Иногда прихожане поют слова во время помазания: «услыши мя, Господи, услыши мя, Владыко, услыши мя, Святый», затем: «исцели мя, Господи». При Соборовании отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди) по причине кажущейся для человека малозначимости. – Таинство Соборования, или Елеосвящения, как и все остальные Таинства Православной Церкви, имеет евангельское происхождение и было установлено Самим Господом.
Что делать с маслом после соборования?
И во время соборования нужно самому соборующемся крепко молиться и просить исцеление, вдохновляясь строками Евангелия и Апостола, которые читаются во время Таинства. Соборование (Елеосвящение) — Таинство Церкви, при мысли о котором у верующих часто возникают недоумения. Во время помазания лица, груди и рук образуются излишки елея, которые время от времени надо втирать в кожу или промокать тканью, чтобы не испачкалась одежда. Что же касается времени Общего Соборования, то, как уже отмечалась, традиционно его совершали в Великий Четверг и Великую Субботу. – Таинство Соборования, или Елеосвящения, как и все остальные Таинства Православной Церкви, имеет евангельское происхождение и было установлено Самим Господом.
Что делать с маслом после соборования?
Таинство соборования, на мой взгляд, самое таинственное из всех семи таинств Церкви. Таинство соборования, на мой взгляд, самое таинственное из всех семи таинств Церкви. Эта связь помазания и Духа является источником основной символики елея в христианских таинствах, особенно при соборовании больных, упомянутом уже в послании Иакова (Иак 5.14; ср Мк 6.13); свящ. Текст краткого чина соборования приведен в приложении к настоящему документу. Но что скрывается за этим столь любимым нами действием, является ли оно самым значимым во время вечернего богослужения и чем отличается миро от елея, елеопомазание от Миропомазания и Елеосвящения (соборования)?
Все важные молитвы на Соборование-2021 в Великий православный пост
Однако человек болеет не только телом, но и душой, а многие болезни тела — это следствия болезни души. Душа же болеет от грехов или их следствий. Поэтому главный смысл таинства cоборования в том, что при помазании человека освященным елеем маслом призывается благодать Божия для исцеления или ослабления и телесных, и душевных болезней, а также отпущения забытых без злого умысла грехов. Амвросий Оптинский. В Оптиной пустыни таинство cоборования было принято проводить еженедельно в течение года. Потому и здоровым людям, особенно Великим постом — временем особой борьбы с грехом — соборование помогает выздоравливать душой, дает силы не унывать и бороться за свое спасение. Отсюда и традиция совершать соборование Великим постом, чтобы Пасху встретить «чистым сердцем». История таинства Как и всякое таинство Церкви, елеосвящение так еще называется таинство соборования, от греческих слов «масло» — «элайоа» и «милость» — «элеос» берет начало в евангельской истории. Христос исцелял больных и завещал апостолам делать так же.
Апостолы передали этот дар епископам и священникам. Уже в послании апостола Иакова мы читаем: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». В первые века христианства, когда человек болел, к нему в течение семи дней приходили священники, молились о его выздоровлении, читали Евангелие и помазывали освященным елеем. Некоторых больных, для совершения над ними молитв о здравии в особо благодатном месте, стали специально приносить в храм и там молиться и помазывать их святым маслом. Так постепенно сложилось чинопоследование таинства соборования в храме. Тот, кто видит свои грехи, блаженней, чем тот, кто и умершего воскресит Обычно за прощением грехов мы идем на исповедь.
Все должно быть красиво и чинно. Свечи, числом семь, должны стоять красиво на специальном блюде. Для этого они все должны быть одинаковой длинны В притворе записывают имен всех, кто будет собороваться. За этих людей будет молиться собор священников, совершать над ними таинство Соборования силою всей Церкви. По традиции за соборование можно принести жертву в храм На клиросе все готово И алтарник приготовил все, что нужно И вот зажигаются свечи. Вокруг блюда семь свечей изображающих число совершителей таинства, помазываний и молитв. После каждого помазания одну свечу гасят Священники выходят из Алтаря. Начинается первая часть таинства. Она представляет собой сокращенную утреню Священники становятся около стола. Первый из священников кадит стол и елей на нем , иконы и всех людей, произносит возглас: "Благословен Бог наш... После обычного начала, читается сокращенное шестопсалмие 142 псалом , затем малая ектения прошение , и наконец покаянные тропари, которые всем нам известны: "Помилуй нас, Господи, помилуй нас" После 50-го псалма читается канон Арсения, епископа Корфского, Этот канон в IX в. Сначала вино соединяется с елеем. Теперь в кандиле сосуде с елеем есть вино После ектении первый из священников читает "Молитву над кандилом с елеем", в которой просит Бога освятить елей и сделать его целительным для помазуемого. Остальные священники читают эту же молитву тихо, как во время призывания Святого Духа в таинстве Евхаристии. Хор в это время поет тропари Христу Спасителю, апостолу Иакову, святителю Николаю, целителю Пантелеимону и другим святым Далее начинается третья часть -- помазание святым маслом. Сначала читают Евангелие, потом специальную молитву об исцелении, затем собственно помазание с так называемой, совершительной молитвой: "Отче Святый, Врачу душ и телес... Эта молитва очень важная. Чин совершения Елеосвящения над больным, находящимся в смертельной опасности, может быть признан совершенным, если священник после освящения масла успеет, хотя бы однажды, прочитать над больным совершительную молитву и помазание. Если совершительная молитва произносится над одним человеком, помазание совершается после слов: "исцели раба Твоего... Такая последовательность повторяется семь раз. Если людей, над которыми совершается таинство много, то сначала для всех читают совершительную молитву, а потом каждого помазывают маслом Перед самым помазанием, но до совершительной молитвы, священник читает особую молитву о даровании больным исцеления и прощения грехов. Все священники поминают при этом имена из тех списков, которые были составлены в притворе В Требнике сказано: "Вземлет возьмет иерей стручец палочку, обвитую ватой, в данном случае кисточку , и омочив его во святый елей масло , помазует болящего крестообразно -- на челе, на ноздрях, на ланитех щеках , на устех губах , на персех груди , на руках на обе стране с двух сторон ". То есть иерей помазывает маслом те части тела, через которые грех удобней всего вселяется в душу человека. В храме, где совершается масовое соборование, после чтения Евангелия, молитвы, совершительной молитвы, священники выходят в народ с кисточками и маленькими чашечками с освященным маслом, смешанным с вином.
Есть и другой взгляд на Соборование — католический. Его понимают, как «последний обряд», совершаемый перед смертью, когда уже нет надежды на продолжение земной жизни. Православные же исходят все же из слов ап. Иакова — но также полагаются на Божию волю. Есть множество свидетельств как исцеления и облегчения болезней после Елеосвящения, так и — того, как Таинство помогло мучимых недугом «к смерти» мирно перейти ко Христу. Все грехи снимаются? Речь идет только о тех, которые: не могут быть исповеданы тяжко больным человеком в силу его крайней немощи; забытые; как правило, это даже у часто приступающих к Исповеди христиан — мелкие грехи, совершаемые ежедневно, даже ежечасно — и тут же забываемые; но, как мешок с песком, они висят за плечами человека, тяготя душу и тело. А вот грехи, которые человек скрыл на Исповеди сознательно например, из ложного стыда, или по лукавству , Соборование не разрешит. Не простятся и грехопадения, совершаемые «в здравом уме и твердой памяти», в которых человек просто не желает раскаяться. Рекомендуем: Шпаргалка для исповеди: перечень грехов для покаяния Совершается в церкви не только Великим постом Как правило, расписание совершения Таинства в храме действительно появляется на Четыредесятницу. Но кроме этого, оно может быть совершено также: в Рождественский, Петров, Успенский посты — на многих приходах существует и такая традиция; вообще в любое время и день, даже перед Рождеством, на Пасху когда вроде бы не время покаяния , если это необходимо больному человеку; в этом случае о Таинстве договариваются индивидуально, а проходить оно может не только в храме, но также на дому или — по обстоятельствам — даже в больнице. По существующей практике, к Соборованию приступают: физические здоровые люди — раз в год, обычно в один из постов; больные — столько раз, сколько это необходимо, и в любое время. Как готовиться и что с собой взять Во многих храмах можно увидеть объявления о Соборовании, в которых содержится настоятельная рекомендация прийти на Исповедь и Причастие до или сразу после Таинства в зависимости от того, на какой день оно назначено и когда проходит ближайшая литургия — полная или Преждеосвященных Даров. Хотя Устав не содержит прямого требования Исповеди и Причастия до или после Елеосвящения, это требование все же правильно ввиду того, что оно действительно разрешает забытые грехи — но в других человеку следует искренне покаяться, и, конечно, принять Святые Тайны. Они освящаются до его начала, а затем верующие забирают их домой, чтобы помазываться во благословение. Кроме этого: во время Таинства принято стоять с зажженной свечой; желательно иметь с собой чистые салфетки, которыми после помазания можно будет убирать излишки масла, чтобы оно не попадало на одежду; салфетку затем сжигают в печи; стоит также позаботиться о том, чтобы для помазания были доступны лоб, верхняя часть груди, ладони; зачастую на Таинстве поэтому не очень удобно стоять в верхней одежде. А вот говорить что-либо во время совершения помазания не нужно. Можно ли пить и кушать перед Таинством? Таинство не предполагает полного воздержания от пищи и питья, конечно, делать это можно — как и пить необходимые лекарства. А поститься надо? Если Соборование проходит во время поста, ответ очевиден. В других случаях об этом лучше спросить священника.
Если в католическом мире это «последнее помазание», то здесь совсем иначе. Мне доводилось общаться с людьми, которые очень верующие… — Дорогой Михаил, очень верующие — это святые вообще-то. Интересует именно момент разбора чинопоследования. Самый древний, дошедший до нас чин содержит одну молитву на освящение елея, одну молитву на помазание. Со временем, когда семь священников стали совершать таинство Соборования, у нас получилось семь молитв на освящение. И самую главную тайносовершительную молитву — обращение к Врачу душ и тел, Господу Богу, священник читает во время помазания болящего. А поскольку в идеале таинство совершают семь священников, то эта молитва звучит семь раз. И так же как на литургии, во время таинства Соборования мы слышим евангельские и апостольские зачала, которые, так же как и на литургии, предваряют чтение и пение прокимнов, стихов из псалмов. И необходимо знать и понимать, о чем говорит нам Господь. Поэтому книга содержит краткое толкование, краткий комментарий и к апостольскому, и к евангельскому чтению. Тогда, вполне возможно, они обратятся к Священному Писанию. И конечно, к Вашей книге, когда она будет доступна. Об этом мы еще скажем, то есть о презентации. И мы с издательством «Никея» постарались сделать эту книгу действительно красивой. Царство Божие в совершенстве откроется со Вторым Христовым Пришествием, но уже сейчас может пребывать в человеке. Семь евангельских зачал, включенных в последование таинства, состоят из реальных историй, в которых Господь учит, помогает, исцеляет, а также двух притч — образных рассказов, в которых земное и знакомое свидетельствует о небесном и непостижимом. Открывает евангельские чтения притча о добром самаритянине, которая стала ответом Господа на вопрос: кто является нашим ближним. И согласно рассказанной Господом притче ближним для ограбленного и избитого разбойниками человека становится самаритянин, иноплеменник, презренный в глазах иудеев, к которым была обращена эта история. О том, что Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее, свидетельствует второе евангельское чтение. Господь, отвечая на духовный порыв начальника над мытарями Закхея, входит к нему в дом и провозглашает его спасение. При этом многие возмущаются тем, что Господь общается с явным грешником: мытарь обирал свой народ, собирая налоги для римской власти. Но Закхей заявляет, что он изменит свою жизнь, отдаст половину имущества нищим и вчетверо возместит всем, кого обидел. Третье зачало повествует о том, как Господь во время Своего земного служения, учивший о Царствии Божием и сопровождавший Свои слова делами, чудесами и прежде всего исцелениями, дарует и двенадцати ближайшим ученикам власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. А также приводит слова Христа, и оказывается, что то, что было сказано конкретным людям по определенному поводу, через века может относиться и к нам. Это также указание на то, что Господь желает обитать, приклонить голову в сердце человека. Притча о десяти девах, пять из которых были мудрыми, а пять неразумными, составляют пятое евангельское чтение. В этой истории присутствует елей, о котором не позаботились юродивые, так что им пришлось отправиться на его поиски, и в результате они не попали на брак с женихом. Эта притча должна научить нас жить сегодняшним днем, жить в поиске Бога. Брак — символ Царства Небесного, куда вошли мудрые девы, у которых в светильниках был елей. Если сначала Господь посылал Своих учеников с проповедью Царства Божьего к тем, кто был воспитан на Ветхом Завете, то после воскресения учение Христово распространяется уже на все народы. Еще во время земной жизни Христа похвалы за веру от Него удостоились именно язычники: сотник, римский офицер и женщина хананеянка. Не сразу становится ясно, почему на просьбы, вопли женщины исцелить ее дочь Господь сначала ничего не отвечает, а затем и упрекает ее довольно обидными словами. Но ответ женщины, ее похвала от Господа показывают, что Спаситель хотел явить ученикам величие веры, которая в смирении достигает просимого. Эта история исцеления дочери хананеянки составляет шестое чтение. Большинство евангельских текстов, звучащих во время Соборования, взяты из Евангелия от Матфея. И в заключительном седьмом чтении Матфей рассказывает, как его, грешного мытаря, Господь призвал следовать за Ним и стать Его учеником. Отверженного Господь превратил в святого апостола. У вас в храме, конечно же, тоже совершается в Великий пост Cоборование. Когда обычно это делается? Когда прийти, помолиться и поучаствовать в этом таинстве в храме святых равноапостольных Константина и Елены, где Вы служите, на улице Доблести в Санкт-Петербурге? Но я обычно всегда всех предупреждаю, что для того, чтобы участвовать в таинстве Соборования, необходимо жить в Церкви, жить церковной жизнью. Невозможно лишь раз в году приходить в храм. Невозможно лишь раз в году участвовать в одном из церковных таинств. То, что общее Соборование проводится именно во время Великого поста, означает, что Церковь предъявляет особые покаянные требования к тем людям, которые приступают к этому таинству. И вся наша жизнь — это путь изменения, путь покаяния. Господь Бог сотворил человека для Себя. Человек был сотворен для того, чтобы общаться с Богом в раю. Когда эта гармония богообщения, которая была в раю, нарушилась человеческим грехом, то устремленность к Богу, возвращение к Богу, путь к Богу стали путем покаяния. То есть через изменение, через осознание своих ошибок и их преодоление мы можем возвращаться к Богу, тем самым реализуя свое человеческое призвание. Потому что смысл человеческой жизни в том, чтобы прийти к Богу. Поэтому очень здорово, что в так называемых спальных районах тоже строятся храмы и люди, просто видя из окна церковь, которая появилась, могут зайти, помолиться, открыть для себя мир христианства и начать жить церковной жизнью. И люди в окрестных домах, которые будут наверняка очень густонаселены, потому что там сейчас идет активное строительство, тоже будут открывать для себя мир веры, откроют для себя Господа, может быть впервые переступив порог этого храма. Действительно, наша община храма Константины и Елены на улице Доблести сейчас занимается постройкой храма в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери на юго-западе нашего города.
Самое читаемое
- Таинство соборования
- Соборование: вопросы и ответы
- Таинство Соборования — Русская вера
- Часто задаваемые вопросы о Соборовании – Александро-Невский храм
Чинопоследование Таинства Соборования
Но что скрывается за этим столь любимым нами действием, является ли оно самым значимым во время вечернего богослужения и чем отличается миро от елея, елеопомазание от Миропомазания и Елеосвящения (соборования)? Во время помазания Параскева с трудом поцеловала Евангелие и металась так, что муж и сын еле удерживали ее. Таинство Соборования на Валааме, как правило, проводится в конце Великого поста, перед Страстной неделей, самым тяжелым, скорбным временем, предваряющим праздник Святого Христова Воскресения. Во время Соборования священник помазывает верующих освященным елеем (маслом), и на них призывается благодать Божия, исцеляющая душевные и телесные болезни. – Соборование (Елеосвящение) часто путают с Миропомазанием и с помазанием во время всенощного бдения.
ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ
Это здорово знать, что и в других конфессиях, и в поместных православных церквах была эта практика. Некоторым образом она отличалась… — Поэтому каждый человек может выбрать для себя то, что ему подходит и необходимо. Если человек приступает к таинству Соборования вне тяжелой физической болезни, но с покаянием, с сердцем сокрушенным и смиренным, конечно, он получит дар Божьего милосердия, дар Божественной любви. Но тот, кто не спешит при каждом заболевании, при каждом недуге прибегнуть именно к этому таинству, всегда знает, что если, не дай Бог, его постигнет серьезное заболевание, у него всегда есть верный способ — таинство Соборования. И если он, например, находится в паломничестве в Великий пост такое тоже бывает , он может приступить к таинству Соборования. Если в католическом мире это «последнее помазание», то здесь совсем иначе. Мне доводилось общаться с людьми, которые очень верующие… — Дорогой Михаил, очень верующие — это святые вообще-то.
Интересует именно момент разбора чинопоследования. Самый древний, дошедший до нас чин содержит одну молитву на освящение елея, одну молитву на помазание. Со временем, когда семь священников стали совершать таинство Соборования, у нас получилось семь молитв на освящение. И самую главную тайносовершительную молитву — обращение к Врачу душ и тел, Господу Богу, священник читает во время помазания болящего. А поскольку в идеале таинство совершают семь священников, то эта молитва звучит семь раз. И так же как на литургии, во время таинства Соборования мы слышим евангельские и апостольские зачала, которые, так же как и на литургии, предваряют чтение и пение прокимнов, стихов из псалмов.
И необходимо знать и понимать, о чем говорит нам Господь. Поэтому книга содержит краткое толкование, краткий комментарий и к апостольскому, и к евангельскому чтению. Тогда, вполне возможно, они обратятся к Священному Писанию. И конечно, к Вашей книге, когда она будет доступна. Об этом мы еще скажем, то есть о презентации. И мы с издательством «Никея» постарались сделать эту книгу действительно красивой.
Царство Божие в совершенстве откроется со Вторым Христовым Пришествием, но уже сейчас может пребывать в человеке. Семь евангельских зачал, включенных в последование таинства, состоят из реальных историй, в которых Господь учит, помогает, исцеляет, а также двух притч — образных рассказов, в которых земное и знакомое свидетельствует о небесном и непостижимом. Открывает евангельские чтения притча о добром самаритянине, которая стала ответом Господа на вопрос: кто является нашим ближним. И согласно рассказанной Господом притче ближним для ограбленного и избитого разбойниками человека становится самаритянин, иноплеменник, презренный в глазах иудеев, к которым была обращена эта история. О том, что Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее, свидетельствует второе евангельское чтение. Господь, отвечая на духовный порыв начальника над мытарями Закхея, входит к нему в дом и провозглашает его спасение.
При этом многие возмущаются тем, что Господь общается с явным грешником: мытарь обирал свой народ, собирая налоги для римской власти. Но Закхей заявляет, что он изменит свою жизнь, отдаст половину имущества нищим и вчетверо возместит всем, кого обидел. Третье зачало повествует о том, как Господь во время Своего земного служения, учивший о Царствии Божием и сопровождавший Свои слова делами, чудесами и прежде всего исцелениями, дарует и двенадцати ближайшим ученикам власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. А также приводит слова Христа, и оказывается, что то, что было сказано конкретным людям по определенному поводу, через века может относиться и к нам. Это также указание на то, что Господь желает обитать, приклонить голову в сердце человека. Притча о десяти девах, пять из которых были мудрыми, а пять неразумными, составляют пятое евангельское чтение.
В этой истории присутствует елей, о котором не позаботились юродивые, так что им пришлось отправиться на его поиски, и в результате они не попали на брак с женихом. Эта притча должна научить нас жить сегодняшним днем, жить в поиске Бога. Брак — символ Царства Небесного, куда вошли мудрые девы, у которых в светильниках был елей. Если сначала Господь посылал Своих учеников с проповедью Царства Божьего к тем, кто был воспитан на Ветхом Завете, то после воскресения учение Христово распространяется уже на все народы. Еще во время земной жизни Христа похвалы за веру от Него удостоились именно язычники: сотник, римский офицер и женщина хананеянка. Не сразу становится ясно, почему на просьбы, вопли женщины исцелить ее дочь Господь сначала ничего не отвечает, а затем и упрекает ее довольно обидными словами.
Но ответ женщины, ее похвала от Господа показывают, что Спаситель хотел явить ученикам величие веры, которая в смирении достигает просимого. Эта история исцеления дочери хананеянки составляет шестое чтение. Большинство евангельских текстов, звучащих во время Соборования, взяты из Евангелия от Матфея. И в заключительном седьмом чтении Матфей рассказывает, как его, грешного мытаря, Господь призвал следовать за Ним и стать Его учеником. Отверженного Господь превратил в святого апостола. У вас в храме, конечно же, тоже совершается в Великий пост Cоборование.
Когда обычно это делается? Когда прийти, помолиться и поучаствовать в этом таинстве в храме святых равноапостольных Константина и Елены, где Вы служите, на улице Доблести в Санкт-Петербурге? Но я обычно всегда всех предупреждаю, что для того, чтобы участвовать в таинстве Соборования, необходимо жить в Церкви, жить церковной жизнью. Невозможно лишь раз в году приходить в храм. Невозможно лишь раз в году участвовать в одном из церковных таинств. То, что общее Соборование проводится именно во время Великого поста, означает, что Церковь предъявляет особые покаянные требования к тем людям, которые приступают к этому таинству.
И вся наша жизнь — это путь изменения, путь покаяния. Господь Бог сотворил человека для Себя. Человек был сотворен для того, чтобы общаться с Богом в раю. Когда эта гармония богообщения, которая была в раю, нарушилась человеческим грехом, то устремленность к Богу, возвращение к Богу, путь к Богу стали путем покаяния.
В РПЦ обряд проводится после чтения Евангелия, во время полиелея. В Греции же елеем помазывают после утрени. Прежде чем подойти на помазание, принято поклониться лежащим на аналое иконам и Евангелию. Согласно древней, хотя и не зафиксированной в канонах, традиции, первыми помазываются присутствующие в храме мужчины. Священник совершает обряд, произнося благословение, славословие или краткое молитвенное обращение к Богородице или святому. Практикуется также помазание верующих святым маслом, взятым из лампад от чудотворных икон и мощей. Обряд елеопомазания может совершаться и вне богослужения. Также оно совершается во время Таинства Крещения перед погружением крещаемого в купель. Елей в данном случае символизирует примирение человека с Творцом. Как и любое действие в христианстве, помазание маслом не имеет никакого магического характера. Это один из видимых способов ниспослания на православных благодати. Но воздействие этой благодати зависит не от конкретных манипуляций, а от веры самого человека и воли Божией. Елеопомазание, миропомазание и елеосвящение Тем, кто задаётся вопросом «Помазание на вечерней службе — что это значит?
Рис и вино не указаны в веществах Таинства и над ними не произносится никаких молитв, но они тоже считаются освященными после Соборования. Брать рис и вино - это народная традиция, которая объясняется тем, что при домашнем Соборовании в рис втыкали свечи, а вино в древние времена использовали в качестве лекарства. Молитвы освящения произносятся только над елеем. Если мы откроем продукты, то, наоборот, можем их разлить или просыпать, поэтому открывать продукты нет необходимости. Я считаю, что это суеверие. Если кто-то в храме упорствует, чтобы вы открыли продукты, можете их открыть, дабы не смущать людей, ведь главное - это мир и любовь. Как и во всех Таинствах, любая молитва произносится от имени всех присутствующих, поэтому необходимо внимательно слушать слова молитв, Священнго Писания и песнопения хора. Если мы молимся на общем богослужении, то мы молимся не своей личной молитвой, а общей, не своими словами, а общими. Нужно пропускать через свой ум и сердце то, что мы слышим во время богослужения. Если мы хотим сами помолиться, нужно прийти чуть пораньше или остаться после службы и помолиться своими словами. Все зависит от нашей веры» Протоиерей Алексий Борискин - Что человек должен почувствовать после Соборования? Будут ли какие-то изменения в жизни? Чего ожидать? Некоторые говорят, что у них обостряются болезни и проблемы в жизни. Я считаю, что неправильно искать этих чувственных ощущений, потому что воздействие Таинств на нас происходит не на психологическом уровне, а на духовном. Человек может почувствовать благодать после Соборования, но искать этого не нужно. Не нужно думать, что если нет радости, легкости и мира, то нет и прощения грехов. Нет прямой зависимости от нашего психологического состояния и действенности Таинств. Все зависит от нашей веры. Не будем сомневаться, что если мы с верой приходим к Богу, то получим от Него помощь! Что Вы думаете на этот счет? Если день после Соборования не постный, воздержание от мяса не требуется. Супружеская близость - это тайна двух людей, которые во время Венчания получили благословение на продолжение рода, и я считаю, что никто не вправе в это вмешиваться.
Если же он умирает, то эти зерна становятся символом залога будущей новой жизни в его грядущем воскресении из мертвых. История и чинопоследование Таинства Елеосвящения В первые века бытия Христианской Церкви чин Таинства Елеосвящения был совсем кратким: звучали несколько псалмов, читались молитвы при освящении елея и при помазании им больного. До VI века Соборование совершалось в домах, затем — преимущественно в храмах, а с XIV столетия — и в домах, и в храмах, как это происходит и сегодня. Таинство могло совершаться над человеком неоднократно — в течение всей его жизни, по различным поводам и причинам. В древности существовали разные типы чинопоследований: или соединенных со службами суточного круга и Литургией, или же совершаемых независимо от этих служб. Так, на Руси в XIV веке использовали и один тип чина, и другой — в зависимости от обстоятельств. Апостол Иаков указывает, что помазание елеем совершают несколько священников, но не называет их число. В древней Церкви Таинство чаще всего совершалось тремя священниками — во образ Божественной Троичности. Но уже тогда Таинство Соборования мог совершать и один священник. Елеосвящение издревле применялось также и к кающимся — на основании слов апостола Иакова о том, что в этом Таинстве даруется оставление грехов. Поначалу елей преподавался только тем проходившим покаянную дисциплину христианам, которые находились под угрозой смерти, — ради того, чтобы через очищение от грехов им даровалось право приобщаться Святых Христовых Тайн. Затем это Таинство стало применяться вообще к любым кающимся — ради их примирения с Церковь ю, для того, чтобы они, завершив свою покаянную дисциплину, получили право приступить к Евхаристической Чаше. Сегодня в Церкви существуют дни общего Елеосвящения, предназначенного и для больных, и для здоровых: такая практика существовала на Руси приблизительно с XVI века. Чаще всего Елеосвящение в древности совершалось в Великую субботу, но шире — и в дни Великого поста. Как говорится в Требнике, елей для освящения вливается в «кандило молитвомаслия», то есть в лампаду. Хорошо известно то благоговейное чувство, которое издревле испытывают христиане по отношению к маслу горящих у почитаемых икон лампад. Для Таинства Соборования бралось масло из лампад, горевших возле икон Спасителя, Богоматери, у Креста, в запрестольном алтарном семисвечнике. Истоки семикратного помазывания больного кроются в следующем. Дело в том, что в древности, когда человек болел, и над ним было необходимо совершить Таинство Соборования, к нему в течение семи дней приходили священники, помазывавшие его освященным елеем: отсюда, вероятно и возникла практика семикратного помазания. Теперь краткая схема самого чинопоследования Таинства Елеосвящения. Оно начинается возгласом «Благословен Бог наш…», за которым следует «общее начало»: «Трисвятое» до « Отче наш » и так далее… Потом звучит 142-й псалом, в котором выражается осознание человеком его духовной немощи и содержится прошение ко Господу услышать молитву грешника. Потом произносится малая ектения, звучит «Аллилуия», а следом за этим поются покаянные тропари. Далее покаянный 50-й псалом. Затем начинается « канон ».
Что делать с маслом после соборования?
Соборование длится долго, от 2 часов, при условии, что будет собороваться 1-2 человека, но если людей, желающих собороваться много, то и времени нужно больше. Не мучьтесь, то, что таинство соборования действенно и при одном помазании, не синод придумал, всегда так было. Соборование (или Елеосвящение) – это Таинство, в котором через семикратное помазание елеем, освященным священнической молитвой, подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов. Соборование совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует нам прощение забытых грехов (но не сокрытых сознательно!).
Таинство Соборования
Соборование: выздороветь и воскреснуть | Православный журнал "Нескучный сад" | Что означает помазание елеем во время соборования и в чем отличие от помазания во время полиелея? |
Соборование в Троице-Владимирском соборе | – Соборование (Елеосвящение) часто путают с Миропомазанием и с помазанием во время всенощного бдения. |
Состоялось последнее в Великом посту Таинство Соборования | Но что скрывается за этим столь любимым нами действием, является ли оно самым значимым во время вечернего богослужения и чем отличается миро от елея, елеопомазание от Миропомазания и Елеосвящения (соборования)? |
Очищает ли Соборование от всех забытых грехов? (Иерей Вадим Коржевский) — По ком звонит колокол | Соборование (Елеосвящение) — Таинство Церкви, при мысли о котором у верующих часто возникают недоумения. |
Часто задаваемые вопросы о Соборовании
Такое общее Соборование бывало _только_ в кафедральных храмах и в соборных храмах больших монастырей, но не на приходах. молитвомаслие (святой елей)], одно из 7 церковных таинств, в к-ром при помазании тела больного специально освященным елеем. Соборование совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует нам прощение забытых грехов (но не сокрытых сознательно!). Во время соборования нельзя просто стоять и ждать, пока тебя помажут, нужно вслушиваться в Евангельские отрывки и молиться: «Открой, Господи, мне мои нечестности!». Во время Соборования читаются 7 отрывков из Евангелия. Во время соборования в храме не совершается помазывание елеем ног, даже если они болят – это возбраняется Уставом.
Для чего нужно Соборование?
- ПОСЛЕДОВАНИЕ ТАИНСТВА ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ
- Таинство Елеосвящения (Соборование) | Правмир
- Самое читаемое
- СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МИРОЖСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
- Как проходит Соборование?
- Зачем в церкви мажут лоб маслом? Что означает этот обряд?
Навигация по записям
- ДIАКОННИКЪ • Просмотр темы - Массовое соборование
- Соборование: выздороветь и воскреснуть
- Что происходит в храме во время и после запричастного стиха — Свято-Троицкий кафедральный собор
- Помазание в церкви
- Все важные молитвы на Соборование-2021 в Великий православный пост
- Зачем в церкви мажут лоб маслом? Что означает этот обряд?
Таинство Соборования
Обычно Таинство совершается в храме, но при невозможности доставить тяжело болящего, оно может быть преподано и на дому. Что нужно принести на Таинство Соборования? На Соборование приносят оливковое масло, крупу пшеницу или рис , свечу для возжигания во время чтения Евангелия свечу зажигают перед очередным чтением Священного Писания и тушат перед помазанием. Масло и крупа после совершения Соборования раздается соборовавшимся для употребления их в пищу в течение года, а масло можно использовать и для помазывания крестообразно больных мест: тут пригодятся емкость для масла банка или бутылка с крышкой и пакет или мешочек для крупы. Как готовиться к Таинству Соборования? К Таинству Соборования необходимо приступать с покаянным чувством, совмещенным с твердым намерением исправить свою жизнь и привести ее в соответствие с заповедями Божиими. Если Господь попустил человеку серьезно заболеть, значит именно такое лекарство необходимо для спасения его души. Поэтому, если Господь дарует исцеление не вскоре, важно смиренное принятие человеком воли Божией о себе. Определенных правил подготовки к Соборованию нет, но разумно совмещать его с Исповедью и Причастием. Исповедаться принято до Соборования, Причаститься можно и до и после. О чем важно помнить, приступая к Таинству Соборования.
Священник Александр Шмеман писал: «Подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении - на время! Цель Таинства в изменении самого понимания, самого приятия страданий и болезни, в приятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу». Физическая немощь, безусловно, угнетает человека, и ему хочется принять какое-нибудь средство и избавиться от болезни.
За ней следует молитва на освящение елея «Господи, милостию и щедротами Твоими исцеляяй сокрушение душ и телес наших…». В этой молитве Церковь просит Бога освятить елей, чтобы через него помазующемуся было даровано исцеление, чтобы человек освободился от страстей, от скверны плоти и духа и чтобы в нем прославилась Пресвятая Троица.
Затем поются тропари Христу, различным святым апостолу Иакову, святителю Николаю, великомученикам Димитрию и Пантелеимону, святым бессребреникам и чудотворцам, апостолу Иоанну Богослову и, в заключение, — Богоматери. Далее чинопоследование приобретает цикличный характер: семь раз повторяется одна и та же его схема. Звучат прокимен , Апостол, «Аллилуйя», Евангелие для каждого из семи раз свои, особые евангельские чтения , сокращенная сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», священническая каждый раз изменяемая молитва, а затем все время повторяющаяся молитва помазания. Эта неизменная молитва помазания начинается словами: «Отче Святый, врачу душ и телес…». В ней мы находим имена множества христианских святых: мы обращаемся ко всей полноте небесной Церкви и просим ее о соборном заступлении за болящего перед Богом.
Во время совершения Таинства Елеосвящения семь раз читаются различные отрывки из Апостола и Евангелия. Здесь и тексты, связанные с темой елея: например, уже отрывок из послания апостола Иакова, а также притчи о милосердном самарянине и о мудрых и неразумных девах. Здесь и новозаветные тексты, свидетельствующие о совершенных Христом чудесах исцеления больных. Здесь же звучат отрывки, научающие столь необходимым для пребывающих в болезнях людей смирению, терпению, любви. В этих фрагментах также говорится и о той любви к страждущему человеку, что должна проявляться к нему Церковью — в ее единой соборной молитве о болящем, о грешнике.
После седьмого помазания все семь священников возлагают на голову больного Евангелие письменами вниз; старший из них, предстоятель, при этом не кладет своей руки на Евангелие, а только читает особую молитву: «Царю Святый, благоутробне и многомилостиве Господи Иисусе Христе…». Здесь, в тексте молитвы, содержится и объяснение того, почему предстоятель не кладет руку на Евангелие: «…не полагаю руку мою грешную на главу пришедшаго к Тебе во гресех, и просящаго у Тебе нами оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную, яже во святом Евангелии сем, еже сослужители мои держат на главе раба Твоего такого-то , и молюся с ними, и прошу милостивное, и непамятозлобное человеколюбие Твое, Боже…» и так далее. Смысл этого обычая и этих слов таков: Таинства совершает Господь. Человека исцеляет не рука священника, а сила Божия, явленная Его приходом в мир, Его чудесами и засвидетельствованная в Евангельском Откровении, в том Евангелии, что лежит сейчас на главе болящего. Потом следует сокращенная «сугубая» ектения, поются стихиры святым бессребреникам и целителям и, наконец, глаголется отпуст.
В нем упоминается апостол Иаков, в послании которого как раз и содержится богословское обоснование Таинства Елеосвящения. В конце чинопоследования больной трижды кланяется священнослужителям — разумеется, если он в силах это сделать, и говорит: «Благословите, отцы святии, и простите мя грешнаго». Так завершается это Таинство. Подготовлено по материалам книги П. Малкова «Введение в Литургическое предание.
Таинства Православной Церкви», лекций по Литургическому Преданию прот. Владимира Воробьева.
Связь греха и болезни самая глубинная: это первый грех привел в мир смерть и болезнь. Но болеют святые, болеют праведники.
Святитель Лука, которого мы сегодня цитировали, к концу жизни ослеп; других исцелял, а сам был лишен зрения. Преподобный Амвросий Оптинский, великий святой, всю жизнь мучился недугом, а о себе говорил так: «В болезнях нахожу отраду, когда размышляю о святителе Иоанне Златоусте, который был очень болен и тем не менее не оставлял попечение о Христовой Церкви». В этом мире мы всегда будем сталкиваться и со скорбями, а иногда и с болезнями. Но у нас есть выход: у нас есть медицина, у нас есть молитва, у нас есть таинство Соборования, предназначенное для исцеления и души, и тела.
И наконец, у нас есть самое главное — представление о том, что Господь с нами и в радости, и в скорби, и тем более в болезни, если мы о Нем помним. Помните, апостол Павел говорит так: «Любящим Бога все содействует ко благу». То есть не только то, что для нас радостно, не только то, что нам приятно, но даже скорби и даже болезни могут служить ко благу. Но в каком случае?
Если мы помним о Боге. Тогда мы понимаем, что за всем, что с нами происходит, стоит Божественный Промысл. Господь нас любит? Господь о нас заботится?
Соответственно, Господь поставил нас в ту жизненную ситуацию, которая нам полезна. Если мы это знаем, если мы об этом помним, то мы стараемся Бога благодарить. Не потому, что Господь обидится и оставит, а мы, когда благодарим, помним о Боге, и это не Он, а мы Его не оставляем. То есть можно рассматривать таинство Соборования и как одну из ступеней на пути вот к этому изменению, о котором мы говорили.
И в частности то, что в Великий пост Соборование совершается особо: Соборование, далее покаяние и причащение. То есть это такой постепенный путь как раз к полной церковной жизни, о которой мы с Вами только что говорили. Скажите, пожалуйста, а Вы соборовались когда-нибудь? Если позволите, я хотел бы прочитать главку, посвященную разнообразию традиций: «Участие в таинстве.
История и современность». Церковь допускает к этому таинству не только тех, кто болен настолько, что не может посетить богослужение, а может лишь призвать пресвитеров домой или в больницу, но и тех, кто чувствует не столько физические, сколько духовные немощи. А ведь таковы мы все. Как к этому отнестись и что для себя выбрать?
Обращаясь к опыту Церкви, мы можем найти различные ответы на этот вопрос. Противоположность мнений допустима и понятна. В разное время в разных обстоятельствах разным людям приличествуют разные правила. Неизменными в Церкви остаются ее догматическое вероучение и каноническое устроение.
Согласно с древним принципом в церковной жизни должно быть: в главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь. На Афоне дважды в год, в канун Рождества Христова и Великого Четверга, совершалось помазание святым елеем над всеми монахами и паломниками. Причем помазание в этом случае было не семикратное, но только одно — в самом конце чина, при целовании Евангелия. После XVI века общее Соборование во время Великого поста стало особенностью богослужения в некоторых крупных храмах.
Эта традиция сохранялась и после катастрофы 1917 года в храмах Православной Церкви за границей, где обычно Соборование совершалось после утрени Великого Четверга. Последние слова святителя могут указывать на распространенный в те времена взгляд на Елеосвящение как на последнее напутствие Церковью умирающему. Через Киевскую духовную школу это мнение проникло и в Россию вспомним указание Требника Петра Могилы. Это здорово знать, что и в других конфессиях, и в поместных православных церквах была эта практика.
Некоторым образом она отличалась… — Поэтому каждый человек может выбрать для себя то, что ему подходит и необходимо. Если человек приступает к таинству Соборования вне тяжелой физической болезни, но с покаянием, с сердцем сокрушенным и смиренным, конечно, он получит дар Божьего милосердия, дар Божественной любви. Но тот, кто не спешит при каждом заболевании, при каждом недуге прибегнуть именно к этому таинству, всегда знает, что если, не дай Бог, его постигнет серьезное заболевание, у него всегда есть верный способ — таинство Соборования. И если он, например, находится в паломничестве в Великий пост такое тоже бывает , он может приступить к таинству Соборования.
Если в католическом мире это «последнее помазание», то здесь совсем иначе. Мне доводилось общаться с людьми, которые очень верующие… — Дорогой Михаил, очень верующие — это святые вообще-то. Интересует именно момент разбора чинопоследования. Самый древний, дошедший до нас чин содержит одну молитву на освящение елея, одну молитву на помазание.
Со временем, когда семь священников стали совершать таинство Соборования, у нас получилось семь молитв на освящение. И самую главную тайносовершительную молитву — обращение к Врачу душ и тел, Господу Богу, священник читает во время помазания болящего. А поскольку в идеале таинство совершают семь священников, то эта молитва звучит семь раз. И так же как на литургии, во время таинства Соборования мы слышим евангельские и апостольские зачала, которые, так же как и на литургии, предваряют чтение и пение прокимнов, стихов из псалмов.
И необходимо знать и понимать, о чем говорит нам Господь. Поэтому книга содержит краткое толкование, краткий комментарий и к апостольскому, и к евангельскому чтению. Тогда, вполне возможно, они обратятся к Священному Писанию.
Чтобы происходило, прежде всего, исцеление души». Слово «соборование» указывает на то, что происходит это действие соборно, то есть совместно: в идеале, семеро служителей должны 7 раз помазать каждого человека. Однако современный Устав дозволяет совершать данное таинство и меньшему количеству служителей. Особенности таинства. Когда и над кем совершается Соборование? Соборование в современной Церкви совершается по примеру апостольскому.
Апостол Иаков наставлял последователей Христова Учения: «Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во Имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь. Если он соделал грехи, простятся ему». Послание Иакова, гл. Протоиерей Сергий Булгаков в «Настольной книге церковного священнослужителя» разъясняет значение этого действия так: «Соборование подает исцеление недужным в тяжком состоянии болезни, когда все человеческие средства излечения оказались слабыми и в будущем не внушали надежды на их действенность. Оно возвращает тяжко больным здравие и силы, а следовательно, делает их способными к труду на благо их самих, их семей и всего общества. Благодать таинства, действуя на болящих, по выздоровлении укрепляет их в вере и благочестии». Таинство Соборования в Православной Церкви Однако участвовать в Соборовании разрешено на только страждущим от недугов, но и тем, кто желает укрепить духовные и телесные силы в ежедневной битве со страстями и искушениями.
Исключение составляют только дети до 7 лет и люди, находящиеся в неосознанном состоянии. Однако, иной раз, соборуют и младенцев, если те тяжело болеют. Главным условием таинства является то, что помазуемый должен быть верующим. Потому что как бы хорошо не молились о нем другие, без его личной веры и молитвы таинство не окажет должного действия. Обычно общие Соборования в храмах проводят в период Великого поста. В чинопоследовании таинства церковнослужители испрашивают у Господа отпущение грехов соборующимся. Имеются ввиду те грехи, которые человек забыл по своей немощи и не принес за них покаяния. Ведь даже самый малый и незначительный грех наносит душе рану, отделяя ее от Бога. Учителя Церкви говорят, что такие грехи словно «греховная пыль покрывают людские души, и когда этот греховный слой становится очень ощутимым, дыхание человеческой жизни затрудняется».
Однако ни в коем случае нельзя считать, что соборование может заменить таинство исповеди. Как проходит Соборование? Традиция массового Соборования появилась во второй половине прошедшего столетия. До этого оно проводилось лишь раз в году в Великий Четверг. Это четверг Страстной Седмицы. Многие думают, что Чистый Четверг называется так потому, что в этот день нужно перед Пасхой убрать дом: вымыть пол, смести паутину, вытереть пыль на иконах. Это, разумеется, не так. Чистый Четверг называется так потому, что в дореволюционных соборах именно в этот день совершалось таинство духовного исцеления для всех желающих соборование. Этот обычай существовал до 1917 года, и народ прозвал этот обычай Чистым соврем.
Интересный факт Известно, что в Х столетии в Византии елей освящали в каждую из 7 недель Великого поста. Этот обычай переняла и Древняя Русь, но со временем вместо 1 помазания каждую неделю поста стали совершать 7 помазаний за один раз. О том как совершается таинство вышеназванный священнослужитель рассказывает: «Из чего состоит таинство Соборования? Из чтения ряда молитв, в которых мы просим Господа освятить елей… Далее мы семь раз читаем фрагменты из Посланий Апостольских, семь раз читаем Евангелие и многократно читаем молитвы об исцелении болящих. Произносим Ектеньи, в которых просим Бога исцелить болящих. И, знаете, результат, действительно, есть. Все это не символические действия. Это реально сильные молитвы об исцелении, и мы, священники, видим эти исцеления». В центре храма устанавливают аналой с Евангелием.
Рядом столик с сосудами, в которых находятся елей и пшеница. В пшеницу, зерна которой символизируют обновленную жизнь, вставляют 7 зажженных свечей и 7 кистей для помазания — по числу священнослужителей, участвующих в таинстве. Прихожане также держат горящие свечи, свидетельствующие о том, что Христос являет Собой Свет Вечной Жизни.