Советским зрителям Владимир Коренев запомнился в роли Ихтиандра из легендарного фильма «Человек-амфибия». Из-за этого актёр не любил вспоминать о "Человеке-амфибии", а ведь короткие шорты лишь подчёркивали его длинные ноги. Советским зрителям Владимир Коренев запомнился в роли Ихтиандра из легендарного фильма «Человек-амфибия». Народный артист РФ Владимир Коренев, сыгравший главную роль в фильме Человек-амфибия, скончался от коронавируса на 81-ом году жизни. Благодаря успеху фильма "Человек-амфибия" Владимир Коренев стал получать много приглашений от режиссёров, но актёр всегда тщательно относился к выбору ролей.
Владимир Борисович Коренев
Для "Человека-амфибии" он искал привлекательных парня и девушку, у которых "море и небо" в глазах. По мнению режиссера, у молодого артиста было "нездешнее" лицо и выразительный взгляд. Главную женскую роль отдали 17-летней Анастасии Вертинской, которая на тот момент еще училась в школе. Выпускные экзамены будущей звезде кино приходилось сдавать в перерывах между съемками. В распоряжении творческого коллектива была только устаревшая техника, не предназначенная для съемок в воде и на глубине. В одном из интервью оператор Эдуард Розовский говорил, что он и его коллеги каждый день в буквальном смысле находились на волосок от гибели. То, что на съемках не было жертв, — это, по его словам, счастливая случайность. Розовский с содроганием вспоминал, как в воду приходилось опускать мощную технику с изолированными проводами.
Однажды у Владимира Коренева, находящегося под водой, сломался акваланг.
Чешуйки нашивались по одной, хватило их на четыре костюма. Они были покрашены водостойкой перламутровой краской и вручную нашиты на комбинезоны. Также, по совету профессиональных подводников, выписали из Германии специальные ласты. Которые позволяли Ихтиандру и дублерам развивать под водой скорость в два раза быстрее, чем советские аналоги. Белые костюмы Коренева и наряды Вертинской от DiorСоздавая наряды для Гуттиэре, художники и костюмеры вдохновлялись летними коллекциями Dior. Платья героини Вертинской были "из другого мира". Многие советские модницы активно шили себе копии ее нарядов из фильма.
Тоже самое происходило и вокруг образа главного героя. Миллионы юношей стали подражать сногсшибательному Ихтиандру: в моду у стиляг вошли белые брюки и длинные волосы. У фильма нашлись критики, которых возмутило, что героиня слишком часто появляется в купальнике и в каждом эпизоде меняет платье. Тем не менее, после получения престижной премии в Триесте на Международном фестивале фантастического кино, голоса критиков притихли, а актерам простили все — и наряды, и "несоветский внешний вид". Баку в кадре фильма "Человек-амфибия"Все подводные съемки проходили в Крыму, в бухте Ласпи, что в 40 км от Ялты. А вот роль Буэнос-Айреса "исполнил" Баку. Здесь, в районе Ичеришехер снимали сцены заграничного портового города. Старые кварталы древней части Баку стали далеким латиноамериканским городом, режиссеры вывесили возле одного из зданий логотип Philips, еще больше приблизив азербайджанский ландшафт к заграничному.
Любопытно, что в этом же районе позже снимут сцены другого заграничного города — Стамбула для фильма "Бриллиантовая рука". Эй, моряк, ты слишком долго плавал…Успех фильму обеспечил и музыкальный ряд, написанный мало кому тогда известным Андреем Петровым. В фильм он попал случайно. Дело в том, что сначала был другой известный композитор. Когда он прислал несколько кассет режиссеру фильма, тот понял, что с такой музыкой фильму конец. В этой музыке не было той романтики, которая требовалась. И тогда режиссер обратился к малоизвестному тогда ленинградцу Андрею Петрову. Напомним, что позже Петров станет автором музыки и песен к таким фильмам как "Я шагаю по Москве", "Берегись автомобиля", "Служебный роман", "Жестокий романс", "О бедном гусаре замолвите слово" и многим другим шедеврам советского кинематографа.
В этом он сам признался в автобиографической книге "Третий звонок". Актёра завербовали в 1956 году "для помощи в борьбе с внешним врагом - американским империализмом". За время работы на спецслужбу актер не смог выполнить задание, которое ему дали — соблазнить американскую журналистку. После этого "провального" задания его больше ничем не нагружали. Когда актера спрашивали, зачем он совершил такую публичную исповедь, он отвечал так: "Я не мог больше это носить в себе. Меня съедали эти мои поступки сорок лет. Я признался и мне стало легче". От голода спасала слава фильмаВ 90-е годы актер Михаил Козаков, сыгравший злодея Зурита, был на грани выживания.
У него родился сын, и нужно было кормить семью, при этом работы не было, а в магазинах не было продуктов. Спасала актера узнаваемая внешность. Но в итоге ему все-таки пришлось уехать в Израиль. Вот как он сам вспоминал об этом в своих мемуарах: "Да, я струсил. Мишка родился, семья огромная, работы нет, телефон молчит... Я признаюсь: я был членом "колбасной эмиграции". Это все выразилось в моей фразе, над которой все смеялись, что я "не могу найти детского питания для сына". Но ведь это была чистая правда.
Я шел к директору магазина, здесь, на Пятницкой, говорил: "Вы не узнаете меня, я в "Человеке-амфибии" играл? И он говорил продавщице: "Дуня, отпусти товар". Я, как вор, уходил с венгерским питанием. Мне надоело унижение". Гуттиэре осталась однаАнастасия Вертинская сделала прекрасную карьеру в кино. И в жизни тоже. Если в кино режиссеры, в основном, эксплуатировали ее красоту, то в жизни Вертинская выступила сама как режиссер.
Вот такие дерзкие были у них решения. А еще мы на берегу заметили — валялся в рулонах поролон. Тогда он только появился.
Они его нарезали лентами, красили и так оживляли наш скудный подводный мир. Что они делали? Привязывали поролон к камню и опускали под воду, а он же легче воды — стремился всплыть, торчал ото дна вертикально, а потом они на разных высотах привязывали другой поролон — и у них получались кораллы, которые покачивались под водой — там же прибойная зона. Весь фильм из таких придумок состоит. Из подручного материала, по сути, сделали величайший фильм! Он якобы должен был подтянуть дисциплину на съемках, поскольку у нас — по уважительной причине, из-за шторма — образовалось отставание по графику почти на месяц. Так этот Казанский не то чтобы с аквалангом — вообще плавать не умел! Ихтиандр из Севастополя Город-герой Севастополь является родиной советского Ихтиандра — именно там 20 июня 1940 г. Человека на роль Ихтиандра несколько месяцев искали по всей стране. Как вспоминал Владимир Чеботарев он дал своим ассистентам установку: у Ихтиандра в глазах должно быть море, а у Гуттиэре — небо.
В числе соискателей оказался даже пловец-чемпион и просто красавец из Абхазии, родители которого обещали режиссеру за утверждение на роль «Волгу» и квартиру. Но Чеботраев соблазну не поддался, парень был не той фактуры. Владимир Коренев производил впечатление интеллигентного человека, какой-то особой породы: «Я попробовал его свести с Вертинской, которая уже была утверждена, и увидел, что они совпадают, - вспоминал режиссер. Но он оказался храбрым парнем — когда у него вынимали в воде загубник, он целую минуту работал один, без прикрытия. Практически все сцены он делал сам, только на самые сложные вызывали его дублера —чемпиона Ленинграда по подводному плаванию, каскадера Владимира Иванова». Владимир Коренев в Керчи на "Боспорских агонах", фото А. Иваниченко Именно Иванов в кадре прыгает с 25-метровой скалы в Гурзуфе — это эпизод ареста Ихтиандра. Наручники надевали на Коренева, он разбегался, а в воду сигал уже Иванов. Каскадер под водой находил акваланг и только после этого снимал шляпу, которая всплывала. Костюм для Ихтиандра художники сделали из маленьких чешуек белой плёнки.
Работа была сверхкропотливой - чешуйки нашивались по одной. А ласты ему по совету подводников купили в Германии. Владимир Коренев и всегда оставлася таким же интелегентым человеком, «какой-то особенной породы». В последние годы он - профессор, был руководителем театрального факультета Института гуманитарного образования, народный артист России, ведущий артист Театра им. Станиславского, каждое лето приезжает на крымский фестиваль искусств «Боспороские агоны» и охотно вспоминал о своей работе в фильме «Человек-амфибия». Там же сыграли молодой Михаил Козаков, Ася Вертинская... Претендентов на главную роль было очень много, в том числе именитых актеров — ведь, помимо интересного сценария, предполагалась и экспедиция к морю. А море — это моя стихия, я же родом из Севастополя. После двух сцен, которые я сыграл, мне позвонили буквально через день и сообщили, что у утвержден.
Очень ярок актер Александр Смиранин. И актеры более молодого поколения хороши — Анастасия Вертинская, Владлен Давыдов, Михаил Казаков, …Особо поражает актер Владимир Коренев в роли Ихтиандра - удивительная чистота, красота юности, красота незамутненных мечтаний, стремление к жизни, счастью. Какое удивительное лицо, такие лица на экранах вообще большая редкость, и все-таки они должны обязательно быть, они нас возвышают, делают лучше. Можно сыграть одну лишь такую роль и навсегда остаться неповторимым, а значит и большим актером. Фильм освежает, очищает душу. Я советую посмотреть фильм «Человек-амфибия» и тем, кто только начинает взрослеть, и тем, кто уже далеко не молод наверное, уже повторно.
Ушёл из жизни актёр Владимир Коренев, сыгравший в «Человеке-амфибии»
Умер исполнитель главной роли в фильме "Человек-амфибия" Умер исполнитель главной роли в фильме "Человек-амфибия" Татьяна Петунина 02. В Москве в возрасте 80 лет скончался народный артист Владимир Коренев. Первой о трагедии сообщила его супруга Алевтина. Информацию подтвердила и дочь артиста Ирина Коренева.
Свою тайну женщина хранила 43 года, хотя и мечтала познакомить наследницу со звездным отцом. Сам артист никак не комментировал эту историю, и только его дочь Ирина Коренева призналась, что о внебрачной дочери в семье узнали и тут же забыли, списав это на слух и желание этой семьи пропиариться и заработать, пишет KP.
Владимир Коренев ушел из жизни 2 января 2021 года от последствий коронавируса. Анастасия Вертинская прославилась, сыграв в подростковом возрасте в фильме «Алые паруса». Ее успех закрепила картина «Человек-амфибия», где в ее больших голубых глазах отражалась вся морская гладь. Впрочем, именно из-за раскосых глаз девушку видели западной актрисой, а не советской. В кино она часто играла нежных и чувственных героинь, что многим кинокритикам той поры казалось легковесным и бессмысленным.
Вертинскую называли «советской Вивьен Ли» за внешнюю схожесть со звездой «Унесенных ветром». В 1966 году она вышла замуж за 20-летнего Никиту Михалкова, у них уже был полуторагодовалый сын Степан. Также она состояла в отношениях с певцом Александром Градским и режиссером Олегом Ефремовым. Вертинская считала семейную жизнь сковывающим фактором на творческом пути.
Как передаёт РИА Новости со ссылкой на его дочь, актёр, сыгравший главную роль в фильме «Человек-амфибия», скончался сегодня на 81-м году жизни. Причины его смерти пока не называются. Народный артист России 1998. Родился 20 июня 1940 года в Севастополе. Он учился на последнем курсе, когда из Ленинграда в Москву приехал ассистент по актёрам подыскивать исполнителя на главную роль в фильме «Человек-амфибия».
Потому что, по словам самого артиста, театр он любит гораздо больше, чем кино. С 1961 года почти 60 лет! Коренев служит в Театре имени Станиславского, причем не только играет на сцене, но и сам ставит спектакли. Кроме того, на первом месте для Владимира Коренева всегда была и есть семья — жена, дочка, внук и правнук. Режиссеры картины Геннадий Казанский и Владимир Чеботарев хотели, чтобы Ихтиандра сыграл еще совсем неизвестный артист с привлекательной внешностью. А, поскольку Коренев соответствовал обоим требованиям, его почти без проб утвердили на роль. Партнершей Коренева по фильму стала Анастасия Вертинская, которая на тот момент уже была звездой — фильм «Алые паруса» с ее участием с триумфом шел во всех кинотеатрах страны. Народная молва сразу же приписала молодым артистам бурный роман, но, на самом деле, между Кореневым и Вертинской ничего, кроме дружеских отношений не было. И пребывание в Крыму, где снималась основная часть картины, стало для молодоженов чем-то вроде медового месяца. К слову, Владимир Борисович и Алевтина Константиновна и по сей день живут в любви и согласии, их браку уже почти 60 лет. Мы с ним всегда и везде вместе, у нас одна жизнь на двоих. Несколько раз на дню объяснится мне в любви, обнимет, поцелует…», — говорит Алевтина Константинова. Но даже несмотря на серьезную подготовку, избежать неприятных моментов во время съемок не удалось. А два раза Коренев и вовсе был буквально на волосок от гибели. Первый раз это произошло во время съемок сцены, в которой Ихтиандра на цепи заставляют нырять за жемчугом. Я прыгаю в воду, где меня ждет оператор. И как-то так получилось, что я прыгнул, а матрос выпустил цепь. А глубина — метров 40, не меньше. Хорошо, оператор увидел это, бросил камеру и успел ухватить цепь. Если бы меня на глубину утащило, точно бы уже не достали», — вспоминал Коренев.
«Человек-амфибия»: актеры и роли
Работа над фильмом "Человек-амфибия" стала настоящим испытанием для его создателей и артистов. Предстоящий российский научно-фантастический фильм режиссера Федора Бондарчука, основанный на одноименном романе Александра Беляева. Актер Владимир Коренев, сыгравший главную роль в фильме "Человек-амфибия", скончался на 81-м году жизни, передает РИА Новости со ссылкой на его дочь Ирину Кореневу. Мелодрама, приключения, фантастика. Режиссер: Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев. В ролях: Владимир Коренев, Анастасия Вертинская, Михаил Козаков и др. Юноша по имени Ихтиандр, которому в детстве пересадили жабры акулы, влюбляется в очаровательную Гуттиэре. Человек-амфибия, 2004, смотреть онлайн, в хорошем качестве, на Смотрим, режиссер Александр Атанесян, актеры Саид Дашук-Нигматуллин, Юлия Самойленко, Регимантас Адомайтис, Анастасия фон Калманович, Андрей Панин.
«Человек-амфибия»: фильм открывший новые возможности!
Все актеры, занятые в фильме, прекрасно сыграли свои роли, особенно хочется выделить великого актера Николая Симонова, он сыграл роль отца Ихтиандра, поднял на небывалую высоту любовь и трагедию отца. История фильма «Человек-Амфибия»: море хранит свою тайну. Приключения, фантастика, экранизация. Режиссер: Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев. Далекая южная страна взбудоражена появлением в прибрежных водах таинственного серебристого существа, которого молва окрестила "морским дьяволом". Киноафиша Фильмы Человек-амфибия Человек-амфибия, 1961: актеры и роли.
Правила комментирования
- Упорство режиссера
- Советский фильм «Человек-амфибия» покажут в «Иллюзионе»
- Владимир Борисович Коренев
- Контртенор Люсьен Сур раскрыл секреты формирования уникального голоса вокалиста
"Человек-амфибия": актеры и роли
Актеры и роли, съемочная группа Человек-амфибия (1961). Кто снимался и какую роль играл. Как передаёт РИА Новости со ссылкой на его дочь, актёр, сыгравший главную роль в фильме «Человек-амфибия», скончался сегодня на 81-м году жизни. Режиссер: Владимир Чеботарев, Геннадий Казанский. В ролях: Владимир Коренев, Анастасия Вертинская, Михаил Козаков и др.
Умер актер Владимир Коренев, исполнивший главную роль в фильме "Человек-амфибия"
Однажды у Владимира Коренева, находящегося под водой, сломался акваланг. Артист делал глоток воздуха в перерывах между дублями — раз в минуту. Спортсмен отдал Кореневу свою технику и рванул на поверхность, тем самым заработав кессонную болезнь. Их сшили из ткани для женских колготок. Комбинезоны вручную обшивали выкрашенными чешуйками из кинопленки.
Всего на костюмы ушло десять тысяч чешуек. Фильм снимали в бухте Ласпи, что на Крымском полуострове. Вода в этом месте была достаточно прозрачна для съемок. Киношникам пришлось купить рыболовецкую шхуну.
Где прозвучат вновь такие знакомые и каждый раз неизменно волнующие слова: «Внимание! Во всяком случае, мы хотим превратить морское дно в киносъёмочный павильон. Остаётся доказать реальность замысла… К тому времени сценарий фильма «Человек-амфибия» 10 лет пролежал невостребованным на киностудии «Ленфильм», читать его читали, и многие, но никто из режиссёров не хотел браться за постановку из-за технологической сложности самих съёмок. Кроме того, было известно, что в конце 40-х годов идею экранизации романа Александра Беляева вынашивали в Голливуде [12] , однако отказались от постановки, ввиду невозможности её осуществления, поскольку опыта подобных масштабных игровых подводных съёмок в открытой воде в то время ещё не было.
Не было этого опыта и в 1958 году. Однако Владимиру Чеботарёву, успевшему к этому времени поработать в научно-популярном кино и имевшему кое-какой опыт подводных съёмок, пришла в голову идея разделить съёмку на небольшие эпизоды с задержкой дыхания на минуту—две , в перерыве между которыми актёры могли бы отдохнуть, дыша воздухом из аквалангов [13]. Но одно дело догадка, а другое — её воплощение. Поэтому, прежде чем подать заявку на экранизацию, он и оператор Эдуард Розовский обратились за консультацией к подводникам, к чемпиону СССР по подводному плаванию Рэму Стукалову и другим специалистам.
Вывод оказался обнадёживающим: снять фильм будет очень трудно, но возможно. Заявка была подана, однако сценарий утвердили с большим трудом, поскольку многие работники студии считали подобную затею полнейшей авантюрой [14]. Точно так же думали и американцы, когда это известие дошло до них. В газете « Нью-Йорк таймс » появилась статья, в которой подняли на смех будущих создателей фильма, предрекая им «полный провал».
В публикации отмечалось, что «сам Уолт Дисней отказался от экранизации романа Беляева из-за сложности подводных съёмок, а русские, которые работают на допотопной технике, решили бросить вызов судьбе». Чеботареву нужен был на роль Ихтиандра артист, которого никто не знает это ведь был фантастический мир, где живёт существо необычное, выросшее в море. На главную женскую роль выбрали 16-летнюю Настю Вертинскую она уже была звездой после роли Ассоль в « Алых парусах ». Как позже говорил режиссёр, ему нужен был парень, у которого в глазах море, и девушка, у которой в глазах небо [15].
Но из-за недостатка финансов пришлось удовлетвориться Крымом и Чёрным морем, очень скудным в плане живности. И тогда главный оператор Эдуард Розовский придумал сделать большой аквариум в форме раструба, посадить туда редких рыб и закрепить перед подводной камерой [15]. По свидетельству второго оператора картины Мирона Темиряева, «съёмки велись с мая по декабрь 1961 года. Для съёмок была найдена бухта Ласпи Крымский полуостров [17] с достаточно прозрачной водой.
Была куплена старая рыболовецкая шхуна и организован вольер для дельфинов. Кроме того, часть съёмок проведена в крымском посёлке Кастрополь и под склоном скалы Ифигения. Сцены заграничного портового города, по книге — Буэнос-Айреса, снимали в Баку , в Ичери-шехер позже в этом районе Баку, в фильме « Бриллиантовая рука », снимут сцены другого заграничного портового города — Стамбула. Консультантами первого отечественного полнометражного художественного фильма, снятого под водой в натурных условиях, были сотрудник ленинградского института физической культуры имени П.
Актёры Владимир Коренев и Анастасия Вертинская прошли обучение подводному плаванию в ленинградском институте физкультуры, и затем начались съёмки. Тем не менее съёмочная группа не раз подвергалась опасности из-за сложности работы под водой.
Но как обычно бывает, в ходе работы многие радужные планы рассеялись. И если бы не находчивость съемочной группы, энтузиазм режиссеров Владимира Чеботарева и Геннадия Казанского, гениальные придумки оператора Эдуарда Розовского, картина вряд ли бы состоялась. Первоначально фильм хотели снимать в Египте или Индии, а консультантом пригласить набиравшего мировую популярность француза Жак-Ива Кусто.
Но правительство пожадничало, тратить валюту на кино не разрешили: «Ищите отечественных специалистов! Комбинированные съемки меняют все Интересно, что многие зрители пребывали в уверенности, что съемки происходили на Кубе — так убедительно выглядели неоновая реклама, вывески на улицах, которыми художники дополнили и без того экзотический вид города, где происходило действие картины. Аргентинский Буэнос-Айрес изображал советский Баку. Съемки шли в крепости, в известном старым бакинцам кафе «Наргиз», на площади Фонтанов, в Мардакяне, на Шиховской дороге, в морском порту. В столице Азербайджана до сих пор гордятся фактом, и один из туристических маршрутов в наши дни проводит по местам съемок легендарного фильма.
Корабль «Медуза» нашли в Финляндии, а за подводными красотами кинематографисты отправились в Крым. По климату и природе все было отлично. Но Черное море — достаточно мутное. После долгих поисков нашли бухту Ласпи с прозрачной водой. Кстати, в то время это место было не слишком освоенным, зато после съемок фильма там появилась правительственная резиденция… Но в облюбованной бухте было мало морской флоры и фауны: акулы не водились, водоросли не «кустились»… Пригодился опыт комбинированных съемок, приобретенный оператором Эдуардом Розовским.
До «Ленфильма» он пять лет проработал в научно-популярном кино. Причудливые водоросли, чтобы создать нужный эффект, выставляли перед объективом кинокамеры. Акул изображали в кадре рыбы поменьше. А диковинных представителей подводного мира опускали в кадр прямо в аквариуме — в воде стекло не видно, получалось, будто они плавают на воле… Известный кадр, где Ихтиандр дует в рог, сидя на дельфине на фоне заходящего солнца… Полностью фальшивый и сделан при помощи комбинированных съемок. Снимали эту сцену через фильтры в специально созданном бассейне, расположившемся на берегу моря, дельфин был резиновый, рог из картона, а солнце… фанерное.
Особые условия не вписывались в привычные схемы советского кинопроизводства. Режиссер Владимир Чеботарёв поставил задачу: «У Гуттиэре в глазах должно быть небо, а у Ихтиандра — море».
Ведь еще Ф. Достоевский писал: «Тогда только очищается чувство, когда соприкасается с красотою высшей, с красотой идеала». Еще я хочу поблагодарить автора подборки кадров из фильма, с большим вкусом выбраны сцены, спасибо! Я очень надеюсь, что этот мой первый скромный «опыт» Вы не удалите, мне не очень-то просто «тягаться» с профессионалами. С уважением. Надежда Чернуха.
Андрей Миронов-Удалов и Янина Студилина сыграют главные роли в «Человеке-амфибии» Театра Луны
Это французский роман «Человек, который может жить в воде» Жана де ла Ира и отечественный «Человек-рыба» неизвестного автора. При схожих чертах сюжета книги отличаются местом действия и отдельными идеологическими мотивами. Съемочная группа столкнулась с неожиданной проблемой при съемках в водах Черного моря. Живности там явно не хватало, поэтому пришлось прибегнуть к оригинальной хитрости: для объектива подводной камеры сделали специальную насадку, которую наполняли рыбой. В итоге подводная панорама снималась на фоне богатой искусственной морской фауны. В качестве консультанта для съемок фильма планировалось привлечь Жака-Ив Кусто. В 60-х он уже обладал не только достаточной известностью, но и уникальным опытом подводных съемок. Капитан Кусто очень заинтересовался проектом, однако финансовые трудности, преследовавшие съемочную группу, не позволили привлечь его к активной работе. Фильм мог быть снят на десятилетие раньше: долгое время сценарию пришлось пылиться в «Ленфильме». Несмотря на популярность романа и интересный для кинематографистов замысел, режиссеры не могли решиться на съемки из-за непомерной по тем временам их технической сложности.
А на молодого Чеботарева, решившегося на экранизацию, смотрели не иначе как на авантюриста. Романом «Человек-амфибия» интересовались и на западе. В конце 40-х годов экранизировать его планировали и в Голливуде. По некоторой информации об этом подумывал даже Уолт Дисней. Однако дальше планов дело не пошло, по тем же техническим причинам, что и в СССР. Роль Буэнос-Айреса исполнил азербайджанский Баку здесь же, кстати, спустя несколько лет снимали «Турцию» для «Бриллиантовой руки». Подводный же мир пришлось искать достаточно долго. Черное море, наиболее удобное с точки зрения климата, оказалось слишком мутным. Однако в Крыму удалось найти бухту с достаточно чистой водой — Ласпи.
На тот момент это место было не слишком освоенным, после съемок же фильма там появилась правительственная резиденция. Интервью с режиссёром фильма, Владимиром Александровичем Чеботарёвым. С чего всё началось, как возникла идея фильма? Я сам воевал, прошёл с боями «от» и «до», был тяжело ранен, инвалид ВОВ. Но в тот момент мне хотелось отдохнуть от этой темы. Снять фильм красивый и необычный. Я просматривал сценарный портфель киностудии «Ленфильм», где работал в то время. Увидел сценарий «Человек-амфибия». А этот роман Беляева я полюбил с детства.
Мне нравится фантастика, которая ходит хотя бы одной ногой по земле. Истории, пусть нереальные, но которые происходят на нашей планете. Хотя читали сценарий многие, он не заинтересовал никого из режиссёров. Наверное, они не представляли, как его снять технологически. Вдобавок, сценарий был довольно слабый. Работу над фильмом я начал с разговора с подводниками. К тому времени я уже знал, что такое акваланг и что такое погружения. Но никому ещё в нашем кинематографе не приходилось снимать актёров под водой. Были только документальные фильмы.
Мы с оператором Эдуардом Розовским связались с чемпионом страны тех лет Рэмом Стукаловым, другими специалистами. И пришли к выводу, что это трудно, очень трудно, но возможно. Начинать нужно было с обучения актёров подводному плаванию. А я в это время занялся переделкой сценария. Помогал мне в этом Акиба Гольдбурт. Исходя из технической сложности предполагаемых съёмок, мы решили попросить на это побольше денег. Но денег нам не давали — в затею мало кто верил. Мой учитель, Козинцев сказал, что это моя вторая полнометражная картина в кино, и «под меня» денег не дадут. Мне необходима была помощь человека, имеющего большой вес в кинематографе.
И эта помощь пришла со стороны моего сценариста Гольдбурта. Он предложил обратиться к Каплеру, с которым вместе сидел в лагере. По разным причинам — один за анекдоты, второй за любовь — но по одной статье. Чтобы он посмотрел профессиональным взглядом, что нужно доделать и поставил свою подпись. Таким образом, появился Каплер, появилась солидная фирма. Говоря современным языком, Каплер, по существу, стал продюсером фильма, и мы получили право на подготовительный период. Наняв фелюгу и взяв с собой трёх подводников и аппаратуру, мы начали пробовать снимать под водой. Одновременно искали место для съёмок. На этой фелюге мы прошли по берегу Крыма и нашли место, которое называется Ласпи.
Эта бухта показалась нам чрезвычайно удобной. Во-первых, потому что там очень чистая вода. Беда Чёрного моря в том, что оно мало прозрачно. Слишком много взвесей. Во-вторых, там было место, где можно поставить вольер. Мы собирались запустить в него дельфинов для съёмок.
Розовского, который и снимал этот эпизод, всё было не совсем так. Некоторые опасные и рискованные вещи проверяли на себе. Прежде чем привязать артиста к якорю и бросить на глубину 18—20 метров, мы вдвоём с Владленом Кебкало, не привязываясь, обхватили огромное веретено якоря, который по команде бросили в воду. На глубине около 5 метров нас оторвало от якоря и в полуоглушённом от грохота цепи состоянии выбросило наверх. Мы поняли, что Бог миловал. А вокруг были аквалангисты с запасными аквалангами, чтобы Ихтиандр мог дышать под водой. Вот так снимался этот эпизод. А легенды пусть остаются легендами» [7]. Анастасия Вертинская вначале не умела плавать. В итоге в подводных съёмках дублёрша лишь страховала её и первой проходила маршруты [7]. В сцене нападения акулы на Гуттиэре Вертинской, которая снималась без дублёрши, пришлось исполнить сложный трюк, когда героиня с поверхности воды медленно опускается на дно и там её подбирает Ихтиандр [19]. Музыка [ править править код ] «Песню бродячего певца» «Уходит рыбак в свой опасный путь» исполнил Артур Почиковский — солист ленинградского Малого оперного театра. Песню « Эй, моряк, ты слишком долго плавал… » написал молодой ленинградский композитор Андрей Петров. Исполнила эту песню джаз-певица Нонна Суханова. Саму певицу в кафешантане, где звучит эта песня, сыграла модная тогда манекенщица Нина Большакова. Критика [ править править код ] Критики обвиняли создателей в том, что это не искусство, а «третьесортный жанр», что недопустимо «портить высокий вкус советского зрителя жанром приключенческого фильма ». Нападки поутихли лишь года через три, когда фильм посмотрело более 100 миллионов зрителей [7]. Какой там Ихтиандр! Тарзан с жабрами! Критик А. Зоркий также писал: «Вместо живой стихии океана, повелителем и пленником которой был Ихтиандр, — этакая немыслимая красота моря, где плавают Ихтиандр и Гуттиэре, облачённые в эффектные костюмы, напоминающие серебряные обёртки от шоколадных конфет. Что ж, и игра актёров гармонирует вполне сему пёстрому зрелищу. Нельзя без иронии глядеть на М. Козакова Педро Зурита , мрачно играющего нечто предельно отрицательное и в высшей степени не существующее на земле, на Вл. Давыдова Ольсен , которому приходится воплощать загадочный образ гонимого журналиста. Нельзя без сожаления глядеть на А.
Однажды он спасает от верной гибели Гуттиэре, дочь бедного ныряльщика за жемчугом Бальтазара. Красота девушки пленяет Ихтиандра, и он безумно влюбляется. Но между ними стоит Педро Зурита, богатый владелец судна, добывающего жемчуг.
Но даже в роли злодея Казаков был весьма обаятелен и также нравился женщинам. Что и говорить! Фильм получился великолепным, несмотря на то, что не все роли были положительными. Николай Симонов блестяще справился с ролью старого профессора, отца чудесного юноши-дельфина. Профессор всем сердцем служит науке и не может пойти на сговор с людьми, которые не имеют ни чести, ни совести. Анатолий Смиранин также блестяще исполнил роль отца главной героини — старого моряка, который из-за бедности вынужден отдать любимую дочь замуж за богатого человека с сомнительной репутацией. Владлен Давыдов сыграл роль молодого журналиста, безответно влюбленного в прекрасную главную героиню. И хотя его чувства девушка не разделяет, скорее всего, она разделит с ним жизнь и свою судьбу, потому что этот молодой журналист необыкновенно честен, благороден и смел. Многим прославил себя фильм «Человек-амфибия», актеры и роли, сыгранные этими людьми, навсегда вписали себя в историю отечественного кинематографа. В фильме есть еще несколько совсем небольших, но запоминающихся актерских работ. Такова, например, работа актера Станислава Чекана, который сыграл роль охранника Карлоса, именно он юноше-дельфину сбежать из тюрьмы. Не менее выразительна роль певички из кабачка, поющей задорную песню о моряках и морских дьяволах.