Что такое Четвертование? (original) (raw). Question это жестокая казнь, когда человека привязывали за руки и ноги к четырем лошадям и разрывали на четыре части. Также была казнь при помощи отсечения конечностей. Четвертование. вид смертной казни в Средние века в России (до конца XVIII в.) и в европейских государствах: рассечение тела осужденного на четыре части или последовательное отсечение конечностей и головы.
Над кем был вынесен последний приговор четвертования в России?
Все это выглядит как важный шаг на пути полной отмены наиболее жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство наказания. Однако так ли обстояли дела на самом деле? Попытаемся разобраться в зарождении и развитии смертной казни на Руси. Старинная русская пословица гласит: «Повинную голову меч не сечет». У историков существуют две версии по поводу появления в Древней Руси смертной казни.
Сторонники первой теории утверждают, что она возникла как продолжение древнего обычая кровной мести. Покарать виновного, отомстить и восстановить справедливость, считалось делом обязательным не только для пострадавшего, но и для всей его родни. А Русская Правда вообще законодательно утверждает право кровной мести: «Убьет муж мужа, то мстить брату брата, или сынови отца…». В случае отсутствия родственников в дело мщения вмешивалось государство — с убийцы взимался денежный штраф.
Если же у преступника не было денег и имущества, чтобы возместить причиненный ущерб, то он отдавался потерпевшему в подневольное состояние «до искупа», то есть пока личным трудом не отрабатывал всю сумму причиненного урона. Окончательно же кровная месть была отменена на княжеском съезде 20 мая 1072-го года Вышгородский съезд сыновьями Ярослава Мудрого. Вторая группа исследователей прошлого говорит о возникновении смертной казни из-за византийского влияния. В летописях хорошо описаны стремления византийских епископов присоединить Русь к положениям Кормчей книги, которая говорит о необходимости уничтожения лиц, промышляющих разбоем.
Те же епископы доказывали князю Владимиру Святому: «Ты от Бога поставлен на казнь злых». Какое-то время на Руси действительно практиковалась смертная казнь за разбой, однако вскоре Владимир Красное Солнышко её отменил, перейдя к хорошо известной и проверенной годами системе денежных пеней. Ярослав I и его приемники также отвергли смертную казнь, не оставив в Русской Правде ни одной подобной санкции. А великий князь Владимир Всеволодович Мономах и вовсе в знаменитом «Поучении» завещал детям: «Ни виноватого, ни правого ни убивайте и не повелевайте таковаго убивать.
Хотя бы кто и был повинен смерти, не губите христианской души». Однако отсутствие казни в списках наказаний Русской Правды не значит о ее отсутствии в реальной жизни. Есть свидетельства использования смертной казни за измену, преступления против веры и мятеж. Например, в 1227-ом году в Новгороде сожгли четыре волхвов, обвиненных в колдовстве.
А в 1230-го году во время голода в том же Новгороде бояре повелевали сжигать людей, занимающихся людоедством. Кроме того положения Русской Правды разрешали убийство вора на месте преступления правда, с некоторыми ограничениями и холопа, поднявшего руку на свободного человека. Сегодня смертная казнь в России не может ни назначаться, ни исполняться. Принятая в 1993-ем году Конституция РФ установила использование смертной казни как исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления.
Однако в 1996-ом году Россия вошла в Совет Европы, обязывающий нас подписать Европейскую конвенцию о защите прав человека. И 16 мая 1996-го года Президент России издал указ о поэтапном сокращении смертной казни, а 16 апреля 1997-го Россия подписала Протокол номер 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод касательно отмены смертной казни в мирное время. И хотя шестой протокол не был ратифицирован нашей страной единственной из членов Совета Европы , смертную казнь с этого момента в России запрещено применять. Это следует из Венской конвенции, постановляющей подписавшему договор государству вести себя в соответствии с договором до ратификации.
Последний раз смертную казнь применили в 1996-ом году. В 1398-ом году свет увидела Двинская уставная грамота, впервые официально санкционирующая смертную казнь русским законодательством. Высшая мера наказания — повешение — грозила только ворам, пойманным в третий раз. Однако, единожды проникнув в карательные мероприятия светского права, наказание смертной казнью стало быстро развиваться.
Всего через шестьдесят девять лет в Псковской Грамоте 1467-го года на границе Удельного и Московского этапов развития отечественной правовой жизни, смертная казнь уже выполняет заметную роль в иерархии представленных наказаний. В частности, в Псковской Судной Грамоте обозначены пять преступлений, за которые приходится расплачиваться жизнью: святотатственное воровство из церкви, конокрадство итак нередко ведущее к кровавому самосуду , передача неприятелю секретных сведений, поджог и кража в третий раз. В самом же документе смертная казнь описывается единственно возможным искуплением проявленной преступником злой воли, способом обезопасить от злодея все общество. Среди сторонников введения смертной казни в России — партия КПРФ с обоснованием: «Мораторий противоречит интересам страны» и партия ЛДПР: «Если вешать в центре города, а труп будет висеть несколько дней, то количество преступлений обязательно сократится».
Среди противников — Владимир Путин и Дмитрий Медведев: «Ужесточение наказания не приведёт к искоренению преступности», а также Русская Православная Церковь: «Жизнь человеческая не заканчивается с телесной смертью, отмена смертной казни дает больше возможностей для покаяния оступившегося и для пастырской работы с ним. Милосердие к падшему всегда предпочтительнее мести». В партии «Единая Россия», как и среди сотрудников системы исполнения наказаний нет единого мнения по данному вопросу. Против смертной казни выступает и экономическая сторона, поскольку данный вид наказания не является экономически выгодным хотя и существуют предложения по использованию органов приговоренного.
Лица, совершившие преступления, могут в течение длительного времени выполнять трудовые обязанности, компенсируя, таким образом, нанесенный материальный ущерб. Судебник 1497-го года продолжил тенденция к расширению использования смертной казни. К уже имеющимся преступлениям, караемым смертью, добавилась клевета, разбой, различные виды убийства. Воры стали отправляться на виселицу уже после второй кражи.
Публичные и сопровождающиеся пытками казни стали частыми явлениями в период правления Иоанна Васильевича Грозного, отметившегося на этом поприще выпуском Судебника 1550-го года. Любопытно, что в летописях права раннего Московского периода первоначальный взгляд на преступление, заключающийся в нарушении частных интересов, постепенно подменяется понятием зла «лиха» или «лихаго дела» , направленного против целого государства. Таким образом, и наказание за преступления становится делом государственным, царским, а самосуд объявляется запрещенным и возводится в самостоятельное преступление. В Судебниках необходимость смертной казни обосновывается тем, что злая воля участников преступных деяний настолько «испорчена и закоренела», что лишь физическое уничтожение ее обладателя может оградить общество от опасности.
Также в этих законодательных сборниках не допускалась возможность примирения потерпевшего с преступником и отмена казни в целях восполнения материального ущерба. В период Судебников для преступных действий, инициативу преследования которых брало на себя государство, появилась новая форма процесса — сыск. В сыске наличие частного обвинителя не являлось важной деталью, поскольку сама государственная власть представала в роли обвинителя. А при расследовании правонарушений вовсю использовались два могучих орудия: повальный обыск и пытка.
Постараемся восстановить все виды смертной казни, которые имели место в практике Московского государства на протяжении всего семнадцатого века 1. Отсечение головы. Считалось стандартным видом казни и применялось, если не было никаких иных указании или слов «безо всякия пощады». Один из самых древних видов казни, пришедший к нам из Византии.
Назначалась за разбой и татьбу, а также за предательство ратных людей. Во второй половине семнадцатого века появилось повешение за ребро на железном крюке, ставшее одной из самых жестоких казней. Применялось в случаях массовой экзекуции. За отцеубийство и матереубийство в эпоху Судебников утопление совершали вместе с петухом, котом, собакою и ужом.
Четвертование или отрубание всех конечностей и головы в самом конце. Считалось одной из самых постыдных казней и назначалось за государственные преступления. В пятнадцатом веке таким образом казнили самозванцев. Залитие расплавленного металла в горло.
Совершалось исключительно над фальшивомонетчиками, а в 1672-ом году была заменено отрубанием левых рук и обеих ног. Закапывание в землю заживо. Эта казнь назначалась за мужеубийство. Причем осужденную со связанными руками закапывали по плечи и оставляли в ожидании смерти от голода или жажды.
Рядом стояла стража, а прохожим разрешалось приносить виновной только деньги, которые затем шли на покупку гроба. Посажение на кол. Подобно четвертованию, применялось в основном к бунтовщикам. Казнь была очень мучительной — под собственной тяжестью казнимого кол медленно протыкал внутренности и выходил между лопатками или из груди.
Для увеличения мучений наконечник кола оснащали перекладиной. Представляло собой раздробление всех крупных костей лежащего на земле осужденного железным колесом. После этого колесо устанавливали на шесте в горизонтальном положении, а изувеченное тело казненного клали или привязывали к нему сверху и оставляли умирать от обезвоживания и шока. Эта казнь особенно часто применялась при царствовании Петра I.
Сожжение заживо. Специфический вид смертной казни, применяемый за поджоги и преступления против веры. Преступников сжигали на обыкновенном костре, иногда предварительно посадив в железную клетку. Первые случаи использования подобной казни отмечены еще в тринадцатом веке.
В конце семнадцатого века сожжение стали применять как наказание за упорство в «старой вере». В качестве ужесточения наказания осужденных окуривали едкими составами или сжигали на медленном огне. Не удовлетворяясь ужасами этих видов смертной казни, на практике им пытались придать еще более устрашающий характер.
Примерами использования четвертования в производстве могут быть: Производство деревянной мебели с использованием четвертованного пиломатериала для создания эффектных фасадов или узоров на поверхности. Производство оконных рам с использованием четвертованной древесины для создания прочных и эстетически привлекательных конструкций.
Изготовление дверей с использованием четвертованной древесины для подчеркивания ее натуральной красоты и уникальности. Производство декоративных элементов интерьера, таких как молдинги или перила, с использованием четвертованного пиломатериала для создания особых узоров и деталей. Таким образом, четвертование является важной операцией в производстве изделий из древесины, позволяющей получить прочные и эстетически привлекательные продукты с уникальной текстурой и узорами. Что означает четвертование в спорте? Обычно четвертование используется в командных видах спорта, таких как хоккей, футбол, баскетбол и др.
Во время четвертования матч разделяется на несколько частей, которые называются четвертями. Обычно каждая четверть имеет фиксированную продолжительность, например, 15 минут в хоккее или 12 минут в баскетболе. В конце каждой четверти команды меняются сторонами поля или льда. Четвертование позволяет командам и тренерам разрабатывать разные стратегии и тактики для каждой части игры, а также даёт возможность оценить эффективность и корректировать подход. Также это удобно для зрителей и аналитиков, так как позволяет анализировать игру в статистических и временных рамках.
Пример: В футболе матч часто разделяется на две половины по 45 минут каждая. Это означает, что игра четвертована по времени, что помогает управлять игровым процессом и заменами игроков, а также добавляет напряжение и драматический эффект для зрителей. Как используют четвертование в кулинарии? В кулинарии четвертование может применяться для разделения фруктов и овощей на равномерные части. Например, для приготовления салата четвертование поможет сделать овощи более удобными для употребления и придать ему оригинальный вид.
Также, при четвертовании луковицы, можно получить более равномерные кусочки, которые будут лучше смотреться в блюдах. Кроме того, четвертование может использоваться для приготовления мяса. Курицу или другой вид мяса можно разделить на четверти для более равномерной и быстрой готовки. Такой способ обработки мяса позволяет достичь идеальной температуры приготовления и сохранить его сочность. Также, четвертование может быть полезным при приготовлении рыбы.
Благодаря этому методу, можно получить равномерные кусочки рыбы, которые будут лучше смотреться на тарелке и обладать более однородной структурой при готовке. В общем, четвертование является важным приемом в кулинарии, который позволяет добиться равномерности готовки продуктов и создать красивое и аппетитное блюдо. В чем суть четвертования в финансах?
Вкопав крест в землю у дороги за городом или на холме, человека веревками поднимали и пригвождали к горизонтальной планке. Иногда осужденному предварительно дробили ноги железным прутом.
Смерть наступала от истощения, обезвоживания или болевого шока. Сцена казни на кресте присутствует в драме Мартина Скорсезе«Молчание», повествующей именно об этом периоде. Казнь бамбуком Древние китайцы были чемпионами по изощренным пытками казням. Один из наиболее экзотических способов умерщвления — растягивание виновного над растущими побегами молодого бамбука. Сквозь человеческое тело ростки пробивались в течение нескольких суток, причиняя этим неимоверные страдания казнимому.
Бамбук вырастает в среднем на 75 сантиметров в день Линг-чи «Линг-чи» переводится на русский язык как «укусы морской щуки». Было и другое название — «смерть от тысячи порезов». Этот способ применяли во времена правления династии Цин, причем казнили таким способом высокопоставленных чиновников, уличенных в коррупции. Каждый год таких набиралось 15-20 человек. Казнь «линг-чи» была невероятно мучительной Суть «линг-чи» — в постепенном отрезании от тела небольших частей.
Например, отрубив одну фалангу пальца, палач прижигал рану и затем приступал к следующей. Сколько кусочков нужно отрезать от тела, определял суд. Самым популярным вердиктом было разрезание в 24 части, а самых отъявленных преступников приговаривали к 3 тысячам отрезаний. В таких случаях жертву поили опиумом: так она не теряла сознание, но боль пробивалась даже через пелену наркотического опьянения. Иногда, в знак особой милости, правитель мог приказать палачу сперва убить приговоренного одним ударом и истязать уже труп.
Данный метод казни практиковался 900 лет и был запрещен в 1905 году. Казни Средневековья Кровавый орел Историки ставят под сомнение существование казни «Кровавый орел», однако упоминание о ней встречается в скандинавском фольклоре. Данный метод применялся жителями скандинавских стран в эпоху раннего Средневековья. Человеку связывали руки и клали животом на пень. Кожу на спине аккуратно разрезали острым клинком, затем поддевали ребра топором, выламывая их наружу в форме, напоминавшей орлиные крылья.
После этого из еще живой жертвы извлекали легкие и развешивали их на ребрах. Эта казнь дважды демонстрируется в сериале «Викинги» с Трэвисом Фиммелом. Жертву привязывали за ноги к двум наклоненным деревьям, которые потом резко отпускали.
Привет, эрудит!
Самое время сохранить свой прогресс. Подтверди свой E-Mail и получи 50 приветственных монет 7 778 игроков онлайн Подписываясь на QuizzClub, вы соглашаетесь получать ежедневные вопросы Сменить язык с Русский на English.
Что значит четвертование
Четвертование особенно часто применялось ко всякого рода мятежникам и бунтовщикам. В Китае в 1048 году был четвертован руководитель крупного крестьянского восстания Ван Цзе. В России таким способом были казнены самозванец Анкудинов, выдававший себя за покойного царя Василия Шуйского, и предводитель большого антиправительственного восстания Степан Разин - оба в XVII веке 4. Кистяковского, способ колесования состоял в следующем: "К эшафоту привязывали в горизонтальном положении андреевский крест, сделанный из двух бревен. На каждой из ветвей этого креста делали две выемки, расстоянием одна от другой на один фут. На этом кресте растягивали преступника так, чтобы лицом он был обращен к небу; каждая оконечность его лежала на одной из ветвей креста, и в каждом месте каждого сочленения он был привязан к кресту. Затем палач, вооруженный железным четырехугольным ломом, наносил удары в часть члена между сочленением, которая как раз лежала над выемкой.
Еще с XIII века применялась казнь через сожжение. Чаще всего ей подвергали людей, обвиняемых в колдовстве, преступлениях против веры или поджогах. Дипломат и писатель Г. Котошихин в книге «О России в царствование Алексея Михайловича» сообщает: «Жгут живаго за богохульство, за церковную татьбу, за волховство, за чернокнижество, за книжное преложение». Иногда применялась казнь через утопление. Как правило, этот способ использовался при массовых казнях. Так, в 1607 году по повелению царя Василия Шуйского в Москве было утоплено около четырех тысяч мятежников. Их били дубиной по голове, а затем бесчувственные тела спускали под лед в Яузу. Закапывание заживо в землю применялось только по отношению к женщинам, обвинявшимся в мужеубийстве. Фальшивомонетчикам заливали в горло расплавленный свинец или олово. Особенно часто практиковалось это при Иване Грозном, который вообще любил экзотические виды казней. В XV веке на Руси стал применяться такой способ казни, как четвертование. Известно, что в 1497 году великий князь Иван III приказал казнить таким образом сторонников своего младшего сына, будущего князя Василия III: «казниша их на Москве реке… Руки, да ноги и голову отсекли». В конце XVII столетия получила распространение казнь через колесование: осужденному ломали кости и привязывали к деревянному колесу, где он умирал медленной смертью. В 1696 году таким образом был казнен «немчин Якушка», перебежавший к туркам во время осады Азова. Сажание на кол также применялось на Руси довольно часто, например, к бунтовщикам и изменникам. Если верить византийским источникам, этот вид казни был распространен еще у восточных славян. Расстрел не относился к видам «позорной» казни. Введен он был лишь в 1716 году Воинским уставом Петра I. Но он же узаконил и казнь через «повешение на ребро», которой подвергали воров и разбойников: преступнику вонзали в бок железный крюк, связывали руки и так подвешивали. Через несколько дней он умирал от жажды и кровопотери. Кошмар на Лобном месте Казни совершались, как правило, при большом скоплении народу, о них объявлялось заранее. В Москве местами для публичных казней являлись Лобное место, расположенное на Красной площади напротив Спасских ворот, и Козье болото там сейчас Чистые пруды. Самые жестокие наказания полагались за государственную измену. Помимо отрубания головы, сажания на кол и четвертования, с обвиняемого могли заживо крюками содрать кожу или сварить в кипятке. Но еще хуже считался довольно редко применяемый на Руси способ казни, известный как «хождение по кругу». Осужденному вспарывали живот, но так, чтобы он не умер сразу от потери крови. После этого извлекали одну из кишок, прибивали к дереву обычно к дубу или тополю и заставляли ходить вокруг этого дерева. Как вариант — наматывали внутренности на палку или валик. При этом за жертвой следом шел солдат, периодически подталкивавший несчастного в спину копьем, чтобы тот не останавливался. Чаще всего казнимые погибали от заражения крови. Откуда взялся этот вид казни? Скорее всего, «хождение по кругу» не было чисто русским изобретением. Возможно, оно было позаимствовано у пришедших на Русь варягов. У викингов приговоренные ходили вокруг столба. Аналогичный способ казни существовал в Исландии, где, правда, вместо дерева или столба использовали особый камень, на который наматывалась кишка. Так казнили по приговору правительственного собрания — тинга. В начале нашей эры сходный вид казни применялся римлянами. Осужденного привязывали к вертикальному столу, после чего палач делал небольшой, но достаточно глубокий надрез в боку, извлекал кишки и наматывал их на стоявшую рядом лебедку. Казнь могла продолжаться от нескольких часов до нескольких суток. Кстати, по легенде, именно таким образом пытались умертвить Святого Петра по приказу императора Нерона, но он смог выжить в результате адской процедуры, и в конце концов его пришлось распять вниз головой. Есть версия, что изначально «хождение по кругу» являлось способом самоубийства у скандинавских языческих жрецов. Они считали почетным не умереть своей смертью, а принести себя в жертву верховному богу Одину. Поэтому, когда жрец становился стар и немощен, он осуществлял над собой вышеописанный ритуал. Правда, историки предполагают, что предварительно служитель богов употреблял какое-нибудь анестезирующее зелье, чтобы не испытывать боли и мучений. А впоследствии кому-то пришло в голову, что можно таким образом казнить преступников. И, разумеется, уже без всякого обезболивания… В древности, когда о правах человека еще никто слышал, практически у всех народов были широко распространены жестокие пытки и казни. Обвиненные в преступлениях люди подвергались страшным мучениям на вполне законных основаниях. Одним из самых знаменитых способов казни издревле считалось четвертование. Так что означает «четвертовать»? И каковы особенности данной казни в разных странах? Что значит «четвертовать» человека? Четвертование - один из самых распространенных в мире способов казни, который заключался в рассечении тела на четыре или более частей. Подобной казни подвергались особо опасные преступники, а также предатели, государственные изменники, бунтари и заговорщики. Часто до четвертования преступник был подвержен другим пыткам. Четвертовать могли как живого человека, так и уже мертвого. Хотя суть пытки понятна без объяснений, в разных странах этот вид казни имел свои отличия. Четвертование в Англии В Англии четвертование являлось частью одной из самых мучительных пыток, которой подлежали государственные преступники. Вначале преступника вешали на виселице. Еле живого его доставали из петли, живот вспарывали ножом и вырывали оттуда внутренности. После преступнику отрубали голову и отсекали конечности. Король мог проявить свою милость и приказать оставить преступника на виселице до его смерти, что значит, четвертовали уже мертвое тело. В 1867 году четвертование было официально отменено. Четвертование во Франции Во Франции пытка заключалась в том, что заключенного за руки и ноги привязывали к лошадям. При этом петлей опутывали руки от запястья до локтей, а голени - от ступней до колен. Лошадей сначала по очереди отводили в стороны, тем самым принося преступнику страшные мучения. А после, когда человек был еле жив от боли, лошадей пускали в разные стороны, в результате чего те отрывали казненному руки и ноги. Если суставы у преступника оказывались слишком крепкими, то палач сам отрубал заключенному вначале конечности, а после - голову. Четвертование на Руси Известно, что во времена Древней Руси для четвертования использовали молодые деревца. Их верхушки нагибали вниз, к ним веревками привязывали человека за конечности, после чего деревья отпускали. В Российской империи при четвертовании топором отрубали ноги, руки и голову. Последнее четвертование в России произошло в 1775 году. Четвертование как официальный вид казни для цивилизованного мира остался в прошлом. October 30th, 2013 30 октября 1653-го года, то есть ровно 360 лет назад, в Русском государстве вышел именной царский указ об отмене смертной казни для разбойников и татей воров. Данный документ государя Алексея Михайловича модифицировал некоторые положения Судебника 1550-го года и Соборного уложения 1649-го года. Его итогом стало то, что всем пойманным и ожидающим экзекуции разбойникам и ворам высшую меру наказания заменили отсечением пальца, сечением кнутом и ссылкою в Сибирь. Все это выглядит как важный шаг на пути полной отмены наиболее жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство наказания. Однако так ли обстояли дела на самом деле? Попытаемся разобраться в зарождении и развитии смертной казни на Руси. Старинная русская пословица гласит: «Повинную голову меч не сечет». У историков существуют две версии по поводу появления в Древней Руси смертной казни. Сторонники первой теории утверждают, что она возникла как продолжение древнего обычая кровной мести. Покарать виновного, отомстить и восстановить справедливость, считалось делом обязательным не только для пострадавшего, но и для всей его родни. А Русская Правда вообще законодательно утверждает право кровной мести: «Убьет муж мужа, то мстить брату брата, или сынови отца…».
К преступлениям «против монарха» относилось и посягательство на жизнь принцев крови. Именно по такому обвинению в 1548 году четвертовали Лаверня, стоявшего во главе заговора в Бордо; в 1582 году Сальседа — за организацию заговора с целью убийства герцога Анжуйского, брата Генриха II; в 1588-м Брийо, интенданта Генриха I Бурбона-Конде, обвиненного в отравлении хозяина по наущению жены Шарлоты де Тремуай; и Жана Полтро, сеньора де Мере, ярого кальвиниста, предполагаемого шпиона адмирала Колиньи, смертельно ранившего герцога де Гиза. Его четвертовали в 1563 году, через месяц после убийства. Мишле в «Истории Франции» пишет: «Парижский парламент проявил омерзительное своей жестокостью усердие и низкопоклонство, применив пытку, способную доставить смертному телу все мыслимые и немыслимые муки, не убивая его». И по поводу самой казни: «Когда осужденного привязали к столбу, палач клещами вырвал куски плоти с его бедер, потом с рук. Четыре конечности или четыре кости должны были тянуть четыре лошади… Четыре человека сели на них и пришпорили, и веревки, к которым были привязаны конечности, жутко натянулись. Но мышцы держались. Палачу пришлось принести тесак и мощными ударами отделить мясо сверху и снизу. Тогда лошади смогли сделать свое дело. Мышцы натягивались, трещали, разрывались. На земле осталось лежать подрагивающее туловище». Историк добавляет: «Ничто не может длиться вечно, и палачу пришлось отрубить ему голову». Четвертование неразрывно связано с именем «славного короля Генриха» и казнью Равальяка. Кстати говоря, за шестнадцать лет на Генриха IV было совершено восемнадцать покушений — ни при одном другом монархе не четвертовали так часто. Напомним лишь о самых знаменитых казненных по обвинению в покушении на королевскую жизнь. Баррьер, по прозвищу Барр, бывший солдат герцога де Гиза, работал лодочником на Луаре. Этот религиозный фанатик счел короля заклятым врагом католиков. Его руку остановил дворянин по имени Бранколеон. Барра четвертовали в Мелене в 1593 году. В 1600 году, после покушения Николь Миньон перед парламентом встал вопрос о процедуре казни. Можно ли четвертовать женщину, не выходя за рамки приличий? После долгих размышлений решили, что нет, и Николь повесили. Последовало еще несколько неудачных покушений на Генриха, и наконец 14 мая 1610 года на улице Ферронри король получил два смертельных удара кинжалом. Убийцу звали Равальяк. Преступника схватили полицейские. Равальяка, утверждавшего, что к убийству его подтолкнула исключительно любовь к Богу и вера, подвергли самым страшным пыткам, добиваясь разоблачения заказчиков. Все было напрасно. Его хотели казнить с особой жестокостью. Мария Медичи желала, чтобы с него живьем содрали кожу, но наказание сочли слишком легким, и Равальяка приговорили к четвертованию. После дознания и допросов с пристрастием его истязали до самой казни. Впоследствии так же поступят с Дамьеном после его покушения на Людовика XV. Равальяка жгли серой, расплавленным свинцом, кипящим маслом, горящей смолой, рвали калеными щипцами «все тело» и, наконец, четвертовали на Гревской площади. Казнь длилась долго, поскольку Равальяк был высокого роста и крепкого телосложения. Через час лошади выбились из сил, но конечности все не отрывались. Понадобилось немало времени, чтобы от него осталось лишь бьющееся в конвульсиях туловище. В протоколе указано, что, когда Равальяка наконец разорвали, «народ ринулся со шпагами, ножами и другим подручным инструментом, чтобы резать и рвать его тело, куски растаскивали и жгли потом по всему городу… Швейцарские стражники воспользовались своим положением и утащили несколько кусков, которые спалили во дворе Лувра». Некоторые авторы пишут, что дети делали из них гирлянды, а крестьяне уносили внутренности в свои деревни. Как пишет Калландро, «Равальяка не сожгли, его разорвали». После казни Равальяка следующего четвертования народ ждал почти полтора века. На этот раз смерти предали Робера Франсуа Дамьена, некогда служившего у парижских иезуитов, а потом у некой Верней-Сентрез, провинциальной мещанки. Разрывание с помощью деревьев на римский и древнегреческий манер. У суверена пошла кровь, но рана оказалось легкой. Королевский врач Мартиньер осмотрел рану и счел, что она неопасна. Дамьена арестовали на месте. В самом Версальском дворце его пытали калеными щипцами стражники, которым помогал хранитель печатей Машо Руйе. Дамьена перевезли из Версаля в парижскую Консьержери и заключили в камеру. К тюрьме приставили сотню солдат — власти и король верили в серьезный заговор. Дамьен пытался покончить жизнь самоубийством, перекрутив себе гениталии, и его привязали к постели крепкими кожаными ремнями, закрепленными на вбитых в пол кольцах. Он провел в таком состоянии два месяца.
К примеру, именно так в 235 году казнили святого Ипполита, епископа из Остии. Он был одним из крупнейших богословов своего времени. По легенде, когда Ипполита привели к префекту Рима, узнав его имя, тот воскликнул: «Так пусть с ним поступят, как с сыном Тесея, и разорвут лошадьми». По свидетельству Геродота, четвертование было в ходу у фракийцев. Такой способ казни применяли практически все народы, вторгавшиеся в Галлию. Иорданес, готский историк VI века, рассказывает, как король Амаларих повелел разорвать дикими лошадьми жену дезертира. Веком позже, в 613 году, восьмидесятилетняя Брунгильда, королева Австразии, была четвертована по приказу Хлотаря II, которому проиграла войну. Некоторые историки придерживаются иной версии ее казни, согласно которой королеву привязали к хвосту необъезженной лошади. В средневековой Европе четвертовали клятвопреступников знатного происхождения, предателей, дезертиров, главарей банд, промышлявших грабежом.
Четвертовали, как правило, за особо тяжкие государственные преступления
Четвертование применяли издревле: этот вид казни упоминался еще в индийских законах Ману. Четвертование: что это такое? Четвертование – один из самых жестоких видов казни, применявшийся в России в эпоху правления Петра I. Он представлял собой процесс разделения тела осужденного на четыре равные части с помощью колеса. Четвертование. Четвертование — вид смертной казни. Как видно из названия, тело осуждённого делится не менее чем на четыре части.
Что значит четвертовать
Нередко это была ритуальная казнь или даже самоубийство жрецов. Престарелые служители культов съедали галлюциногенные травы и коренья, а после самостоятельно наматывали внутренности на столб, якобы принося себя в жертву языческим богам. Но осуждённым на прогулки вокруг столба на Руси обезболивающих средств не предлагали, поэтому люди могли часами оставаться в сознании. Умирали они чаще всего от болевого шока или заражения крови.
Как правило, до такой экзекуции жертв ещё и довольно долго пытали. Таким образом были казнены два главных русских бунтовщика — Стенька Разин и Емельян Пугачёв. Разину повезло меньше — он мучился несколько часов.
Сперва ему отсекли ноги, потом руки и лишь в финале голову. Над Пугачёвым, если можно так сказать, сжалились — в первую очередь ему отрубили голову, а конечности отрубили потом. В защиту Руси можно сказать, что четвертование было довольно популярно в Европе.
Так казнили государственных преступников и бунтовщиков во Франции и в Англии. Четвертование считалось позорной казнью и собирало на площадях толпы жадных до зрелища обывателей. Преступникам свистели, в них бросали камни.
На Руси, правда, такие казни вызывали не гнев толпы, а сочувствие, поэтому проходили они в абсолютной тишине. Металл, чаще всего олово, нагревали до жидкого состояния и заливали жертве в рот.
Метод был ненадёжный - перед процедурой приходилось осужденному подрезать сухожилия. В Великобритании четвертование входило обычно в состав комплексной казни "Повешение, потрошение и четвертование" , хотя иногда и применялась как отдельная казнь. Мученичество святого Ипполита.
При четвертовании жертву придушали не до смерти , потом вспарывали живот, отсекали гениталии и лишь, потом рассекали тело на четыре или более частей и отрубали голову. Части тела выставляли на всеобщее обозрение «там, где король сочтёт удобным». Томас Мор, автор "Утопии", приговоренный к четвертованию с выжиганием нутра, в утро перед казнью был помилован, и четвертование заменили обезглавливанием, на что Мор ответил: «Избави Боже моих друзей от такой милости». В Англии четвертование применялось вплоть до 1820 года, формально отменено только в 1867 году. Во Франции четвертование осуществлялось при помощи лошадей. Осуждённого привязывали за руки и за ноги к четырём сильным лошадям, которые, подхлёстываемые палачами, двигались в разные стороны и отрывали конечности. Фактически приходилось подрезать сухожилия осуждённому. Другая казнь путём разрывания тела пополам, отмеченная в языческой Руси, заключалась в том, что жертву привязывали за ноги к двум склоненным молодым деревцам, а потом отпускали их. По византийским источникам, так был убит древлянами князь Игорь в 945 году за то, что хотел дважды собрать с них дань. Колесование Распространённый в Античности и Средневековье вид смертной казни. В Средние века было распространено в Европе, особенно в Германии и во Франции. Колесование перестало применяться лишь в XIX веке. Профессор А. Кистяковский в XIX веке так описал процесс колесования, применявшийся в России: К эшафоту привязывали в горизонтальном положении Андреевский крест, сделанный из двух брёвен. На каждой из ветвей этого креста делали две выемки, расстоянием одна от другой на один фут. На этом кресте растягивали преступника так, чтобы лицом он был обращён к небу; каждая оконечность его лежала на одной из ветвей креста, и в каждом месте каждого сочленения он был привязан к кресту. Затем палач, вооружённый железным четырёхугольным ломом, наносил удары в часть члена между сочленением, которая как раз лежала над выемкой. Этим способом переламывали кости каждого члена в двух местах. Операция оканчивалась двумя или тремя ударами по животу и переламыванием станового хребта. Разломанного таким образом преступника клали на горизонтально поставленное колесо так, чтобы пятки сходились с заднею частью головы, и оставляли его в таком положении умирать. Сожжение на костре Смертная казнь, при которой жертву сжигают на костре публично. Наряду с замуровыванием и заточением, сожжение широко применялось в Средние века, так как, по изложению церкви, с одной стороны происходило без «пролития крови», а с другой стороны пламя считалось средством «очищения» и могло спасти душу. Особенно часто сожжению подлежали еретики, «ведьмы» и виновные в мужеложстве. Казнь получила широкое распространение в период действия Святой инквизиции, и только в Испании было сожжено около 32 тысяч человек без учёта испанских колоний. Сажание на кол Посажение на кол широко применялось ещё в Древнем Египте и в Ближнем Востоке, первые её упоминания относятся к началу второго тысячелетия до н. Особое распространение казнь получила в Ассирии, где посажение на кол было обычным наказанием для жителей взбунтовавшихся городов, поэтому в поучительных целях сцены этой казни часто изображались на барельефах. Применялась эта казнь по ассирийскому праву и в качестве наказания женщин за аборт рассматривался как вариант детоубийства , а также за ряд особо тяжких преступлений. На ассирийских рельефах встречаются два варианта: при одном из них приговорённому протыкали колом грудь, при другом острие кола входило в тело снизу, через задний проход. Казнь широко применялась в Средиземноморье и на территории Ближнего Востока по меньшей мере с начала II тысячелетия до н. Известна она была и римлянам, хотя особого распространения в Древнем Риме не получила. На протяжении большой части средневековой истории казнь посажением на кол была очень распространена на Ближнем Востоке, где являлась одним из основных способов мучительной смертной казни. Получила широкое распространение во Франции во времена Фредегонды, которая первая ввела этот вид казни, присудив к ней молодую девушку знатного рода. Несчастного клали на живот, а палач вбивал ему в задний проход молотком деревянный кол, после чего кол врывали вертикально в землю. Под тяжестью тела человек постепенно сползал вниз, пока через несколько часов кол не выходил через грудь или шею. По его указанию, жертв насаживали на толстый кол, у которого верх был округлён и смазан маслом. Кол вводился в анус на глубину нескольких десятков сантиметров, потом кол устанавливался вертикально. Жертва под воздействием тяжести своего тела медленно скользила вниз по колу, причем смерть порою наступала лишь через несколько дней, так как округлённый кол не пронзал жизненно важные органы, а лишь входил всё глубже в тело. В некоторых случаях на колу устанавливалась горизонтальная перекладина, которая не давала телу сползать слишком низко, и гарантировала, что кол не дойдет до сердца и иных важнейших органов. В таком случае смерть разрыва внутренних органов и большой кровопотери наступала очень нескоро. Сажанием на кол был казнен английский король-гомосексуалист Эдуард. Дворяне подняли мятеж и убили монарха, вбив ему в задний проход раскаленный железный прут. Сажание на кол применялось в Речи Посполитой до 18 века, и многие Запорожские казаки были казнены таким способом. При помощи меньших колов так же казнили насильников вбивали кол в сердце и матерей, убивавших своих детей их пробивали колом предварительно закопав живьем в землю. Повешение за ребро Вид смертной казни, при которой в бок жертве вонзали железный крюк и подвешивали. Смерть наступала от жажды и потери крови через несколько дней. Руки жертве связывали, чтобы он не смог самостоятельно освободиться.
Рекламы будет меньше, если вы авторизируетесь на сайте. Входящий, знай, тебя здесь ждут свобода слова и уют! Сетевая литература от А до Я.
Значение слова ЧЕТВЕРТОВАНИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Несчастного сажали в котел, уже наполненной какой-либо жидкостью. Руки смертника фиксировались в специальных кольцах, находящихся внутри емкости. Делалось это для того, чтобы жертва не смогла сбежать. Нагревался он довольно медленно, поэтому преступник варился заживо долго и очень мучительно. Обычно, такую казнь «прописывали» государственному изменнику. Четвертование Самый известный человек, которому «посчастливилось» на себе испытать все ужасы четвертования — это знаменитый казак и бунтарь Степан Разин. Сначала ему отрубили ноги, потом руки и лишь после всего этого — голову. Но ему первым делом отсекли голову, а только потом конечности.
К четвертованию прибегали только в исключительных случаях. За поднятое восстание, самозванство, измену Родине, личное оскорбление государя или же покушение его жизнь. Правда, подобные «мероприятия» на Руси практически не пользовались зрительским, так сказать успехом. Народ наоборот, сочувствовал и сопереживал приговоренным к смертной казни. В отличие, например, от той же «цивилизованной» европейской толпы, для которой лишение жизни преступника было всего лишь увеселительным «мероприятием».
Нам известно только о том, как наши предки казнили преступника, привязывая его ноги к молоденьким гибким деревцам, которые — по мере распрямления — разрывали человека пополам.
Много позже, согласно повелению царя, под четвертованием стали понимать действия от отрубания конечностей до отсечения головы. Однако уже в 1826-ом, когда к этой казни приговорили декабристов, волей Верховного уголовного суда пятерых политических преступников просто повесили. Так обстояло дело в России. Что касается других стран, мы с содроганием вспоминаем жестоких азиатов ох, и многие пытки подсказали они нам!.. И те, и другие верёвками крепили уличённого в государственной измене человека к лошадям и пускали коней на все четыре стороны.
Об энциклопедическом словаре Большой энциклопедический словарь — это уникальная бесплатная онлайн энциклопедия с полнотекстовым поиском и поддержкой морфологии русских слов. Энциклопедический словарь является некоммерческим проектом, который постоянно развивается. Важную роль в развитии проекта играют наши уважаемые пользователи, которые помогают выявлять ошибки, а также делятся своими замечаниями и предложениями.
Вождя шотландских повстанцев, увенчанного шутовской лавровой короной, проволокли к Смитфилду, повесили и обезглавили, после чего его внутренности были извлечены из тела и сожжены, труп рассечён на четыре части, голова выставлена на Лондонском мосту, а останки разосланы в Ньюкасл, Берик, Стерлинг и Перт. Король Эдуард III, в правление которого был принят Акт об измене 1351 , содержавший первое в английской истории официальное юридическое определение государственной измены Эти и другие казни, в том числе казнь Эндрю Харклея, 1-го графа Карлайла, и Хью ле Диспенсера Младшего, произошли в царствование Эдуарда II, когда ни сам акт измены, ни наказание за неё не имели строгого определения в английском общем праве[К 2]. Изменой считалось нарушение лояльности суверену любым его подданным в возрасте от четырнадцати лет; при этом привилегия решать, имело ли место такое нарушение в том или ином случае, оставалась за королём и его судьями. Это привело к участившимся парламентским запросам о прояснении законодательства, и в 1351 году Эдуард III учредил новый закон, содержавший первое в английской истории официальное юридическое определение государственной измены. Законодательный акт, принятый в эпоху, когда само право монархического властвования считалось неотъемлемым и бесспорным, сосредоточивался преимущественно на защите трона и суверена. Новый закон уточнил прежнее толкование, разделив преступления, традиционно именовавшиеся изменой, на два класса. Малая измена англ. Мужчины, виновные в малой измене, приговаривались к волочению и повешению, женщины — к сожжению на костре[К 3]. Государственная измена англ. Посягательство на королевскую власть приравнивалось к непосредственному покушению на жизнь монарха, прямо угрожавшему его статусу суверена и высочайшему праву царствования. Поскольку подобная угроза подвергала опасности устои самого государства, возглавляемого монархом, абсолютно необходимым и единственно справедливым возмездием за указанное преступление провозглашалась высшая мера наказания — мучительная казнь. Практическое различие между казнями за малую и государственную измены состояло в порядке следования составляющих ритуала: вместо волочения и повешения, полагавшихся за малую измену, мужчины-изменники приговаривались к повешению, потрошению и четвертованию, женщины чья анатомия считалась «неподходящей» для традиционных процедур — к волочению и сожжению на костре. Подданный английской короны объявлялся изменником государства в том случае, если он: «замышлял или воображал» убийство короля, его жены или его старшего сына и наследника; осквернял жену короля, его незамужнюю старшую дочь или жену его старшего сына и наследника; начинал войну против короля в его королевстве; переходил на сторону врагов короля в его королевстве, предоставляя им помощь и приют в пределах и за пределами королевства; подделывал Большую или Малую государственную печать, а также монеты королевской чеканки; умышленно ввозил в королевство фальшивые деньги; убивал лорда-канцлера, лорда-казначея или одного из королевских судей при исполнении ими государственных обязанностей. При этом, однако, закон никак не ограничивал право монарха лично определять круг деяний, квалифицируемых как государственная измена. Несмотря на то, что действие закона распространялось также на жителей английских колоний обеих Америк, по обвинению в государственной измене было казнено лишь несколько человек в североамериканских провинциях Мэриленд и Виргиния; при этом традиционной казни через повешение, потрошение и четвертование подверглись всего два колониста: виргинец Уильям Мэтьюс англ. Joshua Tefft; между 1670 и 1680. В дальнейшем жителей североамериканских колоний, осуждённых за измену английскому монарху, казнили обычным повешением или амнистировали. Для обвинения английского подданного в государственной измене было достаточно свидетельских показаний одного лица с 1552 года — двух лиц. Подозреваемые последовательно подвергались конфиденциальному допросу в Тайном совете и публичному суду. Подсудимым не полагалось ни свидетелей защиты, ни адвоката; в их отношении действовала презумпция вины, немедленно переводившая их в категорию поражённых в правах. Положение изменилось лишь в конце XVII века, когда многочисленные обвинения в «предательстве», в течение нескольких лет выдвигавшиеся против представителей партии вигов их политическими оппонентами, сделали необходимым принятие нового, пересмотренного и дополненного Акта об измене 1695. Согласно новому закону, лицам, обвинявшимся в государственной измене, предоставлялось право на адвоката, свидетелей защиты, присяжных и копию обвинительного акта. Для преступлений, прямо не угрожавших жизни монарха, устанавливался трёхлетний срок давности. Исполнение приговора Головы казнённых, насаженные на пики при входе на Лондонский мост. Рисунок из «Иллюстрированной истории Англии Джона Кэссела» англ. Вверху — Карл I, ожидающий исполнения приговора. Внизу — повешение одного из цареубийц и четвертование другого, сопровождаемое демонстрацией толпе его отсечённой головы Между оглашением и исполнением приговора обычно проходило несколько дней, в течение которых осуждённые содержались по месту заключения. Вероятно, в эпоху раннего Средневековья преступника волокли на казнь, просто привязав его сзади к лошади. По мнению британского юриста и историка Фредерика Уильяма Мэйтленда, это требовалось для того, чтобы «[предоставить] в распоряжение палача ещё живое тело». Глагол to draw, входящий в официальное именование казни, делает не вполне очевидным действительный порядок следования ритуальных процедур. Одно из определений to draw во втором издании Оксфордского словаря английского языка 1989 — «извлекать из тела внутренности или кишки; потрошить домашнюю птицу и т. The presumption is that where drawn is mentioned after hanged, the sense is as here. Противоположного взгляда придерживается британский историк и писатель Иэн Мортимер. В эссе, опубликованном им на собственном сайте, утверждается, что извлечение внутренностей из тела преступника — несомненно, применявшееся во многих средневековых казнях — стало расцениваться как заслуживающее отдельного упоминания лишь в новое время, и отождествление drawing с потрошением следует считать ошибочным. По мнению Мортимера, упоминание волочения после повешения объясняется тем, что волочение было малозначительной, второстепенной составляющей традиционного ритуала. После оглашения приговора королевского суда публика расступалась перед эшафотом, и преступнику предоставлялась возможность произнести последнее слово. Несмотря на то, что содержание речей приговорённых обычно сводилось к признанию вины хотя в прямой государственной измене сознавались лишь единицы , за выступлениями пристально следили стоявшие рядом шериф и священник, готовые в любой момент пресечь крамолу. Последнее слово католического священника Уильяма Дина, казнённого в 1588 году, было сочтено столь неподобающим, что оратору заткнули рот — так, что Дин едва не задохнулся от кляпа. Иногда от осуждённых требовали признания лояльности монарху или прояснения тех или иных политических вопросов. Перед казнью Эдмунда Дженнингса в 1591 году «охотник на священников» Ричард Топклифф призвал его сознаться в измене. Дженнингс ответил: «Ежели отслужить мессу означает измену — да, я сознаюсь в измене и горжусь ею» — после чего Топклифф, велев Дженнингсу замолчать, приказал палачу столкнуть его с приставной лестницы. Иногда при казни присутствовал свидетель, чьи показания привели осуждённого на эшафот. В 1582 году тайный агент правительства Джон Мандей англ. John Munday , наблюдавший за казнью выданного им властям католического священника Томаса Форда, публично подтвердил слова шерифа о признании, якобы полученном от самого Форда. Настроения, обнаруживаемые в предсмертных речах, во многом определялись условиями тюремного заключения приговорённых. Большинство священников-иезуитов, несмотря на применявшиеся к ним в тюрьме изощрённые пытки, до конца отрицало свою вину, тогда как высокопоставленные вельможи, напротив, чаще других спешили сознаться в содеянном. Возможно, за скорым раскаянием стоял страх подвергнуться мучительному потрошению вместо обычного отсечения головы, а за внешней покорностью судьбе — тайное убеждение в том, что совершённое преступление хотя и было достаточно серьёзным, всё же не составляло государственной измены. Другой причиной примерного поведения на эшафоте могло быть стремление осуждённых отвести от своих наследников угрозу лишения наследства. Иногда приговорённого заставляли наблюдать за умерщвлением других изменников — часто его сообщников — за несколько минут до его собственной казни. В 1584 году священника Джеймса Белла англ. James Bell принудили смотреть на то, как его компаньон Джон Финч был «разделан начетыре» англ. В 1588 году осуждённых на смерть католиков Эдуарда Джеймса и Фрэнсиса Эдвардса англ. Francis Edwardes , отказавшихся признать религиозное верховенство Елизаветы I, заставили наблюдать за казнью их единомышленника Ральфа Крокетта. Обычно приговорённых — в одной рубашке, со связанными впереди руками — вешали, по знаку шерифа сталкивая с приставной лестницы или телеги. Цель состояла в том, чтобы вызывать непродолжительную странгуляцию, не приводившую к смерти, — хотя некоторые из казнимых всё же погибали преждевременно так, смерть священника Джона Пэйна, казнённого в 1582 году, наступила почти мгновенно после того, как на ногах у него повисли несколько человек. Отдельных, крайне непопулярных у публики преступников — как, например, Уильяма Хэкета ум. По свидетельству английского юриста, знатока и толкователя общего права Эдварда Кока, последняя требовалась для того, чтобы «показать, что его [преступника] потомки лишены наследства с порчею крови». Казнь Томаса Армстронга. По рассказам очевидцев, в октябре 1660 года убийца Карла I генерал-майор Томас Харрисон, до этого провисевший в петле несколько минут, с уже вскрытым для потрошения животом неожиданно приподнялся и ударил палача, после чего тот поспешил отсечь ему голову. Внутренности казнённого были брошены в разожжённый рядом костёр[К 5]. Голову казнённого установили на салазки, доставившие к эшафоту его единомышленника — цареубийцу Джона Кука, затем выставили в Вестминстер-холле. Останки Харрисона были прибиты к лондонским городским воротам. Джон Хоутон, казнённый в 1535 году, во время потрошения читал молитву, а в последний момент вскричал: «Добрый Иисусе, что вы сделаете с моим сердцем? Палачи часто бывали неопытны, и процедура казни не всегда проходила гладко. В 1584 году палач Ричарда Уайта попытался извлечь внутренности казнимого, проделав отверстие в его животе — но после того, как «сей приём не возымел успеха, разворотил ему грудь мясницким топором до хребта, самым жалким образом»[К 6]. Гаю Фоксу, приговорённому к казни в январе 1606 года за участие в Пороховом заговоре, удалось перехитрить палача, спрыгнув с виселицы и сломав себе шею. Письменных свидетельств о том, как именно производилось четвертование, не сохранилось, но на гравюре, изображающей казнь Томаса Армстронга 1684 , видно, как палач, разделив тело надвое вдоль позвоночника, отрубает ноги на уровне бедра. Судьба останков Давида ап Грифида описана шотландским писателем и политическим деятелем Гербертом Максвеллом: «правую руку с кольцом на пальце [отправили] в Йорк; левую руку — в Бристоль; правую ногу и бедро — в Нортгемптон; левую [ногу] — в Херефорд. Но голову злодея сковали железом, дабы не распалась на куски от гниения, насадили на длинное древко и выставили на видном месте — на посмешище Лондону». После казни в 1660 году цареубийц, причастных к смерти Карла I 1649 , мемуарист Джон Ивлин написал: «Я не видел самой расправы, но встретил их останки, — изуродованные, изрубленные, зловонные — когда их везли прочь от виселицы в корзинах на салазках». По традиции останки обдавались кипятком и выставлялись на всеобщее обозрение как устрашающее напоминание о наказании за государственную измену — обычно в тех местах, где изменник устраивал заговор или находил поддержку. Головы казнённых нередко выставлялись на Лондонском мосту, в течение нескольких столетий служившем южным въездом в город. Сохранились описания подобных демонстраций, оставленные рядом известных мемуаристов. По свидетельству Жозефа Жюста Скалигера 1566 , «в Лондоне на мосту было множество голов… Я сам видел их — будто мачты судов, с насаженными на верхушки частями человеческих трупов».
Почему после казни Пугачева в России отменили четвертование
Палачу пришлось принести тесак и мощными ударами отделить мясо сверху и снизу. Тогда лошади смогли сделать свое дело. Мышцы натягивались, трещали, разрывались. На земле осталось лежать подрагивающее туловище». Историк добавляет: «Ничто не может длиться вечно, и палачу пришлось отрубить ему голову». За совершенное преступление его.
Правда, посмертно. Филипп II назначил цену за голову руководителя восстания в Нидерландах. Жерар Бальтазар шесть лет готовился к преступлению, которое считал благом для веры и Испании. В 1584 году он обосновался в Дельфте. Выдав себя за скрывающегося от врагов протестанта, втерся в доверие к Вильгельму и несколько месяцев спустя застрелил его.
После пыток, длившихся девятнадцать дней, и четвертования король Испании пожаловал его семье дворянство и навсегда освободил от подати. Однако уже мертвого его признали виновным в цареубийстве и приговорили к четвертованию, как живого. Четвертование неразрывно связано с именем «славного короля Генриха» и казнью Равальяка. Кстати говоря, за шестнадцать лет на Генриха IV было совершено восемнадцать покушений — ни при одном другом монархе не четвертовали так часто. Напомним лишь о самых знаменитых казненных по обвинению в покушении на королевскую жизнь.
Баррьер, по прозвищу Барр, бывший солдат герцога де Гиза, работал лодочником на Луаре. Этот религиозный фанатик счел короля заклятым врагом католиков. Его руку остановил дворянин по имени Бранколеон. Барра четвертовали в Мелене в 1593 году. Через год некий Жан Шатель, девятнадцатилетний сын парижского суконщика, бывший воспитанник иезуитов, тоже пытался заколоть монарха.
Он нанес удар, когда король наклонился, чтобы поднять придворного, опустившегося перед ним на колени. Шатель метил в живот, но попал в лицо, сломав королю несколько зубов и разбив губы. Шателя четвертовали, а иезуиты, обвиненные в подстрекательстве, на некоторое время были изгнаны из королевства. В 1600 году, после покушения Николь Миньон перед парламентом встал вопрос о процедуре казни. Можно ли четвертовать женщину, не выходя за рамки приличий?
После долгих размышлений решили, что нет, и Николь повесили. Последовало еще несколько неудачных покушений на Генриха, и наконец 14 мая 1610 года на улице Ферронри король получил два смертельных удара кинжалом. Убийцу звали Равальяк. Преступника схватили полицейские. Равальяка, утверждавшего, что к убийству его подтолкнула исключительно любовь к Богу и вера, подвергли самым страшным пыткам, добиваясь разоблачения заказчиков.
Все было напрасно. Его хотели казнить с особой жестокостью. Мария Медичи желала, чтобы с него живьем содрали кожу, но наказание сочли слишком легким, и Равальяка приговорили к четвертованию. После дознания и допросов с пристрастием его истязали до самой казни. Впоследствии так же поступят с Дамьеном после его покушения на Людовика XV.
Равальяка жгли серой, расплавленным свинцом, кипящим маслом, горящей смолой, рвали калеными щипцами «все тело» и, наконец, четвертовали на Гревской площади. Казнь длилась долго, поскольку Равальяк был высокого роста и крепкого телосложения. Через час лошади выбились из сил, но конечности все не отрывались. Понадобилось немало времени, чтобы от него осталось лишь бьющееся в конвульсиях туловище. В протоколе указано, что, когда Равальяка наконец разорвали, «народ ринулся со шпагами, ножами и другим подручным инструментом, чтобы резать и рвать его тело, куски растаскивали и жгли потом по всему городу… Швейцарские стражники воспользовались своим положением и утащили несколько кусков, которые спалили во дворе Лувра».
Некоторые авторы пишут, что дети делали из них гирлянды, а крестьяне уносили внутренности в свои деревни. Как пишет Калландро, «Равальяка не сожгли, его разорвали». После казни Равальяка следующего четвертования народ ждал почти полтора века. На этот раз смерти предали Робера Франсуа Дамьена, некогда служившего у парижских иезуитов, а потом у некой Верней-Сентрез, провинциальной мещанки. Было холодно, и король укутался в две меховые шубы, которые смягчили удар.
Разрывание с помощью деревьев на римский и древнегреческий манер. У суверена пошла кровь, но рана оказалось легкой. Королевский врач Мартиньер осмотрел рану и счел, что она неопасна. Дамьена арестовали на месте. В самом Версальском дворце его пытали калеными щипцами стражники, которым помогал хранитель печатей Машо Руйе.
Прошел слух, что лезвие было отравлено, и король исповедался, попросил соборовать его и отслужить мессу в личных покоях. Однако все обошлось. По некоторым свидетельствам, король потребовал «громкого отмщения». По другим — монарх якобы хотел, «чтобы ему вообще не причиняли боли», и во всем виноваты чересчур усердные судьи и придворные.
Обычно говорят, что ему просто отрубили голову, и это верно, но не совсем. Пугачева решили четвертовать, но нарушили сложившийся прежде порядок проведения этой казни: сначала ему отрубили голову, и только потом — конечности. Как рассказывали потом, это нарушение было неслучайным. Екатерина Вторая передала через кого-то для палача приказ сократить мучения Пугачева. Еще одним казненным в тот день тоже четвертованным стал Афанасий Перфильев, один из важнейших соратников Пугачева, его «генерал-аншеф». Перфильеву тоже отрубили сначала голову, а руки и ноги — потом. После этого четвертований в России не было. К такому виду казни приговорили пятерых декабристов в 1825 г. Такого рода публичная жестокость монархов к тому времени совсем уже вышла из моды. Интересно, что во время казни Пугачева в Москве на Болотной площади собралось много народа, что было делом невиданным и связанным только со всероссийской славой Емельяна.
В России, по описанию Котошихина, "живого четвертают, а потом голову отсекут". Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.
После этого четвертований в России не было. К такому виду казни приговорили пятерых декабристов в 1825 г. Такого рода публичная жестокость монархов к тому времени совсем уже вышла из моды. Интересно, что во время казни Пугачева в Москве на Болотной площади собралось много народа, что было делом невиданным и связанным только со всероссийской славой Емельяна. Дело в том, что если в Центральной, Южной и Западной Европе казни были развлекательным ритуалом, всегда привлекавшим улюлюкавшую и одобряющую жестокость толпу, то в России казни обычно проходили при небольшом стечении народа и без его одобрения к казненным принято было проявлять сочувствие. И неожиданную милость к приговоренным к четвертованию народ одобрил, и не только люди «подлые», но и многие дворяне, для которых «большевик» Пугачев был страшным врагом. Тем не менее долго еще гадали, почему палач сначала отрубил голову: то ли потому, что был подкуплен бунтовщиками, то ли от растерянности казнить то прежде не приходилось, да еще таким способом , то ли и правда Екатерина Вторая так велела. Последняя версия кажется правдоподобной еще и потому, что палач «ошибся» дважды — сначала с Пугачевым, а затем и с Перфильевым. До сих пор истинная причина этой ошибки неизвестна. Екатерина старалась стереть из памяти русского общества подробности жизни и смерти Пугачева: его родная донская станица Зимовейская была переименована в Потемкинскую, дом его сожгли, а реку Яик переименовали в Урал.
Четвертовать: что это значит и как понять
Значение слова «четвертование» | казнь, когда человека разрывают или разрубают на части: обычно на четыре (именно это и обусловило название четвертование - четверти). |
Четвертование что такое chetvertovanie значение слова, Исторический словарь | истор. действие по значению гл. четвертовать; средневековый способ смертной казни, при котором осуждённому рассекали тело на четыре части либо последовательно отсекали руки. |
Четвертовать: что это значит и как понять
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЧЕТВЕРТОВАНИЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках. В Великобритании же счет казненных шёл на сотни, а последний приговор был приведен в исполнение в 1820 году. Русское уголовное уложение 1845 года отменило четвертование, в Великобритании же повешение, колесование и четвертование оставалось нормой до 1870 года. В Великобритании же счет казненных шёл на сотни, а последний приговор был приведен в исполнение в 1820 году. Русское уголовное уложение 1845 года отменило четвертование, в Великобритании же повешение, колесование и четвертование оставалось нормой до 1870 года. Что такое четвертование? ЧЕТВЕРТОВАНИЕ ЧЕТВЕРТОВАНИЕ, вид смертной казни в средние века в. Что значит «четвертовать» человека? История четвертования.
Над кем был вынесен последний приговор четвертования в России?
В Англии четвертование применялось вплоть до 1820 года, формально отменено только в 1867 году. Возможно, это наихудшие наказания всех времен. Сегодня в нашем видео мы вернемся ко времени, когда заключенных потрошили и четвертовали. Что это значит? четвертовать (четвертовать это, что такое четвертовать) «Т.Ф четвертовать: четвертовать несов. и сов. перех. Четвертовать могли как живого человека, так и уже мертвого.