Достоверно причины расстройства памяти не известны. Медики лишь установили, что для пациентов с патологией характерны базальные повреждения переднего мозга и повреждения лобных долей, которые провоцируют нарушения памяти и проблемы с самосознанием.
Забыть совсем. Психолог назвал признаки проблем с памятью
Наполеон, например, будучи офицером, прочел однажды юридический кодекс Юстиниана и затем на протяжении всей жизни цитировал тексты статей законов наизусть. Запоминание быстрота, точность, воспоминание и забывание во многом зависят от личностных качеств, конкретного отношения данного человека к тому, что подлежит запоминанию. Запоминание связано с отношением к впечатлениям. Так, родители, читающие детям бесконечные нотации, напрасно рассчитывают на то, что дети их запомнят — негативные впечатления плохо запоминаются. Важное значение для запоминания имеет спонтанность мышления — умственные стереотипы приводят к интеллектуальной слепоте. Очевидно, что и запомнить лишенное смысла трудно и незачем. Способствуют лучшему запоминанию частые рассказы о каких-то впечатлениях. Плохие рассказчики обычно не пишут мемуаров.
Весьма важным для запоминания является состояние сознания и чувств, тот контекст, в котором существует событие. Тульвинг с соавторами выдвинули гипотезу о специфичности кодирования впечатлений в зависимости от ситуации. Известно, что лучше запоминается то, что нужно, интересно или то, что оказалось незавершенным. Так, досадные ситуации, в которых не удалось поставить точку, помнятся особенно долго. Улучшает запоминание проговаривание впечатлений, которые благодаря этому интегрируются в словесно-логические структуры памяти. Наконец, материал запоминается лучше при углублении «в предмет, когда он связан с другими фактами в различных контекстах и под разными углами зрения. При воспоминании, как и запоминании, важен контекст, наличие опорных точек, объектов для сравнения.
Поэтому именно узнавание, а не оторванные от контекста воспоминания считаются более надежным показателем фактически усвоенного материала т. В забывании, как упоминалось, важную роль играет вытеснение мотивированное забывание. Пожилые люди скорее забывают недавние события. В основном потому, что им труднее организовать информацию, которую предстоит вспомнить. Забывание событий первых трех-четырех лет жизни — детская амнезия, связывается с разными причинами, особое значение придается неразвитому самосознанию. Быстро забывается неиспользованная информация, чему немало способствует традиционная система обучения — она не учит пониманию важности полученных в годы образования знаний. Забывание связано также с таким явлением, как интерференция.
Проактивная интерференция выражается в том, что события, происшедшие до запоминания, ему мешают. Запоминанию могут мешать также события, случившиеся после запоминания — ретроактивная интерференция. Существуют различные приемы запоминания — мнемотехника. Это, например, метод локальной привязки, метод группировки, метод акронимов и акростихов и многие другие. Использование приемов мнемотехники позволяет намного улучшить эффективность памяти. Различают непроизвольную и произвольную память. В первом случае запоминание сопровождает деятельность человека и не связано со специальным намерением запомнить что-либо.
Произвольное запоминание связано с предварительной установкой на запоминание. Оно наиболее продуктивно и лежит в основе всякого обучения, но требует соблюдения специальных условий осмысливание запоминаемого материала, предельное внимание и сосредоточенность. Ранние формы произвольной памяти в далеком историческом прошлом, у детей проявляются в виде запоминания одного предмета через другой например, хранение локона волос. Позже опосредованное запоминание осуществляется через действие чтобы вспомнить забытое, надо выполнить действие, связанное с желаемым воспоминанием, например, вернуться на прежнее место. Более высокая ступень произвольного запоминания связана с использованием речевых инструкций. Наконец, зрелая форма произвольной памяти опосредована мышлением, организацией материала в логическую последовательность. Можно ожидать, что регресс памяти в условиях патологии осуществляется в обратной последовательности.
В зависимости от организации процессов памяти и длительности удержания информации различают непосредственную, кратковременную, промежуточную буферную и долговременную виды памяти. Первые три вида иногда объединяют в кратковременную память. Каждая из них реализуется на основе различных механизмов, обладает различной емкостью, спецификой фиксируемых данных. Кратковременная память делится также на так называемый непосредственный отпечаток, промежуточную форму кратковременной памяти или стадию консолидации и оперативную память. Непосредственный отпечаток характеризуется достаточной емкостью, длительность хранения информации не превышает одной секунды. Функциональное значение этого вида памяти состоит в продлении эффекта коротких внешних сигналов на время, достаточное для оценки их значения в центральной нервной системе и отбора полезной информации. Кроме того, непосредственная память обеспечивает непрерывный характер восприятия.
Это модально-специфическая память с рядом хранилищ для каждого канала сенсорной информации. Иллюстрацией к работе сенсорной памяти могут служить последовательные образы, то есть, впечатления, сохраняющиеся некоторое время после разглядывания объекта. Положительные последовательные образы возникают при закрытых глазах, если перед тем глядеть на источник света и потом от него отвернуться. Несколько секунд будут видны затем светящиеся пятна. Отрицательные последовательные образы появляются после длительной 30 секунд фиксации цветного изображения. Если после этого смотреть на лист серой бумаги, возникает изображение в цветах, комплементарных исходному цвету вместо красного — зеленый, синего — желтый, светлого — темный и наоборот. Механизмы последовательных образов связывают с деятельностью низших зрительных центров.
Затем информация из непосредственной переводится в кратковременную память. Это модально-неспецифический вид памяти с одним накопителем информации. Информация представлена абстрактным последовательным кодом. С этим психологи связывают «магию» цифры 7. Процессами кратковременной памяти можно управлять произвольно. Время хранения информации в памяти — до 20 секунд — срок, достаточный для опознания, отбора и кодирования сигналов. Работу кратковременной памяти иллюстрируют явления эйдетизма.
Эта форма памяти отличается повышенной чувствительностью к различным внешним воздействиям интоксикации, гипоксия, травмы, аффекты. Оперативная память, как разновидность кратковременной памяти, служит для удержания информации по ходу ее извлечения из долговременной памяти в процессе осуществления тех или иных видов деятельности и имеет исключительно большое значение при реализации почти всех психических процессов. Промежуточная буферная память имеет единственное хранилище информации, в котором она удерживается до трех суток. Для этого информация из промежуточной направляется в кратковременную память, там интерпретируется и только затем поступает на хранение в долговременную память. Долговременная память обеспечивает хранение впечатлений практически на протяжении всей жизни. Долговременная память имеет двигательные, образные и словесные структуры. В каждой из них существует два блока информации.
В первом последняя хранится в организованном виде и активно используется. В другом блоке информация неорганизована и произвольному воспроизведению у большинства людей недоступна. Различают ряд форм организации материала долговременной памяти: — пространственную, позволяющую установить опорные пункты и связи в нашем физическом и социальном окружении. Лежит в основе «когнитивных карт», связующих в одно целое разные элементы поля; — линейную, например, по алфавиту, дням недели и т. В первой, «автобиографичной» хранятся личные впечатления индивидуума. Во второй — структуры, позволяющие понять мир: понятия, нормы, законы, правила. До сих пор не известно о конкретных способах извлечения информации из долговременной памяти, которые субъективно протекают подсознательно и чрезвычайно быстро.
Механизмы непосредственной памяти связывают с изменениями на уровне рецепторов. Работу кратковременной памяти объясняют циркуляцией импульсов в замкнутых нейронных цепях. Стадия консолидации памяти представляет собой латентный период длительностью от 15 до 60 мин. В течение этого времени нейронные контуры кратковременной памяти должны быть неактивными. Разные воздействия на мозг в этот период могут привести к стиранию следов памяти и амнезии. После стадии консолидации информация переходит в долговременную память. Механизмы последней согласно гипотезе Хебба, связаны с длительным изменением синаптических связей.
Биохимическая теория памяти Хидена объясняет механизм долговременной памяти с процессами образования РНК. Основным субстратом хранения памяти считается синапс. Не исключается возможность участия в этом нейроглии. Гипотеза Лэшли о существовании центра памяти не подтвердилась. Тем не менее есть все основания считать, что гиппокамп и связанные с ним образования миндалевидное тело, ядра зрительного бугра, мамиллярные тела играют особо значительную роль в фиксации и хранении следов памяти. Установлено, что двустороннее поражение гиппокампа приводит к грубым нарушениям памяти, которые известны в клинике под названием «корсаковский» или «лимбический» синдром. Поражение мозговой коры никогда не приводит к общему нарушению следов памяти, однако, при этом наблюдается выпадение возможности закреплять следы модально-специфических раздражений, соответствующих локализации поражения.
Поражение лобных долей больших полушарий специфически нарушает способность произвольного управления функцией памяти, но не препятствует бесконтрольному, пассивному запечатлению и репродукции следов памяти. Повреждение височных областей коры приводит к нарушению правильной последовательности воспроизведения памятных следов. Психопатология памяти Расстройства памяти проявляются нарушениями запоминания, хранения, забывания и воспроизведения различных сведений и личного опыта. Различают количественные нарушения, выражающиеся ослаблением, выпадением или усилением следов памяти, и качественные нарушения парамнезии , при которых наблюдаются ложные воспоминания, смешение прошлого и настоящего, реального и воображаемого. Количественные нарушения памяти включают амнезию, гипермнезию и гипомнезию. Выпадение памяти на разные сведения, навыки либо на тот или иной промежуток времени. Различают следующие виды амнезии.
Фиксационная амнезия. Утрата способности запоминать и воспроизводить новые сведения. Резко ослаблена или отсутствует память на текущие, недавние события при сохранении ее на приобретенные в прошлом знания. Ориентировка в обстановке, времени, окружающих лицах, в ситуации нарушена — амнестическая дезориентировка. Фиксационная амнезия является важнейшим признаком корсаковского синдрома, наблюдающегося при корсаковском психозе, черепно-мозговых травмах, атеросклеротических, других органических психозах, интоксикациях например, окись углерода , атрофических процессах старческое слабоумие, болезнь Альцгеймера. При фиксационной амнезии нарушение касается механизмов кратковременной, а возможно и непосредственной памяти. Существуют экспериментальные доказательства того, что при фиксационной амнезии нарушается скорее репродукция, а не процессы запечатления: так, пациент, которому при рукопожатии незаметно наносят укол иглой, со временем перестает протягивать руку для приветствия.
Прогрессирующая амнезия. Постепенно нарастающее и далеко идущее опустошение памяти. Утрата запасов памяти происходит в определенной последовательности, подчиняющейся закону Рибо-Джексона; от частного — к более общему, от позднее приобретенного, менее прочно закрепленного и менее автоматизированного—к тому, что было приобретено раньше, прочнее закреплено, более организовано и автоматизировано; от менее эмоционально насыщенного — к более эмоционально значимому. Дольше всего сохраняются следы двигательной и эмоциональной памяти — двигательные навыки привычные действия, походка, жесты , характер аффективных реакций на определенные ситуации. Различают несколько этапов развития прогрессирующей амнезии. На первом этапе наблюдается резкое снижение памяти на текущие события — фиксационная амнезия. Память на прошлое может быть удовлетворительной или даже несколько повышенной иногда оживление памяти на прошлые события достигает степени гипермнезии.
На втором этапе амнезии присоединяются пробелы памяти на события, предшествовавшие началу заболевания, а затем все более отдаленные — ретроградная амнезия. На третьем этапе сохраняются разрозненные и очень скудные воспоминания, относящиеся, в основном, к детским годам жизни. Путаются события, даты, не узнаются родственники и знакомые, теряются воспоминания о самых важных эпизодах жизни. Не узнаются свои фотографии. Собственное изображение в зеркале принимается за облик незнакомого человека — симптом зеркала.
Расширение социальной активности Поддержка социальной активности и вовлеченность в общение с другими людьми помогает поддерживать функции мозга. Поэтому всегда рекомендуется обратиться к врачу для получения достоверного медицинского совета и назначения подходящего лечения.
Профилактика нарушений памяти Необходимо получать достаточно сна. Недостаток сна существенно влияет на работу памяти. Постарайтесь спать не менее 7-8 часов в день. Питайтесь правильно. Убедитесь, что рацион содержит достаточное количество питательных веществ, омега-3 жирных кислот, антиоксидантов и витаминов группы В. Физическая активность. Регулярные умеренные физические нагрузки способствуют улучшению кровоснабжения мозга и стимулируют рост новых нейронов.
Рекомендуется заниматься физическими упражнениями не менее 30 минут в день. Мозговая тренировка. Постоянное обучение и интеллектуальные задачи помогают укрепить связи между нейронами и улучшить работу памяти. Решайте кроссворды, играйте в головоломки и учите новые навыки.
Никто не знает об имплантации памяти больше, чем член Национальной академии наук, Элизабет Лофтус из Калифорнийского университета в Ирвине. Свои исследования Лофтус начала с проверки податливости воспоминаний об автомобильных столкновениях. Вместе с Дж. Палмер они показывали людям нарезку фильма с автомобильными столкновениями. Потом просили людей вспомнить, сколько автомобилей было «разбито», а сколько просто «ударилось». Неделю спустя опрос был повторен.
На вопрос о том, присутствовало ли в клипе разбитое стекло, ответы просто поразили исследователей. Люди, которые видели «разбитые» автомобили более вероятно говорили о разбитом стекле, чем люди, видевшие «удары». Но если верить Лофтус и Палмер, в фильме не было «разбитого стекла в авариях» вообще. Многочисленные эксперименты углубили и расширили понимание этой сферы. В одном из тестов треть очевидцев запомнили «преступника» в очереди, в которой вовсе не было преступника. А когда исследователи обманули опрошенных, сказав, что в очереди был преступник, уровень неправильных воспоминаний вырос до трех с лишним четвертей. Наверное, нужно задаться вопросом, сколько невинных людей сидит в тюрьме из-за этого явления. Война за разум определенно проиграна вчистую. Но глупый кролик — это персонаж Warner Bros. Он точно не живет в Диснейленде.
Безобидный детский мультик? Но все может быть страшнее. Манипулирование мнением присяжных, политические махинации, выдавливание из свидетеля ложных показаний в суде — это минимум. Беспринципные прокуроры и так не очень хороши, но история показывает, что политические партизаны, ничего не говоря и не заявляя, манипулировали мнением огромного количества людей. Китайское правительство систематически предпринимало попытки изменить воспоминания о резне на площади Тяньаньмэнь 1989 года в масштабе всего государства. Инструменты включали врачевание фотографиями и вызов людей, рассказывающих ложные версии событий. Мощность этого метода основана на известной возможности социального давления для изменения памяти. Происходят ли манипуляции с памятью в мире? Хитрые политические партизаны, как всем известно, могут уйти ни с чем.
При этом остальные события — до и после стресса — сохраняются.
У некоторых пациентов наблюдается кратковременная амнезия после операции, они не помнят событий, которые произошли накануне. Через некоторое время эти воспоминания возвращаются. Однако иногда после наркоза развивается забывчивость, которая протекает с разной интенсивностью. Это нарушение мозгового кровообращения, которое сопровождается сильными головными болями. Есть мнение, что одной из причин мигрени является стресс. Во время стресса сосуды головного мозга расширяются и давят на нервные клетки. Потом, сужаясь, они нарушают кровоснабжение мозга, что может спровоцировать проблемы с памятью. Алкогольное опьянение. Алкоголь провоцирует физические изменения в структуре мозга. В результате разрушаются нейронные связи и цепочка событий буквально разрывается, воспоминания не сохраняются.
Виды амнезии Ретроградная. Это потеря воспоминаний, произошедших до повреждения мозга. Например, при сотрясении мозга и даже переломах, человек может потерять какой-то отрывок из жизни. Причем этот отрывок охватывает от нескольких часов до нескольких лет. При ретроградной амнезии воспоминания постепенно восстанавливаются — от самых далеких к самым близким к травме. Обратная ретроградной, то есть человек забывает события, которые происходили после получения травмы. При этом предыдущие воспоминания сохраняются. Этот вид амнезии довольно редкий, также он может быть спровоцирован приемом специфических препаратов.
Проблемы с памятью: 10 случаев, когда наш мозг подводит нас
Алкогольные палимпсесты проявляются выпадением памяти на отдельные подробности или детали событий, происходивших во время алкогольного опьянения. Транзиторные амнестические эпизоды. У лиц в возрасте от 45 до 70 и более лет описаны пробелы памяти продолжительностью от 1 до 24 часов. Указанные амнестические эпизоды рассматриваются как неэпилептические цереброваскулярные приступы, проявляющиеся в нарушении деятельности лимбических структур Frank, 1981.
В отечественной литературе упомянутые выпадения памяти описаны под названием транзиторная глобальная амнезия Завилянский с соавт. Отмечается однократность таких провалов памяти у одного и того же пациента. Систематизированные системные амнезии.
Выпадение специализированных видов памяти на лица, цвета, запахи, символы, навыки. К данному виду амнезии относятся нарушения типа афазии, агнозии, апраксии. Моторная экспрессивная афазия характеризуется затруднениями в словесном выражении мыслей.
Типичным является телеграфный стиль речи как и в ранней речи детей состоящей из коротких, в два, три слова фраз, составленных из имен существительных и глаголов , аграмматизмы, замена одних букв, слогов и слов другими литеральные и вербальные парафазии , их пропуски, смешения контаминации — «палалет» — составлено из «палата» и «туалет» , застревания персеверации. Страдает произвольная письменная речь, в то время как при списывании она сохранена лучше. В более тяжелых случаях моторной афазии нарушается письмо под диктовку.
Сенсорная афазия проявляется непониманием устной и письменной речи, поскольку нарушен фонематический слух — различение фонем, сходных по звучанию. Особенно плохо различаются близкие фонемы б-п, д-т и др. Больные многоречивы, их высказывания непонятны из-за аграмматизмов, парафазии.
Нарушаются чтение, письмо. Амнестическая афазия проявляется забыванием нужных слов, например, названий предметов. Вместо этого пациенты показывают или описывают назначение и свойства предметов, действия, которые совершаются с ними.
Многоречивость сочетается с вербальными парафазиями, персеверациями. Письмо при списывании не нарушается. Семантическая афазия характеризуется непониманием сложных фраз из-за неспособности идентифицировать грамматические формы, которые выражают отношения между понятиями.
Например, пациент не видит различия между отцом брата и братом отца. Нарушения развития речи у детей обусловлены генетическими и в меньшей степени средовыми факторами. Нарушения речевого развития выявляется на этапах раннего детства и не связаны с неврологическими, сенсорными, умственными отклонениями, повреждениями артикуляционного аппарата.
Речевым расстройствам сопутствуют трудности в овладении чтением, письмом, сложности в общении, эмоциональные и поведенческие проблемы. Эйнштейн почти не говорил до трех лет. Специфическое расстройство развития речи может затрагивать разные ее стороны: во-первых, расстройство артикуляции речи, при котором затруднено использование звуков речи в норме оно достигается к 11 —12 годам : пропуски, искажения, подмены фонем, что приводит к сложностям в понимании речи детей окружающими, хотя невербальный интеллект детей остается в пределах нормы.
К данному расстройству относят нарушения артикуляции, лепетную речь, дислалию, отклонения фонологического развития; во-вторых, это расстройство экспрессивной речи. Понимание речи не нарушено, не обязательны нарушения артикуляции, типично снижение уровня использования выразительной разговорной речи ограничение лексикона, замедление развития фразовой речи, трудности в подборе синонимов, синтаксические ошибки и др. Использование невербальных средств коммуникации не нарушено.
Возможны тем не менее затруднения в контактах, эмоциональные и поведенческие проблемы, иногда избирательная потеря слуха. Наконец, это могут быть расстройства рецептивной речи: неспособность реагировать на знакомые названия, следовать простым инструкциям, понимать грамматические конструкции. Нарушение узнавания предметов.
При оптической агнозии предметы не узнаются, возможно, из-за выпадения адекватных программ исследовательских действий ощупывающих движений глаз. Зрение и цветовосприятие не страдают. Нарушение узнавания может касаться символов букв, цифр , рисунков, геометрических фигур.
О симультанной агнозии упоминалось нами ранее. Агнозия в отношении собственного тела определяется как соматоагнозия. Соматоагнозия выражается в неузнавании частей своего тела.
Пациент не знает, например, где у него нога, рука, где левая и правая, верхняя или нижняя половина тела аутотопагнозия. Соматоагнозия у неврологических пациентов проявляется отрицанием факта паралича. Так, при синдроме анозогнозии Антона-Бабинского больной не осознает левостороннего паралича и обнаруживает «слепоту на свою слепоту» очаг поражения в правой гемисфере.
Мнимое ощущение дополнительных частей тела лишняя рука, голова и т. Бехтерева и П. Останкова — описана при поражении коры субдоминантного полушария.
Прозопагнозией называют неузнавание лиц знакомых людей на фотографиях. Выпадение моторных навыков действий с предметами, жестов, выразительных актов, способности подражать действиям окружающих и выполнять движения по просьбам извне. При моторной апраксии пациент забывает характер действий, требуемых для выполнения задания.
При идеаторной апраксии страдает план, последовательность действий, которые нужно выполнить для достижения цели. Конструктивная апраксия проявляется в том, что пациент не может из отдельных элементов или частей воссоздать нужную целостную структуру составить фигуру, орнамент и др. Нарушения развития школьных навыков чаще встречается у мальчиков.
Предполагают, что они связаны с биологической дисфункцией и присутствуют с первых лет обучения. Различают нарушения развития навыков чтения, письма, счета, смешанное расстройство школьных навыков, двигательных функций. При дислексии нарушены навыки чтения и понимание прочитанного На ранних этапах это трудности в пересказывании алфавита, в распределении по категориям звуков.
Позднее становятся очевидными пропуски, искажения и замены слов их частей , медленный темп речи, запинки и потери места в тексте, литеральные и вербальные парафазии, чтение в обратном порядке. Нарушаются также способности вспомнить факты и делать выводы из прочитанного, а чтобы это делать, дети используют скорее общие знания, чем то, что они узнали из конкретного рассказа. Позднее трудности спеллингования составление слов из букв становятся более глубокими, чем недостаточность чтения.
Нарушениям развития чтения обычно предшествуют расстройства развития речи. При расстройстве спеллингования нарушена способность произносить слова по буквам и правильно писать слова. Предшествующее расстройство навыков чтения отсутствует.
При нарушении развития навыков счета дефект касается вычислительных операций прибавления, вычитания, умножения и деления иногда лишь отдельных операций. Нарушен счет пальцев синдром Гертсмана. Более абстрактные математические операции в геометрии и т.
Нарушения развития двигательных функций проявляется угловатостью, медленным обучением ходьбе, бегу, — прыжкам, подъему и спуску по лестнице, трудностями в завязывании шнурков, застегивании пуговиц, бросании предметов, плохом подчерке и мн. Часто выявляются симптомы стриарной недостаточности. Явления афазии, агнозии, апраксии и другие нарушения корковых функций алексия, акалькулия и др.
В психиатрической практике они встречаются при атрофических процессах болезнь Пика, Альцгеймера, сенильная деменция, травматические поражения. Мотивированная амнезия. Выпадение памяти на отдельные психотравмирующие события.
Так, после неприятной сцены с Бабинским пациентка забыла его имя, внешность и все, что так или иначе было с ним связано. Пробелы возникают по механизмам вытеснения. В состоянии гипнотического сна, по преодолении сопротивления утраченные воспоминания могут быть восстановлены.
Наблюдается у лиц с истерическими чертами характера, при неврозах. Вытеснение психотравмирующих воспоминаний — явление чрезвычайно распространенное и среди здоровых индивидуумов; рассматривается как один из механизмов психологической защиты. Аффектогенная амнезия.
Утрата воспоминаний о событиях, происшедших во время бурной эмоциональной реакции — аффекта. Выявляется по выходе из состояния патологического аффекта, обусловлена сужением сознания. Фактически является вариантом конградной амнезии.
Считать ее кататимической, то есть связывать с действием механизмом вытеснения, очевидно, не следует. Постгипнотическая амнезия. Наблюдается после пробуждения из глубокого гипнотического сна, в сущности возникает вследствие нарушения сознания.
Амнезия может быть внушена в состоянии неглубокого гипнотического транса. Периодическая амнезия. Сопровождает описанные Рибо состояния двойного или альтернирующего сознания, при которых в одном болезненном состоянии сознания отсутствуют воспоминания о пережитом в другом.
По выходе в нормальное состояние больной не помнит происшедшего как в первом, так и во втором патологическом состоянии, или только смутно вспоминает отдельные впечатления. Наблюдается при истерии. Переходу из одного состояния в другое может предшествовать глубокий сон.
Скотомизация памяти. Близка к мотивированной амнезии. Отличается от последней тем, что возникает у лиц, не обнаруживающих истерических черт характера.
Амнезии наблюдаются при нарушении сознания кома, сопор, оглушенность, делириозное, сумеречное, аментивное помрачение сознания, психогенно обусловленные расстройства сознания, состояния патологического аффекта и патологического опьянения , при интоксикациях, уремии, алкогольной энцефалопатии, атрофических процессах болезни Пика, Альцгеймера, сенильная деменция , сосудистых заболеваниях головного мозга, после черепно-мозговой травмы, электросудорожных припадков, в клинической картине эпилептических расстройств. Детская амнезия. Проявляется забыванием событий первых трех, четырех лет жизни.
Причины неизвестны. Ослабление памяти. Чаще всего проявляется в виде дисмнезии — неравномерного поражения различных функций памяти, в первую очередь ретенции и репродукции.
Одним из ранних признаков дисмнезии является нарушение избирательной репродукции в виде невозможности вспомнить какой-либо факт, необходимый в данный момент, хотя позже этот факт всплывает в памяти сам по себе. Признаком сравнительно легкого ослабления памяти является также забывание того, что о каком-либо факте больной уже сообщал ранее данному лицу. Наступающее ослабление памяти более заметно в отношении механической памяти, чем словесно-логической.
Нарушается, прежде всего, запоминание и воспроизведение справочного материала — дат, имен, цифр, названий, терминов, лиц и т. Быстрее забываются также свежие и менее закрепленные впечатления. Ухудшается ориентировка во времени, страдает хронологическая память, нарушается чувство времени.
Гипомнезия может проявляться анэкфорией — нарушением памяти, при котором теряется способность вспомнить о хорошо известном факте без напоминания. Приведем соответствующее наблюдение. Больная, перенесшая менингоэнцефалит, жаловалась, что не помнит многих фактов и событий последних лет: забылись имена, внешность сослуживцев, адрес нового места работы, номера служебных телефонов, имя родившейся дочери и многое другое.
Осознает, что прекрасно знала все это до болезни. Казалось, нужное воспоминание вот-вот появится, «вертится на языке», чувствовала, что оно не исчезло навсегда и упорно не прекращала попыток припомнить забытое. Мысль о дефекте памяти стала навязчивой, остро переживалась, появились опасения «сойти с ума».
Воспоминания возвращались постепенно, но лишь после напоминания о соответствующем факте. В последующем они сохранялись, возникая с прежней быстротой и легкостью.
Кроме заболеваний сферы интеллекта, к нарушению памяти у детей могут привести психические заболевания, отравления, а также коматозные состояния. Чаще всего у детей диагностируют нарушение памяти на фоне астении или неблагоприятного психологического климата.
Признаками патологии в данном случае выступают отсутствие усидчивости, проблемы с фиксацией внимания, изменения поведения. Как правило, дети с нарушениями памяти плохо справляются со школьной программой. У них достаточно часто затруднена социальная адаптация. Проблемы с памятью в детском возрасте могут быть связаны с нарушениями зрения — ведь большую часть информации человек получает с помощью зрения, а визуальное восприятие очень развито именно в детском возрасте.
В таком случае у ребенка появляются следующие симптомы: снижение объема памяти, низкая скорость запоминания, быстрое забывание. Так происходит из-за того, что образы, полученные незрительным путем, практически не окрашены эмоционально. Поэтому такой ребенок будет показывать более низкие результаты по сравнению со зрячим. Адаптация заключается в упоре на развитие словесно-логического компонента, увеличение объема кратковременной памяти, развития двигательных навыков.
Нарушение памяти в пожилом возрасте У многих пожилых людей в той или иной степени нарушена память. В первую очередь это стоит связывать с возрастными изменениями в кровеносной системе и работе головного мозга. Сказывается и замедление метаболизма, которое бьет по нервной ткани. Важная причина нарушений — это болезнь Альцгеймера, которая проявляется и активно прогрессирует в зрелом и пожилом возрасте.
Первой страдает кратковременная память. Это приводит к целому ряду неприятных психологических симптомов, которые, к сожалению, наблюдаются у многих пожилых людей. Среди таких проявлений: повышенная тревожность, подавленность. В норме функция памяти снижается постепенно, поэтому даже в старости не мешает заниматься повседневными делами и не снижает качество жизни.
Нервные неврологические заболевания у взрослых Куда опять подевались очки? Говорим о причинах ухудшения памяти Если до недавнего времени проблемы с памятью ассоциировались с людьми пожилого возраста, то в современных реалиях всё чаще обращаются за помощью с жалобами на плохую память люди среднего и молодого возраста. Ухудшение памяти — это естественный физиологический процесс или симптом заболевания?
Но некоторые действия могут помочь предотвратить преждевременное снижение памяти. Заниматься спортом. Регулярная физическая активность улучшает кровообращение во всем теле, в том числе мозге. Всемирная организация здравоохранения рекомендует взрослым: уделять аэробной физической нагрузке умеренной интенсивности, например ходить пешком, не менее 150—300 минут в неделю или аэробной физической активности высокой интенсивности, например бегать или ездить на велосипеде, не менее 75—150 минут в неделю; дважды в неделю или чаще проводить силовую тренировку на все основные группы мышц — это приносит дополнительную пользу здоровью; меньше сидеть и лежать. Если у вас нет времени на полноценную тренировку, можно погулять в умеренном темпе в течение дня. Правильно питаться и ограничить алкоголь.
Здоровая пища полезна для мозга и сердца. Для здоровья мозга рекомендуется есть достаточно фруктов, овощей и цельнозерновых продуктов. Выбирать в качестве источников белка нежирное мясо, рыбу, птицу без кожи и бобовые. Алкоголь рекомендуется ограничить, а лучше исключить — его безопасной дозы не существует. Заниматься умственной деятельностью. Мозг тоже нужно тренировать: разгадывать кроссворды; при вождении выбирать альтернативные маршруты; учиться играть на музыкальном инструменте.
Нарушение памяти
Клиническое лечение психических расстройств памяти в этом случае направлено на восстановление поврежденных участков мозга и стабилизацию общего состояния. нарушение памяти фото Нарушение памяти – это значительно ухудшающее качество жизни индивидов расстройство, являющееся довольно распространенным. Ошибочная атрибуция возбуждения — понятие в психологии, которое объясняет, почему люди часто приходят к неправильным выводам о характере своих чувств и причинах их появления. Не все нарушения памяти являются провалами, понимаемыми как потеря способности вспоминать конкретную информацию. Любое нарушение памяти — реакция мозга на внешний раздражитель, болезнь, травму и прочее.
«Цифровое слабоумие»: невролог раскрыл, почему у молодежи все чаще возникают проблемы с памятью
Проблемы с памятью (когнитивные нарушения) могут привести к инвалидности, поскольку при выраженных нарушениях человек не способен не только работать и учиться, но и обслуживать себя. Самая распространенная группа причин нарушений памяти — органические повреждения мозговой ткани — энцефалопатия. Нарушение памяти после инсульта нередко сочетается со слабостью мышц одной половины тела, проблемами со сном, нарушением речи, недержанием и депрессией. Нарушение памяти (эпизодическое или постоянное состояние) – одно из самых распространенных расстройств, способное существенно ухудшить качество жизни любого человека особенно ребенка.
Из-за чего бывают проблемы с памятью и что с этим делать
Больной может правильно назвать события из своего детства, школьной жизни, помнит исторические даты, но не может вспомнить, обедал ли он сегодня, посетили ли его вчера родственники, беседовал ли с ним сегодня врач и т. Если подобного больного спросить, навещали ли его сегодня родственники, нередко можно получить ответ: «Я не помню, но у меня в кармане папиросы - значит, жена приходила». Такие больные здороваются по несколько раз в день один и тот же вопрос, обращается помногу раз с одной и той же просьбой, производят впечатление назойливых людей. Встает вопрос, является ли забывание недавнего прошшого следствием дефекта воспроизведения или это дефект удержания материала. Ряд хорошо известных в медицинской психологии экспериментальных данных говорит о том, что речь идет о плохом воспроизведении. Приведем эти данные. Еще в 1911 г. Клапаред описал интересные факты, выступившие у подобных больных. Клапаред несколько дней подряд здоровался с больным, при этом незаметно для больного колол его при рукопожатии спрятанной иглой.
Больной перестал подавать Э. Клапареду руку, но при этом не узнавал его, не помнил ни самого факта укола, ни того, что с ним здоровались. В лаборатории Б. Зейгарник были поставлены следующие эксперименты с больным, у которого после тяжелого брюшного тифа развился корсаковоподобный амнастический синдром. Больной должен был в течение некоторого времени нажимать на кнопку при зажигании зеленой лампочки. На следующий день больной, введенный в кабинет, не только не помнил, что он вчера делал, но отрицал сам факт того, что он вчера был в этом кабинете, не узнавал экспериментатора, однако, когда стала зажигаться лампочка зеленого цвета, он стал нажимать на кнопку и не производил этого действия, когда зажигалась лампочка другого цвета. Спрошенный, почему он это делает, больной удивленно пожал плечами: «Не знаю». Какие же выводы мы отсюда должны сделать?
Эти и многие другие экспериментальные факты свидетельствуют о том, что при корсаковском синдроме процессы запечатления и сохранения опыта у больных не нарушены, данное расстройство по преимуществу является следствием нарушения процесса воспроизведения. Одним из примечательных особенностей при корсаковском синдроме являются конфабуляции, то есть заполнение провалов памяти несуществующими событиями. Так, один из больных заявил, что он сегодня «ходил в лесок по грибы», другой «вспомнил», что «он вчера был дома и ему там устроили пышную встречу». Это наводит на мысль о существовании какого-то парадоксального механизма восполнения дефекта, который подтверждается и другими наблюдениями. В подтверждение приводим выписки из истории болезни как всегда по Б. Зейгарник , внесенные в нее психиатром и клиническим психологом. Врач-психиатр: Во время беседы больной нечаянно пролил чернила, испачкав рукав халата. На вопрос, откуда взялись чернильные пятна на столе и рукаве, больной отвечает: «Не знаю, вероятно, дали мне такой халат».
Утверждает, что ходил сегодня в «рощу березовую гулять». Также упорно и настойчиво отрицает факты, имевшие место в действительности. При этом больной помнит события и факты своей прошлой жизни, год женитьбы и т. Нарушения памяти больной не замечает, утверждая, что у него прекрасная память. Психолог: Больной без всякой заинтересованности относится к эксперименту. Он не может выполнять задания, требуемого учета прежних действий. Так, классифицируя картинки, он образует много одноименных групп. Когда больной образовал 2 группы животных и экспериментатор обратил его внимание на это, больной удивился: «А разве я уже собирал животных?
Выявляются грубые нарушения памяти: из 5 предъявленных слов он воспроизводит после 5-кратного повторения лишь последнее. Результаты четырех предыдущих воспроизведений: 1, 2, О, 1 слово. Применение опосредования по методу А. Леонтьева ему не помогает. Из 10 слов он запомнил лишь 2 слова хотя 2 слова хотя сам процесс опосредования ему в принципе доступен. Точно так же больной не может воспроизвести сюжет простого рассказа «Галка и голуби». Экспериментатор: «Почему Галка полетела к голубям? Экспериментатор: «Может, она слышала, что у голубей хорошая пища была?
Экспериментатор: «Ну, а кто кого выгонял из гнезда? Кто перекрасился? Какая раскраска? Не понимаю, о чем вы толкуете? Корсаковский синдром часто сочетается также с нарушением ориентировки во времени. Былые события причудливым образом сочетаются с настоящим. Нарушается линейность времени, то есть возможность упорядочения и увязывания отдельных отрезков жизни между собой. Особенно ярко эта сторона нарушения наблюдается при прогрессирующей амнезии.
Прогрессирующая амнезия — это одно из наиболее тяжелых расстройств памяти, она распространяется не только на текущие события, но и на прошедшие: больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, они смещают хронологию событий, у них выявляется дезориентировка во времени и пространстве. Временами такие нарушения памяти носят гротескный характер. Например, одной больной казалось, что она живет в начале прошлого века, что только что кончилась первая мировая война и началась Октябрьская революция. Другой больной с таким нарушением в прошлом официант в ресторане считал, что он во время обеда обслуживает посетителей, требовал, чтобы они больные ему заплатили за еду, иначе он позовет «хозяина». Подобные нарушения памяти отмечаются часто при психических заболеваниях позднего возраста, в основе которых лежит прогрессирующая, качественно своеобразная деструкция коры головного мозга. Клинически болезнь характеризуется неуклонно прогрессирующими расстройствами памяти: сначала снижается способность к запоминанию текущих событий, потом недавнего прошлого, затем стираются в памяти события последних лет и отчасти давно прошедшего времени. Наряду с этим сохранившееся в памяти отдаленное прошлое приобретает особую актуальность в сознании больного. Он живет не в настоящей реальной ситуации, которую не воспринимает, а в обрывках ситуаций, действий, положений, имевших место в далеком прошлом.
Такие расстройства памяти, характеризующиеся «жизнью в прошлом», ложным узнаванием окружающих возникают в основном при старческом слабоумии. В основе его левит диффузный, равномерно протекавший атрофический процесс коры головного мозга. Нарушение динамики мнестической деятельности Описанные выше нарушения памяти носят в основном стабильный характер. В других случаях память психически больных может оказаться нарушенной со стороны ее динамики, больные в течение какого-то отрезка времени хорошо запоминают и воспроизводят материал, однако спустя короткое время не могут этого сделать, то есть на первый план выступают колебания их мнестической деятельности.
Встречаются пациенты, которые утверждают, что помнят себя с возраста год, полтора года и ранее, чему удается иногда получить подтверждение. Мы наблюдали больную, которая «помнила» себя с шестимесячного возраста. По сообщениям близких, она отличалась ранним развитием: с четырех месяцев сидела, в шесть месяцев ходила.
Пациентка «помнила», что в восемь месяцев начала говорить, как навещали ее, «вундеркинда», студенты, фотографировали. Думала, что такое я, как это меня не было, как это я исчезну. В пять лет видела, как под кровать забежала группа матрешек… В 10 лет неприятно было сознавать, что сознание материально и что душа зависит от тела…». Но «ранними» могут оказаться и ложные воспоминания, когда рассказы близких людей позже принимаются за личные переживания, как это описал у себя Пиаже. Гипермнезию не следует смешивать с феноменальной памятью. Последняя не может быть описана в терминах психопатологии, так как процессы памяти и механизмы их произвольной регуляции не нарушаются. Скорее всего не являются патологией и случаи исключительной памяти при умственной отсталости,— речь идет о незаурядной механической памяти, свойственной отдельным пациентам например, «календарной» памяти, когда после однократного просмотра календаря воспроизводятся все рисунки в прямом, а также обратном порядке.
Парамнезии искажения, обманы или качественные нарушения памяти. Встречаются как самостоятельно, так и в сочетании с количественными нарушениями. Сложность симптоматики парамнезии затрудняет их разграничение и классификацию. Существуют и терминологические разногласия. С учетом возможных возражений приведем следующее описание качественных нарушений памяти. Феномены ранее виденного, слышанного, пережитого, испытанного, рассказанного deja vu, deja entendu, deja vecu, deja eprouve, deja raconte —впервые увиденное, услышанное, прочитанное или пережитое воспринимается как знакомое, встречавшееся ранее и в данный момент повторяющееся. Указанные нарушения возникают эпизодически, пароксизмально, могут быть стойкими и длительными.
Чувство воспоминания, сопровождающее восприятие или переживание, никогда не связывается с определенной точкой прошлого, относится «к прошлому вообще» Сумбаев, 1945. Чувство знакомости может относиться не только к непосредственным, но — также к недавним впечатлениям, которые вспоминаются с ощущением повторения породившей их ситуации. Степень уверенности, с какой больные оценивают вероятность того, что переживаемое событие ранее имело место, может быть различной, иногда она бывает полной, то есть становится по существу бредовой. В качестве иллюстрации приводим следующее наблюдение. Больная шизофренией сообщила, что с детства ее не покидает ощущение, будто все воспринятое в данный момент кажется ей удивительно близким, знакомым, лишенным какой бы то ни было новизны. Происходящее, как считала она, лишь помогает вспомнить то, что было хорошо известно ей ранее, оно является всего лишь «напоминанием». Наиболее острым это ощущение было при чтении.
Из прочитанного в школьных учебниках она «не узнавала ничего нового», так как «знала это всегда», более того, пережила на самом деле. Считала, что была свидетельницей различных исторических событий, видела турниры рыцарей, бои гладиаторов, жила в пещерах первобытных людей и т. Как яркое воспоминание воспринимались сведения о происхождении Земли, зарождении жизни, доисторических существах. На этом основании появилось убеждение, в том, что она жила всегда и ее душа вечна. Некоторые больные не только переживают ощущение повторения события, но «чувствуют до мелочей», что произойдет в предстоящие несколько минут — «уже думала об этом», «знала, что это произойдет»—deja prevu. Такие пациенты бывают уверены в том, что способны прорицать, предсказывать будущее, а иные создают весьма сложные концептуальные системы о времени вообще. Феномены никогда не виденного, не слышанного, не пережитого и др.
Знакомое, известное, привычное воспринимается как новое, ранее не встречавшееся. Прошлая жизнь вспоминается без ощущения лично пережитого: «Думаю, кто я такая, откуда я, как меня зовут, училась ли… Кажется, и замужем не была… Знаю, что все это было, но будто не со мной…». Встречаются пациенты, которые обращают внимание на своеобразное переживание непредсказуемости предстоящих событий: «Не знаю, что произойдет в следующий момент… Все происходит как-то неожиданно, вроде этого не должно бы случиться… Все как обычно и все же удивляет, будто ранее я с этим и не предполагала столкнуться…». Данный феномен, полярный deja prevu, заслуживает, кажется, самостоятельного обозначения — jamais prevu. Упомянутые явления парамнезии наблюдаются при астенических состояниях, припадках височной эпилепсии, психопатии, шизофрении, последствиях травм и других органических поражений центральной нервной системы. Вышеупомянутые феномены нередко описывают отдельно от парамнезий в рамках дереализации и деперсонализации. По этому поводу следует заметить, что оценка психопатологических симптомов с позиций структуралистской психологии расстройства восприятия, памяти, самосознания и т.
Иллюзия узнавания. Незнакомые лица, предметы, обстановка принимаются за другие, действительно существующие и известные больному. Чаще всего возникают в отношении людей. Иллюзии узнавания касаются обычно одного или ограниченного круга лиц или предметов, реже бывают множественными,— они, нестойки и тотчас забываются. Возникают на фоне дезориентировки в месте, времени и обстановке при помрачении сознания, амнестическом синдроме интоксикационные , сосудистые, сенильные психозы. Иллюзорные ложные узнавания с ощущением отдаленного сходства без полной идентификации объектов могут возникать при астенических состояниях. В психологическом плане появление иллюзий узнавания, вероятно, связано с нарушением механизмов апперцепции — сличения текущих впечатлений с прошлым опытом, составляющего основу узнавания объектов.
Редуплицированная парамнезия Пика. Проявляется уверенностью в существовании двойников у объектов, воспринимаемых в данный момент. По мнению больного, имеются две одинаковых клиники, две точно такие же дочери, жены, есть еще один такой же врач. Само восприятие не страдает, нарушено лишь объединение образа восприятия с соответствующим воспоминанием, вследствие чего оба образа переживаются раздельно. В отличие от феномена «уже виденное» здесь имеет место переживание удвоения, а не ощущения повторения ситуации. Наблюдается при относительно мягко протекающих сосудистых, атрофических и других органических процессах, возникающих во второй половине жизни, описана при алкогольном делирии. От редуплицированной парамнезии следует отличать также эхомнезию — многократное воспроизведение одного и того же воспоминания.
В это время пациент несколько раз подряд ощущает себя в одной и той же ситуации, которой соответствует повторяющееся воспоминание и в течение нескольких минут как бы отключается от текущих впечатлений. Мы наблюдали пациентов, которые до 4—5 раз подряд переживали какой-нибудь эпизод, например, переход улицы, фрагмент беседы и др. Псевдореминисценция ложные воспоминания. По описаниям некоторых авторов Завилянский с соавт. Проверить достоверность таких воспоминаний, однако, часто невозможно. По другим описаниям, в псевдореминисценциях выражается своеобразное нарушение локализации событий во времени. То, что случилось давно, вспоминается как недавнее событие, и, напротив, происшедшее в последнее время расценивается как имевшее место в далеком прошлом.
Содержанием псевдореминисценций являются, как правило, факты обыденной жизни. Патологические вымыслы, принимаемые больными за воспоминания о реальных событиях прошлого. Существуют разные классификации конфабуляции. Согласно одному из подходов разграничивают мнестические и фантастические конфабуляции. Первые наблюдаются при амнезии, вторые — при парафре-нии и спутанности сознания. Мнестические конфабуляции в свою очередь разделяют на экмнестические проецируемые в прошлое и мнемонические относящиеся к наличной ситуации, к настоящему времени. Штернберг различает замещающие, экмнестические, фантастические, бредовые и галлюцинаторные конфабуляции.
Замещающие конфабуляции возникают на фоне грубых амнестических выпадений памяти. Пробелы воспоминаний заполняются рассказами о различных событиях, происходивших якобы, в это время. Характерны изменчивые вымыслы обыденного, правдоподобного содержания, как спонтанные, так и провоцируемые расспросами. Наблюдаются при корсаковском психозе, сенильных и сосудистых психозах, при органических заболеваниях центральной нервной системы. Содержанием экмнестических конфабуляции являются события ранних лет жизни. Наблюдается «сдвиг ситуации в прошлое», когда воспоминания об отдаленных событиях заслоняют текущие впечатления. Пациент собирается, например, в школу, готовится служить в армии, хотя на самом деле ему уже за восемьдесят.
Пациент, в прошлом проводник поезда, считал, что находится не в отделении, а «в купе». Не хочет видеть навестившую его жену: «пусть она едет в другом купе». Данное нарушение чаще встречается при сенильной деменции и развивается на фоне прогрессирующей амнезии. Фантастические конфабуляции представляют собой вымыслы о необыкновенных событиях, увлекательных приключениях, сенсационных происшествиях, героических подвигах, великих открытиях и изобретениях, встречах с выдающимися людьми, о занимаемых больными ранее высоких постах, наградах и почестях, богатствах, которыми они обладали и т. Больные сообщают об этом образно, с многочисленными подробностями, их рассказы связны, последовательны, часто спонтанны. В других случаях конфабуляции отрывочны, непоследовательны и выявляются при расспросах. Содержание фантастических конфабуляции изменчиво, при повторных рассказах сообщаются новые, столь же невероятные подробности.
Вымыслы относятся к определенному периоду прошлой жизни, однако, содержание конфабуляции может не считаться с понятиями о времени. Настроение бывает приподнятым, горделивым, эйфорически окрашенным. Память на реальные события прошлого не нарушена, что типично для шизофрении с парафренным синдромом, маниакально-депрессивного психоза. При интоксикационных, травматических психозах, старческом слабоумии фантастические конфабуляции сопровождаются обратимыми выпадениями памяти либо наблюдается нерезкое ее снижение. При бредовых конфабуляциях галлюцинациях памяти возникающие бредовые идеи проецируются в прошлое в здоровый период жизни и воспринимаются пациентом как яркое и достоверное воспоминание о том, чего на самом деле не было. Содержание бредовых конфабуляций, как и вообще бредовых идей, может быть самым разным. Данное нарушение отличается от так называемой бредовой интерпретации прошлого, отражающей процесс систематизации и консолидации бредовых идей и проявляющейся в ретроспективной оценке реальных фактов прошлого в соответствии с актуальными бредовыми переживаниями.
Иллюстрацией бредовых конфабуляций может служить следующее наблюдение. Больному 70 лет, никогда ранее не обнаруживал признаков психического расстройства. Несколько месяцев назад вдруг «вспомнил», что жена, будучи еще молодой женщиной, изменила ему с каким-то офицером. Память «подсказала» множество других подробностей мнимого события, в том числе личное признание жены. Воспоминания отличались яркостью, спонтанным появлением, образностью, четкой локализацией во времени, абсолютной уверенностью в непогрешимости памяти. Внимание было целиком приковано к факту «измены», нарушилось поведение. Больной требовал у жены признаний, объяснений, угрожал расправой, искал подтверждения своей правоты у знакомых, находил компрометирующие сведения в семейном архиве, расценивал различные детали прошлого и настоящего поведения жены в плане идей ревности, в связи с чем был госпитализирован.
В другом наблюдении девушка «вдруг вспомнила», как неделю назад, ночью, к ней в комнату в общежитии проник знакомый юноша и стал брить ей лобок безопасной бритвой. Она испугалась, прогнала его, сообщила о случившемся вахтеру и тот вызвал милицию. Юношу увезли в наручниках. Позже, встречаясь с ним на самом деле, она спрашивала его, зачем он делал все это, будучи абсолютно уверенной в реальности случившегося. Бредовые конфабуляции чаще наблюдаются при паранойяльном и парафренном синдроме параноидной шизофрении. Галлюцинаторные псевдогаллюцинаторные конфабуляции представляют собой состояния зрительных и слуховых псевдогаллюцинаций, содержанием которых являются различные события, будто бы имевшие место в прошлом. Встречаются при шизофрении.
Наплывы конфабуляций могут выражаться состояниями конфабуляторной спутанности и конфабулеза. Конфабуляторная спутанность проявляется заполнением сознания обильными конфабуляциями обыденного содержания, сопровождающихся ложным узнаванием окружающей обстановки и лиц, бессвязностью мышления, суетливостью и растерянностью. В таком состоянии окружающие принимаются за родственников, знакомых, живущих или давно умерших, больница — за квартиру, место работы, вокзал. Ложное узнавание лиц и обстановки постоянно меняется: разговаривающий с больным врачом, является то родственником, то начальником, то знакомым соседом. В данную минуту происходит то свадьба, то экскурсия, то похороны. Высказывания непоследовательны, противоречивы, порой почти бессвязны. Состояния конфабуляторной спутанности наблюдаются при сенильных психозах, а также сосудистых заболеваниях головного мозга в виде кратковременных, транзиторных психотических эпизодов в ночное время.
Конфабулез — психопатологический синдром, проявляющийся наплывом фантастических конфабуляции, не сопровождаемых помрачением сознания, амнестическими расстройствами и нарушениями ориентировки. Высказывания больных напоминают бредовые идеи величия, в связи с чем данный синдром называют также экспансивным конфабулезом. Психопатологические расстройства в виде конфабулеза описаны при сыпном тифе в период спада лихорадки, а также при брюшном тифе, малярии, риккетсиозах.
А также в увеличении так называемого хвостатого ядра парная структура головного мозга , связанного с формированием привычек. Но из-за предельно ограниченного количества пациентов с точно диагностированным синдромом проверить гипотезу сложно.
Как специалисты вообще диагностируют гипертимезию? В большинстве случаев — используя стандартные нейропсихологические тесты: на память, исполнительные функции, язык, IQ, зрительно-пространственные и зрительно-моторные функции. Из специализированных заданий — тесты, предлагающие за определенное время соотнести конкретные даты с событиями из истории. Люди с гипертимезией, как правило, не искажают собственные воспоминания. Другими словами, не приукрашивают или наоборот счастливые и печальные фрагменты из собственных воспоминаний.
Впрочем, это скорее идет во вред. Помнит все с младенчества Историю австралийки Ребекки Шэррок Rebecca Sharrock , страдающей гипертиместическим синдромом, несколько лет назад рассказывали в BBC , а недавно — в The Guardian. Материал издания озаглавлен так: «Ужасно чувствовать себя медицинским исключением». Ребекка Шэррок Сейчас Ребекке 31 год. И девушка помнит практически все дни с начала 2000-х, причем буквально.
Тогда отчим пошел покупать финальную книгу про Гарри Поттера. Я запомнила, потому что в этот день в школе проходил вокальный мастер-класс, а мама смотрела новости. Сам визит президента для меня ничего не значил, но воспоминание отложилось», — приводят слова Шэррок журналисты.
Считается, что в основе гиппокампальных расстройств памяти лежит нарушение процесса консолидации следа, то есть трудности при переводе информации из кратковременной в долговременную память. Сама кратковременная память не страдает, поэтому пациент может повторять длинные цифровые ряды тест digit span или достаточное число слов, но забывает информацию сразу после отвлечения внимания, когда исключен процесс мысленного повторения [10, 11]. Клинически гиппокампальный тип нарушений памяти характеризуется законом Рибо см. Для диагностики и дифференциальной диагностики нарушений памяти по гиппокампальному типу в клинической практике используются методики с контролируемым запоминанием и категориальными подсказками при воспроизведении [9, 13]. Одной из таких методик является тест «12 слов», который используется в лаборатории памяти Клиники нервных болезней им. Кожевникова в течение многих лет см. Попробуйте сервис подбора литературы.
Долговременная память, включая все три ее блока, не нарушена. Обычно неспецифическая забывчивость сочетается с дефицитом внимания, снижением темпа познавательной деятельности и недостаточностью управляющей функции. Поэтому нередко неспецифическая забывчивость интерпретируется не как собственно нарушение памяти, а как вторичное расстройство вследствие дефицита внимания и снижения активности познавательной деятельности в целом [5, 14-16]. Объективное симптомы, как правило, носят легкий или умеренный характер. В основном проблемы с памятью сводятся к некоторым трудностям воспроизведения тех или иных деталей информации при отсутствии клинически значимой утраты воспоминаний о событиях жизни. Нет закона Рибо: память на недавние и отдаленные события существенно не отличается. Нет перечисленных выше признаков гиппо-кампального типа нарушений памяти, в тесте «12 слов» с категориальной подсказкой пациент может назвать не менее 10 слов. Очень характерным признаком неспецифической забывчивости является ощущение близости искомой информации «вертится в голове», «на кончике языка», «я же это знаю», «помню, но забыл» и др. Спустя некоторое время пациент часто сам припоминает ту информацию, которую не мог воспроизвести сперва. Повышение мотивации, включение эмоционального компонента, повторные предъявления информации существенно улучшают результативность мнестической деятельности [5, 14-16].
Третьим распространенным в клинической практике типом мнестических нарушений являются преходящие расстройства запоминания. В подавляющем большинстве случаев они связаны со снижением уровня бодрствования или изменением сознания. Такие расстройства наблюдаются при интоксикациях например, при алкогольном или наркотическом опьянении , делирии, острой спутанности сознания, эпилептических припадках [17]. Пациент амнезирует события определенного промежутка времени, измеряемого десятками минут или часами, реже - днями или неделями. Длительный период амнезии наблюдается в относительно редких случаях длительного пребывания в состоянии спутанного сознания или сопора, например, при тяжелой интоксикации, последствиях черепно-мозговой травмы, инсульте, нейроинфекции и др. При данном типе нарушений памяти забываются только события, произошедшие в период измененного состояния сознания. Полностью сохранна память о событиях, предшествующих этому состоянию и последовавших по выходу из него. Отдельные эмоционально значимые или важные события либо детали самого эпизода также могут припоминаться впоследствии. Обычно не выявляется каких-либо нарушений памяти при ней- ропсихологическом исследовании пациента после нормализации сознания или восстановления надлежащего уровня бодрствования. Во время состояния измененного сознания нейропсихологическое исследование, как правило, невозможно из-за трудностей контакта с пациентом и грубых поведенческих расстройств.
В редких случаях, когда нейропсихологическое исследование все же удается провести, выявляются грубые нарушения не только памяти, но и всех когнитивных функций. Среди преходящих нарушений запоминания особое место занимает транзиторная глобальная амнезия ТГА. В отличие от других вариантов преходящих нарушений запоминания при ТГА в острую фазу нет никаких изменений уровня бодрствования. Пациент находится в ясном сознании, у него также нет нарушений других высших психических функций, но избирательно утрачивается способность запечатлевать текущие события. При этом критика остается сохранной, пациент, как правило, адекватно обеспокоен происходящим с ним. Нейропсихологи-ческое исследование во время острого эпизода выявляет нарушения эпизодической памяти по гиппокампальному типу. Однако данные расстройства носят преходящий характер: фиксационная амнезия длится несколько часов, затем самостоятельно регрессирует. ТГА остается не до конца изученной, прежде всего в силу относительной редкости этого расстройства и, как правило, ретроспективной диагностики. Лечение амнестических нарушений Ведение пациентов с нарушениями памяти определяется их причиной, то есть основным церебральным заболеванием, и патофизиологией мнестических расстройств.
Виды нарушений памяти
Фил понял, что связь нарушений в компонентах рабочей памяти с расстройствами обучения можно использовать для своевременного обнаружения последних. Снижение памяти (плохая память, забывчивость, расстройство памяти, потеря памяти, ухудшилась память) – это нарушение функции головного мозга. У людей пожилого возраста нарушение памяти связано с дисфункцией в головном мозге и плохо поддается лечению. Мы часто жалуемся на то, что память нас подводит, потому что принимаем некоторые особенности её работы за нарушения. У людей пожилого возраста нарушение памяти связано с дисфункцией в головном мозге и плохо поддается лечению. Исследования исходной памяти в здоровых популяциях показали, что ненадежное поведение запоминается лучше, чем заслуживающие доверия действия, но этот эффект был в основном из-за нарушения первоначальных ожиданий.
Проблемы с памятью: причины, лечение
Ухудшение памяти — это естественный физиологический процесс или симптом заболевания? Когда начинать бить тревогу? Что способствует ухудшению памяти, чем оно чревато, как предупредить эти проблемы?
Эрика Тейлор начала замечать за собой спутанность мыслей и забывчивость через несколько недель после того, как оправилась от симптомов COVID-19. Она даже не узнала собственную машину, единственную Toyota Prius на стоянке жилого комплекса. Лиза Мизель, 53-летняя практикующая медсестра в клинике неотложной помощи, переболела коронавирусом в июле, а теперь замечает, что может забыть на работе о назначениях и анализах. Лиза просит коллег подсказывать ей значение терминов, которые до этого знала наизусть. И добавляет, что жалеет о невозможности продлить больничный. Такое впечатление, что у меня развивается деменция.
Все чаще переболевшие ковидом жалуются, что эти проявления болезни отрицательно влияют на их работоспособность. Он наблюдал сотни человек, переболевших ковидом, в своей клинике.
Понимание нейробиологических процессов, лежащих в основе когнитивных функций, необходимо для интерпретации поведения как здоровых, так и психически больных людей. Большинство психических расстройств и, следовательно, когнитивных дисфункций имеют воспалительный компонент.
Заболеванию сопутствуют воспалительные процессы, однако некоторые исследователи считают, что нейровоспаление может играть ключевую роль в патогенезе заболевания. Воспалительные процессы также имеют нейропротекторную роль, выполняя защитную функцию при нарушении структуры и функции ЦНС. Воспаление рассматривается как неотъемлемая часть механизмов гомеостатического восстановления и защиты ЦНС. Иммунная система участвует во многих процессах ЦНС, включая развитие нервной системы, синаптическую пластичность и поддержание цепи.
Таким образом, нейровоспаление представляет собой многогранный процесс. Процесс нейровоспаления включает 1 индукцию местного иммунного ответа иммунными клетками в ЦНС, 2 более высокую продукцию провоспалительных цитокинов и хемокинов, 3 дополнительное привлечение иммунных клеток из ЦНС к первичному участку воспаления. Роль нейровоспаления в формировании психических расстройств двунаправлена. С одной стороны, любые воздействия, такие как стресс или нейродегенерация, приводят к нарушению гомеостаза и нейровоспалению.
С другой стороны, хроническое воспаление и хроническое субклиническое воспаление могут привести к дисфункции ЦНС, особенно к когнитивной дисфункции. Сосудистая патология. Многие психические расстройства сочетаются с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Сердечно-сосудистые факторы риска ожирение, гипертония, диабет, гиперхолестеринемия и курение могут быть связаны со снижением когнитивных функций.
Общая шкала сердечно-сосудистого риска Framingham FGCRS представляет собой шкалу, предназначенную для оценки сердечно-сосудистых факторов риска. Показатели по этой шкале коррелируют со снижением когнитивных функций и шкалой Mini-mental State Examination MMSE , доклинической когнитивной шкалой болезни Альцгеймера, более быстрым ухудшением памяти, исполнительной функции и беглости речи.
Со временем многие из наших воспоминаний теряют свою яркость, стираются. В результате, чтобы вспомнить то, что мы прекрасно знали когда-то, требуется немало усилий.
Но даже в этом случае с каждым годом нам удается припоминать все меньше и меньше деталей некогда очень запоминающегося события. В других случаях воспоминания не стираются очень долго, сохраняя свою ясность даже спустя многие годы. Бывает и так, что наши реальные воспоминания вытесняются другими, придуманными, в которые мы безоговорочно верим. В психологии есть немало теорий, объясняющих, почему именно так устроена наша память.
Некоторые из этих теорий могут весьма удивить вас. Память человека: самые удивительные феномены Рассеянность внимания Рассеянность внимания является одной из причин того, почему наша память подводит нас. Рассеянность свойственна многим людям. Когда вы очень заняты решением какого-либо одного вопроса, вы обычно обращаете мало внимания на то, что творится вокруг вас.
Это происходит потому, что ваше внимание раздваивается. Когда вы полностью сфокусировали его на одном моменте, ваш мозг не в состоянии выкраивать ресурсы для запоминания еще чего-либо. Ярким примером этого явления является так называемая слепота невнимания перцептивная слепота , когда мы не замечаем, что меняется прямо на наших глазах, так как в этот момент наше внимание сфокусировано на чем-то другом. Этот удивительный феномен был открыт в 1975-ом году американскими учеными.
Продемонстрировать его публике помог следующий эксперимент: группа людей в черных и белых рубашках кидали друг другу баскетбольные мячи. Наблюдателей попросили подсчитать, сколько раз обменялись мячом люди в белых рубашках. Удивительный факт: 50 процентов людей, выполнявших данную задачу, не обратили внимание, как к играющим вышел переодетый в костюм гориллы человек, помахал рукой и снова скрылся. Эксперимент известен под названием «Невидимая Горилла», хотя есть немало других аналогичных опытов.
Обычно эффект работает тогда, когда человек не предупрежден о подвохе в виде «невидимой гориллы». Но чем же можно объяснить этот эффект? Ученые утверждают, что мы не запоминаем многие рутинные действия: к примеру, был ли засыпан стиральный порошок в стиралку, был ли отключен утюг. Если бы мы запоминали все эти моменты, то из-за этой мешанины бессмысленных воспоминаний и мыслей мы не смогли бы запоминать то, что важнее.
Когда слово крутится на кончике языка Очень многие из нас сталкиваются с ситуацией, когда, пытаясь что-либо вспомнить, мы не можем, если можно так выразиться, вспомнить это полностью. Иными словами, нам на ум приходит некоторая информация о чем-либо прекрасно нам знакомом, однако мы никак не можем вспомнить необходимое для этого слово или название. Это очень распространенный феномен, который даже получил соответствующее наименование — «на кончике языка». Не правда ли, знакомая ситуация, когда невозможность вспомнить слово приводит в бешенство?
Иной раз на ум приходят не самые подходящие синонимы того, что вы пытаетесь вспомнить. И чаще всего фразу о том, что «у меня крутится на языке, но я не могу вспомнить», мы слышим от людей в возрасте. Почему же так происходит? На самом деле, это нормальный режим работы памяти любого человека.
Когда мы видим что-либо, мы не мгновенно вспоминаем все, что связано с этим. Если бы память работала по-другому, то тогда у нас были бы проблемы: к примеру, увидев перед собой тарелку, мы сразу бы вспоминали всю еду, которую ели в течение всей своей жизни. Существует отличный способ припомнить необходимое слово: следует для начала попытаться вспомнить примерное количество слогов в нем, а затем — хотя бы некоторые буквы, из которых состоит это слово. Иногда этого бывает достаточно, чтобы простимулировать свой мозг вспомнить то, что вы пытаетесь сказать.
Эффект спящего Возможно, не все согласятся признать это, однако многие из нас сталкивались со следующей ситуацией: вы делитесь с кем-то информацией, которая, по вашему мнению, была получена из надежного источника. Вы настаиваете на ее достоверности.
«Я забыла, кто я и где нахожусь». Пережившие ковид — о проблемах с вниманием и памятью
Решайте вместе с детьми школьные задачи — они тренируют концентрацию. Разгадывайте кроссворды, учите стихи наизусть, читайте литературу в стиле нон-фикшн. Активно двигайтесь. Мозгу нужно достаточно большое количество кислорода для нормальной работы, а регулярная физическая нагрузка может обеспечить необходимый приток кислорода. Посещайте фитнес-центр, запишитесь на групповые занятия йогой или аэробные тренировки, больше ходите пешком, делайте утреннюю зарядку, плавайте в бассейне, выбирайтесь в выходные на природу — любая активность пойдет на пользу не только общему самочувствию, но и мозгу. Не забывайте отдыхать. Спите ночью не менее 8 часов, старайтесь ложиться до 23. Нервной системе нужен отдых — в условиях постоянной перегрузки когнитивные функции снижаются.
Откажитесь от вредных привычек: не курите и не злоупотребляйте алкоголем. Обследуйтесь у врача: выявите дефицит витаминов и микроэлементов. Начните пить витамины, чтобы восполнить их нехватку. Избегайте стрессовых ситуаций. А если не получается справиться со стрессом самостоятельно — обратитесь к психологу. Что делать при нарушении памяти и внимания При снижении памяти и ухудшении внимания могут применяться лекарственные препараты из различных фармацевтических групп. Прежде всего это средства, влияющие на обменные процессы в головном мозге и улучшающие когнитивные функции.
Они нормализуют активность ключевых медиаторов, обеспечивающих передачу импульсов в нервной системе, улучшают память и повышают концентрацию внимания. Для улучшения внимания и памяти также применяются лекарства, улучшающие кровоток в головном мозге. Они обеспечивают достаточное питание нервной системы, снабжают клетки мозга кислородом и благоприятно влияют на работу всего организма. Это ноотропное средство, обладающее выраженным антиастеническим действием и благоприятно влияющее на когнитивные функции. Препарат повышает устойчивость тканей мозга к нехватке кислорода, а также обладает нормализующим, мембраностабилизирующим и антиоксидантным действием — то есть защищает клетки от воздействия различных повреждающих веществ и повышает их способность к восстановлению.
Есть мнение, что одной из причин мигрени является стресс. Во время стресса сосуды головного мозга расширяются и давят на нервные клетки. Потом, сужаясь, они нарушают кровоснабжение мозга, что может спровоцировать проблемы с памятью. Алкогольное опьянение. Алкоголь провоцирует физические изменения в структуре мозга. В результате разрушаются нейронные связи и цепочка событий буквально разрывается, воспоминания не сохраняются. Виды амнезии Ретроградная. Это потеря воспоминаний, произошедших до повреждения мозга. Например, при сотрясении мозга и даже переломах, человек может потерять какой-то отрывок из жизни. Причем этот отрывок охватывает от нескольких часов до нескольких лет. При ретроградной амнезии воспоминания постепенно восстанавливаются — от самых далеких к самым близким к травме. Обратная ретроградной, то есть человек забывает события, которые происходили после получения травмы. При этом предыдущие воспоминания сохраняются. Этот вид амнезии довольно редкий, также он может быть спровоцирован приемом специфических препаратов. При таком виде забываются текущие и совсем недавние события. Человек хорошо помнит прошлые события, однако у него возникают трудности в воспроизведении того, что произошло 5 минут назад. Он теряет нить разговора, потому что может забыть вопрос спустя несколько минут. Фиксационная амнезия может возникать вследствие травм мозга или интоксикации организма, а также при дефиците витамина B1. При такой амнезии не запоминаются новые события или они путаются с предыдущими.
Не знаете, куда подевали ключи? Не запоминаете планы? Это нормально, но есть способы делать это реже. Как исправить ошибки памяти Вернее, наши ошибки в работе с памятью. Мы часто жалуемся на то, что память нас подводит, потому что принимаем некоторые особенности её работы за нарушения. На самом деле нас подводит не память, а привычка оценивать эту функцию мозга по аналогии с компьютером, в котором любая странность с памятью — признак проблем с железом или софтом. Наша память работает не как компьютер, у неё нет ни жёсткого диска, ни своего отдела в мозге. Это даже не один процесс, а много взаимосвязанных процессов, протекающих на разных уровнях. И чтобы добиться от памяти максимальной отдачи, не нарушая её работу, нам нужно научиться её понимать. Вы забываете, что произошло только что Вам называют на встрече имя нового знакомого, и вы тут же его забываете. Неприятно, неловко, но главное — почему? Потому что вы его и не запоминали. В момент поступления этой информации вы были сосредоточены на чём-то другом и просто её проигнорировали. В результате она продержалась в вашей сенсорной памяти положенные три секунды и исчезла навсегда. Что делать? На этот раз уже ничего — придётся вежливо переспросить. А на будущее: информация в кратковременной памяти кодируется в виде звука. Чтобы запомнить впервые услышанное имя, обычно достаточно произнести его самому хотя бы один раз. Действует безотказно. Вылетело из головы Вы начали фразу, чтобы поделиться какой-то мыслью, но вас перебили, и вы забыли, что хотели сказать. Исследование показывает, что тут действует такой же механизм, как и при резкой остановке физического движения.
Роль памяти в жизни человека Реконсолидация памяти Когда наш мозг запоминает что-либо, происходит процесс, называемый консолидацией памяти. Иными словами, кратковременные воспоминания в результате этого процесса превращаются в долговременные. Раньше считалось, что именно из-за этого процесса стираются предыдущие воспоминания — мозг как бы стирает их сам, освобождая место для новых. Однако относительно недавно, в результате экспериментов психологов и нейробиологов, удалось выяснить, что процесс «извлечения» консолидированных воспоминаний приводит к их нестабильности. Иными словами, каждый раз, когда мы что-то вспоминаем, наш мозг часть знаний утрачивает, а часть — дополняет. Происходит так называемая реконсолидация памяти. И если мы находимся, к примеру, в состоянии стресса , наше реконсолидированное воспоминание может оказаться более стойким, чем предыдущее, консолидированное. Несмотря на тот факт, что этот процесс кажется вредным, открытие процесса реконсолидации памяти привело к пониманию механизма некоторых психических травм , а также подсказало методы их лечения. В частности, благодаря существованию данного процесса, ученым удалось разработать новый метод лечения посттравматического стрессового расстройства. Пациенту дают медицинский препарат, воздействующий на мозг таким образом, что в нем блокируется процесс реконсолидации. Затем психолог провоцирует возникновение воспоминаний о травмирующем событии. Таким образом, так называемые плохие воспоминания постепенно стираются. Детская амнезия К какому периоду вашей жизни относятся самые ранние воспоминания? Подавляющее большинство взрослых людей не в состоянии вспомнить ничего из того, что происходило в их жизни лет до трех или четырех. Этот феномен носит название «детская амнезия», «инфантильная амнезия» или «амнезия детства». Психологи до сих пор не могут найти ему единственно верное объяснение. Однако существует немало теорий на эту тему. Согласно одной из них, мозг в этом возрасте еще недостаточно развился для того, чтобы хранить воспоминания. По мнению же Зигмунда Фрейда, мозг ребенка просто вытесняет в подсознание воспоминания вместе с сексуальностью, которая развивается в этот ранний период становления личности. Наиболее популярная на сегодняшний день теория гласит, что в раннем возрасте мозг ребенка претерпевает структурные изменения. После рождения в мозге постоянно появляются новые клетки, которые также формируют связи с другими клетками. Исследования показали, что возраст, к которому данный процесс замедляется, совпадает с возрастом, когда большинство людей обретает свои первые воспоминания. Интересный факт: оказывается, мозг морских свинок не подвержен тому, что мы называем детской амнезией. Ученые опытным путем убедились, что взрослые морские свинки не теряют даже самых ранних воспоминаний. Объясняют это тем, что мозг грызунов не претерпевает значительных структурных изменений в течение их жизни. Таким образом, эти маленькие создания способны на то, что недоступно людям — помнить события из своего самого раннего детства. Вспышки памяти Этот феномен связан не столько с проблемами с памятью, сколько с тем, как наш разум обманывает нас, убеждая, что информация, которую мы запомнили, абсолютно верна. Наверняка в жизни каждого из нас есть ряд событий, которые мы помним столь же ясно, как в дни, когда эти события происходили. Кажется, что воспоминания эти ничуть не стерлись — они полны деталей, как будто бы вы пережили их сегодня. Это могут быть грустные или счастливые воспоминания, но они настолько яркие, что их называют вспышками памяти на манер используемого в кино и литературе понятия «флешбэк». Однако самое удивительное в данном феномене то, что, в отличие от кино и литературы, эти воспоминания вовсе не такие уж и точные, как это вам порой кажется. Многочисленные исследования, в которых людей просили припомнить детали какого-то эмоционального или даже травмирующего события, произошедшего лет 10 или более назад, доказывают, что эти воспоминания точны только на 60 процентов. Однако люди, принимающие участие в подобных исследованиях, обычно уверены на все сто процентов в непогрешимости своей памяти. Но как это происходит и почему мы обманываем сами себя, считая, что наша память лучше, чем она есть на самом деле? Одно из объяснений связано все с той же реконсолидацией памяти, о которой говорилось ранее. Когда мы «извлекаем» воспоминания из глубин своей памяти, мы не только меняем их детали; иной раз мы преувеличиваем свою роль в том событии, которое мы вспоминаем.