это слуга князя или боярина Тиун – это устоявшееся родовое название для ряда категорий, в которые входили персональные княжеские и боярские слуги. это уникальное понятие из сферы духовности и психологии, которое имеет важное значение в различных культурах и религиях. Значение слова Тиун на это Тиун Тиун (тиунъ, тивунъ) — в Древнерусском государстве — название княжеского или боярского управляющего, управителя из обельных холопов, по доброй воле пост.
Кто такие тиуны в древней Руси
Тиуны также служили посредниками между людьми и загробным миром, обладая способностью общаться с предками и богами. Они совершали жертвоприношения, проводили молитвы и проводили обряды для защиты от болезней, бедствий и злых духов. Знание тиунов было передаваемо из поколения в поколение, и они вели себя в соответствии с священными традициями и обрядами. Они также являлись знатными и уважаемыми людьми в обществе, поскольку только они имели доступ к знаниям и силе божественного мира. Тиуны были важными фигурами при покупке и продаже земель, проведении судебных процессов, заключении мирных договоров и других важных событиях.
Они помогали обществу разрешать конфликты и споры, восстанавливать порядок и мир, а также вести обряды и ритуалы, связанные с рождением, браком и смертью. Тиуны несли огромную ответственность за благополучие и процветание общества. Они были не только духовными наставниками, но и советниками и покровителями военных лидеров и правителей. Ведя обряды и молитвы, тиуны помогали обеспечить защиту от врагов и негативной энергии, а также привлекать добрые силы и благословения на свои земли и людей.
Тиуны были неотъемлемой частью духовной и социальной структуры Древней Руси. Их значение и роль в обществе были нерасчерченными, и они оставили неизгладимый след в истории и культуре нашей страны. Особенности тиунов в Древней Руси Тиуны, или также называемые гадалы, занимали важное место в обществе Древней Руси. Они были священными людьми, которым приписывались особые способности к предсказанию будущего, излечению болезней и совершению ритуалов.
Одной из основных особенностей тиунов была их связь с природой. Они обладали глубоким пониманием космических циклов, сезонов и энергий, и могли использовать эту информацию для своих целей. Тиуны проводили священные обряды в честь богов природы, прогнозировали погоду и помогали тем, кто хотел разобраться в ходе сельскохозяйственных работ.
Первоначалыю тиуны имелись только у князей. Многие из них были несвободными людьми.
Несмотря на это, согласно Русской Правде , убийство тиуна каралось двойной вирой — 80 гривен.
Янковский, С. Позняк, В. Меньковский и др. Минск: РИВШ, 2005. История Отечества. Поляка 2-е изд. История Отечества: учебн.
Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. Сахаров, А. Боханов, М. Горинов, В. Дмитренко и др. Новейшее время. История России: Вторая половина 19 — 20 вв. Екатеринбург: УрГУ, 1995.
Милов Л. Милова Л. Мунчаев Ш. Учебник для вузов.
Функции и полномочия тиуна В обязанности тиуна входило множество различных функций, которые были необходимы для поддержания порядка и управления в государстве.
Он контролировал порядок на землях, которые ему были поручены, занимался судопроизводством, мог выступать в роли посредника между князем и населением. Также тиун участвовал в военных походах, нередко командуя войсками. Он имел право назначать нижестоящих чиновников и вести перепись населения. Тиун в социальной иерархии Тиун занимал престижное положение в обществе.
Значение слова «тиун»
Роль тиунов в политической жизни Древней Руси Тиуны, или жрецы-волхвы, играли важную роль в политической жизни Древней Руси. Они были духовными лидерами и могущественными магами, которые имели значительное влияние на государственные дела. Тиуны обладали особыми знаниями о мире духов и могли предсказывать будущее, принимать важные решения и освящать главных правителей. Тиуны часто выступали в роли консультантов и советников князей.
Их советы и рекомендации были неотъемлемой частью процесса принятия решений, особенно в вопросах, связанных с военными операциями, социальными и политическими изменениями. Князья самостоятельно не принимали серьезных решений без согласия тиунов, так как полагались на их мудрость и предсказания. Тиуны также играли важную роль в коронационных церемониях.
Они проводили особые ритуалы и обряды, чтобы освятить нового князя и обеспечить ему духовную защиту. Такая связь с тиунами придавала князью правовую легитимность и подчеркивала его важность и превосходство перед другими правителями. Роль тиунов в политической жизни Древней Руси была неоценимой.
Они не только являлись духовными наставниками и советниками, но и способствовали объединению различных племен и группировок в единое государство. Тиуны служили гарантом внутренней стабильности и единства, а также позволяли укреплять отношения с другими странами и народами. Они были посредниками между людьми и богами и занимались проведением религиозных обрядов и церемоний.
Тиуны имели высокий статус и обладали большой властью в обществе. Они не только исполняли священные обязанности, но и часто принимали участие в принятии важных решений. Тиуны были неотъемлемой частью феодальной системы и имели свои земельные владения и подданных.
Кроме своих религиозных функций, тиуны также играли важную роль в сохранении и передаче культурных традиций. Они были хранителями знаний о русской мифологии, истории и обычаях. Тиуны передавали эту информацию следующим поколениям через устное народное творчество, такое как сказки, песни и поверья.
Тиуны проводили ритуалы и обряды, связанные с почитанием богов и духов природы. Они также осуществляли предсказания и гадания, помогая людям принимать важные решения и предсказывать будущее. Тиуны являлись мастерами магии и могли применять заклинания и амулеты для защиты от болезней и злых духов.
Тиуны были уважаемыми и почитаемыми членами общества, и их роль и значение не могли быть недооценены.
С того времени, когда название бояр усвоено было ближайшим к князю лицам, все прочие служилые люди получили тогда название детей боярских, как самое почетное после боярского звания. На соборе 1566 года при Грозном дети боярские поставляются уже ниже дворян и составляют низший служилый класс людей, — их значение с этого времени упало навсегда 162. В 1590 году Федор Иоаннович дал звание сына боярского одному казаку. В 1651 году Алексей Михайлович указал раздать жалованье стрелецким и казачьим детям, которых отцы в 1650 году были поверстаны в дети боярские. В 1687 году в это сословие поступил поповский сын, — так что дети боярские были резко разграничены от природных дворян и составляли из себя только класс свободных людей 163. Первоначально дети боярские, как мы сказали, составляли дружины бояр, но со времени Иоанна III они были отобраны у бояр и поступили на царскую службу, составляя войско великокняжеское и потом царское. Дети боярские всегда должны были, по первому призыву являться на войну с определенным числом вооруженных людей. Вооружение и число людей, которых каждый сын боярский обязан был привести с собою, определялось количеством его поместной земли. Сверх сего каждый из них обязан был представить за себя двух порук в том, что он явится по призыву в срок и в определенном вооружении и не сбежит со службы домой или за границу они составляли между прочим сторожевые, наблюдательные посты, почему бежать за границу им было очень удобно.
Государство за их службу давало им поместья, которые не составляли собственности их владельцев, данных поместий нельзя было ни продать, ни заложить, ни отдать по душе; помещик имел только право пользования, да и то на время службы. По смерти служилого человека, часть бывшего за ним поместья отдавалась его жене и дочерям до их смерти, или до выхода замуж, или до пострижения; остальное же отдавалось находящемуся на службе, но еще не верстанному особым поместьем сыну покойного; впрочем, если все дети умершего были еще очень малы для службы, то выросши и поступивши на государеву службу, они могли просить, чтобы их поверстали отцовским поместьем; за неимением же в потомстве умершего лиц, годных на службу, поместье отписывалось на государя; точно также имение отписывалось на государя и в том случае, если помещик не являлся на службу и не мог объяснить своей неявки достаточными причинами. Понятно, что дети боярские, получавшие поместья только в пожизненное владение и имевшие в них единственный источник содержания, находились всегда в безусловной зависимости от государства, и только исправною службою и тщательным исполнением всех предписаний правительства могли оградить себя от потери жалованного им поместья. Сказанное нами о княжеских и царских детях боярских имеет всю свою силу и относительно архиерейских детей боярских. Мы говорили, что к архиереям поступали на службу свободные служилые люди, из которых многие, нанявшись служить одному архиерею, оставались на службе и при его преемниках со всем своим потомством, так что у архиереев явились с течением времени целые роды служилых людей. Когда же государство название боярина стало усвоять только самым высшим должностным лицам при дворе князя, то и у архиереев все должностные и служилые лица, за исключением самых высших, получили название детей боярских, которые строго отличались от бояр. При московских митрополитах мы встречаем целые роды детей боярских уже в XV веке, некоторые из них затем встречаются и в списках патриарших служилых людей. Между тем как Иоанн III отобрал детей боярских у разных частных лиц, он оставил их при архиереях, и самый стоглавый собор, подчинивший царскому контролю выбор и деятельность архиерейских бояр, дворецких и дьяков, в тоже время не сделал никакого постановления относительно архиерейских детей боярских, так что до времени Алексея Михайловича архиереи удержали за собою право не только безусловно распоряжаться ими, но и принимать в себе на службу, в качестве детей боярских, новые лица, людей всякого звания. Лица, вновь принятые на службу к архиереям и не принадлежавшие к привилегированным сословиям, необходимо занимали при дворе архиерея иное положение, нежели изстаринные дети боярские, потомки свободных служилых людей, поступавших на службу к архиереям. Отсюда естественно явилось с течением времени разделение архиерейских боярских детей на изстаринных и вновь поступавших.
Это разделение в первый раз сделано уложением. Оно ясно различило архиерейских детей боярских на «изстаринных», которые получили свое звание по наследству и пользовались всеми правами, усвоенными детям боярским и на вновь принятых архиереями. Последние уже не имели всех прав детей боярских, не могли, например, как изстаринные, покупать себе государственные земли и в тоже время оставаться на службе у архиереев, — они расписывались в этом случае на государственную службу по городам 164. Очевидно, что разделение архиерейских детей боярских на изстаринных и вновь поступавших вполне соответствовало государственному делению свободных служилых людей на дворян и детей боярских. В государстве дворянами назывались все потомки прежних знатных фамилий, а детьми боярскими — лица не знатные по своему происхождению, отцы которых иногда не принадлежали к свободным классам, но получали свое звание за какие ни будь особенно военные заслуги 165 ; так точно и у архиереев потомки прежних свободных служилых людей вполне приравнивались к государственным дворянам, пользовались всеми их правами и считались действительными дворянами; между тем как вновь поступавшие на службу к архиереям лица, по большей части из низших сословий, не считались дворянами, не пользовались их правами, а получали только название детей боярских, которое указывало на их личную принадлежность к свободному, не податному классу. Собственно, дворян особенно много было на службе только у патриархов и у новгородского митрополита, как лиц самых богатых и знатных в ряду других иерархов. У других же, более бедных и менее значительных архиереев, и в позднейшее время настоящих дворян было на службе очень мало, или же и совсем не было; дворяне заменялись у них детьми боярскими, набранными из низших сословий. Указом 1721 года, 30 июля, все дворяне, как при архиерейских домах, так и находившиеся на службе синодального ведомства вытребованы были на смотр в Москву, или в Петербург, и из возникшего отсюда дела оказалось, что дворян в разных службах вовсе не было в домах: архиепископского, митр. Варнава, архиепископ холмогорский, по поводу упомянутого указа, между прочим писал следующее в монастырский приказ: «при доме ж его дворян, кроме домовых служителей, которые именуются дети боярские, нет, а теже дети боярския и прочие в доме его не из дворянскаго чину и первопоставленным Афанасием, архиепископом холмогорским, набраны были из посадских, а другие из крестьянства и из бобылей, и из других холмогорских жителей». От вологодского епископа Павла: «к высылке есть поместныя и безпоместныя дети боярские, а не дворяне».
Четырнадцать служителей дома ростовского архиепископа писали 1722 г. Таким образом, с половины XVII века, архиерейские дети боярские самим государственным законодательством различались на старинных детей боярских, которые происходили от древних архиерейских дворян, и за которыми государство признавало все права истинных дворян; и на детей боярских, вновь принятых на службу архиереями и происходивших из низших сословий, даже из крестьян и бобылей, и которые, в силу своего происхождения не из «шляхетства», не имели прав настоящих дворян; им-то с XVII века и усвоилось собственно название детей боярских, в противоположность изстаринным, потомственным детям боярским, получившим специальное название дворян 167. Кроме указанного деления детей боярских по их происхождению на изстаринных и вновь принятых, Уложение разделяет их еще, по их государственному положению, на три статьи, и за безчестие каждой из них полагает особую плату, именно: за безчестье первой статьи 15, второй 10 и третьей 5 рублей. Патриарших детей боярских Уложение ставит ниже детей боярских царских; митрополичьих, архиепископьих и епископьих — ниже патриарших, так как за безчестье детей боярских царских полагается безчестье же, патриарших — указанная нами выше денежная пеня, за безчестье же детей боярских митрополичьих, архиепископьих и епископьих тоже денежная пеня, но ниже, чем за оскорбление патриарших детей боярских, именно: за безчестье первой статьи 10, второй 7 и третьей 5 рублей 168. Петр Великий прекратил существование архиерейских детей боярских, как отдельного сословия, зачислив их, по большой части, в военную службу. Так, указом 1705 года повелевается: «патриарших дворян и архиерейских детей боярских и монастырских слуг и служебников и всяких чинов людей и их детей, которые в службу годятся... Архиерейские дети боярские обязаны были архиереям службою, в награду за что они получали от архиереев поместья 170 и разные доходные должности по епархиальному управлению 171. Поместные земли давались архиереями их боярским детям как жалованье за их службу, почему в поместных архиерейских грамотах употребляются обычные формулы выражения: «а как мы своих детей боярских, своим жалованьем, поместьи, учнем верстати», или: повелеваем, говорится в другой грамоте, кормить и поить сестер «с того нашего жалованья, с своего поместья» 172. Поместная система, принятая архиереями, ничем не отличалась от государственной, так что основания для раздачи земель архиереями и самые условия этой раздачи были те же, что и в государственной поместной системе. Поместья, которыми архиереи верстали своих детей боярских, давались только, как это было и при раздаче государственных земель, в пожизненное владение, так что они не переставали считаться церковною собственностью и по смерти владельца снова возвращались архиерею; помещик не мог ни продать, ни заложить, ни отдать по душе, ни вообще каким бы то ни было образом отчуждать данное ему в пожизненное владение поместье 173.
По смерти владельца, если у него не было детей и родственников, поместье возвращалось архиерею и отдавалось им другому лицу, в противном же случае оно, по большей части, отдавалось его жене и детям 174. Жене умершего давалась на содержание обыкновенно часть мужниного поместья, которое в случае ее замужества или пострижения отнималась у нее 175 ; если же имение все без раздела переходило к сыну умершего, то на него возлагалась обязанность из доходов, получаемых с пожалованного поместья, поить и кормить мать и сестер до их замужества 176. Впрочем, раздавая своим детям боярским поместья в пожизненное владение, архиереи в тоже время всегда удерживали за собою право лишать их этих поместий во всякое время, если были к тому, по усмотрению святителя, уважительные причины. Такими причинами по преимуществу были: худое управление пожалованным поместьем, когда помещик вместо того, чтобы правильно эксплуатировать его, заботиться о его заселении, о разработке земли и благосостоянии крестьян, напротив, как тогда выражались «пустошил» его, т. Точно также архиереи лишали поместий своих детей боярских и в том случае, когда они оказывались неспособными отправлять военную службу вследствие старости или болезни, или когда они умышленно уклонялись от ней 178. Жалуя своих детей боярских поместьями, архиереи, вместе с этим передавали им и все свои владельческие права на эти поместья, которые таким образом поступали в полное распоряжение жалуемых лиц. Они делались полными господами поступивших в их ведение крестьян и самостоятельными хозяевами пожалованных земель. В послужных и поместных грамотах, выдаваемых архиереями их детям боярским, обыкновенно говорится: «и выбы крестьяне тех деревень нашего сына боярскаго.... Таким образом крестьяне во всех отношениях находились в безусловной зависимости от данного им архиереем помещика, он имел над ними власть судебную, административную, финансовую. В некоторых поместных грамотах прямо говорится, что в суд и во все управление помещика никто не должен вмешиваться 180 из среды архиерейских чиновников.
Впрочем указанное независимое положение поместного владельца относительно архиерейских чиновников, конечно, не исключало контроля со стороны архиерея над характером управления и пользования имением, тем более, что земельные наделы давались на известных условиях: если поместье давалось уже населенное, то получивший обязан был заботиться о его хозяйственном благоустройстве и процветании, а не «пустошить» его, под угрозой лишения поместья; если же отдавались во владение пустоши, то получившие их обыкновенно обязывались пустоши возделать, призвать крестьян и устроить их здесь, или «учинить их в жиле», как выражались грамоты 181. Получая от архиереев в пожизненное владение поместья как жалованье, архиерейские дети боярские естественно должны были служить при архиереях и нести, по выражению грамот, государеву службу. О последней в поместных грамотах обыкновенно говорится: «и государева царева... Как важна была в глазах архиереев служба государю их поверстанных детей боярских видно из того, что неспособные к службе по болезни или старости, а также умышленно избегавшие этой службы или небрежно и неисправно несшие ее, лишаемы были своих поместий, которые передавались в другие руки. В одной поместной грамоте новгородского митрополита дозволяется одному сыну боярскому усыновить своего шурина под тем лишь необходимым условием, чтобы он исправлял за усыновляемого государеву и софийскую службу 184. Государева служба архиерейских детей боярских, о которой так настойчиво говорят все поместные архиерейские грамоты, состояла главным образом в отбывании военной повинности с архиерейских земель. В древней Руси все землевладельцы обязаны были отправлять военную повинность с своих земель, причем количество людей, выставляемых на службу, и качество их вооружения определялось количеством земли владельца и ее населённостью. Архиерейские земли не освобождались от этой общей повинности всех землевладельцев. Мы знаем, что еще в XIV веке митрополит московский имел своего воеводу, под предводительством которого митрополичьи бояре и слуги ходили на войну по требованию князя. Точно также у новгородского владыки, во время независимости Новгорода, был свой, так называемый владычный полк.
В позднейшее время все архиереи выставляли точно также даточных военных людей в царское войско 185. Эта военная повинность, которая всегда лежала на архиерейских землях, с XV века, когда бояре уже не несли ее, отбывалась исключительно архиерейскими детьми боярскими; они обязаны были, по первому призыву, в назначенный срок, явиться на войну в определенном вооружении и привести с собою известное число вооруженных слуг, сообразно их поземельному участку, что и выражалось в поместных грамотах обыкновенно словами: «с того новопридачного поместья служити с софейскими детьми боярскими» 186 и пр. Это значило, что каждый поземельный участок был обложен известною военною повинностью, так что с изменением его объема изменялся и объем повинности, т. Кроме «государевой», «царевой» службы, состоявшей в отбывании военной повинности с архиерейских земель, дети боярские обязаны были служить и самому архиерею. Эта последняя служба детей боярских была очень разнообразна. Одни из них постоянно жили при архиерее, в его дворе, и несли при его особе или личную службу, или исполняли его разные частные поручения, — они носили название домовых детей боярских и составляли постоянный придворный штат архиерея, они не имели поместий и не назначались на епархиальные должности, а были нечто в роде слуг архиерея, хотя и отличались от них, как людей не свободных 187. Мы встречаем их в качестве писцов при архиереях 188 , рассыльными с архиерейскими грамотами 189 свидетелями при совершении купчих на земли в пользу архиерея 190 , описывающими, по поручению архиерея, церковные приходы, для раскладки пошлин с различных церквей 191 ; они посылались архиереями в качестве их приказных людей с различными частными поручениями по преимуществу полицейского характера, не занимая при этом никакой определенной полицейской должности 192 , или исполняли чисто хозяйственные распоряжения архиерея 193 и пр. Самая же важнейшая служба архиерейских детей боярских и главное значение их состояло в том, что они назначались на различные должности как по епархиальному управлению, так и по управлению архиерейскими имениями. По епархиальному управлению они занимали должности: наместников, десятильников, тиунов, приставов или недельщиков, праведчиков, доводчиков. Значение всех этих должностей, занимаемых архиерейскими детьми боярскими было или судебное, когда они судили все белое и черное духовенство по делам гражданским и уголовным и всех мирян — по делам, уступленным ведению церкви уставами Владимира и Ярослава; или полицейское, когда они, в качестве приставов, производили на месте судебные расследования, давали обвиняемых на поруки, звали и ставили их на суд, производили расправу по определению суда и пр.
По управлению архиерейскими имениями они занимали должности иногда дворецких, всегда волостелей, приказчиков, тиунов и пр. Очевидно, что дети боярские играли очень важную роль в архиерейском управлении епархией и церковными землями: все многочисленные должности по епархиальному управлению и по управлению архиерейским двором и имениями находились в их руках, исключая самых высших немногих должностей, которые занимались боярами. Дети боярские в этом случае всегда являлись самыми преданными и верными слугами архиереев, которые с охотою отдавали им различные должности, не оставляя даже места в епархиальном управлении для духовных лиц, — все делалось чрез детей боярских. Последним необходимо было верно и усердно служить архиереям, потому что они находились, во всем, в безусловной зависимости от них, архиерей всегда мог совсем отказать от службы у себя детям боярским и на место уволенных набрать новых лиц; он мог жаловать их поместьями, и за всякую вину — отнять их у них, а поместья составляли самый главный источник содержания детей боярских, — лишить их поместья значило отнять у них средства к существованию; наконец, во власти архиерея было назначить или не назначить сына боярского на те или другие должности, которые приносили значительный доход занимавшему их. Понятно, что при таком положении дети боярские всегда находились в безусловной зависимости от архиерея и только исправною службою и тщательным исполнением всех его предписаний и распоряжений могли оградить себя от потери выгодной для них службы при архиерее 194. Последние хорошо понимали указанное положение дел и потому старались всевозможные должности по епархиальному управлению и по управлению имениями передать в руки детей боярских, которые, ради собственной выгоды и обеспечения своего положения, необходимо были всегда на стороне архиерейских интересов. Как показывает самое название, наместник заменял собою князя. Для каждого участка назначался обыкновенно один наместник, но иногда их было по два и даже по три в одном участке, и тогда они управляли вместе или каждый отдельным участком. Наместники обыкновенно жили в городе и их власть простиралась, кажется, и на весь уезд, приписанный к городу. Предметы управления наместника были, по определению Неволина, следующие: а вообще сохранение в силе власти князя между жителями; вследствие этого на его обязанности лежало: b собирание разных податей на князя и наблюдение за точным исполнением разных повинностей; с охранение общественной безопасности; d отправление суда гражданского и уголовного 195.
Княжеские наместники с течением времени уничтожились и их место заняли воеводы 196. У архиереев, как и у князей, точно также были свои наместники по епархиальному управлению; они появились при них еще очень рано и в древнее время всегда избирались из духовных лиц 197. Наместники остались при архиереях до самого позднейшего времени; но после появления светских чиновников они не всегда назначались из духовных лиц, а в большинстве случаев из светских архиерейских служилых людей, так было у митрополитов и в других епархиях. Утвердивши свое пребывание в Москве, митрополиты в то же время не назначали особых епископов для киевской и владимирской епархий, которые остались в ведении самого митрополита; для управления этими епархиями они обыкновенно назначали своих наместников, из которых один жил в Киеве и управлял от лица митрополита киевскою епархией до самого того времени, когда она сделалась самостоятельною митрополией, после ее отделения от Москвы. Другой митрополичий наместник жил во Владимире и управлял владимирскою епархией. Он существовал в позднейшее время при патриархах 198. Кроме митрополитов и патриархов московских наместники существовали и при других архиереях. Так, у новгородского владыки был наместник в самом Новгороде 199 , в Пскове 200 , в великих Луках, Колмогорах и проч. Наместники заменяли собою самих архиереев и потому самому необходимо должны были назначаться из лиц духовных. Так действительно и было до появления свет.
В Киеве наместник был полным представителем митрополита, который сам обыкновенно почти совсем не посещал Киева, так что все управление киевскою епархией лежало исключительно на наместнике. Он должен был «оправдания вся церковная и суды и дела духовныя управляти», «должен всяка церковная и духовная дела управляти колика сила, и христовы божия церкви святыми антиминсы новопоставленныя освящати», должен избирать и испытывать лиц ищущих священного сана и отсылать их для поставления к сопредельным с киевскою епархией архиереям, на нем лежала обязанность давать суд и расправу по всем преступлениям лиц духовных, словом: наместник в Киеве по своим правам и обязанностям был тот же архиерей, только ему недоставало святительского сана 203. Тоже самое было и в Пскове. Здесь наместник точно также, как и в Киеве был полным представителем власти архиепископа. Последний сам мог являться в Псков только чрез три года, и потому необходимо поручал ведение всех церковных епархиальных дел в Пскове своему наместнику. В грамоте новгородского архиепископа Феофила Псковичам 1477 г. Что наместник новгородского архиепископа во Пскове назначался из духовных лиц, это видно из следующего рассказа второй псковской летописи: «владыка Геннадий присла в Псков боярина своего Безсона, и с ним игумена Евфимья, иже прежде был в Пскове ларником, и в той власти много зла народу учини и смяте всем Псковом, и у посадников и у ябедников и у правых людей того ради Есипа ларника много посекоша дворов, и самаго много казнивше выведоша на посечение; он же убеже и пострижеся. И мысляще того владыка Геннадий вместити архимандритом, в себе место правителем Пскову, и того ради посла его с своим боярином, и веляше описати по всей земли псковской церкви и монастыре, и колико престолов и попов всех в число написати; а псковичи не вдашася в волю его» 205. Из этого рассказа летописи видно, что наместник архиепископа в Пскове был духовное лицо и носил сан архимандрита. Известно также, что митрополит Исидор, отправляясь на Флорентийский собор, поставил своим наместником во Пскове сначала архимандрита Геласия, а потом архимандрита Григория.
Если же архиерейские наместники в Киеве и Пскове были лица духовные, то нельзя того же сказать о митрополичьем владимирском наместнике, который, как показывают акты, назначался из светских служилых людей митрополита. Так, в 1518 году владимирским митрополичим наместником был Юрий Григорьевич Мануйлов 206 , бывший потом дворецким у митрополита 207. В 1515 году владимирским митрополичьим наместником был Федор Васильевич Тирон из рода Фоминых 208. Из всех других позднейших грамот, в которых только говорится о Владимирских митрополичих, а потом патриарших наместниках, решительно не видно, чтобы они когда-либо избирались из духовных лиц 209.
Кто такие тиуны в Древней Руси Тиуны - это название княжеского или боярского управляющего, управителя из обельных холопов. Тиунами могли называть и служителей княжеского двора. Тиунами также могли называть нижнее звено княжеской администрации в сёлах сельский тиун, ратайный тиун ; их жизнь защищала 12-гривенная вира.
Одна часть их была безземельными, обычно насильственным путём лишившаяся земельных владений с X века. Вторая часть сама была мелкими вотчинниками, вынужденными прибегать к покровительству великих князей Московских и Литовских с XIV века , после чего сохранявшими в своих руках суд, управление и наследственное владение. Известия о служилых князьях встречаются с середины. Со времён Средневековья имеются различные варианты написания имён великих князей литовских, также существуют различные национальные традиции. Список предназначен для облегчения идентификации персонажей истории Великого княжества Литовского. Во время войн, когда шляхта отправлялась на сборы, войский следил за порядком в повяте и охранял шляхетских жён и детей. Воевода русский польск. Существовала на протяжении 1434—1794 годов. Резиденция воеводы русского была во Львове, административном центре воеводства. Должность была заимствована из Скандинавии и попала на Русь вместе с варягами. Тиунская изба, судебная. Тиунство ср. Тиунить, быть тиуном. Тиуны что трут, рядовичи что искры. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А. ТИУН название древнерусских должностных лиц разных разрядов. По Русской Правде, т. Руси и русских княжествах 11 15 вв. Название различных должностных лиц в древней России. Толковый словарь Ушакова. В России до 17 в.
Что такое тиун что значит
Тиун – это управляющий боярским или княжеским хозяйством на Руси. Тиун. — княжеский или боярский слуга, управлявший феодальным хозяйством в Древней Руси и русских княжествах XI—XV вв., а также в Русском государстве XV—XVII вв. ТИУНЫ — ТИУНЫ, княжеские или боярские слуги, управлявшие хозяйством в Древней Руси и русских княжествах 11 15 вв., а также в Российском государстве 15 17 вв. Кто такие тиуны в древней Руси: история и значение.
Что такое Тиуны? Значение слова Тиуны в историческом словаре
Если сравнивать суд второстепенных чиновников с таковым наместника, то первый являлся низшей инстанцией. Несмотря на то что вознаграждение тиуна проводилось на равных началах, его доходы наполовину не достигали прибыли наместника. Население восставало против ненавистных ему чиновников можно вспомнить восстание жителей Киева в 1146 году. В литературных памятниках тиун — это корыстный притеснитель народа к примеру, в Слове Даниила Заточника. Тиуны в Московском государстве и Великом Княжестве Литовском Здесь акцент смещается от хозяйственных к управленческим и судебным функциям. В 14—17 вв.
Также были включенные в наместнический аппарат и те, на которых лежали судебные функции. Великое княжество Литовское прозвало тиунами крупных феодалов, которые были ответственны за управление волостями позже их стали называть наместниками и собирали дань которое в ту пору ещё называлось «полюдье». В отдельных частях Галицкой Руси, где ещё существовали пережитки древнерусского права, таковыми являлись выборные представители сельских общин. Тиуны и Церковь Церковные тиуны были двух родов: те, которые подчинялись светским архиерейским чиновникам, и те, которые назвались «владычами». Последняя группа проживала в кафедральном городе и служила у самого архиерея.
Согласно постановлению Стоглавого собора, главной обязанностью тиуна была выдача священникам, которые посещали кафедральный собор и нанимались служить литургии, знамен. Последние являлись правом на осуществление таковых действий. Позднее тиуны несут ответственность за порядок в церкви. Они смотрят, как священнослужители и поповские старосты выполняют свой долг. Тиунская изба Тиун, значение которого было велико при церкви, и поповские старосты вместе заседали в избе Поповской, а затем и в Тиунской вплоть до 1667 года.
Однако положение дел изменилось. С 1674 по 1690 года патриархом Иоакимом была заменена Тиунская изба по приказу церковных дел. В 1724 году она была окончательно закрыта. Архиереи последовали примеру патриарха и ввели в моду открытие Тиунских изб или приказов. Последние несли ответственность за такие же дела, относящиеся к епархиальному управлению, как в былые времена и тиун.
Для создания помощи Синоду во времена Петра I была создана палата, которая также называлась конторой, но уже в следующем году она была упразднена.
Иван Калита сбор Дани. Картина сбор Дани князем Игорем. Сельское хозяйство и землевладение таблица. Рассказ о княжеском хозяйстве. Княжеское хозяйство. Сбор Дани в древней Руси в 10 веке. Полюдье это в древней Руси. Смерды это в истории древней Руси. Свободные крестьяне в древней Руси.
Смерды это крепостные. Холопы это в древней Руси. Уроки и погосты. Уроки погосты полюдье. Уроки и погосты это в истории. Что такое уроки и погосты в древней Руси. Вотчинная администрация. Тиун и огнищанин разница. Понятие Удельно Вотчинная система. Зависимое население Руси.
Древняя Русь люди. Смерды челядь закупы Рядовичи. Ябедник в древней Руси это. Мытники на Руси. Дань на Руси. Недельщики в древней Руси. Класс феодалов. Представитель классов феодалов. Служилые князья. Права служилых князей.
Посадники и волостели. Князь дружина и её состав. Посадники волостели воеводы тысяцкие. Сбор Ясака Сибирь 17 век. Ясак пушнина. Князь Игорь полюдье. Князь Игорь сбор Дани. Общественный Строй Руси. Смерды это в древней Руси. Общественный Строй древней Руси.
Волостель это в древней Руси. Наместники и волостелиэтт. Наместники и волостели на Руси. Волостели функции.
Великое княжество Литовское прозвало тиунами крупных феодалов, которые были ответственны за управление волостями позже их стали называть наместниками и собирали дань которое в ту пору ещё называлось «полюдье». В отдельных частях Галицкой Руси, где ещё существовали пережитки древнерусского права, таковыми являлись выборные представители сельских общин.
Тиуны и Церковь Церковные тиуны были двух родов: те, которые подчинялись светским архиерейским чиновникам, и те, которые назвались «владычами». Последняя группа проживала в кафедральном городе и служила у самого архиерея. Согласно постановлению Стоглавого собора, главной обязанностью тиуна была выдача священникам, которые посещали кафедральный собор и нанимались служить литургии, знамен. Последние являлись правом на осуществление таковых действий. Позднее тиуны несут ответственность за порядок в церкви. Они смотрят, как священнослужители и поповские старосты выполняют свой долг.
Тиунская изба Тиун, значение которого было велико при церкви, и поповские старосты вместе заседали в избе Поповской, а затем и в Тиунской вплоть до 1667 года. Однако положение дел изменилось. С 1674 по 1690 года патриархом Иоакимом была заменена Тиунская изба по приказу церковных дел. В 1724 году она была окончательно закрыта.
Объяснение слова закуп. Объясни слово. Объяснить понятия слов.
Княгиня Ольга заменила полюдье повозом. Повоз княгиня Ольга. Место сбора Дани в древней Руси. Губарев преданье старины глубокой. Предание старины глубокой рисунки. Смерды иллюстрации. Преданья старины глубокой картинки для детей.
Рядовичи холопы. Древнерусское общество. Смерды закупы Рядовичи. Княжеское хозяйство в древней Руси. Княжеское хозяйство в древней Руси 6 класс. Боярская вотчина 16 век. Княжеско Боярская вотчина Киевской Руси.
Древняя Русь 862 год. История возникновения древней Руси. Георгиева русская Повседневная культура. Четверть в древней Руси. Меньшиков древняя Русь. Воронин древняя Русь. Климова н.
Сбор княжеской Дани Русь. Иван Калита сбор Дани. Картина сбор Дани князем Игорем. Сельское хозяйство и землевладение таблица. Рассказ о княжеском хозяйстве. Княжеское хозяйство. Сбор Дани в древней Руси в 10 веке.
Полюдье это в древней Руси. Смерды это в истории древней Руси. Свободные крестьяне в древней Руси. Смерды это крепостные. Холопы это в древней Руси. Уроки и погосты. Уроки погосты полюдье.
Уроки и погосты это в истории. Что такое уроки и погосты в древней Руси. Вотчинная администрация. Тиун и огнищанин разница. Понятие Удельно Вотчинная система.
Значение слова "Тиуны"
Со временем тиуны начали осваивать и северные территории Руси. Они освоили побережье Белого моря, провели торговые пути через Вологду и Ладожские озера. Таким образом, они стали важным звеном в экономическом и культурном развитии Древней Руси. Роль тиунов была особенно важна в период формирования Древнерусского государства.
Они активно участвовали в войнах за установление русской власти на территориях нынешней России и Украины. Значение тиунов в Древней Руси нельзя недооценивать. Они играли важную роль в экономике, культуре и политике древнерусского общества.
Благодаря им Русь получила доступ к новым торговым маршрутам и смогла развиваться как мощная государственная образование. Значение для общества В древнерусском обществе тиуны играли значительную роль. Они были считаны мудрецами и прорицателями, которые могли предсказывать будущее и влиять на судьбу людей.
Тиуны часто сопровождали королей и князей, помогали им принимать правильные решения и обращались за советом в сложных ситуациях. Они также были связаны с культом предков и проводили ритуалы в память о покойных. Тиуны играли роль связующего звена между живыми и умершими, помогая поддерживать связь с предыдущими поколениями и сохранять историческую память.
Тиуны также были важными носителями знаний и мудрости. Они умели читать знаки природы, явления неба и звезд, и использовали эту информацию для предсказания событий. Тиуны собирали и передавали устные предания и легенды, сохраняя традиции и культуру древнерусского народа.
Тиуны играли значимую роль не только в религиозной жизни общества, но и в политической. Они были советниками в правительствах и помогали управляющим принимать важные решения для общества. Также тиуны иногда принимали решение о войне или мире, опираясь на свое предсказание будущего и советы от божеств.
Тиуны имели большую власть в обществе и их слово весило много. Они были уважаемыми и почитаемыми членами общества. Их роль, значимость и знания делали их незаменимыми для сохранения порядка и гармонии в древнерусском обществе.
Символика и обряды Тиуны в Древней Руси играли важную роль в ритуалах и обрядах.
Чем же они занимались? В широком смысле, тиуны занимались управлением в поместьях бояр и землевладельцев. А вот в зависимости от своего назначения, делились на: Большинство тиунов были несвободны и относились к холопам. Правда, некоторые из них сохраняли свою независимость: для этого при поступлении на службу заключался специальный договор. Несмотря на зависимое положение туинов, их жизни ценились выше жизней простого сельского люда. Русская Правда определяет виру за убийство княжеского огнищного в размере восьмидесяти гривен.
По тем временем огромная сумма. Какие права были у тиунов? Русская Правда была очень категорична в отношении зависимого населения. Например, закон говорил о том, что «на холопа полномочия не возлагают», значит, он не мог выступать в качестве свидетеля. Но тиуну это позволялось. Более того, судить тиунов мог исключительно князь, у других такого права не было. Более того, мелкие чиновники из судебной системы того времени также назывались тиунами и назначались либо лично князьями, либо воеводами.
Источник Значение слова «тиун» Источник печатная версия : Словарь русского языка: В 4-х т. За мной, мои тиуны, опричники мои! Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Ключевский, «Русская история» 3.
Согласно постановлению Стоглавого собора, главной обязанностью тиуна была выдача священникам, которые посещали кафедральный собор и нанимались служить литургии, знамен. Последние являлись правом на осуществление таковых действий. Позднее тиуны несут ответственность за порядок в церкви. Они смотрят, как священнослужители и поповские старосты выполняют свой долг.
Тиунская изба Тиун, значение которого было велико при церкви, и поповские старосты вместе заседали в избе Поповской, а затем и в Тиунской вплоть до 1667 года. Однако положение дел изменилось. С 1674 по 1690 года патриархом Иоакимом была заменена Тиунская изба по приказу церковных дел. В 1724 году она была окончательно закрыта. Архиереи последовали примеру патриарха и ввели в моду открытие Тиунских изб или приказов. Последние несли ответственность за такие же дела, относящиеся к епархиальному управлению, как в былые времена и тиун. Для создания помощи Синоду во времена Петра I была создана палата, которая также называлась конторой, но уже в следующем году она была упразднена. Тиун — это человек, который был лишён своей свободы, однако также был наделён большим количеством обязанностей.
Эти люди следили за домом, полем, животными, занимали определённое положение в церкви или являлись чиновниками. Должность была заимствована из Скандинавии и попала на Русь вместе с варягами. Тиунами могли называть и служителей княжеского двора огнищный тиун, конюшенный тиун [4]. Тиунами также могли называть нижнее звено княжеской администрации в сёлах сельский тиун, ратайный тиун ; их жизнь защищала 12-гривенная вира [5]. Тиуна мог судить только сам князь [6]. Как правило, тиун был княжеским холопом, или становился им после принятия на службу; Русская Правда упоминает «тивуньство без ряду» то есть, без устанавливающего иное договора как один из источников холопства [7]. Кроме того, в Великом Княжестве Литовском тиунами назывались крупные феодалы, которые осуществляли управление волостями позднее — наместники , производили сбор дани т. В отдельных местностях Галицкой Руси, где действие сохраняло древнерусское право, тиуны были выборными представителями сельских общин.
Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства. Москва, 1982.
Население восставало против ненавистных ему чиновников можно вспомнить восстание жителей Киева в 1146 году.
В литературных памятниках тиун - это корыстный притеснитель народа к примеру, в Слове Даниила Заточника. Тиуны в Московском государстве и Великом Княжестве Литовском Здесь акцент смещается от хозяйственных к управленческим и судебным функциям. В 14—17 вв.
Также были включенные в наместнический аппарат и те, на которых лежали судебные функции. Великое княжество Литовское прозвало тиунами крупных феодалов, которые были ответственны за управление волостями позже их стали называть наместниками и собирали дань которое в ту пору ещё называлось «полюдье». В отдельных частях Галицкой Руси, где ещё существовали пережитки древнерусского права, таковыми являлись выборные представители сельских общин.
Тиуны и Церковь Церковные тиуны были двух родов: те, которые подчинялись светским архиерейским чиновникам, и те, которые назвались «владычами». Последняя группа проживала в кафедральном городе и служила у самого архиерея. Согласно постановлению Стоглавого собора, главной обязанностью тиуна была выдача священникам, которые посещали кафедральный собор и нанимались служить литургии, знамен.
Последние являлись правом на осуществление таковых действий. Позднее тиуны несут ответственность за порядок в церкви.
Тиун на Руси
- тиун | это... Что такое тиун?
- Что такое Тиуны? Это... Значение на СловоПоиск.ру
- Тиун — Википедия. Что такое Тиун
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Тиуны в Древней Руси: история, значение и особенности
Большой современный толковый словарь русского языка
- Тиун — Википедия с видео // WIKI 2
- Тиун – княжеский или боярский слуга, управлявший феодальным хозяйством в Древней Руси.
- Роль тиунов в Древней Руси
- Тиун — это слуга князя или боярина
- Исторический обзор
Мытарь, тиун, баскак и фининспектор…
Новость о гибели Аургельмира вызвала ярость у всех йотунов, сынов Трудгельмира, они поклялись во чтобы то ни стало отомстить богам из Асгарда за их преступление и предательство, с тех пор началась война между асами и йотунами. Замечание 2 Эту категорию в основном составляли зависимые холопы, хотя тиунами могли стать и рядовичи. Кто же управлял деревнею, если доводчик и тиун наместника были от нее так далеко. Тиун – это управляющий боярским или княжеским хозяйством на Руси. Кроме наместников, о которых говорилось выше, в Москве существовали тиуны великого князя: они разбирали дела великокняжеских людей, кроме душегубства и кражи с поличным.
Значение слова «тиун»
Тиун Тиун (тиунъ, тивунъ) — в Древнерусском государстве — название княжеского или боярского управляющего, управителя из обельных холопов, по добро. Зависимое население Древней Руси: кто такие тиуны? Упоминание вслед за боярским тиуном закупа позволяет думать, что в 66-й статье под боярским тиуном имеется в виду не холоп, а свободный, находящийся у господина в услужении (на рабской должности). Кто такой тиун в древней Руси? Таковы в древнейшее время княжеские тиуны, отроки его и детские. В Киевской Руси тивуном или тиуном принято было называть боярского или княжеского управляющего, управителя или приказчика. Княжеский Тиун. Тиуны и ключники в древней Руси.