Новости осада доростола

Выдержав со своим войском трехмесячную осаду после боя под Доростолом князь Святослав заключил мир с Византией. Оборона Доростола Русско-византийская война 970—971 годов Тризна русских дружинников после битвы под Доростолом в 971 году. Картина Г. Семирадского. Дата 23 апреля 971 — 23 июля 971 Место Доростол.

Оборона Доростола.

Осада Доростола затянулась до июля 971 года. Ни император Цимисхий, ни Святослав не смогли добиться быстро победы. Лев Диакон отмечал высочайший боевой дух войска Святослава на протяжении всей осады Доростола. 24 июля 971 года под Доростолом киевский князь Святослав и византийский император Иоанн Цимисхий заключили почётный мир на условиях военной помощи, соблюдения прежних. ОСАДА ДОРОСТОЛА.

Оборона Доростола.

Оборона Доростола — Википедия ОСАДА ДОРОСТОЛА.
Осада Доростола в 971 году » Военные материалы Выдержав со своим войском трехмесячную осаду после боя под Доростолом князь Святослав заключил мир с Византией.

Походы князя Святослава. Осада Доростола

Знаменитая оборона Доростола – эпизод русско-византийской войны 970-971 гг. После серии сражений рядом с болгарской крепостью киевскому князю Святосла. Битва при Доростоле (971 г.) В 968-971 годах киевский князь Святослав как союзник Византии совершил серию походов на Балканы, против Болгарии. Храбро сражаясь, отбивая постоянные атаки византийцев, Святослав смог прорваться в Доростол и укрыться за его стенами. ну Святослава не боевая ничья.И не битва при Доростоле а осада Доростола.А русы там приняли не один бой а несколько.

Осада Доростола (apr 23, 971 – jul 22, 971)

Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь. Когда Святослав был уже недалеко от столицы, византийский император согласился на дань, которую киевский князь взял и на погибших. После этого Святослав вернулся в Переяславец. Апрель 971 года. К ноябрю 970 года мятеж Варда Фоки в Малой Азии был подавлен. Войско Варда Склира переправилось обратно в Македонию и Фракию, где расположилось на зимних квартирах. Подготавливая поход на Святослава, Иоанн Цимисхий приказал свезти много хлеба и прочих припасов в Адрианополь совр. Эдирне , а также снарядить флот из 300 кораблей.

В апреле 971 года Цимисхий лично возглавил поход в Болгарию. Флот блокировал Дунай, сухопутное войско около 10 апреля беспрепятственно перевалило через горные проходы и вышло к болгарской столице Преславу. Лев Диакон называет силы Цимисхия в 15 тыс. Скилица сообщает, что Цимисхий захватил перевалы с отрядом в 5 тыс. Несмотря на фактор неожиданности, русы «тавроскифы» успели выстроиться в боевой порядок, прикрывшись большими щитами до пят, и сами бросились на греков. Бой был упорным без явного преимущества сторон, пока император не приказал гвардии «бессмертных» атаковать левый фланг русов. Не выдержав напора бронированной конницы, русы отошли в крепость.

Скилица оценивает общую численность русов в 8500 воинов, а Лев Диакон в такое же число оценивает их потери в этом бою. На следующий день к грекам подтянули осадные орудия, и они пошли на приступ Преслава. По археологическим раскопкам высота стен крепости составляла около 3. Вскоре византийцы ворвались в город, а русы отступили в царский дворец с оградой. Был захвачен болгарский царь Борис, которого император Цимисхий принял с подобающим почётом. Потеряв при штурме царского дворца до 150 воинов, греки подожгли его, выкуривая засевших там русов числом до 7—8 тыс. Те вынуждены были выйти на открытое место, где греки окружили их и почти всех перекололи.

Однако воевода Сфенкел с немногим числом воинов сумел уйти к Святославу. По сообщению Диакона «в этой битве погибло также множество мисян [болгар], сражавшихся на стороне врагов против ромеев». После празднования Пасхи византийское войско двинулось на Доростол, опорный город Святослава в Болгарии. Осада Доростола. Апрель—июль 971 года. Часть болгарских городов добровольно подчинилась грекам, другие отдавались на разграбление. Святослав, согласно византийским авторам, пытался подавить провизантийские настроения среди болгар террором: «Поняв по зрелом размышлении, что, если мисяне склонятся к ромеям, дела его закончатся плохо, он созвал около трехсот наиболее родовитых и влиятельных из их числа и с бесчеловечной дикостью расправился с ними — всех их он обезглавил, а многих других заключил в оковы и бросил в тюрьму.

Силу Святослава Лев Диакон оценил в 60 тыс. Армии противников сошлись на поле в 12 км от Доростола. Сражение состоялось 23 апреля 971 года. Диспозицию войск описал Диакон: «Тавроскифы плотно сомкнули щиты и копья, придав своим рядам вид стены, и ожидали противника на поле битвы. Император выстроил против них ромеев, расположив одетых в панцири всадников по бокам, а лучников и пращников позади, и, приказав им безостановочно стрелять, повел фалангу в бой. На следующий день греки разбили укреплённый лагерь возле стен Доростола. Так началась осадная война, растянувшаяся на почти 3 месяца.

Доростол представлял собой сильную крепость на правом берегу Дуная, которую греки не рисковали штурмовать, но только подвергали обстрелу из камнемётных орудий. В ходе осады русы часто делали вылазки против греков, в стычках гибли как знатные византийские военачальники Иоанн Куркуас, отличившийся ещё при разгроме флота князя Игоря в 941 , так и вожди русов Икмор и Сфенкел. В 20-х числах июня 2 тыс.

Он заключил в оковы многих Болгаров, которые хотели изменить ему; окопал стены глубоким рвом, беспрестанными вылазками тревожил стан Греков. Россияне пишут Византийские Историки оказывали чудесное остервенение и, думая, что убитый неприятелем должен служить ему рабом в аде, вонзали себе мечи в сердце, когда уже не могли спастися: ибо хотели тем сохранить вольность свою в будущей жизни. Самые жены их ополчались и, как древние Амазонки, мужествовали в кровопролитных сечах. Малейший успех давал им новую силу. Однажды в счастливой вылазке, приняв Магистра Иоанна, свойственника Цимискиева, за самого Императора, они с радостными кликами изрубили сего знатного сановника и с великим торжеством выставили голову его на башне. Нередко, побеждаемые силою превосходною, обращали тыл без стыда: шли назад в крепость с гордостию, медленно, закинув за плеча огромные щиты свои. Ночью, при свете луны, выходили жечь тела друзей и братьев, лежащих в поле; закалали пленников над ними и с какими-то священными обрядами погружали младенцев в струи Дуная.

Пример Святослава одушевлял воинов. Но число их уменьшалось.

Кирилла среди славян, использовал его имя в своих целях! Но св. Кирилл умер на целый век с четвертью раньше князя Владимира, и греческий впал в грубейший анахронизм. Кстати, академик Борис Дмитриевич Греков, говоря о «Повести времен», писал: «В источниках смешаны дунайские и волжские болгары». Крайне предвзятый и грубо тенденциозный византийский интерполятор говорит и о том, что, по его мнению, князь Владимир до своего обращения был типом крайне отрицательным. Он: прелюбодей, обжора, пьяница и развратник, у него пять законных жен и 800 наложниц — больше, чем у Соломона! Эти данные о "владимирских гаремах" не имеют ничего общего с истиной: и у норманнов, и у славян таких обычаев не было и нравы их были слишком строги. Иными словами, и болгары, и русские являются для византийского интерполятора «варварами», «скифами» и стоят на неизмеримо более низкой ступени, чем византийцы.

В заключение этой части моей статьи указываю также, что князь Владимир напал на Корсунь, чтобы получить власть с христианскими священниками, то есть завоевать христианство для себя и своего народа. И здесь цель автора состоит в том, чтобы придать еще большую ценность византийскому христианству. Князя Владимира крестили в Корсуни греческие священники, затем они крестили его народ в водах Днепра. Церемония была совершена на греческом языке, и князь передал церковь «Св. Божией Матери» Корсуни греческие священники служили в нем на греческом языке. По этому поводу профессор Валерий Погорелов писал: «Куда делись все эти греческие книги, эти греко-русские литераторы? И подчеркивает: «Нет никаких следов того, что когда-либо на Руси было греческое богослужение, что были греческие книги и что русские пользовались греческой письменностью. Самые древние книги, привезенные на Русь и сохранившиеся там, были не греческие, а болгарские. Преобразование Киевской Руси шло снизу вверх, а не сверху вниз, как это было в Болгарии. Христианство, уже принятое большей частью славянских масс, стихийно и отовсюду вторгалось в варяжскую группу и проникало в нее различными путями.

Это видно из анализа содержания русско-византийских договоров 912 и 945 гг. Варяжский этнический элемент постоянно ассимилировался славянским морем при возникновении феодального строя, но этот процесс ассимиляции был значительно усилен христианством. Олег, Игорь, Святослав и сам князь Владимир были язычниками с самого начала и были этнически отделены от славян, так же как Крум, Омуртаг, Пресиан в нашей стране. Даже сторонники варяжской теории, такие как Баумгартен, утверждают, что во времена Игоря варяги еще не были ассимилированы. Но как, кто и чем он христианизировал славянские массы? Этот вопрос служит переходом ко второй части моей статьи! Кроме «Повестей временных лет», существуют и другие древнерусские письменные памятники, не относящиеся к жанру летописей, но дающие ответ на поставленный вопрос: одни — косвенный ответ, а другие — прямой, четкий ответ! В числе первых, дающих косвенный ответ, труд митрополита Илариона «Слово о законе и благодати» и монаха Якова под названием «Похвала русскому князю Владимиру». Сочинение митрополита Илариона написано между 1037-1051 годами, а монаха Иакова - около 1070 года. Ученых исследователей поразило, что в обоих этих русских письменных документах нет не только мысли, но даже намека на появление послов различных конфессий, чтобы предложить князю Владимиру свою религию, и князь Владимир не отправляет своих посольств в различные народы: болгары, германцы, хазары и так далее, для изучения их веры, и не явился ему какой-нибудь греческий философ, присланный из Константинополя, чтобы разъяснить христианскую православную веру и убедить его принять ее.

И Евгений Евсигнеевич Голубинский справедливо замечает, что если бы этот факт был реален, то он представлял бы в крещении князя Владимира, и Руси такое большое значение, что был бы общеизвестен и ни в коем случае эти знатные древнерусские авторы не умолчали бы о нем. Между тем они представляют совсем другое, а именно то, что Владимир смог своим умом понять, что христианство лучше язычества, и ориентироваться на восточное христианство. В то же время монах Иаков не говорил о фактическом крещении князя Владимира; ни о том, что он был крещен греками, но говорит, что молодой князь, слушая бабку свою Ольгу, воспылал желанием подражать ей, и что это доброе состязание, возгоревшееся в нем Святым Духом, сделало его христианином. К тому же, когда князь Владимир был в Корсуни, он был уже не язычником, а христианином. Он хочет сестру византийского императора Анну в жены, чтобы «заболеть христианским законом». В обоих упомянутых документах нет упоминания о какой-либо болгарофобии, что свидетельствует о том, что они или их копии, дошедшие до нас не попали в руки греков для переработки и изменения! Среди документов, дающих прямой и ясный ответ на вопрос, как, когда и каким образом киевские славяне приняли христианство, на первом месте стоит так называемая «Иоакимова летопись». Она не дошла до нас целиком, но фрагменты ее цитировал старый русский историк Василий Никитич Татищев. В них содержится информация об участии болгар в преобразовании Киевской Руси и особенно о роли царя Симеона в этой работе. Между прочим, даже в "Повести времен" в 7 местах упоминается о победоносных походах царя Симеона на юг - на Царьград, на северо-восток - на угров, печенегов и др.

Симеонова Болгария включала в себя всю Валахию, а также земли по низовьям рек Прута и Днестра, населенные в то время славянскими племенами тиверцев и угличей. Могучая Симеонова Болгария была первым славянским государством, признанным и Востоком, и Западом, и она в лице своего могущественного правителя Симеона выражала стремление к величию и к объединению разрозненных славянских племен в могучую анти- Византийская славянская империя. Этот Симеон и великое славянское государство наложили свой отпечаток и на самые замечательные литературные памятники эпохи. Произведение Черноризца Храбаря «О грамотах» защищает не только болгарский язык и литературу, но славянский язык и литературу в целом. Автор «Вестника Евангелия» обращается ко всем славянам: «Посему слушайте, все славяне, ибо сей дар дан от Бога... А автор «Азбуки молитвы» обращается ко всем славянам «Летите теперь и славянское племя на крещение, все обратились... Между населением долин двух великих рек Восточной Европы - Дуная и Днепра существовали племенные, бытовые, хозяйственные и культурные контакты, как только в них поселились славяне. Сначала контакт был стихийным, массовым, а как только образовалось мощное славяно-болгарское национальное государство, официально объявленное при князе Борисе и при царе Симеоне христианским и проявившее тенденции к экспансии по отношению к славянским землям в всех направлений, христианство тоже - естественным образом перетекает с Балканского полуострова, то есть из Борисовской и Симеоновской Болгарии в Приднепровские славянские земли. Именно об этом свидетельствует упомянутая «Иоакимовская летопись», в которой текст написан: «Булгарский царь Симеон прислал священников, ученых и книги, которые остались довольны»! Болгарский царь Симеон почти за столетие до князя Владимира отправил на Русь: Болгария при царь Симеон 1 «ученые священники», т.

Остановимся на первом сообщении: Симеон прислал на Русь «попов и ученых»! Это, конечно, соответствует исторической действительности, потому что эти болгарские священники обучались и готовились в единственных тогда славянских школах в Преславе и Охриде учениками св. Кирилла и св.

Лучшие воеводы погибли, войска понесли чудовищные потери, очень много раненых.

Мнения высказывались разные, одни советовали попытаться ночью прорваться по Дунаю, другие высказывались за мир с ромеями. О продолжении обороны Доростола речи уже не было, поскольку воеводы понимали, насколько истощены ресурсы русской рати. Армия Цимисхия получала всё необходимое с военных баз во Фракии и Македонии, у ромеев не было проблем со снаряжением, продовольствием и подкреплениями. У русских в тылу был Доростол с враждебно настроенным местным населением.

Не просто так накануне осады Святослав приказал казнить 300 знатных болгар, а многих приказал заковать в цепи и посадить в тюрьму 7, 73. За продолжение борьбы выступил только один человек — Святослав. Князь отверг все предложения как нереальные и убедил соратников дать ромеям новую битву, где и решится судьба войны. Воодушевленные речью предводителя, воеводы были готовы вновь скрестить мечи с византийцами.

На рассвете 24 июля Святослав вывел русскую рать на битву с ромеями. Чтобы никто не бежал с поля боя, князь приказал оставшимся в городе воинам запереть ворота. Князь выстроил войско плотными рядами, «стена щитов» медленно двинулась к вражескому лагерю. Цимисхий выстроил войска у подножия холма.

Атака русских была мощной и стремительной, передовые отряды ромеев были смяты и отступили за ряды тяжеловооруженной пехоты. В бой вступили главные силы имперской армии, но русские успешно отразили атаки панцирной кавалерии и продолжили наступление. К полудню натиск «стены щитов» усилился, ромеи дрогнули и начали отступать. Солнце палило нещадно, катафрактарии и пехотинцы изнывали в тяжелых доспехах от жары и страдали от жажды.

Узнав об этом, император приказал отправить в боевые порядки обозных слуг с мехами, наполненными водой и вином. После этого Цимисхий приказал войскам отступить на более широкое место, где можно было использовать численный перевес ромеев. Святослав приказал преследовать отступающего противника, как только византийская армия отошла на новые позиции, сражение возобновилось с прежней силой. Императорский телохранитель Анемас вновь решил завершить битву убийством вражеского предводителя и напал на Святослава.

Критянин ударил князя мечом по ключице и сбросил с коня на землю, но Святослава спасли крепкая кольчуга и щит. Дружинники окружили Анемаса и убили телохранителя Цимисхия. Воодушевленные гибелью Анемаса, русские пошли в новую атаку и опрокинули передние ряды ромеев. В этот критический момент Цимисхий призвал к себе Варду Склира, приказал ему обойти вражеское войско и отрезать Святославу путь к отступлению в город.

Стратопедарху Петру и патрикию Роману было приказано контратаковать противника. Отдав эти распоряжения, император взял копье и лично повел в бой гвардию «бессмертных». Неожиданно налетела буря, тучи пыли полетели в лицо русским ратникам и дружинникам. Хлынул дождь, за его плотной пеленой противники не могли разглядеть друг друга.

Когда закончился природный катаклизм, битва возобновилась. К этому времени наступательный порыв русских иссяк, они увидели, что ромеи пытаются взять их в кольцо. Святослав был ранен стрелами и не мог уже руководить боем. Русская рать начала отходить к Доростолу, к ночи сражение затихло.

О потерях сторон Лев Диакон приводит следующие данные: «Говорят, что в этой битве полегло пятнадцать тысяч пятьсот скифов, [на поле сражения] подобрали двадцать тысяч щитов и очень много мечей. Среди ромеев убитых было триста пятьдесят, но раненых было немало» 7, 81. Эти цифры вновь действительности не соответствуют, византийский историк просто выдал желаемое за действительное. На следующий день Святослав пришел к выводу, что все возможности для продолжения войны исчерпаны и начал с Цимисхием переговоры.

"…Победить и остаться в живых, либо умереть со славой": оборона Доростола в 971 году

На основе полученных выводов определяют степень достоверности источника и соответствующим образом к нему относятся... Я Вас этим нудным анализом обременять не буду, а то ведь сбежите отсюда Скажу самое главное: Иоанн Скилица - выдающийся византийский историк и государственный деятель, высокообразованный человек. В общем, компетентный был товарищ... Вот только родился он, как считают исследователи, в 40-х годах XI века, никак не раньше.

То есть написал он свой труд примерно через сто лет после самой осады Доростола, не будучи ее участником и очевидцем, не имея возможности участников и очевидцев опросить. В лучшем случае, переписать чужие изложения... И на свой лад их интерпретировать.

При этом описание похода Святослава является весьма и весьма тенденциозным, предвзятым. В отношении Святослава и его воинов используются термины "варвары", "скифы" обычное дело для византийцев, но все же. Численность древнерусского войска оценивается в "триста восемь тысяч боеспособных воинов" - то есть в два с половиной раза больше, чем русская армия под Бородино!

Стоит ли говорить, что во времена Святослава Русь физически не могла выставить 308 тысяч воинов, и тысяч этак на триста Иоанн Скилица "просчитался"? Походы князя Святослава на страницах школьного атласа. На берегу Дуная обозначена осада того самого Доростола...

От души веселит и ход войны по версии автора - византийцы армией в 20 тысяч человек, кстати, то есть соотношение 15 русов на одного византийца раз за разом громят "варваров", не оставляя им ни единого шанса на выживание.

Он заявил: «Волей или неволей мы должны драться. Не посрамим же земли русской, но ляжем костьми, мертвые бо сраму не имут«. Византийцы ок. В начале сражения русское войско нанесло фронтальный удар и потеснило фалангу византийцев, но затем ударами конницы противника во фланг и тыл было отрезано от крепости и окружено.

Однако, проявляя высокое мужество и отвагу, русские воины прорвали кольцо окружения и вновь отступили в крепость. В сражении Святослав был ранен, а многие его военачальники убиты.

Другие проводили удачные или неудачные дворцовые перевороты. Самые удачливые и способные становились новыми басилевсами. Подготовка к войне, первые стычки При Иоанне I Цимисхии отношения между Византией и Русью стали откровенно враждебными. Русский князь, по сообщению Василия Татищева, узнал от пленных болгар, что нападение болгарских войск на Переяславец было совершено по наущению Константинополя и, что болгарскому правительству греки обещали помощь.

Он также узнал, что греки уже давно заключили союз с болгарами против русского князя. К тому же Константинополь теперь особо и не скрывал своих намерений. Цимисхий направил в Переяславец посольство, которое потребовало у Святослава, чтобы тот, получив от Никифора награду, вернулся в свои владения. Византийское правительство со времени ухода Святослава для борьбы с печенегами прекратило выплачивать Руси дань. Великий князь быстро ответил: русские передовые отряды были направлены тревожить византийское приграничье, одновременно проводя разведку. Началась необъявленная война.

Иоанн Цимисхий, едва захватил престол, столкнулся с постоянными набегами русов на византийские владения. Таким образом, Святослав Игоревич вернувшись в Переяславец, резко сменил сдержанную политику в отношении Византии. Разгорелся открытый конфликт. У князя был и формальный повод — у Святослава было соглашение с Никифором Фокой, а не Цимисхием. Никифора — формального союзника Святослава, подло убили. В это же время активизировались венгры, союзники русов.

В тот момент, когда Святослав выручал свою столицу от печенегов, венгры нанесли удар по Византии. Они дошли до Фессалоник. Грекам пришлось мобилизовать значительные силы, чтобы вытеснить противника. В результате Константинополь и Киев обменялись ударами. Подкупленные византийцами печенежские вожди впервые привели войска к Киеву. А Святослав, зная или догадываясь, кто виноват в печенежском нашествии, направил послов в Буду и попросил венгерских вождей ударить по Византии.

Теперь маски были сброшены. Греки, убедившись, что ни золото, ни набеги печенегов не поколебали решимости Святослава остаться на Дунае, предъявили ультиматум, русский князь ответил отказом. Болгары заключили союз со Святославом. Русы разоряли приграничные области империи. Дело шло к большой войне. Однако время для схватки со Святославом было неудобное.

Арабы отвоевывали занятые Никифором Фокой территории, пытались отбить Антиохию. Варда Фока поднял мятеж. Империю уже третий год терзал голод, особенно обострившись к весне 970 года, вызывая у населения недовольство. Раскололась Болгария. От Преславы отделилось Западно-Болгарское царство, которое стало проводить антивизантийскую политику. В этих крайне невыгодных условиях новый византийский басилевс проявил себя искушенным политиком и решил выиграть время у Святослава, чтобы собрать войска, разбросанные по фемам военно-административные округа Византийской империи.

К русскому князю весной 970 года было отправлено новое посольство. Русские потребовали от греков выплатить дань, которую Константинополь должен был обязан выплачивать согласно прежним соглашениям. Греки, видимо, поначалу согласились. Но тянули время, стали собирать мощную армию. Одновременно греки потребовали ухода русских войск с Дуная. Князь Святослав Игоревич, по информации византийского хрониста Льва Диакона, был готов уйти, но потребовал огромный выкуп за оставляемые на Дунае города.

В противном случае, заявил Святослав, «да переселятся они греки из Европы, им не принадлежавшей, в Азию; да не мечтают, что тавроскифы русы без сего примирятся с ними». Понятно, что Святослав и не собирался уходить, предъявляя грекам трудновыполнимые требования. Русский князь не планировал уходить из Подунавья, которое хотел сделать центром своей державы. Но переговоры продолжались. Византийцы выгадывали время. Святославу оно также было необходимо.

В то время как греческие послы пытались улестить и обмануть Святослава Игоревича в Переяславце, посланцы русского князя уже отправились в печенежские и венгерские владения. Венгры были старыми союзниками Руси и постоянными врагами Византии. Их отряды регулярно угрожали Византийской империи. Венгерские отряды поддерживали войска Святослава в 967 году и в 968 году атаковали византийские земли по его просьбе. И теперь князь Святослав Игоревич снова звал союзников на бой с Византией. О послах Святослава к уграм знал византийский хронист Иоанн Скилица.

Сообщил об этом союзе и Татищев. В «Истории Российской» он сообщил, что когда шли переговоры между послами Цимисхия и Святославом, у русского князя было всего 20 тыс. О поляках другие источники не сообщают, но в тот период вражды между Русью и Польшей не было, поэтому какие-то польские воины вполне могли выступить на стороне Святослава. За печенежских вождей шла борьба. В Константинополе прекрасно знали цену и значение союза с ними. Ещё император Константин VII Багрянородный, автор сочинения «Об управлении империей», писал, что когда римский император в Константинополе считали себя наследниками Рима живет в мире с печенегами, то ни русы, ни венгры не могут совершать нападения на ромейскую державу.

Однако на печенегов как на своих союзников смотрели и в Киеве. Нет никаких данных о боевых действиях между Русью и печенегами за период с 920 по 968 год. А это в условиях постоянных боестолкновений на границе «леса и степи» в тот период истории довольно редкое, даже можно сказать уникальное явление. Более того, печенеги видимо, такой же обломок скифо-сарматского мира, как и Русь регулярно выступают как союзники русов. В 944 году великий князь Игорь Рюрикович ведёт на Византийскую империю «Великую Скуфь Скифию », печенеги входят в состав союзной армии. Когда с Константинополем заключен почетный мир, Игорь отправил печенегов воевать с враждебными болгарами.

О союзе русов и печенегов сообщают и восточные авторы. Арабский географ и путешественник X века Ибн-Хаукаль называет печенегов «шипом русиев и их силой». В 968 году византийцы смогли подкупить часть печенежских родов, и они подошли к Киеву. Однако Святослав наказал дерзких. К началу войны с Византией печенежские отряды снова влились в войско Святослава Игоревича. Готовясь к войне с Византийской империей, русский князь позаботился и о внешнеполитическом курсе Болгарии.

Правительство царя было привязано к политике Святослава. Об этом говорят многочисленные факты. Болгары выступали в роли проводников, болгарские воины сражались с греками в составе русской армии. Русы и болгары вместе обороняли города от противника. Болгария стала союзницей Руси. Вполне возможно, что в этот период в окружении царя Бориса возобладали те вельможи, которые видели катастрофичность соглашательской, грекофильской линии политики Преславы.

Болгария по вине провизантийской партии раскололась и была на грани гибели. Византия дважды подставила Болгарию под удар Руси. Причём Святослав Игоревич, когда совершил второй Дунайский поход и снова занял Переяславец, мог легко захватить и Преслав. Но русский князь великодушно прекратил боевые действия против болгар, хотя мог захватить всю страну: болгарская армия была разгромлена, а руководство деморализовано. Святослав Игоревич видел эти сомнения и шатания, он старался ликвидировать «пятую колонну» в Болгарии, которая была ориентирована на Византию. Так, он уничтожил заговорщиков в Переяславце, из-за них воевода Волк был вынужден оставить город.

Уже во время войны с Византией, Святослав жестоко расправится с частью пленных видимо, греками и провизантийски настроенными болгарами в Филиппополе Пловдив , который располагался на границе с Византией и был оплотом провизантийской партии. На втором этапе войны будет подавлен заговор в Доростоле, во время осады его ромеями. Пока шли переговоры, русские отряды тревожили греческие земли, проводили разведку боем. Ромейские военачальники, которые командовали войсками в Македонии и Фракии, не могли их остановить. В армию Святослава влились союзные венгерские и печенежские отряды. К этому моменту обе стороны были готовы к войне.

Полководцы Варда Склир и патрикий Пётр — он разбил арабов у Антиохии, получили приказ выступить европейские владения Византии. Империя получила возможность перебросить основные силы на Балканский полуостров. Император Иоанн Цимисхий пообещал выступить со своей гвардией против «скифов», так как «не может более сносить их необузданную наглость». Лучшие византийские полководцы получили приказ охранять границу и вести разведку, отправляя через границу лазутчиков в «скифском платье». Был подготовлен флот. В Адрианополе стали сосредотачивать запасы оружия, продовольствия и фуража.

Империя готовилась к решительному наступлению. Переговоры были прерваны. Послы Цимисхия стали от имени византийского басилевса угрожать русскому князю: в частности, напомнили Святославу о поражении его отца Игоря в 941 году, когда часть русского флота была уничтожена с помощью т. Ромеи угрожали уничтожить русское войско. Святослав немедленно ответил обещанием разбить шатры у Константинополя и вступить в бой с врагом: «мы храбро встретим его и покажем ему на деле, что мы не какие-нибудь ремесленники, добывающие средства к жизни трудами рук своих, а мужи крови, которые оружием побеждают врага». Русская летопись также описывает этот момент.

Направил Святослав к грекам людей со словами: «Хочю на вы ити и взяти градъ вашь, яко и сей», то есть Переяславец. Меч "варяжского" типа обнаруженный в реке Днепр у острова Хортица 7 ноября 2011 года. Вес около 1 кг, имеет длину 96 см. Датирован серединой X века. Первый этап войны. Битва при Аркадиополе В Константинополе хотели ударить по врагу весной, начав поход через Балканы в Северную Болгарию, когда горные перевалы освободятся от снега, а дороги начнут подсыхать.

Однако получилось обратное, русские войска перешли в наступление первыми. Князь Святослав получая сведения о приготовлениях противника от передовых сил, лазутчиков-болгар, предупредил вражеский удар. Князь-воитель сам двинулся в поход на Царьград-Константинополь. Это известие было для Цимисхия и его полководцев как удар грома. Святослав Игоревич перехватил стратегическую инициативу и смешал врагу все карты, не дав завершить подготовку к походу. Вскоре выяснилось, что стремительное наступление русских воинов и их союзников остановить просто невозможно.

Весной 970 года войска Святослава Игоревича молниеносным броском прошли от низовьев Дуная через Балканские горы. Русы, пользуясь помощью болгарских проводников, разметали или обошли ромейские заставы на горных перевалах и перенесли войну во Фракию и Македонию. Русские войска захватили несколько приграничных городов. Отбили и захваченный ранее греками стратегически важный город во Фракии — Филиппополь. По сообщению византийского историка Льва Диакона, здесь русский князь казнил тысячи «грекофилов». Также во Фракии были разгромлены войска патрикия Петра, с момента войны византийские хронисты «забыли» об этом полководце.

Русская армия стремительным маршем двинулась на Константинополь. Пройдя около 400 километров, войска Святослава подошли к крепости Аркадиополь современный Люлебургаз , на этом направлении оборону держал Варда Склир. По другим данным, решающая битва первого этапа русско-византийской войны произошла у крупного византийского города Адрианополь нынешний Эдирне. По данным Льва Диакона у Святослава было 30 тыс. Русская летопись говорит о 10 тыс. По словам византийского хрониста, обе стороны проявили упорство и доблесть, «успех битвы склонялся то в пользу одного, то в пользу другого войска».

Греки смогли разгромить печенежский отряд, обратив его в бегство. Дрогнули и русские войска. Тут князь Святослав Игоревич обратился к своим воинам со словами, которые стали легендарными: «Да не посрамимъ земле Руские, но ляжемъ костьми, мертви бо срама не имамъ. Аще ли побегнемъ, срамъ имамъ. Не имамъ убежати, но станемъ крепко, азъ же предъ вами поиду: аще моя глава ляжеть, то промыслите собою». И исполчились русские, и была сеча великая, и одолел Святослав.

По словам же Льва Диакона убедительную победу одержали греческие войска. Однако есть много доказательств, что византийский хронист искажает историческую правду, поставив политику выше объективности. Надо сказать, что информационная война — это далеко не современное изобретение. Ещё древние хронисты Рима и Константинополя всячески принижали «варваров» с востока и севера, приписывая все достоинства и победы «высокоразвитым» грекам и римлянам. Достаточно сказать о несоответствии и откровенном вранье Льва Диакона. Хронист говорит о том, что бились огромные массы войска и «успех битвы склонялся то в пользу одного, то в пользу другого войска», то есть битва была ожесточенная, а затем ниже сообщает о потерях — 55 убитых ромеев!

Видимо, «скифов» из пулемётов расстреливали?! Очевидное вранье. К тому же есть свидетельство непосредственного участника событий — греческого епископа Иоанна. Церковный иерарх в момент приближения русских войск к Константинополю обратился с горькими словами к убитому императору Никифору Фоке, выражая полное недоверие успехам полководцев Цимисхия: «…восстань теперь, император, и собери войска, фаланги и полки. На нас устремляется русское вторжение». Надо думать, что Повесть временных лет, хоть и описывает события этой войны крайне скупо, более достоверна, когда сообщает о том, что Святослав после этой жестокой битвы пошел к Царьграду, воюя и разбивая города, что и до сих пор стоят пусты.

В такой ситуации, когда победоносная армия Святослава стояла в примерно 100 километрах от Константинополя, греки попросили мира. В летописном рассказе, греки снова хитрили, испытывали Святослава, прислав ему разные дары. Князь остался равнодушен к золоту и драгоценным камням, но похвалил оружие. Византийские советники дали совет платить дань: «Лют будет сей муж, ибо богатством пренебрегает, а оружие берет». Это ещё одно доказательства греческого обмана о победе в решительном сражении. Ромеи могли одержать вверх в одной из стычек, над вспомогательным отрядом, но не в решающей битве.

Иначе зачем им просить мира. Если бы основная часть русских войск 20 тыс. Император Иоанн Цимисхий должен был в такой ситуации организовать преследование врага, пленение его воинов, пройти балканские горы и на плечах воинов Святослава ворваться в Великий Преслав, а затем Переяславец. А здесь греки умоляют Святослава Игоревича о мире. Первый этап войны с Византийской империей завершился для Святослава победой.

Арабы прощупывали оборону франков около недели, после чего терпение у Абдур-Рахмана лопнуло и он пошел в атаку. Сарацины штурмовали позиции Карла Мартелла целый день, но пробить строй франков им так и не удалось. Вооружил своих воинов, подготовил, проинструктировал их жестко: не отступать", — заметил Анфертьев. В бою при Пуатье франкам удалось сделать невозможное — разбить арабскую кавалерию, которая считалась непобедимой.

Абдур-Рахман попал в окружение и был убит. После чего остатки его армии бежали с поля боя. Эта битва стала одной из переломных в мировой истории. А Карла Мартелла с тех пор называют спасителем Европы от сарацин", — сказал историк. Эта история началась с конфликта между Болгарским царством и Византийской империей. По договору с империей он вторгся в Болгарию и захватил восточные территории царства", — говорит историк, археолог Георги Атанасов. Новые территории Святославу понравились. Он даже планировал перенести столицу Руси из Киева на Дунай. Бывшие союзники поссорились, началась война.

Решающее сражение произошло у крепости Доростол, за стенами которой укрылись русские войска. Тот согласился. По мирному договору, князь обязался не воевать с Византией и, более того, поддерживать ее в конфликтах с другими государствами", — отметил эксперт.

2 комментариев к “Оборона Доростола.”

  • Предыстория
  • Предыстория
  • Предыстория
  • Сражение у Доростола
  • Последние новости
  • Походы князя Святослава. Осада Доростола: sergeytsvetkov — LiveJournal

5 Великих полководцев

  • Siege of Dorostolon - Wikipedia
  • Осада Доростола в 971 году » Военные материалы
  • Содержание
  • Разрушение Спасо-Преображенского собора
  • {{commentsCount}}
  • Оборона Доростола | homsk

Город, который не сдался

Оборона Доростола, русско-византийская война 970-971 годов: события, командующие. Осада Доростола длилась с 24 апреля по 22 июня 971 года. Осада Доростола. Видео о Битва у Доростола, Осада Доростола, Age Of Empires Осада Доростола, Сражение под Аркадиополем 970 года: Византия vs Русь, Святослав Игоревич. Началась осада Доростола, вокруг которого византийцы выкопали глубокий ров и насыпали высокий вал, в котором были устроены ворота. Оборона Доростола фото Оборона Доростола является одной из важнейших, решающих судьбу государства, битв.

Битва при Доростоле - кратко

Знаменитая оборона Доростола – эпизод русско-византийской войны 970-971 гг. После серии сражений рядом с болгарской крепостью киевскому князю Святосла. 24 июля 971 года под Доростолом киевский князь Святослав и византийский император Иоанн Цимисхий заключили почётный мир на условиях военной помощи, соблюдения прежних. Героическая оборона Доростола Великий князь Святослав Храбрый. Осада Доростола длилась с 24 апреля по 22 июня 971 года.

Оборона Доростола

Всего заявлено более 20 игровых персонажей и 10 доступных классов. Синопсис: Lost Eidolons — пошаговая тактическая ролевая игра с захватывающим киноповествованием, действие которой происходит в приходящей в упадок Империи, раздираемой гражданской войной. Вы — харизматичный капитан наемников Иден.

Русы дрались храбро и ни один из них не просил пощады и не подавался назад. Однако греки одержали победу и всех перекололи. В этой битве весьма много погибло и болгар, которые находились в рядах русов и сражались с греками, как с виновниками нашествия на их страну…» 17 апреля Иоанн Цимисхий двинулся быстрыми маршами из Преслава к Доростолу, где, по сведениям лазутчиков, стоял князь Святослав. Города между Гимейскими горами и Дунаем, покинутые русскими гарнизонами, сдавались без боя, ничто не задерживало императора.

Первая схватка закончилась трагически для византийцев. На малоазиатских всадников Феодора Мисфианина напали из засады русы и уничтожили всех. Но не нарушая боевого строя, готовое к любым неожиданностям, византийское войско медленно подошло к Доростолу. Перед городом расстилалась обширная равнина, пересеченная ручьями и руслами речек, а дальше, позади Доростола, катил свои коричневые волны весенний полноводный Дунай. Издали стены крепости казались невысокими и совсем не грозными, но император знал, что толщина их достигает двенадцати локтей, а до зубчатого гребня способны дотянуться лишь самые длинные штурмовые лестницы. Двое ворот выходили в поле, а над ними торчали массивные каменные башни.

Русы опять не пожелали прятаться за крепостными стенами и вышли в поле, преградив дорогу к Доростолу сплошными линиями длинных красных щитов. Глубокая фаланга из спешенных тяжеловооруженных воинов — вот что противопоставил князь Святослав катафрактам. Двенадцать раз атаки катафрактов императора Иоанна Цимисхия откатывались назад, устилая поле нарядными панцирями, расколотыми щитами и шлемами с разноцветными перьями. Оборона Доростола от византийцев 971 Византийский историк писал: «Битва долго оставалась в совершенном равновесии. Русы сражались храбро и отчаянно. Они давно приобрели славу победителей над всеми соседственными народами и почитали величайшим несчастьем быть побежденными и лишиться этой славы.

Греки тоже страшились быть побежденными. Они до сих пор побеждали всех своих неприятелей, а теперь настал День, когда они могли лишиться приобретенной славы… Русы, испуская яростные крики, бросались на греков. Уже пало весьма много воинов с обеих сторон, а победа все еще оставалась сомнительной».

Византийцы выстроились «густой фалангой» [18]. Русы успешно отражали атаки византийцев, но во время одной из них русский воевода Икмор был обезглавлен Анемасом, телохранителем императора Иоанна Цимисхия, после чего дружина «закинула щиты за спину» и отступила к городу. Среди тел, оставленных на поле боя убитых воинов византийцы нашли тела женщин, вероятно, болгарских жительниц Доростола [19]. На собранном 21 июля Святославом военном совете коменте мнения разделились — часть предлагала в тёмную ночь на ладьях прорываться из города, другая часть советывала начать мирные переговоры. Тогда Святослав произнёс речь, приводимую Львом Диаконом: «Погибнет слава, сопутница российского оружия, без труда побеждавшего соседних народов и, без пролития крови, покорявшего целые страны, если мы теперь постыдно уступим римлянам. И так с храбростью предков наших и с тою мыслью, что русская сила была до сего времени непобедима, сразимся мужественно за жизнь нашу. У нас нет обычая бегством спасаться в отечество, но или жить победителями или, совершившим знаменитые подвиги, умереть со славою» [20] Выслушав своего князя, дружина решила сражаться.

Четвёртый бой 22 июля Утром [21] 22 июля [22] русы вышли из Доростола и Святослав приказал запереть городские стены, чтобы ни у кого не возникло мысли об отступлении. Бой начался с атаки руссами византийских позиций [23]. В упорном бою к полудню византийцы начали отступать под напором русов. Тогда Цимихсий ввёл в бой свежий отряд всадников, атаку которых возглавил он лично. Это позволило передохнуть уставшим византийцам. Они перешли в атаку, но были отбиты русами. Тогда Цимисхий разделил своё войско на две части. Один отряд, под командованием патрикия Романа и столоначальника Петра, вступив в бой, начал отступать, заманивая дружину русов на открытую равнину в стороне от города. В это время второй отряд под командованием Варды Склира атаковал русов с тыла. Начавшаяся в это время буря понесла тучи песка в глаза русов.

Храбро сражаясь, отбивая постоянные атаки византийцев русские смогли прорваться в Доростол и укрыться за его стенами. Потери Клавдий Лебедев. Святослав встречается с Цимисхием Лев Диакон сообщает, что у русов в этом бою было 15 тысяч убитых, византийцы взяли 20 тысяч щитов и множество мечей, византийцы же имели якобы только 350 человек убитыми и «множество раненых». Есть сомнения, что эти данные верны. Последствия боя На следующий день Святослав предложил Цимисхию начать переговоры. Император охотно принял это предложение.

Эпизод осады Доростола... Хм, женщины-воительницы... С учетом нынешних трендов на феминизЬм и толерантность, я уже вижу снимаемый каким-нибудь нетфликсом сериал о чернокожем князе Святославе, возглавляющем толпу тучных Ладно, давайте по порядку разбираться, могли ли на стороне князя Святослава сражаться женщины... Можно ли вообще доверять этому источнику??? Данным вопросом всегда задаются историки, прежде чем приступать к изучению и интерпретации того или иного текста. Это к разговору о Фоменко, Носовском и прочих чудиках, которые нас обвиняют в бездумном переписывании чужих домыслов из летописей и хроник... В современной исторической науке есть такое понятие, как критика источника. Если совсем простенько, то историки анализируют авторство, время написания текста, причастность автора к описанным событиям, цели создания текста, особенности внутреннего содержания и соответствие сведений текста информации других источников. На основе полученных выводов определяют степень достоверности источника и соответствующим образом к нему относятся... Я Вас этим нудным анализом обременять не буду, а то ведь сбежите отсюда Скажу самое главное: Иоанн Скилица - выдающийся византийский историк и государственный деятель, высокообразованный человек. В общем, компетентный был товарищ... Вот только родился он, как считают исследователи, в 40-х годах XI века, никак не раньше. То есть написал он свой труд примерно через сто лет после самой осады Доростола, не будучи ее участником и очевидцем, не имея возможности участников и очевидцев опросить. В лучшем случае, переписать чужие изложения...

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий