Новости кутья на похороны

Поэтому употребление водки на похоронах стало не только обычным делом, но и, в целом, поддерживалось обществом, ведь у родственников тяжелый период.

Кутья на похороны

В традиционной культуре считалось, что у каждого члена социума есть своя доля, грубо говоря, часть всеобщего блага. Когда человек умирает, то распределение этого блага оказывается под угрозой, потому что покойник, переходя в иной мир, может забрать с собой больше этого блага, чем ему положено. Поэтому, с одной стороны, важно правильно снарядить умершего в дорогу на тот свет, выделив ему его долю поэтому так важны одежда и личные вещи покойника, которые кладут в гроб ; с другой стороны, уже после похорон важно обеспечить правильное перераспределение всеобщего блага между участниками ритуала, где нет уже доли покойника. Именно это перераспределяемое всеобщее благо символизирует миска с кутьей. Это ритуальное блюдо обычно особым образом делят между участниками ритуала: кутью едят сразу после похорон, причем ее не распределяют по тарелкам, а выдают из общего блюда каждому по ложке. Таким образом, каждый символически наделяется своей долей.

Нередко эту ритуальную ложку кутьи участникам ритуала кладут в ладонь, что тоже крайне символично. Если сравнивать с теми трансформациями, которые за это же время пережил, скажем, свадебный обряд, где архаичных дружек и сватов успешно вытеснили тамада, диджей и свадебный фотограф, то традиционность поминок буквально бросается в глаза. Однако сохранение этих традиций во многом было связано с механическим воспроизведением ключевых элементов обряда «из поколения в поколение». При этом смысл совершаемых ритуальных действий постепенно терялся. Грубо говоря, на современных поминках продолжают готовить и раздавать кутью или ставить рюмку водки, накрытую куском хлеба, для покойника, но зачем это делается, уже многие не понимают.

Я бы сказал, что определенное влияние на современные поминки оказывает развитие инфраструктуры: появились банкетные залы и рестораны, которые специализируются на проведении поминальных трапез, ранее проходивших только дома или на кладбище. Общая прагматическая направленность этих трапез однозначна: представители партии живых стремятся как можно лучше угостить умерших или их обрядовых заместителей. В свою очередь представителей партии живых можно разделить на своих родных и чужих посторонних. Родные умершего во время похорон находятся в особой опасности, так как именно их в первую очередь покойник может «забрать с собой». Поэтому во время обряда они должны как можно меньше сталкиваться со сферой смерти.

Если во время деревенских праздников именно хозяева проявляют наибольшую инициативу готовят угощение, кормят гостей, следят за соблюдением застольного этикета , то на поминках они, напротив, пассивны.

Кутья считалась ритуальной пищей у многих языческих культов, которые считали, что вкушая кутью, верующий постигал взаимопереход жизни и смерти, и постигал тайны цикла бытия. Ключевой смысл кутьи — это зерно, которое способно долгое время казаться «мертвы», но хранящее в себе жизнь. Пшеничные зерна способны долго храниться, но стоит их посадить в благодатную почву, они возрождаются и начинают новый жизненный цикл.

Именно поэтому в древности, кутью готовили на поминки, но также и на свадьбу, рождение детей. В дальнейшем, значение кутьи и коливо немного изменилось, и на поминальные обеды готовили кутью, как элемент поминального дара. Символичное значение кутьи для поминок В Церковном Уставе «Типиконе», кутья ассоциируется с поминальным Богослужением. Верующим нужно знать, что поминки — это не только праздник памяти по усопшему, это и день почитания Бога, сотворившего мир и порядок.

В этот день нужно помнить о том, что все земное мимолетно, а божественное вечно. И кутья является символичным узлом и напоминанием об этом. Кутья является символом поминок не только у православных, но и у всех христиан. В основе блюда являются зерна пшеницы, риса или ячменя.

Эти зерна во все века были символами нового возрождения и цикличности жизни. Зерно указывает на то, что земной путь человека окончен, и его ждет новая жизнь на небесах. Мед и фрукты — это подсластители, символизирующие райские блага. В православии принято приносить кутью в церковь в дни поминовения усопшего, и подавать записку с именем для поминания в молитве.

Вкушающие пищу прихожане, поминают того, за кого делается подношение, и тем самым облегчают его непростой загробный жизненный путь. Считается, что кутья, разделенная на поминальной трапезе между скорбящими, выполняет роль поддержки в горе и печали для всех близких людей. Из каких ингредиентов можно готовить кутью? Самым распространенным вариантом блюда является кутья из риса с изюмом.

Чтобы разнообразить вкус яства, можно добавлять свежие фрукты и сухофрукты.

В готовый рис добавьте сладкий изюм с маслом. Тщательно перемешайте кутью.

Оценить рецепт Кутья из риса с изюмом "Поминальная" 5. Видео может отличаться от текстовой версии рецепта! Рекомендуем рецепты:.

Изюм важен наличием калия, благоприятно сказывающимся на работе сердца и почек, укрепляющим нервную систему и действующим как хорошее успокоительное средство. Мак улучшает пищеварение и является источником углеводов и полезных ненасыщенных жирных кислот. Ингредиенты кутьи, особенно ее заправки вкусны, полезны и питательны Рецепт кутьи Готовить поминальную кутью необязательно — можно сделать соответствующий заказ в столовой или кафе для поминок и самостоятельно окропить ее освященной в церкви водой. Если же вы хотите сделать все сами, рецепт приготовления кутьи несложен. Прежде всего, необходимо подготовить основу: Крупу с небольшим количеством воды необходимо истолочь в ступке, чтобы отделить питательную часть от семенной и плодовой оболочки. Полученную кашицу замочить в воде на несколько часов лучше на ночь Отварить зерна до мягкого состояния — в воде постная кутья или молоке. Для приготовления желательно использовать кастрюлю с толстым дном. Затем переходим к заправке. Она готовится из перетертого мака или орехов. Вам снова понадобится ступка.

Перетирайте в ней мак или орехи до появления белой жидкости. Дополните заправку предварительно замоченным изюмом или сухофруктами, цукатами или мармеладом. Смешивать оба ингредиента рекомендуется непосредственно перед подачей на стол — чтобы ничего случайно не подбродило и не потеряло вкус, особенно если блюдо готовится заранее. Перед смешиванием кашу рекомендуется немного подогреть. А вот как готовится кутья из риса: Возьмите стакан риса, тщательно промойте его и отварите в двух стаканах воды до рассыпчатого состояния. Слегка подсолите кашу и добавьте в нее немного сахара.

Похоронно-поминальные обряды на Кубани

В это день происходит Суд Божий, на котором решается, куда отправится Душа дальше. Таким образом, в этот день определяется место пребывания Души в вечности вплоть до Страшного Суда. И родственники помогают Душе попасть в рай. Для этого они в этот день отправляются в церковь, чтобы поставить свечи за упокой Души умершего и помолиться. Особенно нужны молитвы живых об умершем, если нераскаянные грехи таковы, что в Душе нет места для светлой вечности.

Тогда близкие люди могут помочь новопреставленному молитвой, милостыней, участием в таинствах. В этот день также нужно посетить могилу усопшего, зажечь свеч, принести цветы. Дома так же нужно зажечь свечу и организовать поминки. На поминальную трапезу можно позвать не только близких людей, но и коллег, приятелей, знакомых.

В этот день принято раздавать угощение, чтобы как можно больше людей вспомнили добрым словом и помянули умершего. Когда можно убраться в доме, где жил покойный? Уборку в доме по традиции проводят только тогда, когда Душа покидает земные пределы и возносится к Богу. Таким образом, начинать разбирать вещи покойного и наводить порядок в доме, где он жил, можно после сорокового дня.

Тщательно разобрав вещи, часть их можно утилизировать, а часть раздать нуждающимся. Необязательно избавляться от всех вещей, особо дорогие вещи можно оставить на память или продолжать ими пользоваться. Почему принято закрывать зеркала в доме покойного? Зеркальное отражение воспринимается как портал, через который сущности из загробного мира могут проникать в мир живых.

Также считается, что Душа покойного может попасть в зазеркалье и скитаться там в вечных мучениях, так и не найдя выхода. Когда становится известно о смерти человека, то первым делом занавешивают все отражающие поверхности в доме, где он жил, плотной тканью. Помимо того, что Душа может попасть в лабиринт Зазеркалья, Душа может испугаться своего отражения. Ведь умерший человек не способен сразу воспринять тот факт, что он умер.

Считается, что зеркала должны быть закрыты в доме все сорок дней, пока покойный не покинет наш мир. Сколько дней нужно зажигать свечи после похорон? Свечу принято зажигать трижды: в день похорон, на девятый день, и на сороковой. Свеча символизирует скорбь живых по умершему и служит ориентиром для Души.

Душа видит зажженную свечу и понимает, что ее любят и помнят. В православии считается, что умирает только тело, а Душа остается бессмертной. Все ритуалы, которые проводятся после смерти человека, связаны с бессмертием Души и желанием родных умершего человека помочь Душе оказаться в раю. Чего нельзя делать после смерти близкого?

Нельзя снимать покрывала с зеркал, пока покойный находится в доме. А лучше не снимать их до сорокового дня. Нельзя раздавать вещи покойного до сорокового дня. Нельзя забирать цветы с кладбища.

Согласно священному тексту, поминки — не только день памяти о преставившемся, но и повод вспомнить о Боге и созданном им мире, его правилах. Это время, когда мы в наибольшей степени осознаем, что есть мимолетное мирское и вечное божественное. Поминки по покойному близкому человеку немного стирают незримую грань, и позволяют нам задуматься о своей собственной душе, ее пути на этой земле, а также других важных вещах. Главная роль при этом отводиться именно кутье, происхождение которой весьма символично. Символизм кутьи Основная идея, которой проникнуто как создание этого поминального блюда, так и вся христианская вера в глобальном масштабе, - это мысль о воскресении души после смерти.

Ингредиенты, входящие в состав кутьи, были выбраны далеко не случайно. Зерно, являющееся основным компонентом поминальной каши, символизирует возрождение: ведь каждый год зерновые попадают в землю, вырастают, дают начало новой жизни, а затем умирают, чтобы найти свое продолжение в следующем урожае. Так и душу человека после смерти ожидает новая жизнь на небесах. Сладкие компоненты кутии — фрукты и мед — выполняют роль напоминания об ожидающих душу райских дарах. Часто кутью приносят в церковь и оставляют на кануне поминальном столе , чтобы другие прихожане могли вкусить угощение и помолиться об упокоении души преставившегося.

Зачем на второй день ездить на кладбище? Душа покойного еще не адаптировалась к новым условиям своего пребывания. И приезд родственников поможет ей в этом. Близкие люди наводят порядок, поправляют или расставляют венки, цветы, завтракают с покойным и просят у Бога защиты и упокоения для Души раба Божьего. Этот ритуал помогает родственникам сохранить связь с покойным, успокоиться и смириться с невосполнимой утратой.

Также во время посещения могилки, только что похороненного человека, можно читать молитвы, зажигать свечи, вспоминать умершего. Когда еще следует посещать кладбище? Посещение кладбища на следующий день после похорон считается обязательным. В другие свои посещения родственники могут приходить без поминального завтрака, но желательно читать молитвы за упокой души. Помолиться за усопшего можно и в церкви.

Визит на кладбище совершают на девятый и сороковой день после кончины, поскольку с этими датами в православии связаны важные этапы перехода Души в загробный мир. Эти сакральные даты считаются днями поминовения. Значение имеет и третий день после похорон. На третий день после смерти усопшего церковь молит Господа Бога воскресить усопшего для блаженной будущей жизни. Поминовение на третий день совершается, потому что умерший был крещен во имя Отца, Сына, и Святого Духа.

Что делать на девятый день после смерти? В православной религии считается, что на девятый день после смерти Душа встречается со Всевышним. Ангелы приводят Душу на встречу с Господом Богом. Встреча эта может пройти по-разному: и легко, и напряженно. Здесь всё зависит от того, какую жизнь вел усопший на Земле: праведную или грешную?

И поддержка родных людей в этот день сильно важна для Души покойного. В этот день нужно обязательно помянуть покойного, помолиться о нем и попросить Господа Бога принять его Душу в Царствие небесное. Молиться можно и дома, и в церкви. Господь услышит вашу молитву, где бы вы не находились. Также в этот день зажигают свечи, посещают могилку усопшего и устраивают поминальный обед.

Какие обычаи существуют для поминок? На поминки не принято собирать много людей. Обычно на поминки зовут самых близких родственников и друзей. На обеде принято говорить об усопшем, вспоминать его жизнь, истории из жизни, связанные с покойным. Трапеза должна быть теплой, чтобы Душа покойного могла почерпнуть энергию для разговора с Богом.

Однако слишком громкие проявления эмоций на поминках не поощряются. Поминки нельзя превращать в праздник и забывать по какому случаю все собрались. Помните, поминки — это часть традиционного траурного ритуала.

Не имеющим никаких объяснений насчет предсказания смерти является видение во сне картошки или ее копку, хотя старожилы основывают подобный факт на многолетних наблюдениях. Интересным в снах для меня является то, что некоторые приметы общепризнанны, а некоторые — личные. Возможно, у человека подобная примета сбывалась в жизни несколько раз, поэтому и сон считался вещим. В настоящее время этот обряд сохранился и пожилыми людьми совершается, но молодые все же стараются больного отправить в больницу. Кузнецов, тоже стараются принять меры, но совершенно другим способом. Они обязательно несут жертву в молитвенную рощу, чтобы Кереметь отпустил болезнь и молятся у священного дерева.

Таким образом они упрашивают Бога дать здоровье больному. Подобный факт имеет место сейчас в деревнях Маловитлино и Люметь-Поле, где большинство жителей и по сей день регулярно совершают обряд жертвоприношения языческим богам. Об этом я узнал у А. Шабдаровой, 1932 г. Приготовления к погребению Усопшего готовят к погребению: омывают тело, облачают его, кладут в гроб. Гроб сейчас обычно либо изготовляют столяры в мастерской, либо его покупают. Немногие в деревне делают гробы в домашних условиях, из заранее приготовленных, еще при жизни человека, досок. Есть и такие пожилые люди, которые заблаговременно готовят себе гробы. Об этом я могу говорить с полной уверенностью, так как мой дед, Лукоянов Аркадий Матвеевич, уже давно изготовил для себя гроб, который хранится на подловке чердаке.

Раньше это считалось вполне естественным. Доски подбирали половые, а если их не было, то «использовали с полатей» и не обшивали. Покойника у русских могут обмывать соседи, родственники, а у марийцев этим занимаются те, кому еще при жизни наказывал усопший. Так заведено с древнейших времен, на что указывают И. Смирнов и С. Кузнецов в своих работах. Обмывают покойника на полу, воду где попало не выливают, а сливают в одно место, подальше от людей и скота. Сейчас обязательно обмывают теплой водой с мылом. Женщинам, что интересно, было принято заплетать косу наизнанку пряди укладывают не сверху, а снизу.

Покойника одевают в смертную одежду: у русских, как говорит В. Поздеев, обязательно в новую одежду, что говорит о «будущей жизни» умершего, а у мари одежда должна быть хоть раз надета при жизни и выстирана. В противном случае одетый покойник как бы остается неодетым, новая одежда «не доходит» до него. Такое объяснение я нашел у моих респондентов. В гроб с умершим марийцы по сей день с левой стороны кладут сменную одежду и мешочек с гостинцами: «В котомке... Церемония похорон Во все века в нашей деревне существовало оплакивание покойника с причитаниями в силу раннего обрусения марийского населения, хотя имеют место единичные случаи похорон с гармошкой и песнями. Кузнецов объясняет плач как предосудительное действие, так как «покойник в избе, душа его витает около трупа, она утратила способность понимать надлежащим образом то, что совершается дома: ей все представляется наоборот. Потому рыдания родных кажутся вроде обидного смеха. Нужно петь веселые песни, которые при жизни любил покойный».

Перед выносом гроба родственники прощаются. Берут в руки свечку, молятся перед образами и, обращаясь к покойнику, произносят примерно следующее: « Имя , прости меня, если сказал что не так, прости за все, а тебя Бог простит». Целуют после этого покойного в щеку или лоб и ставят свечку в специальную дощечку у изголовья, а вокруг гроба, как у русских, не ходят. Существовал обычай передавать через гроб детей умершего. Дети при этом говорили следующее: «Отец, оставь свое счастье нам, не уноси с собой». Умершим приписывается божественная сила, они якобы держат в своих руках счастье детей и вообще человека. Выносят покойника ногами вперед, а перед воротами отрубают петуху голову и бросают под ноги, стараясь выпнуть машущего крыльями обезглавленного петуха за ворота, чтобы не было нового горя. Если жертва сумеет остаться во дворе — быть в доме еще горю. Данные объяснения несколько расходятся с объяснениями И.

Смирнова, а именно: «Отправившемуся в другую жизнь человеку грозит, по верованиям черемис, опасность умереть, уничтожиться. Для предотвращения этой опасности перед выносом покойника из дома колют курицу, кровью которой он должен откупиться от смерти». Если учесть тот факт, как рассказывают старожилы, что человек может умереть до 7 раз, переходя из одного мира в другой, то более логичным будет второе объяснение, а первое больше похоже на примету. Он, по их верованиям, нуждается в воздухе для дыхания, еще и поэтому открывают гроб, просят взглянуть его в последний раз на «свет белый». Хоронят наших деревенских во все века на Сердежском кладбище в семи километрах от Мари-Ушема. Кладбище находится на высоком месте, раньше оно было загорожено забором. На фоне тополей и берез видны различные надгробные сооружения: плиты, деревянные и железные кресты, памятники разных видов. Кладбище очень светлое, ухоженное. Поминки После погребения все возвращаются в дом, чтобы помянуть умершего.

Поминальными днями у марийцев являлись и являются 3-й, 7-й и 40-ой дни и годовая. Поминки нужны для того, чтобы накормить душу умершего. В народе верят, что материальное благополучие души на том свете во многом зависит от живых: если они поминают умершего в положенные дни, то их души на том свете ни в чем не нуждаются и всегда сыты. Но почему именно эти дни являются у марийцев поминальными? В 3-й день, как и у русских, поминают в честь тридневного Воскресения Христа и во образ Пресвятой Троицы, 40-й день — время окончания мытарства и решение Всевышнего о поселении в рай или ад, а вот в 7-й день поминают только марийцы, считая, что душа в течение этого времени обозревает 7 миров и способна возродиться до 7 раз. В 7-й день поминать приходят немногие: близкие родственники и копальщики. На поминки идут со своим угощением, несут вино и выпечку. Раньше в этот день поминали шире, присылали покойнику блинов на могилу. Сороковой день отмечается более торжественно.

Накануне приглашают умершего и покойных родителей в баню, для чего едут на кладбище. Обращаются с такой просьбой: «Вот и настал твой 40-й праздник, приходи на него. Все родители приходите. Помойтесь в бане с нами». С утра накрывают столы, большей частью горячей пищей и выпечкой. Когда люди приходят, начинают все вместе поминать: делают 40 поклонов и зажигают 40 свечей. Присутствие ряженого, играющего роль покойного, обязательно. Эту свечку ставят на стол рядом с блюдом, куда кладут угощение». Лукоянова, 1932 г.

Рядом с блюдом ставят череповой горшок для вина. Сначала подают человеку, который играет роль покойного, потом всем остальным. Угощать начинают родные, затем это делает каждый. Из рюмки вино раньше лишь немного отпивали и чуть-чуть наливали в горшок. Представляющий покойного сидит за крайним столом. Когда все приглашенные угостят, смотрят, догорела ли «круглая» свеча. Её оставлять нельзя; если горит очень долго, два конца могут соединить вместе или сложить вчетверо. Люди, верящие в приметы, старались раньше эту свечку забрать себе, так как считали, что она обладает чудодейственной силой: можно зубы лечить, спасать от напастей скот и детей и пр. Когда свеча догорит, идут провожать покойника.

Собирают сумку с едой и вином, стол с блюдом и горшком выносят во двор и опрокидывают, прогоняя все плохое. У нас в деревне покойника провожают до дороги, ведущей к тракту. Здесь останавливаются, вино «покойник» выливает, а пустую бутылку обязательно разбивает. После этого он идет один, отсчитывая 40 шагов, делает 3 поклона и возвращается обратно спиной вперед. Никто не поет, лишь слышны плачевные причитания. Таким образом, сороковым днем заканчивается обязанность родных правильно снабжать покойника пищей. Во многом это описание поминок напоминает отголоски язычества, ибо сам процесс поминок вытекает из религиозных представлений об «ином мире». Приложение 1. Словарь Баравинная верёвка — трехслойная веревка, свитая из кудели.

Поминки: суть и правила обряда

Использование кутьи на похоронах подчеркивает важность сохранения связи с умершими и уходящими поколениями. Поминальное блюдо на похороны «Кутья». Зерна поминальной кутьи символизируют воскрешение, поскольку попадая в грунт, через некоторое время они прорастают в растения, подобно умершему, похороненному по всем церковным правилам, который воскреснет для вечной жизни. – Кутью после поминальной трапезы можно поставить в прохладное место или в холодильник и помянуть ею усопшего на следующий день перед едой, пока Кутья не закончится.

если уронили кутью

Основой этого блюда являются вареные или пропаренные, зерна различных культур, таких как, пшеница, ячмень, овес, рис или даже гречиха. Цельные зерна у всех народов символизируют изобилие, плодородие и богатство земли-кормилицы, которая и в загробной жизни остается помощницей человека. Попадая в землю, зерна прорастают и дают жизнь новым колосьям, так же как и похороненный по церковным обрядам каждый человек, воскреснет в вечной жизни. Сами же зерна истлевают, что происходит и с телом усопшего. У древних земледельцев этот процесс символизировал вечную жизнь и надежду на воскрешение из мертвых. Так же процесс выращивания и возделывания зерновых культур всегда служил залогом сытой и безбедной жизни самих людей. Каша, приготовленная из злаков, всегда была для простых людей основным блюдом и почиталась наравне с некоторыми культовыми атрибутами.

Также стакан воды ставили на подоконник в жилище, где обитал умерший.

А рядом вешали полотенце. Тогда его душа, прилетающая посмотреть, как живут без неё, могла бы испить воды, умыться и утереться рушником. Положенная сверху скибка хлеба выполняла функцию того самого полотенца — т. Куда девают воду и хлеб после 40-го дня? Хотя вода и хлеб по сути не несут больше какого-то значения, к ним следует относиться с достаточной осторожностью. Воду обычно выливают куда-то на землю, но не в отхожее место. И ни в коем случае не пьют со стакана, предназначенного покойному.

Как и не едят хлеб. Краюху, кстати, рекомендуется превратить в крошево и скормить птицам. Наши пращуры верили, что души умерших превращаются в птиц и с помощью вновь обретённых крыльев, словно ангелы, долетают до Всевышнего. Потому покормить птах небесных было равносильно помянуть своего ближнего среди тех, кто уже в мире ином. Читайте также: Как наносить термопасту правильно и как часто её менять Классический рецепт кутьи из риса на поминки Рецепт кутьи из риса на поминки достаточно прост и готовится быстро. При приготовлении яства, рекомендуется думать только о хорошем, так, как только чистые помысли смогут наделить кутью положительной энергетикой. Техника приготовления: В кастрюлю с толстым дном налить 1 литр воды, довести до кипения.

Рис тщательно промывается, изюм предварительно запаривается кипятком. Отваренный рис промыть, поместить в емкость, добавить в него изюм. Мед нужно подогреть до жидкого состояния, добавить по вкусу к блюду и тщательно перемешать. Орехи измельчаются ножом, добавляются в блюдо, тщательно перемешиваются. Кутья выкладывается в небольшие пиалы, украшается цукатами, консервированными фруктами, свежими ягодами. Стоит сказать, что добавлять в кутью шоколад и конфеты запрещено. Использовать для приготовления можно только растительные продукты.

Для поминальной каши важность составляет выбор риса, который должен быть рассыпчатым и продолговатым. Удобней всего выбирать пропаренный рис, который при варке не склеивается. Если такой рис купить не удалось, используется стандартный рис, который после варки хорошо промывается.

В исламе подготовка к похоронам строго регламентирована, начиная с подготовительных обрядов, и заканчивая правилами ношения траура — усопший должен быть предан земле до захода солнца в день смерти. Если же смерть наступила ночью, допускается провести погребение на следующий день. Такое же правило действует и в иудаизме. Организация похорон Основным этапом проводов человека в последний путь является организация похорон. И здесь нужно учесть множество нюансов — от подготовки тела усопшего к погребению, до выбора гроба и организации поминок. В морге тело усопшего омывают и одевают в траурную одежду, которую приносят родственники умершего не позднее, чем за сутки до выдачи тела.

При этом одежда может быть и не новой, но она обязательно должна быть опрятной и чистой. В зависимости от пола умершего комплект траурного одеяния будет различаться, но в обоих случаях к нему следует приложить набор гигиенических принадлежностей. Для проведения похорон необходимо подобрать гроб с учетом телосложения и роста умершего, при этом важно помнить о том, что тело усопшего вытягивается на 5-10 см. Также понадобится приобрести постель в гроб, цветочные композиции или венки. Если планируется кремация, то необходимо выбрать гроб, изготовленный из натуральных материалов. Если усопший был верующим, то в гроб кладутся ритуальные символы. Например, для христиан — это нательный крест, тканевый или бумажный венчик с изображением святых, распятие или небольшая икона Иисуса Христа для мужчин или Богородицы для женщин и лист с текстом разрешительной молитвы. Погребение или кремация? Важным вопросом, который также необходимо решить в короткие сроки, является выбор способа погребения.

Все зависит от желания самого усопшего, а также от решения его родных. В случае погребения родственники умершего после получения гербового свидетельства о смерти должны обратиться в администрацию кладбища, выбрать место для захоронения и заказать копку могилы. В случае кремации необходимо обратиться в крематорий и заключить договор на оказание услуг кремации. Сюда необходимо предоставить свидетельство о смерти и паспорт заказчика.

Во «Вкусно — и точка» рассказали о случае с отказом отпустить пермячку на похороны 26 апреля 2024, 11:14 Фото: properm. В компании «Вкусно — и точка» прокомментировали случай в Перми, когда директор филиала в ЦУМе Сергей Пасека не желал дать 19-летней сотруднице Алене отпуск в связи с похоронами дедушки. В ответе на запрос Properm.

Поминальная кутья

Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Псалом 90 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго.

Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже трижды.

Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче. Сам и душу раба Твоего упокой. И ныне и присно и во веки веков. Кондак, глас 8: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Икос: Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа. Господи, помилуй трижды , благослови.

Просто необходимо помнить, что Светлое Христово Воскресение принесло людям спасение от смерти, даровало вечную жизнь, поэтому для верующего человека было бы несколько нелогично предаваться в этот день горю по умершим людям. Где поминать умершего Вопрос того, где поминают умерших, зависит от того, каким образом вы хотите помянуть человека. К сожалению, очень часто поминовение у нас ассоциируется только с яствами и гастрономическими изысками, ну и конечно с алкоголем.

Церковь относится к такого рода поминовение как к языческому пережитку. Безусловно оно не имеет отношение к традициям церкви. Особенно грустно, когда родственники заменяют молитвенное поминовение, отвергают его, в пользу «водки с хлебом» и другого. Молитвенное поминовение — это самое важное, что мы можем дать отдедшей к Богу душе. И это единственная нить, которая может нас связать с его душой. Никакая еда и народные традиции не могут никаким образом спасти человека и стать для него в ином мире «спасательным кругом». Поэтому с первого дня смерти следует посвятить свое время молитве о душе человека. Постараться отвлечься от суеты и забот, выделив хоть час в день на ежедневную молитву, чтение Псалтири за умершего. Это не так много для нас — живущих на земле —, но для души умершего это единственное утешение и радость.

Где я могу помолиться? Личная молитва не привязана к какому-то конкретному месту и времени. Как мы знаем, Господь пребывает с нами неразлучно, где бы мы ни находились. Вы можете, например, читать Псалтирь и на работе в сводное время, и в дороге, если можете сконцентрироваться на ней. Словом, место не имеет значения. Хорошо, если удается все-таки спокойно помолиться дома, так, чтобы вас ничего не отвлекало. Можно помолиться и на кладбище. Например, почитать самому «Литию, совершаемую мирянином дома и на кладбище» или пригласить для этого священника. Помимо этого, на кладбище можно отслужить и панихиду, но ее уже может отслужить только священник.

Если вы не можете приехать на кладбище, то обе эти заупокойные службы можно отслужить и в храме или дома. Их вы можете заказать, обратившись в свечную лавку в храме. Существует также литургическое поминовение. Оно совершается на каждой Литургии в храме. Чтобы за литургией помянули умершего, следует подать записку «обедню» с его именем накануне — на Всенощном бдении, или в начале Литургии. Будет очень хорошо, если вы и сами придете в храм в этот день и помолитесь о душе усопшего. Поминают ли умерших водкой? Церковь рекомендует относиться к алкоголю с осторожностью. Апостол Павел прямо пишет: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» Ефесянам 5:18.

Если же говорить про поминальный стол, то Церковь в этом случае вообще запрещает любой алкоголь. Потому что, несмотря на весьма распространённое мнение, что водка на столе, это наша — «русская» традиция поминовения, это не так. Ведь этой «традиции» не более 70-80 лет. Гораздо более зрелая позиция была в дореволюционном обществе, когда возбранялось пить на похоронах, это осуждалось не только Церковью, но и самими людьми. Безусловно, прецеденты случались и раньше, но «водочные проводы» стали повсеместными лишь в Советской России. Безбожное общество всеми силами стремилось изжить из себя людей, которые стремились жить по Законам Божиим и исполнять Евангелие. Поэтому употребление водки на похоронах стало не только обычным делом, но и, в целом, поддерживалось обществом, ведь у родственников тяжелый период. Похороны — это всегда стресс для близких людей умершего. Кажется, что же может быть плохого в том, если они «немного расслабятся»?

Шаткость этой аргументации особенно подчеркивается тем, если задать вопрос, ради чего мы собираемся на похороны. Если мы собираемся, чтобы помянуть умершего, вспомнить о его делах, помолиться, то водка, как и кулинарные изыски, на столе не нужны. Если же мы превращаем поминки в «вечер встреч», то да, тут, конечно, нужно соответствовать «общепринятым» нормам атеистического общества. Прикрываясь благой идеей почтения памяти усопшего на поминальной трапезе, люди могут искать банального повода выпить. А везде, где появляется водка, сразу исчезает страх Божий. Есть также еще одна «традиция», это наливать рюмку водки умершему, ставя ее у портрета или возле креста на могиле. Это вообще языческий обычай! Как может что-то материальное помочь бестелесной душе, отошедшей в мир иной? Тем более алкоголь!

Неразумно полагать, что это обычай и его надо чтить. Чтить нужно Христа. Душа умершего нуждается лишь в одном — в молитве о ней. Никакими народными ритуалами мы не заслужим ей у Бога отпущение ее грехов. Молитва и дела милосердия во имя усопшего с просьбой о молитве — вот две вещи, которые действительно имеют силу в загробном мире. Водка же, говоря медицинским языком, это депрессант. Поэтому никакого утешения она не принесет ни родственникам, ни самому усопшему. Можно ли поминать умершего конфетами Можно, почему нет? Как и любыми другими продуктами.

Ведь просьба помянуть, сопровождающаяся раздачей продуктов, вещей, может быть, денег — это, в конце концов, пожертвование, милость во имя умершего. Однако, интересно другое, почему именно конфеты стали своеобразной народной традицией в вопросах поминовения усопших? Здесь стоит немного обратиться к истории. В Новом Завете Господь не требует от нас какой-то специальной жертвы, в отличие от Ветхого Завета, где есть указания, например, на то, какое жертвенное животное выбрать для какого-то конкретного случая. Например, в Евангелии от Луки мы можем видеть эпизод, когда Богомладенца принесли в храм для очищения «по закону Моисееву». По этому закону родители должны были, во-первых, пожертвовать определенную сумму денег, а во-вторых, принести жертву в виде голубя. После этого мать должна была принести торжественную жертву очищения. Богатые люди жертвовали ягненка, но бедная Мария принесла Богу второго голубя. Фото Enza Brunero on Unsplash Итак, в этом эпизоде можно увидеть, что Богу, даже в ветхозаветной традиции с ее, достаточно жесткой, регламентацией жизни, важнее было именно чувство, приносящего жертву, нежели конкретное животное.

В этом моменте также важно уточнить, что богатые люди жертвовали ягненка, который стоил несравнимо дороже голубя. Потому что издавна люди несли Богу самое лучшее, что у них было. Храмы, богато украшенные золотом, священнические облачения, сшитые из драгоценных тканей — примеров можно увидеть множество. Но при чем же тут конфеты? При том, что в дореволюционной России ежедневные сладости могли себе позволить лишь весьма богатые слои населения. Для крестьян сахар был предметом роскоши. Именно этим можно объяснить появившуюся традицию поминовения конфетами или иными сладостями — это была лучшая еда, которую могли позволить себе верующие. Лучшая материальная жертва, которую могли принести бедные люди. Поэтому, отвечая на вопрос, можно ли поминать умершего конфетами, стоит сказать так.

Поминать можно, но придавать этому способу некое сакральное значение — нет. Стоит расценивать поминовение как дело милосердия. Не в еде дело, а в чистом сердце. Душе, отошедшей к Богу, важна наша молитва, а не некая специальная еда. Как поминать умерших детей? Для начала стоит разделить детей на крещеных и некрещеных. Это влияет на то, сможет ли молиться за них Церковь. Если ребенок был крещен, то происходит обычный чин отпевания. Затем можно подать записки на Евхаристию, просить священника отслужить панихиду или литию, и, разумеется, не забывать личную молитву.

Тут нужно уточнить, в каком возрасте наступила смерть. Традиционно для православной Церкви возраст до 7 лет считается младенческим, а соответственно, ребенок, умерший до наступления отрочества, считается безгрешным. Церковь в принятых молитвах об усопших просит отпущения грехов умершему, но так как младенец безгрешен, такая просьба не имеет смысла, поэтому молитва за умершего крещенного младенца должна содержать прошение о ниспослании Богом утешения и сил родителям в этой трагической скорби. С отроческого возраста ребенок начинает исповедоваться. Конечно, его грехи не такие тяжкие, как грехи взрослых, однако грех — коварен в любом возрасте и виде и неизменно оказывает влияние на душу. Поэтому по умершему отроку читаются все принятые Церковью молитвы и испрашивается отпущение его грехов. Существует даже отдельная молитва об умершем ребенке: "Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! Печальнее, если ребенок не был крещен. Если речь идет о младенцах, то есть специальный чин, который читает священник: «Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения».

Но даже в этом случае Церковь не может молиться о тех, кто не стал ее членом через Святое Крещение. Однако, для родителей нисколько не запрещается личная молитва, даже если ребенок умер уже в отроческом возрасте, так и не получив Крещения. В этой молитве родные и близкие могут вымаливать у Бога отпущения грехов ребенку, могут просить о помиловании его души, а главное, просить утешения себе, потому что отчаяние на корню убивает любую духовную работу. Нельзя отчаиваться, нужно верить в милосердие Господне и просить у Него прощения и помилования. Как поминать умершего младенца Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно сказать про то, почему и для чего мы молимся об умерших. Как уже было сказано в предыдущем ответе, центральной темой поминальных молитв является просьба Бога об отпущении грехов умершему. Но младенец безгрешен. Соответственно, молитвенное прошение о прощении прегрешений, в данном случае, не имеет смысла. Другое дело, когда родственники хотят таким образом выразить свою любовь умершему ребенку.

Нужно поминать его на Божественной литургии, можно заказать панихиду, литию. Часто встречается мнение, что на всех людях лежит первородный грех, поэтому просить отпущения и помилования нужно для всех, включая младенцев. Это в корне противоречит православному богословию. Христос своей Крестной Смертью искупил первородный грех, он больше не лежит ни на ком из нас. Таким образом, о крещенных младенцах можно молиться на Литургии, можно служить панихиды, литии. Разумеется, нисколько не возбраняется келейная молитва. Это очень сильная поддержка родителям и родственникам младенца. Но нужно молиться с умом. Просить отпущение грехов умершему младенцу не нужно, так как он безгрешен.

Молится нужно о том, чтобы Господь послал утешение, просить сил, ведь нужно огромное смирение для того, чтобы принять смерть своего ребенка, не обвинить в этом Бога, а сказать: «Господи, не моя воля, но Твоя да будет». Существует молитва об умерших детях, но отдельной молитвы для поминовения именно младенцев нет, поэтому в ней есть просьба о прощении грехов как ребенка, так и родителей. На что важно обратить здесь внимание? На родительскую просьбу о прощении их грехов, ведь в церковной традиции принято, что дети страдают за грехи родителей. Так что поминать крещенного умершего младенца можно на Литургии, попросить священника отслужить панихиду или литию, можно читать указанную молитву, Псалтырь. Более подробно с молитвами можно ознакомиться в разделе «Молитвы, чтобы помянуть умершего». Главное, чтобы родители вели благочестивую жизнь, прося утешения у Господа, и не забывали о делах милосердия к ближним. Сложнее обстоят дела с теми случаями, когда младенца не успели крестить даже мирским чином. В церковной практике есть устоявшееся правило, что за некрещеных Церковь не возносит свои молитвы, так как они не являются членами Церкви.

Если для взрослых умерших это правило вполне обоснованно, так как человек, будучи еще живым, сам не пожелал стать частью Церкви, то для младенцев, чья жизнь могла оборваться в первые часы после рождения, оно выглядит не вполне справедливым. Поэтому Священный Синод в 2018 году утвердил «Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения». Это чин, который может отслужить священник. Создан он в утешение родителям, потому что для христианской семьи нет ничего страшнее, чем оставить ушедшего в мир иной без молитвы. Однако, поминать имя на Евхаристии все равно нельзя. Поэтому остается личная — келейная молитва. Но, как и в случае с крещенными младенцами, в ней нет необходимости просить отпущения грехов ребенку. Стоит просить у Бога утешения скорби и помилования души младенца несмотря на то, что он не был крещен. Поминают ли умерших в понедельник Конечно.

То, что Церковь запрещает поминовение усопших в понедельник, является суеверием и не имеет никакого отношения к церковным правилам. Происхождение этого суеверия, как и подавляющего большинства других, идет от языческих корней, которые еще до сих пор, к сожалению, могут иметь свой голос. Понедельник нашими предками язычниками считался тяжелым днем. В этот день недели не заключались какие-либо сделки, не начинались важные дела. Но то, что умерших нельзя поминать в этот день, идет от народных басен. Считалось, что этот день — день самоубийц. К сожалению, языческие традиции только на словах остались в древности. В реальности же, они до сих пор живы и находятся в ходу. Печальнее всего то, что такие языческие сказки и поверья весьма широко распространены и в православной среде.

За этой ширмой сказаний зачастую скрывается недоверие Богу. Получается, мы, в общем-то, верим в Бога и Божий промысел о каждой твари живущей, но черную кошку обойдем, на всякий случай. И бабу с пустыми ведрами тоже обойдем. Мало ли что. Но в случае смерти близкого человека, его родственники, и так убитые горем, становятся максимально восприимчивы к различного толка суевериям. А «советчики» подчас забывают, что православие — это не ворожба греховная, где важен сам ритуал. Православие — это про душу, про личность, про веру, искреннюю и открытую. Родственникам следует рассказать про то, как нужно молиться за усопшего, помочь подать записки, помочь с организацией панихиды. В конце концов, просто спросить имя усопшего и помолиться самому.

Поминать можно и в понедельник, и во вторник, и в любой другой день недели. Молиться можно всегда. В некоторые дни, такие как Пасхальная седмица, не служится панихида, потому что великая радость Воскресения Христова затмевает любое горе. Но в остальное время нет каких-то ограничений. Можно ли поминать умершего в страстную неделю Если случилось так, что похороны человека выпали на Страстную седмицу, то само отпевание, конечно, проводится, кроме Великой Пятницы. Но для более лучшего понимания, когда можно подать записки, нужно кратко разобрать, какие службы проходят на Страстной неделе. Первые три дня Страстной седмицы служится Литургия Преждеосвященных Даров, на которой проскомидия не совершается, соответственно, не вынимаются частички из богослужебных просфор для дальнейшего погружения их в Чашу, поэтому подавать в эти дни записки не нужно. Но после богослужения можно попросить священника отслужить литию и на ней помолиться о усопшем. Она уже включает в себя проскомидию, в отличие от Литургии Преждеосвященных Даров, поэтому можно подать записки об упокоении.

В Великую Пятницу литургия не совершается вообще. В Великую Субботу служится последняя Литургия Василия Великого, на нее также можно подать записки об упокоении. Таким образом получается, что на литургии можно помянуть только в четверг и субботу.

Некоторые семьи предпочитают организовать поминки в кафе или ресторане, особенно если семья большая или если усопший был человеком, который любил многолюдные мероприятия. Это позволяет приглашенным собраться в уютной обстановке и вместе вспомнить о покойном. Поминки в церкви. Церковные поминки проводятся в священной обители и являются особым духовным событием. Поминальные молитвы и обряды, которые совершаются в церковной обстановке, придают мероприятию особую сакральность. Участие в церковных поминках укрепляет веру и связь с духовными традициями.

Выбор места проведения поминок зависит от предпочтений семьи, традиций, и культурных особенностей. Независимо от места, поминки олицетворяют заботу и любовь к памяти ушедшего, а также являются временем для поддержки и солидарности родных и близких в период скорби. Меню и блюда Приготовление особого меню на поминки является проявлением заботы о гостях и усопшем. Верующие уделяют особое внимание выбору блюд и их символике, которая связана с памятью о покойном. Кутья на поминки. Одним из самых важных и символичных блюд на поминках является кутья. Это традиционное кашеобразное блюдо, приготовленное из зерен пшеницы или риса, меда, изюма, орехов и других ингредиентов. Кутья символизирует духовный рост, вечную жизнь и воскрешение. Его приготовление и употребление на поминках служит обязательным элементом обряда.

Традиционные блюда. На поминках часто подают разнообразные традиционные блюда, которые были любимыми у усопшего. Это могут быть пироги, курица с грибами, рыба, овощи, салаты и другие блюда, которые связаны с домашней кухней и традициями покойного. Подобный выбор блюд помогает участникам поминок вспомнить о том, каким был ушедший и сохранить его память. Блины, известные как символ Масленицы, также имеют свою особую роль в русской православной традиции поминок. Этот обычай имеет глубокие истоки и символическое значение. Блины представляют круговой образ жизни и вечности, и приносятся в качестве пищевого подношения на поминках, чтобы усилить связь между живыми и ушедшими. Круговая форма блинов также символизирует цикличность жизни и переход души из одного мира в другой. Традиция поднесения блинов на поминки является еще одним проявлением уважения и любви к умершим.

Этот древний обряд сплачивает родных и близких, дарит чувство единения с предками и утешает в трудные дни скорби, напоминая, что память о ушедших остается живой и вечной. Традиции поминок Традиции поминок в русской православной культуре представляют собой глубокий и древний обряд, который символизирует уважение и заботу о усопших. Этот важный религиозный обычай передается из поколения в поколение, укрепляя связь между предками и потомками, и олицетворяет веру в вечную память и духовное перерождение. Поминальные молитвы Поминальные молитвы — это особый вид молитв, совершаемых в память о умерших родственниках, друзьях или близких. Такие молитвы имеют особое значение и считаются важным звеном в связи с душами усопших. Особенно важными считаются поминальные молитвы в определенные дни поминовения, такие как троицкие и годовщины смерти. Традиционно поминальные молитвы читаются на кладбище, у могилы усопшего, или в храме, где совершается панихида. Панихида — это особое богослужение, приуроченное к поминовению умерших. В ходе панихиды священнослужитель возглавляет молитвенное чтение, принося душевный покой и поддержку родным и близким покойного.

Свекольный салат с чесноком. Овощной салат с растительным маслом. Запечённые котлеты с сыром и грибами или голубцы.

Борщ свекольный. Пирог с начинкой рыба, рис и грибы, картофель, яблоки. Из напитков отлично подойдут: кисели овсяный, смородиновый, клюквенный , сбитень, морс или квас на хлебе.

Рыбный студень. Чай, конфеты. Поминальный обед — это не светское мероприятие или застолье, и никак нельзя рассматривать его как повод собраться с друзьями и родственниками для праздного общения и обсуждения бытовых вопросов.

Поэтому христианской церковью запрещено веселье, алкоголь и музыка, чтобы траурная трапеза не превратилась в шумное застолье.

Как правильно организовать поминки по усопшему?

Поминки: суть и правила обряда Поэтому употребление водки на похоронах стало не только обычным делом, но и, в целом, поддерживалось обществом, ведь у родственников тяжелый период.
10 рецептов вкуснейшей кутьи на Святвечер Общество - 17 февраля 2023 - Новости Санкт-Петербурга -
Меню на поминки в пост – горячее, салаты, закуски Зачем на поминках готовят кутью?
Почему на похоронах едят рис с изюмом и как возникла эта традиция Традиционно, поминки, которые проводятся после похорон на 3-й день, ассоциируются с чудесным воскрешением Иисуса Христа и образом Пресвятой Троицы.

Почему на поминки готовят кутью и чем она отличается от колива

Похоронно-поминальные обряды на Кубани Общество - 17 февраля 2023 - Новости Санкт-Петербурга -
Кутья на поминки из риса с изюмом: поминальный рецепт, как сварить Использование кутьи на похоронах подчеркивает важность сохранения связи с умершими и уходящими поколениями.

Поминки: традиционный поминальный стол на 9 и 40 день

поминальная кутья. Что согласно священной сути символизирует кутья на поминках. Православные похороны или чин погребения — это служба, которая проводится на третий день после телесной смерти человека. Если осталась кутья, ею следует помянуть умершего или скормить животным. Мэр Благовещенска Олег Имамеев похвалил рекламу с кутьей и могильными плитами о мерах против COVID-19. Традиционно кутью варят сладкой из риса с добавлением изюма, вишен или других ягод и фруктов. Денег на похороны никто не давал, так даже на гроб доски с полатей брали, но все равно собрали путем.

Как похоронить и поминать своего близкого?

Если на похоронах присутствует священник, то он идет впереди гроба как духовный пастырь. На поминках использовались архаические виды пищи – кутья, каша, блины, которые отличались древним происхождением и простотой приготовления. Оберег, который необходимо поставить на себя на похоронах Находясь на похоронах, прочитайте про себя следующий заговор: Земля-мать, железо драть, Врагам ногти содрать. Кутья на похоронах также символизирует взаимность и помощь между живыми и умершими душами. Одним из блюд поминальной трапезы становится кутья — каша, которую готовят из цельных зерен пшеницы, ячменя, риса или другой крупы. Была на похоронах и была крайне удивлена усобшая была неверующий человек, но ей к рукам положили икону правильно ли?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий