В Великий пост первая неделя самая строгая, в первый день придется отказаться от любой пищи. О том, как правильно пройти семь недель Великого поста и не потерять здоровье, кому можно поститься, а кому ограничивать себя в еде не стоит, "РГ" рассказала врач-гастроэнтеролог, кандидат медицинских наук, заместитель главного врача по терапевтической и. 11 марта, накануне Недели второй Великого поста, святителя Григория Паламы, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил всенощное бдение в Воскресенском соборе Твери. За Неделей Торжества Православия следует вторая седмица Великого поста, которая носит название «седмица светотворных постов». Неделя 5-я Великого поста, преподобной Марии Египетской (Лк, 33 зач., 7, 36—50).
Какого числа Великий пост в 2024 году
- Шестая неделя Великого поста. Рецепты постных блюд
- Неделя вторая Великого поста. Память святителя Григория Паламы
- Мы в контакте
- Календарь Великого поста 2024
- Особенности православного богослужения
27 марта 2024 года продолжается вторая неделя Великого поста.
Первая неделя Великого поста отличается особенной строгостью. Великий пост каждый год имеет разные даты и зависит от того, в какой день будет Пасха. Он наступает за семь недель до праздника и длится 48 дней. весь великий Пост, а в идеале и вся жизнь христианина — это Торжество Православия. ропота следовать по пути Великого поста ко спасению». [из проповеди настоятеля храма протоиерея Владимира Данковича]. Неделя вторая Великого Поста. Главная › Воскресная проповедь › Проповедь в Неделю 2-ю Великого поста.
Седмица вторая Великого поста
А пост, молитва, исповедь и благие дела позволяют нам наполниться ощущением его присутствия. Возможно, другие не увидят его явно, но так ли это важно для нас? Важно личное переживание присутствия этого Света, который и является нашей подлинной, Божественной сущностью. Молчание, или, говоря применительно к верующим-мирянам, немногословие является очень важной составляющей поста. Контроль над своей речью для многих оказывается делом куда более сложным, чем отказ от животной пищи. Речь здесь идет не только о злословии или ненужных суждениях, но и о мере сказанных слов вообще. В наше время это касается как общения лицом к лицу, так и того, что происходит по телефону или в интернете, в режиме онлайн. В строгое и спасительное время поста важно свести к минимуму все разговоры, ограничиваясь лишь самыми необходимыми из них.
Вторая седмица Великого поста: особенности богослужений В субботу второй седмицы, а также в субботы 3 и 4 седмиц поста совершается заупокойная служба. Особенности службы в эти субботы следующие: - на великом повечерии в пятницу вечером по первом Трисвятом — тропари дня: «Апостоли, мученицы и пророцы». В 3 части повечерия после канона и третьего Трисвятого — кондак «Со святыми упокой»; - на утрене вместо «Бог Господь» — «Аллилуиа» и тропари «Апостоли, мученицы и пророцы». Затем 16 кафизма с обычными «славами», седальном и ектенией в конце и 17 кафизма «Непорочны» , разделяемая на две статии. Припев к первой статии: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», а ко второй: «Спасе, спаси мя». Между статиями — заупокойная ектения; - по окончании 17 кафизмы сразу поются тропари по Непорочных: «Святых лик» с припевом: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», после которых бывает заупокойная ектения и седален: «Покой, Спасе наш»; затем, по 50 псалме — канон без чтения молитвы: «Спаси, Боже, люди Твоя» ; - каноны на утрене поются храму, по Минее и Триоди. Начиная с 6 песни, когда начинается четверопеснец, канон храму оставляется. Тропари канонов всех песней читаются в соединении со стихами Священного Писания. Песни из Священного Писания стихословятся перед тропарями канонов, начиная с 6 песни и до ирмосов. Окончание утрени такое же, как и у обычной не великопостной субботней утрени; - во все пятницы Святой Четыредесятницы на повечериях, а также во все субботы и воскресенья на утреннем и вечернем богослужениях великих поклонов не полагается до вечерни в воскресенье, то есть до вечера.
Учебное пособие для Духовных Семинарий Великопостная родительская суббота Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста — дни всеобщего поминовения всех «в надежде воскресения и жизни вечной» усопших в Господе. По слову Иисуса Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о усопших проявляется самая величайшая, совершенно бескорыстная и сокровенная наша любовь. И эта любовь очень дорога умершим, потому что мы приносим им, беспомощным, помощь. В дни Великого поста обязанностью каждого истинно верующего человека является благотворительность и милосердие. Через них мы показываем Господу, что тоже достойны Его милосердия и благотворения. Одним из таких деяний, наиболее важным для нас, является поминовение умерших. Испрашивая у Бога прощения за прегрешения наших близких, друзей, родственников во время их земной жизни, мы сами получаем надежду на прощение наших собственных грехов после смерти. Другая причина основания родительских суббот есть та, что в эти дни Великого поста кроме суббот и воскресений, нет литургий, и умершие как бы лишаются тех благ, которые доставляет им поминовение при литургии. А потому, в замене литургии, Церковь установила особенное моление об умерших в субботы 2-й, 3-й, и 4-й недели. Прочие же субботы Великого Поста, посвященные особенным воспоминаниям, не имеют уже и названия Родительских и в них поминовение умерших производится по обыкновенному порядку.
Именно в эти три Великопостные субботы благочестивые люди, приходя в храм, с особым усердием молятся о своих умерших родных и близких, ставят свечи за их упокоение, служат панихиды, подают милостыню за отпущение их грехов, проявляя тем самым любовь к своим ближним. Каждому из нас необходимо понимать всю значимость поминовения умерших. Грешный человек, попадая в загробный мир, и не достойный Царствия Божия, уже более не может молится Господу за себя и за других. Такую возможность получают лишь святые угодники и особенно благочестивые люди. Если здесь, на земле, он может исповедать свои грехи и получить их прощение, то там он лишен этой возможности. А подумайте, все ли люди отходят в мир иной полностью очистившись, все ли свои грехи они исповедуют священнику, у каждого ли вообще есть возможность исповедаться перед смертью? А если кто то, согрешив в малом, забыл это и на исповеди не покаялся? Или, из ложной стыдливости, утаил свой грех? А потом умер внезапной смертью? Получается, что нет ни какой гарантии, что человек обретет покой на том свете.
Ведь даже самое малое прегрешение может не допустить его до рая и обречет на вечные муки. Полезные ссылки: Поминовение усопших Церковное поминовение в родительскую субботу Первая пассия Великого поста По воскресениям вечером православные спешат на особые Великопостные Богослужения — Пассии, что в переводе означает «Страдания», службы, которые являются одними из самых любимых Великопостных Богослужений. На середине храма устанавливается Распятие в траурном уборе, перед Ним возжигают свечи. Сосредоточенные богомольцы слушают душеспасительное пение хора, составленное из богослужений Великой Пятницы, священник совершает каждение.
Эта неделя призывает каждого задуматься об истинной вере и самопожертвовании. Чтобы вы меньше отвлекались на пустое и греховное, мы подобрали три новых рецепта постных блюд к вашему столу.
В другое время Он попущает на нас болезни, иногда продолжающияся целые годы и десятки лет, чтобы воспрепятствовать нам совершить те величайшия, может быть, злодеяния, какия мы совершили бы, если бы оставались здоровы, и которыя Он, как всеведущий, предвидит: болезни тогда служат для нас предохранениями от грехов. Наконец, посещает Господь болезнями нередко самих праведников, как Иова и истинных христиан, чтобы посреди страданий испытать и очистить их, как очищается злато в горниле, чтобы посреди страданий еще более могла возвыситься их вера, укрепиться их надежда, соделаться непоколебимою их любовь к Богу, могли обнаружиться во всем свете все их добрыя свойства: болезни в таких случаях способствуют к нравственному преуспеянию праведников и к возвышению их будущей славы 2Кор. Теперь уже само собою определяется и то, как мы должны вести себя по отношению к болезням. Когда приходит к нам болезнь: мы встречаем ее обыкновенно с скорбию, а иногда и с ропотом. Скорбеть тут естественно, но роптать несправедливо: потому что болезни зависят от нас же самих, а если и посылаются на нас Богом, то для нашего же нравственного блага. Следовательно, напротив, мы должны встречать их с благодарностию к Богу и лобызать десницу, наказующую нас. Когда болезнь в нас водворяется: мы большею частию обращаемся к врачам и пользуемся их лекарствами. Это хорошо: потому что и врача и лекарства дал Бог. Но здесь только половина дела. Нужно в то же время обращаться и к врачам и врачевствам духовным, чтобы искоренить в себе самую причину наших болезней, нужно очистить свою душу от грехов в таинстве покаяния, вкусить от источника жизни и здравия в таинстве евхаристии, исполнить заповедь апостола: «болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем, во имя Господне. И молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему» Иак. Вот такое врачевание болезней будет христианское! Когда болезнь наша проходит: мы почти всегда забываем о ней и только изредка стараемся беречь себя от того, что, по нашему мнению, произвело в нас эту болезнь. А между тем, по прошествии каждой болезни, наш долгъ — заботиться об исправлении нашей нравственной жизни, чтобы этим и возблагодарить Господа за наше уврачевание и предохранить себя на будущее время от других болезней.
Неделя вторая Великого поста. Память святителя Григория Паламы
Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, выступил на Соборе в защиту Благодати Божией и разъяснил все степени Ея, как Благодать проявляется в зависимости от подвигов человека. У некоторых подвижников Благодать проявляется в виде теплоты, а у некоторых Она не вмещается в сердце, а выходит наружу, и лицо такого человека начинает сиять Божественным светом. Это просвещение начинается еще здесь, у подвижников благочестия, и продолжается в будущей жизни в большей степени. Преподобный Серафим Саровский — подвижник нашего времени, в беседе с Мотовиловым сподобился Благодати Божией, его лицо сияло, как солнце.
Четвертая неделя 8—14 апреля - в понедельник, среду и пятницу — сухоядение, во вторник и четверг — горячая пища без масла, а в выходные можно употреблять горячую пищу с растительным маслом и небольшое количество вина. Пятая неделя 15—21 апреля - аналогична четвертой. В нечетные дни — сухоядение, в четные — готовятся овощи и крупы на воде, а в выходные — горячая пища с растительным маслом.
Шестая неделя 22—28 апреля - в понедельник, среду и пятницу можно употреблять сырое и свежее, но необработанное растительное, пищу, во вторник и четверг — горячую пищу без масла. В Лазареву субботу разрешено добавление рыбной икры, а в Вербное воскресенье — рыбу и красное сухое вино. Седьмая страстная неделя 29 апреля — 4 мая - самая строгая. С понедельника по среду допускаются только сухофрукты, моченые и свежие овощи и фрукты. В пятницу рекомендуется полностью отказаться от пищи. В субботу, перед Великой Пасхой, разрешается горячая пища с небольшим количеством масла.
Питание по датам - 18 марта: полное воздержание от пищи первый день поста. Что можно и нельзя делать? Цель и смысл поста заключаются в желании улучшить свою духовность, очистить себя от недостатков, осознать свою жизнь. Одно из главных правил духовного развития — молитва. Важно во время поста посещать храм, отдавать должное покаянию, уделять время своим близким, проявлять заботу о них, делать добрые поступки, помогать нуждающимся. Всё это следует делать с искренним сердцем.
Во время Великого поста, а также в любой другой период, церковь способствует избеганию злости, ссор, ругани, раздражений, обид на близких, уныния, сплетен и зависти. Рекомендуется в Великий пост помимо ограничений в питании воздерживаться от развлечений и праздников.
Как ни важно здоровье телесное, нам не унести его с собою на Небо.
Ибо как грешное тело ни лечи, оно всё равно истлеет. Поэтому не «здоровый образ жизни» является нашим приоритетом, а «сердце сокрушенное и смиренное», которое «Бог не уничижит» Пс. Расслабленному из Капернаума повезло не в том, что он стал ходить, а в том, что Господь, видя веру четверых его друзей, простил ему грехи.
Вот воистину дар Божий, у которого нет временных границ! На что богатырское здоровье там, где «ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» Мф. Как им распорядиться в блаженной вечности?
Ответ очевиден и едва ли нуждается в доказательстве, а вот поставь любого из нас перед выбором: здоровье или спасение, — что мы выберем недрогнувшей душой, что останется для нас безусловной ценностью? Вот нам сегодня апостол Павел и напоминает: «Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть» Евр. Отпадает человек от Истины, когда «о малом — то великое!
Недаром предупреждает нас бывший «неумеренный ревнитель отеческих преданий» Гал.
Варлаам не допускал возможности достигнуть такого озарения молитвой, постом и другими подвигами самоотвержения. На созванном для суждения по этим вопросам Соборе в Константинополе в 1341 году святой Григорий Палама, названный сыном Божественного Света, обличил еретиков и защитил учение о Свете Божественном, несотворенном, присносущном, которым просиял Господь на Фаворе и которым озаряются подвижники, достигшие высот святости посредством молитвы и поста.
Гермоген Шиманский.
Во вторую неделю Великого поста епископ Парамон совершил Божественную литургию
Это праздник учения о Божественной благодати. Почему именно этого святого, жившего в XIV веке, церковь избрала для особого прославления во дни Великого поста? Он передал знания своего опыта о том, что такое благодать Святого Духа. Без неё жизнь теряет смысл. Она исцеляет нашу душу, открывает глаза. Даже образованные люди иногда, несмотря на прожитые годы, ведут себя плохо, порой как безумцы, потому что святая благодать не коснулась их души и очей. Обратимся к Священному Писанию. Церковь недавно вспоминала Адамово изгнание. Человек — единственное существо во всем мироздании, которое до грехопадения имело прямую связь с Богом, через свой дух. И вот эта трагедия, которая случилась с Адамом, перевернула всё бытие.
Человек состоит из тела, души и духа. В духе человеческом сосредоточен в основном и образ Божий. Адам имел прямой контакт с Богом, то есть напрямую получал от Него просвещение. И когда Адам пал, пустил в себя грех, этот канал закрылся. Адам замкнулся в себя, сосредоточился на себе.
А для насыщения организма белками можно есть грибы и бобовые культуры: горох, фасоль и чечевицу. Общие правила питания во время Великого поста можно найти в нашем материале. Во святую Четыредесятницу Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Святая или Великая четыредесятница — первые сорок дней Великого поста.
Как уточняет портал "Правмир" , субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты , так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесятницы, и выделены указанные субботы. Что можно делать Во время второй недели Великого поста, с 25 по 31 марта, следует соблюдать особые правила : много молиться, читать Библию и Псалтырь, не пропускать утренних и вечерних молитв; совершать добрые дела, уделять время близким, помогать нуждающимся; посещать церковь; помнить о покаянии — в первые 40 дней поста следует признать и осмыслить свои грехи. Что нельзя делать не нужно произносить бранные слова, думать плохо о людях; не следует приглашать в дом гостей и устраивать шумные застолья; под запретом праздники и развлечения; нельзя пустословить — в память о святителе Григории Паламе и его подвиге молчания; сравнивать себя с другими, завидовать и осуждать. Молитвы на второй неделе Великого поста Во время Великого поста в храмах читают особые молитвы , которые не звучат ни в одно другое время. Одна из самых узнаваемых — молитва "Покаяния отверзи ми двери…". Она звучит на каждом воскресном богослужении вплоть до пятой недели Великого поста.
По сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси. Святая Церковь премудро поставила чтить сугубую память архиепископа Фессалоникийского Григория во второе воскресенье Великого поста. Святитель Григорий Палама жил в 13 веке, во времена, когда были преодолены все богословские неясности и ереси, и люди стремились уже к высшему познанию Бога через аскетику, исихазм, созерцания Божественных энергий, Фаворского света.
На созванном для суждения по этим вопросам Соборе в Константинополе в 1341 году святой Григорий Палама, названный сыном Божественного Света, обличил еретиков и защитил учение о Свете Божественном, несотворенном, присносущном, которым просиял Господь на Фаворе и которым озаряются подвижники, достигшие высот святости посредством молитвы и поста. Гермоген Шиманский.
Для размышлений во второе воскресенье и последующую за ним неделю Великого поста
Вторая неделя Великого поста в отношении питания не сильно отличается от первой: ограничения являются все такими же строгими, и послаблений не предусмотрено. а 12 марта, в Неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы, с 10:00 по Москве – трансляцию Божественной литургии из храма Сретения Господня в Жулебине города Москвы. Ее же памяти посвящается еще и пятая неделя1 Великого поста, так как воспоминание о сей дивной жене особенно благовременно во дни поста и покаяния. 11 марта 2023 года, в канун недели 2-й Великого поста, Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского в Спасо-Парголовском храме было совершено Всенощное бдение.
27 марта 2024 года продолжается вторая неделя Великого поста.
Во второе воскресенье Великого поста, 11 и 12 марта 2023 года, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий в сослужении братии обители совершил Всенощное Бдение. Текст богослужения второго воскресенья Великого поста. ТРЕТИЙ ЧАСИерей: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки : Тебе, Боже наш, слава Небесный. 31 марта 2024 года, в Неделю вторую Великого поста, настоятель храма Михаила Архангела хангельска, протоиерей Николай Гонтар, совершил Божественную литургию. Во вторую-шестую недели поста в понедельник, среду и пятницу придерживаются сухоядения, во вторник и четверг разрешена вареная пища без масла, а в субботу и воскресенье — горячая пища с маслом. Образ жизни - 6 марта 2024 - Новости Санкт-Петербурга -