Но почему немцы не смогли захватить Ленинград? Ко времени подхода немцев к Ленинграду на вооружении форта «Красная Горка» находились следующие батареи. Несмотря на все старания московских прокуроров, обвинение в блокаде Ленинграда было снято с Германии в Нюрнберге.
Кому была нужна блокада Ленинграда
Во-вторых, взять Ленинград вместе с живыми жителями в планы немцев не входило по экономическим причинам. Гитлер запретил своим солдатам входить в город даже в случае его капитуляции, чтобы впоследствии не пришлось содержать его жителей, а с продовольствием в то время были серьезные проблемы, поэтому голодом фюрер хотел погубить всех жителей Ленинграда.
Лучшие Что ждало Ленинград в случае сдачи немцам? Наступление гитлеровских войск, а также финских подразделений в первые месяцы Великой Отечественной войны привело к тому, что 8 сентября 1941 года Ленинград оказался в блокадном кольце. При обороне Ленинграда и попытках прорыва блокады погибли более 300 тысяч советских воинов, еще более 100 тысяч пропали без вести. Потери гражданского населения оказались еще больше: согласно данным, приведенным во время Нюрнбергского трибунала, жертвами блокады стали 632 тысячи человек.
Некоторые современные исследователи считают эти данные заниженными и говорят о 1,5 млн жертв. Только около 3 процентов погибших ленинградцев стали жертвами бомбёжек и артобстрелов, остальные 97 погибли от голода и лишений. По мнению американского философа Майкла Уолцера, «в осаде Ленинграда погибло больше мирных жителей, чем в аду Гамбурга, Дрездена, Токио, Хиросимы и Нагасаки, вместе взятых». Но сохранились бы жизни многих других людей! Примером таких взглядов может быть позиция известного украинского журналиста Дмитрия Гордона, заявившего в мае 2019 года: «Представим, что Ленинград бы сдали немцам, просто на секунду представим.
Конечно, все евреи бы пали от немецких пуль и от верёвок, были бы повешены и расстреляны, это понятно. При этом предполагается, что подобная альтернатива — «спасение жизней путем сдачи города» — вообще существовала. Однако такую возможность отрицали сами немецкие военачальники. Начальник штаба командования Сухопутных войск Германии Франц Гальдер еще 8 июля 1941 года в своем дневнике записал: «Непоколебимо решение фюрера сравнять Москву и Ленинград с землёй, чтобы полностью избавиться от населения этих городов, которое в противном случае мы потом будем вынуждены кормить в течение зимы». То есть никто не собирался спасать жизни жителей советских городов, уничтожение их было частью нацистской программы действий.
Они служили как защитные пункты и точки обстрела противника. Вокруг города были развернуты противотанковые рвы и заграждения, чтобы затруднить продвижение танков и бронетехники противника. Были организованы и засыпаны минные поля, которые предназначались для задержки и осложнения противника. Путем установки ряда препятствий, таких как заграждения из бревен и мешков с песком, создавалась система траншей и защитных сооружений внутри города для обороны на случай прорыва врага.
Все эти меры по укреплению города перед началом блокады позволили ленинградцам эффективно противостоять атаке немецких войск и продолжать сопротивление на протяжении долгих и тяжелых лет блокады. Препятствия для продвижения немецких войск Продвижение немецких войск в направлении Ленинграда встречалось со множеством существенных препятствий, которые сделали блокаду этого города еще более сложной для противника. Первым препятствием стала расположенная на пути немецкой армии оборонительная линия Красной Армии. Эта линия была создана для защиты города и представляла собой систему фортификационных сооружений и укреплений.
Она включала в себя земляные укрепления, окопы, заграждения и ряд других мероприятий, которые создавали трудности для наступающих войск. Вторым препятствием стали препятствия, созданные горожанами Ленинграда. Жители города активно участвовали в оборонительных мероприятиях, создавая заграждения и препятствия на пути противника. Они устраивали аварийные заторы на дорогах, возводили баррикады из различных материалов, чтобы затруднить передвижение немецких войск.
Все это создавало дополнительные трудности для противника и замедляло его продвижение к цели. Еще одним серьезным препятствием стало активное использование советской авиации и флота. Воздушные силы и корабли Красной Армии препятствовали бомбежкам и обстрелам со стороны противника, что создавало трудности для продвижения немецких войск. Также необходимо отметить роль климатических условий.
Зима в Ленинграде была жесткой, сильные морозы и гололед делали передвижение техники и пехоты трудным. Дороги и улицы были заледенелыми, что усложняло передвижение немецких танков и другой бронетехники. Все эти препятствия, вместе с организацией гражданской обороны и моральным сопротивлением горожан, создали серьезные трудности для немецких войск и сделали блокаду Ленинграда одной из самых продолжительных и тяжелых операций Великой Отечественной войны. Эффективность оборонительной системы Важным фактором, который позволил Ленинграду выдержать долгую блокаду и отразить атаки немецких войск, была эффективность его оборонительной системы.
Город заранее был укреплен и подготовлен к обороне. Во-первых, была создана система фортификаций, которая оказалась надежной барьерной преградой для немецких войск. Линия обороны Красной Армии была разработана специально для защиты Ленинграда, и она удерживала немецкие атаки на протяжении всей блокады. Она включала в себя ряд укрепленных пунктов, окопов и рвов, которые создавали серьезные препятствия для продвижения противника.
Во-вторых, город был тщательно укреплен перед началом блокады. Сотни тысяч граждан приняли участие в строительстве оборонительных сооружений. Были построены укрепления, окопы и противотанковые рвы вокруг границ Ленинграда. Это позволило удерживать немецкие войска на расстоянии от города и предотвратить их проникновение.
Во-вторых, взять Ленинград вместе с живыми жителями в планы немцев не входило по экономическим причинам. Гитлер запретил своим солдатам входить в город даже в случае его капитуляции, чтобы впоследствии не пришлось содержать его жителей, а с продовольствием в то время были серьезные проблемы, поэтому голодом фюрер хотел погубить всех жителей Ленинграда.
Почему немцы не перекрыли дорогу жизни
Одной из ключевых причин, почему немцам не удалось захватить Ленинград, было сильное укрепление города оборонительными сооружениями. 30 августа германские войска захватили Мгу, перерезав последнюю железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной[30]. Почему фашисты не взяли ленинград. По этому поводу вновь раздаются вопросы, не лучше ли было сдать Ленинград немцам и не мучить жителей города? В этой статье мы рассмотрим несколько причин, почему немцы не смогли занять Ленинград.
Можно ли было избежать гибели миллиона ленинградцев?
Голод в Ленинграде начался не из-за руководителей Ленинграда, а из-за плохого снабжения города: серьёзных запасов продуктов питания в городе не было, а логистические цепочки были разрушены немцами. К этому времени и войска 54-й армии Ленинградского фронта захватили злосчастную станцию Погостье и преодолели железнодорожную насыпь, на которую опиралась система обороны немцев. Существовала опасность того, что немцы захватят Ленинград.
Тихвинская операция: как были сорваны немецкие планы по захвату Ленинграда
для нас и ленинградцев это был главный вопрос всей войны. Историк Лев Лурье в своей колонке разбирается, когда и почему Гитлер решил не брать Ленинград штурмом, а уничтожить ленинградцев холодом и голодом. Так почему же они не могли захватить город, имея в своем распоряжении такие большие силы в течение нескольких лет? 3) Почему немцы не уничтожили ледовую трассу артиллерией? Во-первых, немцы не «рвались захватить Ленинград».
Осада Ленинграда: 872 дня битвы за жизнь
Кроме того, появилась задача по снабжению сотен тысяч советских пленных, а также города, логистика которого полностью была разрушена. То, что немецкая логистика уже сейчас была практически не в состоянии доставлять на фронт самое необходимое, а вместо этого определила завоеванные территории на востоке, житницы Украины как будущие поставщики продовольствия Третьего Рейха, нацистский режим пришел к другому решению. Голод должен был буквально стереть с лица земли второй по величине город Советского Союза, колыбель большевистской революции. В этом смысле Гитлер запретил своим солдатам даже в случае капитуляции входить в город. А именно — «по экономическим соображениям», поскольку иначе вермахт будет «нести ответственность за обеспечение питания населения». После того как союзническая финская армия остановила продвижение на линии, которая до Советско-финской войны 1939-1940 гг. Вместо подкрепления он получил приказ, большую часть своих танков направить в поддержку группы армий «Центр» для запланированного наступления на Москву.
Выражались опасения относительно эпидемий и волн беженцев, которые еще больше усугубят ситуацию со снабжением. Но прежде всего в штаб-квартире Гитлера беспокоились о морали вермахта: спорный вопрос, хватит ли нашим солдатам мужества начать стрелять по женщинам и детям. В этой связи было рекомендовано разрушить Ленинград при помощи артиллерии и самолетов и тем самым загнать безоружных вглубь страны. Эти аргументы четко показывают, что стратегия голода преследовала уже не военную цель, целью было уничтожение города и его жителей при помощи геноцида. И то, что обеспокоенность фюрера распространялась только на моральную сторону его войск, показывает характер немецкого ведения войны, считает военный историк Роль-Дитер Мюллер. То, что эти планы не были реализованы, связано с мужеством и готовностью нести жертвы защитников, а также бессердечной жесткостью Сталина.
Вместо этого Гитлер приказал отрезать город от внешнего мира и оставить его на собственное попечение. Что это значило конкретно — голодная смерть для трех миллионов жителей из которых 400 тысяч детей и около 500 тысяч солдат Красной Армии, защищавших город. Блокада длилась почти 900 дней, до конца января 1944 года. Она унесла жизни одного миллиона человек среди мирного населения.
С изменением директивы для группы армий «Север» стало понятно, что ход операции принял иной оборот. С другой стороны, она однозначно показывала, что основной мотив наступления остался неизменным — уничтожить Советский Союз как средство «еврейско-большевистского всемирного заговора» посредством расово-идеологического геноцида невиданного масштаба. Из трех групп армий, которые 22-го июня 1941 года атаковали Советский Союз, группа «Север» была самой слабой. В ее распоряжении была только так называемая танковая группа танковая армия , которая к тому же располагала меньшим количеством оружия, чем группа армий «Центр», которая должна была наступать на Москву.
Войска генерал-фельдмаршала Вильгельма фон Лееба очень быстро поняли, что значит вести войну на просторах Востока. Пути снабжения простирались до самых окраин, и некоторые дивизии оказались перед невыполнимой задачей — контролировать участок фронта шириной в сто километров. Стало ясно, что запланированный блицкриг не будет реализован в течение нескольких недель, наступление замедлилось. Кроме того, стало понятно, что Красная армия, несмотря на огромные потери, еще располагает достаточными резервами, чтобы дать бой вермахту и сражаться за каждый дом.
Именно крупнейший успех немцев в первые месяцы войны, завоевание Киева, должен был это наглядно продемонстрировать.
В результате наступил голод — голод, который не с чем сравнить. Ежедневная пайка хлеба рабочего составляла 250 граммов — примерно пять тонких ломтиков. Служащим и членам их семей доставалось 125 граммов на человека. Военным тоже пришлось подтянуть пояса. Люди на передовой получали 50 процентов от нормы, тыловые службы и личный состав штабов — только 33 процента.
В конце ноября наступило небольшое облегчение, поскольку Гитлер не учел ещё один факт — Ладога замерзла. Толщина льда дошла до пяти метров. Ленинград обрел надежную связь с советским сухопутным фронтом на восточном берегу озера. Ледовую дорогу назвали ленинградской «Дорогой жизни». По ночам через озеро громыхали грузовики, однако большую часть их грузов составляли боеприпасы, запчасти и сырье для военных заводов, продовольствие находилось в конце списка. На обратном пути грузовики везли из города раненых, детей и стариков, а также нетрудоспособных женщин.
Примерно 800 000 человек эвакуировались по этой дороге. Однако грузовики тратили топливо, а бензина не хватало по всему советскому фронту. По этой причине Жданов организовал прокладку по льду рельсового пути, который на дальней стороне озера соединялся с линией Волховстрой — Москва. Теперь зимой в город можно было доставлять от 4000 до 5000 тонн грузов. Но и этот вариант не решил проблемы, потому что 80 процентов перевозимых грузов составляло сырье для военной промышленности, которая в голодающем городе все равно производила минометы, пулеметы и даже танки для всего фронта. Летом 1942 года рабочие батальоны Жданова совершили истинный подвиг: они проложили электрический кабель и бензопровод по дну Ладожского озера.
Электричество, питавшее военные заводы, поступало с Волховской электростанции на реке Свирь. Когда озеро снова замерзло, высоковольтную линию проложили по льду. Голод являлся огромным стимулом. Он заставлял всех жителей поступать либо в рабочие батальоны, либо в народное ополчение. Те, кто не работали или не воевали, просто не получали пайка и умирали. То, что Жданов и Коммунистическая партия совершили, мобилизовав гражданское население на труд и оборону, просто восхищает: 32 000 женщин и девушек служили медицинскими сестрами, 90 процентов членов ленинградского комсомола пошли на фронт, 600 000 детей и подростков постоянно работали на оборонительных сооружениях.
Они выкопали 700 километров противотанковых рвов — одними лопатами и кирками. Они возвели 300 километров лесных завалов и построили 5000 блиндажей. Официальная цифра в 600 000 занятых на работах подростков заставляет думать, что в эти батальоны принимались, вероятно, и даже десятилетние дети. Никогда раньше и больше нигде на земле не удавалось провести подобную мобилизацию населения. Безусловно, не удалось этого сделать и при обороне Берлина. Когда военный комендант столицы Рейха потребовал от гауляйтера предоставлять на строительство оборонительных сооружений 100 000 гражданских ежедневно, тот отверг требование как невыполнимое, так как более 30 000 человек в день собирать не удавалось.
Коммунистический союз молодежи России представлял собой значительную боевую силу не только в Ленинграде. Из 11 000 Героев Советского Союза — награда, соответствующая немецкому Рыцарскому кресту, — 7000 члены комсомола. Голодные и дрожащие от холода, при температуре минус 40 градусов по Цельсию, дети быстро строили укрепления. Голодные и дрожащие от холода, рабочие трудились в не отапливаемых, поврежденных бомбами заводских зданиях. Смена двенадцать или четырнадцать часов. После этого они тащились домой.
Наши войска были уверены в победе. Мерецков писал: «Предназначенные для наступления войска давали нам на избранном направлении более чем трехкратное превосходство над противником в живой силе, четырехкратное — в танках, двухкратное — в артиллерии и минометах. Так думали мы, не зная о прибытии с юга дивизий Манштейна». Прибыли эти дивизии Манштейна из-под Севастополя для штурма Ленинграда как имеющие опыт в штурме крупного приморского города в течение полугодовой битвы за Севастополь. Но штурмовать Ленинград им не пришлось. Наступление наших войск сорвало подготовленный новый немецкий штурм Ленинграда. Манштейн написал: «И вот вместо запланированного наступления на Ленинград развернулось сражение южнее Ладожского озера». Излагая события Синявинской операции, большинство историков приводят ее описание Манштейном. Но честно и ясно о ней рассказал не Э. Манштейн, а К.
Мерецков, который написал об итогах операции следующее: «Основная масса войск закончила выход на восточный берег к рассвету 29 сентября. Остальные подразделения вышли в ночь на 30 сентября. После этого активные боевые действия были прекращены. Наши войска, а также и войска противника возвратились примерно на старые позиции. Артиллерийская дуэль и взаимные налеты авиации как бы по инерции продолжались затем несколько дней, но наступательных действий не предпринималось». Ни командующий Волховским фронтом К. Мерецков, ни начальник Генерального штаба А. Василевский не упоминают об окружении в Синявинской операции немецких или наших войск. Невская оперативная группа вела бои до 6 октября. Фашистское командование прилагало немало усилий, чтобы сбросить в воду форсировавшие Неву части, но славные воины Ленинградского фронта благодаря мужеству бойцов и бившей через Неву артиллерии сумели удержать за собой два небольших плацдарма.
Таков был конец Синявинской операции. Волховскому и Ленинградскому фронтам не удалось в то время прорвать блокаду Ленинграда. Однако расчеты гитлеровского командования взять штурмом Ленинград потерпели полный крах. В песне «Волховская застольная» есть строки о Синявинской операции: «Будут навеки в преданьях прославлены под пулеметной пургой наши штыки на высотах Синявина, наши полки подо Мгой». Потери немецких войск убитыми и пленными составили около 60 тысяч человек, а в технике — 260 самолетов, 200 танков, 600 орудий и минометов. По показаниям пленных, в ротах большинства дивизий осталось в строю по 20 человек. Бойцы и командиры Красной армии своими контратаками и двумя крупными наступлениями защитили жителей осажденного города. Ленинград продолжал жить, работать и сражаться. Грузы продолжали доставляться в Ленинград круглые сутки непрерывным потоком по железной дороге и далее автомобильным или речным транспортом в зависимости от времени года по 25 километрам пути через Ладожское озеро. Снабжался не только город, но и целый Ленинградский фронт оружием, снарядами, бомбами, патронами, запасными частями и продовольствием.
Обратно к железной дороге автомобили и речные суда возвращались с людьми, а с лета 1942 года и с произведенной предприятиями Ленинграда продукцией. Надо отметить, что степень риска как зимнего, так и летнего пути по озеру преувеличена: этот путь не превышал 25 километров и был надежно защищен от авиации и наземных войск противника. Потери, конечно, были, но по сравнению с количеством доставляемых грузов они незначительны. Позже по подводному кабелю сюда стал снова поступать ток с частично восстановленной Волховской ГЭС. Это позволило ряду предприятий возобновить производство военной продукции», — указывает К. Таким образом, в 1941—1942 годах армия и правительство делали все возможное для снабжения города и Ленинградского фронта, защиты жителей Ленинграда и прорыва блокады по суше.
Почему Гитлер не стал штурмовать Ленинград
Немцы поначалу соответствовали ожиданиям, захватив часть пригородов. то есть политическая задача ставилась во главу угла. Почему фашисты не взяли ленинград. железную дорогу Волхов-Тихвин. Немцы и их союзники надеялись, что Ленинград вымрет т голода, а вначале они к тому же опасалиись уличных боев. Огромные пушки больших калибров, немцы под Ленинград привезут позже, но они предназначались не для штурма, который немцы уже не планировали.
Можно ли было избежать гибели миллиона ленинградцев?
Все военные фото постановочные, в основном 60-х годов. День Победы начали отмечать только в 1965 году. Последние ветераны начали рассказывать, что воевали с немцами в одних окопах. По телевизору показывают, как достают из болот самолёты 70 летней давности? Настоящий автомат Шмайсер прототип АК-47 нам не показывают в кино. В кино фигурирует только МП - 38, к которому Шмайсер не имеет никакого отношения. Хотя они были выпущены одним тиражом.
Факт известный, но недостаточно осмысленный. Обоз 223 подводы с продовольствием шел из оккупированных Псковской и Новгородской областей. Не иголка в стоге, под куст не спрячешь… Но это ладно.
Интереснее другое: обоз спокойно пересек линию фронта и въехал в Ленинград. Да, хорошие партизаны обладали развитой интуицией и умели оказываться в нужное время в нужном месте. Но становиться невидимками и ходить сквозь стены они все же не могли… Значит, на этом участке вообще не было немцев! Как это возможно? Именно ею и обеспечивалась блокада. Однако прорвать эту полоску удалось лишь в январе 1943-го. Притом что в городе за время блокады произвели тысячи орудий и десять миллионов снарядов! Две тысячи танков! Это очень странно.
Но зачем вывозить его лодочками и грузовиками — когда можно прорвать 12 км и пользоваться железной дорогой, что несравненно проще, быстрей и дешевле? Это общеизвестно. Известно и другое: фронт проходил от завода в… четырех километрах. А вот тут возникают вопросы. Что, немцы не знали назначения завода? Обязаны были знать. А на 4 км бьет любая пушка. Одна-единственная тяжелая батарея могла разнести Кировский завод в пыль. Почему не разнесла??
Это касается и Ижорского завода. Он тоже выпускал боевую технику, и линия фронта тоже проходила от него в 4—5 км. Вот официальная цифра: на Ленинград упало 148 478 снарядов. Кунгуров пишет: «Дальнобойное орудие большого калибра делает 1 выстрел за 2 минуты.
Генерал-фельдмаршал - Вильгельма фон Лееба - на подходе к Ленинграду столкнулся с нехваткой сил для штурма города. Но вместо подкрепления он получил как раз приказ о переводе части своих войск группе армии "Центр". Таким образом, немецких сил на Ленинградском направлении не хватало для наступления на город, единственно, что они могли сделать - блокировать его и устраивать налеты. Немецкие танка К тому же, у немецких генералов возник вопрос, хватить ли мужества у их солдат уничтожать мирных жителей города. Поскольку дальнейшее наступление на город Ленинград было невозможно из-за нехватки сил, то единственным выходом для немцев оставалось блокировать город, который был практически без защитников, а так же авиацией уничтожать склады с продовольствием. Таким образом, немецкие генералы 18-й армии, осаждавшей Ленинград, были соучастниками большого преступления с немецкой стороны, которое было в духе войны уничтожения.
Источник Хотелось бы добавить к сказанному автором этой статьи : Разве можно оправдать чудовищное злодеяние палача народов Сталина, когда он не разрешил полностью эвакуировать женщин, детей и стариков из окруженных фашистами Ленинграда , Сталинграда и других городов , превратив их в «пушечное мясо» и кощунственно оправдываясь словами «Солдаты пустых городов не защищают»! Разве можно простить этому садисту изданный 21 сентября 1941 года приказ не щадить и беспощадно расстреливать беззащитных советских женщин, детей и стариков, прячась за которыми наступали на Ленинград немцы! Одновременно с этим разве можно простить настоящее свинство и подлость партийных функционеров, которым так бережно обходился изувер Сталин, снабжая их спецстоловые всевозможными деликатесами , когда все население Ленинграда голодало и отцы и матеря хоронили своих детей , умерших от голода!
Постепенно возвращать телефонию стали с апреля 1943 года [97]. Главным отопительным средством для большинства обитаемых квартир стали особые маленькие печки- буржуйки. В них жгли всё, что могло гореть, в том числе мебель и книги. По решению Ленгорсвета от 8 декабря 1941 года, промышленность города должна была начать выпуск железных временных печек «буржуек» и отпускать их Ленжилуправлению. В декабре должны были изготовить 10 тыс. К 1 февралю 1942 года в городе было 135 тыс. Буржуйки были востребованы и в следующую зиму с 1942 на 1943 год, ибо центральное отопление жилых домов в городе также не работало [100]. Добыча топлива стала важнейшей частью быта ленинградцев. Недостаток электричества и массовые разрушения контактной сети остановили движение городского электротранспорта. Подвижной состав троллейбусного депо был рассредоточен по улицам из-за того, что депо уже находилось в непосредственной близости от фронта. Занесённые снегом троллейбусы простояли на улицах всю зиму. Более 60 машин были разбиты, сгорели или получили серьёзные повреждения. На следующий день по решению горисполкома были упразднены восемь трамвайных маршрутов. Часть вагонов ещё двигалась по ленинградским улицам, окончательно остановившись 3 января 1942 года после того, как полностью прекратилась подача электроэнергии; 52 трамвая так и замерли на заснеженных улицах [90]. Это стало ещё одной причиной увеличения смертности. По свидетельству Д. Лихачёва , … когда остановка трамвайного движения добавила к обычной, ежедневной трудовой нагрузке ещё два-три часа пешеходного марша от места жительства к месту работы и обратно, это обусловливало дополнительное расходование калорий. Очень часто люди умирали от внезапной остановки сердца, потери сознания и замерзания в пути. Организация стационаров и столовых усиленного питания[ править править код ] По решению бюро горкома ВКП б и Ленгорисполкома было организовано дополнительное лечебное питание по повышенным нормам в специальных стационарах, созданных при заводах и фабриках, а также в 105 городских столовых. Стационары функционировали с 1 января до 1 мая 1942 года и обслужили 60 тыс. В них вводили сердечно-сосудистые препараты, делали внутривенное вливание глюкозы, давали немного горячего вина, что спасло жизнь многим [63]. С конца апреля 1942 года по решению Ленгорисполкома сеть столовых усиленного питания была расширена. На территории фабрик, заводов и учреждений вместо стационаров было создано 89 столовых усиленного питания, а 64 столовые были организованы за пределами предприятий. Для этих столовых были утверждены специальные нормы питания. С 25 апреля по 1 июля 1942 года ими воспользовались 234 тыс. В январе 1942 года при гостинице « Астория » начал работать стационар для учёных и творческих работников. В столовой Дома учёных в зимние месяцы питалось от 200 до 300 человек [103].
Зачем Гитлер держал Ленинград в блокаде, а не захватил его?
Попытки немецких подвижных соединений 39-го танкового корпуса в октябре и ноябре 1941 года пройти вокруг озера, соединиться с финнами на Свири и замкнуть блокадное кольцо успехом не увенчались. Соответственно, после ухода из Тихвина немецкая 18-я армия удерживала только пятнадцатикилометровую полосу на южном берегу Ладоги, ограниченную Шлиссельбургом и Липкой. Доступ на эту полосу осуществлялся по очень опасному узкому коридору: справа находился Волховский фронт, постоянно оказывавший серьезное давление, слева Нева, за которой закрепились 67, 55 и 42-я армии Ленинградского фронта. В середине коридора болотистый участок контролировался с холмов у Синявина. В южном конце этого участка находилась Кировская железная дорога, соединяющая Ленинград с Уралом через Волховстрой.
Незадолго до блокады города Жданов вывез из Ленинграда внутрь страны примерно 650 000 квалифицированных рабочих с военных заводов и 40 000 железнодорожных вагонов с оборудованием, станками и сырьем. Это ясно свидетельствует, что летом 1941 года советское командование предполагало потерю Ленинграда, а также объясняет, почему город не был подготовлен к продолжительной осаде. Запасы сырья и продовольствия скоро закончились. Гражданское население и 200 000 солдат пришлось снабжать по воздуху, поскольку на движение небольших судов по Ладоге ночью трудно было полагаться.
Однако советские воздушные силы оказались не готовы к решению задачи в нужном масштабе. В период с 14 по 28 ноября они перевезли только 1200 тонн продовольствия, или восемьдесят шесть тонн в день. Практически ровно столько доставили в Сталинград годом позже немецкие Люфтваффе — и этого было недостаточно для находившихся там 250 000 человек. А в Ленинграде зимой 1941 года оставалось более двух миллионов человек.
Эксперты подсчитали, что для 250 000 человек 6-й армии в сталинградском мешке было необходимо минимум 306 тонн продовольствия, только чтобы поддержать жизнь. В Ленинграде в десять раз большее число людей вынуждено было обходиться менее чем третью от этого количества. В 1948-1949 годах в Западный Берлин для 2 500 000 жителей по воздушному мосту доставляли сначала 4500 тонн в день, а впоследствии 10 000 тонн. Ленинград получил менее сотой доли этого объема.
В результате наступил голод — голод, который не с чем сравнить. Ежедневная пайка хлеба рабочего составляла 250 граммов — примерно пять тонких ломтиков. Служащим и членам их семей доставалось 125 граммов на человека. Военным тоже пришлось подтянуть пояса.
Люди на передовой получали 50 процентов от нормы, тыловые службы и личный состав штабов — только 33 процента. В конце ноября наступило небольшое облегчение, поскольку Гитлер не учел ещё один факт — Ладога замерзла. Толщина льда дошла до пяти метров. Ленинград обрел надежную связь с советским сухопутным фронтом на восточном берегу озера.
Ледовую дорогу назвали ленинградской «Дорогой жизни». По ночам через озеро громыхали грузовики, однако большую часть их грузов составляли боеприпасы, запчасти и сырье для военных заводов, продовольствие находилось в конце списка. На обратном пути грузовики везли из города раненых, детей и стариков, а также нетрудоспособных женщин. Примерно 800 000 человек эвакуировались по этой дороге.
Однако грузовики тратили топливо, а бензина не хватало по всему советскому фронту. По этой причине Жданов организовал прокладку по льду рельсового пути, который на дальней стороне озера соединялся с линией Волховстрой — Москва. Теперь зимой в город можно было доставлять от 4000 до 5000 тонн грузов. Но и этот вариант не решил проблемы, потому что 80 процентов перевозимых грузов составляло сырье для военной промышленности, которая в голодающем городе все равно производила минометы, пулеметы и даже танки для всего фронта.
Летом 1942 года рабочие батальоны Жданова совершили истинный подвиг: они проложили электрический кабель и бензопровод по дну Ладожского озера. Электричество, питавшее военные заводы, поступало с Волховской электростанции на реке Свирь.
Оставался вопрос, как быстро обработать все стропила этим раствором. Кстати, знаменитые Бадаевские склады обработать не успели... По теме: "Гениально простое решение, которое реально спасло Ленинград от пожаров " 2019. Категория: Великая отечественная война Добавлено:Пятница 05.
Именно крупнейший успех немцев в первые месяцы войны, завоевание Киева, должен был это наглядно продемонстрировать. Кроме того, появилась задача по снабжению сотен тысяч советских пленных, а также города, логистика которого полностью была разрушена. То, что немецкая логистика уже сейчас была практически не в состоянии доставлять на фронт самое необходимое, а вместо этого определила завоеванные территории на востоке, житницы Украины как будущие поставщики продовольствия Третьего Рейха, нацистский режим пришел к другому решению. Голод должен был буквально стереть с лица земли второй по величине город Советского Союза, колыбель большевистской революции.
В этом смысле Гитлер запретил своим солдатам даже в случае капитуляции входить в город. А именно — «по экономическим соображениям», поскольку иначе вермахт будет «нести ответственность за обеспечение питания населения». После того как союзническая финская армия остановила продвижение на линии, которая до Советско-финской войны 1939-1940 гг. Вместо подкрепления он получил приказ, большую часть своих танков направить в поддержку группы армий «Центр» для запланированного наступления на Москву.
Выражались опасения относительно эпидемий и волн беженцев, которые еще больше усугубят ситуацию со снабжением. Но прежде всего в штаб-квартире Гитлера беспокоились о морали вермахта: спорный вопрос, хватит ли нашим солдатам мужества начать стрелять по женщинам и детям. В этой связи было рекомендовано разрушить Ленинград при помощи артиллерии и самолетов и тем самым загнать безоружных вглубь страны. Эти аргументы четко показывают, что стратегия голода преследовала уже не военную цель, целью было уничтожение города и его жителей при помощи геноцида.
И то, что обеспокоенность фюрера распространялась только на моральную сторону его войск, показывает характер немецкого ведения войны, считает военный историк Роль-Дитер Мюллер.
Восстановление разрушенного города После снятия блокады в 1944 году Ленинград представлял собой груды развалин. Началась кропотливая работа по восстановлению города, в котором почти все было разрушено. Однако дух ленинградцев, отстоявших свой город в самые трудные дни войны, оставался несломленным.
Объединив усилия, они смогли поднять Ленинград из руин и в кратчайшие сроки вернуть ему былое величие. Увековечение подвига города Подвиг Ленинграда навсегда вписан в героическую летопись Великой Отечественной войны. Ежегодно 27 января в городе проходят торжественные мероприятия в честь полного освобождения от блокады. Установлен мемориальный комплекс «Героическим защитникам Ленинграда», открыт музей обороны города.
Их подвиг всегда будет напоминать потомкам цену, заплаченную за Победу. Уроки мужества для новых поколений История героической обороны Ленинграда - это урок мужества и стойкости для новых поколений. Она учит не сдаваться перед трудностями и держать удар в самые тяжелые времена. Почему Ленинград нельзя было сдавать немцам - эта история наглядно показывает, какой страшной ценой досталась нам Победа в той войне.
Этот урок должны помнить и чтить все последующие поколения. Память о героях в сердцах потомков Подвиг ленинградцев, переживших 900 дней блокадного ада, навсегда останется в памяти благодарных потомков. Их стойкость и мужество вдохновляют нас преодолевать любые испытания. Имена героев-ленинградцев увековечены в названиях улиц и площадей города.
Их портреты можно увидеть в экспозициях музеев, посвященных обороне Ленинграда. Пока мы помним - они будут жить в наших сердцах! Традиции помощи и взаимовыручки В дни блокады единственной надеждой на спасение для многих ленинградцев была помощь и поддержка друг друга. Эти традиции сохраняются в городе и сегодня.
Новые поколения ленинградцев чтут память героев, заботясь о ветеранах войны и труда. Они продолжают дела своих дедов и прадедов, восстанавливая храмы, разрушенные в войну, и реставрируя поврежденные блокадные здания. Несокрушимость духа ленинградцев Главный урок, который дает нам подвиг Ленинграда - это несокрушимость духа его защитников и жителей.