мобильное переносное жилище оленеводов необходимая для территории, где отсутствует строевой лес, но есть необходимость в постоянной перекочёвке за оленьим стадом.
Ответы на сканворд дня из "Одноклассников" номер 22624
Чумы, вигвамы, типи, яранги, тамги, юрты, куваксы — кто они и для чего нужны? | У некоторых народов северо-восточной Сибири: переносное жилище с конической крышей 6 букв. |
Национальные особенности домов народов севера России. Чум. Яранга. Иглу. — Бит Жизни! | Решения для определения ПЕРЕНОСНОЕ ЖИЛИЩЕ НЕКОТОРЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА. для кроссвордов или сканвордов. Узнайте правильные ответы, синонимы и другие полезные слова. |
Жилища народов мира: балаган, вигвам, русская изба, иглу, мазанка, сакля | Все ответы для определения Переносное жилище некоторых народов Севера в кроссвордах и сканвордах вы найдете на этой странице. |
Народы крайнего севера долганы. Жилища северных народов
Аналогичные жилища имеются и у некоторых других народов северо-востока Сибири и Аляски: эскимосов (эским. Северные олени — это жизнь народов Крайнего Севера. У некоторых народов северо-восточной Сибири: переносное жилище с конической крышей 6 букв. Яранга – переносное жилище кочевых чукчей, коряков, эвенков, юкагиров. ЯРАНГАЯранга – переносное жилище некоторых кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов, юкагиров) Севера России на протяжении многих веков.
Национальные особенности домов народов севера России. Чум. Яранга. Иглу.
Здравствуйте, уважаемые дамы и господа! В эфире капитал-шоу «Поле чудес»! И как обычно, под аплодисменты зрительного зала я приглашаю в студию тройку игроков. А вот и задание на этот тур: Вопрос: Переносное жилище некоторых народов Севера.
Там может быть два входа, и тогда там живут две семьи по обе стороны от очага, которым эти семьи пользуются попеременно. Малые треноги юкагиры перевели в вертикальную плоскость: две ноги стоят на земле, а третья соединяет со следующей треногой. Опорных шестов — не три, а четыре. В отличие от чукчей, юкагиры ещё сравнительно недавно были оседлым народом, занимающимся рыболовством и охотой по берегам рек и озёр. Поэтому на чукотском языке они называются веемылыт — «речные люди». Конструкция их землянок представляла деревянную усечённую пирамиду с квадратным в плане полом, у которой углы были представлены опорными шестами, вверху скреплёнными между собой по диагонали. Эти юкагиры перешли к оленеводству, скорее всего, под влиянием эвенов или восточных тунгусов , но кочевое жилище заимствовали от других кочевников — чукчей. Вероятно, некоторые группы эвенов, в свою очередь, заимствовали от юкагиров этот тип яранги, и у них возник гибрид яранги с чумом. Землянка в виде усечённой пирамиды, крытая дёрном, под разными названиями встречается в лесу и тундре на необъятных просторах Якутии и Енисейского Севера, включая Таймыр. Поэтому более древним на этих широтах выглядит оседлый образ жизни. Он неизбежно связан либо с крупными водоёмами где рядом можно вести промысел дикого оленя , либо с побережьем где люди живут охотой на морского зверя. В Арктике промысел морского зверя и соответствующий образ жизни представлен культурой эскимосов. Это, пожалуй, единственный известный нам народ догосударственной формации, который освоил добычу кита в открытом море благодаря своим внутренним ресурсам и технологиям. С эскимосской культурой тесно связана культура береговых чукчей и коряков, но землянки из китовых костей — валкар «челюстной дом» , в которых люди жили до середины XIX века, у нас в стране пока были обнаружены лишь на Чукотке. Участник географической экспедиции 1785-1793 гг. Сарычев писал, что свод над этими землянками сделан из китовых рёбер и жердей, покрыт травою, дёрном и засыпан землёю. Такая землянка наполовину углублённая в землю имела каркасную конструкцию и в основании была прямоугольной. Длинные и толстые кости китовых челюстей либо брёвна из плавника служили центральными и боковыми несущими опорами, на которые клали поперечные балки также из челюстей кита для настила потолка из китовых ребер или деревянных брусьев. Основу каркаса составляли восемь столбов по центральной линии. Стены ямы укреплялись камнями, черепами и рёбрами морских животных. Сферическую кровлю устраивали из китовых рёбер выпуклой стороной наружу. Пол мостился костями черепа кита и его лопатками. Если землянка была большой, то в ней пространство делилось валиками-перегородками на три жилые камеры либо устраивались спальни-отсеки 3 х 3,2 м. Позже на возвышении в виде нар ставили меховые пологи, отапливаемые жировыми лампами. Такие землянки различались устройством входа. У одних был единственный вход — более или менее углублённый в землю коридор, у других — два: верхний наземный не через крышу , нижний — подземный. Верхним пользовались летом, нижним — зимой летом его заливала вода. Стены подземного коридора обкладывали позвонками кита. Отверстие в крыше служило для освещения и проветривания.
Выпрямление стен и отделение стен от крыши можно наблюдать и в бревенчатых юртах бурят и алтайских народностей. Стены тут не круглые, но 6- и 8-угольные. Негнущийся материал — бревна сруба, при желании сохранить традиционную круглоту шалаша, дал многогранность. Более развитым типом жилищ следует считать четырехугольное строение. Такой тип жилья также встречается у сибирского коренного населения. Якутская юрта, четырехугольная в плане и трапецоидная в поперечном разрезе, со стенами из наклонно внутрь поставленных бревен, сохраняет ещё от примитивного нерасчлененного шалаша наклонно поставленные стены. В якутской юрте, подпавшей уже русскому влиянию, стены сложены срубом с горизонтально лежащими брёвнами. Нанайская гольдская фанза подверглась китайскому влиянию. Это четырехугольное здание характеризуется системой отопления посредством труб, проложенных под нарами, служащими для сиденья или спанья. В Средней Азии встречаем четырехугольные дома с плоской крышей. У русского крестьянина в Сибири наиболее развитый тип жилищ — жилой дом, изба. Здесь можно отметить большое разнообразие: дома старожилов и новоселов — представителей разных губерний, занесших в Сибирь со своей родины тип постройки жилища. В соседних селениях, даже в одном и том же селении встречаются избы разной архитектуры и различного внутреннего устройства. На одном и том же дворе можно увидеть, на ряду с обширным, прочно и красиво построенным домом, отдельно стоящие срубы без крыши. В городах, особенно на окраинах, наблюдаются дома типа деревенского жилья и, обратно, в деревнях встречаются дома типа городского. На жилище сибирского крестьянина можно, кроме того, проследить этапы развития дома. Первую ячейку можно, пожалуй, видеть в бане, низком срубе, отапливаемом грубо сложенной каменкой. Такой сруб мог развиться в однокамерную клеть — сруб, не имеющий ещё крыши, покрытый одним накатником и землей, в дальнейшем развитии — односкатной крышей. Клеть отапливается уже русскую печью, сначала топящейся по-черному, в дальнейшем развитии — по-белому. Далее жилое строение развивается посредством умножения его частей, посредством пристройки и надстройки новых частей жилья. К срубу-клети пристраивают сени и получается двучленный дом. К сеням пристраивают вторую клеть, и дом становится трехчленным, и т. Эволюция дома происходит также и путем внутреннего расчленения: создаются новые помещения посредством отгораживания некоторого пространства занавесью, перегородкой и прочим. Внутреннее расчленение жилища на отдельные части можно наблюдать и у коренных народностей. Расчленение здесь проведено бывает даже мысленными линиями, но оно тем не менее строго соблюдается: различается мужская и женская половина жилья, место для почетных и менее почетных гостей в кибитке казахов, в якутской и бурятской юрте, в урасе тунгусов и др. Эволюция заключается в действительном разгораживании жилья на части и тем самым в усложнении его. Так, в коряцкой землянке, в чукотском шалаше для отдельных семей имеются отдельные помещения — полога.
Как правило, чум оленеводов состоит из нескольких покрытий и 20-40 шестов, которые при переездах укладывают на специальные нарты. Размеры чума непосредственным образом зависят от длины шестов и их количества: чем больше будет шестов и чем длиннее они будут, тем вместительнее получится жилище. С давних времен установка чума считалась делом всей семьи, в котором принимали участие даже дети. После того, как чум полностью установлен, женщины застилают его внутри циновками и мягкими оленьими шкурами. У самого основания шестов принято класть малицы верхняя одежда народов Севера из оленьих шкур с мехом внутрь и другие мягкие вещи. Также оленеводы возят с собой подушки, перины и теплые спальные мешки из овчины. На ночь хозяйка расстилает постель, а днем прячет спальные принадлежности подальше от посторонних глаз. Яранга — национальное жилище народов Чукотки Как мы уже говорили, яранга имеет некоторое сходство с чумом и представляет собой переносное жилище кочевых коряков, чукчей, юкагиров и эвенков. Яранга обладает круглым планом и вертикальным деревянным каркасом, который сооружен из шестов и увенчан коническим куполом. Снаружи шесты покрыты моржовыми, оленьими или китовыми шкурами. Яранга состоит из 2-х половин: полога и чоттагина. Полог имеет вид теплого шатра, сшитого из шкур, отапливаемого и освещаемого при помощи жировой лампы например, полоски меха, опущенной в жир и пропитанной им. Полог является спальным помещением. Чоттагин — отдельное помещение, внешний вид которого несколько напоминает сени. Это самая холодная часть жилища. Обычно в чоттагине хранятся ящики с одеждой, выделанные шкуры, бочки с квашениями и другие вещи. В наше время яранга является многовековым символом народов Чукотки, который используют при проведении многих зимних и летних праздников. Причем яранги устанавливаются не только на площадях, но и в клубных фойе.
Как оленеводы Крайнего Севера выживают без душа, туалета и прочих благ цивилизации
Летом чум накрывается корой, берестой или мешковиной, а вход завешивается грубой тканью например, той же мешковиной. Зимой для обустройства чума используют шкуры лосей, оленей, изюбров, сшитых в одно полотнище, а вход завешивают отдельной шкурой. В центре чума располагается печь, служащая источником тепла и приспособленная для приготовления пищи. Жар от печи поднимается вверх и не позволяет осадкам попадать внутрь чума — они просто испаряются под действием высокой температуры.
А для того, чтобы ветер не проникал в чум, к его основанию с наружной стороны подгребают снег. Как правило, чум оленеводов состоит из нескольких покрытий и 20-40 шестов, которые при переездах укладывают на специальные нарты. Размеры чума непосредственным образом зависят от длины шестов и их количества: чем больше будет шестов и чем длиннее они будут, тем вместительнее получится жилище.
С давних времен установка чума считалась делом всей семьи, в котором принимали участие даже дети. После того, как чум полностью установлен, женщины застилают его внутри циновками и мягкими оленьими шкурами. У самого основания шестов принято класть малицы верхняя одежда народов Севера из оленьих шкур с мехом внутрь и другие мягкие вещи.
Также оленеводы возят с собой подушки, перины и теплые спальные мешки из овчины. На ночь хозяйка расстилает постель, а днем прячет спальные принадлежности подальше от посторонних глаз. Яранга — национальное жилище народов Чукотки Как мы уже говорили, яранга имеет некоторое сходство с чумом и представляет собой переносное жилище кочевых коряков, чукчей, юкагиров и эвенков.
Яранга обладает круглым планом и вертикальным деревянным каркасом, который сооружен из шестов и увенчан коническим куполом. Снаружи шесты покрыты моржовыми, оленьими или китовыми шкурами. Яранга состоит из 2-х половин: полога и чоттагина.
Полог имеет вид теплого шатра, сшитого из шкур, отапливаемого и освещаемого при помощи жировой лампы например, полоски меха, опущенной в жир и пропитанной им. Полог является спальным помещением.
На Крайнем Севере России помимо городских или сельских жителей есть и те, кто ведет кочевой образ жизни. Это в основном оленеводы. Олени постоянно мигрируют в поисках самой вкусной пищи, и людям, которые их разводят, приходится перемещаться вместе с ними. Павел Кузьмичев Наибольшее количество российских кочевников — порядка 10 тыс. Это коренные народы Севера: ненцы, ханты, селькупы. Раз в год они приезжают со своими чумами в город Салехард на День оленевода. Там-то мы и исследовали их жилище во всех подробностях.
Маленький снаружи, большой внутри Павел Кузьмичев Чум — это традиционный дом северных народов. Он имеет конусообразную форму, которая подходит для суровых арктических условий. Такая форма устойчива во время метелей, со стен легко скатывается снег, чум быстро прогревается изнутри, и эта конструкция очень быстро собирается и разбирается. Так выглядит процесс сборки чума у ненцев. У ненецких семей раньше чум собирали и ставили женщины, но сейчас эта традиция уже канула в Лету.
А вот и задание на этот тур: Вопрос: Переносное жилище некоторых народов Севера. Слово из 6 букв Ответ: Если этот ответ не подходит, пожалуйста воспользуйтесь формой поиска. Постараемся найти среди 775 682 формулировок по 141 989 словам.
Оцени полезность материала: 10 голосов, оценка 4.
Настоящие нюки На полуострове Таймыр на севере Красноярского края кочевое оленеводство и древние жилища сохранились только у ненцев Тухардской тундры, которая располагается на западе полуострова. На востоке Таймыра до недавнего времени не было ни одного чума, пока энтузиасты в поселке Волочанка не изготовили два с нюками из брезента. Анастасия и Денис Теребихины, учитель и директор школы в Волочанке, пытаются возродить оленеводство в Авамской тундре. Шили по памяти, без клише. Шили нюки тетя и мать Анастасии, которые родились в долганском поселке Сындасско, где в молодости научились изготавливать чумы.
Жизнь в чуме, или Традиционные дома народов Севера
Яранга - жилище кочевников северо-востока Сибири | констатирует председатель правления Союза оленеводов НАО Владислав Выучейский и приводит пример. |
Традиционное жилье народов Крайнего Севера стало предметом роскоши - Российская газета | Яра́нга — традиционное переносное или стационарное жилище чукчей. Аналогичные жилища имеются и у некоторых других народов северо-востока Сибири и Аляски: эскимосов. |
Народы крайнего севера долганы. Жилища северных народов | традиционное переносное жилище купольной формы высотой от 3,5 до 4,7 метра и диаметром от 5,5 до 8,5 метров. Жилище кочевых народов России! |
Чумы, вигвамы, типи, яранги, тамги, юрты, куваксы — кто они и для чего нужны?
Диаметр данного жилища составляет не менее 5,7 метров. Чаще всего яранга встречается у народов, которые проживают на северо-востоке Сибирской части России и ведут кочевой образ жизни. К ним можно отнести чукчей, эвенов, и некоторые другие народности. ЧУМ — ЧУМ — переносное жилище народов Севера России. Все ответы для определения Переносное жилище некоторых народов Севера в кроссвордах и сканвордах вы найдете на этой странице. Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной – имеющей в основании круг – стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами. Переносное жилище на Севере. Переносное жилище у народов Сибири — конический каркас из жердей, покрытый шкурами (нюками) зимой и парусиной или берестой (тисками) летом. У чукчей было два типа жилищ: переносное и постоянное.
Слово «Яранга»
РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК. Вопрос в кроссворде (сканворде): Переносное жилище у народов Сибири (6 букв). Ответ: ЯРАНГА. Это каркасное переносное жилище, состоящее из шестов, брезента или бересты летом и меховых покрышек зимой. Переносное жилище на Севере. Переносное жилище у народов Сибири — конический каркас из жердей, покрытый шкурами (нюками) зимой и парусиной или берестой (тисками) летом.