Новости московское восстание при иване грозном

19 марта 1611 года в Москве вспыхнуло восстание против поляков. Как вскоре выяснилось — преждевременное. Московское восстание 1547 года, антифеодальное восстание горожан в Русском гос-ве. В 1604 году в поход на Москву двинулся Лжедмитрий I – Григорий Отрепьев, выдававший себя за сына царя Ивана IV Грозного. Появление самозванца совпало с моментом крайнего ослабления власти Годунова. Еще одним свидетельством крайне напряженной обстановки в стране после смерти Ивана Грозного стало восстание в Угличе, случившееся сразу после трагической кончины малолетнего царевича Дмитрия 15 (25) мая 1591 года. Последствия. Иван Грозный никогда не скрывал, что пожар и последующее восстание произвели на него большое впечатление.

Московская резня 1611 г. Как впервые была сказана фраза «шапками закидаем»

Московское восстание (1547) — Рувики При Иване Грозном Русское царство включило в свой состав Казанское и Астраханское княжество, что видно на карте.
Московская резня 1611 г. Как впервые была сказана фраза «шапками закидаем» «черных лю лей» и правительство было бессильно подавить восстание», вероятно 29 июня огромные толпы московских посадских людей («многая люди, чернь», «многие люди черные») направились в подмосковное село Воробьево, где в это время находился Иван Грозный.
Ответы : Когда и где вы слышали о Милославском ,кто это и где был ? Study with Quizlet and memorize flashcards containing terms like Когда умер В3, Ивану Грозному было три года, 1534-1538 к власти приходит Елена Глинская, Мятеж Андрея Старецкого (мл брат В3, дядя Ивана) and more.
Хованщина: как стрельцы и князь Хованский пытались захватить власть - Новость по истории России Когда же Иван Грозный скончался, то Годунов с 1585 по 1598 год руководил правительством.

Дмитрий Хворостинин

Ответы : Когда и где вы слышали о Милославском ,кто это и где был ? Террор Ивана Грозного и жертвы опричнины. Исследователи до сих пор не могут установить точную численность людей, ставших жертвами политики опричнины и террора, развернувшегося в стране при Иване Грозном.
Московское восстание - фото сборник К 70-м годам XVI века противостояние русских князей и крымских ханов длилось уже несколько десятков лет. В 1571 году во время очередного набега на южнорусски.
Царская Москва во второй половине XVI в.-2 Восстание при иване 4. Иван Грозный пожар в Москве 1547.
Ровно 340 лет назад в Москве начался стрелецкий бунт и короткая эпоха хованщины Московское восстание 1547 года и его последствия для развития государства.

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе.

В 1604 году в поход на Москву двинулся Лжедмитрий I – Григорий Отрепьев, выдававший себя за сына царя Ивана IV Грозного. волнения средних и низших слоёв городского населения, произошедшие в Москве после засухи и пожаров 1547 года. Портрет Ивана Грозного, 1672 год. Основной причиной народных бунтов при Иване Грозном было глубокое недовольство населения политическим и социально-экономическим положением. Московское восстание (1547) — «Восстание в Москве в 1547 году».

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе.

Краткий курс истории. Хованщина Главная» Новости» Восстание в Москве г.
Московская резня 1611 г. Как впервые была сказана фраза «шапками закидаем» Реформы Ивана Грозного.
Правление Ивана Грозного Московское восстание 1547, антифеодальное городское восстание в Русском государстве.
1547 год. Венчание на царство Ивана IV Васильевича. Восстание и пожар в Москве восстание, поляки Герой Московского восстания князь Дмитрий Михайлович Пожарково-Стародубский.

Московское восстание.

В ней зимой 1613 года отряд поляков направляется в Кострому, чтобы убить Михаила Романова, избранного Земским собором на царство. Документов, подтверждающих именно такой ход событий, не существует. Чем закончилась Смута? Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года. Картина Григория Угрюмова. До 1800 года Государственный Русский музей Завершение Смутного времени трудно свести к одной дате или году. Ключевых событий, ознаменовавших завершение Смуты, было несколько. Едва ли не самое главное из них — единодушное избрание Земским собором в Москве нового царя, Михаила Федоровича Романова, и венчание его на царство шапкой Мономаха летом 1613 года в Успенском соборе Кремля. Это утвердило в России новую правящую династию, принятую абсолютным большинством подданных, и положило конец гражданской войне. Конец иностранной интервенции — а военные действия на территории России продолжались и после избрания нового царя — наступил в 1619 году благодаря двум мирным соглашениям: упомянутому Деулинскому перемирию с Речью Посполитой и Столбовскому миру со Шведским королевством. Но, несмотря на избрание царем Михаила Федоровича, Сигизмунд III отказывался считать решения Земского собора легитимными: в его руках находилась грамота Боярской думы, выданная тремя годами ранее, в 1610 году, с предложением занять трон его сыну, королевичу Владиславу.

Точка в этом споре была поставлена только в 1634 году на переговорах в Полянове, когда Владислав, ставший к тому моменту уже королем Владиславом IV Вазой, получил от Москвы отступные в виде 20 000 рублей серебром и официально отказался от претензий на московский трон. Кем были друг другу татары и монголы? Почему Орда «золотая»? Кто такой этот Патрик? Он действительно существовал? Что такое Тибет? Это горы? Это часть Китая или отдельная страна? Едят ли в Корее корейскую морковку и собак? Используют ли корейцы иероглифы и верят ли в Будду?

Изображения: Минин и Пожарский. Картина Михаила Скотти.

По мнению Шмидта, расправа над участниками июньского восстания не была суровой, поскольку «политическая ситуация лета 1547 года никак не подходила для совершения массовых казней» [16]. В тот период в ближайшем кругу Ивана IV появился священник Сильвестр , убедивший государя, что пожары — гнев Божий, обрушившийся на Ивана за его неправедные поступки [17] [18]. Впоследствии Грозный вспоминал об июньских событиях: «И от сего бо вниде страх в душу мою и трепет в кости моя» [3]. Московское восстание привело к падению рода Глинских и стремлению молодого царя укрепить абсолютную власть. Историк Александр Зимин считает, что, воспользовавшись волнениями 1547 года, из Москвы бежал религиозный вольнодумец Феодосий Косой с приспешниками [19] [20].

Эту догадку поддержал другой историк, Александр Клибанов [21]. Участники [ править править код ] Вопрос об участниках городских волнений 1547 года вызывает споры между исследователями. Письменные источники эпохи правления Ивана IV менялись в зависимости от периода.

Он обладал феноменальной памятью и был эрудитом в вопросах богословия.

Иван Грозный — автор многочисленных посланий в том числе писем к бежавшему из России Андрею Курбскому , автор музыки и текста православной службы праздника Владимирской Богоматери и канона Архангелу Михаилу. Жены и дети Грозного царя Иван Грозный понимал, что в приступах гнева он творит неоправданные и бессмысленные жестокости. У царя были периоды не только звериной жестокости, но и горького раскаяния. Тогда он начинал много молиться, класть тысячи земных поклонов, надевал на себя черные монашеские одежды, отказывался от пищи и вина.

Но время религиозного покаяния опять сменялось страшными приступами ярости и гнева. Во время одного из таких приступов 9 ноября 1582 года в Александровской слободе своей загородной резиденции царь случайно убил своего любимого сына — взрослого и женатого Ивана Ивановича, попав посохом с железным наконечником ему в висок. Смерть наследника престола повергла Ивана Грозного в отчаяние, поскольку другой его сын — Федор Иванович — был мало способен управлять страной. Иван Грозный отправил в монастыри большие вклады деньги и подарки на помин души сына, а сам хотел уйти в монастырь, но льстивые бояре отговорили его.

В свой первый из семи брак царь вступил 13 февраля 1547 года — с неродовитой и незнатной дворянкой Анастасией Романовной, дочерью Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина. С ней Иван IV прожил 13 лет. Жена Анастасия родила Ивану трех сыновей не умерших в младенчестве — Федора Ивановича будущего царя , Ивана Ивановича убитого Иваном Грозным и Дмитрия погибшего в отрочестве в городе Углич — и трех дочерей, дав начало новой царской династии — Романовых. Самый первый умерший в младенчестве сын Дмитрий родился у жены царя Анастасии тотчас после взятия Казани в 1552 году.

Иван Грозный дал клятву в случае своей победы совершить паломничество в Кириллов монастырь на Белоозере и взял в путешествие новорожденного младенца. Родня царевича Дмитрия со стороны матери — бояре Романовы — сопровождали Ивана Грозного в этом путешествии. И где бы ни появлялась нянька с царевичем на руках, ее всегда поддерживали под руки двое бояр Романовых. Царская семья путешествовала на богомолье в стругах — деревянных плоскодонных суднах, на которых были и паруса, и весла.

Однажды бояре вместе с кормилицей и младенцем вступили на шаткие сходни струга и все тут же упали в воду. Младенец Дмитрий в воде захлебнулся, откачать его так и не удалось. Второй женой царя была дочь кабардинского князя Мария Темрюковна. Третья жена — Марфа Собакина , умершая совершенно неожиданно через три недели после свадьбы.

Скорее всего, царь ее отравил, хотя он клялся, что новая жена была отравлена еще до свадьбы. По церковным правилам жениться более трех раз на Руси запрещалось всякому человеку, в том числе и царю. Тогда в мае 1572 года был созван специальный церковный собор, чтобы разрешить Ивану Грозному «законный» четвертый брак — с Анной Колтовской. Однако в том же году, вскоре после свадьбы, она была пострижена в монахини.

Пятой женой царя стала в 1575 году Анна Васильчикова , умершая в 1579 году. Последний, седьмой брак был заключен осенью 1580 года с Марией Федоровной Нагой. Он-то и должен был стать следующим после Ивана Грозного царем. Если бы царевич Дмитрий не погиб мальчиком, возможно, не было бы на Руси так называемого Смутного времени.

Но, как говорится, история не терпит сослагательных наклонений. Колдуны Ивана Грозного В Московской Руси иноземных докторов долгое время принимали за колдунов-чернокнижников, способных знать будущее. И, надо сказать, на то были все основания. При лечении больного иностранные врачи тогда непременно «сверялись» со звездами, составляли астрологические гороскопы , по которым и определяли, выздоровеет больной или умрет.

Одним из таких докторов-астрологов являлся личный врач царя Ивана Грозного Бомелий Элизиус , происходивший родом из Голландии или Бельгии. Бомелий прибыл в Россию искать денег и счастья и скоро нашел доступ к царю, который сделал его своим личным «дохтуром». В Москве Элизиус стал зваться — Елисей Бомелий. Русский летописец весьма нелицеприятно писал о Бомелии: «К царю немцы прислали немчина лютого волхва, нарицаемого Елисей, и быть ему...

Этот «дохтур Елисей», которого в народе считали «лютым волхвом и еретиком», преднамеренно выдавал себя за кудесника колдуна. Заметив в царе страх и подозрительность к окружавшим, Бомелий всячески старался поддержать в Грозном это болезненное расположение духа. Бомелий часто давал царю советы по многим политическим вопросам и своими наветами погубил немало бояр. По заданию Ивана Грозного Бомелий изготавливал яды, от которых потом в страшных мучениях погибали на царских пирах заподозренные в измене бояре.

Причем «лютый волхв» Бомелий составлял ядовитые зелья с таким искусством, что, как говорят, отравляемый умирал в точно назначенное царем время. Доктором-отравителем прослужил Бомелий царю более двадцати лет. Но, в конце концов, он сам был заподозрен в сговоре с польским королем Стефаном Баторием , и летом 1575 года по приказу Грозного был, по преданию, зажарен живым на огромном вертеле. Надо сказать, всякие предсказатели, волхвы, колдуны не переводились при дворе царя вплоть до самой его смерти.

Более того, насколько известно, в этот поход хан не брал с собой артиллерию, значит ни о какой осаде речи и быть не могло. Заручившись поддержкой турецкого султана и получив отряды янычар, Девлет Гирей двинулся на города Козельск и Болхов. По дороге от перебежчиков с русской стороны он узнал новости о том, что в Москве остался лишь малочисленный гарнизон, а все войска переброшены на фронт Ливонской войны. Кроме ценных сведений, перебежчики обещали провести крымско-татарское войско через тайные речные броды и вывести прямиком к незащищенной столице.

Недолго думая, хан принял предложение, ведь взятие Москвы развязывало бы ему руки и делало мечту о новой Орде вполне осязаемой. До сих пор не ясна настоящая роль этих перебежчиков. Возможно, изначально их целью было заманить татар в западню, однако Девлет Гирей смог обойти стоящее у Оки крупное московское войско во главе с Иваном Бельским и двинулся на столицу. Узнав об этом, русский воевода поспешил наперерез татарам, однако встретить их смог только у стен города.

В завязавшейся жестокой сечи воевода получил тяжелое ранение, а впоследствии задохнулся в собственном доме во время пожара. Сам Иван Грозный, узнав о приближении хана, бежал в Ростов. Поскольку никаких средств вести осаду у Девлет Гирея не было, зато в избытке имелись сведения о приближающемся русском войске, он приказал поджечь предместья Москвы. Огонь в считанные минуты охватил деревянные постройки.

Пожар 24 мая 1571 года считается одним из самых сильных столичных пожаров. По свидетельствам очевидцев, огонь уничтожил город буквально в считанные часы, поскольку погода стояла сухая и ветреная. В огне гибли не только местные жители и наводнившие Москву беженцы, но и сами татары, грабившие церкви и усадьбы.

Смутное время в истории России

Иван Басманов, воевода, возглавивший правительственные войска, был убит в бою. Вторжение в пределы России из Польши самозванца Лжедмитрия I беглый монах Григорий Богданович Отрепьев Появление самозванства — незаконного присвоения чужого имени в политических или корыстных целях; Начало Смуты, массовое вхождение крестьян, горожан, казаков в отряды Лжедмитрия I; Рассылка «прелестных грамот»; Юг и юго-запад страны охватило народное движение. Разгром Лжедмитрия I под Добрыничами Самозванец был вынужден отступить в Путивль, ставший его главной базой до нового похода на Москву; Разгром ослабил позиции Лжедмитрия I и заставил его изменить тактику; Лжедмитрий спасся и собрал новое войско, вскоре почти все города юга и юго-запада признали его власть. Басманов и В. Голицын — царские воеводы, разгромившие войско Лжедмитрия I. Власть в стране перешла к Фёдору Борисовичу Годунову, который не пользовался поддержкой населения; Лжедмитрий I, воспользовавшись этим обстоятельством, начал новый поход на Москву; К самозванцу присоединились правительственные войска воевод В. Голицына и П. Восстание в Москве — свержение Фёдора Годунова Убийство Фёдора и его матери Марии, его сестру Ксению, постригли в монахини; Династия Годуновых прекратила своё существование; Патриарха Иова увезли в один из дальних монастырей. Князь В. Голицын и князь Василий Мосальский — организаторы мятежа.

Венчание Лжедмитрия I на царство Пожалование землями и деньгами служилых людей и польских наёмников, освобождение от зависимости ряда категорий крестьян и холопов; Возвращение из ссылки князей Бельских, Нагих, бояр Романовых, Головиных и других; Осложнение отношений с Польшей, перед которой Лжедмитрий I имел обязательства, но не спешил их выполнять. Игнатий 1605—1606 — рязанский митрополит, новый московский патриарх; П. Басманов — главный воевода самозванца. Заговор и убийство Лжедмитрия I Марину Мнишек и ее отца арестовали и выслали в Ярославль; Убийство Лжедмитрия I привело к началу нового политического кризиса в стране; Перебито множество поляков, прибывших на свадьбу Лжедмитрия I и Марии Мнишек.

Но это не идет ни в какое сравнение с Великим пожаром конца июня. Тогда и возникло выражение, что от копеечной свечи Москва сгорела.

Вроде как действительно пожар начался со свечки. Ситуация усугублялась сильным ветром, который разносил пламя. Храм на Воробьевых горах. Картинки Храм на Воробьевых горах. Почти центр в наше время После пожара он вернулся в Кремль, отслужил молебен, Однако это не спасло от восстания. Люди требовали выдать им Глинских, некоторых из них убили.

Причем над самим царем нависла вполне реальная угроза расправы.

Матвеев, другие бояре и патриарх Иоаким, которые вывели им Ивана и Петра. Матвеев и патриарх спустились с крыльца и стали уговаривать толпу разойтись. Им почти удалось успокоить бунтовщиков, но тут в дело вмешался князь М. Долгорукий, который стал угрожать стрельцам и приказал им возвращаться в свои слободы. Стрельцы сбросили его с крыльца на копья и изрубили бердышами. Затем толпа разъярённых мятежников расправилась с Матвеевым, после чего ворвалась во дворец, разыскивая и убивая Нарышкиных. В последующие три дня в Москве повстанцы казнили многих руководителей приказов и видных военачальников. Милославской, вторым — Петра I , но фактически управлять страной стала царевна Софья на правах регента над несовершеннолетними царями.

Князь Хованский также стремился стать регентом. Однако Софья, желая избавиться от сильного соперника, в сентябре 1682 г.

Интересно, что под началом Хворостинина постигал основы военного мастерства будущий покоритель Сибири Ермак Тимофеевич. В частности, он участвовал в походе на Литву, когда Хворостинин разгромил шведское войско опытного Понтуса Делагарди. Несмотря на козни высокородных бояр, Хворостинин каждый раз преодолевал опалу. И после смерти Грозного он продолжил громить татар, ногайцев и шведов во главе русского войска.

Благодаря его победам уже при царе Федоре шведы вернули нам Ивангород, Копорье и Ям. В конце жизни гениальный воевода принял постриг под именем инока Дионисия и тихо отошел в мир иной в Троице-Сергиевой Лавре. Несмотря на определенную архаичность тогдашнего русского войска и козни конкурентов, Хворостинин смог доказать, что русские могут побеждать и грозных степняков, и лучших воинов Европы.

Какой урок получил Иван 4 во время Московского пожара и восстания 1547 году?

Современники говорили о нём как о способном и дальновидном стратеге и прекрасном дипломате. Годунову не хватало одного — короны. И он получил её в 46 лет. Сперва в Угличе при странных обстоятельствах то ли убили, то ли несчастный случай скончался самый младший, хоть и неузаконенный сын Грозного — царевич Дмитрий, последний наследник династии Рюриковичей. А вскоре умер и болезненный царь Фёдор Иоаннович. Царь был женат на сестре Годунова. Со смертью Фёдора Иоанновича мужская ветвь Рюриковичей пресеклась. Стране нужен был новый царь. У Годунова были сильные политические противники в подковёрной борьбе, но он блестяще их устранил.

Одних сослал, других купил или заручился поддержкой. В 1598 году на Земском соборе царём выбрали Бориса Годунова. У него был сын, умный и образованный юноша. Годунов основал династию, которая могла править столетиями. Если бы всё не испортил вулкан в далёком Перу. Между вулканом и Москвой около 13 тысяч километров. Вряд ли кто-то в Московском государстве в XVII веке знал о существовании Перу, не говоря уже о существовании этого перуанского вулкана. Девятнадцатого февраля 1600 года произошло извержение, которое считается одним из сильнейших в истории.

Чумной бунт 1771 года: главные причины начала выступлений Главной причиной бунта стала эпидемия чумы. Власти вовремя не приняли превентивные меры, не смогли сдержать эпидемию, в результате тысячи людей погибли. В городе началась паника. Из-за болезни умирало так много людей, что их тела не успевали сжигать, трупы могли лежать в домах по 3-4 дня. Народ страдал не только от чумы, но и от голода, безработицы, он находился в постоянном страхе.

Все это привело к тому, что появились люди, призывающие к бунту. Повод к восстанию 1771 года В народе появился слух, что чудотворная Боголюбская икона Божией Матери, находящаяся у Варварских ворот Китай-города, помогает исцелению от болезни. Это привело к тому, что к иконе стали приходить толпы людей, они служили молебны и приносили пожертвования. Московский архиепископ Амвросий понимал, что скопление народа приводит к распространению заразы, поэтому он запретил молебны, приказал перенести икону в церковь Кира и Иоанна, а пожертвования опечатать. Но люди не поняли цели действий архиепископа, они решили, что он злонамеренно спрятал икону, а подношения присвоил.

В результате в Москве начался чумной бунт. Девильи Петр Дмитриевич Еропкин, автор неизвестен Чумной бунт 1771 года: основные события 26 15 сентября 1771 года после звона колокольного набата несколько тысяч людей, вооруженных топорами, дубинами, кольями и камнями, собралось у Варварских и Ильинских ворот. Толпа ворвалась в Чудов монастырь в Кремле и разграбила его. На следующий день количество восставших возросло. Часть людей направилась к Донскому монастырю, где скрывался архиепископ.

Монастырь был взят, Амвросия схватили, вывели на публичный допрос и убили.

Размах восстания, однако, был очень велик. Выдача Юрия Глинского оказалась недостаточна для того, чтобы погасить народный гнев. Поэтому убийство Юрия Глинского послужило сигналом к массовой расправе московских "чёрных людей" с "людьми Глинских" как непосредственными проводниками политики "насильства и грабежа", а также к разгрому княжеского двора и захвату имущества Глинских 29. По свидетель- 27 См. Судя по тому, что уже 23 июня, то есть на следующий день после падения, Макарий присутствовал на заседании боярской думы, ушибы его не были тяжёлыми, и за пять дней, к воскресенью 26 июля, Макарий мог оправиться настолько, чтобы принять участие в "обедне", особенно учитывая исключительную остроту политической обстановки. Следует отметить, однако, что обстоятельства убийства Юрия Глинского, описываемые Иваном Грозным в его послании Курбскому, как будто говорят против участия Макария в богослужении в Успенском соборе 26 июня. По словам Ивана Грозного, "народ...

Разрядка моя. Очевидно, упоминая о "митрополичьем месте", Иван Грозный не мог бы не сказать о Макарий, если бы митрополит находился в это время в Успенском соборе. Но если даже оставить открытым вопрос о личном участии Макария в "обедне" в Успенском соборе 26 июня, то общий характер и политическая цель церемонии от этого не меняются. По неясным причинам, "много же и детей боярских незнакомых побита из Северы, называючи их Глинского людми" 30. Реальное содержание рассказа "Царственной книги" о расправах восставших москвичей с людьми Глинских а также с детьми боярскими из Северских городов говорит с очевидностью, что Москва в этот момент превратилась в арену вооружённой борьбы между "чёрными людьми", с одной стороны, и многочисленным населением дворов князей Глинских к которым, повидимому, имели какое-то отношение и "дети боярские из Северы" - с другой. Из анализа рассказа "Царственной книги" о расправах москвичей с людьми Глинских также явствует, что Москва в эти дни фактически находилась во власти "чёрных людей" и правительство было бессильно подавить восстание. Этот момент, характеризующий положение в Москве после убийства Юрия Глинского, весьма важен. Без его учёта нельзя правильно понять такое событие, как поход московских "чёрных людей" в Воробьёво 29 июня.

Поход москвичей в Воробьёво заслуживает не менее пристального внимания, чем события воскресенья 26 июня. До опубликования "Летописца" Никольского источниками сведений о походе 29 июня являлись рассказ о нём в "Царственной книге" да упоминание в послании Ивана Грозного Курбскому. Оба источника, однако, касаются похода в Воробьёво очень кратко и изображают его весьма тенденциозно. Рассказ "Царственной книги" гласит: "А после того убийства на третий день приходиша многие люди чернь скопом ко государю в Воробьёво, глаголюще нелепая, что будто государь хоронит у себя княгиню Анну и князя Михаила, и он бы их выдал им. Царь же и великий князь повеле тех людей имати и казнити; они же мнози разбегошася по иным градом, видяше свою вину, яко безумием своим сие сотвориша" 31. Иван Грозный изображает приход москвичей в Воробьёво как результат изменнических действий боярства: "Нам же тогда живущим во своем селе Воробьеве, и те изменники наустили были народ и нас убити за то, что будто мы князь Юрьеву матерь княжну Анну и брата его князя Михаила у собя хороним от них" 32. Совершенно иной характер носит рассказ "Летописца" Никольского: "В том же времени бысть смятение людем московским: поидоша многые люди черные к Воробьеву и с щиты и з сулицы, яко же к боеви обычаи имяху, по кличю палачя; князь же великый, того не ведая, узрев множество людей, удивися и ужасеся, и обыскав, яко по повелению приидоша, и не учини им в том опалы и положи ту опалу на повелевших кликати" 33. В отличие от "Царственной книги", ограничивающейся указанием на приход "черни" "скопом", и от послания Ивана Грозного, сводящего всё к действиям бояр-изменников, "Летописец" Никольского сообщает данные, проливающие свет на действительный характер похода "чёрных людей" в Воробьёво.

Самое важное из сообщения "Летописца" Никольского то, что "чёрные люди" пришли в Воробьёво в полном походном снаряжении, вооружённые щитами и копьями сулицами , пришли "по повелению", причем были оповещены о "повелении" "по кличу палача". На этой последней детали рассказа "Летописца" Никольского следует остановиться особо. Прямое указание на это имеется в платёжной памяти, которую дал в 1659 г. Функция "бирича", очевидно, была в XVII в. Как отмечает Чичерин, "нанимать дьячка, палача и бирюча" являлось "повинностью земских людей" 35. Правда, ссылаясь на Уложение 1649 г. Уложение действительно особо выделяет "палачей на Москве", предписывая "в палачи на Москве прибирати из вольных людей, и быть им в палачах с поруками; а государево им жалованье давать из государевы казны, из разбойного приказу" 37 , в отличие от "городов", для которых Уложение сохраняет принцип: "палачей выбирать с посадов и с уездов с сох" 38. Но мне представляется, что такого рода выделение Москвы вряд ли имело место в XVI в.

Гораздо вероятнее поэтому полагать, что в XVI в. В пользу такого предположения говорит и то, что Уложение 1649 г. Если теперь сопоставить рассказ "Летописца" Никольского о сборе московских "чёрных людей" "по кличу палача" с рассказом "Продолжения хронографа редакции 1512 г. Призыв к оружию московских "чёрных людей" явился выражением воли московского посада - воли, может быть, вновь сформулированной на вече 40. Какова была цель похода московских "чёрных людей" в Воробьёво? Материал источников чрезвычайно скуден и исчерпывается свидетельством "Царственной книги" подтверждающимся соответствующим заявлением Ивана Грозного в послании Курбскому , что москвичи пришли в Воробьёво потребовать от царя выдачи на расправу Анны и Михаила Глинских. Московские "чёрные люди" были убеждены, "будто государь хоронит у себя княгиню Анну и князя Михаила" 41. Нет оснований подвергать сомнению это свидетельство.

Оно расценивает поход в Воробьёво как своего рода повторение похода "к двору государеву" в воскресенье 26 июня. Не обнаружив Ивана IV в его кремлёвском дворе и не получив в свои руки Глинских, "чёрные люди" снова пошли туда, где в это время находился царь. То, что "чёрные люди" двинулись в Воробьёво в полном боевом снаряжении, говорит об их решимости добиваться силой удовлетворения своих требований. Кроме того "чёрные люди" должны были предвидеть, что против них применят оружие. О происшедшем в Воробьёве источники дают две версии. Совершенно иная версия "Летописца" Никольского. Согласно ей, царь наложил свою опалу лишь "на повелевших кликати" 43. Достовернее, безусловно, рассказ "Летописца" Никольского.

В рассказе "Царственной книги" бросаются в глаза его тенденциозный характер, стремление автора, с одной стороны, представить в наиболее выгодном свете действия царя, показать его смелость и решительность, а с другой, - изобразить панику среди "чёрных людей" после того, как прошёл приступ "безумия" и они увидали "свою вину". При этом рассказ "Царственной книги" исходит из того, что в Воробьёво пришла толпа "чернь скопом" , с которой, конечно, можно было бы более или менее легко справиться; что в распоряжении правительства имелись силы, способные одолеть "чернь". В действительности же в Воробьёво пришла не толпа, а вооружённое ополчение московских "чёрных людей", поэтому выполнить царский приказ в версии "Царственной книги" - "имати и казнити" москвичей - было делом сложным даже и в том случае, если бы у царя в Воробьёве были сосредоточены крупные силы. Но именно последнее представляется весьма сомнительным: при наличии у Ивана IV войска он, конечно, бросил бы его на подавление мятежа в Москве, чтобы не допустить разгрома "чёрными людьми" дворов и людей Глинских. Этого, как известно, сделано не было. Гораздо правдоподобнее описывает поход "чёрных людей" в Воробьёво "Летописец" Никольского, подчёркивающий момент неожиданности для царя прихода "чёрных людей" "князь же великий того не ведая" и отмечающий страх и растерянность "удивися и ужасеся" царя в связи, с приходом в Воробьёво "множества людей". Такая обстановка исключала для царя возможность отдать приказ, о котором говорит "Царственная книга". Напротив, действия царя, по рассказу "Летописца" Никольского, вполне вытекали из обстоятельств момента.

Как подчёркивает "Летописец" Никольского, царь "не поло- 39 Там же, глава 21, ст. Следует в этой связи обратить внимание на редакцию ст. Установив, что "в городех тюрьмы строити и целовальников и подъячих, и тюремных сторожей и палачей выбирати... Ибо нельзя допустить, чтобы в условиях бушевавшей в Москве борьбы "чёрных людей", нашедшей своё выражение в событиях 26 июня и последующих дней, бояре могли призывать ко всеобщему вооружению городских низов. Все эти данные, содержащиеся в рассказе "Летописца" Никольского, свидетельствуют о том, что Иван IV и его правительство, лишённые возможности подавить мятеж силой, вынуждены были применить тактику маневрирования, чтобы таким путём не допустить повторения в Воробьёве московских событий. Царь и бояре сумели легко доказать невозможность удовлетворения основного требования "чёрных людей" - выдачи Глинских, - так как ни Анны, ни Михаила Глинских в Воробьёве не было, что вместе с тем делало беспредметным приход москвичей в Воробьёве Единственное, чего, повидимому, удалось добиться "чёрным людям" в Воробьёве, - это обещания произвести "сыск" как можно заключить из выражения "Летописца" Никольского: "обыскав". Последнее, конечно, ни к чему не обязывало царя и ничего не давало восставшим. Так можно представить себе то, что происходило в Воробьёве во время прихода туда "чёрных людей".

Повидимому, нельзя принять и сообщение "Царственной книги", что преследуемые царскими войсками "чёрные люди" из Воробьёва "разбегошася по иным градом". Подчёркнутое "Летописцем" Никольского указание, что царь не положил опалы на "чёрных людей", заставляет думать, что "чёрные люди" беспрепятственно вернулись в Москву 44. Будучи стихийным взрывом борьбы социальных низов Русского государства против феодального произвола бояр-правителей, московское восстание 1547 г.

И бесконечные разговоры только об этом: о самочувствии, о количестве лекарств, о посещении врачей... Бесконечные новости. А что ещё нового совершилось? А где ещё сейчас происходят события, которые человек должен осмыслить?

А вдруг это что-то такое, что он пропустит, не узнает? Если же посмотреть, сколько времени в течение дня душа человека рассуждает о Небесном Царстве и идёт в ту сторону, то можно очень сильно разочароваться в своей жизни, потому что она может обессмыслиться вообще. Хочу предложить вам, дорогие братья и сёстры, этим постом поставить небольшой эксперимент на неделю. Только честно. Для себя и для духовника. Нужно взять листочек бумаги и расписать, сколько времени и чему я уделяю. Всё расписать.

И потом вспомнить слова Священного Писания: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». То есть, где сейчас моё сердце? Такая духовная кардиология. Пройти диспансеризацию на грядущей седмице Великого поста и честно посмотреть, насколько за минувшую неделю мы продвинулись к этому Царству. Если не сложно, то поминутно посчитать: сколько времени в понедельник, во вторник, в среду, в четверг, в пятницу, в субботу я уделил вопросам, имеющим какое-то отношение к Небесному Царству.

Какой урок получил Иван 4 во время Московского пожара и восстания 1547 году?

Семья не была особо богатой или знатной, и по правилам игры XVI века у Годунова с таким стартовым капиталом не было блестящего будущего. Но череда случайностей и удач вознесла Бориса Годунова в ближний круг друзей Ивана Грозного. Когда же Иван Грозный скончался, то Годунов с 1585 по 1598 год руководил правительством. Четырнадцать лет он был фактическим правителем Руси при болезненном сыне Ивана Грозного царе Фёдоре Иоанновиче. Власть над огромной страной он получил в 32 года. Годунов выиграл игру престолов, блестяще лавируя между боярскими группировками. Он избежал ссылки, тюрьмы и плахи, очень сложная задача для представителя элиты в Московском государстве времён Ивана Грозного.

Казалось, впереди — только светлое будущее. Бориска на царстве Восхождение на трон Бориса Годунова. Он укрепил границу, построил новые города, облегчил жизнь городского населения, вернул России территории, отобранные в ходе Ливонской войны. Современники говорили о нём как о способном и дальновидном стратеге и прекрасном дипломате. Годунову не хватало одного — короны. И он получил её в 46 лет.

Сперва в Угличе при странных обстоятельствах то ли убили, то ли несчастный случай скончался самый младший, хоть и неузаконенный сын Грозного — царевич Дмитрий, последний наследник династии Рюриковичей. А вскоре умер и болезненный царь Фёдор Иоаннович. Царь был женат на сестре Годунова. Со смертью Фёдора Иоанновича мужская ветвь Рюриковичей пресеклась.

Не сильно пострадавший в огне Кремль получил серьезные повреждения от взрывов пороховых складов. В двух местах крепостные стены Кремля и Китай-города оказались разрушены до основания. Кому удавалось спастись от огня, погибали в ужасающей давке. Пожарный зной гнал жителей в воду. Кремлевские рвы и Москва-река были забиты трупами так, что «Москва-река мертвых не пронесла». Неслыханные потери понесли и войска. Те же татары, которые решились на свой страх и риск разжиться трофеями в охваченном огнем и паникой городе, погибли вместе со множеством москвичей. Подробное описание страшного пожара дал английский современник, находившийся в те дни в Москве. По словам этого человека, на которого в разное время ссылались многие авторы, татарам удалось подойти к Москве и зажечь ее, потому что воеводы находились в других городах. Как следствие, «все деревянные строения, какие там находились, были обращены в пепел». Опустошение было огромно: «На расстоянии 20 миль в окружности погибло множество народа, бежавшего в город из Кремля, и в пригороды, где все дома и улицы были так полны народа, что некуда было протесниться; и все они погибли от огня, за исключением некоторых воинов, сражавшихся с татарами, и немногих других, которые искали спасения через стены, в реке, где некоторые из них потонули, а другие были спасены. Большое число сгорело в погребах и церквах». Девлет-Гирей не стал развивать свой успех, добивая врага и вынуждая его подписывать капитуляцию на пепелище. Набрав по московским окрестностям пленных и захватив богатые трофеи, хан повернул назад. Когда опасность миновала, в Москву вернулся Иван Грозный. Он повелел очистить город от человеческих и лошадиных трупов. По мнению английского очевидца пожара, сделать это можно было не менее чем за два месяца. Город практически обезлюдел. Чтобы заново заселить Москву, властям пришлось переселять людей из других городов. Иван Грозный был готов отдать Астрахань в обмен на военный союз с Крымским ханством. Однако в Крыму уступки царя посчитали недостаточными и предложение отклонили. После сожжения Москвы крымские татары при поддержке турок всерьез задумались о полном военном разгроме и подчинении Русского государства. Весной 1572 года Девлет-Гирей снова повел свое войско на Русь. Русские полки встретили его у Серпухова. Хан пытался прорваться на север, но в середине лета был разбит в знаменитой битве при Молодях на берегу реки Лопасни в 50 км от Москвы.

Причем новоявленный царь имел интересы как на Западе, так и на Востоке. К 1559 году русские войска разбили Ливонский орден и смогли выйти к Балтийскому морю, что вызвало переполох и беспокойство во всех окрестных странах. Несколькими годами ранее Иван Грозный успешно завершил кампании по присоединению Казанского и Астраханского ханств, которые, как и Крымское ханство, являлись осколками Золотой Орды. Такое развитие событий совершенно не устраивало Девлет Гирея, который хотел видеть на престолах Казани и Астрахани своих ставленников и, как считает историк-медиевист Наталия Басовская, мечтал о возрождении Золотой Орды. Себя он считал продолжателем дела Батыя и хотел объединить все осколки былой татарской империи. В 1552 году хан пытался своим набегом на южные рубежи Руси сорвать поход Грозного на Казань, однако потерпел поражение под Тулой и был вынужден отступить в Крым. В этом походе под началом крымского хана помимо татар были присланные Сулейманов янычары, а также турецкая артиллерия, без чего в дальнейшем не обходился ни один поход на Русь. В следующий раз крымские и русские войска сошлись в битве у села Судбищи в 1555 году, где воевода Иван Шереметьев смог остановить очередной набег. Турки и крымчане, потеряв огромное количество войска убитыми, вновь были вынуждены отступить. Тогда погибли и два сына Девлет Гирея: калга наследник Ахмед и Хаджи. Следующие 15 лет южная граница Руси регулярно подвергалась набегам крымских татар, которые не ставили себе иной цели, кроме грабежа и захвата ясыря, то есть пленных. Кочевники появлялись всегда внезапно, мастерски ориентируясь в бескрайней степи, и исчезали, только заслышав о приближении русских войск. Несмотря на то, что время от времени русские войска совместно с казаками совершали ответные вылазки, Крым был настоящей головной болью для Ивана Грозного, который тем временем вел изматывающие войны на северо-западных рубежах. И все же нападавшие никогда не продвигались вглубь страны. Поэтому событие 1571 года стало неожиданностью для обоих сторон.

Всего летом 1570 года в Москве были казнены несколько сотен человек. Страна в условиях бесконечного террора серьёзно ослабла — это привело к тому, что крымский хан Девлет-Гирей, несмотря на существование укреплений на юге России, организовал масштабное вторжение. Опричники фактически не явились на защиту своей страны, а земские войска в основном были заняты войной на западе. В мае 1571 года столица подверглась атаке крымчаков и была сожжена, как и ещё десяток городов. Иван Грозный бежал из столицы и укрылся в Новгороде. Эти события вновь привели к репрессиям, главной целью которых были сами опричники. Сыск и наказание осуществляли Малюта Скуратов и его доверенные лица. Многие опричники, столкнувшиеся с обвинением в государственной измене, добровольно принимали постриг и удалялись в монастыри. Отмена опричнины Недовольство земщины, голод и болезни, поразившие страну, и глубокий экономический кризис к 1571 году — такие итоги принесла опричнина за шесть лет своего существования. Эти обстоятельства заставили Ивана Грозного пересмотреть многие аспекты политического курса. Репрессии постепенно сходили на нет, отъём земских земель в пользу опричных уменьшился. Постепенно самодержец приступил к ликвидации разделения страны. В 1572 году были объединены земская и опричная казна. В разрядных книгах того времени служилые люди из обеих частей страны фиксировались вместе. Изменения пришли и в армию. Опричные отряды были распределены по земским полкам. В 1572 году такое войско под командованием Михаила Воротынского, чудом избежавшего репрессий, смогло одержать победу над крымчаками в битве при Молодях. Известие о поражении Девлет-Гирея достигло Новгорода, где укрывался Иван Грозный, в августе 1572 года. Примерно тогда царь принял решение об отмене опричнины. Это слово больше не употреблялось в государственных актах — опричники теперь назывались «дворовыми». Тем не менее юридически она продолжала существовать. Разделение территории страны никуда не ушло, как и деятельность особого двора при государе. Однако с 1572 года больше не будет таких массовых пыток и казней, которые имели место быть в Новгороде и Москве. Конечно, репрессии продолжились и после отмены опричнины — никуда не исчезла подозрительность Ивана Грозного. Юридически опричнина прекратила своё существование лишь после смерти царя в 1584 году. Террор Ивана Грозного и жертвы опричнины Исследователи до сих пор не могут установить точную численность людей, ставших жертвами политики опричнины и террора, развернувшегося в стране при Иване Грозном. По наиболее скромным оценкам, «слуги государевы» убили 4,5 тыс. Эти данные основаны на анализе «Синодика опальных» — церковному списку, составленному в последние годы жизни царя. В них вошли имена всех казнённых по приказу монарха клириков, аристократов и некоторых посадских людей. Список был составлен дьяками на основе реальных документов, оставшихся после периода опричнины. Другие исследователи считают, что цифра пострадавших значительно выше. По объективным причинам в «синодики» не вошли имена тех, кто не был под следствием, а стал случайной жертвой отрядов опричников, особенно во время похода на Великий Новгород. Таким образом, некоторые историки предполагают, что в это время погибли около 15 тыс. При этом в Российском царстве на тот момент проживали около 20 млн человек. Конечно, террор был направлен прежде всего на родовитое боярство, которому не нравился курс на укрепление централизации в стране. В первые годы царствования Ивана Грозного аристократы могли так или иначе влиять на политику царя, однако позднее крутой нрав монарха проявился во всей красе. Мнительность привела к тому, что боярская оппозиция, по всей видимости, стала рассматривать реальную возможность отстранения царя от власти и передачи трона Владимиру Старицкому. Все, кого так или иначе можно было связать с этим «заговором», поплатились: участвовали ли они в нём если, конечно, он действительно существовал активно или же просто были знакомы с основными действующими лицами. Пострадали и те, кто пытался открыто выступить против политики опричнины. Духовный сан не защитил митрополита Филиппа от убийства. Иван Висковатый, лично указавший на губительность для России политики опричнины, поплатился за свою честность ужасной смертью. Последствия и значение политики опричнины Опустошительные похода на свои же города, разгром поместий опальных аристократов, борьба с реальным и мнимым инакомыслием — все эти опричные мероприятия привели страну к глубокому экономическому кризису, который современники нарекли «порухой». Львиная доля обрабатывавшихся сельскохозяйственных земель опустела. В стране распространился голод и болезни, косившие деревни и города. Складывалось ощущение, что Россия так пострадала от нашествия врага — к сожалению, всё было сделано своими же соотечественниками в чёрных одеждах. Экономический кризис привёл к усилению крепостной зависимости. Было необходимо удерживать крестьян на помещичьих хозяйствах — основе экономики Российского царства. С 1581 года в стране были введены «заповедные лета» — годы, во время которых отменялось действие Юрьева дня, когда крестьяне могли переходить от одного хозяина к другому. Преемники Ивана Грозного в дальнейшем разовьют эту идею, которая уже в 17-м веке приведёт к окончательному формированию крепостной системы. Опричники, выдвинувшиеся в годы террора и умудрившиеся пережить преследования внутри самого «военно-монашеского ордена», смогли закрепиться на политическом олимпе и после смерти Ивана Грозного стали определять будущее страны. Одним из ярких примеров является Борис Годунов , служивший в опричнине, а впоследствии ставший царём. Иван Грозный. Wikimedia Commons Смерть Владимира Старицкого привела к исчезновению последнего феодального пережитка в истории России — удельных княжеств. В целом политика опричнины была призвана обеспечить централизацию страны, однако методы, которыми эта цель достигалась, оказались ужасными. Это губительным образом сказалось не только на внутреннем положении России, но и на внешнеполитической арене. Кризис, к которому привела опричнина, не позволил Ивану Грозному довести Ливонскую войну до желаемого конца. Напротив — в результате конфликта Россия лишилась земель на своих западных границах. Исправлять сложившееся положение пришлось его преемникам. Борису Годунову даже временно удалось восстановить границы страны на Северо-Западе. Но Смута перечеркнула все достижения бывшего опричника на царском троне. Кризис начала 17-го века можно назвать одним из политических последствий опричнины.

Дмитрий Володихин. О массовых репрессиях при Иване IV.

Чумной бунт 1771 года – московский бунт с 26 (15) по 28 (17) сентября 1771 года, произошедший в период правления Екатерины II. «черных лю лей» и правительство было бессильно подавить восстание», вероятно 29 июня огромные толпы московских посадских людей («многая люди, чернь», «многие люди черные») направились в подмосковное село Воробьево, где в это время находился Иван Грозный. 15 (25) мая 1682 г. в Москве начался стрелецкий бунт, в результате которого у власти оказалась царевна Софья, дочь русского царя Алексея Михайловича от брака с М. И. Милославской. Требования восставших к Ивану Грозному. 15 (25) мая 1682 г. в Москве начался стрелецкий бунт, в результате которого у власти оказалась царевна Софья, дочь русского царя Алексея Михайловича от брака с М. И. Милославской.

Хованщина: "своя игра" князя Ивана Хованского

Московское восстание () | это Что такое Московское восстание ()? Вероятно, события Московского восстания 1547 повлияли на формирование личности Ивана Грозного, который в дальнейшем “прославился” из-за своего непредсказуемого взрывного характера и жестокости. Московский князь Иван Калита, давний соперник тверских князей, поспешил воспользоваться восстанием, чтобы утвердить свое господство. Иван вступил в союз с Золотой Ордой и вызвался помочь восстановить власть монголов над Тверью. Еще одним свидетельством крайне напряженной обстановки в стране после смерти Ивана Грозного стало восстание в Угличе, случившееся сразу после трагической кончины малолетнего царевича Дмитрия 15 (25) мая 1591 года. Царевич Дмитрий Иванович, младший сын Ивана Грозного и последний представитель мужской линии московской династии Рюриковичей, погиб в Угличе 15 мая 1591 года, ему было 8 лет. Новости Москвы.

27 мая 1606 года - в Москве началось восстание против польских интервентов.

Часть панов подалась к королю под Смоленск, часть отправилась грабить северные области России, а остальные поехали домой к своим паннам. Московские и тушинские бояре заключили сделку одновременно свергнуть обоих царей — Лжедмитрия II и Василия Шуйского. Василия Шуйского заставили отречься от престола, насильственно постригли в монахи и по требованию поляков отправили в Польшу, где он и умер, а по другой версии был убит. Бояре решили пригласить на царствование в Москву сына короля Сигизмунда Владислава. Формально Сигизмунд согласился, но решил сам стать царем. Ему всегда было мало одной короны, он желал их как минимум три, то есть, оставаясь королем Речи Посполитой, стать русским царем и королем Швеции. Как писал известный историк Скрынников, «инициативу приглашения наемных сил в Кремль взяли на себя Мстиславский и Иван Никитич Романов».

Патриарх Гермоген, пытавший предотвратить ввод поляков в столицу, оказался под домашним арестом. В ночь на 21 сентября 1610 года князь Мстиславский и Иван Романов пустили поляков в Москву. Часть их вместе с гетманом Жолкевским разместилась в Кремле, остальные заняли Китай-город, Белый город и Новодевичий монастырь. Чтобы обеспечить коммуникации с Польшей, по приказу гетмана поляки заняли города Можайск, Борисов и Верею. Из Москвы к Сигизмунду Третьему было отправлено «великое посольство» во главе с боярином Голицыным и Филаретом. Чин последнего я назвать затрудняюсь, поскольку сам Филарет и после бегства Лжедмитрия II из Тушина продолжал именовать себя патриархом.

Тем не менее царские, а затем и советские историки, говоря о составе посольства, скромно именуют Филарета митрополитом. Население Москвы в своем подавляющем большинстве ненавидело королевские войска. А уже в январе 1611 года рязанский дворянин Прокопий Ляпунов начал собирать ополчение, чтобы выбить ляхов из столицы. Однако Ляпунов сделал тактически грамотный ход, который позже стал большой стратегической ошибкой и стоил ему жизни. Он привлек в свои ряды тушинских казаков. Замечу, что тушинские казаки не имели никакого отношения к классическому казачеству — запорожским, донским и волжским казакам.

Это были банды деклассированных разбойников из беглых стрельцов, боевых холопов или пахотных крестьян. И вот ополчение Ляпунова медленно двинулось к столице. С начала 1611 года в Москве постепенно нарастала напряженность. Ожидая восстания горожан, Гонсевский и московские бояре распорядились перетащить пушки из Белого города в Кремль и Китай-город. Польские гусары круглосуточно патрулировали улицы и площади столицы. Русским было запрещено выходить из домов с наступлением темноты и до рассвета.

У всех ворот стояла польская стража, уличные решетки были сломаны, русским запрещалось ходить с саблями, у купцов отбирались топоры, которыми они торговали, топоры отбирались и у плотников, шедших с ними на работу. Запрещено было носить ножи. Поляки боялись, что за неимением оружия народ может вооружиться кольями, и запретили крестьянам возить мелкие дрова на продажу. При гетмане Жолкевском поляки в Москве соблюдали хоть какую-то дисциплину, при Гонсевском же они совсем распоясались. Жены и дочери москвичей средь бела дня подвергались насилию. По ночам поляки нападали на прохожих, грабили и избивали их.

К заутрене не пускали не только мирян, но и священников. Но народ не пошел за вербой, так как по Москве распространился слух, что боярин Салтыков с поляками хотят напасть на патриарха и безоружных москвичей. По всем улицам и площадям стояли польские конные и пешие роты. Поляки-очевидцы вспоминали, что Салтыков говорил им: «Нынче был случай, и вы Москву не били, ну так они вас во вторник будут бить, и я этого ждать не буду, возьму жену и поеду к королю».

Мстиславский, И.

Воротынский и боярин М. Указ об установлении 15-летнего срока сыска беглых крестьян Не был реализован из-за недееспособности власти; Усиление недовольства крестьян; Усугубление политического и социального кризиса. Движение Лжедмитрия II подлинное имя до сих пор является предметом научных споров В стране возникла вторая столица в Тушино со своей Боярской думой, государевым двором, приказами, казной, патриархом отсюда прозвище «Тушинский вор» ; Продолжение польского вмешательства во внутреннюю политику России; «Перелёты» — бояре, переходившие из лагеря в лагерь; 16-месячная осада Троице-Сергиева монастыря. Выборгский трактат со Швецией договор о военной помощи Швеция предоставила России корпус наемников; Усиление российских войск и освобождение северных территорий от тушинцев; Снятие осады Троице-Сергиева монастыря; Густав II Адольф — король Швеции, вёл переговоры с русскими о предоставлении военной помощи против поляков; Делагарди — шведский военачальник; М. Скопин-Шуйский — командующий объединенным московско-шведским войском.

Речь Посполитая объявила войну России 20-месячная осада Смоленска; Польские отряды покидают Тушино и вливаются в войско Сигизмунда III одна из причин распада Тушинского лагеря ; Пакт приглашения на московский трон польского королевича Владислава тушинские бояре и патриарх Филарет ; Разгром русско-шведского войска под Клушино июнь 1610 г. Создание временного правительства «седьмочисленных бояр» Семибоярщина ; Рассылка грамот представителям «всей земли» для избрания нового царя; К Москве подходят польские войска Жолкевского и «тушинские» войска Лжедмитрия II. Захарий Ляпунов — возглавлял бояр и дворян, свергших В. Воротынский, А. Трубецкой, А.

Голицын, Б. Лыков, И. Романов, Ф.

Патриарх Гермоген, пытавший предотвратить ввод поляков в столицу, оказался под домашним арестом. В ночь на 21 сентября 1610 года князь Мстиславский и Иван Романов пустили поляков в Москву. Часть их вместе с гетманом Жолкевским разместилась в Кремле, остальные заняли Китай-город, Белый город и Новодевичий монастырь. Чтобы обеспечить коммуникации с Польшей, по приказу гетмана поляки заняли города Можайск, Борисов и Верею. Из Москвы к Сигизмунду Третьему было отправлено «великое посольство» во главе с боярином Голицыным и Филаретом. Чин последнего я назвать затрудняюсь, поскольку сам Филарет и после бегства Лжедмитрия II из Тушина продолжал именовать себя патриархом.

Тем не менее царские, а затем и советские историки, говоря о составе посольства, скромно именуют Филарета митрополитом. Население Москвы в своем подавляющем большинстве ненавидело королевские войска. А уже в январе 1611 года рязанский дворянин Прокопий Ляпунов начал собирать ополчение, чтобы выбить ляхов из столицы. Однако Ляпунов сделал тактически грамотный ход, который позже стал большой стратегической ошибкой и стоил ему жизни. Он привлек в свои ряды тушинских казаков. Замечу, что тушинские казаки не имели никакого отношения к классическому казачеству — запорожским, донским и волжским казакам. Это были банды деклассированных разбойников из беглых стрельцов, боевых холопов или пахотных крестьян. И вот ополчение Ляпунова медленно двинулось к столице. С начала 1611 года в Москве постепенно нарастала напряженность.

Ожидая восстания горожан, Гонсевский и московские бояре распорядились перетащить пушки из Белого города в Кремль и Китай-город. Польские гусары круглосуточно патрулировали улицы и площади столицы. Русским было запрещено выходить из домов с наступлением темноты и до рассвета. У всех ворот стояла польская стража, уличные решетки были сломаны, русским запрещалось ходить с саблями, у купцов отбирались топоры, которыми они торговали, топоры отбирались и у плотников, шедших с ними на работу. Запрещено было носить ножи. Поляки боялись, что за неимением оружия народ может вооружиться кольями, и запретили крестьянам возить мелкие дрова на продажу. При гетмане Жолкевском поляки в Москве соблюдали хоть какую-то дисциплину, при Гонсевском же они совсем распоясались. Жены и дочери москвичей средь бела дня подвергались насилию. По ночам поляки нападали на прохожих, грабили и избивали их.

К заутрене не пускали не только мирян, но и священников. Но народ не пошел за вербой, так как по Москве распространился слух, что боярин Салтыков с поляками хотят напасть на патриарха и безоружных москвичей. По всем улицам и площадям стояли польские конные и пешие роты. Поляки-очевидцы вспоминали, что Салтыков говорил им: «Нынче был случай, и вы Москву не били, ну так они вас во вторник будут бить, и я этого ждать не буду, возьму жену и поеду к королю». Салтыков ожидал подхода ополчения Ляпунова ко вторнику и поэтому хотел превентивно расправиться с москвичами. Поляки стали готовиться к обороне — втаскивать пушки на башни в Кремле и Китай-городе, а тем временем в московские слободы тайно проникали ратники из ляпуновского ополчения, чтобы поддержать горожан в случае нападения поляков. Но утро вторника началось как обычно — в городе было тихо, купцы отперли лавки в Китай-городе и начали торговлю. В это время на рынке пан Николай Козаковский велел извозчикам идти помогать втаскивать пушки на башни. Извозчики отказались, поднялся шум, раздались крики.

В Кремле находилось несколько сот немецких наемников, перешедших к полякам при Клушине. Услышав шум, они решили, что началось восстание, выскочили на площадь и стали избивать москвичей.

Нерешительность защитников Новгорода позволила правительственным войскам легко овладеть городом. Восставший Псков оборонялся от царских войск в течение полугода, но в итоге тоже был вынужден сдаться. Руководителей восстания арестовали и отправили в ссылку. Медный бунт В 1654 г. Чтобы пополнить казну, правительство во главе с царём Алексеем Михайловичем решило провести денежную реформу. По реформе в России вместо мелких медных монет была введена более крупная монета, которую население охотно приняло, — серебряный рубль.

Поскольку привозных талеров не хватало, Алексей Михайлович решил чеканить медные деньги и выпускать их в обращение по цене серебряных. Цена меди была в 15 раз меньше цены серебра, но сначала население не замечало разницы. Однако затем последовал указ царя, что налоги и подати подлежит уплачивать только серебром, а жалованье платить только медью. Медные деньги выпускались всё в большем количестве, что вело к их быстрому обесцениванию. Крестьянам и ремесленникам стало невыгодно продавать продукты за медные деньги. Недовольство бедноты и служилых людей снижением цены медных денег и подорожанием продуктов вылилось в мощное антиправительственное выступление — Медный бунт. Алексей Михайлович сам вышел к народу и стал успокаивать восставших обещаниями отменить медные деньги. Поверившие обещаниям царя, москвичи повернули обратно, но на пути между царским дворцом и Москвой встретили другую многотысячную толпу, направлявшуюся в резиденцию царя.

Обе толпы объединились и решительно двинулись обратно в Коломенское. За это время Алексей Михайлович собрал войско из верных ему стрелецких полков и отдал приказ напасть на восставших. Правительственные войска легко разгромили безоружную толпу, многие из зачинщиков бунта были схвачены и повешены в Москве. Оставшихся отправили в ссылку. Несмотря на жестокое подавление Медного бунта, уже в следующем году хождение медных денег в стране было запрещено, правительство вернулось к прежней финансовой системе. Степан Разин. Неизвестный художник В восстании участвовали представители разных сословий, недовольные действиями правительства. Обычным способом обогащения для казаков служили походы в Причерноморье, в ходе которых они захватывали иностранные торговые суда и их провизию.

Правительство запретило казакам организовывать такие походы, из-за чего значительно уменьшился размер их военной добычи. Бедственное положение донских казаков вынудило их атамана Василия Уса отправиться с отрядом в Москву. Там казаки просили принять их на царскую службу, но получили отказ. После этого, заявив о нежелании подчиняться царю, они отправились на Дон, где вступили в войско Разина. К восставшим присоединялись тысячи беглых крестьян, которые были недовольны закрепощением и ограничением их прав по Соборному уложению 1649 г. Кроме того, в восстании приняли участие стрельцы из гарнизонов на юге России, которым не нравилось, что им постоянно задерживали жалованье.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий