Новости что нельзя делать в пост у христиан

С 7 марта у православных христиан всего мира начнется Великий пост.

Великий пост в 2024 году

Великий пост 2024: когда начнётся, что можно, что нельзя и что приготовить В пост христиане стараются отказаться от телевизора, различных развлекательных программ, чтобы не нарушать своего душевного равновесия, но не потому что это плохо, или, наоборот, хорошо.
Чистый понедельник: что можно и чего нельзя делать 18 марта, в первый день Великого поста Каждый год верующие спорят о том, что можно делать в этот период, а что нельзя.
«Великий пост – это выход из зоны комфорта»: монахи рассказали, что можно, а чего нельзя Вот список того, что нельзя делать в Великий пост.

Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье

Кому поститься можно, а кому вообще не стоит? Разбираемся в нюансах Что можно и что нельзя делать в Великий пост.
Священник рассказал, в каком случае можно нарушить диету во время поста Великий пост у православных в 2024 году начинается 18 марта и закончится 4 мая.
Что можно и нельзя делать в Великий пост 2023 Рассказываем, как провести Лазареву субботу, что в этот праздник нельзя кушать и как подготовиться к следующему дню — Вербному воскресенью.
О Великом посте / Великий пост начинается у православных христиан Беларуси с 18 марта 2024.

Что нельзя делать в Великий пост 2024

Что делать человеку, которому по состоянию здоровья нельзя соблюдать пост, но у него есть такая духовная потребность? Великий пост в 2023 году начинается 27 февраля, а заканчивается 15 апреля, — это самый главный, продолжительный и строгий из всех православных постов, поэтом. 2024: как православным нужно питаться и что можно и нельзя делать в этот период, читайте на ФедералПресс. В Великий пост христианину нельзя продолжать жить в привычной суете, забывая о Боге. Рассказываем, что нельзя делать во время поста с точки зрения РПЦ.

Что можно и что нельзя делать в Великий пост?

Шестая седмица: как провести предпоследнюю неделю Великого поста не нарушая традиций Каждый год верующие спорят о том, что можно делать в этот период, а что нельзя.
Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье С 7 марта у православных христиан всего мира начнется Великий пост.
Великий пост 2024: сколько длится, что можно и запрещено из еды | ОТР Как правильно соблюдать Великий пост и почему не стоит воспринимать подготовку к Пасхе как строгую диету – читайте в нашем материале.
Что можно и чего нельзя делать в дни Великого поста? Пост, как и жертва, не является по закону обязательным установлением.
Какую роль Великий пост играет в жизни верующих и как правильно его провести? Что можно и что нельзя делать во время Великого поста.

Традиции поста от первого до двадцать первого века

Правила Великого поста Помимо ограничений в еде во время Великого поста нужно соблюдать и другие правила: — Не переедать, даже постной еды, — Не рекомендуется посещать развлечения, много времени проводить в соцсетях, подолгу смотреть телевизор, — Нельзя устраивать шумные вечеринки, — Нельзя поддаваться негативным эмоциям — злости, ненависти, зависти, а также вынашивать планы мести, грустить, завидовать и сплетничать, — Нельзя употреблять крепкий алкоголь, курить и нецензурно ругаться, — Нельзя обижать людей и животных, — Нельзя венчаться и вступать в брак, — Интим тоже под запретом. Но это дело личное каждого человека. Например, если один супруг держит пост, а второй нет, то семейная пара может идти на близость. Во время Великого поста нужно чаще вспоминать Бога, молиться и совершать добрые дела.

Важно в этот период помириться со всеми, с кем ссорились. Старайтесь искренне помогать близким, заниматься благотворительностью. Замените привычные развлечения на более духовные — вместо сериала посмотрите театральную постановку, вместо пролистывания ленты соцсетей читайте классическую литературу.

Когда вы держите пост, важно не хвастаться этим и не считать себя лучше других. Высокомерие, гордыня и хвастовство — не лучшие спутники очищения души. Что можно есть в великий пост и что нельзя: календарь питания по дням Что нельзя есть?

В Великий пост нужно исключить из своего рациона мясо, молочную продукцию, сладости и сдобу, яйца, рыбу и морепродукты. Конечно же, нужно отказаться от алкоголя.

А вот когда дело касается здоровья, например, реабилитации после операции или травмы, то физические нагрузки не запрещены. Нет, курение - это зависимость, потакание своим слабостям. Если вы заядлый курильщик, то начало Великого поста — самое время раз и навсегда отказаться от табакокурения. Что касается желания навестить усопших на кладбище во время поста, то строгих запретов нет. Церковью отведены особые дни поминовения усопших, они называются "Родительские субботы". Они нужны также для того, чтобы живые не забывали о мертвых. У наших предков мясо не подавалось на стол каждый день. Это блюдо готовили по праздникам.

Поэтому отказ от продуктов животного происхождения был для людей равен отказу от потакания своим слабостям. Запрещено выдерживать пост детям, старикам, людям, которым отказ от определенных продуктов может навредить здоровью или усугубить болезнь. К противопоказаниям для соблюдения поста относятся заболевания желудочно-кишечного тракта, гастрит, холецистит, панкреатит, энтерит и многие другие заболевания. Также не рекомендовано воздерживаться от животных продуктов кормящим матерям и беременным женщинам. Да, путешественники могут отступать от правил, им разрешена еда животного происхождения. Однако исторически поблажка давалась странникам из-за того, что в дороге было сложно найти пищу.

Александр Лемешко Александр, в чем для верующих главный смысл поста? В чем его цель? Самое простое — научиться воздерживаться в пище. То есть это своеобразная тренировка, духовная практика: чтобы не чувства и страсти владели человеком, а чтобы он сам мог управлять ими. С чем связана длительность поста? Обязательно ли перед постом обращаться к священникам, просить благословения? Если кто-то не сможет по какой-то причине соблюдать предписанный устав — это нужно обговаривать со своим духовником. Приведу аналогию с тренером в спортзале: когда человек выбирает для себя нагрузку, он советуется с тренером и делает упражнения под его руководством для того, чтобы не взять слишком слабую нагрузку, которая не даст результата, но и не сделать слишком сильную, которая может привести к тому, что человек просто надорвется. Для кого необходимо строгое соблюдение поста? Поэтому если человек принимает Крещение и жизнь по заповедям, то пост для него обязателен, но в той нагрузке, которую он может понести — для этого, как я уже говорил, нужно обратиться за советом к духовнику. И нужно понимать, что отказ от пищи — это только одна часть поста. Вторая часть — нужно усилить молитву и добрые дела. Без молитвы и добрых дел пост — это просто голодовка, которая только озлобляет человека. Поэтому обязательно не только воздерживаться от тяжелой пищи, чтобы пребывать в ясном уме и доброй памяти, но и усилить молитвы и добрые дела, обязательно подготовиться к исповеди, причастию, начать читать священнописание, то есть сосредоточиться на духовных делах.

В эту дату каждому православному христианину следует соблюсти несколько важных традиций и запретов. Страстная пятница: как провести церковный праздник Главные традиции сегодня Одной из самых важных традиций Страстной пятницы является поклонение Кресту. Это включает в себя выстраивание верующих в очередь, чтобы поцеловать деревянный крест, который символизирует распятие Иисуса Христа. Сделать это можно как дома, так и в стенах храма. Страсти Христовы читаются вслух во время службы в Страстную пятницу, напоминая верующим о жертве, которую Иисус Христос принес ради человечества. Гвозди используются во время службы в Страстную пятницу, чтобы символизировать гвозди, которыми был распят Иисус Христос. Свечи зажигаются во время службы в Страстную пятницу, чтобы символизировать свет Христа и надежду, которую он приносит. Причитания - это серия гимнов и молитв, которые поются во время службы в Страстную пятницу, выражая скорбь и огорчение верующих. Тропарь - это гимн, который поется во время службы в Страстную пятницу, возвещая победу Христа над смертью и грехом. Провести эту светлую дату лучше всего в кругу родных и близких.

Великий пост – 2024: что запрещено во время поста и как правильно поститься

Предваряет его масленичная мясопустная неделя. В это время православные верующие постепенно готовят себя к длительным ограничениям. На масленичной неделе употребление скоромной пищи разрешено даже в среду и пятницу, однако мясо уже не едим, заменяя его яйцами, морепродуктами и молочными продуктами. На 17 марта приходится Прощеное воскресенье. В этот день принято просить прощение у родных, близких, а также всех, с кем вы ссорились. Постарайтесь также избавиться от собственных обид и простить тех, кто оскорбил вас или принёс душевную боль. Чин прощения помогает человеку вступить в Великий пост очищенным от всего наносного и готовит душу к более близкому общению с Богом. Важной датой Великого поста также считается Благовещение Пресвятой Богородицы.

Праздник имеет фиксированную дату - 7 апреля - и отмечается ровно за девять месяцев до Рождества Христова. В этот день архангел Гавриил явил Деве Марии благую весть о том, что ей суждено стать матерью Спасителя рода человеческого. На 27 апреля приходится Лазарева суббота, когда Господь воскресил из мертвых своего друга Лазаря.

Он наступает за семь недель до праздника и длится 48 дней. Великий пост делится на две части. Первые шесть недель называются Святой Четыредесятницей, они посвящены памяти о сорока днях Иисуса Христа в пустыне, куда он удалился после своего крещения и где постился и молился. В последнюю неделю — Страстную Седмицу — вспоминают последние дни земной жизни Сына Божьего. Под полный запрет подпадает мясо, а также колбасные изделия, молоко, сыр, яйца, сливочное масло, сметана, творог, сдобный хлеб и выпечка. Под частичным запретом — растительное масло и рыба.

Речь идет, конечно же, о натуральном виноградном вине, без добавления сахара или спирта. Именно такого во времена составления устава — разбавленного вина, в количестве от 1 до 3 красовуль чаш емкостью около 200 гр. Относительно более крепкого или легкого алкоголя церковный устав не содержит никаких указаний. Очевидно, что применять количественную меру в 1-3 красовули к крепким спиртным напиткам не стоит даже без поста. Важно понимать, что вино, веселящее сердце человека Пс. Апостол Павел предостерегает: «не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» Еф. Таким образом, умеренность при употреблении алкоголя важна для христианина не только в посту, но и вне его. Можно ли кушать сладкое во время поста? Правила о постной пище в равной степени относятся ко всей потребляемой еде. Соответственно, если сладкое не содержит в составе скоромных продуктов, например, сливочного масла или молока, то его кушать можно. Заниматься при этом буквоедством и выискивать в составе «следы» скоромных продуктов не стоит. Но в то же время необходимо помнить, что пост — это время ограничения и даже постными сладостями объедаться не стоит. Для сладкоежек отказ от любимых лакомств на время поста будет хорошим делом. Можно ли вкушать в посту морепродукты? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Устав складывался в теплых странах, где морепродукты — это традиционно простая и доступная еда. Поэтому, например, в Греции, даже Великим постом морепродукты в монастырях употребляют в пищу в те дни, когда есть разрешение на масло. В тех странах, где ситуация схожа, морепродукты легкодоступны и дешевы, вкушать их во время поста можно. А порой даже нужно, поскольку это источник белка, которого не хватает во время многодневного поста из-за отсутствия животной пищи. Если же креветки, кальмары, осьминоги и прочие морские гады не являются традиционной пищей и стоят дорого, то, несмотря на дозволение устава, стоит отказаться от их употребления или порадовать себя любимым деликатесом лишь на большой праздник. Нужно помнить, что постная пища — это пища простая, без излишеств. Одним из смыслов поста христиане с древности видели то, чтобы на сэкономленные деньги накормить нуждающихся. К сожалению, сейчас этот важный смысл практически утрачен, большинство людей, достаточно успешно погружаясь в гастрономию поста, не думают при этом о чужих нуждах. Поэтому добрым делом для христианина будет вспомнить эту древнюю постную традицию и исполнить заповедь любви к ближнему. Можно ли устраивать праздники и отмечать дни рождения в посту? Поскольку пост мыслится как время особого воздержания, покаяния и молитвы, то устраивать обильные трапезы со скоромной пищей, и безудержно веселиться в эти дни, как минимум, неприлично. Особенно если речь идет о Великом посте, в который заключать браки и праздновать дни рождения запрещает 52-ое правило Лаодикийского собора «не должно в Четыредесятницу заключать браки или праздновать дни рождения». Но Церковь не запрещает общаться с близкими и друзьями во время поста и радоваться вместе по каким-то поводам. Устав не требует разойтись по кельям в затвор на период поста, поэтому общение с близкими ничуть не нарушает его. Главное чтобы общение осуществлялось в рамках благочестия, без излишеств и чревоугодия и т. Можно ли играть свадьбы во время поста? Как правило, Таинство брака не совершается: по вторникам, четвергам накануне постных дней — среды и пятницы и в субботу накануне малой Пасхи — дня воскресного ; в Пасху, накануне двунадесятых и великих праздников. Венчание в дни двунадесятых праздников не запрещено, но нежелательно. День общего церковного великого праздника мы стремимся прожить вместе с Церковью, не заслоняя церковную радость своей личной радостью, личными нуждами; накануне престольных храмовых праздников в каждом храме они свои ; в Сырную седмицу, в продолжение Святок и Пасхальной Светлой седмицы. Венчание в подготовительные к Великому посту недели и иные сплошные седмицы не запрещены, но нежелательны; во время 4-х многодневных постов: Великого, Апостольского, Успенского и Рождественского; в дни и накануне строгого однодневного поста: Усекновения главы Иоанна Предтечи — 11 сентября и Воздвижения Креста Господня — 27 сентября; ночью. Исключения из этих правил могут быть сделаны только правящим архиереем епископом. Если венчание уже совершено в день, когда это запрещено церковным Уставом, то это не делает таинство недействительным. Можно ли расписаться в ЗАГСе во время поста? Ответа на этот вопрос в правилах и канонах Церкви нет, поскольку в то время, когда они составлялись, ЗАГСов просто не существовало. Поэтому можно услышать разные мнения священников и духовников на сей счет, порой диаметрально противоположные. С одной стороны заключение брака — это радостный повод для сугубого торжества, каким обычно является свадьба. Но свадьбы в посту не играют, о чем было сказано выше. С другой стороны, если регистрация в ЗАГСе не будет продолжена свадебным торжеством, то это просто формальное подписание документа и не более. Запрещать такое нелогично. Можно ли ходить в гости во время поста? В гости ходить, конечно же, можно. А вот предаваться там безудержному веселию, напиваться и объедаться — нет. Этого лучше в принципе не делать, ведь не только в посту нужно бороться со своими страстями. Но пост — это как раз самое время для сугубого воздержания. Что делать, если пригласили в гости, а на столе — скоромная пища? Если приложить небольшое усилие, то на столе практически всегда можно найти постную пищу. Гнушаться видом мяса и других скоромных продуктов не стоит, Церковь не запрещает находиться за одним столом с теми, кто не постится, при этом не нарушая собственного поста. Если не удается вкушать исключительно постное и хозяева недоуменно смущаются тому, что гость не хочет вкушать предложенное угощение, то не исключена возможность действовать по ситуации. Нередко бывает, что хозяева дома не в курсе того, что их гость постится и предлагают специально приготовленные для гостя скоромные блюда. Тогда, возможно, ради любви к ближнему, уместно будет нарушить пост, восполнив это потом усилением поста и сугубой молитвой в другой день. Но в то же время нельзя злоупотреблять такой установкой, оправдывая любовью частые посиделки с друзьями или свое личное желание отведать вкусные блюда. Порой проще отказаться от похода в гости, чем, сев за стол, смущать хозяев, смущаться самому или размышлять: «Есть или не есть? Вот в чем вопрос! Стоит отказаться от похода в гости и в том случае, если хозяева, заведомо зная о том, что гость постится, нарочито не готовят для него подходящее угощение, мотивируя это тем, что «ничего страшного, можно и нарушить пост». Допустима ли супружеская близость во время поста?

Народные приметы на 14 апреля 2023 года Если в этот день пошли дожди — будет много травы. Начался гром — погода будет теплой. Началось половодье — пора идти на рыбалку. Гроза 14 апреля — к сухому лету. Ясные ночи — погода будет радовать. Пчелы полетели раньше времени — весна будет красной. Скот шумит — будет непогода. На небе облака синего цвета — к оттепели. Молитва Деве Марии.

Что можно и нельзя делать в Великий пост 2023

Прощеное воскресенье 2023: что означает, зачем просить прощения Первые шесть недель Великого поста называются Четыредесятницей в память о Христе, голодавшем в пустыне , а последняя — Страстной неделей, или седмицей. Она же посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни, смерти и погребении Христа. В целом период Великого поста делится на: Святую Четыредесятницу пять седмиц и пять дней ; Лазареву субботу; Вербное воскресенье вход Господень в Иерусалим ; Страстную седмицу длится шесть дней, на седьмой наступает Пасха. Что можно и нельзя есть? Можно употреблять в пост овощи, зелень, фрукты и ягоды; соленья из овощей, компоты; крупы, бобы, чечевицу, сою, нут, фасоль и производные, в том числе, например, соевое молоко, соевое мясо, нутовые котлеты, и так далее; злаки, орехи и сухофрукты; грибы; хлебцы, хлебобулочные изделия, в составе которых нет яиц и сливочного масла; мед, варенье; растительное масло в дни, когда оно разрешено. Исключаются из рациона на время поста мясо и птица, все производные продукты — мясные полуфабрикаты и колбасные изделия; рыба и морепродукты, за исключением некоторых дней в посте; молоко и кисломолочные продукты, в том числе сливочное масло и сыр, сливочные соусы; яйца и все содержащие их продукты; алкогольные напитки, за исключением вина в отдельные дни; сдобные, кондитерские изделия, выпечка, шоколад; слишком соленые или сладкие продукты. Перед тем, как перейти на ограниченное питание, необходимо проконсультироваться с врачом в зависимости от индивидуальных особенностей организма. В целом поститься не рекомендуется беременным и кормящим женщинам, детям и пожилым людям, пациентам с тяжелыми и хроническими заболеваниями. Питание по дням Самыми сложными считаются первый день поста и предпоследний, в эти дни предполагается полный отказ от еды, можно пить только воду.

Продолжительность 1 Великий пост начинается сразу после Масленицы и длится 48 дней, вплоть до Пасхи Светлое воскресение. Согласно православным канонам, делится на шесть недель, называемых Четыредесятница, и Страстную неделю седмицу. Четыредесятница установлена в память о сорока днях, которые Иисус Христос провел в пустыне в посте и молитвах, а Страстная неделя посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни, смерти и погребении Христа. Подготовка 2 Великому посту предшествует четырехнедельный подготовительный период. В его первые две недели запрета на употребление тех или иных продуктов нет.

Во время третьей недели верующим не разрешается есть мясо по средам и пятницам, а во время четвертой, на которую приходится Масленица, полностью запрещается употребление всех мясных продуктов. Последнее воскресенье перед Великим постом Прощеное воскресенье в христианской традиции является кульминацией подготовительного периода. В этот день принято каяться и просить друг у друга прощения за нанесенные за год обиды, чтобы очиститься от грехов и сосредоточиться на духовной жизни. В храмах на вечернем богослужении совершается особый чин: после чтения молитвы настоятель просит прощения у присутствующих на службе, то же самое делают и прихожане. Ограничения 3 Великий пост — время строгих ограничений и молитв.

Под полный запрет подпадают мясо, молоко, яйца, сыр, сметана, творог, животное масло, сдобный хлеб и выпечка и т.

Службы в храмах в Великий пост тоже проходят по-особенному. Как подчеркнул ключарь Спасо-Преображенского собора Сергий Будков, для православных христиан очень важно по мере возможности, по мере распределения рабочей нагрузки посещать первую и последнюю Седьмицы Великого поста. То есть первую Седьмицу и Страстную неделю. Также рекомендуется посещать чтение Великого Канона Андрея Критского. Оно будет совершаться по вечерам первые четыре дня первой Седьмицы Великого поста, в том числе и Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Мы готовимся к нему, и соответственно будем потом готовиться к Светлому Христову Воскресенью — к Пасхе. У нас будут совершаться в соборе великопостные беседы раз в неделю, мы будем приглашать известных лекторов и спикеров, которые тоже, верим, принесут большую пользу, интеллектуальную и духовную, для всех приходящих и слушающих.

Соответственно, если есть любая возможности посетить храм в эти великие дни великого поста, конечно нужно её использовать. И церковь предлагает для этого уставные богослужения, — добавил Сергий Будков. Главной ошибкой постящихся считается резкое исключение из рациона животной пищи. Как отметили в Роспотребнадзоре по Тверской области, к Великому посту подходят постепенно, соблюдая ограничения в употреблении животной пищи не только каждую среду и пятницу на протяжении года, исключая дни церковных праздников, но и в течение предваряющей сорокадневный пост Масленичной недели, также называемой «мясопустной», во время которой предписано воздержание от употребления мясной пищи.

Ослабление поста для беременных и кормящих допускаю, так сказать, на одну ступень. Если по уставу пища без растительного масла — я позволяю есть с маслом, если с маслом — то разрешаю есть с рыбой. Но в Великий Пост рыбу не разрешаем, кроме двух двунадесятых праздников. Что касается здоровья малыша, то советую Вам не забывать, что подает его Милосердный Господь. Только от Него зависит, будет ли наш малыш здоров и родится ли он вообще.

Не от продуктов, не от нашей правильной подготовки, а от Его Благого Промысла. Сам Господь повелел нам соблюдать пост. Ведь не может Он противоречить Себе. Поэтому желаю Вам не ослабевать в своем постном подвиге и надеяться на помощь Божию. Что можно делать в пост, а что нет? Я слышала от священников, что пост — это праздник, что нельзя в пост ничего делать ремонт, переезд ; от людей я слышала, что в пост можно все мыть, убирать, очищать жилье и душу к Пасхе. Как правильно быть, что можно в пост, а что нет? Я боюсь приобретать вещи новые в пост, делать ремонт: часто получалось, что в пост сделаю ремонт плитку на пол положу , и потом она поломается и приходится переделывать. Пост сам я соблюдать стараюсь и молюсь.

Вот сейчас в квартире спальня и коридор без обоев просто голые стены и я боюсь клеить и доделывать ремонт в пост. Тем более, Великий пост. Где найти истину? Килие Украина С одной стороны, совершенно согласен с тем, что пост — праздник! Особенно для души: тело бывает вынуждено подвинуться с центрального пьедестала, уступив место главному в человеке — Духу. Правда, это может произойти только при правильной организации жизни и только в свете молитвы. В монастырских уставах и описании христианского жития давних поколений ни разу не встречал запрета на работу в пост, как Великий, так и другие. Логично рассуждая, время Великого поста попадает на весну, а пословица говорит, что «весной день год кормит». Молясь и соблюдая постный устав, наши предки при этом обрабатывали поля без применения тракторов и прочей техники , выполняли всю необходимую для обеспечения жизни семей работу.

Наверное, было бы правильнее и Вам позаботиться о благообразии дома, и Светлый Праздник Христова Воскресения встретить в обновленном ремонтом доме и доведенными до красоты стенами. Бог в помощь! Подскажите, можно ли употреблять белый несдобный хлеб в Великий пост? Также интересует вопрос: могу ли я отвезти другу в армию скоромные продукты например, сгущенное молоко, конфеты, печенье и пр. Не совершу ли я тем самым грех, не соблазню ли этим самым своего друга? Отвечает иерей Никола Муравьев. Употреблять в пищу белый хлеб, конечно, можно, но с осторожностью. На некоторых заводах для улучшения вкусовых характеристик добавляют молочную сыворотку либо сливочный маргарин — добавки ничтожные по размеру, но сам факт может присутствовать. Исходя из этого думайте: с помощью духовного отца или, в случае «самостоятельного плавания» хотя это путь опасный , сами.

Если «вредных» добавок нет, то сама «белость» хлеба не является препятствием для его вкушения. По вопросу доставки скоромных продуктов в армию. А там их постным-то кормят? Смею Вас заверить, что, исходя из своего советско-армейского прошлого, пост в армии, на срочной службе, маловероятен. Опять же, получив посылку, христианину необязательно съедать все сразу. Можно поделиться или сохранить до Светлого Воскресения. Это будет его выбор и ответственность не на Вас. Если же по-серьезному, то степень своей «оскоромленности» человек выбирает себе сам. Даже находясь в дисциплинарно-жестких рамках госслужбы, при желании и духовной крепости, верующий может преодолеть внешние искушения и давление от вышестоящих.

Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году

На седьмой, завершающей, неделе разрешено только сухоядение, а в пятницу, 14 апреля, положено по посту полностью отказаться от пищи. Днями, когда можно есть рыбу и морепродукты, считаются 7 апреля — Благовещение, 8 апреля — Лазарева суббота разрешена еще икра , 9 апреля — Вербное воскресенье. Что можно и нельзя делать? Нельзя в Великий пост, как и любой другой период и день злиться, ссориться, ругаться, раздражаться, обижать родных и близких, унывать, сплетничать, таить обиды и зависть. Рекомендовано воздержаться от развлечений и веселья, не утраивать больших празднований. Суть и смысл поста заключается в том, чтобы стать духовно лучше и чище, победить слабости, пороки, осмыслить свою жизнь. Одно из главных правил духовного очищения — молитва. Считается, что в пост важно посещать храм, помнить о покаянии, уделять время близким, заботится о них, совершать добрые дела, помогать малоимущим, одиноким и нуждающимся. Делать все нужно от чистого сердца.

Мы имеем Великий Пост, точнее, какой-то зародыш этого поста, причем он продолжается максимум сорок часов. Ну, или два дня, по этому свидетельству. И тут мы приходим к еще одному очень интересному моменту, о посте. В христианстве есть два типа поста: пост, как полное неядение. Каждый человек, который готовился к причастию, знает, что мы не едим ничего и не пьем с полуночи, кроме лекарств, или жизненно необходимых каких-то вещей, до момента святого причастия. Это первый пост. И пост, как ограничение некоторых продуктов, когда одни продукты есть можно, а другие продукты есть нельзя. И, скорее, во времена конца II века мы можем говорить о том, что речь шла либо о периоде полного воздержания, то есть когда христиане, допустим, сорок часов не ели, или, допустим, один день перед Пасхой, или ели очень мало. И не можем говорить о том, что была какая-то выраженная кулинарная структура поста. Мы не можем говорить о традиции поста на этот момент, как о традиции пищевой, как о списке продуктов, которые есть можно, а которые есть нельзя. Итак, первое указание о Великом Посте. Давайте, я сделаю небольшое отступление, пока люди садятся, и скажу, почему я говорю больше о Великом Посте сейчас, и буду говорить, потому что это — основной пост для всех христиан. Мы сегодня говорим о православных, о восточных христианах, но, в принципе, мы говорим о больше сначала о практике Великого поста, как главного поста для христиан, из которого потом уже будут вырастать наши основные многодневные посты, о которых я тоже сегодня скажу. Без понимания Великого Поста, мы никуда не пойдем. Итак, у нас где-то третий век. Можно вопрос-отступление про термины? Собственно, под «постом» мы понимаем некоторое пищевое ограничение? Да, я думаю, что с того момента, как я сказал, что у нас есть евхаристический пост, то есть пост, в который мы не едим ничего, и после того момента, как мы уже упомянули Иринея Лионского с несколькими часами или сутками поста, мы теперь говорим о посте только, как о традиции воздерживания от определенного вида продуктов, а не о голодании. С этого момента мы не будем говорить о том, что пост — это какое-то время, в течение которого люди не едят ничего. Иначе мы получим голодный обморок уже на лекции. И пост на сплетни, пост на фейсбук, это уже метафора, что называется. То есть пост в собственном смысле… Нет, разумеется, пост на сплетни, пост на то, что некоторые люди в пост не употребляют алкоголь, некоторые не смотрят телевизор, некоторые не ходят в фейсбук — это тоже разновидность поста, поста, как ограничения. В принципе, эту традицию мы тоже можем обсудить, но я боюсь, что тогда мне нужно напечатать еще страниц шестьдесят, прийти сюда с двумя «талмудами», попросить вас здесь остаться до Нового Года, и у нас будет прекрасный пост! Пост в Древней Церкви Я думаю, что мы сегодня сосредоточимся на посте гастрономическом, в основном, с некоторыми уходами. У меня есть несколько цитат Иоанна Златоуста. А о фейсбуке, о том, можно ли в пост ходить в театр, мы сегодня особо, если вы позволите, говорить не будем, потому что это нельзя все сразу смешать. Я возвращаюсь к основной теме. Мы говорим о том, что к концу II века существовал только «зачаток» Великого Поста, максимальной продолжительностью в двое суток. Первое упоминание идеи «четыредесятницы» — поста в сорок дней, мы находим только в IV веке. До IV века никаких упоминаний о том, что кто-то постился сорок дней, мы найти не можем. Значит, IV век — это 300-е годы. Это время, когда появляются первые монахи. Когда начинается расцвет монашества. Институт поста, вот такого нашего привычного многодневного поста, связан, прежде всего, с институтом монашества. Первым монахом был Антоний Великий. Антоний прожил очень много. А расцвет монашества, как института, как огромных монастырей, египетских или палестинских, или еще каких-то, это уже IV век. Очень важно понять, что изначально традиция поста была традицией монашеской. И в церковных правилах, о которых я тоже буду сегодня говорить, когда речь заходит о многодневных постах, говорится о монахах — раз, о священнослужителях — два, и о церковнослужителях — об алтарниках, диаконисах, о людях, которых мы бы сейчас назвали людьми, которые работают в Церкви профессионально и продолжительное время. Многодневный гастрономический пост для мирян, это очень позднее изобретение. Я забегу вперед, и скажу, что это середина, или в лучшем случае, первая половина второго тысячелетия. То есть это после 1000-х годов, причем, сильно после. Я об этом сегодня скажу. До IV века понятия «четыредесятница» не было вообще, как периода поста. Одним из первых упоминаний о том, что мы сейчас называем «Великий Пост», мы можем найти в праздничном послании Афанасия Великого. Это — святой, который боролся с Арием. В 331 году он попросил, как епископ, свою паству, поститься сорок дней, причем сказал, что особо строгий пост — это Страстная Седмица. И это — первое упоминание того, что какие-то люди, в принципе, постились в обязательном порядке сорок дней. Более того, в ранней истории монашества мы найдем, я сегодня об этом расскажу, удивительные способы не задокументированного поста, когда человек на время Великого Поста уходил в пустыню, причем под пустыней я здесь понимаю в прямом смысле пустыню Египетскую, то есть пустынное место. Это — житие Марии Египетской. Во время Великого Поста, монахи этого монастыря брали с собой еду. Причем они брали с собой все, что хотели: если человек хотел взять с собой 20 кг хлеба, он брал с собой 20 кг хлеба; если он считал, что ему хватит на все сорок дней три-четыре финика и еще чего-то, он брал с собой три-четыре финика. Перед началом Великого Поста, все монахи причащались, и уходили в пустыню. Причем, было особое правило: если вы идете по пустыне и видите монаха из того же монастыря, вы расходитесь с ним, то есть вы не встречаетесь с ним. По прошествии сорока дней, люди возвращались в монастырь, и никто не имел права спрашивать другого: «А чем ты эти сорок дней занимался? Это, собственно, завязка к житию Марии Египетской. Потому что отец Зосима выходит из монастыря, он бродит по пустыне очень долго, и в какой-то момент находит преподобную Марию Египетскую. Я сейчас специально на этом останавливаюсь, это очень важная практика, которая согласуется с Евангелием. Пост — это, прежде всего, дисциплина тайная. Не в том смысле, что мы, как Васисуалий Лоханкин, тайно ночью не едим. А в том смысле, что в принципе задавать, особенно мирянам, вопросы: «Душа моя, а что ты ела в последние две недели? То же самое относится к замечательным вопросам, которые я очень люблю. Я некоторое время назад вел рубрику: «Вопросы батюшке». Выглядит это так: «Уважаемый священник такой-то, а можно ли есть… не знаю, дефлопе, а вот улитки, это рыба или мясо, а вот я случайно проглотила две сосиски…» Я немножко утрирую, конечно, — «Я запиваю молочным коктейлем и думаю, не оскоромилась ли я? В принципе, эти все вопросы всегда имеют стандартный ответ, все они решаются с духовником. Вы приходите к священнику, которому вы доверяете, задаете ему вопросы, получаете от него ответы, и на этом Церковь, как институт, не вмешивается в ваш холодильник. Но, к сожалению, с обеих сторон, и со стороны мирян, и со стороны нашего замечательного духовенства, я сейчас говорю без иронии, есть напряжение, что когда перед каждым многодневным постом идут гастрономические списки, и это очень сильно утомляет священников, то есть из года в год они отвечают на одни и те же вопросы, и редко кто придумывает новую комбинацию. То есть всем примерно интересно, определенный набор продуктов, я, когда готовился к лекции, я еще раз посмотрел. А мидии это как, уже рыба, или еще чуть-чуть не рыба? В тот момент уже был Великий Пост, и была практика для многих людей, есть один раз в день, вечером, для христиан. То есть, это монашеская традиция: одна трапеза в дни поста, вечером. То есть люди ели один раз вечером, и через сутки они опять вечером ели. Вот что говорит Златоуст: «Если некоторые из приходящих в церковь чувствуют телесную слабость и не могут оставаться до вечера без пищи, таким советую, чтобы они и телесную слабость свою подкрепляли, и не лишали себя духовного поучения. Но о нем бы гораздо больше заботились. Ибо и кроме воздержания от пищи есть много путей, могущих отворить нам двери дерзновения перед Богом. Итак, кто есть пищу и не может поститься до вечера, пусть подает обильнейшую милостыню. Пусть творит усердную молитву, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию Слова Божия, здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость. Пусть примирится с врагами, пусть изгонит из души своей всякое памятозлобие». Здесь есть очень важный момент. Я напомню, что из жития и из того, что мы знаем об Иоанне Златоусте, это был очень больной желудком человек. Его основная пища составляла какая-то рисовая каша, то есть это была очень строгая диета. И одной из претензий к Златоусту, что он не ходит на императорские обеды, потому что это вредно для его желудка. Сам Златоуст был очень строгим постником просто по состоянию здоровья. Второй момент: он очень четко… это одна из самых важных вещей в восточной традиции, о западной, я надеюсь, о католической западной средневековой традиции рассказать на другой лекции. Одна из фундаментальных вещей всей восточной православной традиции: постная пища должна быть не просто определенного качества в смысле без животных жиров и мяса, а скорее, более простая. То есть еще в одном месте Златоуст напрямую говорит: «Вы готовите, обычно, прихотливые блюда. В пост попробуйте готовить более дешевые блюда и более простые. А сэкономленное время на готовку употребите на добрые дела по отношению к ближним, а сэкономленные деньги на помощь нищим». И эта фраза, конечно, и эта традиция разбивает все наши представления о посте о моллюсках, о том, можно ли есть… мне очень понравилось, я в прошлом году увидел Рождественским постом замечательный баннер в фейсбуке насчет нашей дискуссии: счастливый человек с бородой в отдаленно-монашеской одежде; рядом с ним счастливый ребенок. Великий Пост, извините, Лазарева суббота, и замечательная традиция там: «черная икра от 5000 руб сегодня можно! Но говорить о том, что это — какой-то особый аскетический подвиг, употребление большей части денег на пищу, мне кажется, это не правильно. Еще одна цитата из Златоуста, она тоже очень важна. О формировании традиции перед монашествующими. Докажи мне это своими делами. Какими говоришь делами? Если увидишь нищего, подай милостыню, если увидишь врага помирись. Если увидишь своего друга счастливым, не завидуй. Если увидишь красивую женщину, пройди мимо. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, слух, и руки, и ноги, и все члены вашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания; пусть постятся ноги, перестав ходить на беззаконные зрелища; пусть постятся глаза, приучаясь не устремляться на благообразные лица и не засматриваться на чужую красоту. Зрение есть пища очей. Если она противозаконна и запрещена, то вредит посту и разрушает спасение души. Если же она законна и дозволена, то украшает пост. Всего нелепее было бы в осуждение еды воздерживаться и от позволенной пищи, а глазами пожирать то, что запрещено. Ты не ешь мяса? Не скушай же глазами нескромности. Пусть постится слух, пусть слух о том, чтобы не принимать злословия и клеветы, не внимай к пустому слуху. Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства. Что за польза, когда мы воздерживаемся от птицы, рыбы, в братьев угрызаем и снедаем? Злословящий снедает тело брата, угрызает плоть ближнего». Напомню, это первая половина V века. То есть это — самое начало формирования христианской традиции поста. И здесь я, кстати, могу сразу сказать и о фейсбуке, и о вконтакте, и о телевизоре. Эта практика ограничения себя от каких-то вещей, которые человеку неполезны, которые выводят его из себя, которые заставляют его ругаться, которые заставляют его, попросту говоря, совершать какой-то грех, он понимает, что это — грех, это тоже традиция христианского поста. То есть, в этом смысле, если самая большая зависимость человека это, к примеру, телевизор, или самая большая зависимость человека — это лайканье котиков в фейсбуке, то для него самый сложный пост будет — отсутствие лайков в этом самом фейсбуке. Итак, мы видим, что уже в середине IV века есть две практики. Есть практика воздержания от определенной пищи, но при этом тайное, как мы видим из жития преп. Зосимы и преп. Марии Египетской, и есть практика рассказа о том, что пост — это не только продукты. То есть, уже Златоуст боролся с тем, что к нему приходили благочестивые христиане, и спрашивали его по гастрономическому списку. И здесь мы немножко не будем говорить об остальных постах, а скажем о том, как соблюдались посты в житиях. Вообще нужно сказать, что когда мы говорим о житиях святых, а это мой основной источник о постах, и церковных правилах, здесь нужно учитывать две вещи. В житиях есть очень много вещей, которые называются «топосы». Это — общие места, то есть это благочестивый канон, когда в любом житии должно быть, например, то, что святой ребенком не играл со сверстниками, и по средам и пятницам не ел мяса. Это такой штамп, говоря современным литературным языком. Но это не совсем штамп. Мы не можем, с точки зрения истории опровергнуть его, то есть мы не можем сказать, что на самом деле преподобный такой-то ел мясо, запивал вином, и с десяти лет только и делал, что играл в азартные игры. Это штамп, в котором есть определенная традиция. Есть определенная школа. Тогда люди подражали ушедшим поколениям предков. И после этого я хочу сказать о посте, собственно, монашеском. Потому что в современной практике, до всяких еще уставов, какие-нибудь священники, очень уважаемые, очень известные, вам обязательно расскажут, что во-первых, первый грех был грехом нарушения поста, когда Адам съел яблоко, или там какой-то запретный плод, и обязательно расскажут о том, что древние христиане в отличие от нас грешных, постились чуть ли не круглогодично. А мы можем потерпеть всего лишь 250 или 260 дней в году, в зависимости от длительности постов. То есть у нас это самое большое облегчение. Так вот. На самом деле монашеская практика, особенно практика египетских монастырей, очень разная. Начнем с самых известных рассказов. В Египте был скитский устав. Это когда люди строили себе маленькие кельи типа пещерок или домиков, и жили в них по двое, в лучшем случае, иногда поодиночке. Всю неделю они занимались рукоделием, а по воскресеньям они приходили в большой храм, причащались, и опять уходили, и это очень важно. То есть каждый монах, каждый старец имел, по сути, свой устав. Он мог есть то, что он хочет или не хочет, он мог поститься как он хочет, или не постится, и он мог сам определять качество пищи. Это очень важное предисловие к тому, что я сейчас зачитаю. Один из самых ранних патериков. Патерик — это сборник житий об отцах, живших в какой-то местности, Сейчас мы говорим о Египте. Один из самых первых патериков — это Алфавитный Патерик. Он назван так потому, что рассказы в нем помещены по алфавиту. То есть сначала идут рассказы об анонимных браться, или о братьях по имени на букву «А», потом «Б», и так далее, греческий алфавит. У нас он известен, как Древний Патерик, это самый распространенный его перевод. Я пользуюсь научным изданием Явланской «Значение Египетских Отцов» и поэтому тут некоторые имена я буду передавать привычными традиции. Дело кого из них более угодно Богу? Вот это очень важный момент, который у нас часто забывают, о том, что в христианстве, даже в строгом монашестве, служение ближнему является подвигом более высокого уровня, чем отслеживание собственного холодильника или ледника. В этой истории мы видим практику поста шестидневного. То есть человек шесть дней ничего не ест, а потом ест как-то. Были еще случаи, когда люди не ели и более продолжительные период, например: «Говорили об авве Симеоне Сирийце, что он провел более шестидесяти лет, это Симеон Столпник, стоя на столпе, ничего не ел из пищи людей, так что люди не знали, каким образом он жив». И дальше идет история о том, что ему ангел приносит небесную пищу. Это довольно редкий, но при этом распространенный мотив в житиях: о неком отшельнике, который практически не ест человеческую пищу, и которому прислуживает либо ангел, либо птица, и приносит ему небесные хлеба. Как вы понимаете, эту историю мы не можем применить к повседневной практике поста. Вот еще одна история про Макария Египетского, очень интересная. Если он встречался с братьями за трапезой, он поставил себе правило: если будет подано вино, то взамен одной выпитой чаши вина он проводил весь день без воды. Братья же для подкрепления давали ему вино. Старец пил с радостью, чтобы потом мучить себя. Его ученик, зная об этом, говорил: «Ради Бога, не давайте ему вина, иначе ему придется наказывать себя в келье». И тогда братья узнали об этом, то они больше ему не давали». Вот еще одна практика поста: человек разрешает себе вино, но за это он лишает себя воды. И понятно, что это тоже практика очень радикальная, практика святых, которую мы не можем применять. Вот про другого человека рассказывается о посте: «Он не пил вина, не ел горячей пищи, ни мяса ни рыбы, не кичился богатым одеянием, не садился на лошадь или колесницу, не ел вместе со своим отцом, и не говорил в присутствии того, кто старше его». То есть смотрите: пост входит в комплекс: запрет на определенное качество продуктов, и запрет на определенное поведение, тоже очень важно. В житии Антония Великого можно найти историю про его ученика. Его учеником был Павел, он был уже очень пожилым человеком, он пришел к Антонию и сказал: «Я хочу, чтобы ты сделал меня монахом». Антоний его испытывал. И рассказывается, что этот пожилой человек по имени Павел четыре дня постился, не ел ни хлеба ни воды, сидел перед дверями кельи, поскольку Антоний не давал ему пищи, чтобы испытать его. Это — очень важный момент. В чем наша основная проблема практики поста? Человек читает эти жития, очень хорошие средневековые тексты, кстати. И после этого он думает: «Мама дорогая! Да вот же как жили египетские монахи! Я же тоже так могу! А вот в пятницу, так и быть, у нас такая практика, коливо дают, вот в пятницу свари себе какую-нибудь кашку без масла, с изюмом. И будет тебе счастье». Если я увижу человека, который попробовал это соблюсти в современных условиях, хотя я знаю несколько историй, я поставлю ему памятник, потому что это действительно очень сложно. Когда мы говорим о посте, мы забываем о том, что монах, даже очень хороший, в средние века перемещался куда меньше, чем мы. То есть он трудился, он плел циновки, он носил воду, у него было больше физического труда, но при этом у него было меньше перемещений в пространстве, и меньше связи с другими людьми в том смысле, что ему нужно было бежать из дома в офис, из офиса домой. Не нужно было ухаживать за детьми. И когда мы переносим монашескую практику поста на нашу современную жизнь, у нас часто получается довольно скверная вещь. Это еще один момент, который я говорю, что когда эти эталонные истории житий механически переносятся на современную действительность, и говорится о том, что так жили все христиане, мы получаем одну из самых больших проблем, связанных с постом. Мы получаем как раз легенду о том, что все строго-строго постились, молились и слушали батюшку. Хотя на самом деле это не так. И последнее, что я сейчас еще хочу сказать о житиях, прежде чем переходить дальше к уставу, я вам хочу сказать историю про одного из самых известных юродивых. Звали его Симеон Юродивый. Это не Симеон Столпник, это другой святой. Вот у него была такая практика: целую неделю он не ел хлеба, чтобы никто не знал, что он соблюдает пост, а мясо ел на глазах у всех, чтобы обмануть их. То есть человек, условно, в воскресенье приходил на базарную площадь, покупал себе куски мяса и публично поедал. И из его же жития: он не ел сорок дней, до страстного четверга, а в четверг утром шел к пирожнику и наедался. То есть, опять же, сорок дней человек ничего не ест, после чего он приходит на рынок, покупает себе пирожные и публично ест, чтобы все видели, что он не соблюдает поста. И еще последнее, что скажу о житиях, это то, что все эти числа: сорок дней, двадцать дней, в средневековой литературе это часто не математическое, а символическое обозначение. То есть три, семь, девять, двенадцать, сорок — это такие красивые круглые числа, которые обозначают либо связанность со святой Троицей какую-то, либо как «сорок» обозначает некую полноту. То есть, когда мы читаем средневековый текст о том, что кто-то не ел сорок дней, мы при этом должны учитывать, что с одной стороны это может быть правда, поскольку мы знаем, что Бог может сотворить любые чудеса, а с другой стороны, мы должны помнить, что в средневековой литературе это — символизм, это как «хождение за три моря», или «снашивание трех железных сапог», «трех железных посохов» — это очень долгий, продолжительный период. Это по поводу сорокадневного поста. У нас появись на востоке такие сложные штуки. И, постепенно, начинает формироваться устав. То есть когда монастыри стали более устойчивыми, более продолжительными, появилась необходимость в написании какого-то устава, чтобы человек, или монах мог себе позволить какие-то правила, чтобы все было единообразно. Это связано еще с появлением общежительного монастыря. У нас часто считают, что общежительный монастырь, это монастырь более легкий, чем скит. Так вот на самом деле это не так. Основная идея общежительного монастыря в том, что люди живут в нем, в буквальном смысле слова, практически не имея своих вещей. То есть, у него одежда не принадлежит ему, обувь не принадлежит ему, ест он только в трапезной, и только то, что дают ему на трапезе, кроме старых и больных людей, или людей, которые отсутствуют, в своей келье он не может ничего иметь. Здесь идея в том, чтобы подвиг был более или менее равномерный, но при этом более строгий. То есть если, допустим, мы едим только один раз в день вечером, то это делают все, кроме совсем уж больных и старых монахов. И, поэтому, общежительный устав более строгий в плане выполнения каких-то правил. Кратко о различиях североевропейской и средиземноморской традиций. Студийский устав. А теперь я, наверное, уже вам скажу о том, какие же правила бывают, какие бывают кулинарные традиции. Собственно говоря, их две. Одна — средиземноморская, другая — назовем ее условно, русская, хотя на самом деле это северная Европа. В средиземноморский традиции очень большой упор на морепродукты, овощи, фрукты, больше овощи и оливковое масло. Рыба — основной источник еды и морепродукты. В Северной Европе основная пища — это мясо, это злаковые культуры, это репа какая-нибудь, то есть гораздо более бедный и скудный стол. Именно поэтому в католических монастырях варили пиво, и выдавалось монаху на день в средневековых европейских монастырях что-то около двух литров пива, потому что этот напиток был основным источником питания. Это была несбалансированная диета, как бы мы сейчас сказали, там много болели. Но это был единственный способ дать какие-то питательные вещества человеку в Северной Германии зимой, когда ничего не колосится, не растет. Хоть какие-то витамины, хоть какие-то минералы и питательные вещества. Если мы с вами будем говорить о западных уставах, мы увидим, что там гораздо более либеральный подход к мясу. Во многих монастырях мясо разрешалось даже монахам, а уж о молочном и яйцах мы не говорим. Но зато там было меньше рыбы, меньше средиземноморских овощей, и меньше вещей, которые, например, в Болгарии растут, а у нас не растут. Как вы все прекрасно знаете, наши уставы взяты из Византии. Византия — это средиземноморская культура, и в ней, как раз, основной упор — это южные овощи, фрукты и морепродукты. Вот вам первый монашеский Студийский устав, который привез на Русь преподобный Феодосий Печерский. Федор Студит жил в конце IX века. Что нам предлагает Студийский устав? Я его просто вчера переводил. Итак, переходим к Рождественскому посту. Вот традиционное представление Студийского устава. Монаху в день полагается два блюда. Точнее, две трапезы, а на трапезе два блюда. Обычно, что-то вареное, и то, что мы бы сейчас назвали салатом. Итак, первое, очень важно, никто не имеет права взять в келью даже маленького кусочка, кроме старых и больных людей, или тех, кто отсутствует. Все едят в столовой, в трапезной, во время еды слушают священное Писание. Основная особенность — человек ест только в строго определенное время. На второй трапезе подается хлеб и остатки от первой. То есть, готовится один раз. Все, что не съели утром, доедают вечером. Очень важно: Студийский устав прямо запрещает обсуждать невкусную еду. То есть монахи не имеют права говорить: «Ой, вы знаете, сегодня у нас овощная похлебка особенно не удалась, давайте повара сварим». Здесь очень важный момент. Если из ряда в ряд, из жития в житие повторяется история о том, что нельзя осуждать невкусную еду, это значит, что во многих монастырях ее как раз и осуждали. Никто же не запрещает прыгать без парашюта, потому что люди, которые это делали, они как-то больше не повторяют. Если практика уникальна, не выдаются специальные правила. Это важно. Во время недлинных постов, то есть между постами, можно выпить три чаши вина за обедом и две вечером. Чаша — это примерно 50 г, может, чуть больше, а вино разбавленное.

Стоит отказаться от похода в гости и в том случае, если хозяева, заведомо зная о том, что гость постится, нарочито не готовят для него подходящее угощение, мотивируя это тем, что «ничего страшного, можно и нарушить пост». Допустима ли супружеская близость во время поста? Интимные отношения супругов — это то, о чем в Типиконе нет ни слова. Это не удивительно, поскольку в монастырях, где формировался устав, нет и быть не может никакой интимной жизни супругов. Получается, что супружеская близость у супругов есть, а что делать с этим в посту, указаний нет? Церковь не оставляет своих верных чад без рассмотрения данного вопроса, разрешение которого есть в Священном Писании и церковных правилах. Апостол Павел в послании к христианам Коринфа пишет: «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена — мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» 1Кор. Как видим, апостол, указывает на то, что супругам не должно уклоняться друг от друга, чтобы не впасть в грех прелюбодеяния, и при этом указывает условия, при которых стоит уклониться от близости — пост и молитва. Воздержание, то есть пост, а также молитва, помогают успешно бороться с искушениями. Таким образом, воздержание от интимной близости весьма полезно супругам во время поста. Не будет лишним рассмотреть в данном контексте ветхозаветную традицию поста, которая представляла собой, как правило, полное воздержание в течение относительно короткого промежутка времени. Эта традиция легла в основу раннехристианского поста, о чем мы говорили выше. У иудеев пост мог быть как общинным, так и индивидуальным, соблюдаемым с разными частными целями. Пост мог быть выражением смирения, раскаяния, молитвенного настроения. Моисей, взойдя на гору для общения с Богом, постился 40 дней. Пост мог устанавливаться в знак траура, а также, чтобы смягчить наказание Божие. Также в Ветхом Завете был установлен ряд постов, связанных с памятованием об особых событиях, например, в память о разрушении Первого и Второго храма, или взятии Иерусалима Навуходоносором. В обычный пост запрещалось лишь есть и пить, а во время важных постов не разрешались купание, умащение благовониями, ношение кожаной обуви, различные виды работы, а также интересующие нас в данном контексте интимные отношения. Обычные посты продолжались с утра до наступления темноты, а особо важные посты — в течение суток. Некоторые посты могли продолжаться три или семь дней. В ряде случаев пост мог состоять в воздержании лишь от некоторых видов пищи, например, мяса или вина, умащения благовониями и т. Так, например, пророк Даниил постился 3 недели, не вкушая вкусного хлеба, мяса и вина, не умащаясь, и после этого сподобляется видений о судьбе народа Дан. В современном иудаизме суточный пост Девятого Ава в воспоминание разрушения Первого и Второго храма предваряется схожими тремя траурными неделями, во время которых нельзя мыться горячей водой и употреблять в пищу мясо и вино. Также у иудеев существовала традиция поститься в понедельник и четверг, в противовес чему Новозаветная Церковь устанавливает посты в среду и пятницу, о чем имеется упоминание в раннехристианском памятнике «Дидахи»: «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой». Здесь указывается ветхозаветный счет дней недели, где каждая седмица заканчивается субботой. В пересчете на привычный нам счет дней, четвертый и шестой дни — как раз среда и пятница. Понедельник и четверг не были у иудеев обязательными днями поста, но это была широко распространенная практика индивидуального поста, о чем находим упоминании в Евангелии, где в притче о мытаре и фарисее последний выдвигает такой двухдневный пост в качестве одной из своих отличительных особенностей от остального народа: «Боже! В «Дидахи» мы не находим указания о том, был ли пост среды и пятницы в то время обязательным для всех верующих или добровольным благочестивым обычаем, который соблюдали лишь некоторые христиане. В конце IV — начале V века в «Апостольских правилах» 69 правило был окончательно решен вопрос с обязательными для всей Церкви однодневными постами в среду и пятницу, а также Великим постом: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен». Таким образом, видим, что апостол Павел не писал об однодневных или многодневных постах в той форме, что известна нам сейчас. Апостол указывает на бывшие традиционными у иудеев однодневные индивидуальные и добровольные посты, в которые он предлагает супругам отказаться от близости ради упражнения в воздержании посте и молитве. О добровольном характере предлагаемого апостолом поста говорит и фразеология самого указания — «это сказано мною как позволение, а не как повеление». Апостол предлагает супругам самим определять меру воздержания, периодически упражняясь в посте и молитве. Эта позиция находит отклик в церковных правилах: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» 3 правило святителя Дионисия Александрийского. Примечательно в этом контексте 13 правило Тимофея Александрийского: «Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное? Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1Кор. Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу». Здесь мы уже видим запрет на супружеские отношения в субботний и воскресный день. Но он не связан с постами однодневными или многодневными. В правиле прямая связь между воздержанием от интимных отношений и основным христианским богослужением — Божественной литургией. Поскольку предполагается, что христианин приобщается за каждой воскресной литургией, то, согласно логике 5 правила того же святого отца, не должно быть супружеской близости в субботу и воскресенье, поскольку это будет препятствием для причащения. Таким образом, отвечая на вопрос о том, допустима ли супружеская близость во время поста, скажем, что воздержание от нее имеет немалую пользу в борьбе со страстями. Меру же воздержания, по слову апостола, и согласно указанным правилам, супруги должны определить сами по обоюдному согласию, за строгим исключением тех дней, когда они собираются приступить к Святому Причащению. Лучшим руководителем для них в этом случае будет их христианская совесть. Однако, с воздержанием от супружеской близости в посту могут возникнуть определенные проблемы, когда один из супругов вовсе не желает этого делать. Довольно распространены ситуации, когда один из супругов либо не воцерковлен, либо не является христианином, либо вовсе неверующий. Доводы, высказанные выше, могут всерьез не восприниматься или даже пренебрежительно отвергаться. В таких случаях стоит поступать по ситуации, где возможно уклоняясь от близости, а где невозможно уступая, при этом памятуя слова апостола Павла: «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим… Почему ты знаешь, жена, не спасёшь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасёшь ли жены? Личный пример христианской жизни, который может наставить на верный путь неверного или невоцерковленного супруга, проявляется не только в соблюдении постов, но, в первую очередь, в соблюдении заповедей любви. Любовь подразумевает готовность к самопожертвованию ради объекта любви. Если один из супругов готов периодически, но не постоянно, жертвовать супружеским воздержанием в посту ради другого, то должен в ином проявить большее усердие. Тогда, возможно, обратившись к истинной вере и встав на путь спасения, несогласный прежде супруг и сам готов будет к духовному подвигу воздержания. Тем не менее, и в таких непростых ситуациях есть моменты, когда даже очень настойчивому супругу стоит отказать в близости — при подготовке к причастию, то есть при соблюдении евхаристического поста.

Отказ от еды в этом списке занимает последнюю строчку. Если вы всё же решите перейти на ограниченное питание, то стоит проконсультироваться с врачом, особенно если у вас есть хронические заболевания. Беременным и кормящим женщинам, детям, пожилым, больным онкологией и диабетом, а также страдающим от заболеваний ЖКТ поститься строго не рекомендуется. Как подготовиться к посту Резкий отказ от привычного рациона на время Великого поста станет сильным стрессом для организма, так что лучше подготовиться к ограничениям в еде заранее. За две недели можно начинать потихоньку убирать из еды продукты животного происхождения и увеличивать количество растительной пищи. За неделю до начала поста рекомендуется отказаться от кисломолочных продуктов — молока, йогурта, сыра, кефира и так далее.

Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье

Сплошные седмицы (означают отсутствие поста в среду и пятницу как послабление перед многодневным постом или как отдых после него). Некоторые христиане пытаются сымитировать привычный вкус еды, пытаясь сделать котлеты из гречки или сои, но в Раифе считают, что это просто самообман. В понедельник, 27 февраля, у православных христиан после Масленицы начнется Великий пост, посвященный духовному очищению и единению с Богом — самый долгий и строгий из всех многодневных постов. В Великий пост можно и нельзя: ответы на вопросы. Великий пост: зачем он нужен, что нельзя, что можно и что нужно есть.

41 день Великого поста: что можно и нельзя 27 апреля 2024 года

К середине III века кое-где появляется шестидневный пост, но большинство христиан не горело желанием принимать нововведение. Что делать христианину в ночь на первое января? Чего нельзя делать в этот праздник? 18 марта у православных христиан начинается Великий пост, который продлится по 4 мая, – он предшествует одному из главных церковных праздников, Пасхе. Каждый год верующие спорят о том, что можно делать в этот период, а что нельзя. В Великий пост также рекомендуется молиться, посещать богослужения, исповедоваться и делать добро людям.

У православных верующих начался Великий пост: каковы обычаи и как часто нужно ходить в церковь

На 17 марта приходится Прощеное воскресенье. В этот день принято просить прощение у родных, близких, а также всех, с кем вы ссорились. Постарайтесь также избавиться от собственных обид и простить тех, кто оскорбил вас или принёс душевную боль. Чин прощения помогает человеку вступить в Великий пост очищенным от всего наносного и готовит душу к более близкому общению с Богом. Важной датой Великого поста также считается Благовещение Пресвятой Богородицы. Праздник имеет фиксированную дату - 7 апреля - и отмечается ровно за девять месяцев до Рождества Христова. В этот день архангел Гавриил явил Деве Марии благую весть о том, что ей суждено стать матерью Спасителя рода человеческого.

На 27 апреля приходится Лазарева суббота, когда Господь воскресил из мертвых своего друга Лазаря. А 28 апреля верующие отмечают Вербное воскресение, или вход Господень в Иерусалим. В этот день мы вспоминаем, как Иисус въехал в город верхом на осле подобно Давиду после победы над Голиафом, а жители и паломники, которые съехались в город перед праздником, устилали ему путь пальмовыми ветками. Православные верующие в России заменяют пальму вербой.

Так какие это правила? Пост в еде. В Великий пост нельзя не только есть скоромную пищу мясо, яйца, молочные продукты , но и объедаться постной. В период поста нельзя также употреблять алкоголь, кроме некоторых дней, когда разрешается немного вина. Супругам следует по возможности и только по взаимному согласию воздерживаться от близости в Великий пост не совершаются венчания, соответственно верующим людям нельзя жениться в Великий пост. Разумное распределение времени. В Великий пост нужно сосредоточиться на своей духовной жизни, а потому не следует тратить время бесцельно. Имеет смысл ограничить развлечения и увеселения, а посвятить время молитве и своему духовному развитию. Прощение обид. Нельзя в пост продолжать лелеять свои обиды на других, нужно постараться разрешить конфликты и по возможности примириться. Именно поэтому Великий пост начинается после Прощеного воскресенья. Усиленная молитва. В пост нельзя пренебрегать богослужением и молитвой. Богослужения Великого поста совершенно особенные, они передают главное настроение Великого поста — покаяние. Есть службы канон Андрея Критского, Литургия Преждеосвященных даров, Пассии, богослужения Страстной недели на которых надо непременно побывать. Покаянная молитва Ефрема Сирина сопровождает православного христианина весь Великий пост. В Великий пост христианину нельзя продолжать жить в привычной суете, забывая о Боге. Нужно находить время и возможности, чтобы делать пусть самые маленькие, но шажки к Господу. И провести их надо так, чтобы встретить Праздник с чистым сердцем. Можно ли причащаться в Великий пост? Причащаться в Великий пост не только можно, но и нужно. Тайную Вечерю, на которой это произошло, христиане вспоминают ежегодно на Страстной седмице. Но это вовсе не значит, что приступать к Таинству нужно лишь в Великий Четверг. В течение всего года верующие имеют возможность делать это практически в любой день, а вот во время Великого поста — только в некоторые. Так по субботам и воскресеньям, а также в праздник Благовещения 7 апреля в храмах совершается полная Литургия, и все, кто подготовился, то есть исповедался и прочитал все необходимые молитвы, могут причащаться как обычно. А вот в будние дни Литургии либо нет вовсе, либо — в среду, пятницу и в некоторые праздничные дни — совершается особая служба, на которой прихожан причащают Дарами, освященными на последней полной Литургии — Литургии Преждеосвященных Даров. Многие христиане стараются хотя бы раз в году побывать на Литургии Преждеосвященных Даров, отложив все дела и в будний день придя в храм. Чтобы эта необычная служба была доступна большему количеству работающих или учащихся людей, в некоторых приходах ее совершают вечером. Подготовка к причастию в таком случаем мало чем отличается от привычной — нужны воздержание, которое в любом случае верующие соблюдают в эти дни, исповедь и молитва. А пост непосредственно перед таинством, если служба вечерняя, должен быть не менее 6 часов, то есть обычно не едят и не пьют ничего после полудня. Четыредесятница — время, когда вся христианская жизнь сосредоточена вокруг покаяния и скорби о грехах. Но даже в этот период Церковь, не совершая в знак смирения полной Литургии, не лишает верующих причастия, тем самым давая им поддержку на непростом великопостном пути. А значит, уж точно не нужно отказываться от этого великого блага самим. Можно ли крестить ребенка в Великий пост? Крестить ребенка в Великий пост можно. О дне и времени нужно договориться в конкретном храме, и там же узнать о необходимой подготовке. Если семья и ее близкие, приглашенные быть восприемниками крестными , воцерковлены, то особой подготовки не потребуется. Если же крещение ребенка — один из первых шагов в церковной жизни, то необходимо пройти огласительные беседы, в рамках которых родители и крестные смогут разобраться в вопросах веры и узнать, зачем нужны таинства. Желательно, чтобы взрослые исповедались и причастились, ведь они должны стать примером для нового маленького христианина. Стоит осознавать, что крещение ребенка — это не способ защитить его от болезней и бед, а попытка с раннего детства растить и воспитывать его в любви к Богу. Великий пост — это время пробуждения души и время духовного саморазвития, и оно как нельзя лучше подходит для того, чтобы всей семье отодвинуть бытовую суету и всем вместе начать движение к Господу. Несмотря на то, что не существует никаких ограничений и крещения могут совершаться в любой день, это не всегда возможно практически. Во время Великого поста богослужебный строй жизни меняется, в некоторые дни службы особенно продолжительны, и клирикам бывает сложно между ними совершать таинства или проводить беседы с крестными. Выбор даты зависит от храмового расписания и занятости священника. Но все же не стоит откладывать крещение на потом. Ведь если ребенок станет членом Церкви во время Великого поста, в дни празднования Пасхи он сможет быть причастником и вместе со всем христианским миром, пусть пока и без рассуждения, если еще совсем мал, разделить радость о Воскресении Христовом. Можно ли читать акафисты в Великий пост? Читать акафисты в Великий пост можно. Более того, именно в дни Четыредесятницы раз в год совершается служба Акафиста Пресвятой Богородице. Это единственный обязательный для исполнения в храме акафист. Он читается во всех храмах на вечернем богослужении накануне пятой субботы Великого поста. Кроме того, по воскресеньям в дни Четыредесятницы верующие могут собираться в церкви на Пассию, особую службу, включающую в себя фрагменты Евангелия, рассказывающие о Крестных страданиях Христа, и Акафист Страстям Господним. В остальные великопостные дни акафисты в храмах не звучат, но нет никаких запретов на их чтение дома. Эта форма молитвы довольно поздно вероятно, в IX—X вв. Именно поэтому во многих приходах принято в определенные дни недели собираться для пения того или иного акафиста. Но практика это необязательная, а на время Великого поста она и вовсе отменяется, так как богослужебная жизнь в этот период насыщенная, а настрой — покаянный. Именно поэтому возникло мнение, будто чтение акафистов, в которых часто повторяется слов «радуйся», неуместно даже дома. Но, конечно же, нет и не может быть никакого запрета ни на радость во время поста, ни на молитву, если она идет от сердца.

Так можно будет расширить свои понятия о вере и о смысле жизни. Найти конкретные мудрые рекомендации по совершенствованию своей духовной и семейной жизни. Большинство религиозных книг адаптировано к современности, они считаются легко и интересны по содержанию. В период Великого поста это делать обязательно. Хотя бы один раз в этот период надо исповедоваться и причаститься. Если отказ от пищи очищает тело, то эти религиозные ритуалы способствуют очищению души. В Родительские субботы, выпадающие в этом году на 19,26 марта и 2 апреля, надо ходить в храм и ставить свечки за упокой умерших. Это овощи и фрукты, зелень, орехи и семечки, каши, сухофрукты и мед, солености, овощные супы, грибы, макароны, постную выпечку. В еде важно придерживаться умеренность. Потому что, если наесться картошкой до отвала, то это уже не будет постом. Посмотрите также рецепты постных блюд.

Подробности о еде в пост, календарь питания по дням с датами — в материале vtomske. Установлен Великий пост был в первые века христианства в память о том, как Иисус 40 дней голодал в пустыне перед выходом на проповедь. Даты начала и окончания поста каждый год разные, поскольку они зависят от даты празднования Пасхи. Продолжительность Великого поста — 48 дней, начинается он по окончании Масленицы за семь недель до Пасхи. В 2023 году пост продлится с 27 февраля по 15 апреля включительно. Вступить в Великий пост Церковь призывает без каких-либо обид и злости, для этого нужно примириться с родными, близкими, друзьями и коллегами, попросив у них прощения. Принято делать это в заключительный день масленичной недели — Прощеное воскресенье. Прощеное воскресенье 2023: что означает, зачем просить прощения Первые шесть недель Великого поста называются Четыредесятницей в память о Христе, голодавшем в пустыне , а последняя — Страстной неделей, или седмицей. Она же посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни, смерти и погребении Христа.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий