Кто входил в состав Афинского демоса. Из кого состоял Афинский Демос. Афинский демос представляет собой народ, который состоит из сословий: аристократии, торговцев и ремесленников. Демос состоял из бедноты, зависимых батраков и ремесленников, в его состав входили также и относительно зажиточные крестьяне, сохранившие свои земли, владельцы ремесленных мастерских, купцы, судовладельцы. Реконструкция афинского Акрополя периода расцвета Афин.
Из кого состоял демос
Ответ: Афинский демос – простые небогатые граждане. Демос состоял из бедноты, зависимых батраков и ремесленников, в его состав входили также и относительно зажиточные крестьяне, сохранившие свои земли, владельцы ремесленных мастерских, купцы, судовладельцы. Новости Новости.
Афинский демос – что это? Почему недовольство демоса стало причиной создания законов Солона?
Демос начал борьбу за то, чтобы отнять власть у знатных людей и самим управлять Афинами. Демос требовал отменить долговое рабство, поделить землю, т.
Плебос - свободные люди, мелкие хозяева, владельцы собственных домов и земель - могут выбирать, но не могут быть избранными. Демос - крупные рабовладельцы, жители Демоса - богатого района города, проходящие определенный имущественный ценз. Только они могли быть избранными в органы управления. Таким образом, истинный смысл термина "демократия" - власть избранных и богатых, положивших себе право быть властью.
Это неизвестно подавляющему большинству, постоянно выбирающему "демократию" и наивно полагающему что народ как-то там может управлять.
Несмотря на это, рядовые граждане стремились участвовать в управлении полисом рис. Властные полномочия были сосредоточенны в ареопаге — совете старейшин, заседавшем на холме, посвящённом богу Аресу. Ареопаг вершил суд, а также ежегодно избирал девять архонтов , занимавшихся управлением страной.
На суде или народном собрании голоса аристократов нередко оказывались более весомыми, чем голоса простого народа. Аристократы стремились подчинить себе простых земледельцев, заставить их отдавать часть урожая. Демос же отчаянно сопротивлялся их натиску. Схема «Население греческого полиса» Вопрос 3 Как вы думаете, существовало ли в обществе согласие, единство, если у демоса не было права на участие в управлении полисом?
Законы Драконта Рис. Архонт Драконт. Древнегреческий бюст Архонты в суде выносили решения, выгодные знати, а простые люди всегда оказывались неправы. Законы были записаны на деревянных табличках, и каждый грамотный житель Афин мог их прочитать и узнать, что будет за тот или иной проступок.
В большинстве случаев наказанием за преступления становилась смертная казнь. Одинаково каралось убийство и кража яблока. А если кто-то у тебя взял в долг деньги и находится ниже по социальному статусу, ты можешь превратить его в личного раба. Некоторые законы кажутся нелепыми.
Например, бык, забодавший насмерть человека, приговаривался к изгнанию за пределы Аттики. Так же поступали с упавшей на голову прохожего и убившей его кровельной черепицей: её вышвыривали за границу полиса. В Афинах существовало выражение «Драконтовы законы писаны не чернилами, а кровью». Умышленное убийство, осквернение святынь и даже кража карались смертью.
Когда Драконта спросили, почему даже за самое незначительное преступление установлена смертная казнь, он ответил, что даже мелкий воришка заслуживает смерти, а за более тяжкие преступления он просто не сумел придумать ничего страшнее. Вопрос 4 Как вы думаете, о каких отрицательных явлениях в жизни древнегреческого общества свидетельствуют законы Драконта? Бедственное положение земледельцев Рис. Долговой камень на участке земледельца.
Современный рисунок Драконтовы законы ещё больше ухудшили жизнь демоса. Аристократы получали в распоряжение наиболее плодородные участки земли, сосредотачивали в своих руках всё большую власть. Простым же земледельцам оставался лишь тяжёлый труд на малоплодородных клочках. Но со временем и эти участки переходили во владение знати.
Положение земледельцев все больше ухудшалось. Когда случался на Аттике неурожай, от этого в первую очередь страдали бедные земледельцы.
Кто входил в афинский демос Вот теперь мы подобрались к самому главному. Так кто же входил в афинский демос?
Судя по тому, что я написала выше, вы уже имеете представление об афинском демосе. Если более детально говорить о входящих в него, то в их число входил сам народ, а именно непосредственно те, кто занимался ремесленной деятельностью, торговлей, земледелием. В демос входили простые, не знатные люди. То есть, как видим, демос не был однородным.
Его нельзя назвать ни аристократией, ни низами общества.
Из кого состоял афинский демос - Ответ или решение на вопрос ниже
Также им был создан выборный суд. Судей должны были избираться из числа всех людей, не взирая на знатность или богатство. Подготовьте сообщение об учрежденном Афинах выборном суде см. Предположите, были ли приговоры этого суда справедливее тех, которые выносил совет знати — ареопаг. Поясните свою мысль. Народный суд был создан Солоном и считался одной из наиболее важных реформ архонта. Только в этот суд допускали афинских бедняков. Любой афинян, начиная с 30 лет, мог стать членом народного суда. Выборы в состав суда проходили каждый год.
На суде могли присутствовать все афиняне. У судей были 2 камня — черный и белый. Черный означал, что человек виновен, белый означал оправдание. Каждый из судей должен был бросить в сосуд один из двух этих камней. После того, как все судьи проголосовали, проходил подсчет камней. Решение выносилось по большинству поданных голосов большему количеству камней. Обвиняемого могли оправдать, если голосов было одинаковое количество. Я считаю, что приговоры, выносимые народным судом, более справедливы, чем те, которые были вынесены ареопагом.
В ареопаг входила лишь знать, которая могла быть не осведомлена о проблемах и нуждах простых горожан. Они могли вынести приговор, основываясь лишь на личной выгоде. В народный суд входили представители из незнатных и небогатых сословий. Они были более осведомлены о проблемах своих сограждан. Поэтому решение выносилось исходя из законов, а не из личной выгоды. В одном из законов Солон запретил продавать хлеб за границу. Предположите, какой части населения был выгоден этот закон. Против кого направлен?
В другом законе сказано: поймавший волка получает пять драхм. Подумайте, почему так велика награда. Ведь в то время одну драхму стоила овца, а пять драхм — бык. Справедлив ли принятый Солоном закон, запрещающий дурно говорить об умершем? Ответ: 1. Выгоден этот закон был простым земледельцам. Природа страны не была благоприятной для выращивания зерновых культур. А торговцы вывозили почти весь хлеб за границу, не оставляя простым грекам ничего.
Чтобы улучшить положение крестьян, Солон ввел этот закон. Однако, этот закон был невыгоден торговцам, поскольку уменьшал их доход. Волк мог убить много овец или быков, поэтому поимка одного животного могла спасти домашний скот, сохранить мясные запасы и спасти от голода. Греки почитали души умерших и приносили им жертвы. Если кто-то оскорблял предков, это могло считаться оскорблением богов. Древняя Спарта Объясните значение выражения "лаконичная речь". Лаконичная речь — краткая, но понятная речь. Кого называли илотами?
Каково было их положение? Илоты — захваченные, пленные. Так называли захваченных в плен жителей Лаконии. Они были рабами, которые принадлежали Спарте, они не могли покидать свои города.
Однако его дальнейшая судьба сложилась не очень благополучно. Оказалось, что законами, которые он ввёл, остались недовольны все слои общества. Знатные люди возмущались тем, что лишились рабочей силы и имущества, полученного от должников. К тому же аристократы не желали делиться своей властью с народом.
Бедняки же считали, что Солон не произвёл перераспределение лучших земель в их пользу и потому не оправдал возложенных на него надежд. Чувствуя, что сограждане им недовольны, Солон якобы по делам уехал из Афин. Он много лет путешествовал и лишь на старости лет вернулся в родной город. Реформы, проведённые Солоном, спасли Афины от кровопролитной войны между знатью и демосом. Он отменил долговое рабство и многие законы Драконта. Благодаря его преобразованиям был сделан первый шаг к демократии — народной власти. Задания 1. Какие преобразования Солона свидетельствуют о том, что в Афинах начала складываться демократия?
Приведите не менее трёх реформ. Один из законов Солона запрещал продажу хлеба за границу и расширял продажу вина и оливкового масла. Подумайте, представителям какой части населения был выгоден этот закон, а какой нет. Обоснуйте ответ.
Он проводил регулярные заседания, готовил дела к рассмотрению на народных собраниях и занимался текущим управлением. В это время, окончательно теряет свои весомые политические функции Ареопаг, который стал сугубо судебным органом. Для охраны общественного порядка и предотвращения захвата власти был введен Остракизм. Определение 2 Остракизм — изгнание потенциальных тиранов из полиса путем тайного голосования надписями на черепках. Проводился раз в несколько лет на народном собрании. Мера была введена Клисфеном в 509 году до н. Подвергнувшийся остракизму изгонялся из полиса на 10 лет без конфискации имущества. Замечание 1 Законодательство клисфена завершило цепь преобразований начатых Солоном. Вся структура государственного управления была основана на новых социальных, а не кровнородственных началах.
Чтобы получить наиболее развернутый ответ, можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории История, воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху. Последние ответы Ylasaburova8170 28 апр. Voronkovadaha 28 апр. Роосо 28 апр. Dimonisakov 28 апр.
Из кого состоял афинский демос? Чем он был недоволен в VII (7-м) веке до н. э.?
Для того, чтобы управлять государством, ему требовалось лишь обладать богатством, например, владеть кораблями. Все свободные греки могли входить в состав Народного собрания, которое созывалось для решения наиболее важных государственных вопросов. Также им был создан выборный суд. Судей должны были избираться из числа всех людей, не взирая на знатность или богатство. Подготовьте сообщение об учрежденном Афинах выборном суде см. Предположите, были ли приговоры этого суда справедливее тех, которые выносил совет знати — ареопаг.
Поясните свою мысль. Народный суд был создан Солоном и считался одной из наиболее важных реформ архонта. Только в этот суд допускали афинских бедняков. Любой афинян, начиная с 30 лет, мог стать членом народного суда. Выборы в состав суда проходили каждый год.
На суде могли присутствовать все афиняне. У судей были 2 камня — черный и белый. Черный означал, что человек виновен, белый означал оправдание. Каждый из судей должен был бросить в сосуд один из двух этих камней. После того, как все судьи проголосовали, проходил подсчет камней.
Решение выносилось по большинству поданных голосов большему количеству камней. Обвиняемого могли оправдать, если голосов было одинаковое количество. Я считаю, что приговоры, выносимые народным судом, более справедливы, чем те, которые были вынесены ареопагом. В ареопаг входила лишь знать, которая могла быть не осведомлена о проблемах и нуждах простых горожан. Они могли вынести приговор, основываясь лишь на личной выгоде.
В народный суд входили представители из незнатных и небогатых сословий. Они были более осведомлены о проблемах своих сограждан. Поэтому решение выносилось исходя из законов, а не из личной выгоды. В одном из законов Солон запретил продавать хлеб за границу. Предположите, какой части населения был выгоден этот закон.
Против кого направлен? В другом законе сказано: поймавший волка получает пять драхм. Подумайте, почему так велика награда. Ведь в то время одну драхму стоила овца, а пять драхм — бык. Справедлив ли принятый Солоном закон, запрещающий дурно говорить об умершем?
Ответ: 1. Выгоден этот закон был простым земледельцам. Природа страны не была благоприятной для выращивания зерновых культур. А торговцы вывозили почти весь хлеб за границу, не оставляя простым грекам ничего. Чтобы улучшить положение крестьян, Солон ввел этот закон.
Однако, этот закон был невыгоден торговцам, поскольку уменьшал их доход. Волк мог убить много овец или быков, поэтому поимка одного животного могла спасти домашний скот, сохранить мясные запасы и спасти от голода. Греки почитали души умерших и приносили им жертвы. Если кто-то оскорблял предков, это могло считаться оскорблением богов. Древняя Спарта Объясните значение выражения "лаконичная речь".
Лаконичная речь — краткая, но понятная речь. Кого называли илотами? Каково было их положение? Илоты — захваченные, пленные.
Картина Y. Lee Таким образом, законы Солона заложили в Афинах основы демократии, поскольку право управлять государством имели теперь не только знатные и богатые люди, но и представители демоса — торговцы, ремесленники, земледельцы. Отныне больше ценилось не происхождение граждан, а их личные заслуги перед обществом. Демократия — форма управления обществом, при котором высшая власть находится у народа. Судьба Солона Солон провёл много важных и правильных реформ, направленных на укрепление афинского государства. Однако его дальнейшая судьба сложилась не очень благополучно. Оказалось, что законами, которые он ввёл, остались недовольны все слои общества. Знатные люди возмущались тем, что лишились рабочей силы и имущества, полученного от должников. К тому же аристократы не желали делиться своей властью с народом. Бедняки же считали, что Солон не произвёл перераспределение лучших земель в их пользу и потому не оправдал возложенных на него надежд. Чувствуя, что сограждане им недовольны, Солон якобы по делам уехал из Афин. Он много лет путешествовал и лишь на старости лет вернулся в родной город. Реформы, проведённые Солоном, спасли Афины от кровопролитной войны между знатью и демосом. Он отменил долговое рабство и многие законы Драконта. Благодаря его преобразованиям был сделан первый шаг к демократии — народной власти. Задания 1. Какие преобразования Солона свидетельствуют о том, что в Афинах начала складываться демократия?
Итак, для того, чтобы более подробно разобраться в определении демоса, следует углубиться в историю. Борьба афинского демоса с аристократией Борьба аристократов и демоса началась в шестом веке до н. Кто такие представители демоса в реальности, а также то, насколько сильны эти люди, аристократия поняла за довольно быстрые сроки. Цели представителей афинского демоса были таковы: требование права на то, чтобы управлять государством, отменить рабство долговое и осуществить земельный передел. Аристократы были испуганы агрессией и готовящемся мятеже. Они пытались найти выход из ситуации. Однако это оказалось не так уж и сложно.
У них во владении были лучшие участки земли на равнине, крестьяне же, ютились на склонах гор, где почва была плохой: малоплодородной и каменистой. Аристократы представляли собой государственный совет, который назывался ареопаг. Ареопаг часто собирался на холме, посвященном богу войны Аресу, там обсуждались государственные вопросы.
Из кого состоял афинский демос - Ответ или решение на вопрос ниже
Для посетителей из стран СНГ есть возможно задать вопросы по таким предметам как Украинский язык, Белорусский язык, Казакхский язык, Узбекский язык, Кыргызский язык. На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги.
В чем преимущества греческого алфавита сравнительно с египетским иероглифами? В чем его преимущества сравнительно с финикийским алфавитом? Греческий алфавит состоял из букв, которые обозначали отдельные буквы, а не слова, как египетские иероглифы. Соответственно количество знаков было намного меньше и его проще было усвоить.
В отличие от финикийского алфавита, греческий включал гласные звуки, что позволило точно передавать при письме звуковую речь.
Ответы: Далия Антипина 01-01-2019 14:12 По мере развития экономической жизни, в Афинах усиливалась борьба между аристократией и народом - демосом. Демос не был однороден. Наряду с беднотой, зависимыми батраками и ремесленниками в его состав входили и относительно зажиточные крестьяне, сохранившие свои земли, и владельцы ремесленных мастерских, и купцы, и судовладельцы. С другой стороны - одни из аристократических родов беднели, представители других приобщались к торговле и морскому делу, проникаясь интересами, отличными от интересов аристократов-землевладельцев.
Афинский демос был недоволен тем, что правителей аристократов выбирали из знатных, судьями тоже были знатные люди, которые судили не по писаным законам, а по обычаям, которые можно было толковать по-разному. Демос начал борьбу за то, чтобы отнять власть у знатных людей и самим управлять Афинами.
Демос требовал отменить долговое рабство, поделить землю, т.
Что предшествовало реформам
- История Древнего мира
- Из кого состоял афинский демос?
- Содержание
- ГДЗ История Древнего Мира 5 класс Вигасин, Годер, Свенцицкая
- Рождение потомка дарует власть
Страница 155
- Из кого состоял афинский демос - Правильный ответ
- Афинская демократия — Википедия
- Из кого состоял афинский демос?
- Утверждение демократии в Афинах • История, Всеобщая история. Древний мир • Фоксфорд Учебник
- Законодательство Клисфена. Организация полисной демократии
- Из чего состоял афинский демос
Презентация, доклад по истории на тему Зарождение демократии в Афинах (5 класс)
Домашнее задание. Чего добился афинский демос в начале VI века до н. э.? Кого в Афинском полисе избирали на должность судей? Какой орган власти в Афинах принимал законы? Афинский демос состоял в основном из сельского населения, ремесленников и торговцев. Демос был недоволен засильем знати. В этой обстановке демос остается все еще молчаливым и пассивным большинством, подчиняясь по традиции, авторитету знати. Афинский демос в главном состоял из простолюдинов, населяющих город. Из кого состоял Афинский Демос. Из ково состоял Авийский темоз. Состав Афинского демоса.
ГДЗ по истории древнего мира 5 класс Вигасин ФГОС | Страница 155
Домашнее задание. Чего добился афинский демос в начале VI века до н. э.? Кого в Афинском полисе избирали на должность судей? Какой орган власти в Афинах принимал законы? он впервые выделил сословия благородных. Из кого состоял афинский демос? Полный ответ. 2. Из кого состоял афинский демос? Реконструкция афинского Акрополя периода расцвета Афин. Но даже очень малочисленный демос состоял из корпораций. Плутарх рассказывает о великом афинском царе Тесее, что тот «не допустил, чтобы беспорядочные толпы переселенцев вызвали в государстве смешение и расстройство — он впервые выделил сословия.
Демократия на греческий лад. Демос, плебос, охлос, лаос
Народ благодаря обману полагает что это он чем-то управляет. Народ только голосует да и то, одна видимость голосования, напомнить что ли, как Медведева выбирали. Демократия при глубоком рассмотрении механизма это только обещание народного управления. Народ сам никак не управляет и управлять не может физически. А что стоит пообещать? Дураки верят.
Управляют — «избранные», которых сам же дурак-народ и выдвигает. Написать меня это побудил абзац из новой статьи Б. Полторацкого: В третьих, нам говорят про демократию в «иудейско-христианской цивилизации», а мы через историю науки физики обнаруживаем нечто совсем другое. Демократия это система самоуправления демоса, то есть народа. А мы видим систему, управляемую тайными, подпольными организациями.
Это уже никакая не демократия. И цивилизация не может называться таковой, если всеми средствами информации распоряжаются вороватые жрецы с моралью, висящей на аргументе ХПВГ. Еще бы мы это не видели. Наметанный глаз экспериментатора, привыкшего видеть истинные явления, а не ложные посулы видит то что происходит в реальности. А именно — «система самоуправление демоса» в реальности, по факту это система избранных.
Всё это потрясающе хитро устроено. Обман, незаметная, тонкая подмена смысла. Одурачиваемый народ как бы сам себя одурачивает. Слово — не русское, следовательно, является ярлыком, в связях которого с общественными процессами ещё разбираться надо. Попробуем разобраться, станцевав от печки, когито оно на то и когито.
Слово — греческое, привязано к истории Афин. Вот краткая историческая справка по Афинам: "В историческую эпоху управление Афин имело ярко выраженный аристократический характер. Огромную роль играл ареопаг — аристократическое учреждение, заменившее совет старейшин. Высшими должностными лицами были архонты. Ежегодно ареопаг назначал 9 архонтов из числа представителей наиболее знатных и богатых фамилий.
Кто такие представители демоса в реальности, а также то, насколько сильны эти люди, аристократия поняла за довольно быстрые сроки. Цели представителей афинского демоса были таковы: требование права на то, чтобы управлять государством, отменить рабство долговое и осуществить земельный передел. Аристократы были испуганы агрессией и готовящемся мятеже. Они пытались найти выход из ситуации.
Однако это оказалось не так уж и сложно. Было созвано народное собрание, на котором избрали правителя Солона. Он пользовался уважением и «низов», и «верхов», ибо был умным, с справедливым и честным. Он провел ряд реформ, а именно установил новые законы, которые были выставлены на площадях в ознакомительных целях.
В таком случае срабатывал закладной камень, который стоял на земле бедняка и земля эта переходила в руки богача, а бедняк становился батраком, то есть работал на чужой земле и отдавал хозяину большую часть урожая. Батраки жили совсем бедно, а значит ещё чаще брали в долг, ещё меньше имели шанс вернуть долг вместе с процентами. Тогда приходилось продавать в рабство своих детей, или жену, или самого себя. Правили при этом в Афинах аристократы, которых было мало, но которые были самыми богатыми.
Обычно именно они давали в долг беднякам, а потом забирали их землю. Поэтому все бедняки хотели ограничить власть аристократов, хотели больше власти для себя, для демоса. Также жители плодородной равнины требовали отменить долговое рабство и убрать закладные камни то есть не возвращать то, что уже взяли в долг.
Гражданское общество тысячелетиями не сомневалось, что долг гражданина и в том, чтобы производить новых граждан.
Иначе это действовало у римлян. Они были много менее социальны, нежели греки, и погружены в семейную жизнь. Они создали римское право до сих пор достояние всего человечества — редчайший случай! Но не жизнь индивидуума, а жизнь семьи.
И полноправным субъектом римского права, естественно, становился «добрый отец семейства». В нашей национальной традиции нигде прямо не звучит, что долг гражданина — деторождение. Однако, никто иные, как свободные домохозяева, составляют вече в любом городе Киевской Руси и, позднее, в Новгороде и Пскове. Подати до конца XVII столетия платятся «со двора», то есть субъектом права остается домохозяин.
И даже законодательство Российской империи косвенно поддерживает идею нормальности деторождения гражданином: малолетство исчислялось до достижения 17 лет, гражданское несовершеннолетие — до 25. А какой смысл обретала собственность в приобретении гражданства? Неужели правы марксисты, что власть всегда захватывают богатенькие? Великий Аристотель — первый, кто детально исследовал формы власти — полагал желательным причастность к правлению людей среднего достатка, исходя из того, что они вынуждены трудиться и не могут, подобно богачам посвятить всю жизнь опасным для общества политическим играм.
Вместе с тем, в отличие от бедных, средние так у Стагирита! Стагирит также благоразумно рекомендовал изменять имущественный ценз: с повышением общественного богатства повышать его и наоборот, дабы круг причастных к власти средних граждан сохранялся. Исократ в одной из речей перечисляет эгоизм и прочие пороки богатых, завершая утверждением, что богатые «столь ужасны, что хуже них могут быть только бедные». Римляне долгое время бедняков-пролетариев по-русски не «рабочих», а «босяков»!
Ильин — давший единственным из русских философов нравственное обоснование частной собственности — убедительно показал, что любое общество заинтересовано вовсе не в наличии богачей, но в наличии собственности, особенно недвижимой, у большинства граждан. Настоятельно рекомендуем всем, услышав очередную ругань в адрес «мелкобуржуазных идей», видеть в данном авторе врага своего демоса и демократии. Также, впрочем, и в том, кто поёт славу «новым рашенам», которые, разбогатев, станут и нас кормить. Гражданин предпочитает сам кормить себя и свою семью.
Гражданское общество обычно было солидарно или стремилось к солидарности. Но даже очень малочисленный демос состоял из корпораций. Плутарх рассказывает о великом афинском царе Тесее, что тот «не допустил, чтобы беспорядочные толпы переселенцев вызвали в государстве смешение и расстройство — он впервые выделил сословия благородных, землевладельцев и ремесленников и благородным предоставил судить о религии, занимать высшие должности… хотя в целом как бы уравнял меж собою все три сословия». Аристотель утверждает: «Невозможным окажется создание государства без разделения и обособления входящих в его состав элементов либо при помощи сисситий товариществ , либо при помощи фратрий и фил общин ».
Городские коммуны — колыбель западной демократии — состояли из цехов и купеческих гильдий. Когда ХХ столетие повсеместно выращивает многомиллионные мегаполисы, лживо называя это урбанизацией, идёт разрушение гражданского общества. В мегаполисе разваливаются корпорации, исчезает внутригородская солидарность, общество превращается в массы, которыми лихо правят шайки, олигархии. Когда ныне со всех сторон лукаво проповедуется индивидуализм, это означает, что гражданин должен стоять один как перст перед корпорацией чиновников, корпорацией банкиров, корпорацией чеченцев, преступников, журналистов, милиционеров… Пока не взвилась четырёххвостка… Демократия сурова.
В сравнении с аристократией и монархией — двумя другими формами власти — наиболее сурова. О вредоносных для общества искажениях основных форм — тирании, олигархии и охлократии, столь привычных для нас с 1917 года доныне — пока речь не идёт. Монархия терпима вследствие своей надсословности и высочайшей ответственности за судьбы нации, груз которой тащит каждый монарх, особенно христианский. Аристократия снисходительна в силу благородства и всё той же ответственности.
Демократия не может умалить ни достоинства, ни прав гражданина. Демократия, к примеру, не могла бы согласиться на запрещение продажи спиртного до определённого часа или в определённом количестве. Она скорее примет решение пороть алкоголиков, сажать бродяг в позорные колодки на городских площадях, как поступали в Англии до 1830 года. И, разумеется, решит, что поротый, опозоренный гражданином более не является.
Демократия никогда не разрешит не продавать гражданам лекарства. А если существует проблема наркомании, то страдать уж точно не будет добрый гражданин. Страдать будет торговец наркотиками, а если потребуется, то и наркоман. Страдать так жестоко, как потребуют интересы граждан.
Иногда демократия бывает бессмысленно жестока. В 406 году до Р. Восемь стратегов-победителей были казнены за то, что не воздали должных почестей павшим. Стратеги воздать не могли: помешал шторм, но из пятисот судей-гелиастов лишь один осмелился голосовать против смертного приговора.
То был Сократ. Победитель при Марафоне Мильтиад умер в тюрьме, победитель при Саламине Фемистокл — в изгнании. Совершенно также в 1634 году был казнён заслуженный полководец и герой боярин Михаил Шеин. Общественное мнение не простило ему поражения под Смоленском, хотя добрейший царь Михаил Фёдорович был против казни.
Но зато демократия не станет славить память военачальника, расплатившегося тремя-четырьмя бойцами за каждого солдата противника. В 1945 году демос по случаю окончания бойни заслуженно казнил бы маршалов во главе с Верховным главнокомандующим, а затем радостно отпраздновал бы победу. Демократия стара почти как монархия: обе они древнее государства. Если прообраз монархии — это семья, нормальная, разумеется, то демократия восходит к роду, равноправию сородичей.
С увеличением населения и размеров государства прямая демократия сменяется представительной. Это неизбежно: ведь не бывает площадей для стотысячных народных собраний, и не сможет работать такое собрание. Сословное представительство рождается в борьбе за единство: монарх в союзе с выборными от рыцарей и горожан противостоит раздробляющей воле крупных феодалов. В Арагоне первые кортесы собрались в 1185 году, в Англии первый парламент заседал в 1265, у нас — при Всеволоде Большое Гнездо — в 1211.
На полвека старше наш парламентаризм! Парламент — всегда объединитель: американцы в борьбе за демократическое представительство шею сломали своим сепаратистам, а нашим школьникам и доселе лгут, что Гражданская война велась из-за негров. Нам доводилось обращать внимание слушателей ещё в 1991 году на эту неоспоримую закономерность: будет развитие парламентаризма в России, не будет Россия терять свои земли под названием Независимых Государств. Из расчленения нашей страны в 1991 закономерно вытекает расстрел Верховного Совета в 1993.
Став представительной, демократия долгое время сохраняла элементы неформальных связей, присущие прямой. Граждане избирали лично знакомых представителей. Когда население ещё увеличилось, выборы стали двухстепенными. Граждане избирали лично знакомых выборщиков, а те, как правило, были людьми опытными, представлявшими себе достинства будущего депутата по-русски — гласного — имеющего право голоса!
Лишь только ослабевает неформальность, между избирателем и избираемым протискивается шайка — политическая партия. Видный английский философ Френсис Хатчесон даже в 1-й половине XVIII века ещё задавал вопрос: может ли член партии считаться порядочным гражданином. И давал отрицательный ответ: ведь такой человек станет защищать интересы партии, а не общества! Но главное не в том: каждая партия внутри себя устроена недемократически и, следовательно, представляет олигархию, паразитирующую на демократии.
Кстати, крупнейшие западные ученые признают партийность болезнью демократической системы, правда, неизбежной. В отечественной же истории партийная структура Государственных дум и Учредительного собрания уже привела Россию к краху в 1917 году. Нормы, отделяющие гражданское общество от толпы, в представительной демократии принимают форму цензов. Основных цензов четыре: возрастной, образовательный, имущественный и ценз оседлости.
Их знали уже древние, четко сформулированы они были в городской и земской реформах Царя-Освободителя Александра II. Как работал возрастной ценз, мы уже видели: отстаивал интересы людей семейных и предоставлял гражданину возможность исполнить долг защитника Отечества в новых условиях всеобщей воинской обязанности. Образовательный ценз во всех странах сохранял смысл только до достижения всеобщей грамотности. Зато весьма интересен имущественный: из трёх курий — землевладельцев, городских домохозяев и крестьян — он касался только второй.
Таким образом этот ценз защищал не интересы богатых, а права собственника.