Поскольку новая религия была заимствована из Византии, счет лет велся по константинопольской эре "от сотворения мира" (за 5508 лет до н. э.). Указом Петра I в 1700 году в России было введено европейское летоисчисление — "от Рождества Христова". — в России в 17 веке ввиду разницы между летоисчислениями от СМ и РХ ровно 5500 лет даты записывали так: «Написал в лето от создания мира 7123-го, а от воплощения Сына Божия 1623-го» (7123 — 1623 = 5500).
Мартобря 86 числа
Царь Иван III не посчитался с традициями и перенес начало нового года на 1 сентября. С 1492 г. Два века Новый Год отмечался в Российском государстве 1-го сентября. Через 208 лет по указу Петра I были установлены нынешние даты начала года и летоисчисление.
Петр I решил сравнять Российское летоисчисление с европейским, и предписал в Указе от 19 декабря вместо 1 января 7208 г. Так же был перенесен гражданский новый год на 1 января. Год 1699-й был для России самым коротким: с сентября по декабрь, т.
Впрочем, не желая конфликтов с приверженцами старины и церковью, в указе царь сделал оговорку: «А буде кто захочет писать оба те лета, от сотворения мира и от рождества Христова, сряду свободно». Далее следовал переход на Григорианский календарь. Князь Ливен, министр народного просвещения, писал в 1830г.
Вот почему введение Григорианского календаря в России произошло с задержкой более чем в 400 лет!!!
Автор: Марина Третьякова фото: пг 319 лет назад, 1 января 1700 года, в России по указу Петра I был введён Юлианский календарь. С того момента государство стало исчислять время не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Семь сотен лет назад дата 1 марта 5508 года до Рождества Христова — сотворение Адама Господом Богом — была официально принята в качестве точки отсчета для календаря православной византийской эры.
В тот год как раз появились фонарики "голландского образца".
Это были камеры из редкого и дорогого в те времена материала — стекла, которые заправляли маслом и ставили на специальные столбы. Горели они тускло и еле-еле освещали путь во тьме. Лампы, по предписанию Петра, зажигали в ночь с 1 на 2 января. Композиция К. Брожа, гравер Э.
Первые "огненные потехи", как их тогда называли, появились на Руси еще при царе Алексее Михайловиче, но только при его сыне Петре Алексеевиче стали регулярными. Уже тогда фейерверк был не просто яркой вспышкой в небе, а грандиозным действом c надписями и движущимися фигурами. Правда, сюжеты новогодних представлений были отнюдь не сказочными, а в основном военными. Петр приглашал на новогодние празднества зарубежных дипломатов, и фейерверк был удобным способом донести до иноземцев и народа свои военно-политические победы. Царь даже сам придумывал сценарии фейерверков и проводил часы в пиротехнических лабораториях.
Когда начинался фейерверк, его приветствовали залпами из мелких ружей. Предписание касалось в большей степени знати, находящейся на службе у царя. Чиновников, входивших в Боярскую думу бояр, окольничих, думных , военных и купцов. А как сам Петр Алексеевич отмечал Новый год? И кто был на пирах вместе с царем?
Петр отмечал по-разному. Например, благодаря дневникам датского посла Юста Юля, бывшего на службе в России в 1709—1711 годах, доподлинно известно, как царь встретил 1710 год. Так было заведено встречать новый год у Романовых, к тому же в этот день отмечали церковный праздник — Обрезание Господне. Во время обедни царь пел "так же уверенно, как священники, монахи и псаломщики, имевшие перед собою книги" и снял со своего слуги парик, чтобы голова не мерзла, хотя в принципе накладные волосы недолюбливал. Он громко пел наизусть так же уверенно, как священники, монахи и псаломщики [имевшие] перед собою книги, ибо все часы и обедню [царь] знает, как "Отче наш".
Датский посол в России Юст Юль, 1 января 1710 года После службы Петр вместе с приближенными отправился пировать. В зале были накрыты два стола и стояли небольшие поставцы шкафы с драгоценной посудой. Царь сел за стол, рядом с ним расположились офицеры гвардии и люди других чинов. Часто на такие застолья приглашались иностранные министры и послы — это нововведение Петра, до него "иноземцы" на царских пирах бывали редко. Митрополит и священники сидели за отдельным столом, а супруга царя Екатерина и другие женщины и вовсе находились в "особой зале".
Это удивило датского посла: в Европе в XVIII веке нравы были более свободными — за столом мужчин и женщин не разделяли. Всего на празднике было 182 гостя. И они с Петром развлекались за новогодним столом весь день: сели в 10 часов утра, а встали уже затемно. По традиции праздник закончился фейерверком.
Если вы попробуете отыскать в истории нашей страны какие-либо события, случившиеся весной или летом 1699 года, все ваши попытки будут обречены на неудачу. Год, в котором были лишь осень и один месяц зимы, благополучно завершился в России 1-го января. Введение нового летоисчисления В роли всесильного повелителя времени выступил император Петр I , который и указал о введении нового летоисчисления в России, а изначальной причиной столь необычного его решения было величайшее событие для каждого истинного христианина - Рождество Христово. Именно в соответствие с этой датой решил привести отечественный календарь русский царь. России необходимо было упорядочить дату начала нового летоисчисления вместе с европейской традицией, перейдя для этого на новый отсчет лет. Отныне Новый год в стране надлежало праздновать не 1 сентября, а утром первого январского дня. Проблема дней рождения граждан также была решена одним росчерком пера. Не успевшие отметить его до января в этом году попросту приписали себе год к радости жаждущих скорее повзрослеть мальчишек и вящему неудовольствию представительниц прекрасного пола. Петр Первый - Дед Мороз Самым коротким в истории Российского государства - всего четыре месяца - без сомнения стал год 1699-й по нынешнему летосчислению.
20 декабря - 315 лет назад вышел Указ Петра I о введении нового летоисчисления с 1 января 1700г.
Наконец, есть летописи, в которых номер года менялся только с наступлением Пасхи, а она, как известно, выпадает на разные даты. Из-за этого историки иногда не могут установить, в каком году, по нынешнему летоисчислению, произошло то или иное событие русской истории. Отдельные даты до сих пор имеют двойную трактовку, как например, дата созыва Иваном IV первого Земского собора — 1549 или 1550 год. В 17 веке, при первых Романовых, особенно после Церковного Собора 1666-1667 гг. Соответствие дат с современными устанавливается так. Если событие произошло в период между 1 сентября и 31 декабря, тогда из даты «от Сотворения Мира» надо вычесть 5509. А если между 1 января и 31 августа, то вычитать нужно 5508. Упомянутый указ Петра I от 7208 года был издан в декабре 1699 года по нашему привычному календарю. А данная статья пишется в лето 7529-е от Сотворения Мира, октября в 4-й день по старому стилю. Чтобы всё, как в Европе Почему Пётр решил кардинально поменять счисление лет? Прежде всего, конечно, потому что ориентировался на западный опыт.
Желая сблизить Россию с Западной Европой, добиться лучшего взаимопонимания представителей обеих цивилизаций, было естественно изменить календарь на европейский и жить в том же году, что и «мировое сообщество».
Чтобы восстановить соответствие календаря временам года, Цезарь вставил 67 дополнительных дней между ноябрём и декабрём , разделив их на два месяца: intercalaris prior и intercalaris posterior. Вместе с mensis intercalaris 46 год до н. Цезарь переименовал месяц квинтилис quintilis в свою честь, дав ему имя iulius июль. Месяц август был назван в честь преемника Цезаря Октавиана Августа. Впоследствии несколько императоров называли месяцы своими именами, но только названия июля и августа дошли до наших дней. Ошибка високосного года править Римские жрецы по неизвестной причине запутали календарь, объявляя високосным каждый третий год календаря. В итоге с 44 до 9 года до н. Первый год нового календаря — 45 год до н. После первого года 45 года до н.
Как в Византии, где летоисчисление шло от сотворения мира. В IV веке его вычислили по следующей формуле: дни творения мира до Адама 5,5 дней умноженные на «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» 2 Пет 3:8 — равно 5509 лет от сотворения мира до Рождества Христова. В 1699 7208 от сотворения мира году Петр I издал указ о переходе на новое летоисчисление «лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах». Теперь год начинался с 1 января, а не с 1 сентября, как раньше, и летоисчисление велось от Рождества Христова. А вот Церковь до сих пор празднует свое новолетие 1 сентября — традиция.
Тогда был принят юлианский календарь, а на григорианский Россия перешла в 1918 году — почти через 350 лет после Европы. Была введена поправка в 13 суток: после 31 января 1918 года сразу наступило 14 февраля. Русская Православная Церковь до сих пор пользуется юлианским календарем, и один раз в год им пользуется вся страна — с 13 на 14 января, отмечая «старый Новый год». Одно время только на территории Индии существовало около 30 разных летоисчислений.
Кое-где раскольники произносили возмутительнее речи против царя-антихриста, и немало голов было рублено ради утверждения на Руси праздника Нового года. Видать, эффективно действовал Пётр, коль скоро мы с тех пор и по сей день празднуем Новый год 1 января и считаем годы от Рождества Христова, называя это, правда, по-советски, «новой» или «нашей эрой». Допетровское русское летоисчисление С момента принятия христианства и до Петра на Руси считали годы по византийскому церковному летоисчислению.
Какое было летоисчисление у славян-язычников и было ли оно вообще — история сведений не сохранила. Итак, по византийскому церковному календарю годы считались «от Сотворения Мира». Это была, что ни говори, очень удобная абсолютная хронология. В ней не было годов со знаком минус, как в нынешней. Кроме того, любое известное событие древней истории, начиная с Египта и Шумера, укладывается в это летоисчисление. Правда, ни в Византии, ни потом на Руси не могли точно договориться, сколько лет прошло от «Сотворения Мира» до Рождества Христова. Некоторые летописцы считали, что ровно 5500 лет.
Однако большинство насчитывало 5508 лет, и этот счёт в итоге лёг в основу русского календаря. Но долго, опять же, не было единства мнений насчёт начала года.
Переход на новое летоисчисление. Указы Петра I. Государственная грамота
Об Указе о переходе на новое летоисчисление в цикле «Государственная грамота. Ослабление роли церкви в обществе после революции способствовало переходу на новую систему летоисчисления. 20 декабря 1699 года Петр I подписал указ о переходе России на новое летоисчисление и переносе празднования Нового года с 1 сентября на 1 января.
«Перемены не заметили». Как 100 лет назад Россия перешла на новый календарь
Ослабление роли церкви в обществе после революции способствовало переходу на новую систему летоисчисления. Реформа летоисчисления Петром I. В 1700 году н.э. Пётр I издаёт указ об упразднении старого календаря, существовавшего на Руси, и вводит западный юлианский календарь от Рождества Христова. Новое летоисчисление пришло к нам от Петра Первого. Как менялась система летоисчисления: от древнеславянского до григорианского календаря.
Что было до Петра I?
- Вам может понравиться:
- Как Пётр I изменил главный праздник в году
- КАЛЕНДАРНАЯ РЕФОРМА ПЕТРА ПЕРВОГО.
- Лето 7527 от сотворения мира: зачем ввели новое летоисчисление?
Елена Мороз. Как Петр I своим указом изменил всю Россию
Таким образом, в 7208 году «от Сотворения мира» 20 декабря Пётр I своим указом перенёс празднование Нового года на 1 января 1700 года (7209 год), ошибочно посчитав 1700 год годом начала века. 1700 — переход на новое летоисчисление, от Рождества Христова 1700 — Константинопольский мир с Турцией 1700 — начало Северной войны со Швецией (до 1721) 1700 —. Интересный факт: в России переход на новое летоисчисление произошел благодаря указу Петра I (1699 г.н.э.). С момента его издания новый год начинался 1 января 1700 вместо 1 марта 7208. Указ о переходе на новое летоисчисление в цикле «Государственная грамота. самодержца думному дьяку Емельяну Игнатьевичу Украинцеву с товарищами сего декабря в числе великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич всея великие и малые и белые России самодержец указом в разряде и во всех приказах и в городах в своих великого.
Летоисчисление и история календаря на Руси.
Данная манера летоисчисления момента стала главенствующей на Руси после ее Крещения Великим князем Киевским Владимиром Святым в 988 году. В течение почти 500 лет началом года на Руси, как и в Византии, считалось 1 марта. В 1492 году, по инициативе Великого князя Московского Ивана III, начало года было официально перенесено на 1 сентября и отмечалось так более двухсот лет. А 20 декабря 7209 года был подписан и обнародован именной указ Петра I, по которому вводилось новое начало года — от 1 января, и новая эра — летосчисление от Рождества Христова.
Написать комментарий 308 лет назад 1700 в России введено новое летосчисление по григорианскому календарю от Рождества Христова вместо юлианского календаря от сотворения мира ; новый год перенесен с 1 сентября на 1 января. После краткой истории выработки и развития разных календарных систем в древнем мире, особенно Египте, в жизнь вошла система, известная как Юлианский календарь. Юлианский календарь просуществовал недолго - от реформы своего основателя 46 год до нашей эры до Первого Вселенского собора в Никее, созванного Константином Великим в 325 году нашей эры. Именно в этот день в 312 году император Константин Великий даровал христианам свободу вероисповедания. На Соборе святыми отцами было установлено празднование церковного новолетия 1 сентября ст. В России Новый год встречали 1 марта, связывая его с началом полевых работ, до конца XV века.
С этих пор празднование нового года проходит весело и ярко. Первичное летоисчисление началось со времен сотворения мира по Библии. Если верить повести временных лет, то появление Адама произошло за 5454 года до рождества Христова. И все же монахи не пришли к единому мнению. Споры ведутся до сих пор. С Х века на Руси за летоисчисления приняли византийский календарь. Он немного отличался от александрийского. Сотворение мира произошло в 5508 году до РХ.
Старый — от сотворения мира, остался в прошлом. Появился и новый праздник, благодаря которому 1699 год стал самым коротким в истории России и продлился всего четыре месяца. Что подтолкнуло царя к проведению календарной реформы, как страна встретила наступление нового времени и в чем Петр всё-таки ошибся?
Мартобря 86 числа
Народ называл новую элиту "женоликими". А в недалеком прошлом их называли "новоришами", и у них принято было носить красный - розовый пиджак, или златую цепь, как на "дубе том"... И думала такая элита лишь только о себе, о своих пышных нарядах, парадах, балах, роскоши и чванстве друг перед другом. А народ был закабален крепостничеством, и на правах "рабов" выживал как придется. Но вернемся к календарю. Летоисчисление раньше принято было начинать от какого - либо события: от похолодания, или от строительства какого -то храма и т. Так было не только на Руси. В некоторых странах, например, в Индии, велось сразу несколько летоисчислений. А в 1948 году Опаленный стан Палестину разделили на две части: Израиль и Палестину, и Израиль сразу же вернулся к своему старому календарю. И сейчас у них лето 5783 -е, когда у нас 2023 год, и по библейской теории это летоисчисление ведется от Адама.
На сегодняшний день Израиль показывает всему миру, насколько длинна его история. Вы, наверно, задавались вопросом, что такое Звездный Храм, представляя себе некое небесное святилище? На самом деле все просто. Звездный Храм - это название лета года по Круголету Числобога. А у славян по названьям чертогов: Дева, Мир, Феникс, Орел и т. А также имеются стихии и цвета. И тот год по Круголету Числобога, то есть то лето, когда наши Предки победили Предков китайцев, а Сотворение Мира — это заключение мирного договора между народами Мир Сотворили в день осеннего равноденствия. Только не спешите думать, что до этого договора ничего не было... До этого времени велся другой календарь, по которому у нас сейчас лето 13031 от Великого похолодания.
И до этого были тоже летоисчисления. Но везде, где переходили на другие формы летоисчисления, указывали и летоисчисление по предыдущему календарю.
В иные годы бывало, что царь практически не отмечал Новый год: то был в заграничных поездках, то подписывал приказы, то рассылал письма и планировал военные кампании. Трудолюбивый государь, который, по свидетельствам современников, вставал в пятом часу утра, работал и по праздникам. А что подавали на царский стол? Хочу рецепт новогоднего блюда! Какие блюда и напитки стояли именно на новогоднем столе императора — доподлинно неизвестно.
Однако есть сведения о царских застольях в целом. Так, обязательным блюдом на государевых пирах в XVII веке были пироги. Десятки соленых, кислых и сладких пирогов ставили на стол. Их начиняли кашей, овощами капустой, горохом, репой, морковью , грибами рыжиками, груздями , ягодами, маком, мясом, птицей, рыбой, творогом и яйцами. Необычным может показаться пирог, с которого, как правило, начинался царский пир, — с лебедем. Мелко рубленное мясо птицы запекали в форме из ржаного теста и украшали фигурой лебедя, вылепленной из сахарной массы. Иногда ее покрывали настоящими перьями.
Подавали блюдо с лебедиными яйцами и взваром. Правда, рыбу считал вредной для своего здоровья и не ел даже в пост. Исключением была разве что соленая сельдь, которую он распробовал во время путешествия в Голландию. Как приготовить пирог из говядины по рецепту XVII века Запивали все эти блюда водкой, пивом, брагой, квасом. При Петре стали популярными новые напитки: кофе, который продавался ранее только в аптеках, и красное сухое вино "Эрмитаж". К последнему монарх пристрастился во время путешествия во Францию в 1717 году, а потом наладил его поставки в Петербург. Судя по описаниям современников, выпивали на царских застольях тогда много — алкоголь мерили сотнями ведер.
На десерт в петровские времена впервые начали подавать разнообразные желе и "конфекты", или "комфети". Под таким названием имели в виду не только конфеты, к которым мы привыкли, но и пирожные. Получается, Новый год во времена Петра Великого не был народным праздником? Скорее всего, Новый год в петровские времена был одним из придворных праздников, и отмечали его явно немногие. Там их ожидало подношение от царя. Народ мог угоститься жареным быком, вином, самогоном. О том, как праздновали Новый год 300 лет назад крестьяне, которые составляли в те времена большую часть населения страны, почти ничего не известно.
Зато есть сведения о том, что в народе пошла молва, что царь своим указом о праздновании Нового года и другими наказами вроде бритья бород и ношения иностранных платьев разрушает православную веру. По всей видимости, чтобы успокоить подданных, Петр подчеркнул в указе, что 1 января Новый год празднуют в том числе и православные народы — например, греки. Кто отмечал Новый год при Петре I? Смысл Нового года при Петре тоже был другим.
Была принята византийская дата этого события — 5508 год до н. Перенос начала года на 1 сентября в 1492 г. Торговые и политические связи Руси с Византией привели к принятию христианства и юлианского летосчисления, но с некоторыми отклонениями от византийского образца. В Византии год начинался 1 сентября, а на Руси по древней традиции началом года считали весну, и юлианский год начинали 1 марта.
В течение многих веков на Руси началом года считалось 1 марта. Но в 1492 году произошла реформа календаря — начало года было перенесено с 1 марта на 1 сентября, по византийскому образцу. Это решение продержалось более двухсот лет и было связано с окончанием седьмой тысячи лет от «сотворения мира» и мистическими ожиданиями конца света. После того, как эту опасную дату благополучно миновали и суеверные люди успокоились, Московский церковный собор в сентябре 1492 года 7001 год от «сотворения мира» вернул начало года на 1 марта. Реформа Петра I 1700 г. Начало года — 1 января В тот период развивалась торговля и крепли общественные связи между Россией и европейскими странами, в которых новый год начинался 1 января. Чтобы установить единый счет времени, в 19 декабря 7208 г. Через несколько месяцев после того, как 1 сентября 7208 г.
Новая эра — от Рождества Христова По указу Петра I «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира» предписывалось день после 31 декабря 7208 г. Это соответствовало европейской хронологической системе. В память о таком важном событии, как введение нового летосчисления в России, был разработан проект специальной медали. Новый век наступил с 1 января 1701 г. В указе также подробно описывалось, как нужно организовать празднование Нового года в Москве. Накануне Петр I лично запустил первую ракету на Красной площади, дав этим старт празднику. Улицы засияли иллюминацией. Начался колокольный звон и пушечная пальба, заиграли трубы и литавры.
Царь поздравлял жителей столицы с наступлением Нового года, гулянья продолжались всю ночь. Из дворов в темное зимнее небо взмывали разноцветные фейерверки, а на больших улицах, где было достаточно места, горели костры и прикрепленные к столбам смоляные бочки. Дома жителей деревянной столицы принарядились в хвою «из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых». Целую неделю дома стояли нарядные, а с наступлением темноты зажигали огни. Стрельба из небольших пушек и ружей, а также запуск фейерверков поручалась людям богатым. А «людям неимущим» предлагалось «хотя бы ветку или древко у ворот или над крышей дома поставить». С этого времени в нашей стране закрепилась традиция ежегодно 1 января отмечать Новый год.
Хотя, не исключено, что такой не свойственный Петру либерализм в реформаторских вопросах был продиктован чисто прагматическими соображениями — пониманием того, что при двойном написании дат люди куда быстрее станут их правильно сопоставлять и, в конце концов, летоисчисление от Рождества Христова станет им таким же родным, как и прежнее. Еще одна интересная деталь — Указ о смене летоисчисления не содержал сколь-нибудь понятного обоснования новшества. Обоснование это косвенно появилось в другом петровском Указе — о начале празднования Нового Года с 1 января вместо 1 сентября, как было на Руси ранее. То есть что да, то да — это самое «сотворение мира» Богом в разных традициях в том числе, среди вполне христианских церквей действительно не отличалось идеальной хронологической унификацией. Ну вот, например, достаточно показательный список «разнобоя» вычисления точной даты творения мира Богом по системам разных православных церквей Востока. Александрийская — 29 августа 5493 до н. Антиохийская эра — 1 сентября 5500 Старовизантийская эра — 5504 до н. Девятеричная эра — 5509 год до н. Десятеричная эра — 5510 до н. Одиннадцатиричная эра — 5511 год до н. Как видим, разница в «нулевой» дате доходит до 18 лет! То есть при общении людей, придерживающихся этих разных систем, вполне реально возникновение непонимания, могущего приводить к неприятным последствиям.