Новости кто написал преступление и наказание автор

Читать онлайн книгу «Преступление и наказание» автора Федора Достоевского полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. Закажите книгу «Преступление и наказание» от автора Достоевский Федор Михайлович ISBN: 978-5-04-116676-2, с доставкой и по низкой цене. Преступление и наказание: Роман в шести частях с эпилогом автор Фёдор Михайлович Достоевский. 3. Сначала «Преступление и наказание» было написано от первого лица.

Произведение Преступление и наказание полностью

  • "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевский
  • «Преступление и наказание», краткое содержание
  • "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевский
  • Информация
  • Преступление и наказание (Достоевский Федор) - слушать аудиокнигу онлайн
  • Библиография

Достоевский Федор Михайлович

Преступление и наказание — Википедия с видео // WIKI 2 Когда ты писал мне, тому назад два месяца, что слышал от кого-то, будто Дуня терпит много от грубости в доме господ Свидригайловых, и спрашивал от меня точных объяснений, — что могла я тогда написать тебе в ответ?
Request Rejected В краснодарском «Одном театре» в мае пройдут премьерные показы спектакля «Преступление и наказание».

Прогулка с писателем по переулкам, подворотням и подъездам "Преступления и наказания"

Автор «Преступления и наказания» и других романов, поставивших его имя в число имен величайших романистов мировой литературы, Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве в семье врача. Будущий писатель, автор психологического и философского романа «Преступление и Наказание» Фёдор Михайлович Достоевский родился в Москве в 1821 году. • В Висбадене в 1865 г. Достоевский задумал повесть, замысел которой стал основой для будущего романа «Преступление и наказание». "Преступление и наказание" год написания Роман “Преступление и наказание” был написан в 1866 году писателем Ф. М. Достоевским. Герои «Преступления и наказания» не случайно много раз поминают Шиллера, который был в числе любимых авторов Достоевского; одним из литературных прототипов Раскольникова можно назвать главного героя «Разбойников» Карла Моора. Роман "Преступление и наказание" является выдающимся произведением великого русского писателя Ф. М. Достоевского.

От психологического отчета к роману-трагедии

  • Описание и характеристики
  • История создания романа «Преступление и наказание» Достоевского кратко
  • Между мечтой и реальностью
  • Иллюстрации к книге Федор Достоевский - Преступление и наказание

Преступление и наказание

Русский де Сад О чрезмерной сексуальности Федора Михайловича ходили легенды. Говорят, что не в силах совладать с напором гормонов, он нередко прибегал к услугам проституток, однако те были не в восторге от его любвеобильности и болезненных сексуальных пристрастий. Тургенев даже окрестил своего коллегу «русским маркизом де Садом». Вытянуть из омута разврата Достоевского могла только настоящая любовь, которую он и нашел в лице второй жены Анны Сниткиной. Ему было 45, ей — 20. Но вольности Достоевский позволял и в интимных отношениях с молодой супругой, однако та пыталась не замечать странностей сексуального поведения мужа. Рецепт от ревности Федор Михайлович был паталогически ревнив. Приступ ревности к жене мог родиться практически на ровном месте, и неважно кто был рядом — глубокий ли это старик или невзрачный юнец. Так, заявившись домой глубокой ночью писатель мог затеять тотальный обыск квартиры, чтобы в конце концов уличить жену в измене. Особенно Достоевский ревновал, когда его супруга позволяла себе ненароком засмотреться на кого-нибудь, или улыбнуться кому-нибудь. Чтобы обезопасить себя от поводов для ревности писатель ввел для своей второй жены ряд правил: облегающих платьев не носить, губы не красить, глаз не подводить, мужчинам не улыбаться и уж тем более не смеяться с ними.

По дороге Раскольников едва не попадает под экипаж. Кучер хлещет его, рассмешив нескольких человек, но пожилая женщина дает ему монетку «во имя Христа». Он стоит на знакомом месте, на мосту, подавленный, сравнивая свое прошлое и настоящее. Он в отчаянии бросает монету в реку и идет домой. Анализ Раскольников большую часть романа разрывается между разумом и совестью. Пока разум побеждает; однако его совесть проявляется во внезапных сильных побуждениях признаться, что он почти и делает в полицейском участке.

Он все больше испытывает отчуждение к людям, особенно к тем, кто пытается ему помочь. Возможно, таким образом он защищает себя от болезненных последствий своего преступления, включая чувство вины и стыда. Кроме того, сближение с другими может подтолкнуть его к признанию. Например, у Раскольникова противоречивые чувства относительно Разумихина. Он хочет, чтобы Разумихин помог ему, но тут же замыкается в себе, отказываясь даже сказать ему, где он живет, и отказываясь от его щедрого предложения работы. Он бросает в реку монетку, которую женщина дает ему «во имя Христа», чувствуя, что «отрезал себя в этот момент ото всех и от всего».

Он испытывает отвращение к людям и вещам вокруг него, но на самом деле он ненавидит самого себя. Во второй главе происходят два жестоких инцидента, один реальный и один воображаемый, и оба связаны со снами. Первый похож на сон об избиении лошади в первой части пятой главы. Раскольников убил двух человек, но удар хлыстом кучера подразумевает, что Раскольников находится в положении избитой кобылы — он страдает так же, как и она. Сон о том, как Илья Петрович бьет хозяйку, является проявлением неспособности Раскольникова признать свою вину за свое преступление или его страха перед наказанием. Главы 3-5 Уже несколько дней Раскольников болен, временами он бредит, забывая о своем преступлении.

Он приходит в себя и видит, что Разумихин нашел его и уговорил хозяйку, позволить Раскольникову жить в своей комнате и питаться. Его мать также прислала ему деньги. Сначала он отказался брать их, но затем передумал. Его душевные муки кажутся хуже, чем когда-либо. Раскольников с тревогой узнает, что во время болезни к нему приходил исправник Заметов. Заметов слышал, как Раскольников в бреду повторял, что ему нужен его носок.

Заметов обыскал комнату и нашел его, но он была такой грязный, что крови на нем не было видно. Носок остается в комнате Раскольникова. Раскольников снова засыпает, пока Разумихин не приходит со свежей одеждой. Зосимов, университетский друг и врач, заходит проведать Раскольникова. Маляра Николая, обвиняют в убийствах, потому что он сразу после преступления заложил серьги. Николай утверждает, что нашел их на улице.

Но затем пытается повеситься, признавая себя виновным в преступлении. Наконец он признается, что нашел серьги в квартире. Раскольников понимает, что бросил их туда, когда прятался за дверью после убийств. Он в ужасе восклицает: «За дверью? Лежат за дверью? Николай и еще один маляр выбежали на улицу, дрались и смеялись «как дети» за мгновение до того, как были обнаружены тела.

По мнению Разумихина, убийца так себя вести не будет, поэтому Николай не может быть виновен в преступлении. Раскольников ничего не говорит, поскольку Разумихин точно описывает, как убийца должен был скрыться, чтобы не быть пойманным. Лужин, жених Дунечки, посещает Раскольникова, который не сразу узнает его. Лужин с пренебрежением осматривает обшарпанную комнату и одежду Раскольникова. Когда Раскольников понимает, кто такой Лужин, он начинает ему грубить. Разумихин критикует квартиру, которую Лужин снимал для Дуни и Пульхерии, как «отвратительное место» в сомнительном районе, которое он знает, потому что когда-то был у кого-то в этом же доме.

Напыщенность и поверхностность Лужина раздражают Раскольникова и Разумихина. Он произносит банальные фразы, приводя аргументы в пользу практичности, как основы морали. Он считает, что лучше всего действовать от своего имени, «любя себя перед всеми людьми, ибо все в мире держится на корысти», и что «приобретая богатство исключительно для себя, я приобретаю так сказать, для всех». Разумихин утверждает, что акцент Лужина на личных интересах никому не принесет пользы. Зосимов также присутствует при разговоре, мужчины обсуждают убийство Алены и Лизаветы. Разумихин предполагает, что это было первое преступление убийцы.

Раскольников говорит Лужину, что если довести его теорию своекорыстной практичности до логического завершения, «из этого следует, что людей можно убивать». Взгляды Лужина заставляют Раскольникова обвинять его в желании властвовать над Дуней, а когда Лужин обвиняет Пульхерию в том, что она его представила в ложном свете, Раскольников угрожает сбросить его с лестницы. Обиженный Лужин уходит. Раскольников требует, чтобы Разумихин и Зосимов ушли вслед за ним. Анализ В главе третьей, несмотря на заботу Разумихина, Раскольников продолжает отдаляться от него, интересуясь только намерениями Лужина по отношению к Дуне и разговорами об убийствах. Сон Раскольникова о своей квартирной хозяйке был настолько явным, что он не осознавал, что это нереально, пока Настасья не сказала ему об этом.

Теперь он каждый день изо всех сил пытается отличить реальность от фантазии: «Он решил помолчать и посмотреть, что произойдет. Я верю, что не блуждаю. Я верю, что это реальность», — подумал он». Сочетание страха, вины, бедности и болезни выводит его из себя, но он никого не желает видеть. Он настолько одинок и испытывает такую боль, какой не испытывал никогда до этого. В четвертой главе реакция маляра Николая на чувство вины противоположна реакции Раскольникова.

В то время как Раскольников отрицает и подавляет свою вину, Николай чувствует себя настолько виноватым в своих действиях, что пытается покончить с собой. Прежде чем он это сделает, он меняет свой крест на выпивку, демонстрируя этим, что предал свою веру. Николай также является первым из персонажей, которые пытаются избежать страданий и вины посредством самоубийства. В пятой главе, наконец, появляется Лужин, который оказывается тщеславным и поверхностным человеком. Его полемика с Разумихиным и Раскольниковым является примером конфликта между традиционной и современной моралью. Лужин предпочитает действовать в личных интересах «для общего блага» вопреки заповеди Христа любить ближнего, как самого себя.

Он отвергает традиционные идеалы, даже такие позитивные, как честь. Разумихин и Раскольников обвиняют его в том, что он хвастается ради моды. Раскольников презирает Лужина и утверждает, что защита Лужиным действий в личных интересах логически ведет к убийству. Впрочем, Раскольников мог бы с таким же успехом описывать собственное обоснование убийства ростовщицы. Главы 6-7 Раскольников решает признаться: «С этим нужно покончить сегодня, раз навсегда, немедленно». Он идет на Сенной рынок, и у него внезапно возникает желание общаться с людьми.

Он заводит разговор с прохожим, а затем с проституткой, покрытой синяками. Она вызывает в его памяти прочитанную историю об осужденном, который скорее проведет остаток своей жизни, балансируя на узком уступе, чем умрет. Раскольников согласен с тем, что лучше выбрать жизнь, даже если обстоятельства невыносимы. Наконец, он входит в ресторан, где сталкивается с Заметовым, полицейским служащим. Раскольников не сознается прямо, но делает несколько намеков, заставляя Заметова догадаться, что он убийца. По иронии судьбы, Раскольников ведет себя так странно, что Заметов решает, что он слишком неуравновешен, чтобы совершить преступление.

На выходе Раскольников встречает Разумихина, который беспокоится о его здоровье. Раскольников отвергает его: «Как, как мне уговорить тебя не преследовать меня своей добротой? Когда Раскольников оказывается на мосту, женщина рядом с ним бросается в канал. Ее успевают спасти до того, как она утонет. Раскольников также думает о самоубийстве, но решает пойти в полицию, чтобы признаться. Вместо этого он идет в дом Алены Ивановны.

Раскольников неоднократно звонит ей в дверь, словно повторяя сценарий своего преступления. Рабочие готовят ее квартиру к приему нового жильца. Он указывает им на кровь жертв, призывая их доставить его в полицию. Но они считают Раскольникова пьяным, и смотритель дома выгоняет его. По пути в полицию Раскольников видит, что Мармеладов попал под экипаж. Кучер считает, что он намеренно бросился под лошадей.

Раскольников расстроен и предлагает заплатить за врача. Мармеладова приносят домой, посылают за Соней и священником. Раскольников утешает Катерину Ивановну. Врач говорит, что Мармеладова спасти нельзя, но Раскольников настаивает, чтобы он все равно его лечил. Священник принимает исповедь Мармеладова. Приходит Соня, одетая, как проститутка.

Увидев ее, Мармеладов просит у дочери прощения и умирает у нее на руках. Катерина Ивановна спрашивает священника, что делать с ее голодающими детьми. Он говорит ей, что Бог милостив, но она заявляет: «Бог милостив, но не к нам». Раскольников отдает ей остаток денег, которые прислала мать, на оплату похорон. Уходя, он видит Никодима Фомича, комиссара полиции, и просит его быть добрее к Катерине Ивановне. Полицейский комиссар замечает, что Раскольников весь в крови — это кровь Мармеладова.

Раскольников начинает ощущать полноту жизни. Дочь Катерины Ивановны Поленька целует его, и Раскольников просит ее помолиться за него. Он решает пойти на новоселье к Разумихину, но Зосимов отправляет его домой отдыхать. Разумихин идет с ним. Он говорит ему, что Заметов сказал ему, что подозревает Раскольникова в убийствах и что он считает его психически больным. Придя в комнату Раскольникова, они видят мать и сестру Раскольникова, которые очень переживают, что с ним случилось что-то плохое.

Они хотят обнять Родиона, но он чувствует «внезапное невыносимое ощущение» и падает в обморок. Анализ В главе шестой совесть и эго Раскольникова находятся в состоянии войны. Он хочет признаться, но вместо того, чтобы признаться прямо, Раскольников пытается намеками заставить людей догадаться, что он совершил преступление. Однако ему не по душе, когда Заметов говорит, что преступники невольно выдают себя. Раскольников считает себя слишком умным, чтобы попасться, и гордится этим. В обеих главах рассматривается вопрос о том, как преодолеть страдания.

Когда Раскольников вспоминает историю о человеке на уступе, ему тоже хочется яростно цепляться за жизнь. Но когда он становится свидетелем попытки самоубийства женщины на мосту, читатели понимают, что он так же допускает мысль, чтобы покончить с собой. Где найти выход, когда жизнь превращается в сплошную боль? Самоубийство Мармеладова и его последствия показывают сострадательные черты характера Раскольникова. Хотя Родион видел Мармеладова всего лишь раз, он сочувствует ему, зовет врача и вытирает кровь с его лица. Он демонстрирует способность заботиться о других.

Но когда Разумихин проявляет заботу о нем, Раскольников отталкивает друга. Раскольников может предложить сострадание, но не может принять его. Некоторые люди не могут правильно выразить сострадание. Например, когда священник утешает жену и детей Мармеладова, Катерина Ивановна справедливо возражает: «Это слова и только слова! Даже когда ее муж умирает, Катерина Ивановна горько жалуется на него: «Он не принес нам ничего, кроме несчастья». Тем не менее, она заботится о нем, «подавая ему воду, вытирая кровь и пот с головы, поправляя его подушку».

Лишь Соня обладает безусловным состраданием. Несмотря на то, что Мармеладов является виновником ее положения, она не винит его в этом и обнимает отца, лежащего на смертном одре. Часть 3 Главы 1-2 Забота Дуни и матери «терзает» Раскольникова. Он мечется по комнате, то говорит им остаться, а потом настаивает, чтобы они ушли. Раскольников запрещает Дуне выходить замуж за Лужина; очевидно, она делает это только ради него. Он ставит ей ультиматум: Лужин или он.

Разумихин убеждает женщин уйти, чтобы успокоить Раскольникова. Он обещает привести доктора, чтобы понаблюдать за ним. Он выглядит немного смешным из-за Дунечки, к которой испытывает сильное влечение. Несмотря на его пьяную болтовню, женщины видят, что ему можно доверять. Он приводит врача Зосимова, который подозревает, что причины болезни Раскольникова не столько физические, сколько психические. Мужчины остаются на ночь, чтобы присматривать за Раскольниковым.

Наутро Разумихин и Зосимов обсуждают состояние Раскольникова. Они предполагают, что подозрения полиции в отношении него пробудили в нем необычайный интерес к убийствам. Женщины делятся письмом Лужина, в котором он угрожает уйти, если Раскольников будет там во время его визита к Дуне. Он также ошибочно утверждает, что Раскольников отдал все деньги матери Соне, девушке «отъявленного поведения». Дуня хочет, чтобы Раскольников присутствовал при визите Лужина, но Пульхерия беспокоится о последствиях. Все трое идут навестить Раскольникова.

Анализ Раскольников эгоистично требует, чтобы Дуня выбрала между ним и Лужиным. То, что она может выйти замуж, чтобы принести пользу себе и их матери, ему не приходит в голову. Дуня во многом похожа на своего брата, но она так же и отличается от него. Там, где он смотрит на других свысока, она пытается соотнести потребности других со своими собственными; там, где он одержим собственной точкой зрения, она пытается увидеть ситуацию с разных сторон. Зосимов считает, что, кроме бедности и беспокойства, в болезни Раскольникова играют роль «моральные влияния» и «некоторые представления». Во второй главе Разумихин проливает свет на раздвоение личности Раскольникова, отмечая, что «он как бы поочередно меняется местами с двумя персонажами».

Письмо Лужина во второй главе показывает, что он не только тщеславен и поверхностен, но также высокомерен и склонен к манипуляциям. Он шантажирует Дуню, чтобы та предпочла его брату. Он не берет на себя ответственность за последствия, написав: «Виноваты только вы сами». Лужин лжет, что Раскольников отдал деньги Соне. Хотя Раскольников не такой поверхностный, как Лужин, но у него есть свои проблемы с тщеславием, высокомерием и манипулированием. Главы 3-4 Дуня, Пульхерия и Разумихин навещают Раскольникова.

Зосимов объявляет, что он идет на поправку. Родион благодарит Зосимова и Разумихина и сожалеет, что был груб с ними, а также о том, что огорчил мать. Дуня отмечает, что брат произносит эти слова машинально, а не от всего сердца. Пульхерия рассказывает о смерти Марфы Петровны, виновником которой может быть ее муж Свидригайлов. По ходу разговора Родион становится все более раздражительным и растерянным. Он вдруг осознает, что из-за своего преступления «никогда теперь не сможет говорить свободно обо всем, что никогда больше не сможет ни о чем ни с кем говорить».

Обсуждая помолвку Дунечки, Раскольников вспоминает свою невесту, хозяйскую дочь, которая «заболела» и умерла. Раскольников вновь ставит Дуне ультиматум, чтобы она выбрала между ним и Лужиным. Дуня утверждает, что не выйдет за Лужина, если окажется, что он ее не уважает и не ценит. Она утверждает, что решение принадлежит только ей: «Если я кого и гублю, то только себя…». Дунечка дает ему почитать письмо Лужина. Раскольников считает, что оно написано, как юридический документ.

Он указывает, что Лужин солгал о том, что Соня получила деньги от Раскольникова, но все же соглашается присутствовать на встрече с Лужиным в тот вечер. В комнату Раскольникова неожиданно приходит Соня. Она робеет рядом с Дуней и Пульхерией Александровной. Когда Раскольников знакомит ее с Соней, его матери становится неловко, потому что она знает, что Соня — проститутка. Соня потрясена тем, что Раскольников отдал Катерине Ивановне все свои деньги, когда он сам находится на грани нищеты. Соня приглашает его на похороны Мармеладова.

Она искренне благодарит его за то, что он дал деньги Катарине Ивановне. Раскольников просит Разумихина пойти с ним к следователю Порфирию Петровичу. Надеясь рассеять подозрения, Раскольников хочет сообщить, что закладывал вещи у Алены Ивановны. Он говорит Соне, что навестит ее позже, в тот же день. Соня идет домой, потрясенная визитом к Раскольникову. Она чувствует, что «перед ней открылся целый новый мир».

За ней следует пожилой мужчина с белоснежной бородкой. Они оба входят в пансион Сони. Оказывается, он живет по соседству. Разумихин является родственником Порфирию Петровичу. По дороге Разумихин описывает его как отличного сыщика, недавно раскрывшего убийство. Разумихин рассказал Порфирию о Раскольникове, и теперь Порфирий Петрович жаждет встречи с ним.

Когда они прибывают в полицейский участок, Раскольников начинает тревожиться. Он нарочито шутит с Разумихиным, чтобы избежать подозрений. Анализ Раскольников понимает, что сокрытие своего преступления вынуждает его вести двойную жизнь, все больше изолируя его от других. Он приходит в ужас, когда Дуня говорит, что ее помолвка не является таким преступлением, как убийство. Побуждаемый добрыми намерениями, он все же ставит Дуне ультиматум насчет Лужина, пытаясь распоряжаться ее жизнью. Родион по-прежнему сосредоточен на сокрытии следов преступления.

Он решает сделать вид, что сотрудничает с полицией, дабы избежать подозрений. Когда они входят в полицейский участок, он шутит с Разумихиным, чтобы полицейские приняли его за беззаботного человека. Хотя многих смущает профессия Сони, ее доброта и сочувствие побуждают Пульхерию Александровну и Дуню принять девушку. Присутствие Сони оживляет и Раскольникова. Он загорается, начинает теплее относиться к Дуне и матери и заявляет, что «живым еще жить». Он понимает, что работа, к которой принуждают Соню, не ставит под угрозу чистоту ее души.

Ее социальный статус может быть низким, но человечность и сострадание поднимают ее до высочайшего уровня. Главы 5-6 Раскольников неприятно удивлен, что следователь уже знает, что он закладывал вещи у Алены Ивановны. Порфирий Петрович Петрович объявляет, что ему многое известно о недавних передвижениях Раскольникова. Мысль о том, знает ли Порфирий Петрович, что он ходил в квартиру Алены накануне вечером, мучает Раскольникова. Порфирий Петрович приводит опубликованную статью Раскольникова о преступлениях. В ней утверждается, что необыкновенные люди имеют право совершать преступления, даже убивать, ради общего блага.

Разумихин ужасается, что его друг допускает кровопролитие, согласно такой философии. Порфирий Петрович Петрович задается вопросом, не мог бы Раскольников вообразить себя тем самым «необыкновенным человеком». Разумихин возмущен тем, что Порфирий Петрович подозревает Раскольникова. Сначала Раскольников как будто хочет уйти от разговора о встрече с Порфирием. Но он ловко обыгрывает приемы Порфирия Петровича перед Разумихиным, втайне признаваясь себе, что любит вникать в подробности своего преступления. Несмотря на эту внешнюю уверенность, паника вновь овладевает им, и он мчится домой в поисках улик, которые мог упустить.

Позже на улице мимо Раскольникова проходит странный человек и шепчет: «Убийца! Он понимает, что, в конце концов, он не сверхчеловек, потому что ему не хватает смелости доказать свои убеждения. Если бы он считал, что то, что он сделал, действительно «не преступление», он не чувствовал бы себя таким виноватым. На самом деле он сравнивает процентщицу с вошью, насекомым, а потом убеждается, что он даже «гнуснее и отвратительнее», чем она. Анализ Раскольников думает, что он умный, но он убеждается, что остальные не глупее него. Порфирий Петрович видит его насквозь и, не колеблясь, бросает ему вызов, пытаясь уличить во лжи.

Порфирий Петрович искусен в психоанализе и использует статью Раскольникова, чтобы интуитивно понять, что он способен на преступление. В пятой главе полностью раскрывается рационализация преступления Раскольникова: его теория «необыкновенного человека». Наполеон для Раскольникова — воплощение «необыкновенного человека». Его стремление завоевать Европу погубило много людей, но история считает его блестящим и могущественным «лидером». На его экстраординарные действия не распространяются обычные законы, поэтому страдания, которые он причиняет, оправданы. Достоевский открыто критикует теорию Раскольникова и продолжает отказываться от новой морали, которую Раскольников использует для оправдания убийства перед самим собой.

Возникает вопрос, «существует ли такое понятие, как преступность». По мнению социалистов, представляющих новую мораль, все преступления совершаются по одной и той же причине — в знак протеста против социальных пороков. Подобно Раскольникову, они считают преступление во благо простительным, потому что цель оправдывает средства. Разумихин считает теорию Раскольникова упрощенной и пренебрегает ролью «живой души», или человеческой природы, как мотива преступления. Порфирий Петрович считает, что преступники в какой-то мере создаются средой их обитания. Обе точки зрения могли быть применимы к Раскольникову.

Автор - Фёдор Достоевский. Аннотация: Неудивительно что по книге «Преступление и наказание» в США и в ряде других стран изучают психологию преступника. Мысли убийцы в совокупности с больной совестью всегда остаются наедине, что вызывает отвращение и одновременно сострадание, но и так же хочется понять логику этого больного тандема.

Написан в 1865—1866 годы. Впервые напечатан по частям в январе-декабре 1866 года в журнале «Русский вестник». Вскоре после окончания журнальной публикации романа Достоевский печатает его отдельным изданием, для которого сделал в тексте значительные сокращения и изменения: три части журнальной редакции были преобразованы в шесть, частично было изменено и деление на главы.

Федор Достоевский: Преступление и наказание

Спустя два года после каторги, в январе 1856 г. Майкову о своем желании создать "большую окончательную... В октябре 1859 г. Достоевский в письме брату признается в том, что хотел бы написать один роман-исповедь, который задумал еще на каторге, "лежа на нарах". В дневнике А. Сусловой от 1863 г.

Эти идеи стали основой теории Раскольникова. Роман "Пьяненькие" В 1864 г. Достоевский размышляет над созданием романа "Пьяненькие". Этот роман в итоге не становится отдельным произведением, а вливается в состав будущего романа "Преступление и наказание". Идею "Пьяненьких" писатель воплощает в виде истории семьи Мармеладовых.

Работа над текстом В первой половине 1865 г. Достоевский делает первые наброски к новому произведению. В июле 1865 г. Достоевский приезжает в Висбаден Германия , где проигрывает все свои деньги. После этого он начинает интенсивно работать над новой повестью изначально он задумывает это как повесть.

Можно выделить три этапа в работе над текстом: 1. Первая редакция: повесть-исповедь Первый этап работы над романом начинается летом, в июле-августе 1865 г.

За долгие шесть лет, пока роман «Преступление и наказание» был лишь задумкой, Достоевской написал несколько произведений. Именно в этом произведении появились персонажи семьи Мармеладовых. Однако писатель получил отказ. Остро нуждаясь в деньгах, Достоевский заключил договор с другим издателем на сложных для него условиях: он отдавал права на свои собрания сочинений в трёх томах и обязался написать новый роман к первому ноября следующего года. Совершив сделку, Достоевский расплатился с кредиторами и отправился за границу. Но, будучи азартным игроком, всего за пять дней писатель проиграл все свои деньги и вновь оказался в сложном положении. Вот тут и пришло время для создания романа: в отсутствие света и еды Достоевский начал работать над книгой, которая станет одной из величайших в мировой литературе.

Чтобы успеть дописать роман к установленному сроку, Достоевскому пришлось работать очень спешно. Именно здесь, в отеле, задумка романа изменилась — это была уже не просто исповедь человека, совершившего преступление. Писатель добавил уже когда-то придуманные и описанные события про сложную судьбу одной семьи — так появилась история Мармеладова в романе «Преступление и наказание». В итоге, повествователем стал сам автор, а не персонаж-убийца.

Автор давно задумал написание романа. Эта идея пришла ему, когда он был на каторге. Роман рассказывает о жизни XIX века.

Главный герой студент, который убил старуху-процентщицу. Эта смерть облегчила жизнь не только ему, но и другим людям. Автор подробно описал переживания Раскольникова, и угрызения его совести. Перед написанием романа, Достоевский обратился в издательство «Отечественные записки» с просьбой выдать ему аванс в размере 3000 руб. Он получил отказ. Такие письма он отправил в разные редакции.

Сюжет двигался к развязке, когда по непонятной причине рукопись была уничтожена. Творческий процесс Лихорадочная работа началась заново. И в 1866 году первая часть была напечатана в журнале «Русский вестник».

Срок, отпущенный на создание романа, подходил к концу, а замысел писателя лишь расширялся. История жизни главного героя гармонично переплелась с историей Мармеладова. Чтобы удовлетворить требования заказчика и избежать творческой кабалы, Ф. Достоевский прерывает работу на 21 день. За это время он создаёт новое произведение под названием «Игрок», отдаёт в издательство и возвращается к созданию «Преступления и наказания». Изучение криминальной хроники убеждает читателя в актуальности проблемы. Газеты рассказывали о том, что участились случаи, когда убийцами становились молодые образованные люди, подобные Родиону Раскольникову. Напечатанные части романа пользовались большим успехом. Это вдохновляло Достоевского, заряжало его творческой энергией.

Свою книгу он дописывает в Люблине, в имении у сестры. К концу 1866 года роман был закончен и напечатан в «Русском вестнике». Дневник кропотливой работы Изучение истории создания романа «Преступление и наказание» невозможно без черновых записей писателя.

История создания романа «Преступление и наказание»

Взбешенный Лужин грозится присутствующим полицией, а хозяйка квартиры Амалия Ивановна выселяет Катерину Ивановну и ее детей. Глава 4 Раскольников идет к Соне: он хочет признаться ей, как и обещал, но колеблется. Они вновь говорят о религии и страдании, и признание само вырывается. Он говорит, что не хотел убивать невинную Лизавету. Соня сочувствует ему, понимая, как сильно грех должен тяготить душу преступника частично она ошибается. Она хочет последовать за ним в Сибирь. Раскольников также объясняет Соне, почему решился на поступок: ограбление с целью помочь ближнему было фактически предлогом. На самом деле Раскольников хотел увериться, что он как раз принадлежит к тому числу необыкновенных людей, которые способны ради блага других переступать закон. Он желал примерить на себя облик Наполеона сильно трансформированный в культуре того времени : «Мне …надо было узнать… Смогу ли я переступить или не смогу! Тварь ли я дрожащая или право имею» Раскольников о своем «плане» Соня настаивает, чтобы Раскольников совершил явку с повинной. Тогда его не только люди, но и Бог простит.

Глава 5 Соне наносит визит ее знакомый Лебезятников. Оказывается, Катерина Ивановна отправила детей просить милостыню. Она сама ходит рядом и стучит в сковороду, заставляя их танцевать под эту «музыку». Через некоторое время помешанную женщину приводят к Соне, она умирает. Раскольников в это время тоже у Сони. Свидригайлов предлагает ему оплатить похороны Катерины Ивановны, обещает устроить детей в дома для сирот и даже спасти Соню от панели. Он просит Раскольникова передать сестре, что это — те самые 10 тысяч, который он предлагал ей. Они пойдут на добрые дела. Озлобленный Раскольников интересуется, откуда в Аркадии Ивановиче такие перемены, на что тот открывает правду: он знает все, о чем они говорили с Соней. К нему приходит Разумихин: друг пытается узнать, действительно ли Раскольников сумасшедший, все за него тревожатся.

От переживаний Пульхерия Александровна заболела. Также Разумихин спрашивает, в каких отношениях Раскольников состоит с Соней. Не получив ответов, друг уходит, зато на пороге появляется Порфирий Петрович. Глава 2 Порфирий честно открывается Раскольникову: он убежден, что именно Родион — убийца. Выдает его та давняя статья, да и Заметов каждое слово из их разговора в трактире передал следователю. Сопоставив факты с учетом лихорадочного состояния Раскольникова , Порфирий делает вывод: «Тут дело фантастическое, мрачное, дело современное, нашего времени случай-с, когда помутилось сердце человеческое; когда цитуется фраза, что кровь "освежает"; когда вся жизнь проповедуется в комфорте. Тут книжные мечты-с, тут теоретически раздраженное сердце; тут видна решимость на первый шаг, но решимость особого рода, — решился, да как с горы упал или с колокольни слетел, да и на преступление-то словно не своими ногами пришел» Порфирий об убийстве Он также честно говорит Раскольникову, что сочувствует и симпатизирует ему, поэтому дает два дня на явку с повинной. Хотя улик против Раскольникова нет, следователь точно верит, что юноша придет. Раскольников продолжает отрицать виновность. Глава 3 Раскольников решает встретиться со Свидригайловым — его странным образом притягивает этот дурной человек.

Они видятся в трактире, Раскольников понимает, что в лице Свидригайлова есть что-то странное: «Это было… лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно еще густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице» Глава 4 Свидригайлов честно рассказывает ему о странных взаимоотношениях с женой: она знала и приняла тот факт, что Свидригайлов никогда не будет ей верен, но они заключили договор со множеством условий, с кем и когда он имеет право изменять супруге. Дуню же Свидригайлов, при всей порочности, которую сам он признает, полюбил глубоко и искренне. Теперь Свидригайлов выбрал себе невесту: для приличия, спокойствия и потому что хотел искупления, они сосватались «заочно», и девушку он еще ни разу не видел. Глава 5 Покинув трактир, Свидригайлов отправляется на встречу с Дуней, не сказав об этом Раскольникову. Он просит ее зайти к нему на квартиру, и рассказывает о подслушанном разговоре Сони с ее братом.

За эти годы было создано несколько других известных произведений: «Униженные и оскорблённые», «Записки из подполья», «Записки из мёртвого дома». Проблемы, затронутые в этих романах, найдут своё отражение в «Преступлении и наказании». Мечты и жестокая реальность Жизнь бесцеремонно вмешалась в планы Достоевского. Создание большого романа требовало времени, а материальное положение ухудшалось с каждым днём. Чтобы заработать, писатель предложил журналу «Отечественные записки» напечатать небольшой роман «Пьяненькие». В этой книге он планировал привлечь внимание общественности к проблеме пьянства. Сюжетная линия повествования должна была быть связана с историй семьи Мармеладовых. Главным героем — несчастный спивающийся, уволенный со службы чиновник. Редактор журнала выдвинул другие условия. Безвыходное положение заставило писателя согласиться за ничтожно низкую цену продать права на издание полного собрания своих сочинений и по требованию редакции в сжатые сроки написать новый роман. Так неожиданно началась спешная работа над романом «Преступление и наказание». Начало работы над произведением Подписав договор и издательством, Ф. Достоевский за счёт гонорара сумел поправить свои дела, расслабился и поддался искушению. Увлечённый игрок, он не сумел и на этот раз справиться со своей болезнью. Результат был плачевен.

По левую сторону Вы увидите Юсуповский сад, который также часто упоминается в произведении Достоевского. Здесь часто прогуливался друг Раскольникова Разумихин, упоминается сад и в разговоре со Свидригайловым. Сам писатель любил это место и о его переустройстве мечтает его герой, Проходя мимо Юсупова сада, Раскольников «занялся мыслью об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Это настроение неустроенности и безысходности отразил Ф. Достоевский в своем романе «Преступление и наказание», где угрюмый облик Петербурга сливается со злыми мыслями Раскольникова. Идем по правой стороне проспекта Римского Корсакова до его конца, всего пройдем 3 квартала и снова выйдем на набережную канала Грибоедова около Харламова моста. После убийства Раскольников вышел через арку в сырой темный двор, окна квартир в котором смотрят друг на друга и затем юноша последовал на Среднюю Подьяческую улицу. Так писатель создал образ Петербурга — города участника драмы Раскольникова, где трагедии ежедневно происходили на улицах, а великолепие дворцов не могло заслонить убогость домов, улиц и судьбы простых людей.

Интересный факт: Прообразом Дмитрия Карамазова стал Дмитрий Ильинский, несправедливо осужденный за отцеубийство. С ним Достоевский познакомился на каторге в омском остроге в 1850-х годах. Роман «Бесы». Издательство: Эксмо Сюжет: «Бесы» — роман-предупреждение, роман-трагедия, в котором Достоевский раскрывает истинную сущность революционного терроризма. В губернский город из-за границы приезжает скандально известный Николай Всеволодович Ставрогин, сын богатой дамы Варвары Петровны. Местное высшее общество помнит его как эксцентричного необузданного молодого человека, который четыре года назад творил, мягко говоря, странные вещи. Схватил за нос уважаемого горожанина, укусил за ухо губернатора, публично поцеловал чужую жену. Расторопная Варвара Петровна представила безобразное поведение сына как следствие белой горячки и отправила его от греха подальше за границу. Появление его в родном городе вновь сопровождается скандалом: Николаю Всеволодовичу дает пощечину Иван Шатов, сын камердинера Ставрогиных. Позже выяснилось за что — Ставрогин совратил его сестру Дарью, на спор тайно женился на влюбленной в него Марии Тимофеевне по прозвищу Хромоножка, сестре пьяницы-капитана Лебядкина, жестоко бросил ее, отчего та, и без того слабая здоровьем, помешалась. В конце романа станет известно, что в Швейцарии он сошелся еще и с женой Ивана Шатова Марьей. Женщина забеременела от Ставрогина, и ее он также бросил. Давний приятель Николая Всеволодовича Петр Верховенский, сын местного либерала Степана Трофимовича, жестокий и беспринципный человек, создал в городке тайное общество, проповедующее революционные идеи, пытается втянуть в него и харизматичного Ставрогина. И задумывает повязать членов кружка кровью. На роль жертвенного агнца выбирают Ивана Шатова, прежде сочувствовавшего революционерам, но затем отошедшему от их идей. Произведения принесли автору известность и любовь читателей всего мира. Это самый масштабный цикл писателя к данному моменту и каждая книга, каждое новое расследование не похоже на предыдущее. Список книг В городе начинаются беспорядки: поджоги, разбрасывание прокламаций с призывами к бунту, волнение заводских рабочих, кощунственное издевательство над новобрачными, осквернение икон. Убивают брата и сестру Лебядкиных, тяжело ранен на пожаре губернатор фон Лембке. Разъяренная толпа горожан расправляется с Лизой Тушиной, которая стала любовницей Ставрогина. Все это — происки «бесов» из кружка Верховенского. И, наконец, они совершают жуткое убийство Ивана Шатова… Цитата: «Друг мой, настоящая правда всегда неправдоподобна, знаете ли вы это? Чтобы сделать правду правдоподобнее, нужно непременно подмешать к ней лжи». Интересный факт: Сюжет роман основан на реальных событиях — убийстве в 1969 году студента Ивана Иванова, которое совершили в Москве члены кружка «Народная расправа» под руководством Сергея Нечаева. Роман «Подросток» 1864 : современники назвали неудачей Главные герои: молодой человек «подросток» Аркадий Долгорукий, его биологический отец — дворянин Андрей Версилов, мать София Андреевна, сестра Елизавета, генеральская вдова Катерина Ахмакова, однокашник Аркадия по пансиону Ламберт. Роман «Подросток». Издательство: Эксмо Сюжет: История становления личности 19-летнего Аркадия Долгорукого, которого все вокруг называют подростком, рассказанная им самим. Он — незаконнорожденный сын дворянина Андрея Петровича Версилова и бывшей крепостной Софии Андреевны. Отец не был женат на его матери, мальчика усыновил такой же бывший крепостной Макар Иванович Долгорукий. Из-за своего происхождения молодой человек испытывает комплекс неполноценности. Он ранимый, импульсивный, чурающийся людей. Его idee fix — приобрести большое богатство, так как, по его мнению, деньги могут дать ему могущество и уединение. Аркадий воспитывался в пансионе француза Тушара, где претерпел множество унижений от однокашников, окончил гимназию и был приглашен своим биологическим отцом в Петербург. Аркадий, одновременно любя и ненавидя Версилова, мечется между желанием стать важным и незаменимым для отца и отомстить за все унижения, испытанные в детстве и подростковом возрасте. Молодой человек, принятый в обществе, оказывается впутанным в интриги, которые плетутся вокруг Андрея Петровича. В его руках волей обстоятельств оказываются два любопытных документа, первый может навредить Версилову, второй — молодой генеральской вдове Катерине Николаевне Ахмаковой, предмету давней страсти Версилова и обожания самого «подростка». Бернард Шоу: «Пигмалион» и еще четыре лучших пьесы о людях и пороках Шоу выставлял напоказ социальные недостатки, разносил в пух и прах светское общество и «крамольно» продвигал мысль, что люди низшего сословия, бедняки и необразованные тоже могут иметь чувство собственного достоинства и ранимую душу. Узнать подробности Позже Аркадий, все больше увязая в хитросплетениях отношений отца, Ахмаковой, князя Сокольского, своих сводных брата и сестры и других персонажей, пристрастился к азартным играм, чуть было не стал участником дуэли, перенес тяжелую болезнь, был задержан полицией. Но встреча с приемным отцом Макаром Ивановичем Долгоруким, пожилым, набожным, благочестивым человеком, меняет мировоззрение «подростка»… Цитата: «А что ж, может, и лучше, что оскорбляют люди: по крайней мере избавляют от несчастия любить их». Интересный факт: Современники Достоевского не приняли роман «Подросток», категорически считая его неудачей писателя. Последующие поколения литературных критиков и писателей относят это произведение к величайшим творениям Федора Михайловича. Роман «Игрок» 1866 : написан за 26 дней Главные герои: домашний учитель Алексей Иванович, его возлюбленная Полина Александровна, генерал Загорянский , французские авантюристы — мадемуазель Бланш и ее подельник Де-Грие, богатая барыня Антонида Тарасевичева. Роман «Игрок». Издательство: Эксмо Сюжет: Действие происходит на вымышленном немецком курорте Рулетенбург. Повествование ведется от лица 25-летнего Алексея Ивановича, который служит домашним учителем детей генерала Загорянского и влюблен в его падчерицу Полину Александровну. Вдовый генерал оказался на грани разорения, мечтает жениться на красавице-француженке Бланш и ждет наследства от своей 75-летней тетки Антониды Ивановны Тарасевичевой, которая, по слухам, тяжело больна и вот-вот отдаст Богу душу. Возлюбленная Алексея Ивановича Полина Александровна — гордая и эгоистичная девушка с явными признаками нарциссического расстройства личности еще одна femme fatale в галерее женских образов Достоевского , полностью подчиняет себе учителя, держа его рядом, как «друга», а по сути, раба. Сама же она, кажется, пылает страстью к французу Де-Грие, авантюристу, «работающему» в паре с мадемуазель Бланш. Полина остро нуждается в деньгах и вынуждает Алексея Ивановича сесть за игорный стол, чтобы выиграть для нее необходимую сумму в 50 тысяч франков. Его первый поход в игорный дом — с неожиданно приехавшей в Рулетенбург Антонидой Ивановной, совсем не собирающейся умирать. Лучшие книги Шарлотты Бронте о сильных женщинах «Литература не может быть женским уделом, и так быть не должно. Чем больше женщина занята своими надлежащими обязанностями, тем меньше у неё будет свободного времени на неё, даже несмотря на образованность и должный отдых», — так ответил английский поэт-романтик Роберт Саути на письмо юной Шарлотты Бронте, которая рискнула выслать ему свои стихи. А она написала мировой бестселлер. Узнать подробности Пожилая дама делает несколько ставок и выигрывает крупную сумму, что производит неизгладимое впечатление на Алексея Ивановича. Ее племянник и авантюристы Бланш и Де-Грие, рассчитывающие на наследство Тарасевичевой Бланш планирует выйти замуж за генерала, Де-Грие — жениться на Полине , пытаются всеми силами отговорить «бабушку» от дальнейшей игры.

Русская литература. 10 класс

"Преступление и наказание" Ф.М. Достоевский - Listen online. Music Автор подробно описал переживания Раскольникова, и угрызения его совести.
История создания романа «Преступление и наказание» Сериал «Преступление и наказание» снят по мотивам одноименного романа Ф. М. Достоевского.
Семь фактов об истории создания "Преступления и наказания" Достоевского | Фани Раневская | Дзен О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам Условия использования Конфиденциальность Правила и безопасность Как работает YouTube Тестирование новых функций.
"Преступление и наказание" - Подписка на 2024 дешевле розницы » Классика» Преступление и наказание.

Фёдор Достоевский «Преступление и наказание»

Герои «Преступления и наказания» не случайно много раз поминают Шиллера, который был в числе любимых авторов Достоевского; одним из литературных прототипов Раскольникова можно назвать главного героя «Разбойников» Карла Моора. 3. Сначала «Преступление и наказание» было написано от первого лица. В краснодарском «Одном театре» в мае пройдут премьерные показы спектакля «Преступление и наказание». «Преступле́ние и наказа́ние» — социально-психологический и социально-философский роман Фёдора Михайловича Достоевского, над которым писатель работал в 1865—1866 годах. Герои «Преступления и наказания» не случайно много раз поминают Шиллера, который был в числе любимых авторов Достоевского; одним из литературных прототипов Раскольникова можно назвать главного героя «Разбойников» Карла Моора. История преступления и наказания рассказывается в спектакле ретроспективно, из точки пробуждения, возвращения главного героя к жизни.

Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание" — 1866 г

процентщицы напрямую отражало взгляды самого Достоевского на ростовщиков. • В Висбадене в 1865 г. Достоевский задумал повесть, замысел которой стал основой для будущего романа «Преступление и наказание». Любопытно, что сам Ленин не любил творчество Достоевского, к примеру, называя «Преступление и наказание» «морализирующей блевотиной». процентщицы напрямую отражало взгляды самого Достоевского на ростовщиков. Далее писатель отправил первые листы «Преступления и наказания», однако никаких писем с откликом от редакции не получил.

Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание" — 1866 г

Спонсор: bibe. Пишите в личку пожалуйста. Спасибо вам за вашу щедрость! Поделиться аудиокнигой.

Автор дал обещание издателю, что выполнит все работы к октябрю 1866. Достоевский расплатился со всеми долгами и отправился за границу в Висбаден. Там он за пять дней проиграл все деньги и некоторые личные вещи.

Федор Михайлович имел зависимость от азартных игр. Он проигрывал все свои гонорары. Автор остался без денег, света и еды, но из гостиницы его не выгнали. В таких условиях он работал несколько месяцев. В ноябре 1865 года он уехал в Санкт-Петербург. Там он сжёг наброски произведения и начал писать заново.

Тяжело за двести рублей всю жизнь в гувернантках по губерниям шляться, но я все-таки знаю, что сестра моя скорее в негры пойдет к плантатору 26 или в латыши к остзейскому немцу 27 , чем оподлит дух свой и нравственное чувство свое связью с человеком, которого не уважает и с которым ей нечего делать, — навеки, из одной своей личной выгоды! И будь даже господин Лужин весь из одного чистейшего золота или из цельного бриллианта, и тогда не согласится стать законною наложницей господина Лужина! Почему же теперь соглашается? В чем же штука-то? В чем же разгадка-то? Дело ясное: для себя, для комфорта своего, даже для спасения себя от смерти, себя не продаст, а для другого вот и продает! Для милого, для обожаемого человека продаст! Вот в чем вся наша штука-то и состоит: за брата, за мать продаст! Всё продаст! О, тут мы, при случае, и нравственное чувство наше придавим; свободу, спокойствие, даже совесть, всё, всё на толкучий рынок снесем. Пропадай жизнь! Только бы эти возлюбленные существа наши были счастливы. Мало того, свою собственную казуистику выдумаем, у иезуитов научимся и на время, пожалуй, и себя самих успокоим, убедим себя, что так надо, действительно надо для доброй цели. Таковы-то мы и есть, и всё ясно как день. Ясно, что тут не кто иной, как Родион Романович Раскольников в ходу и на первом плане стоит. Ну как же-с, счастье его может устроить, в университете содержать, компанионом сделать в конторе, всю судьбу его обеспечить; пожалуй, богачом впоследствии будет, почетным, уважаемым, а может быть, даже славным человеком окончит жизнь! А мать? Да ведь тут Родя, бесценный Родя, первенец! Ну как для такого первенца хотя бы и такою дочерью не пожертвовать! О милые и несправедливые сердца! Да чего: тут мы и от Сонечкина жребия, пожалуй что, не откажемся! Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит! Жертву-то, жертву-то обе вы измерили ли вполне? Так ли? Под силу ли? В пользу ли? Разумно ли? Знаете ли вы, Дунечка, что Сонечкин жребий ничем не сквернее жребия с господином Лужиным? А что, если, кроме любви-то, и уважения не может быть, а напротив, уже есть отвращение, презрение, омерзение, что же тогда? Не так, что ли? Понимаете ли, понимаете ли вы, что значит сия чистота? Понимаете ли вы, что лужинская чистота всё равно, что и Сонечкина чистота, а может быть, даже и хуже, гаже, подлее, потому что у вас, Дунечка, все-таки на излишек комфорта расчет, а там просто-запросто о голодной смерти дело идет! Скорби-то сколько, грусти, проклятий, слез-то, скрываемых ото всех, сколько, потому что не Марфа же вы Петровна? А с матерью что тогда будет? Ведь она уж и теперь неспокойна, мучается; а тогда, когда всё ясно увидит? А со мной?.. Да что же вы в самом деле обо мне-то подумали? Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать! Не принимаю! А что же ты сделаешь, чтоб этому не бывать? А право какое имеешь? Что ты им можешь обещать в свою очередь, чтобы право такое иметь? Всю судьбу свою, всю будущность им посвятить, когда кончишь курс и место достанешь? Слышали мы это, да ведь это буки, а теперь? Ведь тут надо теперь же что-нибудь сделать, понимаешь ты это? А ты что теперь делаешь? Обираешь их же. Ведь деньги-то им под сторублевый пенсион да под господ Свидригайловых под заклад достаются! От Свидригайловых-то, от Афанасия-то Ивановича Вахрушина чем ты их убережешь, миллионер будущий, Зевес, их судьбою располагающий? Через десять-то лет? Да в десять-то лет мать успеет ослепнуть от косынок, а пожалуй что и от слез; от поста исчахнет; а сестра? Ну, придумай-ка, что может быть с сестрой через десять лет али в эти десять лет? Впрочем, все эти вопросы были не новые, не внезапные, а старые, наболевшие, давнишние. Давно уже как они начали его терзать и истерзали ему сердце. Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения. Теперь же письмо матери вдруг как громом в него ударило. Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или… «Или отказаться от жизни совсем! Но вздрогнул он не оттого, что пронеслась эта мысль. Он ведь знал, он предчувствовал, что она непременно «пронесется», и уже ждал ее; да и мысль эта была совсем не вчерашняя. Но разница была в том, что месяц назад, и даже вчера еще, она была только мечтой, а теперь… теперь явилась вдруг не мечтой, а в каком-то новом, грозном и совсем незнакомом ему виде, и он вдруг сам сознал это… Ему стукнуло в голову, и потемнело в глазах. Он поспешно огляделся, он искал чего-то. Ему хотелось сесть, и он искал скамейку; проходил же он тогда по К—му бульвару 28. Скамейка виднелась впереди, шагах во ста. Он пошел сколько мог поскорее; но на пути случилось с ним одно маленькое приключение, которое на несколько минут привлекло к себе всё его внимание. Выглядывая скамейку, он заметил впереди себя, шагах в двадцати, идущую женщину, но сначала не остановил на ней никакого внимания, как и на всех мелькавших до сих пор перед ним предметах. Ему уже много раз случалось проходить, например, домой и совершенно не помнить дороги, по которой он шел, и он уже привык так ходить. Но в идущей женщине было что-то такое странное и, с первого же взгляда, бросающееся в глаза, что мало-помалу внимание его начало к ней приковываться — сначала нехотя и как бы с досадой, а потом всё крепче и крепче. Ему вдруг захотелось понять, что именно в этой женщине такого странного? Во-первых, она, должно быть, девушка очень молоденькая, шла по такому зною простоволосая, без зонтика и без перчаток, как-то смешно размахивая руками. На ней было шелковое, из легкой материи «матерчатое» платьице, но тоже как-то очень чудно надетое, едва застегнутое и сзади у талии, в самом начале юбки, разорванное; целый клок отставал и висел болтаясь. Маленькая косыночка была накинута на обнаженную шею, но торчала как-то криво и боком. К довершению, девушка шла нетвердо, спотыкаясь и даже шатаясь во все стороны. Эта встреча возбудила, наконец, всё внимание Раскольникова. Он сошелся с девушкой у самой скамейки, но, дойдя до скамьи, она так и повалилась на нее, в угол, закинула на спинку скамейки голову и закрыла глаза, по-видимому от чрезвычайного утомления. Вглядевшись в нее, он тотчас же догадался, что она совсем была пьяна. Странно и дико было смотреть на такое явление. Он даже подумал, не ошибается ли он. Пред ним было чрезвычайно молоденькое личико, лет шестнадцати, даже, может быть, только пятнадцати, — маленькое, белокуренькое, хорошенькое, но всё разгоревшееся и как будто припухшее. Девушка, кажется, очень мало уж понимала; одну ногу заложила за другую, причем выставила ее гораздо больше, чем следовало, и, по всем признакам, очень плохо сознавала, что она на улице. Раскольников не сел и уйти не хотел, а стоял перед нею в недоумении. Этот бульвар и всегда стоит пустынный, теперь же, во втором часу и в такой зной, никого почти не было. И однако ж в стороне, шагах в пятнадцати, на краю бульвара, остановился один господин, которому, по всему видно было, очень бы хотелось тоже подойти к девочке с какими-то целями. Он тоже, вероятно, увидел ее издали и догонял, но ему помешал Раскольников. Он бросал на него злобные взгляды, стараясь, впрочем, чтобы тот их не заметил, и нетерпеливо ожидал своей очереди, когда досадный оборванец уйдет. Дело было понятное. Господин этот был лет тридцати, плотный, жирный, кровь с молоком, с розовыми губами и с усиками, и очень щеголевато одетый. Раскольников ужасно разозлился; ему вдруг захотелось как-нибудь оскорбить этого жирного франта. Он на минуту оставил девочку и подошел к господину. И он взмахнул хлыстом. Раскольников бросился на него с кулаками, не рассчитав даже и того, что плотный господин мог управиться и с двумя такими, как он. Но в эту минуту кто-то крепко схватил его сзади, между ними стал городовой. Вам чего надо? Кто таков? Раскольников посмотрел на него внимательно. Это было бравое солдатское лицо с седыми усами и бакенами и с толковым взглядом. Вернее же всего где-нибудь напоили и обманули… в первый раз… понимаете? Посмотрите, как разорвано платье, посмотрите, как оно надето: ведь ее одевали, а не сама она одевалась, да и одевали-то неумелые руки, мужские. Это видно. А вот теперь смотрите сюда: этот франт, с которым я сейчас драться хотел, мне незнаком, первый раз вижу; но он ее тоже отметил дорогой, сейчас, пьяную-то, себя-то не помнящую, и ему ужасно теперь хочется подойти и перехватить ее, — так как она в таком состоянии, — завезти куда-нибудь… И уж это наверно так: уж поверьте, что я не ошибаюсь. Я сам видел, как он за нею наблюдал и следил, только я ему помешал, и он теперь всё ждет, когда я уйду. Вон он теперь отошел маленько, стоит, будто папироску свертывает… 30 Как бы нам ему не дать? Как бы нам ее домой отправить, — подумайте-ка! Городовой мигом всё понял и сообразил. Толстый господин был, конечно, понятен, оставалась девочка. Служивый нагнулся над нею разглядеть поближе, и искреннее сострадание изобразилось в его чертах. Обманули, это как раз. Послушайте, сударыня, — начал он звать ее, — где изволите проживать? Только бы адрес-то нам узнать! Куда прикажете? Где изволите квартировать? Ах, стыдно-то как, барышня, стыд-то какой! Странен, верно, и он ему показался: в таких лохмотьях, а сам деньги выдает! Как до скамейки дошла, так и повалилась. Этакая немудреная, и уж пьяная! Обманули, это как есть! Вон и платьице ихнее разорвано… Ах как разврат-то ноне пошел!.. А пожалуй, что из благородных будет, из бедных каких… Ноне много таких пошло. По виду-то как бы из нежных, словно ведь барышня, — и он опять нагнулся над ней. Может, и у него росли такие же дочки — «словно как барышни и из нежных», с замашками благовоспитанных и со всяким перенятым уже модничаньем… — Главное, — хлопотал Раскольников, — вот этому подлецу как бы не дать! Ну что ж он еще над ней надругается! Наизусть видно, чего ему хочется; ишь подлец, не отходит! Раскольников говорил громко и указывал на него прямо рукой. Тот услышал и хотел было опять рассердиться, но одумался и ограничился одним презрительным взглядом. Затем медленно отошел еще шагов десять и опять остановился. Та вдруг совсем открыла глаза, посмотрела внимательно, как будто поняла что-то такое, встала со скамейки и пошла обратно в ту сторону, откуда пришла. Пошла она скоро, но по-прежнему сильно шатаясь. Франт пошел за нею, но по другой аллее, не спуская с нее глаз. В эту минуту как будто что-то ужалило Раскольникова; в один миг его как будто перевернуло. Тот оборотился. Чего вам? Пусть его позабавится он указал на франта. Вам-то чего? Городовой не понимал и смотрел во все глаза. Раскольников засмеялся. Ну мне ль помогать? Имею ль я право помогать? Да пусть их переглотают друг друга живьем — мне-то чего? И как я смел отдать эти двадцать копеек. Разве они мои? Он присел на оставленную скамью. Мысли его были рассеянны… Да и вообще тяжело ему было думать в эту минуту о чем бы то ни было. Он бы хотел совсем забыться, всё забыть, потом проснуться и начать совсем сызнова… «Бедная девочка!.. А как они делались? Да вот всё так и делались… Тьфу! А пусть! Это, говорят, так и следует. Такой процент, говорят, должен уходить каждый год… куда-то… 31 к черту, должно быть, чтоб остальных освежать и им не мешать. Славные, право, у них эти словечки: они такие успокоительные, научные. Сказано: процент, стало быть, и тревожиться нечего. Вот если бы другое слово, ну тогда… было бы, может быть, беспокойнее… А что, коль и Дунечка как-нибудь в процент попадет!.. Не в тот, так в другой?.. А куда ж я иду? Ведь я зачем-то пошел. Как письмо прочел, так и пошел… На Васильевский остров, к Разумихину я пошел, вот куда, теперь… помню. Да зачем, однако же? И каким образом мысль идти к Разумихину залетела мне именно теперь в голову? Это замечательно». Он дивился себе. Разумихин был одним из его прежних товарищей по университету. Замечательно, что Раскольников, быв в университете, почти не имел товарищей, всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело. Впрочем, и от него скоро все отвернулись. Ни в общих сходках, ни в разговорах, ни в забавах, ни в чем он как-то не принимал участия. Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это его уважали, но никто не любил. Был он очень беден и как-то надменно горд и несообщителен; как будто что-то таил про себя. Иным товарищам его казалось, что он смотрит на них на всех, как на детей, свысока, как будто он всех их опередил и развитием, и знанием, и убеждениями, и что на их убеждения и интересы он смотрит как на что-то низшее. С Разумихиным же он почему-то сошелся, то есть не то что сошелся, а был с ним сообщительнее, откровеннее. Впрочем, с Разумихиным невозможно было и быть в других отношениях. Это был необыкновенно веселый и сообщительный парень, добрый до простоты. Впрочем, под этою простотой таились и глубина, и достоинство. Лучшие из его товарищей понимали это, все любили его. Был он очень неглуп, хотя и действительно иногда простоват. Наружность его была выразительная — высокий, худой, всегда худо выбритый, черноволосый. Иногда он буянил и слыл за силача. Однажды ночью, в компании, он одним ударом ссадил одного блюстителя вершков двенадцати росту. Пить он мог до бесконечности, но мог и совсем не пить; иногда проказил даже непозволительно, но мог и совсем не проказить. Разумихин был еще тем замечателен, что никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его. Он мог квартировать хоть на крыше, терпеть адский голод и необыкновенный холод. Был он очень беден и решительно сам, один, содержал себя, добывая кой-какими работами деньги. Он знал бездну источников, где мог почерпнуть, разумеется заработком. Однажды он целую зиму совсем не топил своей комнаты и утверждал, что это даже приятнее, потому что в холоде лучше спится. В настоящее время он тоже принужден был выйти из университета, но ненадолго, и из всех сил спешил поправить обстоятельства, чтобы можно было продолжать. Раскольников не был у него уже месяца четыре, а Разумихин и не знал даже его квартиры. Раз как-то, месяца два тому назад, они было встретились на улице, но Раскольников отвернулся и даже перешел на другую сторону, чтобы тот его не заметил. А Разумихин хоть и заметил, но прошел мимо, не желая тревожить приятеля. V «Действительно, я у Разумихина недавно еще хотел было работы просить, чтоб он мне или уроки достал, или что-нибудь… — додумывался Раскольников, — но чем теперь-то он мне может помочь? Положим, уроки достанет, положим, даже последнею копейкой поделится, если есть у него копейка, так что можно даже и сапоги купить, и костюм поправить, чтобы на уроки ходить… гм… Ну, а дальше? На пятаки-то что ж я сделаю? Мне разве того теперь надобно? Право, смешно, что я пошел к Разумихину…» Вопрос, почему он пошел теперь к Разумихину, тревожил его больше, чем даже ему самому казалось; с беспокойством отыскивал он какой-то зловещий для себя смысл в этом, казалось бы, самом обыкновенном поступке. Он думал и тер себе лоб, и, странное дело, как-то невзначай, вдруг и почти сама собой, после очень долгого раздумья, пришла ему в голову одна престранная мысль. Неужели в самом деле будет? Нервная дрожь его перешла в какую-то лихорадочную; он чувствовал даже озноб; на такой жаре ему становилось холодно. Как бы с усилием начал он, почти бессознательно, по какой-то внутренней необходимости, всматриваться во все встречавшиеся предметы, как будто ища усиленно развлечения, но это плохо удавалось ему, и он поминутно впадал в задумчивость. Когда же опять, вздрагивая, поднимал голову и оглядывался кругом, то тотчас же забывал, о чем сейчас думал и даже где проходил. Таким образом прошел он весь Васильевский остров, вышел на Малую Неву, перешел мост и поворотил на Острова. Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам 32 , привыкшим к городской пыли, к известке и к громадным, теснящим и давящим домам. Тут не было ни духоты, ни вони, ни распивочных. Но скоро и эти новые, приятные ощущения перешли в болезненные и раздражающие. Иногда он останавливался перед какою-нибудь изукрашенною в зелени дачей, смотрел в ограду, видел вдали, на балконах и на террасах, разряженных женщин и бегающих в саду детей. Особенно занимали его цветы; он на них всего дольше смотрел. Встречались ему тоже пышные коляски, наездники и наездницы; он провожал их с любопытством глазами и забывал о них прежде, чем они скрывались из глаз. Раз он остановился и пересчитал свои деньги: оказалось около тридцати копеек. Он вспомнил об этом, проходя мимо одного съестного заведения, вроде харчевни, и почувствовал, что ему хочется есть. Войдя в харчевню, он выпил рюмку водки и съел с какою-то начинкой пирог. Доел он его опять на дороге. Он очень давно не пил водки, и она мигом подействовала, хотя выпита была всего одна рюмка. Ноги его вдруг отяжелели, и он начал чувствовать сильный позыв ко сну. Он пошел домой; но дойдя уже до Петровского острова, остановился в полном изнеможении, сошел с дороги, вошел в кусты, пал на траву и в ту же минуту заснул. В болезненном состоянии сны отличаются часто необыкновенною выпуклостию, яркостью и чрезвычайным сходством с действительностью. Слагается иногда картина чудовищная, но обстановка и весь процесс всего представления бывают при этом до того вероятны и с такими тонкими, неожиданными, но художественно соответствующими всей полноте картины подробностями, что их и не выдумать наяву этому же самому сновидцу, будь он такой же художник, как Пушкин или Тургенев. Такие сны, болезненные сны, всегда долго помнятся и производят сильное впечатление на расстроенный и уже возбужденный организм человека. Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, еще в их городке 33. Он лет семи и гуляет в праздничный день, под вечер, с своим отцом за городом. Время серенькое, день удушливый, местность совершенно такая же, как уцелела в его памяти: даже в памяти его она гораздо более изгладилась, чем представлялась теперь во сне. Городок стоит открыто, как на ладони, кругом ни ветлы; где-то очень далеко, на самом краю неба, чернеется лесок. В нескольких шагах от последнего городского огорода стоит кабак, большой кабак, всегда производивший на него неприятнейшее впечатление и даже страх, когда он проходил мимо его, гуляя с отцом. Там всегда была такая толпа, так орали, хохотали, ругались, так безобразно и сипло пели и так часто дрались; кругом кабака шлялись всегда такие пьяные и страшные рожи… Встречаясь с ними, он тесно прижимался к отцу и весь дрожал. Возле кабака дорога, проселок, всегда пыльная, и пыль на ней всегда такая черная. Идет она, извиваясь, далее и шагах в трехстах огибает вправо городское кладбище. Среди кладбища каменная церковь с зеленым куполом, в которую он раза два в год ходил с отцом и с матерью к обедне, когда служились панихиды по его бабушке, умершей уже давно, и которую он никогда не видал. При этом всегда они брали с собою кутью на белом блюде, в салфетке, а кутья была сахарная из рису и изюму, вдавленного в рис крестом. Он любил эту церковь и старинные в ней образа, большею частию без окладов, и старого священника с дрожащею головой. Подле бабушкиной могилы, на которой была плита, была и маленькая могилка его меньшого брата, умершего шести месяцев и которого он тоже совсем не знал и не мог помнить; но ему сказали, что у него был маленький брат, и он каждый раз, как посещал кладбище, религиозно и почтительно крестился над могилкой, кланялся ей и целовал ее. И вот снится ему: они идут с отцом по дороге к кладбищу и проходят мимо кабака; он держит отца за руку и со страхом оглядывается на кабак. Особенное обстоятельство привлекает его внимание: на этот раз тут как будто гулянье, толпа разодетых мещанок, баб, их мужей и всякого сброду. Все пьяны, все поют песни, а подле кабачного крыльца стоит телега, но странная телега. Это одна из тех больших телег, в которые впрягают больших ломовых лошадей и перевозят в них товары и винные бочки. Он всегда любил смотреть на этих огромных ломовых коней, долгогривых, с толстыми ногами, идущих спокойно, мерным шагом и везущих за собою какую-нибудь целую гору, нисколько не надсаждаясь, как будто им с возами даже легче, чем без возов. Но теперь, странное дело, в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка, одна из тех, которые — он часто это видел — надрываются иной раз с высоким каким-нибудь возом дров или сена, особенно коли воз застрянет в грязи или в колее, и при этом их так больно, так больно бьют всегда мужики кнутами, иной раз даже по самой морде и по глазам, а ему так жалко, так жалко на это смотреть, что он чуть не плачет, а мамаша всегда, бывало, отводит его от окошка. Но вот вдруг становится очень шумно: из кабака выходят с криками, с песнями, с балалайками пьяные-препьяные большие такие мужики в красных и синих рубашках, с армяками внакидку. Говорю садись! Вскачь пущу! Вскачь пойдет! Секи ее! Все лезут в Миколкину телегу с хохотом и остротами. Налезло человек шесть, и еще можно посадить. Берут с собою одну бабу, толстую и румяную. Она в кумачах, в кичке с бисером, на ногах коты, щелкает орешки и посмеивается. Кругом в толпе тоже смеются, да и впрямь, как не смеяться: этака лядащая кобыленка да таку тягость вскачь везти будет!

В конечном итоге Раскольников убеждает себя перейти к практической части своих изощренных мыслей - он жестоким образом отнял жизнь у человека. Это деяние заставило его страдать от безнаказанности и грызения совести...

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий