Новости васильев вечер что за праздник

Сегодня, 13 января, по народному календарю Васильева коляда, Васильев вечер, в народе его еще называют щедрым вечером. проводки старого года, Щедрый вечер. Этот второй праздник – «Васильев вечер», или, собственно, Новый год. Традиции и обычаи на Васильев вечер узнаете в онлайн – презентации "Васильев день".

Трёхсвятие или Васильев день: что за праздник, история, традиции, как отмечать

13 января по народному календарю Васильев вечер. Его еще называли Васильева коляда, Щедрый вечер, Овсень, Меланка. Васильев вечер считается самым удачным временем для предсказания будущего и святочных гаданий. Наименования Васильева вечера: Свинятник, Свиной праздник, Овсень, Василий свинятник, Васильев день. Васильев день, именуемый в честь православного праздника святителя Василия Великого, отмечается, как и старый Новый год, с 13 на 14 января. Щедрец и канун Васильева дня в старину являлся великим праздником, традиции которого соблюдали практически все.

День российской печати и Васильев вечер: какие праздники отмечают 13 января

Васильев вечер примечателен и тем, что в этот праздник могли помириться даже сильно поссорившиеся люди. День 13 января называют Щедрый вечер или Васильев вечер. Восьмой по счету двунадесятый праздник всегда отмечается за неделю до Пасхи, то есть в этом году он выпадает на 28 апреля. У этого праздника есть и другие названия – Собор трех святителей или Васильев день.

Васильев день — традиции, приметы, гадания

Так появился День советской печати. Всего в реестре средств массовой информации РФ, по данным Роскомнадзора на январь 2024 года, зарегистрировано свыше 153 тысяч СМИ. А в народном календаре сегодня Васильева коляда, Васильев вечер. Вечер этого дня назывался щедрым.

Хозяйки готовили множество снеди - с тем, чтобы хватило угостить всех знакомых и соседей, зашедших в гости. Существовало поверье, что богатый стол обеспечит хозяину достаток на весь год. Особой популярностью пользовались блюда из свинины, так как святой Василий считался покровителем свиноводов.

В Великую пятницу — день, когда Христос был распят, православные христиане погружаются в скорбь и отдают дань уважения его страданиям. Литургии в этот день не проводят. На шестой день, согласно вероучению, Иисуса сняли с креста и похоронили, поэтому в субботу верующие уже освящают куличи и яйца, а вечернюю службу посвящают Пасхе. В этот же день происходит главное событие Пасхи — схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Что такое схождение Благодатного огня?

Во время нее происходит чудо сошествия Благодатного огня, который символизирует воскрешение Иисуса. Считается, что храм, в котором проводится церемония, построен на том самом месте, где был погребен и на третий день воскрес Христос. В традиционной службе принимают участие священники нескольких православных конфессий, в том числе Иерусалимской православной церкви и Иерусалимского патриархата Армянской апостольской церкви. Церемония начинается с крестного хода. Священнослужители проходят через все знаковые места храма к часовне над Гробом Господним Кувуклии , затем три раза обходят гробницу.

На время церемонии все источники огня в здании гасят. Затем Иерусалимский патриарх входит в Кувуклию в сопровождении представителя Армянской церкви. Перед этим оба снимают с себя все одеяния, кроме подрясников: таким образом они показывают, что не проносят к Гробу Господню ничего, чем можно было бы зажечь огонь. За патриархом и архимандритом запечатывают дверь, и священники начинают молиться. Время ожидания Благодатного огня может продлиться от нескольких минут до нескольких часов, все это время представители церкви не покидают Кувуклию.

При этом увидеть чудо может только патриарх, а архимандрит в это время должен находиться за стеной. Когда огонь сходит, в Кувуклии зажигается лампада с маслом, установленная на ложе Гроба Господня, а также 33 свечи — по одной на каждый год жизни Христа. После этого священнослужители выходят из часовни со свечами. От них зажигают свечи стоящие рядом представители церкви и верующие, затем огонь передают дальше. После службы лампады с Благодатным огнем спецрейсами доставляют в другие страны.

Например, перевозкой огня в Россию занимается Фонд Андрея Первозванного. Воскресная служба и крестный ход В 12 часов ночи в храмах начинается пасхальная утренняя служба.

В Пермской губ. Василию с просьбой, чтобы новый год был счастлив и благополучен. По форме и по сути этот обряд аналогичен очистительно-охранительным акциям, совершаемым в Чистый четверг. С представлениями о разгуле нечистой силы в Святки в традиционной культуре соотносятся бесчинства молодежи как одна из ритуализированных форм поведения см. Святочные бесчинства ; одним из пиков совершения бесчинств, наряду с крещенской ночью, являлся и Васильев вечер.

Как с непосредственным рубежным моментом в переходе от старого года к новому, с Васильевым вечером и с Васильевым днем были связаны представления о так называемой магии первого дня. Эти представления реализовались в самых разнообразных сферах жизни человека, если не сказать во всех, так как неукоснительное соблюдение сложившихся в традиции правил поведения, связанных с магией первого дня, если это только зависело от человека, обеспечивало, по народным представлениям, благополучие на следующий год во всем. Так, например, чтобы хорошо одеваться круглый год, в Васильев вечер для встречи Нового года следовало надеть хорошую, новую одежду. Повсеместно у русских существовало также убеждение в том, что если проводить старый год и встретить новый как можно веселее, то он пройдет счастливо. В Новый год не давали денег в долг, чтобы в течение года в них не было недостатка; получить же деньги в этот день считалось очень удачным, так как это предвещало прибыль в новом году. Даже дети на том же основании не давали взаймы костыг и бабок - игровых эквивалентов денег. Утром в день Нового года примечали: если первой в дом войдет женщина, это, по традиционным представлениям, принесет несчастье; а если первым гостем будет мужчина, то - к добру.

Магией первого дня обусловливалось также стремление к обильной и сытной еде в Васильев вечер. Новогодняя трапеза, в отличие от трапез в рождественский и крещенский сочельники, не была постной; в Васильев вечер ели все самое лучшее и вкусное, что было в доме: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью, кашу, пили пиво, вино, водку см. Хмельные напитки. Обязательными для новогоднего стола были кутья как в сочельники , кесаретский поросенок или какие-либо блюда из свинины. Благодаря своему изобилию и наличию скоромной пищи эта трапеза получила названия в южнорусских губерниях "богатая кутья", а в северо-западных районах России - "жирная кутья" или "щедруха". Практически все отмеченные представления, имеющие в своей основе проецирование ситуации, образа действия и т. В определенной связи с магией первого дня находится обычай готовить в Васильев день кашу как обязательное праздничное блюдо, обставляя приготовление особыми обрядами, а затем по качеству каши судить о благополучии в наступающем году.

Старинные названия дня Овсень, Таусень, Баусень. При этом совершался древний обряд посевания или обсевания , известный также как овсеньканье, ходить таусить, усенькать, кликать овсень [14]. В некоторых местах[ каких ] было обыкновение накануне ходить по домам колядовать, щедровать и собирать пироги, свиные ноги и вообще съестные святочные вещи. Крестьяне, совершавшие этот обход, приговаривали под окнами домов: «Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка», или же: «Кишку да ножки в верхнее окошко».

Свиное мясо составляло главное угощение во время Васильева вечера и Рождественских Святок. Посевание же проводили исключительно утром 1 января [15]. Рано утром дети, собравшись вместе, ходили до обедни по домам сеять из рукава, рукавицы или из мешка зерна овса, гречихи, ржи и других хлебов и при этом распевали посевальную песню или приговаривали: «На счастье, на здоровье, на новое лето роди, Боже, жито пшеницю и всякую пашныцю», «Уроди, Боже, всякаго жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещеный». Старшая женщина большуха старалась поймать разбрасываемое зерно фартуком.

Щедрый вечер (Меланка, Васильев вечер) 2025

Маланья или Васильев вечер: почему 13 января — самое удачное время для гаданий Традиции и обычаи на Васильев вечер узнаете в онлайн – презентации "Васильев день".
Васильев вечер | это... Что такое Васильев вечер? История праздника Название праздника «Васильев вечер» происходит от имени святого Василия Великого – архиепископа, писателя и богослова Кесарии Каппадокойской, память которого Православная церковь чтит на следующий день, 14 января.
Щедрый вечер (Меланка, Васильев вечер) 2025 13 января 2021 года на Руси отмечали Васильев вечер, или Васильеву коляду. Свое название этот церковный праздник получил благодаря Святому Василию Великому.
Праздник 13 января: Васильева коляда (Васильев вечер). Что за праздник? Обычаи и традиции праздника Васильев вечер считался в народе временем самых точных и верных гаданий, которые производились в течение всего святочного периода.
Васильев вечер Если до Васильева дня православные отмечали святые вечера, то после него начинаются страшнЫе, объясняет Нина Чикунова.

Праздник 13 января: Васильева коляда (Васильев вечер). Что за праздник? Обычаи и традиции праздника

Васильев вечер. Васильев вечер и Васильев день — это зимние праздники, названные в память о Святом Василии Великом, который был богословом и архиепископом Кесарии Каппадокийской. Сегодня проходит народный праздник Васильев Вечер и Щедрец.

Вербное воскресенье

Васильев вечер признавали самым удачным временем для предсказания будущего. Говорили, что все нагаданное в это время непременно сбудется. Также в Васильев вечер принято было стряхивать снег с яблонь. Делать это нужно было непременно в полночь, чтобы яблоки уродились. Также ночью следовало следить за погодой: если ветер дул с юга, это означало жаркий и благополучный год; если с запада — к изобилию молока и рыбы; с востока — к урожаю фруктов и ягод. А вот много пушистого инея на деревьях предвещало хороший медосбор.

Иисуса встречали так, потому что Он был чудотворцем и Мессией.

И, если способность накормить пять тысяч человек еще не у всех вызвала восхищение и удивление, то воскрешение Лазаря было безусловным свидетельством. Иисус въехал в Иерусалим на осле, что никогда бы не сделал в те времена царь земной, но сделал бы Царь Небесный во исполнение пророчеств. Например, ветхозаветного пророчества о том, что «в Иерусалим войдет кроткий Царь». Когда-то на ослике Иисус спасался от воинов Ирода в Египте, куда Его вывезли в младенчестве. Ослик же ввез Его в Иерусалим, как Мессию. Иисус не случайно въехал в Иерусалим именно на осле.

Сидя на коне, Он бы неизбежно возвышался над всеми, кто встречал Его. Именно так поступил бы земной правитель, желая подчеркнуть свой особый статус. Но, когда Бог умалился до человека, Он решил войти в Иерусалим, находясь вровень со встречающими Его. Поэтому Он въехал на осле, поступь которого смиренная и тихая, о чем поэт Тимур Кибиров напишет свое знаменитое стихотворение: Их-то Господь — вон какой! Он-то и впрямь настоящий герой! Без страха и трепета в смертный бой Ведёт за собой правоверных строй!

И меч полумесяцем над головой, И конь его мчит стрелой! А наш-то, наш-то — гляди, сынок — А наш-то на ослике — цок да цок — Навстречу смерти Своей. А у тех-то Господь — он вон какой! Он-то и впрямь дарует покой, Дарует-вкушает вечный покой.

У многих в этот день стоял на столе зажаренный поросёнок или свиная голова. При этом все соседи могли прийти в дом и угоститься этим блюдом, заплатив хозяевам немного денег, которые назавтра сдавались в приходскую церковь [16]. Василий Великий считался покровителем свиней [17]. Пастухи глубоко почитали святого Василия и боялись прогневить его [14]. Утром каждый член семьи старался встать первым и принести воды из колодца, родника или реки и умыться. Верили, что кому это удавалось, тот весь год будет бодрым, подвижным [7]. Васильев день в быту русского народа считался сроком в хозяйственном времяисчислении, а потому и говорили: «а то было о Васильеве дне», «он нанялся от Васильева дня до Евдокии » и т. Поговорки и приметы Январь на порог — прибыло дня на куриный скок [18].

