Мы публикуем несколько текстов масленичных припевок, сообщенных Н.П. Грановской, старшим научным сотрудником Нижегородского Дома фольклора. Участие в масленичных гуляниях, общении с волжанами в парке «Новый город» приняли и заместитель председателя городской Думы Екатерина Карташова (фракция ЛДПР) и. Вот и мы проводили нашу Масленицу горячими золотистыми блинами, которые испекли для нас наши замечательные повара! Благодаря Масленичной недели ребята познакомились с традициями русского народа и зарядились отличным настроением. Утром 26 февраля в Сухобузимское начали приезжать гости на праздник «Сибирская Масленица».
Масленица – История праздника, что означает, как и когда появился, традиции, фото и видео
Работники библиотеки и Дома культуры подготовили интересную программу с театрализацией и конкурсами. Был накрыт богатый стол с самоварами, блинами с икрой, мёдом, вареньем и сметаной. Многие односельчане пришли на праздник наряженные в русские сарафаны и платки, что так же создавало общую праздничную атмосферу. В проведении праздника участие приняли все организации, находящиеся на территории села. Еланская сельская библиотека совместно с сельским домом культуры провели проводы зимы «Масленица! Широкая, разгульная! Все гости праздника с энтузиазмом участвовали в конкурсах, играх, пели частушки и народные песни. Юноши поднимали гирю, перетягивали канат, поднимались на столб. Затем всех угощали блинами с вареньем и сметаной и чаем.
Проводы зимы завершились сожжением чучела Масленицы. В Ерышевском сельском клубе работниками библиотеки и клуба был проведен праздник Масленицы. Как дети, так и взрослые, участвовали в конкурсах, викторинах, играх. В заключении мероприятия состоялось традиционное чаепитие с блинами и пирогами. Мероприятие прошло весело и активно. В Салтыковской сельской библиотеке для участников клуба «Добрые встречи» прошел праздник «Масленица». На мероприятии было рассказано о календарике Масленицы, о высказывание А. Куприна о символе Масленицы.
Гости встречи вспомнили традиции наших предков, стихи, песни, загадки. Чиганакская библиотека совместно с клубом провела праздник проводов русской зимы «Гуляй, народ, Масленица идет! Они пели песни, водили с жителями села хороводы, проводили игры, конкурсы, веселые викторины. В конце мероприятия было сожжено чучело Масленицы и закончился праздник чаепитием с пирогами и блинами. В Ключевской сельской библиотеке для читателей прошел фольклорный праздник «Масленица пришла». На протяжении многих лет библиотека традиционно вместе со своими читателями отмечает проводы суровой русской зимы и встречу долгожданной весны. Взрослые и дети узнали интересную историю народных традиций и занимательную легенду о фольклорном празднике.
Масленица-праздник, который отмечали ещё наши предки-славяне. Каждый день этой недели имеет своё название, которое говорит о том, что в этот день нужно делать. Понедельник - "встреча", вторник - "заигрыш", среда - "лакомка", четверг - "разгуляй", пятница - "вечера у тещи", суббота - "золовкины посиделки", воскресенье - "прощеный день". Непременными атрибутами веселий, связанных с окончанием холодной поры, являлись румяные и круглолицые блины, символизирующие собой солнце, которое должно было вступить вовремя в свои владения. А у детей - это один из самых любимых праздников. Ну, когда еще можно столько резвиться, веселиться и играть вдоволь? Подготовили и организовали мероприятие методист Центра Пихиенко О.
Как и положено, по окончании праздника было чаепитие с блинами. В этот день все казалось необычно вкусным и сладким. Праздник удался на славу. Такие мероприятия всем нравятся: и детям, и взрослым. Можно отдохнуть от учёбы и работы, пообщаться.
Иным видятся в русской традиции печь блины чуть ли не рудименты языческого самосознания. Спешим развеять это мнимое противоречие. Дело в том, что готовиться к встрече с Человеколюбцем Христом нужно, свершая шесть дел евангельского милосердия: жаждущего напоить, голодного накормить, странника ввести в дом, нагого одеть, посетить больного и навестить томящегося в темнице. Масленица с ее русским гостеприимством и дает нам возможность потрудиться в деятельном милосердии. Общая трапеза имеет свойство смягчать и примирять сердца. А ведь не случайно последнее воскресенье перед Великим постом именуется прощеным! Будем готовиться к нему, взаимно прощая и утешая всех ближних и дальних во славу Божию! Протоиерей Димитрий Мерцев председатель жюри Кубанского православного кинофестиваля «Вечевой колокол» : — Несмотря на то, что в наше время масленица — уже больше этнография, народная традиция, не имеющая языческого ритуального значения, тем не менее к христианству она никого отношения не имеет. Проводить масленичную а, вернее, Сырную, или мясопустную неделю надо в динамике настроя на покаяние, и эта динамика как раз дается церковным уставом. Церковь уже загодя готовит нас к Великому посту евангельскими притчами о мытаре и фарисее, о блудном сыне и, наконец, напоминанием о Страшном суде. И хотя на неделе о мытаре и фарисее мы еще вкушаем скоромное, Церковь нам уже напоминает, что надо настраиваться на такую молитву, как у мытаря, чтобы она была принята Богом. В этом смысле и масленица не исключает умеренного веселья, и в то же время она уже озарена приближением Великого поста. В этот период православным можно, к примеру, провести литературно-музыкальный вечер: почитать стихи христианского содержания, послушать духовные песнопения с настроем на покаяние допустим, балладу о Кудеяре — о двенадцати разбойниках. Такого рода развлечения перед Великим постом вполне уместны. Отношение нецерковных людей к этому празднику известно: «Скоро масленицы звонкой закипит веселый пир…». Однако верующим на масленицу недопустимо участвовать во всеобщем разгуле, объедении и пьянстве. Святитель Тихон Задонский говорил: «Стыд лицо мое покрывает, когда говорю о том, как православные христиане празднуют масленицу». В эту неделю, последнюю перед Великим постом, хорошо бы помнить совет преподобного Сергия Радонежского: «Воздержания держитесь». Начало поста немыслимо без подготовки телесной, которую предлагает нам Православная Церковь. Понедельник 1-й седмицы Великого поста называется Чистым понедельником: чистая совесть, чистая душа — потому что было Прощеное воскресенье. Также надо быть чистым и в телесном составе, если человек — Божий, поэтому должно быть воздержание. По слову святых отцов, Великий пост — это весна духа, ведь когда мы себя ограничиваем телесно, расцветает наш дух. Кто вкусил эту радость Великого поста, тот уже дорожит этими днями, ждет их. Только невоздержанная душа, человек, ублажающий свою плоть, воспринимает пост как нечто тягостное. Когда человек держится церковного устава, проникается духом богослужения, готовит себя ко вступлению в Четыредесятницу, тогда и те ограничения, которые связаны с великопостным периодом, воспринимаются им органично. Церковь по отношению к своим чадам имеет характер материнский. Это и ласковость, и строгость педагогики, чтобы довести нас до Христа. Церковь всегда во всем дает нам постепенность. В то время, как уже начинается постепенное введение в покаянные образы церковным богослужением «Покаяния отверзи мне двери…», молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» , еще дается возможность подкреплять себя скоромной пищей, и только потом наступает уже Великий пост. Есть люди, которые имеют навык поста: им легко, они с радостью вступают в Великий пост. А есть те, кто только начинает воцерковляться: им трудно, и Церковь их очень ласково и нежно ведет. Как сказал преподобный Серафим Саровский, «не может человек вступить в подвиг, пока не очистит чувства», поэтому и нам нельзя воспринимать Великий пост как только ограничения, запреты. Это, с одной стороны, аскеза, ограничивающая нашу телесность, а с другой — особый характер богослужения, которое возвышает душу. И одно дополняет другое. Так действует любящая мать по отношению к чаду: она и приласкает, и пожурит, даст уже видимое какое-то задание и следит за тем, чтобы чадо послушалось. Так же нас ведет и Церковь. Думаю, что та антиномия, которая существует и ярко выражается в масленичные дни, объясняется этим характером. Священник Алексий Зайцев клирик Свято-Троицкого храма г. Челябинска, член Союза писателей России, член Международного клуба православных литераторов «Омилия» : — История празднования масленицы в жизни русского народа насчитывает уже несколько столетий. Говоря о масленице точнее, Сырной неделе , мы должны помнить: изначально существовали две принципиально разные традиции провождения этого особого времени года, которые условно можно обозначить так: «чисто церковная» и «чисто светская». Тот, кто следовал церковной традиции, воспринимал последнюю неделю перед Великим постом как самую важную ступень подготовки к нему. Верующие понимали: если провести эти дни в излишних наслаждениях и увеселениях — Великий пост для них будет сорван. В лоне святой Церкви сложилась богослужебная практика подготовки к Сырной неделе в молитве и покаянии. Мы помним из отечественной истории, что великопостные дни накладывали отпечаток на образ жизни всех граждан государства Российского, включая и тех людей, кто не имел глубокого религиозного чувства и даже вообще не принадлежал к Православию.
Пришла Масленица к нам, это значит: быть блинам!
В Лапинской сельской библиотеке для участников женского клуба «Хозяюшка» прошли фольклорные посиделки «Гостья наша – дорогая Масленица!». Но масленичная неделя достаточно гармонично вписалась и в христианские традиции. Узнали, что празднуется Масленица целую неделю, каждому его дню народ дал особое название. «Мне праздник Масленица очень понравился, — говорит старшеклассница средней школы № 2 Гаврилова Посада Елизавета Фаломина. воспитанников Макарьевского центра помощи детям, методист Районного центра досуга совместно с воспитателями, провели игровую программу «Широкая Масленица».
«Широкая Масленица»
Сжигали стену и брали крепости: как прошла Масленица в России | В масленичную неделю люди провожают зиму и встречают ица-праздник, который о. |
"Веселись, народ, гуляй! Масленицу провожай" - МБУК Сладковский КДЦ | Участие в масленичных гуляниях, общении с волжанами в парке «Новый город» приняли и заместитель председателя городской Думы Екатерина Карташова (фракция ЛДПР) и. |
"Веселись, народ, гуляй! Масленицу провожай" - МБУК Сладковский КДЦ | Главное отличие Масленицы, которую отмечают в преддверье Великого поста, является разгульное её веселье и обилие испечённых блинов. |
«Масленица хороша, широка ее душа!»
14 марта - Празднование Широкой масленицы | Связь между масленичным весенним гулянием и медведем проста: животное является хищником, который просыпается в первые весенние дни и выходит из зимней спячки. |
Народный праздник Масленица в МБОУ СОШ №2 | Погожий денек выдался в последний день Масленицы, словно нарочно порадовал народ во время гуляний на городском празднике «Гуляй, широкая Масленица!». |
Сжигали стену и брали крепости: как прошла Масленица в России | РИА Новости | Дзен | Ребятам в игровой форме рассказала об истории празднования Масленицы, ее традициях, играх и забавах, о том, почему масленичный блин является не просто праздничным. |
Уярня – Масленица | А еще на смену сытной масленичной неделе приходит великой пост, так что народные веселые забавы неизменно сопровождаются смакованием блинов, пирогов, пельменей. |
В Масленицу – каждый День Особый | история праздника, значение, как и когда появился, традиции, фото и видео Что такое. |
Калтасинцы с песнями и плясками зиму провожали – весну встречали
До Крещения Руси праздник Масленицы отмечался 7 дней перед днем весеннего равноденствия и ещё неделю после него. Одним из любимых праздников русского народа всегда была Масленица. Во всех филиалах МУК «ЦКС Ртищевского района» 18 февраля 2017 года прошли народные гулянья. Эта неделя, подходящая уже к завершению, считается Масленичной и завершается народным гуляньем «Масленица» или «Проводы зимы».
Масленичные потехи (Полурядинский СДК)
Масленичные гулянья перешли на улицу, где началось настоящее веселье. Ребята кружились в хороводе, завлекая в весёлую пляску весь детский сад, а затем играли в русские народные игры. Детские глаза выражали восторг, а на лице сияла улыбка от ярких эмоций праздника. В завершении детей ожидали вкусные блины. Этот замечательный день прошел в атмосфере тепла и веселья. Подобные праздники способствуют приобщению подрастающего поколения к традициям своего народа и, как правило, надолго запоминаются детям. Публикации по теме: «Масленица шумная, весёлая, озорная!
Приезжай домой со двора, Отошла твоя пора! У нас с гор потоки, Заиграй овражки, Выверни оглобли, Налаживай соху.
Это веселые проводы зимы, с радостным ожиданием близкого тепла, весеннего солнца. И наши дети стали участниками этого праздника. Всю неделю они готовились к этому событию и ждали его с нетерпением. На занятиях узнали, как раньше на Руси праздновали Масленицу, что означает и откуда берет начало этот обычай. На Масленицу, говорят, у каждого три дела: с горок кататься, блинами объедаться и с зимушкой прощаться! Масленичные гулянья перешли на улицу, где началось настоящее веселье. Ребята кружились в хороводе, завлекая в весёлую пляску весь детский сад, а затем играли в русские народные игры. Детские глаза выражали восторг, а на лице сияла улыбка от ярких эмоций праздника.
В завершении детей ожидали вкусные блины.
Героя Советского Союза В. Паширова с. Кушнаренково для учащихся младшей школы прошли масленичные гуляния «Широкая масленица». Прошли масленичные гуляния «Широкая масленица» Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Масленица — веселый, шумный, любимый народный праздник.
Боец - Кузнецнецова. Дети познакомились с историей и традициями празднования "Масленицы". Воспитанники от души веселились, водили хороводы, пели, играли в народные игры, участвовали совместно с родителями в конкурсах. Проявили творчество в изготовление кукол- оберегов.
Наелись, насмотрелись и сожгли: астраханцы от души отметили Масленицу - фоторепортаж
Ведущий методист по фольклору Рауия Салямовна Саматова: — Марийский обрядовый праздник «Уярня» — Масленица проводится в Мишкинском районе более двадцати пяти лет, брендовым мероприятием стал в 2012 году. Статус регионального фестиваля исконно народного творчества финно-угорских народов России приобрёл в 2020 году. Основная идея фестиваля — сохранять и возрождать вековые народные традиции наших предков: Уярня первая закличка весны — это празднество, посвящённое проводам зимы и встрече весеннего солнца. Чучело Уярня — обязательный атрибут этого праздника, оно является символом уходящей зимы. К участию в фестивале были приглашены фольклорные, вокальные и театральные финно-угорские коллективы. Все участники по условиям конкурса художественно оформили свои колонны с использованием ярких национальных атрибутов и сочетанием хореографических элементов с музыкальным шумовым, звуковым сопровождением. Девять самобытных финно-угорских коллективов ранним утром приехали на площадь перед Районным домом культуры.
Это фольклорный ансамбль «Вуд толкын» деревня Сосновка , народный вокальный ансамбль «Ужара» деревня Чебыково , вокальные ансамбли «Соказа сем» деревня Большесухоязово и «Ныжыл сем» деревня Новоакбулатово , народный фольклорный коллектив «Ший памаш» деревня Кайраково из Мишкинского района, народный марийский фольклорный ансамбль «Онгырйук» город Благовещенск , марийский фольклорный ансамбль «Саскавий» Балтачевский район , народные фольклорные коллективы «Марий кумыл» и «Кирей сем» Калтасинский район. В солнечное субботнее утро ярко наряженный народ со всех отдалённых уголков нашего района, а также участники и гости фестиваля собрались и заполнили придворцовую площадь. Всюду разливались музыкальные переливы тальянок, дробь марийского барабана. Детвора устремила свои заинтересованные взгляды на снежную возвышенность, где соломенное чучело Зимы окружили тряпичные куклы, на фоне которых и развернулась весёлая фотосессия.
В масленичных гуляниях с играми, забавами, плясками, хороводами, конкурсами приняли участие обучающиеся 1-4 классов. Повсюду царила атмосфера радости и веселья. Как положено на празднике веселились от души, гостям рассказали о масленичных традициях и символах, о том, почему масленичный блин является не просто праздничным угощением, а символом золотого солнца, ожившего после зимней спячки. Ребята с большим удовольствием слушали народные масленичные мелодии и песни, участвовали в веселых конкурсах, танцевали, исполняли частушки, декламировали стихи.
Праздник удался на славу: дети повеселились, потанцевали, попрыгали и побегали. Традиционно праздник закончился поеданием вкусных и ароматных блинов, которые с любовью приготовил каждый класс.
Проводы зимы — один из самых веселых и долгожданных праздников в году, когда люди веселятся, ходят в гости, устраивают гулянья и кушают блины.
В этом году Масленичная неделя началась с 20 февраля, однако самые масштабные гуляния выпали на 26 февраля. В клубно-досуговых учреждениях Шумерлинского муниципального округа прошли праздничные гуляния и игрища. На масленичной неделе, 22 февраля, работники культуры Егоркинского сельского Дома культуры совместно с библиотекой провели для школьников масленичные забавы.
Маленький народ прощался с зимой, и готов встретить тёплые весенние деньки. Ребята с удовольствием приняли участие в конкурсах, играх и хороводах и угостились блинами. В праздничной программе мероприятия принял участие народный фольклорный коллектив "Шанчак" в исполнении которого прозвучали как авторские, так и народные песни.
Веселое праздничное гуляние было наполнено множеством народных игр, конкурсов, хороводов. Участники мероприятия смогли попробовать блины и горячий чай. Каждый пришедший на праздник как взрослый, так и ребенок повеселился от души.
А на улице Арискино для ребят была подготовлена ледяная горка с надувными ватрушками и ледянками. Коллектив Дома культуры пожелал всем здоровья, успехов, счастья и благополучия, поздравили масленичными песнями. Праздничные гуляние продолжились концертом, в котором приняли участие народный фольклорный коллектива "Шанчак" Егоркинского сельского Дома культуры и творческий коллектив "Камал" Ходарского сельского Дома культуры.
На праздник пришли зрители целыми семьями. Весёлое праздничное настроение царило на все протяжение концертной программы. Праздник удался на славу.
По традиции в этот день зять приходил к теще на блины, которые она пекла. У каждой хозяйки на Руси был особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии. Блины пекли из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, добавляя в них пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки.
Четверг — разгул. В первый день широкой Масленицы хозяйственные работы прекращались, и начиналось празднование: катались на санях и санках, устраивали кулачные бои и битвы за снежные города, пели колядки, жгли ритуальные костры и прыгали через огонь. Главным действием в четверг был штурм и дальнейший захват снежного городка.
Пятница — тещины вечерки. Этот день проводили в кругу семьи и близких. С ответным визитом теща приходила в гости к зятю.
Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали к себе золовок и других родственников мужа. Воскресенье — прощеный день.
В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные за год обиды.
МАСЛЕНИЦУ ГУЛЯТЬ – ЗИМУ ПРОВОЖАТЬ!
В Масленицу – каждый День Особый | Ежегодное проведение «Масленицы» стало традиционным и любимым праздником для наших учеников и их родителей. |
Масленица по-библиотечному | Масленица – это неделя народных гуляний, которая издревле принято на Руси отмечать шумно и с размахом. |
Бакшевская Масляница 2024 | Масленица. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Блины занимают важное место среди масленичных традиций. |
Наелись, насмотрелись и сожгли: астраханцы от души отметили Масленицу - фоторепортаж | Статья автора «РИА Новости» в Дзене: В России масштабно отметили Масленицу В России масштабно отметили Масленицу В минувшие выходные в России встречали весну и жгли. |
Наелись, насмотрелись и сожгли: астраханцы от души отметили Масленицу - фоторепортаж | А пожаловала на Масленицу тётя Маня с саночками, на саночках мешок – полон игр, забав. |
15-17 марта проведена очередная акция "Дарю тепло" на тему проводов зимы "Масленица"
В конце масленичной недели в библиотеке прошла познавательно-игровая программа "Мы масленицу встречали, в библиотеку зазывали". Ежегодное проведение «Масленицы» в школе стало традиционным и любимым праздником для детей. «Мне праздник Масленица очень понравился, — говорит старшеклассница средней школы № 2 Гаврилова Посада Елизавета Фаломина.
Муниципальное образовательное учреждение "Красночикойская средняя общеобразовательная школа № 2"
- Похожие записи
- Муниципальное образовательное учреждение "Красночикойская средняя общеобразовательная школа № 2"
- ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- Где блины, тут и мы – россияне вспоминают традиции Масленицы, а журналисты UG.RU делятся рецептами
- Библиотека
В селе Калтасы сегодня прошел один из самых веселых и ярких праздников - Широкая Масленица.
- Прошли масленичные гуляния «Широкая масленица»
- В Веселом проводили Масленицу
- Наелись, насмотрелись и сожгли: астраханцы от души отметили Масленицу - фоторепортаж
- “Прощай Зима, гуляй Масленица!”
В Масленицу – каждый День Особый
В конце праздника сожгли чучело Масленицы с присказкой: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло". Прощай Зима! Приходи Весна! С весёлыми песнями порадовал вокальный коллектив "Рябинушка". Традиционные народные игры и конкурсы пришлись по душе всем присутствующим. В день завершения масленичной недели в Ходарском сельском Доме культуры состоялся традиционный, самый долгожданный весенний праздник - Масленица. На праздничном гулянии жители и гости села звучали веселые наигрыши, а запах главного праздничного блюда - блинов распространился на все село. В праздничной программе праздника выступили народный фольклорный коллектив "Шанчак" Егоркинского сельского Дома культуры с дружественным визитом и вокальный коллектив "Родник" Ходарского сельского Дома культуры. Все присутствующие гости праздника смогли поучаствовать в веселых спортивных состязаниях и играх.
В завершении праздника состоялось традиционное сжигание чучела Масленицы, вокруг которого завели весёлый хоровод. Русско-Алгашинский сельский клуб, совместно с библиотекой, провел праздник «Гуляй Масленица! Ярко прошли масленичные гуляния «Широкая масленица» в Бреняшском сельском клубе. А в Нижнекумашкинском сельском клубе состоялись катания на лошадях и сжигание чучела Масленицы. В Кабановском сельском клубе прошёл традиционный праздник - Масленица. Праздник прошёл в задорной и дружной обстановке. После веселых игр, участники насладитесь блинами и вкусным чаем за русским самоваром.
Безусловно, к христианству эта традиция не имеет никакого отношения.
Это элемент языческой культуры. Сжигание чучела символизировало проводы зимы и встречу весны, прощание со всем старым, ветхим.
И даже трапеза, уже лишенная мясных снедей, напоминает нам об этом. Она посвящена воспоминанию о Страшном суде. Во вторник этой седмицы за вечерним богослужением в храмах уже читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», и, конечно, разгул и пьяное веселье абсолютно не совместимы с тем смыслом, который Церковь вкладывает в эту подготовительную неделю. Мы, разумеется, не отрицаем разумное, умеренное веселье на масленицу.
Ходим друг к другу в гости, едим блины и копим силы перед постом. Но, к сожалению, приходится наблюдать, что не все соблюдают меру, а многие проводят Сырную неделю вполне по-язычески. Я не говорю о тех людях, которые не соблюдают пост — для них не существует и понятия подготовки к посту. Они могут сжечь чучело масленицы, а потом с таким же интересом сходить на пасхальный крестный ход. И то и другое, по их мнению, хорошо. Нет, я имею в виду православных церковных людей, которые подчас не задумываются над тем, что на масленую неделю недопустимо буйное веселье, обжорство и пьянство все эти «излишества нехорошие» недопустимы, впрочем, и в любые другие дни года.
К несчастью, очень свойственна нам эта формула: либо все — либо ничего. И, кстати, не только в современной расцерковленной России, но так было и до революции. Не все знали меру и удержа в масленичной гульбе. Как говорил Достоевский, «широк русский человек, я бы сузил». Можно также вспомнить про еще одного персонажа Федора Михайловича — Митю Карамазова, про которого было сказано, что он мог созерцать как бы две бездны: порока и добродетели. Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».
Пост — это школа воздержания и умеренности во всем. Мы должны за время Четыредесятницы и других постов научится подчинять стремления своей плоти духу, контролировать свои желания и хотения, чтобы, освоив эту науку, соблюдать разумную меру и воздержание от греха и в повседневной жизни. А если мы после поста даем себе полную свободу, отпускаем вожжи — разговляемся без меры, а потом также неумеренно заговляемся перед новым постом, значит мы так ничему и не научились за время пощения. Вспоминается один мой знакомый, который очень усердно постился, почти ничего не ел во время первой и Страстной седмиц Великого поста, зато потом мог после Пасхи уйти в запой. И опять получается, что не мы хозяева наших инстинктов и устремлений, а они подчиняют нас себе. Дай Бог, чтобы грядущий пост хоть немного научил нас воздержанию и послужил пользе духовной и телесной.
Если хочется ему вторгнуться, ворваться в мир духовный, то приведут эти «души прекрасные порывы» вначале не к чистой духовности, а к миру подмен и перевертышей, к подделкам под святость, к миру подкрашенной лжи. Эта мысль проходит красной нитью через все творения святителя Игнатия Брянчанинова. Ее он завещал, как одно из настоящих сокровищ, векам грядущим с их умножающейся нищетой и множащимися иллюзиями. Язычество никогда не умирало «до конца». В мире, где плоть и дух противостоят друг другу, где плоть еще не преображена, язычеству тепло и уютно прятаться в той части жизни, где плоть — безраздельная хозяйка. Ни бедность, ни богатство, ни грубость быта, ни тонкости просвещения язычеству не помеха.
Человек с двумя высшими образованиями точно так же способен бежать к «бабке» за магической помощью, как и малообразованный крестьянин. Сумеречное, магическое сознание способно все истолковывать и переиначивать под себя, способно добавлять свою ложку дегтя в любое количества меда, уничтожая ценность последнего. Это, как мне кажется, касается и масленицы. Праздновать ее в смысле проводов зимы и встречи долгожданного весеннего тепла было не зазорно и в годы государственно-атеистической идеологии. Там речь не шла о подготовке к Великому посту и постепенному отказу от скоромной пищи. Смысл евангельских чтений о блудном сыне, о Страшном суде и Адамовом изгнании не разъяснялся гуляющим массам.
Вместо этого как «наше», «родное» преподносились горячие блины и водка, особенно вкусные на морозе, сжигание чучела, звуки гармошки, катанье с горок, женский визг, коньки, бубенцы далекой тройки… — одним словом, все то, что вкладывается в понятие «а-ля рюс» и михалковскую стилистику «Сибирского цирюльника». Да оно и ладно. Есть в жизни место и время для здорового смеха, шутки и вкусной еды. Только называть это надо своими именами, а не «духовным возрождением» или «возвратом традиций». Тут и язычество не спит, но проявляет дивную резвость в эпоху информационных технологий. Оно всем желающим предлагает свое видение смысла масленицы с символикой увеличивающегося дня, блинами, по форме напоминающими солнце и проч.
Церковь столетия потратила на воцерковление языческого календаря и народной обрядовости. До конца, как уже было сказано, язычество так и не умерло. Оно теперь в любой момент будет готово, украсив голову в зависимости от сезона то русалочьим венком, то скоморошьей шапкой, явиться на народное гулянье и предложить свой вариант понимания мира. Отражение языческих нападок на историческую Церковь теперь будет одним из если и не самых тяжелых, то самых постоянных занятий церковных апологетов.
И сегодня нам остается только порадоваться тому, что проходили годы и столетия, сменялись поколения, а традиция празднования Широкой Масленицы продолжает жить. Организаторы праздника постарались создать настроение всеобщего торжества и веселья, доставить людям радость. Праздник, собравший немало зрителей, начался с веселой музыки. С Божьим словом и поздравлениями к жителям села обратился настоятель храма Вознесения Христова протоиерей Алексей.
Народные гуляния открыли скоморохи, созывая всех к веселью. Петрушка, Зима, Весна и Масленица подготовили и провели традиционные забавы: «Бег в мешках», «Испеки блины», перетягивание каната и многие другие.