Международный женский день, который во всем мире отмечают 8 марта, имеет совершенно другие исторические корни. Арсений Замостьянов расскажет удивительные исторические факты об этом празднике.
День в истории: 8 марта
История и поздравление. Пятница, 07 Марта 2014 г. А сам праздник 8 марта — пожалуй, самый прекрасный из всех официальных праздников. Почему официальных? Да потому, что изначально он имел чисто политическую окраску, был не праздником весны, любви и преклонения перед волшебными созданиями, а днем борьбы. Борьбы женщин за свои права, за равноправие с мужчинами в быту, семье и в жизни, за равное избирательное право и т.
История появления праздника 8 марта. Возникновение международного женского дня прочно связано с именем Клары Цеткин — деятеля германского и международного рабочего движения. Большинство нынче ничего не знают о Кларе, либо представляют, что Клара Цеткин — этакая серая шинель коммунистического и рабочего движения, которой в жизни ничего кроме политической борьбы было не надо. Клара Цеткин - основатель праздника 8 марта На самом деле Клара Цеткин была очень живой, интересный человек и привлекательная женщина. Родом из семьи учителя немецкой приходской школы, Клара Эйснер получила педагогическое образование и, как и заметная часть молодежи того времени, посещала разные политические кружки, где и познакомилась со своим будущим мужем Осипом Цеткиным.
Германские власти выслали за неблагонадежность Осипа из страны, молодые перебрались в Париж, где поженились и Клара родила мужу двух сыновей - Максима и Константина. В Париже они продолжили свою революционную деятельность, Клара обучалась этому делу у Лауры Лафарг — дочери Карла Маркса и у других деятелей французского рабочего движения. В Париже семья перебивалась случайными заработками, в 1889 году умер ее муж, а в 1990 Клара смогла вернуться в Германию, где вместе с Розой Люксембург представляла левое крыло германских социал-демократов.
Бойся Бога. Предпосылки для появления праздника появились в конце XIX века. Тогда в США и Великобритании начали появляться суфражистки. Участницы этого движения выступали за предоставление избирательного права женщинам это основное направление их работы: сам термин «суфражистки» имеет корни во французском слове suffrage — избирательное право. Вторым направлением по значимости была борьба против дискриминации в экономической и политической жизни.
Борьба за права затронула женщин разных возрастов: с пикетами выходили даже девочки-подростки. Каждый митинг привлекал большое внимание и ещё долго был главной новостью местных газетчиков. Это уже снимок акции в Бостоне. Здесь участницы призывают не к избирательному праву, а к равной оплате труда. Надпись на плакате: "Equal pay for equal work" — "Равная оплата за равный труд". Женщина не могла голосовать, распоряжаться своим имуществом, иметь права вето в семейных вопросах. Предполагалось, что это лишь красивый инкубатор в рюшах, задача которого — угождать мужчине и растить детей. Родись вы женщиной всего на столетие раньше — никаких карьер, чайлфри, личностного роста бы в вашей жизни не было.
Спорт, кстати, тоже был под запретом для настоящей леди. Езда на велосипеде долгое время считалась верхом непристойности и могла стоить семье девушки доброго имени: Карикатура тех лет: "Вот культ современной девушки! Обратите внимание, что женщины на картинке в брюках: по замыслу художника это должно было добавить непристойности изображению. Троллинг, самоубийства и теракты: чего на самом деле стоило равноправие В своей борьбе суфражистки были готовы идти на радикальные меры. В отличие от большинства современных радикальных феминисток, которые ограничиваются борьбой в этих ваших интернетах , те женщины были готовы рисковать свободой и жизнью ради лучшей жизни. Встречались среди них и настоящие фанатики... Так 4 июня 1913 года публично покончила с собой 32-летняя Эмилия Дэвидсон.
Международный женский день — это праздник всех наших женщин, без исключений, и поздравляют их лишь потому, что они женщины, и это под сомнение не поставишь. Из истории праздника 8 марта Возник этот праздник как день борьбы за права женщин. Они требовали 10-часовой рабочий день, светлые и сухие рабочие помещения, равную с мужчинами заработную плату. Работали в то время женщины по 16 часов в сутки, получая за свой труд гроши. Мужчинам после решительных выступлений удалось добиться введения 10-часового рабочего дня. На многих предприятиях в США возникли профсоюзные организации. И вот после 8 марта 1857 г. В этот день во многих городах Нью-Йорка сотни женщин вышли на демонстрацию, требуя предоставления им избирательного права.
Великий реформатор Пётр I «перевёл» Россию из 7208 года в 1700-й, но не смог перевести из юлианского в григорианский календарь, поэтому время в России «отставало» до большевистских реформ 1918 года, когда после 31 января наступило сразу 14 февраля. Именно поэтому революция, которая началась 7 ноября 1917 года, вошла в историю как Октябрьская, а та, что началась 8 марта 1917-го, именуется Февральской. А началась она в Международный женский день, 8 марта 23 февраля по старому стилю , когда текстильщицы Торшиловской фабрики в Петрограде объявили забастовку и вышли на демонстрацию с требованиями хлеба для своих детей и равноправия для себя. А с хлебом положение было отчаянным: даже полиция откровенно докладывала, что «за последние дни многие совершенно не могли получить хлеба». Женщин-работниц поддержали рабочие Выборгской и Петроградской сторон, Рождественского, Нарвского и Александро-Невского районов, крупнейших заводов, включая Путиловский. Всего забастовали 128 тысяч человек. Колонны демонстрантов шли с лозунгами: «Долой войну! Выступления переросли во всеобщую политическую стачку и восстание. Николай II отрёкся от престола. Монархии пришёл конец. В 1921 году II Коммунистическая женская конференция окончательно установила дату празднования Международного женского дня — 8 марта, в память об участии женщин в свержении самодержавия. С 1966 года в СССР 8 марта стало не только праздничным, но и нерабочим днём.
История праздника 8 Марта и особенности отмечания
В России Женский день сначала отпраздновали 3 марта 1913 года, а затем 8 марта 1914 года. Международный женский день - всемирный день женщин, в который отмечаются достижения женщин в политической, экономической и социальной областях, празднуется прошлое, настоящее и будущее женщин планеты. это глобальный праздник, отмечаемый ежегодно 8 марта в ознаменование культурных, политических и социально-экономических достижений женщин.[3] Она также является координационным центром движения за права женщин. Отмечать Международный женский день 8 марта предложила германская активистка Клара Цеткин в 1910 году. Традиция отмечать Международный женский день именно 8 марта появилась в 1914 году. Сегодня День 8 марта – популярный и любимый весенний женский праздник, и редко кто задумывается, какова его история, и какое значение он имеет в истории Санкт-Петербурга.
Международный женский день: история праздника
Международный женский день - всемирный день женщин, в который отмечаются достижения женщин в политической, экономической и социальной областях, празднуется прошлое, настоящее и будущее женщин планеты. Международный женский день: праздничная программа на "России 1" к 8 Марта. Международный женский день 8 Марта был официально утвержден ООН в 1977 году, однако отмечать этот праздник в России и некоторых других странах стали еще в начале ХХ века. Об истории праздника – в справке РИА Томск. 8 марта 1966 года – в эту памятную дату Международный женский день 8 марта официально стал выходным днем. Международный женский день, по сути, — это некий презент нам от Соединённых Штатов Америки, Германии и Советского Союза. 8 марта 1966 года – в эту памятную дату Международный женский день 8 марта официально стал выходным днем.
История возникновения праздника 8-го марта
Как женские протестные акции привели к появлению Международного женского дня и почему он стал отмечаться 8 марта. История и традиции 8 Марта: что дало толчок появлению Международного женского дня, а также какую роль в этом сыграли советские женщины. 8 марта 1857 года как «день рождения» Международного женского дня. решением Социалистического Интернационала (Копенгаген) день 8 марта был объявлен Международным Женским Днём. 8 марта 1857 года как «день рождения» Международного женского дня. Международный женский день 8 Марта был официально утвержден ООН в 1977 году, однако отмечать этот праздник в России и некоторых других странах стали еще в начале ХХ века. Об истории праздника – в справке РИА Томск.
Как появился Международный женский день
- 111 лет празднику 8 марта. История и трансформация праздника
- Как появился праздник 8 марта кратко
- Суфражистское движение
- 8 Марта 2025 в России: история и традиции, как празднуют Международный женский день
- 8 Марта: как менялся смысл главного женского праздника
Что мы отмечаем 8 Марта? Забастовки и жестокие легенды: бунтарская история женского праздника
Международный женский день возник не для того, чтобы нас поздравляли с половой принадлежностью. Только в 1914 году Международный женский день стал отмечаться повсеместно 8 марта — это было второе воскресенье месяца. Официальным выходным Международный женский день в Советском Союзе был объявлен в мае 1965 года. Начиная с 1966 года, 8 Марта является государственным праздничным выходным днем. 8 марта, Международный женский день: суть, история и традиции праздника. Международный Женский День 8 марта был популярен в мире в 1910—1920-е годы, но потом его популярность сошла на нет. Сегодня на Западе такого праздника нет, а вместо 8-го марта там активно отмечают другой женский день — День матери.
Реальная история «8 марта» — прочтите, кто НЕ ЗНАЕТ!
Можно говорить, что к 1930 году уже появляется советская праздничная культура в том варианте, в котором мы ее видим сейчас: то есть в новой обрядовой форме. И праздник 8 марта уже официально значится как Международный женский день, он становится в один ряд с такими важными праздниками для советской страны, как День Великой Октябрьской социалистической революции, Первое мая, День международной солидарности трудящихся, 23 февраля и т. За годы первых пятилеток выросло совсем иное поколение — воспитанное в новом обществе; новая, образованная женщина, которая приняла новую праздничную культуру и новый строй. В годы войны уходит на второй план жесткая идеологическая составляющая праздника, а на первые роли в эти трагические дни выдвигается героизм обыкновенной женщины.
Вспомним знакомые образы: Родина-мать, защитница — то есть это не фанатичная советская женщина, борющаяся за свои права, а женщина, которая охраняет свою семью, своих детей, в первую очередь. В Архангельске за четыре года, с 1941-го по 1944-й год, от голода умерло 38 тысяч женщин, детей и стариков. Это цифра сопоставима только с жертвами блокадного Ленинграда!
К сожалению, у нас сейчас это число не озвучивается. В период тяжелейших испытаний, как раз на Русском Севере, женщины не только работали на заводах, на рытье укрепительных сооружений, но и собирали лекарственные травы, а также ягоды, грибы, ловили рыбу, били тюленя, собирали яйца птиц — богатый Северный край кормил и лечил всю страну. Причем участвовали в этом подвиге не только женщины и девушки, но и девочки-подростки.
Конечно, во время Великой Отечественной войны праздников практически не было. Праздновали только самые основные даты, а Международный женский день носил чисто корпоративный характер на предприятиях. После войны начался период восстановления народного хозяйства, который, опять же, лег на плечи женщин.
Я вспоминаю фотографии, архивные материалы музеев, когда рядом с традиционной шикарной девичьей одеждой, в удивительных белых и золотых красках, с потрясающим кокошником или повязкой, висит обычная роба и инструменты. К сожалению, такое противопоставление говорит не в пользу советской власти. Фото: А.
Конец войны и последующие годы ознаменованы новым этапом для праздника 8 марта. С 1966 года Международный женский день становится выходным днем. Надо сказать, что со стороны государства это была очень хорошая политика протекционизма по внедрению праздника, ведь выходной день закреплял праздник в сознании людей, и особенно в быту.
Постепенно из контекста праздника уходит весь идеологический революционный пыл и приходит гендерный человеческий фактор. К этому времени относится и формирование традиции празднования 8 марта в школах. В это время появляются такие интересные моменты, как специальная школьная почта: девушки и юноши могли через почту показать свои любовные предпочтения, отправив записку или открытку.
Для молодежи это было очень важно. Можно сказать, что формирование советского праздничного календаря завершается к 80-м годам. К этому времени наш календарь насчитывал уже десятки гражданских праздников, и 8 марта в их ряду стал одним из центральных.
Следующий важный этап — это перестройка и 90-е годы. Праздник снова меняется, и в этот период из него совершенно уходит весь советский пафос; 8 марта полностью трансформируется в гендерный праздник, в женский день, каким мы его знаем сейчас.
Она предложила, чтобы он отмечался ежегодно в каждой стране в один и тот же день.
Целью этого праздника Цеткин назвала борьбу женщин за свои права. Что же касается второй версии с чего началось «8 марта», то именно в этот день в 1857 году жительницы Нью-Йорка, работающие на фабриках, вышли на демонстрацию, получившую в истории название «марша пустых кастрюль». Их требования включали уменьшение продолжительности рабочего дня, повышения качества условий труда и оплату, равную мужской.
История праздника в России же отсчитывается с 23 февраля 1917 года по старому летоисчислению, или по юлианскому календарю, и 8 марта — по новому григорианскому жительницы Северной столицы отправились на митинг, на этот раз их лозунги требовали «хлеба и мира». В 1965 году руководством Советского союза Международному женскому дню был придан статус государственного праздника, а 8 марта был объявлен выходным днём во всесоюзном масштабе.
В этот день становятся именинницами все женщины, независимо от возраста. Надо сказать, что праздник претерпел ряд очень интересных метаморфоз. А начиналось все в 1910 году, с идеологической платформы. На международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене Клара Цеткин выступила с предложением о праздновании Международного женского дня 8 марта; ее предложение звучало как призыв для женщин всего мира встать на путь борьбы за равноправие, за уважение женского достоинства и самое главное — за право на труд. В России после революции 1917 года большевики сразу же сделали этот праздник государственным, а главным его идеологом была моя тезка, революционерка Александра Коллонтай. К середине 20-х годов праздник становится полноправным среди девяти уже декретированных революционных праздников, тогда он получил название 8 марта — Международный день работниц. Постепенно количество революционных праздников увеличивалось.
Важно, что смысл «красного праздника», коим и являлся тогда День 8 марта, определил Владимир Ильич Ленин. Он видел в праздничной культуре, создаваемой социалистической революцией, эффективное средство самой же революции; Ленина интересовала прежде всего массовость в революционном празднике. Предпосылкой и основанием для этого служила маевка — дореволюционный пролетарский праздник. Ленин говорил, что митингование — это и есть настоящий демократизм трудящихся, их пробуждение к новой жизни. Поэтому в раннем советском празднике и в раннем праздновании 8 марта центральное место занимало шествие, митингование, демонстрация, то есть движущийся ряд. Это яркие шеренги девушек, женщин, идущих радостно навстречу новой жизни под маршевую музыку, под духовые оркестры. Естественно, это все происходило в областных центральных городах. В оформлении подобных праздников участвовали в основном профессиональные художники, а затем уже театральные деятели, то есть это было детище художественных профессионалов. Клара Цеткин — немецкий политик, деятельница немецкого и международного коммунистического движения, одна из основателей Коммунистической партии Германии, активистка борьбы за права женщин.
В начале 20-х годов основное место в праздновании занимали театральные представления карнавального характера, сатирические гротесковые инсценировки, скетчи. К этому времени относится огромнейший всплеск активности кружков художественной самодеятельности. Как говорили современники: «что с ними делать, они плодятся, как инфузории! В то же время, если брать основную провинциальную область, то для нее 1917 год был достаточно условной датой. Все новшества, которые были в городе, все эти советские «хулиганства» дошли до села гораздо позже и воспринимались неоднозначно. Можно говорить, что к 1930 году уже появляется советская праздничная культура в том варианте, в котором мы ее видим сейчас: то есть в новой обрядовой форме. И праздник 8 марта уже официально значится как Международный женский день, он становится в один ряд с такими важными праздниками для советской страны, как День Великой Октябрьской социалистической революции, Первое мая, День международной солидарности трудящихся, 23 февраля и т. За годы первых пятилеток выросло совсем иное поколение — воспитанное в новом обществе; новая, образованная женщина, которая приняла новую праздничную культуру и новый строй. В годы войны уходит на второй план жесткая идеологическая составляющая праздника, а на первые роли в эти трагические дни выдвигается героизм обыкновенной женщины.
Вспомним знакомые образы: Родина-мать, защитница — то есть это не фанатичная советская женщина, борющаяся за свои права, а женщина, которая охраняет свою семью, своих детей, в первую очередь. В Архангельске за четыре года, с 1941-го по 1944-й год, от голода умерло 38 тысяч женщин, детей и стариков.
К счастью, нам повезло и с погодой, и с героями. Там я впервые познакомилась с удивительными людьми из села Сура. То была моя проба пера, первые мои этнологические сборы информации и первые фантастические закаты на Севере. Это было время белых ночей, небо было невероятного сиреневого цвета… когда я увидела это небо, то по-настоящему и навсегда влюбилась в Русский Север. Вспоминаю, как мы с подругой решили: все, заканчиваем университет и идем преподавать в Сурскую школу. Даже озвучили свою идею одному из наших информаторов, удивительной бабушке, а она, как сейчас помню, посмотрела на нас и сказала: «Девки, зимой-то тут посидите!
Собеседница, конечно, немного остудила наш пыл, но я с тех пор твердо решила связать свою жизнь с Севером. Какое это было незабываемое время! Мы познакомились с прекрасными людьми, собирали ягоды, грибы; и даже умудрились искупаться в холодной реке Пинеге. Зима в Пинежском районе, Архангельская обл. Но мы отметили интересное явление, которое было спровоцировано пандемией: в эти тяжелые годы люди стали возвращаться к своим истокам, они черпают знания и ресурсы в наследии предков. Увеличилось количество собираемых лесных трав, грибов, многие стали возвращаться или чаще приезжать в свои родные места, спрашивать совета у старшего поколения, изучать свою историю. Во время пандемии люди уезжали назад в свои села, к родственникам, в надежде, что родная земля им поможет. Отчасти виной тому — плохие дороги, сложная транспортная доступность.
Я считаю, что такие места в Архангельской области, как Мезень, Лешуконье, Пинежский край, по-прежнему востребованы и нуждаются в дальнейшем изучении, восстановлении культурной памяти. Любой исследователь там найдет интересную тему для себя, и каждая тема может раскрыться по-своему. Поэтому могу точно сказать, что Русский Север еще ждет своих новых исследователей, в его истории еще много пробелов. Пинежский район, Архангельская обл. Сам быт, образ жизни, суровые климатические условия сохраняли эти ценные качества душевного склада северян. На протяжении многих лет эти люди были поистине духовными, но никогда не выпячивали, не показывали свою одухотворенность. Благодаря этому, кстати, на протяжении всего советского периода северяне смогли сохранить свой православный календарь в достаточно хорошем виде. Есть удивительные рассказы о том, как они сохраняли часовни во время советской антирелигиозной кампании.
Перед приездом проверяющего часовню могли буквально разобрать на части, как конструктор, а затем собрать обратно, представляете? Зная, что грядет какая-то проверка, сельчане брали четыре деревянные стены и просто раскладывали их по периметру, как будто здесь ничего и не было, а затем заново собирали и скрепляли. У нас появляются новые интересные праздники, и для меня очень важно отслеживать и смотреть, как меняется семантика каждого праздника, как он входит в быт или же не входит , какие новые обряды в связи с этим появляются и так далее. В то же время старые праздники, которые мы прекрасно знаем и любим, также обрастают какими-то новыми ритуалами и обрядами, причем достаточно разными. Мне как раз очень интересно наблюдать за этим процессом.
Как отдыхаем на 8 Марта в 2024 году
- Клара Цеткин — первая «ласточка» праздника весны
- Как появился Международный женский день? История возникновения
- Происхождение праздника 8 Марта. Версии происхождения Международного женского дня
- Настоящяя история праздника 8 марта: Клара Цеткин, евреи и проститутки
- Международный женский день — Рувики