Такой обычай скорее обусловлен тем, что Василий считался покровителем свиней. Обязательно вся семья в этот день мылась и надевала все самые новые или просто чистые вещи. На столе также обязательно лежала новая скатерть. Трапеза была обильная и богатая. Но Щедрым этот праздник называют не поэтому. В этот день готовилась особенная кутья, ведь в неё можно было добавить масла. А после праздничного ужина, весь народ старался посетить всех соседей для того, чтобы попросить прощения. После того, как праздник отшумели и отгуляли, в каждом доме семьи собирались вместе для того, чтобы сжечь праздничный Дидух, то есть сноп сена. И его не просто сжигали во дворе, для этого разводили целый костер, в который бросали еще и старую одежду, различные вещи, которые по мнению хозяев приносят несчастья и многое другое. Считалось, что в Васильев день вся нечисть выходит на Землю, оттого ночь с 13 на 14 прослыла страшной. Согласно поверьям нечисть вселяется в животных. Поэтому если во двор приблудилась чужая кошка или собака или еще кто, их старались тут же отогнать. А чтобы оградить свой скот от злых духов, его старались держать только в сарае. Также практиковался и такой обряд, с помощью которого хозяйки старались оградить дом от нечисти. Для этого они брали кочергу или простую палку, усаживались на неё как на метлу, и таким образом обходили дом три раза. Во время щедрования вечером с девушками могли ходить и парни, но просто ради забавы. Так как помимо Васильева дня отмечался еще и праздник Меланки, то ребята устраивали небольшие представления, а один из них обязательно переодевался в женскую одежду и представлялся Меланкой. Остальные парни надевали различные маски и обязательно меховой кожух наизнанку, чтобы мех был наружу. А для парней этот праздник был еще одной возможностью предложить замуж той даме, которая первый раз отказала. Попытать своего счастья, авось согласится? Кашу на этот праздник нельзя было просто сварить, для этого существовал целый ритуал. Начинали готовить обязательно в два часа ночи. Самая старшая женщина в доме шла в амбар за крупой, а в это время старший мужчина отправлялся к колодцу за водой.

Васильев день

В ночь под Новый год или в первое январское утро мужчины надевали свои страшные маски и костюмы и выходили на ритуальный обход по домам, неся с собой благословение и пожелания о здоровье, удаче, плодородии и благоденствии каждой семье. Обряд имел свойства маскарадной процессии, с эротическими элементами, анекдотами и забавами. Встречаются имитации «свадьбы», с играми, сценами «убийства» и «воскрешения». Под конец собирались на площади в центре села и там продолжали свои буйные танцы и игры до самого вечера [26] [27]. У западных славян[ править править код ] Рыба по-гречески. Традиционное блюдо польской кухни, часто подаваемое к рождественскому столу Чешский традиционный рождественский ужин — жареный карп с картофельным салатом У западных славян новый год совпадает с днём святого Сильвестра у лужичан Новый год — Nowe leto. Сочельник Нового года у поляков называется «щчодры вечур» польск. В восточной Мазовии канун Нового года называют также «жирным сочельником» — польск. Лемеху подавали густо политой жиром, чтобы «телята были толстыми».

Девушки мазали головы друг другу на благополучную жизнь.

За Христом в столицу Израиля последовало множество народа. Люди были поражены чудом с Лазарем и оказывали Спасителю невероятные почести.

Когда он въезжал на ослике в Иерусалимские ворота, все вокруг восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев! Эти дни подводят нас к особому периоду — Страстной седмице, которая, хотя и является постной, но уже вплотную приближает нас ко дню Воскресения Христова.

Страстная седмица 29 апреля — 4 мая — особая неделя в церковном году, когда мы переживаем пребывание Христа в Иерусалиме, Его предательство Иудой, Тайную вечерю, Распятие и положение во гроб. Каждый день седмицы, ввиду важности вспоминаемых событий, называется «великим». Почему второе название дня — Вербное воскресенье?

В народе этот праздник называют Вербным Воскресеньем.

Как зовут Деда Мороза? До 1918 года Новолетие совпадало с днем Василия Великого. В деревнях ходили по домам и колядовали, обрядившись в Маланку и Василько. Святой Василий Кесарийский, день которого на Руси отмечали в Новолетие, а сейчас на Старый Новый Год — один из прототипов главного новогоднего персонажа. Самый странный праздник в мире — Старый Новый год вполне законно занимает место в череде новогодних торжеств. Если до Васильева дня православные отмечали святые вечера, то после него начинаются страшнЫе, объясняет Нина Чикунова. Прославление Христа плавно перетекает в колядование: по домам начинают ходить ряженые.

Веточки вербы стали символом праздника из-за климатических условий нашей страны. Верба заменила пальмовые ветви. Согласно Евангелию, Иисус Христос воскресил своего друга Лазаря и после этого отправился в Иерусалим. Именно там он хотел отпраздновать Пасху. На въезде в город его торжественно встречал народ. Люди узнали о чудесном воскресении Лазаря: они пели Иисусу хвалебные песни и бросали на дорогу пальмовые ветви. Во всех христианских храмах в память об этом событии принято освящать пальмовые ветви.

В России их найти сложно, поэтому главным атрибутом праздника стали веточки вербы. Это растение одним из первых расцветает в наших краях. Верба считалась магическим растением ещё у русских язычников.

Праздник 13 января: Васильева коляда (Васильев вечер). Что за праздник? Обычаи и традиции праздника

Читайте также — Вербное воскресенье: какое торжество и какое горе в этом празднике! Почему праздник называют Вербным воскресеньем Во время встречи Иисуса в Иерусалиме люди размахивали пальмовыми ветвями. Слово «паломник», кстати, означает «носитель пальмы». Отправляясь в паломничество, человек брал с собой пальмовую ветвь, символ чистоты, в знак того, что идет в чистое и праведное путешествие. Таков был еврейский обычай. На Востоке победителей чествовали пальмовыми ветвями. Иисуса встречали так, потому что Он был чудотворцем и Мессией. И, если способность накормить пять тысяч человек еще не у всех вызвала восхищение и удивление, то воскрешение Лазаря было безусловным свидетельством. Иисус въехал в Иерусалим на осле, что никогда бы не сделал в те времена царь земной, но сделал бы Царь Небесный во исполнение пророчеств. Например, ветхозаветного пророчества о том, что «в Иерусалим войдет кроткий Царь».

Когда-то на ослике Иисус спасался от воинов Ирода в Египте, куда Его вывезли в младенчестве. Ослик же ввез Его в Иерусалим, как Мессию. Иисус не случайно въехал в Иерусалим именно на осле. Сидя на коне, Он бы неизбежно возвышался над всеми, кто встречал Его. Именно так поступил бы земной правитель, желая подчеркнуть свой особый статус. Но, когда Бог умалился до человека, Он решил войти в Иерусалим, находясь вровень со встречающими Его. Поэтому Он въехал на осле, поступь которого смиренная и тихая, о чем поэт Тимур Кибиров напишет свое знаменитое стихотворение: Их-то Господь — вон какой!

Особой популярностью пользовались блюда из свинины, так как святой Василий считался покровителем свиноводов. Кроме того, свинья символизировала плодовитость и благополучие. В пословицах об этом дне говорится: «Свинку да боровка для Васильева вечерка»; «Не чиста животина свинья, да нет у Бога ничего нечистого — Василий Зимний освятит! Еще один обычай, связанный с кулинарией, — варение каши. Обряд совершался до рассвета; когда каша поспевала, хозяйка вынимала горшок из печи, и вся семья начинала его рассматривать. Если горшок треснул или каша выходила неудачная — это предвещало худое. Если же каша получалась пышной и вкусной, ждали счастья для всего дома. Васильев вечер считается самым удачным временем для предсказания будущего и святочных гаданий.

Люди были поражены чудом с Лазарем и оказывали Спасителю невероятные почести. Когда он въезжал на ослике в Иерусалимские ворота, все вокруг восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев! Эти дни подводят нас к особому периоду — Страстной седмице, которая, хотя и является постной, но уже вплотную приближает нас ко дню Воскресения Христова. Страстная седмица 29 апреля — 4 мая — особая неделя в церковном году, когда мы переживаем пребывание Христа в Иерусалиме, Его предательство Иудой, Тайную вечерю, Распятие и положение во гроб. Каждый день седмицы, ввиду важности вспоминаемых событий, называется «великим». Почему второе название дня — Вербное воскресенье? В народе этот праздник называют Вербным Воскресеньем. Верующие идут в храмы с веточками и целыми букетами вербы.

Веточки вербы стали символом праздника из-за климатических условий нашей страны. Верба заменила пальмовые ветви. Согласно Евангелию, Иисус Христос воскресил своего друга Лазаря и после этого отправился в Иерусалим. Именно там он хотел отпраздновать Пасху. На въезде в город его торжественно встречал народ. Люди узнали о чудесном воскресении Лазаря: они пели Иисусу хвалебные песни и бросали на дорогу пальмовые ветви. Во всех христианских храмах в память об этом событии принято освящать пальмовые ветви. В России их найти сложно, поэтому главным атрибутом праздника стали веточки вербы. Это растение одним из первых расцветает в наших краях. Верба считалась магическим растением ещё у русских язычников.

Что за праздник Васильев вечер – традиции и обычаи, дата и какие блюда готовят

С давних времен наши предки отмечали Васильев день, который празднуется 14 января. Поэтому день накануне называют Васильевым вечером. В христианской традиции праздник известен как день Обрезания Господня. Собрали приметы и запреты на 13 января, когда отмечают Васильев вечер. Щедрец и канун Васильева дня в старину являлся великим праздником, традиции которого соблюдали практически все. Васильев вечер, Васильева коляда, Щедрый вечер или Щедруха, Богатый вечер, такие названия были на Руси для этого дня. Васильев вечер — Необходимо перенести в эту статью содержимое статьи Таусень и поставить оттуда перенаправление. Вы можете помочь проекту, объединив статьи (cм. инструкцию по объединению).

Щедрый вечер (Меланка, Васильев вечер) 2025

Вместо пальмовых ветвей: почему верба стала символом православного праздника Васильев вечер (канун Нового года в славянской традиции) — день народного календаря у славян, приходящийся на 31 декабря (13 января).
Васильев вечер в 2023 году, что за праздник, традиции, блюда Народный праздник Васильев вечер отмечается 13 января каждого года (31 декабря по старому стилю – на кануне Нового года).

Видеопрезентация «Васильев вечер» (12+)

Вербное воскресенье 2024: что нужно и запрещено делать | Ямал-Медиа 13 января отмечается праздник Васильева коляда или Васильев вечер.
Васильев Вечер или Старый Новый год: обряды и ритуалы Сегодня Васильев вечер, как и сочельник, мало кто отмечает.

Кого побить ветками? Как принято отмечать Вербное воскресенье

В народе верили, что сегодня можно отметить Новый год во второй раз и ощутить ту самую атмосферу праздника. Что нельзя делать Нельзя скандалить, выяснять отношения на повышенных тонах. Нельзя одалживать деньги даже знакомым людям. Что надо делать Приглашать дорогих гостей к столу.

Чтобы весь наступивший год был удачным, Васильев вечер 13 января нужно встретить в новой красивой одежде пастельных тонов. Хоть праздник и называется Щедрый вечер, но 13 января не нужно давать деньги в долг. Если хозяйка к праздничному ужину приготовила вкусную кутью, то ее необходимо всю съесть. Если же угощение не получилось, то его нужно бросить в прорубь. Название праздничного вечера - "Коляда" - связано с воплощением новогоднего цикла и одноименным мифологическим существом, которые имеют место в мифопоэтических текстах и представлениях славянских народов. У некоторых славян еще в ХIХ веке образ Коляды находил материальное воплощение: у поляков, белорусов, западных украинцев Коляду изображал сноп, принесенный в дом на Рождество. Аналогичный обычай ставить на Рождество в красный угол сноп ржи существовал у русских. Также у русского народа упоминания о Коляде сохранились в новогодних величальных песнях-колядках. Помимо того, что Васильев вечер являлся конкретной точкой отсчета дней нового года, в рамках святочного цикла он делил весь переходный период к новому годовому кругу на две части: на "святые вечера", освященные событием Рождества Христова, и "страшные вечера", отмеченные особым разгулом нечистой силы и активизацией пагубной деятельности колдунов. Верили, что на Васильев вечер ведьмы скрадывают месяц. В этой связи ряд действий и обрядов Васильева вечера носил охранительный характер. Так, домашний скот старались пораньше запереть в хлев и "заговорить" с помощью молитвы: "Господи, благослови, Христос". С этой же целью на дверях домов и хлевов писали смолой кресты. Хозяйки в Васильев вечер трижды "ездили" на "ожоге"-палке вместо кочерги, то есть, по всей видимости, "объезжали" дом, обращаясь при этом к св. Василию с просьбой, чтобы новый год был счастлив и благополучен. По форме и по сути этот обряд аналогичен очистительно-охранительным акциям, совершаемым в Чистый четверг Как с непосредственным рубежным моментом в переходе от старого года к новому, с Васильевым вечером и с Васильевым днем были связаны представления о так называемой магии первого дня. Эти представления реализовались в самых разнообразных сферах жизни человека, если не сказать во всех, так как неукоснительное соблюдение сложившихся в традиции правил поведения, связанных с магией первого дня, если это только зависело от человека, обеспечивало, по народным представлениям, благополучие на следующий год во всем. Чтобы хорошо одеваться круглый год, в Васильев вечер для встречи Нового года следовало надеть хорошую, новую одежду. Повсеместно у русских существовало также убеждение в том, что если проводить старый год и встретить новый как можно веселее, то он пройдет счастливо. В Новый год не давали денег в долг, чтобы в течение года в них не было недостатка; получить же деньги в этот день считалось очень удачным, так как это предвещало прибыль в новом году. Даже дети на том же основании не давали взаймы костыг и бабок - игровых эквивалентов денег. Утром в день Нового года примечали: если первой в дом войдет женщина, это, по традиционным представлениям, принесет несчастье; а если первым гостем будет мужчина, то - к добру. Магией первого дня обусловливалось также стремление к обильной и сытной еде в Васильев вечер. Новогодняя трапеза, в отличие от трапез в рождественский и крещенский сочельники, не была постной; в Васильев вечер ели все самое лучшее и вкусное, что было в доме: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью, кашу, пили пиво, вино, водку. Обязательными для новогоднего стола были кутья как в сочельники , кесаретский поросенок или какие-либо блюда из свинины. Благодаря своему изобилию и наличию скоромной пищи эта трапеза получила названия в южнорусских губерниях "богатая кутья", а в северо-западных районах России - "жирная кутья" или "щедруха". Практически все отмеченные представления, имеющие в своей основе проецирование ситуации, образа действия и т. В определенной связи с магией первого дня находится обычай готовить в Васильев день кашу как обязательное праздничное блюдо, обставляя приготовление особыми обрядами, а затем по качеству каши судить о благополучии в наступающем году. В случае неудачного изготовления "васильеву кашу" не ели, а бросали в прорубь, что было своего рода шансом изменить предопределенную на будущий год судьбу. Бросание каши именно в прорубь свидетельствует о жертвенном характере данной акции. Восприятие в традиционном сознании Васильева вечера как рубежа между старым и новым годом обусловило формирование в культуре целой системы новогодних примет, варьирующих в каждой конкретной местности. Очевидно, что в приметах отражены основные хозяйственные проблемы крестьянина: урожай, благополучие скота и здоровье самого человека. С этими же проблемами связаны магические обряды Васильева вечера и первого дня нового года, направленные на обеспечение благополучия как в отдельных сферах крестьянской деятельности, так и во всем хозяйстве в целом. Так обряд посевания, который производился по большей части утром в Васильев день, осмыслялся как необходимая акция для получения хорошего урожая в новом году. Ритуальное съедание кесаретского поросенка во время новогодней трапезы связывалось с обеспечением прежде всего плодовитости скота, а также урожая и, следовательно, изобилия и благополучия в хозяйстве. Продуцирующий характер носил также обряд встряхивания в полночь яблонь - "для урожая". Правильное, то есть предписанное традицией, поведение хозяев во время обходного обряда колядования: проявление радушия и доброжелательности к исполнителям колядок , щедрое их одаривание, - сулили все те блага, о которых пелось в величальных песнях: богатый урожай, приплод скота, хорошее замужество для девушки и т. Как канун Нового года и конкретная граница между прошлым и будущим Васильев вечер считался в народе временем самых точных и верных гаданий, которые производились в течение всего святочного периода. Наиболее характерными новогодними гаданиями, а в некоторых местных традициях производимыми только в Васильев вечер, были гадания на урожай, семейные гадания о судьбе и подблюдные гадания. Большую роль в святочных гаданиях играл так называемый "васильевский огарок" - остаток обожженной лучины. Этот огарок заготавливали вечером накануне Нового года отсюда название - "васильевский" особым образом. Первый огонь в этот вечер добывали непременно на лучину, которую зажигали угольями из печки, а не с помощью спичек. После того, как лучина обгорала, ею зажигали уже свечу или лампу. А сам огарок, по народным представлениям, обладал защитными свойствами, отгоняющими нечистую силу. Поэтому во время гаданий, предполагающих контакт с "иным" миром, девушка сначала зачерчивалась васильевским огарком, обводя вокруг себя круг "супротив солнца" - "не по-божьи", а в завершение гадания той же обгорелой лучиной "расчерчивалась", то есть проводила ею по обведенному ранее кругу, но уже в обратную сторону - "по солнцу", "по-божьи". Отсутствие при гадании васильевского огарка или неумение вовремя им расчеркнуться, по рассказам, могло привести к удушению гадальщицы нечистым. Для смельчаков, не боящихся нечистой силы, Васильев вечер мог стать, по народным представлениям, моментом получения самого богатого клада во всем мире - "нераздельного", то есть неразменного рубля.

Сочельник Нового года у поляков называется «щчодры вечур» польск. В восточной Мазовии канун Нового года называют также «жирным сочельником» — польск. Лемеху подавали густо политой жиром, чтобы «телята были толстыми». Девушки мазали головы друг другу на благополучную жизнь. В некоторых сёлах девочки ходили с лемехой по соседям и ею мазали им руки, с пожеланиями: «Дай бог, чтобы дождались счастливого следующего года». Парни мазали окна лемехой с сажей и пеплом, причём в первую очередь в тех домах, где есть девушки на выданье [13]. В польском Поморье совершалось «выщелкивание» польск. За это они получали деньги, на которые устраивали пирушку [13]. В Польше вечером тем хозяевам, которые не заперли инвентарь, парни закидывали на крыши домов бороны, плуги, части телег. Сельские дворы обходили ряженые: «еврей», «дед», «цыган», «аист», «медведь» и другие персонажи.

Так, начинается праздник со всенощного бдения. Россияне идут в церковь с веточками вербы в руках, которую после освещения нужно хранить в доме на протяжении года, после чего растения подвергают сжиганию и закапывают в землю. По еще одному поверью принесенными из храма ветками нужно слегка отхлестать своих родных и близких. Считается, что это обеспечит им счастье и здоровье на протяжении следующих 12 месяцев. Если у человека нет возможности посетить церковь, в этот день все равно рекомендуется быть близко к Богу, стоит найти время, чтобы произнести молитву. Проводят Вербное воскресенье в кругу семьи, не забывая обо всех ограничениях Великого поста — никаких шумных застолий, крепкого алкоголя, мяса, молочки и яиц.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий