"Московские новости" называют продовольственный кризис следствием саботажа, а "Советская Россия" призывает КПСС стать "партией диктатуры порядка". В период оттепели под руководством Никиты Хрущева газеты стали отражать более либеральные идеи, включая критику культовой личности Сталина и инициирование дебатов о проблемах в советском обществе. Редакторский опыт в советский период в полной мере вобрал в себя и достижения, и просчеты, которые характерны для этой области деятельности, отражающей прежде всего специфику социально-общественного развития.
ВОПРОСЫ СССР
В Крыму ещё «Юный ленинец» была газета. Вообще ни о чём. Родители выписывали «Правду», потому что оба были идейные коммунисты и секретари «первичек», отец, как врач, выписывал «Медицинскую газету» и много медицинских журналов, мама учительница была и выписывала, соответственно «Учительскую газету».
Эпоха ответственности: 5 самых советских норм, исчезнувших в наше время Более 30 лет назад они были неотъемлемой частью жизни каждого советского гражданина, а сегодня оказались забыты. И, хотя Советский Союз распался 30 лет назад, некоторые из них сохранились по сей день: мандарины по-прежнему неотъемлемый атрибут новогоднего стола, а без цветочных букетов невозможно представить школьную линейку 1 сентября. Другим традициям повезло меньше, и к настоящему времени они полностью исчезли. Нуритдинов Товарищеские суды появились в СССР в хрущёвские времена и стали весьма заметной частью советского быта. Согласно изначальному замыслу, эти суды должны были вразумлять нерадивых строителей коммунизма посредством коллективного воздействия коллег и соседей.
В их компетенции было рассмотрение нарушений трудовой дисциплины, административных правонарушений и даже мелких преступлений, не имевших общественной опасности. Рассматривались и дела из сферы семейных отношений. Товарищеский суд не имел полномочий лишать человека свободы правда, пьяниц могли рекомендовать направить на лечение в ЛТП , только воздействовать общественным порицанием или штрафом по решению коллектива либо ходатайствовать о понижении в должности или увольнении, если речь шла о нарушениях трудовой дисциплины. Главная его функция была в другом — пожурить и дать шанс. В случае если судьи считали, что виновник способен исправиться, ему давали возможность искупить вину прилежной работой и поведением. Если же он проявлял полное равнодушие, материалы дела могли быть переданы в правоохранительные органы — и человек отвечал за свои поступки уже по всей строгости закона. Товарищеские суды существовали повсеместно — во всех городах и почти на всех предприятиях.
Весьма ярко деятельность подобного органа отражена в знаменитом фильме Данелии "Афоня". В целом идея товарищеских судов имела как плюсы, так и минусы. С одной стороны, они позволяли проштрафившемуся гражданину исправить свои ошибки и искупить вину без соприкосновения с настоящим правосудием. С другой — зачастую вызывали раздражение мелочным вниманием к личной жизни граждан. После распада СССР товарищеским судам не нашлось места в новой системе, они были упразднены. В настоящее время о них напоминают лишь советские фильмы 60—70-х годов, отразившие их в своих сюжетах.
Они проходили с 1982 по 1986 год, однако всесоюзным явлением стали при участии Фила Донахью и Владимира Познера.
Именно они считались самой любимой парой у телезрителей. Интересно, что американцы показывали эти мосты в прямом эфире, а мы — в записи, долго их монтировали, выбрасывали реплики. Прямой эфир В 1987 году, 7 марта, впервые в прямом эфире вышла телепрограмма Владимира Молчанова «До и после полуночи», и он моментально стал знаменитым. Передача шла раз в месяц. Молчанов произвел большое впечатление на телезрителей своим аристократическим видом, белым костюмом, нездешней манерой говорить, тембром голоса. Выпуски «До и после полуночи» и «Взгляда», который дебютировал через полгода, славились еще и тем, что в них можно было услышать прежде недоступную музыку. Молчанов показывал западные клипы, а «Взгляд» — русский рок.
Следом стала открываться наша запрещенная ранее литература, написанная как в СССР, так и за рубежом. В этом сыграли решающую роль толстые журналы «Знамя», «Дружба народов», «Новый мир». Следующее событие — это Нина Андреева с ее статьей «Не могу поступаться принципами», которая вышла 13 марта 1988 года в «Советской России». В ней Андреева призывала реабилитировать Сталина. Горбачев и Яковлев находились за границей, а Егор Лигачев на встрече с главными редакторами посоветовал обратить внимание на эту статью. Те восприняли это как руководство к действию. Начались выяснения отношений.
За статьей видели невероятную конспирологию. Андреевой, Лигачеву и главному редактору «Совраски» Валентину Чикину пришлось оправдываться. Целых два дня Политбюро обсуждало только этот материал. Это был ответ либералов. Статью Андреевой признали вредной. Впервые неспортивная телетрансляция велась в течение нескольких дней. Именно тогда советские зрители впервые стали припадать к экранам телеприемников во время работы.
В 1989 году этот опыт повторили при первых свободных выборах. СМИ уже были достаточно смелыми, чтобы обсуждать любые вопросы, но во время этих трансляций депутаты и участники конференции поднимали более острые проблемы, чем могли позволить себе газеты, журналы и телевидение. Именно здесь была произнесена фраза, которую помнят как «Борис, ты не прав! Егор Лигачев: «Борис, ты не прав» Удивительно, но серьезные проблемы страны обсуждались на этой партконференции меньше, чем проблемы СМИ.
Все блага, недра и богатства, служили людям всей страны, в которой были дружба, братство и визы не были нужны. Труд доярки был в почет... Труд доярки был в почете, героем был горняк — шахтер и хлопкороб в своей работе и славный парень комбайнер. Предприятия, заводы, фабрики и комбинаты, выпускали пароходы, самолеты, агрегаты.
На полях посевы зрели, битва шла за урожай, стремились люди и хотели, чтоб расцвел родимый край. Деревень больших, колхозов, было множество в стране, ферм, коровников, совхозов, все работало вполне. Бесплатно людям выдавали, дома, квартиры на совсем, в стране Советской люди знали, найдут работу без проблем. Секции, кружки и курсы, все бесплатно для детей, Ведь страна свои ресурсы, направляла для людей.
«Правда» и «Известия»
СССР старые новости. Сохранить плейлист. Удалить из раздела «Моё». Теперь они независимы, но их тиражи по России стали меньше в разы, если сравнивать с советской эпохой и началом 1990-х. Новости Центрального телевидения СССР отличались по формату и подаче от теленовостей, какими их привыкли видеть сегодня.
Советские новости.
Прессу заполонили шаблоны и стереотипы. Продолжается процесс создания новых центральных и местных изданий, а также зарождение новых видов прессы. В стране газеты издавались на 57 языках. В конце 1956 года начали выходить колхозные многотиражные газеты, появляются новые виды местной печати - межрайонные газеты. Увеличивается их формат и периодичность. Только в период 1976-78 годы было создано более 400 новых газет, 113 журналов.
Разовый тираж газет на этот момент составил около 85 млн. Подписка на газеты и журналы шла сверху.
Передачи телевидения различались в зависимости от канала. На первом канале преобладала общесоюзная информационная, общественно-политическая и художественная тематика. Программа включала в себя передачи, освещающие важнейшие события политической, экономической и культурной жизни страны, а также наиболее значительные события, происходящие за рубежом; трансляции торжественных и праздничных заседаний, демонстраций, митингов трудящихся, правительственных встреч и визитов государственных и политических деятелей. Основными и единственными поставщиками новостей были информационные программы «Сегодня в мире», «Время». Политическая и экономическая жизнь страны освещалась в таких передачах, как «Ленинский университет миллионов», «Пятилетка, год... Событиям международной жизни посвящались передачи «9-я студия», «Международная панорама». В будние дни в прайм-тайм отдавался программам «Сегодня в мире», «Человек и закон», «Ленинский университет миллионов», «Время». На втором канале преобладала информационно-публицистическая и художественная тематика.
Программа включала в себя выпуски «Московские новости», «Москва», «Москва и москвичи», «Подмосковные вечера». Дополняли программы документальные фильмы, литературно-драматические передачи и телеспектакли. На третьем канале шли научно-популярные и учебные передачи. Четвертый канал сосредотачивался на спортивно-художественных передачах. Все четыре программы Центрального телевидения шли в эфир параллельно. Для обслуживания телезрителей восточных районов Советского Союза были предназначены четыре повтора. В 60-е гг. Тогда появляются такие игры, как «Клуб веселых и находчивых», «А ну-ка, девушки! В них зритель мог узнать себя, поскольку участники могли проявить значительную степень индивидуальности и самостоятельности. Среди музыкальных передач этого времени следует отметить «Музыкальный киоск», «Кинопанорама», «Голубой огонек», «Музыкальный ринг».
Еженедельная передача «Очевидное — невероятное» представляла собой обсуждение с экспертами проблем развития науки. К этому времени наряду с общесоюзными радио и телевещательными каналами сложилась система телерадиовещания в союзных кроме РСФСР и автономных республиках. Они имели собственные телестудии, оркестры, хоры, коллективы редакторов, ведущих, комментаторов, издавали свои журналы, фонды звуко и телезаписей. В союзных и автономных республиках на все руководящие и творческие посты национал-коммунисты назначали людей, которые тонко проводили линию на строительство своего собственного народа. И при первом ослаблении контроля сверху они стали проводить антикоммунистическую, антисоветскую и русофобскую линию. О том, что контроль снимается, стало известно из действий коммунистов-перестройщиков в Москве. Перестройка на центральном телевидении началась с появления и таких передач, как «Прожектор перестройки», «Телевизионная служба новостей», «600 секунд» А. Невзорова на ленинградском телевидении, дискуссионная программа Э. Сагалаева «12-й этаж», программа «Взгляд» с ведущими В. Листьевым, А.
Любимовым, Д. Захаровым, А. Эти передачи были выведены из-под цензуры, они ломали установившиеся шаблоны, затрагивали запретные темы, а потому с интересом воспринимались аудиторией. Возьмем, для примера, телепередачу «Взгляд».
С приходом журналистов на телевидение появились и первые журналистские находки в новом СМИ. Так, в ноябре 1954 года в телевизионный кадр впервые вошел автор программы. В январе 1955 года стало ежедневным телевизионное вещание в Москве. С октября 1956 года Ленинград также перешел на ежедневное телевизионное вещание. Стремительно увеличивается число телезрителей и радиослушателей. Совершенствуются телевизионные передачи, все больше появляется оперативных событийных репортажей и различных телевизионных журналов, таких как «Молодость», «Мир и труд», «Знание», «Для вас, женщины». В ноябре 1956 году на ЦСТ создана редакция «Последних известий» в составе трех человек, которые первоначально занимались лишь дикторским чтением радиовыпусков «Последних известий». Хотя такое положение сохранялось вплоть до 60-х годов, создание такой редакции свидетельствовало о возрастании роли телевидения, как СМИ. Союз журналистов Важным событием данного периода явилось воссоздание в 1957 году Союза журналистов России. А в ноябре 1959 год состоялся первый Всесоюзный съезд журналистов, на котором был принят Устав Союза, избраны руководящие органы. Тематика послевоенной журналистики. Одной из главных тем послевоенной журналистики, стала тема восстановления разрушенного войной народного хозяйства. Как и в довоенные годы, печать оперативно подхватывает любую ценную инициативу, делает опыт передовиков достоянием всех. СМИ рассказывают о необычайном трудовом подъеме, о возвращении в строй новых и новых промышленных предприятий. Вот типичные заголовки тех лет: «Свет возвращается людям», «Колхоз встал из пепла»… «Быстро залечим раны, нанесенные стране войной! Значительное количество материалов посвящали газеты и радио 1945-1946 годов тому, что будет в 1950, пропагандируя пятилетний план. В газетах становятся постоянными рубрики: «На стройках пятилетки», «Стройки новой пятилетки». Много внимания уделяется возрождению Донбасса, Днепрогэса, Россельмаша. О героическом труде шахтеров систематически информировало радио. Эти программы вызывали живой отклик десятков тысяч рабочих. Внимание СМИ, как и в довоенные годы, направлялось на области государственного реформирования, требовавшие трудового энтузиазма и душевного подъема, где нужно было вдохновляющее слово и окрыляющее сравнение. СМИ были инструментом, с помощью которого государство решало моральные проблемы производительности труда, стимулирования трудовых потоков, устранения инакомыслия и других преград на пути строительства коммунизма. Поэтому главные темы советских СМИ послевоенного, как и любого другого периода, были тесно связаны с главными проблемами СССР, как государства. Так как фашисты нанесли урон сельскому хозяйству западных областей СССР, то газеты и радио в тот период изо дня в день информировали о повышении урожайности на основе улучшения качества полевых работ, о применении на полях передовой агротехники, о более полном использовании трудовых ресурсов, об успехах комбайнеров, трактористов, машинистов. В этом смысле велика организаторская роль СМИ в подъеме целинных земель. Этой темы в принципе не существовало, до того момента пока ЦК КПСС в 1954 году не принял решение об освоении целинных и залежных земель. Требовалось поднять и засеять зерновыми миллионы гектаров пустовавшей земли в Сибири, Казахстане, Поволжье, Урале. И в советских СМИ появились статьи «За широкое освоение целинных и залежных земель», «Мы живем в районах освоения целины! Только в 1954 году в эфир вышло более 60 передач на эту тему. В передачах приняли участие около 500 целинников. И эта деятельность СМИ реально приводила к новому приливу творческой энергии трудящихся масс. В газетах в унисон настроениям людей появляется рубрика «Пятилетку - в четыре года! Печать и радио стали настоящей управляемой трибуной для распространения новшеств и починов, конструирования выдающихся необычайных масштабов строительства и, безусловно, талантливых понуждающих призывов на новые свершения. Летом 1955 года в распространение передового опыта включилось телевидение, передав ряд репортажей со Всесоюзной сельскохозяйственной выставки с 1959 года — ВДНХ. В печати, теле-, радиопередачах того времени постоянно сообщается о выдающихся русских ученых, поэтах, писателях, деятелях культуры. Празднование юбилеев Московского художественного театра, Малого театра, Московского университета было также широко освещено советскими СМИ. С другой стороны все неугодные власти направления, например, науки, нещадно порочились СМИ, как, например, - генетика. Формы массовой работы В деятельности послевоенных СМИ применялись проверенные формы массовой работы, которые перечислены выше. Из новых форм стоит отметить опыт «Волжской коммуны», которая организовала на страницах газеты переписку стахановцев промышленных предприятий Куйбышевской области со знатными стахановцами страны. Необычайную форму распространения опыта лучших стахановцев нашла редакция газеты «Труд». К концу 1948 года подобных «вторников» редакцией «Труда» было проведено около 100. СМИ становились учебником, популяризатором стахановского движения. Еще одной из ведущих тем советской печати, радио и телевидения в начале 50-х годов стала информация о жизни стран социалистического лагеря, антивоенная тема. Постоянными стали рубрики: «За мир против войны! Общая характеристика 25 февраля 1956 года вошло в мировую историю. Тогда, на первом после смерти И. Хрущевым был зачитан доклад «О культе личности и его последствиях». Действие оказалось ошеломляющим. При этом, изданный в 1959 году миллионным тиражом он не стал известен не только рядовым гражданам, но и многим членам партии. Система страха была разрушена, снят «ореол неприкосновенности» с первой личности государства, но политическая цензура осталась. Это сказалось на развитии всей советской журналистики вплоть до горбачевской перестройки, начавшейся в 1985 году. Удивительным здесь является то, как с помощью контролируемых СМИ и контроля информации вообще скрывались преступления сталинской эпохи на протяжении двух десятилетий. Оказалось возможным истребление части собственного народа незримо для другой его части, которая парализованная страхом, незнанием и пропагандой оказалась не только неспособной препятствовать преступлениям своего правительства, но и поддерживала их и защищала. СМИ впервые выступили не только, как средства массовой информации, но и как средства массового сокрытия информации. Это же эффект СМИ использовала и гитлеровская Германия для сокрытия информации о деятельности концентрационных лагерей. На мой взгляд, это абсолютно новая функция СМИ, которая достойна включения в учебники журналистики отдельным пунктом. Данный эффект получил особенное развитие в современных, так называемых пресс-службах и ПИАР службах. Необходимо отметить также, что в данный период все больший размах приобретает деятельность относительно молодых СМИ — радиовещания и телевидения. Пресса Этот почти 30-летний период характеризуется, прежде всего, дальнейшим ростом тиражей изданий. Если в 1956 году выходило 7246 газет с разовым тиражом 48,7 млн. Впечатляют объемы тиража отдельных изданий 1985 года: «Труд» - 18 млн. При этом тираж «Труда» в 1962 году составлял всего 540 тысяч экземпляров. В целом газетно-журнальный комплекс советской журналистики в 1985 году насчитывал 13,5 тысяч периодических изданий, из которых наибольшее количество приходилось на районные и низовые издания. В данный период появились не только новые газеты, такие как «Советская Россия» 1956 , «Социалистическая индустрия» 1969 и другие, но и появился новый тип печати — колхозные многотиражки. Такая судьба постигла: «Экономическую газету», «Сельскую жизнь», «Советскую культуру». В соответствующих постановлениях отмечалось, что данные издания «призваны вести активную борьбу» за осуществление политики партии. Новинкой в периодических изданиях стало появление прессы с приложением в виде гибкой пластинки, на которой содержались документально-хроникальные и художественные звукозаписи. Первым таким изданием стал «Кругозор». Радиовещание Осенью 1961 года Всесоюзное радио ввело в практику круглосуточное вещание, а уже через два года начала функционировать его V круглосуточная программа, нацеленная на зарубежных слушателей. А к 1964 году число ежедневных выпусков «Последних известий» возросло до 50. В октябре 1962 года впервые прозвучали позывные радиостанции «Юность». С 1 августа 1964 года начала деятельность вторая радиопрограмма — «Маяк». Она вела круглосуточную трансляцию музыкальных и развлекательных программ, прерываемых дважды в час короткими выпусками новостей — формат, который применяется многими современными радиостанциями. И это произошло отнюдь не из-за снятия Н. Темпы развития радио как в техническом, так и в тематическом плане стихли, но не остановились. С 1967 года в СССР возникает и развивается трехпрограммное проводное радиовещание: 1 программа, «Маяк», многожанровая программная редакция. В январе 1972 года на средних и ультракоротких волнах появилась музыкальная радиопрограмма и начинается стереовещание. С 1 апреля 1982 года стала передавать дубль для Сибири и Дальнего Востока литературно-музыкальная радиопрограмма. Главным оставалось Центральное Всесоюзное радиовещание. Оно вело программы по десяти программам и их дублям. Первая — основная общесоюзная информационная, общественно-политическая, культурно-образовательная, художественная программа с 1980 года стала вести программы с учетом часовых поясов. Впервые дубли программ радиослушателей в разных регионах совпали с дублями первой программы центрального телевидения. В нем отмечалось, что телевидение открывает новые возможности для повседневного политического, культурного и эстетического просвещения населения. ЦК партии обратил внимание, что телевидение становится одним из главных источников информации населения. С тех пор приглашение этих людей к телекамерам перестало быть проблемой для журналистов. ЦК КПСС обязал центральную и местную печать регулярно информировать читателей о работе телевидения, публиковать рецензии на телевизионные передачи, то есть развивать телевизионную критику. Развитие телевидения во второй половине 50-х годов носило «взрывной» характер. Число штатных работников увеличилось с 402 до 8295, а в 1965 году их уже было 17813. Такое положение, конечно, препятствовало совершенствованию программ, прежде всего публицистических. Справедливость требует сказать, что служба новостей советского 1960-1970 гг. Программу «Время» смотрело практически все взрослое население страны. В октябре 1967 года Останкинский телецентр начал трансляцию первых передач в цветном изображении. Тележурналисты опередили радиожурналистов и стали частью власти. Съемки велись непременно с ведома местного партийного руководства, которое и обеспечивало журналистам привычный сервис. Разумеется, это накладывало особый отпечаток на сам характер профессии телевизионного журналиста в СССР. В ноябре 1976 года начались первые прямые телепередачи из Москвы с помощью спутника-ретранслятора «Экран» для жителей Якутии, Красноярского края. В июле 1978 года из названия телевизионного ведомства исчезло упоминания Совета Министров возникло Гостелерадио СССР , отныне телевидение подчинялось напрямую руководителю государства. Программа «Время» теперь ориентировалась исключительно на вкусы стареющего генсека и содержала только хорошие новости. Большие публицистические передачи делались с размахом, с немалой изобретательностью и мастерством. Среднесуточный объем телевещания к 1985 году вырос до 500 часов. Телевещание осуществляли более 100 телецентров, большинство из которых готовили передачи в цветном изображении. Самой популярной для телезрителей стала информационно-публицистическая программа «Время», впервые появившаяся на телеэкране в январе 1962 года. На пути к данному результату произошли следующие события. В 1987 году в телепрограмме «Время» появился синхронный сурдоперевод для глухих. Другие события советской журналистики данного периода. АПН имел представительств более чем в ста странах мира, издавал за рубежом журналы, газеты, пресс-бюллетени. К середине 80-х годов большой размах получила деятельность ТАСС. Сообщения поступали из 110 стран мира. Союз журналистов СССР объединил 100 тысяч журналистов и 6 млн. Тематика журналистики от оттепели до застоя Информационная стратегия советских СМИ, мощь которых усиливалась год от года, средства которых совершенствовались и множились, оставалась прежняя, поскольку на XXII съезде КПСС было принято решение о строительстве коммунизма, причем при жизни одного поколения. Возможно, эта неосуществимая задача и явилась началом конца советской системы. СМИ продолжали каждодневно информировать об успехах советских людей, и недостатка в событиях не было: «Кукурузная эпопея», космические победы СССР, промышленные успехи и, несомненно, партийные съезды, конференции, пленумы, решения. Любопытно то, что в первые годы послехрущевского первые годы Брежневского периода, с 1967 по 1970 год, все отрасли промышленности стали рентабельными. Тогда все СМИ развернули широкую пропаганду опыта Щекинского комбината предприятиям выделялся стабильный фонд зарплаты на 1967-1970, а вся экономия за счет повышения производительности труда и высвобождения части коллектива поступала в распоряжение коллектива. Число предприятий работающих по методу щекинцев возросло с 30 до 200. Темпы роста зарплаты превышали темпы роста производительности труда. Движение это заглохло. В экономике СССР отчетливо проявились такие явления как штурмовщина, приписки, низкое качество продукции, а СМИ продолжали восхвалять успехи «развитого социализма». Советская публицистика второй половины 50-х — начала 80-х многое унаследовала от ведущих очеркистов, фельетонистов, репортеров 30-х годов и послевоенных лет. Постановка острых проблем, глубокое знание материала, высокое художественное мастерство — все это было присуще газетно-журнальной, теле-, радиопублицистике К. Симонова, И. Васильева, Г. Радова, Ю. Смуула, А. Стреляного, Ю. Черниченко и других. В марте 1973 года Пленум правления Союза советских писателей принял решение об издании ежегодных публицистических сборников «Шаги», представляющих собой антологию советской публицистики. В 1979 году начали выходить аналогичные «Шагам» сборники «Очерк». Для публицистики второй половины 50-х — начала 80-х годов стало характерно, что очеркисты к явлениям жизни подходили не только как писатели, но, прежде всего, как ученые-экономисты. Таким научным поиском отличалась публицистика М. Значительное внимание уделяли очеркисты темам нравственности, морали, героизма, честности, порядочности. На радио по «Маяку»с 1965 по 1975 год программы вела Агния Барто. На телевидении популярными были устные рассказы И. Первое его выступление состоялось в 1959 году. Событием теле-, радиопублицистики и документального кино стали фильмы «Пылающий континент» Р. Кармена, «Чужого горя не бывает» К. Симонова, телесериалы «Летопись полувека» и «Наши биография». Большинство серий телефильма «Летопись полувека» 50 серий , посвященного 50-летию советской власти, монтировалось из кадров старой кинохроники и сопровождалось официальным дикторским текстом. Через десять лет стало ясно, что люди больше склонны верить в субъективную честность человека на экране, чем в обезличенные закадровые формулировки, произносимые от имени неких носителей абсолютной истины. И в телефильме «Наша биография», посвященном 60-летию советской власти, содержалось уже 900 выступлений очевидцев в «Летописи полувека» их было всего 26 , причем на смену монологу пришли более тонкие формы и способы раскрытия характеров: спровоцированные ситуации, посещение мест, связанных с памятью о данных событиях, эмоциональные интервью. Формы массовой работы В период с 50-х по 80-е годы советская журналистика продолжала использовать в основном формы массовой работы, найденные еще в 30-е годы. Среди новых форм наибольший размах получило анкетирование. В январе 1961 года «Комсомольская правда» обратилась к своим читателям с анкетой «Что вы думаете о своем поколении?
Одновременно цикл послужил своего рода заменой «Кинотавру» — открытому российскому кинофестивалю, проводившемуся в Сочи с 1990-го по 2021-й. По сложившейся традиции к борьбе за статуэтку «Серебряного Святого Георгия» допустили семь фильмов, созданных преимущественно молодыми мастерами, причём шесть картин были вынесены на суд мировой зрительской аудитории впервые. Как и прежде, многие работы — киноинтерпретации литературных произведений, среди которых одной из самых обсуждаемых, пожалуй, стал «Евгений Телегин» — экранизация книги петербургского живописца, иллюстратора, писателя, сценариста и кинорежиссёра Виктора Тихомирова «Евгений Телегин и другие. Поэма в прозе». Лента снята самим автором и в определённом смысле представляет его биографическую ретроспективу, где детские впечатления сливаются с воспоминаниями о встречах с интересными людьми, репетициях рок-группы «Аквариум», разговорах с культовыми музыкантами Сергеем Курёхиным и Виктором Цоем. Вместе с тем картина — своеобразное прочтение бессмертного пушкинского романа «Евгений Онегин», в котором действие переносится из XIX столетия в конец XX, а действующие лица — современники режиссёра, молодые люди, ищущие себя в эпоху повального увлечения роком. Впрочем, полуторавековой скачок, подчёркивает создатель фильма, не имеет значения, ведь в стихотворном шедевре «солнца русской поэзии» затронуты вечные темы, не утратившие актуальности и по сей день. Вообще Пушкин очень близок автору мелодрамы: один из основоположников знаменитой творческой группы «Митьки», выросший у Летнего сада, куда, как Онегин, постоянно ходил гулять, в детстве часто засыпал под стихи Александра Сергеевича, которые ему на ночь читала мама. Итак, тихомировский Евгений — студент, живущий в Ленинграде 1980-х и приятельствующий с рок-музыкантами, по настоянию матери отправляется к умирающему дяде в провинцию. В живых родственника герой не застаёт, зато получает в наследство коллекцию антиквариата и на некоторое время задерживается в живописном городке, расположенном на берегу озера. В сельской глубинке Евгений знакомится с сёстрами-старшеклассницами Сундуковыми — Ольгой и Татьяной, причём последняя почти сразу влюбляется в Евгения, как и девочка Варвара по прозвищу Лягуха, не вхожая в компанию подростков в силу малолетства. Правда, самому Телегину, называющему себя жертвой рекламной эстетики, импонирует более современная и раскованная Ольга — объект грёз местного паренька Володи Ленина, с которым герой подружится на почве глубокомысленных дискуссий об искусстве, а затем «скрестит шпаги» на любовном поприще. Не в состоянии совладать с чувствами, Татьяна пишет Евгению пронзительное письмо. Увы, послание наивной провинциалки не растрогало адресата, а лишь дало ему повод провести с отправительницей разъяснительную беседу, прямо заявив: «Как честный человек, я не могу сделать с вами то, что вы готовы предложить». Постепенно деревенские страсти накаляются, и на дне рождения Сундуковой-младшей между Телегиным и Лениным происходит «дуэль» в виде драки, завершающейся на мостках для прыжков в воду, с которых Володя срывается и разбивается о подводные камни. После трагедии герой фильма немедленно возвращается в Ленинград, где его дожидается повестка в армию. По окончании срока службы в погранвойсках Евгений увольняется в запас, возвращается домой к прежней жизни и однажды на съёмках передачи про Виктора Цоя сталкивается с Татьяной, ставшей известной телеведущей и супругой телережиссёра. Осознав, что безумно влюблён, Телегин теперь сам бросается упражняться в эпистолярном жанре и всячески ищет свиданий с предметом обожания. Вот только молодая женщина, не желая окунаться в бурю былых переживаний, выбирает семью и покой. Словом, тихомировская Татьяна, как и пушкинская, «другому отдана и будет век ему верна». Хотя, по мнению режиссёра, после пресс-показа пообщавшегося с журналистами, героиня вообще не должна была выходить замуж, поскольку в письме к Евгению призналась: «Я знаю, ты мне послан богом». В отчаянии от потери любимой, чувствуя вину за гибель Ленина, Телегин едет обратно в провинцию, где его ждёт встреча с подросшей и похорошевшей Варей, знаменующая новый этап в жизни героя. Кстати, в мелодраме, снимавшейся в Ленобласти, можно увидеть пейзажи кисти Виктора Тихомирова, часто мелькающие в кадре и написанные специально для Владимира, по воле литератора-режиссёра превратившегося из поэта в профессионального, но не слишком удачливого художника. Одно из полотен, «Девичьи мечты», персонаж даже дарит Татьяне на день рождения. В принципе фильм — яркий образец современного неоромантизма, где главной темой, естественно, остаётся любовь, которой «все возрасты покорны», — получился одновременно философским и лирическим. Окуная в атмосферу заката СССР, он передаёт эстетику советской эпохи и вызывает ностальгию. Нельзя не отметить прекрасную игру дуэта Евгений Ткачук Евгений — Серафима Крамер Татьяна и остальных членов актёрского ансамбля, включающего наряду с молодыми исполнителями и признанных мастеров: Татьяну Колганову, Юрия Гальцева, Юрия Кузнецова, Сергея Мигицко. И всё же во время просмотра несколько затянутой 155-минутной ленты в моей памяти настойчиво всплывали слова Леонида Борткевича, солиста легендарных «Песняров», неоднократно выступавшего на страницах «Правды» и в одном из интервью недоумевавшего, почему современные кинематографисты никак не могут оставить в покое классику.
4 вещи, за которые в СССР стыдили, а теперь считают нормой
Информационная программа "Время" Программы за 1975-1985 годы Советские новости Новостные передачи в СССР 26.03.15. Главная» Новости» Что означали эти даты в ссср 22 января 12 марта 18 марта 1 мая 7 ноября 1 января. В советскую эпоху было множество слов, которые использовала молодёжь, стремясь выделиться и быть непонятой старшим поколением. В этот период главными в работе средств массовой информации стали вопросы экономики, борьба с последствиями культа личности, с беззаконием. Также советские читатели смогли ознакомиться с трудами религиозных философов поздней Российской империи, за свою антикоммунистическую позицию изгнанных из СССР.
Вы точно человек?
Уважаем был учитель, он нам знания давал, жизни наш путеводитель, за это денег он не брал. Спортсмены наши удивляли, рекордов брали вышину, Под красным флагом выступали, не за деньги, за страну. Депутат был из народа, из ткачей и работяг, Из колхозников, с завода, без охраны, не «варяг». Певцы, певицы с голосами, со смыслом пели все года, И так душевно исполняли, их песни с нами навсегда. Славно дети отдыхали, в пионерских лагерях И родители их знали, дети в добрых там руках.
Бесплатно, часто выдавали, путевки людям на курорт, В пансионатах отдыхали, был в санаториях комфорт. Врачи талантливые были, здоровье наше берегли, Не брали денег, но лечили и многим в жизни помогли. Фильмы добрые со смыслом, на экранах всей страны, Без хамства,пошлости с цинизмом, без рекламной новизны.
В конце войны в распоряжении радиокорреспондентов появились трофейные немецкие магнитофоны, что заметно расширило их технические возможности. Эфирное радио использовалось для вещания на оккупированные территории и пропагандистских передач на немецком языке, адресованных солдатам противника.
Необходимость наращивать эфирное вещание была в полной мере осознана уже в первые послевоенные годы, но его развитие ещё довольно долго сдерживал дефицит дешёвых бытовых радиоприёмников, которые появились в достаточном количестве только после смерти Сталина. Отмечалось также, что лица интеллектуальных профессий по-прежнему предпочитают радио набирающему популярность телевидению. Это свидетельствовало о радикальном изменении общественной функции радио, которое на заре советского широковещания воспринималось скорее как технология, объединяющая и унифицирующая население. Продолжала функционировать и система проводного вещания — в модифицированном виде, с новыми трёхканальными приёмниками вместо прежних одноканальных «тарелок»; многие слушатели старшего поколения продолжают пользоваться ими даже сегодня. Влияние последнего на аудиторию, по заключению автора, оставалось таким образом, весьма значительным и в эпоху «развитого социализма».
Ввиду обширности изучаемого материала автор ограничила своё исследование рядом передач, выходивших по Первой программе Центрального телевидения. Тематически её монография, как и работа Ловелла, охватывает не только техническую и институциональную историю советского телевещания, но и содержание выходивших передач, которое, в свою очередь, анализируется в общем социально-политическом контексте того времени. Последний влиял на развитие советского ТВ в нескольких отношениях. Работникам телевидения это открывало достаточно широкие возможности для экспериментов, хотя и в определённых идеологических рамках, в т. С другой стороны, советское телевидение не было полностью изолировано от заграницы, в СССР активно заимствовались и переосмысливались иностранные форматы передач — главным образом восточноевропейские, которые, в свою очередь, нередко были заимствованы из Западной Европы.
Понимание этого контекста позволяет глубже и отчётливее изучить своеобразие советского ТВ — по сравнению как с капиталистическими странами, так и с просоветской Восточной Европой. Хронологическими рамками исследования являются т. Не отказываясь от этого термина полностью, она относит его скорее к истории массового сознания, поскольку в политическом, экономическом, научно-техническом и культурном отношениях брежневский период был в действительности весьма насыщенным. История телевидения, где строгий цензурный контроль сочетался с поощрением творческих экспериментов, наглядно это подтверждает. Книга состоит из введения, семи тематических глав и эпилога.
Эти идеи оказали немаловажное влияние на содержание и стилистику передач. Программная политика первого канала описывается во второй главе. После 1970 г. Третья глава посвящена изменениям в сетке вещания накануне и в дни государственных праздников.
К примеру, граждане СССР наконец-то смогли прочитать роман о революции и Гражданской войне Бориса Пастернака «Доктор Живаго», про который во время травли автора говорили: «Не читал, но осуждаю». Схожий путь прошла книга Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Автор романа-эпопеи о Сталинградской битве на страницах художественного произведения жёстко раскритиковал советскую систему. За это «Жизнь и судьбу» изъяли в начале 60-х годов. Однако во время перестройки роман был опубликован. Русский рок — новое слово в отечественной музыке Во время перестройки произошла своеобразная революция в советской музыке.
Всё чаще по радио стали звучать электрогитары и барабаны. Ставшая легендой отечественной музыки ленинградская группа «Кино» обрела огромную популярность среди молодёжи 80-х годов прошлого века. Хотя лидер коллектива Виктор Цой отрицал революционность песен и старался в текстах уходить от политической составляющей, больше времени уделяя внутренней свободе и поиску себя в мире, часто в песнях слышатся отголоски бунтарского духа перестройки. К примеру, хит « Мама- А нархия » можно назвать гимном всех вольнолюбивых людей той эпохи. А вот без песни «Хочу перемен», звучавшей в каждом дворе, перестройка не была бы перестройкой: припев этой композиции отразил взгляды и устремления людей, мечтавших уйти от застоя и увидеть развитие во всём, что их окружало: Перемен! Требуют наши сердца. В нашем смехе и в наших слезах, и в пульсации вен, Перемен! Мы ждём перемен! Группа «Кино». Источник: sova.
Дореволюционная «Правда» — пример публикаций, чьи авторы, несмотря на прессинг со стороны государства на тот момент Российской империи , стремились донести до читателя истинное положение вещей. Несмотря на серьёзное сопротивление государственного аппарата, «Правда» выдержала этот натиск и продолжала публиковать обличающие статьи. Её запрещали много раз, но газета неизменно появлялась под другими названиями: «Рабочая правда», «Путь правды», «За правду», «Северная правда», «Правда труда», «Пролетарская правда». Когда она приобрела статус главной газеты СССР, день выхода первого её выпуска 5 мая, по старому стилю - 22 апреля стал Днём советской печати.
Он оставался профессиональным праздником для всех, кто был связан с прессой до 1991 года, когда ввели День российской печати 13 января по новому стилю, когда в 1703 году вышел первый номер газеты «Ведомости», основанной Петром I. На страницах «Правды» печатали актуальные статьи Ленина. С 1930 по 1950 годы газету курировал Сталин, который также стал автором ряда её статей. Что публиковали в «Правде»?
Постановления органов власти, официальные речи государственных деятелей и прочую информацию государственной важности. Поскольку «Правда» получала материалы из первых рук, читатели могли быть уверены в абсолютной их достоверности. В ней находилось место размышлениям и аналитическим статьям о текущих событиях. Там печатали репортажи, интервью, хроники событий.
Были на её страницах даже художественные тексты: рассказы, стихи, памфлеты. Газета также приветствовала обоснованные критические статьи, которые могли обличать беспорядки, совестить людей и восстанавливать справедливость. Имели место и дискуссии между центральными изданиями например, самой «Правдой» и «Известиями». В редакцию часто приходили письма читателей, повествующие об их жизни, проблемах.
Такие материалы подразумевали ответы, повествующие о решении заявленных проблем. Самая важная информация публиковалась на передовице — первой странице газеты. Несмотря на серьёзную репутацию «Правды», случались в её хронике и курьёзы. Эта история касается издания сочинений Сталина.
Газеты освещали выход каждого тома заметкой об этом, а то и большой рецензией. В 1947 году пресса должна была напечатать извещение о пятом томе Сталинского труда. Газета «Большевик» эту новость обрисовала во всей красе, в подробной рецензии объяснив важность труда Сталина. Газета «Правда» не сделала ни рецензии, ни заметки, на что получила гневное письмо от вождя.
В нём говорилось, что, как главный орган ВКП б , «Правда» должна была этим озаботиться до того, как свои статьи написали вышеупомянутые газеты. Ещё во времена Российской империи газету с таким же названием основал Дельвиг - один из друзей Пушкина. Но до 1990 года дореволюционная газета никак не ассоциировалась с советской. Более двух десятилетий шапка газеты кроме названия включал портреты Пушкина и Горького.
Впервые такое оформление возникло в январе 1967 года. Случились и другие изменения: «Литературка» стала первой объёмной газетой на 16-ти страницах, а не 4-х, как раньше , но выходила реже: вместо трёх раз в неделю - только один. Об этом Н. Шапка «Литературки» «Литературная газета» прямо доказывает, насколько искусство переплетается с политическими решениями государства, сельским хозяйством, промышленностью.
Например, в газете от 15 июля 1930 года размещены статьи о решениях XVI съезда ВКП б , который оказывает огромное влияние на будущее страны. Авторы выдвигают горячую и убедительную программу об улучшении полиграфических технологий и рассуждают, как писателю поможет жизнь в колхозе. Углубляются они и в историю: на основе рисунков Пушкина рассказывают о казни декабристов. Рассказывают о новостях издательской работы.
Газета от 27 мая 1929 года раскрывает тему праздника книги, рассуждает о критике критиков и в том же выпуске затрагивает политическую тему об отношении Малой Антанты и СССР. Одна из страниц сборника «Клуб «12 стульев» Особой популярностью у читателей пользовался юмористический раздел «Клуб "12 стульев"» под редакцией В. Произведения авторов, входивших в этот своеобразный клуб, можно было прочитать не только на последней странице «Литературной газеты», но и в сборнике. Эти издания наполнял новостями и выпускал каждый город отдельно.
В разговорной речи их кратко именовали «Вечёрка». Актуальная информация ежедневно лилась потоками, её нужно было зафиксировать на страницах и эффектно преподнести людям. Именно потому вдобавок к утренним изданиям появилась «Вечерняя газета», как бы подытоживающая события дня. Впрочем, «Вечёрки» имели не только информационную направленность, но и развлекательную.
О чём в них писали? Мы уже приводили в начале статьи номер «Вечерней Москвы» от 14 апреля 1961 года, где ликующе говорилось о встрече первого космонавта на Земле, о присвоении наград Юрию Гагарину, об открытии новой эры человечества и даже о профессиональных скептиках-злопыхателях, которые в полёт на орбиту не верят и всячески его опровергают.
История русского одиночества: как родился и умер газетный дейтинг в СССР
Не карточки, так талоны: как жили в СССР в эпоху вечного дефицита | Смотреть сейчас онлайн программу теле канала Россия 24 Новости на России 24 последний выпуск и все выпуски подряд. |
№44 (15453), 25 апреля 2024 г. | После 1967 г. на советском телевидении стали снимать и показывать многосерийные фильмы, чего не мог себе позволить кинематограф. |
Журналистика периода "оттепели" | Он стал очень популярным в конце 1980-х годов как в Советском Союзе, так и за рубежом. |
Гласность в СССР
Назад в советскую эпоху – Музей Фелицына | Сове́тская пропага́нда — пропаганда, осуществлявшаяся органами подчинёнными отделу агитации и пропаганды ВКП(б) (в дальнейшем КПСС) под строгой цензурой. |
Не карточки, так талоны: как жили в СССР в эпоху вечного дефицита | констатировал Роман Захаров. |
«В советское время информация скрывалась — в этом были плюсы»
Именно они были впоследствии прилежными читателями самиздата. И именно из них вкупе с более молодым поколением, «детьми XX съезда», чья юность пришлась на период хрущевских разоблачений рекрутировались первые диссиденты. Другие же стали внимательными и сочувственными слушателями диссидентской проповеди, той вмещающей социальной средой, без которой любое общественное движение обречено на исчезновение или вырождение в обособленную секту. Это было поколение детей Большого террора 1937—1938 годов, даже если репрессии не затронули их семьи непосредственно.
Их юность пришлось на военные годы, а многие, те, кто постарше, прошли через страшный опыт фронтов Великой Отечественной. Некоторым случалось своими глазами увидеть катастрофические последствия «раскрестьянивания» деревни. Их душило выпадение из мирового исторического процесса, «железный занавес», изолировавший СССР от внешнего мира и отъединивший отечественную интеллигенцию от европейской культуры.
Само слово «политика» вызывало у этого поколения тяжелую изжогу, ибо оно не знало другой политики, кроме той, что привела человечество к мясорубке Второй мировой войны, а их страну — к кровавому маразму позднего сталинизма. Это были люди, недоверчиво и враждебно относившиеся к любой идеологии, ибо единственная известная им идеология оказалась грандиозным блефом, который многим из них удалось раскусить раньше других. Это были интеллектуалы, которые, независимо от того, были они гуманитариями или естественниками, еще в юности выучили, что только три вещи имеют непреходящую ценность и оставляют надежду на спасение в страшном и враждебном человеку мире: человеческая солидарность, не осложненная никакими концепциями, внеположенными человеку; внутренняя свобода, «самостоянье человека»; творчество.
Существовала лишь одна область социальной активности, в которой все эти ценности могли быть реализованы одновременно, — культура. Прежде всего литература. Не случайно во второй половине 1950-х и в начале 1960-х общественное внимание сосредоточивалось не на политических событиях — таких, как победа Хрущева над «антипартийной группой» Молотова, Кагановича и прочих, или даже таких, как подавление венгерской революции.
В гораздо большей мере оно было приковано к публичным дискуссиям вокруг романа Дудинцева «Не хлебом единым», травле Бориса Пастернака, появлению и закрытию литературных альманахов, полемике между журналами «Новый мир» и «Октябрь», скандалам вокруг выставок художников-авангардистов и к тому подобным вещам. Иными словами, внимание общества сосредоточилось на культурной жизни, а оппозиционный пафос был направлен против попыток власти восстановить жесткий идеологический контроль над культурой. Основной общественной проблемой, вокруг которой развернулись ожесточенные бои, стал вопрос о свободе творчества в условиях социализма.
И здесь вскоре наметились два пути решения этого вопроса. Первый путь — это упорное и ожесточенное противостояние идеологическим инстанциям, настойчивые и зачастую успешные попытки расширить пределы дозволенного, пробивание через цензуру произведений, «сомнительных» с точки зрения ревнителей идеологии, постоянное стремление либеральных литераторов и редакторов официально, то есть с помощью публикаций, прошедших Главлит, ввести в культурный оборот запрещенные или полузапрещенные темы и имена. Одновременно некоторые группы художников пытаются «легализовать» своими выставками художественные методы, не вписывающиеся в каноны социалистического реализма одна из таких попыток закончилась в 1962 году катастрофой в Манеже.
Значение этой работы для советской культуры а преодоление цензурных барьеров было именно работой, иногда даже особым искусством , да и для становления гражданского сознания в СССР, невозможно переоценить. Несколько поколений интеллигенции выросло на альманахах «Литературная Москва» и «Тарусские страницы», на публикациях «Нового мира» и, отчасти, «Юности», на переводах из Кафки, Хемингуэя или Сартра, на статьях Аверинцева, на спектаклях «Таганки» и «Современника», на поэзии Давида Самойлова, Арсения Тарковского, Марии Петровых, на мемуарах Ильи Эренбурга, на произведениях Аксенова, раннего Солженицына, Домбровского, Белова, Айтматова, Искандера, Трифонова и десятков других. В отечественной критике, литературоведении и публицистике устоялся специальный термин для свободомыслящей советской интеллигенции 1960-х — «шестидесятники».
При этом диссидентов иногда включают в число шестидесятников, а иногда, наоборот, первых резко противопоставляют вторым. Это, разумеется, не более чем вопрос дефиниций; несомненно, однако, что шестидесятничество — один из самых важных социокультурных контекстов, в котором возникла и развивалась диссидентская активность. В чем состояла разница между «диссидентством» и «шестидесятничеством» или, если угодно, что выделяло диссидентов первого призыва среди прочих шестидесятников?
Определенно не мировоззрение и тем более не идеология. Разделительной чертой стал выбор жизненной стратегии и типа социального поведения. Представляется неверным определять границы между «системным» и «внесистемным» инакомыслием исходя из уровня радикализма художественных или политических воззрений — это не так.
В подцензурной печати не раз появлялись публикации, более чем радикально отходившие от идеологических установок; в то же время в самиздате мы найдем много текстов, практически лояльных этим установкам. Во всяком случае, в культуре границы диссидентства определялись не столько дистанцией между содержанием культурного акта и официальными требованиями, сколько независимостью от этих требований.
Лучше сказать, что с одной стороны — сторонники срочного возвращения к прежней "административнокомандной системе", с другой — радикалы, требующие полного преобразования существовавших в СССР институтов собственности. Состоявшаяся в конце июня партийная конференция привела к избранию крайне консервативного И. При этом "Известия" с горечью отметили, что большинство избранных на конференцию членов были "партаппаратчиками", что никакие квоты по соотношению рабочих, колхозников, интеллигенции и т. Журналист Борис Резник делится своими впечатлениями о конференции: "Подошел румяный партработник и, видимо, ничуть не сомневаясь в однородности делегатского состава, единстве его взглядов, сказал: — Поздравляю, друзья! Теперь наша задача — свалить Горбачева. Будем без него выбираться из того тупика, в который он нас завел! Следующая фраза — комментарий автора статьи. Дорогу они видят одну — назад, в застой, где им жилось комфортно и сытно"45.
В описании партконференции в "Известиях" важна не столько сама ситуация победы "аппаратчиков", освобожденных партийных деятелей, действительно теряющих свои места и "кормушки", сколько появление знаковых понятий — тупик, дорога, "вперед" и "назад". Эта риторика постоянно воспроизводится в газетах с самого начала 1990 года, но теперь приобретает зловещие оттенки. Особенно прозрачно это связано с коллективными страхами по поводу того, как именно правительство планирует перейти к рынку. И в этой ситуации правительство выступило с давно обещанной программой "перехода к регулируемому рынку". Переход к рыночной системе без раскрепощения товаропроизводителя и сферы обмена продуктами его труда есть либо нелепость, либо самообман, либо просто обман". Доклад Рыжкова был очередной попыткой консервативного крыла Политбюро перехватить инициативу у более либерально настроенных экономистов и государственных структур47. Однако стихийно возникавшие, хотя и неизбежно уродливые в условиях кризиса денежного обращения рыночные структуры в 1990 году явно вытесняли "плановую экономику". Об этом можно судить по информации в газетах самого разного уровня. Например, "Советское село" еще от 4 января содержало следующую информацию: "Кооператив "Новинка" принимает заказы на пошив верхней одежды, бижутерию далее следует табличка с перечнем товаров и ценами. Таким образом, крестьянин из уральской деревни мог заказать и получить по почте пальто, сшитое в молдавском сельском кооперативе.
Кооператив сам искал своего клиента. Такой рекламы не было, например, в газете "Уральский рабочий": объявление было обращено именно к жителям села, где дефицит товаров был велик, а предло жения не было вовсе49. Объявления о деятельности кооператива "Новинка" со все расширяющимся списком позиций публиковались в "Советском селе" на протяжении всего года. Доклад Рыжкова о переходе к рынку был попыткой "присвоить" то, что происходило без всякого участия власти. От власти в этой ситуации ждали грамотного смягчения последствий перехода, гарантий и социальной защиты. Однако такую программу правительство Рыжкова выработать, похоже, не могло. Наиболее впечатляющим последствием этого для газетного дискурса становится то, что после доклада Рыжкова декларации инфантильных патерналистских настроений и соответствующая лексика из газет исчезают практически полностью. Судя по газетам, именно в этот момент в обществе распространяется мысль о том, что выживание в новых условиях — личная инициатива каждого. Крах социальных иллюзий приводит к полной смене интонаций в газетах разного уровня. Меняются интонации не только у представителей "обычной" общественности, но и у оппозиции Горбачеву "справа" — с неокоммунистических позиций.
Приведем в качестве примера фрагмент манифеста Марксистской рабочей партии — Партии диктатуры пролетариата50: "Нас уверяют, что альтернативы рынку нет, так как народ не хочет возврата к административным методам бюрократического правления. Это ложь! Это самоуправление и хозрасчет рабочих коллективов, передача им собственности на средства производства, право самим определять численность, состав и оплату администрации, сокращение госаппарата и передача власти от Советов, находящихся под полным контролем госаппарата, органам рабочего самоуправления, в том числе забастовочным комитетам". Заявление это, несмотря на его грозный тон, как ни странно, уже представляет собой характерный пример новой тактики выживания. Ни одна из провозглашенных позиций не могла быть реализована на практике. Подоплека большинства процитированных лозунгов — непонимание глубины и самих основ охватившего страну экономического кризиса, апология забастовочных комитетов, которые могут навести на предприятиях порядок — очевидно, под руководством новосозданной партии или в соответствии с ее установками51. Но главное, что и за этим манифестом стоит представление о том, что стоит сократить аппарат, как появятся свободные деньги и жизнь улучшится. Тем не менее перед нами все же пример оживления риторики революционного 1917 года, которая воспринимается как противоядие против кризиса власти. Этот "гибельный восторг", впрочем, очень слаб и выглядит скорее курьезно и жалко, чем страшно. Для лета, помимо рыночного вопроса, характерно также решение судьбы Союза, обсуждение союзного договора, лозунги "сплотимся во имя подлинного возрождения России и укрепления Советского Союза", "за консолидацию и обновление" и т.
Важно, что в условиях надвигающегося голода, о котором авторы газетных статей, как правило, не говорили впрямую, но который после доклада Рыжкова ждали многие, эти лозунги остаются пустыми — потому что ни читателей, ни журналистов уже не интересует исход дебатов вокруг СССР. Ельцина на съезде: Страной больше нельзя командовать. Народ может дать отставку любой политической силе, какой бы влиятельной она ни была в прошлом. Он поддержит только ту политическую организацию, которая позовет не в заоблачные коммунистические дали, а будет каждодневно делом защищать интересы каждого человека, помогать сделать его и всю страну нашу передовой, богатой и счастливой. Этот фрагмент характерен с точки зрения формирования оппозиции "Горбачев — Ельцин", которая становится определяющей во второй половине 1990 года. Ельцин выступает с позиции антикоммуниста. На первый взгляд, он говорит о неких "политических силах" вообще, но, конечно, имеет в виду именно КПСС. Таким образом, Ельцин обозначает преимущества демократической позиции перед коммунистической: реальная помощь людям сегодня, а не мучительная жизнь ради абстрактного "светлого будущего". К августу со страниц газет, кажется, вовсе исчезают коллективные обращения. Резко падает поток писем в редакции.
Если в январе-мае "Уральский рабочий" каждую неделю с гордостью сообщал, что в редакцию пришло больше тысячи писем, то с июня колонка редактора обходится без точных данных. В августе паника по поводу повышения цен сменяется паникой по поводу урожая. Битва за урожай и призрак голода Набивший оскомину лозунг оказывается не только актуальным, но и зловеще неметафорическим. Битву за урожай страна ведет сама с собой. Газеты переполнены "вестями с полей". Сам способ подачи этих новостей резко отличается от обычной модели "советских уборочных". Никаких восторгов по поводу удивительного плодородия 1990 года никто не испытывает. Урожай зерновых 1990 года оказался необычно большим, однако богатство это было непосильным для советской экономики. Собирать урожай было некому; непонятно было, как и кому его нужно продавать; не известно даже, зачем хранить. Можно выделить несколько симптоматичных риторических моделей, позволяющих оценить общий настрой.
Искренний порыв людей помочь сохранить собранный урожай. Порыв можно квалифицировать как вполне коммунистический, похожий по своей сути на энтузиазм ранних субботников. Так, в "Уральском рабочем" публикуется письмо ветерана Б. Солонина с призывом прекратить всякие совещания и отправиться на уборку: "Нетрудно догадаться, что нас ждет нынешней зимой, если этого не сделать. Я сам готов ехать"53. Столь же искренняя и однозначная пассивность и массовое нежелание работать — "возиться в грязи". В "Известиях" передовая статья от 19 августа так и названа: "Кто сказал, что жатва — всенародное дело? Подозреваю, что это язвительное замечание сделано кем-то из читателей "по горячим следам", а не через несколько лет после событий; в таком случае эта поправка тоже выражает настроения 1990 года. Ощущение бессмысленности уборочной, невозможность в советских условиях эффективного стимулирования труда в экстренной ситуации — вот что просматривается за сообщениями газет. Привычные для брежневской эпохи впрочем, и вообще для советского режима административно-командные методы спасения урожая.
Например, в газете сообщается, что в Варненском районе Челябинской области введено чрезвычайное положение в связи с "битвой за урожай". Газеты печатают указы и постановления правительства, касающиеся студентов, которых в обязательном порядке отправляют на поля. Первые ростки рыночных отношений во время уборочной — приглашение горожан на уборку урожая с возможностью собрать для себя необходимое количество лука, картошки и т. В газетах разного уровня приводятся примеры действенности таких методов и указывается их общая половинчатость, нецивилизованность. При этом хлеба не стало меньше, а людей не стало больше, однако началась заготовка хлеба впрок — страна кинулась сушить сухари. Парадоксальность ситуации — с одной стороны, огромный урожай, тысячи тонн пшеницы, полные закрома, с другой — призрак голода — определяется многовековым горьким опытом. Отчуждение горожанина от производства сельской продукции впрочем, как и крестьянина , превращение "урожая" в мифические цифры, а на деле — в гнилое именно так будет сказано в "Известиях" — "сгноили зерно"54 — все это не раз и не два ощущали на себе советские жители. Однако в советский период каждый человек был уверен в государственной "пайке" — пусть в минимальных размерах, пусть в виде талонов на продукты, пусть в виде импорта канадского зерна взамен своего погубленного. Осень 1990 года воспринималась обществом как время "социального дарвинизма" — выживет тот, кто сам позаботится о себе.
Труд доярки был в почете, героем был горняк — шахтер и хлопкороб в своей работе и славный парень комбайнер. Предприятия, заводы, фабрики и комбинаты, выпускали пароходы, самолеты, агрегаты. На полях посевы зрели, битва шла за урожай, стремились люди и хотели, чтоб расцвел родимый край. Деревень больших, колхозов, было множество в стране, ферм, коровников, совхозов, все работало вполне. Бесплатно людям выдавали, дома, квартиры на совсем, в стране Советской люди знали, найдут работу без проблем. Секции, кружки и курсы, все бесплатно для детей, Ведь страна свои ресурсы, направляла для людей. В школу в форме мы ходили, в фартуках и пиджаках, Красный галстук мы носили и портфель несли в руках. Уважаем был учитель, он нам знания давал, жизни наш путеводитель, за это денег он не брал.
При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс. Код для вставки видео в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования. Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена.
№44 (15453), 25 апреля 2024 г.
На одного советского гражданина выделялась определенная норма, которую превысить было нельзя. Сложные задания и ответы с РЯ2110202 варианта: В советскую эпоху нормой стало строительство жилых домов одновременно с социальной инфраструктурой (школами, магазинами, детскими садами и спортивными площадками) – так возводили «микрорайоны». Во времена СССР «Советский спорт», «Литературная газета» и «Роман-газета» были самыми дефицитными газетами СССР.
Гласность в СССР
Эпоха ответственности: 5 самых советских норм, исчезнувших в наше время | уверяют нас со страниц газет, интернет сайтов и в телевизионном эфире граждане с. |
История диссидентского движения — Нож | Правовая идея, ставшая стержнем всей диссидентской активности в СССР, здесь уже присутствует, хотя пока еще четко не сформулирована. |
Советские газеты
В 80-х знакомства через объявления были закономерностью. В сообщениях люди указывали свой возраст, рост, вес, контакты, а также требования к потенциальным женихам и невестам. Если требовалось отправить срочное сообщение, проще всего было пойти на почту и написать телеграмму. Стоимость передачи одного слова в 1980-х годах составляла 5 копеек для обычных телеграмм и 20 — для срочных. Их писали «в телеграфном стиле» — сжато и с опущенными предлогами. Поиграть на столиках под деревьями собирались и дети, и взрослые, и пенсионеры. Лавочка вместо чата Контент недоступен Спору нет, лавочки в городских дворах и деревнях до сих пор остаются важными «медиаплощадками».
Газета «Гудок»: полный электронный архив 1918-2022 «Гудок» — одна из первых советских рабочих газет. Она была основана в 1917 г.
С самого начала тираж газеты был достаточно большим, он составлял несколько десятков тысяч экземпляров, в 1970-е тираж «Гудка» вырос до 700 тысяч экземпляров. Видное место на страницах газеты занимали выступления видных советских партийных и государственных деятелей, а также выдающихся представителей международного коммунистического и рабочего движения У. Фостера, К. Цеткин, Г. Димитрова и других. Популярность и признание «Гудок» получил благодаря ярким публикациям молодых репортеров, писателей, фельетонистов, поэтов и художников. Особым интересом пользовалась четвёртая полоса «Гудка», носившая сатирический характер. Здесь размещались фельетоны на злободневные темы, в том числе написанные на материале писем рабочих корреспондентов и читателей.
Авторами «четвертой полосы» в 1920-е гг. Бедный, Маршак, Багрицкий и Лебедев-Кумач. Сегодня «Гудок» — ежедневная федеральная транспортная газета, являющаяся современным профессиональным и аналитическим изданием с элементами корпоративного информационного бюллетеня ОАО «РЖД». В ней освещаются деловые, социальные, культурные события в сфере железнодорожного транспорта, поднимаются проблемы отраслевого и мирового масштаба. Газета «Труд»: полный электронный архив 1930-2022 Газета «Труд» является одним из старейших массовых изданий России. Первый номер газеты вышел в свет 19 февраля 1921 года. В советское время «Труд» всегда выходил большим тиражом. Уже тираж первого номера составил 150 тысяч экземпляров.
В 1975 году газета выходила тиражом в 8,3 млн экземпляров. В марте 1990 года издание попало в книгу рекордов Гиннеса — его тираж составил 21,5 млн экземпляров. Газета публиковала материалы, посвященные социалистическому соревнованию, повышению эффективности производства, вопросам культурно-массовой и воспитательной работы, внешней политике Советского государства. В газете выходили и критические материалы, публиковались письма, а также фельетоны. В «перестроечные» годы газета перестала быть органом ВЦСПС и с октября 1990 года выходила как «газета профсоюзов». Газета «Полярная кочегарка»: полный электронный архив 1941—1991 «Полярная кочегарка» — уникальное издание, издававшееся Профкомом советских угольных рудников в поселке Баренцбург на архипелаге Шпицберген. В 1920 г. Пользуясь этим обстоятельством, в 1932 г.
Кроме Баренцбурга, советские специалисты жили в поселках Пирамида, Грумант и Колсбей. Для советских жителей Шпицбергена профком «Арктикугля» стал издавать газету «Полярная кочегарка». Первоначально, газета выходила 1 раз в неделю на 2 страницах. В августе 1941 г. Шпицберген был занят британскими, канадскими и норвежскими войсками. После окончания войны советские шахтеры вернулись на Шпицберген. В сентябре 1948 г. Газета выходила 2 раза в неделю в 1949 г.
С 1989 г. Много внимания уделялось новостям с «большой земли», публиковались статьи о событиях в зарубежных странах. Для жителей поселков газета была главным источником информации о происходящем в СССР и в мире. Большинство специалистов работало на архипелаге «вахтовым методом», заключая договор на 2 года. Многие привозили на острова семьи. В поселках функционировали школы, библиотеки, культурно-спортивные центры, даже кинотеатры. Число советских жителей Шпицбергена превышало число норвежцев. То, что поселки находились на иностранной территории, создавало особую ситуацию, не имевшую аналогов в других местах.
Материалы «Полярной кочегарки» позволяют увидеть «советский Шпицберген» глазами его жителей. Газета является важным источником по истории освоения Арктики. Газета «Neues Deutschland»: полный электронный архив 1946—2022 Основанная в 1946 г. Многие называли это издание немецкой «Правдой». Действительно, «Neues Deutschland», по многом, копировала «Правду» по своему оформлению и содержанию. Тираж газеты достигал 1,1 миллиона экземпляров, гигантской цифры для ГДР, где проживало 16 миллионов человек. Газета была создана в апреле 1946 г. В Восточной Германии СЕПГ с самого начала играла роль правящей партии, это положение партии еще более укрепилось после создания в 1949 г.
Ежедневная газета «Neues Deutschland» — орган Центрального комитета СЕПГ, писала, прежде всего, о деятельности руководства СЕПГ и восточногерманского государства, о политической обстановке в стране и в мире, о новостях народного хозяйства и культуры ГДР. В газете публиковались официальные документы, заявления руководителей ГДР по различным вопросам внутренней и международной политики. Газета много писала о жизни в СССР и странах советского блока. Большое внимание советской космической программе уделяла газета и в дальнейшем. В 1956 г. Особый интерес представляет то, как освещала газета события, связанные с разрушением Берлинской стены в 1989 г. Die Linke «Левые». В 2022 г.
Газета по-прежнему стоит на левых, социалистических, позициях и читается, в основном, на территории бывшей ГДР. Газета «Слово Кыргызстана»: полный электронный архив 1925-2022 Полный электронный архив ведущей кыргызской газеты на русском языке «Слово Кыргызстана» в 1925 г. На протяжении десятилетий «Слово Кыргызстана» считалась главной русскоязычной газетой республики.
В годы Великой Отечественной войны проводное вещание оставалось практически единственным источником информации. Объявления в газете вместо сервиса знакомств Контент недоступен Чтобы познакомиться с парнем или девушкой, в наше время достаточно установить приложение для знакомств, добавить симпатичное фото и заполнить профиль информацией о своих интересах. В 80-х знакомства через объявления были закономерностью. В сообщениях люди указывали свой возраст, рост, вес, контакты, а также требования к потенциальным женихам и невестам.
Если требовалось отправить срочное сообщение, проще всего было пойти на почту и написать телеграмму. Стоимость передачи одного слова в 1980-х годах составляла 5 копеек для обычных телеграмм и 20 — для срочных. Их писали «в телеграфном стиле» — сжато и с опущенными предлогами.
Это увеличило годовую норму рабочего времени до 2212 часов в год. С этими нормами, достаточно гуманными для эпохи, страна и прожила весь НЭП. В 1927—28 годах 1 мая и 7 ноября получили второй добавочный выходной день, что уменьшило рабочий год до 2198 часов. Кстати, большевики на этом не остановились и обещали народу большее. Торжественный юбилейный "Манифест ко всем рабочим, трудящимся крестьянам, красноармейцам Союза ССР, к пролетариям всех стран и угнетенным народам мира" 1927 года обещал в скорейшем времени переход на семичасовой рабочий день без уменьшения оплаты труда. Великий перелом и первые пятилетки В 1929 году большевиков, на фоне происходящего Великого перелома, обуяла страсть к экзотическим экспериментам с сфере регулирования рабочего времени.
Это была самая странная реформа табель—календаря, которую только можно представить. Связь семидневной недели и трудового расписания была полностью прервана. Год был разделен на 72 пятидневки и 5 постоянных праздников 22 января, теперь называвшееся Днем В. Ленина и 9 января, двухдневное 1 мая, двухдневное 7 ноября. День низвержения самодержавия и день Парижской Коммуны были отменены и забыты народом навсегда. Новый год стал рабочим днем, но остался в народной памяти. Дополнительные неоплачиваемые религиозные праздники также были отменены навсегда. Ни один день в пятидневке не был общим выходным, трудящиеся разделялись на пять групп, для каждой из которых выходным был один из пяти дней по очереди. Рабочий день стал семичасовым это обещалось ранее, но никто не ожидал, что семичасовка придет вместе с такой путаницей.
Отпуск был зафиксирован как 12 рабочих дней, то есть сохранил продолжительность. Минимальная продолжительность воскресного отдыха была уменьшена до 39 часов, то есть канунные дни при односменной работе исчезли. Всё это привело к тому, что в году теперь было 276 7—часовых рабочих дней, дававших 1932 рабочих часа в год. Пятидневку ненавидели и в народе, и на производстве. Если у супругов день отдыха приходился на разные дни пятидневки, они не могли встретиться друг с другом в выходной день. На заводах же, привыкших к закреплению оборудования за определенными рабочими и бригадами, теперь на 4 станка приходилось 5 рабочих. С одной стороны, эффективность использования оборудования теоретически увеличивалась, но на практике произошла также и потеря ответственности.
История русского одиночества: как родился и умер газетный дейтинг в СССР
Старейшее советское издание на английском языке стало своеобразной призмой, через которую на происходящее в СССР смотрел весь англоязычный мир. На протяжении всего советского периода периодика освещала, хотя и в разной мере в различные периоды, практически все стороны советской действительности и публиковала официальную документацию нормативного характера и партийные материалы. Первое мая давно стало символом весны, но мало кто знает, почему важная дата празднуется именно в этот день. Тридцать лет назад, за год до распада СССР, было официально упразднено советское «министерство правды» — рупор внешней пропаганды Кремля Агентство печати «Новости» (АПН). Сегодня газете «Правда» 111 лет. Как «Правда» изменила жизнь советских граждан и стала главным рупором страны – читайте в материале В период оттепели под руководством Никиты Хрущева газеты стали отражать более либеральные идеи, включая критику культовой личности Сталина и инициирование дебатов о проблемах в советском обществе.
«Правда» и «Известия»
Новости в СССР и РСФСР Информация, озвученная на данном канале Новости от СССР, РСФСР является оценочной и не направлена на возбуждение ненав. Приемники в советских домах стали массово устанавливать с 1925 года. Сложные задания и ответы с РЯ2110202 варианта: В советскую эпоху нормой стало строительство жилых домов одновременно с социальной инфраструктурой (школами, магазинами, детскими садами и спортивными площадками) – так возводили «микрорайоны». Новости в СССР и РСФСР Информация, озвученная на данном канале Новости от СССР, РСФСР является оценочной и не направлена на возбуждение ненав. Ностальгируем по Советскому Союзу на информационно-развлекательном портале Продолжаем изучать замечательные фотоархивы РИА Новости и ТАСС. новости дня ссср скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. Смотреть сейчас онлайн программу теле канала Россия 24 Новости на России 24 последний выпуск и все выпуски подряд.