В 1881 г. из 203 дам, имевших придворные звания, 189 являлись фрейлинами. А вот камер-фрейлины и статс-дамы никаких определенных обязанностей при императорском дворе не несли, они даже не обязаны были принимать участие в придворных церемониях. Придворные (придворные чины и кавалеры, а также женский штат – статс-дамы и фрейлины) представляли собой особую сословно-корпоративную и профессиональную общность.
1. Меган Маркл
- Придворные дамы россии. Фрейлина - это привилегии и обязанности
- Придворные дамы Российской империи: nezhnaya4you — LiveJournal
- Придворная дама. Свита императрицы. Фрейлины Екатерины I
- Придворная дама Царицы наук — «Заволжская нива», новости Озинского района
- Читайте также
О Ламановой
- Вы точно человек?
- Монаршие нравы, или Почему королевы рожали прилюдно
- Ответы : Кто такие фрейлины?
- В образе Придворной Дамы
Омичкам предлагают примерить образ придворных дам XVIII-XIX веков
Например, придворная дама Елизавета І победила повстанцев в Англии и стала первой. А фрейлина или же придворная дама женщина личный ассистент в суде, королевский или же феодальный, посещая королевскую женщину или высокопоставленного дворянка. Придворные дамы Российской империи — дамы, состоявшие в придворном штате при императорском дворе и имевшие дамские звания (чины), согласно приведённой ниже иерархии. Придворная дама. Придворные дамы средневековья.
Роль и статус придворной дамы в различные эпохи
- 5 причин посмотреть дораму "Придворная дама" -
- Сообщить об опечатке
- Разница между девицей и почетной матроном
- Любовницы на полставки. Как фрейлины при дворе сохраняли секреты и браки царей
- Кто такие фрейлины и зачем они нужны | homsk
Кто такая придворная дама
Придворные дамы Российской империи — дамы, состоявшие в придворном штате при императорском дворе и имевшие дамские звания (чины), согласно приведённой ниже иерархии. Интересные исторические факты о фрейлинах: что входило в их обязанности, как императрица выбирала придворных дам и что было недопустимым. Придворные дамы составляли свиту императриц и великих княгинь. Звание фрейлины давалось относительно легко: оно носило почетный характер и обязывало носительницу присутствовать на придворных церемониях.
Придворное форменное платье. Часть 1
Они сопровождали королеву в ее поездках и путешествиях, представляли ее на официальных мероприятиях и оказывали ей совет в различных вопросах. Придворные дамы также помогали королеве в общении с другими дворянами и благоприятствовали дипломатическим отношениям. Со временем, позиция придворной дамы в обществе изменилась и утратила свою значимость. Однако, в некоторых монархических странах практика иметь придворных дам не была забыта и продолжается до сегодняшнего дня. Современные придворные дамы часто являются представительницами богатых и влиятельных семей, которые имеют связи с королевской семьей и служат в качестве символа статуса и престижа. Происхождение придворной дамы В Древнем Египте придворные дамы были членами царской семьи и влиятельными фигурами на дворе фараона. Они помогали царице в выполнении своих обязанностей и участвовали в церемониях и религиозных обрядах. В средневековой Европе придворные дамы были придворными дамами королевы, принцессы или других высокопоставленных женщин.
Их главная обязанность состояла в том, чтобы быть компаньонкой, советницей и спутницей своей госпожи. Они сопровождали ее во время поездок, осуществляли заботу о ее внешности, поддерживали ее в общественных мероприятиях и многое другое. Во многих культурах и эпохах придворные дамы также выполняли обязанности по воспитанию детей госпожи или занимались благотворительной деятельностью. Они были образованы и эрудированы, их мнение и советы ценились.
Таким образом, придворные дамы на протяжении истории выполняли не только светские обязанности, но и были носительницами традиций и культуры. Их роль заключалась в поддержании и передаче знаний об этикете и правилах поведения, способствуя сохранению и развитию культурного наследия. Образ придворной дамы в литературе и искусстве Многие известные произведения, как классической, так и современной литературы, посвящены жизни и образу придворных дам. В романах, пьесах и стихотворениях они могут быть изображены как загадочные и прекрасные леди, сильные и независимые женщины, а также добрые и благородные особы.
Придворные дамы часто играют важные роли в исторических и романтических произведениях. Одна из таких известных фигур — придворная дама Германа в романе Александра Пушкина «Пиковая дама». Ее образ символизирует тайну и загадку, а также представляет одну из главных тем произведения — стремление к счастью и самоотверженной любви. Другой известный образ придворной дамы — Офелия в трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет». Ее легендарная фигура отражает целую гамму эмоций и состояний, от невинности и наивности до безумия и отчаяния. Образ Офелии стал одним из самых узнаваемых и символичных образов придворных дам в искусстве. Также придворные дамы были частой темой портретов и живописных работ. Многие художники изображали их с красивыми платьями, изысканными прическами и роскошными украшениями.
Они представляли собой символы красоты, утонченности и благородства, и в своей работе художники стремились передать все это великолепие и привлекательность. Образ придворной дамы имеет свое место не только в культуре и искусстве прошлого, но и в современном обществе. Он продолжает привлекать внимание и вдохновлять художников, писателей и драматургов своей многогранностью и загадочностью. Эволюция роли придворных дам в современном обществе Роль придворных дам в современном обществе претерпела значительные изменения по сравнению с ее историческими корнями. В прошлом придворные дамы были высокопоставленными женщинами, состоявшими на службе у королевы или других членов королевской семьи. Их задачи включали ради украшения, развлечения и поддержания образа роскоши королевского двора. Они занимались организацией приемов, участвовали в торжественных мероприятиях и делились своими советами и мудростью с женскими членами семьи правителя. Быть придворной дамой был престижным и почетным статусом.
Однако в современном обществе роль придворных дам изменилась. С течением времени монархии потеряли свою власть и значимость, а традиции королевских дворцов ослабли. Вместе с этим изменениями, роль придворных дам стала менее формальной и ограниченной, их обязанности и влияние стали меньше. В настоящее время придворные дамы могут быть представительницами королевских семей, но и частные лица, которые по своему желанию выполняют роль сопровождающих, консультантов-стилистов или помощников женщин, занимающих высокие позиции в обществе. Они могут оказывать помощь в организации мероприятий, советовать по вопросам стиля и моды, а также выполнять другие задачи, связанные с управлением социальной жизнью и образом жизни высокопоставленных личностей. Несмотря на индивидуальную природу работы придворных дам в современном обществе, они могут все еще вносить свой вклад в поддержание традиций и культуры роскошного образа жизни. Их навыки в общении, этикете и моде могут быть ценными в любой социальной ситуации, где требуется особое внимание к деталям и элегантности. Таким образом, роль придворной дамы в современном обществе представляет собой комбинацию старинных традиций и новых задач.
Они по-прежнему играют важную роль в обществе, хотя и с измененными обязанностями. Быть придворной дамой сегодня означает быть не только символом изящества и красоты, но и быть индивидуальностью, способной приспосабливаться к изменяющимся требованиям и организовывать свою деятельность в соответствии с современными ценностями и нормами. Как стать придворной дамой: советы для желающих Образование и манеры.
Платья в наследство Кроме вещей из Павловска, здесь представлены платья императрицы из Эрмитажа и Гатчинского музея. А Музеи Кремля прислали изображения сохранившихся элементов коронационного наряда Марии Фёдоровны — корсета, шлейфа и туфель: исторические ткани могли не пережить переезда из Москвы в Петербург. Известно, что у императрицы было множество платьев — сотни, если не тысячи.
Но в экспозиции их только 14. Тем не менее это — её полный сохранившийся гардероб. Портрет императрицы Марии Фёдоровны. Художник Джордж Доу,1820-е. Холст, масло Платья в подарок получали не только приближённые фрейлины. По традиции, богато расшитые наряды передавали церквям и монастырям — там из них шили облачения священников, алтарные покровы, пологи.
Кстати, так же происходило во всей Европе. Вот и англичане недавно обнаружили ткань с наряда королевы Елизаветы I в крошечной деревенской церквушке в графстве Хартфордшир. По договору с церковью драгоценный материал поместили на выставку в музей. Посетители могут убедиться, что декор ткани полностью соответствует платью, в котором королева-девственница изображена на одном из самых известных своих портретов. Так что на выставке в Павловске — только те платья, которые так и остались нарядами Марии Фёдоровны. Показывают публике их редко: ткани очень нежные, им требуются особые условия хранения.
И то, что выставка открылась в канун Нового года, — очень кстати: возможно, что в каком-то из этих бальных платьев Мария Фёдоровна танцевала на Рождественском балу, а в каких-то парадных нарядах принимала официальные поздравления от сановников и послов. Бальное платье, 1827 год. После смерти Марии Фёдоровны на этом платье нашли приколотую записку, гласящую, что это её любимое платье. Наряд сшит из жёлтого шелкового атласа с муаровым узором. Завышенная линия талии. Рукава короткие и пышные, «фонариком», покрыты жёлтым тюлем и лентами из атласа.
Юбка сильно расширяется книзу и завершается шлейфом. Форму юбки внизу поддерживают три валика.
Камер-фрейлинами и фрейлинами могли быть только незамужние. Лишь немногим из них в замужестве давалось более высокое звание; остальные по выходе замуж отчислялись от двора.
В 1826 году Николай I установил комплект фрейлин — 36 человек. Часть «комплектных» фрейлин назначалась «состоять» при императрицах, великих княгинях и великих княжнах эти фрейлины назывались свитными. Из фрейлинской свиты назначались воспитательницы великих княжон. Камер-фрейлины — фрейлины более высокого ранга обычно 2-5 человек , приравнивающиеся в придворной иерархии к статс-дамам.
Статс-дамы — вторая по численности группа дам 1914 год: 14 человек , как правило — жены крупных чинов. Большинство из них было «кавалерственными дамами» — имели орден Святой Екатерины или другие награды.
Любовницы на полставки. Как фрейлины при дворе сохраняли секреты и браки царей
Четких обязанностей у фрейлин нет, однако они должны беспрекословно выполнять все поручения. Иногда девушкам давали задание привлечь чье-либо внимание или наоборот — отвлечь. Несколько столетий назад были случаи, когда для достижения политических целей девушек «подкладывали» под иностранных дипломатов. Безусловно, фрейлина могла отказаться от таких задач, однако желание угодить монаршей семье было куда сильнее. Также у каждой фрейлины есть свой титул. К примеру, придворную даму, обслуживающую монархиню, обычно называют Первой леди опочивальни. Есть и правительница гардеробной, отвечающая за одежду и украшения королевы.
Гофмейстерины и обер-гофмейстерины — как правило, дамы, занимавшие одноимённые придворные должности и заведовавшие придворным дамским штатом и канцеляриями императриц и великих княгинь. Одной из их обязанностей было представление императрицам дам, явившихся на аудиенцию. С 1880-х гг. Гофмейстерины, статс-дамы и камер-фрейлины имели общий титул — Ваше Высокопревосходительство.
В парадных случаях придворные дамы должны были быть одеты в шитые золотом и серебром платья строго установленного в 1834 г. Николаем I фасона, цвета и материала. Гофмейстерины, статс-дамы и фрейлины носили на правой стороне груди портрет императрицы т. Фрейлины получали и носили шифры императриц или великих княгинь, при которых они состояли.
Платье кавалерственной дамы ордена Святой Екатерины Большого креста, 1790-е годы Единственное из сохранившихся в российских музеях орденских женских платьев. Хотя когда-то их было много: каждый год 24 ноября все кавалериссы Ордена собирались в Зимнем дворце именно в таких нарядах — начальницу Ордена отличала лишь зелёная мантия с горностаями. Корсаж из серебряного глазета на двенадцати пластинках китового уса со шнуровкой на спине. Отделка из зелёного бархата с вышивкой блёстками по краям. Вырез и рукава обшиты кружевными воланами. Юбка из серебряного глазета с отделкой зелёным бархатом, как и бархатный шлейф, украшена вышитым орнаментом из золочёной нити, канителью и блёстками. Подлинное кружево не сохранилось: так оно было очень дорогим, его постоянно перешивали с одного платья на другое. При реставрации его заменила имитация, выполненная в начале XX века. Наряды великая княгиня заказывала у лучших модельеров Европы. Например, во Франции она сшила несколько платьев у Роз Бертен, личной модистки королевы, а по возвращении в Россию продолжала пользоваться её услугами. Императрица прожила в России 50 лет, так что сегодня по её гардеробу можно проследить, как менялась мода от рококо до классицизма, ампира и романтизма. Свои лучшие платья она завещала женским учебным заведениям, которые патронировала, — в первую очередь Екатерининскому и Смольнинскому институтам, и после 1917 года они оказались в музеях. Несколько платьев остались у её сына Константина Павловича, несколько разошлись по фрейлинам, камердинерам». Фасон придумала Екатерина II. Платье состоит из верхнего распашного платья и юбки на фижмах. К плечам пришиты ложные рукава. Ткань — белый шерстяной креп. Украшено вышивкой из серебряной нити, блёстками, аппликацией из серебряной фольги и искусственным жемчугом. Кстати, военным костюмам самодержцев повезло больше: мужские мундиры было принято раздавать гвардейским полкам, в которых они состояли. Сохранились и военные платья Екатерины II, многие из них хранятся в Павловске. Но её бальных, придворных, визитных нарядов не осталось совсем. Революция в гардеробе Начало жизни Марии Фёдоровны в России пришлось на эпоху рококо, и в гардеробе молодой жены цесаревича преобладали платья фасона «а-ля франсе», которые состояли из распашной робы, корсета и пышной юбки, которую поддерживали фижмы — каркас из овальных обручей. Главная особенность силуэта — очень тонкая талия, стянутая лифом, и огромная юбка, окружность подола которой могла достигать четырёх метров.
Заметим, что традиция вручения фрейлинского шифра собственноручно правящими и вдовствующими императрицами строго соблюдалась вплоть до начала XX века — Александра Федоровна отказалась от этого права, что глубоко оскорбило русскую аристократию и окончательно подорвало ее репутацию при дворе. Кстати, вдовствующая императрица Мария Федоровна вплоть до начала 1917 года добросовестно выполняла эту обязанность, от которой так легкомысленно отказалась её невестка. В качестве супруга выбор пал на морского офицера Александра Вырубова. За неделю до свадьбы императрица просит подругу, черногорскую княжну Милицу, жену великого князя Петра Николаевича внука Николая I , познакомить свою фрейлину с набирающем тогда популярность врачевателем и провидцем Григорием Распутиным. Вместе с сестрой Анастасией, с которой черногорская подруга была неразлучна, Милица хотела использовать «старца» как инструмент влияния на Николая II для исполнения личных желаний и помощи родной стране. Первое знакомство с Распутиным производит на девушку очень сильное впечатление, которое впоследствии перерастет в настоящее поклонение: «Худой, с бледным, изможденным лицом; глаза его, необыкновенно проницательные, сразу меня поразили». Императрица называла Вырубову «большой бейби» Свадьбу фрейлины Танеевой играют в Царском Селе, а на венчание приходит вся царская семья. Семейная жизнь юной четы сразу не задается: быть может, потому, что по слухам, в первую брачную ночь жених сильно напился, а невеста так перепугалась, что попыталась любыми средствами избежать близости. По воспоминаниям Вырубовой, свой отпечаток на неудачное замужество наложили переживания мужа после катастрофы в Цусиме. Вскоре вероятно, не без помощи Александры Федоровны муж уезжает лечиться в Швейцарию, а через год Вырубова просит у него развода. Так, 23-летняя фрейлина становится ближайшей подругой 36-летней императрицы, ее верным советчиком. Теперь именно она станет источником знакомства Александры Федоровны со всеми городскими слухами и сплетнями: императрица побаивалась выходить в свет и предпочитала вести уединенный образ жизни в Царском Селе, где поселится и одинокая Вырубова. С началом Первой мировой войны Вырубова вместе с императорской семьей начинает работать сестрой милосердия в устроенном в Царском Селе лазарете. Раненых в этом госпитале оперирует Вера Гедройц, самая известная в России женщина-врач. Находясь в добровольной изоляции, Александра Федоровна практически все новости из столицы получает от своей верной подруги, которая зачастую дает ей не самые удачные советы. Офицеры — пациенты госпиталя привыкли к постоянным визитам императрицы, а потому якобы более не проявляют должного отношения к ней — Вырубова советует пореже бывать в лазарете, чтобы проучить непочтительных подданных. В 18 лет Вырубова переболела тифом, но спаслась 2 января 1915 года Вырубова отправляется на поезде из Царского Села в Петроград, однако, не доехав всего 6 верст до столицы, состав попадает в аварию. Советницу императрицы обнаруживают под обломками практически без шансов на выживание. В своих воспоминаниях Вырубова тщательно описывает все подробности приключившейся с ней страшной катастрофы : 4 часа она лежит одна без помощи. Прибывший врач говорит: «Она умирает, не стоит ее трогать». Потом приезжает Вера Гедройц и подтверждает фатальный диагноз. Однако, после того, как личность и статус пострадавшей становится общеизвестным, ее срочно вывозят в Царское Село, где на перроне уже ждут императрица с дочерьми. Несмотря на все уверения врачей, что несчастной уже ничего не поможет, срочно прибывший по просьбе императрицы Распутин провидчески объявляет, что Вырубова «жить будет, но останется калекой». После отречения императорская семья живет под арестом в Царском Селе, Вырубова остается с ними. Однако, 21 марта их навещает министр юстиции Временного правительства Александр Керенский, который арестовывает подругу императрицы по подозрению в антиправительственном заговоре, несмотря на все уговоры и жалобы. Солдаты охраны весьма удивляются тому, что знаменитая Вырубова — совсем не развратная светская дива, а инвалид на костылях, выглядящая значительно старше своих 32 лет. Следствие опровергало слухи о ее связи с Распутиным Проведя несколько дней в камере предварительного заключения, Вырубова оказывается в самой страшной тюрьме для политических преступников — в Трубецком бастионе Петропавловской крепости, куда помимо подруги императрицы попадают и другие враги новой власти , с именами которых ассоциировались все самые страшные преступления прежнего режима: лидер правой партии «Союз русского народа» Александр Дубровин, бывший военный министр Владимир Сухомлинов, премьер-министры Борис Штюрмер и Иван Горемыкин, глава МВД Александр Протопопов. Царских чиновников содержат в ужасающих условиях. Когда Вырубову приводят в камеру, солдаты забирают соломенный мешок и подушку с кровати, с нее срывают золотую цепочку , на которой висит крест, отнимают образки и украшения: «Крест и несколько образков упали мне на колени. От боли я вскрикнула; тогда один из солдат ударил меня кулаком, и, плюнув мне в лицо, они ушли, захлопнув за собой железную дверь». Из воспоминаний Вырубовой становится ясным, насколько бесчеловечным было отношение к заключенным: от сырости и постоянного холода у нее начинается плеврит, поднимается температура, она оказывается практически без сил. На полу в середине ее камеры — огромная лужа, иногда она в бреду падает туда с койки и просыпается насквозь мокрая. Тюремный доктор, по воспоминаниям Вырубовой, издевается над арестантами: «Я буквально голодала. Два раза в день приносили полмиски какой-то бурды, вроде супа, в который солдаты часто плевали, клали стекло. Часто от него воняло тухлой рыбой, так что я затыкала нос, проглатывая немного, чтобы только не умереть от голода; остальное же выливала». Однако, уже спустя несколько месяцев наконец-то проводится тщательная следственная проверка, и 24 июля Вырубову отпускают по причине отсутствия состава преступления. Месяц Вырубова спокойно живет в Петрограде, пока 25 августа ее не объявляют чрезвычайно опасной контрреволюционеркой и не высылают в финскую крепость Свеаборг. Конвой отправляется в место назначения на яхте « Полярная звезда », которая раньше была собственностью царской семьи , — Вырубова часто бывала на ней: «Нельзя было узнать в заплеванной, загаженной и накуренной каюте чудную столовую Их Величеств. За теми же столами сидело человек сто «правителей» — грязных, озверелых матросов». Кстати, их ненависть друг к другу была взаимной — фигура Вырубовой у большинства ассоциировалась с самыми зловещими преступлениями царской власти. Ей на помощь неожиданно приходит Лев Троцкий, который приказывает немедленно отпустить «узницу Керенского» не без протекции матери Вырубовой, Надежды Танеевой. Тут ее даже кормят ужином, после чего отпускают. Опасаясь повторного ареста, Вырубова еще в течение года скрывалась у знакомых, находя убежище в «подвалах и каморках бедняков, вырученных ею когда-то из нищеты». В конце 1920 года преданной подруге бывшей императрице удается нелегально попасть в Финляндию, где она проживет еще 40 лет, приняв постриг под именем Мария Танеева в Смоленском скиту Валаамского монастыря. Фрейлина - младшее придворное женское звание в послепетровской России. Давалось представительницам знатных дворянских фамилий. Фрейлины составляли свиту императриц и великих княгинь. Хотя, стоит внести небольшую поправку: фрейлиной могла стать и девушка из бедной семьи, сирота. Это становилось возможным, если та была лучшей выпускницей института благородных девиц, чаще всего Смольного. Одним из главных требований было идеальное знание этикета, а так же способности к пению, рисованию и рукоделию- эдакая «европейская гейша». Чаще всего императрицы отбирали фрейлин самостоятельно, но не редкими были и случаи, когда их «проталкивали», как бы сказали сейчас, через знакомства. Уйти из должности фрейлины можно было либо по собственному желанию что случалось крайне редко , либо выйдя замуж. Ранги Они тоже имели место быть. Самой младшей была фрейлина. Ей могла стать девушка 14-20 лет, обязательно незамужняя. В 1826 году император Николай I установил комплектность фрейлин-36 девушек. При этом, одна часть из них называлась «свитными» и должна была состоять при императрицах и княгинях постоянно, проживая во дворце, из числа «свитных» назначались воспитатели княжон. Другая часть появлялась при дворце лишь тогда, когда это было необходимо: торжества, приёмы, балы и т. Более высокого ранга - камер-фрейлны, удостаивались всего 2-5 барышень, они были приближены к императрицы более тесно. Это те женщины, которые «засиделись» во фрейлинах в течение длительного времени. Приравнивались к статс-дамам. Окулова Статс-дамы - это жены крупных чинов, многие из них имели какие-либо награды, тем самым являясь «кавалерственными дамами». Никаких обязанностей при дворе они не имели, присутствовали лишь на церемониях да и то не в принудительном порядке , в остальное же время были в «отпусках». Внешний вид На левой стороне груди фрейлины были обязаны носить шифр - золотой вензель императрицы, покрытый бриллиантами. Это был знак отличия, чин, гордость для каждой девушки. Вручался он исключительно из рук императрицы в неофициальной обстановке. Нарушила традицию вручения штифтов лишь императрица Александра Федоровна в начале 1900-х годов, чем вызвала еще большую ненависть к себе российской аристократии. В зависимости от того, кому прислуживали фрейлины, их наряды были различными: штатс-дамы и Камер-фрейлины носили верхнее бархатное зеленое платье, с золотым шитьем по низу и борту, у наставниц платье было синего цвета , у фрейлинам Ее Величества -пунцового, у фрейлин Великой Княгини того же цвета, но уже с шитьем серебряным, оно же было и у фрейлин Великизх Княжон в сочетании с голубым платьем, у гофмейстринам при фрейлинах верхнее платье имело малиновый цвет. Тем дамам, которые приезжали ко двору , давали чуть большую свободу выбора: платье могло иметь абсолютно любую расцветку и шитье только не копирующее то, что было у дам придворных , но по фасону лишь то, которое было установлено. Голову должны были в обязательном порядке украшать повойник, повизка или кокошник с вуалем. Естественно, наряд менялся с каждой новой императрицей: фасон, шитье, цвета, различались платья и в зависимости от мероприятия, на которое одевались. Но в одном сходятся все историки: наряды фрейлин Российской Империи было непревзойденными! Ни в одной другой стране они не выглядели настолько шикарно и богато! Жилище Чем не более благородным было происхождение фрейлины, тем более шикарной была ее комната. Те девушки, которые не имели громкого имени, жили очень скромно: маленькие помещения, окрашенные в серый цвет , деревянная перегородка, которая разделяла пространство на две части, старая мебель, которая сводилась к минимуму. Фрейлинский коридор находился в южной половине на третьем этаже Зимнего дворца , и состоял из нескольких таких комнат. Знатные же барышни жили поблизости от императорских покоев и имели в них интерьер гораздо более дорогой и богатый. Были и те счастливицы, которым Ее Величество жаловала целую квартиру : она находилась во дворце и имела гостиную, спальню, ванную и даже комнату для горничной. Кроме личной служанки таким фрейлинам полагались лакей, кучер, пара лошадей и карета. Им же предоставляли еду с царского стола, это были лучшие блюда , которые только можно было представить: утром девушке приносили меню, чтобы та могла сделать выбор. Но не нужно думать, что фрейлинам из бедных семей жилось плохо : по сравнению с теми условиями, которые ждали их дома, условия при дворце казались сказкой: все было скромно, но в достатке. К тому же, имела место негласная « карьерная лестница »: стоило лишь понравится Императрице и условия проживания, и жалование становились в разы лучше. Обязанности Фрейлины были свитой Ее Величества, а, потому, были обязаны всегда и везде сопровождать императрицу. Существовал определенный «график работы»: девушки дежурили по трое в течение недели, при этом, время распределяли так, чтобы одна из них ВСЕГДА находилась в течение суток рядом с Ее Величеством.
Престиж, влияние, скандалы: какой была повседневная жизнь фрейлин при королевах на самом деле
Должностные обязанности фрейлин | Придворная фрейлина. |
Что значит придворная дама: история, функции и особенности | Платье фрейлин при Петре 1. Фрейлины российского Императорского двора. |
При дворе средневекового короля. Как жили придворные
Придворная дама. Придворные дамы средневековья. Придворная дама была одной из самых важных фигур во многих королевских и императорских дворах на протяжении истории. Общая ответственность за отпрыска короля возлагалась сразу на нескольких придворных дам, присягнувших монарху на верность и обладавших безупречной репутацией.
Придворная дама это - 84 фото
В образе Придворной Дамы 08.04.2012 Внимательные глаза, понимающий взгляд, поддерживающая улыбка все это днем. Придворные дамы имели особые знаки отличия: гофмейстрины, статс-дамы, камер-фрейлины – портреты императриц, украшенные бриллиантами, которые носились на правой стороне груди. Придворная дама. Придворные дамы средневековья. это высокопоставленная женщина, которая служила при дворе монарха или высокоуровневых аристократов. это женщина- личный помощник при дворе.
Прибывшая женщина - Lady-in-waiting
Так, фрейлина жены "царя-освободителя" Александра II который отменил крепостное право в России Анна Тютчева писала в своём дневнике, что двор правительницы в целом красотой или высокими манерами не отличался. Зато к большинству дам было не придраться в плане репутации ну не нравились они мужчинам. Чаще к подобным мерам прибегали, чтобы удержать императора от очередного "похода налево". Помогало далеко не всегда. Варвара Арсеньева, как пишет историк Казимир Валишевский, не отличалась красотой современники вспоминают о её горбатости , но имела много других завидных качеств. К примеру, была весела и общительна, чем забавляла царицу.
Что именно стало основным фактором, благодаря которому девушка попала ко двору, — неизвестно. Историки выделяют несколько возможных версий. Вильбуа описывает Варвару дурнушкой, но очень умной и злой. За обедом он сказал Варваре: "Не думаю, чтобы кто-нибудь пленился тобою, бедная Варя, ты слишком дурна; но я не дам тебе умереть, не испытавши любви". И тут же при всех повалил её на диван и исполнил свое обещание", — пишет он.
Она также была родственницей его фаворита Александра Меншикова. Кроме того, Екатерина I была не прочь иметь в своём штате хоть одну "страшненькую" фрейлину, чтобы сильнее выделяться на её фоне. А сама Екатерина, как пишут, была "не голливудской" внешности. Арсеньева была допущена до всех секретов императрицы и знала, наверное, даже больше, чем могло большинство придворных дам. Во дворце у неё даже были свои комнаты — "Варварины палаты".
Закончила, правда, она монахиней. Дело в том, что вскоре после смерти Петра I в 1725 году его фаворита отправили в ссылку в Берёзов "со всей фамилией". Варвара даже после трагедии, как отмечает Казимир Валишевский, оставалась влиятельной дамой при дворе. Поэтому инициаторы отправки Меншиковых в Сибирь насильно постригли её в монахини. Любовница "на полставки" Д.
Репродукция картины "Портрет Екатерины Нелидовой". При дворе живо обсуждали новую любовную историю, хотя ни у одной из них практически не было шансов закончиться свадьбой. Эти "милые интрижки" едва не приводили к крупным скандалам. К слову, Игорь Зимин упоминает, что у таких девушек даже было специальное звание — "дама для особых услуг". Бытует легенда, что жена Петра I Екатерина специально содержала при дворе симпатичных девушек, чтобы все загулы любвеобильного супруга были под контролем.
Причём попытки последовательниц императрицы поступить иначе и набрать "только страшненьких" не сильно меняли результат. Можно сказать, мода была такая — переспать с фрейлиной. А лучше не один раз. Обе были фрейлинами при императрицах. Дальше всех русских правителей в отношениях с любовницами пошёл император Александр II.
Так, минимум три его романа с фрейлинами закончились громкими скандалами.
Императрица играла в карты со старыми придворными. Две фрейлины сидели около стола, и дежурные придворные занимали их.
По четвергам было собрание «малого Эрмитажа» с балом, спектаклем и ужином; иностранные министры не бывали на этих собраниях, но остальные посетители были те же, что и по воскресеньям, кроме того, в виде милости, допускались некоторые дамы. По пятницам я была дежурной, по субботам наследник трона давал великолепный праздник. Приезжали прямо в театр, и, когда появлялись Их Императорские Высочества, начинался спектакль; после спектакля очень оживленный бал продолжался до ужина, который подавался в зале театра; посередине залы ставили большой стол, а в ложах — маленькие; Великий Князь и Княгиня ужинали, прохаживаясь между гостями и разговаривая с ними.
После ужина опять начинался бал и кончался очень поздно. Разъезжались с факелами, что производило прелестный эффект на скованной льдом прекрасной Неве. Некоторые фрейлины были приставлены к детям и могли стать воспитательницами для великих княжон.
Как правило это были фрейлины, состарившиеся на своей должности. Девушки жаждали получить место при дворе и заветный фрейлинский шифр, но для многих из них служба оказалась не такой радужной. Анна Тютчева, фрейлина императрицы Марии Александровны, писала: «С какой поспешностью бедные фрейлины бежали из своих одиноких комнат, которые никогда не могли быть для них домом и создать им ни уюта домашнего очага, ни уединения келий.
Многие из них числились в отпуску. Ни камер-фрейлины, ни статс-дамы никаких определённых обязанностей при дворе не несли. Гофмейстерины и обер-гофмейстерины — как правило, дамы, занимавшие одноимённые придворные должности и заведовавшие придворным дамским штатом и канцеляриями императриц и великих княгинь.
Одной из их обязанностей было представление императрицам дам, явившихся на аудиенцию. С 1880-х гг. Гофмейстерины, статс-дамы и камер-фрейлины имели общий титул — Ваше Высокопревосходительство.
В парадных случаях придворные дамы должны были быть одеты в шитые золотом и серебром платья строго установленного в 1834 г. Николаем I фасона, цвета и материала.
Эта должность является неоплачиваемой и церемониальной. При этом она чрезвычайно престижная. В современном мире фрейлинами королевы чаще всего становятся женщины-пэры, которым предоставляются комната и питание при исполнении служебных обязанностей.
Роль фрейлины королевы имеет определенную степень публичной видимости. Фрейлины сопровождают монарха во время публичных выходов и оказывают королеве поддержку. Например, они держат подарки и цветы, которые преподнесли Ее Величеству. Кроме того, они сопровождая ее в частном порядке, отвечают на письма, которые приходят королеве, а так же выполняют роль друга и доверенного лица. Некоторые из придворных дам королевы служат у нее уже несколько десятилетий.
Одна или две фрейлины служили у королевы Елизаветы непрерывно с момента ее коронации в 1952 году.