Новости союзная республика югославия

«Союзная сила» – разгром Югославии. Развал Югославии провели в несколько этапов.

Какие республики входили в Югославию?

  • СССР и Югославия: история потерянной дружбы
  • Союзная Республика Югославия | это... Что такое Союзная Республика Югославия?
  • Югославия под ударом: «Союзная сила» «милосердного ангела»
  • В Сербии поминают 15-летие агрессии НАТО против Союзной Республики Югославия | Kazakhstan Today
  • Читайте также:
  • RT обсудил с политиками и дипломатами агрессию НАТО против Югославии

Югославия – последние новости

Орудовала на территории села небезызвестная Армия освобождения Косово (АОК – албанская военизированная организация, боровшаяся за отделение Косово от Союзной Республики Югославия (СРЮ)). Читайте последние новости дня по теме Югославия: Под бомбами НАТО: 25 лет назад Лукашенко прилетел в Югославию ― история в видео, Путин не считает дерзкой операцию военных РФ в аэропорту Приштины в 1999 году. Вооруженное противостояние албанских сепаратистов из «Освободительной армии Косово» с армией и полицией Сербии привело к бомбардировкам Союзной Республики Югославия в 1999 году. В день 25-летия начала агрессии НАТО против Союзной Республики Югославии вспоминали о «гуманитарной интервенции», как говорят в Вашингтоне, а на самом деле военной операции Североатлантического альянса, начавшейся 24 марта 1999 года, с нанесением. Альянс начал на территории Югославии операцию «Союзная сила», использовав как официальную причину присутствие сербских войск на территории Косово и Метохии. Произведённая в Югославии электроплита Нина-3 работает по сей день с 1971 года.

СССР и Югославия: история потерянной дружбы

Благодаря активному финансированию из личных средств, административного ресурса и отсутствию сильных конкурентов на выборах 2001-ого года "Демократическая Лига Косово" одержала победу среди косоваров, а "Сербский Демократический Блок" среди сербского населения сербские националисты, оказались фактически на выборы недопущены , на выборах также отразилось то что в выборах принимали участие также сербские полицейские и сотрудники специальных служб, расквартированные в Косово. Вместе две партии сформировали в Скупщине автономии коалицию, а регион возглавил сам Пацолли. Кроме того югославские силы должны были способствовать возвращению в регион беженцев, параллельно борясь с местной организованной преступностью, которая процветала на территории края в 1990-ые годы. Ещё одной проблемой для Югославии, связанной с Косово стал терроризмом, после смены администрации в США с Демократической на Республиканскую, а также после 11-ого сентября АОК, установила ещё более тесные связи с различными террористическими организациями, в частности с "Аль-Каидой", беженцы же являлись прекрасными кадрами для их вовлечения в различную террористическую деятельность. Характерной чертой террористической деятельности в Косово было фактическое отсутствие и АОК сильных лидеров. Теракты проходили как на территории самого автономного края, так и в остальной части Югославии, часто теракты на территории Косово приводили к этническим столкновениям, особенно сильные они были после того как 5 мая 2002-ого года на Пасху, смертница привела в действие взрывное устройство в Церкови Богородицы Одигитрии, в результате которого 20 человек погибло и 14 было ранено, начавшиеся вслед за этим погром косовских албанцев с трудом был остановлен миротворцами и Югославской милицией. Самым же крупным терактом стал взрыв поезда Приштина - Белград, 19 октября 2003-ого года, прямо перед выборами в Югославии, в результате теракта погибло 67 человек и ещё около 50 оказалось ранено. В целом, в результате терактов, полицейских рейдов и столкновений с боевиками, с 2000 по 2007 годы погибло 234 человека и около 300 оказались ранены. При этом, террористическая деятельность, жертвами которой становились не только сербы, но и косовские албанцы, привело к тому, что в следующие годы, многие бывшие борцы за независимость региона отказывались от связи с АОК и возвращались в Югославию, принимая сложившийся порядок дел, некоторые даже продолжали заниматься политикой, как например, один из лидеров косовского студенческого движения в 1990-ые годы - Альбин Куртин, в 2003-ем году вернувшемся из эмиграции и основавшем левую "Социал-демократическую партию Косово". Также процесс восстановления Косово был довольно неравномерным, если столица автономии за годы восстановления, действительно, преобразилась то менее крупные города Косово, деревни и села, продолжают прибывать в запустении, несколько снизить зависимость Косово от федерального центра удалось после того как при содействии российских и британских специалистов был вновь запущен промышленный комплекс "Трепча", который предоставил для жителей автономии большое количество рабочих мест и способствовал привлечению в регион инвестиций, тем не менее, как перед крахом режима Слободана Милошевича, так и в наше время Косово продолжает во многом зависеть от субсидий приходящих из Белграда. Экономическая стабилизация и реформы [ ] Несмотря на то, что значительная часть экономических реформ в Югославии была проведены ещё в 1990-ые годы, югославская экономика все равно требовала значительной перестройки, в связи с прекращением бесконечных войн и реинтеграции Косовской автономии, кроме того в "Рождественнской коалиции" посты "финансового блока" заняли представители Демократической оппозиции, обещаниями которых среди прочего было проведение значительных экономических реформ.

Стоит отметить, что реформы в Югославии проходили по трем разным вариантам в зависимости от региона, в Сербии и Воеводине он проходил по одному сценарию, который в свою очередь значительно отличался от варианта Черногории и Косово. Новый экономический блок одобрил проведение значительных рыночных преобразований, которые среди прочего подразумевали проведение массовой приватизации государственной собственности и облегчению инвестиционного климата. В это же время югославское правительство оказало давление на Черногорию, запретив им переходить на Евро, что привело к фактическому возвращению в Югославию единой валюты - сербского динара. В это же время Югославии требовались инвестиции, в условиях санкций со стороны Европейского Союза, обеспечить их могла главным образом Россия. Ситуация для Югославии изменилась в ещё лучшую сторону после отмены Европейских санкций в январе 2004-ого года, после этого в страну хлынули инвестиции со всей Европы, довольно быстро ЕС стал главным экономическим и торговым партнером СРЮ. Тогда же Югославия смогла получить полноценные кредиты от многих международных организаций, который правда выдавали их, лишь на условиях жесткого следованию курсу реформ, что довольно часто вызывало конфликты финансовой части правительства с действующим Президентом Союзной Республики. В Черногории радикальные экономические реформы начали осуществляться ещё во второй половине 1990-ых. Мило Джукановича бессменного руководителя Республики, называли не иначе как социалистом "с портретом Маргарет Тэтчер", он ещё 1998-ом году ввел на одном уровне с сербским динаром в обращении немецкую марку, объясняя это борьбой с инфляцией, тем не менее, под давлением федерального правительства в 2002-ом году, когда весь Европейский Союз переходил на Евро Джуканович был вынужден отказаться от перехода своего региона на единую европейскую валюту, чему способствовала стабилизация сербского динара. В то же время курс федерального правительства, во многом совпадал с планами Джукановича, в регионе прошла волна приватизации государственного имущества, существенно облегчено законодательство в области иностранных инвестиций в экономику, введен НДС. Джуканович принял решение выстроить экономику своей Республики, в первую очередь на на туристическую деятельность, стремясь стать элитным курортным центром.

Когда Джуканович в 2001-ом году объявил о своих планах превратить Черногорию в "жемчужину Адриатики" в регион пошли масштабные инвестиции, в условиях санкций Европейского Союза они в основном исходили из Восточной Европы, главным образом из России и Украины , кроме обычных бизнес-инвестиций в регион прибывало большое количество туристов из Восточной Европы, которых привлекали низкие цены и доступность черногорских пляжей, после отмены европейских санкций с 1 января 2004-ого года, в регион устремились туристы в том числе и из Европы, все это привело к бурному росту экономики региона и туристической сферы. В то же время развитие туристической индустрии привело к закрытию многих промышленных предприятий, что неудачно сказалось на популярности правящей партии Демократических Социалистов на выборах 2005-ого года. Тем не менее, регион вполне быстро развивался став центром туризма для многих жителей, как Югославии так и всей Европы. Наконец, наиболее сложным процесс экономических реформ был в Косово, федеральное правительство и глава Автономии Пацолли тратили огромные деньги на восстановление разрушенной косовской инфраструктуры и привлечению инвестиций в регион. Второй задачей была борьба с огромным пластом "теневой экономики", который среди прочего включала: торговлю органами, людьми, наркотиками, контрабанду различных товаров и т. Из этого же следовала проблема с "теневой экономикой", которая представлялась чрезвычайно трудно решаемой и часто приводила к столкновениям между организованной преступностью и силами югославского правопорядка, часто ОПГ имели тесную связь с косовскими боевиками, в частности, с АОК. В целом же, проблему "теневой экономики" не удалось решить ни в правление Слободана Милошевича, ни после его смещения, несмотря на то что с 2007-ого года её "размер" значительно сократился. В целом же, многие эксперты склонны высоко оценивать развитие Югославской экономики, чей рост, начавшийся в 2003-ем году и продолжающийся до сегодняшнего дня с перерывом на 2009-2010 года , наравне с Румынией , довольно часто называют "балканским тигром", а работа министра финансов - Джелича "отца чуда" удачным примером проведения "шоковой терапии". Выборы 2003-ого года[ ] К выборам 2003-ого года Югославия подходила в тяжелом положении, страна находилась в процессе экономических реформ и была мишенью для разного рода террористических атак, что било в первую очередь по популярности Слободана Милошевича и правящей Социалистической Партии, падала также популярность Демократического Альянса сформированного из Демократической Оппозиции в 2000-ом году , в этих условиях вновь главной силой становились националисты из Сербской Радикальной Партии, руководитель которых - Томислав Николич объявил о своих президентских амбициях, при этом по мнению многих политологов, обладая реальными шансами одержать на выборах победу. Выборы в Югославии состоялись 26 октября 2003-ого года, как и прошлые на них параллельно проходили выборы Президента и Союзного Парламента.

Результаты выборов в Парламент - оказались во многом удивительными для большинства наблюдателей. Фактически, от результатов президентских выборов зависело то, какое правительство будет сформировано, все зависело от решения Коштуницы, кого из двух кандидатов поддержать на выборах. Демократический Альянс был значительно расколот по этому вопросу, часть альянса призывало к поддержке Милошевича, а другая к поддержке Николича. Коштуница медлил с принятием окончательного решения, длительное время, взвешивая решение. В конечном итоге, лидер Альянса пришел к выводу, что в случае победы Николича, главную роль в формирование нового правительства получат именно Радикалы, в то время как Альянсу достанутся лишь второстепенные позиции, в то же время в случае сохранения "Рождественской коалиции" большую часть правительства удастся сформировать именно им, а самому Воислав сможет занять пост Председателя Правительства. Кроме того, по мнению экспертов, значительную роль в этом сыграла приобретение российским Газпромом сербской нефтегазовой госмонополии "НИС", что укрепило популярность югославского правительства и действующего Президента. Внешняя политика Югославии, начало интеграции в Европейский Союз [ ] Важным фактором внешней политики Югославии являлся выходом из частичной внутренней изоляции, в которой страна находилась с середины 1990-ых годов. Определенных сдвигов удалось добиться в начале нового столетия после окончания конфликта в Косово и подписания целого ряда договоренностей, направленных на восстановление мира и спокойного развития в Косово, по мере реформ в Югославии и реинтеграции южного региона отношения постепенно восстанавливались, что также положительно влияло на экономическую ситуацию в стране, тем не менее санкции в отношении СРЮ сохранялись вплоть до начала 2004-ого года. В этих условиях Югославия была вынуждена выстраивать крепкие отношения со странами Восточной Европы, не входящими в Европейский Союз, от Румынии до России. Россия же на протяжении всей первой половины 2000-ых годов была наиболее близким партнером для Югославии, активно инвестируя в развитие Югославской экономики.

Во внешней политике Югославия после окончания войны в Македонии действовала довольно аккуратно, сосредоточившись на внутренних проблемах, лишь поддержав операцию "Несокрушимая свобода" против исламских террористов, в то же время довольно противоречивая реакция пришла из Югославии относительно Иракской войны, президент страны - Слободан Милошевич высказался против войны, назвав действие США и их союзников - "авантюрой", в то же время Министр Иностранных Дел - Горан Свиланович, назвал позицию Югославского президента "чрезмерно резкой". В то же время результаты выборов 2003-ого года в Югославии серьезно напугали Европейский Союз, в стране появилась возможность прихода к власти националистов, что отчасти было продиктовано тяжелым экономическим положением Югославии, тем не менее, после создания новой коалиции, в которой ключевые посты получили представители "Демократического Альянса" - Европейский Союз принял решение пересмотреть свое отношение к Югославии, приняв решение не продлевать санкции в отношении Белграда, что стало ещё одной победой для демократических сил в руководстве Югославии, особенно для Воислава Коштуницы, занявшего пост Председателя Правительства страны, именно его чаще были готовы видеть в Европейских столицах нежели Слободана Милошевича, которого руководство Хорватии и Боснии продолжало обвиняться в геноциде и военных преступлениях. Коштуница, в ходе многочисленных визитов в страны ЕС заявил, что одной из целей его правительства является вступление в Европейский Союз. Югославия начала активно в участвовала в механизме стабилизации и ассоциации и уже в марте 2005-ого года Брюссель объявил, что Югославия наравне с другими государствами западных Балкан - является "потенциальным кандидатом" на вступление в Европейский Союз, тогда Брюссель пошел на беспрецедентные меры, в рамках системы Автономных торговых мер в одностороннем порядке отменил таможенные пошлины на промышленные и сельскохозяйственные товары, импортируемые из Югославии в страны союза, а также предоставило Белграду крупный кредит. На фоне этого рейтинг правительства Коштуницы и всего "Демократического Альянса" значительно подрос. По мнению, ряда экспертов данные кредиты и уступки в отношении сельского хозяйства, были актом давления на югославское правительство, желание руководства Евросоюза ускорить процесс интеграции Югославии в его структуры. Осенью 2005-ого года Коштуница предложил югославскому Парламенту создать специальную комиссию, которая займется подготовкой к подписанию "Соглашения о стабилизации и ассоциации", в комиссию вошли представители "Демократического Альянса" и "Социалистического Блока", по мнению ряда экспертов именно создание этой комиссии стало основой для грядущего политического кризиса в стране. Несмотря на активное сближение с Европейским Союзом, Югославия продолжала оставаться важным политическим партнером России , Югославия была среди европейских держав, которые в 2002-ом году официально признали независимость Нагорного Карабаха, что в свою очередь привело к череде протестов в Косово, чье мусульманское население поддерживало Азербайджан в Карабахском конфликте. Политический кризис 2006-ого года[ ] Осень и большую часть зимы внутри Югославского Парламента шло обсуждения подписания "Соглашения об ассоциации", оно проходило достаточно тяжело, "Демократический Альянс" настаивал на скорейшем подписании соглашения, в то время как "Социалистический Альянс" медлил, настаивая на необходимости более тщательного изучения условий подписания "Соглашения", считая, что это может нанести существенный урон Югославской экономике. В январе 2006-ого года Воислав Коштуница заявил, что на парламентариев оказывается давление непосредственно со стороны Слободана Милошевича, который настроен саботировать подписание соглашений, кроме того в оппозиционной по отношению к Президенту прессе активно муссировались слухи о желании Милошевича либо самому выдвинуться в 2007-ом году на третий срок, либо продвинуть на этот пост своего сына - Марко.

Окончательно "рождественская коалиция" развалилась в Югославии 1 марта 2006-ого года, когда представители левых покинули Парламентскую комиссию, заявив об отказе ратифицировать договор, попытка же Демократов "протащить" его через Парламент провалилась, но Социалисты выступили единым фронтом с Радикалам, проголосовав против Ратификации соглашения, стало ясно, что Социалисты оказались твердо настроены на раскол правящей коалиции. В то время когда Социалисты и Радикалы начали тяжелые переговоры о создании коалиции, в Белграде и других крупных городах развернулась оппозиционная активность, сторонники "Демократического Альянса" начали заполнять площади крупных городов, требуя дальнейшего обсуждения вопроса о подписании соглашения с Европейским Союзом, а также с требованием отставки Слободана Милошевича и досрочных Парламентских и Президентских выборов. Митинги охватили Белград, Ниш, Подгорицу и Приштну, в Косово и Черногории кроме анти-правительственных лозунгов звучали также к призыву к отделению Косово и Черногории от Югославии. Первоначально достаточно спокойная реакция руководства страны, на фоне расширения протестов начала становиться жестче, в ряде городов начались столкновения митингующих с полицией, в Белграде сторонники "Демократического Альянса" захватили несколько тракторов и с их помощью пытались противостоять Полиции и пробиться к зданию Правительства, особенно тяжелые столкновения между протестующими и правительственными силами случились 17-ого марта, когда сторонники оппозиции во главе с депутатом от Демократического Альянса Зораном Джиндичом пытались прорваться к Президентскому дворцу, в результате столкновений более 60 протестующих и 23 полицейских получили ранения. В это же время раскол внутри страны лишь углублялся, Мило Джуканович - глава Черногории объявил о выходе своих сторонников из Демократической партии социалистов Черногории и из всего "Социалистического Альянса" заявив о формировании Партии Социальной Демократии Черногории, мэр Белгарда Воислав Михаилович, также объявил о всецелой поддержке оппозиции, уже 19-ого марта несколько полицейских подали в отставку в связи с несогласием действий МВД. Протесты поддержали в Вашингтоне и Брюсселе, Москва, которая в начале занимала довольно нейтральную позицию по отношению к противостоянию на Балканах, после того как Борис Немцов был избран Президентом, новоизбранный глава государства заявил о поддержке протестующих, призвав Слободана Милошевича уйти в отставку. В это же время переговоры между Социалистами и Радикалам все дальше заходили в тупик, как Социалисты так и Радикалы требовали своего основного участия в формировании Правительства, однако, если правительство возглавят Радикалы это грозило существующему единству страны, так как было негативно воспринято как в Черногории так и в Косово, поэтому Социалистический Альянс продолжал настаивать на том, что правительство должен возглавить их представитель.

Бомбили пункты связи, мосты, аэродромы, заводы, танки и другое вооружение, была уничтожена личная резиденция Слободана Милошевича. Прилетало и по гражданским объектам, среди которых — посольство Китая, больницы, телецентр в Белграде, детский дом в Сурдулице и другие. Тогда между альянсом и Сербией было подписано соглашение о выводе югославских войск с территории Косово. Количество нанесенных авиаударов превышает две тысячи, количество сброшенных бомб — 20 тысяч. Также среди вооружения, как утверждает США, были боеприпасы с обедненным ураном. Более 800 тысяч человек стали беженцами в ходе операции «Союзная сила». По разным оценкам, от 530 до 1500 мирных жителей погибли при бомбардировках и сопутствующих боевых действиях на земле.

Кроме классических боеприпасов силы НАТО в агрессии на Югославию использовали снаряды с обедненным ураном, которые постоянно загрязняли окружающую среду и будут угрожать здоровью людей на протяжении веков. За 78 дней бомбардировок было убито 1. Около 12. Во время агрессии, территория Косово и Метохии чаще всего подвергалась бомбардировками натовских самолетов. Эта территория храбро защищалась Приштинским корпусом вместе с остальными частями югославской 3-ей армии. Хотя югославская армия несколько уступала НАТО, она оказала решительное сопротивление воздушной агрессии, среди прочего, разместив ложные цели в виде макетов танков и подразделений ПВО, которые оказались весьма успешным средством защиты, поскольку удары наносились именно по этим муляжам. Армия в Косово и Метохии, помимо того, что скрывала свои позиции от самолетов противника, дополнительно была вынуждена вести бои против террористов из местных албанцев, которые с началом агрессии и первыми снарядами НАТО, начали общую атаку на армию, полицию и другие государственные органы. Особая проблема состояла в сохранении в секрете мест расположения военных и полицейских частей, поскольку албанцы были оснащены новейшими средствами связи, спутниковыми телефонами, а также обычными мобильными телефонами, которые работали почти все время агрессии. Большое количество спутниковых телефонов оставили албанцами члены наблюдательной миссии ОБСЕ, когда они, за несколько дней до начала агрессии, уехали в Македонию. В те дни почти все западные телеканалы просто наперебой показывали душераздирающие сюжеты о толпах албанских беженцев, которых из Косово якобы выгоняли сербские силы. Но правда была совсем другой. Местные албанцы действительно бежали, но не от сербов, а от натовских бомб, которые не делали различий по этническому принципу. Так, 14 апреля натовские самолеты дважды обстреляли колонну албанских беженцев на дороге Призрен-Джяковица, убив более 75 гражданских лиц албанской национальности. Нападение произошло в середине дня на глазах свидетелей, и впоследствии представители НАТО и западные СМИ не смогли обвинить за это сербскую сторону. А сыновья этих албанских беженцев уже были завербованы в ряды террористов, чтобы служить живым щитом для прокладывания дороги для натовских сухопутных сил. В то время, когда агрессор пытался «ослепить» противовоздушную оборону Сербии с помощью электронных средств, югославской армии оказали ценную помощь более чем 30 тысяч радиолюбителей, которые через свои радиостанции организовали радиосеть, которая сообщала о налетах самолетов и крылатых ракет противника. Это было особенно эффективно в тех случаях, когда вражеские самолеты и вертолеты летели чрезвычайно низко, вне диапазона радаров, и поэтому редко кокой агрессорский спад на сербскую территорию остался незамеченным. Американцы, со своей стороны, не признавали, что развязали войну с СРЮ, и называли свою преступную агрессию гуманитарной операцией. Однако вскоре после начала бомбардировок, когда три американских солдата были захвачены сербскими силами на территории Косово, официальный Вашингтон немедленно потребовал у югославских властей отношения к ними по Женевской конвенции о военнопленных, и таким образом косвенно признал существование войны с Югославией. На белградской Площади республики, а также на главных площадях других городов, ежедневно в полдень, в знак народного неповиновения и сопротивления агрессору, были организованы протестные концерты с пометкой Target, в которых приняли участие самые известные сербские группы и певцы. Сербии тогда поддержку оказали члены московской группы «На-На», которые доставили послание жителям Белграда: «Русские с сербским народом, а мы пришли помочь вам с музыкой!!! Патриарх Алексий в Белграде, 20 апреля 1999, автор Зоран Милованович Югославский парламент в отчаянной попытке что-то предпринять принял решение о присоединении Югославии к союзу России и Белоруссии.

Причем военное руководство блока нисколько не обеспокоил тот факт, что на этот период приходилось наибольшее количество практически ежедневных, по признанию самих же натовцев, грубых ошибок авиации альянса при нанесении ударов по наземным целям. Дело заключалось в том, что руководство ОВВС блока с целью максимального уменьшения потерь летного состава отдало распоряжение «бомбить», не снижаясь ниже 4,5—5 тыс. Не способствовало соблюдению норм международного права и имевшее место на заключительной фазе операции широкомасштабное избавление от излишков устаревшего бомбового оружия путем нанесения ударов по широкому спектру главным образом экономических объектов в Югославии. Всего, что в принципе и не отрицается натовскими представителями, в ходе боевых действий авиация НАТО уничтожила около 500 важных объектов, из которых не менее половины были чисто гражданского назначения. При этом потери мирного населения Югославии исчислялись, по разным данным, от 1,2 до 2 и даже более 5 тыс. Весьма примечательно, что по сравнению с гигантским экономическим ущербом по югославским оценкам — приблизительно на 100 млрд. Например, воздушных боев было немного что объяснялось стремлением сербов сохранить свои ВВС в условиях подавляющего превосходства авиации альянса , и потери СРЮ в авиации были минимальными — 6 самолетов в воздушных боях и 22 — на аэродромах. Кроме того, Белград сообщил, что его армия лишилась только 13 танков. Впрочем, и натовские отчеты содержали гораздо более крупные, но отнюдь не впечатляющие цифры: 93 «успешных удара» по танкам, 153 — по БТР, 339 — по военному транспорту, 389 — по орудийным и минометным позициям. Однако эти данные были раскритикованы аналитиками из разведывательных и руководящих военных органов самого же альянса. А в неопубликованном докладе ВВС США вообще сообщалось, что подтвержденное число уничтоженных югославских подвижных целей составляло 14 танков, 18 БТР и 20 единиц артиллерии. Кстати, в свою очередь, сербы, подводя итоги 78-дневного сопротивления, настаивали на следующих потерях НАТО: 61 самолет, семь вертолетов, 30 БЛА и 238 крылатых ракет. Союзники, естественно, опровергли эти цифры. Хотя, по мнению независимых экспертов, они весьма близки к истинным. БОМБИТЬ, А НЕ СРАЖАТЬСЯ Не ставя под сомнение порой действительно «экспериментальный» характер военных действий со стороны союзников, ведомых американцами, все же нельзя не согласиться с теми независимыми специалистами, которые констатируют допущенные НАТО серьезные ошибки, заключавшиеся в целом в недооценке уровня оперативно-стратегического и тактического мышления командиров и офицеров югославских вооруженных сил, глубоко проанализировавших манеру действий американцев в локальных конфликтах, прежде всего в войне 1990—1991 годах в зоне Персидского залива. Ведь не случайно командование альянса было вынуждено пересмотреть общий замысел ведения операции, сначала втянувшись в затяжной и чрезвычайно дорогостоящий военный конфликт, а затем вынеся на обсуждение вопрос о целесообразности проведения наземной фазы операции, что было изначально не запланировано. Действительно, в подготовительный период агрессии не отмечалось никаких масштабных перегруппировок наземных сил НАТО в прилегающих к Югославии государствах. К примеру, в Албании и Македонии были сосредоточены сухопутные силы общей численностью всего лишь 26 тыс. Состоявшийся в мае в НАТО пересмотр общего замысла ведения операции и выдвижение идеи о срочной подготовке к наземной фазе боевых действий в очередной раз вызвали резкую критику со стороны влиятельных европейских членов альянса. Так, канцлер Германии Герхард Шредер решительно отверг предложение об отправке наземных войск союзников в Косово как ведущее в тупик. Франция также отвергла эту идею, но под тем предлогом, что у нее в тот период не было достаточного количества «свободных» формирований сухопутных войск. Да и американские законодатели выразили сомнение в эффективности данной затеи. По подсчетам бюджетного управления Конгресса США, к уже имеющей место ежемесячной сумме расходов на операцию в 1 млрд. Больше всего союзников, в первую очередь американцев, беспокоил вопрос о возможных потерях в случае наземных сражений с югославскими частями и соединениями. По оценкам американских специалистов, урон в военных действиях только в Косово мог бы составить от 400 до 1500 военнослужащих, которые скрыть от общественности уже не удалось бы. Как, например, тщательно укрываемые данные о потерях, по оценкам, нескольких десятков натовских летчиков и спецназовцев, «консультировавших» югославских албанцев и участвовавших в спасении сбитых пилотов ОВВС НАТО. В результате Конгресс США проголосовал против рассмотрения резолюции, разрешающей американскому президенту как верховному главнокомандующему вооруженными силами применять сухопутные войска в ходе военной операции против Югославии. Так или иначе, но до наземных военных действий между союзниками и югославскими войсками дело не дошло. Однако командование НАТО с самого начала агрессии всячески стимулировало активность «Освободительной армии Косово», состоявшей из косовских албанцев и представителей албанских диаспор США и ряда стран Европы. Но формирования ОАК, оснащенные и подготовленные натовцами, в боях с сербскими пограничниками и регулярными частями ВС показали себя далеко не лучшим образом. По сообщениям ряда СМИ, наиболее крупная операция албанских боевиков против сербских войск в Косово, в которой принимали участие до 4 тыс. В этих условиях перед руководством НАТО оставался единственный путь разрешения самим им созданной проблемы: ударить по Югославии всей мощью своего потенциала. Что оно и сделало, резко нарастив в последней декаде мая группировку своих ВВС до 1120 самолетов в том числе — 625 боевых и добавив к четырем несущим боевое дежурство в прилегающих к Югославии морях авианосцам еще два, а также пять носителей крылатых ракет и ряд других кораблей. Естественно, это сопровождалось беспрецедентной интенсивностью налетов на военные и гражданские объекты на югославской территории. Опираясь на свою колоссальную воздушную мощь и поставив Белград перед выбором — потеря Косово или тотальное уничтожение экономики, экономическая и гуманитарная катастрофы, — НАТО вынудила руководство Югославии пойти на капитуляцию и решила на тот момент косовскую проблему в своих интересах. Бесспорно, сербы не смогли бы противостоять натовской группировке в открытых сражениях в случае продолжения агрессии, но вполне были в состоянии некоторое время вести успешную партизанскую войну на своей территории при полной поддержке населения, как это было в годы Второй мировой войны. Но случилось то, что случилось! Председатель военного комитета НАТО итальянский адмирал Гвидо Вентурони даже был вынужден признать: «Только используя средства, предоставляемые заокеанским партнером, европейские страны НАТО могут проводить самостоятельные операции, в то время как создание европейского компонента в области обороны и безопасности остается пока благородной идеей».

Как Советский Союз и Югославия из-за Албании поссорились

Союзной Республики Югославия по предложению Союзного Правительства, награждает государственными наградами и присваивает звания. Союзная Республика Югославия 4 февраля 2003 года изменила свое название на "Сербия и Черногория" (государственное сообщество Сербии и Черногории). Так, по случаю 25-летия бомбардировок спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что «через некоторое время после агрессии НАТО Союзная Республика Югославия перестала существовать».

Новости и события Российского исторического общества

Правда, к моменту ввода KFOR в Косово, они уже не могли принципиально изменить ситуацию в регионе, часть косовских полевых командиров избежало ареста со стороны югославского руководства, но инфраструктуре сепаратистов был нанесен тяжелейший ущерб. Несмотря на то, что война фактически была прекращена весной 1999-ого года ситуация в регионе продолжала оставаться чрезвычайно трудной, регионом управляла югославская военная администрация, соседняя Албания и Македония страдала от огромного количества беженцев, городам Косово был нанесен огромный урон. В этих условиях, было ясно, что для решения ситуации вновь требуется участие третьих стран, главным образом Соединенных Штатов и России. План "Олбрайт-Лукина" [ ] Сразу после ввода сил НАТО в Югославию между МИДом России и США началась выработка плана по будущему установлению "мира и согласия" в Косово, которые включали в себя не только пункты относительно судьбы автономного края, но и всей Югославии, в этих условиях, Соединенные Штаты часто могли диктовать свои условия российской и югославской стороне. Официально документ, получивший название План "Олбрайт-Лукина", названный так в честь двух руководителей внешнеполитических ведомств, обсуждавших его, был представлен публике 10 августа и содержал ряд важнейших для судьбы всей Югославии пунктов. Важнейшим условием для осуществления мирного плана было расширение автономии Косово в рамках Югославии, которое бы одинаково уважало право как сербов, так и косоваров, в первую очередь, по аналогии со многими пост-колониальными странами места как в сербском, так и в югославском парламенте часть мест должна была оказаться "зарезервирована" за косовскими албанцами, то есть они получали бы их, вне зависимости от результатов выборов. В то же время власти Косово должны были обеспечить подобный резерв и для косовских сербов в местной скупщине. Чтобы все эти изменения были подтверждены, руководство России и США настаивали на проведении до 2000-ого года новых выборов в Югославии, выборам должны были предшествовать Конституционной реформой, которая в свою очередь сделала бы пост Президента Югославии - избираемым на всенародном голосовании. Остальные пункты плана, фактически касались безопасности в Косово, две группы миротворцев - Российско-украинский контингент и НАТОвский сохранялся в Косово вплоть до 2009-ого года, в то же время Югославия была обязана значительно сократить свой военный контингент в автономии, разоружить все пара-милитаристские формирования на территории Косово, обеспечить возвращение в Косово большей части беженцев и способствовать восстановлению инфраструктуры региона. Особенно тяжелым для Югославии стал вопрос выдачи, сербов обвиняемых Гаагским трибуналом в военных преступлениях, при том, что многие сербы считали участников войны в Боснии и Хорватии - национальными героями.

Сразу после объявления о пунктах документа, он вызвал противоречивую реакцию в Югославском обществе и руководство страны не спешило его принимать. Тем не менее, по воспоминаниям, Владимира Лукина, одного из разработчиков данного документа, изначальная американская версия плана, была куда более радикальней и, например, требовала амнистии для всех албанских полевых командиров. Югославское общество, отчасти восприняло данные соглашение как унижение, особенно это коснулось косовских сербов и югославской армии, Вице-премьер Сербского правительства - радикал Воислав Шешель и вовсе заявил, что: "Скорее покончит с собой, чем позволит плану быть реализованным". Тем не менее, с частью решений Милошевич был готов согласиться, в частности, через несколько дней после объявления плана, Слободан Милошевич призвал к проведению в ноябре досрочных Парламентских и Президентских выборов, пользуясь своей широкой популярностью благодаря победе над Косовскими сепаратистами. В то же время Милошевич не слишком торопился реализовывать другие пункты плана, в частности о выводе большей части военного контингента из Косово и разоружении пара-милитаристских формирований. В то же время к скорейшему исполнению плана призвала демократическая оппозиция и руководство Черногории, в лице Президента Черногории - Мило Джукановича. В следующие месяцы, ситуация в Югославии вновь становилась напряженной, Россия и США давали на Белград, призывая в ближайшее время реализовать план. Слухи о том, что Слободан Милошевич склоняется к его реализации, особенно эти слухи усилились после встречи Милошевича с американским послом - Ричардом Майалзом 3 октября 1999-ого года. Оказались перекрыты также улицы в Белграде и других крупных сербских городах, где оказались заблокированы центральные площади и улицы, блокированы мэрии городов.

Произошла неудачная попытка окружить здание Правительства Югославии, которая окончилась перестрелкой и отступлением путчистов. Ничем также закончилась попытка занять Белградский телецентр, охрана здания, при поддержке югославских войск, лояльных Президентов защитило его. Через несколько часов после начала путча по югославским каналам было показано обращении Президента СРЮ - Слободана Милошевича, который призвал население страны противостоять попыткам антиконституционного переворота, обвинив в происходящем: "фашистов и радикалов". После призыва Милошевича на улице вышло большое количество жителей Белграда, которые принялись противостоять путчистам, в это же время после непродолжительных переговоров Александр Лебедь, руководитель российского миротворческого контингента добился деблокирования российских миротворцев, после чего путчисты были разоружены. Фактически, военные не выдвигали каких-либо определенных требований, тем не менее, центром восстания являлся центр штаб Приштинского корпуса, который вскоре оказался окружен российскими миротворцами и верными правительству Югославии силами окружили здание штаба, путчисты после непродолжительной перестрелки сложили оружие. Среди арестованных оказались высокопоставленные югославские военные и лидеры военных формирований - Желько Ражнатович, Милорад Улемек, Звездан Йованович и другие. Военным лидером мятежа являлся - Владимир Лазаревич, командующий штабом, а политическим руководителем - Вице-премьер сербского правительства - Воислав Шешель, самому Шешелю на руки наручники надели российские десантники. После этого Милошевич, поздним вечером 18-ого октября выступил по телевидению, объявив о победе законной власти. Сразу после провала военного переворота, действия официального Белграда, стали заметно более быстрыми, уже через три дня после провала военного переворота Милошевич объявил о поддержке исполнения всех пунктов совместного плана США и России , вывод большей части войск из Косово начался уже в конце октября, права региона были значительно расширены.

Большинство пара-военных формирований было распущено и началось массовое изъятие оружие, вскоре Югославская милиция, принялась также арестовывать многих обвиняемых в военных преступлениях, что было отрицательно воспринято в югославском обществе, в то же время отправки в Гаагу обвиняемых, начались уже после выборов. В это же время изменения коснулись и во внутри Сербии, сразу после попытки военного переворота, в котором оказались замешаны многие руководители СРБ, правящая коалиция распалась и до грядущих выборов так и не образовалась. Изменения постигли и саму Радикальную Партию, после ареста многих членов СРБ, Радикалы находились в сложном положении и не стали участвовать в Парламентских выборах. Выборы 1999 года [ ] На выборах 1999-ого года, югославское население впервые голосовало не только за партию, но и за главу государства, тем самым, они представляли особую важность для всего общества, демократические силы, по большей части объединились в "Демократическую Оппозицию Сербии", тем не менее, от вступления в ДОС отказалась Движение Обновление, которое приняло в свой состав многих бывших представителей СРБ. В это же время, реально над контроль, как над исполнительной, так и над законодательной властью могли претендовать лишь представители СПС и представители ДОС, в Президенты Югославии от социалистов выдвинулся, сам Слободан Милошевич, а от оппозиции - Воислав Коштуница. Обе главные сербские политические силы объявили о своей поддержке плана мирного урегулирования в Косово и исполнения всех требований России и США, тем не менее, значительно различались пункты программы двух главных блоков на экономическое и политическое развитие Югославии. В Черногории ситуация была куда более ясная, Мило Джуканович руководитель Демократической партии социалистов Черногории, в годы Косовского конфликта серьезно поднял свой авторитет и за пределами Югославии, в родной же Черногории значительно усилив личную власть, в результате ослабленные силы сербских националистов, либералов и социалистов, оппозиционного настроенных к правлению Джукановича, не могли ничего противопоставить черногорской "партии власти", которая контролировала данный регион Югославии. Куда более напряженно проходили выборы в Сербии, на Президентских выборов, если на президентских выборах вопрос, в основном состоял в наличии или отсутствии второго тура, то на парламентских, важнейшим вопросом было формирование грядущей правительственной коалиции. С самого начала Социалисты приняли решение вступить в переговоры именно с Движением Обновления, но это вызвало недовольство бывших Радикалов в составе Обновления, после начала переговоров с правящими социалистами, они массово покинули движение, "не желая иметь ничего общего с предателем Милошевичем", они же через несколько дней образовали в югославском парламенте - фракцию Радикалов.

В результате альянс для получения большинства между Социалистами и "Обновленцами" оказался невозможен, в этих условиях, Милошевич был вынужден начать переговоры с представителями Демократической Оппозиции, чему способствовало давление со стороны Москвы и Вашингтона. Переговоры между Милошевичем и Коштуницей были чрезвычайно напряженными и окончились формированием коалиции лишь к 7 января 2000-ого года, тем самым оказалась сформирована, так называемая, "Рождественская коалиция", в которую вошла СПС, большая часть Демократической Оппозиции и Движение Обновление, именно эта коалиция и будут править Югославией следующие пять лет. В то же время раскол коснулся и объединенных демократов, ряд пацифистских, анти-военных и радикально анти-Милошевских движений вышли из коалиции и сформировали в парламенте "Альянс за свободную Сербию", тем не менее, это не могло помешать действующей коалиции. Конфликт в Македонии [ ] За время военного конфликта в Косово территорию югославской автономии покинуло от 900 тысяч до 1 одного миллиона 300 тысяч человек, как правило это были косовские албанцы, которые бежали от войны либо в Албанию или на территорию Македонии. Северо-восточные районы Македонии также были заселены албанцами, что после огромного потока беженцев привело к большому пласту проблем. Косовары оседали в горных селах Македонии, где начиная с конца весны 1999-ого года по примеру Армии Освобождения Косово начали создаваться албанские сепаратистские структуры, главной из которых стала - Армия Национального Освобождения. Начиная с лета 1999-ого года албанские сепаратисты стали серьезной проблемой, совершая нападения на пункты македонской полиции и беря под свой контроль целы села, изначальные попытки македонских войск и полиции самостоятельно справиться с натренированными в партизанских боях солдатами АНО, по большей части провалились. В этих условиях, сложно было недооценивать огромный опыт, которым обладала югославская милиция и армия в борьбе с албанскими сепаратистами. Желая, как можно быстрее решить конфликт осенью 1999-ого года, ещё действующий Президент Македонии - Киро Глигоров, обратился к странам, которые ранее сыграли значительную роль в урегулировании конфликта в Косово с просьбой о помощи.

Слободан Милошевич, желавший ослабить санкционное на Югославию и заручиться поддержкой националистически настроенного электората перед грядущими выборами согласился, югославские войска, совместно с российскими , украинскими и силами KFOR, приняли значительное участие в разгроме албанских сепаратистов. Тем не менее, по оценкам международных наблюдателей югославские войска, которые хоть и были из всех наиболее эффективными, в итоге действовали очень жестко, в том числе против албанского гражданского населения, тем не менее, югославские силы сыграли значительную роль в боях за Арачиво, македонские войска атаковали город с юга, а югославские с севера, против мятежников активно применялась артиллерия, что привело к тяжелой гуманитарной ситуации вокруг города, Международные наблюдатели также раскритиковали деятельность югославского спецназа в пригородах Арачиво, особую пикантность ситуации придавало то что в городе скрывалось большое количество бывших членов АОК, разыскиваемых на территории Югославии, блокада и обстрелы города продолжалась около полутора недель. Чтобы недопустить, повторения судьбы Сараево НАТО потребовало немедленно прекратить блокаду города и пропустить в него силы Альянса, под этим давлением Скопье и Белград сняли блокаду мятежного города к 24 января, тогда же под давлением международного соглашения начались переговоры между македонскими и албанскими силами. В самой Югославии события в Арачиво восприняли двусмысленно, зашедшие войска НАТО в ходе операции "Богатый урожай" разоружили боевиков АНО, но многие бывшие лидеры косовских сепаратистов, пользуясь "прикрытием" войск Альянса покинули город и скрылись. Позднее, по результатам Охридских соглашений, подписанными местными политическими силами, как македонцев так и албанцев, войска ЮНА выводились с территории Республики, чему в Белграде не слишком сопротивлялись. В результате военных действий в Македонии Югославские войска потеряли убитыми 72 солдат и офицеров. Реинтеграция Косово[ ] Самым тяжелым для новообразованной "Рождественской коалиции" вопросом была реинтеграция Косово в состав Югославии, в результате военных действий региону был нанесен чрезвычайно большой урон, кроме того, югославскому правительству согласно принятому плану надо было способствовать возвращению в регион многочисленных беженцев, кроме того Белграду требовалось преодолеть многолетнюю вражду с косовским населением для спокойной интеграции региона обратно в состав Югославии. Выборы в Косово были назначены на начало 2001-ого года, за это время югославским властям требовалось сформировать политическую партию из косоваров, которые бы поддерживали статус Косово как автономии в составе Югославии. В конечном итоге летом 2000-ого года в Югославию был приглашен - Бехджет Пацолли, известный строительный бизнесмен родом из Косово, после ряда переговоров Пацолли принял предложение сформировать в Югославии свою партию и вложиться в восстановление автономии, но выдвинул ряд требований, среди которых была амнистия для ряда руководителей косовских сепаратистов, в частности для Ибрагима Руговы, многолетнего президента Косово, "балканского Ганди" и крупной части его соратников не обвиняемой югославской стороной в военных преступлениях и не поддержавших в годы войны деятельности АОК.

Благодаря активному финансированию из личных средств, административного ресурса и отсутствию сильных конкурентов на выборах 2001-ого года "Демократическая Лига Косово" одержала победу среди косоваров, а "Сербский Демократический Блок" среди сербского населения сербские националисты, оказались фактически на выборы недопущены , на выборах также отразилось то что в выборах принимали участие также сербские полицейские и сотрудники специальных служб, расквартированные в Косово. Вместе две партии сформировали в Скупщине автономии коалицию, а регион возглавил сам Пацолли. Кроме того югославские силы должны были способствовать возвращению в регион беженцев, параллельно борясь с местной организованной преступностью, которая процветала на территории края в 1990-ые годы.

Ночные условия, кроме того, препятствовали стрельбе югославских зенитных ракетных комплексов с оптическими системами обнаружения и наведения ракет. При этом германские и французские машины привлекалась только к ведению воздушной разведки и наблюдению. Предприятиям военно-промышленного комплекса Югославии авиазаводы, нефтеперерабатывающий завод, завод по производству вооружения , инфраструктуре, коммуникациям, административным зданиям силовых структур был нанесен значительный ущерб. Однако руководство НАТО, дабы избежать протестов со стороны международной общественности, склонить на свою сторону часть граждан СРЮ, старалось по возможности максимально снизить потери среди мирного населения Югославии. Поэтому по официальным и неофициальным каналам командование ОВВС альянса оповещало о времени и объектах возможных ударов. Некоторые из них носили откровенно предупредительный характер например, разрушение в Белграде старого моста, имеющего главным образом историческую ценность, а не стратегически важного нового. Действия стратегических бомбардировщиков и тактической, палубной авиации четко увязывались по времени. Причем самолеты стратегической авиации СА вылетали с баз в Великобритании и США задолго до того, как поднимались в воздух истребители-бомбардировщики и штурмовики, дислоцировавшиеся в Европе, и это служило для мировых информационных агентств первым признаком начала очередного авианалета на Югославию. Выход СА в район боевых действий осуществлялся по коридорам над нейтральными водами и сопровождался несколькими дозаправками в воздухе. Полеты стратегической и тактической авиации с континентальной части США обеспечивались большим парком самолетов-заправщиков. Вместе с тем эксперты обратили внимание на первое совместное применение всех типов ударных самолетов СА В-52, В-1В, В-2 , на новые бомбы JDAM, использовавшиеся стратегическими бомбардировщиками против РЛС ПВО, а также на специальные боеприпасы, способные за счет электромагнитного импульса выводить из строя компьютеры и системы управления противника. Однако уже с начала операции выявилась недостаточная эффективность крылатых ракет в условиях горно-лесистой местности. К примеру, были зафиксированы случаи уклонения КР от заданных целей и разрушения малозначительных объектов, падения на территории сопредельных государств. Не проявили себя в должной мере и противолокационные ракеты «воздух-РЛС», которые оказались неспособными отыскать свои цели в условиях принятой югославской ПВО тактики уклонения и выжидания. Боевые вылеты В-52Н осуществляли с авиабазы Фэрфорд Великобритания , где в феврале 1999 года была развернута группировка в составе восьми бомбардировщиков. После завершения пусков ракет самолеты возвращались на авиабазу вылета. Основным вооружением при этом служили авиабомбы Мк82 калибра 227 кг максимальная загрузка — до 51 ед. Бомбометание осуществлялось с больших высот свыше 10 тыс. После выполнения боевой задачи самолеты тем же маршрутом возвращались на авиабазу вылета.

Со временем мандат миссии расширяется и включает защиту аэропорта в Сараево, также войска размещаются в Македонии, в ее состав включаются воинские подразделения из 40 стран мира. Миссия действовала в период с 1992 по 1995 годы. С момента обострения кризиса в Косово на территории Албании вдоль албано-югославской границы действовали группы наблюдателей ОБСЕ. Организация стремилась также способствовать налаживанию диалога между конфликтующими сторонами, однако ее действия не принесли ощутимых результатов. Соглашения предусматривают ввод на территорию Боснии и Герцеговине сил по стабилизации ситуации под командованием НАТО. Попытки урегулирования кризиса при посредничестве международных институтов лишь частично стабилизировали обстановку на Балканах, но не устраняли противоречия между враждующими сторонами. В феврале 1999 года в пригороде Парижа Рамбуйе при посредничестве Контактной группы ведутся переговоры между руководством Сербии и косовскими албанцами об урегулировании ситуации в Косово. Позднее Мирный план не был подписан Сербской стороной ввиду наличия в нем ранее несогласованных позиций, а именно, расширение автономии Косова и вводе на эту территорию контингента войск стран-членов НАТО.

Стеван Гайич, житель Белграда По воспоминаниям бывшего военного Союзной Республики Деяна, натовские бомбардировщики били не только по военным объектам. Они бомбили здание Радио и Телевидения Сербии, там погибло несколько человек, они обстреляли пассажирский поезд, в котором находились люди, там тоже много погибло. Были постоянные попадания по мирному населению. Они убивали наших детей в домах. Никто за это никогда не отвечал", — говорит очевидец. Бомбили снова и снова, бомбили центр города. Погибло много детей, свыше 90, но все мы запомнили маленькую Саню из Варварина, которая была лучшей по математике, и особенно маленькую Милицу Ракич — двухлетнего ребенка из Батайницы, который погиб в результате бомбардировок. Невинное дитя, ни в чем не виноватое. И это стало символом того страшного преступления, совершенного над Сербией и над нашим народом". Я перевозил детей к родителям жены, потом в район Мириево. Моему младшему сыну тогда было меньше одного года, он был совсем малыш. В первую ночь, когда начались бомбардировки, мать спрятала его в подвале и держала его там на морозильной камере. Но ребенок и в этом несознательном возрасте было настолько напуган, что следующие несколько лет, когда слышал звук самолета, убегал, прятался под стол или еще куда-то. Он родился 28 июня 1998 года, ему было меньше года, когда все началось. Я каждую вторую или третью ночь, когда не был дежурным в правительстве, ночевал в своем доме в Батайнице один, а детей прятал по Белграду". Жертвы натовских бомбардировок Жертвами бомбардировок стали от 3,5 до 4 тысяч человек, около 10 тысяч человек получили ранения, две трети из них были гражданские лица. Материальный ущерб от бомбардировок оценивается от 30 до 100 миллиардов долларов. По данным Всемирной организации здравоохранения, из-за обедненного урана, который сбрасывали вместе с бомбами, в регионе выросло число онкологических заболеваний. Среди заболевших оказались также военные НАТО, принимавшие участие в операции. Заражение радиоактивными материалами в Косове было подтверждено ООН в марте 2002 года. Всего на Югославию было сброшено 31 000 таких снарядов — главным образом на косовские города Призрен, Печ, Сува-Реку, Джаковицу и Урошевац. К каким последствиям привело убийство Югославии Официально "Союзная сила" завершилась 10 июня 1999 года после подписания в Македонии соглашения между Югославией и НАТО, согласно которому с территории Косова начался вывод югославских войск.

В Сербии поминают 15-летие агрессии НАТО против Союзной Республики Югославия

Какие страны входили в состав Югославии? | Аргументы и Факты Видео от Союзная Федеративная Республика Югославия. 0:14.
В Сербии намерены требовать от НАТО выплат пострадавшим от обедненного урана в Югославии Королевство Югославия по понятным причинам не дружило с «первой в мире страной социализма» – Советским Союзом.
Могла ли Сербия выстоять в отражении агрессии НАТО? — Фонд стратегической культуры В 1999 году во время вооруженного противостояния сепаратистов Албании, полиции и армии Сербии начались бомбардировки СРЮ (Союзная Республика Югославия), организованные силами НАТО.
Как Советский Союз и Югославия из-за Албании поссорились Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации выражает крайнюю озабоченность кризисной ситуацией, сложившейся в Косово (Союзная Республика Югославия).

С момента начала агрессии НАТО против Югославии исполняется 25 лет

Королевство Югославия 1929 год. Новое правительство пыталось сохранить нейтралитет в условиях начала Второй мировой войны 1939—1945 гг. Прямые угрозы со стороны Италии и Германии вынудили правительство подписать протокол от 25 марта 1941 г. Симовичем совершили государственный переворот и свергли правительство, Пётр II был провозглашён королём. Новый премьер-министр Симович не отказался от идеи присоединения к Пакту трёх держав, но, пытаясь вернуться к политике нейтралитета, в то же время санкционировал подписание Договора о дружбе и ненападении с СССР 5 апреля 1941. Предпринятое на следующий день нападение Германии без объявления войны привело к капитуляции Югославии 18 апреля 1941 г.

Пётр II и югославское правительство покинули страну 14 апреля 1941 г. Югославия была разделена между государствами фашистского блока и их сателлитами: в состав Германии вошла северная часть Словении, южная её часть стала Люблянской провинцией Италии. На территории Хорватии и большей части Боснии и Герцеговины было создано Независимое государство Хорватия , контролировавшееся фашистскими державами. На территории Сербии действовало коллаборационистское правительство бывшего министра обороны Югославии М. Недича премьер-министр в августе 1941 — октябре 1944.

Во время 2-й мировой войны в Югославии действовало крупнейшее антифашистское сопротивление в Европе. Броз Тито , и четниками во главе Д. Михайловичем , пользовавшимся поддержкой югославского королевского правительства в 1942 Михайлович произведён в генералы. Война со стороны двух ветвей Движения Сопротивления велась не только против оккупантов и их пособников, но и друг с другом, что позволяет говорить и о чертах гражданской войны, развернувшейся на территории Югославии. Со стороны союзников по антигитлеровской коалиции предпринимались безуспешные попытки наладить сотрудничество между двумя движениями.

В условиях коренного перелома во 2-й мировой войне 29—30 ноября 1943 г. Яйце состоялась 2-я сессия Антифашистского веча народного освобождения Югославии , сформировавшего Национальный комитет Югославии взял на себя функции правительства, председатель — И. Броз Тито и запретившего королю Петру II возвращаться в страну до окончания войны. В 1943—1944 гг. Броз Тито был освобождён Белград.

Югославия была полностью освобождена от войск оккупантов, их сателлитов и противников коммунистов немцев, усташей , четников. По решению Учредительной скупщины 29 ноября 1945 г. Многие деятели оппозиции покинули страну или прекратили политическую деятельность. Социалистическая Федеративная Республика Югославии. В апреле 1947 г.

Это, в свою очередь, вызвало ответную реакцию со стороны сербов в 1919-1920-м. А в 1941-1945 годах сербское население Боснии и Герцеговины, которую гитлеровцы отдали своим союзникам из «Независимого государства Хорватия» НДХ , подверглось наиболее жестокому террору — настоящему геноциду со стороны хорватских фашистов-усташей. Относительная малочисленность хорватской общины в БиГ мешала Загребу сделать ее исключительной опорой своей власти на этих землях, поэтому для привлечения мусульман на свою сторону усташи провозгласили их «цветом хорватской нации».

Непосредственные потери сербской общины БиГ за годы Второй мировой войны оцениваются в 209 тыс. Именно после этого сербы перестали быть первой по численности национальной общиной БиГ. Потому неудивительно, что для местных сербов фашизм ассоциировался именно с хорватскими националистами, чьими союзниками были мусульмане.

Однако после создания в 1945-м Социалистической Федеративной Республики Югославия СФРЮ официальная пропаганда «братства и единства» старалась изгладить эти преступления из памяти людей. Палачи продолжали жить в своих поселениях бок о бок с родными своих жертв. По мнению шведского политика Карла Бильдта, именно это официальное замалчивание зверств, жертвами которых стали сербы, сыграло большую роль в быстром перерастании боснийского кризиса начала 1990-х в конфронтацию и в открытую войну.

Но к тому времени национальная ситуация в Социалистической Республике Босния и Герцеговина сильно изменилась, причём в пользу мусульман. Во-первых, ещё в 1961 году в СФРЮ был введён термин «мусульманин» в значении этнической принадлежности. А в 1968-м ЦК Союза коммунистов БиГ подтвердил, что мусульмане являются «отдельным народом», то есть этнической группой, полностью равноправной основным народам Югославии, — а не «народностью» или национальным меньшинством.

Это сопровождалось перераспределением властных полномочий в пользу представителей мусульманской общины. Осенью 1990 года во всех республиках Югославии прошли первые свободные выборы в местные парламенты на многопартийной основе. Победили совершенно новые силы, оформившиеся в течение 1990-го.

Конечно, межобщинные трения и раньше играли свою роль в жизни боснийского общества, но коммунистический режим активно боролся со всеми попытками поставить национальные проблемы во главу угла. Либерализация 1990 года дала национальной интеллигенции возможность провести политическую мобилизацию под национальными лозунгами.

Перемены в экономике повлекли за собой и изменения в политическом устройстве. В 1953 году в конституцию были внесены поправки, предусматривавшие, в частности, создание Вече производителей в качестве особой палаты скупщины. Оно избиралось только работниками народного хозяйства. Вводился также пост президента Югославии. Его занял Тито, который одновременно оставался главой правительства — Союзного исполнительного вече. Тито остался президентом Югославии, но отказался от поста главы правительства. В 1957-1965 годах была в основном осуществлена индустриализация страны. Одновременно власти сократили долю инвестиций в производство, увеличили вложения в непроизводственную сферу и сельское хозяйство, в котором постепенно расширялся государственный и кооперативный секторы.

Расширялась роль хозяйственных отраслевых и межотраслевых объединений. Реформы оказали неоднозначное воздействие на югославскую экономику. Обретя самостоятельность, предприятия нередко использовали свои средства не для производства, а на наращивание фонда потребления, что повышало уровень жизни населения. В то же время рост производительности труда существенно отставал от роста личных доходов. Рост промышленного производства замедлился. Добывающая промышленность и сельское хозяйство все больше отставали от обрабатывающей индустрии, усилились диспропорции в развитии республик и краев. Значительных размеров достиг дефицит внешнеторгового и платежного баланса, росла инфляция. Власти страны попытались осуществить т. В 1968 году имели место выступления студентов, протестовавших против бюрократии, коррупции, социального неравенства и государственного контроля над общественной жизнью. Студенты требовали расширения общественного самоуправления и наполнения его реальным содержанием.

Обострились также национальные проблемы. Тито хорват по национальности , пытался соблюдать баланс между элитами различных национальных групп, считая это залогом сохранения единства страны. Руководство Югославией было многонациональным, оно решительно подавляло любые проявления и тенденции, которые можно было расценивать как националистические. Тем не менее, такие тенденции присутствовали в настроениях, как части интеллигенции, так и среди некоторых партийных руководителей республик. В начале 1970-х годов Югославия добилась некоторого ускорения экономического роста, сократился дефицит внешнеторгового и платежного баланса, а также задолженность большинства предприятий. Но затем экономическая ситуация в стране ухудшилась - вновь стала расти инфляция, увеличилась безработица ее удавалось смягчать за счет массовой трудовой миграции югославских граждан за границу. Распад Югославии После смерти президента Тито 4 мая 1980 года лидеры югославской федерации объявили о намерении продолжать прежний курс. Была согласована система коллективного руководства, согласно которой на постах руководителя партии и председателя Президиума СФРЮ ежегодно сменялись представители республик и краев. На протяжении 1980-х годов экономические проблемы в Югославии продолжали обостряться. В июле 1983 года была принята программа экономической стабилизации, которая включала меры, направленные на повышение производительности труда, выравнивание уровня развития различных республик и регионов, повышение занятости, уменьшение инфляции, внешнеторгового и платежного дефицита, а также проведение политики жесткой экономии.

Реализация программы не принесла ощутимых результатов. К 1987 году внешняя задолженность страны превысила 19 млрд. Экономические и социальные трудности привели к ухудшению отношений между отдельными республиками и краями Югославии и способствовали нарастанию националистических настроений. В 1986 году ряд членов Сербской Академии наук и искусств выпустили меморандум с острой критикой федерации, в котором содержалось требование усилить роль Сербии в Югославии.

В газетах если и писали об этой стране, то только о спорте и немного о культуре. Например, так было после ввода советских войск в Чехословакию. Это очень сильно повлияло на период наших отношений конца 1980-х — начала 1990-х годов и особенно на период начала распада Югославии. Какое значение распад Югославии имел для нашей страны? И почему вообще это произошло? Причем в распаде Югославии очень большую роль сыграл внешний фактор. Соединенные Штаты Америки теперь уже можно об этом говорить провели практически целую спецоперацию по развалу Югославии. Кроме того, они старались сделать все, чтобы Советский Союз и позже Россия, не дай бог, не помогли в этой ситуации Сербии. Поэтому, когда руководство страны особенно военное руководство в конце 1990 года обратилось к Москве с просьбой помочь, Москва ответила категорическим отказом. Ответ последовал от Михаила Горбачева и от нашего Министерства обороны. Распад Югославии ведь длился целых 17 лет… — Югославия начала распадаться кровавым образом: прошла короткая, но все-таки существенная война в Словении, потом была очень кровавая война в Хорватии в 1991 году, с 1992 по 1995 год шла война в Боснии и Герцеговине. Все это время Россия занимала очень прозападную позицию. Вся система Министерства иностранных дел выполняла задачу попытки ввести Россию в новое, демократическое общество во главе с США. Поэтому сербам пришлось в этой ситуации самим отстаивать, как они считали, справедливость и делать это без поддержки Москвы. У нас вообще была какая-то возможность вмешаться в этот конфликт? Разве мы не заключили с Югославией какой-то новый договор о сотрудничестве взамен того, который был расторгнут в 1949 году? Если и мог быть какой-то договор, то с СФРЮ, но ведь страна распадалась. О своем выходе из состава Югославии — прим.

В Сербии заявили, что не хотят вступать в НАТО и забывать, кто отнял Косово

Союзная Республика Югославия: история создания и экономическое развитие государства Югославия — новости сегодня и за 2024 год на РЕН ТВ.
День Республики Сербской: 30 лет новейшему государству сербского народа | Балканист Операция привела к концу существования Союзной Республики Югославия (СРЮ). Формальной причиной для агрессии НАТО стал межэтнический конфликт между исторически проживавшими в Косово албанцами и сербами.
Как Советский Союз и Югославия из-за Албании поссорились Союзная Республика Югославия 4 февраля 2003 года изменила свое название на "Сербия и Черногория" (государственное сообщество Сербии и Черногории).
Request Rejected Читайте последние новости и смотрите свежие видеорепортажи на сайте Осенью 2000 года тогда еще в Союзной Республике Югославия в ходе «бульдозерной» революции свергли президента Слободана Милошевича.
День Республики Сербской: 30 лет новейшему государству сербского народа | Балканист Сотни цветов принесли сегодня к посольству Сербии в Москве, в годовщину начала бомбардировок Югославии.

Союзная Республика Югославия: история создания и экономическое развитие государства

Своеобразие военного конфликта в Югославии состояло в том, что он включал в себя две «мини-войны»: агрессию НАТО против СРЮ и внутреннее вооруженное противоборство на национальной почве между сербами и албанцами в автономном крае Косово. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации выражает крайнюю озабоченность кризисной ситуацией, сложившейся в Косово (Союзная Республика Югославия). По информации властей Союзной Республики Югославия, за время проведения операции НАТО, с 24 марта по 10 июня 1999 года, общее число погибших гражданских лиц составило свыше 1700 человек, в том числе почти 400 детей, порядка 10 тысяч были ранены. Читайте последние новости дня по теме Югославия: Под бомбами НАТО: 25 лет назад Лукашенко прилетел в Югославию ― история в видео, Путин не считает дерзкой операцию военных РФ в аэропорту Приштины в 1999 году. В Союзной Республике Югославия на тот момент она включала в себя Сербию и Черногорию прошли досрочные президентские выборы. Союзная республика Югославия Союзная республика Югославия (1992 год).Союзная республика Югославия (1992 год).Итоги выборов – победа Милошевича – были поставлены под сомнение: 5 октября 2000 г. начались массовые выступления в Белграде и других городах.

В Китае припомнили НАТО бомбежку Югославии

Виктор Заварзин: История даст свою оценку действиям США и НАТО в Югославии Нападение НАТО на Союзную Республику Югославию 24 марта 1999 года – безусловно, одно из них.
Югославия – последние новости Видео от Союзная Федеративная Республика Югославия. 0:14.
Союзная Республика Югославия: история создания и экономическое развитие государства — OneKu Союзная Республика Югославия 4 февраля 2003 года изменила свое название на "Сербия и Черногория" (государственное сообщество Сербии и Черногории).
Telegram: Contact @MID_Russia Союзная Республика Югославия (сокращённо СРЮ, также называемая неофициально Малая Югославия) была создана 27 апреля 1992 года после распада СФРЮ и включала в себя две республики: Сербию и Черногорию.
Бомбардировки Югославии (1999) — Википедия Все эти страсти были закономерным итогом истории создания союзной республики Югославия.

Военно-воздушная операция НАТО против Югославии "Союзная сила"

Делается заявление о признании Союзной Республикой Югославией независимости всех государств — бывших югославских республик и об отсутствии территориальных претензий к ним. После распада Югославские республики в целом сохранили свои территориальные границы, образовалось шесть независимых государств: Сербия, Черногория, Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, а также частично признанное государство Косово. Международные организации и Югославия Происходящие на Балканах события не могли не вызывать озабоченность международного сообщества. Со временем мандат миссии расширяется и включает защиту аэропорта в Сараево, также войска размещаются в Македонии, в ее состав включаются воинские подразделения из 40 стран мира. Миссия действовала в период с 1992 по 1995 годы. С момента обострения кризиса в Косово на территории Албании вдоль албано-югославской границы действовали группы наблюдателей ОБСЕ.

Организация стремилась также способствовать налаживанию диалога между конфликтующими сторонами, однако ее действия не принесли ощутимых результатов. Соглашения предусматривают ввод на территорию Боснии и Герцеговине сил по стабилизации ситуации под командованием НАТО.

Он указал, что западные страны разместили базы с атомным оружием как минимум в пяти странах, куда входят Германия, Великобритания, Италия, Бельгия и Голландия. Также в Польше и Румынии находятся противоракетные системы, способные запускать ядерные боеголовки. При этом Лукашенко не видит провокаций в отношении своей республики со стороны Киева Президент России Владимир Путин 25 марта сообщил, что Москва и Минск договорились разместить ТЯО в Белоруссии, не нарушая режима нераспространения. Он подчеркнул, что Россия не передает Белоруссии своего ядерного оружия, а делает то, что делали США на протяжении десятилетия. Ранее, 16 февраля, президент Белоруссии Александр Лукашенко заявлял, что республика не нуждается в стратегическом ядерном оружии.

Периодизация боевых действий[ править править код ] По мнению российских исследователей из Центра анализа стратегий и технологий, бомбардировки НАТО были разбиты на три этапа [70] : с 24 по 27 марта. Данный этап представлял собой классическую операцию по подавлению ПВО и установлению господства в воздухе с 27 марта по 24 апреля — атаки по югославским войскам в Косове и Метохии и бомбардировки объектов по всей Югославии с 24 апреля по 10 июня.

В этот период силы НАТО активизировали масштабные бомбардировки Югославии, так как не ожидали отказа югославского руководства от быстрой капитуляции. Вылет F-15 с авиабазы Авиано. Президент России Борис Ельцин выступил с обращением к миру, в котором попросил Клинтона не делать этого трагического, драматического шага. Это война в Европе, а может быть, и больше [78]. С борта американского крейсера «Гонсалес» в Адриатическом море было выпущено 18 ракет « Томагавк ». Точечной бомбардировке подверглись военно-стратегические объекты в Нише — крупном индустриальном центре. В первую ночь войны на перехват самолётов НАТО вылетели пять югославских истребителей МиГ-29 , два из которых были сбиты американскими F-15 , а ещё один, по-видимому, сбит « дружественным огнём » ПВО Югославии [79]. Авианосец «Теодор Рузвельт» в Адриатическом море 28 марта — ночью Билл Клинтон после совещания с руководителями Великобритании, Германии, Франции и Италии подтвердил разрешение усилить военные удары по Югославии. На юге Сербии подверглись точечным атакам и объекты в городе Чачак.

Основным вооружением при этом служили авиабомбы Мк82 калибра 227 кг максимальная загрузка — до 51 ед. Бомбометание осуществлялось с больших высот свыше 10 тыс. После выполнения боевой задачи самолеты тем же маршрутом возвращались на авиабазу вылета.

В ходе «Союзной силы» впервые были применены стратегические бомбардировщики нового поколения В-2А. Во время полетов В-2А, как правило, проводились четыре дозаправки топливом в воздухе. Общая протяженность маршрута беспосадочного полета составляла около 20 тыс.

Бомбометание осуществлялось с больших высот до 12 тыс. На В-2А подвешивалось 16 управляемых авиабомб калибра 904 кг. Принуждение к капитуляции Заключительный период операции «Союзная сила» в связи с отсутствием значительного противодействия со стороны югославской ПВО боевое применение группировок СВН НАТО приняло форму нанесения систематических сосредоточенных групповых и одиночных ударов.

Так Брюссель и Вашингтон продолжали принуждать руководство Югославии к выполнению требований НАТО и одновременно создавали благоприятные условия для вторжения сухопутных войск государств альянса в Косово, если Белград проявит неуступчивость. Атакам с воздуха подвергались и военные командные пункты, аэродромы, склады вооружения и ГСМ, группировки войск , и промышленным электростанции, заводы, предприятия, телевизионные станции объекты, а также по элементы инфраструктуры автомобильные и железнодорожные мосты, станции. В течение двух неполных месяцев боевых действий авиационная группировка альянса в районе конфликта была увеличена более чем в два раза с 289 боевых самолетов по состоянию на 24 марта 1999 года до 618 к концу мая , а количество стратегических бомбардировщиков на передовой авиабазе Фэрфорд Великобритания за тот же период возросло с 8 до 26.

Каждые сутки осуществлялось от 100 до 500 самолето-вылетов боевой авиации НАТО, применялось 5—10 крылатых ракет. Интенсивность действий ОВВС альянса определялась не только поставленными задачами по уничтожению конкретных объектов, но и в значительной степени сложившимися метеорологическими условиями в районе боевых действий. Чтобы исключить возможность поражения самолетов ПЗРК и зенитных пулеметных установок ЗПУ , удары, как и на первом этапе операции, наносились в основном со средних и больших высот управляемыми авиабомбами с лазерной GBU-10,-12,-23,-24 и телевизионной УР «Мейверик» системами наведения.

Крылатые ракеты применялись мелкими группами и одиночно по наиболее важным и заранее выявленным объектам, что объяснялось стремлением командования НАТО к сохранению необходимого боезапаса КР для длительного ведения боевых действий. И вновь проходили апробацию фактически находящиеся на этапе испытаний новые виды вооружения: СВЧ-боеприпасы для поражения электромагнитным импульсом радиоэлектронных средств РЭС пунктов управления войсками, узлов связи и РЛС ПВО, графитовые управляемые авиабомбы УАБ нового типа BLU-114B для вывода из строя систем электроснабжения и УАБ JDAM для поражения высокозащищенных целей, акустические и световые бомб для вывода из строя живой силы противника. Ударам подверглись 398 югославских объектов — 194 военных и 204 гражданских.

Это объясняется, прежде всего, сложными метеорологическими условиями и рельефом местности, из-за чего часть самолетов с поставленными боевыми задачами не справлялась и возвращалась на авиабазы с неизрасходованным боекомплектом.

После распада Югославии сборная перестала существовать. Новая команда собралась только в 1994-м

  • Пресс-конференция к 23-й годовщине начала бомбардировок Союзной Республики Югославии
  • Югославия под ударом: «Союзная сила» «милосердного ангела»
  • "Петля Примакова": разворот над Атлантикой и его значение
  • Косовский вопрос
  • Косовский вопрос
  • В Сербии намерены требовать от НАТО выплат пострадавшим от обедненного урана в Югославии

24 года назад началась приведшая к распаду Югославии операция НАТО «Союзная сила»

  • Пресс-конференция к 23-й годовщине начала бомбардировок Союзной Республики Югославии
  • Странное время
  • Атака с воздуха. Как проходила операция НАТО по разгрому Югославии -
  • Рекомендация новостей

Виктор Заварзин: История даст свою оценку действиям США и НАТО в Югославии

Королевство Югославия по понятным причинам не дружило с «первой в мире страной социализма» – Советским Союзом. Нападение НАТО на Союзную Республику Югославию 24 марта 1999 года – безусловно, одно из них. Бомбардировки Союзной республики Югославия авиацией НАТО продолжались с 24 марта по 10 июня 1999 года. По информации властей Союзной Республики Югославия, за время проведения операции НАТО, с 24 марта по 10 июня 1999 года, общее число погибших гражданских лиц составило свыше 1700 человек, в том числе почти 400 детей, порядка 10 тысяч были ранены. Лидер бывшей Союзной Республики Югославия был арестован 1 апреля 2001 года.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий