Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне. Для крестьян существовала барщина – неоплачиваемый труд в пользу господина. Вообще, все повинности крестьяне нести в пользу феодалов или землевладельцев.
История повинностей крестьян: от их формирования до отмены – урок по истории России
Они несли тягло (ряд повинностей) в пользу государства. слите основные повинности, которые несли крестьяне. даровые работы крестьян в хозяйстве феодала. оброг - мог быть в денежной форме или натуральной.
КРЕСТЬЯНЕ В РОССИИ
Феодальные повинности схема. Феодалы и зависимые крестьяне средние века. Формы крестьянских повинностей в России. Феодально зависимые крестьяне это. Барщина и оброк. Феодальная община. Владельческие крестьяне в 17 веке. Обязанности владельческих и черносошных крестьян. Черно соршные крестьяне.
Гос крестьяне это. Рядовичи это в древней Руси. Зависисимые крестиане. Зависимые крестьяне в средневековье. Закупы Рядовичи. Крестьяне были крепостными. Обязанность украинских крестьян. Повинности крестьян на Руси.
Барщина это. Оброк это кратко. Барщина определение. Положение крестьян в средние века. Феодалы и крестьяне. Категории крестьян в средневековье. Основные крестьянские повинности. Назови основные повинности крестьян в средние века.
Виды феодальных повинностей. Таблица крестьяне и феодалы. Фопсы фнодалтной повинности. Зависимые крестьяне. Обязанности зависимых крестьян. Формы землевладения на Руси. Форма крупного феодального землевладения. Две формы землевладения.
Формы землевладения и категории населения. Принудительная обязанность крестьян.. Повинности принудительные обязанности крестьян. Привилегии и обязанности крестьян. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне. Крестьяне составляли большинство населения. Привилегии крестьянства.
Смерды это в древней Руси. Смерды это сельские жители которые. Челюдб Рядовичи закупы. Рядовичи холопы. Оброк это. Крестьяне оброк. Феодальные повинности оброк и барщина. Повинности населения золотой орды. Повинности русского населения при золотой Орде. Баскаки это в древней Руси. Золотоордынское иго на Руси. Крестьяне были крепостными. Повинности крепостных крестьян. Обязанность украинских крестьян. Повинности крестьян на Руси. Повинности барщина и оброк. Барщина это повинность. Повинности крестьян в средневековье. Повинность в средневековье. Феодал и зависимые крестьяне. Зависимые крестьяне. Обязанности зависимых крестьян. Перепись населения на Руси. Дань на Руси. Дань золотой Орде. Средневековая деревня феодала. Средневековая деревня крестьян и феодалов. Средневековая деревня дом феодала. Усадьба феодала в средневековой деревне. Оброк и дань. Виды оброка история 6 класс. Оброк оброк 2020 Cover. Вид оброка в средние века 8 букв. Обязанности и повинности крестьян. Повинности принудительные обязанности. Зависимые населения древней Руси. Зависимые люди в древней Руси. Зависимое население древней Руси. Сельские жители которые несли повинности в пользу князя назывались. Податные сословия при Петре 1. Сословия в России в начале 19 века схема податные. Податные сословия в России в 19 веке. Податные сословия 18 века. За пользование землёй зависимые крестьяне должны были. Барщина и оброк средние века в Европе. Барщина, оброк, церковная десятина. Принудительная обязанность крестьян.. Обязанности феодальные повинности. Общество древней Руси. Свободные и зависимые люди в древней Руси. Древнерусское государство Зависимое и свободное население. Основные феодальные повинности. Какие основные феодальные повинности. Какие феодальные повинности несли крестьяне.
Барщина Смысл в том, что крестьянин, арендуя землю у господина, должен был расплачиваться своим трудом, работая личными орудиями труда. Эта работа не оплачивалась. Некоторым землевладельцем барщина была невыгодна, ведь никто не хочет хорошо работать на чужого дядю, а помещик был обязан кормить в дни отработки. Бывало так, что работники съедали больше, чем наработали. Крестьяне должны были пахать, убирать урожай, косить сено, строить, ухаживать за садом, выпекать хлеб, заниматься перевозками, рыбалкой или охотой и многое другое. Сначала это был один день в неделю, а если уплатить подать, то можно было освободиться от этого бесплатного труда. Со временем условия ужесточались, дошло до 30-40 дней в год отработки за каждый земельный участок. Барщиной занимались все мужчины от 18 до 55 лет и женщины от 17 до 50. Кстати, барщину могли отрабатывать в пользу государства, церкви, учебных заведений. Кроме этой повинности крепостных, был другой эффективный способ эксплуатации крестьянства — оброк. Многое зависело от региона. Дело в том, что в Нечерноземье было больше барщинных, а в черноземной полосе — оброчных крестьян. Но натуральное хозяйство приносило мало «живых» денег, поэтому оброчная система занимала большое значение в экономике страны. Оброк натуральный, денежный Если крестьянин не мог отработать в поле, то платил помещику тем, что сам производил: сельхозпродуктами или вещами. Был ещё денежный оброк — часть заработанного на промыслах отдавалось хозяину и тоже зависело от размера земельного надела. Для крестьянина денежный оброк был не столь обременителен как барщина. Вспомним Евгения Онегина: «ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благословил…». Просто надо было заплатить определённые деньги хозяину и дальше заниматься своим делом, например, поехать в город на заработки или заняться извозом. Помещикам тоже выгодно — гарантированная прибыль. Такие взаимоотношения в основном были в нечерноземных районах страны. Впрочем, придумывались новые поводы для сбора оброка: испечь хлеб на Рождество, сварить яйца на Пасху, могли забрать определённую часть урожая и т. Выбор между этими способами своеобразного налога делал господин, исходя из своей выгоды, например, один год был урожайным, надо работать в поле, а на другой, всё залило дождями, в полях пусто, тогда соглашался на денежный оброк. Другие повинности Самые тяжёлые повинности в пользу господина. Крестьяне их называли «дурными обычаями». Здесь помещик мог развернуться во всю, придумывая всё новые и новые платежи. Наиболее распространённые: сбор с дыма, со двора и т. Кроме этого, господин имел полное право на имущество крестьянина. Но наиболее мерзким было так называемое «право первой ночи», когда крестьянка выходила замуж. Эта повинность не была даже обычаем, шедшим с древних времен, а стала результатом полной вседозволенности дворян. Вообще-то за половое насилие над крепостными закон предписывал карать даже помещиков, но этого не происходило. Крепостных в России могли покупать, чтоб в дальнейшем отдать в рекруты. При продаже крестьян или их высылке в Сибирь, разрешалось разлучать с детьми. Между прочим, по закону помещики обязаны были помогать своим крестьянам в трудные времена, ведь мёртвые души не могли работать. Особенно выгодно было поощрять крестьян-предпринимателей, ведь чем больше он зарабатывал, тем больше платил хозяину. В истории есть примеры, когда крестьяне становились богаче помещиков. Официально крепостное право в России отменили в 1861 г. Какими правами в обществе они обладали? При этом были лично свободными и экономически самостоятельными, могли передавать свое хозяйство по наследству, могли выступать в суде свидетелями. Рядовичи — крестьяне, которые по каким то причинам чаще всего из-за бедности заключали с феодалом договор ряд и по этому договору работали. Закупы — должники, которые должны были отработать долг, ссуду. Находились во временнойзависимости от феодала, в случае побега записывались в холопы, то есть полные рабы. Читайте также: Собачий жир вред и польза и вред Холопы другое название — челядь — люди, попавшие в полную зависимость от феодала. Изгои — это люди лишенные прежнего своего состояния. Известны изгои свободные и изгои зависимые. Чаще всего это были выкупившие себя холопы.
Кстати, полюдье никакого размера не имела до Древлянского восстания, а потом установления уроков и погостов и поэтому князья часто ей злоупотребляли. Потом полюдье превратилось в уплату ренты, которая до 14 века платилась продуктами, с 14-15 веков приобрела денежную форму. Главной повинностью на протяжении долгого времени оставалась барщина — ее платили по 2 дня в неделю с волоки равна 21,36 га , но если бы вы были крестьяном-городником, то платили бы 1 день а их жены 6 дней и их барщина была в форме уборки.
Крестьяне несли повинности
перечислите основные повинности которые несли крестьяне. Основные повинности крестьян в Средневековой Руси были следующие. Посполитные крестьяне платили налоги в войсковую казну, несли натуральные повинности – подводную, постойную. Какие феодальные повинности несли крестьяне. Элемент повинности-тягло получает всеобъемлющее развитие и приводит к закрепощению русского крестьянина. Основные повинности крестьян в средние века.
Перечислите основные повинности которые несли крестьяне.
Перечислите основные повинности крестьян. Важно отметить, что конкретные повинности и обязанности крестьян могли различаться в зависимости от региона, времени и условий, установленных господином. обязанности оказывать трудовую - задание 3, стр. 49. слите основные повинности, которые несли крестьяне. Расскажите о военных победах Франции к лету 1794 г.,назовите причины этих побед. Важно отметить, что конкретные повинности и обязанности крестьян могли различаться в зависимости от региона, времени и условий, установленных господином.
Какие повинности несли крепостные крестьяне в пользу господина в России
Земельная реформа 1860-ых годов в отношении удельных крестьян проходила позднее, чем у помещичьих. Сначала указами 1858 года и 1859 года были отменены их ограничения в гражданских правах, перечисленные выше. Затем долго обсуждали условия наделения удельных крестьян землёй в собственность. Погашение этой суммы производить ежегодными платежами крестьян в размере вносимого ими оброка в течение 49 лет. Выкуп признать обязательным и произвести его одновременно для всех крестьян. Кроме наделов, отведённых в собственность, бывшие удельные крестьяне получили право арендовать на продолжительные сроки удельные леса, а также смолокуренные кварталы, которыми они пользовались до реформы. В административном отношении удельные крестьяне стали подчиняться общим крестьянским учреждениям.
После реформы бывшие удельные крестьяне составили вместе с бывшими помещичьими и бывшими государственными один класс крестьян-собственников. Подробнее ознакомиться с пореформенным положением удельных крестьян можно в тексте «Положения об удельных крестьянах», утверждённого 26 июня 1863 года. Оно распространило на удельных крестьян основные положения Крестьянской реформы 1861 года. По большесосновской территории удельные крестьяне встречались, например, в нескольких населённых пунктах Петропавловской волости деревня Соколы , а также в селе Нижний Лып. Так, при описании села Нижний Лып за 1892 год указаны следующие данные: «Из надела бывших удельных крестьян выкуплено два душевых надела, которыми и владеет в настоящее время бывший государственный крестьянин А.
Другие условия местного характера. Барщина Эта феодальная повинность заключалась в принудительной обязанности работать на поле господина 2-3 дня в неделю. Посев и жатва зерновых, покос сена, строительство и ремонт зданий, уход за скотом и многие другие виды работ были тяжелым ярмом на шее крестьянина. Феодал часто нарушал условия барщины и задерживал на своих работах подневольных людей: пока они гнули спину на господина, на их полях обсыпался хлебный колос, сохли овощи и портилось нескошенное сено.
Барщина являлась самой тяжелой и невыгодной оплатой за принадлежность к землям феодала, а учитывая то, что условия договора постоянно нарушались, это рождало смуты и недовольства. Церковная десятина Эта феодальная повинность была самой гнетущей: от нее невозможно было избавиться выкупом или снизить процент выплаты, каждая семья обязана была выплачивать церкви десять процентов своей прибыли со всех видов деятельности. Неудивительно, что церковные деятели средневековья утопали в роскоши. Оброк Материальная плата своему господину была еще одной феодальной повинностью за право пользоваться его землей и защитой.
Так барщина заменилась денежным оброком.
Как и с натуральным оброком, выбор между барщиной и деньгами делал помещик. Позже откупаться стали не индивидуально, а коллективно — целыми селами. Один год феодал мог согласиться на денежный оброк, но во второй ему может потребоваться рабочая сила. Откупиться могли зажиточные крестьяне, малоземельным это было не под силу. Их часто использовали для уборки урожая, в сенокос, когда нужно было много работников.
Поэтому только часть ручных работ заменялась деньгами. В некоторых Европейских странах барщина исчезла совсем Фландрия, селения Шампани, Орлеан. В других сохранили общественные работы и сторожевую службу. Помещик уже не имел больших наделов, рабочая сила ему была не нужна, и он предпочитал денежные выплаты. Барщину крестьяне отрабатывали несколько дней в году.
Под другими обязательствами понимали повинности личного характера. Население часто называла их «дурными обычаями». Это были пережитки рабовладельческого строя. В первую очередь это поголовные платежи: сборы со двора, с дыма, раскладочный сбор и т.
Служилые люди. Общее название лиц, находившихся на государственной службе в Русском государстве 14-нач. С середины 16 века служилые люди делились на служилых людей «по отечеству» и на служилых людей «по прибору». К служилым людям «по отечеству» относились бояре, дворяне, дети боярские. К служилым людям «по прибору» относились стрельцы, пушкари, городовые казаки. Служилые люди получали денежное и хлебное жалованье, освобождались от государственных налогов и повинностей. Места должности служилых людей «по отечеству» переходили от отца к сыну. Термин «служилые люди» исчез в начале 18 века в связи с преобразованиями в государственном аппарате и армии. Крестьяне-общинники в Древней Руси 9-14 вв. Источники 11-12 веков указывают на смердов отмечены в Киевской Руси Русская правда и другие источники , в Польше и др. Смерды на Руси — крестьяне, постепенно попадавшие в зависимое состояние полностью или частично. Правовое положение отдельных групп смердов было различным. В 11-12 веках смерд имел свое имущество, сам платил штраф за совершенные проступки. Но юридически он был неполноправен; убийство смерда наказывалось таким же штрафом, как и убийство холопа. Его выморочное имущество наследовал князь. Русская правда запрещала «пучить» пытать на суде смерда «без княжа слова». С начала 12 века расширилась практика передачи князем земель, населенных смердами, в руки своих приближенных. На протяжении 12-13 веков упоминания о смердах сохранились в источниках, повествующих о событиях в Галицко-Волынской и Новгородской землях. В некоторых случаях термин «смерды» служит для обозначения всего сельского населения той пли иной местности. В Новгородской и Псковской землях 14-15 веков смерды выступают в источниках как крестьяне-собственники, владеющие землей коллективно общинами или индивидуально и обладающие правом свободно отчуждать свои наделы. Но их личная свобода была ограничена: им запрещался переход в другое село или под патронат князя, а князю запрещено принимать от смердов жалобы на «господу». Новгородские и псковские смерды должны были исполнять повинности «дани», «работы» в пользу города. Категория крестьян на Руси 14-17 вв. В эту категорию крестьян на Руси до конца 15 века входила основная часть зависимого крестьянского населения. Старожильцы пользовались правом свободного перехода до Судебника 1497 г. Тяглые крестьяне. Название крестьян в Русском государстве 15 — нач. В разряд тяглых крестьян входили частновладельческие и черносошные крестьяне, со второй половины 17 века также бобыли, а с начала 18 века и холопы. С введением подушной подати 1724 тяглых крестьян стали называть податными или окладными крестьянами. Удельные крестьяне. Категория зависимых крестьян в России в конце 18-первой половине 19 вв. Категория появилась после принятия 5 апреля 1797 года и 2 июля 1886 года законодательных актов о правах и обязанностях лиц императорской фамилии — «Учреждения об Императорской фамилии». К удельным крестьянам относились крестьяне, проживающие на землях, которые принадлежали императорской семье. Удельные крестьяне принадлежали императорской фамилии, платили оброк и несли государственные повинности. Освобождены в 1863 году. Категория зависимого населения на Руси 10 — нач. В 11-12 веках холопами называли различные категории зависимого населения и особенно рабов. Господин мог неограниченно распоряжаться личностью холопа: убить, продать, отдать за долги. До конца 15 века холопы составляли большинство среди челяди, обрабатывающей хозяйскую землю. Часть дворовых холопов пополняла ряды княжеских слуг. На протяжении 16 века роль холопов в барщинном хозяйстве уменьшается за счет вовлечения в него крепостных крестьян. С 17 века холопы стали получать в пользование землю, обзаводились хозяйством, облагались повинностями. В 1722-1724 годах все холопы, в том числе и дворовые, были обложены подушной податью, став частью крепостных крестьян. Черносошные крестьяне. Категория сельского населения России 14-17 вв. Повинности черносошных крестьян были легче, чем у частновладельческих крестьян. Среди них были развиты промыслы соледобыча, пушная охота, рыбная ловля , ремесло, торговля. С конца 16 века усиливался рост государственного обложения черносошных крестьян, ограничивались права распоряжения землей, сужалась компетенция земского самоуправления. В результате реформ Петра I черносошные крестьяне вошли в состав государственных крестьян. Черные люди. Общее название тяглого городского и сельского населения в Русском государстве 12-17 вв. В сельской местности к черным людям относились черносошные крестьяне, жившие на черных землях. По социально-экономическому положению черные люди делились на «лучших», «средних» и «молодших». По земской реформе Ивана IV городские и сельские общины черных людей получили широкое, чем раньше, выборное самоуправление с административными, финансовыми и судебными функциями что закрепилось позднее в основном на Русском Севере. Роль органов самоуправления уменьшалась в 17 веке в связи с развитием воеводского управления. Термин вышел из употребления в начале 18 века. Категория населения на Украине и Юге России 16-19 вв. Категория возникла во второй половине 16 века в Приднепровье. Чумаки торговали солью, которую привозили с Черноморского побережья, из Крыма и Галиции. Позднее помимо соли они стали торговать вяленой рыбой, кустарными изделиями, лесом. Из-за угрозы нападения крымских татар чумаки ездили вооруженными обозами во главе с выборным атаманом. С середины 18 века главным объектом перевозок стал хлеб. В связи развитием железнодорожного и водного транспорта к 1870-1880-м годам чумаки прекратили свое существование.
Крестьянские наделы и повинности. Крестьянские повинности
Поэтому я расскажу про все повинности, которые крестьяне когда-либо нести в России. Вообще, все повинности крестьяне нести в пользу феодалов или землевладельцев. Кстати, полюдье никакого размера не имела до Древлянского восстания, а потом установления уроков и погостов и поэтому князья часто ей злоупотребляли.
Это могло быть сельскохозяйственное труд, работа на фермах или в поместьях, строительство или другие виды работы, которые господин считал необходимыми. Военная служба: В некоторых случаях крестьянам приходилось служить вооруженными силами своих господ. Они могли быть призваны для обороны земли господина или для участия в военных кампаниях. Продажа и аренда земли: Крестьяне могли быть обязаны продавать или арендовать землю у своих господ.
Это могли быть как одиночки, так и целые деревни. В 1848 году термин перестал использоваться, а крестьяне перешли в категорию государственных. Временно обязанные Помещичьи крестьяне могли стать временно обязанными. Если они выкупили свою свободу или получили ее после 1861 года, но землю у помещика не выкупили. В этом случае они продолжали отрабатывать оброк за пользование землей помещика. Такие крестьяне могли стать «безземельными», этот термин использовался в законодательстве Российской империи. Лично свободные крестьяне, никогда прежде не являвшиеся пользователями земли, до утверждения уставной грамоты решившие переселиться, не воспользовавшись своим правовом на земельный надел. В течении полугода они обязаны были приписаться в другое сельское сообщество или город. Им были определены льготы: отсрочка от рекрутства и налоговых платежей. После отмены крепостного права некоторые крестьяне получили дарственные земельные наделы, в основном на южных и центральных черноземных территориях России. В отношении таких людей употреблялся термин «дарственники». Кстати, именно этот слой крестьян был наиболее активным участником революционных освободительных движений конца 19 — начала 20 века. Чаще всего таких освобожденных людей брала под опеку церковь, таким образом, бывший крепостной переходил в разряд церковных крестьян. После указа Екатерины Второй 1764 года эти крестьяне перешли в ведение Экономколегии. Однодворческие крестьяне Обособленно стоят крепостные крестьяне, принадлежавшие однодворцам. Учитывая особенности однодворческого сословия, крепостных у них было немного, продавать или обменивать крестьян можно было только другому однодворцу. Промышленные Заводские крестьяне — вид крестьянства, которое было распространено на Уральских и других заводах в связи с развитием горной промышленности. В основном, это были помещичьи крестьяне, которых завезли на строящиеся заводы для заселения новых территорий и использовали для обслуживания заводов. Например, известный заводчик Лугинин выкупил у Строганова и Масалова Саткинский и Златоустовский заводы, слегка переплатив, потому что в комплекте с заводами ему достались так необходимые для функционирования предприятия крестьянские души. К этой же категории относились, так называемые, «посессионные крестьяне». Они появились после открытия во времена Петра Первого посессионных мануфактур.
Чинш польск. Zins — процент, от лат. Урок — фиксированный размер дани или, возможно, каких-либо работ, которые должны были быть выполнены к определённому сроку. Алтын — тюркское слово, которое легло в основу названия денежной единицы алтын, многих географических названий напр. Алтайские горы , а также стало составной частью тюркских слов. Площадной подьячий — вольный письменный делец в Русском государстве, действовавший под надзором правительства на городских площадях, предшественник современных нотариусов. Крепостной акт также крепость — в законодательстве Российской империи сделка, внесённая в книги «у крепостных дел» примерно соответствует современному нотариальному заверению и регистрации прав собственности. Ограничения стали появляться с 1581 года, когда правительство Ивана Грозного занялось всеобщей переписью земель с целью определения масштабов упадка хозяйства страны в 1570—1580-е годы. Зависимые крестьяне — общее название одного из двух основных социально-экономических классов средневекового общества эпохи классического феодализма. Группой лично зависимых крестьян управляли воины-землевладельцы, так называемые феодалы, защищавшие крестьян от нападений других феодалов как активными военными действиями, так и другими методами, например, предоставляя им защиту в стенах своего замка, торговые площади для ярмарок, складские помещения и так далее. Зависимое крестьянство пришло на смену... В XI—XV веках выход ограничивался для отдельных категорий сельского населения. Судебник 1497 года установил единый срок крестьянского выхода — за неделю до осеннего дня памяти святого Георгия — 26 ноября Юрьев день и неделю после него. Крестьянский выход временно запрещён формально приостановлен в 1580-х годах введением «заповедных лет», отменён Соборным уложением 1649 года. В Англии под вилланами понималась основная масса феодального-зависимого населения, выполняющего неограниченные отработочные повинности в пользу своего сеньора и подчинённого юрисдикции помещичьего суда. Они селились на земле феодала, заключали с ним договор «порядную запись» , по которому по истечении льготных лет они обязаны были нести государственное тягло и повинности в пользу феодала и становились равными крестьянам-старожильцам...
Повинности крестьян
Остались вопросы? | Рекрутская повинность являлась гл. причиной нежелания нек-рых категорий населения переходить в государственные крестьяне. |
Кем определялись от чего зависели размеры крестьянских повинностей кратко | слите основные повинности, которые несли крестьяне. |
Повинности крепостных крестьян
даровые работы крестьян в хозяйстве феодала. оброг - мог быть в денежной форме или натуральной. Какие феодальные повинности несли крестьяне. “Положения” 19 февраля 1861 г. устанавливали ряд основных принципов ликвидации повинностей и наделения крестьян землей. Одной из основных повинностей крестьян было выполнение работ на помещичьих землях. Правильный ответ на вопрос«Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне? » по предмету История. Одними из первых были прикреплены старожильцы — крестьяне, долгие годы жившие на земле одного феодала, платившие в его пользу стандартные феодальные повинности и тягло государству.
Какие повинности в пользу государства несли
Феодальные повинности — повинности крестьян, отбываемые в пользу феодалов. Ответ на вопрос Какие повинности несли крестьяне в пользу господина, учебник История России 7 класс Арсентьев Данилов. Основные повинности, которые несли крестьяне в России до отмены крепостного права – барщина и оброк. Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне. Одними из первых были прикреплены старожильцы — крестьяне, долгие годы жившие на земле одного феодала, платившие в его пользу стандартные феодальные повинности и тягло государству.
Как жили крестьяне в Московском государстве и какие повинности несли?
В 1837 — 1841 годах было учреждено специальное министерство государственных имуществ со сложной иерархией бюрократических органов для попечительства над государственными крестьянами через сельские общины. Главной проблемой для крестьянства было малоземелье. В 1866 году государственные крестьяне были подчинены общей системе сельского управления и признаны крестьянами-собственниками, хотя продолжали платить оброчную подать. Права полной собственности на землю государственные крестьяне получили по закону 1886 года об обязательном выкупе земельных наделов, при этом размеры наделов государственных крестьян оказались больше, а выкупные платежи — меньше, чем у помещичьих крестьян. Государственные крестьяне Сибири и Закавказья остались в прежнем положении держателей казённой земли, так как на них не были распространены законы 1866 и 1886 годов. С конца XVII века в России существовала категория приписных крестьян, обязанных вместо уплаты оброчной и подушной подати «вечно» работать на казённых или частных заводах и фабриках, в соответствии с политикой правительства, поддерживающего развитие крупной промышленности и стремившегося обеспечить её дешёвой и постоянной рабочей силой. В основном приписные крестьяне существовали на Урале и в Сибири. С 1807 года на Урале приписные крестьяне стали освобождаться владельцами от обязательных заводских работ, а немного позже под названием «непременных работников» вошли в категорию посессионных крестьян. И последняя категория крестьян, приравненных к государственным крестьянам позднее прочих — в первой четверти XIX века — крестьяне-однодворцы.
Однодворцами с первой четверти XVIII века называли потомков служилых людей, нёсших дозорную и сторожевую службу на южной границе. Создание регулярной армии повлекло освобождение части военного люда, которые начали крестьянствовать и образовали крестьянские дворы. Именно этими причинами объясняется преимущественное распространение однодворцев в центрально-черноземных районах России, а именно, на территориях Воронежской, Курской, Орловской, Тульской, Тамбовской, Пензенской и Рязанской губерний. Число однодворцев в России увеличивалось: 1730-е годы — 453 тысячи мужчин-однодворцев; 1830-е годы — около 1 миллиона; 1851 год — 1,2 миллиона. Однодворцы обязаны были выплачивать подушную подать и четырёхгривенный оброк, а до 1840 года имели право владеть крепостными, однако, право это не получило широкого использования в 1833 — 1835 годах однодворцы владели в целом 11 тысячами крестьянских душ, живя одним двором с крепостными. Монастырские крестьяне С XI века православная церковь России владела крестьянами, которых называли монастырскими. С 1391 года монастырские крестьяне платили оброк и отрабатывали барщину. Со второй половины XV века был ограничен переход монастырских крестьян к новым владельцам, а с XVII века они стали крепостными.
К 1650-м годам число дворов монастырских крестьян достигло 118 тысяч. Монастырские крестьяне, находившиеся во владениях соборов и городских приходских церквей, назывались церковными. Сельские приходские церкви обычно не имели церковных крестьян, но в XVII веке в пользу причта церкви стали платить бобыльский оброк так называемые церковные бобыли. С 1786 года экономические крестьяне были переданы в ведение местных исполнительных органов власти — казённых палат. Экономические крестьяне были расселены в различных районах европейской части России и вместо натурального оброка и барщины платили подушный денежный оброк. Категории крестьян после реформы 1861 года Бывшие владельческие крестьяне, не переведённые в 1861 — 1883 годах на выкуп и нёсшие повинности за пользование землёй оброк и издольщину , именовались временно-обязанными. Помещик являлся при этом «попечителем» сельского общества, имея права полиции и право требовать смены должностных лиц сельской администрации, в том числе старосты. Срок временно-обязанных отношений не был установлен.
Доля временно-обязанных крестьян в структуре крестьянского населения различалась по губерниям России. В среднем дарственный надел составлял около одной десятины на мужскую душу и был значительно меньшего размера, чем до реформы 1861 года. К 1907 году размер среднего дарственного надела составлял около двух десятин земли. Крестьяне-дарственники были распространены в основном в чернозёмных губерниях России, поскольку цена за землю здесь была относительно низкая, а плата за сельскохозяйственные работы высокая. Помещики шли на дарственные ради закрепления крестьян на местах, а крестьяне — ради свободы от помещиков без внесения выкупных платежей и без несения круговой поруки. За получение дарственных наделов крестьяне боролись.
Так барщина заменилась денежным оброком. Как и с натуральным оброком, выбор между барщиной и деньгами делал помещик. Позже откупаться стали не индивидуально, а коллективно — целыми селами. Один год феодал мог согласиться на денежный оброк, но во второй ему может потребоваться рабочая сила. Откупиться могли зажиточные крестьяне, малоземельным это было не под силу. Их часто использовали для уборки урожая, в сенокос, когда нужно было много работников. Поэтому только часть ручных работ заменялась деньгами. В некоторых Европейских странах барщина исчезла совсем Фландрия, селения Шампани, Орлеан. В других сохранили общественные работы и сторожевую службу. Помещик уже не имел больших наделов, рабочая сила ему была не нужна, и он предпочитал денежные выплаты. Барщину крестьяне отрабатывали несколько дней в году. Под другими обязательствами понимали повинности личного характера. Население часто называла их «дурными обычаями». Это были пережитки рабовладельческого строя. В первую очередь это поголовные платежи: сборы со двора, с дыма, раскладочный сбор и т.
В соответствии с обычным правом крестьяне могли тогда жаловаться на представителей монастырских властей, и жалобы эти не оставались безрезультатными. Грамота показывает, что монастырские власти обязаны были считаться со «старой пошлиной». Монастырские крестьяне сироты жаловались митрополиту на игумена Ефрема, который наряжал «дело не по пошлине», и митрополит назначил расследование, чтобы установить, «ходит ли игумен Ефрем по старой пошлине, как было при первых игуменех». Традиционные повинности были подтверждены митрополичьей грамотой, причем в ней было сказано: «... В то же время грамота, содержащая номенклатуру повинностей, почти ни разу не определяла их размеры. Крестьяне должны были «игумнов жеребей весь рольи орать взгоном», а сколько следовало обработать пашни, не было указано; крестьяне должны были «сено косити десятинами», но сколько десятин надлежало скосить, не было оговорено; крестьяне обязаны были ловить для монастыря рыбу, но сколько ее надлежало сдавать, тоже не оговаривалось; крестьянам надлежало подносить игумену «на Велик день и на Петров день», «что у кого в ручках». Такая неопределенность не означала, что размеры повинностей зависели от произвола господина, так как традиции исключали или, во всяком случае, умеряли произвол. Грамота отражает господство натурально-хозяйственных отношений в данной монастырской вотчине: крестьяне не только поставляли монастырю в натуре продукты питания, но в порядке отработков должны были «церковь наряжать, монастырь и двор тынити, харомы ставить». Наконец, грамота свидетельствует о широком применении в Царевоконстантиновском монастыре отработочной барщинной системы, причем отработки были весьма разнообразными, и не заметно преобладание полевой барщины. Через 100 с лишним лет в грамоте митрополита Симона от 1495—1511 гг. Тут размеры полевой барщины уже регламентируются. Поскольку выть в митрополичьих вотчинах была малоизменчивой, можно констатировать, что норма полевой барщины увеличилась здесь в полтора раза. Устанавливаются и размеры сенокосных работ: 20 копен 1—2 десятины с выти. Определяются и размеры натурального оброка, в состав которого входили те культуры, которые монастырь не получал со своей пашни, — пшеница и конопля. Регламентировался и размер оброка продуктами животноводства: с выти по 4 гривенки масла коровьего, по 2 сыра, по 100 яиц, по 2 поярка и по овчине. А к 1602 г. Полевая барщина сокращается до старых размеров — одной десятины на выть, норма работ на сенокосе остается прежней, а вместо натурального оброка назначается плата деньгами: «... Кроме того, добавляется требование делать по 4 четверти круп и толокна из монастырского зерна. Если для конца XIV в. Полевая барщина увеличилась в XVI столетии, но в конце его вернулась к размерам, зафиксированным в 1495—1511 гг. То же самое следует сказать об объеме работ на сенокосе, зафиксированном в 1590 г. Натуральный оброк мало изменялся в течение XVI в. Грамоты Царевоконстантиновскому монастырю, будучи сопоставлены с другими источниками, позволяют отметить некоторые закономерности развития ренты в Северо-Восточной Руси. Ранние известия источников о барщине и оброках, свидетельствующие о широком их разнообразии, совершено естественны в условиях слабо развитых рыночных отношений. Это разнообразие работ и продуктов, которые требовали господа, характерно как для Руси, так и для Западной Европы. В условиях развития торговли, и прежде всего торговли хлебом, из состава разнообразных отработков и оброков на первый план выходят полевая барщина и хлебный оброк. Работа во дворе господина и оброки продуктами животноводства, птицеводства, льном, коноплей и многими продуктами и предметами домашнего обихода сохраняются в течение всей крепостной поры, но все эти продукты, в отличие от оброчного хлеба, источники конца XV—XVI вв. А отработки вне барского поля и сенокоса обычно перестают в это время включать в перечни крестьянских повинностей. Греков полагал, что в крупных вотчинах X—XI вв. Однако в X—XI вв. По мере исчезновения ленов без земельного пожалования и трансформации дружинников в оседлых вотчинников, а также по мере превращения церковной десятины от даней и церковных кормленных волостей в церковно-монастырские вотчины старые формы эксплуатации превращались в феодальную ренту. В «Аграрной истории Северо-Запада России» на примере Новгорода было показано, как и когда это происходило. И мы можем полагать, что еще до XIV в. А грамота Царевоконстантиновскому монастырю от 1391 г. Рост барщины сдерживался в тех земельных владениях, где жили и работали на пашне холопы. У светских землевладельцев, усадища которых были расположены в непосредственной близости от принадлежавших им деревень, быстрее укоренялась и распространялась барщина. А в деревнях, удаленных от усадищ, и особенно в мелких, разбросанных волостках крупных землевладельцев, в которые не было смысла сажать приказчика и не было возможности постоянно держать крестьян под контролем, больше распространялся оброк. В мелких землевладениях, например во владениях новгородских своеземцев, была относительно высока доля господских обеж. И в других пятинах этот процент был близок к 25. Немалую ее часть обрабатывали сами своеземцы, представлявшие собой беднейшую часть землевладельцев. О том, что доля господской запашки была выше в мелких земельных владениях, чем в крупных, свидетельствуют также данные, относящиеся к разделенным между помещиками владениям крупных новгородских бояр. Вместе с появлением большого числа помещичьих усадеб заметно увеличилась господская пашня. Вероятно, играла роль и степень устойчивости урожаев. В регионах, где особенно частыми были малоурожайные годы, выгоднее было получать фиксированный оброк. Действовали и другие трудно уловимые причины. Распространенность двух видов хлебного оброка тоже зависела от только что названных условий. При трудности контроля за хозяйственной деятельностью крестьян, а также при частых малоурожайных годах посп, установленный в твердых размерах, был выгоднее издолья. Недаром на государевых оброчных землях, возникших на месте конфискованных новгородских вотчин, утвердилась рента продуктом в виде поспа. Это обстоятельство, кстати, оказало положительную роль, так как способствовало инициативе производителя, знавшего, что произведенное им сверх фиксированного поспа останется в его распоряжении. Иногда денежный оброк выступал рядом с оброком натуральным, иногда он назначался вместо прежних натуральных оброков. По решению вотчинника в одни годы брали оброк натурой, а в другие — деньгами. Именно в связи с такими заменами в источники попадали переводные цены на хлеб, баранов, птицу и прочий «мелкий доход», с которых поступал один денежный оброк. Впрочем, чисто денежная рента явление еще редкое. Вызвало ли развитие денежных отношений и рынка хлебов в XVI в. Вопрос этот приобретает особое значение, так как связан с вопросом о роли барщины в процессе закрепощения крестьян. Обращаясь к данным об эволюции ренты в XVI в. В Новгородских боярщинах и монастырщинах еще до их конфискации было очень мало господских обеж. При конфискации они перешли в состав крестьянской надельной земли. На той их части, которая не была передана затем помещикам, а оставалась оброчной землей, барская запашка так и не появилась. Вероятно, десятины для посопного хлеба обрабатывались барщинным трудом крестьян. Однако так было не всегда. В ряде случаев в документах XVI в. Это были случаи перевода барщины на фиксированный оброк. На митрополичьих патриарших землях и землях митрополичьих монастырей, как и на дворцовых землях, фигурировали десятины для посопного хлеба, причем в уставных грамотах мы читаем требование «крестьяном пахати на монастырь» и «навоз возити на монастырскую пашню». А располагая данными о соотношении размеров крестьянских пашей с посопной десятиной, мы имеем возможность определить тягость барщины или того оброка, который заменял на дворцовых землях работу на посопной десятине. В грамоте 1495—1511 гг.
К крепостным крестьянам в свою очередь относятся частновладельческие и посессионные крестьяне. Частновладельческие крестьяне — крестьяне, зависимые от частных лиц. Они делятся на две группы: вотчинные жили в вотчине и помещичьи жили в поместье. У этих крестьян были владельцы: либо бояре-вотчинники, либо дворяне-помещики. В их пользу крестьяне платили натуральный продуктами или денежный деньгами оброк. Посессионные крестьяне — это крепостные крестьяне, которые приобретались для работы на заводах и мануфактурах. Они появились при Петре I. Их можно было продать только с самим предприятием, так как они были его частью. Уйти с предприятия было нельзя, поэтому владельцы мануфактур сильно эксплуатировали посессионных крестьян. Церковные крестьяне Церковные крестьяне — это крестьяне, которые находились во владении соборов и городских приходских церквей. К церковным крестьянам относятся экономические и монастырские крестьяне. Монастырские крестьяне — категория зависимого населения в России, существовавшая с XI до середины XVII века, которая находилась в феодальном владении православной церкви. Монастырские крестьяне должны были платить оброк дань и отрабатывать барщину принудительный труд крестьян на земле помещика, в данном случае — на земле, принадлежащей монастырям. После секуляризации церковных земель по указу Екатерины II 26 февраля 1764 года два миллиона монастырских крестьян были переданы в ведение Коллегии экономии и получили название экономических крестьян. Секуляризация — превращение церковной собственности в государственную.