Новости молодой достоевский

Рядом с музеем «Разночинный Петербург» — Пионерская площадь, бывший Семеновский плац, где совершилась гражданская казнь петрашевцев, среди которых был и молодой Достоевский. В ролях: Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Ольга Смирнова и др. — Можно ли утверждать, что молодой Достоевский тяготел к западничеству, как и многие литераторы из круга журнала «Отечественные записки», в который он попал?

Достоевский: биография писателя

  • Цюрих, Швейцария. Около 1865 года. Гравюра Генриха Зигфрида. Центральная библиотека Цюриха
  • «Молодежь – Достоевскому» 2023
  • Еще экспонаты
  • В Москве появился молодой Достоевский — фото

"Ф. М. Достоевский":

Праправнук писателя Алексей Дмитриевич по достоинству оценил ее работу. Здесь родилось семеро его детей. Отсюда семья уехала в Петербург, но Федор Михайлович всегда мечтал вернуться. Во многих его произведениях Москва предстает матерью.

Инициатором установки объекта стал Книжный клуб имени писателя: Достоевский появился рядом с его входом. Каждый желающий может присесть рядом, подумать о судьбах мира вместе с ним или сделать селфи. Заметим, что новое изваяние классика — не памятник, а малая архитектурная форма.

То есть работу Анастасии Лужиной при желании можно передвинуть, правда, пока никто этого делать не собирается.

Они впервые встретились в ноябре 1845 года и прониклись взаимным уважением друг к другу — Достоевский не стеснялся отмечать талант коллеги. Тургенев любил втягивать в спор Достоевского, насмехался над ним и доводил его до раздражения. На это почве писатели разругались и перестали общаться на 20 лет. Однако окончательно крест на их отношениях был поставлен чуть позже. После многолетней вражды, в начале 1860-х писатели вновь сблизились. Тургенев начал печататься в журнале Достоевского «Эпоха», а тот хвалил его «Отцов и детей». Тем не менее долго перемирие не продлилось.

Достоевская великодушно именовала это мимолётным увлечением и находила следующее, вполне правдоподобное оправдание: Панаева проявила сострадание к подвергавшемуся насмешкам со стороны литераторов Фёдору Михайловичу и «встретила за это с его стороны сердечную благодарность и нежность искреннего увлечения». Другое дело — первая жена писателя, Мария Дмитриевна Исаева Констант. Накал страстей был нешуточный, а взаимоотношения полны трагизма. Знакомство с семьёй Исаевых произошло после каторги, в Семипалатинске. Достоевский искренне к ним привязался, с трудом переживал разлуку, когда муж Марии Дмитриевны получил назначение в другой город.

Вскоре овдовевшая молодая женщина осталась на чужбине без поддержки, с сыном на руках, и Достоевский рад был протянуть руку помощи. Он занимает деньги и пересылает ей, и счастлив, что она их приняла. В письме сестре он рассказывает о своих чувствах к М. Исаевой: «Я давно уже люблю эту женщину до безумия, больше жизни моей. Если бы ты знала этого ангела, ты не удивилась бы.

В ней столько превосходных, прекрасных качеств. Умна, мила, образованна, как редко бывают образованны женщины, с характером кротким, понимающая свои обязанности, религиозная». Но в браке супруги счастья не обрели: нужда, болезни, ревность, неудовлетворённость своим положением, ссоры и бесконечные выяснения отношений отравляли существование. Даже переезд в Петербург не помог, напротив, пагубно сказался на здоровье Марии Дмитриевны, и вскоре она погибла от чахотки. Эту любовь-страдание Достоевский описывал так: «Несмотря на то, что мы были с ней положительно несчастны вместе — по её страстному, мнительному и болезненно-фантастическому характеру, — мы не могли перестать любить друг друга; даже чем несчастнее были, тем более привязывались друг к другу».

Эти сильные чувства нашли своё отражение и в творчестве писателя. Образ Катерины Ивановны в романе «Преступление и наказание» имеет портретное сходство с Марией Исаевой и частично воспроизводит её судьбу. Анна Григорьевна Сниткина, посвящённая во все подробности этого периода жизни Достоевского, отмечала, что «это было первое настоящее сильное чувство со всеми его радостями и муками». Выдающиеся сестры В шестидесятые годы XIX столетия женщины России стали активно участвовать в общественной жизни и стремились получить образование, самореализоваться, заявить о своих талантах. Так получилось, что в судьбе Достоевского отметились сразу две незаурядные сестринские пары.

Первая — это Анна и Софья Корвин-Круковские. Анна, подписавшись мужским псевдонимом, прислала в журнал «Эпоха» две повести и получила одобрение и лестный отзыв Достоевского. При встрече она произвела сильное впечатление на писателя. Дочь генерал-лейтенанта Василия Корвин-Круковского была девушкой заметной: высокая и стройная блондинка, красавица и гордячка, умная и независимая. Именно последнее свойство её характера стало препятствием во взаимоотношениях с Достоевским.

Когда писатель признался Анне в своих чувствах, девушка ответила отказом. Становиться тенью гения ей не хотелось. Её дальнейшая судьба — это череда решительных поступков: она стала женой французского революционера, участвовала в Парижской коммуне, затем переехала в Швейцарию, где стала членом Русской секции Первого Интернационала.

Савельевым, художником К. Одним из счастливых моментов в первые годы жизни и учебы Достоевского в Петербурге стало его общение с поэтом-романтиком И.

Вот что писал он об этом брату Михаилу: «…О, какая откровенная, чистая душа!.. О, ежели бы ты знал те стихотворения, которые написал он прошлою весною…» Беседы с Шидловским, прогулки с ним по Петербургу и его окрестностям, совместные чтения любимых авторов, журналы и стихи, монологи и философские споры — все это было настоящей «романтической школой», противопоставленной самою жизнью «дрянной, ничтожной кондукторской службе!.. С товарищами же по учебе Достоевский особенно не сближался. Его любимым развлечением были прогулки в одиночестве. И в юности он не мог мириться с обычаями, привычками и взглядами своих сверстников-товарищей.

Он не мог найти в их сотне несколько человек, искренно ему сочувствовавших, его понятиям и взглядам… Он очень далеко держал себя от начальства и старших товарищей… — вспоминал А. Нравы инженерного училища, допускающие господство старших товарищей над младшими, драки, кутежи, — совсем ему не нравились». А вот что писал Д. Григорович: «Федор Михайлович уже тогда выказывал черты необщительности, сторонился, не принимал участие в играх, сидел, углубившись в книгу, и искал уединенного места… В рекреационное время его всегда можно было… найти… с книгой». Об этом же свидетельствовал и К.

Трутовский: «Достоевский держался замкнуто, несколько отстраненно, однако поражал товарищей начитанностью, вокруг него сложился литературный кружок». Действительно, начитанность Достоевского создала ему определенный авторитет среди друзей и соучеников. В училище оформились и первые собственные литературные замыслы будущего писателя. В 1841 году на вечере, устроенном братом Михаилом, Достоевский читал отрывки из своих ранних драматических произведений, которые не дошли до нас и известны только по названиям — «Мария Стюарт» и «Борис Годунов». Эти романтические драмы рождают ассоциации с именами Ф.

Шиллера и А. Пушкина, самыми глубокими литературными увлечениями молодого Достоевского. В юности он читал горячо, с увлечением, не дававшим ему уснуть ночами, «Историю» Карамзина знал почти наизусть, зачитывался У Шекспиром, В. Гюго, страстно любил романы Жорж Санд. Он столь серьезно увлекся произведениями французской писательницы, что и много лет спустя после знакомства с ее первым романом писал о ней: «Появление Жорж-Занда в литературе совпадает с годами моей первой юности, и я очень рад теперь 1876 г.

Надо заметить, что тогда только это и было позволено, — т.

Федор Достоевский - биография, новости, личная жизнь

В начале 1860-х у писателя были сложные романтические отношения с юной (младше его на 20 лет) Аполлинарией Сусловой. Так, в «Гражданине» при Достоевском проблема воспитания молодого поколения заняла ведущее место. Участником церемонии открытия стал праправнук писателя Алексей Достоевский, сообщается на портале агентства городских новостей «Москва».

Федор Достоевский - биография, новости, личная жизнь

Фактчек: 13 самых популярных легенд о Достоевском Юный Достоевский тяжело переживал смерть Пушкина, которая произошла через несколько месяцев после смерти его матери.
Фактчек: 13 самых популярных легенд о Достоевском Именно там Достоевский поверил в Бога, а от социалистических мечтаний о справедливом переустройстве мира не осталось и следа.
Достоевский Федор Михайлович — краткая биография, жизнь и творчество | Узнай Москву К такому выводу в ходе дискуссии пришли читатели и книжные блогеры, сравнив романы Достоевского с современной литературой для подростков.
Фёдор Достоевский Этот сюжет Достоевский хотел использовать в главе «У Тихона», в которой Ставрогин соблазняет совсем юную Матрешу.

Фильм о жизни Достоевского в Сибири показала ГТРК «Новосибирск»

«Молодой Достоевский» — книга автора Кирпотин В.Я., 275, 1 с. Издано: (1947). Адрес библиотеки с ближайшим печатным изданием Книга. В. Кирпотин. «Молодой Достоевский». Находится в музее — Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского под регистрационным номером — 12524805. Памятник молодому писателю Федору Достоевскому открыли около книжного клуба «Достоевский» в Москве. В лице юного Достоевского я совместил черты его детей – ведь дети всегда похожи на родителей – и «одел» его по моде того времени. Рядом с музеем «Разночинный Петербург» — Пионерская площадь, бывший Семеновский плац, где совершилась гражданская казнь петрашевцев, среди которых был и молодой Достоевский. Достоевский стал одним из самых неоднозначных в современных оценках классиков русской литературы.

Книга. В. Кирпотин. «Молодой Достоевский» — 12524805

Мы видим практически то же, что видел юный Достоевский. Гений этого места еще не умер. Нужно незамедлительно, пока не поздно, пока все это еще не застроено особняками, не вырублено и не замощено, создать государственный историко-культурный заповедник. Много ли в России осталось подобных мест? И не будем ли мы, как всегда, посыпать голову метафизическим пеплом? Сейчас мы готовим к переизданию уникальную книгу Михаила Волоцкого «Хроника рода Достоевского». Она выходила в 1933 году тиражом 1500 экземпляров. Но мы не просто воспроизводим первое издание. Мы дополняем Волоцкого огромным количеством новых документов, новым авторским текстом, комментариями. Для Волоцкого был важен медико-биологический аспект наследование патологий, генетическая детерминированность. Мы же делаем упор на историко-социальных моментах.

Возникает поразительная картина: родословное древо, аккумулирующее в себе историю страны. За спиной Достоевского маячит череда землепашцев, воинов, торговых людей, священнослужителей — просматривается вся толща национальной жизни. После него — медики, инженеры, ученые, музыканты, педагоги… Те, кто «ни единого удара не отклонили от себя», то есть русская интеллигенция. Его потомков не миновала ни сума, ни тюрьма. Насколько я могу судить, у нашей книги не существует аналогов. Идет работа с архивами, пишутся диссертации. Казалось бы, главные текстологические открытия уже сделаны. Или все-таки сохранились еще «белые пятна»? Достоевский — не исключение. И когда поэт замечает правда, по другому поводу : «…И прелести твоей секрет разгадке жизни равносилен», — он, конечно, понимает, что разгадка невозможна, так как в противном случае исчезнет прелесть.

В этой связи полезно было бы провести научную конференцию, названную по Томасу Манну: «Достоевский, но в меру». Гуманитарная наука не должна превращаться в индустрию, поточно производящую диссертации. Все-таки наш классик не только «достоянье доцента», но и национальное достояние. Пушкин, Гоголь, Толстой… Все как на подбор дворяне. А что Достоевский? Знал ли истоки рода, гордился ли дворянским происхождением? Его отец скрывал от детей свое происхождение. Дед Андрей Григорьевич чьего отчества — а оно выяснилось недавно — Достоевский, видимо, не знал был еще подданным Речи Посполитой. Отсюда напряженное отношение писателя к Польше и католичеству. Пушкин говорил, что семейственные воспоминания дворянства должны быть историческими воспоминаниями народа.

Это не сословная спесь. Естественно, в русском дворянстве концентрировалась культурная и родовая память.

К нему стали подтягиваться люди, разделяющие крамольные оппозиционные убеждения.

Молодой Достоевский Молодой мыслитель стал противником самодержавия и решил обойти цензуру, подготовив к изданию вместе с единомышленниками «Карманный словарь иностранных слов». В нём под видом обычного справочника содержались статьи о понятиях анархии, деспотизма, конституции, демократии и так далее... По сути, эта была пропаганда социалистических идей.

Чтобы найти сторонников, Петрашевский организовывал у себя на квартире «пятницы». На этих еженедельных собраниях гости могли ужинать, обсуждать политику и читать книги. Никто друг друга «петрашевцами», конечно, не называл.

Это название придумали потом, когда в 1849 году кружок накрыла полиция благодаря доносам. В числе перечисленных в доносах лиц, кто посещал «пятницы» Петрашевского, был назван и Достоевский. Арест петрашевца Приговорённый к смерти «Я желал многих улучшений и перемен, я сетовал о многих злоупотреблениях.

Но вся основа моей политической мысли была ожидать этих перемен от самодержавия. Всё, чего хотел я, это чтоб не был заглушен ничей голос и чтобы выслушана была, по возможности, всякая нужда», — говорил затем Достоевский. Критиковать правительство, читать запрещённую литературу и с симпатией смотреть на социализм было в духе времени.

Это и значило «быть революционером».

Более того, он вот-вот вступит в подпольную организацию петрашевцев-социалистов, из-за которых и угодит под суд. В руках он держит «Бориса Годунова». Памятник установлен на скамейке, можно посидеть рядом с классиком.

Присутствовавший на открытии правнук писателя Алексей Достоевский не скрывал фамильной радости. Действительно, как заметил директор Гослитмузея Дмитрий Бак, плотность скульптурных изображений Достоевского в центре Москвы теперь увеличилась ровно вдвое.

Уже в самых ранних текстах — таких, как «Бедные люди» — автор разрушал принятые в ту эпоху каноны, обращался к разговорному слогу и обыденным сюжетам, в которых раскрывал глубокие философские и гуманистические истины. В романах так называемого «великого пятикнижия» «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» , наиболее важных произведениях Фёдора Достоевского, автор в полной мере раскрыл как свою особенную манеру повествования и новый тип романного сюжета, так и определённую общественно-политическую, нравственную и религиозную идеологию. У каждого героя Достоевского видна своя идея, свой особый голос. Многоголосие этих идей, важность каждой из них — отличительная черта романов Достоевского, которая позволила исследователю его творчества литературоведу М.

Бахтину назвать их, по аналогии с музыкальным искусством, «полифоническими». В них нет единственно верной «авторской позиции», они построены на поиске истины в диалоге. Для тогдашней литературы это был прорыв, всякий роман Достоевского становился эстетическим событием. Не меньшим событием стали и публицистические высказывания Достоевского. Его ежемесячный философско-публицистический журнал «Дневник писателя», издававшийся в течение нескольких лет, оказался первым опытом такого жанра и формата среди общественных высказываний в российской журналистике. Произведения Достоевского, его особая художественная манера, сложный психологизм повлияли на мировую литературную и философскую мысль и продолжают влиять на неё до сих пор: Достоевский неизменно остаётся одним из самых читаемых авторов в России и за рубежом.

Они познакомились в Семипалатинске, где Достоевский служил после отбытия каторжного срока, и обвенчались в 1857 году. В союзе, который не стал счастливым, детей у Достоевского не было, однако он внимательно заботился о пасынке Павле, ребёнке Марии от первого брака. Мария Дмитриевна скончалась в 1864 году. Второй супругой писателя стала Анна Григорьевна Сниткина, помогавшая ему стенографировать рукописи. С ней Достоевский обвенчался в 1867 году. Несмотря на 20-летний возраст, Анна Григорьевна прочно взяла в свои руки хозяйство и финансы мужа, помогла ему выбраться из долговой ямы, а после смерти Достоевского собирала документы, рукописи, письма знаменитого романиста, готовила их к публикации.

От брака с Анной Григорьевной у Достоевского родились четверо детей, двое из которых умерли в раннем возрасте. До зрелых лет дожили дочь Любовь Фёдоровна, как и отец, посвятившая жизнь литературному творчеству, и сын Фёдор Фёдорович. Потомки последнего живут в Санкт-Петербурге. Смерть Фёдор Михайлович Достоевский страдал от эпилепсии, первый приступ которой произошёл с ним, вероятно, ещё в подростковом возрасте, а медицинское подтверждение болезнь получила в годы заключения и каторги. Припадки падучей, как тогда называли эпилепсию, преследовали писателя на протяжении всей его жизни и даже нашли отражение в литературном творчестве — той же болезнью страдал главный герой романа «Идиот» князь Мышкин. Однако причиной смерти писателя стала не эпилепсия, а туберкулёз, осложнённый хроническим бронхитом и эмфиземой лёгких.

Ухудшение своего состояния Достоевский почувствовал накануне наступления 1881 года. В январе, как вспоминали его родные, после ссоры с сестрой из-за имущественных дел у писателя пошла горлом кровь, он слёг. Смерть Достоевского наступила пару дней спустя, 28 января 9 февраля 1881 года. Похороны классика литературы собрали огромное количество народа, очередь из желающих проститься с ним растянулась на километр.

Непостижимый Достоевский: 200 лет назад родился самый известный в мире русский романист

В центре Москвы открыли памятник молодому Достоевскому. Федор Достоевский в воспоминаниях называл детство лучшей порой его жизни. Вот, например, молодой Пушкин, который никогда с Достоевским не встречался, тоже спрашивает вас: «А ты читал Достоевского?». Отметим, что торжественную церемонию открытия композиции посетил праправнук всемирно известного писателя Алексей Достоевский.

Федор Достоевский: самые шокирующие факты

Тургенев начал печататься в журнале Достоевского «Эпоха», а тот хвалил его «Отцов и детей». Тем не менее долго перемирие не продлилось. В 1867 году Тургенев опубликовал роман «Дым», который до ужаса взбесил Достоевского. В новой работе писателя повествование велось от имени молодого помещика Григория Литвинова. Тот проводит время в Баден-Бадене и формирует негативное мнение о русской интеллигенции, да и о России, в целом: многие соотечественники кажутся ему ничтожными. Такое отношение к русскому народу «убежденного западника», как сам себя называл Тургенев, вывело Достоевского из себя. В июне 1867 года писатели встретились в Баден-Баден и во время обсуждения нового романа навсегда разругались.

Проблема «лучших людей» в наследии Ф. Еще в меньшей степени понят был Достоевский в его размышлениях о новой романной форме: К. Леонтьев недоумевал, как в столь бесформенном романе оказались возможными рассуждения о красивой форме. Характерным был отзыв И. Тургенева: «... Салтыкову-Щедрину от 25 нояб. Вернувшись к роману Достоевского по окончании его публикации, Скабичевский «Биржевые ведомости». Ответом Скабичевскому могла бы послужить рецензия Н. Гребцова в «Киевском телеграфе» 1876. Однако эта глубокая мысль промелькнувшая и в первых отзывах Скабичевского была дезавуирована примитивной трактовкой романа как обличения высшего общества. В традициях добролюбовской реальной критики попытался прочесть роман «Подросток» П. В результате получилось, что «Подросток» — роман о «забитом идейном человеке» Аркадии, который создал идею наживы в полном соответствии с потребностями и привычками окружающей среды. Романист при этом «проглядел» других, «реальных подростков», противодействующих породившей их среде. В силу этого Достоевский «хотя и бесспорно талант крупный, но в высшей степени односторонний». Разойдясь с современной критикой и получив от нее репутацию неудачного, впоследствии «Подросток» наименее переиздаваемый роман Достоевского был заслонен последней вершиной писателя, романом «Братья Карамазовы». Он оказался затененным и в русской религиозно-философской критике, заново открывшей Достоевского для XX в. К нему обращались А. Блок, Г. Гессе, Ф. Кафка, Ф. Мориак и др. Бердяев, давший несколько проникновенных характеристик «иррациональному» Версилову и его «огненной страсти», «небывалой» в мировой литературе редкий случай необличительного отношения к этому герою; как разновидность «гордого человека», еще не стершего границу добра и зла, рассмотрен в кн. Бог и мировое зло. Образ Крафта послужил В. Розанову основанием для концепции женственности русской души см. Начало научому изучению романа было положено в 1920-х гг. В работах В. Комаровича ставилась проблема художественного единства «Подростка» в противовес сложившейся репутации хаотичного произведения. Исследователь доказывал, что это единство образуется в процессе сюжетного вытеснения Подростка Версиловым с его «любовью-ненавистью» к Ахмаковой эту точку зрения развивал и К. В работах А. Бема были освещены некоторые литературные источники «Подростка» Пушкин, Грибоедов, Л. Постепенно на первый план вышла проблема генезиса произведения, особенно в связи с публикацией и изучением подготовительных материалов к роману. Особая роль в этом отношении принадлежала А. Итогом его научной деятельности явились исследования творческой лаборатории автора «Подростка» и издание набросков к роману. Компоновка черновиков, предложенная Долининым, впоследствии была пересмотрена текстологами, подготовившими 16-й том Полного собрания сочинений Ф. Достоевского в 30 т. Архиповой, Г. Галаган, Е. Кийко, И. Работа текстологов и комментаторов, прояснивших многие моменты творческой истории и канонического текста, создала фундамент для дальнейших исследований и в целом подняла интерес к этому роману. Долинин предложил также ряд прототипических версий, закрепленных затем научной традицией. Так, в образе Версилова было обнаружено движение «от Чаадаева к Герцену», а в образе Подростка — «материал» биографии и творчества Некрасова важные уточнения в эту последнюю параллель внес Е. Семенов, отметивший особую роль темы покаяния, сближающей роман с миром Некрасова. В советском литературоведении, особенно конца 1950-х гг. Большое хождение получила версия, впервые выдвинутая А. Долининым, согласно которой роман был ответом на предложение Н. Наиболее аргументированно эта точка зрения была опровергнута Е. Семеновым, тем не менее социологические прочтения романа долго оставались главенствующими не только в работах В. Ермилова, М. Гуса или В. Кирпотина усмотревшего «утопизм» и «пассивизм» едва ли не у всех ведущих героев романа. Некоторому ослаблению догматических подходов способствовали прочтения, предложенные Н. Чирковым антиномия социальная и антисоциальная, тема «живой жизни» в «Подростке» как «романе самопознания» , В. Тунимановым, Г. Щенниковым, В. Предположение последнего, что у Достоевского «перенос вопроса из плоскости логической в плоскость моральную, из сферы теории в сферу поступков становится основой трагически-философского сюжета» было своеобразным актом сопротивления общественному застою 1970-х гг. С середины 1960-х гг. Бахтина, Л. Гроссмана рассматривавшего «Подросток» как начало нового стиля писателя, пережившего «кризис романной формы» , Я. Зунделовича, Д. Лихачева «текучесть, зыбкость» мира в «летописном повествовании» «Подростка» обострился интерес к поэтике романа. Реанимирован был вопрос о художественном единстве «Подростка», чему особенно способствовала монография немецкого ученого Х. Геригка, предпринявшего научную реабилитацию «Подростка» как безусловного шедевра, пропущенного читателями, критиками и литературоведами. На сюжетно-композиционном единстве романа заострила внимание Н. Савченко, доказывавшая, что мотив «документа» не только не уводит от «идеи Ротшильда», но и является ее естественным продолжением. Ряд контраргументов выдвинул Е. Семенов, рассматривавший «Подросток» не как авантюрный роман пикарескную линию особенно акцентировал В. Кирпотин, впоследствии дополнивший ее «жанрообразующим началом узнавания» , но как роман воспитания, следом за А. Долининым и Б. В 1990-х гг. Были обозначены их источники в фольклоре, в народной культуре В. Михнюкевич, А. Власкин, в то время как прежде значительно большее внимание обращалось на литературные источники: на некрасовского Власа — А. Долинин, В. Туниманов, на толстовского Платона Каратаева — А. Долинин, Е. Семенов, на книгу инока Парфения — Р. Плетнев, И. Якубович , указывалось на первостепенное значение образа Макара Ивановича для творческой истории романа, в частности для перехода к исповедально-покаянной форме повествования К. Духовно-философский смысл «Подростка», его поэтика и «источниковедение», вероятно, останутся магистральными направлениями литературоведческого анализа. Достаточно обозначилось своеобразие романа: это исследование «души подростка смутного времени» и одновременно изображение «всероссийского хаоса в соответственной хаотической манере» Гроссман. Свойственная стилю Достоевского вообще зыбкость, неопределенность изображения действительности в «Подростке» сконденсирована с наибольшей силой роман настойчиво сопровождают сетования критиков и исследователей на «непонятность». Символический сгусток бытия, ускользающего в небытие, — «греза» Аркадия об испаряющемся вместе с туманом Петербурге. Мираж — одно из ключевых слов романа. Тема Отелло не случайно мелькает в романе: шекспировский сюжет истолкован здесь не как трагедия ревности, но как трагедия утраченного идеала. Однако если Дездемона у Шекспира абсолютно чиста, то в героях Достоевского, даже после очистительных объяснений например, роли Версилова в самоубийстве Оли , всегда остается нечто недосказанное, дающее основания для вечных сомнений. Лишь напряженным усилием воли, да и то на время, Подросток подавляет свои сомнения насчет Ахмаковой. Версилов еще менее способен на такие усилия, и совсем уже до помрачающей мнительности доходит молодой князь Сокольский, исчезающий в небытие со словами о любящей его Лизе: «... Вера в человека — преимущественное достояние Макара Ивановича, фундамент его «благообразия» впрочем, данного ему не изначально. Поэтический эквивалент ему Подросток находит в пушкинских строках о «тьме низких истин» и «возвышающем обмане». Стихотворению «Герой», не раз цитируемому в романе, Пушкин, как известно, предпослал слова евангельского Пилата перед Христом «Что есть истина? Главные герои «Подростка» живут под знаком этого вопроса. Даже когда они видят истину как Пилат видел Христа в лице, например, Макара Ивановича, оказывается, что они ее не увидели, то есть не последовали за ней. Эта вечная трагедия идеала и составила глубинную коллизию романа «Подросток». Викторович В. Достоевский назвал своего героя Подростком, хотя по возрасту он уже юноша двадцати лет, только что окончивший гимназию. Но по психологии и по поведению это человек на пороге от подросткового восприятия жизни к юношескому выбору пути. Толстой в своей биографической трилогии последовательно рассматривает стадии духовно-нравственного развития человека — детство, отрочество, юность.

До 16 лет жил с семьей в этом небольшом флигеле Марииинской больницы. А потом и сам, невольно, начал врачевать умы и души. На Достоевском научные труды строят психологи и психиатры. Самый цитируемый из русских классиков, Достоевский FM звучит на всех языках. Кэрол Аполлонио, профессор Дьюкского университета, председатель Североамериканского общества Достоевского: «Я влюблена в его тексты. Я раздражаюсь иногда. Зачем он так много писал в этом месте, зачем этот человек так долго говорит. Я злюсь на него. Но разве это недостаток? Специалисты насчитали в романе классика минимум 50 придуманных слов, «достовизмов», как забытых, так и вполне «сейчашных». Станислав Чернышев, преподаватель русского языка как иностранного: «Слово "срамец" мне прекрасно легло к "шлепохвостнице", потому что они составляют отличную пару. Слово "обшмыга" мы не используем часто, но мы все понимаем, что оно значит». Вот и получается, что и сегодня Достоевский, как сказали бы, мейнстрим. Игрок по натуре, он, кажется, и весь мир приучил, его романы, каждый раз, словно игра, так азартно и лихо закрученная с читателем.

Бронзовый писатель читает произведение Пушкина «Борис Годунов». Арт-объект малой архитектурной формы создала скульптор Анастасия Лужина, выпускница Санкт-Петербургской академии художеств имени Репина. Жизненный путь писателя Федор Михайлович Достоевский родился в 1821 году в Москве. В 16-тилетнем возрасте был отправлен в Санкт-Петербург на учебу в Инженерном училище, из которого выпустился в 1843 году. По окончании учебы был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но год спустя подал в отставку. Достоевский — один из основоположников жанра психологической прозы в литературе. В 1845 году писатель закончил свой первый роман «Бедные люди».

А вы читали Достоевского? Новое искусство о классике русской литературы

Внимание Достоевского привлекают железнодорожные катастрофы, судебные процессы, увлечение интеллигенции спиритизмом, распространение самоубийств среди молодежи. Рядом с музеем «Разночинный Петербург» — Пионерская площадь, бывший Семеновский плац, где совершилась гражданская казнь петрашевцев, среди которых был и молодой Достоевский. Достоевский изображен 25-летним юношей в тот период, когда он решил всецело посвятить себя литературе. Наша молодежь так поставлена, что решительно нигде не находит никаких указаний на высший смысл жизни. Споры между ними начинались именно тогда, когда молодой Достоевский отстаивал учение Христово, названное Белинским «ложным и невежественным».

Со дня рождения Федора Достоевского исполнилось 200 лет

Молодой Достоевский | Библиотека иностранной литературы. Он даже высмеивал молодого Достоевского, что очень ранило честолюбивую душу Федора Михайловича. Достоевский стал одним из самых неоднозначных в современных оценках классиков русской литературы. федор достоевский, новости культуры, книги.

«Молодежь – Достоевскому» 2023

Отвечал на письма в «Дневнике писателя» «Дневник писателя» Достоевского стал первым «интерактивным» журналом и прообразом всей современной сетевой публицистики. Ничего подобного в то время просто не существовало. Писатель получал большое количество писем читателей и даже вступал с ними в личную переписку, а иногда отвечал на письма на страницах «Дневника». Задолго до Ницше вывел тип особого «сверхчеловека» Герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников убивает, чтобы самому себе доказать, что он «не тварь дрожащая, а право имеет». Он признается: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил. Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Я просто убил; для себя убил, для себя одного. Мне надо было узнать тогда и скорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я преступить или не смогу?

Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею? Психологизм произведений Достоевского поражает каждого, кто открывает страницы его великих книг. Ницше писал, что Достоевский дал ему «ценнейший психологический материал» и был «единственным психологом», у которого ему было чему поучиться. Считал себя виновным в смерти сына Младший сын Достоевского, Алеша, родился в августе 1875 года. Он рос веселым, умным мальчиком и был любимцем отца. Ребенок был здоров. Но в два с половиной года с ним неожиданно случился эпилептический припадок, который мальчик не смог пережить.

Анна Достоевская вспоминала: «Федор Михайлович был страшно поражен этою смертию. Он как-то особенно любил Лешу, почти болезненной любовью, точно предчувствуя, что его скоро лишится. Федора Михайловича особенно угнетало то, что ребенок погиб от эпилепсии, — болезни от него унаследованной». Дети Ф. Слева — Алеша, справа — Федор и Любовь. Фото: Н. Лоренкович, 1878 г. Даля Некоторые исследователи приводят мнение крупнейшего педиатра, профессора Александра Клиорина, который не обнаружил серьезных оснований считать Алешу эпилептиком и предположил, что имела место молниеносная форма менингита.

Как бы то ни было, Достоевский глубоко переживал эту смерть. Боль и потрясение от нее нашли свое отражение в его последующих творениях. Заставил плакать Тургенева Открытие памятника Пушкину в Москве в июне 1880 года было огромным событием, а пушкинская речь Достоевского стала апофеозом этого события. Федор Михайлович долго готовился к этому выступлению, которое начал словами Гоголя: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа». Достоевский говорил об уникальном качестве Пушкина — чувствовать душу любого, иногда даже совсем чуждого, народа, его гений. И, переходя к роли всего русского народа, Федор Михайлович особо выделял понятие «братства»: «Наш удел всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей». Свидетели этой речи вспоминали, что она произвела колоссальное впечатление на слушателей: удивительным образом тут же произошло примирение людей совершенно разных направлений и взглядов. Тургенев, с которым у Достоевского было много разногласий, со слезами подошел к Достоевскому.

Они обнялись. Никогда не жил в материальном достатке За печатный лист он зарабатывал 150 рублей. Для сравнения, Толстому за тот же объем платили 500 рублей. В финансовых делах Федор Михайлович был человеком совсем не практичным: вести бюджет, планировать расходы, копить он не умел. Долги были его почти всегдашними спутниками. Можно почти с уверенностью сказать, что если бы его вторая жена Анна не взялась основательно за «экономическую политику» семьи а об этом ее прямо попросил муж , то Достоевский мог бы скатиться до откровенного нищенства и уголовного преследования за невыплаченные долги. Дом Ф. Достоевского в Старой Руссе.

Даля Вообще надо отметить, что приведенный «прайс-лист» совершенно уместен для создания портрета писателя. Выбор литературного поприща в то время — это не только желание послужить искусству и выразить свои мысли и идеи «вслух», но и вполне продуманная карьера.

Здесь родилось семеро его детей. Отсюда семья уехала в Петербург, но Федор Михайлович всегда мечтал вернуться. Во многих его произведениях Москва предстает матерью. Инициатором установки объекта стал Книжный клуб имени писателя: Достоевский появился рядом с его входом.

Каждый желающий может присесть рядом, подумать о судьбах мира вместе с ним или сделать селфи. Заметим, что новое изваяние классика — не памятник, а малая архитектурная форма. То есть работу Анастасии Лужиной при желании можно передвинуть, правда, пока никто этого делать не собирается. В том, что место выбрано удачно, сошлись все участники церемонии открытия: директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак, директор Московского музея современного искусства Василий Церетели, писатель и главный специалист по творчеству Достоевского Игорь Волгин, замглавы Музея декоративного искусства и член экспертного совета конкурса на создание этого монумента Алина Сапрыкина и праправнук классика Алексей Достоевский.

В год его смерти ей исполнилось лишь 35 лет, но она сочла свою женскую жизнь оконченной и посвятила себя служению его имени. Издала семь полных собраний сочинений писателя причем сама была и корректором , собрала письма и заметки мужа, заставила друзей подготовить его биографию, основала школу Достоевского, написала воспоминания.

В 1918 году, в последний год ее жизни, к Анне Григорьевне пришел начинающий тогда композитор Сергей Прокофьев и попросил сделать в его альбом, «посвященный солнцу», какую-нибудь запись. Она написала: «Солнце моей жизни - Федор Достоевский». Художник Василий Перов. Он не ограничился редакторской работой и решил печатать собственные статьи, очерки, фельетоны и рассказы. Федор Михайлович при этом вел постойный диалог с читателем. Так начал создаваться «Дневник писателя», которому Достоевский посвятил в последние годы жизни много сил, превратив его в отчет о важнейших событиях общественной и политической жизни.

Внимание Достоевского привлекают железнодорожные катастрофы, судебные процессы, увлечение интеллигенции спиритизмом, распространение самоубийств среди молодежи, его беспокоит распад семейных связей. Достоевский не только получал большое количество писем от своих читателей, но и вступал с ними в личную переписку, а иногда отвечал на их письма на самих страницах «Дневника». По сути, это был прообраз «живого журнала», который принес Достоевскому общероссийскую славу. Оказалось, что государь хочет, чтобы Федор Михайлович беседовал с юношами. Да, так бывает: царь, помнивший инсценировку в 1849 году расстрела Достоевского вместе с другими участниками кружка петрашевцев, спустя почти тридцать лет привлек бывшего смертника в качестве наставника своих детей. Два с лишним года писатель посещал великих князей и беседовал с ними на политические темы.

А поговорить было о чем: наступила эпоха террора — как революционного, так и правительственного. В период всеобщего смятения умов молодым великим князьям был необходим авторитетный собеседник. На Достоевского рассчитывали, как на психолога и моралиста - самого признанного из всех. Есть сведения, что классик аттестовал великих князей как людей милых, но малообразованных. Федор Михайлович хотел донести до представителей власти свое понимание исторического будущего России. Будучи убежденным монархистом, он пытался закрепить в сознании правителей образ «самодержавия с человеческим лицом».

Но его призывы не были услышаны. Он предвосхитил утверждение экстремистов о том, что зло может быть оправдано. Эта идеология потом в ХХ веке привела к чудовищным экспериментам над людьми. А вот как о недавнем нашем прошлом автор «Бесов» пишет как о будущем. Вот послушайте: «Во всякое переходное время поднимается эта сволочь, которая есть в каждом обществе. Эти дряннейшие людишки получили вдруг перевес, стали громко критиковать всё священное, тогда как прежде и рта не смели раскрыть.

Всё это вдруг взяло над нами верх».

Это несомненно так. С довольно ранних лет колоссальное влияние на Федора Михайловича оказал, во-первых, Пушкин. Существенно влияние Шиллера. Поэтика раннего Достоевского складывается в большой степени под влиянием французской литературы того времени. Здесь важен опыт знакомства с Бальзаком. Буквально отрабатывает перо на этом переводе. Для всего художественного мира писателя чрезвычайно существенна роль Сервантеса. Так, понимание сущности образа Мышкина немыслимо без проекции на «Дон Кихота» Сервантеса. И это только часть имен, ими все не исчерпывается.

Достоевский много читал. У него не было системного университетского гуманитарного образования, но он был человеком весьма образованным и жадно занимавшимся самообразованием. Показательно, с какой настойчивостью он просит присылать ему новые книги в ссылку. Причем, это серьезная литература. Это книги по античной истории, классической философии, по истории права. Достаточно широкий и даже респектабельный диапазон книжных интересов. Прослеживаются ли эти события в его творчестве? В том числе и тем, что он никогда не пытался никому выставить счета, связанные с этим тяжелейшим трагическим опытом осуждения на смертную казнь, а затем каторги и ссылки. Достоевский считал, что для него это важный опыт. Он был ему благодарен.

И когда некоторые его знакомые нарочито оппозиционных взглядов взывали к его самосознанию обиженного самодержавием человека, Федор Михайлович неизменно их осаживал. Он считал, что для его души — это важнейший этап, без которого он просто не мог бы состояться как человек. В этом смысле весь зрелый Достоевский выходит из опыта каторги, тюрьмы. Именно тогда Достоевский переживает религиозный перелом. Хотя и до того он атеистом не был. Но глубинно религиозным человеком, для которого центром мироздания, центром самосознания является Христос, чье представление о человеке целиком христоцентрично, он становится именно там, на каторге и в ссылке. А это, собственно говоря, основа всего позднего Достоевского. В чем истинный секрет этой актуальности? Я бы предложил один. Конечно, Достоевский реалист.

Но неслучайно он настороженно относился к попыткам говорить о себе как о «реалисте», о собственной литературе как «реалистической». Он говорил о своем методе как об особом реализме, «реализме в высшем смысле». И этот реализм отличается от обычного реализма фактографии, изображения действительности, этакого ей подражания. С этой точки зрения Достоевский, в общем-то, не особо в действительности верен. Его зачастую упрекали в том, что у него ненатуральные герои, что это люди вечной лихорадки, что обычная жизнь в творчестве Достоевского — бесконечный скандал. Институт мировой литературы им. Горького Российской академии наук Так вот, Достоевский сильно ориентирован на почву каждодневной жизни, некий гумус прозаической реальности. Он черпает свои сюжеты из сора, из криминальной хроники, из газет, из рассказов о том, как по соседству мастеровой жену зарезал. Или какой-то студентишка с мансарды старуху убил. Вот этот «гумус» из газетных хроник он берет за основу сюжетов своих текстов.

И дальше подвергает их такой возгонке, такой спиритуализации, что мы в конце концов получаем мистерию на основании криминальной хроники. Мистерию, которая превозмогает пределы времени и выходит к вечным смыслам. Достоевский любил повторять, что он привязан к текущей действительности, но его интересует, прежде всего, не она, а «начала» и «концы». Глубинная, духовная предпосылка исходящего и его окончательное следствие там, за пределами времени, в вечности, в мире непреходящих смыслов, метафизической ясности, Истины. Складывается ощущение, что город живет своей жизнью и, возможно, даже подталкивает героев к решениям или действиям? Пространство у Достоевского, а уж особенно пространство Петербурга — живое, одушевленное начало. И именно это свойство позволяло некоторым ученым, в том числе академику Владимиру Николаевичу Топорову, говорить об особой мифопоэтической природе художественного мира Достоевского. Что он имел в виду? В древних эпосах художественное пространство не нейтрально, оно обязательно ценностно нагружено и связано по смыслу с аксиологическими аспектами сюжета. Скажем, фундаментальная битва героя с антигероем возможна только в свободном, открытом пространстве.

А переход от дня к ночи — это пространство переходное в ценностном смысле. Оно несет в себе переход от мира живых к миру мертвых. И переход от нормы поведенческой к нарушению нормы. Впрочем, это законы, по которым существуют мифопоэтические, архаические тексты в индоевропейской традиции начиная с древнейших эпосов, «Илиады» и «Одиссеи» Гомера и т. Так вот, в большой степени тексты Достоевского устроены так же. Духовный кризис героя, ценностный, нравственный тупик его идеи сопрягается обычно с пребыванием в закрытом и искривленном пространстве.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий