Это был знаковый момент в истории Стамбула и Турции, когда 24 июля 2020 года собор Святой Софии отказался от своего статуса музея и был восстановлен в своей былой славе как Большая мечеть Айя-София. Превращение здания Айя-Софии из мечети в музей стало важным символом примирения православия и ислама внутри Турецкой Республики. Власти Турции будут взимать плату с иностранных туристов за вход в мечеть Айя-София в Стамбуле, правило начнет действовать с 15 января следующего года, заявил глава Минкультуры и туризма республики Мехмет Нури Эрсой.
Комментарии →
- В Стамбуле отреставрируют мечеть Айя-София
- САМЫЙ ПРОСТОЙ СПОСОБ ПОМОЧЬ 34travel
- Ваше мнение будет высоко оценено!
- Собор Айя-София в Стамбуле стал мечетью: сегодня там прошел первый намаз
- Первый за 86 лет намаз в соборе Святой Софии. Фотографии
Без учета мнения других стран
- В Стамбуле увеличивают сейсмоустойчивость мечети Айя-София
- В РПЦ назвали превращение Айя-Софии в мечеть «пощечиной христианству»
- Минтуризма Турции: посещение Айя-Софии не будет ограничено на время реставрации
- Собор Айя-София в Стамбуле: тайны, мистика, история, советы туристу
Мечеть Айя-София: фото, история, время работы
Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле будет платным для иностранных туристов с 15 января 2024 года, сообщил министр культуры и туризма Турции Мехмет Нури Эрсой. Решение турецких властей о присвоении собору Святой Софии в Стамбуле статуса мечети может "повлиять на ход истории" и не служит укреплению мира и межрелигиозной гармонии. Посещение всемирно известной стамбульской мечети Айя-София (собор Святой Софии) иностранными туристами с 15 января станет платным. Айя-София находится в историческом центре Стамбула, в районе Султанахмет. С 15 января 2024 года посещение мечети Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранцев, сообщил министр культуры и туризма Турции Мехмет Нури Эрсой. Айя-София (Hagia Sophia).
В печатном номере
- Многие туристы задаются этими вопросами, планируя самостоятельные туры в Стамбул.
- Музей Айя-София в Стамбуле: интересные факты и рекомендации по посещению
- В РПЦ назвали превращение Айя-Софии в мечеть «пощечиной христианству»
- Собор Святой Софии (Константинополь) — Википедия
- В РПЦ назвали превращение Айя-Софии в мечеть «пощечиной христианству»
- Собор Святой Софии в Турции снова стал мечетью
От Константина до Эрдогана. История музея Айя-София, который вновь хотят сделать мечетью
И в Айя-Софии, и в Голубой мечети в открытые для посещения часы всегда было много людей. Мечеть Айя-София – это не только всем известное надземное строение, но и фантастически обширная подземная часть, которая изучена мало и окутана множеством тайн. После решения Реджепа Тайипа Эрдогана переделать собор Святой Софии из музея в мечеть против выступили многие западные лидеры, включая Дональда Трампа. Превращение Айя-Софии в мечеть настроит христиан против ислама? Посещение мечети Айя-София (собор Святой Софии) в Стамбуле для иностранных туристов станет платным с 2024 года, заявил министр культуры и туризма Турции Мехмет Нури Эрсой. По его словам, которые приводит РИА Новости, новое правило начнет действовать с 15 января. Это был знаковый момент в истории Стамбула и Турции, когда 24 июля 2020 года собор Святой Софии отказался от своего статуса музея и был восстановлен в своей былой славе как Большая мечеть Айя-София.
В Турции открыли восстановленное при мечети Айя-София медресе
В 2007 году ряд влиятельных американских предпринимателей и политиков возглавили движение за возвращение первоначального статуса Святой Софии [50] — «Совет по освобождению Святой Софии» англ. Free Agia Sophia Council [51]. На общественных слушаниях комитета по правам человека Конгресса США англ. Неприемлемо позволять далее такое открытое неуважение к православному христианству, да и всему христианству» [52]. По мнению историка А. Соколова , здесь явно усматривается греческое влияние в США [53]. Президент международного движения «Совет по освобождению Святой Софии» Крис Спиру [54] в апреле 2009 года сказал в интервью российской газете « Завтра » [55] : Мы стремимся, чтобы собор Святой Софии Премудрости Божией снова занял подобающее ему место как храм, священный для всего христианства, как мать всех церквей, как царственный храм православия — чем он и был до захвата турками-османами в 1453 году.
Всё дело в том, что Святая София никогда не была мечетью и никогда не была музеем. Она всегда была христианским храмом, переделанным в мечеть султана-завоевателя, а затем и в музей. Считаю обязательным возвращение этого храма к своему первоначальному предназначению. В 2016 году во время Рамадана в соборе Святой Софии происходили чтения Корана , которые транслировались в прямом эфире одного из турецких телеканалов. Это вызвало крайне негативную реакцию министерства иностранных дел Греции [56]. В марте 2019 года стало известно, что власти Турции могут изменить статус собора Святой Софии, чтобы его смогли посещать бесплатно.
Туристы всех вероисповеданий сейчас могут бесплатно заходить в Голубую мечеть, которая расположена по соседству. Со Святой Софией можно сделать аналогично» [58]. В этот же день президент Турции Тайип Эрдоган подписал указ о превращении Айи-Софии в мечеть [4] [60]. Всемирный совет церквей призвал Эрдогана пересмотреть решение по Святой Софии [68]. Намаз совершил также сам Реджеп Тайип Эрдоган. Изображения христианских святых на время намаза были закрыты тканью.
Молящиеся разместились как внутри здания, так и на территории перед ним [69]. Это базилика с четырёхугольным средокрестием , увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня [70]. Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 31 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола [71]. Купол состоит из сорока радиальных арок; в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна их также 40 , благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса [72].
Купол связан с перекрываемым прямоугольным в плане пространством с помощью сферических треугольников — парусов, — которые в дальнейшем получили большое распространение в мировой архитектуре [71]. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой , глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод , содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы , впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесённый галереей с колоннами. Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых порфировыми и малахитовыми колоннами , вывезенными из храмов Малой Азии и Египта [71] ; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея , а ещё выше — громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах. Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью мозаики на золотом полу, 8 зелёных яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе. Стены храма также были полностью покрыты мозаиками как сюжетные композиции, так и орнаменты.
Благодаря своей величественной архитектуре и убранству главное святилище всего государства внушало мысль о мощи Византийской империи и церкви. Этому служили и размеры храма, рассчитанного на многотысячные людские толпы, и роскошь отделки интерьера цветным мрамором и декоративной мозаикой, и великолепие церемоний, происходивших в храме. Именно в здании нового типа, в купольной базилике св. Софии, наиболее последовательно выражены характерные для византийского искусства VI в. В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери , и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы.
На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити , оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей см. Мозаичный цикл[ править править код ] Значительное число мозаик Святой Софии было выполнено во времена императора Юстиниана в VI веке. Все сохранившиеся мозаики этого периода являются орнаментальными и расположены в нартексе , нефах , галереях и главной арке [74]. Сохранившиеся мозаики с изображением человеческих фигур и ангелов были созданы после окончания иконоборчества. Эти мозаики представляют собой пример византийского монументального искусства и были выполнены с середины IX века по XIV век.
Мозаики апсиды и вимы[ править править код ] Мозаичное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом Христом в апсиде Самыми первыми мозаиками македонской монументальной живописи являются мозаики апсиды и примыкающей к ней вимы. Манера исполнения этих мозаик роднит их с живописью VII века [75]. В апсиде помещено тронное изображение Богородицы , держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела [76] сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом. По краю конхи была помещена греческая надпись почти полностью утрачена со следующим текстом: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили» [77]. Эти мозаики были раскрыты в 1935—1939 годах.
Русский паломник Антоний Новгородский , посетивший Константинополь около 1200 года, сообщал, что мозаика апсиды была создана в IX веке иконописцем Лазарем , пострадавшим в период иконоборчества, но после Торжества Православия получившим широкое признание. Хокинс в 1965 году [78] , хотя ранее Манго относил эти мозаики к более позднему времени до XI века [79]. По мнению Манго и Хокинса 1965 год эти мозаики были выполнены в 867 году. Академик Виктор Лазарев также датировал мозаику с изображением Богородицы IX веком и так характеризовал её [77] : Архангел Гавриил мозаика свода вимы Вместо того чтобы подчинить фигуру плоскости, мозаичист располагает её так, как будто она выступает из золотого фона. В подобной трактовке живо чувствуются пережитки того античного понимания формы, которое можно было бы назвать статуарным. И столь же сильны античные отголоски в прекрасном, полном женственности лике Марии.
