Китайско-индийский пограничный конфликт в 1962 году.
Индия и Китай пришли к согласию о снижении напряженности на границе двух стран
Диалог ведется не только между военными, но и на уровне МИД двух стран. Однако, продолжает газета, дипломаты и военные устранить напряжение оказались не в состоянии. Очевидно, и эта встреча к реальным подвижкам не привела. Во всяком случае, МИД Индии опубликовал заявление по ее итогам, где говорилось, что действия Китая на западном участке линии контроля за последние два с половиной года подорвали «стратегическое доверие» между двумя странами. Если суммировать индийские официальные комментарии по отношениям с Китаем, то получается, что остается возлагать надежду на подлинное примирение лишь на лидеров двух государств. Правда, запланирован ли такой диалог Си и Моди, неясно. Сообщения на сей счет противоречивы.
Примакова РАН, отметил: «Это был 19-й раунд переговоров. За ним последуют 20-й, 21-й. Командующие говорят о том, как избежать столкновений, избежать непонимания друг друга. Это в принципе просто декларация о том, что стороны не заинтересованы в обострении конфликта. Для Пекина и Дели не столь важны участки неосвоенной земли в горах.
Так или иначе, Р. Раджагопалан подчеркивает, что в целом торговое сотрудничество - это одна из тех немногих областей, где отношения Китая и Индии продвигаются вперед, несмотря на растущий дефицит двусторонней торговли. Отмечается также и значительный потенциал роста в таких секторах, как фармацевтика, информационные технологии и инфраструктура. Хотя Индия и Китай прибегают к определенным протекционистским мерам, рыночные силы и экономическая выгода часто перевешивают, что позволяет, например, китайским компаниям в сотрудничестве с местным бизнесом участвовать в инфраструктурных проектах на территории Индии, а также усиливать присутствие в некоторых секторах индийской экономики, включая энергетику.
Взаимодействие в рамках многосторонних механизмов в сфере экономики и устойчивого развития Заинтересованность Китая и Индии в углублении экономического сотрудничества особенно заметна на уровне взаимодействия в рамках международных многосторонних площадок, включая АБИИ и НБР. Так, Индия является одним из крупнейших заемщиков, привлекая средства на цели развития и для обновления инфраструктуры. Выделение финансирования, например в рамках АБИИ, не представляется возможным без поддержки Китая, который является крупнейшим держателем голосующих акций. НБР был создан в 2014 году, а уже в 2015 году первым в истории президентом банка был назначен крупный индийский предприниматель, председатель «Infosys Limited» вторая по величине индийская ИТ-компания Кундапур Ваман Камат. В 2016 году, когда банк впервые начал осуществлять операции по финансированию проектов национального и инфраструктурного развития, Индия из всех пяти членов получила наибольший объем финансирования в размере 500 млн долларов19. По данным на 2019 год, банк одобрил 70 проектов во всех странах-членах, четверть из которых 18 проектов стоимостью почти 7 млрд долларов приходится на Индию20. Некоторые исследователи также отмечают сотрудничество Китая и Индии на многосторонних площадках по продвижению интересов развивающихся стран, в том числе в области торговли и устойчивого развития. Первый представляет собой блок из четырех крупных новых индустриальных стран - Бразилии, Южной Африки, Индии и Китая, - образованный в 2009 году с целью согласования совместных действий на Копенгагенском саммите по климату. В 2010 году страны заявили о расширении сотрудничества и в других областях, в том числе было объявлено о совместной программе разработки спутников.
Все участники в целом разделяют позиции по сокращению объемов выбросов парниковых газов и привлечению средств, необходимых для борьбы с изменением климата. Например, на 26-й Конференции ООН по изменению климата в 2021 году министр окружающей среды Индии от имени «BASIC Countries» представил «Дорожную карту» по оказанию финансовой поддержки для развивающихся стран по борьбе с изменениями климата в размере 100 млрд долларов на период с 2021 по 2025 год. Отдельного внимания заслуживает координация действий Китая и Индии по усилению представительства развивающихся стран на ведущих международных финансовых площадках. Так, например, обе страны традиционно выступают за реформирование Всемирной торговой организации ВТО и Всемирного банка, а также увеличение квот для развивающихся стран в Международном валютном фонде МВФ и совершенствование системы голосования с тем, чтобы их роль в международной монетарной политике стала более весомой. Вместе с тем вслед за усилением процессов региональной политической и экономической конкуренции между Китаем и Индией в ИТР Нью-Дели пытается привлечь к себе больше сторонников среди стран «глобального Юга» и выступает с критикой Китая, который якобы заманивает бедные страны в «долговой капкан». Подобная риторика звучала на онлайн-саммите «Голос глобального Юга» в январе 2023 года с участием более 120 государств афро-азиатского и латиноамериканского мира, в котором Китай не принял участие, хотя и был уведомлен индийской стороной. Проблемы инвестиционного сотрудничества Слабость динамики инвестиционного сотрудничества объясняется как сохранением политической напряженности двусторонних контактов вследствие пограничного спора, так и политикой Нью-Дели по усилению контроля за инвестиционной деятельностью со стороны ближайших соседей, принятой в апреле 2020 года21. Процедуры контроля за ПИИ стран-соседей были усилены, с одной стороны, чтобы избежать поглощений индийских предприятий, оказавшихся в сложной финансовой ситуации вследствие экономических проблем, спровоцированных Covid-19, а с другой - в связи с активизацией китайско-индийских политических трений, вызванных обострением пограничного конфликта. Хотя поправки в инвестиционное регулирование и затронули другие страны, включая Афганистан, Бутан, Мьянму, Непал, Пакистан и Бангладеш, которые теперь вынуждены получать специальное одобрение правительства Индии для осуществления любых проектов с привлечением ПИИ, считается, что данная мера в первую очередь направлена против Китая.
В итоге в результате введенных ограничений Индия в прошлом году одобрила лишь 80 из 320 предложений о ПИИ со стороны китайских компаний22. Объемы китайских инвестиций в экономику Индии остаются достаточно скромными: приток ПИИ из Китая в Индию в период 2014-2019 годов составлял примерно 360 млн долларов в год. Вследствие негативных экономических последствий от пандемии Covid-19 в 2020-2021 годах объемы инвестиций упали еще больше - до 200 млн долларов, что стало самым низким уровнем за последние несколько лет23. Усиление контроля за китайским капиталом в Индии продолжилось и в 2022 году, когда правительство страны инициировало дисциплинарные разбирательства против более чем 400 руководителей финансово-бухгалтерских и правовых подразделений фирм за их предполагаемую роль в регистрации подставных китайских компаний в обход существующих норм. Тогда же многие китайские компании в сферах телекоммуникации, финансовых технологий и производства, работающие в Индии, подверглись проверкам налоговых органов по обвинениям в уклонении от уплаты налогов. Кроме того, китайские компании, якобы находящиеся в Индии для уклонения от уплаты налогов, обвинялись в сборе личных данных индийских пользователей для последующей передачи их властям КНР. Начиная с 2020 года Индия также продолжает расширять «черный список» китайских приложений, которые попадают под блокировку на территории страны: с первоначальных 59 из них, включая «TikTok» от компании «ByteDance» и некоторые программы «Tencent», ограничения коснулись более чем 300 подобных приложений в 2022 году25, а в 2023 году к ним было добавлено еще 232 программы и веб-сайта26. Необходимо отметить, что, хотя различные ограничения и могут восприниматься как попытка снизить влияние китайского капитала особенно после инцидента 2020 г. Так, согласно Индексу экономической свободы за 2023 год, Индия находится на 131-м месте в мире и 27-м среди 39 стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Это связано со многими факторами, включая не очень привлекательный инвестиционный климат, а также большое количество формальных и неформальных барьеров. Например, правительство страны налагает определенные ограничения на иностранный капитал, связанные как с правом иностранного владения, так и с принадлежностью организаций, которые должны находиться только в собственности индийских граждан или компаний. Так как инвестиционное сотрудничество значительно зависит от политической конъюнктуры, решением сложившейся проблемы пассивных темпов роста взаимных инвестиций может стать лишь улучшение общего климата двусторонних отношений. В случае эффективного развития существующих механизмов координации по пограничным вопросам, налаживания более доверительного политического сотрудничества и преодоления опасений индийской стороны по отношению к китайскому капиталу, а также большей открытости китайских компаний к сотрудничеству с индийскими контрагентами может последовать и улучшение инвестиционного взаимодействия в целом. Проблема отрицательного торгового баланса Индии Нью-Дели испытывает настолько серьезные опасения по поводу увеличения экономической зависимости от Китая, что даже на официальном уровне власти относят их к основным рискам для экономики страны. Китай и Индия неоднократно подходили к проблеме растущего дефицита торгового баланса и даже предпринимали ряд шагов к взаимной либерализации торговли. Так, в 2003 году Китай и Индия создали совместный межгосударственный диалоговый механизм - Группу a Joint Study Group JSG по расширению торгово-экономического сотрудничества. Начиная с создания в 2003 году JSG обе страны двигались в сторону большей экономической открытости. В 2005 году JSG подготовила отчет о китайско-индийском торгово-экономическом сотрудничестве29, в котором содержались рекомендации о целесообразности заключения торгового соглашения между Китаем и Индией, охватывающего инвестиционное сотрудничество и торговлю товарами и услугами30.
Однако, как отмечают некоторые исследователи, продолжающаяся в течение длительного времени публичная дискуссия о растущем дефиците торгового баланса Индии с Китаем замедлила продвижение двустороннего соглашения о свободной торговле31. Как раз в период активной фазы переговоров о заключении регионального торгового соглашения 2005-2007 гг.
Также известно о том, что Китай срочно возводит вдоль границы с Индией военные укрепления. Особенно увеличено число солдат в районе недавних столкновений, в результате которых погибли порядка ста человек с обеих сторон.
Ранее «Экспресс газета» писала, что Пекин срочно возводит на границе военные укрепления и неосторожное действие с любой стороны может спровоцировать серьезную войну.
Далай-Лама по прежнему живёт в Индии, но экскурсии в тибетские поселения турфирмам делать запретили, чтобы не раздувать тему тибетских беженцев в Индии. Мы делаем туры из Гоа в Малый Тибет - многотысячное поселение тибетских монахов в штате Карнатака при соблюдении определённых условий.
Однако Индия по-прежнему не признает суверенитет Китая над регионом Аксайчин, считая его частью Кашмира, а Китай - принадлежность к Индии одного из её штатов - Аруначал-Прадеша. В Индии убеждены, что китайцы оказывают помощь сепаратистам северо-востока страны, а также левацким партизанам-маоистам - наксалитам, контролируют малонаселённые, но значительные по размерам приграничные территории на всём севере Индии, опираясь на племенное и низкокастовое население. Непал по факту находится под большим влиянием Китая.
А индийско-непальская граница протянулась на 1690 км. О дружбе Китая и Пакистана все знают. Шри-Ланка оказалась в экономической зависимости от Китая.
В счёт долгов страна предоставила свою территорию под военно-морскую базу. Проблемы из территориальных претензий перетекают в экономическое соперничество. Справедливости ради, нужно отметить, что на карте мира полностью благополучных стран немного, котёл то нагревается, то остывает.
Индии и Китаю хватает мудрости официально воздерживаться от агрессивной риторики, а гласное от негативных действий. Обе республики находятся в одной весовой категории. Они соседи по Азии.
КНР и Индия равны и по населению - примерно по 1,5 млрд. При этом могут обеспечить продовольственную безопасность своего населения, что под силу очень ограниченному числу стран. Индийская и китайская армии, выяснения отношений между которыми пока что всегда заканчивались в пользу последней, примерно сопоставимы по своему потенциалу.
Так же как военная авиация и флоты. Обе державы - ядерные. Государства одинаково горды своей тысячелетней историей и культурой.
Китайская республика выглядит более независимой в политическом плане, но и Индия близка к этому. И в той, и в другой стране граждане всех национальностей и вероисповеданий очень любят свою Родину. По сравнению с их патриотизмом, европейцы - космополиты без своего Отечества.
Подавляющее большинство индийцев поддерживают своего лидера Нарендру Моди родился в 1950 г. У обоих преобладают националистические идеи. Нарендра Моди и Си Цзиньпин В силу всего вышесказанного оба государства являются естественными конкурентами.
Так что территориальные претензии уже не стоят на первом месте. Главные противоречия - экономические, и они никуда не денутся. Ситуация не была бы столь напряженной, если бы Китай и Индия не были настолько втянуты в глобализацию мировой торговли.
Обе страны производят все виды конкурентных товаров, так как уже давно был взят курс на выпуск по возможности всех товаров внутри страны. Они одинаково хотят летать в космос и осваивать Арктику. Китай экономически мощнее Индии в несколько раз.
Но Запад доверяет Индии куда больше, чем Китаю. У китайских бизнесменов есть проблемы в инвестировании в экономики западных стран, у индийских - нет. Индия успешно отправляет свои товары в Европу по морю.
Китайский же морской путь пока гораздо длиннее. Но строящийся сухопутный маршрут через Гилгит в пакистанский морской порт этот путь сокращает. Пакистан давний враг Индии.
На границе Индии и Китая произошёл вооружённый конфликт
МИД Индии подтвердил информацию о ранении нескольких военнослужащих. По данным газеты, речь идет о 20 солдатах с индийской стороны и «гораздо большем числе» пострадавших в армии КНР. Реклама После стычки командиры с обеих сторон провели встречу.
Столкновение 15 июня - четвертое за последний месяц. Но именно этот инцидент стал бойней, где обе стороны понесли ощутимые потери. Главный вопрос, интересующий всех - что будет дальше. Формально мирная договоренность между Индией и Китаем от 1962 года не нарушена: она запрещает применение огнестрельного оружия.
Поэтому в ход пошли камни и палки, а не артиллерийское орудие. Нью-Дели готовит ракеты и корабли в Бенгальском заливе.
В конце июля Индия осудила Китай, который по-прежнему выдает специальные визы жителям северо-восточного индийского штата Аруначал-Прадеш, образованного после китайско-индийского пограничного конфликта в 1962 году. Китай считает Аруначал-Прадеш частью входящих в его состав территорий южного Тибета. Индия включает его в регион Ладакх. КНР же претендует на 90 тысяч кв.
Провести границу между двумя этими странами невозможно. Одна из причин — это то, что договора, заключенные во времена еще британской колонии в Индии, в описании имели одну границу, а на карте она проходила иначе.
Интересно, что не соответствовало правде ни то, ни другое. Причиной этому стало то, что Гималаи тогда были плохо исследованы. Юрий Шевцов рассказал, что общая формулировка между Индией и Китаем, как решать эту проблему, установилась в 80-х годах: — Тогда власти двух стран приняли решение прекратить слишком сильную конфронтацию вокруг этой проблемы.
Индия сообщила о нападении Китая в районе Гималаев
Индийские власти внимательно следят за передвижениями и скоплением китайских вооруженных сил на границе, пишет газета со ссылкой на собственный источник в правительстве Индии. В Китае данный факт отрицают Рядом с индийским штатом Аруначал-Прадеш военные Китая и Индии столкнулись впервые с мая 2020 года. Индийский дипломат считает, что Китай в ближайшее время может напасть на Индию, поскольку война с Тайванем чревата большими экономическими потерями.
На границе Индии и Китая произошли боевые столкновения
История конфликта. Отсутствие демаркированной границы между Индией и Китаем в Гималаях (две страны разделяет Линия фактического контроля) остается на протяжении десятилетий источником напряженности. Столкновения между индийскими и китайскими военнослужащими произошли на приграничных территориях. В 1962 году между Индией и Китаем произошел вооруженный пограничный конфликт. "Индийские и китайские войска разошлись в районе Галван, где ранее вступили в конфликт в ночь с 15 на 16 июня 2020 года. История конфликта. Отсутствие демаркированной границы между Индией и Китаем в Гималаях (две страны разделяет Линия фактического контроля) остается на протяжении десятилетий источником напряженности. Между Нью-Дели и Пекином достигнута договоренность об активизации мер по урегулированию ситуации в Восточном Ладакхе.
Конфликт на границе Индии и Китая с участием военных
И хотя сейчас Нью-Дели и Пекин уже развели своих военных, все в мире понимают, что потенциально их конфликт может быть самым опасным в мире. С палкой наголо Столкновению в районе долины Галван в Ладакхе в ночь с 15 на 16 июня предшествовало несколько менее крупных стычек. Ещё 5 мая между индийскими и китайскими пограничниками произошла небольшая заварушка, после которой обе стороны начали развёртывать в спорном районе дополнительные войска. Через две недели КНР, к тому моменту сконцентрировавшая в Гальванской долине сотни солдат, объявила территорию своей, на что получила агрессивный ответ Индии, которая перебросила туда ещё несколько отрядов.
И хотя дипломаты пытались как-то снизить градус, конфликт, видимо, был неизбежен. Но его масштаб мало кто мог предугадать. По данным СМИ, со стороны Дели было убито порядка 20 военных, говоря о потерях Пекина, упоминаются 43 пострадавших — среди которых есть в том числе и скончавшиеся.
При этом, пишут журналисты, во время стычки не прозвучало ни одного выстрела — во время разборок применялись лишь камни и железные палки. Судя по всему, некоторые индийские солдаты, спасаясь, прыгали в реку Галван с большой высоты. Что могло их к этому вынудить, пока вопрос.
Неясно также, кто стал зачинщиком бойни. Китай и Индия, понятно, возложили ответственность друга на друга. Представитель китайского МИДа Чжао Лицзянь на брифинге во вторник заявил, что индийские военные дважды пересекли линию контроля, совершая провокации и нападая на солдат народно-освободительной армии.
Индийское же внешнеполитическое ведомство парировало, что это китайцы нарушили соглашение о линии фактического контроля, а столкновение «стало результатом попытки китайской стороны в одностороннем порядке изменить статус-кво в регионе». Дела минувшего прошлого Впрочем, статус-кво для индийско-китайского приграничного региона понятие вполне эфемерное. Стычки здесь происходят постоянно, последнее серьёзное столкновение состоялось в 2017 году.
Фото: globallookpress. К границе переброшены три индийские пехотные дивизии численностью в 10-12 тысяч военнослужащих каждая, а также танки и артиллерия. Истребители ВВС Индии совершают регулярные патрульные полеты», — сказано в материале.
Индийская сторона выступила за снижение активности на линии соприкосновения войск, прекращение наращивания военной инфраструктуры Народно-освободительной армии Китая в Ладакхе и отвод войск с передовых рубежей». Обе стороны договорились выйти из спорного района вдоль гималайской границы буквально в сентябре этого года. Справедливости ради стоит подчеркнуть, что войска придерживались давних протоколов, дабы избежать применения огнестрельного оружия вдоль так называемой линии фактического контроля LAC. Но снова полыхнуло.
Министр обороны Индии Раджнатх Сингх даже снова заговорил во вторник о том, что китайские войска в одностороннем порядке пытались изменить статус-кво вдоль LAC в Аруначал-Прадеше, но индийские войска вынудили их отступить на свою сторону границы. Эта попытка была решительно пресечена нашими войсками. Они мужественно остановили вторжение НОАК на нашу территорию и вынудили их вернуться на свой пост», — говорится в заявлении министра обороны. Раджнатх добавил, что «индийские войска не понесли потерь или серьезных ранений». Министр подчеркнул, что «этот вопрос обсуждался с Китаем по дипломатическим каналам». Отмечалась и сила индийской армии, которая «способна пресечь любые попытки бросить ей вызов». Могут ли быть подобные заявления знаком разрастания конфликта?
Доцент кафедры индийской филологии Института стран Азии и Африки МГУ Борис Волхонский считает, что ожидать силового сценария вряд ли стоит: — Масштабный конфликт невозможен в силу того, что обе страны обладают ядерным оружием. Да и сейчас не в интересах ни Индии, ни Китая эскалация этого конфликта.
В публикации заявлено, что на протяжении последних нескольких недель там происходили вооружённые столкновения. В Нью-Дели заявили, что руководством КНР была отозвана часть китайских военных подразделений ещё восьмого июня. Тогда Индия приняла решение ответить тем же, заявили чиновники.
Между Китаем и Индией нет угрозы «полномасштабного» военного конфликта
Чжао ЛИЦЗЯНЬ, ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ МИД КНР:Китай и Индия в настоящее время решают соответствующие вопросы на местах посредством диалога по военным и дипломатическим каналам. Таким образом, Китай и Индия пришли в непосредственное соприкосновение на значительных участках гималайской границы». Более того, Индию и Китай разделяют столь серьёзные противоречия, что они рискуют оказаться по разные стороны баррикад в будущем китайско-американском противостоянии. В понедельник, 31 августа, Индия обвинила китайские войска в «провокационных военных действиях» на границе, нарушающих предыдущие договоренности между двумя странами, передает Более того, Индию и Китай разделяют столь серьёзные противоречия, что они рискуют оказаться по разные стороны баррикад в будущем китайско-американском противостоянии.
Что не поделили Индия и Китай: старые раны высокогорного Тибета с ядерной угрозой
Война между Китаем и Индией Пограничная война, стартовавшая в 1962 году, разразилась по причине спора о границе, расположенной между Тибетом и Британской Индией. Китай тогда предложил отдать ему Аксайчин в обмен на свободу действий в западных районах. По другой версии военные действия начались по причине того, что Индия укрывала у себя Далай-лам XIV, вынужденно бежавшего из Тибета, когда к власти пришли коммунисты Китая. По итогам конфликта Индия потеряла около 3,1 тысяч человек ранеными, убитыми и пропавшими без вести. Более 3,3 тысячи человек попало в китайский плен. Финансовые потери Индии составили 8,4 млн долларов в ценах 1962 года , а спорная территория досталась Китаю. Однако Китай считает большую часть Арчуначал-Прадеша своим.
Военные действия здесь были в 1975 году, но непродолжительными. В 1993 и 1996 годы Индия и Китай пытались подписать мирное соглашение по спорному району, но эти договоры ничего не дали. Именно тогда Индия отменила специальный статус штата Джамму и Кашмир, а саму спорную территорию хочет разделить на разделить на отдельные Джамму и Кашмир плюс Ладакх. В спорном штате проживает около 12,2 млн человек.
Китайские военнослужащие силой остановили индийских рабочих, которые строили оросительный канал в северном индийском штате Джамму и Кашмир. Конфликт случился в приграничной области Ладакх в секторе Демчок. Там индийские рабочие сооружали водный канал, который должен был бы связать местный термальный источник с одной из деревень. Вблизи от данного населённого пункта проходит Линия фактического контроля, которая разделяет Китай и Индию. Эта Линия не является официальной, но носит статус фактической границы. Во время работ примерно 55 китайских военнослужащих из народно-освободительной армии Китая НОАК подошли к Линии фактического контроля и жёстко, «в грубой форме», потребовали прекратить работы.
Специалист отметил, что у Индии и Китая традиционно много десятилетий существует пограничный конфликт: — Он нерешаемый, так как там очень сильно запутана его документальная база. Провести границу между двумя этими странами невозможно. Одна из причин — это то, что договора, заключенные во времена еще британской колонии в Индии, в описании имели одну границу, а на карте она проходила иначе. Интересно, что не соответствовало правде ни то, ни другое. Причиной этому стало то, что Гималаи тогда были плохо исследованы.
Кризис наступил 17 июля, когда Китай начал полномасштабные учения в спорном районе. Пакистанское новостное агентство Dunya News, до тех пор считавшееся достаточно надёжным источником, сообщило о нанесении НОАК ракетно-артиллерийского удара по военным объектам по индийской территории, в результате чего якобы погибли 158 индийских военных и несколько человек получили ранения.
Сообщение было проиллюстрировано фотографиями горящих индийских грузовиков и убитого солдата. Опровержение поступило лишь через полчаса, когда было установлено, что на фотографиях — результат обстрела пакистанской артиллерией индийского пограничного поста в Кашмире, в результате чего погибли два человека, в том числе один военный. Официальное опровержение как с китайской, так и с индийской стороны поступило лишь через несколько часов: очевидно, это время потребовалось на то, чтобы проверить информацию. После этого инцидента обе стороны резко изменили риторику на более миролюбивую, по-прежнему отрицая суверенитет оппонента над спорной территорией, но при этом делая акцент на невозможности решения конфликта силовыми методами. В самой «тройке» отношения «Россия — Индия и Россия — Китай» выглядят более предпочтительными, чем отношения «Китай — Индия». Сможет ли Россия сыграть роль медиатора с учётом существующих противоречий между Китаем и Индией? Или данную роль на себя возьмёт на себя какая-то другая страна?
Этими вопросами задаётся эксперт клуба «Валдай» Муратбек Иманалиев. Проанализируем цели и задачи участников конфликта. Бутан заинтересован в установлении полного контроля над плато Доклам, однако не может этого сделать собственными силами. Природно-географические условия делают бессмысленным размещение гарнизона: Доклам — необитаемая территория, используемая в основном для сезонного выпаса скота. Единственная возможная форма военного присутствия там — долговременные наблюдательные посты, служащие базой для регулярных патрулей. Бутанские власти опасаются, что при помощи строительства дороги КНР не только утвердит свой суверенитет над оспариваемой территорией, но и получит возможность при необходимости перебросить дополнительные силы к опорной базе бутанской армии в районе — лагерю Джомпхери.
Индия обвинила Китай в провокационных военных действиях на границе
Китай намерен в ближайшее время решить территориальный вопрос с Индией и нормализовать обстановку на линии фактического контроля, передает Tengrinews. По данным портала, 27 апреля в Нью-Дели состоялась встреча министров обороны Китая и Индии, главной темой обсуждения стала обстановка в северо-восточном штате Аруначал-Прадеш, а также на участке горной территории на севере Кашмира. На встрече со своим индийским коллегой Раджнатхом Сингхом министр обороны КНР Ли Шанфу заявил, что Китай намерен нормализовать обстановку на линии фактического контроля.
Юрий Шевцов рассказал, что общая формулировка между Индией и Китаем, как решать эту проблему, установилась в 80-х годах: — Тогда власти двух стран приняли решение прекратить слишком сильную конфронтацию вокруг этой проблемы.
Тем более речь идет о высокогорье, где практически нет людей. Индия и Китай тогда приняли формулировку: «Оставить решение проблемы на усмотрение будущих поколений, а пока не обострять». Поэтому пока между ними происходят какие-то пограничные инциденты.
Политолог уверил, что на данный момент нет никаких указаний на то, что в отношениях между Индией и Китаем радикально меняется ситуация.
Часть недостроенных участков сети проходит через мьянманские штаты Чин и Ракхайн, где в последние месяцы продолжаются одни из самых ожесточенных боевых действий. А после взятия повстанцами в январе пограничного городка Палетва в Чине индийская газета The Hindu и вовсе написала, что проект «почти мертв». В МИД Индии, обеспокоившись в том числе и притоком беженцев, не раз призывали к диалогу сторон и прекращению насилия в стране. Нестабильность на границе мешает, например, притоку китайских инвестиций в регион и угрожает строительству глобального экономического коридора. Китаю нужен выход в Индийский океан. Для этого в штате Ракхайн он планирует построить глубоководный порт возле города Кьяукпью в Бенгальском заливе.
Кроме того, между Кьяукпью и китайской провинцией Юньнань проходят важные нефте- и газопроводы. В январе 2024 года стало известно, что повстанцам удалось захватить один из портов в Ракхайне. В связи с экономическими рисками Пекин не остался в стороне, не только призывая к диалогу, но и непосредственно содействуя перемирию. Например, в январе при посредничестве Пекина удалось добиться временного прекращения огня. Однако вскоре договоренности были нарушены.
Нестабильность на границе мешает, например, притоку китайских инвестиций в регион и угрожает строительству глобального экономического коридора. Китаю нужен выход в Индийский океан. Для этого в штате Ракхайн он планирует построить глубоководный порт возле города Кьяукпью в Бенгальском заливе. Кроме того, между Кьяукпью и китайской провинцией Юньнань проходят важные нефте- и газопроводы. В январе 2024 года стало известно, что повстанцам удалось захватить один из портов в Ракхайне. В связи с экономическими рисками Пекин не остался в стороне, не только призывая к диалогу, но и непосредственно содействуя перемирию. Например, в январе при посредничестве Пекина удалось добиться временного прекращения огня. Однако вскоре договоренности были нарушены. Повстанческие армии обвинили в этом правительственные войска. Более того, сложные и конкурирующие внутренние интересы региональных повстанческих сил представляют собой серьезное препятствие для переговорного процесса, — обратил внимание исследователь Немецко-Юго-Восточноазиатского центра передового опыта в области государственной политики и управления Вай Ян Пхе Наинг. Стоит отметить, что противостояние в Мьянме — это самая долгоиграющая война в современной истории, которая по сути началась еще в 1948 году, то есть практически сразу же после предоставления независимости Бирме от Великобритании, подчеркнул в беседе с «Известиями» руководитель Центра изучения стран Дальнего Востока в Санкт-Петербурге Кирилл Котков.