, что многие из наших достойных правителей были убиты именно потому, что беззаветно служили своему народу. Но власть может проявляться и самым дурным образом, когда она служит интересам одного человека или группы людей, когда во имя узких корпоративных интересов и целей напрягаются силы народа, который принуждается властью к исполнению того, что служит благу немногих. В истории нашего Отечества бывали и такие времена — тяжелые, отмеченные значительными проблемами в жизни страны и страданием людей. Властолюбие является грехом, и власть оправдана только тогда, когда служит единственной цели — приносить пользу людям, служить людям.
Словом «министр» обозначается высокое должностное лицо в государстве. Но в переводе с латинского министр — это служитель. Не может быть другой цели у человека, облеченного властью, кроме как служить людям. Все то, о чем мы сейчас говорим, касается не только светской власти, — то же касается власти духовной даже в большей степени, чем светской. В Церкви не может быть власти, направленной на достижение личных целей того, кто этой властью обладает. В Церкви власть — это синоним служения. Чем больше полномочий у священнослужителя, тем больше он должен сораспинаться на пути служения Богу и людям. И это единственное оправдание того уважения, того авторитета и той признательности, которые верующий народ обращает в адрес своих служителей. И сегодня, задумываясь через слова молитвы святого Ефрема Сирина о власти, прося Господа избавить нас от властолюбия, мы должны ясно понимать, что все сказанное относится не только к тем, кто обладает властью, но и к каждому из нас.
Потому что и в самых простых межличностных отношениях очень часто один человек пытается взять верх над другим, иногда сознательно, а иногда бессознательно, в силу черт характера, волевых качеств. И это стремление быть выше другого, воздействовать на другого, управлять другим тоже есть не что иное, как властолюбие, хоть и без реальной власти. Наверное, большинство из нас, если повнимательней посмотрит вглубь своей души, увидит в себе этот порок, иначе святой преподобный Ефрем не вложил бы в великую свою молитву обращение к Господу с мольбой избавить нас от этого греха и порока. Пусть силой Божией и нашими собственными усилиями искореняется из нашей жизни всякое стремление к властолюбию, всякое стремление к тому, чтобы господствовать над другим человеком. А те, кто обладает некими властными полномочиями, в полной мере должны сознавать, что главный смысл и единственная цель такого ответственного служения есть не что иное, как служение Богу и людям. Проповедь во вторник первой седмицы Великого поста после утреннего богослужения в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре. В молитве «Господи и Владыко живота моего», в первом прошении, есть два слова, которые имеют один и тот же корень: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Праздность и празднословие. Праздность — это пустота, отсутствие всякого плода, отсутствие всякого содержания.
А пустой человек — это человек никчемный. Не просто несостоявшийся потому что есть люди несостоявшиеся в силу жизненных обстоятельств , а тот, кто оказался ни на что не способным. Так бывает — очень редко, но бывает.
Но ведь ни одна перемена за всю историю человечества не оказалась такой принципиальной и радикальной, изменившей жизнь людей на «до» и «после», как та, что произошла в день, который мы сегодня вспоминаем. Господь избирает Деву Марию, не имевшую никакой человеческой силы, никаких связей в обществе, никакой политической поддержки, никакой финансовой поддержки, — абсолютно беззащитное и чистое существо.
И что же происходит? Именно Такую Деву избирает Бог, чтобы через Нее войти в ткань человеческой истории, стать Одним из нас и через воплощение реально победить смерть и избавить человечество от греха. Это событие действительно лежит вне всякой человеческой логики, потому что любой, кто хочет произвести изменения, даже самые добрые, в собственной жизни и тем более в жизни общества, народа, государства, всегда опирается на определенную человеческую силу. Наверное, отчасти это верно, но сегодняшний праздник убеждает, что грандиозные перемены могут произойти и иным способом, если человек полностью посвящает себя Богу и жизнь свою отдает Божиему Промыслу, соединяя свои возможности с Божественной благодатью и силой. Это соединение энергий, соединение сил или, как называют это явление богословы, синергия и достигает особого результата.
Вот и сегодняшний день воспоминания о Благовещении Пресвятой Девы свидетельствует об огромной силы синергии, то есть сочетания Божественного и человеческого. А, может быть, это и для всех нас откровение? Ведь чаще всего мы рассчитываем на свои собственные силы — на силу разума, силу воли, финансовые возможности, властные полномочия.
Патриарх сказал, что надо читать все так называемые «тайные» молитвы вслух не во время пения хора. Важно это или не важно? Здесь, я думаю, все понимают: уберите эти молитвы, сделайте их снова тайными, в смысле читаемыми шёпотом или про себя, — и что останется от богослужения? Богослужение останется без молитвы.
Будут песни, замечательные стихиры, тропари, каноны и многое другое, но молитвы не будет! Только дьякон иногда призовёт народ помолиться о чём-то, да и то вместо народа молится хор, отвечает: «Господи, помилуй», «Подай, Господи». Таких ответов в древности тоже не было, а люди непосредственно молились о том, к чему призывал дьякон. Нам с вами понятно, что молитва должна быть в центре богослужения и она должна быть общей: священник произносит молитвы — за редчайшим исключением — от имени всего народа Божьего. Всё-таки должна быть возможность у каждого человека присоединиться к тому, о чём говорится в каждой молитве, даже если их там звучит подряд довольно много. То, что теперь на приходе будет звучать молитва, — это революция. Это эпохальное событие, даже если пока молитвы где-то будут звучать по-славянски, непонятно.
Во-первых, люди сразу поймут, что им уже не слишком-то всё понятно, потыкаются-потыкаются и придут всё равно к тому, что решил уже больше ста лет назад Поместный собор Русской церкви 1917 года: что надо молиться в России-Великороссии на русском, в Малороссии — на украинском, а потом патриарх Сергий добавил ещё дополнительное решение: в Беларуси надо служить по-белорусски. Выбор, как и говорили на Поместном соборе, должен быть за приходом. Надо спросить людей, но не случайных, которые, может, приехали в храм один раз в год или в десять лет, а действительно надёжных церковных людей, которые готовы отвечать за церковную жизнь всерьёз. Лицом к людям Кроме того, патриарх благословил читать Писание лицом к народу и сразу после этого чтения говорить проповедь. Не в конце богослужения на запричастном стихе, не после отпуста. Кажется, так всё просто, ну как же может быть иначе? Но развернуть дьякона или батюшку читать Писание лицом к народу — это тоже целая революция.
Да ещё сказать проповедь! Тут уже не скажешь только про здоровье или о том, что мы сегодня будем праздновать такой-то праздник, никак после Писания такая проповедь не пойдёт. Это после отпуста можно делать объявления для тех, кто не очень хорошо читает объявления в храме. Даже те, кто проповедовать не умеет и привык нести всё, что кто-то на душу положит, после прозвучавшего слова Писания не захочет совсем позориться, а начнёт думать, как ему научиться проповедовать. Это касается и молодых священнослужителей, и немолодых.
Слово пастыря. Выпуск от 04.11.2023
- Патриарх Кирилл призвал верующих взять ответственность за страну
- Актуальные заявления патриарха Кирилла
- Патриарх Кирилл призвал россиян к «духовной мобилизации»
- Патриарх Кирилл заявил, что Россия отстаивает в зоне СВО национальные духовные ценности
- Форма поиска
- Videos Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителей Московских |
Патриаршая проповедь перед чином прощения в Храме Христа Спасителя
- КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
- Актуальные заявления патриарха Кирилла - РТ на русском
- Самое популярное
- Что еще известно:
- Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великую Среду после Литургии в Храме Христа Спасителя
Видео обращения патриарха Кирилла к прихожанам в связи с коронавирусом
«Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великий Четверток после Литургии в Храме Христа Спасителя». Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Вианору, епископу Уральскому и Атыраускому. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в проповеди после литургии в храме Христа Спасителя призвал всех верующих к «духовной мобилизации».
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла перед чином прощения в Храме Христа Спасителя
«Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великий Четверток после Литургии в Храме Христа Спасителя». Патриарх Кирилл в ходе проповеди заявил, что принадлежность к русскому народу должна сопровождаться «глубокой православной верой». Патриарх Кирилл сегодня в Москве выступил с проповедью после литургии в праздник Крещения, где прокомментировал звучащие с Запада призывы к расчленению России и предоставлению Украине наступательных вооружений.
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 4-ю по Пятидесятнице
Все это наши братья и сестры. Как в Средние века, желая ослабить Русь, силы разные сталкивали братьев друг с другом и погружали в междоусобную брань, так и сегодня нужно сделать все, что можно сделать, чтобы прекратилось кровопролитие и чтобы не было опасности междоусобной брани. Но при этом мы должны быть верны — когда говорю «мы», имею в первую очередь военнослужащих — верны своей присяге. Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
По словам патриарха, «всё, что совершается там, на поле брани, требует нашей общей поддержки». Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном. По теме.
Как бы сложно это подчас ни было. Поддерживаю усилия Главы Государства Российского, направленные на то, чтобы не допустить смуты в нашей стране. Молюсь сам и призываю всех архиереев, священнослужителей, монашествующих и мирян возносить сугубые молитвы о том, чтобы Господь сохранил мир и единство, поставленные под угрозу призывами к смуте.
Когда задумываешься об этом таинственном событии, отделенном от нас тысячелетиями, понимаешь, что действительно некая великая Божественная тайна реально вошла в жизнь людей — тайна, абсолютно не объяснимая человеческим разумом. Для спасения людей Господь избирает не царя, не полководца, не того, у кого сила и власть, чтобы с опорой на эту власть произвести благоприятные перемены в жизни рода человеческого. Как же это отличается от всех вождей, революционеров, реформаторов и прочих и прочих, которые стремились изменить жизнь людей к лучшему, опираясь на собственную силу, на силу своих единомышленников, на силу политических партий или на военную силу! Но ведь ни одна перемена за всю историю человечества не оказалась такой принципиальной и радикальной, изменившей жизнь людей на «до» и «после», как та, что произошла в день, который мы сегодня вспоминаем. Господь избирает Деву Марию, не имевшую никакой человеческой силы, никаких связей в обществе, никакой политической поддержки, никакой финансовой поддержки, — абсолютно беззащитное и чистое существо. И что же происходит? Именно Такую Деву избирает Бог, чтобы через Нее войти в ткань человеческой истории, стать Одним из нас и через воплощение реально победить смерть и избавить человечество от греха. Это событие действительно лежит вне всякой человеческой логики, потому что любой, кто хочет произвести изменения, даже самые добрые, в собственной жизни и тем более в жизни общества, народа, государства, всегда опирается на определенную человеческую силу. Наверное, отчасти это верно, но сегодняшний праздник убеждает, что грандиозные перемены могут произойти и иным способом, если человек полностью посвящает себя Богу и жизнь свою отдает Божиему Промыслу, соединяя свои возможности с Божественной благодатью и силой. Это соединение энергий, соединение сил или, как называют это явление богословы, синергия и достигает особого результата.