Новости название народного промысла

Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой – Самые лучшие и интересные новости по теме: Народный, Русской, промыслы на развлекательном портале Не все старинные народные промыслы в России дотянули до века смартфонов, беспилотных машин и роботов.

Самые известные народные промыслы в России

Выбрал Никита Аронов "Огонек" инвентаризировал народные промыслы, которые стали визитной карточкой России Табасаранские ковры Эти ковры упоминаются еще у Геродота, а самый древний сохранившийся. В целях сохранения и развития отрасли народных художественных промыслов в 2017 году Минпромторгом России был запущен отраслевой портал «». Народный гончарный промысел зародился в живописном уральском городке Кунгуре более трех веков назад. Русские народные промыслы — форма народного творчества, в которой отчётливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад. Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу.

Художественные промыслы.

Приобщиться к древним традициям, узнать удивительные истории, получить незабываемый опыт и накупить классных сувениров — близкое знакомство с народными промыслами открывает немало возможностей. Русские народные промыслы художественной росписи: гжель, хохлома, городец, жостово — давно стали достоянием нашей страны и повсеместно используются в массовой культуре. Чтобы таким энтузиастам было проще возрождать традиционные ремесла, в Минпромторге разработали меры по поддержке народных промыслов, прежде всего финансовые в виде субсидий. Народные промыслы — особые художественные традиции, столетиями складывавшиеся в разных регионах. Художественные, или народные промыслы делают культуру любой страны богатой и неповторимой. Когда речь заходит о народных промыслах России, то кажется, что они родились в глубокой старине вместе с лаптями и коромыслом.

Гжель, хохлома и финифть: 12 легендарных народных промыслов, которые можно купить

Ко мне его! Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название - «золотая хохлома». А сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины.

Похожа теперь чаша на глиняную, что гончары лепят. А потом еще надо ее льняным маслом пропитать. А золота для «золотой Хохломы » и не требуется! Этот секрет знали еще иконописцы Древней Руси. Вместо дорогого золота, натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь.

Не кашу варить, а для просушки, для «закалки ». И происходит чудо: деревянная расписная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

Рисунок наносили крупными мазками, без эскиза. Изображали на деревянных изделиях домашние застолья, простую крестьянскую жизнь но и сцены из купеческой жизни тоже придумывали. Мастер рисовал то, что видел вокруг себя. Он брал на себя роль рассказчика, и оттого работы не только красивы, живописны, аутентичны, но еще и повествовательны.

Больше информации об этом виде росписи: История зарождения городецкой росписи и интересные факты о художественном промысле Жостовская роспись Жостовцы начинали с лакированных изделий папье-маше, а потом, с оглядкой на произведения уральских мастеров, увлеклись росписью металлических подносов. Основные цвета фона — красный или черный. Но помимо сохранения традиций современное жостовское творчество отвечает и запросу покупателей. Так, на фабрике сегодня делают подносы в пастельных тонах, дружественные нынешнему дизайну интерьера. Цветочные композиции, букеты — вот основные мотивы промысла. Цветы изображаются ярко, жизнерадостно, и очень деликатно.

В них есть магия внутреннего свечения, за что и любят эти подносы. Они выглядят убедительно, кажется, неважно, что на них разместить — все будет более значительно и динамично. ПРО жостовскую роспись: История возникновения жостовской росписи и легендарного жостовского подноса Дымковская игрушка Народные ремесла России трудно представить и без яркой дымковской игрушки. Зародилась она в Дымковской слободе, которая позднее стала частью Кирова. Изготавливали игрушки всей семьей: кто-то добывал сырье, кто-то готовил смесь из комкового мела, кому-то поручалось лепить фигурки, кому-то обжигать и, наконец, расписывать. С помощью городецких игрушек воссоздан сюжет гуляний на площади Пик развития промысла пришелся на начало 19 века.

Около 100 тысяч изделий выпускали в год, так они были востребованы. Есть документы, свидетельствующие, что на промысле в то время были задействованы 59 местных семей. Из игрушек можно создать сюжетную композицию, в которой героями будут индюк и барыня, барашек и лошадку. Это искусство, без преувеличения, ушло в народ — даже маленькие дети в саду лепят фигурки в традициях дымковской игрушки. О том, как создается дымковская игрушка, читайте в статье: «Традиции дымковской росписи: основные этапы и цвета. Пошаговое описание росписи дымковской барышни».

Матрешка Вспоминая виды востребованных народных промыслов, трудно не поставить в первый ряд матрешку. О ней точно знают все. Так называется раскладная деревянная кукла, внутри которой находятся куколки поменьше. Это одновременно и сувенир, и развивающая игрушка. Может показаться, что матрешке уже много столетий — ничего подобного, она появилась ближе к концу 19 века. В основе русской матрешки японская кукла Дарума, только в ней были шарообразные фигурки старичка.

Считается, что матрешку изобрел Сергей Малютин, работник студии «Детское воспитание». Первая матрешка была раскрашена гуашью. А назвали ее почти случайно: имя Матрена было наиболее распространенным.

В Городецком районе село Смиркино знаменито своими гончарным промыслом — здесь старинным способом делают кухонную посуду. В селе Жбанниково с давних времён делают игрушки-свистульки. Особая окраска, символизировавшая кровь, душу, жизненную силу, а также сам процесс игры на этих примитивных музыкальных инструментах тесно связаны с древними магическими ритуалами. Мастерицы Городца использовали самую разнообразную технику, работы мастериц отличались богатым орнаментом и бузупречным качеством. Вышивкой украшали и одежду, особенно платки и душегреи. Традиции золотной вышивки сегодня продолжает ООО «Городецкая золотная вышивка» правоприемник фабрики «Татьяна». Не менее знаменита и вышивка, исполненная в технике «чкаловский» горьковский или нижегородский гипюр. Традиции этой уникальной по технике исполнения вышивки «по выдергу» продолжает фабрика ОАО «Гипюр». В городе Балахне возрождается знаменитое искусство кружевоплетения. Лучшие изделия балахнинских мастериц находятся в экспозиции краеведческого музея, здесь же проводятся мастер-классы по плетению на коклюшках. Женщины нижегородских сел также занимаются кустарным ткачеством. Известны тканные изделия Шахунской ткацкой фабрики. На базе этих кустарных промыслов сложились фабрики, работающие в Арзамасе и Неклюдове. Традиционно обработкой кож и шитьем обуви занимались кустари Богородска, в Княгинине и Большом Мурашкине шили тулупы. Сегодня традиции обработки кожи продолжают Богородская кожевенная фабрика г. Богородск и Художественное объединение «Ренессанс» в п. В Павлове и окрестностях исстари делали многообразные столовые приборы, известные на всю Россию. Сегодня эти традиции успешно продолжает ОАО «Павловский ордена почета завод художественных металлоизделий им. Город Павлово знаменит и тем, что здесь ученики Павловского училища изготовили царь-замок весом почти 400 кг. Традиции металлообработки сложились на базе кустарных промыслов, имеющих многовековую историю.

Вот он — жостовский поднос. Жостовский поднос Жостовская роспись — народный художественный промысел, который зародился в деревне Жостово Московской области. Жостовские мастера расписывают металлические подносы разной формы. Роспись они делают по чёрному фону, в качестве основного мотива используют букет из садовых и полевых цветов. В русской культуре поднос символизирует богатство, достаток в доме. Если в Гжели вы бывали, То посуду там видали. Что за синие просторы! И картины, и узоры. Гжель Гжель — старинный народный промысел, название которого, вероятно, произошло от слова «жгель». Первые гжельские мастера обжигали керамическую посуду в печах и называли её «жгель» или «гжель». Посуду покрывали белой эмалью и расписывали в синих тонах. Позже стали расписывать фарфоровые изделия, используя для этого синий кобальт. Местность, в которой производили гжель, тоже стали называть Гжелью. В Палехе картины не рисуют в рамах, В Палехе картины на шкатулках прямо.

В России существует несколько сотен народных промыслов

  • 6 удивительных народных промыслов Русского Севера
  • Складные ложки, пряники-птицы, дома с русалками: истории нижегородских промыслов
  • Народные промыслы
  • Неотъемлемая часть русской культуры или всё, что нужно знать о народных промыслах
  • Народные промыслы России
  • 6 удивительных народных промыслов Русского Севера

Столица народных художественных промыслов

Народные промыслы и ремесла России стали объектом народного искусства, творческим наследием, богатым и многоликим. В Год культурного наследия народов России портал подготовил подробный путеводитель по народным промыслам России и серию подкастов о них. Хохлома Самый узнаваемый народный промысел в России Пожалуй, самым узнаваемым русским народным промыслом является Хохломская роспись. Русский народный художественный промысел росписи кованых металлических подносов зародился в подмосковной деревне Жостово в 1825 году.

Русские народные промыслы

Сейчас зверушек вырезают из привозного камня. Костяные узоры На резьбе по кости специализируется фабрика «Варко» в Варнавинском районе. Серьги, броши, гребни и заколки украшены растительным узором. Есть и скульптурные композиции на темы родной природы. Корзина, лукошко, ваза Лозоплетением занимаются практически повсеместно. Самые крупные центры — в Павлове, Арзамасе, Лыскове. Там мастерят не только корзины, но и плетеную мебель. Памятник подстаканнику На ювелирной фабрике в селе Казаково Вачского района работают в технике зерни и филиграни: узоры спаивают из тонких проволочек и украшают шариками из металла. Самые известные изделия фабрики — подстаканники. В селе даже установлен памятник этому предмету обихода. Делают здесь также вазы, украшения, кубки и многое другое.

Глиняные районы В Богородском, Городецком, Большеболдинском районах сохранились гончарные промыслы. В Богородске существует музей современной керамики, проводится фестиваль, посвященный этому промыслу. В селе Смиркино Городецкого района по старинным технологиям производят посуду, а в Жбанникове — глиняные игрушки-свистульки. Ткать и вышивать В Городецком районе сохранилась традиция золотного шитья. Чкаловский район славится «вышивкой по выдергу». Одежда и домашний текстиль из льна, украшенные «чкаловским гипюром», производятся на фабрике «Гипюр», а также в селе Катунки. В Балахне нет фабрик, где плели бы знаменитое кружево, а вот мастера по обращению с коклюшками, к счастью, есть. Лучшие их изделия представлены в экспозиции краеведческого музея.

Посредством палехской росписи оформляют шкатулки, панно, бижутерию например, броши , ларцы и другие предметы быта. Основными ее сюжетами являются сцены из реальной жизни людей, связанные с производственными достижениями, освоением космоса, революцией и т. При этом, в последнее время, у палехских художников отмечается интерес к сказочным, былинным и, главным образом, к иконописным мотивам. Хохломская роспись Хохломская роспись Хохлома , зародившаяся ориентировочно в XVII столетии в одноименном селе бывшего Семеновского уезда, является, пожалуй, наиболее известным направлением русского художественного промысла. Как и несколько веков назад, этой росписью оформляют посуду ложки, тарелки, миски, подносы , мебель, а также сувенирные изделия, в том числе и матрешку. Отличительной чертой хохломы является предварительное нанесение на обрабатываемую поверхность специального порошка на основе олова с последующим покрытием лаком. После этого заготовка 3-4 раза проходит термообработку в печи, что, в конечном итоге, и придает изделию эффект так называемой массивности. Основными сюжетами хохломской росписи являются яркие ажурные цветы, листья и ягоды, искусно наложенные на черный фон, а также диковинные птицы, сказочные животные и, реже, люди.

Например, в Аргентине ремесленникам предоставляют денежные субсидии. В Германии есть программы финансирования стартапов по льготным ставкам и возможность получить грант на развитие рабочего пространства после выпуска из университета. Серьезным показателем развития отрасли является выход на мировой рынок. По данным Минпромторга за 2019 г. Отечественные изделия экспортируются в более чем 20 стран, включая Казахстан, Беларусь, Болгарию, Азербайджан, Аргентину и другие. Наиболее востребованы предметы из фарфора, хрусталя и керамики, но объемы выводимого на зарубежные рынки товара пока минимальны. Не было острой потребности в развитии индустрий, построенных на человеческом капитале и таланте. Постепенно это меняется, ведь российские люди всегда отличались талантами и способностью нестандартно мыслить», — считает глава фонда «Инносоциум» Елена Маринина. Чтобы развивать креативное направление в регионах, в том числе традиционные ремесла, необходимы инвестиции, полагает Маринина: «Есть сильные регионы, которые уже много в этом направлении сделали: Калининградская и Тульская области, Нижний Новгород, Югра, Казань, Якутск. Чтобы в экономическом смысле это развивалось, нужны финансовые инвестиции, и они есть в мегаполисах». Согласно стратегии развития креативных индустрий, количество занятых в творческих профессиях к 2030 г. Основными точками роста ремесленной отрасли могут стать модернизация производств, нахождение новых рынков сбыта и борьба с контрафактом. Кроме того, необходимо найти баланс между поддержанием высоких стандартов продукции и ее стоимостью, что непросто с учетом ручного труда, который снижает выработку и повышает расходы на зарплаты сотрудников.

На предприятии культурный код буквально вплетают в ткань каждого изделия. Крестецкая строчка, выражаясь современным языком, — это бренд некогда Новгородской губернии, а теперь Новгородской области. Сейчас заняты все рабочие места, а еще 10 лет назад фабрика, ведущая свою историю со второй половины XIX века, была банкротом, сотрудников оставалось всего 10 человек, из них четверо — сторожа. К счастью, появился инвестор, который рискнул и вложился в возрождение предприятия. Наталья Дмитриева, директор фабрики «Крестецкая строчка»: «Два года проходила реконструкция помещения. Двухэтажное здание очень большое, сделан полностью ремонт, сюда вложены колоссально большие деньги. Вообще аналогов у нас нет не только в России, во всем мире. Мы единственные и неповторимые». Сейчас уже можно говорить о том, что уникальной технике ажурной сквозной вышивки ничто не угрожает, традиционные орнаменты удалось спасти, но статуса ожившего музея новым владельцам фабрики было недостаточно, хотелось сделать нечто большее, чтобы крестецкая строчка стала по-настоящему модной. Модный показ в культурной столице, пожалуй, лучшая демонстрация того, что старинная вышивка популярна даже в XXI веке. Супруги Георгиевы — новые владельцы Новгородской фабрики, а Александра еще и дизайнер коллекции осень — зима, которую в Петербурге встретили овациями. Александра Георгиева, дизайнер: «Лен, выдергивается полностью вся матрица, а потом заполняется вышивкой вручную, то есть это колоссально сложная работа».

Народные промыслы России

Удивительные иллюстрации, посвященные русским ремеслам и народным промыслам, создает современная художница Мила Лосенко. Промысел «Шемогодская прорезная береста» возник лишь тогда, когда у северян появился стимул — возможность продать свои работы и заработать на них. Научили ребят различать виды народных декоративно-прикладных промыслов, а также их характерные особенности.

Получите, распишитесь: история русских народных промыслов

Палехская миниатюра В нашей стране и далеко за рубежом широко известна палехская миниатюра. Это тот редкий случай, когда народный промысел сформировался не в старину, а уже в советское время, вскоре после революции. Это необычное ремесло стало известно благодаря мастерам поселка Палех Ивановской области. В прошлом это село находилось на территории Вязниковского уезда Владимирской губернии, известного иконописными мастерскими и старообрядческими скитами. Примечательно, что в этих краях проживал известный старообрядческий отшельник Вавила. Родом из Франции, он пришел на владимирскую землю, чтобы принять Старую Веру и вести уединенный образ жизни. Подробнее о Вязниковском уезде читайте в статье « Приключения француза в старообрядческой России ». Палехская лаковая миниатюра После октябрьской революции и начала гонений на религию палехским иконописцам пришлось искать новый способ заработка. Таким образом, многие переквалифицировались в мастеров лаковой миниатюры. Этот вид миниатюры выполняется темперой на папье-маше.

Как правило, расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, игольницы и другое. Роспись делается золотом на черном фоне. Оригинальная технология прошлого столетия, которую применяли первые палехские умельцы в 1920-30-е годы XX века, сохранилась частично. Палехская лаковая миниатюра Характерные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Немало сюжетов посвящено событиям истории, включая революцию и гражданскую войну. Есть цикл миниатюр, посвященный освоению космоса. С начала XXI века среди некоторых мастеров, работающих в палехской манере, наблюдается тенденция возврата к иконописным сюжетам. Федоскинская миниатюра Федоскинская миниатюра — это еще один вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи. Выполняется масляными красками на папье-маше.

В отличие от миниатюр Палеха, приемы которых пришли из иконописи, федоскинская миниатюра изначально формировалась как вид прикладного искусства, отсюда и манера письма более «приземленная». Основные мотивы миниатюры: «тройки», «чаепития», сцены из жизни крестьян. Наиболее высоко ценились ларцы и шкатулки, которые были украшены сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников. Федоскинская миниатюра В XIX веке федоскинская миниатюра служила в большей степени декоративным целям. В середине XX века стало развиваться авторское направление. Сюжеты миниатюр стали усложняться. Хохлома На всю Россию известна нижегородская декоративная хохломская роспись. Оно расположено на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии, известного в старину крупными старообрядческими монастырями, такими как Шарпанский и Оленевский скиты. Не случайно в знаменитом романе Андрея Мельникова Печерского старообрядцы Семеновского уезда занимаются изготовлением деревянной посуды.

Занимались этим и в Хохломе. Хохломские мастера тем не менее стали известны на всю Россию необычными яркими росписями. Расписывали они деревянную посуду и мебель. В основном использовались черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета. Хохломская роспись Чтобы добиться характерного именно для хохломы золотистого цвета, местные мастера при выполнении росписи наносят на поверхность изделия серебряный оловянный порошок. После этого покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, который придает легкой деревянной посуде эффект массивности. Хохломская роспись на разделочной доске Благодаря этой создающей необычный цвет технологии хохлома стала популярна во всем мире. Тарелки и ложки, сделанные в этом стиле, стали восприниматься в XX веке как символ русской национальной посуды. Городецкая роспись Городецкая роспись появилась в середине XIX века в районе старинного города Городца Нижегородской губернии.

Усилиями старообрядцев Городец стал центром деревянного кораблестроения и торговли хлебом со всероссийской известностью. Купцы-старообрядцы жертвовали значительные суммы на строительство церквей, на содержание больниц, приютов для сирот, народное просвещение и благоустройство города. Городецкая роспись Городецкая роспись является яркой и лаконичной. Основными темами росписи являются сцены из сказок, фигурки коней, птиц, цветы, крестьянский и купеческий быт. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Городецкой росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери, сундуки, дуги, сани, детские игрушки. Городецкая роспись Вот что говорит В. Воронов о городецкой росписи: Нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи. Мезенская роспись Мезенская роспись по дереву палащельская роспись — это особый вид росписи домашней утвари, в частности прялок, ковшей, коробов, братин, который сложился к концу XIX века в низовьях реки Мезень.

Издревле эти места, как и все поморье, было заселено староверами. А с декабря 1664 г. Самая старая сохранившаяся прялка с мезенской росписью датируется 1815 годом. Мезенская роспись на подносе Художественные мотивы мезенской росписи можно встретить в рукописных книгах XVIII века, которые были изготовлены в поморье. Основные цвета мезенской росписи — черный и красный. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет. Мезенская роспись на разделочной доске В конце XIX века мезенская роспись сосредоточилась в деревне Палащелье, где работали целые семьи умельцев: Аксеновы, Новиковы, Федотовы, Кузьмины, Шишовы. В середине 1960-х гг.

Федотов в деревне Палащелье и С.

Палехская роспись миниатюра Слайд 13 Для создания рисунка используются такие цвета, как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери. Слайд 14 Полхов-Майданская роспись Основные сюжеты узоров — изображения птиц и животных, а также цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе. Слайд 15 Великоустюжское чернение по серебру Украшение черненёнными рисунками различных серебряных изделий.

Слайд 16 Вид русского кружева, плетённого на коклюшках деревянных палочках. Типичный материал для вологодских кружев — лён. Слайд 17 Гусевский хрусталь Огромный ассортимент всевозможных изделий из цветного и прозрачного хрусталя, изготовление на заказ эксклюзивных работ, а также авторский хрусталь. Скульптуры, вазы, наборы бокалов, украшения интерьера. Слайд 18 Матрешка Русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол — обычно три и более. Слайд 19 Оренбургский платок Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из козьего пуха и нити-основы хлопчатобумажной, шёлковой и др. Слайд 20 Павловопосадские набивные платки Платки выполнялись из полупрозрачной или плотной шерстяной ткани. Стиль: объёмное изображение цветов, собранных в букеты, гирлянды или разбросанных по полю платка, иногда с добавлением орнамента и стилизованных растительных элементов.

В 1830-е годы подносы в Жостове стали делать из металла. На мысль о замене папье-маше на более прочный материал жостовцев навели подносы Нижнего Тагила, знаменитого ещё в XVIII веке центра их производства. В XIX веке в Тагиле делали подносы, украшенные растительным орнаментом, характерным для предметов уральской народной расписной утвари.

Другим известным центром производства подносов стал Петербург. Здесь были в моде подносы фигурных форм, сложного рисунка, изображавшей цветы, фрукты, птиц среди различных раковин и прихотливых завитков. Жостовские мастера учли опыт живописцев Нижнего Тагила и Петербурга, но не просто использовали понравившиеся стили и приёмы, а создали на их основе свой собственный неповторимый стиль и характер украшения подносов.

Он сложился в 1870 - 1880-е годы. В это время увеличился спрос на подносы в городах. В трактирах, в питейных заведениях и гостиницах подносы использовались по прямому их назначению, и как украшение интерьера.

Подносное производство в Жостове постепенно отделилось от лаковой миниатюры на папье-маше. Возникло немало мастерских, производивших подносы на продажу в Москве, в Петербурге и других местностях. С тех пор и поныне Жостово и окрестные деревни являются своего рода заповедниками этого уникального искусства.

Коллекция жостовских подносов в Русском Музее невелика. Но в ней есть первоклассные произведения, исполненные в разные периоды жизни промысла и наглядно отражающие особенности и уровень искусства своего времени. К числу самых известных произведений принадлежит овальный поднос, украшенный живописью по перламутру.

Почти на каждом старинном подносе стоит клеймо мастерской, в которой он был выполнен. Из этого клейма можно узнать имя хозяина мастерской, а по ней определить время создания подноса. Гжель На удалении 50-60 километров к северо-востоку от Москвы, в Раменском районе, вдоль Егорьевского шоссе расположены два десятка слившихся между собой красивых сёл и деревень.

Гжель - название одного из сёл - бывшего волостного центра, ставшего собирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народного мастерства. Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону. Гжель впервые упоминается в письменных источниках в 1339 году в духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты.

С тех пор на протяжении столетий, как одна из наиболее прибыльных волостей, переходила Гжель по наследству в роду великих московских князей и царей, принося им немалый доход. Ещё в XVI веке гжельцы возили в Москву излишки бытовой посуды, а также в Яузскую слободу московским гончарам свою глину, некоторые оставались там и работать. Выезжали они и на московские ярмарки и торги.

Знакомились на торгах с привозными изделиями мастеров из других мест России, из других стран. На базе крестьянских промыслов и торговли постепенно складывался новый тип крестьянского населения Гжели. Дело в том, что со времени открытия мануфактуры Афанасия Гребенщикова в 1724 году многие гжельцы работали там гончарами.

Смекалистые и расторопные, они быстро схватывали секреты нового производства майоликовых изделий, а возвращаясь на родину, заводили свои примитивные, но многочисленные новые горны, создавали свои изделия не только из обычных красных глин, как раньше, а использовали по новой технологии белые массы с примесями других сортов глин и минеральных добавок. Самобытные гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Крестьяне-кустари трудились от зари до зари, имея дело с глиной и творя из неё необходимые в быту вещи.

Каждый из них имел свою манеру, и создавая изделия, вносил собственное видение окружающего мира. Достоинство посуды, игрушек определялось вкусами покупателей и управлялось их спросом. Популярность гжельских изделий означала соответствие их требованиям, отвечающим утилитарным целям и художественным вкусам людей того времени.

В середине XVIII века в России довольно быстро начали развиваться гончарные производства, однако гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Отсюда производство керамики распространяется в Коломенской, Серпуховской и другие уезды Московской губернии. Конец XVIII века явился временем расцвета гжельской майолики; особенно большого искусства местные мастера достигли при изготовлении кувшинов, кумганов, квасников.

Работа требовала большого терпения и искусства. Роспись не допускала поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожжённому черепку, покрытому белой эмалью. Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами.

Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их создателей - простых народных умельцев. В течение многих десятилетий гжельцы создавали изумительные по красоте и разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов. Свыше 500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж.

Многие гжельские мастера участвовали создании гончарного промысла и в других местах России. Завозимые из-за границы предметы из этого материала были настолько дороги, что их могли купить только немногие, но они же невольно толкали гжельцев овладеть технологией их производства. Полуфаянс уже имел белый, хотя и толстый черепок, и роспись велась не по сырой эмали, как на майоликовых изделиях, а после обжига, по твердому черепку, что значительно облегчало, ускоряло работу и ускоряло брак.

Полуфаянс стал таким же замечательным художественным явлением, как и майолика. Гжельцам удалось получить белую посуду белую, наподобие фаянса в начале XIX века. Добавив в свои глины известь, гжельцы получили материал, названный простым фаянсом или полуфаянсом, и в течение XIX века создавали из него десятки тысяч необходимых предметов быта.

Не сразу гжельцы выработали свой самобытный стиль росписи кобальтом, но постепенно он достиг совершенства именно в полуфаянсе. Синий цвет становится классическим, неотделимым от гжельского полуфаянса. Это был новый изобразительный живописный язык, пришедший на смену контурному рисунку с полихромной раскраской, какая ранее использовалась в майолике.

Синяя краска лучше всего соединяется с глазурью, при обжиге даёт меньше брака, излучает сияние, не подвластное времени. В росписи присутствуют и элементы очеловечения, одухотворения вещей. К середине XIX века Гжель являлась самым крупным поставщиком керамических изделий страны.

Во второй половине XIX века в русском керамическом производстве происходят значительные сдвиги. Лидируют теперь крупные механизированные заводы.

Одним из самых известных населенных пунктов Руси, жители которого занимались изготовлением керамической фарфоровой посуды, является Гжель ныне город находится на территории Раменского района Московской области.

Продукция местных мастеров расходится по всей России. Надо отметить, что в старину этот город был одним из центров старообрядцев-поповцев. Расцвет Гжели пришелся на время деятельности «Товарищества производства фарфорово-фаянсовых изделий М.

Исследователи указывают, что с 1820-х годов все большее число гжельских изделий окрашивали в белый цвет и расписывали исключительно синей краской. В наши дни роспись, сделанная синим цветом, является характерным признаком изделий Гжели. Популярность подобной посуды оказалась столь велика, что подобные изделия стали создаваться и в других местностях, но имели схожий сине-белый орнамент.

Появилось и много подделок. Чайный сервиз из Гжели Специалисты утверждают, что аутентичными изделиями Гжели можно назвать лишь авторские работы, сформировавшие привычную нам стилистику Гжели в 80-е годы XX века. Каждый из этих мастеров ставит на изделии личную подпись или штамп предприятия, на котором работает.

Если мастер является сотрудником предприятия, то его изделия передаются в производственный цех в целях тиражирования. Местные мастера стали расписывать металлические подносы. Интересно, что такие мастерские появились в городах, где немалую часть населения составляли старообрядцы, которые до сей поры имеют там моленные и храмы.

Это Нижнй Тагил, Невьянск и Выйск, основанные в 1722 году. Так появились так называемые тагильские подносы. Промышленники Демидовы, курировавшие этот промысел, весьма заботились о качестве и художественной ценности изделий.

С целью обучения и подготовки профессиональных кадров они основали в 1806 году школу. Исторический стиль тагильских подносов был создан благодаря этой школе и самому авторитетному ее преподавателю — выпускнику Императорской Академии художеств В. Поднос с жостовской росписью Расписные тагильские подносы продавались по всей стране.

Подобные изделия стали пытаться производить и в других местах. Самой удачной такой попыткой стала организация производства расписных подносов в деревне Жостово Московской губернии. Подносы, изготавливаемые там, получили известность в первой половине XIX века.

С тех пор этот вид промысла получил наименование «жостовская роспись». До наших дней промысел росписи подноса сохранился только в Нижнем Тагиле и Жостово. Роспись делается главным образом по черному фону изредка по красному, синему, зеленому.

Поднос с жостовской росписью Основными мотивами росписи являются: цветочные букеты, как пышные садовые, так и мелкие полевые цветы; уральские пейзажи или старинные города. На некоторых старинных подносах можно увидеть людей, сказочных птиц. Расписные подносы используются либо по назначению под самовар, для сервировки обеда , либо для украшения.

По форме подносы делятся на круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные. Палехская миниатюра В нашей стране и далеко за рубежом широко известна палехская миниатюра. Это тот редкий случай, когда народный промысел сформировался не в старину, а уже в советское время, вскоре после революции.

Это необычное ремесло стало известно благодаря мастерам поселка Палех Ивановской области. В прошлом это село находилось на территории Вязниковского уезда Владимирской губернии, известного иконописными мастерскими и старообрядческими скитами. Примечательно, что в этих краях проживал известный старообрядческий отшельник Вавила.

Родом из Франции, он пришел на владимирскую землю, чтобы принять Старую Веру и вести уединенный образ жизни. Подробнее о Вязниковском уезде читайте в статье « Приключения француза в старообрядческой России ». Палехская лаковая миниатюра После октябрьской революции и начала гонений на религию палехским иконописцам пришлось искать новый способ заработка.

Таким образом, многие переквалифицировались в мастеров лаковой миниатюры. Этот вид миниатюры выполняется темперой на папье-маше. Как правило, расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, игольницы и другое.

Роспись делается золотом на черном фоне. Оригинальная технология прошлого столетия, которую применяли первые палехские умельцы в 1920-30-е годы XX века, сохранилась частично. Палехская лаковая миниатюра Характерные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен.

Немало сюжетов посвящено событиям истории, включая революцию и гражданскую войну. Есть цикл миниатюр, посвященный освоению космоса. С начала XXI века среди некоторых мастеров, работающих в палехской манере, наблюдается тенденция возврата к иконописным сюжетам.

Федоскинская миниатюра Федоскинская миниатюра — это еще один вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи. Выполняется масляными красками на папье-маше. В отличие от миниатюр Палеха, приемы которых пришли из иконописи, федоскинская миниатюра изначально формировалась как вид прикладного искусства, отсюда и манера письма более «приземленная».

Основные мотивы миниатюры: «тройки», «чаепития», сцены из жизни крестьян. Наиболее высоко ценились ларцы и шкатулки, которые были украшены сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников. Федоскинская миниатюра В XIX веке федоскинская миниатюра служила в большей степени декоративным целям.

В середине XX века стало развиваться авторское направление. Сюжеты миниатюр стали усложняться. Хохлома На всю Россию известна нижегородская декоративная хохломская роспись.

Оно расположено на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии, известного в старину крупными старообрядческими монастырями, такими как Шарпанский и Оленевский скиты.

Народные промыслы: путешествие по городам русского текстиля

Народные промыслы – это достояние страны, отражающее ее историю и относящееся к культурному наследию. Есть повод! Сегодня в России отмечают День народных художественных промыслов. По официальным данным, на территории области бытует почти треть всех сохранившихся народных художественных промыслов России. Олеся Максимова, главный редактор портала «»: «Народные промыслы – неотъемлемая часть нашего культурного кода: особые художественные традиции столетиями развивались в разных частях страны. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник. В целях сохранения и развития отрасли народных художественных промыслов в 2017 году Минпромторгом России был запущен отраслевой портал «».

Последнее по теме

  • Художественные промыслы.
  • Русский народный промысел. Как выглядят изделия народных промыслов регионов России
  • Купите товары, связанные со статьёй
  • Тула. Пряники
  • 100 к 1. Название народного промысла? - GamePedia - Вопросы, ответы, гайды по играм!

Художественная роспись в России

  • Современные народные промыслы в России
  • Народные промыслы России - где посмотреть
  • «Народные промыслы Центральной России» (Д-22)
  • Мистическая керамика и свадебный сундук. Промыслы, которые не всем известны | АиФ Нижний Новгород

Народные промыслы: путешествие по городам русского текстиля

Они были расположены неподалёку от крупного села под названием Городец. Там проходили ярмарки, на которых торговали изделиями мастеров. Отсюда и появилось название — Городецкая роспись. Городецкая роспись - визитная карточка Нижегородской области Полховско-Майданская роспись Место рождения Полховско-Майданской росписи — юг Нижегородской области. Там, в селе Полховский Майдан, посёлке Вознесенское и деревне Крутец находится центр этой росписи. Возникла она всего сто лет назад на базе развитого в тех местах токарного промысла. Мастера расписывали матрёшек, детские игрушки, грибы, пасхальные яйца, при этом использовали только четыре цвета — зелёный, синий, жёлтый и красный. Палехская роспись Палехская роспись появилась совсем недавно — уже в советское время, однако, корни этой росписи уходят в древность.

Благодаря уникальному ремеслу, село Палех Ивановской области стало известно во всей России. Известно о палехской росписи, палехской миниатюре, палехской иконописи. Особенность росписи в том, что художники создают не просто орнаменты, а вырисовывают целые сюжеты, композиции с мельчайшими деталями. Роспись Жостово Жостовская роспись — это лаковая роспись на подносах, которая появилась в тысяча восемьсот двадцать пятом году. Такие подносы делают на фабрике в селе Жостово и в городе Нижний Тагил. Главное отличие этого промысла — обилие красок, несравнимые ни с чем тона, реалистичность всех элементов. Подносы с жостовской росписью очень популярны.

Гжель Гжельская роспись, как понятно из названия, возникла в городе Гжель. Её узоры — это преимущественно цветочные узоры и простые геометрические орнаменты, выполненные кобальтовой ярко-синей краской на белоснежном фоне. Город Гжель — центр производства изделий из керамики. Во многом это и стало причиной появления своей неповторимой росписи в этом городе.

Роспись свистулек по сей день ведут только гусиным пером. Филимоновские свистульки-козули выделяются на фоне других промыслов яркими красками Абрамцево-Кудринская резьба Резьба, ставшая промыслом, появилась в усадьбе Абрамцево, недалеко от Москвы в девятнадцатом веке. Её название — Абрамцево-Кудринская резьба. Резчики учились и работали в столярно-резчицкой мастерской, там же им преподавали живопись и рисунок. Так небольшая мастерская стала основой будущего промысла, отличающегося своеобразным стилем резьбы. Абрамцево-Кудринская резьба - еще один промысел, славящий Россию Вятские кружева О вятских кружевах известно с восемнадцатого века. Во второй половине девятнадцатого века в Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Многие годы в тех местах действовала кружевная фабрика, однако в начале девяностых годов её закрыли. Кружевницы сохранили своё уникальное мастерство, традиции и технологию промысла. Они радуют новыми изделиями, объединившись в артели либо небольшие предприятия. Вятское кружево Новые народные промыслы Не все народные промыслы имеют богатую историю. Некоторые появились совсем недавно. Что это за промыслы, узнаем далее. Роспись ёлочных игрушек Роспись ёлочных изделий как промысел возник в девятнадцатом веке в деревне Данилово. Там же игрушки и изготавливали. Занимались этим крестьяне на дому, используя для выдувания нехитрые горелки. Спрос на такие игрушки рос, увеличивалось и число мастеров-одиночек. Вскоре некоторыми хозяевами на дому были организованы небольшие производства с наёмными работниками.

Матвеева создается школа росписи и токарного искусства. Так Семенов превратился в столицу золотой хохломы. Растительный орнамент, исполненный в насыщенных красках осеннего русского леса, становятся главной темой творчества художников хохломы, хотя в первые десятилетия советской власти шли напряженные поиски, попытки сочетать традиционный узор с портретом, сюжетным рисунком или даже с геометрическим орнаментом. Появились новые технологии и новые составы красок, которые позволили надолго сохранять блеск изделий и позволяет ими пользоваться в быту. Различают разные стили росписи: кудрина с использованием "кудрявого" орнамента золотого и черного цветов; травка, в которой появляется зеленый цвет листьев, изображение ягод; под-фон - растительный орнамент на черном фоне; а также редкие - древко и пряник. Семино Ковернинского р-на. Любимые мотивы художников - изображаемые "дамы" и "кавалеры" во время свиданий, чаепитий, застолий, прогулок в саду или по улице, поездки на лошадях, городецкий конь, птицы, стилизованные цветочные орнаменты с "розанами" и "купавками". Ярко, любовно, но вместе с тем условно и весело написан быт, окружение - кони с пышными гривами и хвостами, довольные коты, столы с яствами, домашние цветы, ходики с гирями. Свое начало роспись берет с резьбы и инкрустации по дереву: ею украшались донца городецких прялок, которые делались из мореного дуба, имевшего разные оттенки древесины. Однако запасы этого сырья подошли к концу, и в конце ХIХ в. Сейчас в Городце расписывают - мебель и кухонную утварь - отличают яркие краски с преобладанием красного, желтого, зеленого, и черного. Выполняется она анилиновыми красками с преобладанием ярко-розовой, желтой, зеленой, фиолетовой на предметах кухонной утвари, игрушках-тарарушках, небольших сувенирах, матрешках. Любимые темы - орнаменты из цветов, нарочито небрежно нарисованные условные деревенские пейзажи. В 1920-1930 гг. Село Полховский Майдан, ставшее в 1950-х гг. Сверкая радугой ярких анилиновых красок и лаком, чудесные игрушки отсюда расселились по многим городам России. Они сразу же полюбились детям своей яркостью, наивной простотой и свежим восприятием мира, где бегут по небесам розовые и голубые тучки, крутятся дивные мельницы, поют радостные птицы. Традиции полховско-майданской росписи сегодня продолжает ИП В. Их вытачивают и расписывают художники города Семенова на фабрике «Семеновская роспись». РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ Выразительной рельефной резьбой по дереву занимаются мастера Семенова и Городца: шкатулки, вазы, панно, сундуки и резные доски с фигурами животных, стилизованными лицами людей, традиционные пряничные доски с их помощью штампуются узоры на пряниках перед выпечкой во многом следуют образцам, которые оставили мастера прошлого.

Яркие краски Анилиновыми красками ярко-розового, желтого, зеленого и фиолетового цвета творится полховско-майданская роспись. Село находится на юге области, в Вознесенском районе. Свистульки, матрешки, шкатулки, грибы и самоварчики с цветами и райскими птицами производят и сейчас. Каменные звери В селе Борнуково Бутурлинского района работает фабрика, на которой изготавливают фигурки животных из поделочного камня. Когда промысел только появился, для поделок использовали местный ангидрит, который добывали в пещере, расположенной рядом с селом. В советские годы при попытке разработки месторождения взрывным методом вход в пещеру был завален. Сейчас зверушек вырезают из привозного камня. Костяные узоры На резьбе по кости специализируется фабрика «Варко» в Варнавинском районе. Серьги, броши, гребни и заколки украшены растительным узором. Есть и скульптурные композиции на темы родной природы. Корзина, лукошко, ваза Лозоплетением занимаются практически повсеместно. Самые крупные центры — в Павлове, Арзамасе, Лыскове. Там мастерят не только корзины, но и плетеную мебель. Памятник подстаканнику На ювелирной фабрике в селе Казаково Вачского района работают в технике зерни и филиграни: узоры спаивают из тонких проволочек и украшают шариками из металла. Самые известные изделия фабрики — подстаканники. В селе даже установлен памятник этому предмету обихода. Делают здесь также вазы, украшения, кубки и многое другое. Глиняные районы В Богородском, Городецком, Большеболдинском районах сохранились гончарные промыслы. В Богородске существует музей современной керамики, проводится фестиваль, посвященный этому промыслу.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий