Министерство внутренних дел Эстонии хочет уничтожить Эстонскую православную церковь Московского патриархата. Глава МВД Эстонии Лаури Ляэнеметс хочет признать Русскую православную церковь (РПЦ) "террористической организацией". Ставропигиальный статус Пюхтицкого монастыря Эстонской православной церкви, предполагающий прямое подчинение Патриарху Московскому и всея Руси, является исключительно внутрицерковным делом. Новости Новости епархии Правящий Архиерей Служение Архиерея События.
Новые власти Таллина хотят ограничить деятельность Эстонской православной церкви
Ранее в МИД Эстонии сообщили, что не планируют закрывать своё посольство в России, несмотря на снижение уровня дипотношений между странами. Ошибка в тексте?
Мэрия Таллина уже решила расторгнуть договоры аренды на ряд объектов российской недвижимости, включая помещения, в которых пока располагается канцелярия митрополита Таллинского и всея Эстонии. После того как Москва потеряет последние рычаги влияния на ситуацию, у властей руки окажутся развязаны полностью. Церковная собственность — лакомый кусок для эстонских националистов. В одной только столице республики ЭПЦ арендует семь объектов, главным из которых, безусловно, является вышеупомянутый Александро-Невский кафедральный собор.
Великолепное творение архитектора Михаила Преображенского является архитектурной доминантой Старого Таллина наравне со знаменитой башней «Длинный Герман», находящейся в том же Вышгороде. И считается у местных радикалов символом русификации — наглядным, оттого и особо ненавидимым. Настолько, что член Рийгикогу Марио Кадастик недавно выступил с предложением «убрать» православный храм. Возмущенный провокационным призывом другой парламентарий, Александр Чаплыгин, направил в Минюст депутатский запрос на предмет содержания признаков преступления в заявлении Кадастика. Однако министр юстиции Калле Лаанет никакого криминала в данной ситуации не усмотрел.
Так прямо и сказал: «Мне остается неясным, какое нарушение закона содержится в указанном посте. Те, кто считает, что речь может идти о преступлении, вправе обратиться с заявлением в компетентные органы». То есть он фактически направил Чаплыгина к тому самому Лаури Ляэнеметсу, активно воюющему с РПЦ — собственником собора.
И получили очень доходчивый ответ. Но, как выясняется, так и не угомонились.
На днях очень мутный персонаж, бывший латвийский военный Эйнар Граудиньш, на своем ютуб канале провозгласил себя министром государственной безопасности, командиром 19-го Абренского охранного полка и генералом «Абренской народной республики». Ну ладно на этом бы и остановился, генерал так генерал. Но тут Граудиньша понесло. Он не только пригрозил России осуществлением терактов против ее пассажирских самолетов и метро во всех городах, но и пообещал организовать диверсии на российских АЭС с целью взорвать "грязные" ядерные бомбы. Тут без краткого анамнеза не обойтись.
Граудиньш, что известно всем его знакомым, был уволен из армии за пьянство. Одно время обиженный на власти отставник прибился к правозащитникам, отстаивавшим и интересы русскоязычных жителей Латвии. Даже съездил в Донбасс, чтобы поддержать противников бандеровской власти. Именно за это его и арестовали дома.
Впрочем, личные отношения с новой настоятельницей назначенной в ноябре 2011 года сложились у него вполне хорошие. Она и в Таллин к нам приезжала, на духовные концерты, которые мы организовывали», — сказал владыка. Ближе к концу нашей беседы я затронул вопрос о переводе богослужебных книг на эстонский.
Всё-таки в епархиях Московского патриархата есть эстонцы и, вероятно, им приятно слышать службы на родном языке. Наверное, такие переводы важны и для миссионерских целей, и для просвещения. Надо бы вместе нам работать, потому что разночтения получаются. Эстонский язык, к сожалению, не очень богат богословскими терминами, поэтому переводить непросто. Иоанн Кронштадский к слову, очень почитаемый в Пюхтицах стремился к возрождению эстонского православия. Наше положение непростое, а я не политик, но хотелось бы большего понимания нашей ситуации со всех сторон, — подчеркнул митрополит. На прощание владыка подарил мне несколько книг, в том числе свой труд о знаменитом кронштадском пастыре.
Покинув резиденцию предстоятеля ЭПЦ, я, пройдя по улицам старого города, поднялся на холм Тоомпеа, к столь полюбившемуся мне Александро-Невскому собору. Рядом с храмом находится здание парламента. Церковь и Рийгикогу Парламент разделены пространством всего в несколько десятков метров. Жаль, что в пространстве государственно-политическом это расстояние неизмеримо больше, и голос Эстонской Православной Церкви слышен в коридорах власти далеко не всегда. Здание Парламента Эстонии. Вид с колокольни Александро-Невского собора Митрополит Стефан: «Мы хотим, чтобы Русская Церковь признала нашу автономию» Резиденция митрополита Стефана расположена на улице Висмари, в довольно престижном районе эстонской столицы. Правда, найти её удалось не без труда: здание скрыто во дворе и малозаметно, хотя крест, венчающий крышу Церковного Управления, является хорошим ориентиром.
Но его сложно увидеть, если идти, например, с восточной стороны улицы. Таллин, улица Висмари. С митрополитом Стефаном мы говорили по-русски. Владыка неплохо владеет русским языком, хотя по национальности он грек и с Россией никак не связан. В 1963 году рукоположен во диакона, в 1968 году — в иерея. Служил во Франции. Епископская хиротония состоялась в марте 1987 года.
В архиерейском звании владыка Стефан служил в Ницце южная Франция. Управляет Эстонской Апостольской Православной Церковью с марта 1999 года. Один из первых вопросов, который я решил задать во время беседы, был связан с самим фактом назначения митрополита в Эстонию. Действительно, большую часть своей жизни он провёл во Франции, с Эстонией знаком не был. Почему же выбор пал именно на владыку Стефана? Поэтому выбрали меня. Конечно, с государством было достигнуто соглашение, ведь я не эстонец и должен был получить разрешение на пребывание здесь.
И когда мне сказали про Эстонию, я даже вначале не знал, где она находится. Предполагал, что где-то возле Сибири. Впервые митрополит Стефан посетил Эстонию весной 1997 года. Дело в том, что архиепископ Карельский и всея Финляндии Иоанн временно управлявший эстонскими приходами, принятыми Вселенским патриархатом в свою юрисдикцию попросил его о помощи во время Великого поста и Пасхи. У Эстонской Апостольской Православной Церкви не хватало священников, чтобы служить в новых приходах. Страна совсем недавно освободилась от коммунизма. За два месяца я отслужил сорок литургий.
И впервые почувствовал, какие здесь трудности между нашей церковью и русской. В 1991 году эстонцы хотели получить от русских автономию, но в Москве этого не понимали. Поэтому Константинополь дал автономию Церкви в Эстонии. И я не могу согласиться, что мы раскольники. Скорее наоборот, раскольники — это Русская Церковь. Вообще, до 1941 года здесь была одна Церковь. И сейчас нам надо работать вместе, чтобы устроить единую Православную Церковь Эстонии.
Екатерины Константинопольский патриархат — Под юрисдикцией Константинополя? Мы автономная церковь, как в Финляндии, хотя и получаем помощь от Константинополя. Надо держаться этой автономности и, если Московский патриархат будет согласен, можно устроить одну автономную церковь. Но посмотрите на жизнь ЭАПЦ сегодня: митрополит выбран Константинополем, а два других епископа выбраны уже самой автономной церковью. Eдиная Церковь в Эстонии необходима, и нашим патриархатам следует искать варианты решения этого вопроса. Пусть даже будет автокефальная церковь. Я уже говорил русским, что мы можем вместе работать, вместе служить.
Но они не хотят. Но это не наши проблемы. Это вопрос взаимоотношений государства и Русской Церкви. Вообще, я никогда не мешал: русские служили в наших храмах. Зато во времена Алексия Ридигера , когда он возглавлял Таллинскую епархию, велась такая политика: для эстонских приходов ничего не делать, поддерживать только русские. Поэтому многие храмы эстоноязычных приходов пришли в негодность… Государство предлагало Русской Церкви решение проблемы с имуществом, и я здесь никак не мешал. Но в конце концов, когда я увидел, что мы не можем найти взаимопонимание между двумя церквами, мы отдали это имущество государству.
Я скажу ясно, что виновата московская сторона, что русские потеряли возможность получить имущество. Государство ведь предлагало, чтобы Русская Церковь признала нашу автономию в Эстонии, но они на это не пошли. Наши народы этого хотят, наши священники хотят сослужить вместе; в Эстонии мы — православные братья. Такое решение о самоуправляемости Эстонской Церкви было принято ещё патриархом Алексием, с вручением Патриаршего Томоса в апреле 1993 года… — Это невозможно. И какая у них автономия? Они ведь ничего не могут сделать без согласия Москвы. Автономия должна подразумевать настоящую автономность; не нужно играть словами.
Думаю, им следует переменить своё отношение к нам. Они могут говорить обо мне что угодно, но в реальности я для них очень много сделал. Александро-Невский собор в Таллине у них ради меня, а не ради других. Они не могут утверждать, что Стефан — плохой человек. Каждый должен видеть свои ошибки, я не отрицаю, что тоже делаю ошибки.
Власти Эстонии продолжают «кошмарить» Русскую православную церковь
И мы тут же читаем, что власти Таллина планируют в ближайшее время расторгнуть договоры аренды недвижимости с Эстонской православной церковью Московского патриархата. Администрация Таллина объявляет, что решение отобрать у православной церкви землю принято по причине якобы борьбы с «усилением влияния России». Ну это же одно и тоже! Как будто где-то выпускают единую инструкцию о том, как еще навредить Церкви, как ее еще расколоть, в чем-то обвинить — и власти двух стран тут же начинают реализовывать поставленные перед ними задачи. Кто-то явно боится, что Церковь может использовать свой миротворческий потенциал, опасается, что она может сыграть роль последнего фактора мира, что она канонически, культурно и духовно объединяет людей по разные стороны политического противостояния. Да если бы реально во всех этих международных организациях, среди обливающихся горючими слезами политиков, среди этих горланящих о мире руководителей, среди пропагандистов и записных миротворцев был хоть какой-то ну хотя бы минимальный интерес к миру, если бы они искали хоть какую-то возможность к переговорам, любой самый реальный и нереальный шанс к согласию, разве бы они стали с таким ожесточением, с такой последовательностью, с таким фанатизмом уничтожать потенциальный фактор мира, стали бы они губить последнюю надежду, разрушать площадку, которая способна проповедовать единство,, а не разделение народов, которая чужда агрессивной нацистской лексики и молится о мире всего мира? Нет, они прекрасно все это понимают, и этого страсть как бояться. Все эти геополитические стратеги и вселенские патриархи, наемные теологи и теологини, сбежавшие из России клирики и наихристианнейшие голуби мира — все они прекрасно дают себе отчет, оставь они Русскую Православную Церковь в покое, дай они шанс проявить ей свою объединительную культурную и духовную возможность — и конфликт пойдет на спад. Поэтому они и корпят не покладая рук, над ее уничтожением, придумывают, как ее еще расколоть, запретить, в чем еще обвинить, и что еще соврать. Всем своим потенциалом, всей своей неуемной силой они не мира ищут, они делают все возможное и невозможное чтобы «рог спасения» был сломлен, а фактор «убежища» — погребен под грудой заявлений об угрозах.
Потому что со времен развала СССР и до сего дня геополитическая задача тех, кто противостоит сегодня России не менялась. И мир для Украины, как и спокойствие для России — в эти интересы никак не входит. Таков наш век, его ложь, его правда и наш тест. Подписывайтесь на нас.
Но сейчас мне кажется, что все стороны проявят мудрость и найдут правильное решение в данной ситуации», — добавил Кюйт. Напомним, в новом коалиционном соглашении между Партией Реформ, Социал-демократической партией, Eesti 200 и Isamaa, подписанном в Таллине 14 апреля 2024 года, говорится: «Город расторгнет договоры и больше не будет поддерживать частных лиц, организации и проекты, которые увеличивают влияние Российской Федерации». Ранее, Министр внутренних дел, социал-демократ Лаури Ляэнеметс предложил Парламенту Эстонии признать Московский патриархат террористической организацией с целью в конечном итоге запретить его деятельность на территории Эстонии. В конце 2022 года парламент Эстонии лишил Эстонскую православную церковь финансовой помощи, убрав её из числа организаций, получающих региональные инвестиции.
Подчеркнув при этом, что Эстонская церковь не давала никакого повода к тому, чтобы власти страны каким-либо образом вмешивались в ее дела. Но Таллин, как и другие ориентированные на Запад государства, для обоснования своих антицерковных действий Таллин, по мнению Кипшидзе, используют "политические объяснения", пытаясь обвинить патриарха Кирилла "во всем, чем угодно, включая его позицию, которую он занял в контексте российско- украинского конфликта". И попытки вытеснить ее из этого пространства, сделать ее ответственной за те события, которые происходят в мировой политике, в международных отношениях - они, конечно, являются попытками разжигать рознь там, где ее никогда не было, то есть в сфере отношений, касающихся деятельности религиозных общин". При этом ранее в ведомстве пригрозили православным приходам, которые сохранят связь с Русской церковью и не перейдут в юрисдикцию Константинопольского патриархата, принудительным прекращением их деятельности по решению государства.
Но Таллин, как и другие ориентированные на Запад государства, для обоснования своих антицерковных действий Таллин, по мнению Кипшидзе, используют "политические объяснения", пытаясь обвинить патриарха Кирилла "во всем, чем угодно, включая его позицию, которую он занял в контексте российско- украинского конфликта". И попытки вытеснить ее из этого пространства, сделать ее ответственной за те события, которые происходят в мировой политике, в международных отношениях - они, конечно, являются попытками разжигать рознь там, где ее никогда не было, то есть в сфере отношений, касающихся деятельности религиозных общин". При этом ранее в ведомстве пригрозили православным приходам, которые сохранят связь с Русской церковью и не перейдут в юрисдикцию Константинопольского патриархата, принудительным прекращением их деятельности по решению государства. В открытом письме Совету церквей Эстонии, опубликованном на сайте Пюхтицкого монастыря, его монахини заявили, что власти Эстонии хотят от них "разрыва кровной связи с Русской православной церковью" и чтобы они по своей инициативе отказались от ставропигиального статуса монастыря.
Время гонений
Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Лукинского храма г. Южно-Сахалинска протоиерей Андрей Чугунов и ключарь кафедрального собора иерей Александр Брагин. 30 января 2024 года в храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» г. Таллина состоялось чрезвычайное заседание Собора Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Православная Церковь в пределах обособившейся Эстонии была выделена в самоуправляемую Церковь в составе Московского Патриархата Томосом святителя Тихона, патриарха Всероссийского, за № 1780 от 15/28 июня 1920 года. Власти Эстонии могут закрыть монастыри, которые откажутся выйти из подчинения Русской православной церкви, заявил министр внутренних дел Эстонии Лаури Ляэнеметс радионовостям Эстонского национального телерадиовещания (ERR). Эстонское Eesti Päevaleht опубликовало мнение Орентия Кампуса, представителя Эстонской Апостольской православной церкви, с призывом к правительству запретить на территории страны деятельность РПЦ Московского патриархата. Митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений обратился к клиру и мирянам Эстонской Православной Церкви в связи с усилением давления на Церковь и призвал к однодневному сугубому посту.
Состоялся очередной Собор Эстонской Православной Церкви
Ранее стало известно, что Эстонская православная церковь (ЭПЦ) отказалась от предлагаемого ей властями страны разрыва канонических связей с Русской православной церковью. Ответ: Положительная динамика в решении вопроса о положении Эстонской православной церкви Московского патриархата (ЭПЦ МП) наметилась в апреле 2002 г. Националистические круги Эстонии провоцируют эскалацию конфликта с Эстонской православной церковью Московского патриархата (ЭПЦ МП), передает Федеральный. Эстония может принудительно ликвидировать Эстонскую православную церковь, заявил вице-канцлер МВД Райво Кюйт. Эстонский министр внутренних дел Лаури Ляэнеметс решил отличиться в борьбе с Россией, предложив парламенту признать Русскую православную церковь террористической организацией. В течение многих лет Эстонская православная церковь Московского патриархата находилась, по сути, на полулегальном положении.
В РПЦ обвинили Эстонию в религиозном преследовании православия
- Навигация по записям
- Ваш комментарий будет первым
- Эстония ужесточает русофобскую политику
- Глава Эстонской православной церкви будет руководить митрополией дистанционно
В РПЦ отреагировали на идею эстонского министра признать церковь террористической
Его ничего не связывало с балтийскими странами до 2018 года, когда он возглавил кафедру по итогам тайного голосования на внеочередном соборе Эстонской православной церкви Московского патриархата (ЭПЦ МП). Православие на эстонской земле и во всей Прибалтике на протяжении столетий развивала именно Русская православная церковь (РПЦ), в то время как Константинопольский патриархат к этому абсолютно не причастен. Новости Новости епархии Правящий Архиерей Служение Архиерея События.
Эстония ужесточает русофобскую политику
В то время как именно Русская православная церковь веками трудилась, возделывая православную ниву в Прибалтике. Он отметил, что о трудах деятелей Русской церкви в Прибалтике написаны "многие тома", включая фундаментальное исследование уроженца Эстонии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II "Православие в Эстонии". Глава МВД Эстонии Лаури Ляэнеметс поехал 23 апреля в Пюхтицкий ставропигиальный подчиняющийся непосредственно патриарху монастырь с целью убедить его руководство выйти из подчинения РПЦ.
Ошибка в тексте?
Кроме того, в значительной мере благодаря позиции главы Эстонской православной церкви митрополита Александра Паулуса удалось отстоять от угрозы возможного сноса Александро-Невский собор в Таллине [8] [9]. Однако в сентябре 1941 года, после оккупации Эстонии германской армией , митрополит Александр заявил о разрыве отношений с Московским патриархатом и о повторном переходе в юрисдикцию константинопольского патриарха в 1944 году он был эвакуирован в Германию, а в 1947 году основал в Швеции «Эстонскую православную церковь в изгнании». По окончании Второй мировой войны православные приходы на территории Эстонии находились в юрисдикции Московского патриархата и составляли Таллинскую епархию [3] [5] [8]. Епископом Таллинским, викарием патриарха Московского в 1990—1992 годах являлся Корнилий Якобс. В 1992 году воссоздана самостоятельная кафедра, и епископ Корнилий стал правящим архиереем Таллинской епархии с титулом «Таллинский и Эстонский» [10] [11]. В 1993 году восстанавливается самоуправляемая Эстонская православная церковь в юрисдикции Московского патриархата этот статус подтверждён томосом патриарха Московского и всея Руси Алексия II [12].
С 26 апреля 1993 года и до своей кончины в 2018 году предстоятелем Эстонской православной церкви был епископ Таллинский и всея Эстонии Корнилий Якобс с 1995 года — архиепископ , с 2000 года — митрополит [1] [10] [11]. Современные оценки религиозного состава населения Эстонии имеют противоречивый характер. Согласно результатам общенациональной переписи 2011 года, количество православных в республике составило 176 773 человека [13]. Географически православие более широко распространено на востоке и севере страны.
Поэтому приезд из России митр. Евгения эстонские чиновники восприняли с большим раздражением. Временный вид на жительство митрополита Евгения истёк 6 февраля 2024 года — и продлевать этот документ эстонские власти отказались. По оценке Синода ЭПЦ МП, отказ в продлении ВНЖ митрополиту стал «недопустимым вмешательством государственных структур во внутрицерковную жизнь, нарушающим конституционные права на свободу совести и объединения». Сам митр. Евгений назвал своё выдворение актом политически мотивированным. Он подчеркнул, что даже в случае возвращения в Россию намерен продолжить руководить вверенной ему церковью. Меня никто не освобождал, не снимал. Меня выбрал Собор, представители всех приходов, всё духовенство и миряне. Поэтому именно этот орган должен и решить, могу я быть здесь дальше или не могу. Я покидаю, но я остаюсь», — предупредил митрополит. По словам митрополита, отказ в продлении вида на жительство не стал для него таким уж неожиданным. А если считают, что я чему-то не внял, то после "невнятия" нужно принимать какие-то меры — выговор, штраф и ещё что-то, но этого ведь ничего не было. Это всё создает некую ложную картину вокруг моей персоны», — констатировал церковный деятель. Однако, как заявил Ару, министерство «проанализировало возражения Решетникова и решило не продлевать его вид на жительство». Чиновник подчеркнул, что они учли «деятельность Решетникова в качестве представителя Московского патриархата в Эстонии, его публичные выступления и влияние на внутреннюю безопасность». Ару добавил: «Оценку также дал Департамент Полиции безопасности КаПо , который установил, что Патриарх Московский и всея Руси Кирилл как религиозный лидер Русской православной церкви последовательно оправдывал и поддерживал кровавую агрессию кремлевского режима против Украины — и что действия как патриарха Кирилла, так и митрополита Евгения способствовали реализации политики РФ в Эстонии». Последнее своё публичное мероприятие в Эстонии митрополит провёл за два дня до отъезда. Я должен покинуть Эстонию в силу того решения, которое принято властями». Архипастырь сообщил, что воспринимает всё происходящее как особый Промысл Божий. Митрополит попросил верующих и духовенство Эстонской Православной Церкви молитв и прощения «за то, что может быть был не всегда внимателен, может что-то делал неправильно… не из какого-либо злобного умысла, а по неопытности и незнанию».
В Эстонии монастырям пригрозили закрытием за отказ выйти из подчинения РПЦ
Ляэнеметс также заверил, что двери храмов останутся открытыми, а богослужения продолжаются. В заключении его отсылок к историческим церковным вопросам, глава МВД указал, что, несмотря на разногласия, православные в Эстонии до Второй мировой войны жили мирно как единая каноническая Церковь. Он также сообщил, что в ближайшее время вице-канцлер МВД Райво Кюйт встретится с представителями общин для обсуждения ситуации.
Ситуация обострилась после того, как глава МВД Лаури Ляэнеметс посетил Пюхтицкий Успенский женский монастырь и попытался убедить его руководство перейти на сторону Эстонии. Однако монастырь выразил нежелание поддаваться внешнему давлению. Это напоминает события 1994 года, когда Эстония уже обращалась к Константинопольскому патриарху с просьбой о поддержке в отделении от Московского патриархата.
Для насельниц монастыря память о нем священна, ибо именно он, будучи в хрущевское богоборческое время архиереем Таллинским, спас обитель от закрытия. Основанный в 1891 году Пюхтицкий монастырь непрерывно молится Господу уже 133 года. В мире за это время произошли кардинальные изменения... Мы напоминаем о совершившихся переменах лишь с той целью, чтобы показать, что наш монастырь был неподвластен страстям социально-политической жизни и с первых лет и до сегодняшнего дня хранит нерушимую верность своему монашескому назначению и призванию, заключающемуся в молитве и труде. Вот почему мы глубоко убеждены, что вмешательство государства в сложившийся за более чем век уклад монастырской жизни лишено какого-либо созидательного смысла. В монастыре молились и трудились в царской России, в Советском Союзе СССР , в Эстонской Республике, и мы искренне надеемся, что нас и впредь не лишат возможности возносить наши молитвы к Богу, дабы мирная жизнь была дарована всей Земле, всем странам и всем народам».
Власти Эстонии решили не продлевать вид на жительство для священнослужителя. Митрополит называл данное решение "политически мотивированным" и направил свои возражения на отказ в продлении его временного вида на жительство в департамент полиции и погранохраны, однако никакого ответа на свое письмо так и не получил. Подпишитесь и получайте новости первыми Читайте также.