Все это о фильме режиссера Михаила Калатозова «Летят журавли». На съемки «Летят журавли» случайно попал тогда еще неизвестный начинающий режиссер Клод Лелуш, будущий автор «Мужчины и женщины», обладатель каннской «Пальмовой ветви» и двух «Оскаров». «Летят журавли»: как снимался фильм. Фильм «Летят журавли» остался единственным советским полнометражным фильмом, который получил главный приз Каннского кинофестиваля.
Фильму «Летят журавли» исполнилось 65 лет: как создавали покоривший мир киношедевр
Идеалом был итальянский неореализм с его поэзией будней. И «Дом, в котором я живу» 1957 Сегеля и Кулиджанова — такой пример неореализма в его советском изводе. Середина 1930-х, новый многоквартирный дом. Жильцы — пестрая толпа, они же — персонажи фильма. Большая рабочая семья Давыдовых, Волынские — кажется, служащие, этакий средний класс: мать щеголяет в лисьем воротнике, дочь хочет быть актрисой и с детства ходит в музыкальную школу.
Рядом — артистическая богема: Ксения Николаевна с огромным портретом Ермоловой на стене — и естественнонаучная интеллигенция: геолог Каширин, вечно занятый поисками лучистого колчедана, и его несчастливая жена Лидия. Сюжет — сценки из жизни всех этих людей. Кто-то счастлив, а кто-то несчастен, Сережа Давыдов любит Галю Волынскую, Лидия страдает от вечного отсутствия мужа, изменяет ему и хочет поехать в Старый Оскол к маме, Галя вместе с Ксенией Николаевной разучивает монолог из «Грозы». Отчего люди не летают как птицы?
Потом на горизонте появляются роковые цифры «1941» — и начинается война. Кто-то из героев не возвращается, кто-то возвращается калекой, но после войны жизнь продолжается, и вместе с новым поколением появляется новая надежда. Это очень похоже на «Летят журавли»: устоявшийся быт до войны, война и ее тяготы, показанные на примере тыла, разбитое семейное счастье и вместе с тем — парадоксально счастливый финал. Однако вряд ли можно найти картины более непохожие.
В кадре опять большие квартиры представителей интеллигентных профессий, в кадре опять слишком много кино. Полеты камеры и сложные однокадровые сцены подрывают реальность, слишком далеки от столь притягательной итальянской традиции. Хотя малокартинье обычно пренебрегало выразительными средствами абстракции необходимо выдавать себя за реальность, а потому она всячески боится разоблачения , излишняя игра с языком кино может вызвать подозрение. В конце концов, некоторые видят прямую связь между изощренным кинематографом 1920-х и возникшими в 1930-е тоталитарными диктатурами укажем, например, что Михаил Лифшиц не видел принципиальной разницы между «Доктором Калигари», «Нибелунгами» Ланга и «Александром Невским» Эйзенштейна, считая все это явлениями глубоко тоталитарными.
Однако «подрыв реальности», предпринятый Михаилом Калатозовым и его соавтором, оператором Сергеем Урусевским, не имеет с «тоталитарной деформацией действительности» ничего общего. Скорее, речь идет о неизбежном событии и наиболее полном воплощении тех тенденций, что вызревали в советском кино все 1950-е. Сложная операторская работа Урусевского существует не сама по себе: чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить «Летят журавли» с «Кавалером Золотой Звезды» 1950 , другой значимой работой Урусевского, вышедшей еще в эпоху «малокартинья». Она помогает раскрыть субъективность, человечность героев.
Прежде всего — Вероники и Бориса. Но также речь идет и о создании портрета поколения — достаточно пересмотреть долгую сцену проводов Бориса на фронт. Камера Урусевского фиксирует каждое лицо: перед нами не масса, но сложная многофигурная композиция. Коллектив — мудрый, понимающий, способный дать совет оступившемуся герою — распадается на сотни индивидуальностей.
Иллюзия большинства исчезает, оставляя конкретных людей и их конкретные переживания. Но именно в «Журавлях» полуосознанное открытие становится сознательным приемом. Дальше — знаменитые массовые сцены в «Заставе Ильича» 1965 и «Июльском дожде». Сейчас это заявление может показаться странным, но «Летят журавли» окончательно возвращают послевоенному советскому кино природу, вписывают жизнь героев в естественный природный цикл.
Малокартинье сосредотачивалось на политических вопросах, не замечая мира вокруг себя. На дворе всегда стояло лето, а природа сводилась к требующему уборки полю или чему-то, ожидающему немедленного покорения вспомним финал «Великой силы» 1950 Эрмлера, в которой победоносные сторонники Лысенко рассказывали о решительном наступлении партии большевиков на законы наследственности. Ситуация изменилась с «Возвращением Василия Бортникова»: там действие начиналось зимой, заканчивалось летом, а сам Василий Бортников менялся, «оттаивал» вместе с природой.
Показ единственного отечественного фильма-обладателя "Золотой пальмовой ветви" Каннского кинофестиваля приурочен к 65-летию одного из самых пронзительных фильмов "о войне без войны". Кадр из фильма "Летят журавли". Героиню Татьяны Самойловой, не дождавшуюся бойца с фронта, нецензурно охарактеризовал сам Никита Хрущёв. Но с 12 октября 1957 года в советском кинематографе появилась новая точка отсчёта. Никто и никогда раньше не говорил о войне таким языком... В судьбе картины "Летят журавли" много совпадений И начались они с того, что в руки режиссёра Михаила Калатозова случайно попали гранки журнала "Театр" с пьесой Виктора Розова "Вечно живые". Уже на следующий день режиссёр стоял в дверях коммунальной квартиры, где жил драматург, с предложением автору сделать сценарий.
Правда, там отмечалась спорность сцены, "в которой Марк овладевает Вероникой".. Изначально на главную роль в фильме была приглашена другая актриса Кадр из фильма "Летят журавли". Но "излишне солидная" актриса проиграла 23-летней студентке Татьяне Самойловой. Последняя пленила режиссера необычной внешностью и раскосыми миндалевидными глазами. Между тем Виктор Розов первоначально возражал против Самойловой, считая её недостаточно опытной. Сразу же после "Журавлей" Калатозов снял Самойлову в другом своем фильме - "Неотправленное письмо" 1959 год. Картина не менее гениально снята тем же оператором Сергеем Урусевским, но предыдущей славы не имела. Алексей Баталов главную роль тоже получил не сразу Кадр из фильма "Летят журавли". И вот как-то сидел он расстроенный, пил кофе в мосфильмовском кафе, и тут подбегает к нему ассистентка фильма "Летят журавли".
Фильму «Летят журавли» — 6о лет.
Все ли вы знаете об этом шедевре? Кадр из фильма "Летят журавли". Фото: lavrykino.
Узнав, где находится муж, молодая женщина находит его — и как раз вовремя. Оказывается, в игрушке была спрятана записка от Бориса. Еще чуть-чуть — и ее прочитала бы одна из приятельниц Марка. Вероника забирает записку и, влепив супругу пощечину, уходит. Чуть позже Федору Ивановичу становится известно, что бронь Марк получил по блату. Возмутившись этим, он выгоняет его из дома.
Вероника тоже собирается уходить, однако отец Бориса убеждает ее, что она ни в чем не виновата и просит остаться. Еще немного позже Вероника знакомится с солдатом, спасенным Борисом. Молодой человек говорит ей, что Борис, вероятно, погиб. Героиня отказывается в это поверить — тем более, что солдат видел только то, что ее возлюбленный получил тяжелое ранение. Еще он видел, как его уносит друг Степан. А больше он ничего не знает. Получается, Борис пропал без вести?.. Объяснение концовки Объяснение концовки картины. В финале мы видим, как на московский вокзал прибывает поезд с фронтовиками.
Пришедшая встречать возлюбленного Вероника в конце концов находит Степана. Тот отдает девушке все цветы и ее фотографию, которую она однажды подарила жениху. Таким образом она убеждается, что Бориса больше нет в живых… Принесенный с собой букет и цветы, подаренные Степаном, девушка раздает солдатам и вдруг видит, как в небе пролетает журавлиный клин. Смысл концовки фильма «Летят журавли» достаточно прост: война закончилась, наступил мир, нужно жить дальше. Хотя бы потому, что он по идее рассказывает о войне, но она в нем… другая. Ситуацией воспользовался вовремя почувствовавший ветер перемен Михаил Калатозов — и превратил первоисточник, пьесу Виктора Розова, в пронзительную и очень противоречивую историю любви.
«Летят журавли»: как история об измене смогла завоевать сердца зрителей?
Один из солдат пошло высказывается в адрес Вероники. Борис бьёт его по лицу, и их обоих «в воспитательных целях» отправляют в разведку. Под разрывами снарядов и под пулями Борис, вынося на себе раненого напарника, сражён точным выстрелом. Семью Бороздиных эвакуируют за Урал. Вероника работает санитаркой в госпитале, где главврач — Фёдор Иванович. Вероника несчастна, поскольку считает, что выйдя замуж за Марка, предала Бориса о смерти которого она не знает. Однажды в госпитале у одного из раненых происходит нервный срыв из-за полученного сообщения о том, что его невеста вышла замуж, пока он воевал. Фёдор Иванович, усмиряя его, говорит что не он, а она потеряла своё счастье.
Весь госпиталь поддерживает, и Вероника, видя, как люди презрительно относятся к неверным невестам, в смятении выбегает из госпиталя и хочет покончить жизнь самоубийством. Она поднимается на мост, чтобы спрыгнуть под идущий поезд, но в последний момент замечает маленького мальчика на дороге. Вероника спасает его из-под колёс грузовика и выясняет, что мальчик потерялся, и зовут его Борис...
Смотрите на телеканале «МИР» во вторник, 21 июля, в 21. Это история о двух влюбленных из Москвы — Веронике и Борисе, которых навсегда разлучила война. Борис добровольцем идет на фронт и погибает там. А его любимая в минуту слабости и страха сближается с его сводным братом, подлецом и трусом. А потом все годы войны живет с горечью измены, с ощущением своей вины. И — вот удивительно — авторы картины, да и зритель почему-то сопереживают ей, оказываются на ее стороне. Когда этот фильм вышел на экраны, он потряс и кинозрителей, и критиков, и все общество. Он получился невероятно страстным, откровенным, и при этом удивлял, поражал, даже шокировал. И уж точно не был похож ни на один другой фильм, снятый в Советском Союзе. Как же удалось достичь этого? Почему фильм так впечатляет зрителя до сих пор? Кадр из фильма «Летят журавли», киностудия «Мосфильм», 1957г. Глубоко личная история Начать следует с того, что фильм был снят по пьесе Виктора Розова «Вечно живые», написанной в 1943 году. Это первое литературное произведение писателя, к тому же написанное им в госпитале, где он лежал после ранения. У Виктора Розова получилась щемящая, глубоко личностная история, прототипами которой стали реальные люди и их судьбы. Может быть поэтому писатель так сопереживает своим героям, мыслит не штампами советской пропаганды, а вкладывает в них всю душу.
В 1967-м на экраны вышла «Анна Каренина» Александра Зархи с Самойловой в главной роли: картина должна была участвовать в основном конкурсе Канн в 1968 году, но из-за студенческих волнений киносмотр был прерван. Лучшие спектакли в Москве Классика и современная драма, спектакли музыкальные и кукольные, театральные представления для детей — как сориентироваться во всем этом многообразии? Мы выбрали для вас самые интересные постановки Выбрать спектакль Ну а во второй половине 70-х исполнительница роли Вероники фактически ушла из кинематографа. Нет, Самойлова не сидела без работы: она служила в Театре-студии киноактера, где играла и в «Тане», и в «Грозе». В начале 2000-х неожиданно для многих актриса вернулась на большой экран, а последним фильмом, в котором снялась Самойлова, стала драма Игоря Волошина «Нирвана» — этот фильм получил приз на «Кинотавре-2008» в категории «Лучший дебют». Актриса умерла 4 мая 2014 года — в день своего 80-летия: накануне она попала в Боткинскую больницу с ишемической болезнью сердца и гипертонией. Дмитрий Самойлов. Фото: Борис Кудрявов Первым мужем Татьяны Самойловой стал актер Василий Лановой — этот союз просуществовал всего два года, с 1956-го по 1958-й. Вторым мужем актрисы был Валерий Осипов — известный журналист и писатель: эти отношения продлились 10 лет, с 1958-го по 1968-й. С 1968-го по 1973-й Самойлова была женой Эдуарда Машковича — администратора и режиссера Театра-студии киноактера. В 1969-м у пары родился сын — Дмитрий: сегодня он вместе с семьей живет в США, где работает врачом-рентгенологом. Фото: Антон Мелихов После выхода фильма «Летят журавли» Алексей Баталов фактически в одночасье стал одним из самых популярных актеров советского кино. Он играл печального Гурова в «Даме с собачкой», одержимого работой Гусева в «Девяти днях одного года», бесстрашного Тибула в «Трех толстяках», проницательного Ботвинка в «Чисто английском убийстве». Естественно, отдельного упоминания заслуживает его самый «народный» киноперсонаж — интеллигентный и бесконечно благородный слесарь Гоша из оскароносной мелодрамы «Москва слезам не верит». А еще голос актера можно услышать в самом загадочном советском мультфильме — «Ежик в тумане». Его создатель — режиссер-аниматор Юрий Норштейн — в 2017-м признался КП: «Баталов был врачующий актер. Его неповторимый голос исцелял. Голос — отдельное произведение искусства». Еще в середине 70-х Баталов начал преподавать во ВГИКе: в 1989-м он стал заведующим кафедрой актерского мастерства. Баталов скончался во сне 15 июня 2017-го — на 89-м году жизни. Последние месяцы он провел в больничной палате — в январе актер сломал шейку бедра правой ноги, а в феврале ему была сделана восстановительная операция. Дочь Алексея Баталова Надежда. В 1955-м у пары родилась дочь Надежда — окончив институт иностранных языков, она стала переводчицей. В 1963-м актер женился во второй раз — его избранницей стала Гитана Леонтенко, артистка цирка.
Однажды в госпитале у одного из раненых происходит нервный срыв из-за полученного сообщения о том, что его невеста вышла замуж, пока он воевал. Фёдор Иванович, усмиряя его, говорит что не он, а она потеряла своё счастье. Весь госпиталь поддерживает, и Вероника, видя, как люди презрительно относятся к неверным невестам, в смятении выбегает из госпиталя и хочет покончить жизнь самоубийством. Она поднимается на мост, чтобы спрыгнуть под идущий поезд, но в последний момент замечает маленького мальчика на дороге. Вероника спасает его из-под колёс грузовика и выясняет, что мальчик потерялся, и зовут его Борис... Операторская работа Художник по образованию, Сергей Урусевский доказал, что с помощью кинокамеры можно передать самые глубокие душевные движения героев, что «и любовь, и ненависть, и радость можно выразить самим изображением в сочетании с движением, ритмом, светом и главное — внутренним ощущением, горением, творческой взволнованностью оператора-художника». Работа Урусевского над «Летят журавли» превзошла все ожидания. Ручная камера со сверхширокоугольным объективом 18 миллиметров в непрерывном движении создавала ощущение полета, отразившегося в названии. Почти для каждого значимого эпизода оператор создавал новые конструкции. Так, ставший классическим операторский прием — съемка на круговых рельсах — был придуман именно Урусевским для сцены гибели Бориса. Сергей Урусевский за работой «Медленно, как-то особенно томительно идет время, и вот, когда уже всем передалось его волнение и необъяснимая мертвая пауза кажется бесконечной, откуда-то из угла, из-под вешалки вдруг звучит негромкий, взволнованно радостный голос Урусевского: «Ну давайте вот так попробуем разочек сделать… Так вроде ничего…» С этой секунды все оживает и идет с головокружительной быстротой» Алексей Баталов.
Состоялась премьера фильма «Летят Журавли»
Одна нить – время, другая – кино, но это звучит как-то слишком обобщенно, чтобы объяснить, почему абсолютно пенсионерское кино «Верные друзья» было снято раньше, чем романтичные «Летят журавли», и снято тем же человеком! Режиссер фильма Михаил Калатозов начинал карьеру в кино как оператор. Но лента «Летят журавли» стала «звездным часом» для режиссера. Веронику - шлюхой. Неожиданным свидетелем съёмок драмы «Летят журавли» оказался 20-летний Клод Лелуш — будущая легенда французского кино.
Самый желанный фильм
С 13 октября зрители увидят отреставрированную версию, покадрово восстановленную в лабораториях киноконцерна «Мосфильм» и воссозданную в формате 4K. В основу картины, главные роли в которой исполнили Татьяна Самойлова и Алексей Баталов, легла пьеса Виктора Розова «Вечно живые» 1943 года. Калатозов увидел пьесу на сцене «Современника», после чего предложил её автору написать сценарий к фильму.
Несостоявшаяся звезда Голливуда Появление Татьяны Самойловой на дорожке Каннского фестиваля оказалось не менее заметным, чем сам фильм. Ее конкурентками были Софи Лорен и Женевьев Паж, но внимание публики было приковано именно к Самойловой.
Красотой и талантом молодой русской актрисы пленился Пабло Пикассо. Этот триумф мог стать поворотным в ее судьбе. Самойлову приглашали и в лучшие киностудии Европы, и в Голливуд, лестные предложения сыпались одно за другим, однако советские киноруководители отклоняли заманчивые контракты чеканной фразой: «Самойлова очень занята». Точка входа Фильм Калатозова и Урусевского «завербовал» в кинематографисты многих молодых людей своего поколения.
И не только для меня — для целого поколения кинематографистов, призывником которого себя ощущаю.
Военная драма от режиссера Михаила Калатозова. Действие фильма разворачивается в Москве до и во время Великой Отечественной войны. Борис с Вероникой любят друг друга, вот-вот собираются пожениться, они гуляют по Москве и замечают, как над городом пролетает журавлиный клин. Во время прогулки они слушают, как часы на Спасской башне бьют 4 часа ночи, после чего возвращаются домой 22 июня 1941 г.
Именно этим утром началась война. Борис, несмотря на возможность получить бронь, уходит добровольцем на фронт за день до дня рождения Вероники и оставляет ей в подарок игрушку - белку с корзинкой, полной золотых орехов, под которые он кладёт записку. Бориса провожают на фронт, а Вероника не успевает проститься с ним. В Москве начинаются бомбёжки. Однажды, когда Вероника, позвонив на завод, где работал Борис, узнаёт, что от него никаких вестей, они с матерью идут и разговаривают.
Их разговор прерывает сигнал воздушной тревоги. Они спешат домой за отцом Вероники, но тот отказывается уходить в метро, ссылаясь на то, что у него срочные работы. Вероникина мама решает остаться дома с мужем, а Веронику они одну отправляют в метро, она успевает захватить с собой лишь ту самую белку - подарок Бориса. Когда после отбоя Вероника возвращается, выясняется, что её дом разбомблен, а родители погибли. Фёдор Иванович Бороздин, отец Бориса, врач по профессии, предлагает ей переехать к ним, где она сталкивается с ухаживаниями Марка, двоюродного брата Бориса.
Давно влюблённый в Веронику Марк - талантливый пианист, имеет бронь и на фронт не попадает. Борис также советует ему не ходить.
Посмотрите немые фильмы, там много необычных ракурсов. Однако с приходом звука кино становится более реалистичным и операторы часто стремятся сделать кадр максимально натуралистичным. Необычные ракурсы будто становятся неоправданными. Да и советская идеология диктовала свои правила: подходить к съемкам следовало без формализма, картинка должна была быть предельно понятной и конкретной. В этих условиях и появляется уникальное и бесстрашное творение Урусевского и Калатозова.
В картине «Летят журавли» камера становится полноправным героем, она будто заявляет о себе. Урусевский работает с новой широкоугольной оптикой. Обратите внимание на глубину композиции, использование переднего и дальнего плана. Каждый кадр словно удачная фотография, с интересной игрой света и тени, с героями, выходящими на передний план или осознанно спрятанными в тени. Еще одно операторское нововведение — камера не статична, она двигается вместе с актерами, следит за ними, даже преследует. Сейчас подобная съемка не редкость, но в те времена так практически не снимали. На самом деле благодаря конкретным видам съемки и возникает то самое волшебство кино: зритель будто становится полноправным участником событий!
Особенно удивительно, что сняли «Летят журавли» вовсе не молодые экспериментаторы. Калатозову и Урусевскому на момент съемок было… около 60 лет! Сколько интересного и нового открыли они этим фильмом! Музыку к фильму написал Моисей Вайнберг, друг и последователь Шостаковича, человек нелегкой судьбы, прошедший тюрьму и преследования. Также он был композитором в наверняка знакомых вам мультфильмах: «Двенадцать месяцев», «Каникулы Бонифация», «Винни Пух», «Гиперболоид инженера Гарина».
Каннский триумф и гнев Хрущева. Интересные факты о картине «Летят журавли»
Вернувшись с мальчиком домой, к Бороздиным, она хочет дать ему поиграть игрушку-белку, прощальный подарок Бориса. Но выясняется, что игрушку унёс Марк, якобы подарить какому-то мальчику. Марк развлекает толпу разодетых спекулянтов и барыг игрой на пианино и романсами. На столе со снедью стоит игрушка, подаренная Марком любовнице. Какая-то тетка, говоря, что «всё уже попробовала, а вот золотых орешков не щёлкала», хватает белку и находит под орехами записку, не замеченную Вероникой.
В этот момент вбегает Вероника, вырывает записку из рук, даёт Марку пощечину и уходит. Фёдор Иванович узнаёт, что Марк получил бронь не за заслуги, а по блату. Марк, придя домой, встречается с ним, и отец семейства выгоняет его из дома. Вероника тоже хочет уйти, но Фёдор Иванович убеждает её, что она не виновата, и что её нельзя осуждать за её ошибку.
Вероника стирает бельё. Заходит солдат, которого Борис спас во время разведки. Солдат рассказывает Веронике, что Борис погиб, но она не верит этому, так как солдат всего лишь видел, как Бориса тяжело ранило и его унёс на плащ-палатке товарищ Степан, но не видел самой смерти Бориса - о котором известно лишь, что он пропал без вести. Конец войны - 9 мая 1945 года.
Мирная Москва. Вероника по-прежнему не может забыть Бориса и ждёт - потому что «человек должен надеяться хоть на что-то хорошее». Приезжает поезд с возвращающимися фронтовиками.
Фото: Kinopoisk Режиссер фильма Михаил Калатозов начинал карьеру в кино как оператор. Он считал, что, раз эпизод снят плохо, правильнее будет от него отказаться вообще. Из-за перфекционизма Калатозова в картину не вошло множество моментов. Бывало, что съемки простаивали из-за правок в сценарии и новых идей оператора Сергея Урусевского. Исполнители главных ролей в фильме «Летят журавли» заболели Кадр из фильма «Летят журавли», реж.
Михаил Калатозов, 1957 год В разгар съемок Татьяна Самойлова заболела туберкулезом. Однако болезнь ее не сломила: актриса работала до обмороков на съемочной площадке. В перерывах между дублями Самойлова ходила на уколы. Играющий ее возлюбленного Алексей Баталов на съемках повредил лицо, упав на колючий куст. Артист опасался, что путь в кино ему после этого заказан, но хирурги избавили его от шрамов. После фильма Самойлова легла на операцию, понимая, что после нее может остаться инвалидом. Девушка предложила мужу — Василию Лановому, — расстаться. И он ушел.
Что особенно привлекает в картине? То, что о простых людях, о простых вещах в ней говорится языком высоко поэтичным». А вот у некоторых критиков работа Калатозова вызвала неоднозначную реакцию. Баталов рассказывал КП: «Фильм, как по циркуляру, начали ругать во всех центральных газетах как идеологически неправильную картину: «Не может у нашей девушки быть такой внешности, и никогда она себя так не поведет». Но, несмотря на рецензии, лента «Летят журавли» завоевала сердца советских зрителей: в 1957-м ее посмотрели более 28 миллионов человек. Кадр из фильма «Летят журавли» Триумф в Каннах В конкурсной программе Каннского кинофестиваля 1958 года фильм «Летят журавли» оказался во многом благодаря Клоду Лелушу — будущему оскароносному режиссеру, создателю знаменитой мелодрамы «Мужчина и женщина».
Все дело в том, что летом 1956-го он — 19-летний — находился в Москве: Лелуш работал над документальным проектом «Когда поднимается занавес». Оказавшись на «Мосфильме», молодой человек не только познакомился с Калатозовым, но и стал свидетелем съемок одной из сцен фильма — с Борисом на лестнице. Вернувшись во Францию, Лелуш связался с дирекцией престижного киносмотра и рассказал о новом «грандиозном» советском фильме. Кадр из фильма «Летят журавли» Картину «Летят журавли» ждал триумф: советской ленте впервые досталась «Золотая пальмовая ветвь» — главная награда кинофестиваля. Самойловой же вручили специальный диплом и «Апельсиновое дерево» — приз жюри. Через неделю после окончания киносмотра в «Известиях» вышел материал «Мысли о фестивале в Каннах».
Его автором был Жорж Садуль — известный французский критик и киновед. Он написал: «Фильм потряс прежде всего своей правдивостью. Всем хорошо известны высокий героизм советских воинов и мужество советского народа, спасшего народы Европы от рабства и нищеты. Но не многие на Западе понимали и понимают, какими бесконечными страданиями было заплачено за победу. Фильм раскрыл им глаза». Здесь важна и достоверность в подаче событий и игра актеров, которым нужно передать всю гамму чувств и эмоций персонажа.
Эти фильмы — способ предупредить современников и потомков о тех ужасах, что несут на своих крыльях бомбардировщики, о горе, которое стучится в каждый дом. Добавим, что по итогам 1958-го лента «Летят журавли» стала одним из лидеров французского кинопроката: картину посмотрели более 5,4 миллиона зрителей. Как сложились судьбы исполнителей главных ролей Татьяна Самойлова — Вероника Татьяна Самойлова в фильме «Летят журавли» и в 2007 году. Фото: Лариса Кудрявцева В Каннах картину увидел и Пабло Пикассо — любимый художник Урусевского: один из основоположников кубизма смотрел советскую ленту со слезами на глазах. В 2009-м Самойлова рассказала КП: «Пикассо был в восторге от фильма, специально ему показывали «Летят журавли» отдельно… Он сказал: «Таня, вы даже себе не представляете, какая вы прекрасная женщина. Вы сегодня просто женщина, завтра вы будете всемирной звездой».
В одной из мизансцен мы видим найденыша — маленького ребенка. Он является символом продолжающейся жизни, не подернутой войной. Чистая детская улыбка заставляет поверить в лучшее — и лишние слова здесь совершенно ни к чему.
Враг причинил нашей стране немало бед, но после потрясения люди, пережившие войну, потихоньку оправились от удара и пошли дальше. На руинах прежнего, разрушенного мира возник новый, молодой и сильный. В конце картины, как и в самом начале, над Москвой летят журавли… Таким образом замыкается порочный круг насилия, жизнь начинается с чистого листа.
Очень показательной была реакция на картину в год ее выхода. Его победе на Каннском фестивале в советской прессе посвятили небольшую заметку без указания авторов, а Никита Хрущев был так возмущен образом главной героини, что позволил себе непечатные высказывания в ее сторону. Советский зритель тоже встретил картину прохладно — сопереживать Веронике были готовы далеко не все.
Многие зрительницы, искренне убежденные в том, что Вероника предала любовь, называли ее подлой. Что было бы — рассуждали они — если бы Борис вернулся живым? Узнав о ее замужестве, он наверняка предпочел бы быть убитым на фронте.
Другие не были столь радикальны и пытались понять главную героиню. Разумеется, понимала это и она сама. И, судя по ее поведению в конце фильма, она себя никогда не простит… Однажды Пабло Пикассо назвал картину гениальной — и с ним сложно поспорить.
Это умное, тонкое кино о разрушенных судьбах, о несбывшемся счастье и о незаживающих ранах, оставленных войной в душах миллионов людей на долгие годы. А что вы думаете о поступке героини? Вероника предала свою любовь.
Вероника - обычная женщина, ее внутренние силы не безграничны, она жила так, как могла. Ее не за что осуждать.
«Вместо батальных сцен — тревога и любовь». Смотрим всей семьей «Летят журавли»
Но режиссер Калатозов хотел совсем новое лицо - необычное, еще незнакомое зрителю. Татьяна Самойлова в образе Вероники - это лицо столетия. Актриса вспоминает, как возвращалась домой после съемок, даже не ела и от усталости сразу засыпала. В ее отношении строгий Калатозов проявил удивительную щедрость: доверил самой придумать свою Веронику. Несколько раз картину останавливали из-за актерских травм: Алексей Баталов оступился и поранил лицо, когда снималась сцена драки, а Татьяна Самойлова приступила к съемкам с недолеченной болезнью легких и несколько раз теряла сознание: во время взрыва дома, когда она поднимается по лестнице, и в сцене самоубийства - от нервного перенапряжения. Оператор Урусевский выступил фактически сорежиссером. Помогло, что Калатозов сам начинал как оператор и он чувствовал, когда изображение может говорить лучше слов.
До этого ей не предлагали роли, считая ее слишком «легкой» для драмы и «тяжелой» для комедии. Простой на съемках Сценарий к фильму меняли в процессе съемок. Фото: Kinopoisk Режиссер фильма Михаил Калатозов начинал карьеру в кино как оператор. Он считал, что, раз эпизод снят плохо, правильнее будет от него отказаться вообще. Из-за перфекционизма Калатозова в картину не вошло множество моментов. Бывало, что съемки простаивали из-за правок в сценарии и новых идей оператора Сергея Урусевского. Исполнители главных ролей в фильме «Летят журавли» заболели Кадр из фильма «Летят журавли», реж. Михаил Калатозов, 1957 год В разгар съемок Татьяна Самойлова заболела туберкулезом.
Однако болезнь ее не сломила: актриса работала до обмороков на съемочной площадке. В перерывах между дублями Самойлова ходила на уколы. Играющий ее возлюбленного Алексей Баталов на съемках повредил лицо, упав на колючий куст. Артист опасался, что путь в кино ему после этого заказан, но хирурги избавили его от шрамов. После фильма Самойлова легла на операцию, понимая, что после нее может остаться инвалидом.
Они добавили туда еще несколько эпизодов — сцену бомбежки Москвы, спасение героиней ребенка на мосту, гибели родителей главной героини, смерти ее возлюбленного и встречи победителей в финале, но основная сюжетная линия осталась неизменной — о влюбленной паре, разлученной войной, и юной девушке, совершившей ошибку и раскаявшейся в этом. Урусевский рассказывал: «В сценарии было очень много бытовых сцен, но мы сумели повернуть все в романтическую сторону, что ли… Не было в сценарии ни смерти Бориса, ни самоубийства Вероники. Это все писалось во время съемок, и очень долго не оформлялось в сознании, как эти сцены будут сниматься. Все возникло стихийно, в процессе работы… Нужно было выразить мысль, высказать ее на экране максимально острыми средствами.
Никто ведь не ставил такой цели: давайте, мол, только изобразительными! Но средства почему-то возникали изобразительные…». Актер упал прямо на торчавшие из воды стволы деревьев и ветки и сильно поранил лицо. Ему пришлось наложить несколько швов, и он уже даже мысленно попрощался с актерской профессией. К счастью, порезы быстро зажили, и уже через месяц Баталов смог вернуться на съемочную площадку. А его актерская карьера после этого пошла на взлет. Благодаря Калатозову зажглась звезда Татьяны Самойловой, но если ее актерский талант не вызывал сомнений, то ее внешний облик был нетипичным для кино тех времен, тем более для фильма о войне — ее и позже всегда называли «несоветской» актрисой, с «асимметричным и странноватым лицом». К тому же созданный ею образ был очень противоречивым и разделил зрителей на два лагеря — тех, кто ее осуждал, и тех, кто ей сочувствовал. А Никита Хрущев и вовсе не скрывал своего возмущения, окрестив главную героиню «женщиной легкого поведения», а сам фильм — «идеологически невыдержанным».
Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал mk-lenobl. За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель. Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм.
информация о фильме
- Мастер Калатозишвили
- «Летят журавли» (1957) - сюжет, актеры и роли, кадры из фильма
- Драматургия света
- О чем фильм
- Разбор фильма «Летят Журавли»
- Кино высшей пробы, или Почему стоит пересмотреть «Летят журавли» / Новости города / Сайт Москвы
За что ненавидели героиню легендарного фильма «Летят журавли»
65 лет назад на экраны вышел советский фильм режиссера Михаила Калатозова «Летят журавли». Фильм Летят журавли (1957) можно посмотреть в онлайн-кинотеатре Иви! Легендарному фильму режиссера Михаила Калатозова «Летят журавли», снятому по пьесе Виктора Розова «Вечно живые», исполнилось 60 лет. Режиссер: Михаил Калатозов. В ролях: Татьяна Самойлова, Алексей Баталов, Василий Меркурьев и др.
«Летят журавли» — гениальный фильм, положивший начало советскому декадансу
«Летя́т журавли́» — советский чёрно-белый художественный фильм 1957 года режиссёра Михаила Калатозова, снятый по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые». «Летят журавли» — единственная советская полнометражная картина, которая получила главный приз Каннского кинофестиваля. Смотреть онлайн фильм Летят журавли (1957) в онлайн-кинотеатре Okko. Кино в Москве. Новости. Отреставрированный фильм «Летят журавли» покажут в кинотеатрах России. К слову, исполнившая в фильме роль Вероники народная артистка России Татьяна Самойлова за фильм "Летят журавли" также стала лауреатом премии жюри XI Каннского фестиваля "Апельсиновое дерево" как "Самая скромная и очаровательная актриса".