Члены БРИКС неоднократно характеризовались как наиболее быстроразвивающиеся крупные страны[2][3][4].
Состав БРИКС в 2024 году вырос вдвое: новые члены объединения
Колташов отметил, что включение Египта в БРИКС – хорошая новость, поскольку у экономики этой страны большой потенциал. В состав БРИКС войдут еще пять стран – Аргентина, Иран, Саудовская Аравия, Египет и ОАЭ. Колумбия выразила заинтересованность во вступлении страны в БРИКС. В качестве общей угрозы для всех стран БРИКС можно отметить западные государства, которые рассматривают всех членов союза как сырьевой придаток.
БРИКС расширяется в поисках смысла
Президент Венесуэлы Николас Мадуро также выразил надежду, что его страна станет полноправным членом группы БРИКС на следующем саммите в 2024 году. Стремление стран БРИКС обезопасить себя от экспансионистской внешней политики США и их союзников открывает предпосылки к формированию в среднесрочной перспективе совместной военно-технической стратегии. БРИКС – межгосударственное объединение, союз пяти стран с самыми высокими темпами экономического роста в мире: Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР. В мире сейчас подводят итоги саммита БРИКС, где приняли решение о расширении организации. В теории БРИКС представляет собой межгосударственное объединение, в рамках которого страны-участницы строят свои отношения на основе невмешательства, равенства и взаимной выгоды. Кинофестиваль стран БРИКС пройдет с 19 по 23 апреля в рамках ММКФ.
В мире обсуждают итоги саммита БРИКС и привлекательность союза для стран
Расширение увеличивает экономический вес союза, членами которого в настоящее время являются Китай, вторая по величине экономика мира, а также Бразилия, Россия, Индия и Южная Африка. Это также могло бы усилить заявленные амбиции стать защитником Глобального Юга. Шесть новых кандидатов официально станут членами 1 января 2024 года, заявил президент ЮАР Сирил Рамафоса, называя страны во время трехдневного саммита лидеров, который он провел в Йоханнесбурге. Подпишись на Tелеграм канал!
Китай — одна из лучших сборных на летних Олимпиадах, Бразилия побеждала в семи видах спорта на Играх в Токио, не оставались без золотых наград и Индия с ЮАР. Sport24 Sport24 На этих пяти странах состав участников не ограничится.
Как заявляют организаторы, всего в Играх примут участие около 50 стран. Помимо участников и кандидатов в БРИКС, к соревнованиям смогут присоединиться страны, изъявившие желание вступить в союз. А таких — несколько десятков. В Игры могут быть включены и необычные соревнования.
Если страны БРИКС искали решения по выходу из энергетического и продовольственного кризисов, то саммит ЕС целиком и полностью был посвящен «уничтожению» России, любым путем. Правда, пока, только в качестве кандидата в члены. И, естественно, большинством голосов, на минувшей неделе, статус кандидата Украина получила. Под шумок того же добилась и Молдавия. Это момент глубокого удовлетворения.
Не может быть большего символа надежды для народов Украины, Молдавии в эти беспокойные времена», - заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Владимир Зеленский решение саммита ЕС назвал историческим. На своей страничке в соцсети он прокомментировал это так, словно собрался замуж и в самое ближайшее время. Серьезный шаг в отношениях Украины и ЕС. Это не просто дружба, не симпатия, а твердое и официальное намерение стать в будущем одним целым. В ближайшем будущем», - написал Зеленский. Но обещать и жениться, это вовсе не одно и то же. После торжественного и громогласного «Да», последовали и многочисленные «Но». Нюансы, которые делают вступление Украины в Евросоюз сильно не скорым.
А учитывая требования, которые Украине предстоит перед этим выполнить, вступление в ЕС и вовсе кажется нереальным. Это борьба с коррупцией, правовая основа государства, плюрализм медиа и определенный уровень развития экономики. Это долгий процесс, Украина не станет членом ЕС завтра утром. Ей надо будет выполнить все требования, никакой ускоренной процедуры приема в Евросоюз не будет», - заявил глава МИД Франции Клеман Бон. Процедура быстрого вступления в ЕС, скорее всего, останется таковой лишь на словах. Примеров этому достаточно. Турция, например, в кандидатах ходит аж с 1999 года и подвижек, пока нет. Северная Македония получила этот статус в 2005 году и, пока, тоже глухо.
Наша страна неоднократно сталкивалась с давлением со стороны «коллективного запада» и отчетливо понимает необходимость перемен. Практически все части света теперь представлены в организации и все готовы к открытому и взаимовыгодному диалогу с Москвой как ключевой частью БРИКС. БРИКС — будущий «первый мир». Это вселяет уверенность в перспективах БРИКС как нового «клуба мировых лидеров» двадцать первого века, совокупный потенциал которых превышает потенциал ведущих стран Запада», — рассказал Рудаков корреспонденту «ФедералПресс». За 2024 год Россия планирует порядка 200 политических, экономических и общественных мероприятий, которые примут свыше десятка российских городов.
45 стран готовы присоединиться к БРИКС в 2024 году
Собеседник «ВМ» подчеркивает, что Россия развивает тесные военно-технические отношения со странами БРИКС, однако их пока что не хватает для создания общего блока. Военный союз возникает тогда, когда есть тесный экономический союз, либо есть общие угрозы. В качестве общей угрозы для всех стран БРИКС можно отметить западные государства, которые рассматривают всех членов союза как сырьевой придаток. Особенность БРИКС на сегодняшний день заключается в независимом курсе, отсутствии давления одних стран на другие. При этом между Россией и КНР есть партнерские и военно-технические отношения. По ее словам, представленных направлений в нынешних условиях предостаточно. Кроме того, создание системы платежей внутри БРИКС по QR-кодам, которые позволят всем участникам осуществлять взаимовыгодное платежи и торговлю как в направлении business to business, так и в формате общения с клиентами.
Подобные модели уже прорабатываются в практическом плане.
Требование России к НАТО остановить продвижение на восток, требования Китая к США отменить торговые ограничения и перестать вооружать Тайвань и пока молчаливое желание Индии видеть уважительное отношение к своей национальной идентичности, по сути, имеют общее основание — требование справедливости. Но очевидно также и то, что у этого объективного процесса — процесса создания нового миропорядка — все-таки есть непримиримые противники, стремящиеся этот процесс затормозить, сдержать становление новых, самостоятельных центров развития и влияния в мире», — заявил президент России Владимир Путин, обращаясь по видеосвязи к участникам саммита.
Куда идти дальше? Продолжить путь сотрудничества и интеграции или повернуться к расколу и конфронтации? Продолжить путь мира или скатиться в пучину новой холодной войны?
Продолжить путь открытости во имя процветания или погрузиться в болото рецессии из-за гегемонии и буллинга? Укрепить взаимодоверие в ходе контактов или допустить растление души гордыней и предубеждением? Разница в том, чем та или иная страна готова пожертвовать ради достижения своих представлений о справедливости.
И насколько достижение этих ценностей может компенсировать отток западных кредитов, инвестиций, инноваций в случае конфликта с «мировым полицейским». При этом политические или экономические цели членов БРИКС могут противоречить интересам других стран-участниц. А часть государств может попытаться вступить в организацию лишь ради того, чтобы поднять свою значимость в глазах США и в надежде получить щедрое вознаграждение за возвращение в лоно Запада.
Ярким примером тому служат Китай и Индия, имеющие разногласия относительно принадлежности региона Аксайчин на Тибетском плато. К счастью, перманентные пограничные конфликты не перерастают в войну между двумя ядерными державам, возможно во многом благодаря общим целям, которые страны пытаются реализовать, участвуя в БРИКС. Когда на одной чаше весов находится вопрос об установлении контроля над несколькими квадратными километрами каменистой почвы, а на другой — стремление вывести страны в мировые лидеры, весомее оказывается второе.
Бразилия и вступающая в БРИКС Аргентина тоже имеют определенные противоречия, поскольку каждая из стран стремится стать региональным лидером. Вступающие в БРИКС Иран, Саудовская Аравия и потенциальная Турция также имеют претензии не только на региональное лидерство, но и стремятся встать во главе части мусульманского мира. Если усилия этих стран не будут направлены друг против друга, их совместному доминированию на Ближнем Востоке никто не сможет бросить вызов.
Однако что касается большого геополитического пространства, БРИКС пока вряд ли готов играть заметную роль в мире и тем более замахиваться на сопротивление коллективному Западу. Во время острого политического конфликта России с западной коалицией страны БРИКС заняли, по сути, нейтральную позицию что, впрочем, уже неплохо. При этом Пекин резко критикует американские рестрикции, введенные против китайской экономики, называя их незаконными.
Таким образом, КНР рискует получить зеркальную ситуацию при возможном резком обострении отношений с США, когда остальные страны БРИКС решат выгодным для себя придерживаться новых антикитайских санкций. Понимание необходимости коллективной защиты еще не созрело. Бразилия и Индия стараются и вовсе воздерживаться от политических заявлений, предпочитая делать акцент на экономическом сотрудничестве.
Хотя эти заявления и вызвали гнев в Киеве и Вашингтоне, они далеки от союзнических в отношении России, которая хотела бы услышать аргумент в пользу признания всех новых российских территорий. Еще одним малоприятным инцидентом стала дискуссия, развернувшаяся накануне саммита в ЮАР, по вопросу обеспечения неприкосновенности Владимира Путина и признания вердикта Международного уголовного суда об аресте президента России. Трудно себе представить, чтобы одна из стран G7 вела подобные дебаты относительно визита президента США или премьера Великобритании.
На саммите обсуждался украинский конфликт, но в самых общих чертах. Таким образом, участие в БРИКС может способствовать нормализации отношений между его участниками, но не гарантирует политической поддержки его членов при конфликте с Западом. В этом случае пока не приходится говорить о влиянии БРИКС на мировую политику, поскольку организация старается избегать внешнеполитических позиций, которые резко противоречили бы западной платформе.
И тем более предполагать, что организация в ближайшей перспективе предложит некий новый миропорядок. Однако сам факт геополитической альтернативы в сумбуре многополярности — уже немало. Альтернатива нам неизвестна, понимания нет и примеров тоже за последние сто лет.
Мы не можем описать новый мировой порядок, пока он не сформировался. Но, наверное, дело не столько в деньгах, сколько в политических отношениях. В России любят побухтеть на тему того, что условный Казахстан ведет переговоры с условным Китаем по вопросам сотрудничества.
При этом все прекрасно понимают, что от России Казахстан никуда не денется. Но все хотят альтернативы. Вести диалог с тем же Западом, будучи на позиции тех, кто уже опирается на какую-то альтернативную структуру, делает страны менее уязвимыми», — считает Тимофей Бордачев, доктор политических наук, научный руководитель Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай», член РСМД.
Расширение увеличивает экономический вес союза, членами которого в настоящее время являются Китай, вторая по величине экономика мира, а также Бразилия, Россия, Индия и Южная Африка. Это также могло бы усилить заявленные амбиции стать защитником Глобального Юга. Шесть новых кандидатов официально станут членами 1 января 2024 года, заявил президент ЮАР Сирил Рамафоса, называя страны во время трехдневного саммита лидеров, который он провел в Йоханнесбурге. Подпишись на Tелеграм канал!
Китайская идея именно этим и нравится развивающимся странам, поскольку осуществляется без жесткого давления. Как китаист, могу сказать, что для КНР идея столкновений, конфронтации — чуждая, в их политической культуре принято учитывать все нюансы и спорные моменты». Как бы то ни было, приняв через семнадцать лет после своего основания решение преобразоваться из неформального клуба пяти стран в большую международную и межконтинентальную организацию, БРИКС будет вынужден найти ответы на принципиальные вопросы о смысле своего существования. При этом одни страны первым делом хотят изменить политическую реальность, другие — торговые и экономические правила игры, и все заинтересованы в гарантиях собственной безопасности. Естественно, весь этот противоречивый букет желаний адресуется либо существующему мировому гегемону — США, либо коллективному Западу, в том числе его политическим военным и финансовым институтам. При этом страны БРИКС совершенно не собираются вести с Западом войну на уничтожение в прямом и переносном смысле слова. Требуя от США уважения к своим национальным интересам, Россия, Китай и партнеры лишь хотят диалога с американцами на равных. В экономике требования стран БРИКС, как правило, сводятся к устранению возводимых Западом барьеров в виде односторонних санкций и торговых ограничений. Таким образом, «антизападная идеология» БРИКС всего лишь отражает пожелания нормализации отношений с западным миром, и ее можно считать конструктивной платформой. Проблема в том, что как раз равного диалога в Вашингтоне и не приемлют, а в целом западные политики, несмотря на мантры об инклюзивности и равноправии, продолжают в отношении развивающихся стран политику неоколониализма. Например, Госдеп США, даже пытаясь втянуть Индию в антикитайский блок и суля инвестиции в авиастроение и кораблестроение, позволяет себе порицать религиозную и национальную политику Нью-Дели, а также указывать на «репрессии против журналистов и диссидентов». При равноправных отношениях Индия могла бы поднять вопрос о репрессиях в США, развернутых против преподавателей школ и университетов, которые не желают повторять ересь о существовании нескольких десятков гендеров или праве пятилетних детей менять свой пол. Требование России к НАТО остановить продвижение на восток, требования Китая к США отменить торговые ограничения и перестать вооружать Тайвань и пока молчаливое желание Индии видеть уважительное отношение к своей национальной идентичности, по сути, имеют общее основание — требование справедливости. Но очевидно также и то, что у этого объективного процесса — процесса создания нового миропорядка — все-таки есть непримиримые противники, стремящиеся этот процесс затормозить, сдержать становление новых, самостоятельных центров развития и влияния в мире», — заявил президент России Владимир Путин, обращаясь по видеосвязи к участникам саммита. Куда идти дальше? Продолжить путь сотрудничества и интеграции или повернуться к расколу и конфронтации? Продолжить путь мира или скатиться в пучину новой холодной войны? Продолжить путь открытости во имя процветания или погрузиться в болото рецессии из-за гегемонии и буллинга? Укрепить взаимодоверие в ходе контактов или допустить растление души гордыней и предубеждением? Разница в том, чем та или иная страна готова пожертвовать ради достижения своих представлений о справедливости. И насколько достижение этих ценностей может компенсировать отток западных кредитов, инвестиций, инноваций в случае конфликта с «мировым полицейским». При этом политические или экономические цели членов БРИКС могут противоречить интересам других стран-участниц. А часть государств может попытаться вступить в организацию лишь ради того, чтобы поднять свою значимость в глазах США и в надежде получить щедрое вознаграждение за возвращение в лоно Запада. Ярким примером тому служат Китай и Индия, имеющие разногласия относительно принадлежности региона Аксайчин на Тибетском плато. К счастью, перманентные пограничные конфликты не перерастают в войну между двумя ядерными державам, возможно во многом благодаря общим целям, которые страны пытаются реализовать, участвуя в БРИКС. Когда на одной чаше весов находится вопрос об установлении контроля над несколькими квадратными километрами каменистой почвы, а на другой — стремление вывести страны в мировые лидеры, весомее оказывается второе. Бразилия и вступающая в БРИКС Аргентина тоже имеют определенные противоречия, поскольку каждая из стран стремится стать региональным лидером. Вступающие в БРИКС Иран, Саудовская Аравия и потенциальная Турция также имеют претензии не только на региональное лидерство, но и стремятся встать во главе части мусульманского мира. Если усилия этих стран не будут направлены друг против друга, их совместному доминированию на Ближнем Востоке никто не сможет бросить вызов. Однако что касается большого геополитического пространства, БРИКС пока вряд ли готов играть заметную роль в мире и тем более замахиваться на сопротивление коллективному Западу. Во время острого политического конфликта России с западной коалицией страны БРИКС заняли, по сути, нейтральную позицию что, впрочем, уже неплохо. При этом Пекин резко критикует американские рестрикции, введенные против китайской экономики, называя их незаконными. Таким образом, КНР рискует получить зеркальную ситуацию при возможном резком обострении отношений с США, когда остальные страны БРИКС решат выгодным для себя придерживаться новых антикитайских санкций. Понимание необходимости коллективной защиты еще не созрело. Бразилия и Индия стараются и вовсе воздерживаться от политических заявлений, предпочитая делать акцент на экономическом сотрудничестве. Хотя эти заявления и вызвали гнев в Киеве и Вашингтоне, они далеки от союзнических в отношении России, которая хотела бы услышать аргумент в пользу признания всех новых российских территорий. Еще одним малоприятным инцидентом стала дискуссия, развернувшаяся накануне саммита в ЮАР, по вопросу обеспечения неприкосновенности Владимира Путина и признания вердикта Международного уголовного суда об аресте президента России. Трудно себе представить, чтобы одна из стран G7 вела подобные дебаты относительно визита президента США или премьера Великобритании.
Многоликий БРИКС. Почему альянс не сможет принять всех кандидатов одним махом
Но, как показала практика, страны БРИКС рассматривали свое экономическое объединение как возможность расширить глобальное влияние, создав альтернативу международным институтам, возглавляемым Западом. Ушаков: страны БРИКС не планируют проводить совместные военные учения. Саммит стран БРИКС завершился в столице Южно-Африканской Республики 24 августа.
Об итогах саммита БРИКС в Йоханнесбурге. Статья Андрея Исаева
Модератором мероприятия выступил Михаил Калмыков, заместитель генерального директора ТАСС, со-председатель рабочей группы. Модератором мероприятия выступил Николай Остарков, сопредседатель рабочей группы с российской стороны. Модератором мероприятия выступила Альбина Дударева, исполнительный директор Всероссийского общества охраны природы. России, как первому председателю БРИКС в расширенном составе, предстоит обеспечивать интеграцию новых членов в работу объединения. Важную роль в интеграции и выстраивании неправительственных межстрановых контактов будет играть взаимодействие представителей гражданского общества стран БРИКС.
Аналогичные выводы можно сделать и относительно приема в новые члены Аргентины. Тем не менее данный вызов может скорее быть интерпретирован как дополнительные возможности. Опыт БРИКС показал, что даже при наличии двусторонних конфликтов необходимость регулярно встречаться в общем формате дает дополнительные стимулы и возможности для ведения диалога и преодоления существующих противоречий.
Продолжая разговор об Аргентине, можно отметить, что, с одной стороны, наряду с Бразилией это действительно один из претендентов на лидерство в регионе, с другой, наличие серьезных экономических и внутриполитических проблем делает предстоящие там выборы в октябре 2023 г. Если вошедший в состав БРИКС Египет представляет собой третью экономику в Африке после Нигерии и ЮАР , то ситуация с Эфиопией, где, кстати, находится штаб-квартира Африканского союза, представляет собой большую неопределенность — ведь подушевой показатель в этом государстве составляет порядка тысячи долларов, что относит ее к группе стран с низким уровнем подушевого дохода. Впрочем, плюсом такого кандидата может стать возможность непосредственно обращаться к проблемам, которые важны для беднейших развивающихся стран, и на примере взаимодействия в рамках БРИКС добиваться ускорения их социально-экономического развития.
Хотя и здесь есть свои «но» — результат должен быть налицо, а скорости его видимого достижения должны укладываться в среднесрочную перспективу. Лидерство БРИКС сможет быть обеспечено лишь через кропотливую работу каждого участника в условиях настроя на достижение консенсуса и конкретных результатов даже по сложным вопросам, через осознание и принятие новыми членами БРИКС принципов и духа объединения, согласия работать вглубь, а не просто еще дальше вширь. Андрей Кортунов: БРИКС: между расширением и углублением Также, как мы помним, очередь из желающих вступить в БРИКС была значительно больше, что также обуславливает важность дальнейшего достижения консенсуса уже в новом составе относительно стран — партнеров по диалогу.
Впрочем, именно в таком ракурсе к проблеме подходили скорее внешние наблюдатели, а в рамках самого объединения разговор велся несколько о другом. Кто-то отсутствие ими же самими придуманного результата пытается представить как провал текущего саммита, однако ситуация заключается совсем в другом. Как мы помним, еще в Форталезе в 2014 г.
Остальные результаты хоть и оказались менее заметными на фоне двух флагманских вопросов, тем не менее заслуживают отдельного разбора. Рассуждения о так и не происходящей реформе глобальных институтов управления, в частности Совета Безопасности ООН, казалось бы, уже давно набили оскомину, а документ нынешней встречи всего лишь еще раз подтвердил приверженность двух постоянных членов укреплению голоса трех остальных. Однако если внимательно прочитать декларацию, то можно увидеть, что БРИКС не просто согласился с необходимостью сделать ООН, включая СБ, «более демократической, представительной, эффективной и действенной», а акцентировал важность увеличения представленности именно развивающихся стран во всех категориях членства, конечно же с особым акцентом на Бразилии, Индии и ЮАР.
Кстати, этот момент особо акцентировал в своей пресс-конференции министр иностранных дел России Сергей Лавров, ведь такой подход значительно корректирует прежние подходы и ситуативные партнерства претендентов, в том числе находившихся в числе фаворитов такой гонки. Не менее интересно было наблюдать в этом контексте за выступлениями на расширенном заседании БРИКС, в частности за выступлением генсека ООН, который в первой половине своей речи не смог выдержать обязательную для международного чиновника универсальной организации нейтральность и продвигал тезисы в духе западного дискурса, а оставшееся выступление фактически посвятил уговариванию участников саммита сохранить значимость и уникальность организации. Ряд наблюдателей даже не удержались от сарказма и расценили данное выступление как просьбу господина Гутерриша «не увольнять» его.
Интересна и часть документа, касающаяся оценки региональных конфликтов, с исключительно обтекаемыми формулировками по сложным ситуациям, затрагивающим интересы кого-либо из БРИКС, или же в рамках антиколониальной повестки, но с более жесткими формулировками с выражением «глубокой озабоченности в связи с ухудшением гуманитарной ситуации на оккупированных палестинских территориях в результате эскалации насилия в условиях продолжающейся израильской оккупации и незаконных поселений».
Экономист Колташов отметил, что у Аргентины сложная экономическая история. В ХХ веке страна не раз вырывалась в группу лидеров среди молодых экономик. А сейчас находится на пути поиска собственной устойчивой стратегии развития. В стране неоднократно менялась политическая линия. В начале нулевых там произошла катастрофа для американцев. Там буквально вышвырнули руководство, полностью закабалившее страну, которое контролировали США. Дальше были новые периоды, власть менялась.
И это как раз проблема всех латиноамериканских государств. Вы договариваетесь с правительством, а потом — проходят выборы, на которые американцы протаскивают своего кандидата или происходит переворот. И вы получаете страну совершенно другого политического профиля. В этом заключается риск", — рассказал эксперт. Однако возможности развития ОАЭ ограничены. Присоединение Эмиратов не так уж много добавляет. Они скорее выступают как финансовый офшор, как страна с посреднической функцией", — полагает Колташов. С 60-х годов большую роль в ней играли промышленность и экспорт нефти.
Инициатором создания объединения выступила российская сторона. Встречи высоких представителей, курирующих вопросы национальной безопасности. Встречи управляющих Новым банком развития. Встречи министров иностранных дел и руководителей других отраслевых министерств и ведомств экономики и внешней торговли, финансов и управляющих центральными банками, сельского хозяйства, окружающей среды, образования, здравоохранения, науки, технологий и инноваций, труда и занятости, телекоммуникаций, промышленности, руководителей ведомств по интеллектуальной собственности, налоговых, таможенных, статистических, антимонопольных ведомств, прокуратур, глав агентств экспортного кредитования.
Заседания рабочих групп по сотрудничеству в различных областях по торгово-экономическим вопросам, по вопросам интеллектуальной собственности, занятости, окружающей среды, анти-коррупции, таможенным вопросам, сельскому хозяйству, здравоохранению, противодействию терроризму, информационной безопасности, вопросам сотрудничества в сфере ИКТ, борьбы с наркотиками.
Саммит БРИКС - 2023
В состав БРИКС войдут еще пять стран – Аргентина, Иран, Саудовская Аравия, Египет и ОАЭ. Но сегодня Запад наконец-то осознал, что союз БРИКС способен перевернуть с ног на голову как всю геополитику, так и международную монетарную систему. Последние новости по теме БРИКС: Путин высказался о перспективах развития стран БРИКС.
Многоликий БРИКС. Почему альянс не сможет принять всех кандидатов одним махом
Чтобы быть конкурентоспособными на мировом рынке, эти страны сделали каждая в разной степени упор на образовании, иностранных инвестициях, внутреннем потреблении и внутреннем предпринимательстве. Согласно исследованию, у Индии есть потенциал наибольшего роста среди четырёх стран БРИК в следующие 30—50 лет. Главная причина — снижение рабочего возраста населения для Индии и Бразилии случится позже, чем для России и Китая. Бразилия, Россия, Индия и Китай обладают значительным интеграционным потенциалом, реализация которого позволит более эффективно влиять на глобальные процессы [36]. Это говорит о том, что огромная нагрузка в спросе не будет ограничена лишь основными товарами, но и повлияет на более дорогие товары. Согласно отчёту, вначале Китай, а десятилетие спустя и Индия[ нет в источнике ] начнут доминировать в мировой экономике.
Отчёт также выдвигает на первый план большую неэффективность Индии в использовании энергии и упоминает о значимой недопредставленности этих экономик на глобальных экономических рынках. Отчёт также подчеркивает огромное население БРИК, которое создаёт относительную лёгкость для затмения совокупного богатства «Большой семёрки», в то время как уровни дохода на душу населения остаются далеко ниже нормы современных промышленно развитых стран. Это явление затронет мировые рынки, поскольку многонациональные корпорации попытаются использовать в своих интересах огромные потенциальные рынки БРИК, производя, например, намного более дешёвые автомобили и другие товары промышленного назначения, доступные потребителям в пределах БРИК вместо роскошных моделей, которые в настоящее время приносят большие доходы в автомобилестроении. Индия и Китай уже начали делать своё присутствие ощутимым в обслуживании и производственном секторе на мировой арене.
Уже совсем скоро 19—31 августа Екатеринбург примет Международный фестиваль университетского спорта — 14 видов спорта, 197 комплектов наград, 3400 атлетов. Полный список стран-участниц станет известен перед соревнованиями.
Getty Images В сентябре 2024 года в Москве планируют провести масштабные Игры дружбы. Баскетбол, баскетбол 3х3, BMX-фристайл, бокс, борьба, легкая атлетика, маунтинбайк, настольный теннис, плавание, пляжный волейбол, художественная гимнастика, спортивное скалолазание, теннис, тхэквондо, тяжелая атлетика, брейкинг, дзюдо, падел, пляжный футбол, спортивная гимнастика, прыжки в воду, синхронное плавание, скейтбординг, шахматы, спортивное программирование, фехтование, акробатический рок-н-ролл. Церемонии открытия и закрытия пройдут в Москве, часть программы — в Екатеринбурге», — отмечали организаторы спортивного форума. Выходит, что, вопреки желанию отдельных стран и крупных политиков, полной изоляции российского спорта так и не случилось.
В случае если к альянсу присоединится Эр-Рияд, то в одно лагере окажутся сразу два из трех крупнейших мировых поставщиков энергоресурсов - Саудовская Аравия и Россия. В БРИКС уже входят Российская Федерация, КНР, Бразилия и Индия - четыре из семи самых крупных по площади государств мира, обладающих в совокупности 30 процентами поверхности суши и соответствующими природными ресурсами. Девятнадцать истребителей и пять боевых кораблей НОАК пересекли серединную линию Тайваньского пролива На долю членов БРИКС приходится более половины мирового производства пшеницы и риса, а также около пятнадцати процентов мировых запасов золота. При этом КНР, Индия, Российская Федерация и Бразилия - четыре из девяти самых густонаселенных государств планеты с совокупным населением 3,3 млрд. Кроме того, Москва и Пекин располагают двумя из трех крупнейших ядерных арсеналов в мире".
БРИКС — это надежная и серьезная альтернатива западной гегемонии", - утверждает американский журналист, экономист и юрист Джим Рикардс. КНР, Индия, Российская Федерация и Бразилия - четыре из девяти самых густонаселенных государств планеты с совокупным населением 3,3 млрд. На 15-й саммите БРИКС, который пройдет в августе этого года, вероятно, будет объявлено о создании новой торговой валюты, и эта валюта обрушится на весьма восприимчивую западную аудиторию. Она попадет в постоянно развивающуюся сложнейшую структуру капитала и коммуникаций. Такая структура значительно повысит ее шансы на успех. Платежная валюта используется в торговле товарами и услугами. Государства могут торговать в любых платежных валютах, в которых они хотят — это не обязательно должны быть американские баксы.
Например, Иран.
Европолитики хорошо понимают, что союз создаёт альтернативную реальность, в которой места Западу больше нет, — пояснил Лайфу доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ "ВШЭ" Андрей Суздальцев. Почти 23 страны, официально подавшие заявки, — это много. В то же время итоги саммита стали ударом по попыткам главы США укрепить американское влияние в развивающемся мире, напоминает доцент Финансового университета Геворг Мирзаян. Но сам факт, что союз стран развивающегося мира стал неким магнитом, который привлекает другие страны, для Запада является угрозой для американоцентричного мира, — считает Геворг Мирзаян. По его словам, западные политики долго убеждали себя и всех остальных, что западная модель развития — единственно возможная и привлекательная в мире. А теперь их убеждения разрушаются созданием иной альтернативы, которая пугает и угнетает западных политиков.
Перспективы расширения БРИКС
Страны БРИКС (союз Бразилии, России, Индии, КНР и ЮАР) собираются ввести новую торговую валюту. 29 ноября в рамках деловой программы III Конгресса молодых ученых состоялась сессия «БРИКС: Россия – страна-председатель 2024 года». Межгосударственная организация БРИКС была создана в 2006 году и на 2024 год состоит из 9 государств. В теории БРИКС представляет собой межгосударственное объединение, в рамках которого страны-участницы строят свои отношения на основе невмешательства, равенства и взаимной выгоды. БРИКС (BRICS) сегодня — В Казани отремонтируют бывшую церковь перед саммитом БРИКС. Под «Открытым небом»: как стартовал 46-й ММКФ. Последние новости по теме БРИКС: Путин высказался о перспективах развития стран БРИКС.
Импульс многополярности: итоги саммита БРИКС в ЮАР
В мире обсуждают итоги саммита БРИКС и привлекательность союза для стран | В состав БРИКС войдут еще пять стран – Аргентина, Иран, Саудовская Аравия, Египет и ОАЭ. |
БРИКС++: Запад пытается играть в "догонялки", но уже слишком поздно — американский эксперт | Политики стран БРИКС посетили павильон Приморья на выставке «Россия»Гостям продемонстрировали достижения региона. |
Важно укреплять отношения со странами БРИКС - Слуцкий | BRICS ZONE это проект межгосударственного значения, освещающий зону влияния международного объединения БРИКС. |
Материалы с тегом «БРИКС» | Расширение БРИКС сразу на девять влиятельных государств – это сигнал о том, что США сдают свои позиции мирового жандарма и гегемона. |
Наши проекты
- БРИКС: настоящее и будущее - Сетевое аналитическое СМИ «РЕПОСТ»
- Как будет называться брикс после расширения
- Цели неясны, средства туманны: итоги саммита БРИКС оставили странное впечатление
- В мире обсуждают итоги саммита БРИКС и привлекательность союза для стран
- Почетные гости
- Новые члены БРИКС вовлекаются в сотрудничество в сфере интеллектуальной собственности
На пороге нового миропорядка: что думают эксперты о саммите БРИКС
Юрий Тавровский: Саммит в Хиросиме обостряет противостояние Востока и Запада Казалось бы, для чего вообще сравнивать эти два «клуба»? Смысл в том, чтобы понять, в чем разница в восприятии этих групп разными обществами. Понять истоки дополнительных возможностей через конструктивное вовлечение как собственных обществ, так и других стран в свою работу вместо диктата и добровольно-принудительной отчетности, присущих нашим уже непартнерам на Западе. Но вернемся к прошедшему саммиту и его видимым результатам. Дьявол, как говорится, всегда кроется в деталях. Действительно, прошедшее расширение превзошло все, даже осторожные, ожидания и в ряде случаев вызвало определенные вопросы и по одобренному составу, и по росту числа стран членов более, чем в два раза.
Несомненно, что каждый из новых членов может привнести добавленную стоимость в последующую работу объединения, но одновременно специфика каждого добавит не одну бессонную ночь ответственным за работу обновленной группы. С одной стороны, достаточно много комментариев было относительно того, что в БРИКС зашли союзники США — КСА и ОАЭ, но одновременно данные наблюдатели как минимум не заметили активные шаги последних относительно проведения независимой внешней политики. Опять же, не против США или Запада в целом, а просто прагматичной внешней политики с учетом собственных интересов. Другие акцентировали внимание на том, что Иран и Саудовская Аравия хотя и заявили недавно о налаживании отношений, тем не менее имеют ряд неразрешенных противоречий. Аналогичные выводы можно сделать и относительно приема в новые члены Аргентины.
Тем не менее данный вызов может скорее быть интерпретирован как дополнительные возможности. Опыт БРИКС показал, что даже при наличии двусторонних конфликтов необходимость регулярно встречаться в общем формате дает дополнительные стимулы и возможности для ведения диалога и преодоления существующих противоречий. Продолжая разговор об Аргентине, можно отметить, что, с одной стороны, наряду с Бразилией это действительно один из претендентов на лидерство в регионе, с другой, наличие серьезных экономических и внутриполитических проблем делает предстоящие там выборы в октябре 2023 г. Если вошедший в состав БРИКС Египет представляет собой третью экономику в Африке после Нигерии и ЮАР , то ситуация с Эфиопией, где, кстати, находится штаб-квартира Африканского союза, представляет собой большую неопределенность — ведь подушевой показатель в этом государстве составляет порядка тысячи долларов, что относит ее к группе стран с низким уровнем подушевого дохода. Впрочем, плюсом такого кандидата может стать возможность непосредственно обращаться к проблемам, которые важны для беднейших развивающихся стран, и на примере взаимодействия в рамках БРИКС добиваться ускорения их социально-экономического развития.
Хотя и здесь есть свои «но» — результат должен быть налицо, а скорости его видимого достижения должны укладываться в среднесрочную перспективу. Лидерство БРИКС сможет быть обеспечено лишь через кропотливую работу каждого участника в условиях настроя на достижение консенсуса и конкретных результатов даже по сложным вопросам, через осознание и принятие новыми членами БРИКС принципов и духа объединения, согласия работать вглубь, а не просто еще дальше вширь. Андрей Кортунов: БРИКС: между расширением и углублением Также, как мы помним, очередь из желающих вступить в БРИКС была значительно больше, что также обуславливает важность дальнейшего достижения консенсуса уже в новом составе относительно стран — партнеров по диалогу.
По его мнению, «с учетом стратегических интересов, которые объединяют членов группы, страны БРИКС намерены выйти из своего положения стран, находящихся на «вторых ролях» в западноцентричной системе управления» [7, с. В целом группа БРИКС никогда не заявляла о намерении разрушать существующую структуру мирового управления, но способствовала ее реформированию. Поэтому можно предположить, что заявки на вступление в БРИКС будут подаваться с учетом данного основополагающего принципа. Стратегическая цель эволюции БРИКС заключалась не в укрупнении самой группы за счет включения в нее других государств-членов, а в увеличении охвата благодаря повышению ее открытости и доступности для развивающегося мира. Объединение задействовало статус регионального лидера каждого своего участника в целях формирования «круга друзей». Эти новые друзья могли бы стать наблюдателями в тех или иных форматах взаимодействия и таким образом вовлекаться в планы и мероприятия группы.
Согласно условиям декларации саммита, «параллельная встреча является возможностью для лидеров Африки и БРИКС обсудить пути укрепления сотрудничества между странами БРИКС и африканским континентом» [5]. В ходе шестого саммита 16 июля 2014 года в городе Бразилиа состоялась вторая встреча в таком формате с лидерами стран Южной Америки «с целью развития сотрудничества между БРИКС и Южной Америкой» [8]. На наш взгляд, практики «аутрич» позволили БРИКС найти важные точки соприкосновения с новыми «центрами силы», которые формируются в современном мире. Примечательно, что ключевую роль в этих процессах играют региональные лидеры, которыми являются все государства - члены БРИКС, а формат «аутрич» позволяет им расширять и развивать новые внешние связи, тем самым укрепляя и свои позиции. Ситуация качественно изменилась в марте 2017 года, когда министр иностранных дел Китая Ван И предложил пересмотреть контуры БРИКС и подключить к партнерству крупные развивающиеся экономики. Так появилась концепция «БРИКС плюс», предусматривающая более широкую кооперацию и поддержку диалога с другими странами и организациями. С нашей точки зрения, цель китайской инициативы была направлена на то, чтобы сделать БРИКС более влиятельной платформой для сотрудничества по линии Юг-Юг, позиционировать группу как «точку пересечения» между «Большой двадцаткой» «G20» , куда входят члены БРИКС, и другими развивающимися странами. Общеизвестно, что эти две страны уже подали заявки на вступление в группу. Стоит отметить, что приглашение Пакистана и Шри-Ланки может встретить сопротивление со стороны Индии.
При этом важно иметь в виду, что БРИКС не имеет задокументированной процедуры вступления новых членов. Поэтому можно предположить, что вопрос вступления будет основываться в большей степени на общих критериях приемлемости, нежели чем на процедурных моментах. Среди этих критериев в первую очередь необходимо назвать экономический потенциал кандидата, поскольку именно экономическое сотрудничество лежит в основе деятельности группы. Далее наличие у кандидата независимого и самодостаточного позиционирования на международной арене, место и роль кандидата в региональных процессах, степень влияния в своем цивилизационном пространстве, готовность к координации взаимодействия со странами БРИКС по международным вопросам и, наконец, обязательство содействовать реформе системы глобального управления. Исходя из этих критериев, интеграция новых членов позволит БРИКС более эффективно использовать формат «БРИКС плюс» в рамках ООН, «Большой двадцатки» и других международных организаций для продвижения общих интересов, стимулирования развивающихся рынков, влияния на глобальные экономические процессы. Необходимо обратить внимание на то, что эти кандидаты имеют соответствующий экономический потенциал, демонстрируют динамику развития и стремление стать наряду со странами БРИКС локомотивами глобальной системы экономических отношений. Также он отметил, что «хотя население стран «Группы одиннадцати» немного больше, чем в Китае или Индии, их экономика примерно в два раза меньше экономики Китая, но больше, чем у Японии, и более чем в два раза больше, чем у Индии» [15]. Номинальный ВВП стран «Группы одиннадцати» в 2022 году составляет 9,8 трлн долларов. С геополитической точки зрения практически все страны «N-11» кроме Южной Кореи, однозначного, в том числе военного, союзника США могут найти точки соприкосновения с проектом БРИКС по укреплению сотрудничества Юг-Юг и в реформе глобальной международной системы.
Но на этом фоне особого внимания заслуживает анализ ВВП Ирана. Так, с 486,83 млрд долларов в 2017 году номинальный ВВП этой страны вырос до 1 590 млрд в 2021 году и 1 970 млрд в 2022 году. Впечатляющий рост ВВП Ирана за пять лет почти в пять раз объясняется, конечно, снятием с января 2016 года экономических санкций в рамках «ядерной сделки».
Идут дальнейшие дискуссии о необходимости продолжения расширения. Как предполагается, они присоединятся с 1 января 2024 года [24]. Хотя название группы было изменено, когда к ней присоединилась Южная Африка, на этот раз название изменено не будет. Но 16 января 2024 года стало известно, что Саудовская Аравия ещё официально не присоединилась к организации [28]. Третье расширение[ править править код ] 7 ноября 2022 года Алжир подал официальную заявку на вступление в БРИКС [29].
В первый день председательства России в БРИКС Владимир Путин заявил о растущем авторитете коалиции и сообщил, что около 30 стран готовы присоединиться к участию в том или ином формате [34]. Эксперты предсказывают, что Китай и Индия будут доминирующими глобальными поставщиками товаров промышленного назначения и услуг, в то время как Бразилия и Россия станут также доминирующими поставщиками сырья. Таким образом, у БРИКС есть потенциал сформировать сильный экономический блок — наподобие государств « Большой семёрки ». После окончания Холодной войны , или даже ранее, правительства стран БРИКС начали экономические или политические реформы, чтобы позволить своим странам стать частью мировой экономической системы. Чтобы быть конкурентоспособными на мировом рынке, эти страны сделали каждая в разной степени упор на образовании, иностранных инвестициях, внутреннем потреблении и внутреннем предпринимательстве.
То есть можно выделить определённый рост индифферентности в незападных странах по отношению к данному конфликту. Наиболее показательны в этом отношении итоги голосования среди стран Африки. Если по шести резолюциям чрезвычайной сессии из африканских стран голосовали «за» от десяти до тридцати государств, а по предыдущей резолюции по Крыму — пять государств, то сейчас только три страны Африки выступили «за». Все остальные воздержались или не голосовали. В том числе не стали голосовать «за» единственные три африканских страны, которые поддержали все семь предыдущих резолюций — Либерия, Малави и Чад. В этой логике можно определённо сказать, что прошлогодний саммит «Россия — Африка» прошёл не зря. Вот это мог бы быть возможный российский «лонг-лист» африканских кандидатов на будущее расширение БРИКС. По другим регионам мира ситуация следующая. Следует отметить, что полномочия нынешних властей Мьянмы не признаны в ГА ООН, голосуют представители прежнего правительства. В Латинской Америке и на Карибах: Никарагуа 6 раз против , Куба 4 раза против , Боливия 1 раз против , Сальвадор всё время воздерживался или не голосовал. Наконец, на постсоветском пространстве итоги таковы: Белоруссия все 8 раз против , Казахстан 2 раза против , Киргизия , Таджикистан , Узбекистан 1 раз против , Азербайджан , Армения , Туркмения всегда воздерживались или не голосовали. Понятно, что этот пророссийский «лонг-лист» лишь эвентуальный возможный список и не более того. И если да, то они будут использовать свои критерии, которые, повторю, непубличны. Понятно, что, скорее всего, решение будет приниматься консенсусом, и это значит, что будут учитываться интересы всех членов БРИКС, которые, вполне естественно, не во всём могут совпадать с российскими.