Новости факты из биографии гоголя

55. Путешествие по Италии подкосило Гоголя из-за малярии, которая едва не стала причиной смерти, но ему удалось побороть заболевание. Гоголь не скрывал этот факт своей биографии, а, напротив, гордился общением с «солнцем русской поэзии».

Какие самые интересные и малоизвестные факты о Н.В.Гоголе?

А ещё у него была привычка грызть за работой кусочки сахара. Он постоянно носил его с собой, положив прямо в карман, поэтому в карманах писателя всегда было полно сахарных крошек. Гоголь умел неплохо готовить. Современники утверждали, что он был отличным кулинаром, особенно преуспевшим в приготовлении таких блюд, как галушки, пельмени и вареники. На протяжении всей жизни Гоголь боялся быть похороненным заживо. Но оно так и не увидело свет, так как Гоголь уничтожил уже готовую рукопись. Писатель был человеком довольно религиозным, но очень суеверным. А незадолго до смерти он начал утверждать, что слышит голоса, предвещающие ему скорую кончину. Гоголя было неоднократно экранизировано.

Сам литератор утверждал, что не сам его сочинил, а взял за основу услышанную как-то народную легенду. В число странных фобий Гоголя входила боязнь грома и молний. В панику он не впадал, но в такую погоду чувствовал себя явно некомфортно, будто его что-то сильно гнетёт. Писатель очень настороженно относился к новым знакомствам. Если компанию его друзей вдруг разбавляли незнакомцы, он в большинстве случаев уходил, не желая общаться с незнакомыми людьми. Портрет Н. Гоголя Сосредоточиться за писательской работой Гоголю помогал хлеб.

Есть загадочное письмо молодого Гоголя матери, в котором он объяснял свой внезапный и весьма дорогостоящий отъезд в Любек в августе 1829 года измучившей его безнадёжной любовью: «В порыве бешенства и ужаснейших душевных терзаний, я жаждал, кипел упиться одним только взглядом, только одного взгляда алкал я. Она слишком высока, высока». Однако ни малейших свидетельств о том, кем могла бы быть эта роковая красавица, не сохранилось, и большинство биографов склонны считать её вымышленным образом, творческой попыткой самооправдания. В письме от 10 марта 1832 г. При этом вновь нет никакой информации относительно той, о ком могла бы идти речь. Среди знакомых Н. Гоголя был распространён слух, что в 1849 году он безуспешно сватался к графской дочери Анне Михайловне Виельгорской, носившей семейное прозвище «Нози» «Носатенькая» , которое уже само по себе могло объяснить симпатию писателя, имевшего, как известно, совершенно особое отношение к носам. Однако фактических подтверждений этого слуха не существует. До сих пор бытует мнение, что Гоголь умер, так никогда и не познав плотской любви. Опровержением служат воспоминания его лечащего врача А. Тарасенкова, которому пациент признавался в последние месяцы жизни, что «сношения с женщинами он давно не имел и что не чувствовал в том потребности и никогда не ощущал от этого особого удовлетворения». По-видимому, главной страстью всей жизни Гоголя было его творчество. Иллюстрация к пьесе «Ревизор». Фото с сайта saint-petersburg. Каждый российский школьник знает о погибшей в огне рукописи второго тома поэмы «Мёртвые души». Мало кому известно, что та же участь постигла и первое из опубликованных произведений Н. Гоголя, романтическую поэму «Ганц Кюхельгартен», изданную в 1829 году в Санкт-Петербурге под псевдонимом В. После появления нескольких негативных отзывов на неё автор скупил все доступные экземпляры издания и сжёг у себя в номере. Если бы не рассказ о произошедшем крепостного Якима, участвовавшего в сожжении по приказу хозяина, подлинное авторство в дальнейшем вряд ли возможно было бы установить. Кроме того, были уничтожены и другие тексты: первые произведения, написанные ещё в гимназии и недостаточно понравившиеся соученикам, такие как трагедия «Разбойники», повесть «Братья Твердиславичи», сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» 1825—1827 гг. И даже этот список, скорее всего, не полон. Очевидно, что самым суровым критиком и судьёй Н. Гоголя был он сам. Многочисленные странности и фобии Среди слухов, окружавших Н. Гоголя ещё при жизни, наиболее упорным является утверждение о безумии писателя. С середины XIX века и до сих пор ему пытаются поставить диагноз: «дегенеративное помешательство», «паранойя», «циркулярная шизофрения», «маниакально-депрессивный психоз» и т. Само количество диагнозов заставляет усомниться в абсолютной точности какого-либо из них. Бесспорно лишь то, что характер и привычки писателя поражали окружающих своей странностью. Репин «Самосожжение Гоголя» 1909. В гимназии он пугал товарищей тем, что сам кричал голосами разных животных, о чём вспоминал впоследствии один из них, В. Любич-Романович: «Забывая часто, что он человек, Гоголь, бывало, то кричит козлом, ходя у себя по комнате, то поёт петухом среди ночи, то хрюкает свиньёй, забравшись куда-нибудь в тёмный угол». В зрелые годы он мог внезапно «не узнать» старого знакомого или заснуть за столом в гостях; выезжая за границу, не желал показывать паспорт; по неизвестной причине, всегда ходил по левой стороне тротуара, создавая трудности другим пешеходам. Периодически мучил родственников и друзей длинными и порой малоправдоподобными рассказами о своих болезнях. В частности, поэту Н. Языкову он рассказывал о своём якобы перевёрнутом желудке: «Его будто осматривали и ощупывали в Париже знаменитые врачи и нашли, что желудок его вверх ногами».

В тот же период по инициативе Гоголя товарищи по гимназии организовали свой театр. Николай Васильевич лично готовил декорации, выбирал репертуар и участвовал в репетициях. По воспоминаниям друзей-гимназистов, все думали, что он станет артистом. Уж больно умело литератор выступал на импровизированных подмостках. Начало творческого пути Творческая биография Гоголя началась еще в период юношества, когда он учился в гимназии. Вместе с товарищами Николай Васильевич издавал простенький литературный журнал, где был одним из главных и постоянным автором. В то время Гоголь еще не знал, в каком жанре собирается творить. Он пытался нащупать свою нишу и направление. Из-под пера литератора выходили рассказы, стихотворения, сатира, повести и исторические поэма, трагедии. Большую часть Гоголь опирался на классику в жанре романтизма, как и многие молодые литераторы. Гоголя в молодости, худ. Жерн 1836 г. В 1825 году умер отец семейства. Мать долгое время не говорила сыну о трагедии. Кончину родителя Гоголь очень тяжело переживал. Теперь он был старшим мужчиной в семье. Денег матери и младшим категорически не хватало. Мария Ивановна не умела управлять хозяйством. Гоголь взял все вопросы на себя, однако это было сложным бременем и настоящей обузой. Чуть позже он отказался от наследства в пользу младших в семье, чтобы полностью посвятить себя литературной деятельности. Через 2 года молодой человек сочинил одно из первых зрелых произведений, поэму «Ганц Кюхельгартен». Вскоре Н. Гоголь завершил формальное образование, окончил гимназию и отправился в столицу, чтобы продолжить свои литературные изыскания. Санкт-Петербург Город встретил малоросского юношу довольно холодно. Чтобы не стесняться мать и семью с собой он взял совсем немного денег. Но жизнь в Петербурге оказалась очень недешевой. И это при том, что молодому человеку требовалось совсем немного. Чтобы не умереть с голоду и хоть как-то свести концы с концами Николай Васильевич попытался устроиться на государственную службу. Однако с таким скромным образованием его отправляли на копеечные должности или же и вовсе выгоняли, даже не выслушав. Следом Гоголь начал штурмовать столичный литературный олимп. Он подготовил стихотворение «Италия», и без указания авторства отправил в издание «Сын Отечества». Произведение опубликовали. Портрет писателя, худ. Боклевский, 1872 г. Первый успех обеспечил Гоголю уверенность в себе. Начинающий писатель решил показать миру «Ганца Кюхельгартена». Однако книга осталась лежать на полках. Критики и коллеги по цеху долго и жестоко разнесли слабое по их мнению произведение. Провал произвел на Гоголя сильнейшее впечатление. Он самолично скупил весь тираж книги и сжег его. После неудачи на литературном поприще Николай Васильевич пытался стать актером. Но на прослушивании в театре его забраковали. Очередной провал больно ударил по самооценке и личности Гоголя. По его собственным воспоминаниям, он чувствовал себя униженным и ни на что не годным человеком. После катастрофического провала Николай Васильевич отправился в Германию. Он пытался найти свое место в мире. Вскоре писатель вернулся в Петербург. Его задумка уехать в Америку не свершилась. Вместо этого литератору помогли устроиться в III Отделение императорской канцелярии тайную полицию. Тут он прослужил совсем недолго, после чего получил новый пост. Примерно в тот же период, на заре 30-х, Николай Васильевич познакомился с Пушкиным и Жуковским. Гоголя, худ. Репин 1878 г. Спустя некоторое время Гоголь получил возможность сесть и спокойно подумать над своими делами. После анализа первых произведений он понял, что его творческий путь лежит в другом направлении. Писатель решил работать над близкими ему темами: малоросским бытом, национальными особенностями полтавщины и пр. На сей раз ставка сыграла.

В своем творчестве Гоголь часто обращался к народным легендам, поверьям, использовал народную простую речь. Ранние произведения Николая Гоголя относят к направлению романтизма. Позже он пишет в своем самобытном стиле, многие соотносят его с реализмом. Главные произведения Первый труд, который принес ему известность — это сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Эти рассказы относят к главным произведениям Гоголя. В них автор потрясающе точно отобразил традиции украинского народа. А волшебство, которое таится на страницах этой книги, и сейчас удивляет читателей. Она входит в цикл повестей «Мирогород». Драматическая судьба героев на фоне настоящих событий производит сильное впечатление. По мотивам повести сняты фильмы. Одним из великих достижений в сфере драматургии Гоголя стала пьеса «Ревизор». Комедия смело разоблачала пороки российских чиновников. Последние годы 1836 год стал для Гоголя временем путешествий по Европе. Он работает над первой частью «Мертвых душ».

6 фактов о Гоголе, которые не расскажут в школе

Многие действия и поступки писателя считались невразумительными, не связанными с идущей реальностью. Однако самые интересные события и моменты из жизни украинского писателя рассмотрим в этой публикации. Биография и жизнь — самое важное Годы жизни: 1809-1852. Образ существования Н. Гоголя настолько необычный и уникальный, что его нельзя сравнить с биографией писателей и поэтов современников. Интересные факты из жизни Гоголя показывают — он был уникальным человеком. Стремился узнавать обо всем, что только попадалось ему на глаза. Далее, кратко, представлена подборка о событиях из жизни известной личности. А так же краткая информация о творчестве и произведениях автора. Писатель любил рукодельничать Летом и в любое свободное время Гоголь вязал шерстяные шарфы. Шил своим сестрам наряды, ткал пояса для себя и членов семьи.

Писатель умел самостоятельно кроить и строчить одежду. Пожалуй, это было самое важное хобби Николая Васильевича. Гоголь на улицах всегда устраивал столпотворение Гуляя по вечерним улицам, писатель предпочитал левую сторону, поэтому постоянно сталкивался с людьми, которые шли ему навстречу. За все детство, такие истории происходили почти каждый день. Литературный деятель был третьим ребенком Николай Васильевич Гоголь родился третьим по счету, первые два ребенка умерли. В целом семья являлась многодетной. У родителей писателя было 12 детей. Братья и сестры остались малоизвестные. Любимым напитком Гоголя был «гоголь-моголь» Во время дружеских посиделок, писатель угощал всех своим любимым фирменным напитком «гоголем-моголем». Он лично дал ему такое название.

Поэт смешивал козье молоко с ромом в равных количествах. Важное событие из жизни Однажды Н. Гоголь проснулся в середине ночи и потребовал сжечь второй том «Мертвых душ». Как выяснилось позднее, во сне его преследовали мистические персонажи, о которых он рассказывал в своем произведении. Другую причину сжигания второго тома, вы узнаете в конце статьи. Гоголь терпеть не мог грозу В пору гроз писатель старался все время проводить дома. Он не на шутку боялся раскатов грома и сверкания молний.

Первый портрет Н. Гоголя, неизвестный художник, 1826 г. В 1811 году пришла пора начинать учиться. Формальное образование Николай Васильевич получал в Полтаве. Сначала у частного преподавателя, а затем в местной гимназии. Формальный подход молодому человеку не нравился, поскольку сковывал любознательность будущего литератора. В школьную пору Гоголь не был особо прилежным учеником. Скорее напротив. Однако молодой человек отличался потрясающей памятью. Гимназия на момент поступления писателя только открылась и еще не могла похвастаться высоким уровнем. Было полно проблем. Предметы преподавали методом простого заучивания, молодым людям запрещалось читать современных поэтов и писателей, учителя смотрели в прошлое и видели эталон в литературе прошлого века. В гимназии практиковали телесные наказания. Гоголю попадало розгами не раз и даже не два. Портрет Н. Гоголя в юности, литография с гравюры А. Венецианова, 1834 г. Ученики старались компенсировать недостаток знаний собственными силами. Николай Васильевич был одним из генераторов идей, среди сверстников он слыл главным активистом. Гимназисты выписывали литературные журналы, знакомились с новинками. А затем начали выпускать свое собственное издание, пусть оно и было кустарным, рукописным. В тот же период по инициативе Гоголя товарищи по гимназии организовали свой театр. Николай Васильевич лично готовил декорации, выбирал репертуар и участвовал в репетициях. По воспоминаниям друзей-гимназистов, все думали, что он станет артистом. Уж больно умело литератор выступал на импровизированных подмостках. Начало творческого пути Творческая биография Гоголя началась еще в период юношества, когда он учился в гимназии. Вместе с товарищами Николай Васильевич издавал простенький литературный журнал, где был одним из главных и постоянным автором. В то время Гоголь еще не знал, в каком жанре собирается творить. Он пытался нащупать свою нишу и направление. Из-под пера литератора выходили рассказы, стихотворения, сатира, повести и исторические поэма, трагедии. Большую часть Гоголь опирался на классику в жанре романтизма, как и многие молодые литераторы. Гоголя в молодости, худ. Жерн 1836 г. В 1825 году умер отец семейства. Мать долгое время не говорила сыну о трагедии. Кончину родителя Гоголь очень тяжело переживал. Теперь он был старшим мужчиной в семье. Денег матери и младшим категорически не хватало. Мария Ивановна не умела управлять хозяйством. Гоголь взял все вопросы на себя, однако это было сложным бременем и настоящей обузой. Чуть позже он отказался от наследства в пользу младших в семье, чтобы полностью посвятить себя литературной деятельности. Через 2 года молодой человек сочинил одно из первых зрелых произведений, поэму «Ганц Кюхельгартен». Вскоре Н. Гоголь завершил формальное образование, окончил гимназию и отправился в столицу, чтобы продолжить свои литературные изыскания. Санкт-Петербург Город встретил малоросского юношу довольно холодно. Чтобы не стесняться мать и семью с собой он взял совсем немного денег. Но жизнь в Петербурге оказалась очень недешевой. И это при том, что молодому человеку требовалось совсем немного. Чтобы не умереть с голоду и хоть как-то свести концы с концами Николай Васильевич попытался устроиться на государственную службу. Однако с таким скромным образованием его отправляли на копеечные должности или же и вовсе выгоняли, даже не выслушав. Следом Гоголь начал штурмовать столичный литературный олимп. Он подготовил стихотворение «Италия», и без указания авторства отправил в издание «Сын Отечества». Произведение опубликовали. Портрет писателя, худ. Боклевский, 1872 г. Первый успех обеспечил Гоголю уверенность в себе. Начинающий писатель решил показать миру «Ганца Кюхельгартена».

После того, как умер отец, семью настигли материальные трудности. Мама совершенно ничего не смыслила в хозяйстве. Николай предложил ей продать лес, принадлежащий ему по завещанию. Спустя некоторое время Гоголь отказался от своего наследства, и оно перешло к сестрам. В 1827-м Николай стал автором поэмы под названием «Ганц Кюхельгартен». Главный герой — юноша, который отказался от любви ради того, чтобы побывать в Греции. В следующем году Гоголь получил документ об окончании Нежинской гимназии и принял решение о переезде в Петербург. В письме своему дяде по материнской линии Петру Косяровскому молодой человек объясняет причину своего нежелания возвращаться в родной дом. Он говорит, что не может видеть, как живут его родные, как мать считает каждую копейку. Но он заверял, что со своей стороны сделал все, что было в его силах, и что денег с собой берет минимум, лишь бы только хватило на проезд и на первое время в Петербурге. Петербург В декабре 1828-го Гоголь прибыл в Петербург в надежде найти себе какую-нибудь службу. В своих воспоминаниях он писал, что город был совершенно не таким, как он видел в своих мечтах, не такой великолепный и красивый, как он думал ранее. И что жизнь в этом городе оказалась несравненно дороже, чем он мог себе представить. По этой причине Гоголь был вынужден ограничивать себя во многом, в том числе и в походах в театр. Только так можно было хоть раз в день позволить себе съесть щи и кашу. Николаю не удавалось найти хоть какую-то работу, его либо не брали, либо предлагали совершенно мизерное жалование. В 1829-м молодой человек сочинил стих под названием «Италия», и отправил его в журнал «Сын Отечества», не указав ни своего имени, ни фамилии. Стихотворение напечатали, и это вселило Гоголю уверенность в своих силах. Он принял решение опубликовать и поэму «Ганц Кюхельгартен», написанную им еще в Нежинской гимназии. Николай не поставил свое имя под произведением, подписался псевдонимом В. Но на этот раз его ждала неудача, книгу не хотели покупать, критики посчитали ее наивной и лишенной композиции. Тогда начинающий писатель выкупил все книги этого тиража, и сжег их без сожаления. После этого расстроенный писатель решил попробовать силы в актерском мастерстве и пришел к директору Имперских театров Сергею Гагарину. Однако получил отказ. Гоголь написал в своих воспоминаниях, что неудачи преследовали его на каждом шагу, причем там, где он совершенно не ждал. Он считал такое положение вещей ужасным наказанием, жесточе которого трудно и представить. Летом 1829-го Николай Гоголь отправился в Германию путешествовать. Отсутствие денег стало катастрофическим. Наконец-то Николай нашел себе хоть какую-то работу, его приняли на должность помощника к столоначальнику департамента уделов. Должность коллежского асессора считалась самым младшим чином в Табели о рангах. В одном из писем матери Николай писал, что ему очень долго не везло с работой, но и это место нельзя считать удачей. Но другого выхода он не видел. В обязанности писателя входил прием жалоб, подшив документов и выполнение незначительных поручений руководства. Когда появлялось свободное время, Гоголь писал, в основном, о жизни в Украине. Чтобы произведения выглядели достоверно, Николай попросил мать описывать обычаи, нравы, поверья, а также наряды разных слоев населения, от сотников с их женами до тысячников. А также ткани, из которых шились эти наряды, причем, во всех подробностях. В 1830-м журнал «Отечественные записки» издал произведение Гоголя под названием «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купалы». Текст очень отличался от оригинала, потому что издателю Павлу Свиньину захотелось переделать его по своему вкусу. Гоголь все интенсивнее сотрудничал с журналами. В 1831-м он отправил в Литературную газету свои произведения «Женщина» и «Несколько мыслей о преподавании детям географии». Альманах «Северные цветы» опубликовал несколько глав исторического романа Николая «Гетьман». Эти издания принадлежали Антону Дельвигу , с помощью которого Гоголь вошел в литературный круг Петербурга. Среди новых знакомых Гоголя появились Петр Плетнев и Василий Жуковский , с помощью которых ему удалось устроиться на новую работу. Николая Гоголя приняли на должность учителя женского Патриотического института. По выходным писатель занимался с детьми богатых дворян. Одновременно с этим, Гоголь писал серию повестей об Украине. Самые известные произведения Николая Гоголя В 1831-м писатель опубликовал свою книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки», состоящую из четырех рассказов — «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота». В своих рассказах Гоголь переносит читателя на свою родину — в Полтавскую губернию. Герои произведений — обычные люди украинского села с их повседневной жизнью, но приукрашенной мистическими мотивами, которые так любили селяне. Сборник получил большую популярность и хвалебные отзывы читательской аудитории. Его произведение произвело впечатление на Евгения Баратынского , Александра Пушкина, Ивана Киреевского, и многих других известных литераторов. По мнению Баратынского, Гоголь стал первым автором на севере, обладающим «такой веселостью», живым, оригинальным, красочным слогом и чувством вкуса. Пушкин тоже восторгался творчеством Гоголя, в одном из своих писем Александру Воейкову он писал, что «Вечера на хуторе близ Диканьки» просто изумили его. В них присутствует настоящее веселье, непринужденное, искреннее, полностью лишенное чопорности и жеманства. Он вспоминал, что где-то слышал, что те, кто набирал этот текст в печать, просто умирали со смеху. В 1832-м вышел второй том «Вечеров», в который опять вошло четыре повести — «Страшная месть», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». Книга стала такой же популярной, как и первая. Николай Гоголь начал получать приглашения для участия во всех литературных вечерах, где зачастую присутствовал и Александр Пушкин.

Теперь личность и биография Гоголя стали интересны самым знаменитым в России людям. Его талант охотно признавали все. Николай Васильевич был вне себя от радости и постоянно писал письма маме и сестрам с просьбой присылать ему побольше материала о малороссийских народных обычаях. В 1836 году выходит знаменитая "петербургская повесть" писателя - "Нос". В этом чрезвычайно смелом для своего времени произведении высмеивается преклонение перед чином в его самых мелких и порой отвратительных проявлениях. В то же время создает произведение "Тарас Бульба" Гоголь. Биография и творчество писателя неразрывно связаны с милой родиной - Украиной. В "Тарасе Бульбе" Николай Васильевич повествует о героическом прошлом своей страны, о том, как представители народа казаки бесстрашно защищали собственную независимость от польских захватчиков. Будучи гениальным писателем и драматургом, намного предвосхитившим свое время, Николай Васильевич так и не смог донести до современников смысл своего бессмертного произведения. Сюжет "Ревизора" подарил Гоголю Пушкин. Вдохновленный великим поэтом, автор написал ее буквально на несколько месяцев. Осенью 1835 года появились первые наброски, а в 1836 году, 18 января осуществилось первое слушанье пьесы на вечере у Жуковского. На нее пришел сам Николай Первый вместе наследником. Говорят, что после просмотра император изрек: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне — более всех! Его, убежденного монархиста, обвиняли в революционных настроениях, подрыве устоев общества и еще Бог знает в чем. А ведь он просто пытался высмеять злоупотребление чиновников на местах, его целью была мораль, а вовсе не политика. Огорченный писатель покинул страну и отправился в долгое заграничное путешествие. За границей Интересная биография Гоголя за границей заслуживает отдельного внимания. В общей сложности писатель провел в "спасительных" путешествиях двенадцать лет. В 1936 году Николай Васильевич ни в чем себя не ограничивал: в начале лета он поселился в Германии, осень провел в Швейцарии, а зимовать приехал в Париж. За это время он сильно продвинулся в написании романа "Мертвые души". Сюжет произведения подсказал автору все тот же Пушкин. Он же высоко оценил первые главы романа, признав, что Россия, в сущности, очень грустная страна. В феврале 1837 года Гоголь, биография которого интересна и поучительна, перебрался в Рим. Здесь он узнал о гибели Александра Сергеевича. В отчаянье Николай Васильевич решил, что "Мертвые души" - "священное завещание" поэта, которое обязательно должно увидеть свет. В 1838 году в Рим приехал Жуковский. Гоголь с удовольствием прогуливался по улицам города вместе с поэтом, рисовал с ним местные пейзажи. Возвращение в Россию В 1839 году, в сентябре, писатель возвратился в Москву. Теперь публикации "Мертвых душ" посвящена творческая биография Гоголя. Краткое содержание произведения уже известно многим друзьям Николая Васильевича. Он прочитал отдельные главы романа в доме Аксаковых, у Прокоповича и Жуковского. Его слушателями стал самый близкий круг друзей. Все они были в восторге от творения Гоголя. В 1842 году, в мае, увидела свет первая публикация "Мертвых душ". Сначала отзывы о произведении были преимущественно положительными, потом инициативу перехватили недоброжелатели Николая Васильевича.

40 интересных фактов о Гоголе

Невероятные, малоизвестные и просто удивительные факты из жизни и биографии Николая Гоголя. Историографы и биографы Гоголя подтверждают, что его мать — Мария Ивановна из-за своей тяжелой судьбы была набожной женщиной, склонной к мистике. Биография, интересные факты и общее впечатление о нем навсегда оказалось в душах поклонников его творчества. Однако тому, кто осилит всю переписку Гоголя с матерью, становится понятно, что сын выдумывал некоторые несоответствующие действительности факты.

Сорочинский мистик: 10 фактов и суждений о Гоголе

В статье вы найдете 10 интересных фактов из биографии великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. В 1829 году Гоголь начал работать мелким чиновником – сначала писцом, затем помощником столоначальника в одном из петербургских департаментов. Предлагаем познакомиться с биографией Н.В. Гоголя в нашей статье, рассмотрим личную жизнь, творческий путь и список известных произведений. Факты биографии Гоголя. Переживание потерь. Детство и юность Н.В. Гоголя были омрачены потерями близких.

Тайна Гоголя: 5 интересных историй о летаргических снах

Путешествуя по России и Европе, Гоголь часто посещал местных врачей и с удовольствием пробовал новые методики лечения. После чего давал советы своим знакомым и уверял, что этот способ лечения просто творит чудеса. Тайна смерти и захоронения Гоголя Существует мнение, что причиной смерти Николая Гоголя является некое психическое заболевание и частые депрессии. Известно, что, когда Николаю было 10 лет, умер его родной брат Иван. Он очень любил 9-летнего Ваню и вследствие этого получил серьезную психологическую травму. Это спровоцировало душевное расстройство у Гоголя, которым он в легкой форме страдал еще с 5 лет.

Историки предполагают, что это потрясение оказало отрицательное действие не только на его здоровье, но и на творчество. О гениальности или проблемах с психикой Гоголя спорят до сих пор. Прикинувшись сумасшедшим, Николаю удалось избежать порки в Нежинской гимназии, где он учился. Зато пришлось провести 14 дней в больнице. Специалисты по психиатрии склоняются к тому, что Гоголь все-таки страдал неким психическим заболеванием, которое разрушало его.

Например, Николай Баженов был уверен, что писатель страдал периодическим психозом. Однако прямых доказательств этому диагнозу не было. Тайны смерти Николая Гоголя. Долгое время утверждали, что его похоронили заживо в 1852 году на кладбище Даниловского монастыря, приняв летаргический сон за смерть. Оказывается, что Николай Васильевич страдал тафефобией.

Он панически боялся быть похороненным заживо. В своем завещании Гоголь даже написал, что его нужно похоронить, только если будет заметно, что его тело начало разлагаться. Тогда он точно умер. Сам писатель не просто так побаивался.

Факт 7. У родителей Гоголя была дюжина детей, из которых детство пережила половина. Сам писатель нежно любил своих сестёр, и ещё в юности он научился отлично шить и вязать, причём все сделанные своими руками платья, шарфы и прочие предметы гардероба он дарил именно сёстрам. А когда скончались его родители, Николай Васильевич, который при этом не был богат, сразу отказался от своей части наследства, передав её сёстрам. Факт 8. Личная жизнь Гоголя до сих пор остаётся тайной за семью печатями. Он был весьма скрытным человеком, но, судя по всему, он вообще никогда не имел никаких отношений с женщинами. По крайней мере, исследователи биографии Гоголя не нашли даже намёка на то, что писатель интересовался кем-либо. Так что потомков он после себя не оставил, хотя род его не прервался благодаря его братьям и сёстрам. Факт 9. Литературоведы и историки часто высказывали предположение, что странности писателя были обусловлены какими-то психическими расстройствами.

В 1834-м он перешел на кафедру истории Петербургского университета. На волне успеха он создал и опубликовал сочинение «Миргород», куда включил историческую повесть «Тарас Бульба» и мистическую «Вий», книгу «Арабески», где изложил свои взгляды на искусство, написал комедию «Ревизор», идею которой ему подсказал Пушкин. Пушкин у Гоголя На премьере «Ревизора» в 1836 году в Александрийском театре присутствовал император Николай I, подаривший автору в качестве похвалы перстень с бриллиантом. В полном восхищении от сатирического произведения были Пушкин, Вяземский, Жуковский, в отличие однако от большинства критиков. В связи с их отрицательными отзывами литератор впал в депрессию и решил сменить обстановку, отправившись в путешествие по Западной Европе. Известие о гибели Александра Пушкина в 1837-м ввело его в состояние глубочайшей скорби. Он воспринял свою начатую работу над «Мертвыми душами» как «священное завещание» идею поэмы подарил ему поэт. В марте он приехал в Рим, где познакомился с княгиней Зинаидой Волконской. В ее доме были организованы публичные чтения Гоголем «Ревизора» в поддержку украинских живописцев, работавших в Италии. В 1839-м он перенес тяжелое заболевание — малярийный энцефалит — и чудом выжил, спустя год съездил ненадолго на родину, прочел друзьям отрывки из «Мертвых душ». Восторг и одобрение были всеобщими. В 1841-м он снова побывал в России, где хлопотал по поводу издания поэмы и своих «Сочинений» в 4-х томах. С лета 1842 года за рубежом он продолжил трудиться над 2 томом повести, задуманной как трехтомное сочинение. Памятник Николаю Гоголю в Полтаве К 1845 году силы писателя были подорваны напряженной литературной деятельностью. У него случались глубокие обмороки с онемением тела и замедлением частоты пульса. Он консультировался с врачами, следовал их рекомендациям, но улучшения состояния не наступало. Высокие требования к самому себе, недовольство уровнем творческих достижений и критическая реакция общественности на «Выбранные места из переписки с друзьями» усугубили художественный кризис и расстройство здоровья автора.

Многие исследователи полагают, что причиной этого была не только личная склонность Гоголя к одиночеству, но и традиции русского общества того времени, которые не одобряли свободную любовь и сексуальную активность до брака. Кроме того, многие биографы Гоголя утверждают, что его творческая деятельность была настолько важна для него, что он не мог себе позволить отвлекаться на личную жизнь и семейные обязанности. В любом случае, Гоголь оставил после себя богатое наследие литературных произведений, которые до сих пор остаются важной частью русской культуры. Астероид 2361 Гоголь был открыт 5 сентября 1976 года в Крымской астрофизической обсерватории советскими астрономами Николаем Черных и Людмилой Черных. Он был назван в честь Николая Гоголя в честь 150-летия со дня рождения писателя. Астероид 2361 Гоголь относится к астероидам главного пояса и имеет диаметр около 10 километров. Вот такие очень интересные факты о Гоголе. Астероид Гоголь бороздит Вселенную Смерть Гоголя и интересные факты Факты о смерти Гоголя покрыты множеством мифов и легенд. Портал ФактыПро расставит все по местам и расскажет всю известную информацию. Николай Васильевич немало попутешествовал по Российской империи и за её границы. Существует версия, что в Риме писатель подхватил малярию, осложнения от которой впоследствии и послужили причиной его смерти. Кто был в Италии, тот скажи «прости» другим землям. Кто был на небе, тот не захочет на землю. Словом, Европа в сравнении с Италией всё равно, что день пасмурный в сравнении с днём солнечным! Современные исследователи проанализировали его творчество и переписку, придя к выводу, что это не так, и если литератор от чего-то и страдал, так это от серьёзной депрессии. Гоголь завещал похоронить себя лишь после того, как у его тела появятся явственные признаки трупного разложения. Его воля была исполнена, несмотря на то, что начавшее разлагаться тело служило источником сильного запаха. Николай Васильевич Гоголь Существует легенда, что писателя не послушали, и при перезахоронении останков в 1931 г. Хотя, если верить другим данным череп вообще отсутствовал. К столетию дня рождения Гоголя в 1909 году, на кладбище, где он был захоронен проводилась реставрация могилы писателя. В это время там был замечен известный коллекционер Бахрушин. Он собирал театральные реликвии. Ради своего увлечения он был готов на все, возможно, этот человек решился на святотатство: подкупил кого-то из могильщиков и тот украл для Бахрушина бесценный раритет. Череп писателя так и не был найден, это пожалуй один из интереснейших фактов об останках Гоголя. Бахрушин же умер в 1929 году унеся тайну нынешнего местонахождения черепа в могилу. На самом же деле это все выдуманные факты. Никто череп писателя не крал. Перед свои уходом из жизни от него часто можно услышать, что он слышит какие-то голоса. Ни современники, ни потомки так и не могут объяснить того, что происходило с Гоголем в последние годы его жизни. В возрасте 30 лет, находясь в Риме, Гоголь заболел малярией, и, судя по последствиям, а также симптомам, предложенным современными патологоанатомами, болезнь поразила мозг писателя. С регулярной периодичностью у него начали случаться припадки и обмороки, что характерно, согласно современной диагностике, для малярийного энцефалита. С каждым годом приступы и обмороки с побочными проявлениями учащались. В 1845 году Гоголь писал сестре Лизе: «Тело мое дошло до страшных охлаждеваний: ни днем, ни ночью я ничем не мог согреться. Лицо мое все пожелтело, а руки распухли и почернели и были как лед, это пугало меня самого».

Николай Васильевич Гоголь

Потому пройдёмся по некоторым фактам биографии Гоголя и упомянем некоторые суждения, некоторые из которых широко известны, а иные – не й Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 года в Великих Сорочинцах на Полтавщине. Факт 4 Гоголь переживал из-за своего длинного носа и просил рисовавших его художников сделать нос на портретах менее заметным. Предлагаем познакомиться с биографией Н.В. Гоголя в нашей статье, рассмотрим личную жизнь, творческий путь и список известных произведений. 4 марта 1852). Читайте полную биографию знаменитости. Откройте для себя необычные, удивительные и интересные факты о Николае Васильевиче Гоголе. Когда останки Гоголя переносили на Новодевичье кладбище, обнаружили, что из гроба покойного украден череп.

Интересные факты из жизни Гоголя

Гоголь писал за семь лет до смерти: «Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не появятся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться». Гоголь скончался в 42 года, в 8 часов утра 21 февраля 1852 года. Кто именно зафиксировал смерть Николая Васильевича, неизвестно. Первым доктором, прибывшим к телу, стал врач Тарасенков, который застал писателя уже обмытым и одетым в новый сюртук. Аутопсия проведена не была, поэтому точная причина смерти Гоголя неизвестна. Документ о смерти коллежского асессора Николая Васильевича Гоголя гласит, что он «умер от простуды», хотя все, кто виделся с писателем последние дни его жизни, ни о какой простуде не упоминают. После похорон было высказано множество версий о его смерти, начиная от банального менингита, и заканчивая совсем уж экзотической «религиозной манией».

Еще позднее появилась популярная версия о летаргическом сне, в который Гоголь впал вследствие случайного или намеренного отравления. Могила Н. Гоголя до перезахоронения В комиссию входили не только ответственные лица, но и представители литературного сообщества. Один из них, писатель В. Лидин, распространил гипотезу о том, что Гоголя похоронили заживо. Он писал, что дубовый гроб хорошо сохранился, но внутри был сильно исцарапан. Тело Николая Васильевича, по словам Лидина, лежало на боку с неестественно вывернутыми конечностями.

Позднее стало ясно, что это выдумка писателя, о чем свидетельствуют воспоминания других свидетелей эксгумации. Мало кто знает, что сохранились воспоминания скульптора Рамазанова, снимавшую посмертную маску Гоголя. Он утверждал, что в процессе работы отчетливо видел первые признаки разложения на лице покойного. Версия о летаргическом сне неоднократно опровергалась и уважаемыми учеными, но она так прочно стала частью народного фольклора, что искоренить ее не удается и по сей день. Еще одна сомнительная история — это исчезновение из гроба головы писателя. Правдива она или нет, точно никому не известно. А вы знали, что у нас есть Telegram?

Считается, что когда в 1839 году Гоголь посещал Рим, он заразился малярией. Несмотря на то, что со временем болезнь все-таки отступила, ее последствия стали для писателя фатальными. Ни сколько муки физические, сколько осложнения, вызывавшие у Гоголя припадки, обмороки, но главное, видения, делали его выздоровление сложным и длительным. Осенью 1850 года, будучи в Одессе, Николай Васильевич почувствовал облегчение. Современники вспоминают, что к нему вернулась обычная живость и бодрость. Он вернулся в Москву и казался совершенно здоровым и веселым.

Гоголь зачитывал друзьям отдельные фрагменты из второго тома «Мертвых душ» и радовался, как ребенок, видя восторг и слыша смех слушателей. Но как только он поставил точку под вторым томом, ему показалось, что на него обрушилась пустота и обреченность. Он ощутил страх смерти, такой, каким когда-то страдал его отец. Что случилось в ночь на 12 февраля 1852 года, доподлинно не знает никто. Биографы, совместными титаническими усилиями пытались буквально по минутам восстановить события той ночи, но совершенно точно известно только то, что до трех часов ночи Гоголь истово молился. Потом он взял свой портфель, достал из него какие-то листы бумаги, а все, что в нем осталось, велел немедленно сжечь.

Гоголь был очень болезненным ребенком и в ранние годы отставал в развитии. Он не говорил до 3-х лет. Однако в последующие 2 года все исправилось, он научился читать и писать, и даже написал в 5 лет первые стихи. У Гоголя был не только литературный, но и актерский талант. Он организовал в гимназии студенческий театр, где не только с успехом выступал, но также писал пьесы, раскрашивал декорации и выполнял административные функции, например, составлял репертуар.

Первые годы в гимназии давались ему нелегко, его избегали, обижали и давали обидные прозвища, например, «мертвая мысль», «пигалица», «таинственная карла». Гоголь странно одевался. С одной стороны, он старался следить за модой, с другой — ему была присуща какая-то вопиющая неряшливость — то галстук завяжет небрежно и криво, то из-под парика торчит какая-то вата, то он наденет роскошный зеленый фрак, а иногда облачится в старую, поношенную одежду.

В процессе написания той или иной книги, Гоголь часто катал шарики из хлеба или ел разные сладости. Николай Гоголь любил угощать своих гостей напитком, который он иронично называл «гоголем-моголем». Он был приготовлен из козьего молока и рома.

После кончины классика его состояние было оценено всего в 43 рубля. Самой ценной вещью оказались золотые часы, некогда принадлежавшие Василию Жуковскому , которые тот хранил в память об Александре Пушкине см. Незадолго до смерти Гоголь отказался от пищи, слег в постель и впал в беспамятство. Когда Николай Гоголь выезжал из номера гостиницы, он часто забирал с собой сахар, который затем употреблял во время работы. Писатель был настоящим сладкоежкой, способным за раз съесть банку варенья. Гоголь утверждал, что когда его осматривали французские доктора, они заметили в его теле любопытную аномалию.

Желудок писателя якобы был перевернут «вверх тормашками».

5 фактов из жизни Гоголя, о которых не принято говорить

Иван Тургенев писал, что нос придавал физиономии Николая Гоголя нечто хитрое и лисье. Знакомый Тургенева, Николай Колмаков даже запаниковал при виде этой впечатляющей части лица: «Я не мог на него прямо смотреть, особенно вблизи, думая: вот клюнет, и глаз вон». Существует миф о том, что сам Гоголь стеснялся своей внешности. В это можно поверить, если вспомнить, какое внимание он уделяет носам в произведениях. Но судя по письмам, писатель умел смеяться над своим мнимым недостатком. В письме Елизавете Григорьевне Чертковой он шутит: «Наша дружба священна.

В своем творчестве Гоголь часто обращался к народным легендам, поверьям, использовал народную простую речь. Ранние произведения Николая Гоголя относят к направлению романтизма.

Позже он пишет в своем самобытном стиле, многие соотносят его с реализмом. Главные произведения Первый труд, который принес ему известность — это сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Эти рассказы относят к главным произведениям Гоголя. В них автор потрясающе точно отобразил традиции украинского народа. А волшебство, которое таится на страницах этой книги, и сейчас удивляет читателей. Она входит в цикл повестей «Мирогород». Драматическая судьба героев на фоне настоящих событий производит сильное впечатление.

По мотивам повести сняты фильмы. Одним из великих достижений в сфере драматургии Гоголя стала пьеса «Ревизор». Комедия смело разоблачала пороки российских чиновников. Последние годы 1836 год стал для Гоголя временем путешествий по Европе. Он работает над первой частью «Мертвых душ».

Алёхин [45].

Обе эти версии носят апокрифический характер. Они и породили множество легенд, в том числе о «захоронении Гоголя в состоянии летаргического сна» и «похищении черепа писателя для коллекции известного московского собирателя театральной старины А. Бахрушина ». Такой же противоречивый характер носят многочисленные воспоминания об осквернении могилы Гоголя советскими писателями и самим Лидиным при эксгумации захоронения Гоголя, публикуемые СМИ со слов всё того же В. Лидина [46] [47] [48] [49] [50] [51]. В 1952 году на могиле вместо «Голгофы» установили новый памятник в виде постамента с бюстом Гоголя работы скульптора Н.

Булгакова , подыскивавшая подходящее надгробие для могилы покойного мужа , М. Елена Сергеевна выкупила надгробие, после чего оно было установлено над могилой Михаила Афанасьевича. Таким образом, исполнилась мечта писателя: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью» [52]. К 200-летию со дня рождения писателя по инициативе членов оргкомитета юбилея [53] могиле был придан почти первоначальный вид: бронзовый крест на чёрном камне. Творчество Основная статья: Библиография Николая Гоголя Ранним исследователям литературной деятельности Гоголя представлялось, писал А. Пыпин , что его творчество разграничивается на два периода: первый, когда он служил «прогрессивным стремлениям» общества, и второй, когда он стал религиозно-консервативным.

Другой подход к изучению биографии Гоголя, включавший, среди прочего, анализ его переписки, раскрывавшей его внутреннюю жизнь, позволил исследователям прийти к выводу, что как, по-видимому, ни противоположны мотивы его повестей, «Ревизора» и «Мёртвых душ», с одной стороны, и «Выбранных мест» — с другой, в самой личности писателя не было того перелома, какой в ней предполагался, не было брошено одно направление и принято другое, противоположное; напротив, это была одна цельная внутренняя жизнь, где уже в раннюю пору были задатки позднейших явлений, где не прекращалась основная черта этой жизни — служение искусству; но эта личная жизнь была осложнена внутренним взаимным оспариванием поэта-идеалиста, писателя-гражданина и последовательного христианина [7]. О свойствах своего таланта сам Гоголь говорил: «У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных». При этом изображённые им лица не были просто повторением действительности: они были целыми художественными типами, в которых была глубоко понята человеческая природа. Его герои чаще, чем у кого-либо другого из русских писателей, становились именами нарицательными. Другая личная черта Гоголя заключалась в том, что с самых ранних лет, с первых проблесков молодого сознания его волновали возвышенные стремления, желание послужить обществу чем-то высоким и благотворным; с ранних лет ему было ненавистно ограниченное самодовольство, лишённое внутреннего содержания, и эта черта сказалась потом, в 1830-х, сознательным желанием обличать общественные язвы и испорченность, и она же развилась в высокое представление о значении искусства, стоящего над толпой как высшее просветление идеала… Памятник Н. Гоголю работы скульптора Н.

Андреева 1909 Все коренные представления Гоголя о жизни и литературе были представления Пушкинского круга. Художественное чувство его было сильно, и, оценив своеобразный талант Гоголя, кружок приложил заботы и о его личных делах. Как полагал Пыпин, Пушкин ожидал от произведений Гоголя больших художественных достоинств, но едва ли ожидал их общественного значения, как потом не вполне его оценивали друзья Пушкина и как сам Гоголь готов был дистанцироваться от него [7]. Гоголь дистанцировался от того понимания общественного значения своих произведений, какое вкладывала в них литературная критика В. Белинского и его круга, критика социально-утопическая. Но при этом Гоголь сам был не чужд утопизма в сфере социального переустройства, только его утопия была не социалистической, а православной.

Идея « Мёртвых душ » в окончательном виде — не что иное, как указание пути к добру абсолютно любому человеку [54]. Три части поэмы — это своеобразное повторение «Ада», «Чистилища» и «Рая» [55]. Падшие герои первой части переосмысливают своё существование во второй части и духовно возрождаются в третьей. Таким образом, литературное произведение нагружалось прикладной задачей исправления человеческих пороков. Такого грандиозного замысла история литературы до Гоголя не знала [54]. И при этом писатель намеревался написать свою поэму не просто условно-схематичной, но живой и убедительной.

После смерти Пушкина Гоголь сблизился с кругом славянофилов , или собственно с Погодиным и Шевырёвым , С. Аксаковым и Языковым ; но он остался чужд теоретическому содержанию славянофильства, и оно ничем не повлияло на склад его творчества. Кроме личной приязни, он находил здесь горячее сочувствие к своим произведениям, а также и к своим религиозным и мечтательно-консервативным идеям. Гоголь не видел России без монархии и православия, он был убеждён, что церковь не должна существовать отдельно от государства [56]. Однако позднее в старшем Аксакове он встретил и отпор своим взглядам, высказанным в «Выбранных местах». Самым острым моментом столкновения мировоззренческих представлений Гоголя со стремлениями революционной части общества явилось письмо Белинского из Зальцбрунна, сам тон которого больно ранил писателя Белинский своим авторитетом утвердил Гоголя главою русской литературы ещё при жизни Пушкина , но критика Белинского уже ничего не могла изменить в духовном складе Гоголя, и последние годы его жизни прошли, как сказано, в мучительной борьбе художника и православного мыслителя.

Бюст Н. Гоголя в Днепре , Украина Для самого Гоголя эта борьба осталась неразрешённой; он был сломлен этим внутренним разладом, но тем не менее значение основных произведений Гоголя для литературы было чрезвычайно глубокое. Не говоря о чисто художественных достоинствах исполнения, которые уже после самого Пушкина повысили уровень возможного художественного совершенства у писателей, его глубокий психологический анализ не имел равного себе в предшествующей литературе и расширял круг тем и возможности литературного письма. Однако одними художественными достоинствами невозможно объяснить ни того энтузиазма, с каким принимались его произведения в молодых поколениях, ни той ненависти, с какою они встречены были в консервативной массе общества. Волею судьбы Гоголь явился знаменем нового социального движения, которое формировалось вне сферы творческой деятельности писателя, но странным образом пересеклось с его биографией, поскольку на данную роль иных фигур подобного масштаба в этот момент у этого социального движения не было. В свою очередь, Гоголем были ошибочно истолкованы надежды читателей, возлагаемые на окончание « Мёртвых душ ».

Поспешно обнародованный конспективный эквивалент поэмы в виде «Выбранных мест из переписки с друзьями» обернулся чувством досады и раздражения обманутых читателей, поскольку среди читателей сложилась устойчивая репутация Гоголя-юмориста. К иному восприятию писателя публика пока была не готова. Дух гуманности, отличающий произведения Достоевского и других писателей после Гоголя, уже ярко раскрывается в гоголевской прозе, например, в « Шинели », «Записках сумасшедшего», «Мёртвых душах». Первое произведение Достоевского примыкает к Гоголю до очевидности. Точно так же изображение отрицательных сторон помещичьего быта, взятое на вооружение писателями « натуральной школы », обычно возводят к Гоголю. В дальнейшей работе новые писатели совершали уже самостоятельный вклад в содержание литературы, так как жизнь ставила и развивала новые вопросы, — но первые мысли были даны Гоголем.

Произведения Гоголя совпадали с зарождением социального интереса, которому они сильно послужили и из которого литература не выходила вплоть до конца XIX века. Но эволюция самого писателя происходила куда сложнее, чем формирование «натуральной школы». Сам Гоголь мало совпадал с «гоголевским направлением» в литературе. Любопытно, что в 1852 году за небольшую статью в память о Гоголе И. Тургенев был подвергнут аресту в части и месячной ссылке в деревню. Объяснение этому долгое время находили в нерасположении николаевского правительства к Гоголю-сатирику.

Позднее было установлено, что истинным мотивом запрета было желание правительства наказать автора «Записок охотника», а запрещение некролога по причине нарушения автором цензурного устава печать в Москве статьи, запрещённой цензурой в Петербурге , было лишь поводом пресечь деятельность социально-опасного с точки зрения николаевской цензуры литератора [57]. Единой оценки личности Гоголя в качестве проправительственного или антиправительственного писателя среди чиновников Николая I не существовало. Так или иначе, второе издание «Сочинений», начатое в 1851 году самим Гоголем и не оконченное вследствие его преждевременной смерти, могло выйти только в 1855 — 1856 годах. Но связь Гоголя с последующей литературой не подлежит сомнению. Связь эта не ограничилась XIX веком. В следующем веке освоение творчества Гоголя происходило на новом этапе.

Многое для себя нашли в Гоголе писатели символисты: образность, чувство слова, «новое религиозное сознание» — Ф. Сологуб , Андрей Белый , Д. Мережковский и т. Позднее свою преемственность с Гоголем установили М. Булгаков , В. Гоголь и православие Н.

Бердяев , считавший Гоголя одним из самых загадочных русских писателей [58] , трактовал сожжение писателем второго тома «Мёртвых душ» как «мучительную религиозную драму…при обстоятельствах, остающихся загадочными»: Трагедия Гоголя была в том, что он никогда не мог увидеть и изобразить человеческий образ, образ Божий в человеке. И это его очень мучило. У него было сильное чувство демонических и магических сил. Гоголь наиболее романтик из русских писателей, близкий к Гофману. У него совсем нет психологии, нет живых душ. О Гоголе было сказано, что он видит мир sub specie mortis лат.

Он сознавался, что у него нет любви к людям. Он был христианин, переживавший своё христианство страстно и трагически. Но он исповедывал религию страха и возмездия. В его духовном типе было что-то не русское [58]. Личность Гоголя всегда выделялась особой таинственностью. С одной стороны он являл собой классический тип писателя-сатирика, обличителя пороков, общественных и человеческих, блестящего юмориста, с другой — начинателя в русской литературе святоотеческой традиции, религиозного мыслителя и публициста и даже автора молитв.

Последнее его качество до настоящего времени недостаточно изучено и нашло отражение в работах доктора филологических наук, профессора МГУ им. Ломоносова В. Воропаева , который убеждён, что Гоголь был православным христианином, и его православие было не номинальным, а действенным, полагая, что без этого невозможно что-либо понять из его жизни и творчества [59]. В письме к графу А. Толстому в 1844 году Гоголь писал [60] : Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия.

Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и всё, что ни есть в России. К этой любви нас ведёт теперь Сам Бог. Гоголь получил начатки веры в кругу семьи. В письме к матери от 2 октября 1833 года из Петербурга Николай Гоголь вспоминал следующее: «Я просил вас рассказать мне о Страшном Суде, и вы мне ребёнку так хорошо, так понятно, так трогательно рассказали о тех благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и так разительно, так страшно описали вечные муки грешных, что это потрясло и разбудило во мне всю чувствительность. Это заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли» [59]. С духовной точки зрения, раннее творчество Гоголя содержит не просто собрание юмористических рассказов, а обширное религиозное поучение, в котором происходит борьба добра со злом и добро неизменно побеждает, а грешники наказываются.

Глубокий подтекст содержит и главное произведение Гоголя — поэма «Мёртвые души», духовный смысл замысла которого раскрыт в предсмертной записи писателя: «Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом…» [59] По мнению В. Воропаева, сатира в таких произведениях, как «Ревизор» и «Мёртвые души» — это лишь их верхний и неглубокий пласт. В этом, по мнению Воропаева, заключена главная идея произведения: бояться нужно не Хлестакова и не ревизора из Петербурга, а «Того, кто ждёт нас у дверей гроба»; это идея духовного возмездия, а настоящий ревизор — наша совесть [61]. Литературный критик и писатель И. Золотусский считает, что модные сейчас споры о том, был ли Гоголь мистиком или нет, неосновательны.

Верующий в Бога человек не может быть мистиком: для него всем в мире ведает Бог; Бог — не мистик, а источник благодати, и божественное несоединимо с мистическим. По мнению И. Золотусского, Гоголь был «верующий в лоне Церкви христианин, и понятие мистического не приложимо ни к нему самому, ни к его сочинениям». Хотя среди его персонажей есть колдуны и чёрт, они всего лишь герои сказки, и чёрт у него зачастую фигура пародийная, комическая как, например, в «Вечерах на хуторе». А во втором томе «Мёртвых душ» выведен дьявол современный — юрисконсульт, довольно цивильный с виду человек, но по сути более страшный, чем любая нечистая сила. С помощью коловращения анонимных бумаг он устроил в губернии великую путаницу и превратил существовавший относительный порядок в полный хаос [62].

Гоголь неоднократно посещал Оптину пустынь , наиболее тесное духовное общение имея со старцем Макарием [63]. Гоголь завершил свой писательский путь «Выбранными местами из переписки с друзьями» — христианской книгой. Однако её до сих пор по-настоящему не прочли, по мнению Золотусского. Начиная с XIX века принято считать, что книга является ошибкой, уходом писателя в сторону со своего пути. Но возможно, она и есть его путь, и даже более, чем другие книги. По словам Золотусского, это две разные вещи: понятие дороги «Мёртвые души» на первый взгляд — дорожный роман и понятие пути, то есть выхода души к вершине идеала [62].

В июле 2009 году Патриарх Кирилл благословил выпуск в течение 2009 года полного собрания сочинений Николая Гоголя в Издательстве Московской Патриархии. Новое издание подготовлено на академическом уровне. В рабочую группу по подготовке полного собрания сочинений Н. Гоголя вошли как светские учёные , так и представители Русской Православной Церкви [64]. Гоголь и русско-украинские связи Сложное переплетение двух культур в одном человеке всегда делало фигуру Гоголя центром межнациональных споров, но самому Гоголю не нужно было выяснять, украинец он или русский — в споры об этом его втянули друзья. Сам же писатель не мог дать однозначного ответа на этот вопрос, склоняясь к синтезу двух культур [65].

Она получила негативную оценку критики, после чего автор выкупил и сжег все нераспроданные экземпляры. Литературную известность Гоголю принес сборник повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки" опубл. В 1835 г. Вершиной драматургического творчества Гоголя стала комедия "Ревизор", вышедшая в 1836 г. Пьеса получила широкую популярность. Спектакли по ней и в настоящее время входят в репертуар многих театров.

В 1836-1848 гг. Николай Гоголь проживал и работал за границей. В 1842 г. На его страницах Гоголь представил панораму жизни российской глубинки, создал галерею ярких образов, поднял вопросы о социальном и духовном развитии общества.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий