В недавнем инциденте в акватории Йемена хуситы, ведущие военные действия в стране, по ошибке атаковали танкер, перевозивший российскую нефть. Дело в том, что через Красное море мимо Йемена с Запада на Восток идет в танкерах «теневая» российская нефть для потребления либо переработки в Индии. Йеменские хуситы заявили, что ударили ракетами по нефтяному танкеру Andromeda Star в Красном море, который принадлежит Великобритании.
Три сценария отражения западной операции в Йемене на нефтяных котировках
Тут более актуален вопрос, как происходящее скажется на нефтеперевозках. И тут возникают совершенно неожиданные моменты. Все мировые СМИ не устают рассказывать о том, как сильно атаки хуситов повлияли на морские грузоперевозки. Они нападения — прим. ТАСС увеличат как время доставки, так и стоимость перевозок для экспортеров и импортеров. А это может привести к росту цен, — отметила вчера официальный представитель Международного валютного фонда Джули Козак. То есть большинство кораблей рвануло в обход Африки, не стремясь проплывать вдоль берегов, с которых по ним может прилететь что-то взрывоопасное. Движение нефтяных танкеров и бензовозов в Красном море было стабильным в декабре напомни м, что активно бомбить торговые корабли начали в декабре , это показал анализ «Рейтер» данных отслеживания судов. В декабре в южной части Красного моря и Аденском заливе, в районе, близком к Йемену, где произошли нападения, ежедневно находилось в среднем 76 танкеров с нефтью и горючим.
Это всего на два меньше, чем в среднем за ноябрь, и всего на три ниже среднего показателя за первые 11 месяцев 2023 года, согласно данным службы отслеживания судов MariTrace. Это при том, что крупные игроки вроде BP и Equinor, приостановили все транзитные перевозки через Красное море и перенаправили свои суда. В результате со второй половины декабря по меньшей мере 32 танкера изменили направление или прошли транзитом через мыс Доброй Надежды вместо использования Суэцкого канала, по данным службы отслеживания судов Vortexa. Танкеры бессмертные что ли?
Находящийся у берегов Йемена супертанкер с грузом в виде миллиона баррелей нефти представляет большую опасность, есть риск взрыва или затопления, заявил координатор ООН по гуманитарным вопросам в Йемене Дэвид Грессли в интервью Sky News. На якоре он стоит очень давно: в 2015 году он оказался брошенным из-за гражданской войны, с тех пор судно постепенно разрушается. Он отметил, что с его прогнозом о судьбе танкера согласен и капитан, который раньше командовал судном.
По его данным, нефти потребуется две-три недели, чтобы распространиться до Саудовской Аравии, Эритреи и Джибути. Через несколько дней она закроет ключевые йеменские порты Ходейда и Салиф на Красном море, оставив шесть миллионов человек без продовольственной помощи.
Танкер шел под началом турецкого капитана. Хуситы предполагали, что судно перевозит нефть и намеревались конфисковать ее для своих надобностей. Для этого они хотели оттраспортировать танкер в порт Ходейда. В момент нападения боевиков экипажу удалось запереться в безопасном помещении и подать сигнал бедствия. Хуситы играют за Иран Между тем, этот инцидент, а также подобный с захватом хуситами другого торгового судна в Красном море, может серьезным образом отразиться на нефтяных ценах, поскольку йеменские хуситы угрожают перекрыть жизненно важный нефтеперевалочный маршрут — Баб-эль-Мандебский пролив, заявляя, что любой корабль, пересекающий пролив, будет считаться «законной целью».
Как известно, Баб-эль-Мандебский пролив служит перевалочным пунктом морского пути между Африканским Рогом и Ближним Востоком, соединяющий Красное море с Аденским заливом и Аравийским. Через Баб-эль-Мандебский пролив проходит около 250 млн тонн нефти и нефтепродуктов ежегодно. То есть большая часть экспорта нефти и природного газа из Персидского залива, который идет транзитом по Суэцкому каналу или трубопроводу SUMED. В 2018 году Саудовская Аравия перестала отправлять танкеры через пролив, после нападения хуситов на два ее судна. Транспортировка грузов по проливу ненадолго была приостановлена, но полной блокировки не случилось.
А с 2015-го они успешно воюют с американским союзником, Саудовской Аравией. Новый виток эскалации для них — подарок. Наконец-то у них есть полноценный фронт против Штатов, и в этом противостоянии они не платят высокую цену", — отметила йеменская писательница и активистка Фария Аль-Муслими. Для администрации Байдена ситуация обратная. На родине шквал критики — за то, что командовал операцией Ллойд Остин прямо с больничной койки. И за то, что проводили ее в нарушение конституции — без одобрения конгресса. Сам Байден и вовсе сбежал в Пенсильванию. Ходил по магазинам, пил кофе, на вопросы отвечал неохотно. Мировые цены на нефть выросли на два с половиной процента, да и судоходный маршрут через Красное море для Запада по-прежнему закрыт. Удары по хуситам не прекратят зверства в Красном море. На самом деле, они усилятся", — говорит аналитик нефтяного рынка Тамас Варга. Такая перспектива США едва ли остановит. На кону ускользающий статус хозяина Ближнего Востока.
Красное море наше? Саудовская Аравия готова отдать Йемен хуситам
К настоящему моменту они контролируют север страны. Атаки йеменских хуситов на суда в Красном море стали продолжением палестино-израильского конфликта. В отличие от Ирана, который пока воздерживается от непосредственного военного участия в конфликте, хуситы решили действовать, взяв в руки оружие как пишут некоторые СМИ, не без финансовой поддержки Ирана. В организации заявляют, что целями атак становятся израильские суда либо корабли, которые направляются в «оккупированную Палестину», то есть Израиль. Грозят ли нападения хуситов российским судам? С начала палестино-израильского конфликта к 10 января 2024 года число атак на корабли перевалило за 20, в том числе нападению подвергся танкер с российской нефтью.
Фото: ru. Вечером 10 января Совбез принял резолюцию, которая осуждала атаки на гражданские суда, а в ночь на 12 января США и Великобритания ударили по объектам хуситов в Йемене. В ответ представители «Ансар Аллах» заявили, что нападения продолжатся и что никакой угрозы мировой торговле они не создают, так как их цель — исключительно израильские суда. На следующий день хуситы ошибочно атаковали второй танкер с российской нефтью, который шёл под флагом Панамы. К 18 января число ударов США по позициям хуситов достигло пяти, но это так и не привело к урегулированию конфликта.
В интервью «Известиям» член политбюро движения «Ансар Аллах» Мухаммад аль-Бухейти подтвердил, что операция продолжится.
Пока текущая обстановка на Ближнем Востоке остается напряженной, геополитическая премия в стоимости нефти будет сохраняться. Если же ситуация повернется так, что случится продолжительное ограничение поставок через Красное море, существенный рост цен на нефть в Европе будет просто неизбежен, говорят опрошенные "Российской газетой" эксперты. Напомним, что в ночь на пятницу,12 декабря, США и Великобритания нанесли 23 авиаудара по объектам в четырех провинциях в разных частях Йемена, в том числе в столице Сане, а также городах Ходейде, Таизе и Сааде. По мнению йеменского публициста и политолога Мухаммада аль-Каиди, подобные действия американо-британской коалиции будут иметь катастрофические последствия для региона.
Он также предположил, что хуситы в качестве ответа на удары могут заблокировать Баб-эль-Мандебский пролив, что приведет к серьезным экономическим последствиям, особенно для потока энергоресурсов в Европу. Велика вероятность того, что многие морские контейнерные перевозчики попросту могут на время отказаться от перевозки грузов по Красному морю на фоне ситуации в Йемене, говорит эксперт по фондовому рынку "БКС Мир инвестиций" Евгений Миронюк.
Отмечается, что для этих целей уже приобретен большой танкер Nautica. Судно покинуло Китай 6 апреля и должно прибыть в Красное море в начале мая.
Одним из критических пробелов, выявленных в готовности Йемена к реагированию на разлив нефти, является отсутствие в стране специализированного оборудования.
Что происходит в Йемене и почему это важно Ввиду своего географического положения Йемен контролирует один из важнейших для мировой торговли участков судоходства — Баб-эль-Мандебский пролив. Зачем нам знать про Йемен.
Страна занимает один из берегов пролива, который отделяет Азию от Африки и позволяет добраться из Индийского океана в Атлантический. Через этот узкий коридор корабли входят из Аравийского моря в Красное и дальше идут к Средиземноморью через Суэцкий канал. Это самый короткий и дешевый путь между крупнейшими азиатскими странами и Европой.
А потому сложно переоценить его значение для мировой экономики. Транзит через Суэцкий канал — это самый удобный и дешевый путь из Европы в Азию. Источник: PortWatch В конце 2023 года из-за нападений йеменских хуситов судоходство здесь перестало быть безопасным.
Теперь разберемся, почему так вышло и какими могут быть последствия. Кто такие хуситы и кто за ними стоит. Военно-политическое объединение «Ансар Аллах» на территории Йемена называют хуситами по имени их боевого командира и основателя движения Хусейна аль-Хуси.
История их противостояния с центральным правительством Йемена насчитывает уже не одно десятилетие и имеет религиозную подоплеку. Узнать подробнее Хуситы хорошо вооружены: они используют боевые дроны, баллистические и крылатые ракеты. Это указывает на то, что за ними стоит сильный покровитель.
На Западе считается, что хуситов поддерживает Иран — как поставками оружия, так и обучением. Сами иранские чиновники еще в 2014 году признавали свое участие в вооружении хуситов. Так или иначе, активность йеменских боевиков можно считать одним из элементов противостояния между Ираном и США с их союзниками, включая Израиль.
До осени 2023 года о хуситах в мире мало кто слышал, а судоходство в Красном море считалось безопасным. Все изменилось в октябре того года, когда палестинское движение «ХАМАС», также поддерживаемое Ираном , вторглось в Израиль, а тот в ответ начал военную операцию в секторе Газа. Хуситы, действующие в фарватере иранской политики, объявили Израилю войну.
Боевики пригрозили, что будут нападать на суда, связанные с Израилем. В ноябре они захватили панамское судно Galaxy Leader , принадлежащее израильскому бизнесмену Аврааму Унгару. Всего же за два месяца с начала конфликта хуситы совершили больше 30 атак против кораблей в водах рядом с Йеменом.
При этом по факту их жертвой может стать кто угодно. В декабре боевики запустили ракету по норвежскому кораблю , который вез пальмовое масло из Малайзии в Италию. Никаких свидетельств, как он связан с Израилем, не нашлось.
Судно Galaxy Leader в окружении лодок хуситов. А после 11 января, когда США и их союзники начали военную операцию против хуситов, эти отказы стали массовыми. В январе 2024 уже треть кораблей , которые раньше пользовались привычным коротким маршрутом через Красное море, шли обходным путем — более длинным и дорогим — вокруг Африки, через мыс Доброй Надежды.
Источник: Daily Shot Как атаки хуситов влияют на мировую торговлю Прямым следствием конфликта у берегов Йемена стало то, что с конца декабря мировые цены на морские перевозки выросли в 2,5 раза. И дело тут не только в топливе и зарплатах экипажей. Повышают расценки на свои услуги и страховые компании, без участия которых перевозчики не могут обойтись.
Кратно растет стоимость фрахта: к середине января ставки на контейнерные перевозки увеличились в 5 раз в сравнении с декабрьскими тарифами. А еще цены драйвят пессимистичные ожидания рынка: никто не знает, когда все это может закончиться.
«Пираты Красного моря»: угрозы хуситов судоходству стали предвестниками глобального повышения цен
Что в Йемене нефть нашли или другие ресурсы? То есть говорить о том, что в Йемене нет нефти и эта страна никак не может повлиять на ситуацию касательно поставок нефти, нельзя. Находящийся у берегов Йемена супертанкер с грузом в виде миллиона баррелей нефти представляет большую опасность, есть риск взрыва или затопления.
Поворот на энергошок: в мире оценивают последствия атак на Йемен
Между тем китайский Sinopec считает, что пик потребления нефти в Китае будет достигнут в период 2026 – 2030 гг., после чего начнётся спад спроса. Хуситы предупредили саудитов, что в ответ на американские обстрелы будут взрывать нефтяные скважины в Саудовской Аравии. То есть говорить о том, что в Йемене нет нефти и эта страна никак не может повлиять на ситуацию касательно поставок нефти, нельзя.
«Пираты Красного моря»: угрозы хуситов судоходству стали предвестниками глобального повышения цен
Судно покинуло Китай 6 апреля и должно прибыть в Красное море в начале мая. Одним из критических пробелов, выявленных в готовности Йемена к реагированию на разлив нефти, является отсутствие в стране специализированного оборудования. Из-за длительных сроков изготовления и приобретения оборудования для ликвидации разливов нефти IMO ждёт пожертвования в виде бывшего в употреблении или с истекшим сроком службы оборудования для ликвидации разливов, которое можно было бы доставить в регион в течение нескольких недель", - говорится в сообщении.
Мировые цены на нефть выросли на два с половиной процента, да и судоходный маршрут через Красное море для Запада по-прежнему закрыт. Удары по хуситам не прекратят зверства в Красном море. На самом деле, они усилятся", — говорит аналитик нефтяного рынка Тамас Варга. Такая перспектива США едва ли остановит. На кону ускользающий статус хозяина Ближнего Востока.
Но воевать за него придется самим. На очередном турне по региону Блинкен сторонников в общем не нашел. В очередной раз Вашингтон и его сателлиты действуют на Ближнем Востоке без всякой санкции мирового сообщества. Да еще и сознательно пытаются ввести его в заблуждение. На высшем уровне — в Организации объединенных наций. Только здесь непримиримые соперники могут оказаться за одним столом", — отмечает Прихода. Вот только площадку для диалога США по традиции используют, чтобы оправдать агрессию.
Накануне атаки специально провели через Совбез резолюцию — якобы о безопасности судоходства в Красном море.
Иран включается в борьбу По мнению Игоря Юшкова, напряженность начали нагнетать США, которые захватили танкер, перевозивший иранскую нефть, а потом начал перевозить иракскую нефть. И этот же танкер под флагом Маршалловых островов в ответ захватил Иран. Иран имеет право на ограниченный экспорт нефти — поставки в декабре достигли самого высокого уровня с 2019 года в 1,1 млн баррелей в сутки, но часть нефти продается в обход ограничений. По мнению российского экономиста, США по сути занимались пиратством, захватили танкер с иранской нефтью якобы за нарушение санкций. Потом это сырье продали на специальном аукционе. А теперь Иран выждал момент, когда этот танкер будет проходить неподалёку с нефтью и, соответственно, захватил его обратно. Это удивительная история с захватом танкера, но тем не менее, Иран включается в эту борьбу — мы видим, что Израиль наносит удары по Ливану, которое, в общем-то, выступает, по сути союзником Ирана, поддерживает и хуситов.
Игорь Юшков ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности По его мнению, Йемен вряд ли как-то ответит на ночные удары, мало кто ожидает, что хуситы активизируют обстрелы проходящих мимо судов. Тем более на территории Ирана недавно был совершён теракт, погибло больше 100 человек. Поэтому в общем-то, все ожидают, что Иран ответит и США на это ответит. Глобальный энергошок Эксперт прогнозирует возможное прекращение поставок нефти из Ирана.
Ополчения хуситов вряд ли превышают 50 000, но у них есть большие резервы Победа хуситов и связанного с ними Ирана несла для саудовцев и эмиратцев целый комплекс угроз. Во-первых, эти суннитские монархии Персидского залива противостоят Ирану, своему региональному сопернику, а победа хуситов привела бы к его усилению. Они проживают в богатом нефтью округе — Эш-Шаркия на востоке Саудовской Аравии, а также в регионах на границе с Йеменом причем, тамошние шииты этнически близки к йеменцам.
Более того, южный регион Наджран был отторгнут саудовцами у Йемена в 20-м столетии. Поэтому, создание в Йемене шиитского государства могло бы стать для режима Саудовской Аравии геополитической катастрофой, подав пример местным шиитам. Последние время от времени бунтуют против саудовского режима, а он жестоко преследует их. Читайте также Американцы готовят Украине апокалипсис Глобальная катастрофа очистит территорию и подставит Россию И наконец, в-третьих, на южной оконечности Йемена находится Баб-эль-Мандебский пролив Врата слез. Это узкий проход между юго-западной оконечностью Аравийского полуострова Йемен и северо-восточной частью Африканского материка Джибути и Эритрея. Пролив соединяет Красное море и Аденский залив Аравийского моря. Над проливом возвышается портовый город Дхубаб.
Эта водная трасса является жизненно важной артерией мировой экономики. К тому же, для регионального врага Ирана и союзника ОАЭ, Израиля, Врата слез — это торговые ворота в ключевой регион мировой экономики — индо-тихоокеанский. Как заметил израильский военно-политический аналитик, Джонатан Стайер, «приобретение иранцами, через их доверенных лиц — хуситов, контроля над территорией, прилегающей к этому проливу, дало бы Тегерану исключительно важный инструмент для оказания давления на проход этих товаров, а, следовательно, и на всю мировую экономику. Одним ударом Иран смог бы парализовать или серьезно нарушить транзит материалов, жизненно важных для функционирования западных стран. Вмешательство Саудовской Аравии и Эмиратов в 2015 году было призвано предотвратить эту возможность». Не случайно в то время США поддержали интервенцию в Йемен. Под натиском саудовцев, эмиратцев и лояльных им сил йеменского правительства Хади, хуситы отступили из ряда регионов страны.
Но они не были побеждены и по-прежнему контролируют четверть Йемена и его столицу — Сану.
Три сценария отражения западной операции в Йемене на нефтяных котировках
Ночью США и Великобритания при поддержке некоторых других стран нанесли удары по базам хуситов в столице Йемена Сане и вблизи других городов. Удары наносились истребителями и ракетами «Томагавк». США и Великобритания назвали свои действия оборонительными в связи с многочисленными атаками со стороны хуситов на торговые суда разных стран в Красном море. Хуситы, в свою очередь, пообещали атаковать военные базы США и Великобритании, если те усилят атаки. На рынке опасаются эскалации конфликта и прямого участия в нем Ирана.
Судя по данным АИС судов, хуситы снова ошиблись с танкером и ударили по судну, которое перевозило нефть из России. Однако это не помогло. При этом хуситы снова ошиблись и с собственниками танкеров. По данным Equasis, Andromeda Star принадлежала британской UML Abbey до 17 ноября 2023 года, однако потом перешло в собственность Algae Marine, которая зарегистрирована на Сейшельских островах. Хуситы путаются в судах серого флота уже не первый раз.
Какой народ живет в Йемене? Численность населения страны — порядка 30 млн человек. Государственный язык — арабский. Йемен — бедная страна, зависящая в большей степени от помощи извне. Внутригосударственные конфликты приводят к ухудшению социально-экономической ситуации в стране, разрушению промышленности и инфраструктуры. В стране также могут вспыхнуть эпидемии опасных болезней, например, холеры. Какие мусульмане в Йемене? Там же проживает небольшая группа суннитов-ханифитов. На крайнем востоке страны есть община суннитов-маликитов. Шииты в Йемене проживают в основном на севере, их число составляет от 14 до 17 млн человек по всей стране.
Самая крупная группа — зейдиты, компактно представленная в горной местности. Есть также шииты-двунадесятники и исмаилиты. Религиозное меньшинство в Йемене представлено христианами, индуистами, зороастрийцами. Хуситы в Йемене Хуситы — военно-политическая шиитская группировка "Ансар Аллах", действующая на территории Йемена и контролирующая северную его часть. Они относят себя к зейдитам, но их политическая идеология представляет собой смесь множества религиозных, местных националистических и популистских принципов, схожих с ливанской "Хезболлой" и риторикой Тегерана.
Однако она потянет за собой полномасштабную войну в регионе: йеменские хуситы пользуются поддержкой Ирана. Министр обороны Ирана Мохаммад-Реза Аштиани назвал военный план США "иррациональным" и предупредил, что Вашингтон ждут "экстраординарные проблемы", если он попытается его осуществить: "Никто не может осуществлять маневры в регионе, где доминируем мы". В этой ситуации даже авианосцы выглядят не впечатляющей угрозой, а интересной мишенью. Удар стаей одноразовых дронов мог бы стать увлекательным и дешевым экспериментом в плане выяснения точек уязвимости авианосного подразделения. Поэтому американцы обречены барахтаться в теплых водах Красного моря, демонстрируя всему миру свою полную беспомощность.
Все мантры про защиту союзников накрылись медным тазом. Не существует иного решения палестино-израильского конфликта, кроме прекращения огня и создания палестинского государства. Любые другие решения приведут лишь к эскалации конфликта. Что мы, собственно, и наблюдаем. Экономический эффект от атак хуситов предскажет любая домохозяйка. Естественно, все подорожает. Очень немного может подрасти нефть — через Красное море идет около пяти процентов ее мировой торговли. Зато значительно вырастут в цене перевозки, а очень скоро это отзовется и на ценах в супермаркетах. Под ударом окажутся Европа и Азия — американская торговля от Красного моря практически не зависит.
"Море крови", радикалы и война с Ираном: К чему приведёт бомбежка США объектов в Йемене
Эксперт Громов оценил влияние атаки США на хуситов на рынок нефти | ИнфоТЭК | Читайте последние новости дня по теме Йемен: Сухопутные перевозки в приоритете: сколько Баку заработает на кризисе в Красном море, Нефть продолжает терять в цене после. |
Акции российских нефтяных компаний подорожали после ударов США в Йемене | Нефтяной трубопровод в йеменской провинции Шабва второй раз за месяц взорвали вооруженные боевики. |
Хуситы не поверили, что танкер везет российскую нефть: по судну ударили ракетами
Однако во время операции по освобождению танкера в сторону американского военного корабля с территории Йемена были выпущены 2 баллистические ракеты, но по данным Пентагона они не долетели до цели. Хуситы предупредили саудитов, что в ответ на американские обстрелы будут взрывать нефтяные скважины в Саудовской Аравии. Хуситы предупредили саудитов, что в ответ на американские обстрелы будут взрывать нефтяные скважины в Саудовской Аравии. В недавнем инциденте в акватории Йемена хуситы, ведущие военные действия в стране, по ошибке атаковали танкер, перевозивший российскую нефть. Военно-морские силы Вооруженных сил Йемена нанесли удар по британскому нефтяному судну Andromeda Star в Красном море с помощью ракет, которые попали точно в цель. Танкер, перевозящий российскую нефть в Индию, попал под удар баллистическими ракетами в Аденском заливе.
Йемен против Запада – станет ли арабская страна вторым Афганистаном?
Танкеры с российской нефтью продолжают свободно перемещаться по Красному морю, несмотря на атаки йеменских хуситов на торговые суда, пишет газета "Коммерсант". Силы ПВО Йемена также успешно сбили американский беспилотный летательный аппарат MQ-9 в воздушном пространстве провинции Саада. Уровень добычи сырой нефти в Йемене остался без изменений и составил 15 BBL/D/1K в мае 2023. Мировые цены на нефть показали рост в связи с сообщениями о начале военной операции против повстанцев в Йемене. Уровень добычи сырой нефти в Йемене остался без изменений и составил 15 BBL/D/1K в мае 2023. Цены на нефть растут на фоне ситуации в Йемене.