Что же касается даты, то в православной церкви, которая руководствуется юлианским календарем принято отмечать Рождество Христово 7 января. Православные верующие отмечают в субботу Рождество Христово — один из главных христианских праздников, который еще называют «зимней Пасхой».
Рождество Христово 7 января 2022: история и традиции праздника
Зима - 7 января 2023 - Новости Москвы - православие, праздники, праздничные дни, рождество, рождество христово, праздник, православные, справки. Читайте про Рождество Христово 2025 в России в материале КП. За более чем тысячелетнюю историю христианства на Руси, конечно, Рождество Христово у нас стало одним из важнейших праздников, со своими обычаями. То есть "Рождество Христово" буквально означает "рождение Христа".
Рождество Христово: как правильно отмечать светлый праздник?
Рождество Христово – великий религиозный праздник, который знаменует рождение Иисуса Христа, Сына Божьего в христианстве. Пожалуй, значимость такого праздника, как Рождество Христово, вряд ли стоит кому-то доказывать. время особое, его нельзя проводить бессмысленно и бездарно. Рождество Христово — один из двух важнейших христианских праздников, посвящённый рождению сына божьего Иисуса Христа. Рождество Христово в России ежегодно приходится на один и тот же день — 7 января, в 2024 году это воскресенье.
Рождество Христово, или в чем смысл праздника
За много столетий это торжество обросло множеством символов и традиций, которые добавляют этому празднику атмосферности. Много символов и обычаев исходят от оригинальной истории рождения Христа, которую знают даже люди не близкие к церкви. История появления Иисуса на земле описана в Евангелие от Матфея и Луки. Дева Мария и Иосиф направлялись в город Вифлеем, чтобы поучаствовать в переписи населения, которую инициировал Ирод Великий, иудейский царь. В тот день им не удалось найти свободную комнату в постоялых дворах города, поэтому Святое Семейство расположилось на ночевку в пещере, где было обустроен хлев для овец. Так, Иисус родился в окружении скота, а роль первых яслей сыграла кормушка, куда наложили сена, чтобы положить младенца.
Рождение Спасителя Рождество было ознаменовано восхождением на небе Вифлеемской звезды, а первыми о событии узнали местные пастухи, которым явились Ангелы и рассказали благую весть. Точный год рождения Христа нигде не был записан. Однако, историки отмечают, что это мог быть промежуток времени между 12 и 7 годом до н. Важно отметить, что в древние времена праздник Рождения Рождества Христа не отмечался. В первую, очередь связано это с отсутствием у древних иудеев традиции отмечать дни рождения вовсе.
Первое упоминание о празднике Рождества датируется IV веком н. Тогда епископ Рима Либерий впервые упомянул в своих писаниях праздник Рождества. Что же касается даты, то в православной церкви, которая руководствуется юлианским календарем принято отмечать Рождество Христово 7 января. Католическая церковь пользуется григорианским календарем, согласно которому Рождество празднуют 25 декабря. Особенности празднования Рождества Христова в России Празднованию Рождества предшествует сорокадневный пост, который в православной традиции длится с 28 ноября по 6 января.
День перед Рождеством 6 января называют сочельником. Для него принято готовить сочиво или кутью — сладкая каша из вареной пшеницы с медом, орехами, сухофруктами и маком, а также другие постные блюда. Блюд на празднике должно быть 12 — столько же, сколько было апостолов. Можно приготовить жареную рыбу с луком, вареники с картошкой, голубцы постные, квашеную капусту, салат из свеклы и т.
После рождения Христа на ночном небе загорелась яркая звезда. Она указала путь пастухам, которые первые пришли и поклонились Сыну Божьему, а также волхвам — мудрецам, которые преподнесли Иисусу Христу драгоценные дары. Рождественская елка, 1992 История празднования Рождества Христова в России В разные эпохи Рождество в России то всей душой любили, то предавали забвению. Однако затем на протяжении многих веков, вплоть до начала XIX века, на Рождество не устраивали никаких массовых гуляний. Обычай рождественских балов и праздничных ярмарок пришёл в Россию из европейских стран. Пришедшая к власти в XX веке советская власть запретила и Рождество, и все его атрибуты. Символы Рождества Христова Основными символами Рождества Христова считаются : рождественская ель; священные дары: золото, ладан и смирна смола миррового растения ; вертеп — картина Рождества; Вифлеемская звезда. В канун Рождества и.
Во многих странах этот день официальный выходной, отличаются только даты и календарные стили. В большинстве стран Западной Европы Рождество празднуют в ночь на 25 декабря, в России — с 6 на 7 января. Накануне светлого дня церковь вспоминает всех, кто предшествовал Иисусу Христу по плоти, начиная от Авраама. Рождественские песнопения в храмах начинаются 6 января, а сама праздничная рождественская служба — ближе к ночи. В канун Рождества принято заниматься благотворительностью и делать добрые дела. Предки в деревнях в сочельник также начинали колядовать — ходили по домам соседей и знакомых, исполняли песни, восславляющие Христа и Рождество, желали счастья, хозяева в ответ дарили гостям угощения. Традиция дарить в канун Рождества подарки детям имеет и религиозные корни: волхвы принесли к яслям младенца Иисуса дары. Впоследствии, так появилась современная традиция — ходить на Рождество в гости с подарками. Еще одна традиция — зажигать свечи. Они являются символом победы света над тьмой.
Пост — это прежде всего время особой духовной собранности, молитвы, трезвения, обуздания своих дурных склонностей. Ну а что касается пищи, то, если следовать строгому уставу, в дни Рождественского поста 28 ноября — 6 января : не едят мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр в понедельник, среду и пятницу — не едят рыбу, не пьют вина, еда готовится без масла сухоядение во вторник, четверг, субботу и воскресенье — можно готовить пищу с растительным маслом по субботам, воскресеньям и в великие праздники разрешена рыба. Накануне Рождества Христово ничего не едят до появления первой звезды. В ночь с 6-го на 7 января христиане идут на Рождественскую службу. В храмах совершается литургия святого Василия Великого. Поют песнопения Рождества Христова. Тропарь Рождества — основной гимн праздника — мог быть создан уже в IV веке: Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе! Рождественский пост: календарь питания по дням Накануне Рождества готовится специальное блюдо под названием «сочиво» — вареные зерна. От этого названия и произошло слово «сочельник».
Рождество: история и традиции праздника
Рождество Христово в России | Миллионы православных верующих сегодня встречают Рождество Христово. |
Рождество Христово — 2023: история, традиции и обычаи праздника | Чаще всего президент отмечает Рождество Христово за пределами первопрестольной, но и в прошлом году ночную литургию глава государства посещал в храме подмосковной резиденции Ново-Огарёво. |
Рождество 2022: что можно и нельзя делать 7 января. Главные традиции - 06.01.2022, Sputnik Литва | Рождество Христово — религиозный праздник, в этот день принято просить о Божьем прощении, милости и благосклонности. |
Почему Рождество 7 января? Причины, фото и видео
В чем главная суть Рождества "Рождество Христово" буквально означает "рождение Христа". Рождество Христово является одним из самых важных и почитаемых праздников православных. Рождество Христово, а в Русской православной церкви — Рождество по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа — это один из главнейших христианских праздников.
Трудная история праздника Рождества
Но сегодня немногие соблюдают правило 12 блюд, часто ограничиваются запеченным гусем или уткой и парой-тройкой салатов, закусок и гарниров. Горького, 1961 Время с ночи перед Рождеством и до кануна Крещения 19 января по русской традиции называется Святками. Разговевшись после Рождественского поста, народ начинал гулять и веселиться. Приняты были колядования — ряженые ходили по соседям с песнями и плясками и собирали угощения. Кроме того, Святки — это время для гадания. В основном юные девушки собирались по вечерам и пытались узнать свою судьбу, кто будет их суженым или каким будет в этом году урожай.
Гадали на свечах, по теням, с зеркалами, с петухами, было множество разных способов. Церковь это не поддерживала, ведь гадание — это связь с нечистой силой. Считалось, что в святочное время она особенно активна и нужно остерегаться ее. Особенно ярко святочное время описано у Николая Гоголя в повести «Ночь перед Рождеством».
В католических костелах с XIII века устраивались небольшие ниши, в которых изображались сцены о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины. Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Они стоят несколько недель — до праздника свечей 2 февраля. Популярны домашние сантоны — макеты в застекленных ящиках, изображающие грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи и животные — бык и осел.
Ранее евангельские сцены в католических странах разыгрывались прихожанами; эти народные представления позже переместились на площади. Рождественские праздники ознаменованы сочетанием церковных и народных обычаев. В католических странах хорошо известен обычай хождения по домам детей и молодежи в масках и шкурах животных с песнями и добрыми пожеланиями, аналогичный колядованию. В ответ молодежь получает подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями, он не согласовывался со строгими правилами; постепенно с поздравлениями стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям. Иконография праздника Рождество Христово, греческая икона XVI века Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Самые древние из сохранившихся изображений Рождества Христова относятся к IV веку. В катакомбах святого Севастиана в Риме спеленатый Младенец представлен лежащим на одре, рядом — Богоматерь с распущенными волосами в античном одеянии.
Отличительными особенностями образов Рождества Христова на раннехристианских саркофагах являются изображение сцены не в пещере, а под своеобразным навесом, Богоматерь при этом не возлежит на одре, как в более поздних памятниках, а сидит рядом с Младенцем. У яслей Спасителя присутствуют животные — вол и осел — как исполнение пророчества Исаии: «Вол знает владетеля своего и осел — ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» Ис. Примечательно изображение Рождества на троне Максимиана , который был архиепископом Равенны в середине VI века. Трон украшен большим количеством резных пластин из слоновой кости. На одной из них Младенец лежит на сложенном из каменных блоков одре, рядом с ним — вол, осел и Иосиф Обручник , вверху Вифлеемская звезда. Перед одром возлежит Богоматерь, к Которой обращается женщина, показывая свою правую руку. Сюжет восходит к главе 20 протоевангелия Иакова , в которой повествуется о Саломее, усомнившейся в чистоте Богоматери. После этого рука, которой она дотронулась до Пресвятой Девы, усохла.
Исцеление Саломея получила от прикосновения к Спасителю. В этом памятнике отразились важные особенности византийской иконографии по сравнению с раннехристианской: навес больше не изображается, на заднем плане виден выход из пещеры, звезда располагается в центре вверху. Иосиф сидит у яслей в задумчивой позе, Богоматерь лежит. Отныне Она всегда будет изображаться с нимбом. После периода иконоборчества сюжет будет часто изображаться в иконописи, миниатюре и декоративно-прикладном искусстве на основе общей схемы. Постоянными элементами композиции становятся пещера и Вифлеемская звезда, приведшая волхвов ко Христу. Возможно, именно поэтому на некоторых поздних русских иконах и фресках например, на фреске 1680 года из церкви Илии Пророка в Ярославле сцену Рождества венчает фигура летящего ангела со звездой в руках. Основная композиция Рождества изображение спеленатого Младенца в яслях в пещере, животных у яслей, возлежащей Богоматери и сидящего Иосифа в различных памятниках будет — особенно в VIII — IX веках — дополняться изображением ангелов, славословящих Господа, сценой Благовещения пастухам, сценами путешествия и поклонения волхвов и омовения Младенца.
Если об ангелах, пастухах и волхвах рассказывается в Евангелии Мф. Чрезвычайно редко в иконах Рождества Христова фиксируется изображение пророка Исаии , предрекшего рождение Спасителя от Девы. Много вопросов вызывает и фигура старца в шкурах, беседующего с Иосифом а иногда и с самой Богоматерью [6]. На Руси образы Рождества были чрезвычайно популярны.
По этой причине Мария и ее супруг Иосиф, принадлежавший к роду Давида, были вынуждены отправиться в Вифлеем, дабы внести и свои имена в список подданных. В заветную ночь в городе не осталось ни одного свободного места для ночлега, поэтому супругам пришлось остановиться на отдых в пещере, где жил скот. Именно там у Марии начались роды и явился на землю Иисус. Мат ь устроила колыбель младенцу в кормушке для животных. Пастухи, которые сторожили стадо, получили весть о рождении Мессии. Они увидели ангела, который велел им не бояться, а радоваться, так как в мир явился Спаситель: они найдут его в яслях. Мужчины отправились в Вифлеем, обнаружили в пещере святое семейство и поведали о чуде. Тогда же с дарами к Богомладенцу уже направлялись волхвы с востока. Особенная звезда, появившаяся на небосклоне, указала им путь. Вифлеемская путеводная звезда считается знаковой для Рождества. О рождении Мессии стало известно и иудейскому царю Ироду. Он позвал к себе мудрецов и приказал им сообщить, где находится новорожденный, когда те разыщут его.
С тех времен этот день начал почитаться как великое событие. Однако начиная с XVI века весь христианский мир разделился и отмечает этот праздник в разное время. Католики - 25 декабря, а православные - 7 января. На Руси Рождество стали отмечать после введения христианства - в Х веке, и с тех времен этот праздник начинался в ночь на 25 декабря. Но с изменением календаря Юлианского на Григорианский поменялась и дата празднования. Известно, что современный календарь, называемый григорианским новый стиль , ввел папа Григорий XIII в 1582 году, заменив юлианский календарь старый стиль , применяемый с 45 столетия до нашей эры. Илья Ефимович Репин. Рождество Христово. В связи с этим получилось так, что часть христианского мира, куда вошли не только Русская, но и Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, а так же Украинская Греко-Католическая Церковь также отмечает этот день 25 декабря, но еще по старому стилю - по Юлианскому. Смена юлианского календаря в XVI веке вначале затронула католические страны, позже - протестантские. В России же григорианское летоисчисление было введено после революции 1917 года, а именно - 14 февраля 1918 года. Однако Русская Православная церковь, сохранив традиции, продолжает жить и отмечать христианские праздники по юлианскому календарю. Развитие иконографии Рождества Христова Стремление человека изображать главные события своей жизни берет свои истоки от первобытных племен. Поэтому такое событие как рождение Спасителя было важной вехой в жизни людей. В первых христианских изображениях Рождество Христово выглядело обычным рисунком, где изображали ясли с Младенцем и склоненную над ним Богородицей, а так же праведного Иосифа и ангелов, пастухов и волхвов, ослика и вола или корову. Саркофаг из Мантуи.
Рождество Христово, или в чем смысл праздника
Сочельник — самое строгое время поста, нужно есть только сочиво вареную пшеницу с медом. По этой причине и день называется Сочельником. О конце поста возвещает появившаяся на небе первая звезда, которая символизирует Вифлеемскую. В ночь на Рождество в церквях проходят службы, а после христиане идут по домам наслаждаться трапезой в кругу близких. Праздничный ужин Традиционный рождественский ужин должен состоять из дюжины по количеству апостолов постных блюд. Из обязательных — кутья — каша из риса, пшеницы, изюма, кураги и орехов, в остальном можно придерживаться собственных вкусов. На Руси была популярна выпечка: пироги с различными начинками. Некоторые готовят козули — пряники в виде фигур коз, овец, баранов и лошадей.
Они символизируют животных в стойле, где родился Иисус. Помимо в ыпечк и, на стол принято ставить блюда из мяса гусь, утка, свинья, баран. На гарнир — моченые яблоки, квашеная капуста, ягоды и грибы. Одно из традиционных мясных блюд русской кухни — полотки — половинки туш птиц, соленые, копченые или вареные.
И первым наступает католическое Рождество: во многих странах мира его отмечают 25 декабря.
Он родился от Девы и воплотился, став и Богом, и человеком. Христос пришел на землю, чтобы искупить людские грехи и открыть всем людям двери к раю и спасению души. То есть "Рождество Христово" буквально означает "рождение Христа". История Рождества Согласно церковному преданию, Дева Мария и ее супруг по сути — опекун старец Иосиф пришли в Вифлеем для участия в переписи населения. Все гостиницы были заняты, и поэтому они были вынуждены заночевать в пещере.
Там и родился младенец Христос. Рождение Мессии было предсказано пророком Михеем более чем за семь веков ранее.
И зеленые еловые ветви, символизирующие вечную жизнь. Там оно прошло в особой атмосфере, накануне Рождества была доставлена икона «Троица» преподобного Андрея Рублева.
Вместе с тем действовавший в Российской империи закон запрещал «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни» [14]. Распространённым рождественским обычаем в деревнях было сооружение во дворе, а затем сожжение соломенного стога. Вся родня при этом стояла кругом в благоговейном молчании, пока солома не сгорала полностью. По поверью, умершие предки в эти мгновения приходят погреться у огня, зажжённого их потомками, и могут способствовать плодородию.
С вечера накануне Рождества начинались, по обычаю, святочные гадания [1]. В прошлом у русских земледельцев считалось дурной приметой, если в день Рождества из числа посторонних людей первой в жилище входила женщина — считалось, что в этом доме женская половина семейства будет болеть весь год [1]. К Рождеству хозяева обязательно убирали избу, мылись в бане, стелили чистую скатерть, припасали новую одежду, которую и надевали с началом дня, так как верили, что от этого зависел будущий урожай [1]. За завтраком не давали пить простую воду, так как полагали, что человека, испившего воды рождественским утром, целое лето будет мучить жажда [1].
Под страхом всевозможных бед и напастей в Рождество ничего не сгибали, не плели, не шили [1]. Ножки обеденного стола связывали друг с другом верёвкой, чтобы скотина не убегала из стада [1]. Днём, после утреннего богослужения священники обходили дома прихожан и совершали «славление» Бога христославили. На рождественский ужин было принято приглашать знакомых одиноких людей, одиноких путников.
Почему Рождество 7 января? Причины, фото и видео
После того, как выпивают напиток, чашку накрывают блюдцем и быстро переворачивают. В очертаниях пятен, которые образовала гуща, рассматривают будущее. Крест знаменует жизненные трудности, венок — успех, дом — благополучие. История праздника На территории современной России Рождество стало официальным праздником после крещения Руси князем Владимиром в 988 году. Оно было началом Святок, которые длились до Крещения — 19 января. В эти дни народ прославлял Иисуса Христа, молодежь участвовала в народных гуляниях и гаданиях. В древность популярным обрядом было колядование.
Люди надевали на себя устрашающие и шуточные маски чертей, ведьм, козлов, разрисовывали лица дегтем, сажей, свеклой, обсыпались мукой. Ряженые ходили по дворам, носили кутью и пели колядки — обрядовые песни, в которых прославляли семью хозяина, желали здоровья и благополучия. За это хозяева давали им пироги, караваи, калачи, пряники, деньги. В ящике-вертепе при помощи тряпичных кукол разыгрывались сюжеты о рождении Христа. В 1917 году, после Великой русской революции, советская власть запретила празднование Рождества: наряжать рождественские елки, проводить богослужения и упоминать о празднике. В 1935 году традицию украшать хвойные деревья перенесли на праздник Нового года.
Рождественский символ — Вифлеемская звезда — была заменена на пятиконечную звезду. В советский период Новый год перенял рождественские атрибуты и стал главным семейным праздником. Рождественские украшения Рождеству предшествует Новый год, поэтому дома и улицы украшаются елками и гирляндами в середине декабря. Особую роль в праздновании Рождества играет оформление стола.
Согласно церковной истории, праведные Мария и Иосиф отправились в Вифлеем, Мария была в положении: она ждала ребенка. В городе супругам негде было переночевать, и они остановились в пещере, в которой пастухи держали скот, когда была непогода. Тут Мария и родила. Колыбелью для Христа стали ясли. В русской православной традиции до Рождества верующие держали 40-дневный пост, чтобы покаяться и отдать дань Господу. Наши предки Рождественский пост старались проводить в молитве и покаянии.
Приметы с едой на Рождество Христово Чем вкуснее и богаче была кутья и сочиво накануне — 6 января, тем удачливее сложится новый год. Мед в кутье символизировал сладкую жизнь, а семена мака — деньги. Основа, каша, могла быть любой Взвар из сушеных фруктов с травами и медом.
В давние времена на Руси Рождество отмечали раньше Нового года, как сейчас это делает почти вся Европа. Праздники начинались с Рождества. И готовились к нему заранее. Надо было запастись домашними заготовками, поэтому еще летом русские хозяйки мариновали и солили грибы, закручивали разную ягоду: клюкву, морошку и бруснику, За неделю до праздника закалывали свинью или покупали мороженую свиную тушу. Дом перед Рождеством в России приводился в полнейший порядок. Заранее пеклись пироги и специальные рождественские пряники.
Самым любимым символом рождества была елка. Оказывается, традиция наряжать елку на Рождество пришла к нам из Германии. Справедливости ради стоит напомнить, что Пётр приказал всего лишь украшать церкви и здания еловыми ветками, а не рубить сами деревья, однако позже появилась традиция украшать сладостями и игрушками именно целое вечнозелёное дерево. В ночь перед Рождеством торжественные Богослужения происходили по всей стране, а с утра начиналось прославление Христа: люди ходили по домам с «Вифлеемской звездой», пели гимны во славу Иисуса и Девы Марии. Рождества ждали весь год, потому что второго такого праздника, шумного, весёлого и радостного, в России просто не было. Рождественские подарки детям, нарядная ёлка, девичьи гадания, которые были очень весёлыми и забавными, а иногда завораживающими и таинственными — всё это было возможно только один раз в году. На Рождество устраивались карнавалы и маскарады, ходили ряженые, пели песни, плясали, водили хороводы — хотя эти традиции тоже не приветствовались православной церковью. Было также принято делать визиты соседям и знакомым, приглашать гостей и устраивать смотрины невест. В честь Рождества Христова в России возводилось много храмов и монастырей.
Колядование Колядование, хотя его связывают не столько с христианскими, сколько с языческими традициями. Коляда в славянской религии был символом поклонения Солнцу, дающему процветание всему живому; веселью, плодородию, богатому урожаю и счастливому браку — вечным человеческим ценностям. Когда как раз в это время на Руси стали праздновать Рождество, коляды слились с ним — получился своеобразный гибрид религий, однако постепенно большинство языческих символов было вытеснено под влиянием христианской церкви. Что означало колядовать, сегодня точно никто не скажет, однако мы всегда склоняемся к тому объяснению, которое дал Н. Гоголь в известном произведении «Ночь перед Рождеством»: это значит петь у дверей или под окном дома колядки. Хозяева дома за это бросают колядующим в особый мешок каравай хлеба, пироги, сладости, колбасу или даже немного денег — кто что сможет и захочет. Церковь пыталась запретить колядки, но они оказались живучими; правда, сегодня в колядках мало что осталось от языческих обрядов: в них поётся про младенца Иисуса Христа, про пожелания счастья и здоровья хозяевам дома, и вообще эти песнопения носят очень позитивный характер. Народные приметы и гадания Как и в старинные времена в Рождество в России принято гадать. Гадают с самого праздника вплоть до Крещения Господне.
Эта пещера, как считают многие авторы, находилась в горе, которая стала соотноситься с самой Богородицей, а пещера — с ее чревом, вместилищем Невместимого Бога. По другому толкованию, пещера понимается как темное место, означающее собою падший мир, в котором воссияло Солнце правды — Иисус Христос. Звезда на месте предполагаемого Рождества Христова. Но среди полночной тишины, когда все человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада.
Им предстал ангел Господень и сказал: «Не бойтеся, се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем. Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам-звездословцам: по объяснению святых отцов, звезда, среди прочего, являлась воплощением ангельской силы [1]. В лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого, преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато, и Ливан, и смирну» Мф.
Проблемы эортологического синкретизма: праздники Рождества Христова и Крещения Господня Вопрос об установлении праздника Рождества Христова находится в теснейшем соотношении с эортологической историей Крещения. Начиная с конца VI века, эта проблема приобрела небывалую остроту, оказавшись в эпицентре разногласий между защитниками православного вероучения и их оппонентами — представителями Армянской Церкви, не принявшей Халкидонского Собора. Споря друг с другом на обрядовые темы, византийцы и армяне придавали им почти вероучительное значение. Для первых было само собой разумеющимся, что Рождество и Крещение должны праздноваться 25 декабря и 6 января соответственно.
Последние же, напротив, были убеждены в необходимости праздновать оба эти праздника в один день — 6 января. И те, и другие не сомневались в древности и апостольском происхождении своей литургической традиции и не намеревались уступать друг другу. Рождество Христово. Икона из одноименной пещеры в Вифлееме.
Фото: А. Ru Историко-литургические истоки праздника Рождества-Богоявления приоткрываются в связи с внутренними причинами установления его даты. Она вычислялась, во-первых, путем прибавления определенного числа дней к дате Благовещения, почти совпадавшего с Пасхой, и, во-вторых, через отождествление дня пришествия в мир Христа Спасителя, второго Адама, со днем творения Адама первого. Оба соответствия были тесно связаны с особенностями древней иудейской традиции, отчасти унаследованной христианами [2].
Древние иудеи обращали внимание не столько на рождение праведника, сколько на его кончину, становившуюся отправной точкой не только для грядущей вечности, но и для определения начала жизни святого человека. Отсюда вполне логичным становится следующее обстоятельство: праздник Пасхи в сознании древних христиан стал совпадать по срокам со временем Боговоплощения, с днем благой архангельской вести, в который, по свидетельству Священного Писания и по вере Церкви, спасительный Плод появился во чреве Пресвятой Девы. Прибавление девяти месяцев — обычного срока для чревоношения — к предполагаемому времени Боговоплощения и вело к определению даты Рождества Христова. Если продолжать вычисления, то 25 декабря предшествует, если отсчитать назад девять месяцев, 25 марта, а 6 января — 6 апреля.
В расчетах древних христиан встречался и тот, и другой день. Так, Созомен в своей «Церковной истории» сообщает о том, что малоазийские еретики-монтанисты понимают день весеннего равноденствия как отправную точку для вычисления дня Пасхи — это праздник начала мира, начала творения солнца и первого месяца. Другая дата страдания Господа — 25 марта — упоминается в значительно большем числе источников, в основном западных. Согласно рассуждениям Тертуллиана, святого Киприана и других, дни страстей Христа и Боговоплощения совпадают.
Пока древние христиане ограничивались в своем календарно-литургическом цикле празднованием Пятидесятницы и Пасхи, по времени почти совпадавшей с Боговоплощением, они, естественно, соотносили творение мира и ветхого Адама со временем пришествия в мир нового Адама — Христа. Так, например, в сочинении «О вычислении Пасхи» день 25 марта именовался днем творения мира, а день рождения, или воплощения, Христа приходился на четвертый день от сотворения мира, совпадая с днем творения солнца. Согласно достаточно распространенной, хотя и малодоказательной точке зрения, празднование Рождества Христова 25 декабря было установлено в Северо-Африканской и Римской Церквях до 311 года — года начала донатистского раскола. Данная датировка основывалась на свидетельстве блаженного Августина о том, что еретики не признавали Богоявление, или Откровение — поклонение волхвов новорожденному Спасителю, — отмечавшееся Церковью.
И здесь нужно отметить: на 25 декабря как на празднование Рождества Христова указывает святитель Климент Александрийский. К тому, же есть косвенные свидетельства, что праздник отмечался уже в середине 30-х годов IV столетия. К подобным же выводам приводит и богатое гомилетическое наследие как западных, так и восточных проповедников. Так, например, рождественская проповедь приписывается папе Либерию, понтификат которого — 352—366 — приходится именно на означенный период.
Северная Африка, один из величайших оплотов византийской культуры, стала местом творчества великих христианских проповедников и богословов, которые не обошли своим вниманием и рассматриваемый праздник. Оптат Милевийский Нумидия произнес 25 декабря 362 или 363 года проповедь на Рождество — самую раннюю из известных рождественских слов. По блаженному Августину, епископу Иппонскому, 25 декабря — исторический день рождения Христа, избранный Самим Христом, имеющий богооткровенное происхождение. Хотя североафриканская традиция празднования Рождества могла появиться, скорее всего, под влиянием латинской, сама римская практика оказывается отчетливо представленной только в рождественских проповедях святителя Льва Великого, папы Римского, — веком позднее.
В то же самое время праздник Богоявления, отмечавшийся 6 января, означал для папы Льва еще не Крещение Господне, а поклонение волхвов, являющее откровение Бога язычникам — так же, как и для блаженного Августина. Оно было органичным завершением праздничного периода, который начинался 25 декабря.
Православные верующие встречают один из самых светлых праздников — Рождество Христово
Поскольку Рождество Христово, прежде всего – религиозный праздник, в этот день принято честь молитвы Высшим силам. В 2023 году Рождество Христово выпадает на уток времени с 7 по 18 января (Сочельник Крещения) называется Святки или Коляды — это период особенной радости для верующих православных, когда все ходят друг к другу в гости, дарят подарки. Протоиерей Максим Смоляков, настоятель Храма Рождества Христова г. Красноярск. Рождество Христово – один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме. Православные христиане будут отмечать Рождество Христово в пятницу, 7 января. О смысле праздника, народных традициях и приметах, связанных с Рождеством — в материале Рождество Христово — один из двух важнейших христианских праздников, посвящённый рождению сына божьего Иисуса Христа.
Рождество Христово
Рождество Христово 7 января 2022: история и традиции праздника - | Праздник Рождества, по учению церкви, символизирует примирение человека с Богом. Рождество предвозвещает искупительный подвиг Христа и обновление человеческой природы. |
Рождество в 2024 году: вспоминаем традиции, идем в храм, печем козули | Москва | ФедералПресс | Само же празднование Рождества начинается с навечерия Рождества Христова (в народе сочельника) — вечера накануне появления Христа на свет. |
Рождество Христово — 2023: история, традиции и обычаи праздника | Икона «Рождество Христово», Новгород, 16-й век. |
Лента новостей
- Почему Рождество 7 января? Причины, фото и видео - Научно-популярный журнал: «Как и Почему»
- Рождество - традиции и история праздника
- Рождество Христово 2023 | Почему Рождество Христово нужно праздновать 7 января, а не 25 декабря!?
- Рождество 2022: что можно и нельзя делать 7 января. Главные традиции
- С первой звездой: история и традиции Рождества / Новости города / Сайт Москвы
- Почему в России Рождество отмечается 7 января, а в других странах — 25 декабря?
Рождество Христово: история праздника, как его встречать и что такое Святки
По христианской православной традиции, до дня Рождества Христова люди и Бог были разъединены грехом, и человек не мог сам осуществить встречу с Творцом. И поэтому Бог сделал шаг навстречу и, преодолев ту грань, которая отделяла людей грешных от вечной жизни в вечной радости, предстал перед людьми человеком. Именно эту встречу с Богом и празднуем в Рождество. В день Рождественского сочельника начинаются святки — почти две недели праздников, которые длятся вплоть до праздника Водокрещения 19 января. Рождество считается вторым по важности праздником православного христианства. Кто еще отмечает Рождество 7 января? Помимо Русской православной церкви, в ночь с 6-го на 7 января Рождество отмечают Иерусалимская, Украинская, Белорусская, Грузинская и Сербская православные церкви, афонские монастыри, католические церкви восточного обряда например, Украинская греко-католическая церковь , а также протестанты, следующие традициям отмечать религиозные праздники по юлианскому календарю.
Оставшиеся 11 православных церквей мира проводят празднование Рождества Христова, как и католические христиане, в ночь с 24-го на 25 декабря. Объясняется такая традиция использованием так называемого новоюлианского календаря, который совпадает с используемым католиками григорианским календарем. История православного Рождества Согласно Евангелию, римский император Август, в то время правивший Иудеей, огласил обязательную перепись населения, во время которой каждый обязан был отметиться именно в том городе или населенном пункте, где он родился. Места для ночлега они не нашли, гостиницы были переполнены, поэтому Иосиф и Мария расположились на ночь в пещере «вертеп» на древнеславянском , куда обычно загоняли домашний скот. В этой пещере и родился Иисус. Новорожденный младенец был положен в ясли, а Пресвятую Деву Марию далее в Евангелии именуют Богородицей.
О рождении Спасителя Ангел известил пастухов, и они первые пришли поклониться Христу.
Вечером по селам начинала ходить по домам «коляда» в народе «калитка» — наряженные и переодетые молодые парни в шубах навыворот и с масками зверей на лицах. Они стучали в дома, пели колядные песни, хвалили и прославляли хозяев, не жалея добрых слов. Снегопад считался хорошим признаком в сочельник, который обещал каждому дому процветание, урожай и достаток.
Существовала народная примета: если на сочельник снежная погода — будет урожай на хлеб. А если в ночь перед Рождеством ударит мороз — семья проживет год дружно, в любви и согласии. Такие традиции православного Рождества являются отголосками языческих традиций и празднований, которые, по сути, не имеют отношения к великому христианскому празднику. Однако они очень органично в него вписались, окутали православное Рождество волшебным туманом.
В праздник Рождества Христова мы особенно остро и глубоко переживаем встречу с Христом, пусть для многих из нас она и случается всего-то пару раз в год. Но Рождество — это тот день, когда мы осознаем корни и традиции Рождества наиболее глубоко, и самое главное, радостно. Что ни говорите, а праздник Рождества зажигает свет в душах и дарит людям тепло, веру и любовь. По христианской православной традиции, до дня Рождества Христова люди и Бог были разъединены грехом, и человек не мог сам осуществить встречу с Творцом.
И поэтому Бог сделал шаг навстречу и, преодолев ту грань, которая отделяла людей грешных от вечной жизни в вечной радости, предстал перед людьми человеком. Именно эту встречу с Богом и празднуем в Рождество. В день Рождественского сочельника начинаются святки — почти две недели праздников, которые длятся вплоть до праздника Водокрещения 19 января.
Отвечает Екатерина Гудкова , филолог, автор портала «Культура. РФ» Для привлечения достатка важно было встречать Рождество в новой одежде, а специальные обряды в хлеву и во дворе должны были обеспечить богатый урожай и приплод скота.
Христианский праздник Рождества Христова в восприятии славян соединился с древним праздником возрождения солнца, который также приходился на конец декабря — начало января: время, когда начинает увеличиваться световой день. По старому стилю Рождество отмечали 25 декабря, 1 января праздновали Новый год сегодня это старый Новый год , а 6 января — Крещение. Эти праздники составляли единый цикл — Святки. Дни с 25 декабря по 1 января называли Святыми вечерами, а 1 января начинались Страшные вечера, которые длились до Крещения. Но начинался праздничный цикл еще 24 декабря, в cочельник.
Существует две версии происхождения такого названия: по одной — «cочельник» происходит от слова «сочень», названия хлебной лепешки; по другой — от «сочива», рисового или ячменного взвара с медом.
Хотя в старину, на Рождество гадали и юноши. У крестьянских девушек существовало интересное гадание, когда они устраивали под своей кроватью импровизированный колодец из поленьев, и, ложась спать, говорили такие слова: «Суженый, приди по воду». Вообще способов увидеть суженого было достаточно много, и конечно, именно это гадание было у девушек самым любимым. С сочельником также было связано много разных народных примет. Например, если в сочельник всё небо усеяно звёздами — жди богатого урожая гороха, хорошего приплода домашнего скота, много ягод и грибов в лесу. Если деревья покрыты инеем — будет много хлеба, если метёт метель — будут роиться пчёлы. Если вдоль дорог много высоких сугробов, то будет буйно колоситься рожь, а если снега на полях лежат ниже дороги — жди неурожая. В ночь на Рождество верёвками связывали ножки столов — чтобы не убегал домашний скот; вечером не кормили кур, чтобы они летом не разгребали грядки; туго мотали пряжу в клубки — чтобы уродилась хорошая капуста. А ещё есть поверье, что желания, загаданные в Рождественскую ночь, обязательно сбываются.
Рождественские угощения Празднику Рождества предшествует длительный пост, последний день которого носит название Рождественского сочельника. Если кто-либо и нарушал основной пост, приговаривая «пост — не мост можно и объехать», то накануне Рождества даже самые невоздержанные из чревоугодников к столу садились лишь с появлением на небе первой звезды, символа звезды Вифлеемской. По обычаю с веселыми криками вбегала в дом ребятня, сообщая об ее появлении, но иногда на улицу выходили все. Если небо было в тучах, то дожидались темноты и после торжественной молитвы усаживались за рождественское застолье. Но «основное» угощение еще не подавали. Обходились «голодной кутьёй» или «сочивом», — кашей из пшеничного, ячменного или другого зерна, распаренного на воде. Отсюда пришло название — «сочельник«. Только придя домой, отстояв торжественную праздничную церковную службу, подавали к столу основное угощение. Тут были свои рождественские традиции. На рождественском столе стояло 13 блюд.
Например: поросята, начиненные гречневой кашей, заяц в горшочке, каша в тыкве. А также салаты, рыбные закуски, красный борщ, пироги, рулеты, пряники. Количество совершающих праздничную трапезу должно было быть четным. При нечетном числе, ставился лишний прибор. Все должны были попробовать каждое блюдо, главным из которых считалась теперь уже «богатая кутья» со сливками, медом, пряностями, изюмом и миндалем.