Мягкий овал, правильной формы нос, сочные губы — всё придаёт ему земной характер. Но в то же время он подкупает своей одухотворённостью. Не менее высоко он оценил мозаику с архангелом Гавриилом на южном своде вимы: он считал, что «рядом с никейскими ангелами этот изумительный образ представляет одно из высших воплощений византийского гения» и датировал эту мозаику IX веком. Отмечают, что мозаичист передал в изображении порывистую духовную силу, но пропорции изображения являются вытянутыми и теряются правильные очертания изображения [75]. На мозаике левое плечо архангела, чуть меньше половины ореола, верхняя часть обоих крыльев и вершина посоха не сохранились [80]. Мозаики в помещении над южным вестибюлем[ править править код ] К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора.
Входная стена была украшена деисусом фигура Иоанна Крестителя не сохранилась. На своде были помещены 12 фигур, из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль , первомученик Стефан в позе оранта и император Константин. В люнетах боковых стен помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа , Тарасия , Никифора и Мефодия.
В соседней с Турцией Греции туркам пригрозили серьезным «эмоциональным разрывом» с христианскими странами. Особенно популярно оно у сторонников действующего президента. Смена статуса собора — вопрос, вписывающийся в общую политическую повестку эрдогановской Турции: последние много лет президент держит курс на турецкий национализм и консервативный ислам.
Параллельно с исламизацией Эрдоган укрепляет свою личную власть, сдвигая турецкий режим от демократического к авторитарному. Есть здесь и противопоставление Западу: по словам турецкого лидера, сегодняшний маневр — в том числе ответ на действия США в поддержку Израиля. Критики указывают на то, что противоречивый для международных партнеров шаг — способ главы государства удержать электорат. По результатам соцопроса фирмы Metropoll выяснилось, что 44 процента турецких избирателей считают: решение о смене статуса власти вынесли на повестку дня, чтобы отвлечь их от экономических проблем.
Для Ататюрка София тоже стала символом — новой секулярной просвещенной Турции, источника знаний для человечества. Ну а для Эрдогана — символом того, что с Турцией в мире вынуждены считаться, в частности потому, что сказать миру против очередного превращения Софии по букве турецкого закона в общем-то нечего. Два грека — математик Анфимий из Тралл и архитектор Исидор из Милета — придумали грандиозное сооружение, огромный купол которого так изящно покоился на двух полукуполах, что здание, несмотря на гигантский объем, казалось невесомым. Она так впечатлила крестоносцев, что 12 апреля 1204 года они захватили Константинополь и всё из нее вынесли. Свидетель описывал , как Мехмед «придя на площадь у великой церкви, сошел с коня, и пал ниц на землю, взял горсть земли и посыпал голову, благодаря Бога.
И подивился этому огромному зданию, так сказав: "Воистину люди эти были и ушли, а иных после них, им подобных, не будет". Зато он его почти и не трогал: переделал михраб, чтобы перенаправить молящихся с востока Иерусалим на юго-восток Мекка , пристроил минарет, еще один минарет пристроил его сын, Баязид II. Возможно, эта реконструкция и спасла Святую Софию, и благодаря ей здание достояло до наших дней. Архитектор Синан по его приказу воздвиг еще два минарета и укрепил здание массивными контрфорсами, а вместо лепившихся к мечети домиков воздвиг султану мавзолей, где тот до сих пор и лежит. На рисунках тех времен, авторства французского художника Гийома Грело 1680 и шведского дипломата Корнелия Лооса 1710 , видно множество мозаик, не сохранившихся до наших дней — грозила им не столько штукатурка, сколько стамбульские землетрясения. Восьмиметровые деревянные щиты с каллиграфическими надписями появились в храме еще позже. Одновременно с этим султан позвал швейцарца Гаспаре Фоссати, прибывшего в 1847 году строить новое здание российского посольства оно и по сей день стоит на Истикляль , отремонтировать осыпающийся мозаичный узор храма. Фоссати, не мудрствуя, прошелся поверх краской, а заодно зарисовал мозаичные иконы, которые он видел во время реставрации. Многие из них осыпались при следующем большом землетрясении и сохранились до наших дней только на этих рисунках.
В общем, София требовала непрестанного ремонта, и турки ей в нем не отказывали. Более того, завоеватели были очарованы Софией настолько, что и стамбульские мечети строили по ее подобию. В этом, несомненно, заслуга великого архитектора Синана, в своих величественных имперских мечетях вновь и вновь повторявшего образ Софии — тот же купол, лежащий на двух полукуполах, то же чувство наполняющего храм изнутри света. Голубая мечеть напротив Айи-Софии была закончена уже после Синана, в 1616 году, — теперь они смотрят друг на друга, и новый стамбульский турист не сразу сможет отличить один купол от другого. Часть мозаики разрушена.
Как именно будет организован вход в мечеть верующих иностранцев и как будет проверяться, с какой целью они пришли в мечеть, на данный момент неизвестно. Министерство сообщило, что для туристов будет организован отдельный вход и выход, они смогут осмотреть галереи мечети на втором этаже, а также мозаики византийской эпохи. Министр культуры и туризма Турции Мехмет Нури Эрсой уверен, что новая схема прохода в мечеть позволит устранить длинные очереди на входе в здание. По словам министра, решение обосновано рекомендацией ЮНЕСКО — организация попросила разработать "план управления посещениями" мечети. С 1 января 2024 года также примерно в полтора раза подорожали билеты в ряд дворцов и музеев Стамбула.
Собор Айя-София в Стамбуле стал мечетью: сегодня там прошел первый намаз
На информационном ресурсе dailystorm. Минина и Д. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство», Межрегиональное общественное объединение — организация «Народная Социальная Инициатива» другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива» , Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа», Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации:,Межрегиональное общественное движение «Артподготовка».
Как в России восстанавливалась Русская церковь после большевиков. Для греков, сербов, итальянцев и армян, которые теперь считают себя турками, превращение в мечеть музея Святой Софии так же важно, как восстановление храма Христа Спасителя для россиян. Собор Святой Софии в Стамбуле - самый известный памятник византийской архитектуры.
Крупнейший христианский храм до постройки собора Святого Петра в Риме. Храм был построен императором Юстинианом I в Константинополе на месте сгоревших христианских храмов. Юстиниан 600 г. Софийский собор был разграблен. Вскоре он был превращен в мечеть Айя-София.
Мехмед II 1500 г. Многие мозаики и фрески были замазаны штукатуркой, так как в исламе запрещено изображение лиц в храмах. Тогда же мозаики и фрески, очищенные от штукатурки, вновь увидели свет.
Патриарх Кирилл формулирует свою позицию предельно жестко : «Угроза Святой Софии — это угроза всей христианской цивилизации, а значит, и нашей духовности и истории». Если взять эту фразу вне контекста, то можно предположить, что речь идет о разрушении, чуть ли не о сносе собора, однако на самом деле речь идет всего-навсего том, что он категорически против того, чтобы в Святой Софии совершался намаз. Тогда возникает другой вопрос: зачем патриарх Кирилл так сгущает краски? Что за «угроза всей христианской цивилизации», если речь идет о мирной молитве в одном отдельно взятом месте в исламской по преимуществу стране? Проблема в том, что в патриархе говорит обида, оскорбленные чувства.
Будучи де-факто главой государственной Церкви, он представить себе не может, что в этой «великой христианской святыне» мусульманин может совершать богослужение, а православному это запрещено. Не стоит забывать, что Турция не Россия. Христиане в ней составляют крохотное и до сих пор гонимое меньшинство. И речи нет о том, чтобы христиане получили равные права с мусульманами. И уж тем более нет речи о том, чтобы христиане открыто молились в Святой Софии, хотя греки в Америке даже создали организацию, которая добивается передачи собора православным. Да и многих межхристианских организаций тоже. Мне странно видеть, как многие восхищаются этой позицией, хотя по сути это манифест радикального секуляризма. Православные христиане встают на секулярную позицию от осознания, что бессильны изменить ситуацию.
Но это оборачивается еще одним признанием собственной слабости. Неужели что-нибудь более убедительное с христианской точки зрения официальные спикеры Православных церквей предложить не могут? Увы, не могут, так как ведут вполне земную борьбу за символический капитал, смириться с потерей которого не могут более 500 лет. Молитва и ее отсутствие Итак, первая позиция сформулирована предельно четко: пусть Святая София остается музеем и только музеем. Если православные там не могут молиться, то и мусульманам пусть будет запрещено. На этой радикально секулярной позиции, как ни странно, стоит большинство христианских консерваторов и фундаменталистов. Но есть проблема.
По словам Эрдогана, вход в мечеть во все дни будет бесплатным, «двери мечети Святой Софии будут открыты для всех». Изображения не являются препятствием для молитвы мусульман, считает Высший совет по делам религий. Однако во время молитвы мозаики с изображениями людей будут заслоняться экранами и будут затемнены соответствующими методами. Но ничего из убранства не будут удалять или переносить в другое место. Мы считаем, что оказали важную услугу нашему народу, вновь открыв этот храм — без ущерба для его самобытности как культурного объекта, — и вернув ему статус, соответствующий его предназначению», — цитирует издание Эрдогана. Оппозиционная аналитика Левая оппозиционная газета BirGun, отвечая на вопрос, в чем смысл того, что молитва в соборе Святой Софии начнется именно сейчас, называет несколько причин. Во-первых, правительственный фронт, который хочет вырваться из треугольника экономического, политического и социального кризиса в стране, считает, что он может сместить повестку и отвлечь внимание на дебаты о статусе собора Святой Софии. Вторая цель властей, по мнению издания, состоит в том, чтобы способствовать консолидации общества, создавая напряжение в вопросах, связанных с религией и политикой. Общество воспринимает изменение статуса собора как победу и проявление суверенитета страны. Также этим шагом Эрдоган, по мнению издания, актуализирует напряжение с Грецией, которая считается «историческим врагом» в националистически-консервативном восприятии. События с собором Святой Софии — способ показать свою силу в конфликте с Грецией, связанном с конкуренцией за поиск месторождений нефти и газа в Восточном Средиземноморье. Не секрет, что в последний период «Народный альянс» часто поднимал религиозные дискуссии, создавая раскол на противоположном фронте. До дебатов, касающихся собора Святой Софии, таким поводом для раскола стало широкое обсуждение высказываний президента по делам религий Али Эрбаша против гомосексуалистов. Однако на данный момент события развиваются так, что искусственная повестка, которую должно было создать изменение статуса собора Святой Софии, не оказывает существенного давления на линию оппозиции. Один из турецких аналитиков, доктор Азак, в своем интервью назвал изменение статуса собора Святой Софии «ответом на кемалистскую вестернизацию». Ататюрк хотел, чтобы роль ислама не слишком доминировала в национальной идентичности, которую пытались тогда сформировать для граждан Республики. Согласно кемалистскому национализму и секуляризму, реформа в религии необходима для построения новой национальной идентичности. Так что могло быть источником этой гордости? Следовало ответить на вопрос: почему турки великая нация? В то время писатель Нихат Сами Банарлы объясняет важность собора Святой Софии так: «Нам нужен Фатих Султан Мехмед как национальный герой — только такие воспоминания вызовут наше чувство национального доверия, в котором мы нуждаемся как в хлебе и воде». Собор Святой Софии находится на перекрестке тюркизма и исламизма — это точка, в которой сходятся эти две идеологии. Самое красивое в турецкой истории то, что когда мы захватывали какую-то территорию, мы превращали священные места в мечети» На данный момент общий курс в стране, особенно экономика, отношения с Западом и, в частности, с Грецией не радуют. В такие времена правители стремятся утвердить свои позиции в мире, повышать лояльность внутри страны, чтобы отвлечь внимание от основных проблем. С точки зрения власти нужна новая победа — но мечта Святой Софии также имеет историческое значение. Тайип Эрдоган, конечно, хотел быть лидером, который осуществил бы эту мечту. С другой стороны, мы знаем, что эта символика очень важна для националистических, консервативных и исламистских групп. Но нельзя быть уверенными, что она имеет такое же значение и для масс.
От Константина до Эрдогана. История музея Айя-София, который вновь хотят сделать мечетью
В Турции решили сделать платным вход в Айя-Софию для иностранцев - МК | Всемирно известный собор Святой Софии в Стамбуле вновь станет мечетью. |
Посещение мечети Айя-София в Стамбуле стало платным для иностранных туристов | Через полвека Айя-Софию включили в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО — и это имеет не только общие культурные, но и архитектурные обоснования. |
Турецкий гамбит: зачем переделывать собор Святой Софии из музея в мечеть | С 15 января Айя София открыла 2 этаж мечети. Вход будет платным для иностранцев и местных жителей. Приглашаю вас посмотреть какие изменения нас ждут. Привет. |
Вход в Айя-Софию в Стамбуле теперь станет платным
Посещение всемирно известной стамбульской мечети Айя-София (собор Святой Софии) иностранными туристами с 15 января станет платным. бывшего патриаршего православного собора, ранее называвшегося собором Святой Софии, сообщает во вторник агентство "Анадолу". Президент Турции принял участие в открытии восстановленного медресе имени Фатиха при мечети Айя-София в Стамбуле. В соцсетях были опубликованы снимки, указывающие на возможные акты вандализма в мечети Айя-София, в которую превратили древний собор Святой Софии в Стамбуле. Елена, все эти места я тоже посетила, айя софия, холм пьер лоти, принцевы острова бююкад.
Вход в Айя-Софию в Стамбуле теперь станет платным
Верующие и туристы смогут посещать мечеть Айя-София без ограничений во время работ по реставрации, сообщили РИА Новости в министерстве туризма Турции. Михраб в Айе Софии, который приспособили здесь после обращения в мечеть, сдвинут от главной оси, для того, чтобы четко указывать на Мекку. Это был знаковый момент в истории Стамбула и Турции, когда 24 июля 2020 года собор Святой Софии отказался от своего статуса музея и был восстановлен в своей былой славе как Большая мечеть Айя-София.
В РПЦ назвали превращение Айя-Софии в мечеть «пощечиной христианству»
Межпарламентская ассамблея православия объединяет политиков из 20 стран, представленных парламентскими делегациями, в которые входят православные депутаты. Штаб-квартира секретариата МАП находится в Афинах.
Возраст Айя-Софии составляет 1486 лет, последний раз комплексная реставрация проводилась в 1848-1850 годах. После захвата Константинополя в 1453 году собор был обращен в мечеть, в 1935 получил статус музея, а в 2020 снова стал мечетью. Долгое время был крупнейшим христианским храмом.
Это удар по мировому Православию, ибо для всех православных христиан по всему миру храм Святой Софии — это такой же символ, как для католиков — собор святого Петра в Риме.
Этот храм был построен в VI веке и посвящен Христу Спасителю, и для нас он остается храмом, посвященным Спасителю. И потому мы с большим сожалением воспринимаем принятое сегодня решение. Было заявление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который напомнил о том, сколь много этот храм значит для Русской Православной Церкви. Именно присутствуя на богослужении в Святой Софии, послы князя Владимира ощутили, что не знают, где находятся — на небе или на земле. Вернувшись в Киев, они рассказали о том, что видели и слышали, князю Владимиру — таким образом, сделанный Владимиром исторический выбор непосредственно связан с посещением его послами храма Святой Софии.
Можно сказать, что принятие Русью христианства, предопределившее всю ее историю, имеет связь именно с этим храмом, и он является для нас важным символом. В Святой Софии до сих пор чудом сохранились фрагменты древних мозаик и, конечно, многие задаются вопросом: что произойдет с ними? Как известно, когда этот храм впервые превратили в мечеть, большинство мозаичных изображений было сбито молотками, и лишь небольшая часть из них сохранилась под штукатуркой. Так что же будет с этими мозаиками — их собьют, их замажут штукатуркой либо каким-то иным образом скроют от глаз тех мусульман, которые будут молиться в этом месте?
Данные за прошлый год пока не обнародованы. В прошлом году в Айя-Софии начались реставрационные работы. Внутри были установлены камеры видеонаблюдения, противопожарная система и система оповещения о чрезвычайных ситуациях. Специалисты провели работы по очистке и консервации мраморных покрытий и деревянных перил галерейного этажа, того самого, что теперь открыт для туристов. Кроме того, ведутся работы по укреплению здания с целью защиты от возможного мощного землетрясения. Планируется очистка внешнего фасада, минаретов.
Как ожидается, реставрация продлится три года. Власти Турции рассчитывают, чтоплата за вход в Айя-Софию решитпроблему длинных очередей. Возможно, это стало одной из причин, по которой власти Турции решили сделать вход в храм-музей платным. Впрочем, идея эта не нова, к такому способу получения финансирования прибегают во многих странах мира. Так, вход в собор Святого Петра в Риме Ватикане , в общем-то, является бесплатным, но для того, чтобы попасть внутрь, необходимо отстоять огромную очередь. А можно купить билет за 25 евро , по которому предоставляется право на приоритетный проход. Но даже если удастся пройти бесплатно в сам собор, все равно придется купить билет около 10 евро для подъема на смотровую площадку, если такое желание возникнет.