Ямщики, проезжая по Оренбургскому тракту, меняли здесь лошадей. ЯМЩИК — В скорой ямской гоньбе специальное лицо на гос. службе, выделенное для перевозки гонцов и грузов. Что такое ямщик? В результате профессия ямщика стала почетной и переходящей от поколения к поколению.
Русский ямщик – а вы знали, что…
Существует много мифов и неточных представлений о работе почты, ямщиков и всей системы транспорта дореволюционной России. Ямщик представляет собой профессионала, который владеет навыками управления повозкой или каретой и занимается перевозкой грузов или пассажиров на лошадях. Селение Тосненский ям, современный город Тосно, основано ямщиками православного вероисповедания.
Когда я на почте служил ямщиком…
Кто такой ямщик | За исключением "казённых ямщиков", поскольку однодворцы пользовались свободой выбора своего жизненного занятия, а ямщицкие сёла обязаны были обслуживать тракты. |
Ямщик, не гони лошадей. Остановка в якутском селе Синск | Смотреть что такое «ямщики» в других словарях: ямщики — Управляли почтовыми ямскими лошадьми, находились на казённой службе, выполняли ямскую повинность (вид личной повинности), установленную в Московском государстве в XVII в. |
Слово Ямщик | Сколько песен про ямщиков разлетелось по Руси, сколько жутких рассказов спешило вслед за отчаянными, бесстрашными, азартными ямцунами. |
Что такое ямщик | Ямщики Управляли почтовыми ямскими лошадьми, находились на казённой службе, выполняли ямскую повинность (вид личной повинности), установленную в Московском государстве в XVII в. для удовлетворения преимущественно казённых интересов. |
Как быстро гоняли ямщики в России | — Ямщики с XVI столетия были освобождены от податей и повинностей ради сосредоточения на гоньбе – главной их служебной обязанности. |
Когда я на почте служил ямщиком…
Вдруг вспыхнула молния и осветила окрестность. Ветер засвистал и поднялась страшная буря. Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птенцы. Данные методические рекомендации апробированы мною в течение ряда лет на уроках русского языка. Большой лингвострановедческий словарь. Чернявская, К. Милославская, Е. Ростова, О. Фролова, В.
Борисенко, Ю. Вьюнов, В. Практический справочник. Возница, кучер на почтовых, ямских лошадях. Жара несносная. Дальше ехать не могу. Толковый словарь Ушакова. Возница на ямских лошадях, а также вообще возница.
Толковый словарь Ожегова. Ожегов, Н.
В «допетровское» время ямщики считались служилыми людьми «по прибору», так же как и стрельцы , городовые казаки и пушкари. Они жили возле городов в специальных «ямских» слободах и получали от казны денежное и пороховое жалование. Они обеспечивали также и охрану перевозимых грузов и седоков, для чего ездили вооружёнными. При строительстве Петербурга из крестьян, направленных 1714 году из мест своего прежнего проживания для отправления почтовой гоньбы, по указу царя в 1720 году несколько семейств было временно расселено в районе Чёрной речки. В 1723 году им отвели новое место «за Невским монастырём » [8] , где таким образом образовалась первая в истории города ямская слобода.
Крестьянин, выехавший в Петербург по правительственной разнарядке и с согласия помещиков, если он не был государственными крестьянином изначально , и оставшийся в городе на следующий сезон, не только терял связь со своим классом, но со временем превращался в мелкого частного предпринимателя, оказывая услуги по извозу уже сугубо в частном порядке. Впрочем, те крестьяне, которые остаются в Петербурге на следующее лето, вступая в должности дворников, извозчиков, разносчиков, пользуются выгодами, отвыкают от сельских работ и неохотно возвращаются к сельскому быту [8] — Иван Пушкарёв. Описание Санкт-Петербурга… — С. На первый взгляд кажется забавным демографический состав этой прослойки в изложении И. Раскрывая общую численность на 1 января 1838 года 328719 мужчин и 138806 женщин , он указывает: «14. Ямщиков: муж. Но к некрасовскому о русских женщинах «коня на скаку остановит» это не относится: лица женского пола указаны в книге Пушкарёва и по служителям культа.
То есть, в данном случае в «ямщиков» включены не только представители этой профессии, но и все члены их семей обоего пола.
Возницам платили жалованье и выдавали землю, освобождая от уплаты налогов. Их нельзя было записать в крепостные. Неудивительно, что многие крестьяне хотели попасть на ямскую службу. Фото: hitrovka. Одна лишь одежда, согласно документам 1628 года, обходилась ямщику в 6,4 рублей: зипун лазорев астрадинный 2,5 руб. Для сравнения — корова в то время стоила 2 рубля.
Стихи, романсы, улицы Профессия ямщика требовала храбрости и силы духа: в дороге можно было заблудиться, приходилось бороться с холодом, разбойниками, дикими зверями. Но самым страшным было одиночество, сопровождавшее ямщика в пути.
Мебели в избе было мало: широкие лавки вдоль стен, да в красном углу под прокопченным ликом иконы большой стол. На полках по стенам расставлялась немудрящая глиняная и деревянная утварь. В длинные зимние вечера вся семья собиралась вокруг стола, мастерили нужные для хозяйства вещи, рукодельничали, пряли. Потрескивала лучина в железном поставце, мигающим светом освещая эту картину. Зимой вся семья спала на полатях под потолком. К избе примыкал обширный двор, где содержались лошади, коровы, овцы, хранилась «гонебная рухлядь»: телеги, сани, хомуты. Каждый ямской двор — своеобразная крепость.
Мало ли какой люд бродит по проезжей дороге! От них и от диких зверей берегли рачительные хозяева свое добро. В местах, где частые заносы и обильные снегопады, над дворами возводилась крыша. На дорогах с интенсивным движением устраивались станы по 50 и более дворов. Среди них Бронницкий ям на Новгородском тракте. В XVI же столетии в крупных городах создается особый тип поселения — ямская слобода. Население некоторых из слобод доходило до нескольких сотен человек. Например, в Тобольске в 1619 г. В Москве конца XVI в.
Путешественник, выезжая из Москвы через Смоленские Арбатские ворота Белого города, попадал в Дорогомиловскую ямскую слободу. Правее, к северо-западу у Тверских ворот, там, где теперь Тверские-Ямские улицы и переулки, стояла слобода охотников, ездивших в Тверь и Новгород. Возле Дмитровских ворот, в районе современной Селезневской улицы, находилась Иверская ямская слобода. И почти рядом с ней за селом Напрудным раскинулась по Ярославской дороге Переславская слобода. Ее огороды были разбросаны вдоль современного проспекта Мира до Сретенских ворот. Дворы и пашни Рогожской ямской слободы тянулись по современным Ульяновской и Тулинской улицам вдоль Владимирской дороги. Одна из московских улиц теперь носит имя большевика Ивана Константиновича Дубинина. А раньше ее называли Коломенская-Ямская. Здесь жили гонщики, ездившие в Коломну и Рязань.
Их дома стояли до нынешнего Краснохолмского моста. Создание московских слобод связывают с именем Бориса Годунова, который, по словам современника, не только расширил, но и «… град Москву, яко некую невесту, преизрядно лепотою украси» [41]. Московские ямские слободы, как, впрочем, слободы других городов, были самоуправляющимися административными единицами. Слобожане выбирали старосту, окладчиков, дававших ямщикам наряды на поездки, сотских, десятских и других должностных лиц. Центром общественной жизни слободы была съезжая изба, в которой помещались канцелярия и небольшая тюрьма. Работа слободского старосты и его помощников контролировалась объезжим головой — дворянином, назначенным Разрядным приказом. Слободские дела решались сходами на братском дворе, который строился на общий счет обычно вблизи приходской церкви, причем трапезная церкви иногда также служила местом собрания, На братских дворах происходили выборы лиц, исполнявших различные службы. Здесь выбирали целовальников, раздававших ямщикам «государево жалованье» [42]. Самым сложным делом, вызывавшим бесконечные споры и жалобы, была раскладка повинностей.
Слободские староста и окладчики устанавливали для каждого ямщика число поездок. Затем эту раскладку утверждал сход. При распределении повинности соблюдалась пропорциональность обложения, а именно: двор «лучшего» слободского человека нес тягло, вдвое большее, нежели двор среднего, а двор последнего — вдвое большее по сравнению с двором «молодшего» слобожанина. Такой, казалось бы, достаточно объективный способ обложения в действительности далеко не был таковым. Мирской сход выносил свои постановления от лица всех слобожан, но фактически выражал волю зажиточной части населения, вершившей всеми делами слободы [43]. Каждая слобода строила и содержала на мирские средства церковь, где хранились слободская казна и наиболее важные официальные документы. Церкви обычно посвящались Флору и Лавру, покровителям животных вообще, или Георгию Победоносцу, покровителю лошадей. В церкви приводили к присяге должностных лиц. По большим праздникам здесь собирались слобожане, в церковной трапезной иногда устраивались торжественные пиры.
Своими силами жители крупных слобод и ямов строили избы для проезжающих. Это были довольно благоустроенные постоялые дворы, в них не брезговали останавливаться даже цари. Каждая слобода имела свое тавро, которым метили лошадей, таще всего это было просто пятно — круглая, квадратная или еще какая-нибудь геометрическая фигура. Но были клейма и более сложной формы. Некоторые из них описаны в новгородских устройных книгах конца XVI в. Русское правительство придавало огромное значение ямской гоньбе. Поэтому еще Иван IV указом 1556 г. По рекомендации Д. Пожарского, это положение было подтверждено указом 1619 г.
Ямщики жили значительно лучше тяглого населения России. В свободное от гоньбы время они занимались всякими промыслами, извозом[15], торговлей. Поэтому крестьяне, по словам А. Олеария [25], стремились попасть в число гонщиков. Известны случаи, когда к наиболее крупным ямам и слободам приписывались целые деревни, население которых, кроме выполнения обязательных государственных повинностей, обеспечивало ямщиков хлебом, овсом, сеном. Те из ямщиков, которым не платили прогонов, ежегодно получали от правительства под названием подмоги — денежное жалованье. Иногда вместо денег из Москвы на ямы присылали сукно, кумач и другие нужные в хозяйстве товары. Величина подмоги была различной в разных местах государства. Объяснялось это, в первую очередь, интенсивностью ямской гоньбы самым напряженным в России был тракт Москва — Новгород — Псков , состоянием дорог легким путем считалась дорога из Москвы в Казань и стоимостью лошадиных кормов и пищи для людей.
В первой половине XVII в. По тем временам это были большие деньги: Соборное уложение царя Алексея Михайловича в 1649 г. По тем дорогам, где разгоны были небольшие, ямщикам платили гораздо меньше, например в Козьмодемьянске — 8, а в Свияжске — 2 руб.
Ямщик, не гони...
Изначально ею пользовались татары для быстрой связи между собой. После освобождения территорий служба использовалась для доставки государственной корреспонденции. Перевозить пассажиров и частную корреспонденцию ямская гоньба начала только в конце XVII века. Значение ямщиков в тот временной период сложно переоценить. Зимой для перемещения ямщики использовали сани, отчего скорость доставки почты значительно увеличивалась. Потому многие купцы предпочитали отправлять грузы именно в зимний период. Скорость передачи грузов ямской гоньбой значительно превышала скорость европейских курьеров. Вначале ямщики использовали свист или почтовый рожок для уведомления о своем прибытии. Скоро популярными стали колокольчики.
Даже был издан указ, по которому только почтовая служба, полиция и чиновники имели право вешать колокольчики на свои экипажи. Повинность Ямщики находились на государственной службе.
Особенно их восхищала скорость, с какой доставлялись в то время письма, ведь их передавали на станциях от одного ямщика другому и везли дальше практически без задержек. Производил впечатление и сам факт существования государственной почтово-пассажирской службы, поскольку в это время в Европе доставкой почты занимались частные лица, и качество этих услуг было невысоким. Верстовой отмечающий версты столб на почтовой дороге между станциями Воевали против Наполеона Служили ямщики и в русской армии, причем в составе особых воинских подразделений. Так, Тверской ямской казачий полк был сформирован из ямщиков Тверской и Московской губерний перед Отечественной войной 1812 г. Полк принимал участие в боевых действиях на территории Пруссии, Саксонии, Франции. После заключения мира полк был расформирован, но память о героизме его воинов осталась в веках. Однако слово «ямщик» не исчезло из обихода. Перевозка людей и грузов по российским дорогам в те годы была небезопасна.
Так, сбившись с пути холодной ночью, можно было замерзнуть насмерть.
И помимо жалования получали от власти земельные наделы, а также льготы: не платили подати и не служили в армии. Трудности рабочих будней Льготы, привилегии и освобождение от службы давались ямщикам не просто так: работа была трудной и опасной. На дорогах тех лет ямщик должен был уметь не только мастерски управлять лошадью, но и ехать весьма быстро, чтобы доставить пассажиров или груз вовремя. Из дневников Пушкина до нас дошел комичный случай: как-то раз князь Потемкин отправил своего курьера в царский дворец с ямщиком.
Тот гнал лошадей так, что шпага курьера отстукивала ритм по верстовым столбам, как по забору. Кроме того, в обязательные умения ямщика входила и самооборона. Лихие люди часто выбирали своей целью ямщицкие экипажи, поскольку в них порой находилось немало ценного. С приходом Петра I ямщики получили почтовые рожки, которыми должны были сигналить о прибытии. Однако закаленные на трактах ямщики новинку не оценили: им было удобнее орать и свистеть.
И только к концу XVIII века ямщики наконец нашли интересное для себя сигнальное новшество: специальные колокольчики, называвшиеся по месту крепления поддужными. Их звон, по хроникам тех лет, был слышен уже за пару верст, а также служил своеобразной "магнитолой" как вознице, так и пассажирам. Интересно, что в Европе такие колокольчики практически не применялись. След в культуре: эй, ямщик, поворачивай к черту! Немного найдется столь старых профессий, которые воспеваются до сих пор.
Помимо вынесенной в заголовок строчки из песни, про ямщиков сложили множество историй и стихов. Ямщик — это человек, перевозящий пассажиров или груз на почтовых лошадях. Сборщик налогов и извозчик Фото: golos. Создавались ямские слободы, вводился специальный ямской налог на содержание станций. Возницам платили жалованье и выдавали землю, освобождая от уплаты налогов.
Обычно писали: ямской охотник или просто охотник. Этот термин произошел от выражения «ямскую гоньбу гоняют своей охотою добровольно ». Проще говоря, охотник — доброволец. Если ямщик должен был сопровождать какое-то лицо, его в официальных бумагах называли «проводником». И совсем редко охотников звали «гонщиками». В допетровское время ямщики считались служилыми людьми «по прибору», так же как и стрельцы, и городовые казаки, и пушкари. Они жили возле городов, в «специальных» «ямских» слободах и получали от казны денежное и пороховое жалованье.
Впоследствии ямщиков перевели в сословие государственных крестьян, «государев ямщик», что обязывало иметь трех лошадей «держать ему на выти три мерена». Выть — надел земли. Некоторые исследователи усматривают в этом происхождение русских троек. По наказу из Москвы, в охотники ямщики следовало выбирать людей «добрых, лучших, семьянистых, прожиточных». К концу XIX века извозный промысел стал приходить в упадок. Почтовые тракты просуществовали до 20-х годов ХХ в. Что мы узнаем о первом почтовом тракте?
Итак, вернёмся к реформам Петра Великого, который учредил первый почтовый тракт в России в 1693 г, а затем издал Указ о ямской повинности. Тракт соединил Архангельск, в то время единственный порт России, с Москвой. При Петре I были открыты почтамты и почтовые конторы в Петербурге и Москве. Царь-реформатор хорошо знал цену связи и информации, и, находясь даже на берегу Белого моря, отслеживал, как она проводится. Петербург, ставший столицей нашего государства, требовал новых путей сообщения, и главный путь был проложен. Судьбе было угодно, что он прошёл через наш Клин. Специальным царским указом от 25 января 1702 года в Клину учреждается почтовый ям, то есть почтовая станция и далее на Тверь, Торжок, что, конечно же, повлекло значительные изменения во всех сферах социальной и экономической жизни.
О клинских ямщиках Более трёхсот семей должны были нести ямскую повинность почтовую гоньбу — это были не только жители Клина, но и жители уезда — крестьяне деревень Акулово, Лаврово, Мисирёво, Ямуги и др. Клинские ямщики славились своей удалью и быстрой ездой, невзирая на то, что ямской промысел был тяжелым и опасным. В ямщину верстали мужское население от 12 до 45 лет, освободив нанятых от воинской повинности. Народная память хранит один из достаточно известных эпизодов нелегкой жизни почтарей: «Пришел раз в Москву на почтовый двор пешком из Клина почтарь Алешка Каток. Одна из почтовых сумок оказалась распечатанной за опоздание и распечатывание сумки почтарей били батогами и даже, если это делалось с умыслом, направляли на дыбу. На допросе Каток рассказал, что в Хожеловском яме почту принимал от Ивашки Анкуданова. Сумок не смотрел и повез почту дальше.
Но ни в Вышнем Волочке, ни в Торжке, ни в Твери почтовых сумок не приняли, а в Клину даже лошадь не дали, так что пришлось почтарю на себе нести из Клина в Москву тяжелые почтовые сумки». Много жалоб поступало правительству от почтарей и ямщиков. Часто не платили вовремя жалованье, поэтому ямщики иногда уклонялись от службы. В ответ на это правительство издало особый указ о возвращении ямщиков в свой ям: «Ежели нижеписанные беглые ямщики у кого в селах и деревнях живут, оных бы ловить и проводить в Клинскую канцелярию воеводского правления … Отдавать по-прежнему в ям». В свою очередь, почтари набирались из стрелков и служилых людей. Этот вид службы превратился в профессию и передавался по наследству. Помимо почтовых сумок, ямщикам приходилось перевозить большие тяжести: бочки с рыбой и уксусом, мороженую рыбу и т.
Из-за волнений среди ямщиков правительство вынесло решение, чтобы почта возила лишь легкие посылки меха, фрукты и т. Как одевались почтари Одежда почтарей вначале представляла собой комплект из зеленого суконного кафтана с нашитыми на нем «орлами», подпоясанного красным кушаком, позднее кафтаны были красные и белые. Жители Клина подключились к обслуживанию проезжающих. Карина, оно сохранилось в перестроенном виде до нашего времени. В Завидове и Клину были построены деревянные путевые дворцы, но они до нас «не дошли». А вот каменные путевые дворцы в Солнечногорске и Черных Грязях до сих пор украшают главную магистраль. Вдоль оживленного тракта открывались лавки, где продавались необходимые вещи для путников: колеса, дуги, хомуты, конская упряжь, сено, овес.
Строились постоялые дворы, склады для хранения перевозимого товара. Отношения проезжающих по тракту определялось подорожной, в которой ставился один штемпель или два для более важных персон. Устанавливалась единая величина с прогона — одна деньга с версты. Бесплатно проезжали только курьеры царя и его приближенные.
Ямщик сообщение о профессии
Что такое «ямская гоньба»? Значение Ямщик — это человек, управляющий гужевым транспортом. Он занимается перевозками груза, корреспонденции и пассажиров. Это название появилось во времена Золотой Орды. Пошло слово «ямщик» от названия «яма», которое носили почтовые станции. До появления на территории России железных дорог ямщики занимались большинством наземных перевозок коммерческих грузов. Потому они имели громаднейшее значение для экономики страны, и в какой-то момент сформировали отдельное сословие.
Ямская гоньба Монголо-татары ямами называли станции, где они могли сменить лошадей, восполнить провизию и отдохнуть. Отсюда это название пошло на почтовые станции, которые находились на одинаковом расстоянии друг от друга. При них останавливались гонцы, которые занимались доставкой почты. Почтовая служба Руси в то время называлась «ямской гоньбой».
При строительстве Петербурга из крестьян, направленных 1714 году из мест своего прежнего проживания для отправления почтовой гоньбы, по указу царя в 1720 году несколько семейств было временно расселено в районе Чёрной речки. В 1723 году им отвели новое место «за Невским монастырём » [8] , где таким образом образовалась первая в истории города ямская слобода. Крестьянин, выехавший в Петербург по правительственной разнарядке и с согласия помещиков, если он не был государственными крестьянином изначально , и оставшийся в городе на следующий сезон, не только терял связь со своим классом, но со временем превращался в мелкого частного предпринимателя, оказывая услуги по извозу уже сугубо в частном порядке.
Впрочем, те крестьяне, которые остаются в Петербурге на следующее лето, вступая в должности дворников, извозчиков, разносчиков, пользуются выгодами, отвыкают от сельских работ и неохотно возвращаются к сельскому быту [8] — Иван Пушкарёв. Описание Санкт-Петербурга… — С. На первый взгляд кажется забавным демографический состав этой прослойки в изложении И. Раскрывая общую численность на 1 января 1838 года 328719 мужчин и 138806 женщин , он указывает: «14. Ямщиков: муж. Но к некрасовскому о русских женщинах «коня на скаку остановит» это не относится: лица женского пола указаны в книге Пушкарёва и по служителям культа. То есть, в данном случае в «ямщиков» включены не только представители этой профессии, но и все члены их семей обоего пола.
Вплоть до широкого распространения железнодорожного транспорта ямщики имели важное значение для экономики России. Это была повинность тяглового сельского и городского населения для организации перевозок лиц, состоявших на государственной службе, государственных грузов, а также дипломатов.
До отмены ямской повинности в XVIII веке лица, выделенные в ямщики, переселялись в ямы — поселения при вновь создаваемых почтовых станциях, где им, помимо прочего, выделялась земля для обработки. При строительстве Петербурга с XVIII века вошло в практику также расселение ямщиков в специальных слободах, устраиваемых в городской черте.
Возница, кучер на почтовых, ямских лошадях. Жара несносная. Дальше ехать не могу.
Пошло слово «ямщик» от названия «яма», которое носили почтовые станции. До появления на территории России железных дорог ямщики занимались большинством наземных перевозок коммерческих грузов.
Потому они имели громаднейшее значение для экономики страны, и в какой-то момент сформировали отдельное сословие. Ямская гоньба Монголо-татары ямами называли станции, где они могли сменить лошадей, восполнить провизию и отдохнуть. Отсюда это название пошло на почтовые станции, которые находились на одинаковом расстоянии друг от друга. При них останавливались гонцы, которые занимались доставкой почты. Почтовая служба Руси в то время называлась «ямской гоньбой».
Изначально ею пользовались татары для быстрой связи между собой. После освобождения территорий служба использовалась для доставки государственной корреспонденции. Перевозить пассажиров и частную корреспонденцию ямская гоньба начала только в конце XVII века. Значение ямщиков в тот временной период сложно переоценить.
История о ямщиках и почтовых трактах
Когда я на почте служил ямщиком… | Следует различать: ямщики – это вроде современных водителей междугородних маршрутов, а извозчики – водители городских такси. |
Почтовые станции и станционные смотрители | Питались ямщики в скоромные дни неплохо — соответственно тяжелой работе. |
Как быстро гоняли ямщики в России
"Наша Ямская слобода была когда-то крупнейшей в государстве" | — Ямщики с XVI столетия были освобождены от податей и повинностей ради сосредоточения на гоньбе – главной их служебной обязанности. |
Когда я на почте служил ямщиком… | — Ямщики с XVI столетия были освобождены от податей и повинностей ради сосредоточения на гоньбе – главной их служебной обязанности. |
Происхождение слова Ямщик: anti_fasmer — LiveJournal | Гребец-ямщик приравнивался к одноконной гужевой подводе. |
Ямщик — Провизории | Впоследствии ямщиков перевели в сословие государственных крестьян, «государев ямщик», что обязывало иметь трех лошадей («держать ему на выти три мерена»). |
Ямщик — Википедия Переиздание // WIKI 2 | Что такое ямщик, что значит ямщик. м. 1) Возница на. |
Когда я на почте служил ямщиком…
Доставив путника на точку, ямщик возвращал коней обратно. Впоследствии ямщиков перевели в сословие государственных крестьян, «государев ямщик», что обязывало иметь трех лошадей («держать ему на выти три мерена»). Что такое ямщик, что значит ямщик. м. 1) Возница на. Ямщик обычно работает на свежем воздухе, что может быть приятным, но также требует учета погодных условий.
Значение слова «Ямщик»
В переводе на современный лад: ямщики – это вроде водителей междугородних маршрутов, которые также занимались почтовыми и товарными перевозками. Питались ямщики в скоромные дни неплохо — соответственно тяжелой работе. Ямщик Ямщик — представитель особой межклассовой прослойки в составе тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо. Ямщиков набрали из беднейших слоев населения, им отвели пахотные земли и луга, повысили оклады, земли и дворы освободили от налогов. Сделано было такое распоряжение, чтобы ямщики были люди благонадежные из выборных и целовавших крест. Ямщики Управляли почтовыми ямскими лошадьми, находились на казённой службе, выполняли ямскую повинность (вид личной повинности), установленную в Московском государстве в XVII в. для удовлетворения преимущественно казённых интересов.
Происхождение слова Ямщик
Слово это древнеславянского происхождения, имеет аналогичное значение во всех родственных русскому языках. А вот татарский «ямщик» никакого отношения к русскому языку не имеет. Поэтому гипотеза о происхождении его из русского языка выглядит неестественной. Дальнейшее распространение слова Позднее татарское иго ослабело, но надобность в почтовой службе лишь возросла. Реформация почтового ведомства породила особую группу государевых служащих, которые исполняли различные поручения и перевозили почту. Так, царские гонцы доставляли почтовые донесения из Смоленска в Москву за десять дней. Для обычных людей почта работала гораздо медленнее. Отправка писем и пакетов производилась приблизительно раз в месяц. Отвечали за сохранность писем специальные служащие - ямщики.
Им было положено отдельное жалование, которое собиралось как дополнительный налог с жителей России.
Из тюрк. I, 315; Бернекер I, 444 , сближено вторично с образованиями на -ик. История слов Алмаз, алтын, ансырь, аркан, базар, басма, батман, башмак, булат, бурав, бязь, вьюк, деньги, зипун, каблук, казна, казначей, камыш, кинжал, колпак, колчан, кончар, сундук, сычуг, тамга, таможня, толмач, торба, чепрак, шатёр, ям, ямщик. Понятно, что вторжение татар в пределы русского племени не могло не отразиться отрицательно на развитии русской культуры и русского языка. Однако и тут сказалась глубокая самостоятельность русского народа.
Он воспринял лишь определенные стороны материальной культуры татар. Это обнаруживается и в языке.
Ровно столько составлял дневной прогон лошади. Путешествующие по Золотому кольцу России могут заметить, что и сегодня древние русские города располагаются именно на таком расстоянии. В ямщики шли «охочие» люди, и охотников находилось немало. От государства ямщик получал освобождение от налогов, землю под постройку дома и жалованье — 3 рубля в год лошадь стоила 50 копеек. Однако и профессия эта была не из легких. В ямщики набирали людей крепких здоровьем, смелых и выносливых. Кроме перевозки путников, доставки депеш и клади в их обязанности входило также содержание и лечение по меньшей мере трех лошадей. За доставку почты ямщик отвечал головой: за каждый час опоздания он получал удар кнутом, зато за досрочное прибытие ему могли поднести чарку водки.
Строго было наказано почтовых людей подбирать честных и трезвых, чтобы они могли «день и ночь письма везти бережно, в мешках за пазухой, чтобы от дождя не замочить и дорогою пьянством не утратить». Зачем ямщик Гаврила к императрице ездил Один из городов Ярославской области носит имя легендарного ямщика Гаврилы. По старинной легенде, в 40 верстах от Ярославля существовала некогда ямская станция, где делами заправлял удалой ямщикбогатырь по имени Гаврила. Родился он слабеньким, однако мать по совету знахарки стала одевать мальчика в льняную рубашку, и с тех пор обнаружилась у Гаврилы недюжинная сила. Лихо управляясь с ямщицкой тройкой, он побывал во многих уголках России, попадал во множество переделок и всегда выходил победителем. Легенда рассказывает, будто бы бывал наш ямщик даже при императорском дворе. Екатерина II решила удивить австрийского императора Иосифа скоростью, с которой ездили почтовые тройки. Она велела доставить к ней самого лучшего ямщика. Позвали, конечно же, Гаврилу.
Их дома стояли до нынешнего Краснохолмского моста. Создание московских слобод связывают с именем Бориса Годунова, который, по словам современника, не только расширил, но и «… град Москву, яко некую невесту, преизрядно лепотою украси» [41]. Московские ямские слободы, как, впрочем, слободы других городов, были самоуправляющимися административными единицами. Слобожане выбирали старосту, окладчиков, дававших ямщикам наряды на поездки, сотских, десятских и других должностных лиц. Центром общественной жизни слободы была съезжая изба, в которой помещались канцелярия и небольшая тюрьма. Работа слободского старосты и его помощников контролировалась объезжим головой — дворянином, назначенным Разрядным приказом. Слободские дела решались сходами на братском дворе, который строился на общий счет обычно вблизи приходской церкви, причем трапезная церкви иногда также служила местом собрания, На братских дворах происходили выборы лиц, исполнявших различные службы. Здесь выбирали целовальников, раздававших ямщикам «государево жалованье» [42]. Самым сложным делом, вызывавшим бесконечные споры и жалобы, была раскладка повинностей. Слободские староста и окладчики устанавливали для каждого ямщика число поездок. Затем эту раскладку утверждал сход. При распределении повинности соблюдалась пропорциональность обложения, а именно: двор «лучшего» слободского человека нес тягло, вдвое большее, нежели двор среднего, а двор последнего — вдвое большее по сравнению с двором «молодшего» слобожанина. Такой, казалось бы, достаточно объективный способ обложения в действительности далеко не был таковым. Мирской сход выносил свои постановления от лица всех слобожан, но фактически выражал волю зажиточной части населения, вершившей всеми делами слободы [43]. Каждая слобода строила и содержала на мирские средства церковь, где хранились слободская казна и наиболее важные официальные документы. Церкви обычно посвящались Флору и Лавру, покровителям животных вообще, или Георгию Победоносцу, покровителю лошадей. В церкви приводили к присяге должностных лиц. По большим праздникам здесь собирались слобожане, в церковной трапезной иногда устраивались торжественные пиры. Своими силами жители крупных слобод и ямов строили избы для проезжающих. Это были довольно благоустроенные постоялые дворы, в них не брезговали останавливаться даже цари. Каждая слобода имела свое тавро, которым метили лошадей, таще всего это было просто пятно — круглая, квадратная или еще какая-нибудь геометрическая фигура. Но были клейма и более сложной формы. Некоторые из них описаны в новгородских устройных книгах конца XVI в. Русское правительство придавало огромное значение ямской гоньбе. Поэтому еще Иван IV указом 1556 г. По рекомендации Д. Пожарского, это положение было подтверждено указом 1619 г. Ямщики жили значительно лучше тяглого населения России. В свободное от гоньбы время они занимались всякими промыслами, извозом[15], торговлей. Поэтому крестьяне, по словам А. Олеария [25], стремились попасть в число гонщиков. Известны случаи, когда к наиболее крупным ямам и слободам приписывались целые деревни, население которых, кроме выполнения обязательных государственных повинностей, обеспечивало ямщиков хлебом, овсом, сеном. Те из ямщиков, которым не платили прогонов, ежегодно получали от правительства под названием подмоги — денежное жалованье. Иногда вместо денег из Москвы на ямы присылали сукно, кумач и другие нужные в хозяйстве товары. Величина подмоги была различной в разных местах государства. Объяснялось это, в первую очередь, интенсивностью ямской гоньбы самым напряженным в России был тракт Москва — Новгород — Псков , состоянием дорог легким путем считалась дорога из Москвы в Казань и стоимостью лошадиных кормов и пищи для людей. В первой половине XVII в. По тем временам это были большие деньги: Соборное уложение царя Алексея Михайловича в 1649 г. По тем дорогам, где разгоны были небольшие, ямщикам платили гораздо меньше, например в Козьмодемьянске — 8, а в Свияжске — 2 руб. Кроме того, еще давали «хлебное жалование» по 8 четвертей ржи и столько же овса. Одновременно с развитием ямской гоньбы возникали промыслы для обеспечения ямщиков всем необходимым. Иногда телеги, сани, кибитки, конскую упряжь гонщики мастерили сами, но обычно этим занимались умельцы в городских посадах — тележники, седельники и др. А знаменитые ямские ножи ковали в Туле. Охотники пользовались ими и как столовыми, и как шорницкими [49]. Но благополучие в ямских слободах было видимое. Изматывала гоньба. Нехватка людей на станах увеличивала разгоны. Став государственным человеком, ямщик полностью зависел от правительства. А оно обращалось с ямщиками подчас хуже, чем помещик со своими крепостными. Ямщики бросали гоньбу и бежали. Некоторые из них уходили на Дон, в вольные казачьи станицы. Большинство же селилось в посадах и оседало на помещичьих землях. Правительство строго наказывало беглых. Штрафовали также и вотчинников, принявших бывших ямщиков. С них за это взимали штраф 10 руб. Кроме того, указ от 13 августа 1651 г. Этот указ потом неоднократно подтверждался. Тверские ямщики попытались стать посадскими жителями. И без особого сопротивления со стороны властей перешли с яма на посад. Вдовы ямщиков повыходили замуж за стрельцов, казаков и ремесленников. Шли годы, и никто не вспоминал про этот случай. И вдруг 24 ноября 1673 г. Ну, а что делать с вдовами? Тут законодатели решили все очень просто: «которые ямщичьи жены вышли с домами своими замуж, в разные слободы и в дворцовые села, тех сыскивать, за кого вышли замуж.