Новости картотека чтение художественной литературы в старшей группе

Рассмотрим примерную картотеку по чтению художественной литературы в подготовительной группе, а также как данные литературные творения влияют на формирование личности ребенка и готовят его к дальнейшей учебе в школе. Программные задачи "Художественная литература" для детей 7 года жизни. Картотека художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе Худ литература старшая группа. детей о нормах нравственности с помощью детской литературы. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки героев, воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками.

Примерный список литературы для чтения детям (от 5 до 6 лет)

ФОП (ДО) дошкольного образования. ФОП художественной литературы на возраст 6-7 лет. Чтение художественной литературы в старшей группе. «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА» Для старшей и подготовительной группы. Составила: Хакимова ИринаВладимировна Иркутская обл. -Сибирское МБДОУ д/с 33 (восприятие художественной литературы) Цель: формирование интереса и потребности в чтении. Перспективное планирование по чтению художественной литературы в старшей группе Сентябрь 1 Рассказы «Что любит Мишка», «Что я люблю» С помощью детской литературы раскрывать детям образы их сверстников, вызвать желание. Главная» Файлы» Методическая копилка» Картотеки. Картотека художественной литературы для старшей группы.

Каталог файлов

Ознакомление с художественной. литературой. Старшая группа №5 «Капельки». Образовательная область Чтение художественной литературы Картотека конспектов НОД в старшей группе ДОУ. Ознакомление с художественной. литературой. Старшая группа №5 «Капельки». Чтение А. Барто «Верёвочка» Продолжать развивать интерес к художественной литературе, а именно к сборникам стихов.

Картотека художественной литературы в старшей группе по ФГОС с целями

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: - Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; - Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер — классы в т. Почему выгодно публиковаться у нас? Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3.

Продолжать знакомство с русской народной сказкой, учить осмысливать ха-рактеры персонажей ; формировать образность речи, понимание образных вы-ражений, развивать творческие способности. Чтение и обсуждение стихотворения Р. Бойко «Идет солдат по улице, на нем блестят медали. Продолжать развивать интерес к художественной литературе ; помогать почув-ствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову; расширять представления о российской армии посред-ством чтения стихотворений на данную тему. Март Сказка Х. Андерсона «Дюймовоч-ка». Продолжать развивать интерес к художественной литературе ; пополнять лите -ратурный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать со-страдание и сочувствие к героям книги.

Русский фольклор. Песенка «Идет матушка-весна». Продолжать совершенствовать художетсвенно — речевые исполнительские навыки детей при чтении фольклорной песенки ; продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения. Рассматривание сюжетных картинок. Приобщение к словесному искусству. Прокофьев «Русская березка». Продолжать развивать интерес к художественной литературе ; помогать почув-ствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову; пополнять литературный багаж стихотворениями. Чтение поэтического произведения В. Жуковского «Жаворонок» в со-кращении.

Продолжать совершенствовать художетсвенно — речевые исполнительские навыки детей при чтении Апрель Сказка «Беляночка и Розочка» , пер. Чтение глав : «Тренировки» , «Что вид-но из окошка». Бороздина «Звездолётчики». Беседа по прочитан-ному. Продолжать развивать интерес к художественной литературе персонажем ; совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их назначением и це-лью высказывания; помогать детям осваивать выразительные средства языка. Приобщение к литературному искус-ству. Алексеев «Первый ночной та-ран». Продолжать развивать интерес к художественной литературе ; воспитывать чи-тателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем ; обеспечивать оптимальную двигательную активность в течение всего дня, используя физические упражне-ния. Чтение и обсуждение литературной сказки И.

Соколова-Микитова «Соль земли». Продолжать развивать интерес к художественной литературе ; обращать вни-мание детей на выразительные средства языка образные слова и выражения, эпитеты, сравнения ; воспитывать читателя, способного испытывать сострада-ние и сочувствие к героям книги. Май Литературная сказка А. Ремизова «Хлебный голос». Небылица «Вы по-слушайте, ребята». Продолжать совершенствовать художетсвенно — речевые исполнительские навыки детей при чтении фольклорной песенки — небылицы; продолжать раз-вивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения. Чтение и обсуждение сказки А. Линд-грен «Принцесса, не желавшая играть в куклы». Продолжать развивать интерес к художественной литературе ; пополнять лите -ратурный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать со-страдание и сочувствие к героям книги; обеспечивать оптимальную двигатель-ную активность в течение всего дня, используя физические упражнения.

Чтение поэтического произведения «Вот пришло и лето красное. Продолжать совершенствовать художетсвенно — речевые исполнительские навыки детей при чтении поэтического произведения; продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения. Дети этого возраста воспринимают произведение в единстве его содержательной, смысловой и вырази- тельной стороны, чувствуют и стремятся истолковать красоту литера- турной речи, проецируют события и образы героев произведений на себя и взаимоотношения с окружающим, стремятся объяснить и вы- разить смысл произведения и свое отношение к нему в разных видах творческой деятельности. В результате слушание, восприятие и пони-мание литературного текста приближается к уровню собственно эсте- тической деятельности. Задачи и содержание работы в этой возрастной группе будут во многом перекликаться с тем, что осуществлялось в предыдущей груп- пе, ввиду общности этапа литературного развития детей 5-7 лет. Задачи воспитания и развития детей 1. Воспитывать ценностное отношение к художественной литера-туре как виду искусства, родному языку и литературной речи. Способствовать углублению и дифференциации читательских интересов. Обогащать читательский опыт детей за счет произведений более сложных по содержанию и форме.

В процессе ознакомления с литературой обеспечивать формиро-вание у детей целостной картины мира, развивать способность твор-чески воспринимать реальную действительность и особенности ее от-ражения в художественном произведении , приобщать к социально-нравственным ценностям. Способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста. Развивать умения элементарно анализировать содержание и форму произведения особенности композиционного строения, сред-ства языковой выразительности и их значение , развивать литератур-ную речь. Обогащать представления об особенностях литературы: о родах фольклор и авторская литература , видах проза и поэзия , о много-образии жанров и их некоторых специфических признаках. Обеспечивать возможность проявления детьми самостоятельно-сти и творчества в разных видах художественно-творческой деятель-ности на основе литературных произведений. Освоение задач литературного развития детей осуществляется в разных видах совместной и самостоятельной деятельности детей на основе широкого круга фольклорных и литературных текстов. Основными методами литературного развития детей 6-7 лет явля-ются следующие. Чтение рассказывание взрослого, который знакомит дошколь- ников с литературными текстами, как со своими «добрыми дру-зьями». При этом педагог обращает внимание детей на источники получения книги: принес из дома сам воспитатель или кто-либо из детей, взяли книгу в библиотеке в том числе после экскурсии , обменялись книгами с детьми другой группы, посоветовал почитать интересный человек и прочее.

Это поможет сделать ознакомление с литературой не дидактическим, а гуманитарным процессом, по-кажет детям тот интерес к книге, который есть или должен быть в обществе. Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов , на которых чтецы и артисты исполняют тексты, участвуют в постановках. Это будет способствовать воспитанию литературно-художественного вкуса детей. Просмотр прослушивание записей исполнения литературных текстов самими детьми. Совместное обсуждение звучащей речи до- школьников при чтении, рассказывании, в театрализованных поста- новках обеспечит развитие осознанного отношения к правильности и образности языка, особенностям чужой и своей речи, будет способст- вовать развитию умений анализа и самоанализа правильности и вы- разительности речи Беседа после чтения способствует углублению восприятия литера- турного текста детьми, формулированию в речи своего отношения к услышанному в процессе его анализа. В беседу включаются вопросы, направленные на выражение отношения детей к произведению, на установление разнообразных причинно-следственных связей между событиями, между структурными частями текста, линиями развития сюжета, героями и т. Важно помочь ребенку «встать над героем», рассмотреть события с точки зрения автора, понять позицию автора художественного текста и сформулировать собственные суждения о произведении и событиях жизни, отраженных в нем. Так же, как и в старшей группе , будут актуальны следующие методы. Чтение с продолжением, в том числе «многотомных» повестей, объединенных общими героями.

