27. Достоевский всю свою жизнь хранил Евангелие, которое ему подарили в Тобольске жены декабристов, по пути на каторгу в Омск. По резолюции Николая I Достоевскому казнь была заменена 4-летней каторгой и последующей сдачей в солдаты.
Омск — гадкий городишко, или Как в нашем городе жил Фёдор Достоевский
Мировоззрение Достоевского до и после каторги. Достоевский на каторге картина. Достоевский после каторги кратко. Федор Достоевский каторга петрашевцы. Казнь петрашевцев на Семеновском плацу в Петербурге. Достоевский фёдор Михайлович казнь. Достоевский ф. Достоевский 1859 год. Федор Михайлович в Омском Остроге. Достоевский в Омском Остроге. Достоевский в Омском Остроге кратко.
Очерки Достоевского. Федор Михайлович Достоевский стихи. Произведение Достоевского про каторгу. Письмо Белинского о России. Мем письмо Белинского. Письмо Белинского Гоголю за которое осудили Достоевского. Послание Белинского к Достоевскому. Соня и Раскольников на каторге. Раскольников на каторге. Острог Раскольникова.
Соня Мармеладова и Родион Раскольников на каторге. Ссылка Декабристов в Сибирь. Каторга Декабристов в Сибири. Ссыльные декабристы в Сибири. Декабристы отправляются в ссылку. Каторжные работы Достоевского. Федор Михайлович Достоевский ссылка в Сибирь. Памятник Достоевскому на каторге в Омске. Арест Достоевского произошел 23 апреля 1849. Арест Достоевского в 1849.
Причина ареста Достоевского. Военная служба Достоевского. Достоевский на службе. Достоевский прапорщик. Достоевский в 1860 годах. Достоевский Тобольск ссылка. Достоевский и жены Декабристов.
Тем временем в Россию контрабандой проникала запрещённая литература. Петрашевский собрал у себя целую библиотеку Фурье, Сен-Симона, Фейербаха, Оуэна и других социалистов, утопистов и материалистов. К нему стали подтягиваться люди, разделяющие крамольные оппозиционные убеждения. Молодой Достоевский Молодой мыслитель стал противником самодержавия и решил обойти цензуру, подготовив к изданию вместе с единомышленниками «Карманный словарь иностранных слов». В нём под видом обычного справочника содержались статьи о понятиях анархии, деспотизма, конституции, демократии и так далее... По сути, эта была пропаганда социалистических идей. Чтобы найти сторонников, Петрашевский организовывал у себя на квартире «пятницы». На этих еженедельных собраниях гости могли ужинать, обсуждать политику и читать книги. Никто друг друга «петрашевцами», конечно, не называл. Это название придумали потом, когда в 1849 году кружок накрыла полиция благодаря доносам. В числе перечисленных в доносах лиц, кто посещал «пятницы» Петрашевского, был назван и Достоевский. Арест петрашевца Приговорённый к смерти «Я желал многих улучшений и перемен, я сетовал о многих злоупотреблениях. Но вся основа моей политической мысли была ожидать этих перемен от самодержавия. Всё, чего хотел я, это чтоб не был заглушен ничей голос и чтобы выслушана была, по возможности, всякая нужда», — говорил затем Достоевский.
Однако его отправили в Омск, в то время, как многие петрашевцы отбывали наказание именно в Забайкалье, на печально известной Нерчинской каторге. Там же работал его друг юности — врач и ботаник Александр Егорович Ризенкампф. В Забайкалье он служил с 1848 года, боролся с распространением тифа. В одном из рапортов, хранящихся в Государственном архиве Забайкальского края, он докладывал начальству о сложной эпидемиологической обстановке: «Внезапное появление в октябре месяце жестоких морозов, скопление народа в большом числе, недостаток удобного помещения этому народу, недостаток тёплой одежды, охраняющей от простуды, неудобное стеснённое устройство на Карийских промыслах больничных помещений; все эти вреднодействующие причины были менее ощутительны в тёплое время года». Александр Егорович подробно описал течение болезни: «Горячка сия при появлении своём обыкновенно бывает свойства воспалительного, нередко гастрического; тифозный характер большею частию развивается через несколько дней существования ея обыкновенно на 3-ий или 4-ый , он проявляется бредом, спячкою, кровотечениями, нервными припадками; тифозный процесс локализируется большею частию на четырнадцатый или на двадцать первый день болезни, то на внутренних органах, производя чахотку, нарывы лёгких и печени, желтуху, параличи, эпилепсию, поносы, то наружных, производя гангрены, нарывы на коже, поты; исцеление всегда бывает медленно и продолжительно». Желая помочь страждущим и борясь за их жизни, врач сам дважды переболел тифом. Среди известных пациентов доктора Ризенкампфа были революционеры Петрашевский, Львов, Григорьев. В 1851 году, уезжая из Сибири, он навестил в Омске своего старого друга Достоевского и поэта-арестанта С. Плохое самочувствие писателей удручило его, о чём он сообщил штаб-доктору Ивану Ивановичу Троицкому. Дошло до того, что он у нас нажил падучую болезнь! Впоследствии, во время службы моей при Омском госпитале, он мне не раз повторял эти слова, вспоминая о бесчеловечных поступках с Фёдором Михайловичем и удивляясь контрасту между тогдашним Западно-Сибирским и гуманным управлением графа Муравьёва». Впоследствии Александр Егорович в своих воспоминаниях подробно изложил историю своей юношеской дружбы с Достоевским, описал его привычки, характер. Возможно, Ризенкампф рассказывал Достоевскому о своей службе, Нерчинской каторге.
Столь дальняя поездка требовала значительных финансовых расходов. К тому же могла прерваться одна из литературных работ Достоевского. Немного подумав, Федор все же решается оставить службу и посвятить всего себя написанию литературных произведений. По окончании училища Достоевский поступил в чертежную инженерного департамента. Возникновение в других произведениях «Двойник», «Белые ночи» темы психологической двойственности людей, характерной для его позднего творчества. Казнь была в последствии заменена на 4 года каторги. Переломные моменты в жизни Ф. Достоевского Достоевский видел много несправедливости в детстве, его отец был порочный пьяница, отставной военный хирург, который работал в больнице, расположенной в одном из самых бедных районов Москвы, а также тюрьмы и сумасшедшие дома. Федор Михайлович Достоевский учился в Военно-инженерной академии в Санкт-Петербурге, где он изучал литературу и начал карьеру писателя после того как закончил академию в 1844 году. Ему было 24 года. В 1849 году принял решение повернуть жизнь. Он был членом либералов Петрашевцев, в то время, когда царь решил пресечь любой намек на восстание. Он и другие члены либералов Петрашевцев были арестованы с последующим вынесением смертного приговора. Позднее в этом же году, он был подвергнут инсценировке казни. Это было разрушительным моментом в его жизни и психологические шрамы не зажили. Затем его приговор был заменен на 4 года каторжных работ в Сибири. Это был сущий ад для него, люди теснились и жили в кварталах, которые он сравнивал с гробом. Он был освобожден в 1854 и был направлен на службу в Сибирский полк на пять лет. Время, проведенное в тюрьме и в военном полку, значительно изменило его политические и религиозные взгляды. Он стал презирать западную культуру , которая текла необратимо в родную Россию , чьи традиции Федор Михайлович Достоевский высоко ценил. Тюрьма укрепила его русскую православную веру , и он стал писать серьезные работы, в которых описывал темы "душевных мук, религиозного пробуждения и психологической путаницы". Арест Достоевского и каторга Арест Арест Достоевского произошел 23 апреля 1849; его архив при аресте был отобран и, вероятно, уничтожен в III отделении. Был признан следствием «одним из важнейших» среди петрашевцев, виновным в «умысле на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка». Первоначальный приговор военно-судной комиссии гласил: «... По резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты. Каторга Ночью 24 декабря Достоевский в оковах был отправлен из Петербурга. Анненковой, А. Муравьёвой и Н. Фонвизиной; они подарили ему Евангелие, которое он хранил всю жизнь. С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу «чернорабочим» в Омской крепости. В январе 1854 он был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон Семипалатинск и смог возобновить переписку с братом Михаилом и А. В ноябре 1855 Достоевский произведен в унтер-офицеры, а после долгих хлопот прокурора Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых в том числе Э. Тотлебена - в прапорщики; весной 1857 писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875. На пороге смерти. О последних днях жизни писателя О последних днях жизни Достоевского имеется простой правдивый рассказ его верной, любимой супруги Анны Григорьевны. В ночь на 25 января у Достоевского случилось легочное кровотечение. Около 5 часов дня кровотечение повторилось. Встревоженная Анна Григорьевна послала за доктором. Когда доктор стал выслушивать и выстукивать грудь больного, кровотечение повторилось и настолько сильное, что Федор Михайлович потерял сознание. Мы жили вблизи Владимирской церкви, и приглашенный священник о. Мегорский через полчаса был уже у нас. Федор Михайлович спокойно и добродушно встретил батюшку, долго исповедовался и причастился. Когда священник ушел, и я с детьми вошла в кабинет, чтобы поздравить Федора Михайловича с принятием Св. Таинств, то он благословил меня и детей, просил их жить в мире, любить друг друга, любить и беречь меня. Отослав детей, Федор Михайлович благодарил меня за счастье, которое я ему дала, и просил меня простить, если он в чем-нибудь огорчил меня... Вошел доктор, уложил больного на диван, запретил ему малейшее движение и разговор, и тотчас попросил послать за двумя докторами, А. Пфейфером и профессором Д. Кощлаковым, с которыми муж мой иногда советовался... Ночь прошла спокойно. Проснулась я около семи часов утра и увидела, что муж смотрит в мою сторону. Ради Бога, не мучай себя сомнениями, ты будешь еще жить, уверяю тебя... Зажги свечу, Аня, и дай мне Евангелие". Он сам открыл святую книгу и просил прочесть: окрылось Евангелие от Матфея, глава 3, ст. Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду"... Достоевский скончался 28 января 1881 года. Федор Михайлович Достоевский был один из немногих писателей, который оставил нам автобиографию. Краткую историю своей жизни Достоевский на словах передал А. Достоевской, которая их тщательно задокументировала и опубликовала в журнале «Дневник писателя». Многочисленные современники Федора Михайловича говорят о том, что писатель не любил разговаривать о своей жизни. Однако, небольшой рассказ о себе Достоевский все же оставил своим потомкам. В «дневнике писателя» известный классик рассказывает о том, что до 16 лет взросление его проходило под чутким руководством родителей, в Москве. Достигнув возраста, когда пора было определяться с местом дальнейшего обучения , Федор Михайлович, по наставлению родителей, отправился сдавать экзамены в Инженерный институт. Благополучно выдержав экзамен, Достоевский учится в институте вплоть до 1842 года, после чего отправляется в армию. После выхода в отставку, Достоевский стал жертвой обстоятельств, которые определили его дальнейшую деятельность. В 1849 году он был арестован за связь с предателями страны, которые пытались захватить власть в стране. Был отправлен на каторгу, где потерял все свои права гражданина России. Достоевский и антисемитизм Электронная еврейская энциклопедия утверждает, что антисемитизм был неотъемлемой частью мировоззрения Достоевского и находил выражение как в романах и повестях, так и в публицистике писателя. Наглядным подтверждением этого, по мнению составителей энциклопедии, является работа Достоевского «Еврейский вопрос». Однако сам Достоевский в «Еврейском вопросе» утверждал: «… в сердце моём этой ненависти не было никогда …». Писатель Андрей Дикий приписывает Достоевскому следующую цитату: «Евреи сгубят Россию и станут во главе анархии. Жид и его кагал — это заговор против русских». Похожую цитату со ссылкой на письмо-ответ Николаю Епифановичу Грищенко, учителю Козелецкого приходского училища Черниговской губернии, приводит Наседкин: «А ведь жид и его кагал — это всё равно, что заговор против русских! Послание великому писателю, отправленное Ковнером из Бутырской тюрьмы, произвело впечатление на Достоевского. Свое ответное письмо он заканчивает словами «Верьте полной искренности, с которой жму протянутую Вами мне руку», а в посвященной еврейскому вопросу главе «Дневника писателя» обширно цитирует Ковнера. По мнению критика Майи Туровской взаимный интерес Достоевского и евреев вызван воплощением в евреях и в Ковнере, в частности искательства персонажей Достоевского. По мнению Николая Наседкина, противоречивое отношение к евреям вообще свойственно Достоевскому. Следует отметить, что неприязнь Достоевского к евреям, возможно, была связана с его религиозными убеждениями. Вскоре после публикации «Белых ночей» писателя арестовывают по обвинению в связях с «делом Петрашевского». Суд, не смотря на отрицание обвинений, признается виновным. Смертная казнь была назначена на 22 декабря 1949 года, и в последний момент было объявлено о помиловании и назначении каторжных работ. Все ужасные ощущения перед казнью Достоевский вложил в уста князя Мышкина, героя «Идиота». Каторга писателя длилась четыре года и проходила в Омске, после освобождения он был направлен в седьмой линейный сибирский батальон в качестве рядового. Во время службы он знакомится с Марией Исаевой, с которой венчается в 1857 году в Кузнецке. Достоевский в русской революции Если Гоголь в русской революции не сразу виден и сама постановка этой темы может вызвать сомнения, то в Достоевском нельзя не видеть пророка русской революции. Русская революция пропитана теми началами, которые прозревал Достоевский и которым дал гениально острое определение. Достоевскому дано было до глубины раскрыть диалектику русской революционной мысли и сделать из нее последние выводы. Он не остался на поверхности социально-политических идей и построений, он проник в глубину и обнажил метафизику русской революционности. Достоевский обнаружил, что русская революционность есть феномен метафизический и религиозный, а не политический и социальный. Так удалось ему религиозно постигнуть природу русского социализма. Русский социализм занят вопросом о том, есть ли Бог или нет Бога. И Достоевский предвидел, как горьки будут плоды русского социализма. Он обнажил стихию русского нигилизма и русского атеизма, совершенно своеобразного, не похожего на западный. У Достоевского был гениальный дар раскрытия глубины и обнаружения последних пределов. Он никогда не остается в середине, не останавливается на состояниях переходных, всегда влечет к последнему и окончательному. Его творческий художественный акт апокалиптичен, и в этом он — поистине русский национальный гений. Метод Достоевского иной, чем у Гоголя. Гоголь более совершенный художник. Достоевский прежде всего великий психолог и метафизик. Он вскрывает зло и злых духов изнутри душевной жизни человека и изнутри его диалектики мысли. Все творчество Достоевского есть - антропологическое откровение,— откровение человеческой глубины, не только душевной, но и духовной глубины. Ему раскрываются те мысли человеческие и те страсти человеческие, которые представляют уже не психологию, h онтологию человеческой природы. У Достоевского в отличие от Гоголя всегда остается образ человека и раскрывается судьба человека изнутри. Зло не истребляет окончательно человеческого образа. Достоевский верит, что путем внутренней катастрофы зло может перейти в добро. И потому творчество его менее жутко, чем творчество Гоголя, которое не оставляет почти никакой надежды. Женщины в жизни Достоевского: Русский «Маркиз де Сад» Сказать, что Федор Михайлович Достоевский обладал повышенной сексуальностью, значит, почти ничего не сказать. Это физиологическое свойство было настолько в нем развито, что, несмотря на все старания скрыть его, невольно прорывалось наружу — в словах, взглядах, поступках. Это, конечно же, замечали окружающие и... Тургенев назвал его «русским маркизом де Садом». Не в состоянии совладать с чувственным огнем, он прибегал к услугам проституток. Но многие из них, однажды вкусив любви Достоевского, потом отказывались от его предложений: слишком уж необычна, и, главное, болезненна была его любовь. Его сексуальность носила садомазохистский характер. Ему нравилось превращать женщину в свою игрушку, а после — хотелось самому почувствовать себя ее вещью... Вытерпеть такое могла не каждая. Унять сексуальный жар не помогали ни обливание холодной водой, ни работа до седьмого пота. Такое мог сказать только человек, который сам был обделен красотой и не надеялся когда-либо ею насладиться. Чувствуя себя этаким Квазимодо, Достоевский крайне эмоционально реагировал на всякую красоту. Но прежде всего — на красоту женскую. Еще бы: какая же красавица согласится быть рядом с таким ничтожеством и уродцем?! А именно таким он себя долгое время осознавал. Потому то такой впечатлительной была его реакция на любое красивое личико и особенно... Ох уж эти ножки! Увидит из-под кокетливо приподнятого платья кусочек стройной лодыжки — шлепнется в обморок. Увидит в витрине на дамском манекене чулочек с подвязкой — ищет скамейку, чтобы перевести дух и не потерять сознание. Едва ли не каждое письмо свое к Анне Григорьевне он будет заканчивать мысленным целованием ее ножек: «Целую пять пальчиков на твоей ножке, целую ножку и пяточку, целую и не нацелуюсь, все воображаю это... Особенно люблю то, про что сказано: «И предметом сим прелестным — восхищен и упоен он». Этот предмет целую поминутно во всех видах и намерен целовать всю жизнь», «Ах, как целую, как целую! Анька, не говори, что это грубо, да ведь что же мне делать, таков я, меня нельзя судить... Целую пальчики ног твоих, потом твои губки, потом то, чем «восхищен и упоен я». Его впечатлительность явно выходила за границы нормы. Когда какая-нибудь уличная красотка говорила ему «нет», он падал в обморок. А если она говорила «да», результат зачастую был точно таким же. В постели с Достоевским Говорить о великом писателе, классике мирового масштаба, одном из величайших властителей дум как о любовнике, муже и мужчине "с сексуальными странностями", мягко говоря, нелегко. Во-первых, неимоверно сложно побороть пиетет. А во-вторых, уж больно сама тема "опасна" - когда называешь вещи своими именами, слова становятся тяжеловесными и грубыми, и трудно соблюсти меру, если речь идет о такой гениальной и больной индивидуальности, как Федор Михайлович Достоевский. Певец чудовищной эротики? Многие черты его характера и события жизни продолжают оставаться загадочными и необъяснимыми. Подлинную правду о нем знали только немногие друзья. В своих романах и повестях он так взволнованно говорил о тайнах, провалах и безумиях пола, так настойчиво выводил сластолюбцев, растлителей и развратников, так проникновенно рисовал "инфернальных" роковых и грешных женщин, что совершенно естественно возникает вопрос: откуда пришло к нему исключительное знание тяжелой, порою чудовищной эротики его распаленных героев и героинь? Создал он весь этот мир страстей, преступлений и возмездия, взлетов духа и беснования плоти из наблюдений, фантазий или собственного опыта? Кого и как любил он и каким был Достоевский-муж и любовник? Может быть, кое-что в этом рассказе вам покажется неправдоподобным или маловероятным, но ведь Достоевский был гораздо сложнее, чем любой из его героев. Гениальный эпилептик, прошедший через страшные испытания смерти, каторги, нужды и одиночества, патологический любовник и мятущийся искатель святости, он прожил неповторимую, фантастическую жизнь. Первая любовь Федор Михайлович Достоевский вырос в семье, над которой безгранично властвовал отец-деспот.
За что Достоевский оказался на эшафоте?
Казнь была заменена 4-летней ссылкой, которую писатель провел в Омске. Надзор над ним сохранялся до 1875 года. Если раньше писатель был сторонником «западного» пути развития России, т. Особая миссия России видится ему в том, чтобы служить примером идеальных духовных ценностей всему человечеству. Последняя истина, по мнению Достоевского, заключена в Божьем слове, высказать которое Бог доверил православной церкви».
Достоевского к лишению всех прав состояния и «смертной казни расстрелом». В конце ноября император Николай I при утверждении подготовленного генерал-аудиториатом приговора петрашевцам заменил восьмилетний срок каторги Достоевскому четырёхлетним с последующей военной службой рядовым. При инсценировке казни о помиловании и назначении наказания в виде каторжных работ было объявлено в последний момент.
Иванова Константин Иванович был однокашником писателя по Главному инженерному училищу и многое сделал для него во время каторги; его жена — Ольга Ивановна — приходилась дочерью декабристу И. Анненкову и П. С начала марта 1854 в соответствии с приговором Ф. Достоевский начал службу рядовым солдатом в Семипалатинске. В Петербург он вернулся лишь в конце 1859. Как считается, именно омский период лишений и страданий во многом повлиял на характер и мировоззрение Достоевского, заложил его народопонимание, способствовал его становлению как великого писателя, произведения которого знают и читают во всем мире.
Пережитые впечатления о каторге на основе «Сибирской тетради» он отразил в «Записках из мертвого дома». В 1983 в Омске в комендантском доме, где бывал писатель, открыт Литературный музей имени Ф. Достоевского, а в 2004 Омскому государственному университету присвоено его имя. Авторский сайт Владимира Чебодаева.
В ту ночь арестовали нескольких петрашевцев. Брат писателя Михаил, которого тоже должны были арестовать, но по ошибке этого не сделали, вспоминал: «Мы в ту же ночь обошли квартиры членов общества, многие из людей будто исчезли. Потом мы узнали, что несколько десятков человек были отправлены в Петропавловскую крепость и заключены в казематы». Но уже на эшафоте высочайшим указом смертная казнь была заменена ссылкой в Сибирь на каторжные работы.
Достоевский отправился Тобольск, где его и нескольких других этапируемых встретили жены декабристов и передали Евангелие с вложенными в переплет 10 рублями. Этот экземпляр Евангелие Достоевский потом хранил всю жизнь. Борис Покровский «Обряд казни на Семеновском плацу, 1849 год» После Тобольска писателя сразу отправили к Омскому каторжному острогу. Закованный в кандалы, он жил с другими арестантами. Каторгу Достоевский отбывал на кирпичном заводе. Вернуться в Петербург писатель смог только в 1859 г. Его полностью амнистировали и снова разрешили публиковаться.
За что Достоевский был арестован и оказался на каторге?
Этих преступлений оказалось довольно для вынесения смертного приговора, пусть и замененного на каторгу, в случае Достоевского — четырехлетнюю. Однако на какую бы работу ни попадал Достоевский, он, как дворянин, всегда находился в более тяжелых условиях, чем остальные арестанты. Там, на каторге и рождается новый Достоевский: он пересмотрел всю свою жизнь, изменилось его мировоззрение. Этих преступлений оказалось довольно для вынесения смертного приговора, пусть и замененного на каторгу, в случае Достоевского — четырехлетнюю.
Достоевский биография Каторга За Что
Сибирь и каторжные работы неотделимы в нашем сознании от политических заключённых, которые в XIX веке считались «уголовниками», за которыми следили особым образом. Над головами петрашевцев, включая Достоевского, сломали шпаги, что означало лишение их дворянских привилегий, и объявили о разных сроках каторги. Фёдор Достоевский был осужден и отправлен на каторгу за участие в кружке подпольных революционеров. Надья, сказать, что на каторгу Достоевский попал за то, что входил в кружок петрашевцев, очень просто. Каторга — это четырехлетний опыт бытия Достоевского в народном теле.
Достоевский Фёдор
Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского | Так Достоевский на 8 месяцев попал в одиночную камеру Петропавловской крепости. |
Федор Михайлович Достоевский: «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни» | Заключение генерал-аудиториата: «Отставного поручика Достоевского лишить всех прав состояния и сослать в каторжную работу в крепостях на восемь лет». |
Достоевский на каторге в Сибири – Это Сибирь! | Достоевский был заключен в Петропавловскую крепость, приговорен к расстрелу, который затем был заменен каторгой с последующей службой в армии рядовым. |
Русский язык, 10 класс
В 1848 году Достоевский стал членом тайного общества петрашевцев. 1. Достоевский входил в кружок петрашевцев, поэтому он попал на каторгу. Достоевский был заключен в Петропавловскую крепость, приговорен к расстрелу, который затем был заменен каторгой с последующей службой в армии рядовым.
За что Достоевский оказался на эшафоте?
В апреле 1849 среди петрашевцев были произведены аресты. Восемь месяцев Достоевский содержался в Петропавловской крепости. Двадцать один участник кружка Петрашевского, в том числе и Федор Михайлович, были приговорены к смертной казни. В последний момент уже ожидавшим смерти людям объявили о помиловании. Казнь была заменена другими видами наказания. Достоевскому была назначена четырехлетняя каторга с последующим определением в солдаты. Достоевский вместе с другим петрашевцем, С. Дуровым, был доставлен в Омский острог. Время, проведенное на каторге, было для писателя очень тяжелым: кандалы и конвой, адские материально-бытовые условия, постоянное бесправие и унижение.
Работал Достоевский на кирпичном заводе, в инженерной мастерской, убирал снег на улицах города.
Летом маленькие окна были в зеленых подтеках, зимой залеплены инеем и снегом. Потолок протекал. Струи холода и резкие порывы ветра врывались сквозь щели в стенах. Тут же в казарме арестанты моют белье и всю маленькую казарму заплескают водою. Поворотиться негде. Выйти за нуждой уже нельзя с сумерек до рассвета, ибо казармы запираются и ставится в сенях ушат, и потому духота нестерпимая. Спали мы на голых нарах, позволялась одна подушка. Укрывались коротенькими полушубками, и ноги всегда всю ночь голые. Всю ночь дрогнешь.
Блох, и вшей, и тараканов четвериками». Когда наступал вечер и затихали шаги караульных, в остроге начиналась ночная жизнь. Попойки, карты, ссоры. Некоторые каторжники, прозванные «целовальники», специализировались на торговле водкой. У них были помощники, добывавшие водку «вне острога» и прятавшие ее там, куда каторжников водили на работу. Водку наливали в бычьи кишки, обматывали вокруг тела и тайно проносили в острог. Эта «живая вода» разбавлялась поочередно каждым участником операции и, чтобы напиться допьяна, нужно было выпить ее изрядное количество, и чем дольше острожник не пьянел, тем больше это тешило его самолюбие. Карточные игры в остроге были запрещены, но каторжники, которых называли «караульные прислужники», стояли на страже в прихожей, подстерегая появление майора, и за утрату бдительности расплачивались собственной спиной. Ссоры были частыми, буйными, остервенелыми. Среди каторжников было немало мастеров ругаться.
Вокруг них, точно на конкурсе непристойного красноречия, собирался кружок почитателей. Тут были свои чемпионы, их поощряли свистом и криками. Иногда доходило до драк — внезапных, беспричинных, бессмысленных. Потом каторжники, оглушенные, избитые засыпали на своих нарах. Медленно догорали свечи, и ночную тишину нарушали лишь храп и звяканье кандалов. В этом зловонном хлеву, в холоде, среди звуков, издававшихся человеческим стадом, Достоевский тщетно пытался забыться сном. Его сосед по нарам вытянул руку из-под одеяла и, думая, что он спит, обыскивал его карманы. Кто-то справа от него бредил во сне. Кто-то глухо кашлял в дальнем конце помещения, сморкался, икал, харкал. А кто-то вставал и в полусне, точно лунатик, брел к параше.
Федор Михайлович был ввергнут в бездну человеческого страдания, окунулся в самую гущу зла, изнуряющего плоть, отупляющего ум. И под курткой, едва доходившей ему до колен, он нащупывал Евангелие, переданное ему женами декабристов. На рассвете барабан кордегардии бил зорю. Офицер отпирал дверь острога. Свежий зимний воздух врывался в помещение и, смешиваясь с удушливым смрадом и молочно-белыми клубами пара, проносился по казарме. Заключенные подымались с нар, окоченевшие, угрюмые. Одни по привычке крестились, другие сразу же начинали грызться между собой. А пламя сальной свечи освещало всю сцену… Потом, позвякивая кандалами, арестанты толпились у ведер с водой. Каждый по очереди брал ковш, набирал в рот воды и умывался, выплевывая воду в ладони и ополаскивая ею лицо. А Достоевский, переминаясь с ноги на ногу, ждал своей очереди, согревая дыханием онемевшие от холода пальцы.
Пища была скудной: хлеб и щи, в которых плавало несколько кусочков говядины. По праздникам выдавали кашу без масла, а на Великий пост кислую капусту с водой и больше почти ничего. Я пил чай и ел иногда свой кусок говядины, и это меня спасало. Не курить табаку тоже нельзя было, ибо можно было задохнуться в такой духоте. Все это делалось украдкой». Каторжники встретили Достоевского и Дурова настороженно. Новенькие были людьми образованными, дворянами — барами, следовательно, врагами. Кроме того, они не понимали в чем их преступление. Кого они убили? Что украли?
Федору Михайловичу очень хотелось завоевать расположение своих товарищей по каторге, и он острее других страдал от их заносчивости и враждебности. Тем не менее он по доброй воле, терпеливо старался не выделяться среди них, понять их образ мыслей, вникнуть в их ссоры, уяснить их претензии. Но каторжники находили, что он нарушает меру. Раз он добивается их дружбы, значит, он ее недостоин. Однажды каторжники, недовольные плохой пищей, решают заявить «претензии» майору Кривцову. Достоевский к ним присоединяется. Да ведь и из ваших есть, что свое едят, а вышли же. Ну, и нам надо было… из товарищества. Достоевский вынужден был уйти. Как ни будь он справедлив, добр, умен, его целые годы будут ненавидеть и презирать все, целой массой».
Каторгу отбывали несколько польских интеллигентов, осужденных на каторжные работы за участие в польском восстании: бывший профессор Жадовский, которого каторжники называли «святым» за то, что он без конца молился; Богуславский, прозванный «больным», а также Токаржевский и Мирецкий, оба они перед отправкой в Сибирь были наказаны палками. Но и они не понимали Достоевского и не любили его. Воодушевленные национальной идеей, они ненавидели Россию и русских и считали за честь проявлять эту ненависть при каждом удобном случае. Они не признавали в Достоевском ни социалиста, ни демократа, ни просто «пионера свободы». Они находили его слабым и лишенным самолюбия. Они не понимали, как человек, осужденный как политический преступник, приговоренный самим императором к каторжным работам, терпевший ссылку, усталость, холод, лишения — весь невыносимый быт каторжного острога, не ропщет на судьбу, не позволяет себе ни единого слова жалобы на суровость приговора да еще провозглашает мессианскую роль монархии и народа, которые так несправедливо отступились от него. Эта покорность оскорблениям, это смирение, наслаждение этим смирением казались им всего лишь нелепой позой и выводили их из себя. И однако Достоевский был искренен, когда признавался, что не таит зла на тех, кто искалечил его жизнь. Есть удары такой силы, что любой протест против них — мелок и даже смешон. Есть некие таинственные знаки, которым можно только повиноваться, потому что они низводят вас до ваших подлинных — ничтожных размеров.
Вы что-то делаете, пишете, разговариваете, и вдруг могучая длань хватает вас, мощный глас заглушает ваш крик, и вы превращаетесь в ничто и счастливы превратиться в ничто, не принадлежать себе, позволить неведомой силе управлять вами, играть вами, заставляя вас то проигрывать, то выигрывать, и уготовить вам будущее — то ли радостное, то ли горестное. Что за глупое тщеславие вечно добиваться первой роли! Как опрометчиво вечно пытаться победить судьбу! Да, иногда так ощутима близость Бога, то кроткого, то карающего. И его незримое присутствие вырывает вас из привычного течения жизни. Это может длиться несколько мгновений, несколько часов, несколько дней… А потом вы чувствуете, что Его всевидящее Око отвратилось от вас — поводок ослабел… Пробил урочный час — теперь предстоит действовать самому, полагаться на самого себя — и держать ответ за содеянное. Вот тогда-то и начинается подлинная трагедия человека.
Вскоре был опубликован манифест нового царя, слова которого коснулись и Достоевского: «Мы признали за благо... Манифест императора Александра II о дарованных милостях и облегчении участи преступников по случаю восшествия на престол.
Таким образом, возникла надежда на полную амнистию. Кроме того, в Семипалатинске Достоевский встретил и полюбил свою будущую жену - Марию Исаеву. Тогда она была замужем за местным чиновником, пьющим и опустившимся человеком. В мае его перевели в Кузнецк Томской губернии, чему Достоевский очень огорчился и с тех пор добивался двух положений: своей амнистии и воссоединения с Марией Исаевой. В августе умирает её муж, и с того момента у Достоевского появляется надежда на женитьбу. Но этому предшествовали долгие душевные терзания и Фёдора Достоевского, и его будущей супруги. Меж тем, служба в Семипалатинске продолжалась: именно там Достоевский познакомился и завёл дружбу с Чоканом Валихановым — казахским просветителем, историком и этнографом. Фёдор Достоевский и Чокан Валиханов. В октябре его производят из рядовых в унтер-офицеры, он получает некоторое послабление по службе и в ноябре приезжает в Кузнецк.
Они вернулись в Семипалатинск, где Достоевского застиг указ Правительствующего сената о возвращении потомственного дворянства и разрешении печататься. Кроме того, он пишет и публикует повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон», которые не вызывают никакого отклика у публики. Говорят, что прочитав их, Некрасов сказал: «Достоевский — всё. Но местом жительства была определена Тверь, с воспрещением въезда в Санкт-Петербург и Москву. Весна и часть лета прошли в сборах. Наконец, 2 июля Достоевский с женой и пасынком уезжает из Семипалатинска, куда больше никогда не вернётся. Обратный путь проходил легче и быстрее. Стоянки в городах были короткие — писатель рвался домой. Очередной рубеж он прошёл, когда спустя 9 с лишним лет вернулся на то же место, которое пересекал, отправляясь на каторгу: «В один прекрасный вечер, часов в пять пополудни, скитаясь в отрогах Урала, среди лесу, мы набрели, наконец, на границу Европы и Азии.
Мы вышли из тарантаса, и я перекрестился, что привёл, наконец, Господь увидать обетованную землю». Город ему не нравился, он хотел переехать в Москву или Петербург, но ожидал Высочайшего разрешения на поселение. До того — вынужденная остановка в Твери. Фотография Твери второй половины XIX века «Тверское сидение» дало Достоевскому много материала — именно с Твери он списал образ губернского города в романе «Бесы».
К счастью, приговор не был исполнен, поскольку в последний момент казнь заменили восьмилетней каторгой. Вскоре царь еще больше смягчил наказание, сократив срок с 8 до 4 лет. После каторги писателя призвали на службу в качестве рядового солдата. Любопытно заметить, что этот факт из биографии Достоевского стал первым случаем в России, когда каторжнику разрешили состоять на службе.
Благодаря этому он снова стал полноправным гражданином государства, обладая теми же правами, которые имел до ареста. Годы, проведенные на каторге, сильно повлияли на взгляды Федора Достоевского.
Во всяком несчастном видеть брата
134 года со дня смерти Достоевского: каторга, «великое пятикнижие» и посмертный портрет | После освобождения Достоевского с каторги супруги возвращались в Петербург. |
Омская каторга Федора Михайловича Достоевского | Император Николай I назначил Достоевскому наказание в виде четырёх лет каторжных работ. |
Достоевский в местах лишения свободы | Император Николай I назначил Достоевскому наказание в виде четырёх лет каторжных работ. |