Только в наше время я узнал, что автор этих замечательных стихов урожденная графиня Раиса Адамовна Кудашева. Новости. Спроси библиотекаря.
4 ноября в 1964 году скончалась советская поэтесса Раиса Адамовна Кудашева
Полная биография, самые интересные факты из жизни и последние новости об авторе. советская поэтесса и писательница. Раиса Адамовна Кудашева — автор слов популярной детской песенки, ставшей едва ли не народной.
«В ЛЕСУ РОДИЛАСЬ ЕЛОЧКА»: СУДЬБА ПЕСНИ И ЕЕ АВТОРА
И, что удивительно, все написанное имело огромный успех. Песенки очень понравились профессиональным композиторам: и А. Скрябину, и сестрам Гнесиным, и С. Рахманинову, и С. Но… победное шествие «Елочки» тогда резко остановилось. Каковы были причины?
Сначала Первая мировая война, затем Октябрьская революция, после которой вместе с религиозными праздниками были запрещены Дед Мороз, новогодние елки и прочие так называемые пережитки буржуазного прошлого. Так что прекрасные елочные игрушки и все атрибуты любимейшего праздника были отложены в долгий ящик. Реабилитация пришла только в середине тридцатых годов, а если точнее, в 1935-м, когда по предложению кандидата в члены политбюро ЦК ВКП б П. Постышева было решено возродить традицию празднования новогодней елки. Тогда-то наша песенка и стала детским новогодним гимном.
Правда, Рождество стране так и не вернули, зато разрешили отмечать Новый год.
Собственно, скромность самой Кудашевой, подписывающей свои публикации криптонимом «Р. Составительница сборника писатель и редактор Эсфирь Эмден, готовя сборник, выяснила, что так подписывала свои стихотворения, сказки, рассказы, печатавшиеся в дореволюционных изданиях, детская писательница Раиса Адамовна Кудашева. В советское время, лишившись состояния и скрывая своё дворянское происхождение, жила в коммуналке, работала учительницей, а затем довольно длительное время библиотекарем. Слава детской писательницы пришла лишь в начале 1950-х годов, когда советской писательской элите стало известно, что именно она является автором слов знаменитой песенки. Её приняли в Союз Писателей СССР, поставили на довольствие литератора по высшему разряду и стали печатать произведения после многолетнего перерыва. В новогоднем номере журнала «Огонёк» 1958 года вышла небольшая заметка о Кудашевой. И началась волна популярности.
Она не могла представить, что её собственные стихи стали песней, да ещё такой известной. С середины 1920-х по середину 1930-х годов Новый год, как пережиток буржуазного прошлого, был запрещен. Однако вскоре его решили вернуть, и сразу стали востребованы детские песенки. Литературный редактор Эсфирь Эмден, готовившая к выпуску тематический сборник, решила разыскать автора знаменитой «Ёлки», подписанной таинственным псевдонимом «А. И в 1941 году о Раисе Кудашевой услышали. За эти годы Раиса Адамовна Кудашева написала несколько стихотворных авторских сказок: не один раз переизданные «Бабушка-Забавушка и собачка Бум», «Беда петушка», «Снегурка», «Снеговик», «Деды пещерные», «Санки-самокатки», «Неряшки-детки и чистенький Петя» и «Сказка про мышонка Тотика». Ей принадлежат стихотворения и поэмы «В школу», «Колыбельная песня», «Приход зимы», «Как шалили Павлик с Неточкой», «Гусёнок пропал», «Зимняя песенка» и др. Всего опубликовано около 200 произведений. Стихотворение «В синем море на просторе», написанное Кудашевой, когда ей не было и двадцати лет, было положено на музыку композитором Рейнгольдом Глиэром и стало песней. Занималась писательница и переложением произведений зарубежных авторов. Так, поэма «Федька и Гришка — шалуны-мальчишки» основывается на стихотворении немецкого поэта Вильгельма Буша «Макс и Мориц», «Лесовички» — авторизованный перевод книги шведской детской писательницы Эльзы Бесков «Дети лесного гнома», «Апрелечка» — перевод части стихотворения немецкого поэта Георга Ланга из сборника «Блондинка в цветах», «Что с Маничкой было» — переложение сказки немецкой писательницы Сибилл фон Олферс, «Стёпка-растрёпка» — перевод сборника назидательных стихотворений «Неряха Петер» немецкого врача-психиатора Генриха Гофмана. Иллюстрации ко многим произведениям Кудашевой, выпущенным в 1910-х годах издательством И. Кнебеля, были выполнены художником Александром Ложкиным. С 1948 года после многолетнего перерыва стали вновь печататься сборники её произведений: «Ёлочка» 1948 г. В 1965 году в издательстве «Малыш» вышла сказка в стихах «Петушок» с рисунками Мая Митурича. Знаменитый артист Михаил Жаров называл эти сборники в числе любимых книг своего детства. А Самуил Маршак писал, что это были «весёлые книжки, проверенные временем». Известность и признание пришли к поэтессе лишь в конце 1950-х годов, когда ей шёл уже восьмой десяток. Были напечатаны два интервью с ней: одно — в «Огоньке», другое — в «Вечерней Москве». В первом номере «Огонька» за 1958 год была опубликована заметка о жизни и творчестве автора самой известной новогодней песни.
Позже вспоминала: «Я не хотела быть известной, но и не писать не могла». Но это, извините, кокетство! Разве повесть «Лери», кстати, единственное произведение Кудашевой для взрослых читателей, не попытка обратить на себя внимание? Эта вещь печаталась аж в четырех номерах весьма серьезного журнала «Русская мысль»! Героиня «Лери», 15-летняя девочка, влюбляется в офицера, который намного старше ее. И он тоже захвачен пылким чувством. Финальная сцена оставляет читателя в неведении, но внушающем надежду, что из искры романтического костра разгорится пламя страстей: «Она подошла к нему с бесконечною любовью во взгляде, положила голову на его грудь и вся прильнула к нему с тем же нежным и настойчивым лепетом: «Поцелуйте!.. Поцелуйте меня!.. Слова в нем были нежные, певучие, словно колыбельная матери. Говорят, Раиса Адамовна написала стихотворение для своего приемного сына Алеши… Перед ныне всем известными словами «В лесу родилась елочка, в лесу она росла…» было еще шестнадцать строк. Всего в той вещице их было сорок восемь. Начиналось стихотворение так:Гнутся ветки лохматыеВниз к головкам детей;Блещут бусы богатыеПереливом огней;Шар за шариком прячется,А звезда за звездой,Нити светлые катятся,Словно дождь золотой…А вот финал:Веселей и дружней пойте, деточки! Склонит елка скорей свои веточки. Выбирайте себе, что понравится…Ах, спасибо тебе, ель-красавица!.. Впрочем, публика не обратила особого внимания на стихотворение, а вот желание положить его на музыку возникло у некоего Леонида Бекмана. Произошло это 17 октября 1905 года. Дата запечатлелась в истории потому, что Бекман посвятил это сочинение своей дочери Верочке и подарил ей на день рождения. Вообще-то он был не композитор, а… биолог и агроном. Хорошо пел, играл на рояле, но нотной грамоты не знал. Так что эта дама вполне может считаться соавтором музыкального произведения. Дальше самое интересное. Раиса Адамовна почти двадцать лет не ведала, что песенку с ее словами распевает вся Россия! Лишь в 1921 году она случайно услышала «Елочку» из уст девчушки, ехавшей с ней в одном вагоне.
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Поэтесса Раиса Адамовна Кудашева 1878-1964. Ещё нет отзывов. Стихи Раисы Кудашевой для детей начали публиковаться с 1896 г. Поэтесса заявила о себе как переводчица детских стихов и прозы европейских авторов. Да и сама Раиса Адамовна не догадывалась, что ее произведение стало популярной песней. Раиса Адамовна пошла работать гувернанткой к вдовцу князю Кудашеву, да в итоге и вышла за него замуж. Раиса Адамовна Кудашева — автор слов популярной детской песенки, ставшей едва ли не народной. Кудашева Раиса Адамовна (1878–1964) — русская писательница.
Кудашева Раиса Адамовна. "В лесу родилась ёлочка". Внеклассное чтение.
Незамысловатая композиция, стала всенародно любимым новогодним хитом и наряду с Дедом Морозом и Снегурочкой признана важнейшим атрибутом новогодних праздников. Автор — писательница Раиса Кудашева 15. С детства писала стихи. Первое сочинение появилось в печати в 1896.
В 1903 году, к празднику Рождества, в журнале для детей «Малютка» было опубликовано самое знаменитое стихотворение Раисы Адамовны «Елка», подписанные инициалами А. Один из экземпляров журнала два года спустя попал в руки Леониду Карловичу Бекману, музыканту-любителю, агроному по специальности. Он напел стишок для своей дочки Верочки, та очень быстро его подхватила, а супруга Леонида Карловича Елена Александровна Бекман-Щербина, известная пианистка, профессор Московской консерватории, записала песню на ноты и вместе с другими песнями издала в 1906 году в сборнике «Верочкины песенки».
Раиса Адамовна почти двадцать лет не ведала, что песенку с ее словами распевает вся Россия! Лишь в 1921 году она случайно услышала «Елочку» из уст девчушки, ехавшей с ней в одном вагоне. Песня, соскользнув с журнальных страниц, ушла в народ. И стала народной. Много лет «Елочку» исполняли на концертах, детских утренниках и елках — до их запрещения при советской власти и после разрешения.
Никто — и к счастью! Иначе быть большой беде. Овдовев, Раиса Адамовна жила одна в коммуналке. Работала учительницей, потом — библиотекарем, разумеется, со скромным жалованьем. Понятно, что с радостями было негусто.
И вдруг, причем в трагическом 1941-м, ей улыбнулась удача! Этим озаботилась — низкий за то поклон! Слова «Елочки» сильно сократили — в стихотворении осталось 24 строки, отредактировали, заменив кое-какие якобы не соответствующие советской идеологии слова. К примеру, вместо «мужичка», которого везла «лошадка мохноногая», появился сидевший на дровнях «старичок», а на иллюстрациях к стихотворению вместо крестьянина стали изображать Деда Мороза. Зато с тех пор мелодию исполняли уже как песню на стихи Раисы Кудашевой и музыку Леонида Бекмана.
Увы, жизнь нашей героини не менялась к лучшему. Между прочим, в коммунальной квартире в одном из арбатских переулков она жила до конца своих дней, деля комнату с сестрой. Визитерша была старая, плохо одетая, с каким-то мешком в руках. Это была Кудашева. Узнав, кто она и чем прославилась, Фадеев разволновался и буквально вскричал: «Так это вы написали?
В конце концов Фадеев велел выписать Кудашевой писательский билет и оказать всевозможную помощь. Наверное, после этого он ознакомился с творчеством нашей героини. И дал ему такую оценку: «Ее стихи имеют такую популярность, которая нашим поэтам и не снилась».
Замечательная детская писательница снова стала печататься, прожила до 86 лет, скончалась в 1964-м. Широкая известность к ней пришла лишь в пятидесятые годы. Она стала встречаться со школьниками «и много-много радостей детишкам принесла». Кратко напомню и биографию Раисы Адамовны, и некоторые обстоятельства жизни ее бессмертного стихотворения, авторство которого, к счастью, было точно установлено.
Есть версия, что в правах Кудашеву восстановил Максим Горький. Но это лишь версия, а мой рассказ основан на свидетельстве племянника Кудашевой, писателя Михаила Холмогорова. У неё было три сестры и, видимо, очень счастливое детство. В гимназии она начала писать стихи. В 18 лет отправила одно из стихотворений в журнал «Малютка», его напечатали. После этого её стали публиковать во многих детских изданиях. В 1899 году в журнале «Русская мысль» была опубликована «взрослая» повесть Кудашевой — «Лери».
Журнал был одним из самых влиятельных того времени, а Кудашевой был 21 год. Раису ждало безоблачное будущее хозяйки интеллигентного московского дома и поэтессы-любительницы, но случилось несчастье — умер отец. Как старшая дочь, Рая взяла на себя заботу о матери и младших сестрах — пошла работать гувернанткой в богатый дом. Теперь она уже не могла подписывать стихи своим именем. В высших кругах сочинительство считалось делом предосудительным.
Поздно пришли известность и признание к Раисе Кудашевой, в конце 50-х годов.
Были напечатаны два интервью с писательницей: одно — в «Огоньке», другое — в «Вечерней Москве». В «Огоньке» — единственная сохранившаяся фотография Раисы Адамовны в очень преклонном возрасте. Последние годы Раиса Адамовна жила вместе со своей сестрой. Она умерла 4 ноября 1964 года. Умерла в том городе, где и родилась, в Москве. На ее могильной плите между датой рождения и датой смерти — черточка.
Этот «иероглиф» зашифровал множество человеческих судеб. Хочется верить, что будущим исследователям жизни и творчества Раисы Кудашевой удастся расшифровать еще хотя бы несколько страниц из «книги жизни» этой замечательной женщины".
Княгиня, подарившая России народную песню на века…
Впервые пути песни и ее создательницы пересеклись, чтобы снова разойтись, и уже надолго. Трагические перемены. К 1914 году обожаемый воспитанник Алеша вырос и сбежал на фронт. Отец, который уже перешагнул рубеж 60-летия, слег и вскоре умер - не выдержало сердце. Спустя некоторое время пришло извещение и о смерти мальчика.
Княгиня потеряла все. Вся прислуга разбежалась. Княгиня сидела у печурки, куталась в шаль и подбрасывала в огонь остатки мебели. Все бумаги, напоминающие о прошлом, давно пошли на обогрев комнаты.
Только некоторые она оставила себе. И среди них - черновик стихотворения про елочку. Внезапно в дверь постучали. Она открыла.
Матросы зашли в дверь, оставляя черные следы на паркете. Один из них вынул изо рта окурок, затушил о стену и бросил на пол. Раиса Адамовна безропотно собрала вещи. Так началась ее новая жизнь.
В этой жизни главным было стать как можно незаметнее, чтобы никому даже в голову не пришло о чем-то ее расспрашивать. В конце концов ей удалось устроиться в районную библиотеку, где она и проработала до самого 1941 года. Между тем песня жила своей триумфальной и праздничной жизнью. Ее пели на детских утренниках, исполняли на главной елке страны в Колонном зале, на ее сюжет рисовали открытки.
Это была главная новогодняя песня страны. А создательница ее текста, никем не опознанная, выдавала в районной библиотеке советские книжки и классику, а по вечерам возвращалась в коммуналку к своим книгам, любимому коту и воспоминаниям Как-то по радио она услышала бодрый дикторский голос: «Песенка про елочку, слова и музыка композитора Бекмана». Она позвонила жене своего племянника, Анне Холмогоровой маме Михаила. Та возмутилась.
Еще одна версия этой истории рассказана в письме вдовы поэта Николая Адуева к писателю Виктору Конецкому: Во время войны писателям полагались всякие пайки. Адуев ненавидел ежемесячное хождение за ними. Однажды в коридоре Союза писателей он увидел, как в заветную дверь вошла незнакомая старушка, и услышал следующий разговор: «Вы по какому списку?
Вам этого не понять! Вы слишком молоды! Так что — надейтесь на добрую память поколений!
Всего Раиса Кудашева опубликовала около 200 песенок и рассказов, сказок и стихотворных книжек: «Санки-самокатки», «Стёпка-растрёпка», «Беда петушка», «Бабушка-Забавушка и собачка Бум»… С 1948 года после многолетнего перерыва вновь стали печататься сборники её произведений: «В лесу родилась ёлочка…», «Ёлочка», «Лесовички», «Петушок». Известность и признание пришли к писательнице лишь в конце 1950-х годов, когда ей шёл уже седьмой десяток. В то время были напечатаны два интервью с писательницей: одно — в «Огоньке», другое — в «Вечерней Москве».
В «Огоньке» — единственная сохранившаяся фотография Раисы Адамовны в очень преклонном возрасте.
Это была главная новогодняя песня страны. А создательница ее текста, никем не опознанная, выдавала в районной библиотеке советские книжки и классику, а по вечерам возвращалась в коммуналку к своим книгам, любимому коту и воспоминаниям. Как-то по радио она услышала бодрый дикторский голос: "Песенка про елочку, слова и музыка композитора Бекмана". Она позвонила жене своего племянника, Анне Холмогоровой маме Михаила. Та возмутилась. Мало того что автор слов всенародной песни живет на нищенскую зарплату, так о нем еще и никто не знает! Может быть, и деньги за это получает кто-то другой! Стара я уже для таких подвигов.
Да и происхождение мое… Не дай бог кто узнает: - А мы все же попробуем, — не унималась родственница. Вот тут-то и пригодился черновик стихотворения, сохраненный Раисой Адамовной в далеком 18-м году. А еще в архиве чудом отыскались гонорарные ведомости всеми давно забытого журнала "Малютка". Состоялся суд. Деликатный вопрос о принадлежности к эксплуататорским классам удалось обойти. Процесс был выигран, и Кудашева была официально признана автором песни и должна была получать деньги с каждого ее исполнения. Но по-настоящему известной Раиса Адамовна стала только в 1958 году. Тогда в "Огоньке" работал будущий "отец" Электроника — Евгений Велтистов. Он бродил по городу в поисках интересных людей и набрел на Кудашеву. Появившееся в новогоднем "Огоньке" интервью переменило жизнь 80-летней старушки.
Ей стали писать и звонить незнакомые люди, ее приглашали в школы и детские сады. Но было слишком поздно. Михаил Холмогоров сидел у главного нотариуса города Москвы. Тот внимательно выслушал историю детской песенки и ее создательницы. Когда умерла ваша родственница, срок действия авторского права был другим. И он давно истек. А закон обратной силы не имеет. Михаил выслушал вердикт, понял, что миллионером ему никогда уже не стать и… совсем не огорчился.
Один момент из детства отложился особо сильно- бабушкины сказки и то, как мои две бабушки пытались восстановить забытую, по их мнению, сказку. Одна помнила и записала, вторая издала.
В 90-е было сложно что-то найти дальше, чем библиотека или картотека.
«В лесу родилась елочка»: написавшая песню княгиня пережила страшную трагедию
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ | Раиса Адамовна почти двадцать лет не ведала, что песенку с ее словами распевает вся Россия! |
«Ёлка», в которой отразился век, или История одной елочки — Петропавловск News | Раиса Адамовна Кудашева умерла в ноябре 1964 года. |
Волшебница из нашего детства
Раиса Адамовна Кудашева | Раиса Адамовна – представитель боковой ветви старинного княжеского рода Кудашевых, идущего от татарского мурзы. |
В лесу родилась елочка: кто написал любимую новогоднюю песню | Раиса Адамовна Кудашева Раиса Адамовна Кудашева Вставать не хочется. Потому что, если вылезти из-под одеяла, сразу станет холодно. |
Кудашева Раиса Адамовна — ПроДетЛит | Раиса Адамовна Кудашева умерла 4 ноября 1964 года в возрасте 86 лет. |
"В лесу родилась ёлочка" 115 лет назад | А автором этих нехитрых слов является Раиса Адамовна Кудашева, которая только на старости лет узнала о своем поистине бесценном вкладе в наши новогодние и рождественские праздники. |
Раиса Кудашева
Да и сама Раиса Адамовна не догадывалась, что ее произведение стало популярной песней. w:Кудашева, Раиса Адамовна c: s: species: m: mw: d:Q4244371. Страницы в категории «Раиса Кудашева». читайте стихотворение Раисы Адамовны Кудашевой.
Раиса Адамовна Кудашева
Раиса Кудашева все еще не знает, что ее произведение стало популярной песней. Составительница сборника писатель и редактор Эсфирь Эмден, готовя сборник, выяснила, что так подписывала свои стихотворения, сказки, рассказы, печатавшиеся в дореволюционных изданиях, детская писательница Раиса Адамовна Кудашева. Раиса Адамовна Кудашева (3 (15) августа 1878, Москва — 4 ноября 1964, Москва) — русская и советская поэтесса, писательница. Но интересно то, что Раиса Адамовна создала не просто стихотворение, а сценарий для детского рождественского праздника, где каждый ребенок читал свои строфы. Это Раиса Адамовна Кудашева, чей 135-летний юбилей отмечается в 2013 году. 4 ноября 1964 года в Москве скончалась Раиса Адамовна Кудашева, писавшая стихи и сказки для детей.
История песни ″В лесу родилась елочка″, которая трогает до слез
Долгое время песенка считалась народным творчеством. Собственно, скромность самой Кудашевой, подписывающей свои публикации криптонимом «Р. Составительница сборника писатель и редактор Эсфирь Эмден, готовя сборник, выяснила, что так подписывала свои стихотворения, сказки, рассказы, печатавшиеся в дореволюционных изданиях, детская писательница Раиса Адамовна Кудашева. В советское время, лишившись состояния и скрывая своё дворянское происхождение, жила в коммуналке, работала учительницей, а затем довольно длительное время библиотекарем. Слава детской писательницы пришла лишь в начале 1950-х годов, когда советской писательской элите стало известно, что именно она является автором слов знаменитой песенки. Её приняли в Союз Писателей СССР, поставили на довольствие литератора по высшему разряду и стали печатать произведения после многолетнего перерыва. В новогоднем номере журнала «Огонёк» 1958 года вышла небольшая заметка о Кудашевой.
Понятно, за князя. И стала хозяйкой особняка на углу Воротниковского переулка. Но после известных событий 1917 года ее, к тому времени уже овдовевшую, выселила из собственного дома новая, советская, власть. Еще раньше она потеряла приемного сына Алешу. Вот такой жестокий поворот судьбы. Но я несколько забежал вперед, а потому потороплюсь назад. Свободное от домашних забот время Раиса проводила за листом бумаги, без устали высыпая на него аккуратные рифмы и подписывая их лаконичными псевдонимами «А. Публиковала стихи и сказки в тонюсеньких детских журнальчиках «Малютка», «Светлячок», «Подснежник», «Солнышко». Написано просто, но от души. Дореволюционным ребятишкам нравилось. Да и современные дети их наверняка бы послушали. Сочинять Кудашева начала еще в детстве и не выпускала перо из рук до глубокой старости. Позже вспоминала: «Я не хотела быть известной, но и не писать не могла». Но это, извините, кокетство! Разве повесть «Лери», кстати, единственное произведение Кудашевой для взрослых читателей, не попытка обратить на себя внимание? Эта вещь печаталась аж в четырех номерах весьма серьезного журнала «Русская мысль»! Героиня «Лери», 15-летняя девочка, влюбляется в офицера, который намного старше ее. И он тоже захвачен пылким чувством. Финальная сцена оставляет читателя в неведении, но внушающем надежду, что из искры романтического костра разгорится пламя страстей: «Она подошла к нему с бесконечною любовью во взгляде, положила голову на его грудь и вся прильнула к нему с тем же нежным и настойчивым лепетом: «Поцелуйте!.. Поцелуйте меня!.. Слова в нем были нежные, певучие, словно колыбельная матери. Говорят, Раиса Адамовна написала стихотворение для своего приемного сына Алеши… Перед ныне всем известными словами «В лесу родилась елочка, в лесу она росла…» было еще шестнадцать строк. Всего в той вещице их было сорок восемь.
В 90-е было сложно что-то найти дальше, чем библиотека или картотека. Только в наше время я узнал, что автор этих замечательных стихов урожденная графиня Раиса Адамовна Кудашева. Она же, к удивлению, в 1905 году написала стихотворение "Елка", которое каждый знает как песенку: "В лесу родилась ёлочка.
Этим озаботилась — низкий за то поклон! Слова «Елочки» сильно сократили — в стихотворении осталось 24 строки, отредактировали, заменив кое-какие якобы не соответствующие советской идеологии слова. К примеру, вместо «мужичка», которого везла «лошадка мохноногая», появился сидевший на дровнях «старичок», а на иллюстрациях к стихотворению вместо крестьянина стали изображать Деда Мороза. Зато с тех пор мелодию исполняли уже как песню на стихи Раисы Кудашевой и музыку Леонида Бекмана. Увы, жизнь нашей героини не менялась к лучшему. Между прочим, в коммунальной квартире в одном из арбатских переулков она жила до конца своих дней, деля комнату с сестрой. Визитерша была старая, плохо одетая, с каким-то мешком в руках. Это была Кудашева. Узнав, кто она и чем прославилась, Фадеев разволновался и буквально вскричал: «Так это вы написали? В конце концов Фадеев велел выписать Кудашевой писательский билет и оказать всевозможную помощь. Наверное, после этого он ознакомился с творчеством нашей героини. И дал ему такую оценку: «Ее стихи имеют такую популярность, которая нашим поэтам и не снилась». После войны стали выходить сборники Кудашевой: «В лесу родилась елочка…», «Степка-растрепка», «Лесовички», «Петушок», «Санки-самокатки». Всего же она опубликовала около 200 песенок, рассказов и сказок. На ее творчестве воспитывались многие из тех, чье детство пришлось на начало ХХ столетия. Были среди них и люди именитые. Это были вещи хорошей традиции. Проверенной временем… Это были веселые книжки, несмотря на навязчивую мораль». Кстати, Маршак принимал стихи Кудашевой за перевод с… английского. Раиса Адамовна встала в длинную шеренгу советских писателей, увы, уже в преклонном возрасте. Не то чтобы она была овеяна славой, но ее охотно приглашали на творческие встречи, детские утренники, публиковали интервью. Мелькнула она и в кинохронике, когда рассказывала детям об истории создания «Елочки». Она улыбалась, веселыми искрами сверкали стекла ее очков, но в них отражалась едва заметная грусть.