Во время соборования нельзя просто стоять и ждать, пока тебя помажут, нужно вслушиваться в Евангельские отрывки и молиться: «Открой, Господи, мне мои нечестности!». – Соборование (Елеосвящение) часто путают с Миропомазанием и с помазанием во время Всенощного бдения. Иногда прихожане поют слова во время помазания: «услыши мя, Господи, услыши мя, Владыко, услыши мя, Святый», затем: «исцели мя, Господи».
Кратко о важном. Что такое соборование?
Что делать с маслом после соборования? | Во время помазания обязательно произносится тайносовершительная формула: «Через это святое помазание по благостному милосердию Своему да поможет тебе Господь по благодати Святого Духа. |
Таинство Елеосвящения. Вопросы и ответы (Дмитрий Сыров) / Проза.ру | Во время помазания обязательно произносится тайносовершительная формула: «Через это святое помазание по благостному милосердию Своему да поможет тебе Господь по благодати Святого Духа. |
Войти на сайт | Если человек умрет спустя некоторое время после соборования, то оставшееся освященное масло принято возлить на его тело при погребении. |
Соборование. Таинство для болящих и не только
Все важные молитвы на Соборование-2021 в Великий православный пост | Соборование (или Елеосвящение) – это Таинство, в котором через семикратное помазание елеем, освященным священнической молитвой, подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов. |
Что делать с маслом после соборования? | Последнее также именуется соборованием, поскольку оно, согласно церковному уставу, совершается несколькими священниками (допускается участие и одного). |
Что такое таинство соборования, как к нему подготовиться и в чем смысл | Соборование (или Елеосвящение) – это Таинство, в котором через семикратное помазание елеем, освященным священнической молитвой, подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов. |
Таинство Елеосвящения (Соборование)
Таинство Соборования точнее раскрывается в послании апостола Иакова, где указаны совершители его: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. Так как помазание совершается во время чтения этой молитвы, то священнику надо знать ее наизусть. — В какое время и где проводится Таинство Елеосвящения (Соборования)? Через некоторое время после соборования маслом Параскева попросила воды, умылась ею и напилась. Такие суеверы боятся Соборования, считая, что это «последнее Таинство» и оно ускорит кончину их самих или родственников, его принимающих. В народе встречается суеверие, что соборование — последнее таинство перед смертью и что выздоровевший после соборования как бы исключается из числа живых.
Соборование: выздороветь и воскреснуть
Протоиерей Алексий Борискин: Соборование – это Таинство веры, а не заклинания и обряды [ИНТЕРВЬЮ] | Что же касается времени Общего Соборования, то, как уже отмечалась, традиционно его совершали в Великий Четверг и Великую Субботу. |
Кратко о важном. Что такое соборование? - ПРО-ВОЛХОВ | Обычай возливать освященный елей на тело скончавшегося после Соборования человека не находит подтверждения в практике Древней Церкви, ибо он служит для помазания живых, а не мертвых. |
7 отрывков Евангелия и Апостола, читаемые на Соборовании | | Удивительно серьезное, таинственное совершение соборования на дому над болящим часто дает чудесное исцеление болящему, когда соберется много священников, и они усердно молятся. |
По каким праздникам миропомазание
(Во время помазания на общем соборовании хор обычно поет. Почему соборование осуществляется именно во время Великого поста? Таинство Елеосвящения (Соборование).
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Если мы будем стремиться к такому духовному устроению, если наше участие в Соборовании будет сопровождать доверие Богу, надежда на Бога и любовь к Нему, тогда, без всякого сомнения, это таинство будет нам во спасение. Исцеление от болезни в таинстве Елеосвящения может происходить далеко не всегда. Исцеление от смертельной болезни сродни чуду. Быть спасенным — быть исцеленным! Исцеленным, прежде всего, от греха и его последствий». Что касается самого таинства Соборования, то, возможно, и Вам неоднократно приходилось с этим встречаться в своей пастырской практике: человек, который к таинству приступает, не совсем понимает, что это такое, и часто у него существуют разного рода убеждения. Предположим, есть такое мнение, что в Соборовании прощаются все забытые грехи.
И человек думает: я пойду пособоруюсь, потом еще и еще пособоруюсь, и все у меня в жизни будет в порядке; и телесное исцеление я получу так он размышляет , и грехи мне все простятся. Как бы на исповедь ходить не надо и все остальное не нужно. И вот он раз в год, на Великий пост, заходит в церковь и просит его пособоровать. Как с такими предубеждениями бороться? А по традиции нашей Церкви причащению предшествует покаяние в таинстве Исповеди. Потому что мы приходим к Богу, Который свят; к Богу, на Которого, по слову Священного Писания, и ангелы не смеют взирать; к Богу, Который в ангелах Своих усматривает недостатки.
А что сказано о человеке в Священном Писании? Сам Господь говорит о нас: род грешный и прелюбодейный. И понимая, что нас и Господа Бога разделяет наше разное совершенство, наши грехи, мы приходим к Богу только через покаяние: осознание своих духовных немощей и раскаяние в них. Поэтому выход только один: для того, чтобы не иметь ложных представлений, надо знать подлинное церковное учение и стремиться жить в Церкви, потому что это наше призвание. Не заходить один раз в году в церковь на Пасху или приступать один раз в году к таинству Соборования, а действительно учиться жить церковной жизнью. Для этого нам и дан, кстати, Великий пост, во время которого мы будем бороться со своими недостатками, будем больше обычного о Боге размышлять, больше обычного читать Священное Писание и больше обычного молиться.
Действительно, Вы сказали о том, что таинство Соборования избавляет человека от грехов. Все таинства Церкви спасительны, и в этом плане все таинства ведут нас к духовному обновлению. И болезнь, без всякого сомнения, связана с грехом. Конечно, не потому, что Господь нас наказывает за наши проступки, наши грехи. Связь греха и болезни самая глубинная: это первый грех привел в мир смерть и болезнь. Но болеют святые, болеют праведники.
Святитель Лука, которого мы сегодня цитировали, к концу жизни ослеп; других исцелял, а сам был лишен зрения. Преподобный Амвросий Оптинский, великий святой, всю жизнь мучился недугом, а о себе говорил так: «В болезнях нахожу отраду, когда размышляю о святителе Иоанне Златоусте, который был очень болен и тем не менее не оставлял попечение о Христовой Церкви». В этом мире мы всегда будем сталкиваться и со скорбями, а иногда и с болезнями. Но у нас есть выход: у нас есть медицина, у нас есть молитва, у нас есть таинство Соборования, предназначенное для исцеления и души, и тела. И наконец, у нас есть самое главное — представление о том, что Господь с нами и в радости, и в скорби, и тем более в болезни, если мы о Нем помним. Помните, апостол Павел говорит так: «Любящим Бога все содействует ко благу».
То есть не только то, что для нас радостно, не только то, что нам приятно, но даже скорби и даже болезни могут служить ко благу. Но в каком случае? Если мы помним о Боге. Тогда мы понимаем, что за всем, что с нами происходит, стоит Божественный Промысл. Господь нас любит? Господь о нас заботится?
Соответственно, Господь поставил нас в ту жизненную ситуацию, которая нам полезна. Если мы это знаем, если мы об этом помним, то мы стараемся Бога благодарить. Не потому, что Господь обидится и оставит, а мы, когда благодарим, помним о Боге, и это не Он, а мы Его не оставляем. То есть можно рассматривать таинство Соборования и как одну из ступеней на пути вот к этому изменению, о котором мы говорили. И в частности то, что в Великий пост Соборование совершается особо: Соборование, далее покаяние и причащение. То есть это такой постепенный путь как раз к полной церковной жизни, о которой мы с Вами только что говорили.
Скажите, пожалуйста, а Вы соборовались когда-нибудь? Если позволите, я хотел бы прочитать главку, посвященную разнообразию традиций: «Участие в таинстве. История и современность». Церковь допускает к этому таинству не только тех, кто болен настолько, что не может посетить богослужение, а может лишь призвать пресвитеров домой или в больницу, но и тех, кто чувствует не столько физические, сколько духовные немощи. А ведь таковы мы все. Как к этому отнестись и что для себя выбрать?
Обращаясь к опыту Церкви, мы можем найти различные ответы на этот вопрос. Противоположность мнений допустима и понятна. В разное время в разных обстоятельствах разным людям приличествуют разные правила. Неизменными в Церкви остаются ее догматическое вероучение и каноническое устроение.
Второй дар, который посылается больному в Таинстве Елеосвящения, — это отпущение грехов. Ибо апостолом сказано: «Если он [болящий] соделал грехи, простятся ему» Иак 5, 15. Конечно, человек в этом случае должен проявить сердечное сокрушение о своих беззакониях. Он должен привести на память всю свою жизнь, все свои неправды, все обиды, какие кому сделал. Припомнив все это, он должен раскаяться в своих неправдах от всего сердца, просить Бога о прощении их. Вместе с тем он должен простить и сам своим ближним, кто из них в чем виновен против него, кто чем-нибудь обидел его. Ибо он твердо должен помнить слова Иисуса Христа, которыми Он научал людей молиться Всевышнему: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» Мф. Кто выздоравливает после Таинства Елеосвящения и почему? Выздоровление людей от болезни после соборования часто совершается на наших глазах. Человеку постепенно становится все лучше и лучше, и он вскоре совсем выздоравливает. Для нас часто это бывает невидимо: мы думаем, что больной встал сам по себе, сам по себе выздоровел; на самом же деле здесь помогла исцеляющая сила молитвы. Недаром же сказано: «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его. Господь…» Иак 5, 15. Слово Божие не напрасно, «ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» Лк. И если Господь через апостола Своего сказал, что Он в Елеосвящении исцелит болящего, то, когда после елеосвящения больной выздоравливает, стало быть, он выздоравливает не сам по себе, а от того, что Господь помог ему. Правда, не все соборованные выздоравливают. Иные из них и умирают. Но от этого нельзя еще говорить и думать, что соборование не помогает больному. О том, какое облегчение в предсмертных страданиях может последовать за совершением сего Таинства, свидетельствует случай, описанный сельским священником Брояковским. Одну его благочестивую прихожанку Параскеву, шедшую в день святой великомученицы Варвары рано утром на службу, в нескольких шагах от храма укусила бешеная собака, нанесши большую рану на щеке. Искусанная немедленно была доставлена к знахарке в соседнее село. Священник, узнавший о происшедшем только через несколько дней, имел намерение отослать пострадавшую на бактериологическую станцию. Но ее родные воспротивились этому, успокоенные тем, что рана зажила и больная чувствует себя хорошо. И действительно, уже 19 декабря она говела в своей церкви, правда, выглядела слишком угрюмою. А через пять дней к священнику явился сын потерпевшей и заявил, что мать его почувствовала себя плохо и просит немедленно прибыть и «обмасловать» ее. Ранним утром следующего дня священник застал больную лежащей на печке и что-то несвязно бормочущей. В ожидании церковного старосты он узнал, что у больной, несомненно, бешенство или иначе — водобоязнь. Четыре дня, как она отказалась от вкушения пищи, а в особенности воды, и страшно боялась холода, вследствие чего и находилась все время на печке. Во время священнодействия больная сидела на лавке. Взор ее был диким и блуждающим, так что она не могла сосредоточиться на одном предмете и вела себя крайне беспокойно: то произносила какие-то невнятные слова, то вдруг, совершенно сознательно и отчетливо выговаривала « слова молитвы, очень часто совершала крестное знамение в особенном возбуждении, порывисто и истово. По временам она бросала недружелюбные взгляды на своих родных, причем в это время раздавался страшный скрежет зубов. Очевидно, она, была поражена психически и сильно подавлена сознанием своего ужасного положения. После чтения первого Евангелия больная со страшным усилием, скрежеща зубами, еле заставила себя поцеловать священную книгу. Несмотря на то, что муж и сын держали за руки мечущуюся больную, священник с большим трудом совершал елеопомазание ее тела. И свершилось новое чудо милости Божией.
И мы с издательством «Никея» постарались сделать эту книгу действительно красивой. Царство Божие в совершенстве откроется со Вторым Христовым Пришествием, но уже сейчас может пребывать в человеке. Семь евангельских зачал, включенных в последование таинства, состоят из реальных историй, в которых Господь учит, помогает, исцеляет, а также двух притч — образных рассказов, в которых земное и знакомое свидетельствует о небесном и непостижимом. Открывает евангельские чтения притча о добром самаритянине, которая стала ответом Господа на вопрос: кто является нашим ближним. И согласно рассказанной Господом притче ближним для ограбленного и избитого разбойниками человека становится самаритянин, иноплеменник, презренный в глазах иудеев, к которым была обращена эта история. О том, что Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее, свидетельствует второе евангельское чтение. Господь, отвечая на духовный порыв начальника над мытарями Закхея, входит к нему в дом и провозглашает его спасение. При этом многие возмущаются тем, что Господь общается с явным грешником: мытарь обирал свой народ, собирая налоги для римской власти. Но Закхей заявляет, что он изменит свою жизнь, отдаст половину имущества нищим и вчетверо возместит всем, кого обидел. Третье зачало повествует о том, как Господь во время Своего земного служения, учивший о Царствии Божием и сопровождавший Свои слова делами, чудесами и прежде всего исцелениями, дарует и двенадцати ближайшим ученикам власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. А также приводит слова Христа, и оказывается, что то, что было сказано конкретным людям по определенному поводу, через века может относиться и к нам. Это также указание на то, что Господь желает обитать, приклонить голову в сердце человека. Притча о десяти девах, пять из которых были мудрыми, а пять неразумными, составляют пятое евангельское чтение. В этой истории присутствует елей, о котором не позаботились юродивые, так что им пришлось отправиться на его поиски, и в результате они не попали на брак с женихом. Эта притча должна научить нас жить сегодняшним днем, жить в поиске Бога. Брак — символ Царства Небесного, куда вошли мудрые девы, у которых в светильниках был елей. Если сначала Господь посылал Своих учеников с проповедью Царства Божьего к тем, кто был воспитан на Ветхом Завете, то после воскресения учение Христово распространяется уже на все народы. Еще во время земной жизни Христа похвалы за веру от Него удостоились именно язычники: сотник, римский офицер и женщина хананеянка. Не сразу становится ясно, почему на просьбы, вопли женщины исцелить ее дочь Господь сначала ничего не отвечает, а затем и упрекает ее довольно обидными словами. Но ответ женщины, ее похвала от Господа показывают, что Спаситель хотел явить ученикам величие веры, которая в смирении достигает просимого. Эта история исцеления дочери хананеянки составляет шестое чтение. Большинство евангельских текстов, звучащих во время Соборования, взяты из Евангелия от Матфея. И в заключительном седьмом чтении Матфей рассказывает, как его, грешного мытаря, Господь призвал следовать за Ним и стать Его учеником. Отверженного Господь превратил в святого апостола. У вас в храме, конечно же, тоже совершается в Великий пост Cоборование. Когда обычно это делается? Когда прийти, помолиться и поучаствовать в этом таинстве в храме святых равноапостольных Константина и Елены, где Вы служите, на улице Доблести в Санкт-Петербурге? Но я обычно всегда всех предупреждаю, что для того, чтобы участвовать в таинстве Соборования, необходимо жить в Церкви, жить церковной жизнью. Невозможно лишь раз в году приходить в храм. Невозможно лишь раз в году участвовать в одном из церковных таинств. То, что общее Соборование проводится именно во время Великого поста, означает, что Церковь предъявляет особые покаянные требования к тем людям, которые приступают к этому таинству. И вся наша жизнь — это путь изменения, путь покаяния. Господь Бог сотворил человека для Себя. Человек был сотворен для того, чтобы общаться с Богом в раю. Когда эта гармония богообщения, которая была в раю, нарушилась человеческим грехом, то устремленность к Богу, возвращение к Богу, путь к Богу стали путем покаяния. То есть через изменение, через осознание своих ошибок и их преодоление мы можем возвращаться к Богу, тем самым реализуя свое человеческое призвание. Потому что смысл человеческой жизни в том, чтобы прийти к Богу. Поэтому очень здорово, что в так называемых спальных районах тоже строятся храмы и люди, просто видя из окна церковь, которая появилась, могут зайти, помолиться, открыть для себя мир христианства и начать жить церковной жизнью. И люди в окрестных домах, которые будут наверняка очень густонаселены, потому что там сейчас идет активное строительство, тоже будут открывать для себя мир веры, откроют для себя Господа, может быть впервые переступив порог этого храма. Действительно, наша община храма Константины и Елены на улице Доблести сейчас занимается постройкой храма в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери на юго-западе нашего города. И конечно, всех телезрителей я приглашаю помолиться о том, чтобы это благое дело — созидание Божьего дома происходило по Божией милости, по Божией любви. Чтобы храм возводился, а люди могли действительно обретать веру и приходить к Богу, участвовать в церковной жизни и церковных таинствах. И последний вопрос о презентации Вашей книги. Известно, что скоро она состоится… — У нас есть возможность пригласить всех, кто сегодня нас слышит, познакомиться поближе с книгой. Девятого марта в церковно-просветительском центре Санкт-Петербургской епархии на Староневском проспекте, дом 177, состоится презентация новой книги «Таинство Божьего милосердия. Мы и говорим, что основные действия Церкви — это таинства; это тайное участие Бога в нашей жизни. Тайна остается тайной. Но просто какие-то моменты стали понятны даже для меня. Странно говорить «даже для меня», но некоторых вещей я действительно не знал. Еще раз покажу нашим телезрителям книгу. Сегодня мы говорили о таинстве Соборования и о новой книге отца Михаила, которая называется «Таинство Божьего милосердия. И спасибо всем, кто сегодня провел время с нами у телевизора. Ведущий Михаил Проходцев.
Переписка с мирскими лицами. Как о вполне законном древнем и желательном «благочестивом обычае» об Общем Соборовании высказывался один из виднейших литургистов ХХ века священноисповедник Афанасий Сахаров : «Скажу… кратко относительно совершения Таинства елеосвящения над здоровыми… Можно полагать, что елеосвящение в Великий Четверток имело широкое распространение в Древней Руси и если не вошло во всеобщую практику, то только потому, что это священнодействие, получившее у нас название «соборование», удобнее было совершать в соборных и монастырских храмах, где легче, чем в приходских, можно было собрать «собор» пресвитеров... С печальных времен начавшегося при Петре I обмирщении и русского общества, и Русской Церкви — с Синодального периода этот благочестивый обычай мало-помалу вышел из употребления. С проникновением на Православную Русь многих католических взглядов и обычаев — мало-помалу стали и у нас смотреть на Таинство елеосвящения как на самое последнее напутствие к смерти. И общее елеосвящение в Великий Четверток совершалось неотменно только в Московском Успенском соборе и в некоторых строго уставных обителях, как Троицкая Лавра, Соловецкий монастырь, Глинская пустынь и некоторые другие... Твой есмь аз: Сб. Конечно, люди знающие могут возразить, что богословская наука прошлого якобы не признавала за Общим Соборованием статуса Таинства, в отличие от индивидуального Елеосвящения над болящим, так как в нём было положено совершать лишь однократное помазание присутствующих освященным маслом в конце чинопоследования, а не семикратное, как это указано в Требнике. Мол, это хоть и священнодействие, но оно мало чем отличается от других подобных церковных обрядов помазания елеем. Так, например, утверждает статья «Елеосвящение» в Православной Энциклопедии , которую цитирует иерей Георгий Максимов, и где говорится следующее: «Сам чин общего Елеосвящения в Великий четверг понимался догматистами как священнодействие, нетождественное Елеосвящению. Так, вслед за Ж. Гоаром исследователь чина и богословия Елеосвящения прот. Михаил Архангельский и составитель «Настольной книги священно-церковно-служителя» С. Булгаков не считали общее Елеосвящение таинством». Однако насколько обоснованы выводы авторов данной статьи, можно судить хотя бы потому, что упоминаемый ими протоиерей Михаил Архангельский заявлял с точностью до наоборот: «Общее Елеосвящение, по местам совершаемое в Православной Церкви, есть не обряд, а таинство, ибо и совершается оно, существенно, по чину таинства, а не по какому-либо особому обрядовому последованию. В молитвах чина… кроме прошения о недужном, содержатся прошения и вообще о помазующихся, без означения их болезненного состояния. В духе и смысле таинства совершают общее Елеосвящение пресвитеры, в таком же расположении принимают его и верующие. И нет сомнения, что приемлющие св. И хотя, конечно, были и те из академических богословов, кто считал, что Общее Соборование Великого Поста Таинством не является, но это скорее были частные мнения, не укоренённые в православной традиции. Так, известный западный ученый-литургист XVII в. Иаков Гоар, долгое время бывший миссионером на Востоке и специально изучавший особенности греческого богослужения, свидетельствует, что греки его времени Елеосвящение, совершаемое в Великий Четверток, считали Таинством Красносельцев Н. Так как Русская Церковь практику Общего Соборования переняла у греков, то естественно, что и в России общее и индивидуальное Елеосвящение считалось одним и тем же таинством, и в чём, как мы видим, не сомневались ни святитель Димитрий Ростовский, ни преподобный Амвросий Оптинский, ни священноисповедник Афанасий Сахаров. Так в чём же смысл прибегать здоровым людям к Таинству Соборования, пусть даже один раз в году в Великий Пост, если молитвы Елеосвящения, как доказывает иерей Георгий Максимов, предназначены исключительно для телесно больных людей? Во-первых, подавляющее большинство людей имеют те или иные телесные болезни и недомогания, которые протекают в легкой форме.
ВСЯ ПРАВДА О СОБОРОВАНИИ
Звучат прокимен , Апостол, «Аллилуйя», Евангелие для каждого из семи раз свои, особые евангельские чтения , сокращенная сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», священническая каждый раз изменяемая молитва, а затем все время повторяющаяся молитва помазания. Эта неизменная молитва помазания начинается словами: «Отче Святый, врачу душ и телес…». В ней мы находим имена множества христианских святых: мы обращаемся ко всей полноте небесной Церкви и просим ее о соборном заступлении за болящего перед Богом. Во время совершения Таинства Елеосвящения семь раз читаются различные отрывки из Апостола и Евангелия. Здесь и тексты, связанные с темой елея: например, уже отрывок из послания апостола Иакова, а также притчи о милосердном самарянине и о мудрых и неразумных девах. Здесь и новозаветные тексты, свидетельствующие о совершенных Христом чудесах исцеления больных. Здесь же звучат отрывки, научающие столь необходимым для пребывающих в болезнях людей смирению, терпению, любви. В этих фрагментах также говорится и о той любви к страждущему человеку, что должна проявляться к нему Церковью — в ее единой соборной молитве о болящем, о грешнике. После седьмого помазания все семь священников возлагают на голову больного Евангелие письменами вниз; старший из них, предстоятель, при этом не кладет своей руки на Евангелие, а только читает особую молитву: «Царю Святый, благоутробне и многомилостиве Господи Иисусе Христе…». Здесь, в тексте молитвы, содержится и объяснение того, почему предстоятель не кладет руку на Евангелие: «…не полагаю руку мою грешную на главу пришедшаго к Тебе во гресех, и просящаго у Тебе нами оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную, яже во святом Евангелии сем, еже сослужители мои держат на главе раба Твоего такого-то , и молюся с ними, и прошу милостивное, и непамятозлобное человеколюбие Твое, Боже…» и так далее.
Смысл этого обычая и этих слов таков: Таинства совершает Господь. Человека исцеляет не рука священника, а сила Божия, явленная Его приходом в мир, Его чудесами и засвидетельствованная в Евангельском Откровении, в том Евангелии, что лежит сейчас на главе болящего. Потом следует сокращенная «сугубая» ектения, поются стихиры святым бессребреникам и целителям и, наконец, глаголется отпуст. В нем упоминается апостол Иаков, в послании которого как раз и содержится богословское обоснование Таинства Елеосвящения. В конце чинопоследования больной трижды кланяется священнослужителям — разумеется, если он в силах это сделать, и говорит: «Благословите, отцы святии, и простите мя грешнаго». Так завершается это Таинство. Подготовлено по материалам книги П. Малкова «Введение в Литургическое предание. Таинства Православной Церкви», лекций по Литургическому Преданию прот.
Владимира Воробьева. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Больной помазуется не только маслом, но и вином, по примеру милосердного самарянина, который врачевал раны избитого разбойниками иудея маслом и вином Лк. Важное значение в этом таинстве имеет седмеричное число: его совершают 7 священников однако в реальной жизни такое число клириков удается собрать крайне редко, поэтому, как правило, таинство совершается одним или двумя священниками , читается 7 евангелий, 7 посланий апостольских и 7 молитв, в которых испрашивается больному разрешение от грехов и исцеление от болезней; больной 7 раз помазуется. Все это имеет отношение к ветхозаветному событию с Иерихоном.
Как крепкие стены Иерихона пали от семикратного обхода вокруг их с Кивотом завета, так, по желанию св. Церкви, и над крепкой болезнью тела должен совершиться перелом после духовного, так сказать, обхода вокруг одра болезни, состоящего в семикратном чтении Евангелия, посланий апостольских и молитв и в семикратном помазании больного. В состав Таинства Елеосвящения входят: молебное пение, освящение елея и помазание елеем. Молебное пение состоит из канона о здравии и прощении грехов больного. Освящение елея состоит из великой ектении, молитвы и пения тропарей во славу Спасителя, в честь Божией Матери и святых. Помазание больного елеем совершается по прочтении каждого из 7 Евангелий и посланий апостольских и молитвы. При помазании священник говорит: «Благословение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа на исцеление души же и телу рабу Божию имярек всегда и ныне» и т.
Затем священники выходят с кисточками и маленькими чашечками с освященным маслом, смешанным с вином. Для удобства люди становятся рядами так, чтобы священники могли свободно подойти к каждому. Помазывают святым маслом семь раз. Во время помазания хор и все молящиеся поют: «Услыши нас, Боже. Услыши нас, Владыко. Услыши нас, Святый». Соборующиеся заранее готовятся к помазанию: освобождают лоб, расстегивают ворот, готовят руки. После каждого помазания можно стирать масло салфеткой. Но эти салфетки нельзя потом просто выбросить. Их надо либо сжечь самим, либо отдать в храм на сжигание. В конце соборования на головы помазанных возлагается Евангелие с чтением покаянной и разрешительной молитвы: «Царю Святый… не полагаю руку мою грешную на главу пришедшего к Тебе во гресех… но Твою руку крепкую и сильную, яже во Святом Евангелии сем, еже сослужители мои держат на главе раба Твоего…» Проходя по рядам стоящих, батюшки возлагают каждому на главу Евангелие и дают целовать Крест. Так заканчивается таинство, в котором ради молитв Церкви, Господь нам прощает грехи, дает силы не унывать и бороться за свое спасение, исцеляет от телесных немощей, и мы, обновленные, готовимся соединиться с Господом в причастии Его Святых Божественных Таин, чтобы воскреснуть для жизни новой. После окончания соборования раздают освященное зерно. Есть традиция употреблять его в пищу. Еще одна традиция — брать себе освященного масла с вином после соборования и помазываться им.
До этого оно проводилось лишь раз в году в Великий Четверг. Это четверг Страстной Седмицы. Многие думают, что Чистый Четверг называется так потому, что в этот день нужно перед Пасхой убрать дом: вымыть пол, смести паутину, вытереть пыль на иконах. Это, разумеется, не так. Чистый Четверг называется так потому, что в дореволюционных соборах именно в этот день совершалось таинство духовного исцеления для всех желающих соборование. Этот обычай существовал до 1917 года, и народ прозвал этот обычай Чистым соврем. Интересный факт Известно, что в Х столетии в Византии елей освящали в каждую из 7 недель Великого поста. Этот обычай переняла и Древняя Русь, но со временем вместо 1 помазания каждую неделю поста стали совершать 7 помазаний за один раз. О том как совершается таинство вышеназванный священнослужитель рассказывает: «Из чего состоит таинство Соборования? Из чтения ряда молитв, в которых мы просим Господа освятить елей… Далее мы семь раз читаем фрагменты из Посланий Апостольских, семь раз читаем Евангелие и многократно читаем молитвы об исцелении болящих. Произносим Ектеньи, в которых просим Бога исцелить болящих. И, знаете, результат, действительно, есть. Все это не символические действия. Это реально сильные молитвы об исцелении, и мы, священники, видим эти исцеления». В центре храма устанавливают аналой с Евангелием. Рядом столик с сосудами, в которых находятся елей и пшеница. В пшеницу, зерна которой символизируют обновленную жизнь, вставляют 7 зажженных свечей и 7 кистей для помазания — по числу священнослужителей, участвующих в таинстве. Прихожане также держат горящие свечи, свидетельствующие о том, что Христос являет Собой Свет Вечной Жизни. Соборование в Донском мужском монастыре г. Москвы Священнодействие начинается с обыкновенных начальных молитв, после которых произносятся псалом, тропари и мирная ектенья. Церковнослужители возносят прошения Создателю освятить елей и избавить собравшихся от их немощей. Затем следуют канон, Апостольское Послание и фрагмент Евангелия, после которых звучат вновь прошения об освящении масла и о здравии немощных при этом произносятся их имена. Собравшимся крестообразно помазывают следующие участки на теле: чело чтобы освятить помыслы , уши для освящения слуха , нос чтобы освятить осязание , рот ради освящения языка , руки для освящения трудов , грудь для освящения чувств. После этого снова следует чтение посланий апостолов, Евангелия и молитв. Потом очередное помазывание. Подобное чередование следует 7 раз. После 7-го помазания каждому из собравшихся на голову возлагают Евангелие, читая при этом разрешительную молитву. После этого произносятся тропари святым целителям: свт. Николаю , мчч. Косьме и Дамиану , вмч. Пантелеимону , после которых следует отпуст. Молящиеся прикладываются к Кресту с тем, чтобы через несколько дней согласно древней христианской традиции вновь вернуться в храм для причастия. Интересный факт 26 декабря 2012 года на заседании Священнейшего Синода духовенство одобрило «Последование Святаго Елеа, совершаемого поскору». Подобный чин елеосвящения совершается над тяжело немощными, проходящими лечение в стационаре. Он включает в себя всего несколько молитв и однократное помазывание елеем. Подготовка к таинству Соборования К любому таинству нужно готовиться и подходить с ответственностью. Соборование дополняет таинства исповеди и причастия. Иерей Владимир Панарин дает наставление: «Соборование — это, по сути, продолжение или дополнение Таинства Исповеди. Поэтому человек, который соборуется, должен заранее покаяться в грехах. Не ради галочки, а внимательно разобрав все своих преступления. Для этого нужно взять книжку «В помощь кающемуся» и выписать на листок или в тетрадь все свои скверные поступки». Следует, однако, сделать оговорку, что не все священнослужители считают принципиальным исповедь накануне таинства, некоторые разрешают исповедоваться и после Елеосвящения. Перед Соборованием необходимо также примириться с окружающими. Нельзя держать в сердце обиду и зло, препятствующие вхождению в него Божественной Благодати. Соборование На многих православных интернет-порталах указаны также рекомендации почитать перед таинством Покаянный канон и акафисты Иисусу Сладчайшему, Пречистой Богоматери и святым целителям.
Беседы с батюшкой. Всё, что вы хотели знать о Соборовании, но боялись спросить
Для такого человека необходимо продолжать скорбный путь земной жизни в условиях этого существования, страдать и бороться здесь, на земле, со своей греховностью, чего он не сумел и не успел сделать. И вот по отношению такого больного особо приложима и действенна молитва Церкви о его душевном оздоровлении и телесном выздоровлении. И сама болезнь должна послужить поворотным моментом для души, толчком к внутреннему душевному перевороту чрез покаяние. А с душевным выздоровлением, по вере Церкви, тесно связано и само телесное выздоровление. Болезнь может быть послана Богом и людям высокой духовной жизни для их душевной пользы, для их спасения и совершенствования. Елеосвящению обычно предшествует исповедь. Таким образом, в духовном смысле елеосвящение тесно связано с покаянием. Это не значит, что покаяние есть само по себе недостаточное таинство, но только больной по немощи не может исполнить все условия истинного покаяния. При таинстве же Елеосвящения за изнемогающего больного предстоит пред Господом целый собор Его служителей и, молитвою веры от лица всей Церкви, умоляет Бога даровать недужному вместе с телесным здравием отпущение прегрешений.
При этом ради молитв Церкви больному отпускаются особые грехи, разрешение которых он не мог получить в таинстве Покаяния, а именно: — грехи давние, забытые и неисповеданные, при условии, однако, общего покаянного настроения больного; — грехи «недоуменные» и грехи неведения; [7] — грехи, бывшие причиной болезни, но болящий не знал о них; — грехи, которые больной, по тяжкой немощи своей, не в состоянии в настоящий момент рассказать духовнику или не может теперь загладить добрыми делами. Все эти и подобные им грехи, как пишет блж. Симеон Солунский, благодатию Божией отпускаются болящему чрез таинство Елеопомазания. Зерна пшеницы символически указывают на новую жизнь — по выздоровлении, и после всеобщего воскресения Ин. Сверху пшеницы ставится пустой сосуд «кандило праздное», т. Вокруг сосуда в пшеницу водружают семь стручьев «стручцев», или палочек, обвитых хлопчатой бумагой или ватой для помазания. Обыкновенно сюда же вокруг сосуда вставляют семь зажженных свечей, изображая этим седмеричное число совершителей таинства. В состав последования Святого Елея входят три части: молебное пение, освящение елея и само помазание елеем.
Первая часть до великой ектении представляет собой молебное пение и есть сокращение утрени, совершаемой в дни поста и покаяния. Первый из священников, окадив стол и елей на нем , иконы и всех людей, обратясь к востоку или в сторону икон, произносит возглас: «Благословен Бог наш... После обычного начала, — Трисвятого и по Отче наш, — читается 142-й псалом, который представляет сокращение шестопсалмия, произносится малая ектения, бываемая на утрене. Затем поется на 6-й глас Аллилуиа вместо «Бог Господь» , как во время покаянное, и покаянные тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». После этого читается 50-й псалом и поется канон: «Моря чермную пучину» — Арсения, епископа Корфского IX в.
По мнению служителей церкви во время соборования, человеку отпускаются те грехи, которые он не осознает, что это грехи или забыл о них, и не упоминает на исповеди. Собороваться можно и лежащим тяжелобольным людям на дому, и больным, которые могут прийти в церковь. Священнослужители отказывают в соборовании только людям, лежащим без сознания и буйным больным с психическими заболеваниями.
Когда проходит соборование в церкви? Соборование в церкви назначает священник, в основном, в Великий пост Соборование есть 2 видов: На дому для больного человека В церкви — для всех, кто хочет собороваться, и может прийти в церковь В церкви соборование священник может назначить в Великий пост перед Пасхой или в Рождественский перед Рождеством. Собороваться можно 1 раз на год, если человек чувствует большую необходимость в очищении души или тяжело болен. До соборования желательно исповедаться в содеянных грехах. Соборование должны проводить 7 священников, но если стольких нет, и даже один, если проводит соборование, оно считается действенным. Как подготовиться к соборованию: нужно ли поститься, можно ли кушать, вступать в интимные отношения с мужем перед соборованием? Если в Великий пост, в церкви назначено соборование, на него могут прийти верующие люди, которые ходят или ходили раньше в храм, придерживаются поста, едят только постную еду, и в интимные отношения во время поста не вступают. Если собороваться желает тяжело больной человек, и в храм он прийти не может, тогда к батюшке должен обратиться его родственник или друг, и пригласить священника на дом.
Больным людям церковь разрешает не держать пост — это не считается грехом. Какие молитвы читать перед соборованием и причастием? Перед соборованием нужно читать каждодневные молитвы и каноны Перед принятием Святого Причастия и соборованием нужно пройти Таинство Покаяния. Если в это время пост, то его нужно соблюдать.
Основание таинства Елеосвящения находится в словах апостола Иакова: «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится.
Весел ли кто, пусть поет псалмы. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». И не просто так соборование совершается именно во время поста. Ведь пост предполагает, что человек находится в состоянии особого покаяния и молитвы.
И во время соборования нужно самому соборующемся крепко молиться и просить исцеление, вдохновляясь строками Евангелия и Апостола, которые читаются во время Таинства. И тогда действительно будет дана Господом благодать и произойдет исцеление. Таинство Елеосвящения — это таинство снисхождения и милосердия к нашим телам. Апостол и евангелист Марк говорит: «Они пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли».
Чуть позже к этому таинству была присоединена молитва о прощении забытых грехов. Основание таинства Елеосвящения находится в словах апостола Иакова: «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему».
И не просто так соборование совершается именно во время поста. Ведь пост предполагает, что человек находится в состоянии особого покаяния и молитвы. И во время соборования нужно самому соборующемся крепко молиться и просить исцеление, вдохновляясь строками Евангелия и Апостола, которые читаются во время Таинства. И тогда действительно будет дана Господом благодать и произойдет исцеление. Таинство Елеосвящения — это таинство снисхождения и милосердия к нашим телам.
В защиту практики Общего Соборования в Великий Пост
Во время Соборования читаются. В последовании «общего» Соборования помазание совершается в конце службы и только после нижеследующего (см. ниже). Соборование «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.
7 отрывков Евангелия и Апостола, читаемые на Соборовании
– Соборование (Елеосвящение) часто путают с Миропомазанием и с помазанием во время всенощного бдения. Соборование (или Елеосвящение) – это Таинство, в котором через семикратное помазание елеем, освященным священнической молитвой, подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов. Изначально соборование было связано с тем, чтобы человека избавить от смерти, когда он серьёзно болен. Таинство соборования, которое часто проводят в храмах Русской церкви во время Великого поста, может помочь лучше подготовиться к празднику Воскресения Христова, РИА Новости, 09.04.2024.
Войти на сайт
Как бы за него хорошо не молились, больной должен веровать и искренне молиться Богу. Иначе Таинство будет недействительным. В молитвах Елеопомазания говорится также, чтобы человеку простились все его грехи, вольные и невольные, ведомые о которых он знает и неведомые. В последнее время это Таинство стали проходить и здоровые люди, мотивируя это тем, что во время помазания освященным маслом прощаются даже забытые грехи. Но раньше этот чин проходили только лежачие больные, близкие к кончине земной жизни. Конечно, нельзя человеку запретить проходить это Таинство, поэтому пусть каждый решает сам, стоит ли ему в нем участвовать. Или можно спросить у духовника и действовать по его благословению.
Да, на Соборовании прощаются грехи, но лишь те, которые послужили причиной болезни. Ведь, как известно, все корни заболевания лежат во грехах. Как проходит Соборование Обычно Соборование совершается в пост, так как это — благоприятное время для покаяния, очищения души и тела.
Господи, помилуй. Трижды Слава, и ныне. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. И псалом 142: Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей. И не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой; посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния; поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой; не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах; скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя; правдою Твоею изведеши от печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя, и погубиши вся стужающия души моей: яко аз раб Твой есмь. Слава, и ныне: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. Трижды Диакон же глаголет ектению: Паки и паки миром Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенну ю, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Лик: Тебе, Господи. Священник: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь. Абие же поют, Аллилуиа, на глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь. Таже тропари: Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас. Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом, не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших: Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем.
Второе чтение — Рим. Он внушает, что все члены Тела Христова должны единодушно славить Бога. Во втором же Евангелии Лк. Третье чтение — 1 Кор. В третьем Евангелии Мф. В четвертом чтении — 2 Кор. В последующем евангельском чтении Мф.
Первый из них кадит стол с четырех сторон, весь храм или дом и собравшийся народ. Затем, став перед столом лицом на восток, возглашает: Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Чтец: Аминь. Господи, помилуй, 12. Приидите, поклонимся: трижды. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. Господи, помилуй. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя, яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой, не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящым в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающыя души моей, яко аз раб Твой есмь. Господи, услышь молитву мою, внемли молению моему в истине Твоей, услышь меня в правде Твоей и не войди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих. Ибо враг стал преследовать душу мою, унизил до земли жизнь мою, посадил меня во тьме, как умерших от века. И уныл во мне дух мой, во мне смутилось сердце моё. Вспомнил я дни древние, размыслил о всех делах Твоих, о творениях рук Твоих размышлял. Простёр к Тебе руки мои; душа моя пред Тобою — как безводная земля. Скоро услышь меня, Господи, изнемог дух мой: не отврати лица Твоего от меня, и да не уподоблюсь я сходящим в ров. Дай мне услышать рано утром милость Твою, ибо я на Тебя уповаю; открой мне, Господи, путь, по которому мне идти, ибо к Тебе вознёс я душу мою. Избавь меня от врагов моих, Господи, ибо к Тебе я прибег. Ради имени Твоего, Господи, Ты оживишь меня, по правде Твоей выведешь из печали душу мою, и по милости Твоей истребишь врагов моих, и погубишь всех теснящих душу мою, ибо я — раб Твой. Слава, и ныне: Аллилуиа, трижды. Слава, и ныне: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже.