Новости норд ост теракт на дубровке сколько погибших

Сколько человек погибло в теракте в Крокусе, пока точно неизвестно. Сколько погибло в Норд-Осте, 11 сентября, в московском метро, аэропорте Домодедово, взрывах жилых домов в сентябре 1999 года? В 2014 году на улице Мельникова в Москве завершилось строительство храма в честь святых Кирилла и Мефодия в память о погибших в результате теракта на Дубровке. 23 октября 2002 г. в Театральном центре на Дубровке во время мюзикла «Норд-Ост» 40 террористов под командованием Мовсара Бараева захватили 912 заложников. 17 лет теракту в «Норд-Осте».

«Норд-Ост» — 16 лет после штурма

Из команды «Норд-Оста» погибли 17 человек. Ровно 20 лет назад произошла трагедия на мюзикле «Норд-Ост», которая унесла более 100 человеческих жизней. «360» выяснил у экспертов, какие уроки силовики извлекли из теракта на Дубровке и что позволило снизить террористическую угрозу. из числа заложников погибли в теракте на Дубровке по официальным данным. В момент захвата в здании шел второй акт мюзикла "Норд-Ост".

Выберите регион

  • До атаки на «Крокус»: самые громкие теракты в России
  • «Норд‑Ост»: теракт на Дубровке – что произошло 20 лет назад
  • Крупнейшие теракты России за последние десятилетия | Сапа
  • Содержание
  • Сколько жизней на самом деле унес \"Норд-Ост\"?

«После «Норд-Оста» я исчез»: амурский геолог три дня был заложником теракта на Дубровке

Такое количество зрителей погибло от отравления газом? - Нет, сто процентов не от отравления. Афиша мюзикла «Норд-Ост» на здании Театрального центра на Дубровке. Тем не менее, в результате теракта на Дубровке погибли по разным оценкам от 130 до 174 человек, причем 119 из них — в больницах после освобождения, от воздействия пущенного в помещение газа, состав которого до сих пор неизвестен. Количество жертв в «Крокусе» превысило число погибших в теракте в Театральном центре на Дубровке во время мюзикла «Норд-Ост» в 2002 году — тогда погибли 130 заложников.

Теракт на Дубровке 16 лет назад. Как это было

И через 20 лет — «Крокус Сити», где жертвами стали беззащитные люди. После того, как собралась основная масса учащихся, в здание ворвались 32 боевика группы Басаева. Всего погибло 334 мирных жителя, и что самое страшное, среди них 186 детей. Посмотреть мюзикл «Норд-Ост» пришло 912 человек, которые и оказались в заложниках. Основное требование террористов было прекращение военных действий на территории Чечни и выведение российских войск. Штурм здания был только спустя три дня.

Когда все «юридические» вопросы были утверждены, мужчины отправились в Москву «с инспекцией». Они ходили с камерами по театрам и концертным залам, снимали на видео проходы и систему охраны, чтобы потом выбрать — где будет удобнее и проще устроить массовую бойню. Сцена из мюзикла «Норд-Ост» Как все началось За несколько дней до теракта было решено осуществить несколько подрывов в людных местах, чтобы нагнать на общественность и власти ужас. Террористы заложили взрывчатку в три машины, из которых 19 октября взорвалась всего одна, и то раньше времени — в результате погиб 17-летний подросток. Хасханов отогнал оба невзорвавшихся автомобиля на Звенигородскую улицу. Их обнаружили лишь в январе 2003 года. Сам же Хасханов сразу же после проваленной операции сбежал в Ингушетию.

Также террористы планировали взорвать не только машины, но и женщин. Смертницы должны были подорваться именно в день захвата заложников, но и этого не случилось, поскольку организовать все незаметно не получалось. Неудавшиеся самоподрывницы взяли билеты на поезд и уехали восвояси. Что происходило на Дубровке 23 октября вечером к зданию концертного зала подъехали несколько автомобилей с террористами, которые беспрепятственно проникли в здание и ринулись прямиком на сцену. Самым удачливым людям каким-то чудом удалось сбежать в первые минуты — кто-то находился за сценой в рабочих помещениях и вылез через окно, кто-то просто был близко к выходу. В суматохе несколько заложников успели позвонить в спасательные службы и сообщить, что стали жертвами террористов. И это не шутка», — сказал молодой человек в разговоре со стражами порядка.

Узнав о захвате, к центру тут же приезжают журналисты всех возможных телеканалов. Начинаются экстренные выпуски новостей из Дубровки, которые длятся по несколько часов. К зданию начинают подтягивать военную технику. Алла Пугачева Внутри же творилось что-то невообразимое. Около 40 террористов, мужчин и женщин, рассредоточились по залу и встали у выходов, чтобы следить за всем, что происходит, из каждого угла. Они стреляли в потолок и кричали. В разных частях зала террористы разложили свертки, подтянули к ним провода и только потом объяснили людям, что на самом деле происходит.

Этот теракт готовили почти год. Почему «Норд-Ост»? Это был самый модный и разрекламированный шоу-проект того времени. Премьера состоялась за год до трагедии — в октябре 2001-го. В качестве предполагаемого места захвата боевики, согласно результатам расследования, рассматривали и Московский дворец молодежи, и Государственный театр эстрады. Выбрали Дубровку — там самый большой зрительный зал и почти не было охраны. Это были времена без обязательных рамок-металлоискателей на входе и досмотра личных вещей. Боевиков в Москву, как обнародовали правоохранители позднее, доставляли небольшими группами и селили в съемных квартирах. Взрывчатку и оружие перевозили в багажниках легковушек.

К середине октября 2002 года все для нападения на Театральный центр на Дубровке было готово. Я подумала еще: идет такой патриотический спектакль, что они здесь делают? Чеченки буквально испепеляли взглядами. Особенно я запомнила одну из женщин: она смотрела в упор, у нее были абсолютно черные зрачки», — вспоминает в беседе с корреспондентом интернет-издания «Подмосковье сегодня» одна из бывших заложниц Виктория Кругликова. Второе отделение мюзикла началось с танца летчиков. Артисты отбивали чечетку, когда на сцену из зала вдруг запрыгнул человек в камуфляже и в маске. Сделал несколько предупредительных выстрелов вверх. Зрители были уверены, что так и надо. Спектакль-то про военных.

Но они ошибались... Террористы перекрыли все входы и выходы в зрительный зал. Смертницы показали черные пояса со взрывчаткой на талиях. Артистов погнали к машинам, чтобы они таскали рюкзаки со снаряжением и боеприпасами.

Сотового у меня не было, посылать сообщения я не мог. Любая попытка к сопротивлению была обречена. Я бы, конечно, без труда вырвал у шахидки пистолет и даже, может быть, уложил 2—3 террористов, но остальные бы прикончили меня сразу же, не дав развиться успеху.

Причем это стоило бы жизни ещё нескольким заложникам. Даже если бы мне помогли и мы обезвредили бы большую часть боевиков, что, конечно, уже совершенно невероятно, остальные успели бы привести в действие бомбы. Я понимал, что, даже пожертвовав жизнью, ничего сделать, никого спасти в такой ситуации нельзя. Это мучило больше всего. Во-вторых, мысль, что, может быть, все мучения напрасны: вот мы сейчас здесь промучаемся от жажды и страха, а через несколько дней всё равно погибнем. Но эту мысль я успешно отогнал воспоминанием о том, что многие люди боролись за жизнь и в более безнадежных ситуациях и выживали. Наконец, ощущение полной безвыходности.

Потом это чувство даже пересилило первые два. Я понимал, что ради нас никто выводить войска из Чечни не будет — нас здесь человек семьсот, а вывод обернулся бы смертью нескольких тысяч. Значит, оставался штурм. Но как штурмовать здание, обложенное бомбами, где через ряд сидят шахидки с пластитом, а у всех боевиков в руках гранаты? Шансов выжить не было... В первую же ночь народ начал писать записки. В основном в ход шли программки.

Ручек не хватало, но, к счастью, на нашем ряду они были. Кроме того, террористы раздали детям «сувенирные» ручки мюзикла, чтобы те могли порисовать. Записки боевиками не возбранялись, но им они, похоже, не нравились. Маленькие дети на балконе организовали из записок целую игру, похоже, мало отличая её от действительности. У них там действовало что-то вроде «подполья», был даже свой «шифр», разумеется, элементарно просчитываемый в уме. Но главное, что дети держались. Записки нас немного подбодряли, было чем заняться — писать самому или передавать чужие всё же веселее, чем тупо ждать своей участи.

Хотя — что напишешь в таком письме? Как подбодрить, когда всем понятно, на каком волоске от гибели мы находимся? Заложник Олег Савцов, актер детской труппы: — Когда в здание на Дубровке ворвались чеченцы, я сильно испугался за маму: она сидела внизу, в гримёрке, ждала меня с репетиции. Но бандиты так до них и не добрались — мама закрыла дверь на ключ. Повезло, через три часа её освободили омоновцы. А я оставался с ребятами и сильно горевал о близких. По мобильнику, который мне дал Арсений, я переговаривался с папой.

Арсений и Кристина — они тоже из нашей детской труппы — погибли. Им было по 13 лет. Однажды в зал ввели пожилого окровавленного мужчину. Чеченцы объявили, что он ищет своего сына Рому. Приказали подняться детям с таким именем. Наш маленький Ромка Шмаков встал. Но фамилию чеченцы назвали другую.

Весь зал видел, как к виску захваченного мужчины террористы приставили ствол. Его так били по голове, что хлынула кровь. Потом его увели куда-то. Мне говорили, что чеченцы его расстреляли. А Ромка наш с перепугу стал заикаться. Я тогда подумал: детство кончилось… Никакое это не кино. В жизни всё страшнее.

Одна из числа освобожденных заложниц Марина Школьникова покидает зал. Она передала требования террористов. Они нас, а мы их поддерживали морально. Ребята их с балкона подкармливали — кидали вниз конфеты. Мы не скучали, развлекали друг друга как могли. Некоторые, самые маленькие, плакали. Когда начался штурм, у всех было одно чувство: скорее бы всё кончилось и домой.

Устали невероятно. Штурма ждали и хотели его. Страшного было много. Я видел, например, мужчин с окровавленными затылками. Мне потом сказали, что особо ретивых били прикладами. Наш балетмейстер, маленькая и хрупкая женщина, по каким-то причинам не заснула, когда пустили газ. Начался штурм, она подняла голову и поняла, что пора выбираться на улицу.

Она пыталась всех будить. Но они только храпели в ответ. Тогда она стала спускаться по верёвке вниз на одной руке. В другой она держала сумочку, в которой был паспорт. Мне рассказывали: она меня растолкала, и я, видимо, надышавшись газа, одурел и пошёл куда глаза глядят. На выходе омоновец сказал: «Иди, парень, садись в машину». Я и сел в ближайший микроавтобус.

Через 20 минут в салон заглянул милиционер с автоматом и испугался — он принял меня за террориста. Оказывается, я сел в автобус, на котором к «Норд-Осту» приехали накануне захвата чеченцы. Лариса Абрамова, реквизитор театра: — Как всегда, в этот день в антракте мы с ребятами сделали необходимые перестановки и пошли к себе в комнату. Начался второй акт. Когда танец лётчиков заканчивается, на сцену выходит Чкалов. И в этот момент мне ребята выносят ранец, канистру и гаечные ключи, я должна принять их, чтобы не загремели, и отнести на место. И вот подхожу и из-за кулис не вижу танцоров.

Вижу мужика, который стреляет в потолок и кричит. Я сначала подумала: ОМОН, что-то происходит в зале. У меня за спиной стоял начальник монтировочного цеха. Он сказал: «А пошли-ка мы со сцены! И мы пошли: ребята — к себе, а я — на своё рабочее место. Спокойно, не торопясь. Ещё не боялись.

И тут раздается какой-то топот, выстрелы. Я заперла на ключ дверь, ведущую на сцену, а чуть позже и вторую, ведущую в коридор. Во время спектакля в гримерках, реквизиторных работает трансляция. Я слушаю: люди на сцене говорят на незнакомом языке, а потом на русском с акцентом. Мол, мы из Чечни, а вы все заложники. Мне как-то и в голову не пришло уйти с рабочего места. Позвонила домой, предупредила.

А минуты через три чеченцы подошли к дверям, пихнули одну, потом другую и начали что-то тяжелое таскать. Кричали: «Сюда ставь! Только где-то через полчаса я поняла, что всё это достаточно серьезно и надо что-то делать. Но делать было уже нечего. Решила: останусь-ка я в комнате. Осмотрела все свои запасы, если это можно так назвать. Из питья граммов сто восемьдесят воды в кружке.

8 лет с трагедии "Норд-Ост", ее заложники живут на лекарствах, слепнут, глохнут, сходят с ума

Держался спокойно, уверенно, проявил крепкую выдержку. Он поддерживал людей, сидевших рядом, не позволял им падать духом. Разгадывал кроссворды, продемонстрировал незаурядные знания. Рядом были дети. Чтобы получить еду и воду у боевиков, нужно было поднять руку и попросить. Дети боялись обращаться к захватчикам. Максим делал это для них. Я очень боялась, что боевики нас взорвут, и поделилась своими переживаниями с Максимом.

Но он отказался — не хотел расстраивать», — рассказала о нем Ксения Ломина, тоже бывшая в заложниках. Герман Ткач, 25 лет Герман родился и жил в Мурманске, ходил в море на рыболовецких судах вторым помощником капитана. В 2000 году в отпуске он познакомился с девушкой Жанной из Москвы. В октябре 2002 года Герман прилетел к Жанне в гости, 23 октября он должен был лететь обратно, но решил взять билет на день позже и пойти на спектакль с девушкой. Дарья Фролова, 13 лет Даша была на мюзикле вместе со своим классом из частной школы «Золотое сечение». Когда «Норд-Ост» захватили, дедушка девочки хотел заменить внучку собой и даже смог прорваться через оцепление, но его остановили милиционеры. Перед штурмом девочка написала на руке «Мы не умрем.

Только не надо больше войны». Выжившие Марат Абдрахимов в мюзикле исполнял роль авиамеханика, он готовился выйти на сцену, когда в зал ворвались террористы. Александра Розовская играла роль Кати Татариновой, ей было 14 лет. Во время штурма девушка не пострадала, но погибли ее двоюродный брат Арсений Куриленко и подруга Кристина Курбатова. Александра Розовская в театральной гримерке. На столе у нее фотографии Арсения и Кристины, погибших во время штурма театрального центра на Дубровке. Игорь Денисов вел занятие в школе ирландских танцев, которая располагалась в театральном центре на Дубровке.

Террористы вывели их и посадили в зале вместе с другими заложниками. В конце декабря 2002 года у учеников школы был запланирован отчетный концерт и, несмотря на произошедшее, школа провела его в культурном центре «Москвич». Игорь Денисов. Когда концертный зал восстановили и мюзикл снова запустили, Аркадий с родителями снова пришел на спектакль. После этого действительно стало легче», — рассказал он журналистам. Аркадий женат, у него двое детей.

То есть знала, как меня зовут и как зовут мужа, что у нас двое детей, что живу в Калининграде, но у меня была очень короткая память. Врач ко мне заходила, задавала вопросы, я отвечала, она выходила. Через 5 минут она снова заходила — и я снова здоровалась и заново знакомилась. Ничего, что происходило в течение 58 часов до больницы, я не помнила. Была прям вот беда. Когда вернулась домой, телевизор смотрела до рекламной паузы, а после уже не могла вспомнить, о чем шла речь. Книгу читала до того момента, пока ребенок не отвлекал, а когда возвращалась к ней, не могла не то что сюжет вспомнить, а сказать даже, что это было: детектив или фантастика. А потом разные люди задавали вопросы, я начинала по совету психолога на автомате отвечать, рассказывала то, что прежде никому не говорила. Ответы, над которыми я даже не пыталась задумываться, помогали мне восстановить личные воспоминания. А они для меня были очень важны. С памятью проблемы сохранились, но они уже не такие острые, какими были первые годы после «Норд-Оста». Приспособилась к ним так, что они не влияют на мою жизнь. Многие выжившие рассказывают о проблемах со здоровьем, вызванных им. Плюс пережитый стресс. Всё это, конечно, на здоровье сказалось сосудистые проблемы появились почти сразу, проблемы с почками. Предполагаю, что это следствие и того, что в Москве я не долечилась, там все-таки возможности лучше, чем у нас в городе. Если бы его похоронили без меня, наверное, никогда не простила бы ни себе, ни близким. И может, никогда бы не поняла, что он умер. Он мне до сих пор снится, и каждый раз спрашиваю: «20 лет прошло, где ты был? Что-нибудь подобное у вас было? А дальше все меры поддержки должны обеспечиваться региональными властями. Местные бюджеты сильно отличаются от московского, это несравнимые масштабы. Но знаете, я благодарна за помощь, которую получала — не только от представителей власти Калининградской области, но и от обычных людей, которые поддерживали меня даже по прошествии стольких лет. Когда появилась информация о чудовищном теракте в Красногорске, мне снова начали звонить, чтобы поддержать: «Смотрим новости, вспоминаем тебя, как это всё страшно». А я хочу сказать всем, кто оказался в «Крокус Сити Холле» 22 марта. Я знаю, как это ужасно, страшно и не поддается никаким объяснениям.

В конце октября 2002 года по приказу Шамиля Басаева возглавил рейд в Москву специального диверсионно-террористического отряда. Захватив Театральный центр, Бараев потребовал от российских властей прекращения боевых действий в Чечне и начала переговоров с Асланом Масхадовым — президентом непризнанной Чеченской Республики Ичкерия. Штурм и никаких переговоров Сейчас известно, что ни о каких переговорах с террористами даже изначально речи не шло — штаб операции планы будущего захвата здания разрабатывал с первых минут. Главная проблема: искали малейший шанс предотвратить взрыв внутри Дома культуры, заминированного террористами. Впоследствии, правда, выяснилось, что с тем количеством взрывчатки, что располагали террористы по оценкам экспертов — 76,6 кг в тротиловом эквиваленте обрушить здание все равно бы не получилось. Но тогда эта угроза выглядела вполне реальной. В любом случае, взрыв в закрытом помещении неминуемо привел бы к большому количеству жертв среди заложников. Бойцам специальных подразделений удалось проникнуть в здание по подземным коммуникациям и уже оттуда установить наблюдение за происходившим в коридорах и в зрительном зале. Подразделение антитеррора «Вымпел» Центра спецназначения ФСБ, которое должно было вылетать в очередную командировку в Чечню 25 октября, изменило планы и в полном составе одновременно с «Альфой» стало готовиться к штурму. Захват отрабатывали на однотипном доме культуры «Меридиан» на Профсоюзной улице в Москве и на ряде других объектов. Именно в ходе отработки штурмовых действий и возник вариант с газом, который должен был помочь почти мгновенно «отключить» шахидок-смертниц, сидевших со взрывными устройствами в партере и на балконах зрительного зала. Что за газ был в итоге применен — одна из самых тщательно охраняемых тайн. Точный состав не смогли назвать даже медики, спасавшие жертв отравления. Но военные эксперты и токсикологи США предполагают, что российские спецслужбы применили вещество, содержащее валиум. В зависимости от дозировки он способен стимулировать удушье, тошноту и галлюцинации. Чтобы уберечь от отравления бойцов «Альфы» и «Вымпела», им накануне атаки сделали инъекции находящегося на вооружении нашей армии антидота — специального средства, помогающего выжить в условиях применения химического оружия. Около 5 утра 26 октября после газовой атаки, которую сами террористы приняли за пожар в здании, начался штурм. В результате атаки, террористы были уничтожены, но также погибли 130, а по некоторым другим данным — 174 заложника. В том числе, дети. Расчетные 10 минут, превратились в получасовой бой Едва ли не главный вопрос, который стоит уже 7 лет: можно ли было предотвратить столько смертей среди заложников? Представители спецслужб утверждают: столь трагических последствий те, кто планировал операцию, и сами не ожидали. Однако сопротивление бараевцев оказалось настолько ожесточенным и умело организованным, что бой затянулся до получаса. Например, часть бандитов забаррикадировалась в подсобном помещении буфета, где были установлены холодильники и не было окон. Выбивать их оттуда пришлось через единственную дверь. Однако главной цели удалось достичь — взрыв в зале с заложниками был предотвращен. Шахидки, обвязанные взрывчаткой, сидели среди зрителей под балконами. Они полагали, что в случае подрыва привязанных к их телам устройств крепления балконов не выдержат взрывной волны и рухнут на головы уцелевших от осколков зрителей. Чтобы «вырубить» смертниц раньше, чем они поймут, что происходит, газ пустили через вентиляционные отверстия под балконами. Потерявших сознание женщин в черном ворвавшийся спецназ добивал выстрелами в голову. Иначе была опасность, что, придя в себя, хотя бы одна из них все же сумеет нажать на взрыватель. Но именно у стен, в ограниченном сверху еще и балконами пространстве, концентрация ядов оказалась наибольшей. И именно сидевшие на этих местах зрители наглотались отравы больше других. Оперативная ложь «Трагедии могут быть в любом государстве. Никто не застрахован. Главное, как власть из них выходит. Какие уроки извлекает она из жестокой правды о случившемся, как относится к потерпевшим, которые продолжают свою жизнь рядом с ней, и к памяти погибших? Курбатов, который потерял на Дубровке ребенка. Но как раз после теракта власть повела себя самым странным образом. Пошла дезинформация, расследование стопорилось, а потом и вовсе было остановлено. Потерпевшие вынуждены были даже создать общественную организацию «Норд-Ост», которая провела параллельное расследование трагедии, направив его итоги в правительство и правоохранительные органы. Ниже мы приводим данные из этого доклада. Карповой, примерно через час после взрывов к родственникам заложников вошли Валентина Матвиенко, Олег Бочаров и другие представители штаба. Они встали у микрофона. Зал замер. И тут прозвучали слова сладкой лжи: «Штурм прошел блестяще! Террористы убиты все!

В течение трех дней боевики удерживали в здании более 800 человек. В пять утра 26 октября 2002-го начался штурм Театрального центра на Дубровке. Спецслужбы понимали, что дальше тянуть нельзя, иначе жертв будет только больше. Штурмовые группы спецназа «Альфа» и «Вымпел» пробрались в здание с трех сторон: через ночной клуб, главный вход и окно вестибюля. Террористы могли находиться где угодно. Штурм длится всего 15 минут. Бойцы «Альфы» зашли в зал.

«Мы не умрем. Только не надо больше войны»

  • «Мелкий и ничем не примечательный бандит»
  • «Норд-Ост»: как 12-летний актёр провел три дня в заложниках и потерял при штурме первую любовь
  • «Мы не умрем. Только не надо больше войны»
  • В Москве произошел теракт на Дубровке
  • «Террористы провели тщательную разведку»
  • До атаки на «Крокус»: самые громкие теракты в России

Татьяна Жаботинская

  • Теракт на Дубровке — Википедия
  • «Я помню, как понял, что мы все оттуда не выйдем живыми»: воспоминания заложника «Норд-Оста»
  • Кобзон и Рошаль вывели детей, а Пугачева не сумела. Роль звезд в помощи заложникам «Норд-Оста»
  • Теракт на Дубровке («Норд-Ост») в Москве – 23-26 октября 2002 года

Норд-Ост (теракт)

В 2014 году на улице Мельникова в Москве завершилось строительство храма в честь святых Кирилла и Мефодия в память о погибших в результате теракта на Дубровке. Австралийский подросток погиб в результате нападения огромного крокодила. Террористический акт на Дубровке (Норд-Ост) — теракт в Москве, в ходе которого террористы захватили и удерживали в заложниках зрителей мюзикла «Норд-Ост», находившихся в ДК ГПЗ.

Теракт на Дубровке: истории выживших после «Норд-Оста»

Теракт в Театре на Дубровке, 2002. захвачены 916 зрителей и артистов мюзикла «Норд-Ост», который проходил в театральном центре на Дубровке. Тем не менее, в результате теракта на Дубровке погибли по разным оценкам от 130 до 174 человек, причем 119 из них — в больницах после освобождения, от воздействия пущенного в помещение газа, состав которого до сих пор неизвестен. Если банда Бараева, захватившая Театральный центр на Дубровке, взяла всю массу людей в заложники и сразу обозначила свои требования, то ворвавшиеся вчера в «Крокус» террористы таких целей себе явно не ставили. Создание сайта студия: Погибшие. Официальный список погибших во время теракта на Дубровке.

Какие теракты на концертных площадках устраивали в России?

20 лет спустя. Бывшие заложники «Норд-Оста» о погибших близких и жизни после теракта У бывшей журналистки из Калининграда Алены Михайловой на «Норд-Осте» погиб муж — директор Общественного калининградского радио Максим Михайлов.
«После «Норд-Оста» я исчез»: амурский геолог три дня был заложником теракта на Дубровке — Такое количество зрителей погибло от отравления газом? — Нет, сто процентов не от отравления.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий