Новости эмоциональный интеллект состоит из

Эмоциональный интеллект – это совокупная способность распознавать чувства и эмоциональные состояния других людей, управлять собственными чувствами, регулировать и использовать их, мотивировать себя и влиять на других.

Эмоциональный интеллект: понятие, развитие и применение в жизни

Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные. В то же время многие учёные указывают на недостаточную научность этой модели.[10] Смешанная модель предполагает, что эмоциональный интеллект состоит из 5 компонентов[11]. Эмоциональный интеллект рассматривается как подструктура социального интеллекта, которая включает способность наблюдать собственные эмоции и эмоции других людей, различать их и использовать эту информацию для управления мышлением и действиями [39]. Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это не развитие гениальности, быстроты ума или эрудированности.

Сущность понятия и основные теории эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект состоит из множества навыков, которые можно и нужно развивать, как и качества личности, которые помогают быть более устойчивыми к переменам. Эмоциональный интеллект (ЭИ) включает способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими. Гоулман доказывает, что эмоциональный интеллект важнее интеллекта умственного. Эмоциональный интеллект — это то, что позволяет вам сбалансировать свой опыт, поведение, а также свои действия и реакции с поведением и ожиданиями других людей. Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EQ) — умение определять, использовать, понимать и управлять собственными эмоциями в положительном ключе, например, чтобы снимать стресс, преодолевать трудности и разряжать конфликты. Эмоциональный интеллект (ЭИ) включает способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими.

Эмоциональный интеллект – еще одна форма ума

Важно также отметить, что эмоциональный интеллект оказывает влияние на физическое здоровье и состояние психики. Управление эмоциями снижает уровень стресса, предотвращает эмоциональное истощение и даже повышает уровень счастья. ЭИ является важным компонентом успешной жизни. Как работает эмоциональный интеллект? ЭИ основан на взаимодействии между двумя системами мозга: эмоциональной и рациональной. Первая отвечает за быструю автоматическую реакцию на стимулы, что может быть полезно в опасных или неожиданных ситуациях. Вторая отвечает за медленное и осознанное мышление, которое помогает анализировать информацию, планировать действия и достигать целей.

Эти две системы постоянно взаимодействуют и влияют друг на друга. ЭИ помогает согласовывать и использовать их оптимально в разных ситуациях. Ключевые составляющие развития эмоционального интеллекта — это осознанность, самооценка, мотивация и адаптивность. Осознанность подразумевает внимательное и позитивное отношение к своим эмоциям. Такое отношение позволяет осознавать их и принимать сознательные решения. Самооценка — это ключевой аспект, определяющий способность понять свои достоинства и недостатки и принять себя таким, какой ты есть.

Мотивация — это внутренняя сила, побуждающая вас к достижению целей и преодолению сложностей. Адаптивность позволяет эффективно реагировать на изменения и вызовы. Развитие эмоционального интеллекта обеспечивает более гармоничные отношения с другими людьми, лучшее управление стрессом и повышение качества жизни. Как развивать эмоциональный интеллект? Эмоциональный интеллект не является врожденным качеством. Это набор навыков, которые можно совершенствовать на протяжении всей жизни.

Для этого необходимо постоянно работать над собой, обучаться, практиковаться и получать обратную связь. Вот некоторые способы развития интеллекта в эмоциональной сфере: Обращайте внимание на свои эмоции. Старайтесь чаще останавливаться и осознавать, что вы чувствуете в данный момент, какие факторы вызывают ваши эмоции, как они влияют на ваше поведение и мышление. Можно вести дневник, медитировать или делать дыхательные упражнения. Выражайте свои эмоции конструктивно. Не подавляйте и не игнорируйте свои чувства, но и не давайте им полностью контролировать вас.

Научитесь выражать их так, чтобы они не наносили вреда вам или окружающим. Попробуйте использовать «Я-высказывания», например: «Я чувствую гнев, когда ты опаздываешь», а не «Ты всегда опаздываешь и раздражаешь меня». Также постарайтесь выбирать подходящее время и место для обсуждения своих чувств, а не высказываться под влиянием раздражения или гнева. Регулируйте свои эмоции.

Со временем вы сможете перестроить свои модели взаимодействия и научитесь более эффективно и дружелюбно общаться с окружающими. Что еще поможет развить свой эмоциональный интеллект и прокачать навыки жизнестойкости?

Позитивный и оптимистичный взгляд на ситуацию. Нужно принимать изменения как часть нашей жизни, при этом обязательно делать объективную оценку рисков и перспектив. Нужно определить свои большие и маленькие цели и планомерно двигаться к ним. Важно всегда проявлять любопытство и искать возможности для саморазвития. Нужно верить в собственные силы и в себя, при этом четко определять свои сильные и слабые стороны. Эффективный способ — попросить других людей рассказать о вас по этим критериям.

Так вы узнаете, как вас представляют окружающие и определите свои точки развития.

То есть, эмоции направляют внимание на важную информацию; помогают в рассуждениях и в «памяти на чувства». Смена настроения с оптимистического на пессимистическое также происходит под влиянием эмоций, а разные эмоциональные состояния по-разному помогают в конкретных подходах к решению проблем. Понимание и анализ эмоций Способность понимать сложные эмоции и эмоциональные переходы, использовать эмоциональные знания. Понимание эмоций представляет собой способность классифицировать эмоции и распознавать связи между словами и эмоциями; интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений; понимать сложные амбивалентные чувства; осознавать переходы от одной эмоции к другой. Управление своими эмоциями и эмоциями других людей Это рефлексивная регуляция эмоций, необходимая для эмоционального и интеллектуального развития, которая помогает оставаться открытым к позитивным и негативным чувствам; вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от информативности или пользы каждой конкретной эмоции. Осознавать эмоции, определять их ясность, типичность, целесообразность и т. Осознанное владение 4 компонентами эмоционального интеллекта повышает качество жизни и помогает в развитии карьеры.

Управление эмоциями — способность укрощать, пробуждать и направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей. Сюда также относится способность принимать эмоции во внимание при построении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе своего поведения. Смешанная модель[ править править код ] Модель эмоционального интеллекта, созданная научным журналистом Дэниэлом Гоулманом, приобрела большую популярность благодаря его книге, разошедшейся рекордными тиражами. В то же время многие учёные указывают на недостаточную научность этой модели. Саморегуляция — способность контролировать свои эмоции, сдерживать импульсы. Мотивация — способность стремиться к достижению цели ради факта её достижения. Эмпатия — способность учитывать чувства других людей при принятии решений, а также способность сопереживать другим людям. Социальные навыки — способность выстраивать отношения с людьми, манипулировать людьми, подталкивать их в желаемом направлении.

Reuven Bar-On была представлена в 1996 году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто Канада. Модель состоит из 15 способностей: [13] [14] Самоуважение — способность понимать и оценивать себя, видеть свои возможности и ограничения, сильные и слабые стороны, и принимать себя вместе со своими сильными и слабыми сторонами. Эмоциональная осознанность — способность человека распознавать у себя наличие эмоции в конкретный момент, различать свои эмоции и понимать причины их возникновения. Независимость — способность полагаться на себя и эмоционально не зависеть от других. Эмпатия — это умение распознавать, осознавать и понимать чувства других людей.

Усовершенствованная модель эмоционального интеллекта включает в себя 4 компонента:

  • Как работает эмоциональный интеллект
  • Что такое эмоциональный интеллект?
  • Эмоциональный интеллект: развитие эмоционального интеллекта, методики эмоционального интеллекта
  • Отзывы о НАДПО
  • Статьи и полезные материалы для HR

Что такое эмоциональный интеллект и как его «прокачать»? Отвечаем с помощью научных исследований

Важной предпосылкой к возникновению понятия «Эмоциональный интеллект» является также концепция «множественного интеллекта», интегрирующая многие теоретические суждения и концепции предыдущего времени. Модель эмоционального интеллекта, на основании которой проходят все наши обучения на то и научная, что состоит из закономерностей. Она помогает измерить эмоциональные навыки и состоит из 141 вопроса. • В последнее время термин emotional intelligence — эмоциональный интеллект — пользуется все возрастающей популярностью, но в науке по-прежнему не существует четкого определения этого понятия. Соответственно, было высказано предположение, что эмоциональный интеллект состоит из следующих категорий адаптивных способностей: v Оценка и выражение эмоций. 29 ноя 2020. Пожаловаться. Эмоциональный интеллект состоит из двух главных составляющих, о них сегодня и поговорим Начнём с того, что есть большое количество людей, которые не способны рефлексировать — то есть осознавать собственные эмоции.

Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции

В стандартный отчет входят цифровые обозначения тех компонентов, которые обозначены звездочкой: Общий балл ЭИ и баллы по ветвям. Это будет для участников информативный материал. Полный отчет дополнен баллами по разделам, который раскрывает каждая ветвь: Распознавание эмоций Лица, Изображения, Ситуация , Использование эмоций Фасилитация, Эмпатия Понимание эмоций Изменения, Смешивания, Динамика Управление эмоциями Управление своими эмоциями и влияние на эмоции других. Опытный эмоциональный интеллект - сфокусирован на идентификации эмоций и их продуктивном использовании в решении задач. Этот показатель демонстрирует уровень способности воспринимать эмоциональную информацию, отвечать на нее и распоряжаться ею, не обязательно при этом понимая ее. Он фокусируется на более базовом уровне переработки эмоций в отличие от рационального понимания и управления эмоциями. Показатель базируется на ветвях "Распознавание эмоций " и "Использование эмоций" модели эмоционального интеллекта. Эти две ветви в большей степени опираются на то, как эмоции проявляются и распознаются, и как человек идентифицирует эмоции и реагирует на них. Данная способность является менее аналитической — обработка информации, связанной с эмоциями, осуществляется интуитивно и используется в ситуациях «здесь и сейчас» при незначительном планировании и управлении собственным поведением. Пользоваться эмоциями «здесь и сейчас» нам позволяют 2 способности: распознавание эмоций и использование эмоций — это опытный домен. Эмоции мы воспринимаем в моменте что я сейчас чувствую, что ты сейчас чувствуешь, потому что эмоции живут несколько секунд и использовать это в моменте «здесь и сейчас».

Стратегический эмоциональный интеллект - включает в себя более высокий уровень - сознательную обработку эмоций. Результат по стратегическому EI оценивает, насколько хорошо Вы можете понимать эмоции и управлять ими, не обязательно при этом хорошо воспринимая эмоции или полностью испытывая их. Он показывает, насколько точно вы понимаете то, что означают эмоции например, что печаль, как правило, говорит об утрате и т. Эти способности требуют рассуждения об эмоциях, как они развиваются с течением времени, как ими можно управлять, и как эта регуляция эмоций должна соответствовать социальным ситуациям. Можно использовать такую информацию, чтобы наметить эмоциональный курс для себя и других в соответствии с личными потребностями. Показатель основан на вашем выполнении заданий по ветвям "Понимание эмоций" и "Управление эмоций" модели эмоционального интеллекта. Здесь уже появляется шкала времени и требуется максимальное соотнесение мыслей и эмоций. Соотношение баллов Если балл опытного домена выше балла стратегического домена: Это означает, что клиент точно воспринимает эмоциональную информацию и успешно распоряжается ею «здесь и сейчас» в своей деятельности, но с трудом понимает причины эмоций, испытывает сложности с эффективным управлением своими эмоциями и эмоциями окружающих. Если балл стратегического домена выше балла опытного домена: Это означает, что клиент достоверно понимает причины эмоций, а также хорошо эмоционально планирует свое поведение и поведение других людей в долгосрочной перспективе, но воспринимать эмоциональную информацию и распоряжаться ею «здесь и сейчас» он может не столь успешно.

Развитый ЭИ имеет важное значение в различных областях жизни. Например, в процессе обучения эмоциональный интеллект позволяет лучше контролировать эмоции и управлять ими, эффективнее справляться со стрессом, что ведет к повышению концентрации и продуктивности. Кроме того, ЭИ способствует развитию эмпатии, что приводит к более результативному сотрудничеству и коммуникации. Эмоциональный интеллект важен для успеха в сфере карьеры. Умение осознавать и контролировать свои чувства помогает принимать взвешенные решения, что повышает лидерские качества и способствует успеху. Кроме того, развитый ЭИ способствует повышению стрессоустойчивости и профессиональному развитию. Важно также отметить, что эмоциональный интеллект оказывает влияние на физическое здоровье и состояние психики. Управление эмоциями снижает уровень стресса, предотвращает эмоциональное истощение и даже повышает уровень счастья. ЭИ является важным компонентом успешной жизни. Как работает эмоциональный интеллект? ЭИ основан на взаимодействии между двумя системами мозга: эмоциональной и рациональной. Первая отвечает за быструю автоматическую реакцию на стимулы, что может быть полезно в опасных или неожиданных ситуациях. Вторая отвечает за медленное и осознанное мышление, которое помогает анализировать информацию, планировать действия и достигать целей. Эти две системы постоянно взаимодействуют и влияют друг на друга. ЭИ помогает согласовывать и использовать их оптимально в разных ситуациях. Ключевые составляющие развития эмоционального интеллекта — это осознанность, самооценка, мотивация и адаптивность. Осознанность подразумевает внимательное и позитивное отношение к своим эмоциям. Такое отношение позволяет осознавать их и принимать сознательные решения. Самооценка — это ключевой аспект, определяющий способность понять свои достоинства и недостатки и принять себя таким, какой ты есть. Мотивация — это внутренняя сила, побуждающая вас к достижению целей и преодолению сложностей. Адаптивность позволяет эффективно реагировать на изменения и вызовы. Развитие эмоционального интеллекта обеспечивает более гармоничные отношения с другими людьми, лучшее управление стрессом и повышение качества жизни. Как развивать эмоциональный интеллект? Эмоциональный интеллект не является врожденным качеством. Это набор навыков, которые можно совершенствовать на протяжении всей жизни. Для этого необходимо постоянно работать над собой, обучаться, практиковаться и получать обратную связь. Вот некоторые способы развития интеллекта в эмоциональной сфере: Обращайте внимание на свои эмоции. Старайтесь чаще останавливаться и осознавать, что вы чувствуете в данный момент, какие факторы вызывают ваши эмоции, как они влияют на ваше поведение и мышление. Можно вести дневник, медитировать или делать дыхательные упражнения.

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта, как правило, легче справляются с критикой, а также могут использовать его, чтобы лучше понять и улучшить свою жизнь. Быть поглощенным чувствами означает впасть в детство. Эмоционально зрелый человек может сдерживать и контролировать свои чувства и эмоции должным образом в соответствующей ситуации. Но это не то же самое, что скрывать свои чувства или гасить внутри свои эмоции. Человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта может здраво выражать свои эмоции, контролируя и сдерживая их. Здоровая самомотивация может способствовать лучшей реакции на жизненные неудачи и разочарования, помогает относиться к ним с оптимизмом и стойкостью. Самые последние исследования в области бизнеса также свидетельствуют о том, что люди, по природе своей обладающие большей эмпатией, демонстрируют более устойчивое лидерство. Другие люди также получают удовольствие от общения с ним. Выстраивание отношений и общение с людьми является залогом счастья. Как же тогда эти пять качеств могут улучшить нашу жизнь, и как эмоциональный интеллект может сделать ее более приятной?

Это базовый компонент эмоционального интеллекта. Он включает в себя: способность человека замечать свои эмоции; способность распознавать и расшифровывать эмоции других людей по вербальным и невербальным признакам, в том числе по мимике и жестам; способность считывать эмоциональную информацию, заложенную в произведениях искусства. Использование эмоций в когнитивной деятельности. Например, для решения задач и проблем или для обучения. В частности, эмоции помогают: смотреть на вещи под разными углами зрения: эмоции нередко противоречат рациональному восприятию и это расширяет наши представления о вещи; фокусировать внимание на определенном предмете, действии, человеке — чем больше эмоций они у нас вызывают, тем дольше мы искренне интересуемся ими; лучше запоминать информацию: эмоции играют важную роль в работе памяти, поэтому все, что связано с ними, мы запоминаем быстрее — и помним дольше. Понимание эмоций. Оно включает в себя способность воспринимать эмоции во всей их полноте и сложности, улавливать мельчайшие нюансы в них, видеть взаимосвязь эмоций друг с другом. Это дает возможность: предсказать поведение человека в будущем на основе его текущего эмоционального состояния; верно определять ситуации, которые могут вызвать бурную эмоциональную реакцию. Управление эмоциями. Оно подразумевает способность: контролировать свои эмоции для достижения результата; включать положительные и отключать отрицательные эмоциональные реакции; принимать и проживать негативные эмоции; влиять на эмоциональное состояние окружающих. Человеком с высоким эмоциональным интеллектом считается тот, у кого хорошо развиты все четыре его компонента. На основе концепции Мэйера — Сэловея — Карузо появились и другие модели эмоционального интеллекта. Одну из них предложил журналист Дэниел Гоулман, который и популяризировал это понятие, серьезно его расширив. С его подачи к эмоциональному интеллекту начали причислять любые социальные навыки и личностные черты, например: душевную теплоту, способность к командной работе, инициативность, — многие из которых напрямую не относятся к интеллектуальной обработке эмоциональной информации.

8 фактов об эмоциях и эмоциональном интеллекте

Существует огромное количество моделей эмоционального интеллекта, каждая из которых выделяет свой набор умений. Эти модели в обиходе часто называют «EQ» «эмоциональный коэффициент», по аналогии с «IQ» — коэффициент интеллекта. Дэниел Гоулман и его коллега Ричард Бояцис предпочитают использовать термин «ЭИ», который они подразделяют на четыре сферы: самосознание, саморегуляция, социальная чуткость и управление отношениями. Все вместе эти сферы включают в себя двенадцать компетенций ЭИ, которые означают развиваемые умения и навыки, отвечающие за блестящую работу в качестве лидера см. Эти умения включают в себя области, в которых Эстер несомненно сильна: эмпатия, позитивный настрой и самоконтроль. Но они также включают и такие ключевые качества, как нацеленность на результат, влиятельность, управление конфликтами, работа в команде и вдохновляющее лидерство. Вторая группа навыков требует такого же умения управлять эмоциями, как и первая, поэтому каждый амбициозный лидер должен уделять их развитию ровно столько же внимания.

К примеру, если бы Эстер обладала навыком управления конфликтами, она бы умела давать людям негативную обратную связь.

Кроме того, концепция Гоулмана не была подкреплена исследованиями. Но тем не менее понравились поп-психологам, коучам, журналистам, которые используют ее до сих пор. Как определить уровень эмоционального интеллекта Обычно для этого используются тесты и опросники, основанные на самоотчетах.

Вот самые известные. Тест Мэйера — Сэловея — Карузо. Самый сложный и серьезный тест , который оценивает эмоциональный интеллект в рамках модели способностей. Состоит из восьми разделов со 144 вопросами.

Каждый вопрос имеет правильные и неправильные варианты ответов. Баллы, полученные в тесте, не зависят от самооценки человека, его аффективного состояния, желания покрасоваться и других факторов. Потому он считается точным. Но интерпретировать результаты теста нужно вместе с психологом.

Пример задания из теста Мэйера — Сэловея — Карузо. Источник: ipran. Также основана на работах Джона Мэйера и Питера Сэловея, но представляет собой опросник, а не тест.

Вы сегодня и вы завтра — это разные люди, поэтому подмечайте перемены в себе и делайте соответствующие выводы. Настройтесь на долгий путь и сделайте его максимально привлекательным. Помните, что никто, кроме вас самих, не сможет вам помочь. Первые хорошие результаты придут к вам после окончания курса, если вы будете придерживаться всех советов и рекомендаций, которые найдете в наших уроках. Читайте биографии выдающихся людей и оценивайте их жизни с позиции эмоционального интеллекта.

Смогли бы Стив Джобс или Ричард Брэнсон достичь таких выдающихся успехов, если бы не умели управлять своими эмоциями и влиять на эмоции других людей? Вы и сами знаете ответ на этот вопрос. Хотите проверить свои знания? Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. Уроки по развитию эмоционального интеллекта Изучив большое количество книг и учебников, мы пришли к выводу, что эмоциональный интеллект можно повысить путем изучения теории и применения ее на практике. Мы разработали для вас пять уроков, которые помогут вам научиться разбираться в собственных эмоциях и эмоциях других людей.

Цель курса: познакомить нашего читателя с эмоциональным интеллектом, его моделями и необходимыми навыками для его развития и повышения. Задачей же курса является научить читателя управлять своими эмоциями и развить его навыки эмпатии, ассертивности и умения слушать. Представляем вашему вниманию небольшой обзор каждого из уроков: Урок 1. Понятие и важность Для того, чтобы с энтузиазмом начать повышать свой эмоциональный интеллект, читатель должен осознать всю важность этого навыка. На протяжении всего существования человечества людям были нужны определенные умения и способности для выживания. Они менялись от столетия к столетию. В эпоху интернета и развитых коммуникаций изменился как сам человек, так и требования, которые к нему предъявляет общество. В первом уроке вы поймете, почему в 21 веке эмоционально развитые люди добиваются большего успеха, чем те, кто ориентируется на технические навыки.

Мы также сравним эмоциональный интеллект с IQ и выясним, в чем преимущества и недостатки ориентации на одну модель мышления. Урок 2. Модели эмоционального интеллекта Несмотря на то, что психологи и ученые принялись изучать эмоциональный интеллект еще несколько столетий назад, расцвет теории пришелся на двадцатый век. Каждый исследователь предлагал свою концепцию и нет четкого понимания, какие конкретно навыки и способности нужно развивать для его повышения. Истина, как известно, посередине, а один изученный навык неизменно подтягивает все остальные. В этом уроке мы рассмотрим самые популярные модели эмоционального интеллекта и представим несколько тестов, показывающих ваш нынешний уровень. Урок 3. Управление эмоциями Теория так и останется теорией, если мы не будем предпринимать сознательных попыток повысить свой эмоциональный уровень.

Чем он выше, тем более счастливым и удовлетворенным жизнью вы становитесь. В третьем уроке мы меньше концентрируемся на теории и больше — на практической части. Мы предложим несколько действительно полезных упражнений и дадим полезные советы. Внедряйте их в жизнь, для этого вам не нужно делать что-то особенное, так как эмоции мы испытываем каждую секунду и можем работать над ними уже сейчас. Вы также поймете, какое значение имеет осознанность и умение сдерживать реакционность мыслей. Урок 4. Три главных навыка Вы наверняка осознаете, какое значение для успеха и спокойствия имеет умение общаться с другими людьми.

Вскоре после этого американский журнал Times вышел с обложкой, вопрошавшей читателей об их уровне эмоционального интеллекта и утверждавший, что именно он, а не IQ, определяет успех в жизни человека. Вслед за Бар-Оном свои модели EQ представили несколько авторов. Однако сегодня весь мир прочно ассоциирует концепцию Эмоционального интеллекта с именем американского психолога Дэниела Гоулмана, чья книга 1995 года с аналогичным названием стала мировым бестселлером. Существующие схемы EQ имеют ряд различий: психологи Сэловей и Майер включают способность к адаптации и управление стрессом, тогда как Гоулман расширяет свою модель, добавляя в нее эмпатию и мотивацию. Однако, несмотря на все различия, авторы отводят первое место в модели EQ самосознанию - краеугольному камню идеи эмоционального интеллекта. Не умея познать себя, человек не способен к пониманию и познанию других. Именно с самосознания начинается развитие EQ. Дэниел Гоулман Определение эмоционального интеллекта схоже у различных авторов и включает в себя способность человека распознавать свои и чужие намерения, мотивацию и желания, управление ими для решения практических задач. Несмотря на название, справедливым будет заметить, что помимо эмоций, психические переживания человека состоят из богатой палитры чувств. Умение распознавать последние и отличать их от эмоций также является признаком развитого эмоционального интеллекта. Какова природа эмоций? С биологической точки зрения схема наших кратковременных психических переживаний весьма проста: эмоции возникают в ответ на переработку головным мозгом информации, поступающей из внешней среды. Мы реагируем на различные триггеры, в ответ на которые лимбическая система — отдел головного мозга, с парным органом миндалиной — выдает соразмерную ситуации реакцию. В процессе эволюции лимбическая система появилась вслед за так называемым мозгом рептилий и существует в головном мозге как человека, так и животных. В 70-ые годы прошлого столетия американский психолог Пол Экман представил теорию, согласно которой человек испытывает семь эмоций: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх. Важно понимать, что базовыми эмоции называют из-за их врожденного происхождения, а, значит, избавиться человеку от них не получится.

Эмоциональный интеллект

Ричард Робертс, Джеральд Мэттьюс, Моше Зайднер и Дмитрий Люсин в своем подробном обзоре исследований эмоционального интеллекта выделяют две основных модели данного конструкта, на основании которых и предлагаются методики для его изучения. Смешанные модели эмоционального интеллекта интерпретируют его как сложное психическое образование, имеющее и когнитивную, и личностную природу. В эти модели включаются когнитивные, личностные и мотивационные черты, благодаря чему они оказываются близко связанными с адаптацией к реальной жизни. Все модели в этом подходе отличаются только набором включенных личностных характеристик. Измерение непосредственно эмоционального интеллекта осуществляется с помощью опросников, основанных на самоотчете, как и в обычных личностных опросниках. Так, например, Ревен Бар-Он выделяет межличностный и внутриличностный эмоциональный интеллект, а в свой опросник EQ-i Bar-On Emotional Quotient Inventory включает еще шкалы на адаптацию, управление стрессом и общее настроение. Как отмечают Р.

Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер и Д. Люсин, у каждого из этих двух подходов к пониманию эмоционального интеллекта есть свои сильные и слабые стороны, которые наиболее сильно проявляются в предлагаемых исследовательских методиках. Так, например, при оценке методик, базирующихся на смешанных моделях, встает вопрос о способности человека адекватно оценивать свои эмоции и управлять ими. Значимые и высокие значения корреляций шкал методик на эмоциональный интеллект со шкалами личностных опросников свидетельствуют о том, что данные методики измеряют различные аспекты эмоционального интеллекта.

Даже более вероятно, что эти методики измеряют всего лишь индивидуальный вклад в эмоциональную адаптацию. Имеет ли эмоциональный интеллект отношение к интеллекту как общей когнитивной способности? Данный вопрос обсуждался в работах Мейера и Сэловей, в работах Х. Гарднера и в отношении социального интеллекта — в работе Д. Мейер и Сэловей считают, что эмоциональный интеллект тесно связан с когнитивным интеллектом, поскольку постулируют единство аффекта и интеллекта, что соответствует отечественным традициям школы Л. Выготкого и С.

Подобное решение предлагает и Ушаков, полагая, что «социальный интеллект становится в один ряд с другими видами интеллекта, образуя вместе с ними способность к высшему виду познавательной деятельности — обобщенной и опосредованной». Гарднер полагает множественность интеллектов. Однако здесь уместно вспомнить имеющиеся представления о соотношении креативности и интеллекта, точнее, психометрического интеллекта, который измеряет только те когнитивные способности, которые заложены в модели теста. Как известно, соотношение интеллекта и креативности носит пороговый характер.

Использовать "паузу" "Пауза", как выразился Bariso, невероятно проста, но очень эффективна, когда речь заходит об улучшении EQ.

Это, как следует из названия, действие - сделать небольшую паузу, перестать думать перед тем, как действовать или говорить. Это не позволяет нам принимать безрассудные или импульсивные решения без предвидения. Это позволяет нам взять под контроль такие эмоции, как гнев и ревность, которые могут вызвать много проблем, если их оставить, чтобы устроить бунт. Паузу во время стрессовых моментов легче сказать, чем сделать, но с практикой становится легче. Используя разумные паузы, мы можем улучшить наш эмоциональный интеллект с течением времени, используя наши эмоции вместо того, чтобы позволить им направлять нас вслепую.

Начните спрашивать, почему Когда другие люди предпринимают действия, с которыми мы не согласны, мы быстро выносим суждения об их мыслях и поведении. Мы можем навешивать ярлык на человека, сигнализирующего о себе позади нас, как на невнимательного и бездумного человека. Редко мы останавливаемся, чтобы задуматься о том, почему другие люди ведут себя так, как они себя ведут. Вместо этого мы делаем поспешные выводы и предположения, не задумываясь о своих чувствах. Повысить наш эмоциональный интеллект можно, просто задавая вопрос почаще - спрашивая, почему человек, который нас раздражал, мог поступить так, как он поступил.

Спрашивая почему, мы связываемся с их эмоциями, сопереживаем их действиям, и вдруг чувствуем себя менее осуждающими и более приемлемыми. Учимся на критике, а не на обиде Независимо от того, идет ли речь о нашем романтическом партнере, новом клиенте или лучшем друге, критика никогда не бывает легкой пилюлей, которую можно проглотить. Никто не любит, когда ему говорят, что то, что он делает, неправильно. Как бы нам не хотелось сбрасывать со счетов мнения наших критиков и отстаивать свои собственные убеждения, в критике обычно есть доля правды - и мы можем поучиться у нее. Когда кто-то дает нам негативный отзыв о чем-то, легко обидеться.

Но гораздо здоровее для нас отложить в сторону свои чувства и посмотреть, чему мы можем научиться на их словах. Барисо просит нас рассмотреть следующие вопросы при подаче критических замечаний: "Отложив в сторону мои личные чувства, чему я могу научиться с этой альтернативной точки зрения? Как я могу использовать эту обратную связь вместо того, чтобы сосредоточиться на муках, чтобы помочь мне или моей команде совершенствоваться? Иногда критика действительно должна быть дискредитирована - особенно когда она основана на лжи или злодеянии. Если же это не так, то мы можем многому научиться у наших критиков, и мы должны использовать их слова, чтобы стимулировать наше собственное улучшение.

Регулируйте свои эмоции. Не позволяйте им мешать вам достигать целей и поддерживать хорошие отношения с окружающими. Научитесь смягчать негативные эмоции, такие как гнев, страх, грусть и обида, и усиливать позитивные: радость, удовольствие, любовь и благодарность. Постарайтесь сменить свой фокус внимания, например, думать о том, что хорошего произошло в день, а не о том, что плохого; или думать о том, что вы можете сделать для решения проблемы, а не о том, как вы страдаете от нее. Развивайте сочувствие. Старайтесь вживаться в положение других людей и понимать их чувства, мотивы и потребности. Слушайте активно и внимательно, задавайте открытые вопросы, выражайте уважение и поддержку.

Улучшайте коммуникативные навыки. Научитесь общаться с другими людьми, используя как вербальные, так и невербальные средства. Выбирайте подходящий тон и стиль речи в зависимости от ситуации и аудитории, используйте ясный и понятный язык, избегайте агрессивных или обидных выражений, поддерживайте контакт глазами. Давайте и принимайте конструктивную критику, делитесь своим мнением и учитывайте мнение других, договаривайтесь, всегда стремитесь к компромиссу. Инструменты развития Существует множество ресурсов, которые могут помочь вам развить этот навык и стать более эмоционально грамотными. Первым инструментом является специальная литература, которая посвящена повышению навыков общения и эмпатии. Такие книги, как «Эмоциональный интеллект» Дэниела Гоулмана или «Собственные эмоции.

Умение слушать себя» Джастина Барисо, предлагают практические советы и стратегии для развития эмоционального интеллекта. Кроме того, прохождение курсов актёрского мастерства может стать отличным инструментом для прокачки ЭИ. Такие курсы позволяют лучше понять и осознать свои эмоции, проявлять их и эффективно выражать через различные роли и ситуации. Они способствуют развитию эмоциональной открытости, умению насыщать эмоциями свои выступления и улучшают способность к коммуникации. Наконец, получение обратной связи от других людей также является важным инструментом развития ЭИ. Общение с окружающими позволяет лучше понять и оценить свои реакции и поведение, а также развивает способность к эмпатии и пониманию чувств других людей. Определяем уровень развития эмоционального интеллекта Для того, чтобы определить свой уровень развития интеллекта в эмоциональной сфере, вы можете применять разнообразные методы.

Один из них — это самооценка. Задайте себе ряд вопросов, чтобы оценить, насколько хорошо вы осознаете, регулируете и проявляете эмоции, а также насколько хорошо вы понимаете окружающих: близких, друзей, коллег. Примеры вопросов: Как часто вы замечаете свои эмоции? Можете ли вы их назвать? Как часто у вас меняется настроение? Как хорошо вы способны справляться со стрессом и фрустрацией? Как часто вы слушаете свою интуицию?

Как хорошо вы можете адаптироваться к новым ситуациям?

И какая потребность на самом деле стояла за вашими действиями? Самоанализ — самый первый и, пожалуй, самый важный шаг в освоении эмоционального интеллекта Христина Корляковакризисный психолог Пауза Умение брать паузу, казалось бы, слишком простое. Но сколько неприятных ситуаций и трудностей можно было избежать, если бы люди не действовали на эмоциях. Можно, конечно, потратить все деньги, сказать грубые слова. Но в ситуации возникновения бури эмоций лучше просто сосчитать до 10, усиливая эффект медленным, глубоким дыханием — иногда этого бывает достаточно. А бывает, чтобы принять верное решение, необходимо физически покинуть «триггерное» место или человека, который пробудил негативные чувства. Фото: Unsplash Анализ эмоций Важно в течение дня фиксировать свои чувства и эмоции, размышлять, что привело к их возникновению, как они отразились на теле. Лучше завести для этих целей специальный дневник, или же можно заполнять его в заметках в телефоне. Записывать эмоциональные реакции лучше сразу же, а вот анализ можно проводить уже и в конце дня.

Активное слушание Этим умением пользуются и профессиональные психологи. Оно позволяет понимать эмоции других людей: как они реагируют на негативные ситуации?

Сущность понятия и основные теории эмоционального интеллекта

Он рассматривал эмоциональный интеллект с точки зрения разности преуспевания людей в жизни и выделил пять сфер. Модель эмоционального интеллекта, на основании которой проходят все наши обучения на то и научная, что состоит из закономерностей. Шкала WLEIS состоит из 16 пунктов, которая разделяет эмоциональный интеллект на четыре широких класса: самооценка эмоций (SEA), оценка эмоций других (OEA), использо-вание эмоций (UOE) и регулирование эмоций (ROE). Структура эмоционального интеллекта так же, как и этого теста состоит из 15-ти компонентов: адаптивности, самоутверждения, эмоционального восприятия, выражения эмоций, решения проблем, саморегуляции, контроля импульсов, межличностных отношений, самоуважения.

Каковы компоненты эмоционального интеллекта?

  • Эмоциональный интеллект — Википедия
  • Подкаст «Эмоциональный интеллект — что это, и зачем нужен»
  • Популярное на сайте
  • Другие статьи из раздела «Психология»

Эмоциональный интеллект, или кто тут на самом деле умный

  • Как оценить уровень развития эмоционального интеллекта
  • Как работает эмоциональный интеллект
  • Материалы по теме
  • Основные компоненты эмоционального интеллекта

Как эмоциональный интеллект стал самым востребованным навыком

Это эмоциональный интеллект как способность и эмоциональный интеллект как свойство. Они утверждают, что характер модели в большей степени определяется методами, используемыми для измерения конструкта, чем теорией. Эмоциональный интеллект как черта связан с оценкой устойчивости поведения в различных ситуациях и поэтому может быть измерен с помощью опросников. Эмоциональный интеллект как компетенция связан с традиционной психологией интеллекта, поэтому для его измерения наиболее подходят задания, аналогичные тестам интеллекта. Эмоциональный интеллект — это психологическое образование, формирующееся в течение жизни человека под влиянием ряда факторов, определяющих его уровень и специфические личностные характеристики [4]. Дошкольный возраст — это период значительного интеллектуального развития и роста ребенка. Ведь именно в этот период формируется умственный и эмоциональный интеллект, обусловливающий успешную адаптацию в обществе.

На развитие личности, в том числе и на формирование эмоционального интеллекта, оказывает влияние окружающая социальная среда, прежде всего семья. Семья на всех этапах жизни является первым институтом, в котором ребенок социализируется и учится взаимодействовать с окружающими его людьми. Формирование эмоционального интеллекта происходит с разной скоростью. Не существует четкой модели для определения степени, в которой ребенок должен быть обучен к указанному возрасту. Однако психологи выделяют ключевые моменты на пути от чисто сенсомоторного восприятия к дружбе и контролю импульсов [2]. Фактически эмоциональное развитие ребенка происходит под непосредственным «давлением» эмоциональности матери.

Выготский считал, что влияние среды меняется в ходе развития ребенка, определяемое его переживаниями. Он ввел понятие «ключевого опыта» — комплекса сознательных и неосознаваемых отношений между ребенком и важными элементами окружающей среды. Эльконин подчеркивал значение положительной эмоциональной среды вокруг ребенка как фактора успешного психического и физического развития. При этом D. Guastello, S. Guastel 2003 в своих исследованиях показали, что «была выявлена значимая корреляция между уровнем эмоционального интеллекта детей и их матерей, в то время как между уровнем эмоционального интеллекта детей и их отцов такая корреляция отсутствовала» [1, с.

Другой важной социальной предпосылкой развития эмоционального интеллекта являются хорошие эмоциональные отношения между родителями. По данным одного из исследований Г. Орме, 2003 , люди, в большей степени удовлетворенные своей семейной жизнью, имеют более высокие показатели эмоционального интеллекта, чем те, кто неудовлетворен. Возможно, это обусловлено тем, что родители, которые лучше понимают и управляют своими и чужими эмоциями, способны строить более гармоничные семейные отношения, что, в свою очередь, определяет развитие у их детей способности распознавать и понимать свои и чужие эмоции. В таких семьях все члены семьи становятся более чувствительными к чувствам друг друга, чаще анализируют сложные эмоциональные ситуации и трудности, что способствует гармоничным детско-родительским отношениям. Исследования показали, что эмоциональный интеллект играет важную роль в детско-родительских отношениях.

Саловей и Дж. Майер обнаружили, что высокий уровень эмоционального интеллекта родителей связан с более высоким уровнем эмоционального интеллекта детей. Они предположили, что родители с высоким уровнем эмоционального интеллекта способны лучше понимать эмоции своих детей и помогать им справляться с ними. Карузо обнаружил, что дети с высоким уровнем эмоционального интеллекта лучше справляются с трудностями и стрессом, имеют более высокий уровень самооценки и меньше проблем в общении со сверстниками. Это может быть связано с тем, что такие дети лучше понимают свои эмоции и могут управлять ими, что помогает им справляться со стрессовыми ситуациями и избегать конфликтов. Таким образом, эмоциональный интеллект играет важную роль в развитии ребенка и его отношениях с родителями.

Родители с высоким уровнем эмоционального интеллекта способны более эффективно общаться со своими детьми, понимать их эмоции и помогать им справиться с ними. Это, в свою очередь, способствует развитию у детей более высокого уровня эмоционального интеллекта и улучшению их психологического благополучия. Эмоциональный интеллект — это важнейший ресурс, позволяющий человеку успешно адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам и являющийся основным фактором, определяющим как личное благополучие, так и будущий успех. Эмоциональный интеллект-основа успеха в межличностных отношениях.

Самые последние исследования в области бизнеса также свидетельствуют о том, что люди, по природе своей обладающие большей эмпатией, демонстрируют более устойчивое лидерство. Другие люди также получают удовольствие от общения с ним. Выстраивание отношений и общение с людьми является залогом счастья. Как же тогда эти пять качеств могут улучшить нашу жизнь, и как эмоциональный интеллект может сделать ее более приятной?

Развитие пяти составляющих эмоционального интеллекта может существенным образом улучшить: Отношения в семье и межличностные отношения Повышение самосознания способствует формированию лучших мыслей, поведения и чувств по отношению к другим людям. Это приводит к повышению уровня общественного признания, улучшению качества семейной жизни, дружбы и романтических отношений. Лучше понимая себя, мы можем лучше понять других людей. Сдерживая себя, мы лучше контролируем эмоции, что, в свою очередь, способствует улучшению личностных и межличностных отношений. Было доказано, что это не только увеличивает уровень счастья, но и повышает вероятность успеха. Проблемы взаимоотношения являются важнейшим источником стресса.

Ну про мотивацию, наверное, все понимают важность мотивации. Особенно для детей: мотивации к учебе. Но мотивация — это часть эмоциональной сферы. Даже так это и называется — «эмоционально-волевая сфера». Потому что, если у человека нет эмоций, нет эмоциональных стремлений, то у него как бы мотивации нет. То есть человек стремится к тому, что даёт ему положительные эмоции, то, из-за чего он их получает. Если он стремится, но не понимает, что это положительные эмоции, то его решения сомнительные. Например, ты знаешь людей, опять же, наверняка знаешь, потому что все их знают, которые, имея весьма скромные доходы, покупают каждый вновь вышедший iPhone. Вот прям он выходит, они стоят в очереди и покупают его в кредит тут же. И начинают этот кредит платить. И не то чтобы им этот iPhone нужен для фотосъемки. И не то чтобы они собираются на какой-то приёмный балл, где обязательно быть с iPhone. Просто они чувствуют некий импульс, то есть они чувствуют некую пустоту, которую заполнит только iPhone. Но он её не заполняет. То есть они, иными словами, не понимают, чего они хотят. Ирина — Но вообще в России уже, по-моему, несколько лет не бывает очереди к iPhone. Но было такое. Да, я понимаю тебя. Сергей — От этого не исчезли никуда люди, которые покупают этот iPhone, абсолютно не располагая для этого средствами с одной стороны, не имея разумных причин для этого с другой стороны. Но у них есть некое стремление это сделать. Хотя это с их ситуации никак не бьётся. И в большинстве случаев это индикатор того, что они не понимают в целом своей мотивации. Или люди, которые очень остро реагируют на какую-нибудь классную рекламу. Они видят какую-то рекламу и тут же зажигаются: «Вау, какая классная вещь! Новая модель автомобиля или новая модель телефона. Или еще что-то. Они ведутся на эту рекламу по той причине, что они не понимают свою истинную мотивацию и свои истинные желания. И, соответственно, если они не понимают, то кто-то другой может это использовать. Способность стремиться к достижению цели ради её достижения — это и есть некая эмоциональная зрелость. Ведь и учителя, и родители поголовно говорят о том, что недостаточная мотивация или подавленная и деформированная учебная мотивация — это огромная проблема. Что молодежь ничего не хочет. И работодатели с другой стороны тоже говорят, что мотивированный сотрудник на вес золота.

Баллы, полученные в тесте, не зависят от самооценки человека, его аффективного состояния, желания покрасоваться и других факторов. Потому он считается точным. Но интерпретировать результаты теста нужно вместе с психологом. Пример задания из теста Мэйера — Сэловея — Карузо. Источник: ipran. Также основана на работах Джона Мэйера и Питера Сэловея, но представляет собой опросник, а не тест. Включает 33 утверждения, разделенных на три шкалы: оценку и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций. Опросник считается довольно точным, но только в том случае, если тестируемый отвечает честно, а не дает социально желательные ответы. Источник: psytests. Пример вопроса из теста «ЭмИн». Создан с целью охватить максимально известное число аспектов эмоционального интеллекта — в том числе тех, что входят в концепцию Гоулмана. Включает 68 утверждений, разделенных по семи шкалам от способности принимать решения на основе эмоций до внимательности к ним. Пример вопроса из теста Кимберли Бачард. Дело в том, что человек редко способен объективно себя оценить, а кроме того, далеко не всегда в реальных условиях ведет себя так, как ответил в опроснике.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий