«Иван Дмитриевич Шадр был настоящим русским художником с яркой и своеобразной индивидуальностью». Настоящее имя Ивана Шадра – Иван Иванов. Решив, что фамилия слишком уж распространенная, Иван Дмитриевич взял себе псевдоним от названия родного города Шадринска, чтобы прославить Родину. Хотя дореволюционных работ известно мало: все-таки Иван Шадр — главным образом скульптор советского периода». 11 февраля 1887 года родился — Иван Дмитриевич Шадр. В этой скульптуре Иван Дмитриевич Шадр передал черты своего отца, талантливого плотника.
Свежие записи
Несмотря на безусловное принятие Шадром ведущего в советском искусстве метода социалистического реализма, многие его произведения конца 1920-х - 1930-х годов сохранили характерное для модерна декоративно-орнаментальное начало. Необычна в его наследии скульптура «Освобожденный Восток» 1928 , а также графические эскизы к ней, в которых обнаруживается интерес к древнеегипетскому искусству и направлению ар-деко, вобравшему в себя черты модерна и неоклассицизма. В той же стилистике исполнены рисунки «Три фигуры» конец 1920-х , «Безликая» 1927 , «Сидящая обнаженная» вторая половина 1920-х , образная структура которых основана на криволинейных очертаниях и экспрессивном ритме. Скульптурная композиция «Борьба за жизнь» 1930 и графический эскиз к ней с их плавными, текучими линиями построены на декоративной условности и экспрессии и наделены глубоким символическим смыслом. В скульптуре «В бурю» 1931 и рисунке «Обнаженная на камне» около 1930 для достижения наибольшей эмоциональной выразительности Шадр использовал гиперболизацию жестов, позы и всего силуэта.
Изысканная силуэтность, тонко нюансированная монохромность характеризуют рисунки «Материнство» 1920-е и «Девушка с мячом» 1929. В 1930-е годы для Шадра стала актуальной тема советского человека - строителя новой жизни. Облик свободной от предрассудков социально активной молодой женщины выражен в портрете «Голова девушки» 1936 , являющемся фрагментом второго варианта известной парковой скульптуры «Девушка с веслом», а также в эскизе статуи «Девушка с факелом» 1937. В то же время женский образ в искусстве Шадра неразрывно связан с представлением о пластическом идеале.
Вдова скульптора, Татьяна Ивановна Шадр-Иванова, вспоминая о посещении римских музеев, писала, что Ивана Дмитриевича «привлекала Венера Киринейская, он даже говорил, что мечтает сделать такую же нежную и грациозную девичью фигуру, но только со- временную»[11]. Девушка с факелом. В намогильных памятниках скульптор отдавал предпочтение форме рельефа, как, например, в исполненном в бронзе портрете В. Гиляровского 1935.
В одном из лучших созданных Шадром надгробий - Н. Аллилуевой 1933 - автор остановился на редкой для русской мемориальной пластики форме гермы, отсылающей к античной скульптуре и русскому классицистическому надгробию. Идеализированный образ прекрасной рано ушедшей из жизни женщины проникнут настроением элегической грусти. Мастер был уверен, что искусство скульптора должно быть так же богато эмоциями, как искусство актера на сцене[12].
На протяжении всей творческой жизни Шадр считал высшей формой монументального искусства скульптурно-архитектурный ансамбль. В 1930-е годы он участвовал в многочисленных конкурсах на проекты памятников, но лишь немногие из них были осуществлены. В экспозиции, а также в мультимедийной презентации представлены интересные по композиционной разработке, но не реализованные проекты памятников челюскинцам 1934 , героям обороны города Луганска 1935-1936 , Валерию Чкалову конец 1930-х , статуи красноармейца для Центрального театра Красной армии в Москве 1939-1940 и многие другие. Мечтая об органичном включении скульптуры в общий архитектурный ансамбль или отведенное для нее городское пространство, Шадр всегда учитывал особенности архитектуры как основы синтеза искусств и тесно связанную с ними форму рельефа, которую использовал при дальнейшем проектировании монументов.
Так, в неординарном по замыслу проекте памятника революционеру Андрею Желябову 1934 он поместил в основании массивного куба, символизирующего империю, два рельефа с фигурами народовольцев в подполье. Рисунки к неосуществленным памятникам свидетельствуют о широте монументальных замыслов скульптора. Мысль должна брать более широко, чем руки. Мечты помогают мне как бы представить искусство завтрашнего дня.
А как можно работать, не имея такой перспективы? Горькому в Москве. Иван Дмитриевич в молодые годы встречался с писателем, жизнь и творчество которого оказали на него огромное влияние. Шадр давно мечтал запечатлеть облик писателя, поэтому, когда в 1939 году объявили конкурс на памятник Горькому для Москвы и города Горького ныне Нижний Новгород , сразу же включился в работу.
В конкурсе участвовали такие известные мастера, как В. Мухина, М. Г Манизер, С. В скульптурном эскизе памятника для Москвы, получившем на конкурсе первую премию, Шадр изобразил писателя как умудренного опытом человека, прожившего долгую и сложную жизнь.
Для Нижнего Новгорода он также исполнил два варианта скульптурных эскизов памятника Горькому14 не осуществлен. Один из этих эскизов, а также портрет писателя включены в состав выставки. Здесь же демонстрируется графический эскиз 1939 памятника для Нижнего Новгорода с изображениями статуи писателя на высоком берегу Волги и широкой ведущей к ней лестницы, с двух сторон обрамленной скульптурными композициями. Шадр утверждал, что грандиозность монумента должна заключаться не в его высоте и объеме, а в передаче величественной идеи, которую он призван увековечить[15].
Именно такую трудную задачу ставил перед собой скульптор, разрабатывая в последние годы жизни проекты памятников А. Пушкину для Ленинграда и М. Лермонтову для Москвы. Впечатляет большая подготовительная работа при проектировании этих величественных монументов, которые так и не были реализованы.
Личность и творчество Пушкина занимали воображение Шадра задолго до организации двух конкурсов на проект памятника, посвященных столетию со дня гибели поэта. По замыслу требовалось раскрыть образ Пушкина как автора заключительных строк послания «К Чаадаеву»: «Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена».
Экспозиция, построенная по тематическому принципу, представляет станковую скульптуру мастера, элементы памятников, мемориальную скульптуру и графические работы. В экспозицию включена мультимедийная программа. Выставка «Скульптор Шадр.
Именно противопоставление старых банкнот и марок с портретами императоров и новых с изображениями простых людей подчеркивается едва ли не во всех публикациях, связанных с историей создания советских банкнот 1920-х годов. Уже в отчете Технического отдела Гознака за январь — сентябрь 1922 года скульптурам Шадра дана высокая оценка как символу «идеи рабоче-крестьянской власти». В более позднем отчете Гознака отмечено, что «теплый прием, оказанный этим фигурам в художественных сферах и в широких массах пролетариата, послужил гарантией, что идея взята правильно». Существуют многочисленные публикации по истории создания скульптур, в которых раскрываются обстоятельства работы Шадра над ними и называются их прототипы. Широко известны воспоминания о том, как Шадр искал модели для скульптур среди крестьян прототипом крестьянина был П. Калганов, сеятеля — К. Уже в 1924 году историк В. Бирюков опубликовал в журнале «Шадринское научное хранилище» заметку о работе Шадра, основанную на своих беседах с «денежными мужиками» так их стали называть односельчане — прототипами скульптур. По его мнению, сеятель — это, с одной стороны, «глубоко реалистическая фигура», а с другой — «вовсе не простой сеятель, а целый символ всего крестьянства». В том же году краткая заметка о «шадринских» крестьянах появилась на страницах журнала «Советский филателиста». Автор — самарский филателист Ф. Яковлев — дал интересную характеристику скульптур: «фигура рабочего производит какое-то странное впечатление — она вся из глубоких складок кожи и мускулов. Это, по объяснению И[вана] Д[митриеви]ча [Шадра], рабочий не русский, не английский, не немецкий, а есть символ международного рабочего, содержащего в себе разноплеменные черты. Фигура красноармейца вполне национальна. Изображает она 20-летнего Ванюху, с полуоткрытым ртом, совершенно еще не искушенного жизнью, а живущего казармой». Далее автор свидетельствует, что «красноармеец вышел до того удачен, что т. Троцкий разрядка в источнике — А. Троцкий был не единственным, кому понравились скульптуры. Например, известный литературовед-марксист В. Фриче отозвался о скульптуре рабочего с «величайшей похвалой, признав за нею громадную художественную ценность». По иронии судьбы в 1931 году именно Шадр выполнил проект надгробного памятника Фриче, скончавшегося в 1929 году. Однако в адрес скульптур звучала и критика. Наиболее ярко она выражена в статье филателиста Д. Валерона, который посвятил разбору скульптур Шадра три страницы. По его мнению, крестьянин Шадра — «ветхозаветный лубочный пейзанин, нисколько не похожий на тех крестьян, которые принимали участие в Октябрьской революции и на которых эта революция опирается теперь в деревне»; красноармеец — «неразвитый деревенский паренек, только что переодетый в красноармейскую форму, но не имеющий по существу ничего общего ни с военной дисциплиной и порядком расстегнутый ворот , ни с психикой закаленного красного бойца, каким должен быть красноармеец». Скульптура рабочего подвергнута схожей уничтожающей критике.
При всём этом данную тему избитой не назовёшь. Более того, многие биографы Ивана Дмитриевича обходили годы пребывания его в городе на Иртыше стороной либо были весьма немногословны на этот счёт. Ученик Родена В 1918 г. Шадр уехал из голодающей Москвы, где он работал, на побывку домой, к родным. В Шадринске он был задержан событиями Гражданской войны. Несмотря на это 4 июля 1918 г. Слушали его шадринцы с большим интересом. Путь назад, в Советскую Россию, был отрезан линией фронта. Видимо, поэтому скульптор выбирает следующим местом своего пребывания столицу белой Сибири — Омск. К тому же имеются устные сведения, не подтверждённые архивными документами, о том, что в это время в нашем городе находилась и его супруга. Время прибытия Ивана Дмитриевича в наш город некоторые исследователи датируют концом 1918 г. Однако первое упоминание о нём в антибольшевистской периодике, которое нам удалось обнаружить, относится к 24 февраля 1919 г. В печатном органе демократической и кооперативной мысли, издаваемым Советом Всесибирских кооперативных съездов с многообещающим названием «Заря», за 26 февраля 1919 г. Шадра так в тексте. Ход мыслей лектора был приблизительно таков. Бог и человек — основные объекты искусства; тайны рождения, жизни, смерти и вечности — постоянные импульсы к художественным исканиям и воплощениям. Различные виды искусств — живопись, пластика, архитектура, поэзия, музыка — только различные формы отражений и воплощений, воспринятых человеком от природы и мира идей и образов. Искусство едино, как один человек; через разнообразные формы свои оно идёт к слиянию, к сложному единству, как человек через разъединение, страдание, искупление и смерть идёт к будущему воскрешению своему в многоликом прекрасном человечестве. Человек, как единый творец искусства, идею-содержание и форму-воплощение для своего искусства ищет и находит в тайнах мира и в многогранной — полной образов, красок и звуков — природе, живой и мёртвой, и прежде всего в жизни человечества. Вот краткая схема, скелет лекции молодого талантливого русского скульптора, вышедшего из глубин народных, — он сын крестьянина Пермской губернии Шадринского уезда — и прошедшего тяжёлую, страдальческую школу русского таланта-самоучки. Схема эта пополнена ярким, живым, искристым и в то же время глубоко философским содержанием, облеченным в красивую литературную форму. Проект И. Шадра «Памятник мировому страданию», проецированный перед публикой на экране, производит очень сильное впечатление как углублённостью философско-религиозной идеи, положенной в его основание, так и соответствием формы содержанию. А за полторы недели до этого выступления екатеринбургская газета «Наш Урал» сообщала, что в городе в настоящее время «живёт художник И. Шадр, который на днях уезжает в Америку… Ибо здесь, у себя на родине, он не может найти применения своим силам и таланту, уезжает потому, что ему нечем жить…» Сведений о повторной лекции Ивана Дмитриевича нам в периодике найти не удалось, хотя знаток художественной жизни Омска И. Девятьярова утверждала, что первая лекция талантливого скульптора перед омичами состоялась ещё в январе 1919 г. Надо полагать, что заработок лекции И. Шадру приносили небольшой, однако вскоре стали поступать более денежные и заманчивые предложения. Памятник Корнилову Весной 1919 г. Это и неудивительно! Сибирский казак по происхождению, лучший воспитанник Сибирского кадетского корпуса Лавр Георгиевич Корнилов и после своей земной кончины являлся для всего белого воинства знаменем борьбы. На волне патриотических чувств было принято решение соорудить в Омске памятник прославленному генералу. Памятник будет, по всей вероятности, поставлен на площади между Казачьим Никольским собором и Кадетским корпусом. Средства на памятник предполагается собрать путём частной подписки. По слухам, выработку проекта памятника предполагается поручить художнику-скульптору И. Принял ли Иван Дмитриевич это предложение и приступил ли к разработке проекта — пока остаётся неизвестным. Но материальные стимулы у него для этой работы, по всей вероятности, были. Ибо по прошествии всего пяти дней газета «Заря» уже сообщала следующее: «Общество потребителей Сибирского казачьего войска решило ассигновать из прибылей прошлого года 18 000 р[ублей] на памятник ген[ералу] Корнилову».
Люди города: художник и скульптор Иван Шадр
Первая за последние 60 лет выставка мастера, приуроченная к его 135-летию, знакомит новые поколения зрителей с основными направлениями творчества Шадра. На выставке представлены как хрестоматийные скульптуры, так эскизы, наброски и проекты нереализованных памятников, которые станут открытием для вас. Третьяковская галерея хранит обширную и разностороннюю по тематике и материалам коллекцию работ Шадра.
Надо же как-то отличить себя от других Ивановых, ну я и взял себе псевдоним «Шадр» — от названия родного города Шадринск. Детство Вани было полно лишений. Жили бедно. В 12 лет мальчика привезли в Екатеринбург и отдали в услужение купцам Панфиловым. Здесь он подружился с одним из владельцев Александром Яковлевичем, не чуждым искусства.
Благодаря ему познакомился с репродукцией «Сикстинской Мадонны», произведшей на отрока огромное впечатление. В 1901 году Иван решился поступать в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу. И неожиданно был принят, хотя не имел соответствующей подготовки. В 1907-м вместе с сокурсником и другом Петром Дербышевым они отправились в пешее путешествие по России. Конечной целью являлся Петербург, точнее, Академия художеств. Шли вдоль Камы и Волги, заглянули на Кавказ, исследовали Украину. В Киеве на вокзале потеряли друг друга.
Волею случая вновь встретились в Москве, в Третьяковской галерее. Но Дербышев уже раздумал ехать в Северную столицу, Иван отбыл туда в одиночестве. Экзамены провалил: не хватило навыков рисунка. Не сдался и на Урал не вернулся. Остался в Петербурге, познакомился с шарманщиком, «ходил с обезьянкой на плече, полумертвой от холода и голода носительницей чужого счастья». Неизвестно, чем бы кончилось бродяжничество, если бы упрямцу снова не свезло: его пение под шарманку услышал режиссер Александринского театра Михаил Дарский. По рекомендации мэтра парня допустили до приемных экзаменов на Высших драматических курсах Санкт-Петербургского театрального училища.
Шадр блестяще выдержал испытание и попал в класс премьера Александринки Владимира Давыдова.
Дарский, по рекомендации которого юноша поступил на Драматические курсы Императорского петербургского Театрального училища. Одновременно он посещал мастерскую пейзажиста А. Рылова, а в 1910-1912 годах благодаря выделенной зажиточными горожанами Шадринска стипендии совершил творческие поездки в Париж и Рим. Здесь он получил возможность изучать не только шедевры мирового искусства, но и произведения современных художников и, что немаловажно, пользоваться советами Огюста Родена и Эмиля Антуана Бурделя, требовавших от своих учеников самых смелых образных и пластических решений. Биограф И. Шадра О.
Воронова приводит рассказ скульптора о встречах с Роденом: «Шадр в первый же день попросил маэстро указать ему тему. Роден усмехнулся и велел вылепить руку. У Шадра ушло на работу два часа. Роден назвал мою модель мешком с овсом. Пришлось взяться заново. На этот раз возился два месяца, пока не почувствовал, что лучше сделать уже не смогу. Роден посмотрел, одобрил.
Композиции будете сами делать, у себя в России. Роден был прав, вскоре сама жизнь подсказала молодому скульптору тему для воплощения. В 1911 году под впечатлением войны между Италией и Турцией за колонии, повлекшей за собой многочисленные жертвы, у Шадра родилась идея создания «Памятника мировому страданию», которую он пытался реализовать и в последующие годы. Так, в 1916 году он продолжил работу над проектом, узнав о гибели русско-французского госпитального судна «Портюгаль», потопленного в Черном море немецкой подводной лодкой. Проект занял первое место на объявленном Московской городской думой конкурсе памятника жертвам трагедии, который планировали установить на московском Братском кладбище, но этому помешали события 1917 года. После революции было принято решение осуществить доработанный автором проект, который стал называться «Памятник человечеству», но из-за нехватки средств он также не был реализован. В журнале «Творчество» за 1918 год скульптор писал: «...
Памятник представляет громадный каменный двор, окруженный гигантскими плитами. Двор замыкается с одной стороны колоссальной пирамидой, знаменующей собой человеческую Голгофу с бесчисленными ступенями страданий. Окруженное тополями, мертвенно лежит в бассейне Озеро слез»[7]. В экспозиции представлен набросок «Памятника мировому страданию» 1911-1916 - вероятно, единственный сохранившийся эскиз, по которому можно судить о грандиозности замысла, а также рисунок для памятника с изображением лежащего умирающего юноши и авторским названием «Тело умерло - дух вечен» 1911. В конце 1920-х годов пластические и архитектурные разработки «Памятника мировому страданию» Шадр использовал при проектировании мемориально-архитектурного комплекса московского крематория, строительство которого не было осуществлено. Переломным для скульптора стал рубеж 1910-1920-х годов. Первый исследователь его творчества Б.
Терновец писал об этом времени: «... Отныне Шадр самоопределяется окончательно как скульптор»[8]. Тем не менее о произведениях 1910-х годов сегодня почти ничего не известно[9]. В фондах Галереи хранятся гипсовый барельеф «Портрет О. Беляевой с сыном Игорем» 1917-1918 и представленный в экспозиции рисунок натурщика начала 1910-х годов, свидетельствующие о мастерстве начинающего скульптора. Следует отметить, что в период стажировки во Франции и Италии существенное влияние на Шадра оказали модерн и символизм. Однако в 1920-е годы аллегория и символика, ярко выраженные в «Памятнике мировому страданию», уходят на второй план.
Оказавшись в эпицентре революционных преобразований, скульптор ищет новые образно-выразительные средства, отражающие дух времени. Так, в конце 1919 - начале 1921 года Шадр, будучи оторванным от столицы, осуществил в Омске свой первый монументальный проект - памятник Карлу Марксу. Вернувшись в Москву, он исполнил в 1922 году по заказу Гознака скульптуры «Рабочий с молотом», «Красноармеец», «Крестьянин», «Сеятель» для последующего воспроизведения в технике резцовой гравюры на первых советских денежных знаках. Покоряет пластическая мощь созданных мастером скульптурных образов, воплощающих грозную народную силу. Этот беглый набросок - первый вариант одноименной скульптуры. Но сила от него еще не ушла»[10]. Как ни уговаривал Шадр старца, тот отказался позировать, и в результате в скульптуре «Крестьянин» запечатлен облик другого жителя деревни - П.
Одним из самых выразительных образов Шадра этого времени стал скульптурный портрет матери 1922 года. Крестьянскую тему Шадр продолжил развивать и в работе над скульптурной композицией «Штурм земли» для Первой сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года в Москве.
Ленину, он был демонтирован в 1991 году. В 1926 году Шадр ездил за границу: он посетил Францию и Италию.
В Париже он вылепил бюст Л. Красина , бывшего тогда полпредом СССР, и повторил затем портрет в мраморе. В 1931 году была создана Шадром надгробная плита В. Основной моделью скульптора стала В.
Волошина , студентка Московского Института физкультуры. Скульптура была установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка имени Горького в 1935 году [14]. Однако она подверглась критике и в том же году её переместили в парк культуры и отдыха имени Горького города Луганска. Её уменьшенная копия хранится в Третьяковской галерее.
В конце 1950-х годов по настоянию жены скульптора гипсовую работу И. Шадра перевели в бронзу [15]. К лету 1936 года И.
Рабочий со знаменем
Шадр Иван Дмитриевич (Иванов, 1887—1941). Художник, скульптор-монументалист, представитель направления «академический модерн». Иван Дмитриевич Шадр – советский скульптор-монументалист. Написать нам или предложить новость. Псевдоним Шадр Иван Дмитриевич взял в честь города Шадринска, откуда были родом его родители. 1941) и установленная как украшение центрального фонтана. Хотя дореволюционных работ известно мало: все-таки Иван Шадр — главным образом скульптор советского периода».
Сегодня в Новой Третьяковке открылась выставка Ивана Шадра.
11 февраля 1887 года родился — Иван Дмитриевич Шадр. Во время первой русской революции Иван Шадр сотрудничает с сатирическим журналом «Гном», публикуя там карикатуры, направленные против царского правительства. Первый раз за шестьдесят лет в Новой Третьяковке будет проводиться выставка советского скульптора Ивана Дмитриевича Шадра. Иван Дмитриевич ШАДР, советский скульптор, запечатлевший в своих произведениях людей Октября, борцов и тружеников. Третьего апреля 1941 года скончался скульптор-монументалист Иван Дмитриевич Шадр. Ивану Дмитриевичу дважды удалось убедить Шадринскую городскую думу выделить средства на учебные поездки.
4 августа 1984 года в Шадринске открыли памятник скульптуру Ивану Шадру
"Сезонник" – бронза, 1929 год, скульптор Иван Дмитриевич Шадр | РИА Новости Медиабанк | Новости истории События Умер Иван Дмитриевич Шадр, выдающийся скульптор-монументалист. |
Москва | Фотографии | №40.316 (Скульптура Сезонник) | Мартос Иван Петрович (1752 – 1835), архитектор Мельников Абрам Иванович (1784-1854). Памятник гражданину Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. |
Иван Дмитриевич Шадр, Ю.Колпинский | Родина Ивана Дмитриевича Шадра – город Шадринск на Урале. Еще сейчас на углу Советской и Уральской улиц стоит небольшой деревянный дом, в котором свыше ста лет жили Ивановы, мастера плотницкого дела. |
Скульптор Иван Дмитриевич Шадр | 3 апреля 1941) был русским / советским скульптором и медалистом, взявшим свой псевдоним в честь своего родного города. |
В Третьяковской галерее пройдет первая за 60 лет выставка советского скульптора Ивана Шадра
Главные новости о персоне Иван Шадр на Шадр Иван Дмитриевич — биография и известные работы автора, жанры и стили, галерея работ. В 1926 году Иван Шадр стал членом Общества русских скульпторов, в дальнейшем Союза советских скульпторов. Иван Дмитриевич Шадр (30 января (11 февраля) 1887, Такташи, Оренбургская губерния — 3 апреля 1941, Москва) — русский художник, скульптор, создатель монументальных произведений в духе модерна, органично вписавшихся в программу соцреализма.
Шадр Иван Дмитриевич. Юноша со звездой (Рабочий со знаменем). 1936 (Отлив 1978)
Шадр не успел завершить свой замысел, поэтому в 1957 году там установили монумент работы М. Сохранилось множество эскизов, дающих возможность проследить этапы работы над образом Пушкина. Варианты скульптуры были весьма разнообразны. Один из них — романтический — поэт, горделиво стоящий на высокой скале; другой — смертельно раненный поэт, лежащий на белой мраморной плите, прицеливающийся из пистолета. Стремясь к монументальности, Шадр нашел иное решение: «Я одену Пушкина в шинель, огромную, тяжелую. Пусть она давит его, а он вырывается из этой шинели, как бабочка из кокона». Автор также создает особый постамент в виде капители колонны, проводя художественную параллель с пушкинской строкой: «Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа». Бронза, 125х122х150 см Скульптор готовил эту работу для участия во всероссийской Выставке художественных произведений к десятилетнему юбилею Октябрьской революции. Шадр создавал образ по личным воспоминаниям о революционных событиях 1905 года, когда на его глазах происходили выступления демонстрантов в Екатеринбурге. Фигура восставшего рабочего представляет собой аллегорическое изображение революции. Сам автор усматривал в резком развороте фигуры подобие сжатой пружины, готовой распрямиться с разрушительной силой и развернуться в события 1917 года.
В первоначальном варианте Шадр предполагал использовать образ человека, разрывающего цепи, но в дальнейшем отказался от этой идеи, дабы уйти от романтической символики прошлого. Его персонаж — не согбенный бывший раб, но будущий победитель. Бронза, 92х60х62 см Фигура «Красноармейца» решена Шадром без лишней патетики. Его герой — простой рабочий паренек, бывший крестьянин с простодушными широко раскрытыми глазами. Шадр не делает полный торс, убирает ненужные детали и оставляет только самые существенные: плотно надетая буденовка и кисть руки, сжимающая ремень винтовки. Благодаря этим приемам образ обретает характер не столько героический и статичный, сколько жизненный и динамичный. В 1923 году изображение скульптуры «Красноармеец» было помещено на советскую денежную купюру достоинством 25000 рублей. Бронза, 75х85х65 см Чтобы точнее отразить дух эпохи, в поиске реалистических типажей Шадр отправляется из столицы к своим землякам, крестьянам Шадринского уезда. Однако большинство крестьян, подходящих типажей, отказывались позировать из суеверия. Шадр пишет о беседе с одним крестьянином: «Подсел к старику… и спросил его, не будет ли он для меня позировать… Дед неожиданно встал, выпрямился, длинные седые брови космами затряслись, он высоко взмахнул над моей головой палкой: «Окаянный, что ты меня улещаешь?
Я на карточку-то отродясь не снимался, а ты с меня куклу стряпать хошь, гадина этакая! В результате моделью послужил житель деревни Прыговой Шадринского уезда, Перфилий Петрович Калганов, который, впрочем, тоже долго отказывался от позирования. По его суровому виду понятно, что он немногословный, работящий хозяин своей земли. В 1923 году фигура «Крестьянина» была помещена на советскую денежную купюру достоинством 15000 рублей. Работа с натурщиком была только завершающим этапом. Шадр писал, что его «Рабочий» должен быть «символом международного пролетариата». Композиция динамична — диагональная линия плеч, поворот головы рабочего передают движение, момент трудового процесса. Выразительность образу придают рельефно очерченная мускулатура тела и глубокие морщины на лице. Нестандартным решением является то, что к бюсту автор добавил кисти рук, держащие молот. Биограф художника Ольга Воронова писала об этой скульптуре: «Лицо — характер, руки — сила, молот — эмблема».
В 1925 году фигура «Рабочего» была помещена на советскую денежную купюру достоинством 5 рублей. Бронза, 57х28х21 см Фигура «Рабочий с молотом» была сделана скульптором как часть проекта памятника героям обороны города Луганска.
В 1920—1930-е годы Шадр был успешным и известным советским скульптором, мастером ленинианы. Помимо его «денежных» работ, он известен как автор скульптур «Борьба с землей» 1923 , «Булыжник — орудие пролетариата» 1927 , «Девушка с веслом» 1934, 1936 , памятника В. Горькому 1939.
В 1930 году совместно со скульптором П. Таёжным Шадр создал модель первого варианта ордена Ленина. Умер скульптор в Москве 3 апреля 1941 года. В собрании Гознака сохранилось немало материалов, связанных с работой Шадра, — гипсовые копии скульптур «Рабочий», «Красноармеец», «Крестьянин» , их фотографии, сделанные при разработке денежных знаков, эскизы и образцы продукции Гознака, фотографии мастерской Шадра, которая находилась напротив здания 2-й Московской фабрики Гознака на Мытной улице. Идея передать облик человека на банкноте посредством изображения скульптуры была не новой.
Еще в 1895 году скульптурный портрет Петра I появился на одном из эскизов «императорской серии» Р. Рёсслера и впоследствии был «перенесен» на 500-рублевую банкноту образца 1898 года. Однако в 1920-е годы эта идея наполнилась новым содержанием: теперь на банкнотах и других государственных бумагах планировалось показать новых хозяев жизни — через их скульптурные портреты. Именно противопоставление старых банкнот и марок с портретами императоров и новых с изображениями простых людей подчеркивается едва ли не во всех публикациях, связанных с историей создания советских банкнот 1920-х годов. Уже в отчете Технического отдела Гознака за январь — сентябрь 1922 года скульптурам Шадра дана высокая оценка как символу «идеи рабоче-крестьянской власти».
В более позднем отчете Гознака отмечено, что «теплый прием, оказанный этим фигурам в художественных сферах и в широких массах пролетариата, послужил гарантией, что идея взята правильно». Существуют многочисленные публикации по истории создания скульптур, в которых раскрываются обстоятельства работы Шадра над ними и называются их прототипы. Широко известны воспоминания о том, как Шадр искал модели для скульптур среди крестьян прототипом крестьянина был П. Калганов, сеятеля — К. Уже в 1924 году историк В.
Бирюков опубликовал в журнале «Шадринское научное хранилище» заметку о работе Шадра, основанную на своих беседах с «денежными мужиками» так их стали называть односельчане — прототипами скульптур. По его мнению, сеятель — это, с одной стороны, «глубоко реалистическая фигура», а с другой — «вовсе не простой сеятель, а целый символ всего крестьянства». В том же году краткая заметка о «шадринских» крестьянах появилась на страницах журнала «Советский филателиста». Автор — самарский филателист Ф. Яковлев — дал интересную характеристику скульптур: «фигура рабочего производит какое-то странное впечатление — она вся из глубоких складок кожи и мускулов.
Это, по объяснению И[вана] Д[митриеви]ча [Шадра], рабочий не русский, не английский, не немецкий, а есть символ международного рабочего, содержащего в себе разноплеменные черты. Фигура красноармейца вполне национальна. Изображает она 20-летнего Ванюху, с полуоткрытым ртом, совершенно еще не искушенного жизнью, а живущего казармой».
Бирюкова- основателя Шадринского краеведческого музея и И.
Шадра о создании памятника М. Ломоносову в Шадринске. Предки многих шадринцев вышли из северных областей, в частности Архангельской, откуда родом был М. Из произведений Ивана Дмитриевича наибольшую известность получили скульптуры: «Рабочий», «Красноармеец», «Крестьянин» и «Сеятель», которые послужили изображениями гравюр для дензнаков в 1920-е гг.
Скульптуры «Рабочий» и «Красноармеец» создавались в Москве, имели собирательный образ. С окончанием создания этих скульптурных произведений, Иван Дмитриевич начинает работать главным художником Гознака. Прототипов для скульптур «Крестьянин» и «Сеятель», Шадр нашел на родине своей бабушки, в деревне Прыговой Калгановой Шадринского уезда. В этом же году Шадр лепит скульптурный портрет матери — Марии Егоровны, который в 1925 г.
Символом советской эпохи является знаменитая скульптурная композиция «Булыжник — оружие пролетариата», которая также печаталась на почтовых конвертах и марках. В шадринском музее хранится коллекция марок с изображением скульптур Ивана Дмитриевича, собранная его основателем В. Совместно с архитекторами и скульпторами Иван Дмитриевич принимал участие в формировании Первой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Большой интерес там вызвали его работы: композиция «Штурм Земли» и эскиз рельефа в глине «Борьба с землей».
В этих работах Шадр пытался отразить революционные преобразования, которые несет для сельского хозяйства социалистическая революция. Особое место в творчестве скульптора занимает советская мемориальная скульптура. Надгробия, выполненные Шадром, установлены на могилах Е. Нимирович-Данченко, В.
Дурова, Н. Аллилуевой и других известных людей. Иван Дмитриевич — один из немногих работал над посмертным портретом В. За 13 лет И.
Шадр создал 16 скульптур Владимира Ильича. Данная тема сделала его «главным мастером довоенной скульптурной ленинианы». Одна из самых знаменитых работ — монумент с одиннадцатиметровой бронзовой фигурой, установленный в 1927 году на территории Земо-Авчальской ГЭС имени В.
Только в начале 1920-х годов скульптура стала окончательно преобладать над другими интересами художника. В произведениях Шадра отразились воодушевлённость, страстный темперамент, присущий натуре художника романтический пафос. Пушкин был любимым поэтом скульптора.
Исполнилось 135 лет со дня рождения Ивана Шадра
Как и многие его сверстники из бедных многодетных семей, он еще мальчиком был отдан «в люди» на фабрику в Екатеринбурге. Вскоре талантливый подросток смог поступить в открывшееся в городе художественно-промышленное училище. Ранние рисунки этого периода «Молодой крестьянин» и «Пряха» свидетельствуют о несомненной одаренности ученика. В 1907 году будущий скульптор, тогда еще Иван Иванов[5], вместе с товарищем по училищу Петром Дербышевым за неимением средств пешком отправился в Санкт-Петербург поступать в Императорскую Академию художеств. Сохранился рисунок с авторским названием «Пешком за славой» 1907 с изображением двух молодых людей с вещевыми мешками за плечами.
Осенью Шадр добрался до столицы. Однако после встречи со скульптором В. Беклемишевым, критически оценившим его дарование, оставил мысль о поступлении в Академию. Некоторое время он бродяжничал и, чтобы хоть как-то заработать на жизнь, пел под шарманку.
Здесь следует отметить, что Шадр был наделен от природы не только художественными, но также вокальными и актерскими способностями. Его певческий талант заметил известный режиссер М. Дарский, по рекомендации которого юноша поступил на Драматические курсы Императорского петербургского Театрального училища. Одновременно он посещал мастерскую пейзажиста А.
Рылова, а в 1910-1912 годах благодаря выделенной зажиточными горожанами Шадринска стипендии совершил творческие поездки в Париж и Рим. Здесь он получил возможность изучать не только шедевры мирового искусства, но и произведения современных художников и, что немаловажно, пользоваться советами Огюста Родена и Эмиля Антуана Бурделя, требовавших от своих учеников самых смелых образных и пластических решений. Биограф И. Шадра О.
Воронова приводит рассказ скульптора о встречах с Роденом: «Шадр в первый же день попросил маэстро указать ему тему. Роден усмехнулся и велел вылепить руку. У Шадра ушло на работу два часа. Роден назвал мою модель мешком с овсом.
Пришлось взяться заново. На этот раз возился два месяца, пока не почувствовал, что лучше сделать уже не смогу. Роден посмотрел, одобрил. Композиции будете сами делать, у себя в России.
Роден был прав, вскоре сама жизнь подсказала молодому скульптору тему для воплощения. В 1911 году под впечатлением войны между Италией и Турцией за колонии, повлекшей за собой многочисленные жертвы, у Шадра родилась идея создания «Памятника мировому страданию», которую он пытался реализовать и в последующие годы. Так, в 1916 году он продолжил работу над проектом, узнав о гибели русско-французского госпитального судна «Портюгаль», потопленного в Черном море немецкой подводной лодкой. Проект занял первое место на объявленном Московской городской думой конкурсе памятника жертвам трагедии, который планировали установить на московском Братском кладбище, но этому помешали события 1917 года.
После революции было принято решение осуществить доработанный автором проект, который стал называться «Памятник человечеству», но из-за нехватки средств он также не был реализован. В журнале «Творчество» за 1918 год скульптор писал: «... Памятник представляет громадный каменный двор, окруженный гигантскими плитами. Двор замыкается с одной стороны колоссальной пирамидой, знаменующей собой человеческую Голгофу с бесчисленными ступенями страданий.
Окруженное тополями, мертвенно лежит в бассейне Озеро слез»[7]. В экспозиции представлен набросок «Памятника мировому страданию» 1911-1916 - вероятно, единственный сохранившийся эскиз, по которому можно судить о грандиозности замысла, а также рисунок для памятника с изображением лежащего умирающего юноши и авторским названием «Тело умерло - дух вечен» 1911. В конце 1920-х годов пластические и архитектурные разработки «Памятника мировому страданию» Шадр использовал при проектировании мемориально-архитектурного комплекса московского крематория, строительство которого не было осуществлено. Переломным для скульптора стал рубеж 1910-1920-х годов.
Первый исследователь его творчества Б. Терновец писал об этом времени: «... Отныне Шадр самоопределяется окончательно как скульптор»[8]. Тем не менее о произведениях 1910-х годов сегодня почти ничего не известно[9].
В фондах Галереи хранятся гипсовый барельеф «Портрет О. Беляевой с сыном Игорем» 1917-1918 и представленный в экспозиции рисунок натурщика начала 1910-х годов, свидетельствующие о мастерстве начинающего скульптора.
Рериха и Музыкально-драматической школе. С 1908 года Иван Дмитриевич начал использовать псевдоним «Шадр». В 1910 году Иван Дмитриевич уехал за границу. Обучался в Париже у О. Родена и Э. Бурделя, в Риме — в Институте изящных искусств. В 1912 году Шадр возвратился в Россию, учился в Московском археологическом институте.
В 1918 году уехал в Омск забрать семью, однако остался в этом городе до 1921 года. Там он выступал с лекциями по искусству.
Вместо этого он пытался передать чувство борьбы со стихией: Чкалов ломает корку льда и преодолевает пределы человеческих возможностей. Тема льда в эскизах скульптора встречается довольно часто. Памятник М. Лермонтову Vasil Kuzmichonak Памятник М. Лермонтову Скульптура поэта — одна из последних работ, над которыми трудился Шадр, ослабленный борьбой с раком. Одновременно с подготовкой этого эскиза он тайно создавал в мастерской собственное надгробие.
Идея памятника проста и элегантна: вместо стандартного пьедестала — вершина Машука, любимой горы Лермонтова, окутанная облаками.
По его суровому виду понятно, что он немногословный, работящий хозяин своей земли. В 1923 году фигура «Крестьянина» была помещена на советскую денежную купюру достоинством 15000 рублей. Работа с натурщиком была только завершающим этапом. Шадр писал, что его «Рабочий» должен быть «символом международного пролетариата». Композиция динамична — диагональная линия плеч, поворот головы рабочего передают движение, момент трудового процесса. Выразительность образу придают рельефно очерченная мускулатура тела и глубокие морщины на лице. Нестандартным решением является то, что к бюсту автор добавил кисти рук, держащие молот. Биограф художника Ольга Воронова писала об этой скульптуре: «Лицо — характер, руки — сила, молот — эмблема».
В 1925 году фигура «Рабочего» была помещена на советскую денежную купюру достоинством 5 рублей. Бронза, 57х28х21 см Фигура «Рабочий с молотом» была сделана скульптором как часть проекта памятника героям обороны города Луганска. В 1930 году в честь 10-летия освобождения Луганска от белогвардейцев по инициативе Общества старых большевиков городским исполнительным комитетом было принято решение увековечить память защитников Донбасса, создав «Памятник борцам, погибшим при защите Луганска от армии Деникина». На реализацию проекта было выделено 100 тысяч рублей. Однако выделенных денег оказалось недостаточно. Тогда жители города собрали недостающие средства самостоятельно. С 1935 года разработкой проекта будущего монумента занимался архитектор А. Мемориал открыт 7 ноября 1937 года в ознаменование 20-й годовщины Октябрьской революции. Бронза, 110х150х65 см Многие крестьяне отказывались от позирования для «Сеятеля», но молодежь, в отличие от старшего поколения, была не столь суеверна, не боялась «греха» и охотно соглашалась позировать.
Ради создания величественного образа Шадр пошел против «правды жизни»: уральские крестьяне обычно сеяли двумя руками одновременно, повесив лукошко на шею. Но фигура человека, согнувшаяся под тяжестью своей ноши, с раскинутыми руками создавала бы впечатление тяжелого, кабального труда. Он смотрит торжественно и гордо — его трудом жив род людской. В 1924 году «Сеятель» был размещен на банковском билете достоинством 3 червонца. Бронза, 50х21,8х24,3 см В 1926 году Шадр ездил за границу: он посетил Францию и Италию. Скульптор искал значимую тему, выдающуюся модель. В Италии он ждал согласия позировать от А. В Париже Шадр вылепил бюст Л. Красина, бывшего тогда полпредом СССР, затем повторил портрет в мраморе.
Для Шадра было важным понятие о «пропорции духа». Он так писал об этом: «Художнику нужно уметь находить людей, пропорции духа которых позволяют говорить не только об их личных качествах, но и об общечеловеческих свойствах. Об этических, нравственных или социальных проблемах». Два месяца Шадр ежедневно работал со смертельно больным Красиным, подолгу разговаривая со своей моделью. Голова Красина решена резко, почти гротескно. Подчеркнута каждая морщинка, каждая складка кожи. Нервно-темпераментной становится и лепка: контрастно сопоставляет скульптор свет и тень.