Алигьери-старший ушёл из жизни в 1283 году, и в 18 лет Данте оказался главой семьи. Первое упоминание о Данте как общественном деятеле относится к 1296-1297 годам, когда он принимал активное участие в политической жизни Флоренции. Данте Алигьери (Dante Alighieri) появился на свет во Флоренции, приблизительная дата его рождения май 1265 года.
Восхождение души к Богу: как жил создатель "Божественной комедии" Данте Алигьери
До 1301 года у него родились двое мальчиков Якопо и Пьеро и девочка Антония. Дочь выбрала путь служения Богу и ушла в монахини. После изгнания мужа супруга Джемма оставалась во Флоренции с детьми и старалась сохранить их состояние. Жена Данте не упомянута ни в одном произведении, а Беатриче были посвящены многие сонеты из сборника «Новая жизнь». Кроме того, она — ключевой персонаж «Божественной комедии».
Работа над «Божественной комедией» заняла 15 лет. Она — своего рода энциклопедия Средневековья, которая состоит из трех частей и описывает путешествие автора к Богу. Его спутником по кругам ада и рая был Вергилий. Тяжким грехом, по мнению поэта, является не алчность, гнев или гордыня, а измена, предательство близкого человека, обман доверившегося.
Воры, грабители и другие преступники находятся не на самых глубоких кругах ада. Изменники же расположены на девятом кругу. Умер от малярии. После изгнания из Флоренции Данте был приглашен в Равенну синьором города Гвидо де Полента и получил должность его посла.
В августе 1321 года он должен был посетить Венецию с целью подписания мирного договора с республикой Сан-Марко. Но на обратном пути, проезжая между Адриатическим морем и заболоченной местностью в бассейне реки По, Данте заболел малярией. Победить недуг не удалось, смерть забрала жизнь поэта ночью 14 сентября. Урна с останками Данте была похищена монахами-францисканцами во время ее перевозки из Равенны во Флоренцию.
Они не пожелали расставаться с талантливым литератором. В 2008 году, через 690 лет после смерти Данте правительство Флоренции аннулировало приказ об его изгнании. Тем не менее, сами отнеслись к решению с недоверием, заявив, что это сделано только ради привлечения туристов. Божественная комедия — Видение Данте ада.
Скитания В течение почти 20-летнего изгнания, до самой своей смерти Данте Алигьери странствовал в разных уголках Италии и не оставлял надежды вернуться на родину, но все его попытки оказались тщетными. Полный тревожных чувств он продолжал творить свои великие произведения даже в условиях скитальческого существования. В 1309 — 1310 годах Алигьери нашёл пристанище в Париже, но спустя непродолжительный период покинул Францию. В это время германский король Генрих VII предпринял поход на Италию, одержимый идеей восстановить там полную императорскую власть.
Он амнистировал всех изгнанников противоборствующих партий и пытался всячески примирить конкурирующие аристократические кланы. Данте, видевший в сильной монархии спасение для Италии, проникся очередной надеждой вернуться во Флоренцию. Однако, Генрих VII умер в 1313 году многие историки склонны считать, что он был отравлен , а вместе с кончиной императора ослабли перспективы изгнанника вновь обрести родину. По некоторым источникам Данте было предложило вернуться в дорогой для его сердца город при условии публичного отречения от политических идеалов, но гордый и верный своим убеждениям Алигьери отказался проходить унизительную процедуру.
В 1315 году сеньория вынесла повторный смертный приговор, вместе с ним навсегда развеялись мечты о Флоренции. Творчество в период зрелости В произведениях, созданных в период ссылки, Данте выступал как исследователь, литературовед, просветитель, философ и богослов. Он написал трактаты, посвящённые народному языку, общественно-политической проблематике, принципам морали средневекового общества, вопросам о свойствах души и интеллекта. Библиография произведений Алигьери включает в себя следующие работы: Незаконченный философский трактат «Пир» Convivio , написанный примерно в 1306 году, в котором была изложена критика морально-этических норм, а также предпринята попытка сделать глубокий анализ поэтики и языкознания; Незаконченный лингвистический трактат «О народном красноречии» De vulgari eloquentia libri duo , написание которого относится к 1303 — 1305 годам, представляющий собой первую в Европе исследовательскую работу происхождения и развития романских языков, а также анализ современных автору литературных форм; Состоящий из трёх частей трактат «Монархия» De Monarchia , написанный в 1312 — 1313 годах на латинском языке, повествующий об идеальном, с точки зрения автора, общественно-политическом строе; Поэма «Божественная комедия» La Divina Commedia , созданная в период с 1306 по 1321 годы, считающаяся вершиной творческого пути.
Примечательно, что работы «Пир» и «О народном красноречии», равно как и «Комедия», были написаны Алигьери не на латыни, а на итальянском языке тосканском диалекте что позволяло приобщить к знаниям более широкий круг читателей, и входило в рамки своего рода просветительской миссии автора. Божественная комедия Поэма «Комедия», получившая впоследствии благодаря Джованни Боккаччо название «Божественная» т. Данте трудился над её созданием почти 15 лет, и успел закончить последние строки незадолго до своей смерти. Первое печатное издание увидело свет в 1472 году.
Литературные критики предполагают, что Данте был первым писателем, который изобразил людей как продукт определенного времени, места и обстоятельств, а не как мифические архетипы или набор пороков и добродетелей. Можно сказать, что "Божественная комедия" положила начало реализму в современной художественной литературе. Извинения муниципалитета Данте Алигьери также занимался философией, написал несколько произведений в прозе, сочинял лирические стихи. Он так и не вернулся во Флоренцию и провел свои последние дни в Равенне. По-видимому, он заразился малярией, возвращаясь с дипломатической миссии, и умер 14 сентября 1321 года в возрасте 56 лет.
Почти сразу же город Флоренция обратился с просьбой о возвращении его останков в родной город.
Именно поэт Джованни Боккаччо представил его как Данте Алигьери. Женитьба на Джемме Донати была запланирована и подтверждена контрактом между родителями, когда детям было всего по 12 лет. Свадьба состоялась 8 лет спустя. Похоже, поэт так и не написал ни одного стиха, посвященного своей жене. Данте участвовал в войнах между Ареццо и Пизой. Из его сочинений можно предположить, что он сражался в легких доспехах, на коне.
Гениальный однолюб. «Божественная» жизнь Данте Алигьери
Собственно биографическая канва предельно скупа: две встречи, первая в детстве, вторая в юности, обозначающая начало любви, смерть отца Беатриче, смерть самой Беатриче, искушение новой любовью и преодоление его. Жизнеописание предстает как ряд душевных состояний, ведущий ко все более полному овладению смыслом постигшего героя чувства: в итоге любовное чувство приобретает черты и признаки религиозного поклонения. Кроме «Новой жизни» до нас дошло еще около полусотни стихотворений Данте: стихи в манере «сладостного нового стиля» но не всегда адресованные Беатриче ; любовный цикл, известный под названием «каменного» по значению имени адресата, донны Пьетры и отличающийся избытком чувственности; комическая поэзия стихотворная перебранка с Форезе Донати и поэма «Цветок», атрибуция которой остается сомнительной ; группа доктринальных стихотворений посвященных темам благородства, щедрости, справедливости и др. Трактаты Стихотворения философского содержания стали предметом комментария в неоконченном трактате «Пир» ок. В неоконченном латинском трактате «О народном красноречии», писавшемся в те же годы, апология итальянского языка сопровождается теорией и историей литературы на нем — и то, и другое относится к абсолютным новациям.
В латинском трактате «Монархия» ок. Написанная терцинами, содержащая 14 233 стиха, она делится на три части или кантики и сто песней в каждой кантике по тридцать три песни и еще одна является вступительной ко всей поэме. Комедией она названа автором, который исходил из выработанной средневековой поэтикой классификации жанров. Определение «божественная» присвоили ей потомки.
Осенью того же года он входит в состав посольства, отправленного к папе Бонифацию в связи с нападением на Флоренцию принца Карла Валуа. В его отсутствие, 1 ноября 1301г. Больше он уже не возвращается во Флоренцию. Предполагалось, что в «Пир» войдут четырнадцать поэм канцон , каждая из которых будет снабжена обширной глоссой, толкующей её аллегорическое и философское значение. Однако, написав толкования к трём канцонам, Данте оставляет работу над трактатом. В первой книге «Пира», служащей прологом, он горячо отстаивает право итальянского языка быть языком литературы. Также Данте работает над трактатом на латинском языке «О народном красноречии» De vulgari eloquentia, 1304-1307 , который не был закончен: Данте написал лишь первую книгу и часть второй. В нём Данте говорит об итальянском языке как средстве поэтического выражения, излагает свою теорию языка и выражает надежду на создание в Италии нового литературного языка, который встал бы над диалектальными различиями и был бы достоин называться великой поэзией. Свою поэму Данте называет «Комедией», поскольку она имеет мрачное начало Ад и радостный конец Рай и созерцание Божественной сущности.
Кроме того, поэма написана простым стилем в отличие от возвышенного стиля, присущего, в понимании Данте, трагедии , на народном языке, «каким говорят женщины». Эпитет «Божественная» в заглавии придуман не Данте, его предпослал «Комедии» Боккаччо, выражавший восхищение художественной красотой творения, и впервые он появляется в издании, вышедшем в 1555г. Поэма состоит из ста песней приблизительно одинаковой длины 130-150 строк и делится на три кантики — «Ад», «Чистилище» и «Рай», по тридцать три песни в каждой; первая песнь «Ада» служит прологом ко всей поэме.
И второе отступление.
Вся «Божественная комедия» построена на противопоставлении света и тьмы. Это поэма света, причем жизнь человека как это беспощадно описано в первой песни является опытом тьмы, слепоты. Начало пути — сумрачный лес, место, где вещи в темноте неразличимы. А значит, их невозможно познать и невозможно полюбить такими, какие они есть, это ад, это смерть.
Данте говорит нам: в начале пути все мы слепы, и суть в том, чтобы явилось нечто, что смогло бы осветить наше существование и таким образом дать нам возможность истинного познания вещей, познания жизни такой, какая она есть. Ибо незнание означает терпеть вещи, не понимать и не иметь возможности любить их, не иметь возможности надеяться, тогда как жизнь порой буквально опрокидывает тебя, а ты не имеешь точки опоры… «Первый шаг — открыть глаза» Итак, все мы слепы. Человек должен честно признать: мне нужно что-то, способное осветить жизнь, я нуждаюсь в том, чтобы существовал Бог, я нуждаюсь в том, чтобы существовал смысл вещей, смысл, который я не могу обнаружить самостоятельно. От тьмы к свету, чтобы «просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира».
То же самое говорит Данте: «Чтобы привести людей из состояния бедствия к состоянию счастья». Доменико Петарлини. Данте в изгнании. Около 1860 г.
Не случайно в «Божественной комедии» так часто повторяются слова, связанные со способностью видеть «взгляд» и др. Действительно, возможность видеть — это спасение. Все в жизни зависит от того, на что мы смотрим, куда устремляем свой взгляд. Ведь нередко случается, что свет есть, но мы живем с закрытыми глазами.
Поэтому Данте, наставляя нас перед началом пути, говорит о необходимости первого шага — открыть глаза. Для чтения текста, а значит, и для вживания в него надо открыть глаза, что сегодня многим дается с трудом. В Библии сказано: «И хотя призывают его [народ] к горнему, он не возвышается единодушно» Ос. Если так говорил пророк три тысячи лет назад, то, похоже, с этим всегда было непросто, однако сегодня кажется особенно трудным открыть глаза и осознать потребность в свете и истине… «Я словно ослеп» Итак, теперь мы готовы приступить к чтению «Божественной комедии».
Земную [нашу] жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины. Данте чувствует свою ответственность, ведя людей к жизни, которую стоит прожить, и делает читающего главным действующим лицом: «Я говорю с тобой — и говорю тебе, поскольку все, что я видел, неимоверно близко каждому человеческому сердцу. Для вас я пишу об этом и сопровождаю каждого из вас. Я говорю о вашей жизни».
В первом стихе «Божественной комедии» используется императивное, присваивающее «наша», уже здесь происходит выбор.
Он и прежде видел её, но впечатление от этой встречи обновилось в нём, когда девять лет спустя в 1283 году он увидел её снова уже замужней женщиной и на этот раз увлёкся ею. Беатриче становится на всю жизнь «владычицей его помыслов», прекрасным символом того нравственно поднимающего чувства, которое он продолжал лелеять в её образе, когда Беатриче уже умерла в 1290 году , а сам он вступил в один из тех деловых браков, браков по политическому расчёту, какие в то время были приняты. Когда Данте Алигьери был изгнан из Флоренции, Джемма осталась в городе с его детьми, блюдя остатки отцовского достояния. Данте Алигьери слагал тогда свои песни в прославление Беатриче, свою «Божественную Комедию», и в ней Джемма не упомянута ни словом. В последние годы он жил в Равенне; вокруг него собрались его сыновья, Якопо и Пьетро, поэты, будущие его комментаторы, и дочь Беатриче; только Джемма жила вдали от всей семьи. Боккаччо, один из первых биографов Данте Алигьери, обобщил всё это: будто Данте Алигьери женился по принуждению и уговорам и в долгие годы изгнания ни разу не подумал вызвать к себе жену. Беатриче определила тон его чувства, опыт изгнания — его общественные и политические взгляды и их архаизм.
23 мая. Данте Алигьери
Данте Алигьери (Dante Alighieri) появился на свет во Флоренции, приблизительная дата его рождения май 1265 года. Женитьба В 1295 году Данте Алигьери пробует свои силы в политической жизни страны. Главной музой Данте стала Беатриче Портинари, с которой он впервые встретился в 1274 г. На тот момент ему едва исполнилось 9 лет, тогда как девочке было на 1 год меньше. А в 2008 году муниципалитет Флоренции официально извинился за изгнание Данте 700 годами ранее.
Данте Алигьери: биография, даты жизни, творчество
Главной музой Данте стала Беатриче Портинари, с которой он впервые встретился в 1274 г. На тот момент ему едва исполнилось 9 лет, тогда как девочке было на 1 год меньше. Спустя пять лет Данте опубликовал Vita Nuova (Новая жизнь), где в деталях описывается его трагическая любовь к Беатриче. В краткой биографии Данте Алигьери сообщается информация, что с 1287 года он учился в Болонье.
Данте Алигьери – человек из легенды
РГБ Данте Алигьере. РГБ В отличие от «Пира» лат. Возможно, философия языка как продуманное целое впервые встречается именно в работе «О народном красноречии». Критерии «знатности» т. Вторичная речь при всей ее утонченности и возвышенности не обладает способностью к развитию и не может в полной мере осуществить свое назначение, т. Ангелы и демоны понимают друг друга без слов: ангелы воспринимают себе подобных или непосредственно, или через отражение в божественном зеркале; демонам достаточно знать о существовании и о силе себе подобных.
Животные одной породы имеют одинаковые действия и страсти, а потому по себе могут познавать других. Человек лишен и того и др. Он движим разумом, а поскольку разум индивидуален, люди не познают друг друга по подобию действий и страстей. Но разум, отъединяя человека от животных, не присоединяет его к ангелам, поскольку душа людей облечена грубой оболочкой тела. Отсюда необходимость «разумного и чувственного знака» Ibid.
Речь и является таким объектом: чувственным, поскольку он - звук, и разумным, поскольку он означает то, что мы задумали. Теория знака Д. При этом она тесно связана с пониманием культуры вообще. Бог наказал гордыню тем, что смешал языки, и этим разрушил человеческое сообщество. Поэтому мечта о языке буд.
Италии была для него чем-то большим, нежели заботой о совершенстве лит-ры. Италия - наследница традиций Рима, ей, по Д. Собрание рассеянных «языков» и возрождение забытого первоязыка - такова должна быть, по Д. Основой поиска первоязыка остается народная речь, поскольку она в отличие от искусственной латыни дана Богом и сохраняет живую связь с действительностью. Исключение Д.
Первым, по Д. Поэт воспроизводит эту ситуацию, повторяет в своем творчестве акцию первопоэта Адама, к-рому Бог позволил говорить, «дабы в изъяснении столь великого дарования прославился и Сам благостно одаривший» Ibid. Высвечивается в трактате и др. Язык оказывается той субстанцией, в к-рой материализуется индивидуальная душа народа; более того, язык позволяет увидеть, что нация не сводится к социальности и религии, к территории и политике. Может быть, у Д.
В то же время Д. В его философских и поэтических трудах выявляется осознание новой культурно-исторической действительности - это автономия индивидуума, мощь науки, представление о самостоятельности и самоценности природы, языка, эмоциональности, нации. В то же время аксиомой для Д. Поэтому открытие новых сущностей означает лишь большую степень проникновения смысла в вещество, или, на богословском языке, большую «славу». В соч.
Человечество оказалось во власти чувственных страстей, из к-рых самая опасная - алчность, и потому должно было создать общественное устройство, оберегающее людей от самих себя, от их разрушительной корысти. Однако это общее место средневек. Человек даже в своей не испорченной грехом природе есть политическое, общественное существо, к-рое всегда стремится к общению и совместной жизни. Так же как Аристотель и Фома Аквинский, Д. Гос-во, следов.
Грех Адама дает себя знать в том, что алчность людей заражает и само гос-во, теряющее от этого функции справедливости и вступающее в корыстную борьбу с др. Поэтому, полагает мыслитель, нужна 3-я сила, к-рая объединила бы общество и гос-во. На роль примиряющей 3-й силы может претендовать только монархия. По сути она ограничена сильнее, чем какая бы то ни было др. Император стоит выше страстей, у него нет частной заинтересованности, ему принадлежит все и, значит, ничего в отдельности, к чему он мог бы питать пристрастие.
С нек-рыми оговорками можно сравнивать этот образ с аристотелевским монархом, с платоновскими философами и стражами, с подеста правителем итал. Константин - первый христ. Константинов дар еще не была известна Д. Как высший судья и законодатель император обязан вмешиваться в те споры, к-рые нельзя разрешить из-за равенства прав спорящих таковы споры между суверенными гос-вами , и его дело - забота обо всех и о гос-ве в целом. Если же законы и власть употребляются не для общей пользы, то они теряют свой правовой характер, ибо извращается сама природа закона Ibid.
Не только справедливость и порядок, но и свобода есть предмет заботы императора. Свобода - «величайший дар, заложенный Богом в человеческую природу, ибо посредством него мы здесь обретаем блаженство как люди и посредством него же мы там обретаем блаженство как боги» Ibid. Ведь свобода - это существование людей ради самих себя, а не для чего-то другого; но это состояние может обеспечить лишь монарх, у к-рого нет др. Только он может защитить людей от извращенных гос. Здоровая форма власти для Д.
Духовной опорой монарха должен быть философ Ibid. III 16 ; ведь иначе слишком велика была бы опасность произвола и тирании. Главные задачи монарха - защита свободы, налаживание отношений между политическими элементами империи и установление мира.
От этого брака было семь детей — шесть сыновей и дочь. В 1302 Данте был заочно обвинён в неправильном расходовании общественных денег и приговорён к штрафу. Он переехал в Рим, но его нашли и там. Поэта приговорили к сожжению за политические взгляды.
Имущество его было конфисковано. Начались долгие годы скитания по стране. Данте присоединился к войскам императора, надеясь вместе с ними вернуться во Флоренцию, но его мечте не суждено было сбыться: император внезапно скончался.
На вершине горы, в земном раю, Данте встречается с Беатриче символизирующей Божественное Откровение и расстаётся с Вергилием; здесь же он полностью осознаёт свою личную вину и до конца от неё очищается. Вместе с Беатриче он возносится в рай; в каждом из восьми окружающих землю небес в семи планетных и в восьмом звёздном он знакомится с определённой категорией блаженных душ и укрепляется в вере и знании. В девятом круге, небе Перводвигателя, и в Эмпирее, где Беатриче в качестве водителя по раю сменяет святой Бернард Клервоский , он удостаивается посвящения в тайны триединства и Боговоплощения. Здесь окончательно смыкаются оба плана поэмы: путь человека к истине и добру через бездны греха, отчаяния и сомнений и путь Истории, подошедшей к последнему рубежу и открывающейся навстречу новой эре. Соединив в себе все смысловые потенции эпохи, поэма Данте одновременно их исчерпала — после неё сказать на языке средневековой культуры было уже нечего, надлежало менять сам этот язык. Творчество Данте положило начало национальной литературе Италии и во многом определило её содержание. В других странах Европы во времена Возрождения и классицизма «Божественная комедия», с её готической многостильностью, недооценивалась; её истинное значение было понято только с утверждением романтизма.
В России переводы отдельных фрагментов «Божественной комедии» предпринимались с конца 18 в. Пушкин был знаком с «Божественной комедией» в основном по французским переводам ; её мотивы заметны в его творчестве. Основателем русской дантологии стал С. Первый полный перевод «Ада» в прозе появился в 1842 г. Во 2-й половине 19 в. Мину «Ад», опубликован в 1853, полное издание — 1902—1904. Для поэтов и писателей Серебряного века фигура Данте относится к числу центральных. Попытки перевода «Комедии» предпринимали видные поэты-символисты: В. Брюсов 1-я песнь «Ада» , Вяч. Иванов отдельные песни «Чистилища» , Эллис ; А.
Блок обдумывал переиздание «Стихов о Прекрасной Даме» по образцу «Новой жизни».
Данте чувствует свою ответственность, ведя людей к жизни, которую стоит прожить, и делает читающего главным действующим лицом: «Я говорю с тобой — и говорю тебе, поскольку все, что я видел, неимоверно близко каждому человеческому сердцу. Для вас я пишу об этом и сопровождаю каждого из вас. Я говорю о вашей жизни». В первом стихе «Божественной комедии» используется императивное, присваивающее «наша», уже здесь происходит выбор. Это действительно ответственность, поэт даже назовет ее прекрасным словом — «милость» к самим себе. Будьте милосердны, нежны по отношению к самим себе, любите себя. Для того, чтобы начать жизненный путь, мы должны иметь хотя бы немного любви к себе, немного уважения, давайте начнем хотя бы с этого малого.
Строка «Земную [нашу] жизнь пройдя до половины» может показаться неимоверно простой, но это далеко не так. Путешествие поэта начинается в Страстную неделю 1300 года, когда Данте исполнилось ровно тридцать пять лет. Известный псалом Пс. Более того, год, в котором он совершает свое знаменательное путешествие к спасению и показывает, что оно доступно людям, — это Юбилейный год, год первого Юбилея в христианской истории. Год благодати, прощения и празднования спасения. В католической традиции Юбилейным назывался год получения индульгенций. Начиная с 1300 года, он должен был праздноваться каждые сто лет, потом промежуток сократился до 50-ти, 33-х и, наконец, 25 лет. Но и это не все: именно в 1300-м году Данте был избран одним из приоров флорентийской коммуны.
Во всем достигнув успеха, он мог бы заявить: «Я в полном порядке, я создал и обеспечил семью, я успешен в политике, у меня все получилось». Однако он словно говорит: «В этом году я достиг всего; но именно сейчас я начинаю честно смотреть на себя, на свою жизнь и свою историю. И что же я могу сказать о жизни, истории и себе? Я достиг достатка, успеха в политике и в отношениях с женщиной у меня есть вилла на море, счет в банке, здоровье — могли бы добавить мы. Но, имея все это, я все равно не приблизился к главному в жизни, потому что главное — это свет. Можно ли любить так, как заповедал Господь, иметь возможность пожать руку тому, кого называешь другом, и понимать, что это значит? Может ли быть, что смерть Беатриче и все смерти, с которыми встречаются люди, — это не конец? И что могу сказать я, оказавшись лицом к лицу с этой неугасаемой потребностью жизни?
Что я могу сделать в одиночку? Ничего — я словно ослеп». Генри Холидей.
Краткая биография Данте
Последние годы жизни Данте тосковал по Флоренции и однажды написал горожа. В 1300 году Данте был избран на должность приора, однако, оказавшись втянутым в политический конфликт между партиями Белых и Черных гвельфов, был изгнан из Флоренции. Путешествие поэта начинается в Страстную неделю 1300 года, когда Данте исполнилось ровно тридцать пять лет.
Гениальный однолюб. «Божественная» жизнь Данте Алигьери
Все, что известно о жизни Данте, известно с его слов. Он родился между 21 мая и 20 июня 1265 года во Флоренции и всю жизнь оставался предан своему родному городу. Данте писал о своем учителе Брунетто Латини и об одаренном друге Гвидо Кавальканти. Мало известно о семье Данте - в "Божественной комедии" не упоминается ни об отце, ни о матери, ни о братьях или сестрах. Вероятно, его мать, которую звали Белла, умерла достаточно рано. После её смерти отец женился на Лапе ди Кьяриссимо Кьялуффи, и в этом браке родились сын Франческо и дочь Гаэтана. Около 1283 года умер и отец Данте, оставив детям скромное, но очень уютное имение во Флоренции и загородный домик. К этому периоду относится женитьба Данте на Гемме Донати. Данте был удивительно уверенным в себе человеком.
В возрасте 18 лет он говорил, что умеет в совершенстве писать стихи и что этим "ремеслом" он овладел самостоятельно. Достаточно тяжелыми были отношения Данте и Кавальканти. Несмотря на дружбу, Данте был вынужден участвовать в изгнании Гвидо из Флоренции. Последний заразился малярией и умер в 1300 году.
Эти стихи и присоединенное к ним прозаическое повествование на итальянском языке составили первую в западноевропейской литературе его романизированную автобиографию «Новая жизнь» 1292. Затем были философские и политические трактаты — «Пир», «О народной речи» 1307 , «Послания» 1316 — являющиеся первыми образцами философской прозы на народном итальянском языке, где были изложены вопросы морали, богословия, родства романских языков и итальянских диалектов, учения о свойствах души и интеллекта. В трактате «Монархия» 1313 Данте впервые провозгласил принцип разделения духовной и светской власти, настаивая на полном суверенитете последней. Церковь немедленно осудила трактат и приговорила к сожжению. Вершиной творчества Данте является поэма «Комедия» 1307-1321 , позднее названная «Божественной», отразившая взгляд поэта на бренную и короткую человеческую жизнь с точки зрения христианской морали. Поэма изображает странствие поэта по загробному миру и состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай».
Происхождение Точная дата рождения Данте неизвестна. По свидетельству Боккаччо, он родился в мае 1265 года, в одном из самых передовых городов Италии тех времен, и всю жизнь оставался верен своему родному городу. Согласно семейному преданию, предки Данте происходили из знатного римского рода Элизеев, участвовавшего в основании Флоренции. Погиб в бою с мусульманами. Образование Творческое наследие Алигьери свидетельствует о очень высоком уровне его просвещённости: он был знаком с работами античных авторов и литературными творениями своих современников, великолепно ориентировался в естественных науках. Так, его « Божественная Комедия » поражает количеством знаний которые демонстрирует автор, сложными аллегориями и уникальным, до мельчайших деталей выверенном стилем. Тем не менее, доподлинно не известно, имел ли Данте официальное образование. По одной из версий в 1280-х годах он был студентом Болонского университета — самого престижного учебного заведения Европы. Первым наставником Данте был известный в то время флорентийский литератор, учёный, энциклопедист и видный политический деятель Брунетто Латини имя которого с большим почтением упоминается самим поэтом. Политика В тридцатилетнем возрасте, около 1295 года, Данте вошел в гильдию, членство в которой открывало ему дорогу в политику. Неравнодушный к судьбе родного края, Данте часто выдвигался на почётные должности, участвовал в законотворчестве и выполнял непростые дипломатические миссии. Как раз в это время обострилась борьба между императором и Папой, так что политическая Флоренция была разделена на две противоборствующие группы — «черные гвельфы» Связанные с папством. К «чёрным гвельфам» примкнул «тощий народ», враждебный торгово-ремесленной элите республики. Борьба между «белыми» и «чёрными» продолжалась с переменным успехом до конца XIII века. Первую победу одержали «белые» и изгнали противников из города. В 1300 или 1301 году Данте был избран приором некий аналог современного депутата, только не от района, а от профессиональной группы — именно тут полностью проявились блестящие ораторские способности поэта. Будучи приором, Данте приходилось принимать не мало непростых решений. Так, после неудачного покушения на кардинала Акваспрата, присланного папой в Тоскану для примирения враждующих приоры отправили некоторых слишком буйных приверженцев обеих партий в изгнание. В том числе был и — поэт Гвидо Кавальканти из фракции «белых» которого Данте называл «своим первым другом». Он был выслан в Сарцану, нездоровую болотистую местность на краю Тосканской области, без права выезда. Через несколько месяцев изгнанников вернули, но Гвидо Кавальканти был безнадежно болен, по-видимому малярией, которую в те времена лечить не умели, и вскоре умер. Картина Данте Габриеля Россетти. Изгнание из Флоренции Данте все больше и больше начал противопоставлять себя Папе, участвуя в разнообразных антиклерикальных коалициях. К тому времени «черные» активировали свою деятельность, и в 1302 году, Франко-папская армия, поддерживающая «черных» ворвались в город и расправились со своими политическими противниками установив режим террора против «белых»: более 600 жителей Флоренции были приговорены к смерти. К папству как к институту поэт относится с высочайшим почтением, хотя к отдельным его представителям, и особенно к способствовавшим утверждению в Италии капитализма, испытывает ненависть. Данте несколько раз вызывали дать показания в городской совет, однако он каждый раз игнорировал эти требования, поэтому 10 марта 1302 года Данте и ещё 14 членов «белой» партии были заочно приговорены к смертной казни. Чтобы спастись, поэт был вынужден покинуть родной город. View of Florence, printed in Nuremberg, 1493 Flortencia Годы изгнания В течение почти 20-летнего изгнания, до самой своей смерти Данте Алигьери странствовал в разных уголках Италии и не оставлял попыток вернуться на родину. На первых порах он нашёл приют у властителя Вероны, Бартоломео делла Скала. Позднее он прибыл в Болонью, в 1308—1309 годах очутился в Париже, где выступал на публичных диспутах, обычных в университетах того времени. Творчество в изгнании Все биографы Данте сходятся во мнении, что именно изгнание сделало его по-настоящему большим политиком и поэтом. Эти события заставили его стать более серьёзным и строгим. Он начинает писать свой тракт «Пир» посвященный итальянскому языку. Изначально, трактат задумывался как аллегорически-схоластический комментарий к четырнадцати канцонам стихам , однако, произведение так и не было закончено: написано было лишь введение и толкование к трём собственным канцонам. Канцона буквально — песня — лирическое стихотворение в строфической форме, первоначально куртуазная песня. Наиболее распространённый и универсальный жанр в поэзии трубадуров. При этом его анализы выходят далеко за рамки собственно стиховедения и затрагивают глубокие проблемы философии и этики.
С Беатриче Данте поднимается сквозь девять концентрических небесных сфер согласно устройству неба в птолемеево-аристотелевской космологии , где обитают души праведных, к десятой - Эмпирею, обители Господа. Там Беатриче сменяет св. Бернард Клервоский, который показывает поэту святых и ангелов, вкушающих высшее блаженство: непосредственное созерцание Господа, утоляющее все желания. Несмотря на такое разнообразие посмертных судеб, можно выделить один принцип, действующий на протяжении всей поэмы: воздаяние соответствует природе греха или добродетели, присущих человеку при жизни. Особенно четко это прослеживается в Аду зачинщики раздора и схизматики рассечены там надвое. В Чистилище очищение души подчиняется несколько иному, "исправляющему" принципу глаза завистников накрепко зашиты. В Раю души праведных появляются сначала на том небе, или небесной сфере, которое лучше символизирует степень и природу их заслуг души воителей обитают на Марсе. В структуре Божественной Комедии можно выделить два измерения: загробная жизнь как таковая и путешествие по ней Данте, обогащающее поэму новым глубинным смыслом и несущее основную аллегорическую нагрузку. Теология в дни Данте, как и раньше, считала, что мистическое путешествие к Богу возможно и при жизни человека, если Господь по милости своей подарит ему эту возможность. Данте строит свое путешествие по загробному миру так, чтобы оно символически отражало "путешествие" души в мире земном. При этом он следует образцам, уже выработанным в современной ему теологии. В частности, считалось, что на пути к Богу разум проходит три стадии, ведомый тремя различными видами света: Светом Естественного Разума, Светом Милости и Светом Славы. Именно эту роль играют в Божественной Комедии три проводника Данте. Христианская концепция времени заложена не только в центре поэмы : все ее действие вплоть до появления Беатриче призвано отразить то, что Данте понимал как путь искупления, предначертанный Господом для человечества после грехопадения. Это же понимание истории встречалось у Данте в трактате О монархии и высказывалось христианскими историками и поэтами например, Орсисием и Пруденцием еще за тысячу лет до Данте. Согласно этой концепции, Господь избрал римский народ для того, чтобы тот вел человечество к справедливости, в чем он и достиг совершенства при императоре Августе. Именно в это время, когда на всей земле, впервые после грехопадения, царили мир и справедливость, Господь пожелал вочеловечить и послать к людям своего возлюбленного сына. С появлением Христа, таким образом, завершается движение человечества к справедливости. Нетрудно проследить аллегорическое отражение этой концепции в Божественной Комедии. Как римляне при Августе вели род людской к справедливости, так Вергилий на вершине горы Чистилища приводит Данте к обретению внутреннего чувства справедливости и, прощаясь, обращается к поэту, как к императору на коронации: "Я над самим тобою тебя венчаю митрой и венцом". Теперь, когда в душе Данте, как некогда в мире, воцарилась справедливость, появляется Беатриче, и ее приход является отражением пришествия Христа, как оно было, есть и будет. Так путь, пройденный душой индивидума, достигающей справедливости, а затем - очищающей благодати, символически повторяет путь искупления, пройденный человечеством в ходе истории. Эта аллегория Божественной Комедии совершенно очевидно рассчитана на читателя-христианина, которого заинтересует как описание загробной жизни, так и путешествие Данте к Богу. Но изображение земной жизни у Данте не становится от этого призрачным и бесплотным. В поэме дана целая галерея живых и ярких портретов, а чувство значимости земной жизни, единства "того" и "этого" мира выражено в ней твердо и недвусмысленно. Данте и его время: Поэт и политика. Разговор о Данте. Малые произведения. Творчество Данте и мировая культура. Данте Алигьери: Библиографический указатель русских переводов и критической литературы на русском языке. Божественная Комедия. Данте Алигьери. Божественная Комедия; Новая жизнь; Стихотворения, написанные в изгнании; Пир. Не действуй против божества влюбленных: Какое бы ты средство не привлек, Ты проиграешь битву, будь уверен. Обман и сила - вот орудие злых. Самые жаркие уголки в аду оставлены для тех, кто во времена величайших нравственных переломов сохранял нейтралитет. Самый мудрый человек тот, кого больше всего раздражает потеря времени. Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно. Сомнение доставляет мне не меньшее наслаждение, чем знание. Сострадание - это не чувство; скорее, это благородное расположение души, готовое к тому, чтобы воспринять любовь, милость и другие добродетельные чувства.
Данте - 755 лет: Что мы знаем о поэте ХIII века
В начале 1300-х годов супруги уже воспитывали троих наследников — сыновей Якопо и Пьетро и дочь Антонию. Литература и общественная деятельность Одной из первых повестей Данте Алигьери была «Новая жизнь». В 1300-1301 годах Алигьери носил титул приора Флоренции, а в следующем году был изгнан. При этом его жена осталась жить на старом месте, Данте не звал Джемму сопровождать себя. За всю дальнейшую жизнь Алигьери больше ни разу не приехал во Флоренцию. Следующим произведением в биографии Алигьери стал «Пир», написанный в изгнании. За ним последовал трактат «О народном красноречии». Вынужденный покинуть Флоренцию, Алигьери ездил по Италии, Франции. Тогда же был активным общественным деятелем — читал лекции, принимал участие в диспутах. Самым известным произведением в биографии Данте Алигьери стала «Божественная комедия», которую писатель создавал с 1306 года и до года своей смерти — 1321.
Произведение состоит из трех частей — Ад, Чистилище, Рай. Сюжет поэмы основан на путешествии по загробному миру, куда герой, которого Данте отождествлял с собой, отправился после смерти своей любимой женщины — Беатриче. Ад Данте — это девять кругов, на которых грешники располагаются в зависимости от степени тяжести их проступков. Алигьери поместил в ад политических и личных врагов, а также тех, кто жил не по христианским канонам. Далее — чистилище из семи кругов; каждый круг соответствует одному из семи смертных грехов. Потом — рай из девяти кругов; райские круги получили названия планет. Важно отметить, что авторское название произведения — «Комедия».
Книга сразу привлекала внимание читателей и сделала её автора знаменитым.
Политическая и литературная жизнь После смерти любимой женщины Данте усиленно начинает заниматься наукой. Он постигает астрономию, философию и богословие. Его труды превратили Данте в одного из самых образованных людей того времени. С 1295 года Данте Алигьери занимается политической и общественной деятельностью. Его избирают в городской совет, где он активно работает. В 1298 году Данте жениться на Джемми Донати. Брак сохранился всю жизнь, но занять место Беатриче жена так и не смогла. В 1300 году он становится членом коллегии шести приоров, в ведомстве которой находилось управление Флоренцией.
Любопытные факты из жизни Данте Данте. Уффици В 2021 году, исполняется 700 лет со дня смерти великого флорентийского писателя. Выставки, художественные и документальные фильмы, семинары — события, главным героем которых воссияет имя Данте. Именно поэт Джованни Боккаччо представил его как Данте Алигьери. Женитьба на Джемме Донати была запланирована и подтверждена контрактом между родителями, когда детям было всего по 12 лет. Свадьба состоялась 8 лет спустя.
Данте Алигьери Dante Alighieri май или июнь 1265, Флоренция — 13? Родился во Флоренции, в старинной рыцарской семье, принадлежащей к политической партии гвельфов. Первое обучение Данте прошёл у Брунетто Латини, гуманиста, учёного и поэта; затем учился в университете в Болонье и в Падуе.
Он принимал активное участие в общественной и политической жизни, избирался одним из семи приоров Флоренции. Среди друзей его были поэт и юрист Чино да Пистойя , поэт Гвидо Кавальканти, знаменитый живописец Джотто. Когда в 1302 г.
Он поселился в Вероне, позднее странствовал по городам Италии, возможно, побывал в Париже.