К ним относятся, например, сказки А. Беседы о книгах, в которых будут решаться и новые задачи: позна- комить с историей появления книг в истории человечества, помочь осознать значение книг для самого ребенка. Обобщающие беседы об основных видах и жанрах фольклора и литературы «Что такое сказка», «О каком времени года больше напи- сано стихов», «Сказки и рассказы: об одном и том же по-разному» и прочие. Вечера литературных развлечений, литературные праздники и те-атрализованные представления, в подготовке которых все больше будут принимать участие дети, в том числе организуя их для дошколь- ников младшего возраста. Тематические выставки в книжном уголке и центре художествен-но-творческой деятельности. Метод проектов. Помимо идей проектной деятельности , которые реализовывались в старшей группе дошкольникам 6-7 лет будут важны новые темы, цель которых помочь детям овладеть разными средствами речевой выразительности и зафиксировать освоенные представления. Важным направлением работы с детьми подготовительной группы станет ознакомление с писателями и поэтами, художниками-иллю-страторами детских книг, что предполагает сообщение детям отдель- ных сведений из биографии этих людей желательно отбирать факты раннего детства, учебы, детских увлечений, взаимоотношений с деть- ми, то есть то, что близко и понятно дошкольникам ; а также знаком- ство с произведениями этих авторов и их элементарный анализ в целях ориентации в художественной манере автора. Такая работа может быть построена как проектная деятельность, результатом кото- рой станет оформление выставки.

Содержание раздела интегрируется с другими разделами програм- мы. Наиболее актуальны взаимосвязи с разделами «Коммуникация» обогащение содержания общения взрослого с ребенком и детей со сверстниками обсуждением прослушанных текстов, знакомство с луч- шими образцами литературного языка, развитие образности детской речи средствами ознакомления с языковой выразительностью художе- ственных произведений, практическое освоение правил построения разных видов текстов, обогащение словаря и пр. Не менее важны связи с разде лами «Музыка» и «Художественное творчество» ввиду наличия общей концепции становления разных видов художественной деятельности детей: от восприятия и развития специальных умений к самостоятель ному творчеству детей, а также направленности этих подразделов на развитие воображение дошкольников. Возможны связи практически со всеми другими образовательными областями. Ориентация детей в образовательной области О чем узнают дети Дети имеют богатый литературный опыт, включающий произведе ния разных видов, жанров и тематики. Называет по три-четыре лю-бимых произведения разных видов и жанров. В круг чтения ребенка 6-7 лет входят разнообразные жанры произведений русского и зару бежного фольклора, классические и современные поэтические произ- ведения, прозаические тексты рассказы, были, сказки, сказки-повес- ти, детские романы. Дошкольникам интересны произведения со сложным подтекстом, неоднозначными образами героев, основанные на столкновении характеров, противоборстве сил добра и зла.

Русская народная сказка "Морозко". Русская народная сказка "Про Емелю, или по щучьему веленью".

Елисеевой 5. Словацкая сказка "Двенадцать месяцев" Пер. Снежная королева. Серебрянное копытце. Старик - годовик. Синичкин календарь.

Длительность занятий составляет 25 минут. Общее количество занятий в год — 36. Цель: Речевое развитие направлено на совершенствование всех сторон речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование предпосылок обучения грамоте; овладение речью как средством общения, развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой. Задачи: Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений по главам. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

Перспективно-тематический план по чтению художественной литературы в старшей группе

Картотека художественной литературы для чтения дошкольникам – Документ 1 – УчМет Комаровой, евой. Рекомендуемая литература для чтения, рассказывания и разучивания.
Чтение художественной литературы в старшей группе: картотека с целями по ФГОС Перспективное планирование «Чтение художественной литературы» для детей 5 – 6 лет. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Картотека художественной литературы в старшей группе по ФГОС с целями

1 "СОЛНЫШКО" (воспитатель: Товт Елена Ивановна)» Дистанционное обучение. СПИСОК художественных произведений, рекомендуемых для чтения детям старшей группы по теме: “Профессии”. Перспективное планирование по чтению художественной литературы в старшей группе Сентябрь 1 Рассказы «Что любит Мишка», «Что я люблю» С помощью детской литературы раскрывать детям образы их сверстников, вызвать желание. Картотека художественной литературы в старшей группе по фгос с целями. Чтение в старшей группе художественной литературы не должно превращаться в простое заполнение свободного времени, средство от скуки или безделья. СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ Рекомендации для родителей.

Художественная литература и ее чтение в старших группах

Познакомить детей с новым стихотворением, помочь почувствовать красоту и выразительность языка, прививать чуткость к поэтическому слову. Толстого , помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Учить анализировать художественное произведение, выражать свое отношение к персонажам сказки. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» Затулина, 112 Приобщать детей к поэзии. Продолжать учить детей выразительно читать наизусть стихотворение о маме. Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; упражнять в подборе эпитетов, сравнений. Развивать слуховую память. Воспитывать чуткость к художественному слову, желание с помощью стихотворения сделать приятное маме. Чтение сказки «Златовласка» Учить детей внимательно слушать, запоминать последовательность действий, рассказывать о развитии сюжета.

Чтение М. Цветаева «У кроватки» Познакомить с жизнью и творчеством поэтессы М. Воспринимать на слух художественное произведение, определять особенности поэтического творчества, размышлять над его содержанием. Чтение «Как братья отцовский клад нашли» закрепить представления о родственных отношениях. Подвести детей к пониманию доброты, как основы взаимоотношений между людьми, человек узнается по его делам. Чтение английской народной песенки «Старушка» в переводе С. Учить детей отслеживать свое эмоциональное состояние, его изменения, вызванные произведением, рассказывать о том, понравилось ли стихотворение. Посуда» Чтение К. Чуковский «Федорино горе» Закреплять умение детей понимать нравственный смысл прочитанного; мотивированно оценивать пос-тупки героев. Углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию.

Систематизировать знания о посуде. Воспитывать желание быть опрятным. Чтение стихотворения С. Маршака «Откуда стол пришел? Продолжать учить эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать его идею. Закреплять представления детей о жанровых особенностях литературных произведений. Рассказывание сказки «Лиса и кувшин» Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о поступках героев, их характере, о своем впечатлении от новой сказки. Чтение Р. Сеф «Совет» Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Даниил Хармс «Самовар Иван Иванович».

Обувь» Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа» Ушакова, 228, 94; Гавриш, 93 Учить детей понимать юмор, комичность ситуации, уточнить представления об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Чтение рассказа Н. Носова «Заплатка» Продолжать знакомить детей с творчеством писателя, учить отвечать на вопросы по содержанию, вызывать желание послушать другие его произведения. Помочь детям вспомнить известные им рассказы Чтение рассказа К. Ушинского «Как рубашка в поле вырасла» Дать представления о русском национальном костюме. Рассказать детям о выращивании и обработке льна, ткачестве. Воспитывать культуру речевого общения, уважения к труду взрослых, интерес к произведениям устного народного творчества. Чтение русской народной сказки «Как старуха нашла лапоть» познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры — сказками, развивать интерес к русским народным сказкам, воспитывать желание читать их. У кого какая обувь.

Андерсен «Новое платье короля». Катаева «Цветик-семицветик». Гавриш,190; Ушакова ,165 276 Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закреплять знания детей о жанровых особенностях сказки. Развивать умение выслушивать ответы товарищей. Воспитывать любовь к художественной литературе. Чтение Д. Родари «Волшебный барабан» Гавриш,115 Формировать у детей умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев. Развивать связную речь, учить использовать образные выражения. Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков» Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б.

Житкова «Как я ловил человечков». Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства» Гавриш,196 Познакомить с творчеством В. Формировать умение внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию, оценивать поступки и действия героев. Чтение чешской сказки «Три золотых волоска Деда-Всеведа» в переводе с чешского Н. Формировать у детей умение воспринимать образное содержание сказки; выделять выразительно-изобразительные средства, отвечать на вопросы по содержанию, рассказывать о своих впечатлениях, понравившихся героях, их лучших качествах. Природа зимой» Чтение стихотворений С. Есенина «Береза». Гавриш,184; Ушакова ,161 Учить вслушиваться в ритм и мелодику стихотворения, видеть красоту русской природы, передаваемую автором художественным словом. Учить чувствовать и воспроизводить образный язык стихотворения.

Чтение рассказа «Проказы старухи-зимы». Константин Ушинский Познакомить детей с новым произведением о зиме; выявить и обобщить знания детей о зиме, о признаках зимы. Развивать устную речь, внимание, мышление, память. Чтение стихотворений о зиме Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. Заучивание потешки «Ты мороз, мороз, мороз» в обработке И. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. Помочь запомнить потешку, учить рассказывать ее, используя соответствующие содержанию средства выразительности. Чтение стихотворения А. Пушкина «Зимний вечер». Помочь детям понять содержание стихотворения, его настроение.

Прививать любовь к поэтическому слову, развивать воображение. Познакомить со словацкой сказкой в обработке С. Уточнить и закрепить знания детей о месяцах года. Калинина «Про снежный колобок». Учить детей близко к тексту рассказывать короткие рассказы интонационно выразительно. Формировать навык перевода косвенной речи в прямую речь. Развивать познавательные интересы детей. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы. Носова «На горке» Продолжать учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания. Обогащать речь фразеологизмами; учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений.

Заучивание стихотворения И. Сурикова «Вот моя деревня». Приобщать детей к поэзии. Помогать запоминать и выразительно читать стихотворения. Развивать память, артистические способности. Чтение песенки «Как на тоненький ледок», чтение рассказа «На катке» В. Осеева Продолжать знакомить детей с произведениями фольклора, учить вслушиваться в мелодику поэтического текста; развивать связную речь, творческое воображение, наглядно-образное мышление, прививать интерес к чтению; воспитывать доброе, уважительное отношение детей друг к другу, к окружающим, отзывчивость, продолжить работу по формированию высоких нравственных чувств. Чтение стихотворения Саши Чёрного «На коньках».

Фольклор народов мира Песенки: «Гречку мыли», литов. Григорьева; «Старушка», «Дом, который построил Джек», пер. Маршака; «Счастливого пути! Токмаковой; «Веснянка», укр. Литвака; «Друг за дружкой», тадж. Гребнева в сокр. Сказки: «Кукушка», ненецк. Шаврова; «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. Кустовой и В. Андреева; «Златовласка», пер. Паустовского; «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. Аросьевой из сборника сказок. Произведения поэтов и писателей России Поэзия: И. Бунин «Первый снег»; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало» из романа «Евгений Онегин» ; «Зимний вечер» в сокр. Цветаева «У кроватки»; С. Маршак «Пудель»; С. Есенин «Береза», «Черемуха»; И. Никитин «Встреча зимы»; А. Фет «Кот поет, глаза прищурил»; С. Черный «Волк»; В. Левин «Сундук», «Лошадь»; М. Яснов «Мирная считалка». Городецкий «Котенок»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится»; А. Барто «Веревочка». Проза: В. Дмитриева «Малыш и Жучка» главы ; Л. Толстой «Косточка», «Прыжок», «Лев и собачка»; Н.

Андерсена, к зарубежным сказкам , воспитывать любовь к чтению. Как я встречал Новый год. Живи, елочка! Новогодняя ночь. Мы встречали Новый год. ЯНВАРЬ 1-2 НЕДЕЛЯ «Праздники» Чтение обрядовой песни познакомить детей с древними русскими праздниками Рождество, Колядки ; учить различать жанровые особенности обрядовых песен; учить понимать главную мысль песен; раскрыть перед детьми богатства русского языка, учить их говорить образно и выразительно. Чтение глав из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Продолжать знакомство со сказкой, вызвать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения. Чтение русской народной сказки «Финист — Ясный сокол» Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист — Ясный сокол». Чтение глав из сказки Х. Мякеля в переводе с финского Э. Успенским «Господин Ау». Знакомить с классикой мировой художественной литературы, учить понимать характеры и поступки сказочных героев. Чтение Т. Янсона «О самом последнем в мире драконе» в переводе с шведского И. Продолжать знакомить детей с произведениями зарубежной литературы , вызывать желание прочитать всю сказку до конца. Учить понимать характеры и поступки героев. Чтение сказки «Мороз Иванович» В. Одоевский Познакомить детей со сказкой, учить высказывать свое мнение о поступках героев. Закреплять умение полно отвечать на вопросы по содержанию текста. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам. Маршака «Пудель». Учить детей понимать содержание произведения. Развивать интерес и любовь к поэзии, чувство юмора. Паустовского «Кот ворюга» Познакомить детей с рассказом. Учить детей внимательно слушать рассказ, понимать характер произведения и взаимосвязь описанного с реальностью. Развивать связную речь детей. Воспитывать внимательное отношение к ответам других детей. Левин «Сундук» Познакомить детей новым стихотворением В. Левина «Сундук». Учить замечать образные слова и выражения. Развивать поэтический слух, эмоциональный отклик на произведение. Воспитывать интерес к художественному слову. Чтение «Как собака друга искала» Мордовская сказка формирование у детей интереса к чтению через знакомство с мордовской народной сказкой «Как собака друга искала». Способствовать формированию умения слушать и передавать содержание текста, устанавливать простые причинные связи в сюжете произведения. Содействовать развитию речи детей, активизации словарного запаса. Воспитывать отзывчивость, доброе отношение к животным, желание им помогать. Фета «Кот поет, глаза прищурив». Учить детей выразительно декламировать стихотворение, выделять изобразительные средства языка, использованные поэтом, подбирать соответствующие содержанию средства выразительности речи. Развивать интерес к чтению Разгадывание загадок о животных. Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. Учить использовать знания о животных при разгадывании загадок. Городецкий «Котёнок» Чтение в лицах познакомить с творчеством С. Городецкого; развивать, память и внимание, устную речь; обогащать словарный запас; воспитывать наблюдательность, доброе отношение к домашним животным. Васильева «Ферма». Животные наших лесов» Рассказывание русской народной сказки "Заяц-хвастун" и присказки "Начинаются наши сказки…" Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой "Заяц-хвастун" в обработке О. Учить детей внимательно слушать, понимать выразительные средства языка, образные выражения; обогащать словарный запас детей. Рассказывание словацкой сказки «У солнышка в гостях». Познакомить детей с новой сказкой , учить понимать ее содержание. Продолжать учить детей отвечать на вопросы по содержанию произведения. Воспитывать интерес к сказкам разных народов. Чтение рассказа Г. Скребицкого «Кто как зимует». Учить внимательно, слушать произведение. Учить понимать содержание произведения. Продолжать учить беседовать по содержанию произведения. Развитие навыков связной речи. Рассказывание сказки П. Бажова «Серебряное копытце» Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце». Учить воспринимать и передавать содержание произведения, составлять портретную характеристику героя, расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас, развивать внимание, воспитывать чувство доброты, любви к природе, животным, заботы о слабых. Соколов-Микитов «Год в лесу гл. Бианки «Как звери готовятся к зиме». Животные Севера и их детеныши» Чтение рассказа Б. Житков «Как слон спас хозяина от тигра» Расширять знания детей о диких животных юга. Учить внимательно слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию. Развивать экологическое мировоззрение. Воспитывать интерес к окружающему, любознательность. Толстого «Лев и собачка». Учить анализировать художественное произведение, выражать свое отношение к персонажам рассказа. Кустовой и В. Учить детей отвечать на вопросы по прочитанному тексту, рассказывать о характерах и поступках персонажей, давать им свою оценку. Чтение Г. Снегерёв «След оленя» развивать интерес к жизни животных севера Чтение сказки Р. Киплинга «Слоненок» в переводе К. Познакомить со сказкой, помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения Чтение произведения Г. Снегирева «Пингвиний пляж» Познакомить с рассказом Г. Снегирева «Пингвиний пляж», маленькими рассказами из жизни пингвинов. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Юкагирская сказка. Отчего у белого медведя нос черный. Чуковский «Черепаха», С. Баруздин «Верблюд». Морские животные» Чтение сказки А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Продолжать знакомство с творчеством поэта; воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, учить детей осуждать жадность как человеческое качество, но не самого человека, показать детям, что отрицательные качества вредят в первую очередь им самим, учить сопереживать и сочувствовать героям; кратко пересказывать содержание сказки с помощью картинок; воспитывать любовь поэзии; активировать словарь.

Поленовой; «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. Литвака; «Улитка», молд. Кон; «Самый красивый наряд на свете», пер. Жуковский «Жаворонок» в сокр. Для заучивания наизусть Произведения. Маршака; Е. Гернет и Д. Для чтения в лицах Произведения. Коринца; Д. Дополнительная литература Сказки.

«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА» Для старшей и подготовительной группы.

Кассиля «Сестра» Цель: Расширять знания о защитниках Отечества, воспитывать уважение и благодарность к ним; вызывать желание быть смелыми, отважными, помогать слабым и совершать добрые и героические поступки Тема: Викторина по прочитанным произведениям на «День весеннего именинника» Цель: Обобщить знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях произведений разных жанров; закреплять умение выразительного пересказа прозаических произведений и чтения наизусть стихотворных; развивать умение определять героя произведения по его короткой характеристике, атрибуту, внешнему облику и т. При подготовке к занятиям используются следующие методические пособия и Интернет-источники: Волчкова Н.

Затулина, 157 Познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Учить отвечать на вопросы по тексту. Развивать внимание, память, интонационную выразительность. Воспитывать любовь к Родине.

Драгунского «Сверху вниз, наискосок» Продолжать знакомить детей с рассказами В. Драгунского, помочь понять характеры и поведение героев, вызвать эмоциональный отклик. Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей. Чтение произведения «Дом, который построил Джек» английский фольклор в переводе С. Обратить внимание детей на построение произведения многочисленные повторы , учить основам закономерности в предположении развития сюжета стихотворения.

Развивать чувство юмора, память. Чтение Н. Рубцов «Привет, Россия! Воспитывать любовь к Родине, к родной природе, патриотизм. Чтение З. Александрова: «Родина» Познакомить со стихотворением «Родина».

Развивать эмоционально-чувственное отношение к природе, к Родине. Ушинский: «Наше Отечество» отрывок познакомить с рассказом К. Ушинского «Наше Отечество», пословицами и поговорками о Родине; формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль , соотносить её с пословицей, формировать представление о большой и малой Родине, способствовать осознанию значения Родины для каждого человека воспитывать любовь к Родине, уважение к её истории, гражданственность. Толстого «Осень, обсыпается весь наш бедный сад.. Учить соотносить картины природы, описываемые в стихотворении, с наблюдаемыми ее осенними изменениями. Гаршин «Лягушка-путешественница» знакомство со сказкой В.

Гаршина «Лягушка путешественница»; обеспечение целостного восприятия и понимания текста. Чтение И. Бунин «Первый снег» Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. Чтение стихотворения «Встреча зимы» Никитин Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. Познакомить детей с новым стихотворением, помочь почувствовать красоту и выразительность языка, прививать чуткость к поэтическому слову. Толстого , помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения.

Учить анализировать художественное произведение, выражать свое отношение к персонажам сказки. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» Затулина, 112 Приобщать детей к поэзии. Продолжать учить детей выразительно читать наизусть стихотворение о маме. Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; упражнять в подборе эпитетов, сравнений.

Развивать слуховую память. Воспитывать чуткость к художественному слову, желание с помощью стихотворения сделать приятное маме. Чтение сказки «Златовласка» Учить детей внимательно слушать, запоминать последовательность действий, рассказывать о развитии сюжета. Чтение М. Цветаева «У кроватки» Познакомить с жизнью и творчеством поэтессы М. Воспринимать на слух художественное произведение, определять особенности поэтического творчества, размышлять над его содержанием.

Чтение «Как братья отцовский клад нашли» закрепить представления о родственных отношениях. Подвести детей к пониманию доброты, как основы взаимоотношений между людьми, человек узнается по его делам. Чтение английской народной песенки «Старушка» в переводе С. Учить детей отслеживать свое эмоциональное состояние, его изменения, вызванные произведением, рассказывать о том, понравилось ли стихотворение. Посуда» Чтение К. Чуковский «Федорино горе» Закреплять умение детей понимать нравственный смысл прочитанного; мотивированно оценивать пос-тупки героев.

Углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию. Систематизировать знания о посуде. Воспитывать желание быть опрятным. Чтение стихотворения С. Маршака «Откуда стол пришел? Продолжать учить эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать его идею.

Закреплять представления детей о жанровых особенностях литературных произведений. Рассказывание сказки «Лиса и кувшин» Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о поступках героев, их характере, о своем впечатлении от новой сказки. Чтение Р. Сеф «Совет» Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Даниил Хармс «Самовар Иван Иванович». Обувь» Чтение рассказа Н.

Носова «Живая шляпа» Ушакова, 228, 94; Гавриш, 93 Учить детей понимать юмор, комичность ситуации, уточнить представления об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Чтение рассказа Н. Носова «Заплатка» Продолжать знакомить детей с творчеством писателя, учить отвечать на вопросы по содержанию, вызывать желание послушать другие его произведения. Помочь детям вспомнить известные им рассказы Чтение рассказа К. Ушинского «Как рубашка в поле вырасла» Дать представления о русском национальном костюме. Рассказать детям о выращивании и обработке льна, ткачестве.

Воспитывать культуру речевого общения, уважения к труду взрослых, интерес к произведениям устного народного творчества. Чтение русской народной сказки «Как старуха нашла лапоть» познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры — сказками, развивать интерес к русским народным сказкам, воспитывать желание читать их. У кого какая обувь. Андерсен «Новое платье короля». Катаева «Цветик-семицветик». Гавриш,190; Ушакова,165 276 Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закреплять знания детей о жанровых особенностях сказки.

Развивать умение выслушивать ответы товарищей. Воспитывать любовь к художественной литературе. Чтение Д. Родари «Волшебный барабан» Гавриш,115 Формировать у детей умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев. Развивать связную речь, учить использовать образные выражения. Чтение рассказа Б.

Житкова «Как я ловил человечков» Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков». Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства» Гавриш,196 Познакомить с творчеством В. Формировать умение внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию, оценивать поступки и действия героев. Чтение чешской сказки «Три золотых волоска Деда-Всеведа» в переводе с чешского Н.

Формировать у детей умение воспринимать образное содержание сказки; выделять выразительно-изобразительные средства, отвечать на вопросы по содержанию, рассказывать о своих впечатлениях, понравившихся героях, их лучших качествах. Природа зимой» Чтение стихотворений С. Есенина «Береза». Гавриш,184; Ушакова,161 Учить вслушиваться в ритм и мелодику стихотворения, видеть красоту русской природы, передаваемую автором художественным словом. Учить чувствовать и воспроизводить образный язык стихотворения. Чтение рассказа "Проказы старухи-зимы".

Константин Ушинский Познакомить детей с новым произведением о зиме; выявить и обобщить знания детей о зиме, о признаках зимы.

Мамин — Сибиряка. Пушкина; - помочь в своеобразие их языка; - вызвать желание услышать сказочные произведения поэта «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотой рыбке», «У лукоморья дуб зеленый…», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, находить пейзажную картину по образному описанию, обосновывать свой выбор; - упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор для описания зимней природы «Сонные, укрытые снегом, словно в белых шубах» ; Лит-ра: О.

Карнаухова Учить детей понимать характер и поступки героев X. Успенского рнс «Хаврошечка» обр. Толстой Воспитывать проявления добрых чувств по отношению к друг другу; рнс «Заяц-хвастун» обр. Капица Воспитывать нормы нравственного поведения рнс «Царевна-лягушка» обр. Булатов Воспитывать доброту, чувство взаимопомощи. Шергин «Рифмы» Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям рнс «Сивка-бурка» обр. Булатов Формировать у детей умение оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним рнс «Финист-ясный сокол» обр. Платонов Воспитывать чувство сострадания к окружающим В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок» Воспитывать внимательность, любовь, сострадание к ближнему товарищу С. Михалков «А что у вас? Шаров Способствовать воспитанию доброты, внимательности и отзывчивости к родным «Златовласка», пер. Паустовского; воспитывать в себе умение сопереживать, выть щедрым, не завидовать другим; воспитывать самоуважение, взаимопомощь в работе. Толстой «Косточка» Воспитывать нравственные качества личности: честность, правдивость, любовь к семье. Толстой «Прыжок» Пробудить в детях сопереживание герою рассказа Н. Лунгиной К. Бажов «Серебряное копытце» Воспитывать чувство доброты, заботы о слабых Р. Чуковского, стихи в пер. Маршака Воспитывать культуру поведения, дружбу, взаимопомощь, заботу о близких В. Ребенок в семье и в обществе рнс «Хаврошечка» обр. Толстой Познакомить с разными семейными взаимоотношениями Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша» Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Драгунский «Денискины рассказы» Формирование представлений о характерных качествах мальчиков и девочек. Григорьева «Ссора» Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками; доброжелательного отношения к противоположному полу А. Барто «Вовка - добрая душа» Е. Благинина «Посидим в тишине» Продолжать формировать представление детей о добром отношении к маме А. Усачёв «Что такое этикет» Продолжать обучение культуре речевого общения в детском саду и дома «Крупеничка» Н. Телешов Воспитывать интерес к сказкам, к русским традициям Самообслуживание, труд рнс «Хаврошечка» обр. Толстой Формировать представления детей о трудолюбивом человеке К. Чуковский «Мойдодыр» Воспитание культурно-гигиенических навыков К. Чуковский «Федорино горе» рнс «По щучьему веленью» Закреплять у детей понятие о важности человеческого труда А. Барто «Девочка-чумазая» Воспитывать опрятность, бережное отношение к личным вещам, вещам товарища Ю. Михалкова Формирование основ безопасности С. Михалков «Дядя Степа-милиционер» Закрепление правил поведения на улицах города Е. Маршак «Цифры» Знакомство с цифрами Ознакомление с социальным миром Г. Андерсен «Снеговик» Знакомство с новогодними традициями разных стран С. Андреева; Знакомство с особенностями народов Западной Африки А. Гайдар «Сказка про военную тайну, Мальчиша- Кибальчиша и его твердое слово» Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Шаров Знакомство с бытом народов крайнего севера М. Бородицкая «Ждем брата» Формировать желание заботится о малышах, развивать чувства ответственности уважения к младшим товарищам А. Твардовский «Рассказ танкиста» Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины. Барто «Игра в стадо» Расширить знания детей о своем детском саде, привлечь внимание к его истории, уточнить представления о труде сотрудников детского сада С. Махотин «Старшая группа» О. Высоцкая «Детский сад» Т. Александрова «Домовенок Кузька» главы Воспитывать интерес к жизни россиян в древности, любовь к истории своего народа М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны» Уточнить знания о родной стране. Капица Формировать заботливое отношение детей к природе, желание принимать участие в её охране и защите. Снегирев «Пингвиний пляж» К. Бианки «Сова» Продолжать формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости живых существ, представление о литературном жанре «познавательная сказка»; Б. Заходер «Серая звездочка» Воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу С. Есенин «Черемуха» Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении Р. Маршака Развивать мелкую моторику рук, внимание и интерес к животному миру и его многообразию П. Бажов «Серебряное копытце» Воспитывать чуткое отношение к животным, любовь к природе Речевое развитие Развитие всех сторон речи Знакомство с жанрами Художественно-эстетическое развитие Приобщение к искусству В. Конашевич Знакомство с художниками-иллюстраторами И. Чайковский «Щелкунчик» фрагменты Знакомство с музыкальным изображением героев и образов произведений П. Чайковский «Времена года» фрагменты Н. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» фрагменты С. Чтение художественной литературы «Мой мишка» З. Александрова Примерная технологическая карта непосредственной образовательной деятельности Вид образовательной деятельности: чтение художественной литературы. Чтение, заучивание художественной литературы в старшей группе по темам Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Здравствуйте дорогие коллеги. Хочу предложить вашему вниманию материал по. Ход игры: Нужен лист от дерева. Игроки встают в круг лицом к центру. Конспект НОД. Чтение художественной литературы в подготовительной к школе группе «Никита Кожемяка» Разработала: Бондарева Елена Дмитриевна. Студентка "Волгодонского педагогического колледжа" Цель: развитие умения коротко пересказывать.

Примерный список литературы для чтения детям 5-6 лет (старшая группа)

Антонова «Есть улицы центральные…» 4. Баруздин «Страна, где мы живём». Тема: Осенняя одежда, обувь, головные уборы 1. Ушинский «Как рубашка в поле выросла».

Александрова «Сарафанчик». Михалков «А что у вас? Гримм «Храбрый портняжка».

Маршак «Вот какой рассеянный». Носов «Живая шляпа», «Заплатка». Берестов «Картинки в лужах».

Орлов «Федя одевается» 10. Чарушин «Что за зверь? Остер «Котенок по имени Гав».

Толстой «Лев и собачка», «Котенок». Гримм «Бременские музыканты». Маршак «Пудель».

Тема: Дикие животные и их детёныши. Толстой «Белка и волк». Снегирев «След оленя» 4.

Осеева «Ежинка» 8. Скребицкий «на лесной полянке». Бианки «Купание медвежат», «Готовятся к зиме», «Прячутся» 10.

Чарушин «Волчонок» Волчишко, «Морж». Сладков «Как медведь сам себя напугал», «Отчаянный заяц».

Познакомить со словацкой сказкой в обработке С.

Уточнить и закрепить знания детей о месяцах года. Калинина «Про снежный колобок». Учить детей близко к тексту рассказывать короткие рассказы интонационно выразительно.

Формировать навык перевода косвенной речи в прямую речь. Развивать познавательные интересы детей. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

Носова «На горке» Продолжать учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания. Обогащать речь фразеологизмами; учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений. Заучивание стихотворения И.

Сурикова «Вот моя деревня». Приобщать детей к поэзии. Помогать запоминать и выразительно читать стихотворения.

Развивать память, артистические способности. Чтение песенки «Как на тоненький ледок», чтение рассказа «На катке» В. Осеева Продолжать знакомить детей с произведениями фольклора, учить вслушиваться в мелодику поэтического текста; развивать связную речь, творческое воображение, наглядно-образное мышление, прививать интерес к чтению; воспитывать доброе, уважительное отношение детей друг к другу, к окружающим, отзывчивость, продолжить работу по формированию высоких нравственных чувств.

Чтение стихотворения Саши Чёрного «На коньках». Учить детей слушать внимательно, чувствовать настроение героя. Развивать образное мышление, связную речь.

Зимующие птицы. Чтение басни «Ворона и лисица» Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни, учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль басни; обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста. Развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни.

Воспитывать чесность и доброту. Бианки «Сова» Учить детей внимательно слушать рассказ, понимать смысл прочитанного, передавать свое отношение к содержанию произведения. Чтение рассказа М.

Горького «Воробьишко». Учить детей внимательно слушать, понимать характеры героев, устанавливать связь описываемого события с реальностью; отвечать на вопросы по содержанию. Зощенко познакомить с новым рассказом, найти главных героев, дать характеристику героям через их поступки; вызвать желание совершать хорошие поступки, стремление к доброму отношению к окружающим людям.

Заучивание стихотворений о Новом годе. Развивать у детей память, образную речь, следить за звукопроизношением, способствовать созданию радостной атмосферы ожидания новогодних праздников. Чтение рассказа С.

Георгиева «Я спас деда Мороза» Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. Чтение русской народной сказки «Морозко». Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним.

Чтение глав из повести-сказки О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга». Учить детей различать сказочные события и реальные, предполагать, как они поступили бы в той или иной ситуации на месте героев сказки.

Чтение «Снежная королева» познакомить учащихся со сказкой «Снежная королева», развивать интерес учащихся к чтению сказок Г. Андерсена, к зарубежным сказкам, воспитывать любовь к чтению. Как я встречал Новый год.

Живи, елочка! Новогодняя ночь. Мы встречали Новый год.

Чтение глав из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Продолжать знакомство со сказкой, вызвать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения.

Чтение русской народной сказки «Финист — Ясный сокол» Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист — Ясный сокол». Чтение глав из сказки Х.

Мякеля в переводе с финского Э. Успенским «Господин Ау». Знакомить с классикой мировой художественной литературы, учить понимать характеры и поступки сказочных героев.

Чтение Т. Янсона «О самом последнем в мире драконе» в переводе с шведского И. Продолжать знакомить детей с произведениями зарубежной литературы, вызывать желание прочитать всю сказку до конца.

Учить понимать характеры и поступки героев. Чтение сказки «Мороз Иванович» В. Одоевский Познакомить детей со сказкой, учить высказывать свое мнение о поступках героев.

Закреплять умение полно отвечать на вопросы по содержанию текста. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам. Маршака «Пудель».

Учить детей понимать содержание произведения. Развивать интерес и любовь к поэзии, чувство юмора. Паустовского «Кот ворюга» Познакомить детей с рассказом.

Учить детей внимательно слушать рассказ, понимать характер произведения и взаимосвязь описанного с реальностью. Развивать связную речь детей. Воспитывать внимательное отношение к ответам других детей.

Левин «Сундук» Познакомить детей новым стихотворением В. Левина «Сундук». Учить замечать образные слова и выражения.

Развивать поэтический слух, эмоциональный отклик на произведение. Воспитывать интерес к художественному слову. Чтение «Как собака друга искала» Мордовская сказка формирование у детей интереса к чтению через знакомство с мордовской народной сказкой «Как собака друга искала».

Способствовать формированию умения слушать и передавать содержание текста, устанавливать простые причинные связи в сюжете произведения. Содействовать развитию речи детей, активизации словарного запаса. Воспитывать отзывчивость, доброе отношение к животным, желание им помогать.

Фета «Кот поет, глаза прищурив». Учить детей выразительно декламировать стихотворение, выделять изобразительные средства языка, использованные поэтом, подбирать соответствующие содержанию средства выразительности речи. Развивать интерес к чтению Разгадывание загадок о животных.

Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. Учить использовать знания о животных при разгадывании загадок.

Городецкий «Котёнок» Чтение в лицах познакомить с творчеством С. Городецкого; развивать, память и внимание, устную речь; обогащать словарный запас; воспитывать наблюдательность, доброе отношение к домашним животным. Васильева «Ферма».

Животные наших лесов» Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…» Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц-хвастун» в обработке О. Учить детей внимательно слушать, понимать выразительные средства языка, образные выражения; обогащать словарный запас детей. Рассказывание словацкой сказки «У солнышка в гостях».

Познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание.

Мамин — Сибиряк — знакомство с творчеством. Мамина — Сибиряка; - помочь вспомнить название и содержание знакомых произведений писателя; - учить определять, к какому жанру относится каждое произведение; - развивать интерес к любой книге. Мамин — Сибиряка.

Мамин — Сибиряка. Пушкина; - помочь в своеобразие их языка; - вызвать желание услышать сказочные произведения поэта «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотой рыбке», «У лукоморья дуб зеленый…», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, находить пейзажную картину по образному описанию, обосновывать свой выбор; - упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор для описания зимней природы «Сонные, укрытые снегом, словно в белых шубах» ; Лит-ра: О.

Безопасность детей летом

Цели занятий по чтению художественной литературы в старшей группе, задачи и приёмы по ФГОС. собрание фольклорных и писательских произведений для детей 6-7 лет. Проза и поэзия для ребят этого возраста представляет уже не просто небылицы с обязательной победой главного героя над трудностями. Списки литературы, рекомендуемые библиотекой для юных читателей. Список книг для старших дошкольников (5-7 лет). Картотека художественной литературы в старшей группе по фгос с целями. чтение художественной литературы перспективное планирование. Список произведений художественной литературы для чтения детям по лексическим темам.

Перспективно-тематический план по чтению художественной литературы в старшей группе

Список литературы для чтения в старшей группе детского сада по фгос по лексическим темам Картотека детской художественной литературы по темам для детей старшего.
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА» Для старшей и подготовительной группы. Чтение А. Барто «Верёвочка» Продолжать развивать интерес к художественной литературе, а именно к сборникам стихов.
Список литературы для чтения в старшей группе детского сада по фгос по лексическим темам Картотека художественной литературы в старшей группе по ФГОС с целями. О.О. Содержание Автор, название ЦельНравственное воспитание рнс «Лиса и кувшин» обр.
Официальный сайт - Примерный список литературы для чтения детям (от 5 до 6 лет) Список рекомендованной для заучивания и чтения художественных произведений в старшей группе ДОУ по программе «ДЕТСТВО».
Картотека ЧХЛ старшая группа Картотека художественной литературы по лексическим темам для чтения детям в подготовительной группе.

Как спланировать и провести занятие по чтению художественной литературы

  • Список литературы для чтения по лексическим темам
  • Картотека художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе
  • Картотека художественной литературы для чтения дошкольникам – Документ 1 – УчМет
  • Список литературы для чтения в старшей группе детского сада по фгос по лексическим темам

Как проводить занятия по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада

Какие бывают сказки? Кто такие ненцы? Ненцы - это жители севера. Занимаются оленеводством. На севере очень длинная и холодная зима , поэтому люди носят теплую одежду из меха и оленьих шкур.

Подготовленный ребенок: чум - это жилище северных народов , покрытое шкурами оленей, по форме похож на шалаш. Что такое малица? Подготовленный ребенок: малица - это одежда из оленьих шкур с капюшоном мехом вовнутрь. Что такое пимы?

Подготовленный ребенок: пимы- это у северных народов меховые сапоги. Рассказывание сказки воспитателем. Дети одежду промочат, а женщина - сушит. Снегу натащат, а мать - убирай.

И рыбу она ловила на реке. От жизни тяжелой заболела мать. Лежит она в чуме, просит принести ей воды. Мать встала посреди чума, малицу надевает.

Берет мать доску, она превращается в хвост. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей, вылетела из чума. Индивидуальное задание.

У каждого одно слово. Беседа по сказке: Почему мать превратилась в птицу и покинула свой дом? Как вы относитесь к своим мам? Чем помогаете своим близким и родным?

Какие слова говорите своим мамам, когда они устают? Пословицы и поговорки. Какие вы знаете пословицы и поговорки о матери? Ребята отгадали ребус.

Назовите свои слова. Как понять? Как называется сказка? Кто ее автор?

Какая это сказка? Вам понравился конец сказки? Какой конец сказки предложили бы вы? Из трех цветных полосок выберите две: первая - это ваше настроение в начале сказки, а вторая - ваше настроение в конце сказки.

Какие полоски выбрали вы? Я выбрала три полоски: в начале сказки у меня было спокойное настроение поэтому желтая полоска, синяя - в середине, потому, что заболела мать и дети не дали ей воды, красная полоска в конце сказки потому, что мать улетела и дети остались одни. Карточка Тема: «Рассказывание русской народной сказки «Заяц — хвастун». Цель: Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новым произведением: сказкой «Заяц — хвастун».

Формировать умение пересказывать сказку с помощью схемы близко к тексту. Расширение словарного запаса за счёт слов: гумно, сноп, хваста. Ход занятия.

Необходимо выбирать те книги, которые рекомендованы педагогами для определенного возраста. Чтение можно начинать с рождения. Также можно найти информацию по поводу того, как именно стоит читать книгу. В основном реализуется такой алгоритм: прочтение книги родителями самостоятельно; проведение предварительной работы с детьми: характеристика незнакомых слов, объяснение сложных моментов; выразительное чтение детям и последующая беседа по содержанию.

Родители должны читать детям Сначала родитель должен определить, какую цель преследует прочтение той или иной книги. Даже в самой простой детской книжке заложен определенный смысл. Лучше выбирать книги с картинками, которые ребенок может посмотреть и проанализировать. Также необходима и последующая беседа: какой герой больше понравился и почему, правильно ли поступил герой в той или иной ситуации и поступил бы ребенок также как герой. Это способствует формированию умения оценивать свои поступки и слова, а также способствуют формированию правильной адекватной самооценки. Как спланировать и провести занятие по ЧХЛ Планирование мероприятий по чтению художественной литературы необходимо начинать с начала учебного года. На первоначальном этапе используются легкие произведения: потешки, песенки, а затем подключаются народные сказки.

Подбор иллюстраций для работы Обязательно в процессе подготовки к мероприятию подбираются игровые приемы для сопровождения чтения. Дети могут слушать одно произведение несколько раз, сохраняя эмоции. Но только при условии, если ребенок эмоционально вовлечен в процесс. Игровые приемы при чтении литературы обязательны в старших группах План занятия по ЧХЛ: подготовить список литературы и подобрать яркие цветные иллюстрации; рассмотреть книгу и иллюстрации с ней с подгруппам детей, задать вопрос: «О ком о чем сказка? Знание основных задач ознакомления с художественной литературой не является формальным требованием, оно необходимо для правильной организации работы в детском саду, направленной на создание условий для формирования личности ребенка и его речевого развития, согласно требованиям ФГОС Проведение литературных вечеров в старшей группе Среди форм работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой выделяется проведение литературных вечеров. Литературный вечер является закрепляющим обобщающим мероприятием, которое проводится после изучения какого-либо литературного материала, например, сказок одного из поэтов. Подготовить литературный вечер можно так: определить цель вечера и его конкретную тему, например, «книжкины именины», «Праздник книги»; разработать сценарий праздника, его перспективный план, он должен быть точным; далее стоит выбрать ведущего и детей, которые будут вести данный праздник; раздать предварительные задания, например, подготовить какой-либо творческий материал, выучить стихотворение, нарисовать портрет.

Литературный вечер в детском саду Именно художественное слово и творчество конкретного писателя или группы писателей должно быть в центре литературного вечера. Поскольку для детей старшего дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, то необходимы сюрпризные моменты, например, исполнение желаний детей с помощью цветика-семицветика или подготовленное чтение стихов родителями, просмотр теневого театра по мотивам сказок и так далее. Литературный вечер должен качественно отличаться от обычного литературного занятия. Здесь должна царить естественно непринужденная атмосфера и целью такого вечера должно быть привитие любви к литературе посредством доступных для детей старшего возраста средств. Не стоит ограничиваться традиционными средствами. Привлечение различных нетрадиционных приемов сделать видеофильм или флеш анимацию, создать материалы интерактивного музея, попросить родителей подобрать наиболее интересные и весёлые фотографии и материалы способствует наиболее полному закреплению материала. Картотека литературы с целями по ФГОС Как было сказано выше, детям в старшем возрасте необходимо читать рекомендуемые педагогами книжки.

Именно поэтому, в каждой группе должна быть картотека литературы с целями по ФГОС. Картотека литературы в старшей группе Представим примерный список литературы для картотеки: нравственное воспитание: «Лиса и кувшин», «Господин Ау», «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «А что у вас», «Живая шляпа», «Ребёнок в обществе», «Что такое этикет», «Вовка добрая душа», «Чук и Гек», «Дело было вечером»; самообслуживание и труд: «Мойдодыр» «По щучьему велению» «Федорино горе»; основы безопасности: «Дядя Стёпа — милиционер», «Машины на нашей улице», «Профессии»; ознакомление с социальным миром: «А что у вас», «Рассказ танкиста», «Детский сад», «Сон и слон»; знакомство с миром природы: «Сова», «Кот-ворюга», «Лев и собачка», «Черёмуха», «Приобщение к искусству», «Лето красное», «Как весна и зима спорили», «Осень», «Про космос». Как видим, программа включает различные жанры и авторов. Это необходимо для того, чтобы дети максимально полно формировали навыки восприятия художественной литературы. Кроме того, средства художественной литературы должны быть использованы в каждой образовательной области, например, в познавательной, речевой, физической и т. Редактор: Конева Елизавета Сергеевна Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог. Художественная литература по темам в старшей группе.

Список литературы для чтения по лексическим темам картотека на тему Картотека художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе По программе «От рождения до школы» по ред. Вераксы О. Барто «Вовка — добрая душа» Е.. Махотин «Старшая группа» О. Высоцкая «Детский сад» Т. Конашевич Знакомство с художниками-иллюстраторами И. Тема: Цветы цветут в парке, в лесу, в степи 1.

Благинина «Одуванчик». Тема: Осень периоды осени, осенние месяцы, деревья осенью Источники:.

Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями. Андерсен Ганс Христиан «Дюймовочка». Цели: воспитывать интерес к сказкам. Ракова «Фиалка», «Аспидистра», «Фикус», «Бегония».

Цели: способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека. Маршак чтение стихотворения. Цель: познакомить детей с новым стихотворением — о пограничниках, воинах, охраняющих нашу Родину. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к воинам Российской армии , уважение к ним. Теплоухова «Барабанщик».

Цели: продолжать формировать умение детей внимательно слушать рассказы, отвечать на вопросы по их содержанию. Развивать мышление, память, учить активно участвовать в беседе. Чтение стихотворений ко Дню защитника Отечества. Цели: развивать выразительность речи, чувство ритма. Чтение стихотворения З. Александровой «Дозор». Цели: формировать умение понимать характер произведения; выражать свои впечатления в связных высказываниях.

Профессии строителей» 1. Чтение Пермяка « Для чего руки нужны? Развивать мышление, слуховое и зрительное восприятие, моторику; воспитывать умение слушать ответы других детей. Заучивание стихотворения Б. Заходера «Строители». Цели: познакомить детей с различными профессиями и их особенностями. Дать знания о качествах, которыми необходимо обладать человеку, желающему получить ту или иную профессию.

Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. Поощрять творческие проявления в ролевых играх о профессиях. Воспитывать гордость за родителей и уважение к ним. Драматизация сказки «Три поросёнка» Цель: закреплять знание сказок, вызвать желание участвовать в инсценировке, развивать актёрские способности. Рассказывание сказки «Заюшкина избушка». Цели: формировать умение детей эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей; учить интонационно точно повторять песенки из сказки. Упражнять в словообразовании.

Воспитывать желание выслушивать друг друга, не перебивать. Март 1 неделя Весна. Мамин праздник. Первые цветы. Виеру чтение стихотворения. Цель: познакомить детей с новым стихотворением. Формировать умение детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания.

Воспитывать любовь и уважение к маме. Заучивание стихотворения Я. Акима «Мама». Цели: вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к маме через поэзию, творческую деятельность. Пополнить словарный запас эмоционально- оценочной лексикой. Чтение рассказа Н. Калининой «Мамина чашка».

Цели: формировать умение детей передавать содержание небольшого по объему литературного произведения; формировать умение задавать вопросы к тексту произведения и отвечать на вопросы, логически правильно выстраивая ответ; развивать слуховую память. С Капутикян «Моя бабушка». Цели: вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к бабушке через поэзию, творческую деятельность. Габе чтение рассказа. Цель: продолжать формировать умение детей внимательно слушать рассказы, отвечать на вопросы по их содержанию. Воспитывать интерес к труду взрослых, желание им помогать. Чтение произведения Михалкова «А что у вас?

Чтение рассказа Е. Пермяка «Мамина работа». Цели: закреплять знания детей об особенностях разных литературных жанров; Формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею; учить, отвечая на вопросы, правильно строить предложения. Чтение художественной литературы: «Айболит» Цели: продолжать приобщать детей к отечественной детской худ. Формировать умение отвечать на вопросы педагога. Развивать речь, память, логическое мышление детей. Цели: развивать умение детей слушать большие по объему литературные произведения; продолжать знакомить детей с особенностями живой природы; воспитывать бережное отношение к природе.

Продолжать знакомить детей с произведениями детских писателей; помочь понять смысл рассказа; воспитывать любовь и заботливое отношение к близким. Чтение и заучивание песенки «Дед хотел уху сварить…»? Цель: помочь детям запомнить р. Сказка «По щучьему велению». Цели: развивать умение детей слушать большие по объему литературные произведения; продолжать знакомить детей с особенностями живой природы 4. Разучивание стихов, загадок о рыбах. Цель: воспитывать умение отгадывать загадки.

Чтение и разучивание стихов о городе. Цель: развивать память, умение выразительно рассказывать. Барто чтение стихотворения. Цель: формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности. Развивать память, воображение, умение отвечать на вопросы. Воспитывать любовь к художественной литературе. Чтение стихотворения А.

Кардашовой «Наш дворец для всех открыт» Цель: формировать умение детей внимательно слушать произведение до конца. Воронько «Лучше нет родного края» - чтение. Цели: формировать умение участвовать в коллективном разучивании стихотворения при хоровом проговаривании; выразительно читать стихотворный текст; воспринимать смысл пословиц, выраженный образно «Всякому мила своя сторона», «Нет земли краше, чем Родина наша» ; воспитывать любовь к родному краю. Васнецова, В. Чижикова, Е. Чарушина, с тем как важны в книге рисунки, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Развивать произвольное внимание.

Воспитывать эстетический вкус. Чтение стихотворения Я. Аким « Неумейка ». Цели: развивать способность слушать литературные произведения, отвечать на вопросы по содержанию фразой; развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление, мелкую моторику руки. Перро «Мальчик — с пальчик» - рассказывание сказки. Цели: продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки; Формировать образность речи, понимание образных выражений; развивать творческие способности, умение разыгрывать фрагменты сказки. Чтение произведения «Мойдодыр» К.

Цель: развивать интерес детей к чтению, воспитывать любовь к чистоте. Загадки о космосе. Цели: развивать умение разгадывать загадки. Тренировать память и внимание. Воспитывать уважение к труду космонавтов.

Коваль «Дед, баба и Алеша» Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Драгунский «Денискины рассказы» Формирование представлений о характерных качествах мальчиков и девочек. Григорьева «Ссора» Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками; доброжелательного отношения к противоположному полу А. Барто «Вовка - добрая душа» Е. Благинина «Посидим в тишине» Продолжать формировать представление детей о добром отношении к маме А. Усачёв «Что такое этикет» Продолжать обучение культуре речевого общения в детском саду и дома «Крупеничка» Н. Телешов Воспитывать интерес к сказкам, к русским традициям Самообслуживание, труд рнс «Хаврошечка» обр. Толстой Формировать представления детей о трудолюбивом человеке К. Чуковский «Мойдодыр» Воспитание культурно-гигиенических навыков К. Чуковский «Федорино горе» рнс «По щучьему веленью» Закреплять у детей понятие о важности человеческого труда А. Барто «Девочка-чумазая» Воспитывать опрятность, бережное отношение к личным вещам, вещам товарища Ю. Михалкова Формирование основ безопасности С. Михалков «Дядя Степа-милиционер» Закрепление правил поведения на улицах города Е. Маршак «Цифры» Знакомство с цифрами Ознакомление с социальным миром Г. Андерсен «Снеговик» Знакомство с новогодними традициями разных стран С. Кустовой и В. Андреева; Знакомство с особенностями народов Западной Африки А.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий