Конституция РСФСР 1978 года — четвёртая конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 г. Конституция РСФСР 1978 года — четвёртая конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
Конституция 1978 года: содержание и история принятия
Конституция РСФСР 1978 года была отменена Конституцией РФ 1993 года, которая была принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. Конституция РСФСР 1978 г., являлась вполне «советской», и наследовала основы, заложенные в Конституции (Основном законе) СССР 1977 г. туция 1978 года впервые в прямой форме устано-вила, что РСФСР является суверенным государством.
Конституция РСФСР 1978 года
Статья 13. В личной собственности могут находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Личная собственность граждан и право ее наследования охраняются государством. В пользовании граждан могут находиться участки земли, предоставляемые в установленном законом порядке для ведения подсобного хозяйства включая содержание скота и птицы , садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства. Граждане обязаны рационально использовать предоставленные им земельные участки. Государство и колхозы оказывают содействие гражданам в ведении подсобного хозяйства. Имущество, находящееся в личной собственности или в пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества. Статья 14. Источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека является свободный от эксплуатации труд советских людей. В соответствии с принципом социализма "От каждого - по способностям, каждому - по труду" государство осуществляет контроль за мерой труда и потребления. Оно определяет размер налога на доходы, подлежащие налогообложению.
Общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе. Государство, сочетая материальные и моральные стимулы, поощряя новаторство, творческое отношение к работе, способствует превращению труда в первую жизненную потребность каждого советского человека. Статья 15. Высшая цель общественного производства при социализме - наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей. Опираясь на творческую активность трудящихся, социалистическое соревнование, достижения научно-технического прогресса, совершенствуя формы и методы руководства экономикой, государство обеспечивает рост производительности труда, повышение эффективности производства и качества работы, динамичное, планомерное и пропорциональное развитие народного хозяйства. Статья 16. Экономика РСФСР является составной частью единого народнохозяйственного комплекса, охватывающего все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории СССР. Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учетом отраслевого и территориального принципов при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используются хозяйственный расчет, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы. Статья 17.
В РСФСР в соответствии с законом допускаются индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее использование в интересах общества. Статья 18. В интересах настоящего и будущих поколений в РСФСР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды. Глава 3. Социальное развитие и культура Статья 19. Государство способствует усилению социальной однородности общества - стиранию классовых различий, существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом, всестороннему развитию и сближению всех наций и народностей СССР. Статья 20. В соответствии с коммунистическим идеалом "Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех" государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности. Статья 21.
Государство заботится об улучшении условий и охране труда, его научной организации, о сокращении, а в дальнейшем и полном вытеснении тяжелого физического труда на основе комплексной механизации и автоматизации производственных процессов во всех отраслях народного хозяйства. Статья 22. В РСФСР последовательно претворяется в жизнь программа превращения сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального; расширения в сельской местности сети учреждений народного образования, культуры, здравоохранения, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства; преобразования сел и деревень в благоустроенные поселки. Статья 23. На основе роста производительности труда государство неуклонно осуществляет курс на повышение уровня оплаты труда, реальных доходов трудящихся. В целях более полного удовлетворения потребностей советских людей создаются общественные фонды потребления. Государство при широком участии общественных организаций и трудовых коллективов обеспечивает рост и справедливое распределение этих фондов. Статья 24. В РСФСР действуют и развиваются государственные системы здравоохранения, социального обеспечения, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства. Государство поощряет деятельность кооперативных и других общественных организаций во всех сферах обслуживания населения.
Оно содействует развитию массовой физической культуры и спорта. Статья 25. В РСФСР существует и совершенствуется единая система народного образования, которая обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, служит коммунистическому восприятию, духовному и физическому развитию молодежи, готовит ее к труду и общественной деятельности. Статья 26. В соответствии с потребностями общества государство обеспечивает планомерное развитие науки и подготовку научных кадров, организует внедрение результатов научных исследований в народное хозяйство в другие сферы жизни. Статья 27. Государство заботится об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня. В РСФСР всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества. Глава 4. Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества Статья 28.
Статья 29. В соответствии с Конституцией СССР защита социалистического Отечества относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа. В целях защиты социалистических завоеваний, мирного труда советского народа, суверенитета и территориальной целостности государства созданы Вооруженные Силы СССР и установлена всеобщая воинская обязанность. Долг Вооруженных Сил СССР перед народом - надежно защищать социалистическое Отечество, быть в постоянной боевой готовности, гарантирующей немедленный отпор любому агрессору. Статья 30. Обязанности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по обеспечению безопасности страны и укреплению ее обороноспособности определяются законодательством Союза ССР. Глава 5. Равноправие граждан Статья 31. Основания и порядок приобретения и утраты советского гражданства определяется Законом о гражданстве СССР. Статья 32.
Граждане РСФСР равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств. Равноправие граждан РСФСР обеспечивается во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни. Статья 33. Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин: созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей. Статья 34. Осуществление этих прав обеспечивается политикой всестороннего развития и сближения всех наций и народностей СССР, воспитанием граждан в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, возможностью пользоваться родным языком и языками других народов СССР. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, равно как и всякая проповедь расовой или национальной исключительности, вражды или пренебрежения - наказываются по закону. Статья 35. Иностранным гражданам и лицам без гражданства в РСФСР гарантируются предусмотренные законом права и свободы, в том числе право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Статья 36.
РСФСР предоставляет право убежища иностранцам, преследуемым за защиту интересов трудящихся и дела мира, за участие в революционном и национально-освободительном движении, за прогрессивную общественно-политическую, научную или иную творческую деятельность. Глава 6. Социалистический строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения программ, социально-экономического и культурного развития. Использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан. Статья 38. Граждане РСФСР имеют право на труд, - то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, - включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей. Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной организации и трудоустройства. Статья 39. Это право обеспечивается установлением для рабочих и служащих рабочей недели, не превышающей 41 часа, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и производств, сокращенной продолжительностью работы в ночное время; предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха, а также расширением сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развитием массового спорта, физической культуры и туризма; созданием благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и других условий рационального использования свободного времени. Продолжительность рабочего времени отдыха колхозников регулируется колхозами.
Статья 40. Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан. Статья 41. Граждане РСФСР имеют право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Это право гарантируется социальным страхованием рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность; заботой о престарелых гражданах и инвалидах; другими формами социального обеспечения. Статья 42. Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги. Статья 43. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования. Статья 44.
Граждане имеют право на пользование достижениями культуры. Это право обеспечиваются общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах; развитием и равномерным размещением культурно-просветительных учреждений на территории республики; развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети бесплатных библиотек; расширением культурного обмена с зарубежными государствами. Статья 45. Гражданам РСФСР в соответствии с целями коммунистического строительства гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества. Она обеспечивается широким развертыванием научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности, развитием литературы и искусства. Государство создает необходимые для этого материальные условия, оказывает поддержку добровольным обществам и творческим союзам, организует внедрение изобретений и рационализаторских предложений в народное хозяйство и другие сферы жизни. Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством. Статья 46. Граждане РСФСР имеют право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решении общегосударственного и местного значения. Это право обеспечивается возможностью избирать и быть избранными в Советы народных депутатов и другие выборные государственные органы, принимать участие во всенародных обсуждениях и голосованиях, в народном контроле, в работе государственных органов, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, в собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.
Статья 47. Каждый гражданин РСФСР имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе. Должностные лица обязаны в установленные сроки рассматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры. Преследование за критику запрещается. Лица, преследующие за критику, привлекаются к ответственности. Статья 48. В соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гражданам РСФСР гарантируются свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Осуществление этих политических свобод обеспечивается предоставлением трудящимся и их организациям общественных зданий, улиц и площадей, широким распространением информации, возможностью использования печати, телевидения и радио. Статья 49. В соответствии с целями коммунистического строительства граждане РСФСР имеют право объединяться в общественные организации, способствующие развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов.
Работаю с 1971 года, 1972-1974 служил в СА, с 1974-1976 г. С 1976 по 1981 год учился на дневном в институте. По советским законам в стаж для пенсии входит врмя учебы, если имелся трудовой стаж до начала учебы. Сейчас по закону Ф 3 от 01.
Постановление, принятое одной из палат, при необходимости передается в другую палату и при одобрении его приобретает силу постановления Верховного Совета Российской Федерации.
В случае разногласия между Советом Республики и Советом Национальностей вопрос передается на разрешение согласительной комиссии, образуемой палатами на паритетных началах, после чего вопрос вторично рассматривается Советом Республики и Советом Национальностей на совместном заседании. Если и в этом случае согласие не будет достигнуто, вопрос переносится на рассмотрение Съезда народных депутатов Российской Федерации. Статья 113 Президиум Верховного Совета Российской Федерации является подотчетным Верховному Совету Российской Федерации органом, обеспечивающим организацию работы Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации и осуществляющим другие полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации. Президиум Верховного Совета Российской Федерации издает указы и принимает постановления. Статья 115 Председатель Верховного Совета Российской Федерации избирается Съездом народных депутатов Российской Федерации из числа народных депутатов Российской Федерации тайным голосованием сроком на пять лет и не более чем на два срока подряд.
Он может быть в любое время путем тайного голосования отозван Съездом народных депутатов Российской Федерации. Председатель Верховного Совета Российской Федерации издает распоряжения. Первый заместитель Председателя Верховного Совета Российской Федерации и заместители Председателя Верховного Совета Российской Федерации выполняют по уполномочию Председателя Верховного Совета Российской Федерации отдельные его функции и замещают Председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей. Статья 116 Совет Республики и Совет Национальностей избирают из числа членов Верховного Совета Российской Федерации, других народных депутатов Российской Федерации постоянные комиссии палат для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета Российской Федерации, а также для содействия проведению в жизнь законов Российской Федерации и иных решений, принятых Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации, контроля за деятельностью государственных органов и организаций. В этих же целях палаты Верховного Совета Российской Федерации могут создавать на совместных началах комитеты Верховного Совета Российской Федерации из числа членов палат Верховного Совета Российской Федерации и других народных депутатов Российской Федерации.
Верховный Совет Российской Федерации, каждая из его палат создают, когда сочтут необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу. Постоянные комиссии палат и комитеты Верховного Совета Российской Федерации ежегодно обновляются по нормам, устанавливаемым Верховным Советом Российской Федерации. Статья 117 Законы и другие решения Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации, постановления его палат принимаются, как правило, после предварительного обсуждения проектов соответствующими постоянными комиссиями палат или комитетами Верховного Совета Российской Федерации. Законы Российской Федерации подписываются и обнародуются Президентом Российской Федерации в течение 14 дней. Президент Российской Федерации вправе вернуть до истечения указанного срока закон Российской Федерации, принятый Верховном Советом Российской Федерации для повторного рассмотрения.
Имел этот факт отражение и в самом документе. Первым делом 15 декабря 1990 года в нее был внесен факт того, что РСФСР стало обладать государственным суверенитетом. Это закреплено непосредственно в преамбуле и первой статье. Еще одним немаловажным фактом образования новой системы стало упразднение ранее существовавшей системы государственного арбитража. Ее полностью собой заменила система арбитражных судов.
После этого в 1992 и 1993 году в стране начался политический кризис. Постоянное противостояние двух групп - самого президента РСФСР Бориса Ельцина и председателя правительства Виктора Черномырдина - породило нестабильную политическую ситуацию, которая вылилась в вооруженный конфликт. Было много жертв не только среди военных, но и среди гражданских жителей. После этого к власти пришел Ельцин, под правлением которого в конечном итоге была принята нынешняя Конституция Российской Федерации. Основные пункты Конституции В своей последней редакции от 21 апреля 1992 года в Конституции 1978 года можно найти следующие основные положения: В политической системе вся власть отдавалась многонациональному народу.
Страна обязана была придерживаться следующих основ: федерализма, республиканской форме правления, системе разделения властей. В экономическом плане признавалось наличие частной, коллективной, государственной, муниципальной форм собственности. Государство обязано было создавать оптимальные условия для их развития и защищать одинаково. Земля, недра и вода считались общенародным достоянием. В социальной основе РФ стоял нерушимый союз крестьян, рабочих и интеллигенции.
Это давало возможность усилить социум и убрать классовые различия. Государство и общество в целом обязаны были признавать права и свободы человека, а также его достоинство и честь в качестве высшей ценности, существующей в стране.
Конституция РСФСР 1978 года презентация
РУВИКИ: Интернет-энциклопедия — Конституция РСФСР 1978 года — четвёртая конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Статья автора «Дмитрий Колташев» в Дзене: Конституция РФ от 12.12.1993 года не отменяет Конституцию РСФСР от 12.04.1978 г.! А значит Конституция РСФСР от 12.04.1978 г. все еще действует! Принятая 12 апреля 1978 года 4-я по счёту Конституция РСФСР стала рекордной не только по числу последующих поправок, но и по тому. России (принята ВС РСФСР 12.04.78) — Редакция от 10.12.1992 — с последними изменениями скачать на сайте ив. Постановления СМ РСФСР -2021год.
Конституция РСФСР 1978 года
Вместе с тем Конституция РСФСР 1978 года отнюдь не была калькой общесоюзного основного закона. Постановления СМ РСФСР -2021год. Наиболее важные вопросы государственной жизни в порядке, установленном Конституцией и законами Российской Федерации, выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум). Конституции Российской Федерации вступает силу со дня её официального опубликования по результатам всенародного голосования. Постановления СМ РСФСР -2021год.
От 1905 года до наших дней. Как менялась Конституция России?
В то же время края и области требовали равного статуса с республиками. В этой связи 31 марта 1992 года было подписано три федеративных договора Российской Федерации: первый — с республиками, второй — с краями, областями и городами федерального значения Москвой и Санкт-Петербургом , третий — с автономными округами и Еврейской автономной областью. В апреле того же года тексты всех трех договоров о разграничении предметов ведений и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти соответствующих групп субъектов Федерации были включены в качестве приложений в Конституцию. Именно тогда республика в составе Российской Федерации была провозглашена как государство, обладающее на своей территории всей полнотой государственной власти, кроме тех полномочий, которые отнесены к ведению Российской Федерации. Его не подписали тогда Татарстан, Ингушетия и Чечня. Последняя, несмотря на незавершенность процесса разделения бывшей Чечено-Ингушской Республики, в ту пору вообще объявляла о независимости от России, — напомнил профессор. Отметим, что Чечено-Ингушская Республика была разделена на Чеченскую и Ингушскую республики в составе российского государства. Это была последняя в общей череде поправок, внесенных начиная с 1990 года в основной закон 1978 года. По подсчетам некоторых ученых, суммарное количество поправок в этот период превысило три сотни, больше половины из которых пришлось именно на 1992 год.
Лоскутное одеяло Массовое и спешное внесение поправок в конституционный текст порождало в нем рассогласованность норм и противоречивость подходов. Конституцию не без оснований сравнивали с лоскутным одеялом. Нередко возникали критические ситуации. Верховный Совет России по-прежнему именовался не только представительным и законодательным, но и распорядительным органом. Дублирование функций и неизбежные конфронтации порождались и тем, что введение института президента не отменило статью о функциях президиума Верховного Совета. Частичные изменения и дополнения в Конституцию РСФСР в совокупности оказались столь множественными, настолько размыли первоначальный текст основного закона, что стало возможным говорить чуть ли не о новой, шестой по счету в российской истории, Конституции, если первыми конституционными актами России считать Манифест от 17 октября 1905 года и Основные государственные законы от 23 апреля 1906 года. Система сдержек К радикальным преобразованиям устоев российской государственности, закрепленным соответствующими изменениями и дополнениями Конституции РСФСР 1978 года, следует отнести преобразование основ экономического строя страны, провозглашение равного признания, защиты и гарантирования частной собственности вместе с иными формами права собственности, признание и распространение частной собственности на землю и иные природные ресурсы. Кроме того, это кардинальная реформа судебной системы укрепление статуса Конституционного Суда, появление мировых судей, введение института присяжных заседателей, провозглашение принципа несменяемости судей , начало реформы прокуратуры, изменение модели разделения властей, некоторое сокращение и ограничение президентских полномочий в сфере установления структуры федеральной исполнительной власти вкупе с усилением контрольных полномочий парламента за исполнительной властью, включая и самого президента в качестве главы этой ветви власти.
В частности, Верховный Совет Российской Федерации получал право отменять акты президента на основании заключения Конституционного Суда, а также право вносить главе государства представления об отмене актов правительства, давать согласие президенту на назначение министров обороны, безопасности, иностранных и внутренних дел.
Совет Министров автономной республики статьи 133—136 VII. Местные Советы народных депутатов статьи 137—144 Глава 18. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор статьи 163—169 Глава 21. Суд и арбитраж статьи 163—175 Глава 22. Прокуратура статьи 176—179 X. Впоследствии структура неоднократно менялась в связи с поправками. По состоянию на 10 декабря 1992 года Конституция имела следующую структуру: I. Основы общественного строя и политики Российской Федерации статьи 1-30 Глава 1. Экономическая система статьи 10—15, 17-18 Глава 3.
Социальное развитие и культура статьи 19—25, 26-27 Глава 4. Государство и личность статьи 31-6711 Глава 5. Права и свободы человека и гражданина статьи 31-673 Глава 6. Национально-государственное и административно-территориальное устройство Российской Федерации статьи 68-84 Глава 7. Российская Федерация — суверенное государство статьи 68, 70, 71-72, 75 Глава 8. Республика в составе Российской Федерации статьи 78-815 Глава 9. Автономная область и автономный округ статьи 82-846 Глава 91. Советы народных депутатов Российской Федерации и порядок их избрания статьи 85-103 Глава 10. Система и принципы деятельности Советов народных депутатов статьи 85, 86, 861, 87, 90 Глава 11. Высшие органы государственной власти и управления Российской Федерации статьи 104—130 Глава 13.
Высшие органы государственной власти и управления республики в составе Российской Федерации статьи 131—136 Глава 15. Съезд народных депутатов и Верховный Совет республики в составе Российской Федерации статьи 131—132 Глава 151. Глава 16. Местное самоуправление в Российской Федерации статьи 137—151 Глава 17. Местные Советы народных депутатов и органы территориального общественного самоуправления статьи 138—145 :Глава 18. Местная администрация статьи 146—150 VIII. Государственный план экономического и социального развития Российской Федерации. Государственный бюджет Российской Федерации статьи 152—162 Глава 19. Государственный план экономического и социального развития Российской Федерации статьи 152—157 Глава 20. Государственный бюджет Российской Федерации статьи 158, 160—162 IX.
В ходе создания конституционных основ советской государственности были поспешно отвергнуты идеи теории и практики парламентаризма, прав и свобод человека и в целом концепция правового государства. Принятая внеочередной седьмой сессией Верховного Совета РСФСР 12 апреля 1978 года Конституция РСФСР отличалась от общесоюзного основного закона также особым своеобразием третьего раздела о национально-государственном и административно-территориальном устройстве Российской Федерации. В нем четко определялась компетенция республики и ее суверенные права, закреплялось вхождение в состав РСФСР 16 автономных республик, пяти автономных областей и 10 автономных округов. В тексте Конституции содержались и главы о статусе автономных республик, автономных областей и автономных округов. По сравнению с ранее действовавшими конституциями РСФСР 1918, 1925 и 1937 годов основной закон 1978 года оказался весьма нестабильным, он неоднократно подвергался существенным изменениям и дополнениям вплоть до его полной отмены в связи с введением в действие Конституции Российской Федерации 1993 года. Таким образом, общий период существования Конституции РСФСР 1978 года составил чуть более 15 лет, из которых пять лет пришлось на кардинальный пересмотр ее положений. Важные новеллы С апреля 1978 года до середины 1988 года в Конституции РСФСР закреплялся очередной этап политического развития республики как период возникновения общенародного государства социалистического типа, провозглашение принадлежности всей полноты власти в государстве народам Российской Федерации, переименование советов депутатов трудящихся в советы народных депутатов. Кроме того, устанавливалось декларирование в преамбуле основного закона тезиса о сохранении преемственности идей и принципов всех предшествующих конституций РСФСР. Еще сильнее была подчеркнута роль коммунистической партии в качестве руководящей и направляющей силы общества и ядра политической системы страны. Несмотря на сохранение классовой ориентированности демократии, основной закон закреплял принцип равенства всех граждан перед законом независимо от пола, расы, языка, происхождения, социального и имущественного положения, уровня образования, отношения к религии, места жительства, характера и рода занятий.
Подобного тезиса и соответствующих норм не было в предыдущих конституциях российского государства. Позитивным вкладом советских конституций 1977—1978 годов в мировой конституционализм следует считать разработанную систему социальных прав человека, оказавшую влияние на содержание новых и новейших конституций как развитых демократических стран, так и развивающихся стран и во многом на содержание ряда международных документов в данной области, прежде всего Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года. Принципиальная норма Абсолютно новой и значимой нормой в Конституции РСФСР стало положение о вынесении на всенародное обсуждение наиболее важных вопросов государственной жизни вкупе с их постановкой на всенародное голосование. В Конституции РФ 1993 года подобная демократическая норма, к сожалению, уже не присутствует. Наконец, именно в преамбуле основного закона РСФСР впервые за всю историю российской государственности был зафиксирован принцип принятия и провозглашения Конституции народом Российской Федерации, который при этом руководствовался идеями научного коммунизма, как это записано в самом тексте преамбулы. В статье 2 основного закона РСФСР 1978 года декларировалась принадлежность всей власти народу, который осуществлял ее через советы народных депутатов, составляющие политическую основу государства. В то же время принципиально важно, что в указанной статье отсутствовало упоминание о возможности непосредственного осуществления народом принадлежащей ему власти посредством использования форм прямой демократии, например референдума. Тем не менее в статье о политической системе в качестве основного направления развития провозглашалось дальнейшее развертывание социалистической демократии: всё более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения.
Статья 41. Граждане РСФСР имеют право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца.
Это право гарантируется социальным страхованием рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность; заботой о престарелых гражданах и об инвалидах; другими формами социального обеспечения. Статья 42. Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги. Статья 43. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально - технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования. Статья 44. Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах; развитием и равномерным размещением культурно-просветительных учреждений на территории республики; развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети бесплатных библиотек; расширением культурного обмена с зарубежными государствами. Статья 45. Гражданам РСФСР в соответствии с целями коммунистического строительства гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества. Она обеспечивается широким развертыванием научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности, развитием литературы и искусства.
Государство создает необходимые для этого материальные условия, оказывает поддержку добровольным обществам и творческим союзам, организует внедрение изобретений и рационализаторских предложений в народное хозяйство и другие сферы жизни. Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством. Статья 46. Граждане РСФСР имеют право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения. Это право обеспечивается возможностью избирать и быть избранными в советы народных депутатов и другие выборные государственные органы, принимать участие во всенародных обсуждениях и голосованиях, в народном контроле, в работе государственных органов, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, в собраниях трудовых коллективов и по месту жительства. Статья 47. Каждый гражданин РСФСР имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе. Должностные лица обязаны в установленные сроки рассматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры. Преследование за критику запрещается. Лица, преследующие за критику, привлекаются к ответственности.
Статья 48. В соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гражданам РСФСР гарантируются свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций Осуществление этих политических свобод обеспечивается предоставлением трудящимся и их организациям общественных зданий, улиц и площадей, широким распространением информации, возможностью использования печати, телевидения и радио. Статья 49. В соответствии с целями коммунистического строительства граждане РСФСР имеют право объединяться в общественные организации, способствующие развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов. Общественным организациям гарантируются условия для успешного выполнения ими своих уставных задач. Статья 50. Гражданам РСФСР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается. Статья 51. Семья находится под защитой государства.
Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях. Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье Статья 52. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора. Статья 53. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц. Статья 54. Личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраняются законом. Статья 55. Уважение личности, охрана прав и свобод граждан — обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц. Граждане РСФСР имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество.
Статья 56. Граждане РСФСР имеют право обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. Жалобы должны быть рассмотрены в порядке Действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан, могут быть в установленном законом порядке обжалованы в суд. Граждане РСФСР имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей. Статья 57. Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей. Статья 58. Обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина РСФСР - добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества. Статья 59.
Долг гражданина РСФСР — бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру. Лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону. Статья 60. Гражданин РСФСР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета. Измена Родине — тягчайшее преступление перед народом. Статья 61. Статья 62. Долг каждого гражданина РСФСР — уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства. Статья 63. Гражданин РСФСР обязан уважать права и законные интересы других лиц, быть непримиримым к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка.
Статья 64. Граждане РСФСР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества. Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. Статья 65. Статья 66. Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей — долг и обязанность граждан РСФСР. Статья 67. Интернациональный долг гражданина РСФСР — содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика - суверенное советское социалистическое государство. Статья 69.
Статья 70. Статья 71. Статья 72. Статья 73. РСФСР определяет свое краевое, областное, окружное, районное деление и решает иные вопросы административно-территориального устройства. Статья 74. РСФСР обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории, способствует осуществлению на этой территории полномочий Союза ССР, проводит в жизнь решения высших органов государственной власти и управления СССР. По вопросам, относящимся к ее ведению, РСФСР координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения. Статья 75. РСФСР имеет право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций.
Статья 76. Статья 77. Глава 8. Автономная Советская Социалистическая Республика Статья 78. Автономная республика есть советское социалистическое государство, находящееся в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. По вопросам, относящимся к ее ведению, автономная республика координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного и республиканского РСФСР подчинения. Статья 80. Территория автономной республики не может быть изменена без ее согласия. Статья 81. Глава 9.
Автономная область и автономный округ Статья 82. Статья 83. За органами государственной власти и управления автономной области обеспечивается право сношения с органами государственной власти и управления РСФСР как через краевые органы государственной власти и управления, так и непосредственно. Статья 84. Автономный округ находится в составе края или области. Система и принципы деятельности советов народных депутатов Статья 85. Советы народных депутатов — Верховный Совет РСФСР, Верховные Советы автономных республик, краевые, областные Советы народных депутатов, Советы народных депутатов автономных областей и автономных округов, районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские советы народных депутатов — составляют единую систему органов государственной власти. Статья 86. Срок полномочий местных советов народных депутатов — два с половиной года. Выборы в советы народных депутатов назначаются не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий соответствующих советов.
Статья 87. Важнейшие вопросы, отнесенные к ведению соответствующих советов народных депутатов, рассматриваются и решаются на их сессиях. Советы народных депутатов избирают постоянные комиссии, создают исполнительные и распорядительные, а также другие подотчетные им органы. Статья 88. Советы народных депутатов образуют органы народного контроля, сочетающего государственный контроль с общественным контролем трудящихся на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях. Органы народного контроля контролируют выполнение государственных планов и заданий; ведут борьбу с нарушениями государственной дисциплины, проявлениями местничества, ведомственного подхода к делу, с бесхозяйственностью и расточительством, волокитой и бюрократизмом; способствуют совершенствованию работы государственного аппарата. Статья 89. Советы народных депутатов непосредственно и через создаваемые ими органы руководят всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально - культурного строительства, принимают решения, обеспечивают их исполнение, осуществляют контроль за проведением решений в жизнь. Статья 90.
Конституция рсфср 1978 г
Особенности Конституции РСФСР 1978 года | Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики [Текст]: Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апр. 1978 г. |
Последняя Конституция - Право Выбора газета Избирательной комиссии Иркутской области | 12 апреля 1978 года была принята Конституция РСФСР, которой суждено было стать последней в истории РСФСР и первой в истории независимой России. |
Прочие СССР 1917-1992 | Затем 12.04.1978 г. Верховным Советом РСФСР в ходе проведения внеочередной VII сессии была утверждена очередная конституция республики. |
Статьи по предмету Конституционное право России
Конституция СССР 1977 г. | Конституционная история России / Конституция РСФСР 1978 г. Конституция РСФСР 1978 г. Кликните на изображении для увеличения. |
Конституция РСФСР 1978 года — Рувики | Эта модель была представлена в виде концепции государства развитого социализма и закреплена в Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР1978г. |
Государственный архив Российской Федерации - ГАРФ - Конституция РСФСР 1978 г. | 10 апреля 1978 г. в Большом Кремлевском дворце для утверждения новой Конституции собралась внеочередная 7-я сессия Верховного Совета РСФСР IX созыва. |
Конституция РСФСР от 12.04.1978 б/н - Сейчас.ру | Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 года формально была ее высшим законом. |
Конституция РСФСР 1978г.
туция 1978 года впервые в прямой форме устано-вила, что РСФСР является суверенным государством. туция 1978 года впервые в прямой форме устано-вила, что РСФСР является суверенным государством. Или же там говорится об отмене Конституции РФ 1978 года? Конституция РСФСР 1937 года действовала до 12 апреля 1978 г., когда вслед за союзной Конституцией 1977 года внеочередная седьмая сессия Верховного Совета РСФСР девятого созыва приняла четвертую Конституцию (Основной закон) РСФСР. 10 апреля 1978 г. в Большом Кремлевском дворце для утверждения новой Конституции собралась внеочередная 7-я сессия Верховного Совета РСФСР IX созыва. России. (с изм. и доп., внесенными Законами РСФСР.
Конституция РСФСР 1978
Конституция РСФСР 1978 года Выполнила: Студентка 1 курса ПОНБ гос-2 Кокухина В.в. Гражданин РСФСР обязан соблюдать Конституцию СССР, Конституцию РСФСР и советские законы, уважать правила социалистического общежития, с достоинством нести высокое звание советского гражданина. Конституция РСФСР 1978, основной закон РСФСР. Принят Верховным Советом РСФСР 12 апреля 1978 г. в соответствии с Конституцией СССР 1977 г. Включала. Принята на внеочередной VII сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 года из-за принятия Конституции СССР 1977 года. Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 г.
Конституция РСФСР 1978г.
Экономическая система Статья 10 В Российской Федерации признаются и защищаются следующие формы собственности: частная юридических лиц и граждан, коллективная общая совместная, общая долевая , государственная, муниципальная и собственность общественных объединений. Государство создает условия для развития разнообразных форм собственности и обеспечивает равную защиту всех ее форм. Собственность не может использоваться в целях, противоречащих интересам общества, правам и свободам других граждан. Конфискация и реквизиция имущества допускаются только в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
Исходя из общественных интересов, закон устанавливает пределы свободы экономической деятельности. Владение, пользование и распоряжение природными богатствами не могут осуществляться в ущерб интересам этих народов. В Российской Федерации устанавливаются следующие формы собственности на природные ресурсы: государственная федеральная, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга , муниципальная, частная юридических лиц и граждан , коллективная общая совместная, общая долевая.
Владение, пользование и распоряжение природными ресурсами регулируются законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, правовыми актами Советов народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий часть в редакции, введенной в действие с 12 января 1993 года Федеральным законом от 9 декабря 1992 года N 4061-1 , - см. В государственной собственности Российской Федерации находятся имущество государственных предприятий, учреждений и организаций Российской Федерации, ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны Российской Федерации, культурные и исторические ценности общегосударственного значения, средства государственного бюджета Российской Федерации, государственные банки Российской Федерации, золотой запас, алмазный и валютный фонды, пенсионные, страховые, резервные и иные фонды. В государственной собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут находиться средства производства в промышленности, предприятия транспорта, связи, информатики, топливно-энергетического комплекса, иные предприятия и иное имущество, необходимое для осуществления задач Российской Федерации.
Владение, пользование и распоряжение государственной собственностью осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга часть дополнена с 12 января 1993 года Федеральным законом от 9 декабря 1992 года N 4061-1 - см.
Совет Республики формируется из числа народных депутатов Российской Федерации от территориальных избирательных округов с учетом численности избирателей в регионе. Совет Национальностей формируется из числа народных депутатов Российской Федерации от национально-территориальных избирательных округов по нормам: 3 депутата от каждой республики в составе Российской Федерации, один депутат от каждой автономной области и от каждого автономного округа, 63 депутата от краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. При невозможности представительства республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев и областей в Совете Национальностей Верховного Совета Российской Федерации депутатами от национально-территориальных округов по представлению территориальных депутатских групп в Совет Национальностей могут быть включены народные депутаты от территориальных избирательных округов.
Съезд народных депутатов Российской Федерации ежегодно обновляет часть состава Совета Республики и Совета Национальностей по установленной им норме. Председатели Совета Республики и Совета Национальностей руководят заседаниями соответствующих палат и ведают их внутренним распорядком. Совместные заседания палат ведут Председатель Верховного Совета Российской Федерации, его заместители либо поочередно председатели Совета Республики и Совета Национальностей. Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета Российской Федерации по его инициативе либо по предложению Председателя Верховного Совета Российской Федерации, Президента Российской Федерации, республики в составе Российской Федерации в лице ее высшего органа государственной власти, края, области, автономной области и автономного округа в лице Совета народных депутатов или не менее трети состава одной из палат Верховного Совета Российской Федерации.
Сессия Верховного Совета Российской Федерации состоит из раздельных заседаний палат, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета Российской Федерации. Сессия открывается и закрывается на раздельных или совместных заседаниях палат. По истечении срока полномочий Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховный Совет Российской Федерации сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Съездом народных депутатов Российской Федерации нового состава Верховного Совета Российской Федерации. Законы и постановления, принятые Верховным Советом Российской Федерации, не могут противоречить законам и другим актам, принятым Съездом народных депутатов Российской Федерации.
Правом законодательной инициативы обладают также общественные организации в лице их республиканских органов. Статья 111 Проекты законов, внесенные на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации обсуждаются палатами на их раздельных или совместных заседаниях. Закон Российской Федерации считается принятым, если в каждой из палат Верховного Совета Российской Федерации за него проголосовало большинство членов палаты. Проекты законов и другие наиболее важные вопросы государственной жизни решением Верховного Совета Российской Федерации, принятым по его инициативе или по предложению республики в составе Российской Федерации в лице ее высшего органа государственной власти, края, области, автономной области или автономного округа в лице Советов народных депутатов, могут быть вынесены на всенародное обсуждение.
Рассмотрению прежде всего в Совете Республики подлежат вопросы государственного строительства и социально-экономического развития, имеющие общее для всей республики значение, прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации.
Одной, из ее особенностей можно назвать тот факт, что права свободы граждан закреплялись в противоречии с международными актами и соглашениями, так как были подчинены, в первую очередь целям «строительства» коммунистического государства. Так, в рамках В Конституции 1978 года государство признавалась советским и социалистическим, но не объявлялось правовым. Конституция РСФСР 1978 года в значительной степени подчеркивала роль коммунистической партии, провозглашенной в рамках данного нормативного акта руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы. В соответствии с данными принципами закреплялся механизм государственной власти, в полной мере игнорировавшими разделение государственной власти на ветви, необходимость организации исполнительной власти в стране, а также независимость судебной власти.
Однако, подобное содержание основного закона страны противоречило реализуемым с начала 1980-х годов принципам перестройки.
Периоды конституционного развития России. Этапы развития Конституции 1993. Этапы конституционного развития России. Конституция 1978 содержание. Конституция СССР 1977 основные положения. Характеристика Конституции 1977 года.
Конституция СССР 1977 основные принципы. Конституция СССР 1977 общая характеристика. Конституция СССР 1977 год. Конституция 1977 года называлась. Конституция 1977 года название. Конституция СССР 1918 года. Конституция России 1918 года.
Принятие Конституции 1918 года. Конституция 1937г. Форма правления по Конституции 1978 года.